История проблемы 20 века – XX — 20

Содержание

Социальные проблемы в начале 20 века

Развитие России в начале 20 века

Развитие России и российского общества характеризуется окончательным становлением системы капитализма, которое произошло именно к началу 20 века. Благодаря процессам индустриализации Россия из отсталой страны выбилась в число лидеров среди аграрно-индустриальных государств. Также она вошла в число ведущих держав мира по такому показателю, как производство промышленной продукции.

Ускоренными темпами проходил процесс создания монополий. В качестве их основных форм стали следующие:

  • Картель – одна из актуальных форм экономического объединения. Его участники объединялись на основе соглашения, в котором предусматривались правила регулирования объема производства товаров и услуг, а также ключевые условия по сбыту продукции;
  • Синдикат – общая коммерческая деятельность, состоящая из объединенных предприятий, которые имеют единую цель и осуществляют общую коммерческую деятельность;
  • Трест – еще одна из известных форм экономического объединения, в котором участники подчиняются единому управлению, поскольку они утрачивают свою производственную, коммерческую и юридическую независимость и самостоятельность.

По сути, развитие российского общества в начале 20 века происходило в основном в сфере экономики.

  • Во-первых, формировались системы государственного и монополистического капитализма.
  • Во-вторых, широко внедрялся иностранный капитал, что вело к постепенному обмену опытом с зарубежными странами.
  • В-третьих, экономика отличалась такой чертой, как многоукладность. В ее рамках чаще всего встречался частнокапиталистический уклад (фабрики, заводы, помещичьи и кулацкие хозяйства), полунатуральный уклад, а также мелкотоварный уклад (кустарно-ремесленное производство).
  • В-четвертых, сочетание таких тенденций, как высокоразвитая промышленность, финансовая банковская система и отставание аграрного сектора, сохранение традиционных, привычных феодальных пережитков.

Ключевые проблемы российского общества

Несмотря на активное развитие, в начале 20 века перед обществом возникли некоторые проблемы и противоречия. Острым в данный период становится национальный вопрос. Он выступает в качестве актуального из-за многонациональности и мультикультурности страны, а также в связи с ужесточением государственной политики.

Замечание 1

Реализация такой государственной политики вступает в противоречие с ростом национального самосознания и общественного мировоззрения. Все это привело к массовой эмиграции, а также способствовало возникновению большого количества радикальных, революционных и национальных движений. К слову, некоторые из них до сих по существуют, но в более современном виде.

Таким образом, в начале 20 века российское общество находилось в условиях острых политических, социальных, экономических и национальных противоречий, которые привели к внутренним и психологическим противоречиям, которые создали в стране особую атмосферу напряженности и конфликта. Тем не менее, попытки избавиться от этого состояния привели к тому, что наша страна погрузилась в состояние кризиса еще на последующие несколько десятков лет.

Революционные проблемы России начала 20 века

Начало 20 века в России характеризуется первой русской революцией 1905-1907 гг., а также Февральской и Октябрьской революцией 1917 года. Их фундаментом стал ряд острых политических и социальных проблем, которые оказали большое влияние еще и на экономическое состояние страны.

Главными проблемами этого периода стали следующие:

  1. Аграрный вопрос. Он заключался в отсутствии земель или в малоземелье крестьян, что привело к их обнищанию. К тому же, в этот период по-прежнему сохранялись полукрепостнические формы зависимости от более влиятельных людей и помещиков. Налоги были очень высокими, а нищета не позволяла покрывать их, что вело к постоянной зависимости и ограничению свобод;
  2. Рабочий вопрос. Его проблематика концентрировалась в факте крайне низких заработных плат, а также в плохих трудовых условиях. Длинный рабочий день вел к постоянным болезням работников, а жестокое обращение и произвол со стороны администрации вели к негативной атмосфере в рабочем процессе. Но, не обладая достаточными правами, рабочие попросту не могли выйти на забастовку, или организовать профессиональный союз по борьбе с произволом и плохими условиями труда;
  3. Национальный вопрос – он заключается в том, что наша страна всегда обладала такой чертой, как многонациональность. Но при этом нерусские народы обладали меньшими правами и свободами, что вело к неравноправию. К тому же, в этот период была проведена политика по насильственной, принудительной русификации национальных окраин. Особенно остро стоял национальный вопрос в отношении финнов, еврейского народа и поляков;
  4. Сохранение двух сдерживающих развитие общественной, экономической и политической системы пережитков. К ним относится сословное неравенство и самодержавие. Таким образом, народ полностью лишился возможности на участие в управлении государственными процессами в стране. Отсюда вытекает ограничение свободы слова, печати, собраний, а также дальнейшая невозможность легальной политической деятельности даже при создании какого-либо общественного объединения или союза.

Замечание 2

Таким образом, социальные проблемы начала 20 века в России отличаются отсутствием правовых свобод населения. Все это вело к постепенному нарастанию социального конфликта между населением и властями, и со временем результатом стали революционные движения и восстания.

Также этот период характеризуется сменой власти, концом Российской Империи (расстрел Николая 2 и всей царской семьи), приходом к власти большевиков. Борьба за права и свободы привела к приходу к власти других людей, которые хотели удержать власть в своих руках, что в принципе оставило Россию в том же состоянии, от которого население тщательно пыталось избавиться.

spravochnick.ru

Проблемы изучения истории XX века в ВУЗе / методические рекомендации

Материалы по методологии изучения (и преподавания) современной истории были изданы в сборнике «Проблемы изучения истории XX века в высшей школе в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения» (Казань, 2011). Ниже мы публикуем избранные работы, которые могут помочь преподавателю истории.

Сборник тезисов был издан по итогам всероссийской научно-практической конференции, прошедшей в Казани, в Казанском национальном исследовательском техническом университете им. А. Н. Туполева, 10-11 ноября 2011 г.

Помимо методических работ, касающихся преподавания истории XX века, в сборнике опубликовано значительное число материалов по различным темам и аспектам истории XX века, многие из которых также могут представлять интерес для преподавателя.

Мы приводим полное содержание книги (ее текст в формате doc есть по ссылке) и публикуем избранные методические материалы.

Некоторые особенно любопытные методические работы выделены синим цветом, а работы по истории XX века — зеленым. Номера страниц в содержании оставлены для возможности навигации в сборнике.

Точка зрения редакции не всегда совпадает с точкой зрения авторов сборника.

Министерство образования и науки Российской Федерации
Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева – КАИ
Институт социальных технологий
Кафедра истории и связей с общественностью

«Проблемы изучения истории XX века в высшей школе в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения»

Сборник статей всероссийской научно-практической конференции

Казань, 10-11 ноября 2011 г.

Сборник предназначен для преподавателей вузов, студентов и аспирантов гуманитарных специальностей.

Редакционная коллегия: канд. ист. наук, доцент Д. В. Давыдов (научный редактор), канд. ист. наук, доцент И. Р. Феоктистова (ответственный редактор)

© Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2011
© Авторы, указанные в содержании, 2011

Сборник статей подготовлен при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы».

Содержание

  • Адильзянова Р.Р., Сыченкова А. В. Методы активизации познавательной деятельности в процессе освоения курса «Отечественная история» студентами неисторических специальностей 6
  • Ашрафуллина Л. Ф. Проблемы изучения зарубежных культурных связей Татарстана на современном этапе 12
  • Бакеева Р.Р., Малышева С. Ю. Научные общества Казанского государственного университета в 20-е годы ХХ века: некоторые аспекты международного обмена литературы 18
  • Банникова Н.Ф, Трафимова Г. А. Проблемы методологии гуманитарного знания 24
  • Белоус В.И., Гинзбург Б. Л. Демографические проблемы России XX века (на материалах Горьковской области 1970 – первой половине 1980 гг.) 33
  • Беседина Е. А. Зачем будущему журналисту история? Из опыта организации самостоятельной работы студентов, изучающих курс «История России» 43
  • Бушуев А. С. Электоральный опыт Советской Татарии в годы перестройки: Демократия реальная или вымышленная? 51
  • Быковская Г. А. Инновационные методы преподавания истории 61
  • Вельможко И. Н. Основные тенденции социальной политики Советского государства в 50-60-е гг. ХХ в. 66
  • Галимуллина Н. М. Пропаганда как форма коммуникативного воздействия тоталитарных режимов ХХ века 78
  • Гильмутдинов Д.Р. «Знать и уметь!»: заметки о ФГОС ВПО в целом и базовом курсе «История» в частности 90
  • Давыдов Д. В. Проблемы девиантного поведения в среде крестьянской молодежи в 1920-е годы 93
  • Заляев Р. И. Советско-турецкие отношения: Пути к созданию искренних и доверительных взаимных отношений (конец 1921 – первая половина 1922 гг.) 103
  • Иванов А. М. Хронологические рамки «перестройки»: проблемы периодизации 115
  • Калинов В. В. О трансформации мировоззрения, духовно-нравственных и профессиональных ценностей студентов технических вузов в современной России 123
  • Клековкина Н. В. Анализ образа дома в индивидуальном сознании: Шаги к пониманию повседневной жизни 129
  • Коршунова О. Н. Государственные институты формирования и реализации кадровой политики России конца ХХ века 138
  • Кудрявцева Т.В., Неминущий В. П. Информационные технологии в высшей школе. Проблемы качества образования 148
  • Кузнецова Ю. С. Развитие института рекламы в СССР 159
  • Македонская В. А. Проблемы гуманитарной подготовки инженерных кадров в Национальном Исследовательском ядерном университете «МИФИ» 166
  • Муллин И. Р. Виртуальный подход в истории (на примере вилочного восстания) 173
  • Мустафин И. М. О некоторых особенностях методики преподавания истории в период 1920-х – 1930-х годов (на материалах ТАССР) 175
  • Нигматуллин А. Р. Проблема становления бюрократии как социального института в научном наследии В. В. Ивановского (1854-1926) 187
  • Николаев Д. А. Военно-историческая реконструкция как форма изучения реальных событий военной истории (Нижегородский аспект) 193
  • Подрепный Е. И. Использование материалов по истории отечественной авиационной промышленности в курсе Отечественной истории ХХ ве 198
  • Попков С. Р. Меньшевистский терроризм в России в начале XX века 204
  • Порохня В. С. Программное и учебно-методическое обеспечение исторического образования студентов 216
  • Сабирова Д. К. Формирование общекультурных компетенций у инженеров через изучение истории 227
  • Солдатов Я. В. Российский опыт привлечения органов местного самоуправления к организации помощи больным и раненым воинам в период Первой мировой войны (по материалам Казанской губернии) 236
  • Спиридонова Л. Н. Законодательная база как идеологическое русло культурной жизни населения Поволжья в 20-е годы XX века 244
  • Столяров А. М. Индустриальное развитие России в XX веке. Историко-географический аспект в современных вузовских учебниках 256
  • Стрелков А. В. Россия в XXI веке: Нефтегазовая составляющая национальной безопасности 263
  • Стрелкова И. А. Организационно-экономические инновации в российском образовании 275
  • Суслов А. Ю. Модернизация России и социалисты в первой трети ХХ в. 283
  • Табейкина Е. К. Столыпинская аграрная реформа: замыслы и реальность 293
  • Ульянова С. Б. От истории XX века к истории XXI века: проблемы изучения и преподавания 299
  • Хабибуллина И. И. Роль краеведения в формировании ключевых образовательных компетенций 304
  • Хайдаров Т. Ф. Перспективы междисциплинарных исследований в исторической науки 314
  • Циунчук Р. А. Российский парламентаризм начала ХХ века в контексте мировой истории 321
  • Шварц Я. Т. Проблемы педагогической культуры преподавателей отечественной истории и пути совершенствования лекционного курса (советы молодым педагогам) 336

Студенческая секция конференции 349

  • Азикова А.Ю. 1937 год на страницах газеты «Правда» 349
  • Бадамшин М. Р. Космическая гонка: победители и проигравшие 352
  • Бакиров А. А. Законодательная база НЭПа как исторический источник 355
  • Баранцева А.С., Криворучко А.В., Сыченкова А. В. Коллективный портрет первых студентов КАИ (по материалам личных дел) 359
  • Гарипов Б. Р. Дистанционные технологии обучения истории 367
  • Дуняшева Т. М. Развитие российской рекламы в XX в. 372
  • Данилова Д. О. К вопросу о трактовках истории Второй Мировой Войны 375
  • Ильясова Э. Ф. Управление персоналом в советский период 379
  • Ковалева А. Ю. Произведения художественной литературы начала ХХ века как исторический источник 385
  • Кульментьева М. В. Изучение истории повседневности 393
  • Лоцманов А. Великая Октябрьская социалистическая революция: закономерность или ошибка истории? 399
  • Низамова Л. Р. Афганская война глазами солдата 403
  • Петруха С. В. Неформальные молодёжные объединения в России в период 1985- 2000 годы 406
  • Потапова Ю. Ю. Основные тенденции развития культуры в России на рубеже XX-XXI веков 418
  • Фаизова Г. И. Газетная реклама как исторический источник (1921-1929) 428
  • Фахуртдинова Л. А. НКВД: исторический аспект 431
  • Филатов А. В. Русско-Японская война и её влияние на русское общество 433
  • Шитова М. А. Казанский авиационный институт в период Великой Отечественной войны 437

urokiistorii.ru

мир многообразный и противоречивый, глобальные проблемы

XX век был наполнен многими масштабными событиями, изменившими облик мира. Если мы посмотрим на современную политическую карту, то вместо империй и колониальных владений, существовавших в конце XIX — начале XX в., увидим на ней свыше 200 суверенных государств, большинство из которых обрели независимость в течение XX столетия.

Мир многообразный и противоречивый

Движения за национальное и социальное освобождение и самоопределение охватили в XX в. все континенты. Они привели к появлению новых государств и общественных систем. Провозглашение независимости в одних случаях означало восстановление существовавшей прежде и на время утраченной государственности, в других — рождение новых политических образований. Для многих народов эти события оказались связаны со сменой форм правления (например, установлением республики вместо монархии), введением конституционного строя, парламентских учреждений, местного самоуправления и т. д. Государства, вступавшие в ООН и другие международные организации, обязывались следовать определённым принципам и нормам международных и внутренних отношений. В документах ряда организаций и движений провозглашались положения, имеющие всеобщее значение для современного мира: о высшей ценности человеческой жизни, основных правах и свободах человека, равноправии людей и народов, уважении национального суверенитета, о защите мира и безопасности и др.

Достижение международных договорённостей стало особенно необходимым в условиях усилившегося многообразия мира. Ведь значительно возросло число суверенных стран, в каждой из которых по-своему сочетаются традиционные ценности, основы общественных отношений и механизмы власти, сложившиеся в цивилизациях прошлого, с нормами, принятыми в современном обществе. Появление в XX в. сначала одного, а затем группы государств, избравших особый путь общественного развития, сделало картину ещё более сложной: многообразие социально-экономических и политико-идеологических отношений превратилось в противостояние двух систем — «капиталистического» Запада и «социалистического» Востока. В течение нескольких десятилетий в этом противостоянии сосредоточивались основные противоречия мирового развития. Государства, не входившие в указанные два блока, т. е. большинство стран Латинской Америки, Азии и Африки, назывались тогда третьим миром. Однако со временем становилось очевидным, что ограничение представлений о современном обществе понятиями «капитализм» и «социализм» было упрощением. В реальности в рамках каждой системы существовал индивидуальный и неповторимый опыт отдельных стран, например США и Японии, Франции и Испании, а в другой группе — СССР и Китая, ГДР и Югославии.

Во второй половине XX в. стали проявляться противоречия между «Севером» и «Югом»— группой развитых индустриальных держав и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки. Они были обусловлены многими обстоятельствами, в том числе значительными различиями в уровнях экономического и социального развития, неоколониалистской политикой транснациональных корпораций, обострившимися проблемами народонаселения и использования природных ресурсов в развивающихся странах, их возраставшим внешним долгом и др.

В мире суверенных, формально равноправных государств очень важными характеристиками оказались «развитость» и «неразвитость», «богатство» и «бедность». На страны третьего мира, занимающие около половины территории Земли с населением, превышающим половину всего человечества, в начале 1980-х годов приходилось 18% мирового валового внутреннего продукта (ВВП), 28% мирового экспорта, 15% потребления электроэнергии, 30% потребления зерновых, 17% мировых расходов на образование и 6% расходов на здравоохранение. За десятилетия независимости показатели экономического и социального развития в этой группе стран в целом далеко не всегда улучшались.

Производство валового внутреннего продукта на душу населения, долл.

Страны1950 г.1977 г.1990 г.
Развитые индустриальные1570350012 490
Развивающиеся140280980

В середине 1980-х годов 20% населения мира, относившиеся к наиболее обеспеченным слоям, обладали 58% мирового богатства. На долю 20% беднейших приходилось всего 4 %. Эти люди проживали в основном в развивающихся странах. За чертой бедности в государствах Латинской Америки и Азии находилось от 40 до 60% населения, в Африке — около 70%.

В странах Африки в конце 1980-х годов средняя продолжительность жизни составляла 49,4 года, 80% населения не были обеспечены медицинским обслуживанием, 91% сельских жителей не имели возле жилища источников питьевой воды. В большинстве стран свыше 50% населения были неграмотны, в отдельных странах этот показатель превышал 90%.

Из книги Я. Тинбергена, голландского экономиста, лауреата Нобелевской премии:

«Сегодня 2/3 всех людей в мире живут (если это можно назвать “жизнью”) менее чем на 30 центов в день. Сегодня перед нами такая ситуация, когда около 1 млрд человек в мире неграмотны, хотя мир располагает и средствами, и методами распространения образования. Почти 70% детей в “третьем мире” страдают от недоедания, хотя в мире есть достаточно средств, чтобы накормить их. Распределение мировых ресурсов до такой степени ненормально, что промышленно развитые страны потребляют приблизительно в 20 раз больше ресурсов на душу населения, чем бедные страны. Перед нами ситуация, при которой в “третьем мире” миллионы людей заняты тяжким трудом под палящим солнцем с утра до темноты за ничтожное вознаграждение, с тем чтобы преждевременно умереть, так и не успев понять, ради чего они жили».

Развитие многих государств Латинской Америки, Азии и Африки сдерживается внешней задолженностью. В 1980-е годы в слаборазвитых странах сумма долга достигала 45—50% от стоимости их валового внутреннего продукта. На оплату долга уходило до 1/3 выручки от экспорта товаров и услуг. При этом часто уплачивались только проценты, а сам долг оставался и продолжал расти. Неслучайно это явление назвали «долговой петлёй».

Наряду с противоречиями между «Западом» и «Востоком», «Севером» и «Югом» во многих государствах давали о себе знать проблемы отношений между национальными, этническими, религиозными группами. Это нередко приводило к острым конфликтам (вспомним об Ольстерском кризисе в Великобритании, ситуации в югославском крае Косово и др.). Во второй половине XX в. в ряде стран усилились сепаратистские движения (сепаратизм — стремление к обособлению, отделению тех или иных территорий по национально-этническому, религиозному или иному признаку). В течение нескольких десятилетий такие движения действуют, например, в Испании (в Стране Басков), Индии (среди сикхов — на севере страны и тамилов — на юге), Турции (среди курдского населения) и др. Сепаратисты чаще всего используют нелегальные, террористические методы. В Испании баскская организация ЭТА осуществляла убийства высших государственных чиновников и военных, в Индии от рук сепаратистских заговорщиков погибли руководители страны И. Ганди и Р. Ганди.

Стремление утвердить свою самобытность, отстоять традиционные ценности и социальные отношения от чуждого влияния проявилось и в фундаменталистских движениях последних десятилетий XX — начала XXI в. Их сторонники выступают против следования западным образцам, против идей рационализма, технократизма, политического плюрализма и т. д. Они настаивают на строгом соблюдении исконных, «фундаментальных» для данного общества норм жизни и отношений между людьми. Нередко подобные движения приобретают жёсткий, наступательный характер. Так произошло с исламским фундаментализмом, в котором требование вернуться к истокам ислама сочетается с идеями объединения всех правоверных и решительной борьбы с отступлениями от предписаний мусульманской религии. В конце XX в. фундаменталисты активно действовали в Иране, Афганистане, Алжире, Пакистане и других странах. В некоторых случаях, например в Иране и Афганистане, они добивались значительного политического влияния, приходили к власти. Там, где не удавалось получить государственную поддержку (как в Египте, где группа «Братья-мусульмане» после убийства президента А. Садата была поставлена вне закона), возникали группы заговорщиков, осуществлявшие террористические акции против общественных деятелей, журналистов, иностранных туристов и т.д.

Особенно значительным числом конфликтов на этнической и религиозной почве отмечена история стран Африки в период борьбы за независимость и в последующие десятилетия.

В большинстве этих государств вплоть до настоящего времени сохранились традиционные родоплеменные отношения. Семья, община, племя остались важнейшими ячейками общества, в рамках которых определяются место и статус человека, его обязанности и права по отношению к другим. Присущее родоплеменной организации деление людей на «своих» и «чужих» наложило отпечаток на социальные и политические отношения в африканских странах. Пришедший к власти лидер, как правило, назначает на руководящие посты представителей своей семьи, клана (так называют группу людей, тесно связанных родством, преданностью одному человеку, делу). Политические партии нередко образуются на племенной основе. Оппозицию власти, находящейся в руках людей одной народности, составляют представители других народностей. Стремление к разделению, обособлению людей на родоплеменной основе, получившее название трибализм (от латинского слова tribus — племя, встречается также вариант этого термина — «трайбализм», производный от сходного по значению английского слова), способствовало развязыванию многих вооружённых конфликтов и гражданских войн в африканских государствах. Результатом этих столкновений была гибель сотен тысяч человек, миллионы людей превратились в беженцев.


Беженцы

Цифры и факты

В крупнейшей африканской стране Нигерии (население — свыше 100 млн человек, более 250 народностей) после серии военных переворотов в середине 1960-х годов возникло движение за отделение наиболее экономически развитой провинции страны — Биафры. Два с половиной года велась война против повстанцев. В ходе её погибло свыше миллиона человек.

В 1960 г. получила независимость бельгийская колония Конго (в 1971 — 1997 гг. — Заир). В стране проживали более 300 племён и народностей. В течение нескольких лет её раздирали политические (связанные с выбором ориентации) и племенные конфликты. В 1965 г. установился диктаторский режим генерала (с 1980-х годов — маршала) Мобуту Сесе Секо, подавлявший сепаратистские выступления. В 1997 г. власть перешла к лидеру партизанского движения Лорану Дезире Кабиле. Бойцы народности тутси стали расправляться с представителями народности хуту в отместку за преследования и геноцид (массовые убийства) тутси в соседнем государстве — Руанде.

В Руанде столкновения между находившимися у власти хуту и оппозиционными тутси начались в 1991 г. После гибели в 1994 г. президента страны развернулись боевые действия, в ходе которых уничтожались целые деревни с мирным населением, погибли свыше 800 тыс. мирных жителей-тутси. Для расследования обстоятельств этих преступлений был созван Международный трибунал.

В Либерии борьба за политическую власть переросла в междоусобную войну, длившуюся с 1989 по 1997 г. В результате погибли более 150 тыс. человек, свыше 850 тыс. жителей бежали в соседние государства.

Наблюдая проявления цивилизационного, социального, этнонационального, религиозного многообразия мира в конце XX в., нельзя не заметить, что на протяжении этого столетия значительно расширились возможности людей избирать способ существования, путь развития — традиционный или новый, учитывающий опыт других, либо особенный. Вместе с тем стремление той или иной общности, группы людей утвердить свои ценности и законы, попирая права, свободу и жизнь других, приводило к самым тяжёлым, трагическим последствиям. Поэтому одной из актуальнейших проблем XXI в. является достижение баланса, равновесия между тенденцией к самоопределению и необходимостью сосуществования народов.

Глобальные проблемы

Противоречия в отношениях между государствами, народами, группами людей породили две мировые войны, множество региональных конфликтов и войн, оружие массового уничтожения и гонку вооружений. Предотвращение угрозы мировой термоядерной войны стало одной из глобальных проблем человечества. Так называют проблемы, связанные с существованием и жизнеобеспечением людей, требующие для своего решения коллективных усилий всего мирового сообщества. В их числе: сохранение и защита природной среды; обеспечение жителей планеты продовольственными, энергетическими и сырьевыми ресурсами; преодоление социально-экономической отсталости и нищеты; демографическая проблема — достижение сбалансированного соотношения между ростом населения (за вторую половину XX в. его численность в мире увеличилась от 2 до 5 млрд человек) и развитием производительных сил; ликвидация наиболее опасных болезней; комплексное использование ресурсов Мирового океана, освоение космического пространства.

Острота указанных проблем состоит в том, что они отражаются на повседневной жизни миллионов людей. Бесхозяйственное, безответственное отношение к природной среде привело к катастрофическому загрязнению воздуха и водоёмов, истреблению многих видов животных и растений, уничтожению лесов и т. д. Вследствие загрязнения атмосферы появились кислотные дожди, парниковый эффект, началось разрушение озонового слоя Земли.

Бичом крупных городов стал смог (фотохимический туман), при котором людям не рекомендуется выходить на улицу. Кислотные дожди в середине 1970-х годов причинили огромный ущерб лесам Европы, под их воздействием пострадали от трети до половины лесных площадей. В результате загрязнения в Швеции оказались «мёртвыми» 18 тыс. из существующих в стране 100 тыс. озёр. Парниковый эффект ведёт к глобальному потеплению климата на Земле, что ставит под угрозу сельское хозяйство засушливых районов.

Тяжёлый удар природной среде нанесло истребление лесов. Если в начале 1980-х годов в мире ежегодно вырубалось 10—12 млн га леса, то спустя десятилетие — почти в 2 раза больше. Особенно широко велось наступление на тропические леса Южной Америки и Юго-Восточной Азии. Между тем эти леса называют «лёгкими планеты», в них обитает более половины всех существующих на Земле видов растений и животных. Уничтожение лесов, особенно в горных районах, ведёт к изменению рельефа, гидрологических условий и в результате к катастрофическим наводнениям, оползням и др.


Наступление пустыни. Недавно на этом месте было озеро

Серьёзная проблема в ряде регионов мира — наступление пустыни. Площадь пустынь и полупустынь, занимающих более трети земной суши (а в Африке — свыше 55%), с каждым годом увеличивается. Это происходит под влиянием естественных факторов и вследствие деятельности человека — вырубки деревьев и кустарников, подсечно-огневого земледелия, которое существует у некоторых африканских народов, «перевыпаса» скота и т. д. Опасности опустынивания подвержены территории более чем 100 государств.
В последние десятилетия XX в. человечество столкнулось с глобальной продовольственной проблемой. По оценкам международных экспертов, в это время в мире систематически недоедали более 1 млрд человек, страдали от голода свыше 150 млн. В странах Азии, Африки, Латинской Америки голод являлся уделом 25% населения, в отдельных государствах этот показатель достигал 40 %. В то же время в странах Запада немало людей усиленно боролись с перееданием и избыточным весом, применяли специальные низкокалорийные диеты…

Глобальные проблемы тесно связаны между собой. Быстрый рост населения в некоторых регионах ведёт к более интенсивному использованию природных ресурсов, обостряет нехватку продовольствия. В результате экологических катастроф сотни тысяч людей, лишившихся жилья и средств к существованию, становятся беженцами, что углубляет социальные проблемы. Одновременно с достижениями технического прогресса в XX столетии возросла опасность технологических катастроф, когда крупные производственные комплексы и техника выходят из-под контроля и превращаются в страшную разрушительную силу. Достаточно всего лишь вспомнить аварию на Чернобыльской атомной электростанции в СССР в 1986 г.

В марте 2011 г. сильное землетрясение (8,9 балла) и последовавшее цунами привели к большим разрушениям на северо-восточном побережье японского острова Хонсю. Погибло и пропало без вести свыше 27 тыс. человек. Стихия нанесла удар по атомной электростанции Фукусима, вызвав аварии и взрывы на нескольких энергоблоках. Несмотря на героические усилия работников станции и авиаторов, приостановить процессы разрушения не удалось. Радиационное излучение в районе АЭС в тысячи раз превысило допустимые нормы. Эти события означали не только трагические испытания для жителей Японии, но и предупреждение об опасности для населения других стран.

За жизнь на Земле

В начале 1970-х годов настоящий шок в странах Запада вызвали доклады учёных, входивших в Римский клуб (основан в 1968 г. группой исследователей из разных стран для рассмотрения проблем, имеющих глобальное значение). В них предсказывалось, что в скором будущем человечество окажется перед лицом катастрофы, вызванной нехваткой продовольствия, энергии, сырья и загрязнением биосферы. Обоснованность подобных опасений подтверждалась конкретными свидетельствами экологического неблагополучия во многих регионах — в начале 1970-х годов наблюдался ряд неурожаев, отмечалось выпадение кислотных дождей и т. д. Названные в докладах проблемы стали предметом обсуждения в международных организациях, научных кругах. Были предприняты конкретные шаги, направленные на их решение.

Даты и события

  • 1972 г. — в Стокгольме состоялась международная конференция по проблемам экологии. В заключительном документе было провозглашено «право человека на качественную окружающую среду» и сказано об обязанности всех стран охранять и улучшать её для будущих поколений. В том же году в структуре ООН учреждён постоянно действующий орган — Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП).
  • 1972 г. — начало работу Бюро Координатора ООН по оказанию помощи в случае стихийных бедствий.
  • 1974 г. — в Риме проведена Всемирная продовольственная конференция. По её рекомендации при ООН создан Всемирный продовольственный совет, координирующий действия отдельных государств и международных организаций по оказанию продовольственной помощи.
  • 1981 г. и 1984 г. — на международных конференциях разработана Программа помощи беженцам в Африке. В то время их насчитывалось 4 млн человек. 1986 г. — Генеральная Ассамблея ООН приняла Программу действий по обеспечению экономического подъёма и развития стран Африки на 1986—1990 гг.
  • 1992 г. — в Рио-де-Жанейро состоялась международная конференция по экологии с участием представителей 178 стран, на которой принята декларация о политике в области охраны окружающей среды в XXI столетии.

Организующую роль в практическом решении большинства глобальных проблем взяли на себя учреждения ООН. В районы стихийных бедствий доставлялась продовольственная и медицинская помощь. В места военных конфликтов направлялись миссии наблюдателей, группы по примирению, специальные представители, а в случае необходимости — части Вооружённых сил ООН по поддержанию мира («голубые каски»). Миротворческие войска действовали в Конго, на Кипре, на Ближнем Востоке, в Анголе, Афганистане, Боснии и др. В 1988 г. Вооружённым силам ООН была присуждена Нобелевская премия мира.

Значительный вклад в решение глобальных проблем человечества вносят общественные организации и движения. Выше говорилось о борьбе за мир и безопасность. Среди экологических движений с середины 1970-х годов выделились «зелёные». Их деятельность началась в странах Западной Европы как «гражданская инициатива» в защиту окружающей среды (само название «зелёные» связано с цветом, символизирующим живую природу). В ней участвовали люди разных профессий и возрастов, политических взглядов, религиозной принадлежности. Постепенно «зелёные» включились в антиядерные выступления, обратились к проблемам безработицы и другим социальным вопросам, показывая тем самым, что проблемы выживания человека в современном мире имеют множество взаимосвязанных сторон. В начале 1980-х годов движение «зелёных» в некоторых странах оформилось в политические партии. Их представители были избраны в парламенты ряда государств и в Европейский парламент.

Требования фракции «зелёных» в бундестаге ФРГ к правительству страны (сентябрь 1984 г.):

  1. Немедленно и без всяких предварительных условий для новых переговоров между СССР и США прекратить в ФРГ размещение американских ракет, а уже размещённые тотчас удалить.
  2. Немедленно удалить из страны все 5 тысяч атомных боеголовок, принадлежащих США, и тем самым внести вклад в создание свободной от ядерного оружия Европы.
  3. Немедленно удалить из ФРГ 2 тысячи тонн ядовитых и нервно-паралитических газов, принадлежащих США.
  4. Принимая во внимание, что стратегия НАТО ведёт к войне, и учитывая особую опасность для мира таких людей, как президент Рейган, ФРГ должна порвать с НАТО и стать нейтральным государством.
  5. Не допускать никакой «европеизации ложной безопасности», которая подразумевает создание совместных европейских ядерных сил, совладелицей и сораспорядительницей которых будет и ФРГ.
  6. Прекратить военное производство в ФРГ и запретить экспорт западногерманского оружия.
  7. Не допускать увеличения военного бюджета на 1985 г., запретить производство тяжёлых вооружений.
  8. Отменить все дискриминационные меры против молодых людей, отказывающихся служить в бундесвере (вооружённых силах ФРГ).

В последние десятилетия XX в. активными действиями заявила о себе международная организация «Гринпис» (в переводе с английского — «зелёный мир»). Её участники устраивали демонстрации протеста около военных объектов, в местах, где возникала угроза экологического бедствия. Значительную часть их работы составляли практические акции по спасению живой природы.


Активисты «Гринпис» в действии

Какими могут быть выводы из анализа проблем современного мира? События и перемены, произошедшие в XX в., усилили стремление людей защитить жизнь на Земле, предотвратить угрожающие ей опасности. Поскольку глобальные проблемы касаются всех вместе и каждого в отдельности, в их разрешении должны участвовать международные правительственные и общественные организации, руководители и обычные граждане, взрослые и дети. Смысл действий заключается не только в преодолении последствий уже случившихся экологических или социальных бедствий, но и в устранении их причин. Гораздо легче сохранить лес, озеро, реку, чем потом возрождать в них жизнь. А главное — в движении к гармоничному, безопасному миру нельзя поставить точку. Поэтому многие выводы и уроки предстоит сделать в XXI в.

Использованная литература: 
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX — начало XXI века
.

knowhistory.ru

От истории XX века к истории XXI века: проблемы изучения и преподавания

С.Б. Ульянова

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, г. Санкт-Петербург

Источник: сборник «Проблемы изучения истории XX века в высшей школе <…>» (Казань, 2011). Оригинал в формате doc

В статье рассматривается обоснованность включения в программы дисциплины «История» дидактических единиц, связанных с историей России и мира в XXI веке. Анализируются сложности изучения и преподавания современной истории.

В программах общеисторических дисциплин в вузах сегодня достаточно большое место занимают проблемы современной истории. Так, в примерной программе дисциплины «История», для социально-гуманитарных, технических, естественнонаучных и экономических направлений подготовки, рекомендованной Научно-методическим советом по истории Министерства образования и науки РФ, студентам предлагается освоить такие темы, как Россия и мир в XXI веке; глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства; конец однополярного мира; повышение роли КНР в мировой экономике и политике; расширение ЕС на восток; роль Российской Федерации в современном мировом сообществе; региональные и глобальные интересы России; современные проблемы человечества и роль России в их решении; модернизация общественно-политических отношений; социально-экономическое положение РФ в период 2001-2008 года; мировой финансовый и экономический кризис и Россия и т.п. [1]. Учебные пособия, выпускаемые сегодня разными авторами, содержат разделы «Цивилизационное разнообразие современного мира», «Мировая цивилизация до и после “миллениума”», «Экономические реформы в России 1992-2008 гг. и их социальные результаты», «Государственное управление и политика России в 1992-2008 гг.» [2; 3].

Эти формулировки отсылают нас к совсем недавним событиям, заставляя задуматься о том, что такое contemporary history, и может ли вообще историческая наука заниматься современностью, не подменяет ли она в этом случае другие гуманитарные науки – политологию, экономику, социологию и т.д.

В статье «Contemporary history» на портале британских историков «Making History» Майкл Кэндиа так сформулировал цель современной истории – концептуально, контекстно, исторично объяснить недавнее прошлое, обеспечить историческое понимание текущих трендов развития [4]. Сегодня в историческом научном сообществе активно развиваются исследования в жанре «устной истории» [5], успешно защищаются диссертации, посвященные периоду 1990-х – 2000-х гг. [6; 7], публикуются монографические исследования [8; 9].

Противники расширения ареала исторической науки, ее вступления на поле современности выдвигают три основных аргумента:

1) разделение труда в современной науке сложилось так, что на плечи историков лег комплексный анализ обществ, отличных от современного. Предмет исторического изучение – «Прошлое как чужая страна» [10, с. 7];

2) для исторического изучения предметного поля современности нет репрезентативной источниковой базы;

3) современная история слишком политизирована, идеологизирована, слишком ориентирована на «злобу дня». Исследованием процессов недавнего прошлого занимаются современники изучаемых событий, что мешает им соблюдать научный принцип объективности [11].

Не отбрасывая совершенно эту аргументацию, все же заметим, что:

1) отдельные социальные и гуманитарные науки отличаются друг от друга в первую очередь не «предметами» изучения, которые у них часто общие, а постановкой проблем и используемыми методами [12, с. 163—164];

2) новую ситуацию в источниковом обеспечении исследований создал Интернет [13]. В научный оборот, помимо этого, активно вводятся аудиовизуальные источники, материалы устной истории и др.;

3) Научные исследования историков важны не сами по себе как род интеллектуального тренинга, они  инструмент максимального увеличения нашего контроля над современной ситуацией. В форме исторических дискуссий идет борьба за будущее России. Поэтому задача профессиональных историков заключается в том, чтобы, опираясь на проверенные факты и достоверные и убедительные концепции, воздействовать на историческую культуру общества, предложить подлинно научный образ недавнего прошлого.

Если вопрос о научном изучении современной истории сводится, по сути дела, к профессионализму историка, то проблема преподавания современной истории зависит от ответа на вопрос: а зачем мы учим? Среди актуальных проблем, стоящих перед вузовским образованием, выделяется проблема подготовки молодых специалистов, способных активно участвовать в жизни общества, искать решение проблем, стоящих перед обществом, брать на себя социальную ответственность. Наконец, приходя в студенческую аудиторию, не следует забывать, что для молодых людей 1992—1994 годов рождения, которые пришли сегодня на первый—второй курс, времена перестройки, распад СССР, конституционный кризис 1993 г. или дефолт 1998 г. – такое же прошлое, как и Великая Отечественная война.

Таким образом, современная историографическая ситуация характеризуется повышенным вниманием к проблематике современной истории, которая с необходимостью включается и в вузовские программы исторических дисциплин. Если общество испытывает потребность в понимании недавнего прошлого, то обязанность историков – заниматься его изучением.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Примерная программа дисциплины «История» [Электронный ресурс] // Электрон. дан. – (Текстовый файл). – Internet Explorer 6.0. – Загл. с титул. экрана. – URL: http://www.igh.ru/

2. Фортунатов, В. В. История мировых цивилизаций / В. В. Фортунатов. – СПб. : Питер, 2011.

3. Безбородов, А. Б. Отечественная история новейшего времени: 1985-2008 / А. Б. Безбородов, Л. М. Дробижева, Н. В. Елисеева, В. Д. Зимина, Т. Ю. Красовицкая, О. В. Павленко. – М., : РГГУ, 2009.

4. Kandiah, M. D. Contemporary history / M. D. Kandiah // Making History The changing face of the profession in Britain. – URL: http://www.history.ac.uk/makinghistory/resources/articles/contemporary_…

5. Ульянова, С. Б. Использование методов устной истории в процессе гуманитарной подготовки специалистов в техническом университете / С. Б. Ульянова, А. И. Филюшкин // Формирование профессиональной культуры специалистов в техническом университете в XXI веке. – СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2003. – С. 332—334.

6. Гусарова, М. Н. Формирование научно-технической интеллигенции в Российской Федерации: преемственность исторического опыта и новые тенденции. 1991—2010 годы. Автореф. дис. … докт. ист. наук / М. Н. Гусарова. – М. : [б. и.], 2010.

7. Путрик, Ю. С. Формирование и развитие государственной политики в области туризма в Российской Федерации в 1991—2009 гг. Автореф. дис. … докт. ист. наук / Ю. С. Путрик. – М. : [б. и.], 2009.

8. Тарасова, Е. А. Конституционные кризисы 1992–1993 гг. в России / Е. А. Тарасова. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2007.

9. История антикоммунистических революций конца ХХ века : Центральная и Юго-Восточная Европа / отв. ред. Ю. С. Новопашин. – М. : Наука, 2007.

10. Лоуэнталь, Д. Прошлое – чужая страна / Д. Лоуэнталь. – СПб. : Изд-во «Русский остров»; «Владимир Даль», 2004.

11. Шейнис, В. Л. Курс постсоветской истории: хронологические рамки, структура, научный и политический контент [Электронный ресурс] / В. Л. Шейнис // История постсоветской современности: проблемы изучения и преподавания. Электрон. дан. – (Текстовый файл). – Internet Explorer 6.0. – Загл. с титул. экрана. – URL: http://unc.rggu.ru/article.html?id=90360

12. Зидер, Р. Что такое социальная история? Разрывы и преемственность в освоении «социального» / Р. Зидер // THESIS : теория и история экономических и социальных институтов и систем. – Т. 1. – Вып. 1. –1993. – С. 163—181.

13. Бухарин, Н. И. Интернет как важнейший источник в изучении общественных процессов в современной России [Электронный ресурс] / Н. И. Бухарин // История постсоветской современности: проблемы изучения и преподавания. Электрон. дан. – (Текстовый файл). – Internet Explorer 6.0. – Загл. с титул. экрана. – URL: http://unc.rggu.ru/article.html?id=90360

 

urokiistorii.ru

История второй половины 20 века [после мировой войны, Послевоенный период]

Содержание (план)

Периоды второй половины 20 века

Холодная война (1945-1991 годы)

Холодная война — идеологическое противостояние двух геополитических лагерей (социалистический и капиталистический), которые были враждебно настроены друг к другу. Всё про­исходящее в Восточной Европе представляли на Западе как прямую угрозу свободе. Понятие «свободный мир» теперь интерпретирова­лось и как избавление от нацизма, и как защита от диктаторского насилия сталинизма. «Холодная война» сопровождалась резким ухудшением отношений коммунистов и социал-демократов.

Хрупкая стабильность, достигнутая после перемирия в Корее (1953 г.) и подписания Женевских соглашений по Индокитаю (1954 г.), продолжалась недолго. После подавления Венгерского восстания (1956 г.) произошли три крупных кризиса, ещё более об­остривших противостояние двух военно-политических блоков: Берлинский кризис 1961 г. и строительство Берлинской стены; Карибский кризис 1962 г.; война США во Вьетнаме в 1965-1975 гг.

Завершилась «холодная война» с приходом М. С. Горбачёва к власти СССР и смены курса внешней политики государства.

Послевоенный период (1945-1953 годы)

Послевоенный период — период становления государств и урегулирования мира после Второй мировой войны. Его продолжительность условна, и для разных стран год окончания периода различен.

Государство благоденствия (1960-1970-е годы)

Тридцатилетие после окончания Второй мировой войны — вре­мя реализации в западном обществе модели «государства благоден­ствия» (благосостояния). Начиная с конца 1950-х гг. наблюдается значительный рост затрат на социальные программы: народное образование, социальное обеспечение, здравоохранение, жилищ­ное и коммунально-бытовое строительство и др. Доля социальных расходов в бюджетах развитых стран возросла в несколько раз и составила почти половину всех бюджетных ассигнований. К числу основных задач государства стали относиться пенсионное обеспе­чение, страхование по болезни, при несчастных случаях на произ­водстве, пособия на детей и семью, социальное вспомоществова­ние, жильё и т. д. В этот период происходит «молодёжная револю­ция», имевшая далеко идущие последствия.

В международных отношениях «период благоденствия» был ознаменован разрядкой международной напряжённости, снижени­ем остроты конфронтации между СССР и США, развитием сотруд­ничества в различных сферах.

Неоконсервативная волна (1980-е годы)

Неоконсерватизм — это модель экономиче­ского развития, пришедшая в середине 1970-х гг.

Применение неоконсервативной моде­ли означало переориентацию экономической политики развитых стран, в первую очередь США, Великобритании, ФРГ, на стимули­рование развития производства, снижение издержек, сокращение государственных расходов. Ставка делалась на раскрепощение ры­ночных сил и развитие частного сектора, включая малый и сред­ний бизнес. Переход к неоконсервативной модели позволил огра­ничить инфляцию, усилить рыночные стимулы и в итоге повы­сить эффективность экономики.

Этот период сопровождался переходом от индустриальной эпо­хи в постиндустриальную, а также серьёзными демократическими преобразованиями в странах Восточной Европы.

Современная история (с 1991 года)

см. История конца 20 — начала 21 века

«Короткий» XX в., связанный с двумя мировыми войнами, про­тивостоянием и соперничеством идеологий, завершился, и наста­ло новое время, знаменем которого является резко усилившийся процесс глобализации.

Окончание «холодной войны», распад биполярной системы, успе­хи демократии вызвали небывалый взрыв оптимизма в мире. Одна­ко эйфория продолжалась недолго, мир вступил в эпоху глобали­зации, которая породила множество новых противоречий.

Перед большинством стран стояли проблемы экономического переустрой­ства, политического экстремизма, электронной преступности и др. Крупные индустриальные страны искали пути оптимального со­четания интеграции и сохранения национальной самобытности в политике, экономике, культуре. Страны Восточной Европы ока­зались в совершенно новой для себя ситуации, когда они были вынуждены трансформировать прежние социально-политические системы, что сопровождалось проведением болезненных экономи­ческих реформ. Ещё одной ключевой проблемой развития этой группы стран стала их интеграция в европейские структуры.

Глобальные проблемы, которые возникли на рубеже веков, про­демонстрировали всю хрупкость и уязвимость нового миропорядка, оказавшегося гораздо более непредсказуемым, чем прежняя бипо­лярная система. Новые вопросы потребовали от мирового сообще­ства чётких ответов, поиски которых ведутся на протяжении по­следнего десятилетия.

Европа во второй половине 20 века

Восточная Европа

см. Социалистический лагерь, Революции 1989 года, Восточная Европа в 1990-е годы

Западная Европа

см. Европейская интеграция Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Америка во второй половине 20 века

Северная Америка

Азия во второй половине 20 века

Африка во второй половине 20 века

см. Деколонизация Африки

Страны третьего мира

см. Третий мир

«Третий мир» — государства, образовавшиеся в результате распада колониальных империй.

В представлении политиков государств «третьего мира» Запад являлся «первым миром» с его алчным ка­питализмом; во «второй» входили социалистические страны с их жёсткими тоталитарными режимами. Оба эти мира имели арсена­лы оружия массового уничтожения.

Наука, культура и образование

Наука

см. Научно-техническая революция (НТР), Географические открытия и исследования второй половины 20 века

Культура

см. Культура второй половины 20 века

На этой странице материал по темам:
  • Политическая модель во второй половине 20 века

  • Хронология событий международной политики втопой половины 20 века

  • История кратко мир во второй половине 20 века

  • Восток в первой половине 20 века краткое содержание

  • Годы второй половины 20 века

wikiwhat.ru

Поцелуев История России 20 век

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы стали появляться учебные издания, которые не только излагают краткую историю России, но и активизируют, мобилизируют сознание учащихся и, что особенно важно, вызывают интерес к предмету, тягу к познанию неведомого. Хорошо и то, что учебники, а в основном они для школьников,

1

разные, хотя все еще в чем-тоочень похожи друг на друга. Учебников для студентов почти нет, не считая учебных пособий, в них также, как правило, дана краткая история России2.

В отличие от имеющихся учебников и учебных пособий в настоящем издании рассмотрены основные проблемы истории России XX столетия. Исходя из программных требований курса «История России», автор показывает динамику исторического процесса, выявляет закономерности и особенности развития российского общества. Главная задача, которую поставил перед собой автор, состоит в том, чтобы не исчерпать поставленные проблемы, а обозначить наиболее актуальные, акцентируя внимание обучающихся на ключевых моментах их изучения.

‘См.: Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества,1900—1940гг.: Учебная книга для старших классов средних учебных заведений. М, 1992;Островский В.Л., Старцев В.И., Старков Б.А,, Смирнов Г.М. История Отечества,1939—1991

гг.: Учебник для 11 класса средней школы. М., 1992; История Отечества: Новые подходы к содержанию предмета: Учебное пособие / Сост. и науч. ред. проф. Е.И.Иванов. Псков, 1994; Долуцкий И.И. Отечественная история РоссииXX века: Учебник для старших классов. Ч. 1. М., 1994;Дмитренко В.П., Еса-ков В.Д., Шестаков В.А. История Отечества. XX век. 11 кл.: Учеб. пособие для общеобраз. школ. М., 1995;Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX век: Учеб. кн. для 9 кл. общеобраз. учреждений. М., 1995;Островский В.П., Уткин А.И. История России. XX век. 11 кл.: Учеб. для общеобраз. учеб. заведе-

ний. М, 1995.

2БоффаДж. История Советского Союза. Т.1—2,М., 1990;Карр Эд. История Советской России. Т.1—2,кн. 1. М., 1990; История Отечества: люди, идеи, решения. Т.1—2.М, 1991; Наше Отечество: Опыт политической истории. Т.1—2.М., 1991;Верш Н. История Советского государства.1900—1991.М., 1992; История Отечества / Мунчаев Ш. и др. М., 1993. Ч.1—2;Головатенко А. История России: спорные проблемы. М., 1993;Хоскинг Д. История Советского Союза. 1995; История современной России.1985—1994:Экспериментальное учебное пособие. / Под общ. ред. В.Журавлева. М., 1995; История России: Учебное пособие для вузов, а также колледжей, лицеев, гимназий и школ: В 2 т. Т. 2. / М.М.Горинов, А.А.Горский, А.А.Данилов. М., 1995.

studfiles.net

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА — Календарно-тематическое планирование курса «история древнего мира»…

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

Учебник — Всеобщая история. Новейшая история. 11 класс А.А. Улунян, Е.Ю. Сергеев – Просвещение — 2008.

План составлен в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. — Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. Издательство «Просвещение».


урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Цели и задачи урока

Основные факты, понятия, проблемы

Домашнее задание

1


Мир в начале 20 века.

1

Рассмотреть экономическое развитие мировых держав, выделить главные направления демократизации политической и общественной жизни в начале 20 века.

Глобализация

Введение

Раздел 1. Мировые войны и революции. 1914-1945.

2


Исторические проблемы первой половины 20 века

1

Рассмотреть соотношение сил на мировой арене, выделить основные союзы и международные организации, рассмотреть цели ведущих мировых держав.

Колониализм, 2 интернационал, «передел» мира.

Стр.17, читать, стр.18, задание 3.

3


Политико-экономическая характеристика ведущих стран Европы и Северной Америки

1

Рассмотреть экономическое развитие мировых держав.

1.Новые явления в экономике в начале ХХ века.

2.Изменения социальной структуры общества.

3.Основные системы политической власти.

4.Основные идеологические учения.

5.Развитие науки и культуры.


§ 1

документы к § 1


Развитие стран Европы и США в начале ХХ века

1

Выделить главные направления демократизации политической и общественной жизни в начале 20 века.

Развитие Англии, Германии, Франции, США, Австро-Венгрии, Италии

§ 2 – 3

(вторая часть)


Практикум Европейские страны в начале ХХ века

1

Развивать навыки самостоятельной работы, работы в группе.

Развитие Англии, Германии, Франции, США, Австро-Венгрии, Италии

документы к § 2 — 3


Международные отношения в 1900 — 1914 гг.

1

Определить основные направления международных отношений в годы Первой мировой войны.

1.Складывание военных союзов.

2.Локальные войны и их значение.

3.Балканские войны.

4.Подготовка ведущих стран Европы к войне


§ 5,

документы к § 5,

исторические карты



Военные действия на фронтах Первой мировой войны

1

Систематизировать знания о военных действиях на фронтах войны.

1.Повод и причины войны.

2.Основные военные кампании и их итоги.

3.Компьенское перемирие


§ 6,

документы к § 6,

исторические карты



Война и социально- экономическое развитие государств

1

Определить положения Версальского договор, охарактеризовать Версальско-Вашингтонскую систему.

1.Патриотический подъем в начальный период войны.

2.Проблемы нейтральных стран в годы войны.

3.Политика и экономика воюющих держав.

4.Антивоенные, демократические и национальные движения в воюющих странах.


§ 7,

документы к



Лабораторная работа. Последствия Первой мировой войны. Тестирование.

1

Развивать навыки индивидуальной работы, развивать грамотную речь и умение дискутировать.

Итоги Первой мировой войны

§ 7, § 9 (соответствующий материал)


Образование национальных государств в Европе

1

Охарактеризовать революцию в Германии, рассмотреть события в Австро-Венгерской империи, описать историю образования Югославии и Польши.

1. Причины и процесс крушения империй.

2.Образование новых государств.

3.Создание Коммунистического Интернационала.


§ 8,

документы к § 8,

исторические карты



Основные социально-экономические и политические процессы послевоенного развития

1

Рассмотреть экономическое и политическое положение в странах Европы в 20-е гг.

1.Общая характеристика развития стран в 20-е годы.

2.Политическое и экономическое развитие Англии.

3.Политическое и экономическое развитие Франции.

4.«Эра процветания» в США.

5.Веймарская республика в Германии.

6.Фашизм в Италии.

7.Общие черты развития стран Восточной Европы.


§ 10 -11 ,

документы к § 10 — 11



Мировой экономический кризис 1929 — 1933 гг.

1

Определить причины мирового экономического кризиса, охарактеризовать альтернативы выхода из него, обозначить политические последствия мирового кризиса.

1.Причины и начало кризиса.

2.Проявление кризиса в США и других странах.

3.Возможные пути выхода из кризиса.

4.Последствия кризиса.


§ 13,

документы к § 13



Общественно-политический выбор стран Европы и США: установление тоталитарных, авторитарных и либеральных режимов.

1

Обрисовать политическое положение в странах Европы в 30-е гг., обозначить основные вехи образования Народного фронта во Франции.

1.Характеристика тоталитарных, авторитарных, либеральных режимов.

2.Фашизм в Италии и в Германии.

3.Гражданская война в Испании.

4.«Новый курс» Рузвельта в США.


§ 14 — 15

документы к § 12 — 13



Страны Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине ХХ в.

1

Ознакомить учащихся с социально — политическими трансформациями азиатских стран в 20-е гг., определить тенденции развития этих государств в рассматриваемый период.

1.Национально-освободительная борьба и ее последствия.

2.Влияние Первой мировой войны на страны Востока

3.Развитие Японии, Китая, Индии, Турции, стран Африки между Первой и Второй мировой войной.


§§ 4, 16,

документы к §§ 4, 16,

историческая карта



Международные отношения в 20 — 30-е годы

1

Осветить расстановку сил в Европе в 20-30-е гг., охарактеризовать систему международных отношений, сложившуюся в данный период.

1.Версальско-Вашингтонская система и ее особенности.

2.Кризис Версальско-Вашингтонской системы.

3. Возникновение очагов Второй мировой войны.

4.Политика «коллективной безопасности» в Европе и ее итоги.

5.Поворот в международных отношениях в 1939 г.


§§ 9, 12, 17

документы к § 9, 12. 17.



Международные отношения в 30-е годы. Кризис Версальской системы.

1

Осветить расстановку сил в Европе в 20-30-е гг., охарактеризовать систему международных отношений, сложившуюся в данный период.

«Эра пацифизма», Антикоминтерновский пакт, «политика умиротворения».

§ 11, 12.


Начало Второй мировой войны. Военные действия до июня 1941 г.

1

Рассмотреть причины, повод, ход, итоги войны, развивать умения анализировать и систематизировать материал.

1.Внешнеполитические интересы и деятельность государств накануне Второй мировой войны. 2.Начало войны. Военные действия Германии против Польши. 3.«Странная война». Разгром Франции. 4.Военные действия против Великобритании. 5.«Новый порядок» на оккупированных территориях.

§13, вопросы.

Боевые действия на фронтах Второй мировой войны в 1941 – 1945 гг. Антигитлеровская коалиция.


1

Определить тенденции взаимодействия стран во время войны.

1.Нападение Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны. 2. Антигитлеровская коалиция. 3.Военные действия Германии, Италии и Японии на других фронтах войны. Нападение Японии на США. Основные итоги первого периода войны. 5.Перелом в ходе войны. 6.Четвертый период войны. Второй фронт в Европе. Разгром Германии. 7.Капитуляция Японии — завершение Второй мировой войны.

§ 14. Таблица «Военные действия на фронтах Второй Мировой войны»

Раздел 2. Мир во второй половине 20 века.

Исторические проблемы второй половины 20 века


1

Рассмотреть экономическое развитие мировых держав, выделить главные направления демократизации политической и общественной жизни во второй половине 20 века.

Холодная война, биполярная система, глобализация.

Стр. 160, тезисы выписать.


Итоги и политические последствия Второй мировой войны.

1

Рассмотреть причины, повод, ход, итоги войны, развивать умения анализировать и систематизировать материал.

1.Территориальные изменения после Второй мировой войны. 2.Сравнительная характеристика Первой и Второй мировых войн. 3.Итоги и политические последствия войны. 4.Углубление противоречий между бывшими союзниками.

§16, задания.


Послевоенное мирное урегулирование и начало «холодной войны». Международные отношения в 50-90 гг.

1

Определить направления мирного урегулирования и причины начала «холодной войны».

1.Общая характеристика «холодной войны». 2.Создание системы блоков. НАТО и ОВД. 3.Международные отношения периода «холодной войны». 4.Международные отношения в конце ХХ в.

§ 17, этапы выписать.


Общая характеристика развития стран Запада во второй половине ХХ в.

1

Определить линии развития политики в странах Запада

1.Послевоенные трудности и способы их преодоления. 2. От индустриального к постиндустриальному обществу. 3.Общая характеристика стран Запада на современном этапе.

§ 18, вопросы.


Крупнейшие западные страны во второй половине ХХ в.

1

Выявить причины кризисов, проследить процесс становления информационного общества.

1. США. 2.Великобритания. 3.Франция. 4.Италия. 5.Германия. 6.Япония.

§ 19-20, таблица


Самостоятельная работа «Западная Европа после второй мировой войны»

1

Обобщить и систематизировать знания по данной теме, развивать навыки индивидуальной работы.

1. США. 2.Великобритания. 3.Франция. 4.Италия. 5.Германия.

§ 19-20,


Установление и крушение коммунистических режимов в государствах Восточной Европы. Демократические революции.

1

Рассмотреть причины массовых движений на Западе, обозначить тенденции развития массового движения.

1.Создание основ тоталитарных режимов. Приход к власти коммунистических партий. 2.Эволюция коммунистических режимов в 50-х – первой половине 80-х гг. 3.Причины краха социалистической модели в Восточной Европе. 4.Особенности демократических революций.

§ 19-20, особенности социально-экономического развития выписать.


Страны Восточной Европы с середины 1940-1990 гг.

1

Определить основные тенденции развития Восточноевропейских стран во второй половине 20 века, развивать навыки самостоятельной работы.

Демократические преобразования и особенности посттоталитарного общества в Восточной Европе.

§ 21,22, таблица.


Процесс деколонизации после Второй мировой войны.

1

Рассмотреть процесс деколонизации, развивать картографические умения и навыки.

1.Политическая ситуация во второй половине 40-х гг. 2.Формы деколонизации Азии и Африки в период «холодной войны».

§23.


Достижения и проблемы развивающихся стран.

1

Определить проблемы развития отдельных развивающихся стран, предложить свои пути решения проблем, развивать навыки работы в группе.

1.Типология развивающихся стран. 2.Проблемы развития стран «третьего мира». 3. Этапы социально – экономических трансформаций развивающихся стран. 4.Развитие отдельных государств Азии и Африки.

§ 23, вопросы.


Страны Латинской Америки во второй половине ХХ в.

1

Рассмотреть положение стран Латинской Америки в 20-21 вв., развивать навыки работы в группе.

1.Латинская Америка после Второй мировой войны. 2.Латиноамериканские государства в 50 – 80-е гг.

§ 24, таблица


Урок рубежного контроля. Развивающиеся страны во второй половине 20 века.

1

Систематизировать информацию, развивать навыки работы в паре и в группе.

Итоги социально-экономического и политического развития латиноамериканских стран в конце ХХ в.

Выводы выписать.


Наука и культура в ХХ в.

1

Обозначить основные векторы развития западного искусства, охарактеризовать особенности культурной жизни Западной Европы и Северной Америки данного периода.

1.Особенности культуры первой половины ХХ в.

2. Две волны НТР.


§ 25, таблица


Семинар. Основные культурные тенденции 20 века.

1

Охарактеризовать особенности культурной жизни Западной Европы и Северной Америки данного периода. Развивать грамотную речь, умение повествовать и навыки самостоятельной работы.

Направления и жанровые особенности искусства 50-80-х гг. Массовая культура. Особенности духовной жизни общества в конце ХХ в.

§ 25, вопросы


Глобальные проблемы человечества.

1

Закрепить ранее изученный материал и проверить уровень его усвоения.

1.Ключевые события в истории ХХ в. 2.Уроки мировых войн и военных конфликтов. 3.

Заключение.


Мир на пороге ХХI в.

1

Систематизировать материал, изученный в течение года.

Основные достижения научно-технического прогресса к концу ХХ в. Как и почему изменилась роль науки в ХХ в. Искусство на пороге ХХI в. – мои предпочтения. Герои и антигерои ХХ в.

geum.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *