Обществознание в каком классе начинается – помогите пожалуйста с какого класса в России ведется обществознание? и какие авторы?

Содержание

самый популярный предмет ЕГЭ в школе и при поступлении — Учёба.ру

Обществознание в школе

В конце марта в Госдуме состоялось рабочее заседание по разработке модернизированной концепции преподавания обществознания в школе. По мнению депутатов, текущую программу нужно менять, поскольку она неполноценна. Для разработки новых стандартов и учебников, призванных повысить качество преподавания предмета, создали рабочую группу во главе со спикером нижней палаты Сергеем Нарышкиным. К работе по формированию обновленного курса депутаты собираются привлекать не только преподавателей, но и родителей и учеников, а саму концепцию планируют представить в сентябре 2016 года.

Одно из предложений, озвученных первым заместителем министра образования и науки Натальей Третьяк, как сообщает ТАСС, — введение обществознания с более позднего возраста (сейчас его изучают с 5-6 класса). Вячеслав Никонов, глава комитета Госдумы по образованию, считает, что в существующей программе нет целостности, в учебниках, слишком нравоучительных и далеких от жизни, неправильно распределен материал, и какие-то их параграфы чересчур «просты и примитивны». А руководитель аппарата Госдумы Джахан Поллыева предлагает дополнить школьную программу по обществознанию элементами этики, эстетики и философии. По ее мнению, последняя требует особого внимания, так как сейчас студенты гуманитарных специальностей нередко не имеют о ней ни малейшего представления.

ЕГЭ по обществознанию

Недостатки, подмеченные депутатами, не мешают обществознанию несколько лет подряд оставаться самым популярным среди предметов ЕГЭ по выбору. В 2016 году на него записалось 59% участников ГИА-11, а это порядка 382 тыс. человек. ЕГЭ по обществознанию (основная волна) в этом году пройдет 8 июня. Досрочный экзамен состоялся 30 марта, и его прошли свыше 8 тысяч человек из 80 субъектов РФ. Свои результаты они узнают до 12 апреля.

 

Экзамен в 2016 году

Число блоков
2
Часть 1 (Задания 1-20)
Нужно дать ответ в виде нескольких цифр, слова или словосочетания
Часть 2 (задания 21-29)
Требуется развернутый ответ
Минимальное число баллов
42
Максимальное число баллов
62
Продолжительность экзамена
235 минут

Алексей Николаев,

преподаватель истории и обществознания школы № 630 (Москва)

Зачем изучать обществознание в школе?

Обществознание — уникальный учебный предмет. Курс включает в себя целый комплекс научных знаний по вопросам социологии, политологии, социальной психологии, философии. При этом сейчас здесь нет единого стандарта — в одних школах эти знания дополняют экономику и право как отдельные предметы, а в других курс по обществознанию уже включает их.

обществознание обладает таким богатым набором разных знаний, что не может сравниться ни с одним другим школьным предметом

Я думаю, обществознание обладает таким богатым набором разных знаний, что не может сравниться ни с одним другим школьным предметом. Оно часто становится необходимым связующим звеном в цепочке дисциплин, которые изучают дети, окрашивая теоретические знания практическими «цветными красками». Например, социальная психология опирается на опыт и знания, полученные учениками на уроках биологии, экономика связана с математикой и так далее.

Кроме того, обществознание решает множество важных вопросов. Оно направлено на ликвидацию не только правовой и экономической неграмотности у молодых людей, но и так называемого правового нигилизма (отрицание права как социального института — Прим. ред.), а также на социализацию школьников. Именно обществознание способствует воспитанию гражданского сознания, мировоззренческому определению подрастающего поколения и его интеграции в процессы общественного развития.

Стали бы вы менять школьную программу по обществознанию, как предлагают чиновники?

На мой взгляд, один из недостатков школьной программы по обществознанию — это раннее изучение предмета. Несколько лет назад курс «помолодел», его стали изучать пятиклассники, и теоретический материал, его структуру и характер, был адаптирован под детей 11-12 лет. Школьники в облегченной форме пытаются освоить вопросы, которые не соответствуют уровню их психического развития и бывают им не по силам, потому что темы изучаемого ими курса опираются на предметные области, которые проходят в старших классах. Поэтому предложение Госдумы о введении обществознания с более позднего возраста я поддерживаю.

Популярность ЕГЭ по обществознанию напрямую связана с университетами, ведь выпускники выбирают предметы, которые нужны для поступления

Что я хотел бы видеть в школьной программе, так это конкретизацию курсов для профильного и базового обучения. Профильное образование, например, предполагает введение отдельных курсов «Экономика» и «Право», а на практике в учебном плане для них часто нет места. В этом случае учителям приходится самостоятельно разрабатывать программу, в которой есть время для экономики, права и, собственно, обществознания. В таких условиях возникает вопрос: а стоит ли включать какие-то дополнительные блоки и если да, то за счет чего?

К слову, опыт внедрения в курс раздела «Философия» есть у учителей, которые преподают в профильных классах, а в курсе «Право» имеется блок, посвященный международному праву (и эти вопросы есть на ЕГЭ). Так что часть предложений чиновников, на самом деле, отчасти уже реализована. Но стоить ли изучать это на базовом уровне? Не думаю, что создание энциклопедистов — рациональная идея для современной школы, которая идет по пути построения профильного образования, предусматривающего углубленное изучение конкретных предметов.

Так что пока у меня больше вопросов, чем ответов. Надеюсь, новая концепция преподавания обществознания будет более систематизированной, чем та, с которой мы работаем сейчас.

Почему школьники массово выбирают для сдачи ЕГЭ по обществознанию?

Популярность ЕГЭ по обществознанию напрямую связана с университетами, ведь выпускники выбирают предметы, которые нужны для поступления. Сейчас на большинстве социально-гуманитарных факультетов обязательно требуется обществознание. Но я не могу не отметить другую, совершенно справедливую, на мой взгляд, тенденцию. В последнее время многие вузы пересматривают набор вступительных экзаменов, и на смену обществознанию начала приходить история России.

избегайте популярного стереотипа, что обществознание — самый легкий среди других школьных предметов

Какие советы вы можете дать абитуриентам, выбравшим ЕГЭ по обществознанию?

Во-первых, избегайте популярного стереотипа, что обществознание — самый легкий среди других школьных предметов. Этот «самообман», на мой взгляд, часто связан с тем, что многие темы и вопросы, которые изучаются в рамках школьного курса, посвящены реальной жизненной практике.

Во-вторых, не забывайте, что обществознание тесно связано с другими дисциплинами, и для успешной сдачи ЕГЭ по этому предмету следует хорошо знать и их тоже.

В-третьих, уделяйте пристальное внимание повторению. Обществознание, как я уже говорил, — это комплекс нескольких наук и предметов. Чтобы не забыть самое важное, нужно периодически возвращаться к пройденному материалу, каким бы объемным он не был.

По ту сторону доски: что думают выпускники

Виктория Рогова,

выпускница 2016 года, Екатеринбург

Кроме обязательных русского и математики, я собираюсь сдавать ЕГЭ по обществознанию, истории и английскому языку. Буду поступать в Уральский федеральный университет на специальности, связанные с изучением языка. Обществознание — не профильный предмет на тех факультетах, куда поступаю, я сдаю его скорее на всякий случай: вдруг не получится пройти по баллам на те направления, куда бы мне хотелось.

Мне кажется, что если знаешь материал, который нужен на экзамене, сдать его несложно. Безусловно, всегда волнуешься во время решения контрольных и других испытаний, но всё-таки можно собраться и выполнить задания. Во время тренировочного ЕГЭ мне легко далась первая часть, но возникли сложности со второй частью, где нужно дать развернутые ответы на вопросы. Чтобы успешно ее пройти, на мой взгляд, надо не только проявить смекалку и показать владение терминами, но и обладать определенным жизненным опытом.

Нравилось ли мне изучать обществознание в школе? Конечно, да. иначе зачем же я сдаю по нему ЕГЭ?

Нравилось ли мне изучать обществознание в школе? Конечно, да, иначе зачем же я сдаю по нему ЕГЭ? На школьных уроках я узнала много нового о своих правах и обязанностях в обществе, а также о социальной сфере как системе взаимосвязанных групп индивидов и различных социальных групп. Я считаю, что обществознание помогает узнать о многих аспектах жизни человека в школе и во взрослой жизни.

Владимир Шпильчевский,

выпускник 2016 года, Москва

Я сдаю обществознание, потому что мне нужны результаты этого экзамена для поступления на один из факультетов Высшей школы экономики. Пока не знаю точно, где буду учиться, собираюсь подавать документы сразу на несколько направлений обучения — экономику, социологию и менеджмент.

Я в учусь в физико-математическом классе, школьный учитель периодически присылает нам тесты в качестве домашнего задания, я прохожу их, но этой подготовки не хватит для успешного прохождения ЕГЭ. Поэтому я также хожу на специальные курсы в один из образовательных центров Москвы. Еще я дополнительно читаю различную социологическую литературу.

Знания по обществознанию помогут отстаивать свои интересы в реальной жизни

Мне нравится обществознание. Я считаю, что это очень «жизненный» предмет, потому что на занятиях по нему узнаешь много нового, интересного и полезного. Это действительно может потом пригодиться в жизни. Другими словами, обществознание сильно связано с практикой. Это касается, прежде всего, экономики. Предмет позволяет «заглянуть» во внутреннее устройство банков и финансовой системы, понять, каким образом государство может регулировать экономику, а также дает знания по таким актуальным темам, как инфляция или безработица. Кроме того, обществознание знакомит с правом и его отраслями — трудовым, семейным, гражданским правом. Эти знания, я думаю, помогают человеку отстаивать свои интересы в реальной жизни.

Анастасия Бабченко,

выпускница 2016 года, Москва

В университете планирую получить специальность «Менеджмент». Чтобы поступить на это направление подготовки, нужны результаты трех ЕГЭ — по русскому языку, математике и обществознанию. Что касается места обучения, то я хочу поступить в московский Институт международных социально-гуманитарных связей. Готовлюсь к ЕГЭ с репетиторами, иногда консультируюсь у школьного учителя. Думаю, что мне по силам хорошо сдать все вступительные экзамены, хотя, честно признаюсь, что переживаю во время любых контрольных и других проверок знаний.

Обществознание — один из предметов, которые не оторваны от реальной жизни, и могут в ней пригодиться.

Я люблю постоянно узнавать новое на уроках обществознания: оно тесно связано с различными сторонами жизни общества и места, которое занимает в нем индивид. Поэтому я считаю, что обществознание — один из тех предметов, которые не оторваны от реальной жизни, и могут в ней пригодиться. Кроме того, обществознание — это целый комплекс различных областей знаний, крайне интересных для изучения.

www.ucheba.ru

Обществознание школьники будут изучать по-новому

Обществознание формирует правовую культуру школьников, понимание ценностей закона и права. Поэтому так важна чёткая система преподавания этого предмета. Концепция будет готова к началу следующего года, чтобы учителя уже с сентября могли преподавать обществознание по новым правилам. Как учить и с какого класса школы, обсудили на первом заседании рабочей группы, которую возглавил председатель Госдумы Сергей Нарышкин.

Популярный предмет

В рабочую группу по разработке концепции вошли правоведы, историки, лучшие учителя России, представители науки и высшей школы. Первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк уверена, что именно такой состав рабочей группы позволит повысить качество преподавания обществознания в школах. Кстати, это один из самых популярных предметов. Ученики чаще всего выбирают его для сдачи единого государственного экзамена в 9-х и 11-х классах. По словам Натальи Третьяк, это связано с тем, что многие школьники связывают своё будущее с общественными науками.

Концепция будет использоваться для внесения изменений в федеральный образовательный стандарт и программы повышения квалификации учителей. Председатель Госдумы Сергей Нарышкин подчеркнул, что при разработке концепции надо учитывать специфику этого предмета — именно обществознание знакомит школьников с базовыми политологическими понятиями, помогает школьникам усвоить, что такое общество, государство, личность и как эти категории соотносятся друг с другом. На уроках обществознания в значительной степени формируется правовая культура школьников, их понимание ценностей и значения закона и права, в том числе Конституции Российской Федерации.

По словам Нарышкина, обществознание учит многому, но именно широта охвата несёт в себе риски бессистемности полученных знаний и порой приводит к выпуску некачественных учебников и пособий. «Перед нами стоит непростая задача — найти баланс между стремлением вложить в курс больше направлений и избежать риска скатиться в бессистемность», — сказал Нарышкин.

Большинство экспертов считают, что обществознание начинают преподавать слишком рано. Директор средней общеобразовательной школы №1741, учитель истории и обществознания Павел Панкин уверен, что 7—8-й классы являются «стартом для нормального разговора» об обществе, морали и семье. Сейчас обществознание начинают преподавать в 5-м классе. «При этом учебник по обществознанию  «перевёрнут» — он начинается с самых сложных вопросов, с философии», — сказал Панкин. Учителя сходятся во мнении, что в 8—9-х классах надо изучать право и общественные отношения, в 9-х — экономические вопросы, в 10-х — духовную сферу, а в 11-м классе — финансовую грамотность. Если оставить всё как есть, то в 6—7-х классах надо давать самый простой материал.

Конституция не ответит на все вопросы

Есть мнение, что курс должен быть основан на изучении Конституции. В этом уверен советник Президента России, председатель общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей права» Вениамин Яковлев. «Если мы хотим знать, что такое наше современное общество, надо взять один источник — Конституцию РФ, — сказал он. — Но её прочтение может быть очень разным. Для меня в Конституции каждая запятая и каждое слово имеет глубокий смысл». Конституция, по его словам, отвечает на все вопросы, которые интересуют людей, вступающих в жизнь: что такое государство, право, законы, что есть человек в государстве. Вениамин Яковлев считает, что в школе нужно подробно изучать Конституцию, «переведя её на простой человеческий язык» — то есть говорить не просто о содержании Основного закона, а о жизни в обществе в соответствии с ним.

Между тем его коллеги по рабочей группе сомневаются, что надо сводить обществознание только к изучению Конституции. Ведь человек — это не только жизнь в правовом поле, это и семья, и нравственный выбор. Так что рассматривать предмет надо более широко, как и предполагает современный курс при всех его издержках.

От познания мира — к финансовой грамотности

Председатель Комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов рассказал о недостатках действующей системы преподавания обществознания. «Отсутствует целостная концепция, нет связи между учебниками разных классов — одни очень просты и примитивны, другие представляют дайджест вузовских материалов», — рассуждал парламентарий. В учебниках очень много пережитков: рассказывается о классовой системе, используется нравоучительный тон изложения материала, наблюдается оторванность от реальной жизни. «Налицо недооценка умственных способностей наших детей и их возможности использовать новые образовательные технологии», — подытожил Никонов.  

По его словам, в учебниках по обществознанию должны, во-первых, раскрываться особенности становления человека как личности, его способности и потребности, а также вопросы познания мира и самого себя.  Второй блок вопросов — связь человека с другими людьми, отношения с обществом. Это темы морали, ответственности, культуры, религии и семьи. Третий блок для изучения — общество как универсальная система социальных отношений. В старших классах школьники могут изучать вопросы финансовой грамотности, становления государственности, общественной культуры, считает Никонов.

В отличие от концепции преподавания истории, систему преподавания обществознания планируют разработать в рекордно сжатые сроки. Уже готов проект структуры концепции — до 5 апреля эксперты могут внести предложения по корректировке документа. До начала учебного года документ планируют не только принять, но и направить в учебные заведения для преподавания.

www.pnp.ru

Минобрнауки: в России могут изменить год начала изучения обществознания — Общество

МОСКВА, 29 марта. /ТАСС/. В России может измениться учебный год, когда школьники начинают изучать обществознание в сторону более старшего возраста.

«У нас наметились линии соприкосновения и единения мысли даже на первом заседании. Большинство участников высказалось в пользу того, что нужно рассмотреть вопрос начала преподавания этого курса в сторону более высокого возраста наших детей, и мне тоже кажется, что это оправдано», — сказала во вторник первый замглавы Минобрнауки Наталья Третьяк на рабочем заседании по разработке концепции преподавания обществознания в Госдуме.

Сейчас разных школах преподавание обществознания начинается с 5 или с 6 класса.

Курс должен быть систематизированным

В свою очередь председатель Госдумы Сергей Нарышкин подчеркнул, что курс обществознания в школе должен быть систематизированным. Необходимо избежать рисков «скатиться в бессистемность» при подготовке концепции преподавания этого предмета в школе.

По словам спикера, возглавившего рабочую группу, задача по подготовке курса обществознания «предстоит сложная». Он отметил, что необходимо найти баланс «в стремлении вложить в курс (обществознания) больше компонентов и направлений и избежать рисков скатиться в бессистемность».

Нарышкин сообщил, что к работе над проектом концепции преподавания этого предмета в школе обязательно будут привлечены и родители, и учителя, и ученики. «Уверен, мы эти риски преодолеем», — заключил глава нижней палаты парламента.

Минобрнауки совместно с профессиональным сообществом продолжает заниматься модернизацией школьного обучения. Уже была разработана концепция математического образования, на завершающей стадии находится концепция филологического образования. Во вторник в Госдуме прошло первое заседание, посвященное разработке предметной концепции по обществознанию. Впоследствии, после ее принятия, будут изменены соответствующие федеральные государственные образовательные стандарты, примерная программа обучения по предмету, программы повышения квалификации педагогов-предметникоа, а также изменены требования экспертизы учебников.

Программа имеет много недостатков

Школьная учебная программа по обществознанию имеет множество недостатков, считает глава комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов. «Чувствуется отсутствие целостной концепции, отсутствует и связь между учебниками каждого класса, очень неравномерно распределен материал, какие-то части учебников очень просты и примитивны», — добавил Никонов.

По его мнению, присутствует также формализованность материала, много примитивных примеров, часто из зарубежной жизни, очень часто это воспроизводство вузовских учебников с попыткой их адаптации для школьников. «Очень много пережитков — во всех учебниках всех классов есть деление общества, очень нравоучительный тон изложения материала, оторванность от реальной жизни. На мой взгляд, налицо недооценка умственных способностей наших детей и их возможности использовать новые технологии», — сказал глава комитета.

Он добавил, что целью учебников для 6-9 классов должно стать формирование у школьников системы знаний об обществе и осознание школьниками своего места в социально- политическом пространстве, учебники 10-11 классов должны знакомить детей с наукой об обществе, учить применять полученные знания и готовить школьников к выбору будущей профессии.

«В порядке предложения: учебник 6-го класса должен включать в себя материал о человеке, седьмого — вопросы развития общества, экономики, политики, права, религии, восьмого — современное российское государство, правовые обязанности граждан, трудовые отношения. 9-й класс мог бы быть посвящён экономике, финансам, законодательству, соотношению с международным правом, 10-11 — повтор тематик», — отметил Никонов.

«Концепция обществознания очень важна, это один из самых популярных предметов, потому что многие наши дети связывают свое будущем с областью общественных наук», — добавила, в свою очередь, первый замминистра образования и науки Наталья Третьяк. По её словам, концепция по обществознанию будет использоваться для изменения федеральных государственных образовательных стандартов. «Мы будем использовать материалы заседания рабочих групп для разработки примерных образовательных программ, для разработки программ повышения квалификации педагогов, экспертизы учебников», — заключила Третьяк.

Курс могут дополнить этикой и философией

Руководитель аппарата Госдумы Джахан Поллыева предлагает дополнить курс обществознания в школе элементами этики, эстетики, а также международного права и философии. «Совершенно очевидно, что в этот курс должны быть добавлены не только вещи, связанные с экономикой, но также с этикой и эстетикой… и, как ни странно, философские вещи», — сказала она. Акцентировав внимание на философии, она отметила, что студенты, поступающие на гуманитарные факультеты вузов, нередко вообще не имеют представления, что это за предмет.

«Возможно, надо давать и основы политологии, чтобы знакомить детей с тем, какого рода гуманитарные дисциплины так или иначе связаны с пониманием конституционного устройства государства и общества, а также с теми вещами, которые носят общечеловеческий характер, — я имею в виду этику и эстетику», — добавила глава думского аппарата.

Кроме того, полагает Поллыева, «с учетом сегодняшнего этапа развития мира, международная политика должна подаваться именно как международное право». «Базовые акты, базовые декларации, базовые правовые конгрессы, на которых были приняты эти системные акты, — все это надо потихонечку в течение этих лет детям давать, потому что существует огромный разрыв между школьным образованием и вузовским», — заявила она. Причем закрыть этот пробел «примитивными материалами и просто словами в курсе обществознания или некими личными представлениями о тех или иных вещах не только невозможно, а категорически запрещено».

«Поэтому я бы приветствовала, если бы базу этого курса составляли правовые науки, Конституция как общенациональная идея соединения общества для дальнейшего движения вперед, для создания нормальной экономики и так далее. И все-таки добавляла бы некоторые вещи, связанные с гуманитарными дисциплинами, с этикой, искусствоведением и, естественно, международно-правовыми документами», — подчеркнула Поллыева.

tass.ru

Почему «обществоведение» переименовали в «обществознание»

» Почему «обществоведение» переименовали в «обществознание»

Школьный курс обществознания включает в себя основы многих наук, которые затем будут преподаваться в высших учебных заведениях: это и философия, и социология, политология и даже психология. Ранее этот курс носил название Обществоведения, а еще раньше – Основы государства и права. По какой причине курс переименовали и что в связи с этим изменилось?

Обществознание до и после распада СССР

ОГиП и Обществоведение преподавали в совсем иное время, начиная с конца 80-х годов, когда все мы жили практически в другом государстве. И уже в середине 90-х предмет претерпел изменения, когда Союз распался, марксизм-ленинизм убрали из вузовской программы, КПСС перестала быть единой партией для всех и каждого, воспитание стало более демократичным, а образование по части преподавания общественных предметов зашло в тупик.

Сейчас Обществознание по-прежнему курс интегративный, но повернут в сторону социализации подростка. На уроках можно порассуждать про понятие «личность» и ее место в современном обществе, но не так как раньше – опосредовано и весьма абстрактно, а затрагивая проблемы современного общества и места подростка и молодого человека в нашем обществе.

Что еще изучает Обществознание

Помимо общих сведений о нашем обществе, основу которого составляют российские граждане, поскольку речь идет о нашем государстве, предмет под названием «обществознание» изучает основы социальной психологии, что крайне важно в наше время и очень актуально. Сегодня плюрализм и демократия – не просто слова, как в начале 90-х, а реальность. Поэтому нынешних молодых людей необходимо научить жить в современном обществе, помочь занять свое место, осознать себя как личность.

Смена названия предмета это, можно сказать, смена шила на мыло: слова «ведение» (с ударением на первый слог) и «знание» имеет одно и то же значение. Очевидно, при смене названия хотели подчеркнуть смену приоритетов изучения тем предметов, которая совершенно очевидна, если сравнить учебники по Обществоведению и Обществознанию. Сегодня это по-настоящему важный и нужный предмет, изучением которого с охотой занимаются старшеклассники, и многие из них выбирают его для ЕГЭ.

ethicscenter.ru

Тест по обществознанию тема «Школа»

Тест на тему «Школа» параграф 10.

1. Сколько лет учатся в начальной школе?

А) пять Б) четыре В) три Г) шесть

2. С какого класса начинается основная школа?

А) с 4 класса Б) с 5 класса В) с 6 класса Г) с 3 класса

3. Куда можно поступить окончив основную школу?

А) в училище В) в институт

Б) в среднюю (полную) школу Г) в колледж

4. Какое образование обязательно в нашей стране?

А) общее (основное) В) среднее

Б) начальное Г) полное

5. Кто создал первую русскую «Азбуку»?

А) И.Фёдоров В) Н.И. Пирогов

Б) Пётр I Г) Л.С. Понтрягин

6. Когда был открыт первый университет в Москве?

А) 1755 году Б) в 1855 году В) в 1754 году Г) в 1756 году

7. В какой школе могла учиться прапрабабушка?

А) в начальной школе Г) в лицее

Б) в гимназии Д) в частном колледже

В) в реальных училищах Е) в университете

8. Кто открыл школу, в которой не применяли телесных наказаний?

А) Л.Н. Толстой В) Л.С. Понтрягин

Б) Н.И. Пирогов Г) И. Фёдоров

9. Какие предметы относятся к гуманитарным?

А) русский язык Г) биология

Б) математика Д) обществознание

В) литература Е) история

10. Какие знания дают предметы физика, химия, математика, ботаника?

А) знания о природе В) знания о культуре

Б) знания о человеке Г) знания об обществе

11. Какой основной труд ученика?

А) общение В) учёба

Б) игра Г) труд

12. От чего зависит успех в учёбе?

А) от воли В) от регулярной работы на компьютере

Б) от организации своего труда Г) от усердия

Тест по теме «Школа» параграф 11.

1. Как можно назвать ребят, которые учатся с тобой в одном классе?

А) одноклассники В) сверстники

Б) друзья Г) родственники

2. Кто помог Лёве Понтрягину стать выдающимся?

А) родственники В) сверстники

Б) друзья Г) одноклассники

3. От чего произошли многие фамилии?

А) от кличек В) от прозвищ

Б) от обидных слов Г) от ласковых слов

4. Какими качествами должен обладать хороший товарищ?

А) доброта В) холодность

Б) взаимопомощь Г) безразличие

5. Ребята, которым примерно столько же лет, сколько тебе?

А) одноклассники В) сверстники

Б) друзья Г) родственники

6. Лёва Понтрягин стал выдающимся?

А) языковедом В) математиком

Б) литератором Г) физиком

Ответы

infourok.ru

Обществознание: 10 и 11 класс

Обществознание: 10, 11 классы

В программу обучения российских школьников входит такой предмет, как обществознание. В каждой средней школе его начинают изучать с шестого класса. Первые годы это предмет преподают детям в более упрощенной форме, а старшеклассники уже изучают обществознание, как совокупность наук, которая включает в себя множество различных дисциплин. К данному предмету можно отнести:

Обществознание: 10 класс

Обществознание

Этот предмет охватывает изучение всех сторон общества и общественной жизни. На начальном курсе изучения он представляет материал о четырех сферах общества: политической, социальной, духовной и экономической. Вообще, из него можно выделить множество различных научных дисциплин, но сам предмет «обществознание» преподает их очень тесно связанными между собой, он не только включает их в себя, но и связывает все науки друг с другом как все, что окружает человека.

Как школьный предмет, обществознание обладает глубоким смыслом, его интересно изучать, эта наука очень обширная в своих объемах. Познав весь курс этого предмета, можно углубляться в изучении в каждую составляющую отдельно. Каждая наука составляет часть от общих знаний, каждая из дисциплин имеет свой фрагмент знаний о человеке и обществе, а обществознание, как наука, собирает все это в единое целое.

Давно определенно, что изучение этого предмета является обязательным для средней школы, в целом один этот предмет не даст человеку полного образования, но знания, которые получают в процессе обучения, незаменимы для развития человека как личности. Обществознание включает в себя все базовые знания об обществе, человеку необходимо их изучать для личного развития. Например, на чем основывается духовное развитие общества или определенные знания о политической сфере мира, экономические знания, все это может пригодиться в жизни любому человеку, это элементарные базовые знания, которыми должен обладать каждый. Школьный курс обществознания преподает их в полной мере, начинается он именно с таких тем, которые наиболее важны для развития детей. Некоторые школьники считают, что этот предмет не имеет большого значения в образовательной системе, на самом деле это совершенно не так. Конечно, для кого-то достаточно будет базовых знаний, если решено в дальнейшем связать свою жизнь с другими науками, но школьный курс – это и есть та основа, которую должен знать каждый человек.

Обществознание: 11 класс

Обществознание в средних школах выполняет такие функции как:

  • Познавательная, этот предмет позволяет познать и понять ученикам все в целом, что касается человеческого общества.
  • Методологическая, эта функция позволяет ознакомиться со способами и методами изучения общественных явлений. Предмет не только описывает все явления общественной жизни, но и позволят ученикам узнавать сам процесс изучения, то есть в учебниках дается не только сам утвержденный материал, а описывается и то, как пришли ко всем этим выводам. Это позволяет школьникам учиться самостоятельно анализировать различные явления в обществе.
  • Образовательная функция формирует все знания об обществе, человеке и мире в единое целое. Все основную информацию ученик получает уже в готовом виде из книг и учебников, ему нужно лишь изучить и понять ее, так впоследствии формируются знания в области этого предмета.
  • Практическая функция отвечает за то, что человек, изучающий данную науку, понимает, что он является частью этого самого общества, общественных отношений, мира в целом. Она позволяет вписываться и существовать в обществе.

Для чего необходимо изучать данный предмет

Обществознание включает в себя множество различных, но тесно связанных между собой аспектов общественной жизни. Многие из них просто необходимы человеку для нормально развития как личности. С изучением данной науки, человек понимает, что он является неотъемлемой частью всего общества, это помогает ему правильно развиваться. Все знания, которые учащиеся приобретают в процессе изучения обществознания останутся с ними и пригодятся во взрослой жизни.

Приобретенные знания в политической сфере, социальной, духовной (религиозные, знания о морали и искусстве), все это необходимо для того, чтобы человек понимал свою роль в обществе, чтобы мог достойно и правильно строить свою жизнь. При изучении всех дисциплин, которые включает в себя обществознание, ученик получает должное гражданское воспитание, формируются взгляды на семейную жизнь, устанавливаются какие-либо жизненные позиции.

Школьная программа по предмету «обществознание», его преподавание детям сконструировано особым образом и преследует определенные цели

  • Изучение этого предмета направлено на развитие личности, личных качеств и взглядов учащихся.
  • Усвоение системы знаний и умение применять их в жизни, ученик не только должен выучить, но и правильно понять учебный материал, как и в каких жизненных ситуациях его можно применять.
  • В цели изучения этого предмета входит непосредственное воспитание учеников, их моральных качеств, духовного развития и воспитания и др.

Этот предмет помогает школьникам познать всю действительность социальной жизни общества, расширяет кругозор, также он включает в себя часть из такой дисциплины, как история. Знать происхождение общества, историю его развития и формирования должен каждый учащийся. Также знание этого предмета необходимо тем, кто решает связать свою жизнь с такими профессиями, как: экономист, юрист, педагог, психолог, менеджер и многие другие. Обществознание охватывает очень широкий круг различных наук, поэтому его изучение необходимо всем, даже если ученик решает связывать жизнь с другим направлением профессии.

Базовые знания этого предмета необходимы, без них личность человека не сможет правильно формироваться, эта совокупность наук включает в себя большинство знаний, которые нужны для нормального общего развития человека.

www.13min.ru

Общество как сложная система.Отношения общества со средой



ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что означает понятие «система»?

Слово «система» греческого происхождения, означает «целое, составленное из частей», «совокупность». Таким образом, каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между частями системы. Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.

2. Чем социальные (общественные) системы отличаются от природных?

У социальных систем есть отличительные признаки от природных. Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Иными словами, общество — это сложная система систем, своего рода суперсистема.

Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в его составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырьё и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.

В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.

Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода сигналами, на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на сигналы тем или иным образом.

3. В чём заключается главное качество общества как целостной системы?

Главное качество общества как целостной системы заключается в том, что любая система, будь то техническая, или биологическая, или социальная, находится в определённой среде, с которой она взаимодействует. Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода сигналами, на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на сигналы тем или иным образом. При этом она реализует свои основные функции: адаптации; целедостижения, т.е. способности поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию её задач, влияя на окружающую природную и социальную среду; поддержания образца — способности сохранять свою внутреннюю структуру; интеграции — способности интегрировать, т. е. включать новые части, новые общественные образования (явления, процессы и т. п.) в единое целое.

4. Каковы связи и отношения общества как системы со средой?

Любая система, будь то техническая (агрегат с автоматической системой управления), или биологическая (животное), или социальная (общество), находится в определённой среде, с которой она взаимодействует. Средой социальной системы любой страны является как природа, так и мировое сообщество. Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода сигналами, на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на сигналы тем или иным образом. При этом она реализует свои основные функции: адаптации; целедостижения, т. е. способности поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию её задач, влияя на окружающую природную и социальную среду; поддержания образца — способности сохранять свою внутреннюю структуру; интеграции — способности интегрировать, т. е. включать новые части, новые общественные образования (явления, процессы и т. п.) в единое целое.

5. Что такое социальный институт?

Социальный институт – устойчивая форма организации совместной деятельности людей для удовлетворения определённой социальной потребности.

6. Охарактеризуйте главные социальные институты.

Главными социальными институтами являются: институт семьи и брака, политические институты, в первую очередь государство, экономические институты, институты образования, науки и культуры, институты религии.

7. Каковы основные черты социального института?

Основными чертами социального института являются:

— социальный институт закреплён системой правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения;

— наличие учреждений, снабжённых определёнными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности;

— любой из институтов интегрирован в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществлять контроль за нею;

— социальный институт стабилизирует социальные отношения, вносит согласованность в действия членов общества. Для социального института характерно чёткое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля.

8. В чём значение институциализации?

Институционализация, с точки зрения социологии, это процесс становления социального института. Значение данного процесса очень велико в жизни общества и государства, ведь мы окружены различного рода институтами, которые помогают нам в процессе жизнедеятельности. И когда общество чувствует необходимость в создании какого-нибудь нового института (учреждения), наделенного определенными социально значимыми функциями, начинается процесс создания этого института, включения его в уже существующую систему институтов.

ЗАДАНИЯ

1. Применяя системный подход, проанализируйте российское общество начала XXI в.

Российское общество начала XXI в. общество было разрознено многочисленными войнами и экономическими трудностями, из-за чего и произошла революция 1917 г.

2. Охарактеризуйте все основные черты социального института на примере института образования. Используйте материал и рекомендации практических выводов данного параграфа.

Социальный институт — это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

Признаками института образования являются:

1. установки и образцы поведения — любовь к знаниям, посещаемость

2. символические культурные признаки — школьная эмблема, школьные песни

3. утилитарные культурные черты — классы, библиотеки, стадионы

4. кодекс устный и письменный — правили учащихся

5. идеология — академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.

3. В коллективной работе российских социологов говорится: Общество существует и функционирует в многообразных формах… Действительно важный вопрос сводится к тому, чтобы за особенными формами не потерять само общество, за деревьями — леса». Как это утверждение связано с пониманием общества как системы? Аргументируйте свой ответ.

Из данного высказывания видно, что общество существует и функционирует в многообразных формах», то есть общество, оставаясь обществом (сохраняя свою сущность), может всё-таки и изменяться. Здесь чётко проглядываются признаки общества как системы.

4. В 2011 г. проводился социологический опрос с целью выяснить, доверяют ли граждане общественным институтам. О доверии главе государства заявили 20 %, правительству — 11%, армии — 8 %, правоохранительным органам — 4 %, церкви — 13%. О том, что никому не доверяют, заявили 37% опрошенных (опрос Ромир, 11.10.2011 г.). Как вы думаете, чем объяснить такие результаты?

Такие результаты социологического опроса можно объяснить тем, что российское общество начала XXI в. очень часто обращалось за помощью в различные общественные институты, но так и не получила определённую помощь, поэтому рассчитывают только на себя и большинство никому не доверяют.

resheba.me

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *