Обществознание демонстрационный вариант 2018 – 2018

Содержание

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2018 года


С этим файлом связано 10 файл(ов). Среди них: Obschestvoznanie.pdf, Russkiy_yazyk.pdf, Matematika_profilny_uroven.pdf, Matematika_bazovy_uroven.pdf.
Показать все связанные файлы


Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Демонстрационный вариант
контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2018 года по обществознанию подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2018 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. 2 / 34
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Пояснения к демонстрационному варианту контрольных
измерительных материалов единого государственного экзамена
2018 года по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2018 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в него, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2018 г. Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2018 г., приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена 2018 г. по обществознанию.
Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, об их форме и уровне сложности. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.
Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки к ЕГЭ.


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2018 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. 3 / 34
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Демонстрационный вариант
контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году единого государственного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Ответами к заданиям части 1 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. Ответ запишите по приведённым ниже образцам в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответ:
МОРАЛЬ
Ответ:
2 3
Ответ:
125
Ответ:
А Б В Г Д
3 2 3 1 1
Задания части 2 (21–29) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение. Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.
Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов
не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Бланк
КИМ
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2018 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. 4 / 34
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Часть 1
Ответами к заданиям 1–20 являются слово (словосочетание) или
последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте
работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от
номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без
пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ
пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке
образцами.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Характеристика форм духовной культуры
ФОРМА ДУХОВНОЙ
КУЛЬТУРЫ
ХАРАКТЕРИСТИКА
Религия
Взгляды и представления людей, основан- ные на вере в сверхъестественное

Сфера ценностей (оценок) и норм
(правил), регулирующих жизнь с позиций гуманизма, добра и справедливости
Ответ: ___________________________.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Прибыль, доход, зарплата, процент, рента.
Ответ: ___________________________.
Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к признакам государства любого типа.
1) суверенитет; 2) наличие определённой территории; 3) приоритет прав
и свобод человека; 4) право устанавливать и собирать налоги; 5) публичный
характер власти; 6) установление и реализация принципа разделения
властей.
Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
1
2
3

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2018 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. 5 / 34
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
3) Человек наследует моральные нормы.
4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.
Ответ: ___________________________.
Установите соответствие между отличительными признаками и типами общества, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ
ТИПЫ ОБЩЕСТВА
А) развитие высоких технологий
Б) механизация промышленного производства
В) выдвижение на первый план сферы услуг
Г) натуральный характер хозяйства
Д) общинный уклад, коллективизм
1) традиционное (аграрное)
2) индустриальное
3) информационное
(постиндустриальное)
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г Д
4
5
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2018 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. 6 / 34
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образования? Запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение количества учебных предметов
2) сокращение времени изучения естественных наук
3) ориентация на интересы и склонности ученика
4) применение технологий, сберегающих здоровье
5) уделение особого внимания нравственному воспитанию
6) компьютеризация образовательного процесса
Ответ: ___________________________.
Выберите верные суждения об отличительных чертах рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Государство осуществляет централизованное распределение ресурсов.
2) Цены на товары и услуги определяются соотношением спроса и предложения.
3) Предприятиям приходится решать проблему ограниченности ресурсов.
4) Производители товаров и услуг конкурируют за спрос потребителей.
5) Каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями и имуществом для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности.
Ответ: ___________________________.
6
7


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2018 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. 7 / 34
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК
А) оклады администрации
Б) сдельная оплата труда наёмных работников
В) арендная плата за помещение
Г) приобретение сырья
Д) проценты по кредитам
1) постоянные
2) переменные
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г Д
Владельцы фирмы «Солнышко» планируют расширение своего предприятия.
Что из приведённого в списке они могут использовать как источники финансирования бизнеса? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) привлечение кредитов
2) налоговые отчисления
3) повышение производительности труда
4) прибыль от реализации продукции предприятия
5) совершенствование производственных технологий
6) выпуск и размещение акций предприятия
Ответ: ___________________________
8
9
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2018 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. 8 / 34
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
На графике изображено изменение предложения легковых автомобилей на потребительском рынке: кривая предложения переместилась из положения S в положение S
1
. (На графике P – цена товара;
Q – количество товара.)
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение количества производителей автомобилей
2) снижение возраста получения водительского удостоверения
3) снижение цен на комплектующие изделия для автомобилей
4) рост тарифов на электроэнергию
5) повышение процентов по автокредитам
Ответ: ___________________________.
Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения, происходящие в обществе.
2) Социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом.
3) Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: доход, власть.
4) л
Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоёв в зависимости от личных качеств человека.
5) Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с социальной привлекательностью
,
уважительным отношением в обществе к тем или иным профессии, должности, роду занятий.
Ответ: ___________________________.
10
11


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2018 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. 9 / 34
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
В ходе социологического опроса 23-летних работающих юношей и девушек страны Z им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)
Половина юношей работают для того, чтобы обеспечить материальное благополучие себе и своей семье.
2)
Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и с возможностью путешествий, общения с разными людьми, равны.
3)
Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, среди девушек больше, чем среди юношей.
4)
Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице.
5)
Бóльшая доля юношей, по сравнению с девушками, работает потому, что их работа очень нужна обществу.
Ответ: ___________________________.
12
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2018 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. 10 / 34
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)
К харизматическому типу политического лидерства относятся лидеры, наделённые, по мнению других людей, особыми выдающимися качествами.
2)
Авторитарный стиль характеризуется тем, что лидер, выполняя свои функции, всегда учитывает мнения ведомых, развивает их творческое отношение к делу.
3)
По способу легитимации власти различают легальный (рационально- легальный), традиционный и харизматический типы лидерства.
4)
Политическое лидерство – это устойчивое, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, осуществляющих властные функции, на общество.
5)
Любой политический лидер обязательно является лидером партии.
Ответ: ___________________________.
Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ
СУБЪЕКТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ РФ
А) утверждение изменения границ между субъектами РФ
Б) управление федеральной собственностью
В) назначение на должность Председателя
Центрального банка РФ
Г) разработка федерального бюджета
Д) осуществление помилования
1)
Президент РФ
2)
Совет Федерации
3)
Государственная Дума
4)
Правительство РФ
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г Д
13
14

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2018 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. 11 / 34
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Конституция страны Z провозглашает её демократическим федеративным государством с республиканской формой правления.
Какие из приведённых признаков характеризуют форму государственного
(территориального) устройства страны Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) регулярные выборы главы государства и парламента на альтернативной основе
2) двухпалатная структура парламента, обеспечивающая представительство регионов
3) включение в состав государства нескольких государственных образований, каждое из которых обладает определённой собственной компетенцией
4) действие конституций субъектов при верховенстве общей конституции
5) наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан
6) политический плюрализм
Ответ: ___________________________.
Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) указание своей национальности
2) сохранение исторического и культурного наследия
3) участие в выборах органов власти
4) уплата налогов
5) свободное распоряжение своими способностями к труду
Ответ: ___________________________.
15
16
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2018 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. 12 / 34
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Выберите верные суждения о системе российского права и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Отрасли материального права, в отличие от отраслей процессуального права, устанавливают порядок применения правовых норм.
2) Уголовное право регулирует общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера.
3) Административное право регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
4) Гражданское право относят к частному праву.
5) Правовой институт — совокупность норм, регулирующих определённый сегмент (сторону) однородных общественных отношений.
Ответ: ___________________________.
Установите соответствие между действиями и элементами статуса налогоплательщика в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ДЕЙСТВИЯ
ЭЛЕМЕНТЫ СТАТУСА
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА
А) требовать соблюдения и сохранения налоговой тайны
Б) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки
В) уплачивать законно установленные налоги и сборы
Г) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах
Д) получать по месту своего учёта от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах
1) права
2) обязанности
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г Д
17
18

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2018 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. 13 / 34
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Автомеханик Роман нашёл новую работу по специальности. Для заключения трудового договора он принёс документы воинского учёта и трудовую книжку. Что ещё согласно Трудовому кодексу РФ Роман должен предъявить работодателю? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие документы.
1) свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение
2) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования
3) паспорт гражданина РФ
4) налоговое уведомление
5) диплом о профильном образовании
6) выписку из финансово-лицевого счёта
Ответ: ___________________________.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Мотивом _________(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная
_________(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности.
Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования _________(В), социальной группы, общества в целом.
_________(Г) потребности вызваны биологической природой человека.
Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. _________(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми.
_________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей соответствует определённому виду деятельности».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем
Вам потребуется для заполнения пропусков.
19
20
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2018 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. 14 / 34
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Список терминов:
1) потребность
2) деятельность
3) природа
4) социальный
5) естественный
6) подлинный (разумный)
7) индивидуальность
8) индивид
9) идеальный (духовный)
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Ответ:
А Б В Г Д Е
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1
в соответствии с инструкцией по выполнению работы.


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2018 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. 15 / 34
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации


перейти в каталог файлов

biologo.ru

подготовка, тесты (пример демо-варианта), дата, условия » СМИ

ЕГЭ-2018 по обществознанию

ЕГЭ по обществознанию можно смело назвать самым популярным среди экзаменов по выбору. Во-первых, большая часть школьников считает данный тест простым, особенно в сравнении с точными науками. А во-вторых, сертификат с баллами за обществознание обязателен при поступлении в ВУЗы гуманитарного и социального профиля. В числе самых востребованных специальностей можно назвать политологию, социологию, культурологию, право, психологию, экономику, педагогику, управление персоналом и менеджмент.

Многие одиннадцатиклассники полагают, что данный ЕГЭ можно сдать без подготовки, определив верные ответы на основании логического подхода, а в части эссе просто изложив свои мысли. Сразу скажем, что такая ошибка стоила огромного количества баллов многим школьникам. Обществознание – предмет, в котором недостаточно простого знания терминологии. Лишь умение грамотно оперировать понятиями и понимание глубинной сути социальных, правовых и философских концепций поможет вам успешно сдать этот ЕГЭ.

Кроме того, общегосударственная экзаменация по обществознанию предполагает набор довольно высокого первичного балла, а в последние годы из билетов окончательно были убраны тесты с выбором одного ответа из нескольких предложенных вариантов. Впрочем, всё это не является поводом для паники! Нужно просто разобраться, какие требования выдвигают члены комиссии при оценивании работ, а также вовремя узнать всё про изменения в КИМах 2018 года.

Демонстрационный вариант ЕГЭ-2018

Демо-вариант ЕГЭ по обществознанию
Кодификатор требований

Даты ЕГЭ по обществознанию

Окончательные даты проведения ЕГЭ по обществознанию Рособрнадзор опубликует только в январе, однако при подготовке к ЕГЭ школьники могут ориентироваться на примерные периоды времени, отведенные для тестирования:

досрочный этап ЕГЭ пройдет с середины марта по середину апреля и стартует 22.03.2018;
основная сдача ЕГЭ начнется в конце мая (28.05.2018) и продлится до начала июня 2018 года;

период дополнительной сдачи ЕГЭ назначен на сентябрь 2018 года. Скорее всего, пересдавать предметы будет можно с 4.09.2018.

Напомним, что подать заявление на сдачу ЕГЭ в досрочное время могут:

школьники, закончившие общеобразовательное учреждение (школу обычного или вечернего типа, лицей, гимназию) до 2017/2018 учебного года;
призывники, решившие перед поступлением в ВУЗ отслужить в рядах российской армии;
ученики, поступающие в иностранный ВУЗ, меняющие место жительства или приехавшие учиться из-за рубежа;
дети, уезжающие на общегосударственные или международные состязания, конкурсы и соревнования спортивного, культурного или научного характера. В этом случае вам потребуется не только заявление, но вызов на сборы (или приглашение на мероприятие) с указанием точных дат его проведения и фамилии ученика;
школьники, нуждающиеся в лечении, оздоровлении или реабилитации в даты основного экзамена. В этом случае к заявлению нужно приложить документ, выданный медицинским консилиумом или комиссией.

Статистика ЕГЭ по обществознанию

В 2017 году обществознание выбрали для себя 318 тысяч учеников, т.е. примерно половина всех школьников, которые сдавали ЕГЭ. Впрочем, после того как экзамен был усложнен, количество желающих сдавать обществознание заметно снизилось – еще в 2016 году таких школьников было на 40,4 тысячи больше. Также отметим, что доля детей, которые не смогли набрать по данному ЕГЭ даже минимальный проходной балл, заметно сократилась: в 2017 году таких неуспевающих учеников было около 13,8%, что на 3,3% ниже уровня 2016 года.

Тем не менее, в 2013 году этот ЕГЭ не сдали лишь 5,3% учащихся, а в 2011 – 3,9%. Учителя поясняют это тем, что несколько лет назад в школах начали отказываться от практики профильного изучения обществознания, хотя оно обязательно для поступления в 1/3 российских ВУЗов. Задания усложняются, а в школьной программе обществознание занимает лишь 1-2 урока в неделю. Тем не менее, при среднем балле в 59,5-60,0 растет число ребят, которые набрали максимум баллов – в прошлом году таких одаренных выпускников было около 500.

При сдаче ЕГЭ по обществознанию довольно высок процент неудач – 13,8%

Регламент экзамена по обществознанию

В 2018 году ученики получат 235 минут для того, чтобы справиться с заданиями экзаменационного билета. Регламент строго запрещает проносить с собой в экзаменационную аудиторию любые посторонние предметы. В их число входят не только шпаргалки, но и смартфоны, камеры, наушники, планшеты, «умные» часы и любая другая аппаратура. И не думайте, что вам удастся воспользоваться чем-то из приведенного выше списка, если вы выйдете в туалет или медпункт! Покинуть аудиторию можно будет только с наблюдателем.

Помните: вас могут вывести из аудитории и аннулировать результат теста, если вы будете не только списывать, но и пересаживаться, советоваться с соседями или поворачивать голову, чтобы подсмотреть ответ в чужой работе. За порядком в экзаменационных аудиториях будут следить около 20000 учителей-наблюдателей, и вряд ли кто-то сможет укрыться от их бдительного взора.

Структура и содержание билета

Данная дисциплина изучает всевозможные аспекты жизнедеятельности современного общества. Школьникам предстоит продемонстрировать свои знания в таких разделах:

«Человек и общество». Данный раздел изучает биосоциальную эволюцию людей, современный социум, факторы и этапы социализации, принципы функционирования общества и место личности в социальных отношениях;
«Социальные отношения» – тут нужно будет продемонстрировать понимание проблем взаимодействия различных социальных групп, знания в области конфликтологии и системного строения современного общества;
«Экономика» – один из сложнейших блоков экзамена. Школьникам придется показать свои навыки в чтении графиков, знания в области предпринимательства и рыночной экономики, умение рассчитывать экономические показатели и анализировать информацию;

«Право». Данный раздел потребует от вас умения оперировать законами Российской Федерации, понимание различных отраслей права и особенностей регулирования правовых отношений, включая основные нормы и механизмы;
«Политика». В этом разделе нужно продемонстрировать понимание современного государственного устройства, политических режимов и институтов.

В КИМах по обществознанию отсутствуют задания на выбор одного ответа из предоставленных вариантов. Задания базового уровня проверят умение школьников распознавать, воспроизводить, извлекать, классифицировать, систематизировать и сравнивать информацию, проводить ее оценку и пояснять тренды. В заданиях повышенного уровня сложности нужно будет показать свои навыки в комплексной познавательной деятельности. Билет, состоящий из 29 заданий, структурно представлен двумя частями:

часть 1 – состоит из 20 заданий, на которые нужно дать короткий ответ в виде слова, нескольких слов или цифр. 10 заданий относятся к базовому уровню сложности, еще 10 заданий – к повышенному. За эту часть работы можно набрать 35 первичных баллов, что составляет 54,7% от всех баллов за тест;

часть 2 – состоит из 9 заданий, на которые нужно дать развернутый ответ. Задания под номерами 21 и 22 являются базовыми, а номера с 23 по 29 – заданиями с повышенной сложностью. За эту часть можно получить 29 баллов (45,3% от всех баллов). В эту же часть входит написание небольшого эссе по одной из 5 тем, данных на выбор школьника.

Инновации в КИМах нового образца

Экзамен по обществознанию не претерпел значительных изменений в содержательной части, однако некоторые структурные моменты были оптимизированы.

Изменена система оценивания задания под номером 28;
Пересмотрена формулировка задания под номером 29, внесены изменения в систему его оценивания;
Максимальное количество первичных баллов за билет увеличено на 2 балла и теперь равняется 64.
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию включает в себя освоение целого ряда дисциплин. В их числе – политология, экономика, социология и право

Как баллы переводятся в оценки для аттестата?

В 2018 году баллы, полученные за ЕГЭ, будут иметь влияние на итоговую отметку в аттестате. Ученики, которые желают поступить в ВУЗ или просто поднять средний аттестационный балл, должны хорошенько подготовиться к экзамену. Распределение и перевод баллов производятся следующим образом:

0-41 баллов, набранных на ЕГЭ, означают, что школьник «протирал штаны» на протяжении всего обучения. Эти баллы равны оценке «неудовлетворительно»;
42-54 балла говорят об удовлетворительных знаниях. Выпускник заслуживает отметку на уровне школьной «тройки»;
55-66 баллов – неплохой результат, который равнозначен оценке «хорошо»;
67 баллов и выше означают, что школьник сдал предмет на «отлично».

Минимальный балл, который нужно набрать для прохождения теста – 42, что равно 19 первичным баллам. Опыт прошлых лет показал, что для этого нужно решить хотя бы 13 базовых заданий. Максимальное число баллов за ЕГЭ равно 100. Как показывает статистика прошлого года, для поступления в ВУЗ нужно набрать хотя бы 55 баллов по данному предмету. Увы, это не гарантирует вам поступления на бюджет. Претендовать на бюджетные места в престижных университетах могут лишь абитуриенты, у которых есть сертификат с 84 и более баллами.

Как подготовиться к экзаменации?

Специалисты из ФИПИ говорят, что первое, на что стоит обратить внимание при подготовке – знание и понимание терминов таких дисциплинарных блоков, как экономика, философия, право, социология и политология. Очень часто ученик не может правильно решить задание, потому что не соотносит его с определенной научной отраслью, используя при этом неверный метод анализа.

Еще один важный момент – выбор источников методического и учебного характера. Сегодня многие авторы пытаются заработать, издавая материалы для подготовки к ЕГЭ по определенным предметам. Но не спешите приобретать всё подряд! Выбирайте книги, изданные в 2015-2017 году и получившие рекомендацию Министерства образования и науки РФ. Специалисты ФИПИ рекомендуют пользоваться разработками Л.Н. Боголюбова и А.И. Кравченко.

Обязательно уделите время проработке демо-варианта ЕГЭ – это поможет вам понять структуру билета, разобраться в требованиях экзаменаторов и сократить время на работу с реальным билетом. Скачать демонстрационную версию ЕГЭ по обществознанию вы можете по ссылкам в начале статьи. Кроме того, специалисты из образовательного ведомства определили количество времени, которое потребуется для решения каждого из предложенных заданий:

задания под номерами 1-3 и 10 решаются в среднем за 1–4 минуты;
задания под номерами 4-9 и 11-28 требуют от 2 до 8 минут;
для задания 29 нужно оставить около 45-55 минут.

Что нужно учесть при подготовке эссе?

Почаще тренируйтесь в написании сочинений, чтобы создать достойное эссе

Написание небольшого эссе – экзаменационное задание, которое вызывает у школьников самые большие сложности. Все потому, что оно требует как фундаментальных знаний по предмету, так и умения грамотно и красиво излагать свои мысли. Мини-сочинение можно будет написать по одной из пяти тем, предложенных в билете. Тема формулируется в виде высказывания, сделанного известным представителем в области общественной деятельности, политики, науки или культуры. При написании эссе стоит учитывать несколько моментов:

оставьте на эту часть работы хотя бы 50 минут;
не пишите на черновике полноценное эссе – этот бланк все равно никто не проверяет. Если слишком увлечетесь черновой работой, потом вам может не хватить времени на переписывание текста. Просто набросайте тезисы, которые потом оформите в единое целое;
не спешите с выбором темы – берите только ту, которую вам будет проще аргументировать;
важно сразу определить, какую отрасль знаний представляет выбранная вами тема. Ученикам не запрещено излагать мысли, опираясь на несколько общественных наук, но экзаменаторы очень не любят, когда эссе пишут расплывчатыми фразами и обобщенными формулировками;
не забудьте сделать введение. В нем следует сделать акцент на актуальности проблемы;
продемонстрируйте свои познания, кратко рассказав об авторе высказывания. Опишите другие подходы к данной проблеме, укажите альтернативные точки зрения или приведите поддерживающие высказывания;
подведите итог, аккуратно обобщив все вышесказанное.

За это задание можно набрать 6 баллов, часть которых выставляется экзаменатором за понимание предмета обсуждения. Это очень важно: если член комиссии не найдет во ведении слов, подтверждающих, что вы понимаете, о чем пишете, за задание будет поставлен ноль. Еще одна составляющая оценки – умение оперировать терминами. Потом оценивается корреляция аргументов и выводов. Кстати, писать много в первой и последней частях эссе не стоит – они должны занимать не более 20% от всей работы.

Отточите навыки написания мини-сочинений, посмотрев билеты прошлых лет. Каждое новое эссе поможет вам лучше формулировать мысли и излагать аргументы в пользу своей точки зрения.



smir24.ru

Демоверсия ОГЭ-2019 по обществознанию: демонстрационный вариант для 9 класса

Скачать демоверсию ОГЭ 2019 года вместе с кодификатором и спецификацией по ссылке ниже:

Обществознание (архив 0,6 Мб)

Что нового?

Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют.

Источник: сайт ФИПИ

Следите за информацией о наших вебинарах и трансляциях на YouTube-канале, совсем скоро мы будем обсуждать подготовку к ОГЭ по обществознанию.

ОГЭ-2019. Обществознание (60х84/8). 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к ОГЭ

Издание адресовано учащимся 9-х классов для подготовки к ОГЭ по математике. В пособие включены: • 850 заданий разных типов, сгруппированные по темам; • справочный теоретический материал; • ответы ко всем заданиям; • подробные решения задач Представлены все учебные темы, знание которых проверяется экзаменом. Издание окажет помощь учителям при подготовке учащихся к ОГЭ по математике.

Купить

Ученики, успешно сдавшие ОГЭ по обществознанию утверждают, что рекомендация о прочтении всего текста работы перед началом выполнения заданий дает хороший эффект при выполнении работы. При прочтении работы снимается эмоциональное напряжение, мозговая деятельность направляется на анализ материалов и выпускник включается в продуктивную познавательную деятельность, приводящую к высоким баллам за выполнение работы. В качестве материалов для работы используем Демонстрационный вариант ОГЭ по обществознанию 2019 года, опубликованного на сайте ФИПИ.

Всего вариант состоит из 31 заданий. 1 часть включает 25 заданий, из них первые 20 предполагают выбор одного верного ответа из 4-х предложенных вариантов, а задания 21-25 — множественный ответ. 2 часть содержит текст и 6 заданий к нему, предполагающих написание развернутого ответа на них.

Первые 20 заданий работы проверяют знание обществоведческого курса по следующим разделам: человек и общество (задания 1–4), духовная культура (задания 5–6), экономика (задания 7-10), социальная сфера (задания 11-13), сфера политики и социального управления (задания 14–16), право (задания 17–20). Задания 21–31 не закреплены за определенной содержательной линией, поскольку ориентированы на проверку, в первую очередь, предметных умений.

Часть 1

Ответом к заданиям 1–20 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа.

Задание 1

Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании политической сферы общества?

  1. племена, народности
  2. сословие, класс
  3. республика, федерация
  4. издержки, прибыль

Ответ: 3

Комментарий

Каждый ряд относится к определенной сфере:

  1. племена, народности – социальная сфера
  2. сословие, класс – социальная сфера
  3. республика, федерация – политическая сфера
  4. издержки, прибыль – экономическая сфера

Задание 2

Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?

  1. Глава государства обращается к гражданам в СМИ.
  2. Врачи слушают доклад министра здравоохранения.
  3. Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины и помирились.
  4. Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга.

Ответ: 3

Комментарий

Межличностные отношения – неформальные отношения, управляемые историей прежних отношений, чувствами и эмоциями. Как правило, межличностные отношения отличают от деловых отношений, определяемые задачами дела и установками руководства.

Задание 3

На уроке школьники изучали семейное законодательство РФ на примере дела о разводе одной семейной пары. Субъектом данной учебной деятельности является(-ются)

  1. семейное законодательство
  2. урок
  3. школьники
  4. семейная пара

Ответ: 3

Комментарий

Напомним, что субъектом является сторона, которая проводит активные действия. В описанной ситуации субъектом являются школьники, так как именно они изучали тему на уроке.

Задание 4

Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество является частью природы.

Б. В структуру общества входят сферы общественной жизни.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

Ответ: 2

Комментарий

Первое суждение противоречит положению школьного курса, что общество – обособившаяся от природы часть материального мира. Второе суждение является верным, поскольку общество включает в себя 4 основные сферы общественной жизни (экономическую, политическую, социальную и духовную).

Задание 5

Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На каком уровне образования находится Виолетта?

  1. начальном общем
  2. основном общем
  3. среднем общем
  4. среднем профессиональном

Ответ: 3

Комментарий

Поскольку Виолетта учится в 10 классе, то она находится на уровне среднего общего образования. Начальное общее образование – 1-4 классы, основное общее образование – 5-9 классы, а среднее профессиональное образование – обучение профессии, как правило, в техникумах, профессиональных колледжах и пр.

Задание 6

Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.

Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

Ответ: 3

Комментарий

Оба суждения верны, так как одна из задач науки — систематизация полученных знаний, которые должны быть истинными (достоверными), а для этого их перепроверяют.

Задание 7

Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?

  1. прибыль
  2. труд
  3. налоги
  4. зарплата

Ответ: 2

Комментарий

Напомним, что основными факторами производства, выделяемые в школьном курсе, являются труд, земля, капитал, предпринимательские способности и информация.

Задание 8

Инициативную самостоятельную хозяйственную деятельность человека, осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют

  1. предпринимательством
  2. реформированием
  3. производством
  4. творчеством

Ответ: 1

Комментарий

В задании приведено определение предпринимательства. Для этого обратите внимание на ключевые признаки в условии: инициативность, самостоятельность, рискованность, ориентация на получение прибыли.

Задание 9

В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?

  1. Государство устанавливает размер заработной платы работникам.
  2. Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль.
  3. Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия труда.
  4. Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить.

Ответ: 4

Комментарий

Только четвертый вариант ответа является отличительной чертой рыночной экономики, первые два ответа – признаки командной (плановой) экономической системы, а третий вариант может быть присущ любой экономической системе, поэтому по нему мы не сможем сделать вывод, который просят в условии задания.

Задание 10

Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена современной наукой.

Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

Ответ: 2

Комментарий

Проблема ограниченности ресурсов является ключевой для экономической науки, поэтому она полностью решена быть не может: ресурсы ограничены, а потребности человека постоянно увеличиваются.

Задание 11

Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп. Какая социальная группа выделена по территориальному признаку?

  1. крестьяне
  2. рязанцы
  3. русские
  4. пассажиры

Ответ: 2

Комментарий

В задании просят определить группу, выделенную по территориальному признаку. В задании подходит только второй вариант ответа, так как рязанцы – люди, живущие в Рязани (или Рязанской области).

Задание 12

Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые люди?

  1. потребитель
  2. избиратель
  3. ученик средней школы
  4. водитель

Ответ: 1

Комментарий

И подросток, и взрослый человек могут быть потребителями благ и услуг.

Избирателем и водителем может быть только совершеннолетний, а учениками средней школы взрослые люди не могут быть.

Задание 13

Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Социальный конфликт всегда приводит к негативным последствиям.

Б. Социальные конфликты различаются по форме и характеру развития.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

Ответ: 2

Комментарий

В первом суждении создана категоричность («всегда»). Но социальные конфликты могут иногда приводить и к позитивным изменениям, поэтому суждение неверно. Во втором суждении идет речь, что существуют различные классификации социальных конфликтов, выделенные по разным основаниям (критериям). Это верно.

Задание 14

Государственную власть осуществляет

  1. ректор университета
  2. председатель правительства
  3. лидер оппозиционной партии
  4. председатель центробанка

Ответ: 2

Комментарий

Только председатель правительства осуществляет государственную власть. Хотя у иных перечисленных лиц имеется власть, но она не государственная.

Задание 15

В государстве Z верховная власть передаётся правителю по наследству. Он руководит деятельностью кабинета министров, принимает законы, утверждает судебные решения. Какая форма правления существует в государстве Z?

  1. федерация
  2. абсолютная монархия
  3. унитарное государство
  4. республика

Ответ: 2

Комментарий

Поскольку в вопросе идет речь о форме правления, то ответы 1 и 3 отпадают. Анализируя условия (передача власти по наследству, сосредоточение всех ветвей власти в своих руках) можно исключить республику и выбрать правильный ответ – абсолютная монархия.

Задание 16

Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политическая партия стремится к участию в осуществлении власти.

Б. Политическая партия объединяет группу единомышленников, выражающих интересы определённых социальных сил.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

Ответ: 3

Комментарий

Оба суждения верны, так как главной целью политической партии является стремление к власти и ее осуществление. Также политические партии объединяют людей с общими политическими взглядами и выражают интересы определенных социальных групп, чтобы получить их поддержку.

Задание 17

Правовые нормы, в отличие от других социальных норм,

  1. поддерживаются силой государства
  2. регулируют поведение людей
  3. опираются на силу общественного мнения
  4. содержат образцы поведения

Ответ: 1

Комментарий

Только первый вариант ответа является верным, так как третий вариант – признак морали, а ответы 2 и 4 являются общими признаками для всех социальных норм (а в задании просят найти именно отличительный признак права от других социальных норм).

Задание 18

В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ

  1. принимает законы
  2. разрешает правовые споры
  3. утверждает изменения границ между субъектами РФ
  4. осуществляет управление федеральной собственностью

Ответ: 4

Комментарий

В данном задании необходимо знать основное содержание статей Конституции РФ о полномочиях и компетенции высших государственных органов. Но даже ориентируясь лишь в общем виде, ученик может исключить вариант 1 (принятие законов – полномочие законодательных органов власти, а правительство – высший орган исполнительной власти) и 2 (решение правовых споров – задача судебной власти). Конечно, для определенной дифференциации учеников по уровню знаний в задание включено и конкретное полномочие Совета Федерации (третий вариант ответа).  

Задание 19

Гражданин К. подарил сыну на день рождения свой автомобиль. Этот пример иллюстрирует прежде всего право гражданина К. как собственника в отношении принадлежащего ему имущества

  1. владеть
  2. распоряжаться
  3. пользоваться
  4. наследовать

Ответ: 2

Комментарий

В данном задании гражданин К. использовал свое право собственности в части распоряжения.

Задание 20

Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах государства?

А. Надзор за исполнением законов органами государственной власти осуществляет адвокатура.

Б. К задачам полиции относится обеспечение безопасности личности.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

Ответ: 2

Комментарий

Надзор за исполнением законов осуществляет прокуратора, а на адвокатура. Второй суждение верно. 

Ответом к заданиям 21–25 является последовательность цифр.

Задание 21

В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y — тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.

  1. пресечение нарушений общественного порядка
  2. наличие органов исполнительной власти
  3. свободные выборы на альтернативной основе
  4. вынесение приговоров внесудебными органами

     Черты сходства     

     Черты отличия    

 

 

 

 

Ответ: 1234

Комментарий

Данное задание ориентировано на сравнение (выделение черт сходства и отличия). В государстве с любым политическим режимом пресекаются нарушения общественного порядка, а также имеются органы исполнительной власти. Свободные выборы на альтернативной основе присущи лишь демократическому режиму, вынесение приговоров внесудебными органами – признак тоталитарного режима (в демократическом государстве приговоры могут выноситься только судом на основе закона).

Задание 22

Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКА

              

ОГРУППЫ ПРАВ (СВОБОД)

А) право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Б) защита от произвольного вмешательства в личную жизнь

В) право на защиту чести и достоинства

Г) право на свободу мирных собраний и ассоциаций

Д) право на жизнь

 

1) гражданские (личные)

2) политические

3) социальные

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

   А   

   Б   

   В   

   Г   

   Д   

 

 

 

 

 

Ответ: 31121

Комментарий

В данном задании необходимо знать основную классификацию прав и свобод человека. Охрана здоровья, оказание медицинской помощи – социальные права (они обеспечивают благосостояние и достойный уровень жизни), мирные собрания и ассоциации – политические права (они обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны). Все остальное – личные (гражданские) права, включающие самые основные, естественные и неотчуждаемые права (принадлежат любому человеку как биосоциальному существу) 

Прочитайте текст. Проанализируйте статистические данные и выполните задания 23, 24.

В стране Z был проведён опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Какой способ увеличения производительности труда Вы считаете наиболее эффективным?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.


Задание 23

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

  1. Доля тех, кто рассматривает повышение оплаты труда как эффективный способ увеличения производительности труда, больше среди работников государственных предприятий, чем среди работников частных предприятий.
  2. Значение модернизации производства как эффективного способа увеличения производительности труда для работников частных фирм ниже, чем для работников государственных предприятий.
  3. Доля тех, кто считает повышение квалификации кадров эффективным способом увеличения производительности труда, выше среди работников государственных предприятий, чем среди работников частных фирм.
  4. Равные доли работников частных фирм отмечают повышение квалификации работников и создание комфортных условий труда как наиболее эффективные способы увеличения производительности труда.
  5. Мнение о повышении оплаты труда как наиболее эффективном способе увеличения производительности труда наиболее распространено среди работников обоих типов предприятий.

Ответ: ___________________________.

Ответ: 145

Комментарий

В данном задании необходимо внимательно прочитать каждое суждение, проанализировать его с точки зрения верности представленным данным в диаграмме.

  1. Верно, так как вариант ответа «повышение оплаты труда» среди работников государственных предприятий выбрало 50%, а среди работников частных предприятий – всего 35%.
  2. Неверно, поскольку модернизации производства выбрали больше как раз работники частных предприятий, а не государственных.
  3. Неверно, так как повышение квалификации как эффективный способ увеличения производительности труда выбрало по 10% в каждой группе опрошенных.
  4. Верно, поскольку такой вывод мы сделали при анализе третьего варианта ответа.
  5. Верно, так как именно вариант повышение оплаты труда является самым популярным среди первой и второй группы опрошенных.

Задание 24

Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Большинство работников связывают повышение производительности труда с научно-техническим прогрессом.
  2. Проблема повышения квалификации в равной мере неактуальна для работников как частных фирм, так и государственных предприятий.
  3. Модернизация производства позволяет повысить заработную плату работников.
  4. Материальные стимулы являются ведущими для значительной доли опрошенных.
  5. Успешность фирмы зависит от уровня её технической оснащённости.

Ответ: ___________________________.

Ответ: 24

Комментарий

Задание сложней, чем 23, поскольку предполагает более глубокий анализ и рассуждений. Необходимо найти выводы, которые можно сделать только на основе диаграммы.

  1. Неверно, так как большинство работников связывают повышение производительности труда с повышением зарплаты, а не научно-техническим прогрессом.
  2. Верно, поскольку по 90% не выбрали данный ответ в каждой группе опрошенных.
  3. Неверно, поскольку такой вывод не вытекает из диаграммы (опрос работников проводился по вопросу «Какой способ увеличения производительности труда Вы считаете наиболее эффективным?»).
  4. Верно, так как именно повышение оплаты труда (это и есть материальный стимул) выбрало большинство в каждой группе опрошенных.
  5. Неверно, поскольку такой вывод не вытекает непосредственно из предложенной диаграммы.

Задание 25

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Мария окончила институт и работает бухгалтером. (Б) Она регулярно читает профессиональную литературу, отслеживает изменения в законодательстве. (В) Мария правильно поступает: работнику необходимо заниматься самообразованием, чтобы быть конкурентоспособным в профессиональной сфере.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений. 

   А   

   Б   

   В   

 

 

 

Ответ: 112

Комментарий: Первое и второе предложения отражают факты, так как содержание бесспорно. Третье предложение выражает мнение, поскольку содержит в себе авторскую оценку поступка («Мария правильно поступает»).

Часть 2 

Прочитайте текст и выполните задания 26–31.

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение — вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний — это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…

Учитесь любить учиться!

 (По Д. С. Лихачёву)

Задание 26

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Ответ: В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

  1. роль образования в XXI в.;
  2. нравственная ответственность человека науки;
  3. молодые годы – время учёбы;
  4. уметь найти радость в учёбе.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков

Комментарий

Стоит привести следующие советы ученику:

  • внимательно прочитайте текст, определите главную мысль, выделите основные идеи текста;
  • сформулируйте названия пунктов плана так, чтобы они полно раскрывали мысль автора, соответствовали логике содержания;
  • количество выделенных фрагментов может быть различным, в системе оценивания нет конкретного числа пунктов плана;
  • план может быть простым или сложным, но в дроблении текста на смысловые фрагменты должна присутствовать логика.

Задание 27

Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.? Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку.

Ответ: Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. роль: человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина;
  2. качества: общая интеллигентность человека, его способность создавать новое, нравственная ответственность.

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

Комментарий

Задание 27 требует извлечения из текста информации.Необходимо внимательно прочитать текст, найти в нем ответ на вопрос (в отдельных случаях необходимо пояснить свой ответ) и грамотно и четко записать ответ в бланк ответов ОГЭ. Найти ответ помогут ключевые слова, содержащиеся в самих вопросах. Сочетания этих ключевых слов нужно найти в предложениях текста. Тот фрагмент текста, в котором будут содержаться ключевые слова, как правило, и содержит ответ на задание.

Задание 28

Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.

Ответ: Могут быть указаны следующие причины:

  1. знания всё растут и усложняются;
  2. именно в молодости ум человека наиболее восприимчив.

Причины могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Комментарий

Задание направлено на извлечение информации непосредственно из текста. Общие рекомендации изложены в задании 27. В данном случае они будут аналогичные.

Задание 29

Какие формы отдыха и развлечений автор рекомендует молодым? Приведите два примера таких форм; в каждом случае покажите, какие качества развивает данная форма.

Ответ: В правильном ответе должны быть следующие элементы:

  1. ответ на вопрос: автор рекомендует «умные» формы отдыха и развлечений, способные также чему-то научить, развить в нас способности, которые понадобятся в жизни;
  2. два примера с указанием качеств, допустим:
  • занятия в спортивной секции развивают силу, ловкость, волевые качества, умения взаимодействовать с партнёрами и соперниками;
  • чтение художественных произведений развивает воображение, чувство сопереживания; расширяет представления о мире и человеке.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Комментарий

Задание 29 предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение в контексте содержания текста знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта.

Задание 30

Автор пишет о нравственной ответственности человека за «всё, что происходит в век машин и роботов». Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения этой мысли.

Ответ: Могут быть даны такие объяснения.

Человек несёт нравственную ответственность за «всё, что происходит в век машин и роботов», так как:

  1. глобальные экономические проблемы, с которыми столкнулось человечество во второй половине XX в., во многом вызваны интенсивной преобразовательной деятельностью человека, характер и направленность которой в начале XXI в. не изменились;
  2. развивающаяся техника и технологии не только оказывают позитивное влияние на развитие общества, но и несут в себе потенциальную угрозу существованию человечества.

Могут быть даны другие объяснения

Комментарий

Задание 30 – задача, имеющая, как правило, самостоятельное развернутое условие, проверяет целый комплекс умений:

  • соотносить отдельные факты и социальные процессы;
  • применять знания обществоведческого курса;
  • дополнять знания курса информацией из предложенного источника;
  • применять источник социальной информации для решения проблемы и др.

Обрати внимание, что данное задание предполагает дать объяснения авторской мысли.

Задание 31

Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.

Ответ: Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения):

  1. в современном мире знания очень быстро устаревают, поэтому приходится их постоянно пополнять, корректировать;
  2. современные люди часто меняют работу, поэтому приходится постоянно осваивать новую информацию, виды деятельности.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)

Комментарий

Задание 31 предполагает формулирование и аргументацию выпускником собственного суждения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни, связанным с содержанием текста (иногда, как в данном примере, выбора не будет дано – надо подтвердить или опровергнуть суждение). Оно побуждает выпускника рассматривать текст в ином ракурсе. Объектом оценивания здесь являются приведенные учащимися аргументы – их ясность, логичность, опора на обществоведческие знания и содержание текста.


rosuchebnik.ru

ОГЭ-2019. Обществознание Демонстрационный материал + ОТВЕТЫ. |

Опубликовано на сайте ФИПИ 24.08.2018г.

Изменений нет.

1. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании политической сферы общества?1) племена, народности

2) сословие, класс

3) республика, федерация

4) издержки, прибыль

 

Ответ:

 

2. Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?1) Глава государства обращается к гражданам в СМИ.

2) Врачи слушают доклад министра здравоохранения.

3) Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины и помирились.

4) Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга.

Ответ:

 

3. На уроке школьники изучали семейное законодательство РФ на примере дела о разводе одной семейной пары. Субъектом данной учебной деятельности является(-ются)1) семейное законодательство

2) урок

3) школьники

4) семейная пара

Ответ:

 

4. Верны ли следующие суждения об обществе?А. Общество является частью природы.

Б. В структуру общества входят сферы общественной жизни.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

 

5. Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На каком уровне образования находится Виолетта?1) начальном общем

2) основном общем

3) среднем общем

4) среднем профессиональном

Ответ:

 

 

6. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.

Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

 

7. Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?1) прибыль

2) труд

3) налоги

4) зарплата

Ответ:

 

8. Инициативную самостоятельную хозяйственную деятельность человека,осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение

прибыли, называют

1) предпринимательством

2) реформированием

3) производством

4) творчеством

Ответ:

 

9. В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?1) Государство устанавливает размер заработной платы работникам.

2) Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать

полученную прибыль.

3) Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия

труда.

4) Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить.

Ответ:

 

10. Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена

современной наукой.

Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

 

11. Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп. Какая социальная группа выделена по территориальному признаку?1) крестьяне

2) рязанцы

3) русские

4) пассажиры

Ответ:

 

12. Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослыелюди?

1) потребитель

2) избиратель

3) ученик средней школы

4) водитель

Ответ:

 

13. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?А. Социальный конфликт всегда приводит к негативным последствиям.

Б. Социальные конфликты различаются по форме и характеру развития.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

 

14. Государственную власть осуществляет1) ректор университета

2) председатель правительства

3) лидер оппозиционной партии

4) председатель центробанка

Ответ:

 

15. В государстве Z верховная власть передаётся правителю по наследству. Он руководит деятельностью кабинета министров, принимает законы, утверждает судебные решения. Какая форма правления существует в государстве Z?1) федерация

2) абсолютная монархия

3) унитарное государство

4) республика

Ответ:

 

16. Верны ли следующие суждения о политических партиях?А. Политическая партия стремится к участию в осуществлении власти.

Б. Политическая  партия  объединяет  группу  единомышленников,

выражающих интересы определённых социальных сил.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

 

17. Правовые нормы, в отличие от других социальных норм,1) поддерживаются силой государства

2) регулируют поведение людей

3) опираются на силу общественного мнения

4) содержат образцы поведения

Ответ:

 

18. В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ1)принимает законы

2)разрешает правовые споры

3) утверждает изменения границ между субъектами РФ

4)осуществляет управление федеральной собственностью

Ответ:

 

19. Гражданин К. подарил сыну на день рождения свой автомобиль. Этот пример иллюстрирует прежде всего право гражданина К. как собственника в отношении принадлежащего ему имущества1) владеть

2) распоряжаться

3) пользоваться

4) наследовать

Ответ:

 

20. Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах государства?А. Надзор за исполнением законов органами государственной власти

осуществляет адвокатура.

Б. К задачам полиции относится обеспечение безопасности личности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

 

Ответом к заданиям 21–25 является последовательность цифр.Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная  с  первой  клеточки,  без  пробелов,  запятых  и  других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 

21. В государстве Z установлен демократический политический режим,а в государстве Y – тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

1) пресечение нарушений общественного порядка

2) наличие органов исполнительной власти

3) свободные выборы на альтернативной основе

4) вынесение приговоров внесудебными органами

Ответ:

Черты сходстваЧерты различия

 

22. Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКАГРУППЫ ПРАВ (СВОБОД)
А) право на охрану здоровья и медицинскую помощьБ) защита от произвольного вмешательства в личную жизнь

В) право на защиту чести и достоинства

Г) право на свободу мирных собраний и ассоциаций

Д) право на жизнь

 

1) гражданские (личные)2) политические

3) социальные

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

 

Прочитайте  текст.  Проанализируйте  статистические  данныеи выполните задания 23, 24.

 

В стране Z был проведён опрос общественного мнения. Гражданам,участвующим в опросе, был задан вопрос: «Какой способ увеличения

производительности труда Вы считаете наиболее эффективным?».

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде

диаграммы.

 

23. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.1)Доля тех, кто рассматривает повышение оплаты труда как эффективный способ увеличения производительности труда, больше среди работников государственных  предприятий,  чем  среди  работников  частных предприятий.

2)Значение  модернизации  производства  как  эффективного  способа

увеличения производительности труда для работников частных фирм

ниже, чем для работников государственных предприятий.

3) Доля тех, кто считает повышение квалификации кадров эффективным способом увеличения производительности труда, выше среди работников государственных предприятий, чем среди работников частных фирм.

4) Равные  доли  работников  частных  фирм  отмечают  повышение

квалификации работников и создание комфортных условий труда как

наиболее эффективные способы увеличения производительности труда.

5)Мнение о повышении оплаты труда как наиболее эффективном способе увеличения производительности труда наиболее распространено среди работников обоих типов предприятий.

Ответ: ________________________

 

24. Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Большинство работников связывают повышение производительности труда с научно-техническим прогрессом.

2) Проблема повышения квалификации в равной мере неактуальна для работников как частных фирм, так и государственных предприятий.

3) Модернизация производства позволяет повысить заработную плату

работников.

4) Материальные стимулы являются ведущими для значительной доли опрошенных.

5) Успешность фирмы зависит от уровня её технической оснащённости.

Ответ: _________________________.

 

24. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

 

(А) Мария окончила институт и работает бухгалтером. (Б) Она читаетпрофессиональную  литературу,  отслеживает  изменения

в законодательстве. (В) Мария правильно поступает: работнику необходимо заниматься  самообразованием,  чтобы  быть  конкурентоспособным в профессиональной сфере.

 

Определите, какие положения текста1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих

положений.

Ответ:

 

Не  забудьте  перенести  все  ответы  в  бланк  ответов № 1в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

 

                                                 Часть 2

 

Для записи ответов на задания этой части (26–31) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (26, 27 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

 

Прочитайте текст и выполните задания 26–31.

 

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… начеловека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого

возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и

учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться – не сможешь и

учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда

утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную

жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение

тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…

Учитесь любить учиться!

(Д.С. Лихачёв)

 

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

 

27. Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.? Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку.

 

28. Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.

 

29. Какие формы отдыха и развлечений автор рекомендует молодёжи? Приведите два примера таких форм; в каждом случае укажите, какие качества развивает данная форма.

 

30. Автор пишет о нравственной ответственности человека за «всё, чтопроисходит в век машин и роботов». Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения этой мысли.

 

31. Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст иобществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями)необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.

 

ОТВЕТЫ.

№ заданияОтвет
13
23
33
42
53
63
72
81
94
102
112
121
132
142
152
163
171
184
192
202
211234
2231121
23145
2424
25112

 

Примерные ответы на задания части 2.

  1. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) роль образования в XXI в.;

2) нравственная ответственность человека науки;

3) молодые годы – время учёбы;

4) уметь найти радость в учёбе.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков

 

  1. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) роль: человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина;

2) качества: общая интеллигентность человека, его способность создавать новое, нравственная ответственность.

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

 

  1. Могут быть указаны следующие причины:

1) знания всё растут и усложняются;

2) именно в молодости ум человека наиболее восприимчив.

Причины могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

 

  1. В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос: автор рекомендует «умные» формы отдыха и развлечений, способные также чему-то научить, развить в нас способности, которые понадобятся в жизни;

2) два примера с указанием качеств, допустим:

− занятия в спортивной секции развивают силу, ловкость, волевые качества,  умения  взаимодействовать  с  партнёрами  и соперниками;

− чтение художественных произведений развивает воображение, чувство сопереживания; расширяет представления о мире и человеке.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

 

  1. Могут быть даны такие объяснения.

Человек несёт нравственную ответственность за «всё, что происходит в век машин и роботов», так как:

1) глобальные экономические проблемы, с которыми столкнулось человечество во второй половине XX в., во многом вызваны интенсивной  преобразовательной  деятельностью  человека, характер и направленность которой в начале XXI в. не изменились;

2) развивающаяся техника и технологии не только оказывают позитивное влияние на развитие общества, но и несут в себе потенциальную угрозу существованию человечества.

Могут быть даны другие объяснения.

 

  1. Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения):

1) в современном мире знания очень быстро устаревают, поэтому приходится их постоянно пополнять, корректировать;

2) современные люди часто меняют работу, поэтому приходится постоянно осваивать новую информацию, виды деятельности.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

 

 

 

obschestvoznanie-ege.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *