Портрет человека нового времени история 7 класс – «7 класс. История.. 1. Понятие Нового времени. 2. Кризис традиционного общества. 3. Черты нового общества.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Человек нового времени

В XVII-XVIII вв. на Западе активно утверждался не только капитализм, но и новый тип человека, с особой системой ценностей и отношением к религии, труду, обществу и т. д.

Это новое восприятие мира, принципиально отличавшееся от средневекового, стало складываться еще в эпоху Реформации. Ее ведущие идеологи (прежде всего Кальвин) разработали протестантскую этику, главными носителями которой были буржуа. Новая этика выдвигала на первый план предприимчивость, трудолюбие, бережливость — качества, не столь ценимые в средние века, но ставшие необходимыми в капиталистическом обществе.
Литература нового времени, биографии представителей третьего сословия дают возможность реконструировать образ буржуа.

Так, в автобиографии знаменитого американского просветителя и политика Б. Франклина (1706-1790) и в романе английского писателя Д. Дефо «Робинзон Крузо» (1719) предстают бесстрашные, деятельные люди, способные преодолеть любые препятствия. Такие люди активно претендовали на роль новой элиты. Если феодальной аристократии право на элитарность гарантировало благородное происхождение, то, с точки зрения буржуазных идеологов, это право могли дать только личные достоинства и достижения.

Тема капитала, личного заработка, к которой аристократия относилась с высокомерным пренебрежением, становится в новое время едва ли не главной. Появляется множество всевозможных руководств по обогащению. В докапиталистическую эпоху главной заботой человека было обеспечить себе пропитание и кров. Потребности человека нового времени стали несравненно шире. В XVII-XVIII вв. страсть к обогащению, порой превосходящая все мыслимые рамки, во многом определяла смысл жизни человека. Буржуазные идеологи учили, что богатство «должно умножать имущество своего владельца и повсюду распространять счастье» (Б. Франклин). Деньги, богатство рассматривались и как путь к личной независимости, к свободе от законов общества, нередко жестоких и несправедливых.

Конечно, реальность во многом расходилась с теориями. Человек нового времени не только созидал и творил, но также разрушал и грабил, а богатство далеко не всегда употреблялось во благо ближнего. И все же образ нового человека (со всеми своими плюсами и минусами) оказывал огромное воздействие на общественное сознание и новую систему ценностей.

В формировании последней важнейшую роль сыграло и буржуазное Просвещение — третий духовный переворот после Возрождения и Реформации, который окончательно разрушил средневековую систему ценностей. Зародившись в Англии еще в середине XVII в.. Просвещение в XVIII в. достигло наивысшего расцвета во Франции и быстро распространилось практически по всей Европе. Теории просветителей не были достоянием одной лишь интеллектуальной элиты, они активно проникали и в массовое сознание (пусть нередко и в весьма примитивной форме).

В эпоху Просвещения окончательную победу одержал рационализм, зародившийся в западноевропейской мысли еще в средние века. Но тогда рациональное отношение к миру сосуществовало с религиозным, причудливо переплетаясь с ним. В XVIII в. сформировался атеизм, полностью отрицавший веру в Бога либо подчинявший ее требованиям разума. Еще в XVII в. знаменитый английский философ Джон Локк (1632-1704) выдвинул идею «общественного договора», в который вступают народ и избранные им правители во имя создания механизма власти. Из этой теории вытекало, что народ имеет право на свержение неправедных правителей, нарушивших договор. Теорию Локка развили в XVIII в. французские и американские просветители, и не случайно именно в их странах она нашла практическое воплощение.

Теории просветителей подрывали веками складывавшуюся веру в незыблемость политического порядка, проповедуя, что он установлен не Богом, а людьми, следовательно, его можно и должно изменять и совершенствовать. Просветители верили в возможность построения гармонического общества — своего рода Царства Божьего, в котором самого Бога не будет. Но как прийти к такому обществу?

Некоторые из просветителей полагали, что общество будущего должно основываться на принципе равенства, т. е. приблизительно одинакового распределения собственности и прочих материальных ценностей. Но эти благородные в своей основе помыслы были совершенно неосуществимы на практике. Допустимо равенство возможностей, равенство прав, но никак не равенство конечного результата, итога жизненного пути миллионов людей. Зачем стремиться к совершенству, вообще к чему бы то ни было, если едва ли не при рождении любому человеку обещано равенство — мудрецу и глупцу, труже-нику.и лодырю? Идея равенства лишала человека стимула к творчеству, к совершенствованию себя и общества в целом.

Прямого призыва к ниспровержению государственного строя в теориях просветителей не было, но они внедряли в массовое сознание мысль о том, что люди вольны переустраивать общество и, следовательно, устранять преграды, мешающие им сделать это. Вот в этом и заключался революционный характер влияния теорий просветителей на общественное сознание.

www.examen.ru

7 кл история нового времени

Пояснительная записка

к рабочей программе по Всеобщей истории.

История Нового времени (7 класс)

Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной. — М.: Просвещение, 2008.

Данная программа обеспечивает изучение курса истории Нового времени с XVI по XIX вв. учащимися 7 класса.

Цели курса: учащиеся должны получить знания об основных чертах развития индустри­ального и традиционного обществ, изменениях, произошедших в мире за 200 лет;

  • о причинах революций и реформах, как альтернативном пути развития общества;
  • должны научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, мето­дам исторического анализа;
  • приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре;
  • анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;
  • научиться самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою ав­торскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;
  • уметь анализировать и описывать события с разных, часто с противоположных точек зрения.

Учащиеся должны овладеть умениями:

  • определять и объяснять понятия;
  • уметь выделять главную мысль, идею в учебнике;
  • рассматривать общественные явления в развитии;
  • анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизи­ровать полученную информацию;
  • уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности.

Изучение курса рассчитано на 34 часа.

Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта и дополнитель­ной литературы:

  1. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Новая история 1500-1800 гг. – М.: «Просвещение», 2013.
  2. А.Я. Юдовская. Новая история, 7 класс. Тесты. Работа с историческими текстами. Познавательные задания. – М.: «Дрофа», 2005.
  3. А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. Рабочая тетрадь по Новой истории 1500-1800 гг.В 2-х частях. М.: «Просвещение», 2004 г.
  4. Атласы по Новой истории.
  5. Настенные карты по Новой истории.

В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:

  1. Электронный учебник: Новая история, 7 класс.
  2. Презентации по курсу Новой истории.
  3. Уроки КиМ. «Всеобщая история. Новое время»

В 7 классе  4 учащихся.  Уровень успеваемости в классе средний, дети активные, коммуникабельные. Дети в классе отзывчивы, работоспособны, артистичны, внимательны, иногда рассеяны, учатся на «4» и «5». Принимают активное участие во всех школьных и классных мероприятиях.

 

 

Минимум содержания образования

История Нового времени

 Новое время как историческая эпоха. Запад и Восток в Новое время – единство и особенности исторических судеб. Экономическое и социальное развитие стран Европы в период ранней модернизации. Великие географические открытия и их последствия. Духовная культура Возрождения. Пафос и противоречия гуманизма. Н.Макиавелли и М.Монтень о человеке и человеческом. Духовные и социальные истоки Реформации и Контрреформации. М.Лютер, Ж.Кальвин и И.Лойола о вере и свободе. Религиозные войны и международные отношения XVI-XVII вв. Утверждение абсолютизма. «Король-солнце» Людовик XIV – символ эпохи. Нидерландская и английская буржуазные революции – социальные конфликты, идеология, политическая борьба.

 Динамика модернизации европейского общества в XVIII-XIX в. Этапы промышленного переворота и его социальные последствия. Европейское и американское Просвещение – идеи и личности. Война за независимость и образование Соединенных Штатов. Французская революция конца XVIII в. и наполеоновская империя. Развитие системы международных отношений в XVIII – начале XIX вв. Европейская колониальная экспансия – экономика и идеология. Становление индустриального общества в странах Европы и США в XIX в. Консервативные, либеральные, радикальные течения в общественной жизни – идеи и лидеры. Марксизм. Европейские революции XIX в. Образование единых государств в Германии и Италии. О. фон Бисмарк – «железо и кровь» в борьбе за единство нации. Народы Центрально-Восточной Европы в XIX в. Провозглашение независимых государств в Латинской Америке в XIX в. Гражданская война в США. Особенности социально-экономического развития стран Европы и США в последней трети XIX в. Империализм. Традиционные общества в странах Азии в эпоху империализма. Начало модернизации в Японии. Международные отношения в ХIX в. Начало борьбы за передел мира.

 Мир человека Нового времени. Формирование научной картины мира. Развитие техники.  Выдающиеся ученые и изобретатели. Распространение образования. Литература и искусство Нового времени: основные течения и представители. Нарастание противоречий в духовном развитии европейского общества в конце Нового времени.

 

Содержание предмета

Тема1. Европа и мир в начале нового времени(17ч)

Возникновение представлений о Новом времени как особом периоде истории. Основное содержание этого периода — подъем светской культуры, перемены в общественных отношениях, возникновение единых централизованных суверенных государств. Проблема отношений между и государством и гражданином. Переход от натурального — хозяйства, феодального поместья, цехового строя ремесла и торговли к рынку. Раскрепощение трудовой энергии людей. Ускорение экономического развития. Становление современной цивилизации и развитие капиталистических отношений. Новое время — предыстория современности. Географические представления европейцев в конце средневековья. Успехи в развитии морской астрономии, картографии и судостроении. Совершенствование навыков мореплавания. Причины Великих географических открытий. Заинтересованность европейцев в торговле со странами Востока.

 

ТЕМА 2. Эпоха Просвещения. Время преобразований (12)

 Происхождение понятия «Возрождение». Возрождение как «золотой век» в истории европейского искусства и как эпоха в духовном развитии европейских народов. Предпосылки Возрождения: интерес людей к античному наследию, тяга к знаниям, духовные запросы общества начала Нового времени, расцвет городской культуры, поддержка со стороны буржуазии, государства и католической церкви. Италия — родина Возрождения. Северное Возрождение.

 Гуманизм как течение общественной мысли эпохи Возрождения. Стремление гуманистов примирить религиозный и научный подходы к действительности. Преклонение перед античностью. Индивидуализм мышления гуманистов. Крупнейшие представители ренессансного гуманизма: Эразм Роттердамский, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Сервантес, Уильям Шекспир — и их произведения. Развитие естественно-научных знаний. Создание Коперником гелиоцентрической системы мира. Переплетение в воззрениях ученых Возрождения научных и псевдонаучных представлений. Популярность астрологии и алхимии.

 

 Искусство Высокого Возрождения. Ренессансный культ красоты. Леонардо да Винчи как ученый, инженер и художник. Флорентийская школа живописи и ее крупнейшие представители. Жизнь и произведения Рафаэля, Микелан-джело Буонарроти. Венецианская школа живописи. Тициан. Искусство Северного Возрождения. Произведения Питера Брейгеля Старшего, Альбрехта Дюрера, Ганса Гольбейна Младшего. Искусство Возрождения во Франции.

Основные понятия и термины: алхимия, астрология, Возрождение, гуманизм, индивидуализм, Ренессанс, светская культура, утопия.

 Цели и задачи Реформации. Необходимость обновления норм морали и этики в соответствии с запросами общества. Причины недовольства католицизмом широкими кругами верующих: церковные поборы, занятие доходными видами деятельности, нарушение церковниками обетов и уставов церкви, торговля индульгенциями. Попытки реформы церкви сверху. Выступление Мартина Лютера против индульгенций. Учение Лютера о спасении верой. Его программа Реформации: упразднение духовенства, закрытие монастырей, отмена целибата, право верующих самостоятельно изучать Священное Писание, осуждение праздности, признание труда одной из высших моральных ценностей, оправдание богатства, полученного законным путем.

Тема 3. Традиционные общества в раннее новое время(5ч)

 Основные различия в путях развития стран Европы и Америки в начале Нового времени. Территориальное расширение Османской империи. Султан Сулейман I Великолепный. Военная организация. Деспотическая власть султана. Условное землевладение. Янычары. Положение народов, подвластных Османской империи. Войны Османской Империи с европейскими государствами. Упадок могущества Османской империи. Восточный вопрос. Развитие государств Центральной Азии. Государство Сефевидов. Войны Сефевидов с Османской империей. Шииты и сунниты. Шах Аббас I. Общественные отношения. Сефевиды и Европа. Искусство мусульманских государств.

 Индия в начале XVI в. Политическая раздробленность. Общественные отношения. Государственная собственность на землю. Противоречия между приверженцами ислама, индуизма и буддизма. Система каст. Великие Моголы. Сикхи. Европейская колонизация. Противоречия европейских государств из-за господства в Индии. Начало колонизации Китая. Маньчжурское завоевание. «Закрытие» Китая. Общественные отношения в цинском Китае, его государственное устройство. Конфуцианство. Китай и Россия. Самоизоляция Японии. Общественный и государственный строй Японии. Сёгунат Токугава. Самураи. Особенности культуры стран Южной и Восточной Азии.

Основные понятия и термины: бей, буддизм, везир, Восточный вопрос, гайдуки, деспотизм, диван, индуизм, ислам, каллиграфия, капитуляции, касты, конфуцианство, метрополия, миниатюра, муфтий, орнамент, самурай, сё-гун, секта, сипахи, сунниты, шииты, эмиры, янычары.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

критерии оценки знаний учащихся

Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.

Формы учета: оценка(оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т.п.).

Критерии оценки знаний учащихся таковы:

  • глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается оценкой «5»;
  • твердое знание материала в пределах программных требований – «4»;
  • неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – «3»;
  • наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
  • отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой «1» (используется очень редко)*.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 

 В результате изучения истории средних веков ученик должен:

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории нового времени; выдающихся деятелей всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий  всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории, достижениям   мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по Новой истории (7 класс)

№ урока

в году

№ урока

в теме

Тема урока

Примечания

Дата

                                     Европа и мир в начале нового времени (18 ч)

1

1

1.Эпоха Великих географических открытий.

Новые изобретения и усовершенствования. Географические представления..

 

2

2

2 Абсолютизм в Европе.

Значение абсолютизма для развития общества.

 

3

3

3.Хозяйственная жизнь Европы в 16 -17 вв.

Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании.

 

4

4

4.Социальная структура европейского общества.

Буржуазия раннего нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих.

 

5

5

5.Повседневная жизнь в 16-17 вв.

 

Главные беды – эпидемии, голод, войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. Мода

 

6

6

6. Философия гуманизма.

Рождение гуманизма. Первые утопии. Томас Мор. Ф.Рабле и его герои. У.Шекспир, М.Сервантес. Музыка.

 

 

7

7

7Живопись Высокого Возрождения.

Новые тенденции в изобразительном искусстве.

 

8

8

8.Зарождение  европейской науки.

Разрушение средневекового представления о Вселенной. Учение Н.Коперника. Д.Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Открытия Г.Галилея. И.Ньютон. Ф.Бэкон..

 

9

9

9.Начало Реформации в Европе.

Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм.

 

10

10

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.

Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.

 

11

11

Королевская власть в Англии и Реформация.

 

 

12

12

 Франция в 16-1 пол. 17 в.

 

 

13

13

 Обобщение по теме «Европа и мир в 15-17 вв.»

 

 

14

14

Нидерландская революция.

Нидерланды – жемчужина в короне Габсбургов. Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI веке. Экономические и религиозные противоречия с Испанией.

 

15

15

Великая Английская революция..

Англия в первой половине XVII века. Пуритане. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент.

 

16

16

 Путь к парламентской монархии в Англии.

 

 

17

17

Международные отношения в XVI-XVIII веках.

 

 

 

Причины международных конфликтов. Тридцатилетняя война. Последствия войны для Европы.

 

18

18

 Обобщение по теме «Ранние буржуазные революции»

 

 

                                  Эпоха Просвещения. Время преобразований(12ч)

19

1

Век Просвещения.

Просветители XVIII века – наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер..

 

20

2

Культура эпохи Просвещения.

Образ человека индустриального общества в произведениях Д.Дефо.

 

21-22

3-4

Промышленный переворот в Англии.

Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки, особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих.

 

23-24

5-6

Английские колонии в Северной Америке.

Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б.Франклин – великий наставник «юного» капитализма.

 

25-26

7-8

Война за независимость. Образование США.

Причины войны североамериканских колоний за независимость. Д.Вашингтон и Т.Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах.

 

27-28

9-10

Великая французская революция. Якобинская диктатура.

Франция в середине XVIII века. Начало революции. Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791г. Свержение монархии. Провозглашение республики..

 

29-30

11-12

От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.

Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории.

 

                                      Традиционные общества в раннее новое время(4ч)

31-32

1-2

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени.

Основные черты традиционного общества. Государство – верховный собственник земли, общинные порядки в деревне. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.

 

33

3

Государства Востока: начало европейской колонизации.

Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Маньчжурское завоевание Китая. Япония в эпохе правления династии Токугавы.

 

34

4

Итоговое повторение.

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационно-методическое обеспечение:

  1. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Новая история 1500-1800 гг. – М.: «Просвещение», 2002.
  2. А.Я. Юдовская. Новая история, 7 класс. Тесты. Работа с историческими текстами. Познавательные задания. – М.: «Дрофа», 2005.
  3. А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. Рабочая тетрадь по Новой истории 1500-1800 гг.В 2-х частях. М.: «Просвещение», 2004 г.
  4. Атласы по Новой истории.
  5. Настенные карты по Новой истории.

 

Электронные образовательные ресурсы:

 

  1. Электронный учебник: Новая история, 7 класс.
  2. Презентации по курсу Новой истории.
    1. Уроки КиМ. «Всеобщая история. Новое время»

 

 

Документы для скачивания:

31035_poyas nov ist.docx Формат: .docx

a2b2.ru

«Человек нового времени» — мхк, уроки

«Человек нового времени».

Урок МХК в 9 классе.

Автор – учитель истории и МХК Шульгина С.В.

Какова Главная проблема искусства 20 века?

  • Взаимоотношения человека и общества.
  • С одной стороны, искусство возвеличивает человека, прославляет его духовную мощь и физические возможности. А с другой – человек оказывается
  • перед решением сложнейших жизненных и социальных проблем
  • «Постоянство памяти»

На пустынном, словно вымершем фоне, представлено странное существо, напоминающее останки какого-то морского животного. В нем одновременно можно рассмотреть черты лица человека и улитку без раковины. Мягкие, словно расплавленные циферблаты часов наводят на мысли о бренности жизни .

Сальвадор Дапи (1904 – 1989 гг.)

Сальвадор Дали «Явление лица и фруктовой вазы»

Сальвадор Дали «Нос Наполеона, превращенный в беременную женщину»

Автопортрет с Рафаэлево «Лебеди, отраженные в

шеей» слонах»

Сальвадор Дали «Распятие» «Тайная вечеря»

  • Куби́зм ( фр.   Cubisme ) — модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи , зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.

Пабло Пикассо «Авиньонские девицы»

Кубизм.

Пабло Пикассо «Спящая женщина»

Пабло Пикассо « Дружба»

Кубизм.

Пабло Пикассо «Обнаженная»

Пабло Пикассо «Три женщины»

Пабло Пикассо «Голубь с обнаженным горшком»

Пабло Пикассо.

«Гитара и скрипка»

«Три танцора»

  • «Крик»
  • «Крик»
  • «Крик»

В жизни маленького невзрачного человека произошло нечто ужасное. Зажав голову руками, он кричит, и в крике сотрясается все его тело. А в это время два его спутника спокойно и равнодушно удаляются, не обращая внимания на него никакого

Отчаянный крик боли, ужаса и страдания человека запечатлены в этой картине.

Эдвард Мунк (1863 – 1944 гг.)

Искусство 20 века предлагает

человеку удалиться от

городской суеты, найти

место, исполненного

природного очарования и

красоты. Представители

лэнд – арта –

-искусства, зовущего человека

на лоно природы, оперируют

большими пространствами

воды, земли, камней и

растительности В их

произведжениях можно

наблюдать изменения земной

коры, трансформацию климата,

движение материков,

старение гор, рождение или

гибель рек, морей и оз

Лэнд – арт.

  • Ричард Шиллинг

Лэнд – арт.

  • Анатолий Вяткин (Клавиотура)

Лэнд – арт.

  • «Спиральная дамба»
  • «Спиральная дамба»
  • «Спиральная дамба»

В 1970 году была построена знаменитая «Спиральная дамба» длиной в 480 метров! Она выложена из камней и земли на мелководбе Большого Соленого озера в штате Юта

Предлагается человеку покинуть пределы обычного жизненного пространства и совершить увлекательное путешествие в мир природы..

Роберт Смитчсон (1938 – 1973 гг)

kopilkaurokov.ru

Презентация на тему: «От Средневековья к Новому времени», Всеобщая история, 7 класс.

ТЕМА УРОКА: От Средневековья к Новому времени

Всеобщая история,

7 класс

Денчик И.В. Учитель истории, Санаторная школа интернат № 28 г. Ростов-на-Дону

ПЛАН ТЕМЫ

1. Понятие о Новом времени.

2. Человек Нового времени.

3. Что связывает нас с Новым временем

Проблемное задание по теме:

Какие явления (изменения) в обществе позволили заявить о начале Нового времени в XVI веке?

??????????????????

Средневековое общество было традиционным

Черты традиционного общества:

1) натуральное хозяйство.

2) деление общества на сословия.

3) разделение власти между

королём и крупными феодалами.

4) преобладание религиозных

представлений в духовной жизни

людей.

Наследие Средних веков

Европа обрела историко-культурное единство.

Получили развитие мировые религии. Окончательно оформилась христианская церковь и её учение. На Ближнем Востоке возник ислам — одна из мировых религий сегодня.

Были заложены основы современных наций. Сложились языки многих народов: английский, французский, немецкий, испанский, итальянский, чешский и др.

Образовались и начали своё развитие современные нам европейские государства.

Сохранившееся в Византии Римское право, соединившись с обычаями свободных германцев, стало основой для законодательства европейских государств. Возник суд присяжных

Средневековье создало для современного человека университеты, книгопечатание.

Архитектура Средневековья (храмы, ратуши, крепости, жилые дома) до сих пор украшают многие европейские города.

1. ПОНЯТИЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Новое время (или новая история) — период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем .

Начало нового времени рубеж XV – XVI вв.

Завершается новое время на рубеже XIX – XX вв.

ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНИКОМ

Как называется учебник?

Кто автор учебника?

Из каких глав состоит учебник, как они называются?

Какие материалы включает учебник?

Историю каких государств мы будем изучать в этом году?

ЗАДАНИЕ: прочитайте текст на стр. 5 и ответьте на вопрос:

КАКИЕ СОБЫТИЯ ИСТОРИКИ СЧИТАЮТ НАЧАЛОМ

НОВОГО ВРЕМЕНИ

ПОНЯТИЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Термин «Новое время впервые появился в Италии в XVI в., когда возникло ощущение, что старое время уходит в прошлое, уступая место новой эпохе, «эпохе пробуждения умов» и возрождения интереса к человеческой личности и повседневной жизни людей. Переход от Средневековья к Новой истории- это переход от феодализма к капитализму.

НОВОЕ ВРЕМЯ УСЛОВНО ПРИНЯТО ДЕЛИТЬ НА 2 ПЕРИОДА

1) период –XV – XVIII века (раннее Новое время).

2) период – XIX – начало XX века.

Рене Декарт. Французский философ, математик, физик, физиолог. (31 марта 1596 — 11 февраля 1650)

СЛОВАРЬ:

Феодализм — общественный строй, при котором крестьяне ведут самостоятельное хозяйство, но находятся в личном и экономическом подчинении у господствующего класса.

Капитализм — экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли.

В конце Средневековья появляются новые ценности – достижение богатства, личных успехов.

Постепенно разрушается традиционное общество. Начинается переход от традиционного общества к«индустриальному».

Индустриальное общество – общество, в котором господствует машинное производство.

СЛОВАРЬ:

Ценности — важность, значимость, польза, полезность чего-либо.

Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей. Если верность является ценностью, то отступление от нее осуждается как предательство. Если чистота является ценностью, то неряшливость и грязь осуждаются как неприличное поведение.

В средние века жизнь людей была тесно связана с землей. Поле по латыни «агер», поэтому цивилизация называется аграрной. Труд земледельца, скотовода в значительной степени зависел от природных стихий, регулировался природными «часами», то есть сменой дня и ночи, времен года. Жизнь человека изменялась медленно, он жил согласно традициям своих предков. Круг его общения практически оставался неизменным. Важную роль для человека аграрной цивилизации играло его происхождение: был ли он феодалом, торговцем, жрецом, воином, крестьянином. Общество, в котором жили люди аграрной цивилизации, называют традиционным.

Черты традиционного

(аграрного общества)

Переход от средневековья к новому времени характеризуется изменениями во сферах общества

Черты индустриального общества.

Развитие товарного отношения.

Деление общества на классы.

Машинный труд.

Неограниченная власть короля.

Новое мировоззрение (индивидуализм, рационализм, ориентация на успех)

Господство натурального хозяйства.

Деление общества на сословия.

Ручной труд.

Разделение власти между королем и крупными землевладельцами.

Взгляд человека на мир формировала религия.

2. ЧЕЛОВЕК НОВОГО ВРЕМЕНИ

З авершается Средневековье, постепенно разрушается европейское традиционное общество, складывается «новый тип личности» с особой системой ценностей и отношением к религии, труду, обществу. Это новое восприятие мира, принципиально отличается от средневекового. Новая этика выдвигала на первый план предприимчивость, трудолюбие, бережливость — качества, не столь ценимые в средние века, но ставшие необходимыми в индустриальном обществе.

Слово «индустриальный» означает «промышленный», «производящий». Людей индустриальной цивилизации окружают созданные ими механизмы, предметы, заводы и фабрики. Ритм жизни и трудовой деятельности здесь задает искусственный механизм – часы. Жизнь стремительно меняется под воздействием множества событий: он ежедневно общается с самыми разнообразными людьми; получает информацию из газет, радио; пользуется быстроходными средствами передвижения. Такой человек ценит не столько традиции и опыт предков, сколько достижения и изобретения его современников, улучшающие и облегчающие его существование. Здесь место человека в обществе определяет не столько его происхождение, сколько собственные достижения – должность, профессия, личные качества. Постепенно географические и климатические особенности, требовавшие от  человека большей активности, влияли на  внедрение новых способов хозяйственной деятельности, на  усовершенствование орудий труда .

В  новое время стала складываться политическая система

Управления, существующая и в  наше время. Тогда же были

написаны первые конституции.

Задание: Прочитайте текст учебника на стр. 5-6,

ответьте на вопрос:

— Какими чертами обладал человека нового времени?

— Каким целям служил дух предпринимательства?

— Как это явление влияло на развитие общества?

ДЕЛАЕМ ВЫВОД:

Какими чертами обладал человек нового времени?

Человек нового времени способен к самостоятельной деятельности, готов нести ответственность за принятые решения.

Главным стимулом в жизни стало желание, во что бы то ни стало разбогатеть и добиться утверждения в обществе.

Стремление к личному успеху вынуждало людей совершенствовать орудия труда, создавать, новые технологии и рисковать собственностью ради самоутверждения. Такие люди совершали великие открытия, осуществляли дальние путешествия, осваивали новые страны и континенты.

Каким целям служил дух предпринимательства? Как это явление влияло на развитие общества?

Дух предпринимательства позволял человеку ориентироваться в сложной рыночной обстановке и рисковать ради более высокой прибыли. Отбрасывая предрассудки они легко воспринимали все новое, передовое. Это приводило к обогащению и накоплению капитала, который способствовал развитию общества.

Дух наживы и предпринимательства способствовал развитию науки и техники.

ЗАДАНИЕ: прочитать фрагмент из 

дополнительного текста о  семье

Фуггеров ( стр. 45)

3. Что связывает нас с Новым временем

Новая история изучает время, которое отстоит от  современности сравнительно недалеко, всего лишь на  какие-то 500—200  лет. С  точки зрения исторической науки это было не  так давно. Жизнь людей этого времени уже можно изучать не  только по  данным археологических раскопок и древним летописям, но и по  сохранившимся памятникам материальной и художественной культуры, окружающим нас в  повседневной жизни.

ПОДУМАЙТЕ, ЧТО СВЯЗЫВАЕТ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА С НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ

С Новым временем современных людей связывает городской уклад жизни, основные черты политической системы управления, конституционный строй, стремление к личному успеху, благополучию, комфорту, развитие науки и техники, ответственность за свои поступки, светский характер духовной жизни.

ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ

Переход от Средневековья к Новому времени — процесс длительный. Поэтому в исторической науке нет единого мнения о его начале. В XVI—XVIII  вв. общество сохраняло ещё традиционные черты во многих сферах.. Но стремление людей к  личному успеху заставляло их совершенствовать орудия труда, создавать новые технологии. В  XVIII  в. появилось машинное производство, возникли фабрики. Широкое применение техники  — это уже XIX  в. О бщество станет называться индустриальным, так как быстрыми темпами в  нем будет развиваться техника, и это в  первую очередь бросалось в  глаза современникам. Общество XVI—XVIII  вв.  — это общество раннего Нового времени, переходное от  традиционного к  индустриальному.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1. Дайте определение понятию Новое время.

2. Назовите хронологические рамки нового времени.

РЕШИТЕ ТЕСТ :

1. Что не связывают с началом Нового времени:

А. завоеваниями варваров Б. созданием первых конституций

В. Великими географическими Г. широким применением машинной

открытиями техники

2. Что не является источником знаний по истории нового времени:

А.предметы домашнего обихода Б. произведения литературы

В. клинописные таблички Г. городские здания

Д. сборники законов

3. Общество, для которого характерно широкое использование техники, называют ___________________ обществом.

Прочитать текст учебника

стр. 4 – 7, ответить на вопросы.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://wiki.iteach.ru/index.php/Средневековая деревня и её обитатели

http://rushist.com/index.php/tutorials/kareev-tutma/515-feudalism

http://tolkslovar.ru/f890.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Ценность

http://weytv.ucoz.com/index/domashnee_zadanie/0-34

http://www.liveinternet.ru/users/erfolgshen/post126476087/

kopilkaurokov.ru

История 7 класс новое время – время перемен.

Новое время – период всемирной истории, включающий в себя XVI-XVIII в. Существуют разные трактовки на то, когда началось новое время, но наиболее правильно считать окончанием средневековья 1453 г., когда пала Византия и пальма первенства мессианства над человечеством перешла от Византии к России. Курс история 7 класс новое время рассказывает о том, что оно закончилось в 1917 г., когда в самой России начались катастрофические перемены.

Главным признаком наступления Нового времени, помимо уничтожения Византии и возвышения России является возвышение Европы в целом. В средние века западная Европа по уровню развития не превосходила Азию. Столицей мира был Константинополь. Вокруг Византии и строилась внешняя политика мировых держав.

История 7 класс новое время . Скачать учебник. Юдовская А.Я. и др.

Незадолго до её падения началась эпоха Возрождения. Это случилось в Италии в XIV. Это стало первым признаком начала Нового времени. После краха Византии молниеносно мир узнал о целой плеяде великих гениев: Леонардо да Винчи, Эразм Ротердамский, Николай Коперник. В первые же годы Нового времени произошёл невиданный в истории качественный рывок Европы в развитии. Стали появляться гении во всех областях наук. Началось ещё до эпохи Великих географических открытий, поэтому неверно считать их началом Нового времени. Они были подготовлены предыдущей эпохой, уже не имеющей отношения к средневековью.

Массовый интерес европейцев к наукам пробудился из-за того, что произошёл крах Византии. Европа потеряла былую опору, что заставила её искать альтернативные опоры. Победа сарацин отрезала от Европы Босфор и Дарданеллы, сделав невозможным путь в Индию по суше. Это-то и заставило их искать его по морю.

Великие географические открытия привели к уникальному в мировой истории экономическому рывку. В течение столетия Западная Европа из равной по уровню жизни Азии континента превратилась в столицу мира. Этому способствовал приток золота из новых колоний. Приток был настолько колоссальным, что к концу XVI в. в Испании золото уже ценилось как сейчас хлеб. Унция золота не стоила ничего, произошла гиперинфляция золота, которое перестало быть предметом роскоши и избранности.

Наступление великих географических открытий привело к моральному кризису европейского общества. Люди перестали жить по Законам Евангелия и переключились на зарабатывание денег любой ценой. Новые принципы, которые диктовал колониальный мир, были антиподом учения Христа. Это привело к падению авторитета Церкви и появлению протестантизма.

Тысячелетние основы Европы оказались подорваны. Не желающие жить по Закону Бога протестанты стали объявлять войну Католической Церкви. Это привело к Нидерландской революции, которая стала первой в чреде революций, покончивших с миром традиционных ценностей.

Причины революции в Голландии в том, что бедная испанская провинция не получила тех доходов от колоний, какие получила сама Испания. Голландцы чувствовали себя обделёнными и подняли бунт. Вскоре они сами стали колонизаторами и вошли в историю как крупная колониальная держава.

На разрыв отношений с Церковью пошла и Англия, победил протестантизм в Скандинавии, Эстонии, части Германии, Франции. Однако в последней он привёл к религиозным войнам, в которых в итоге выиграли католики. Тут сказалось влияние Испании.

Курс история 7 класс новое время повествует о том, что XVI век сделал Англию и Испанию двумя самыми мощными и богатыми странами мира. Английский флот стал королём морей. Европа надолго захватила первенство в мире, и лишь в наши дни её геополитическое лидерство стало оспариваться другими расами.

Экономический рывок привёл к рывку научно-техническому и философскому. В начале XVII в. мир узнал, что такое революционная философия. Зародился гуманизм, который своим остриём выступал против самодержавия и традиционных ценностей. Гуманизм ставил в центр мироздания не Бога, а человека и настаивал на том, что в жизни людей главные ценности это общечеловеческие, а не религиозные.

На фоне этой идеологии стал усиливаться протест против самодержавия. Людям стало казаться, что демократия лучшая система. Это привело к великой английской революции 1640 г. Она привела к самой великой гражданской войне в истории Англии, но, даже она не смогла подорвать её могущество. Главный итог революции – падение самодержавия и установление конституционной монархии, которая не пала в Англии до сих пор.

В XVII в. главным событием внутри Европы стало наступление ислама. Османская империя оккупировала Балканы, Грецию, Венгрию, часть Украины и Польши. Венцом турецкого могущества стал 1687 г., когда турки, собрав непобедимую армию, напали на Австрию. Европа поняла, что ислам куда страшнее всех внутренних междоусобиц, немедленно прекратила гражданскую межрелигиозную войну среди христиан и объединилась. В итоге Ян Собесский победил турок под Веной в 1697 г., нанеся по ним удар конницей, когда турки уже несли зелёное знамя ислама над великим безсмертным европейским городом.

Натиск турок был остановлен. Европа спаслась, а ислам больше не достиг такого могущества, как в XVII в. и стал угасать. Следующим важным событием стало падение Испании. Гиперинфляция золота привела к тому, что испанцы перестали богато жить. Золото не ценилось, цены на товары народного потребления росли, и оказалось, что Испания не может предложить народу ничего кроме золота, которое. Опасаясь всё той же гиперинфляции, уже не хотел никто, покупать в Европе. Случилась абсурдная ситуация. Золото оказалось никому не нужно. Оно превратилось в ненужный как грязь товар. Результатом этого стала война за испанское наследство вначале XVIII в. и окончательный крах Испании.

Курс история 7 класс новое время расскажет учащимся о том, что в середине XVIII Англия превратилась в мастерскую мира. Англичане грамотнее испанцев распорядились своим золотом, они не дали его на руки людям, сохранив в банках, пуская в экономику ровно столько, сколько было нужно для её поддержки. В результате в 1750-ые г. Англия стала самым великим государством мира, способным произвести любой продукт доступный человечеству. Она шла впереди всей планеты, занимала 1-ое место по территории и количеству населения.

Конец XVIII ознаменовался промышленным переворотом, который привёл к смене ручного труда на машинный. Облегчилось существование людей, но увеличился темп жизни. Экономика стала приобретать современный характер. Изменилась и внешность людей, став близкой к современной. Изменился быт людей, мода, одежда. Появились классические произведения культуры.

Закончился век ещё двумя катастрофами. Революциями в США и Франции. Их причины в том, что первые тяготились положением зависящих от Англии, чувствуя в себе силы для самостоятельного национального развития, а вторые тяготились тем же, только уже банальным отставанием экономики и уровня жизни Франции от Англии.

В результате во Франции рухнуло самодержавие, а сама страна превратилась в оплот угрозы для самого существования человечества. От этой угрозы мир спасла Россия. США не имели таких амбиций как Франция, поэтому и выстояли.

Победа американской революции привела к появлению первого на Земле демократического государства. США стали первой страной, где официально восторжествовали ценности гуманизма и общечеловеческого блага. Сначала США отставали от монархий Европы, но в XX в. именно американская государство установило тотальный и абсолютный контроль, над планетой навязав человечеству против его воли свои выработанные тогда ценности гуманизма и общечеловеческого блага, которые сейчас считаются неоспоримыми всеми странами мира.

www.istmira.com

§ 21. Материальный и духовный мир человека XVIII века

§ 21. Материальный и духовный мир человека XVIII века

Изменения в жизни и сознании людей

XVIII в., прошедший в Европе под знаком Просвещения и укрепления буржуазного уклада, очень многое изменил в жизни и сознании европейцев. Секуляризация сознания приобрела повсеместный, массовый характер. Это не означает, что все вдруг стали атеистами (т. е. неверующими), нет, их было совсем немного. Но люди начали понимать, что не все в жизни зависит от воли Бога. Еще во времена Английской революции Кромвель и его солдаты говорили: «На Бога надейся, а порох держи сухим». Ведь в того же самого Бога верили и их противники, а победить могла только одна сторона.

В результате секуляризации сознания возросла личная ответственность человека за происходящее. Он перекладывал на собственные плечи очень многое из того, что прежде предоставлялось воле Бога. Ритм жизни и деятельности людей становился все быстрее и напряженнее. В традиционном (феодальном) обществе этот ритм был размеренным и неспешным. На физический труд или другое занятие большинство людей смотрели как на не очень приятную необходимость добывать себе пропитание – не более того. Мало кому приходило в голову, что работа может быть источником прибыли, что «лишние» деньги можно использовать не только на питание и одежду, но и превратить их в капитал, заставить «работать», приносить доходы.

В чем заключались особенности секуляризации сознания? Почему нельзя поставить знак равенства между ней и атеизмом?

Но в Новое время, особенно в XVII–XVIII вв., все стало меняться. Значительную роль в прорыве неспешности и монотонности жизни сыграли города. Там находились короли и правительства, заседали парламенты. В городах было сосредоточено основное производство, возникали заводы и фабрики, притягивавшие огромные массы людей. Жизнь, разумеется, текла и в деревнях, но история предопределила им место провинции, периферии. И хотя большинство европейцев долгое время жили в сельской местности, в XVII–XVIII вв. эта ситуация стала изменяться в пользу городов. Темпы их роста были связаны со скоростью развития буржуазного уклада в той или иной стране. Так, уже в начале XVI в. на севере Испанских Нидерландов, где позднее возникло самостоятельное государство Голландия, численность горожан перевалила за 50 % всего населения и продолжала расти. Быстро этот процесс шел и в Англии.

Горожанин. Англия. Середина XVIII в.

В городах людям в целом был обеспечен больший достаток и лучшие бытовые условия (разумеется, не всем в равной мере), чем в деревнях. Там было проще бороться с бичом прошлых веков – многочисленными болезнями и эпидемиями. Уже к концу XVII в. в Европе массовых эпидемий стало значительно меньше. Примерно с середины XVIII в. население Европы и мира в целом начинает постоянно (но, разумеется, не всегда равномерно) расти. А прежде этот рост из-за высокой смертности нередко приостанавливался и даже шел вспять. Если в 1650 г. в Европе, включая и Европейскую часть России, жило примерно 100 млн человек, то к 1800 г. их стало уже около 190 млн. А население всей планеты за эти же годы выросло с 500 до примерно 870–880 млн человек.

Вместе с изменением сознания людей, их быта, становившегося все удобнее, с укреплением буржуазного уклада в ряде стран, наконец, с культурными и научно-техническими достижениями века Просвещения изменялось и качество цивилизации в целом. На смену старой феодальной цивилизации шла новая.

Рождение индустриальной цивилизации

К середине XVIII в. в Англии, а затем и в других ведущих европейских странах (а также в США) совокупность происходивших в обществе изменений привела к зарождению новой, индустриальной цивилизации. Ее название связано с одним из важнейших факторов тех лет – индустриализацией, т. е. активнейшим внедрением машин в самые разные отрасли производства. Индустриализация стала возможной благодаря промышленному перевороту, о котором вы подробнее узнаете в следующем параграфе.

Строительство плотины. Голландия

Одной из основных и важнейших примет новой цивилизации, не утратившей своего значения и в наши дни, стала модернизация, т. е. постоянное стремление овладеть всем самым новым, самым современным (в буквальном переводе слово «модернизация» и означает «осовременивание») из общего комплекса достижений человеческой мысли. В начальный период существования индустриальной цивилизации ведущие страны сами создавали это новое и современное, пролагая путь в неизведанных областях науки и экономики. Задача государств, идущих следом за ними, была проще: для них модернизация сводилась к скорейшему освоению достижений и опыта в целом передовых стран.

Первая машина для откачки воды из шахты. Построена в начале XVIII в.

Но содержание индустриальной цивилизации не исчерпывалось внедрением в производство машин и модернизацией. В более широком смысле можно сказать, что модернизация охватывала все области жизни нового, индустриального общества. Это подразумевало и секуляризацию сознания, и рост городов, и широчайший круг идей и научных достижений, заложенных веком Просвещения, и новые течения в политической жизни, и многое другое.

Главным явлением новой цивилизации стало, пожалуй, принципиальное изменение сознания человека. Индустриальное общество все больше и больше пронизывал дух предпринимательства, призывавший людей неустанно трудиться, совершать дерзкие открытия и гениальные изобретения, в поисках лучшей жизни покидать родные места и переселяться за моря и океаны… Человек индустриальной цивилизации стремился к гарантированному законом владению частной собственностью, и это было вполне естественным чувством. Собственность человека – это то, что он создал или заработал своим трудом, энергией и талантом. Это то, что он передаст своим детям и внукам. Неприкосновенность собственности – один из основных принципов буржуазного общества.

Вспомните, в какую эпоху возник дух предпринимательства. С чем это было связано?

В индустриальном обществе вчерашние крестьяне и ремесленники становились торговцами и предпринимателями, делали военную, а порой даже политическую карьеру. Поначалу совершить такое восхождение удавалось единицам, затем – десяткам, сотням, тысячам. Наиболее яркий пример этого явило развитие общества в Северной Америке.

Французский порт. Художник Е. Вернет

Происходило расширение политических, юридических и экономических прав и свобод. Люди не просто дорожили этими правами – их считали основой, гарантией существования. Из-за посягательства короля на права парламента вспыхнули, как вы помните, революция и гражданская война в Англии. Буржуазно-демократические права и свободы, их постоянное совершенствование обеспечивали стабильность и устойчивость индустриальной цивилизации.

Литература XVIII в.

Идеи века Просвещения одухотворяли, наполняли все области жизни, в том числе и художественную литературу. Так, многие литературные произведения той поры стали своего рода летописью обновления сознания и духа человека. В романе выдающегося английского писателя Даниеля Дефо (1660–1731) «Робинзон Крузо» описаны, казалось бы, выдуманные приключения героя, попавшего на далекий необитаемый остров. Но за этими приключениями стояла важнейшая для начала XVIII в. (роман появился в 1719 г.) идея: человек может все! Он способен одолеть и силы стихии, и любые жизненные невзгоды, если дух его не сломлен. Образ Робинзона Крузо стал в те годы примером для многих тысяч европейцев, помогая им обрести уверенность в своих силах. В этом образе отразилась и судьба самого Дефо, испытавшего в своей жизни и тяжелые падения, и мощные взлеты, для которых он всегда находил силы.

Иллюстрация к роману Д. Дефо «Робинзон Крузо»

В 1726 г. появился роман другого английского писателя, Джонатана Свифта (1667–1745) – «Путешествия Гулливера». Свифт уже был известен как автор ярких сатирических произведений, поэтому многие увидели в его романе всего лишь злую пародию на «Робинзона Крузо». Но вряд ли Свифт ставил перед собой такую задачу. Просто он шел значительно дальше Дефо и хотел показать, что для изменения жизни всего общества недостаточно усилий лишь выдающихся личностей. Гулливер оказался не в силах исправить ни жалкой неполноценности лилипутов, ни самодовольной надменности великанов. Необходимо, чтобы сами эти народы, лилипуты и великаны, захотели измениться. Однако эти перемены должны быть благотворны не только для отдельного человека, но и для его ближних, для всего общества. В этом убеждает Гулливера и пребывание на «государстве-корабле», где правят в буквальном смысле слова оторванные от жизни мудрецы, и встреча с мерзкими человекоподобными существами, живущими лишь во имя низменных страстей.

Произведения писателей XVIII в. настолько активно вторгались в жизнь и звали к переменам, что порой вызывали гнев у всесильных монархов. В комедии знаменитого французского драматурга Пьера Бомарше (1732–1799) «Женитьба Фигаро» конфликт между низами и аристократией нашел отражение в искрометных напористых монологах простолюдина Фигаро. Еще до постановки пьесы король Людовик XVI получил донос на Бомарше и пожелал ознакомиться с «крамольным» текстом. А пролистав «Женитьбу Фигаро», король воскликнул: «Да ведь чтобы допустить такое на сцену, пришлось бы разрушить Бастилию!» – старинную крепость-тюрьму в Париже.

Характерный для той эпохи штрих: король тогда сидел за карточным столом. Не теряя времени, он прямо на семерке пик начертал приказ – арестовать Бомарше. Но драматург проявил не меньше энергии, чем его герой Фигаро. Он сумел добиться расположения королевы Марии-Антуанетты и брата короля. Приказ об аресте был отменен, а пьесу вскоре поставили в лучшем парижском театре. Знать, сидевшая в зале, хохотала и аплодировала, не понимая, что это над ее глупостью и чванством издевается Бомарше.

А когда в 1776 г. малоизвестный немецкий драматург Фридрих Клингер написал пьесу «Буря и натиск», он не мог и предположить, что это название даст имя литературному движению. В яркой, образной форме оно призывало немцев к возрождению национальной самобытности, к борьбе против деспотизма и косности. У истоков «Бури и натиска» стояли великие немецкие писатели Иоганн Вольфганг Гёте (1749–1832) и Фридрих Шиллер (1759–1805), произведения которых были пронизаны духом неустанного поиска и мятежа.

Иоганн Вольфганг Гёте. Художник И. Тишбейн

Литература XVIII в. все больше и больше переплеталась с реальной жизнью. Она помогала людям лучше понимать суть событий, в гуще которых они находились, рассказывала о прошлом, а порой и в чем-то предвосхищала развитие общества в будущем.

Изобразительное искусство и музыка

Лучшие творения средневековых архитекторов и живописцев отражали прежде всего могущество монархии и церкви. Величественные дворцы и соборы, мощные монастыри символизировали всевластие их владельцев, подчеркивая прочность и незыблемость этого могущества.

Но уже в раннее Новое время, а особенно в XVII–XVIII вв., это положение изменилось. Специалисты, например, подсчитали, что если в дошедших до нас произведениях живописи (в основном это были иконы) и скульптуры XII–XIII вв. религиозные сюжеты составляли примерно 97 %, то в XVIII в. преобладали уже чисто светские сюжеты – 76 %. А парадные портреты монархов и аристократов были потеснены пейзажами и натюрмортами, изображениями простых людей.

Конечно, это не означало, что в рамках прежних традиций не могли создаваться превосходные произведения. В XVIII в. блистали утонченным мастерством французские придворные живописцы Антуан Ватто (1684–1721), Франсуа Буше (1703–1770) и Оноре Фрагонар (1732–1806). Их картины – это портреты аристократов, лирические сценки и пейзажи, мифологические сюжеты. На полотнах их современника Жана-Батиста Симеона Шардена (1699–1779) мы видим представителей простонародья: крестьян и ремесленников, прачек и служанок.

Вывеска лавки Жерсена. Художник А. Ватто

Значительный вклад в развитие живописи внес английский художник Уильям Хогарт (1697–1764), удивительно тонкий мастер пейзажа и портрета. Он творил и в сатирическом жанре, где ему особенно удавались бытовые сценки из жизни английской аристократии и буржуазии. В XVIII в. началась творческая биография великого испанского живописца Франсиско Гойи (1746–1828), талант которого во всей своей полноте раскрылся уже в следующем веке.

Дух Просвещения, постоянного поиска, движения вперед царил и в музыке XVIII в. Долгое время музыка преимущественно была церковной (если не считать музыки фольклорной, т. е. народной), во многом она оставалась такой еще и в век Просвещения. Но и в этих ограниченных рамках создавались удивительные по красоте и величественности произведения.

Вершиной церковной музыки, при всем ее многообразии, стало творчество двух великих немецких композиторов – Георга Фридриха Генделя (1685–1759) и Иоганна Себастьяна Баха (1685–1750). Генделя в равной степени можно считать и английским композитором: он почти полвека служил в соборах Лондона, где и создал свои гениальные произведения. А Бах играл на орга?не в немецких церквах, его поразительная по мощи и глубине музыка стала в своем роде мостиком от церковной музыки к светской. Этим новаторством во многом и объясняется то, что талант великого композитора был оценен далеко не сразу. Это произошло лишь спустя 80 лет после смерти Баха, но за эти годы многие его нотные рукописи бесследно пропали.

Вольфганг Амадей Моцарт

Подлинную революцию в музыке совершил за свою короткую жизнь гениальный австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791). Завершая начатое Бахом, он полностью освободил музыку от церковных канонов (норм). Музыка стала светской, шагнула на подмостки оперных театров и концертных залов. Симфонии и концерты Моцарта, его оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», скорбно-величественный «Реквием», множество других произведений сегодня так же зачаровывают слушателей, как и во времена великого композитора.

История музыки донесла до нас и другие бессмертные имена. Достойное место среди них принадлежит итальянцу Антонио Вивальди (1678–1741). Он еще до Моцарта и даже до Баха начал пролагать пути к светской музыке.

Подведем итоги

В XVIII в. материальный и духовный мир европейцев стал неизмеримо богаче и шире. И хотя лучшие произведения литературы, изобразительного искусства, музыки не могли в то время стать достоянием каждого, атмосфера поиска и неустанного труда, пронизывавшая век Просвещения, охватывала все общество.

Вопросы

1. В наши дни во многих странах быт и в целом условия жизни сельских жителей ничем не хуже, чем у горожан. А почему нельзя было добиться того же, например, в XVII–XVIII вв., что этому мешало?

2. Как, по-вашему, родилась модернизация? Почему, скажем, в Средние века стремление к обновлению общества не проявлялось в такой мере?

3. Объединяет ли что-либо знаменитых литературных героев, действовавших в совершенно разных обстоятельствах, – Робинзона Крузо и Фигаро? Если объединяет, то что именно?

4. Если и в рамках церковной музыки создавались гениальные произведения (Гендель, Бах), то почему же поворот к светской музыке считается шагом вперед?

Задания

1. Выпишите основные признаки, которые, по вашему мнению, определяют сущность индустриальной цивилизации. Расположите их по степени важности.

2. Представьте, что вы – современник Дефо и Свифта. Вы решили помериться с ними литературным талантом и написать роман о яркой личности (или нескольких личностях) века Просвещения. Какой сюжет вы бы избрали? Запишите его в виде краткого сочинения.

3. Немецкий музыкальный критик XIX в. Рохлиц так писал о Бахе и его эпохе: «Два великих художника вдохнули в сознание детей своей эпохи новый дух… Микеланджело и Бах – вот имена наших героев, между которыми, пожалуй, можно не только обнаружить сходство, но и провести параллель». Поразмышляйте: что же позволило критику сравнить Микеланджело и Баха, которых разделяли не только два века, но и разные виды творчества?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Trojden | Возрождение — новый взгляд на человека: Данилов Д. Д.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА

Себастьян Брант. «Корабль дураков» (отрывок)

«Душеспасительные книжки

Пекут у нас теперь в излишке,

Но, несмотря на их число,

Не уменьшилось в людях зло:

Писанья эти ничему

Теперь не учат! В ночь и в тьму

Мир погружён, отвергнут Богом, —

Кишат глупцы по всем дорогам.

Жить дураками им не стыдно,

Но узнанными быть обидно.

Не тщись быть мудрым, знай одно:

Признавший сам себя глупцом

Считаться вправе мудрецом,

А кто твердит, что он мудрец,

Тот именно и есть глупец.

Стремиться надо, как известно,

Жить добродетельно и честно

И, чтобы быть всегда в чести,

Благоразумие блюсти».

• В чём состоит, с точки зрения гуманиста Бранта, цель жизни человека? Насколько важно для человека познавать мир?

Гуманист Лоренцо Валла

«Человек, словно некий смертный Бог, рождён для двух вещей — для познания и действия, как лошадь для бега, бык для пахоты, собака для выслеживания».

Каковы главные цели в жизни человека, с точки зрения гуманиста Валлы?

• Сравни взгляды двух гуманистов на необходимость познания мира. У представителей одного философского течения больше сходств или различий? Сформулируй проблему…

…или же сравни взгляды Л. Валлы и средневековые христианские представления о цели жизни человека, которые господствовали до появления гуманистов. » Сформулируй иную проблему. (Авторские варианты — с. 303.).

ПОВТОРЕНИЕ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ

Объясни значение понятий: аскетизм и гуманизм, наука и искусство.

• Чем отличалось изобразительное искусство Раннего Возрождения от канонов Средневековья? (Введение.) Вспомни, в чём основная тема произведения Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». (Уч-к литературы «Шаг за горизонт», 5-й класс, изд. 1-е.)

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

1. Гуманизм и гуманисты

• С помощью конкретных фактов докажи, что Эразм Роттердамский был гуманистом. (Используй продуктивное чтение — см. пример на с. 18.) • Представь себя в роли человека, который, исполняя приказ инквизитора, должен сжечь книги Эразма Роттердамского. Будешь ли ты — человек XXI века — испытывать при этом угрызения совести? Объясни свой ответ. • Сделай вывод по проблеме урока.

В XIV-XVI веках европейцы уже не считали античную греко-римскую культуру порождением поганых язычников — врагов христианства. Всё больше образованных людей читали стихи и пьесы античных писателей, не смущаясь тем, что там воспевается не христианская любовь человека к Богу, не смирение перед Его величием, а земная любовь мужчины и женщины, тяга человека к знаниям и свободе. При находке в земле античных скульптур обнажённых людей и богов с красивыми, пышущими жизнью телами их уже не разбивали как «бесовские творения», а бережно собирали и выставляли в богатых домах. У многих появилось желание «возродить Древний мир» с его свободой личности, процветавшими наукой и искусством. Люди искусства старались постичь приёмы, использовавшиеся мастерами прошлого, понять их взгляды, настроения. Однако при этом они оставались верующими людьми, и их интересовали христианские темы. Так европейские художники, обогатив античные идеалы взглядами и вкусами своего времени, создали новый художественный стиль — стиль Возрождения. XIV—XVI века в истории европейской культуры названы эпохой Возрождения. Тогда французский поэт де Ронсар писал:

Я, древних изучив, открыл свою дорогу,

Порядок фразам дал, разнообразье слогу,

Я строй поэзии нашёл — и волей муз,

Как Римлянин и Грек, великим стал француз.

Величие и свобода античных героев порождала у людей эпохи Возрождения желание быть похожими на них. Вместо средневековых сочинений о ничтожности людей перед Богом, таких как «О презрении к миру», люди начинают читать, например, трактат «О достоинстве человека». В них больше не противопоставляли «чистую душу» и «грешное тело». Весь человек, прекрасный и телом, и душой считался теперь лучшим божьим творением, способным мечтать и стремиться к счастью. Это была философия гуманизма (от латинского «гуманус» — человечный), а её приверженцев назвали гуманистами.

Одним из величайших европейских гуманистов был житель Нидерландов Эразм Роттердамский (1469-1536). Как большинство гуманистов, он был человеком верующим, но право на истину отдавал только науке. О богословах он говорил: «Они мнят себя небожителями, а на прочих смертных глядят с презрением и какой-то жалостью, словно на копошащийся в грязи скот. По своему произволу они толкуют и объясняют сокровеннейшие тайны: им известно, по какому плану создан и устроен мир. Воистину блаженны все, кто мог посвятить себя подобным занятиям, кто описывает ад с такими подробностями, словно много лет были гражданами этой республики». Гуманисты хотели избавиться от предрассудков, чтобы каждый стремился к счастью, используя все свои силы и способности. За подобные слова гуманистов часто преследовали как еретиков. Их книги инквизиция объявляла греховными и отправляла на костёр вместе с авторами. Но к началу XVI века многие священники и даже Папы Римские сами стали увлекаться идеями гуманистов и позволяли им открыто высказывать своё мнение.

Эразм Роттердамский

Эразм — незаконнорождённый сын бедного приходского священника — ещё юношей увлёкся античной литературой и наукой. Мечтая всю свою жизнь посвятить служению людям и нести им, подобно Прометею, свет знания, он поступает в коллегию Монтегю в Париже. Через некоторое время Эразм становится одним из самых образованных людей Европы. Он не раз выступал против того, что считал неразумным, несовершенным. Его мечтой было соединение христианского учения и учёности древних греков и римлян. В 1509 году им была написана книга «Похвала глупости», в которой автор с горечью высмеивал средневековые европейские порядки: «Если поглядеть с Луны на людскую сутолоку, то можно подумать, будто видишь стаю мух или комаров, дерущихся, воюющих, интригующих, грабящих, обманывающих, блудящих, рождающихся, падающих, умирающих».

2. Итальянское Высокое Возрождение

• Сравните взгляды и творчество трёх мастеров итальянского Высокого Возрождения: чем различается их отношение к человеку и миру, в котором он живёт? Как вы думаете, есть ли цель, которая их объединяет? • Попробуйте объяснить, как связаны искусство Возрождения и философия гуманизма.

• Сделайте вывод по проблеме урока.

Основой художественного стиля эпохи Возрождения стала гармония человека с окружающим миром. На рубеже XV-XVI веков в живописи появляются новые жанры. В портретах художники отражали внутреннюю, душевную, и внешнюю, телесную, красоту человека. Пейзажи обращали внимание людей на величие и гармонию окружавшей их природы. Наиболее полно идеалы гуманистов воплотились в творчестве мастеров итальянского Высокого Возрождения. Каждый из них стремился познать мир одновременно через искусство художника и достижения учёного, поэта и инженера, скульптора и архитектора.

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи (1452-1519) был незаконнорождённым сыном дворянина и горожанки. Уже с детства он интересовался живописью. В возрасте 30 лет Леонардо да Винчи приезжает в Милан. Здесь он по заказу герцога строит как инженер и архитектор крепостные стены, рассчитанные на применение пушек; рвы, заполняемые водой. При этом Леонардо не перестаёт заниматься живописью. Он подолгу наблюдает за окружающим его миром, постоянно ведёт дневник, в который записывает мельчайшие подробности человеческой жизни: как выглядят прохожие на улицах, какие плохие и хорошие поступки совершает бездомный мальчик, взятый им на воспитание, и тому подобное. Одновременно Леонардо увлекается изобретательством. В его записных книжках можно обнаружить проекты землеройных машин, различных летательных аппаратов и даже подводной лодки.

И всё-таки главным делом его жизни стало искусство. Используя свои научные наблюдения, Леонардо да Винчи создал «Трактат о живописи». В нём указывалось на гармонию строения человеческого тела и для наглядности изображалось, как соотношения длины расставленных рук и ног позволяют вписать человеческую фигуру в идеальные «божественные» фигуры — круг и квадрат. Леонардо описывал зависимость между мимикой, движениями и эмоциональным состоянием человека. Используя знание анатомии, он добивался таких точных пропорций, что персонажи его картин смотрят на нас как живые. Зрителю даже может показаться, что он слышит их тихий разговор.

Во время скитаний по Италии Леонардо познакомился во Флоренции с богачом Франческо ди Джокондо и написал портрет его жены, Моны Лизы, известный под названием «Джоконда». Её загадочная улыбка словно тает на губах, теплится в глазах, и, где бы ни стоял человек, взгляд Моны Лизы всё время устремлён на него. В трапезной одного из миланских монастырей, на стене напротив монашеского стола, Леонардо написал фреску «Тайная вечеря», изобразив на ней тот момент, когда Христос сообщает апостолам, что один из них предаст Его. Художник передал смятение на лицах учеников Иисуса. Один поднимается со своего места, прижав руки к груди, другой замер, приоткрыв рот. Но у всех лица освещены мягким светом, и только лицо будущего предателя — Иуды утопает во мраке. За несколько лет до смерти Леонардо создал «Автопортрет». С бумажного листа на нас смотрит седой старец, выглядящий гораздо старше своих 60 лет. И только где-то в глубине его взгляда ещё светится искорка творческого огня, которым загорались глаза великого мастера во время осуществления им нового гениального замысла.

«Джоконда»

Тайная вечеря

И Флоренция, и Рим хранят память ещё об одном гении эпохи Возрождения — Микеланджело Буонарроти (1475-1564). Он родился в маленьком городке неподалеку от Флоренции и с юношеских лет обучался в школе искусств при дворе Лоренцо Великолепного (Медичи), читал сочинения гуманистов и стремился быть одновременно скульптором, художником, архитектором и поэтом.

Уже в 23 года Микеланджело получает заказы от самых знатных людей и даже от Папы Римского. Власти Флорентийской республики, сражавшейся со многими сильными врагами, заказали ему скульптуру «Давид». В 1501 году на городской площади впервые с античных времён была воздвигнута для всеобщего обозрения пятиметровая статуя. Это был памятник великому герою, о котором рассказывает Библия. Юноша-пастух готовится сразиться с великаном из чужого войска, стремящегося захватить его родной край. Высеченный Микеланджело из мрамора Давид спокойно взирает на врага, положив на плечо своё единственное оружие — пращу. Он осознаёт свою телесную силу и силу духа, которую ему придаёт вера в Бога и свой народ. Именно к такому идеалу стремились люди эпохи Возрождения.

Микеланджело (фрагмент фрески)

Микеланджело также завершил строительство собора Святого Петра в Риме, которое продолжалось десятки лет. Обратившись к античным традициям, мастер украсил панораму Рима величественным куполом — символом гармонии и красоты Вселенной. Вся жизнь Микеланджело Буонарроти была положена на алтарь искусства. Причина, побудившая его сделать это, отражена в стихах:

Удел искусства более велик,

Чем естество! В ваяньи мир постиг,

Что смерть, что время здесь не побеждает.

Давид

Собор Святого Петра в Риме

Рафаэль Санти

Воплощением молодости и возвышенной красоты стало искусство Рафаэля Санти (1483-1520), живописца и архитектора. Атмосфера творчества, царившая в доме живописца Джованни Санти, вовлекла в мир искусства и его сына Рафаэля. За свою недолгую жизнь (художник умер в 37 лет) Рафаэль смог достичь небывалых профессиональных высот. С картин мастера на зрителя смотрят прекрасные лица, от которых веет спокойствием и умиротворённостью. Все его произведения — гимн красоте и гармонии человека с окружающим миром.

Одной из самых любимых была для художника тема материнства, воплощённая в образе Мадонны — Богоматери. Вершиной творчества великого живописца стала «Сикстинская мадонна». Работа над этой картиной продолжалась четыре года. Спускаясь с высоты небес, ступает по облакам прекрасная, нежная Мария. Она смотрит прямо перед собой, как будто вглядываясь в лица людей, которым несёт своё дитя. Не по-детски серьёзен взгляд Младенца Христа, словно Он знает, какие испытания уготованы Ему свыше. В самом низу картины расположились два ангела, ведущие беседу о судьбе Богомладенца и Марии, принесшей в жертву своё материнское счастье во имя спасения людей.

Афинская школа. Платон и Аристотель (фрагмент)

Сикстинская мадонна

Творения великих итальянских мастеров стали образцом красоты в искусстве Нового времени.

3. Возрождение в других странах Европы

• Сравни творчество Шекспира, Сервантеса и Рабле. Как ты думаешь, есть ли в их отношении к человеку что-то общее? В чём каждый из них видел своё предназначение?

Возрождение переживало и театральное искусство. «Осуждая низкие нравы и заблуждения, следует побуждать людей к жизни достойной» — так выражались задачи театра в одном из сочинений того времени. Родилось новое театральное искусство в Италии, однако высот своих достигло в Англии. Первый постоянно действующий театр появился в Лондоне в 1575 году. Он предназначался не для придворных, а для обычных горожан. Тогда театральные пьесы не воспринимались как серьёзные литературные произведения, а писались просто как набор фраз, которые актёры произносили со сцены.

В 1594 году в труппе одного из лондонских театров появился новый актёр. Имя приехавшего из провинциального городка Стратфорда-он-Эйвон тридцатилетнего Уильяма Шекспира (1564—1616) тогда не было известно никому.

Он никогда не играл главных ролей в спектаклях, но заслужил уважение как драматург.

Его пьесы были настолько яркими и необычными, что при их постановке театр обходился без декораций. Решающее значение придавалось игре актёров и их словам. На сцене размещались только бутафорские предметы, необходимые по ходу пьесы. Все женские роли в театре исполнялись мужчинами.

С 1599 года произведения великого Шекспира начали ставить на сцене лондонского театра «Глобус». Для театров того времени возводились круглые деревянные постройки в несколько ярусов. С трёх сторон от сцены и даже за ней размещались места для зрителей. В день спетакля над театром развевался флаг. Это был сигнал, собиравший на представление всех лондонцев, независимо от того, где они жили. Пьесы Шекспира полюбились его соотечественникам тем, что представляли самые разные жизненные ситуации; героев, в которых зрители могли без труда увидеть себя и своих близких. Его персонажи — живые люди, которые горячо любят, как Ромео и Джульетта; страдают, как Отелло и Дездемона; подобно принцу датскому Гамлету мучаются над проблемой смысла жизни. Несмотря на невзгоды и неудачи, герои шекспировских пьес стремятся к счастью. «Весь мир — театр, а люди — в нём актёры!» — говорил великий Шекспир, и с ним трудно не согласиться.

Портрет Шекспира на первом издании его пьес. 1623 г.

Театр «Глобус» (реконструкция)

«Гаргантюа и Пантагрюэль»

С искромётным юмором изображал недостатки своего времени французский гуманист Франсуа Рабле (1494-1553). Его религиозность едва не сделала юношу монахом. Помехой этому стал его весёлый нрав, никак не сочетавшийся со строгими монастырскими правилами. Будучи блестяще образованным человеком, Франсуа выбрал для себя специальность врача и преуспел в этом. Самыми любимыми увлечениями Рабле были путешествия: он побывал почти во всех уголках Франции, трижды посетил Рим. Встречаясь после таких поездок с друзьями, Франсуа подолгу и с воодушевлением рассказывал обо всём, что ему довелось увидеть. Его слушали затаив дыхание, потому что любой, даже самый обычный рассказ обретал в его устах невероятную красоту и блеск. Видимо, в один из таких вечеров у Рабле возник замысел создания романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». Работа над его воплощением в жизнь продолжалась 20 лет. Эта книга — решительное и весёлое опровержение средневековых представлений о человеке.

Многие в Европе с упоением продолжали читать рыцарские романы о доблестных подвигах благородных воинов. Жертву подобного чтения изобразил в своём романе «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» испанец Мигель де Сервантес Сааведра (1547-1616). Откопав старые доспехи и приспособив вместо шлема медный тазик для бритья, Дон Кихот отправился путешествовать, движимый желанием сражаться со злом и творить добро. Компанию ему составил верный оруженосец Санчо Панса. Однако новый мир не был похож на мир рыцарского романа. Дон Кихот пригрозил смертью жестокому хозяину, который избивал мальчика-слугу, но когда Рыцарь печального образа уехал, хозяин избил мальчугана ещё сильнее. Дон Кихот поверил рассказам преступников об их невиновности и освободил их от цепей. Однако когда выяснилось, что рыцарь не может объяснить, где теперь спрятаться беглецам, те забросали его камнями. Наивный рыцарь повсюду искал чудовищ, и даже ветряные мельницы представлялись ему драконами, на которых он бросался в безумную атаку. Так Сервантес стремился, по его словам, «внушить людям отвращение к нелепым рыцарским историям». Тем не менее главной целью его сатиры было не только обратить внимание людей на нелепость средневековых представлений о мире, на пережитки прошлого, но и показать многие неприглядные стороны настоящего. Зла на свете много, но чтобы отыскать и победить его, не нужно пускаться в длительные путешествия, — надо обратить внимание на тех людей, что окружают вас, и помочь им. Только тогда каждый сможет сказать о себе: «Я — Человек!»

Иллюстрация к роману М. де Сервантеса «Дон Кихот…» (издание 1617 г.)

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВЫВОДА И СРАВНЕНИЕ ЕГО С АВТОРСКИМ

В эпоху гуманизма и Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира, а человек воспринимался как совершенное существо, прекрасное и душой и телом.

Ключевые слова: Возрождение, Леонардо да Винчи, Рафаэль,

trojden.com

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *