Экономика
1.Предмет экономической теории. История возникновения и развития экономической теории. Современные направления экономической теории………………………………3
2.Производство как основа развития общества. Факторы производства. Закон редкости ресурсов……………………………………………………………………………………….6
3.Потребности и их виды. Закон возвышения потребностей…………………………….10
4.Типы и модели экономических систем…………………………………………………..11
5.Собственность как экономическая категория. Экономическое содержание и правовая форма собственности. Теория прав собственности. Аренда и лизинг…………………..14
6.Основные формы и виды собственности. Разгосударствление и приватизация. Особенности приватизации в России………………………………………………………19
7.Рынок: сущность, элементы и функции………………………………………………….23
8.Спрос и факторы, его определяющие. Закон спроса. Исключение из закона спроса…………………………………………………………………………………………25
9.Эластичность спроса и её виды…………………………………………………………..27
10.Взаимосвязь эластичности спроса по цене и выручки………………………………..32
11.Предложение и факторы, его определяющие. Закон предложения……………………33
12.Эластичность предложения и факторы, его определяющие…………………………..34
13.Рыночное равновесие и случаи его нарушения. Прямое и косвенное вмешательство государства в рыночное ценообразование…………………………………………………35
14.Сущность и структура издержек производства. Бухгалтерский и экономический подходы к расчету издержек производства……………………………………………….40
15.Издержки производства в краткосрочном периоде. Закон убывающей отдачи………42
16.Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба производства. Аутсорсинг……………………………………………………………………………………44
17.Выручка и прибыль. Виды прибыли…………………………………………….………45
18.Сущность конкуренции, её виды. Формы конкурентной борьбы……………………..47
19.Характерные черты совершенной конкуренции. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции………………………………………………………………….48
20.Особенности рынка монополистической конкуренции…………………………….….50
21.Олигополия и виды ценообразования……………………………………………………52
22.Монополия и ее виды. Общественные издержки от монополизации рынка…………54
23.Антимонопольное законодательство в развитых странах (в США самостоятельно). Антимонопольная политика в России………………………………………………………54
1.Предмет экономической теории. История возникновения и развития экономической теории. Современные направления экономической теории.
Экономическая теория – это наука о системе экономических отношений в обществе, которая исследует экономические явления и процессы.
Предмет экономической теории включает совокупность производственных, организационно-экономических и социально-экономических отношений. Экономические отношения проявляются в общих принципах, закономерностях и тенденциях экономического развития общества. Цель экономической теории заключается в создании упрощённых моделей экономических явлений, описывающих взаимосвязи между экономическими переменными, в определении закономерностей экономического развития общества, а также в научном обосновании направлений экономической политики государства.
История возникновения и развития экономической теории.
Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей Древнего мира. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Представления древних обществ об экономическом устройстве являлись составной частью различных религиозных или философских систем.
Натурально-хозяйственная концепция была характерна для экономических взглядов Платона. В своём проекте о государственном устройстве он отвёл государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошёл к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к «соразмерности и единообразию» несоразмерных и разнообразных товаров.
Аристотель внёс большой вклад в развитие экономической науки своим анализом природы и форм стоимости. Интересы его рассуждения о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей людей.
Экономическая мысль эпохи феодализма охватывает широкий круг проблем, начиная с обоснования законности владения феодальной землёй, вечности деления общества на классы и кончая усилением внимания к проблемам товарно-денежных отношений.
Вместе с тем как наука экономика оформилась сравнительно поздно, на рубеже XVII-XVIII вв. Это произошло в период, когда в Европе возник и бурно развивался капитализм. Первоначально экономическая наука развивалась под названием «политическая экономия». Этот термин впервые ввёл в 1615 г. француз Антуан де Монкретьен. Название «политическая экономия» произошло от греческих слов «политикос», что значит государственный, общественный, «ойкос» — домашнее хозяйство, дом, «номос» — правило, закон. В конце XIX – начале XX столетия это название всё больше заменяется термином «экономическая теория» (Economics). Впервые его ввел в 1890 г. Известный английский учёный-экономист Альфред Маршалл. В течении четырёх столетий своего существования экономическая наука стремительно развивалась. За это время появилось множество школ и направлений экономической теории.
Современные направления экономической теории.
Первой школой экономической теории был меркантилизм. Это направление экономической мысли было распространено в странах Западной и Восточной Европы в XVI-XVIII вв. Идеи меркантилизма были известны и в России, активную меркантилистскую экономическую политику проводил Пётр I.
Одним из известнейших представителей меркантилизма был английский экономист Томас Ман (1571-1641). Как и все меркантилисты, он был практиком, членом правления Ост-Индской компании, членом правительственного торгового комитета. Главным объектом наблюдений меркантилистов являлись внешняя торговля, движение товаров и денег между странами. По их мнению, важнейшим источником богатства страны была внешняя торговля. Само же богатство они отождествляли с золотом и сокровищами. Для того чтобы богатство притекало в страну, необходимо постоянное превышение экспорта над импортом, другими словами, необходим активный торговый баланс. Государство должно регулировать внешнюю торговлю, чтобы обеспечить приток золота и серебра в страну, проводить политику защиты своих внешнеторговых интересов, т.е. политику протекционизма. В частности, устанавливать высокие таможенные пошлины на импортируемые товары, стимулировать экспорт местной продукции.
В середине XVIII в. Во Франции сложилась ещё одна известная экономическая школа – школа физиократов. Физиократия буквально означает «природовластие». Это была группа учёных, наиболее известным из которых был Франсуа Кенэ. Мировую известность Ф.Кенэ принесла его важнейшая работа «Экономическая таблица». Учение физиократов возникло как реакция на меркантилизм. Критикуя меркантилистов, они считали, что правительство должно обращать внимание не на торговлю и накопление денег, а прежде всего на развитие земледелия. Источник богатства они видели в земледелии. Только труд в сельском хозяйстве является производительным трудом.
Промышленный переворот в конце XVIII-начале XIX столетия привёл к созданию материально-технической базы капитализма, развитию машинного производства. Господствующей сферой экономики стала промышленность. Экономическая мысль этого периода главный источник богатства видит в производстве вообще, а не только в сельском хозяйстве, как это представляли физиократы. Новое направление в экономической мысли впоследствии было названо классической политической экономией.
Классическая политическая экономия, сформировавшись в конце XVIII в., была господствующей школой в экономической науке на протяжении большей части XIX столетия. Самыми известными и яркими представителями этого направления были шотландский учёный Адам Смит и англичанин Давид Рикардо. Также большой вклад в развитие классической экономической теории внесли Т.Мальтус, Ж.-Б. Сэй, Дж. Ст. Милль.
А.Смит был автором многих трудов по экономике и философии. Но его главный, всемирно известный труд называется «Исследование о природе и причинах богатства народов». В этой работе А.Смит даёт всестороннюю характеристику экономической системы общества; рассматривает теорию стоимости, теорию распределения доходов, теорию капитала и его накопления, экономическую политику государства, государственные финансы; представляет развёрнутую критику меркантилизма. Ему удалось соединить большинство существующих направлений экономических исследований. В основе всех рассматриваемых А. Смитом экономических явлений лежит трудовая теория стоимости. Стоимость товара создаётся трудом независимо от отрасли производства. Заключённый в товарах труд является основой для обмена. Цена товара определяется затратами труда на его производство, а также соотношением спроса и предложения товара.
А. Смит дал развёрнутый анализ основных доходов общества: прибыли, заработной платы и земельной ренты, и определил стоимость общественного продукта как сумму доходов общества. Общественный продукт воплощает в себе богатство страны. Рост богатства зависит от роста производительности труда и от доли населения, занятого производительным трудом. В свою очередь, производительность труда во многом зависит от разделения труда и его специализации. При рассмотрении экономических явлений и процессов классики политической экономии придерживались определённой системы общих предпосылок. Главными из них были концепция «экономического человека» и экономический либерализм (экономическая свобода). Они рассматривали человека только с точки зрения экономической деятельности, где есть единственный стимул поведения – стремление к собственной выгоде. Нравственность, культура, религия, обычаи, политика не принимаются во внимание.
В основе идеи экономического либерализма лежало представление о том, что экономические законы действуют подобно законам природы. В результате их действия в обществе стихийно устанавливается «естественная гармония»……
studfiles.net
1 Возникновение и развитие экономической теории
Экономическая теория— это универсальная наука, изучающая поведение людей и их групп по удовлетворению потребностей.
Появилась э.т. в начале 18в, Особое внимание экономике стали уделять в Древнем Риме. Первые труды, рассматривающие отдельные составные части экономических знаний, принадлежат знаменитым ученым, таким как Аристотель, Лакуна, и многим другим ученым античного мира. Созданная первая школа политической экономики называлась меркантилизмом. Согласно теории представителей данной школы основным национальным богатством служила торговля. С постепенным развитием производства наблюдалось и изменение взглядов на экономику. Данное обстоятельство повлекло за собой возникновение физиократического направления, одним из сторонников которого был Ф. Кенэ. Представители данной школы в отличие от сторонников теории меркантилизма полагали, что именно сельское хозяйство признается основным богатством страны. Классическая политическая экономика стала следующим направлением рассмотрения основ экономики. Сторонниками этой теории были ученые экономисты А. Смит, У. Бетти, Д. Риккардо и многие другие. По мнению данных ученых, богатство возникает на основе всего функционирующего производства, иначе говоря, деятельности промышленного и сельскохозяйственного производства. В СССР сложились два основных направления: марксизм, основными представителями которого выступали В.И. Ленин и К. Маркс, и маржинализм. Характеристикой современного этапа являются следующие направления:
1) неоклассическое;
2) неокейнсианское;
3) неолиберализм;
4) институционально—социологическое.
2. Предмет экономической теории и ее функции. Микро- и макроэкономика.
Экономическая теория представлена двумя крупными разделами.
1. Макроэкономика, изучающая народное хозяйство в качестве единой экономической системы. Особое внимание уделено изучению проблем, которые связаны с деятельностью экономических субъектов страны.
2. Микроэкономика, изучение которой направлено на индивидуальную деятельность экономических субъектов. Данный раздел выясняет сущность процессов разработки, а также принятия решений и их реализации с целью достижения поставленных задач субъектами.
Существует взаимосвязь экономической теории с другими различными науками, например такими, как статистика, бухгалтерский учет, финансы, математика, история и т. д.
Функции экономической теории:
1. Теоретическая. Заключается в отсутствии обозначения границ констатации фактов, а также в выяснении сущности происходящих процессов и явлений, раскрытия законов, которые являются основными управителями экономических производственных процессов.
2. Методологическая. Является теоретической основой для наук, изучающих конкретные отрасли хозяйства.
3. Практическая. Сводится к осуществлению анализа возникающих проблем с целью принятия эффективного решения задач общества, делает обоснованные выводы.
4. Познавательная. Способствует развитию экономического образа мышления, характерна для всех наук.
5. Критическая. Изучение явлений осуществляется критически, рассматриваются основные преимущества, применение которых будет целесообразно.
Направления и предметы:
Экономическая мысль периода античного рабства- домашнее хозяйство(способы его увеличения; умение его разумного использования)
Средневековая экономическая мысль в западноевропейских странах(IV-XIVвв.)- религиозно-этический подход к экономическим проблемам и категориям;
Меркантилизм(XIV-XVIIIвв.)- протекционистская экономическая политика, нацеленная на усиление роли торгового капитала в экономике; деньги в форме капитала как источник богатства.
Школа физиократов(XVIIIв.)- происхождение богатства, закономерности его роста и распределения; анализ экономики на основе естественного порядка; кругооборот в хоз.жизни;
Классическая политическая экономия(XVIII-XIXвв.)- теории: разделения труда, стоимости товара, производственного труда ,денег, дохода, капитала, воспроизводства;
Историческая школа(XIXв.)-разработка теории производительных сил, концепция стадийного экономического развития;
Марксизм как теоретическая школа (XIXв.)- предметом является производственные отношения;
Австрийская школа (маржинализм XIXв.)- предметом является сфера потребления;
Неоклассическое направление экономической мысли(маржинализм XIX-XXвв.)-разложение всего дохода общества на различные виды дохода;
Институциональная направление экономической мысли(XXв.)- предметом анализа является как экономические , так и неэкономические проблемы социально-экономического развития, государственно вмешательство в экономику;
Кейнсианство (XXв.)- анализ экономики во время депрессии ;
Монетаризм(XXв.)-взаимосвязь между объемом денежной массы и объемом производства.
studfiles.net
Шпаргалка — Возникновение и развитие экономической теории
Содержание
Введение. 3
Возникновение экономическойтеории. 4
История экономики как наука. 8
Предмет и метод экономическойтеории. 11
Заключение. 13
Список литературы… 14
Введение
Экономическая теорияизучает источники, факторы национального богатства, изучаетобщественно-производственные, т.е. экономические отношения в обществе, изучаетэкономические законы, управляющие общественным производством.
Экономическая теорияшироко использует построение моделей экономических явлений и процессов. Формаописания моделей может быть графической и математической. Экономическая модельявляется инструментом для экономических прогнозов. Комплексом экономическихпринципов объясняется, как функционирует экономика и ее отдельные сектора.
На основе анализамногочисленных отечественных и зарубежных работ по вопросам экономическойтеории можно выделить три этапа ее развития:
1. Экономия;
2. Политическая экономия;
3. Экономикс.
Предметом экономическойтеории является проблема рационального использования ограниченных ресурсов вцелях удовлетворения возрастающих материальных потребностях человека.
Итак, данная работа ипосвящена рассмотрению развития экономической теории, истории экономики какнауки, а также вопросам предмета и метода экономической теории.
Возникновение экономической теории
1. Первый этап — экономия.Экономическая наука сначала возникла как наука про экономию, умелое ведениедомашнего хозяйства. Ее целью было воспитание у граждан рационального ведениясвоего хозяйства (этот термин встречается еще в трудах Аристотеля в эпохурабовладельческого строя). В эпоху феодализма экономическая наука трактоваласьс позиций Священного писания. В библейских текстах «справедливая цена на товаррассматривалась, например, с точки зрения христианских норм морали, аростовщичество осуждалось как противоестественное обогащение и как явление,которое губит человеческую душу».
Экономическая теория какнаука (т.е. систематизированное знание о сущности экономики) возникла в 17-18вв. в период становления капитализма.
Меркантилизм. В Англии, Италии, Франции и др.странах первоначально возникла теоретическая школа – меркантилизм (от итал.«мерканте» – торговец, купец). Она считала, что богатство людей – это золото,деньги, за которые все можно купить. Такие представления были не случайны. Онисоответствовали начальному виду капиталистической деятельности – международнойторговле, приносящей большие доходы. Здесь прирост богатства был очевиден. В товремя товары в одной стране покупались по более низким ценам, а в другойпродавались по более высоким. Меркантилисты советовали государству расширятьторговлю и накапливать золото в стране.
Французский меркантилистАнтуан де Монкретьен (1575-1621 гг.) дал экономической теории название«политическая экономия» (где определение «политическая» образовано отгреческого «политика» – искусство управлять государством), что означало: наукагосударственного управления экономикой. Этим подчеркивалось активное участиегосударства в хозяйственной деятельности.
Физиократы. Другое направление экономическогоучения, возникшего как реакция на меркантилизм, было представлено в трудахфизиократов (от греч. физио – природа, и крат – власть). Основатель этогонаправления – Кенэ. Примечательным для этого учения явилось то, что ониперенесли исследование происхождения прибавочного продукта из сферы обращения всферу производства, но ограничили ее только сферой земледелия. Промышленностьони считали непроизводительной отраслью.
2. Классическаяполитическая экономия. Меркантилизм исторически изжил себя в новую эпоху, когда в экономикестал господствовать не торговый, а промышленный капитал. Ему на смену пришлаклассическая политическая экономия. Это направление экономической теориипризнавало действительным источником богатства производство материальных благ.Оно стало рассматривать хозяйственную деятельность в виде производства,распределения обмена и потребления полезных вещей. Классическая политическаяэкономия перешла к исследованию сущности экономических явлений (например,обмена товаров на деньги) и законов хозяйственного развития.
Выдающимсяосновоположником английской классической политической экономии является АдамСмит (1723-1790 гг.). Он впервые систематизировал научные знания и изложил их вкниге «Исследование о природе и причинах богатства народов». После этогоэкономическая теория стала преподаваться в высших учебных заведениях.
В эпоху, когда в Европецарил феодальный гнет и произвол, А.Смит смело выступил за торжество новогообщественного устройства, в котором развитие хозяйства идет в соответствии собъективными законами экономики. Естественным порядком в области экономическойжизни он считал господство частной собственности, свободную конкуренцию исвободную торговлю, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.
Классическая политическаяэкономия создала свое учение о богатстве общества. Она установила, что природа,образно говоря, «мать» богатства. Она снабжает людей средствами жизни (рыба,плоды, руды и т.д.). «Отцом» богатства был провозглашен труд (английскийэкономист Петти). Он явился зачинателем трудовой теории стоимости.
Идеи А.Смита впоследующем были развиты другим английским экономистом Давидом Рикардо(1772-1823 гг.) В работе «Цена золота» он заложил основы количественной теорииденег, где он с критических позиций излагал свои суждения по теории стоимости,зарплаты, капитала, земельной ренты и т.д.
Близким к представителямклассической политической экономии является английский экономист Милль(1806-1876 гг.). Он считал, что законы производства не зависят отсоциально-экономического строя, тогда как распределение можно регулировать.Стоимость он сводил только к издержкам производства, был сторонником реформ,сдерживающих рост народонаселения.
Английская политэкономиясоздала трудовую теорию стоимости. В ней утверждалось, что труд работников,производящий товары, создает их стоимость. Последняя соизмеряет между собойтовары и деньги. Применяя трудовую концепцию стоимости к изучениюкапиталистической экономики, А. Смит основал теорию прибавочной стоимости. Онсчитал, что фабричные рабочие своим трудом создают новую стоимость. Последняялишь частично достается им — (заработная плата), остальную часть — прибавочнуюстоимость — присваивают капиталисты.
Французский экономист ЖанБатист Сей (1767-1832 гг.) — основной труд – «Трактат политической экономии». Внем он полностью отошел от трудовой теории стоимости, отождествив последнюю сполезностью вещи. В ее создании участвуют 3 фактора: труд, капитал, природа,приносящие социальные доходы, заработная плата, прибыль и земельную ренту.Следует заметить, что эту теорию широко используют современные экономисты наЗападе. Сей трактовал производство как чисто технический процесс, не признавалнеизбежности экономических кризисов, был сторонником свободной торговли.
Марксизм. Учение английских классиков по-новомупродолжил Карл Маркс (1818-1883гг.). В своем главном труде «Капитал», надкоторым он работал 40 лет, он глубоко и всесторонне разработал теориюприбавочной стоимости и теорию стоимости, опираясь на фактический материал оразвитии капитализма в Англии. Маркс стремился поставить политическую экономиюна службу интересов рабочего класса. Такой классовый подход отрицательносказался на научной объективности ряда высказанных им положений.
В конце 19 столетия самахозяйственная жизнь продемонстрировала определенную ограниченностьклассического направления политэкономии.
Во-первых, это несоответствовало историческим особенностям Англии периода 17-19вв. (господствоединоличной формы капитала, свободной конкуренции и невмешательства государствав экономику). На рубеже 19-20 веков экономика сильно преобразилась (в ней сталипреобладать крупные акционерные общества, которые стремились подавитьконкурентов, государство стало активно вмешиваться в хозяйственную жизнь).
Во-вторых, при разработкеучения о рыночной цене английские классики и Карл Маркс глубоко раскрыли еезависимость главным образом от производства, от предложения товаров на рынке.Однако такой взгляд был односторонним. Не было в должной мере изученовоздействие спроса покупателей на цену.
Продолжателем идей К.Маркса и его сподвижника Ф. Энгельса в области экономической теории явился В.И. Ленин (1870-1924 гг.). В многочисленных трудах он конкретизировал учениеК.Маркса применительно к новой исторической обстановке, развил теориювоспроизводства, доказал, что в капиталистически развивающейся странепроисходит расслоение мелких собственников на богатых и бедных и др. вопросы.
Неоклассическоенаправление. Впоследней трети 19 века в Австрии, США, Англии произошел подлинный переворот вэкономической теории: возникло неоклассическое (по гречески «неос» – новый).Основу неоклассической теории составили разработки трех научных школ:австрийской – К.Менгер, Э. Бем-Баверк и Ф. Визер; кембриджской – А. Маршалл илозаннской – Л. Вальрас.
Сторонниковнеоклассического направления объединяет представление о том, что рыночнаяэкономика будет функционировать наилучшим образом, если представить каждому изее субъектов мах экономическую свободу. В этом смысле неоклассики — прямыепоследователи А. Смита. Они были и остаются защитниками традиционных ценностейкапиталистической экономики — то есть частной инициативы и свободы частногопредпринимательства, отсутствие государственного регулирования. Эти ценности, сих точки зрения, есть главные условия эффективности всей общественной системы.В центре внимания неоклассической теории – отдельная фирма, отдельныйпотребитель, мах прибыли и минимальные затраты, т.е. микроэкономика.
3. Экономикс. Неоклассическая теория являетсяодной из трех течений современной западной экономической теории (экономикса).Западная экономическая теория в отличие от марксизма, представляет собой нецелое, а совокупность различных течений, школ, иногда резко различающихсяметодами анализа, конечными выводами и рекомендациями в области экономическойполитики. Отсутствие единства взглядов среди западных экономистов – неследствие слабости науки, а отражение многообразия экономическойдействительности, ее противоречивости и изменчивости. Экономикс исходит изтого, что научное знание может постичь истину лишь с известной степеньюприближения и учитывая происходящие в экономической жизни изменения, уточняетили отбрасывает устаревшие представления, приходит к новым выводам.
Современная экономическаятеория развивается в основном в рамках трех основных течений:
1) неоклассическое (о нембыло сказано выше),
2) теория регулируемогокапитализма,
3) институционализм.
Современнаяэкономическая теория. Становление и развитие теории регулируемого капитализма началось в 30-хгодах 20-го века. Ее главная идея состоит в том, что государство должно активновмешиваться в экономическую жизнь. Это учение отрицает способности рыночногомеханизма к саморегулированию, т.е. считает, что рыночная экономика не можетсама «вылечить» себя от таких болезней, как безработица, инфляция, низкие темпыэкономического роста, кризисы. По мнению теоретиков этого направления, рыночныймеханизм должен быть безусловно сохранен (ибо в смысле экономическойэффективности ему нет альтернативной замены), но дополнен всестороннимгосударственным регулированием.
Наиболее признаннаяшкола, предложившая свои рецепты регулирования экономики, связана с работамианглийского ученого Джона Мейнарда (1883-1946гг.)
Весьма оригинальноетечение в Экономикс составляет так называемый институционализм. Это течениедовольно расплывчато, т.к. взгляды его представителей сильно различаются поцелому ряду проблем. Однако можно выделить некоторые ведущие идеи этоготечения:
1. Институционалисты не замыкаются на анализечисто экономических отношений, а призывают учитывать все условия, влияющие нахозяйственную жизнь — т.е. формы хозяйственной организации, нормы поведения,юридические законы, обычаи, традиции.
2. Они предлагают изучать не столько какфункционирует, сколько как развивается и видоизменяется капиталистическоеобщество. Причем для них характерно в целом критическое отношение к капитализмуи требование расширения социальных программ с помощью государства.
3. Рынок — это не нейтральный и неуниверсальный механизм распределения ресурсов. Он стремится не к удовлетворениюпотребностей людей, а к поддержанию и обогащению крупных предприятий(монополий). Основа власти крупных предприятий — техника, а не законы рынка.Против диктата предпринимателей необходимы совместные действия профсоюзов игосударства. Кроме того, государству необходимо взять под свою опеку такиежизненно важные сферы как экология, образование и здравоохранение.
Основоположникоминституционализма считается американский ученый Т.Веблен.
История экономики как наукаИстория экономикизанимается изучением экономики как явления. Экономика призвана решать дваосновных взаимосвязанных вопроса: производства и распределение. Еще болееважным является достижение экономической эффективности. Это возможно лишь привзаимодействии экономики с другими сферами человеческой жизни:государственно-правовой, социально-политической системами, а также при высокомуровне развития духовно-ментальной сферы. Экономическая история занимается изучениемтого, как шел поиск человечеством оптимальных путей своего развития.
Экономика рожденачеловеком и его деятельностью. Рынок же является порождением экономики. Он также, как и экономика, развивается, но именно во многом под его воздействиемэволюционирует экономика. Именно рыночные отношения привели к рождению ещеодного экономического явления – бизнеса. Эффективность функционирования рынка ивозможности бизнеса требуют вполне определенных условий. В том случае, когдатакие важнейшие факторы, как земля, труд, капитал, имеют возможность вызреть,происходит динамичное хозяйственное развитие и экономика достаточно быстропроходит целый ряд этапов своего развития.
Огромное место и роль вразвитии человеческой цивилизации играют такие понятия и явления, какэкономика, политика, общество, культура. Они находятся в прямой и теснойвзаимосвязи.
Экономика – искусство ведения домашнегохозяйства. Под экономикой понимается:
· совокупностьпроизводственных отношений, экономический базис общества.
· народное хозяйстводанной страны или его часть, включающая соответствующие виды производства иотрасли.
· основа всехдругих общественных отношений и играет решающую роль в развитии общества;
· отражаетотличительные особенности отдельно взятой страны в связи с ее географическимположением, участием в международном разделении труда, историческимитрадициями, достигнутым уровнем развития хозяйственной культуры и другимиконкретно-историческими условиями.
В то же время экономикахарактеризуется теснейшей связью с политикой и, наоборот,общественно-политический фактор воздействует на экономику.
Цивилизация (от латинского «civilis») –гражданский, государственный;
1) Синоним культуры. В марксистскойлитературе употребляется также для обозначения материальной культуры.
2) Уровень, ступень общественногоразвития материальной и духовной культуры (античная цивилизация; современнаяцивилизация).
3) Ступень общественного развития,следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).
Понятие «цивилизация»появилось в XVII веке в тесной связи с понятием «культура». Французскиефилософы-просветители называли цивилизацией общество, основанное на началахразума и справедливости. В XIX веке понятие «цивилизация» употреблялось какхарактеристика капитализма в целом, однако такое представление о цивилизации небыло господствующим.
Так, Н. Я. Данилевскийсформулировал теорию общей типологии культур, или цивилизацию, согласно которойне существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций,имеющих индивидуальный замкнутый характер.
В концепции О. Шпенглера,цивилизация – это определенная заключительная стадия развития любой культуры.Ее основные признаки: развитие индустрии и техники, деградация искусства илитературы, возникновение огромного скопления людей в больших городах,превращение народов в безликие «массы». Вслед за ним – А. Тойнби насчитывалболее 26 цивилизаций, независимых друг от друга.
Культура (от латинского «cultika» –возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – историческиопределенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и нормахорганизации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальныхили духовных ценностях.
Понятие культураупотребляется для характеристики материального и духовного уровня развитияопределенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретныхобществ, народностей, наций (например, античная культура, культура майя), атакже специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественнаякультура, культура быта).
История (от греческого «historia» – рассказо прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано) — наука,изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности имногообразии, которое назначается с целью понимания его настоящего и перспективв будущем.
Для исторической наукиглавным является изучение конкретной истории общества. При этом она опираетсяна факты прошлого и настоящего. Собирание фактов, их систематизация и анализсвязей друг с другом есть внутренняя основа исторической науки.
Истинная наука требуеттщательного накопления и изучения фактов. При этом необходимо брать неотдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросуфакторов, без единого исключения.
Теоретическое обобщение,осознание совокупности накопленных и исследованных в зависимости друг от другафактов и выводов – есть вторая сторона истории как науки.
Единство этих двух сторонисторической науки неразрывно. Его нарушение в той или иной мере всегда ведет кискажению процесса познания истории общества. Отрасли исторической науки:политическая история, экономическая история и т.д.
Историзм – принцип подхода к действительностикак изменяющейся во времени, развивающейся.
Экономическая история является важным предметом изучения,а экономическая культура – это один из важнейших критериев развитияцивилизации. Основные принципы подхода в освещении экономической историицивилизации: историзм, эволюционизм и сравнительный анализ.
Предмет и метод экономической теорииФункции экономическойтеории:
o познавательная
o практическая
o методологическая
Познавательная функция — заключается в том, чтоэкономическая теория призвана изучать и объяснять процессы и явленияэкономической жизни общества.
Практическая функция связана с тем, что экономическаятеория не может ограничиться простой констатацией фактов, их описанием. Преждевсего она должна проникнуть в суть того или иного явления и вскрытьэкономические законы, управляющие хозяйственными процессами, а это очень ценнодля общества.
Методологическаяфункция заключаетсяв том, что экономическая теория выступает в качестве теоретического фундаментавсего комплекса экономических наук как отраслевых экономических наук (экономикапромышленности, сельского хозяйства, транспорта), так и функциональныхэкономических наук (экономика труда, финансы, кредит, экономическаястатистика). Кроме того, существуют экономические науки, находящиеся на стыкеразличных областей знания: экономическая география, демография. Значениеэкономической теории по мере развития общества возрастает, ибо усиливаютсязадачи по движению общества к прогрессу.
Познание экономическихпроцессов и явлений в экономике осуществляется при помощи различных методов,способов, приемов. Прежде всего, всеобщим методом познания экономическойдействительности является метод диалектики, который обязываетисследователя-экономиста рассматривать явления и процессы в их всеобщей связи ивзаимозависимости, в состоянии непрерывного развития, в ходе которогонакопление количественных изменений приводит к смене качественного состояния.Кроме этого метода большое значение имеет метод научной абстракции.Абстрагирование означает очищение наших представлений об изучаемых процессах отслучайного, приходящего, единичного и выделение в них прочного, устойчивого итипичного. В результате абстрагирования выводятся экономические категории кактеоретические выражения реально существующих взаимосвязей явлений и процессовхозяйственной жизни. Они в совокупности обрабатывают понятийный аппаратэкономики.
Кроме этих двух методовпознания экономической действительности в практике развития экономики как наукибыло выработано и применяются немало способов и приемов познания экономическойдействительности.
Способы и приемы:
1. статистические наблюдения – это изучение и анализстатистического материала, характеризующего экономические явления и процессы вконкретных условиях места и времени. Это позволяет выявить основныезакономерности в развитии явлений и процессов.
2. Выдвижение и проверка гипотез. Гипотеза – это предположение того,что лежит в основе процесса и явления, то есть предположительное суждение озакономерной причинно-следственной связи между явлениями и процессамиэкономической жизни.
3. Анализ и синтез. Анализ — помогает разлагать ирасщеплять то или иное экономическое явление или экономические отношения на ихсоставные части и исследует каждую из этих частей отдельно. Путем синтезаэкономика как наука воссоздает целостную единую картину явления или процесса.
4. Индукция и дедукция. Посредством индукции (нововведения)обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям ивыводам. Дедукция же (выведение) делает возможным переход от наиболее общихвыводов к относительно частичным.
5. Системный подход. Системный подход — это методподготовки научно-обоснованных решений крупных комплексных проблем в сфереуправления, планирования, финансов, кредитов и т.д. Осуществляется это на такихпринципах, как динамичность системы, взаимодействие и связь элементов системы,целостность системы, выделение главного звена (главного элемента системы).
Заключение
Итак, экономика – этонаука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производстваполезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.
Экономическая теориявыполняет следующие функции:
o теоретическая — выявляет сущность процесса, устанавливает экономические закономерности изаконы, которые действуют в хозяйственной жизни, выявляет тенденции действияэкономических процессов;
o практическая — разрабатывает практические рекомендации, принципы и методы эффективногохозяйствования;
o методологическая- экономическая теория является базой для других экономических дисциплин;
o социальная(познавательная) — расширяет горизонты познания, помогает формированиюэкономически грамотных специалистов.
Экономическая теория — наука в своей основе эмпирическая, то есть основана на фактах реальной жизни,но в то же время ей присущи определенные методы исследования:
1) Общемировоззренческие – предполагаютизучение процессов в единстве, во взаимосвязи и в развитии).
2) Общенаучные — ими пользуются нетолько экономическая теория, но и другие науки. Сюда относятся:
o метод научнойабстракции — он состоит в выделении наиболее существенных сторон изучаемогоявления и отвлечении от случайного;
o метод анализа исинтеза. Анализ – сложные явления и процессы расчленяются на отдельные простыеэлементы, которые подвергаются детальному изучению. Синтез – результатыизучения отдельных частей обобщаются и устанавливается взаимосвязи элементовсистемы в целом;
o метод индукции идедукции. Индукция — это переход от частного к общему (обобщение фактов).Дедукция – наоборот;
o системный анализ- предполагает трактовку экономического объекта как системы, и в то же времякак элемента еще более сложной системы.
3) Частные методывключают в себя следующие методы: графический; статистический; методэкономико-математического моделирования; метод сравнительного анализа;экономический эксперимент.
Список литературыИохин В.Я. Экономическая теория. Учебник. М., Юристъ, 2000 Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров, 2002 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М, ИНФРА-М, 1999 Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. СПб, Питер, 2003 Экономическая теория. Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб, Питер, 2002www.ronl.ru
Ответы на вопрос «1). История развития экономической теории.»
История развития экономической теории
История возникновения и развития экономической науки очень интересна, она изобилует многочисленными драматическими событиями, научными революциями и периодами затишья. Интерес к экономическим проблемам возник ещё в древних обществах Месопотамии, Индии, Китая, Египта, Греции, Рима. Представления древних обществ об экономическом устройстве были составной частью различных религиозных или философских систем. Уже в Библии вы найдёте правила хозяйственной жизни древнего общества, понятия справедливости, собственности, принципы распределения произведённого продукта. О том, что такое стоимость и от чего она зависит, вы можете прочитать в произведениях древнегреческого философа Аристотеля. Вместе с тем, как наука экономика оформилась сравнительно поздно, где-то на рубеже 17-18 веков. Это произошло в период, когда в Европе возник и бурно развивался капитализм.
Первоначально экономическая наука развивалась под названием политическая экономия (Political Economy). Этот термин впервые ввёл в 1615 году француз Антуан де Монкретьен. Название «политическая экономия» произошло от греческих слов «политикос», что значит государственный, общественный, «ойкос» — домашнее хозяйство, дом, «номос» — правило, закон. В конце 19 — начале 20 столетия это название всё больше заменяется термином «экономическая теория» (Economics). Впервые это название ввёл в 1890 году известный английский учёный-экономист Альфред Маршалл. В течение четырёх столетий своего существования экономическая наука стремительно развивалась. За это время появилось множество школ и направлений экономической теории. Мы дадим краткое изложение истории развития экономической мысли, выделяя лишь некоторые важнейшие школы экономической теории. В сжатом виде эта история представлена в таблице.
www.konspektov.net
История развития экономической теории
ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
ТЕМА 1. Предмет и метод экономической теории
Предмет экономической теории и её функции
В ходе развития экономической теории её предмет видоизменялся. На предмет экономической теории указывает Адам Смит в названии своего главного труда: «Исследование о природе и причинах богатства народов». Для Давида Рикардо в качестве предмета выступали законы, которые регулируют распределение произведенного продукта. У Карла Маркса это законы движения капитализма. С конца XIXв. и по настоящее время усилия учёных сосредоточены на анализе человеческого поведения в отношении между данными целями и ограниченными средствами, которые имеют альтернативные возможности применения.
Проблема между безграничными потребностями общества и ограниченным количеством товаров и услуг.
Экономическая теория изучает то, как общество, сталкиваясь с центральной проблемой согласования безграничных желаний в потреблении товаров и услуг с ограничивающими их выпуск редкими ресурсами, решает три главных проблемы: что, как и для кого производить.
В зависимости от уровня изучения процессов и явлений экономической жизни экономическая теория подразделяется на два больших раздела:
1.) Микроэкономику
2.) Макроэкономику
Предметом микроэкономики является поведение индивидуального экономического субъекта рыночной экономики, функционирующего в условиях ограниченности ресурсов, при этом под индивидуальным экономическим субъектом понимается первичный элемент хозяйственной системы, самостоятельно осуществляющий определенные экономические функции.
Такими звеньями являются: предприятие (фирма), домашнее хозяйство (домохозяйство), потребитель, инвестор, собственник земли, капитала или рабочей силы.
Поведение экономического субъекта— это процесс выработки, принятия и реализации решения о том, как ему использовать имеющиеся в его распоряжении ограниченные ресурсы с наибольшей для него пользой или выгодой.
В микроэкономике принято считать, что экономические субъекты действуют рационально. Это значит, что основным мотивом их деятельности является максимизация материальной выгоды, измеренной в конкретном показателе. Для предприятия это показатель прибыли, для покупателя- полезность приобретённого товара, для инвестора- отдача от капиталовложений. Таким образом, рациональными считаются все действия, которые приводят к уменьшению затрат ресурсов и увеличению выгоды.
Предметом макроэкономики является экономическая система в целом.
Этот раздел экономической науки оперирует такими агрегированными показателями, как ВНП (Валовый Национальный Продукт), национальный доход, общий уровень цен, платёжный баланс, торговый баланс и т.п.
Внимание макроэкономики сосредоточено на таких вопросах, как занятость, инфляция, экономический рост, состояние платёжного и торгового балансов.
Теоретическое решение данных вопросов — база для формирования экономической политики.
Экономическая теория выполняет в обществе следующие основные функции:
1.) Познавательную— т.е. экономическая теория изучает экономические процессы и явления и даёт их научное объяснение.
2.) Практическую— т.е. экономическая теория дает научные рекомендации для экономической политики, для управления производством на различных уровнях.
3.) Методологическую— т.е. экономическая теория служит основой, дает методы и научные инструменты для целого комплекса экономических наук- отраслевых (экономика, строительство, транспорт, отрасли лёгкой промышленности и др.) и функциональных (экономика труда; финансы, денежное обращение и кредит; экономическая статистика и др.), а так же для экономических наук, которые находятся на стыке различных отраслей знаний (демография, теория управления и др.)
История развития экономической теории
Как самостоятельная отрасль знаний экономическая наука возникла в XVв. Очевидно, что экономические проблемы существовали и до этого, и выдающиеся мыслители предшествующих периодов предпринимали попытки их исследования. Сам термин «экономика» появился ещё в античный период и его автором считается древнейший философ Аристотель (IVв. До н.э.).Дословно «экономика» переводится на русский язык как учение о домашнем хозяйстве. Большое значение экономическим проблемам придавали и средневековые мыслители, но это были лишь отдельные фрагменты философских концепций, а не система экономических учений.
Первой научной школой, представителей которой в полной мере можно считать экономистами, был меркантилизм. Основная идея меркантилистов состоит в том, что единственная форма богатства-деньги, а способы его достижения- это добыча драгоценных металлов и внешняя торговля. Такие представления вполне соответствовали объективным условиям, которые сложились в Европе в XVв. С одной стороны экономика становилась всё более товарной, расширялась торговля, а с другой стороны, с появлением Османской империи был прекращён ввоз золота и серебра в Европу из Азии, поэтому и ощущалась острая нехватка денег. Однако, великие географические открытия позволили решить эту проблему и баланс между товарной и денежной массой был восстановлен. Господство меркантилизма в экономической науке продолжается с XV по XVII в.в.
С началом мануфактурного периода меркантилистские идеи утратили свою актуальность, и им на смену приходит классическая школа, которая видит источник богатства в производстве. А под «богатством» понимают совокупность благ, которыми располагают люди. Классики полагали, что экономика развивается по объективным законам. Основными формами классической школы были французская физиократия и английская политэкономия.
Физиократы, наиболее известным из которых был Франсуа Кенэ (1694-1774),. полагали, что единственной отраслью, где есть положительная разница между доходом и издержками является сельское хозяйство. Эту разницу они называли чистым продуктом и считали его даром земли. Промышленность, по их мнению, бесплодна, т.е. не приносит прибыли. Заблуждения физиократов, основаны на том, что сельское хозяйство действительно является такой уникальной отраслью, где происходит увеличение одной и той же натурально-вещественной формы. Например, землю засевают зерном, а в конце производственного цикла, получают то же зерно, но в значительно большем количестве, следовательно, очевиден прирост богатства. В промышленности исходные компоненты производства и его результат имеют разную натурально-вещественную форму. И для того, чтобы оценить результат (эффективность) необходимо сделать стоимостные расчёты.
Английские классики, в первую очередь Адам Смит (1723-1790), эту проблему решили. Оценка стоимости благ производилась ими по количеству затраченного на их производство труда. В то время машины ещё не получили широкого распространения в производстве, а это значит, что именно трудовые затраты составляли большую часть затрат, связанных с производством товара. Рыночная экономика, находившаяся в тот период лишь на начальной стадии своего формирования, развивалась очень стремительно, что позволило Адаму Смиту выдвинуть идею «невидимой руки рынка», которая наиболее рационально регулирует все экономические процессы. Государство же, с точки зрения классиков, должно обеспечивать только правовой режим для функционирования экономики.
К середине XIXв. последователи классической школы разделились на несколько направлений. Основные различия между ними определялись той оценкой, которую они давали рыночной экономической системе, социальным последствиям и перспективам её функционирования.
Жан Батист Сэй (Франция) (1767-1832) считал, что рыночная система вполне гармонична, имеет механизм саморегулирования и справедливый механизм распределения созданного продукта.
Противники такой точки зрения обвиняли рыночную экономику в социальной несправедливости и пророчили ей скорое окончание её существования как результат её внутренних противоречий. Самым известным представителем этого направления был выдающийся немецкий экономист и философ Карл Маркс (1818-1883).
Если XVIIIв. называют «золотым веком капитализма», то в XIXв. экономика действительно столкнулась с целым рядом очень серьёзных проблем и не только социального характера. Достаточно остро стоит проблема экономических кризисов, а это заставляет учёных-экономистов задуматься о том, какими факторами определяется спрос, чем руководствуется потребитель, делая свой выбор. В связи с этим в экономической науке возникает новое направление- маржинализм, которое во главу исследований ставит потребление.
Австрийский экономист Карл Менгер (1840-1921) и английский экономист Джевонс (1835-1882)критикуют классическую школу и утверждают, что ценность благ определяется не издержками производства, а субъективной оценкой потребителя (нравится, не нравится).
Маржинальные идеи господствовали в экономической науке недолгое время и уже к 90-м годам XIXв. Альфред Маршал определил маржинальный и классический подход к оценке стоимости благ. По его мнению, цена товара определяется соотношением спроса и предложения. Современная микроэкономика в значительной степени основывается на исследованиях Альфреда Маршалла.
Новый этап в развитии макроэкономических исследований связан с именем Джона Мейнарда Кейнса (выдающийся английский экономист 1883-1946). Великая депрессия (1929-1933) показала, что циклические колебания в экономике (экономические спады и подъёмы) могут достигнуть такой амплитуды, что рыночная экономика оказывается не в состоянии вернуться к первоначальному равновесию. Кейнс и его последователи предложили систему мероприятий экономической политики государства, которая позволяет сгладить экономическую цикличность, основное внимание при этом уделяется стимулированию эффективного спроса.
В 70-х гг. XX в. наряду с положительными результатами кейнсианской политики обнаружились и её недостатки: высокие темпы инфляции, дефицит государственного бюджета и т.п., что и послужило причиной её критики. Далее, широкое распространение получили неоклассические взгляды, в соответствии с которыми государство должно минимизировать своё воздействие на экономику.
С 90-х гг. XXв. получает значительную популярность институциональное направление экономической науки. Сторонники этого направления полагают, что экономика развивается под мощным воздействием целого ряда юридических, политических и социальных институтов и устранение этих институтов из экономического анализа не позволяет сделать выводы науки пригодными для практического использования.
stydopedia.ru
Глава 1. История возникновения и развития экономической теории 5
Федеральное агенство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Казанский государственный технологический университет»
Кафедра менеджмента и предпринимательской деятельности
Специальность менеджмент организации
Группа 3191- 11
Реферат
Тема: История развития экономической теории.
Научные школы
Выполнил: студент гр. 3191- 11
Осипова К. В.
Проверил: Бунимович И. Д.
2010 г.
Содержание
Введение 3
Глава 2. Великие экономисты 8
2.1. Уильям Петти
2.2. Ф. Кенэ
2.3. Адам Смит
2.4. Давид Рикардо
2.5. К. Маркс
2.6. Джон Кейнс
Глава 3. Экономические учения древнего мира 10
3.1. Царь Хаммурапи
3.2. Ксенофон, Платон
3.3. Катан Старший
Глава 4. Проблемы современного развития экономической теории 11
Глава 5. Научные школы 13
5.1. Меркантилизм
5.2. Физиократы
5.3. Классическая политическая школа
5.4. Марксизм
5.5. Неоклассическая экономическая теория
5.6. Кейнсианство
5.7. Институционализм
5.8. Монетаризм
Заключение 16
Список использованных источников 17
1
Введение
В данном реферате я рассматриваю развитие и возникновение экономической теории.
Экономика- это сфера общественной жизни у которой свои законы, проблемы. В данной сфере производятся различные блага, которые удовлетворяют как духовные так и потенциальные потребности человека. За последние годы экономическая теория стала изучать так же и общечеловеческие ценности. Человек живет в мире с ограниченными возможностями. Его интеллектуальные и физические способности ограничены. Ограниченность возникает из- за того, что невозможно одновременно удовлетворить потребности всех людей.
Экономическая теория отражает сложный процесс, находит пути к разумному использованию человеческих и природных ресурсов, которая приносит большую пользу для общества.
На сегодняшний день интерес к экономической теории у многих людей возрастает. Многие люди, когда начинают изучать экономическую теорию хотят, чтобы было краткое описание этого предмета.
Экономика- в переводе с греческого означает «искусство ведения хозяйства». Существует множество определений предмета экономической теории.
Мир экономики очень сложный. В нем связаны между собой миллионы людей, предприятий, отраслей хозяйства и многие другие.
Современная экономическая теория очень большое внимание уделяет изучению явлений таких как: деньги, рынок, инфляция, безработица, спрос и предложение и так далее.
Для многих поколений главной функцией экономики была политическая экономия, она состояла из двух разделов:
а) капитализм
б) социализм
2
В своем реферате я рассматриваю не только историю возникновения экономической теории и этапы её развития, но так же и проблемы современного развития экономической теории.
3
Глава 1. История возникновения и развития экономической теории.
Экономическая теория- это дисциплина экономической науки. Она состоит из многих школ и направлений. Экономическая теория никогда не стоит на месте. Она зародилась в недрах философии, а так же там и сформировалась. Сначала экономическая теория развивалась под названием «политическая экономия ».
В двадцатом веке экономическую теорию начинают изучать многие, её начинают преподавать в специальных учебных заведениях, в школах, в гимназиях, так же появились отдельные экономические факультеты.
Экономика или экономическая теория изучает экономические проблемы, экономические закономерности. Интересоваться экономическими проблемами стали еще в древних обществах Индии, Китая, Греции, Египта, Рима. Экономика оформилась поздно, где- то в семнадцатом- восемнадцатом веках. Это произошло, когда в Европе возник и развивался капитализм.
В августе 1998 года в России стало известно что такое девальвация.
Девальвация рубля приводит к тому, что цены на дорогие и импортные товары возрастает в 3- 4 раза.
В экономической теории ключевым и главным словом является «поведение людей». Поведение людей зависит от их потребностей. Если человек удовлетворяет свои потребности, то у него есть возможность, чтобы жить, он начинает стремиться к чему- либо, у него появляется цель в жизни, он начинает радоваться ей.
Потребности- это недостаток в чем- либо необходимом для развития организма и общества. Из- за потребностей человек начинает производить нужные товары для своей жизни, и начинает обмениваться с другими людьми тем, чего у него на то, чего ему не хватает.
4
В течение нескольких столетий экономическая наука широко развивалась, и за это время появилось много направлений и научных школ экономической теории.
В период 19- 20 века экономика очень сильно стала преображаться. Государство стало вмешиваться в хозяйственную жизнь. Продолжать идеи К. Маркса и Ф. Энгельса в области экономической теории стал В. И. Ленин (1870- 1924). Он развил теорию воспроизводства и доказал, что в развивающихся странах происходит деление собственников на богатых и бедных.
Экономическая теория состоит из многих разделов:
а) макроэкономики
б) микроэкономики
в) эконометрики
г) международной экономики
и многих других разделов.
Предметом экономической теории является организационная экономика и соц. экономические отношения.
Экономические отношения возникают потому, что обмен и распределение всегда нуждаются в определенной организации. То есть в распределении труда, форме управления производством и многое другое.
Экономическая теория изучает два вида экономических законов:
а) общие законы
б) специфические законы
Так же экономическая теория развивает хозяйственную деятельность и имеет много функций:
а) познавательная функция.
Она состоит в том, чтобы изучать производство, обмен, распределение и потребление материальных услуг и благ.
б) Критическая функция.
5
Она заключается в том, чтобы выявить недостатки различных форм производства.
в) Прогностическая функция.
Она предполагает разработку научных прогнозов.
г) Программная функция.
Она разрабатывает принципы и методы рационального хозяйствования.
д) Методологическая функция.
Она состоит в исследовании философии.
Так же у экономической теории существует много способов научного знания:
а) Метод научной абстракции.
С помощью этого метода, возникают общие понятия: потребности, обмена, производства и так далее. Раскрываются внутренние связи и закономерности хозяйственного развития.
б) Исторический метод.
С помощью этого метода раскрываются хозяйственные отношения в той последовательности, в которой они возникали.
6
studfiles.net
1.1 История возникновения и основные этапы развития экономической науки
ТЕМА 1
ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ
ПЛАН
1. История возникновения и основные этапы развития экономической науки.
2. Предмет и метод экономической науки.
3. Основная проблема экономии и производственные возможности общества
4. Элементарные основы теории спроса и предложения
5. Виды экономических систем. Функционирование рыночной системы
6. Государство в смешанной экономике
Экономическая мысль зародилась в глубокой древности. Первые знания древних мыслителей об экономике носили разрозненный характер, не имели самостоятельного значения и являлись неотъемлемой частью философских, исторических, политических сочинений. В древнеегипетских папирусах, в каменной клинописи законов царя Хаммурапи, в древнеиндийских «Ведах» находим мы первые размышления и умозаключения об экономике, зачатки хозяйственного права. Немало экономических наблюдений имеется в Библии. Она содержит описание экономической жизни древних евреев и других народов, населявших Палестину и окрестные земли во II и I тысячелетиях до нашей эры. Древнегреческое общество в стадии далеко зашедшего распада первобытнообщинного строя и формирования рабовладения, получило замечательное художественное отражение в поэмах Гомера. Разнообразные экономические наблюдения искусно вплетены в ткань увлекательного рассказа об осаде Трои и странствиях Одиссея.
Вышеназванные источники необходимо рассматривать, прежде всего, как источники сведений о хозяйственном быте древних народов. Лишь во вторую очередь можно говорить о них как о памятниках экономической мысли.
В сочинениях древнегреческих мыслителей Ксенофонта, Платона и особенно Аристотеля, были сделаны первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство греческого общества.
Слово «экономия» (ойкономиа, от слов «ойкос» – дом, хозяйство, и «номос» – правило, закон) является заглавием особого сочинения Ксенофонта, где в форме диалога рассматриваются разумные правила ведения домашнего хозяйства и земледелия. Такой смысл (наука о хозяйстве, домоводство) это слово сохраняло в течение веков. Оно не обладало у греков таким ограниченным содержанием, как наше домоводство. Ведь дом богатого грека являлся целым рабовладельческим хозяйством – государством в миниатюре.
Аристотель употреблял термин «экономия» и производный от него «экономика» в этом же смысле. Он впервые подверг анализу основные экономические явления и закономерности развития древнегреческого государства. Заслуга Аристотеля-экономиста состоит в том, что он первым выявил некоторые категории политической экономии и в известной мере показал их взаимосвязь.
Аристотель установил две стороны товара: потребительную и меновую стоимость и анализировал процесс обмена. Он поставил вопрос, на который пытались ответить ученые-экономисты в течение многих веков: чем определяются соотношения обмена? Он видел в обмене уравнение товарных стоимостей и упорно искал какую-то общую основу уравнения. В «Никомаховой этике» Аристотель пишет: «Действительно, не из двух врачей образуется общество, но из врача и земледельца, и вообще из людей неодинаковых и неравных. Но таких-то людей и должно приравнять. Поэтому все, что подвергается обмену, должно быть как-то сравнимо… Итак, нужно, чтобы все измерялось чем-то одним… Расплата будет иметь место, когда будет найдено уравнение, чтобы продукт сапожника относился к продукту земледельца, как земледелец относится к сапожнику».
Аристотель ввел понятие «хрематистика» (от слова «хрема» – имущество, владение) – это искусство наживать состояние.
Для Аристотеля экономика – это естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством необходимых для жизни продуктов. Пределы этой деятельности тоже естественны – это разумное личное потребление человека. Хрематистику Аристотель считал противоестественной потому, что «… в искусстве наживать состояние, поскольку оно сказывается в торговой деятельности, никогда не бывает предела в достижении цели, так как целью-то здесь оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами… Все, занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности».
Необычайную трансформацию претерпела идея Аристотеля о естественности экономики и противоестественности хрематистики. В средние века ученые-схоласты осуждали ростовщичество, а отчасти и торговлю как «противоестественный» способ обогащения. Но с развитием капитализма все формы обогащения стали казаться естественными, допускаемыми «естественным правом». На этой основе в XVII-XVIІІ вв. в социально-экономической мысли возникла фигура homo oeconomicus – экономического человека, мотивы всех действий которого могут быть сведены к стремлению обогащаться.
Понимание термина «экономика» как домоводства просуществовало до XVII в. Человека, который впервые ввел в социально-экономическую литературу термин «политическая экономия» звали Антуан Монкретьен сьер де Ваттевиль. Небогатый французский дворянин написал одно из первых во Франции и в Европе сочинений, посвященное экономическим проблемам – «Трактат политической экономии», который был опубликован в 1615 г. в Руане. Монкретьен написал сугубо практическое сочинение, в котором пытался убедить правительство в необходимости всестороннего покровительства французским промышленникам и купцам. Он прославлял труд и воздавал необычайную для своего времени хвалу классу ремесленников. Все помыслы Монкретьена были направлены именно на процветание хозяйства как государственной, национальной общности. Добрых 150 лет после Монкретьена политическая экономия рассматривалась преимущественно как наука о государственном хозяйстве, об экономике национальных государств, управляемых, как правило, абсолютными монархами. Только при Адаме Смите, с созданием классической школы политической экономии, ее характер изменился, и она стала превращаться в науку о законах хозяйства вообще, и в частности, об экономических отношениях классов.
В последние десятилетия XIX века термин «политическая экономия» на западе стал заменяться термином «экономика». При этом, само понятие «экономика» – в смысле науки о законах развития хозяйства, стало раздваиваться: приобретать, с одной стороны, все более выраженную теоретическую направленность экономических исследований («Экономикс»), с другой стороны, стал все более явно проступать практический характер экономических исследований. Экономические науки стали охватывать все многообразные отрасли знания об экономических процессах: организацию производства, труда, сбыта продукции, финансирования на предприятиях и т. д., и выделились в отдельные отрасли экономических исследований. Такое разделение дало возможность, экономической теории сместить акценты с социального содержания «политической экономии» на поиск общих принципов экономических систем. Предметом изучения стала проблема эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения потребностей человека. Социальная нейтральность политической экономии открыла новые возможности и направления развития экономической теории. В трудах экономистов: Джевонса в Англии, Менгера и Визера в Австрии, Вальраса в Швейцарии, Дж. Б. Кларка в США – «старая» политическая экономия обогатилась субъективистскими подходами к рассмотрению экономических явлений и мощным математическим аппаратом.
Современный американский историк экономической мысли Б. Селигмен писал, что Джевонс «успешно освободил политическую экономию от слова «политическая» и превратил экономику в науку, изучающую поведение атомистических индивидуумов, а не поведение общества в целом». В своей важнейшей работе «Теория политической экономии», опубликованной в 1871 году, Джевонс писал: «Моя теория по своему характеру является чисто математической… Теория заключается в применении дифференциального исчисления к исследованию знакомых понятий богатства, полезности, стоимости, спроса, предложения, капитала, процента, труда и всех количественно определенных понятий, относящихся к повседневной работе промышленности». Новые подходы значительно обогатили науку и повысили значимость теоретического уровня экономических исследований.
Начиная с XIX века, термин «политическая экономия» закрепился за марксистской экономической теорией, которая все больший упор делала на социальном аспекте экономических закономерностей развития общества. Исследуя в первую очередь различия экономических систем, экономисты-марксисты сосредоточили внимание на идее неизбежности гибели капитализма и победы коммунизма, на преимуществах социализма. Узость политизированного подхода составляла главный недостаток на этом направлении развития экономической теории.
Изменения в названии науки отражают эволюцию ее содержания. Ученые, занимавшиеся исследованиями в области экономической теории, всегда пытались ответить не вопросы, поставленные эпохой. Эволюция экономических теорий, школ отражает развитие самого человечества.
Первой школой в истории экономической мысли считается меркантилизм (от итальянского «мерканте» – купец). Идеи меркантилизма главенствовали в XV-XVII веках (в значительной мере и в XVIII веке). Представители этой школы считали, что богатство общества возникает только во внешней торговле (деньги, золото).
Ранний меркантилизм не шел дальше разработки административных мероприятий для удержания денег в стране. Иностранных купцов принуждали на месте расходовать всю выручку от продажи их товаров в пределах данной страны и даже назначали для этого особых «надзирателей», иногда тайных. Вывоз золота и серебра за границу просто запрещался.
Позже – в XVII-XVIII веках государства Европы перешли к более гибкой и конструктивной политике. Правители поняли, что самый надежный способ привлечь в страну деньги – развивать производство экспортных товаров и добиваться превышения вывоза над ввозом. Государственная власть стала насаждать промышленное производство, покровительствовать мануфактурам. Представители позднего меркантилизма искали источник богатства нации в развитии внешней торговли и активном торговом балансе (превышение экспорта над импортом). Меркантилисты выступали за активное вмешательство государства в экономику. Политика протекционизма (защиты отечественного производителя) активно используется многими правительствами и в наше время.
Второй крупной школой в истории экономической теории являются физиократы. Основателем и главой физиократической школы, которая стала французским вариантом классической политической экономии, был Франсуа Кенэ (1694-1774) – крупнейший французский политэконом XVIII века. Физиократия означает власть природы (от греческих слов «физис» – природа, «кратос» – власть). Физиократы перенесли исследование о природе богатства общества из сферы обращения в сферу производства. Они считали, что богатство нации создается в сельском хозяйстве, а сельское хозяйство – первооснова экономики.
Избыток сельскохозяйственного продукта, который образуется после покрытия всех издержек его производства, Кенэ, называл чистым продуктом и анализировал в своей «Экономической таблице» его производство, распределение и оборот. Почему физиократы обнаружили чистый продукт только в земледелии? Потому, что там процесс его производства и присвоения наиболее нагляден. Строя свою модель, Кенэ брал в нее не бедного крестьянина-испольщика, а фермера-арендатора, который имеет рабочий скот и простейшее оборудование, а также нанимает батраков. С этим классом он связывал свои надежды на прогресс сельского хозяйства, который считал основой здорового экономического и политического развития общества в целом.
Кенэ создал основу для анализа оборота и воспроизводства капитала, что имеет огромное значение для рационального ведения хозяйства. Сам термин «воспроизводство» был впервые использован Кенэ.
Кенэ дал описание классовой структуры общества: «Нация состоит из трех классов граждан: класса производительного (крестьянство), класса собственников и класса бесплодного (все остальные)».
Какие практические выводы вытекали из учения физиократов? Первой рекомендацией Кенэ было поощрение земледелия в форме крупного фермерского хозяйства. Налогом, считал он, надо облагать только чистый продукт как единственный подлинный экономический «излишек». Любые другие налоги обременяют хозяйство. Поскольку промышленность и торговля находятся «на содержании» у земледелия, надо, чтобы они обходились возможно дешевле. Это получится, если хотя бы ослабить все ограничения и стеснения для производства и торговли. Физиократы выступали сторонниками laissez faire (невмешательства в естественные экономические процессы), что роднило их с классической политической экономией. Это было цельное экономическое и социальное мировоззрение.
Говоря, о третьей школе в истории экономической теории – классической политической экономии, мы должны назвать в первую очередь три имени: Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо.
Петти (1623-1687) был хорошо известен уже при жизни. Он выступил зачинателем направления, из которого вышла английская классическая политическая экономия. Петти публиковал памфлеты, преследующие конкретные, порой корыстные, цели. Самое большое, что он приписывал себе – это изобретение политической арифметики (статистики). Он первым поставил вопрос о необходимости создания государственной статистической службы. Он сделал удивительные для своего времени расчеты «баланса рабочей силы»: сколько надо стране врачей и адвокатов и сколько студентов надо принимать каждый год в университеты, впервые выполнил подсчеты национального богатства Англии.
Петти фактически изложил основы трудовой теории стоимости, определяя стоимость товара сравнительным количеством содержащегося в нем труда, а также называл некоторые ценообразующие факторы, с которыми приходится считаться современным экономистам: влияние товаров-заменителей, товаров-новинок, моды, подражания, традиций потребления. Петти поднял вопрос об объективности экономических законов, их независимости от воли и сознания людей, что является важной вехой на пути становления науки.
Главой классической школы политической экономии по праву считается Адам Смит (1723-1790). Фундаментальный труд А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» вышел в свет в Лондоне в 1776 году. Смит попытался построить свою систему, вложив в основу такие категории, как разделение труда, обмен, меновая стоимость. Вклад А. Смита в экономический анализ состоял в раскрытии им роли рынков в организации экономической жизни и обеспечении быстрого экономического роста. Он доказал, что система цен и рынков способна координировать деятельность людей и фирм, без какой бы то ни было директивы сверху.
Ярким представителем классической школы является Давид Рикардо (1772-1823). Рикардо стремился исследовать экономику как сложную систему и определить основные условия равновесия. Это было связано с его уверенностью в том, что в экономике действуют объективные законы и существуют механизмы, обеспечивающие действие этих законов как преобладающих тенденций.
Большую роль сыграли труды Рикардо в развитии таких отраслей, как денежное обращение и кредит, международные экономические отношения, налоги.
По теории земельной ренты и международного разделения труда Д.Рикардо высказал идеи, вошедшие в золотой фонд экономической мысли. В области денежного обращения идеи Д. Рикардо сводились к следующему:
1. Устойчивое денежное обращение – важнейшее условие роста экономики.
2. Такая устойчивость возможна лишь при денежной системе, основанной на золоте.
3. Золото в обращении может быть в значительной мере или даже полностью заменено бумажными деньгами, что дает нации большую экономию.
Д. Рикардо разработал также теорию факторов, определяющих потоки международной торговли, – «теорию сравнительных преимуществ».
Итак, классическая школа политической экономии объединяла экономистов, выступавших с идеями экономической свободы. Принцип laissez faire (естественной свободы) должен быть основополагающим с их точки зрения. Если экономическая деятельность каждого человека ведет, в конечном счете, к благу общества, то ясно, что эту деятельность не надо ничем стеснять. «Классики» требовали свободы торговли, свободы перемещения рабочей силы, свободы перемещения капитала. Молодой, энергичный капитал, не нуждавшийся в опеке государства, нашел в их лице сторонников и теоретиков, обосновавших взгляды экономического либерализма. Представители этой школы преодолели узость взглядов меркантилизма и физиократии: они рассматривали общество как единую экономическую систему, в которой различные виды труда равноправно участвуют в процессе создания стоимости. И последнее – представители этой школы не акцентировали внимание на классовых различиях в обществе. А. Смит указывал на то, что труд, капитал и земля являются равноправными участниками создания стоимости, и противоречие между этими факторами производства при дележе «общего пирога» является естественным, разрешимым в самом процессе производства.
Резкую политизацию взглядов в экономическую теорию принес К. Маркс (1818-1885). Маркс указывал на то, что с обострением классовой борьбы для буржуазных экономистов речь не идет о том, правильна или неправильна та или иная теория, а о том, угодна она или неугодна она правящему классу. Основной труд К. Маркса «Капитал» имеет подзаголовок «К критике политической экономии». Использовав идею А. Смита о том, что стоимость товара определяется трудом, затраченным на его производство, К. Маркс блестяще развил эту идею и довел ее до логического завершения. Начав рассмотрение капиталистического производства с товара – клеточки богатства капиталистического общества, К. Маркс исследовал все нюансы формирования стоимости товара в процессе производства. Сосредоточившись на теории прибавочной стоимости, которая создается в процессе производства наемным трудом, и присваивается капиталистом, К. Маркс во втором томе «Капитала» рассмотрел процесс дележа прибавочной стоимости между капиталистами-промышленниками, торговцами, земельными собственниками. Изучив процесс первоначального накопления капитала, процесс эксплуатации наемного труда при капитализме, К. Маркс сделал вывод о том, что все капиталы, находящиеся в руках собственников, представляют собой неоплаченный труд рабочих, и рабочий класс имеет полное право экспроприировать экспроприаторов. Если добавить к этому то, что К. Маркс доказал совпадение интересов всех групп капиталистов по совместной эксплуатации наемных работников и необходимость объединения в борьбе против эксплуатации рабочего класса различных стран, то, не удивительно то, что эта экономическая теория была взята на вооружение партиями практически всех стран мира, объявивших себя защитниками интересов угнетенных.
В 70-х годах XIX века возникло движение, направленное против объективизма, свойственного классической школе. Стало проявляться стремление положить в основу экономической теории субъективные понятия. Появилась маржиналистская доктрина, в которой предпочтение было отдано психологической трактовке издержек. Такая трактовка предполагала определенную систему понятий, характеризующую поведение человека. Первым экономистом, поднявшим успешный бунт против господствовавших в то время теорий, явился Уильям Стэнли Джевонс (1835-1882).
Основной постулат Джевонса гласит, что стоимость товара определяется предельной полезностью. Другими словами, главным фактором, определяющим меновую стоимость, является спрос, а не издержки производства, как утверждали представители классической школы.
Субъективистские и объективистские подходы получили дальнейшее развитие в экономической теории XX века.
Идеи экономической свободы преобладали в экономической теории XIX в. и казались незыблемыми в начале XX в. однако явился человек, совершивший переворот в экономической мысли – Джон Мейнард Кейнс (1883-1946). Основная работа Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) показала, что капитализм не является саморегулирующейся системой, он может войти в кризис и как угодно долго не выходить из него. Дж. Кейнс предложил систему мер по регулированию капитализма и выступил за активное вмешательство государства в экономику.
Сторонникам Кейнса в настоящее время активно противостоят сторонники либерализма в экономике, защищающие достоинства чистой конкуренции. Одним из наиболее откровенных выразителей идеи невмешательства «экономической теории в экономическую действительность…» является Милтон Фридман (род. в 1912 г.), который в своих практических рекомендациях призывает к созданию так называемых «автоматических» механизмов, которые навсегда бы исключили государственное вмешательство.
Современная экономическая теория вобрала в себя все многообразие экономических взглядов, существовавших ранее и развивается в основном в рамках трех крупных течений, сложившихся в ХIХ – ХХ столетиях. Первое из них называется «неоклассическим», второе – «неокейнсианство», третье – «институционализм». Надо иметь в виду, что это деление в значительной степени условно. Нередко бывает, что представители одного течения при анализе тех или иных аспектов экономической жизни, с успехом используют идеи других течений. Важной чертой современной экономической теории является также ее углубляющаяся специализация.
studfiles.net