определение и происхождение термина, научная специфика, многообразие концепций
История как хронология событий, произошедших на земле за весь период существования человечества, должна служить бесценным опытом для современного поколения людей.
Однако изречения известных исторических деятелей свидетельствуют об обратном:
«Главный урок истории заключается в том, что человечество необучаемо», — говорил У. Черчилль. «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков», — писал В. Ключевский.
В чем же истинная цель исторической науки, и каким образом она реализуется?
Определение термина
Термин история имеет 2 основных значения:
Процесс развития в природе и обществе, например: история развития Земли, история мироздания, история какой-либо науки (права, медицины и т.д.).
Наука, изучающая прошлое человеческого общества в различных аспектах: деятельном, философском, социальном и др.
Что касается конкретно исторической науки, то она на основании источников информации о прошлом изучает и описывает исторический процесс, устанавливая объективность фактов и причинно-следственную связь между ними.
Происхождение термина
Слово «история» восходит к древнегреческому ἱστορία (historia), которое в свою очередь образовано от праиндоевропейского wid-tor-, где корень weid- переводится как «знать, видеть». Еще одно слово – historeîn употреблялось в значении «исследовать».
Таким образом, изначально «история» отождествлялась со способом установления, выяснения, узнавания истинности какого-либо факта или события. Она включала более широкий, по сравнению с современным, спектр значений, подразумевая всякое знание, добываемое через исследование, не ограничиваясь рамками человеческой истории.
Позднее — в Древнем Риме — «историей» стали называть рассказ о каком-либо происшествии, случае.
Предмет истории
В вопросе предмета изучения истории среди исследователей нет единого мнения.
Ученые-материалисты видят ключевые показатели общественного развития в способе производства материальных благ. Поэтому главный предмет исторической науки для них – общество в его экономическом аспекте.
Историки, занимающие либеральные позиции, ставят во главу угла человеческую личность, от природы наделенную естественными правами и реализующую их в процессе саморазвития. Определение истории как «науки о людях во времени», данное французским ученым М. Блоком, как нельзя лучше характеризует такой подход.
Отсюда – балансирование истории на грани общественных и гуманитарных наук.
Исторические методы, принципы и источники
Исторические методы базируются на принципах работы с обнаруженными первоисточниками и артефактами.
К базовым принципам исторической науки относят:
- Принцип истины как высшей цели исторического познания.
- Принцип историзма, устанавливающий рассмотрение объекта истории в его развитии.
- Принцип объективности, защищающий историческую истину от искажений и субъективных влияний.
- Принцип конкретности, предписывающий изучать исторический предмет, полагаясь на особенности места и времени его развития.
- Принцип опоры на исторические источники и др.
Согласно последнему принципу, исторические работы исследователей должны основываться на объектах, непосредственно отражающих исторический процесс. Исторические источники бывают:
- Письменные — Они в свою очередь делятся на государственные акты (законы, договоры и др.) и описания (летописи, дневники, жития, письма).
- Языковые (лингвистический материал).
- Устные (фольклор).
- Этнографические (обряды и обычаи).
- Вещественные — К ним относят найденные в результате археологических раскопок орудия труда, предметы культуры и быта и др.
Исторические дисциплины
Среди вспомогательных исторических дисциплин, служащих изучению разнообразных исторических источников, выделяются:
- Архивоведение (изучает и разрабатывает архивы).
- Археография (собирает и издает письменные исторические источники).
- Бонистика (изучает вышедшие из обращения денежные купюры как исторические документы).
- Вексиллология (изучает флаги, знамена, штандарты, вымпелы и т.п)
- Генеалогия (изучает родственные связи между людьми).
- Геральдика (изучает гербы).
- Дипломатика (исследует древние юридические документы).
- Источниковедение (занимается теорией, историей и методикой изучения документов и предметов материальной культуры прошлого).
- Кодикология (изучает рукописные книги).
- Нумизматика (занимается историей монетной чеканки и денежного обращения).
- Ономастика (историко-лингвистическая дисциплина, изучающая происхождение собственных имен).
- Палеография (исследует памятники письменности, графику).
- Сфрагистика или сигиллография (изучает печати и их оттиски).
- Хронология (изучает исторические события в их последовательности) и др.
Философия истории
На сегодняшний день существует несколько подходов к толкованию исторического процесса, объясняющих закономерности, цели и возможные итоги его развития. К ним относятся следующие:
цивилизационный, рассматривающий историю в процессе рождения и угасания цивилизаций; Ярчайшими представителями этого подхода стали: О. Шпенглер, А.Тойнби, Н. Я. Данилевский и др.;
формационный, материалистический подход, опирающийся на общественно- экономические формации; Его создателями были: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин;
эстафетно-стадиальный, считающийся разновидностью марксистско-формационной концепции, в которой главной движущей силой истории является классовая борьба, а ее конечной целью – коммунизм; Разработан Ю. И. Семёновым.
мир-системный, исследующий социальную эволюцию общественных систем; Его создатели: А. Г. Франк, И. Валлерстайн, Дж. Абу-Лутход, А. И. Фурсов, Л. Е. Гринин и др.
школа «Анналов», изучающая историю ментальностей, ценностные установки. Ее основатели и последователи: М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф, А. Я. Гуревич и др.
histerl.ru
Что такое история — определение науки. Что изучает история
Слово «история» можно услышать в разных беседах. Так могут назвать какой-то рассказ, а ещё всем известен школьный предмет с аналогичным наименованием. Стоит разобраться в том, что такое история, чтобы узнать, какие тонкости скрываются за этим, на первый взгляд, простым термином.
История как форма рассказа
До того, как начать изучать в школе серьёзные предметы, люди сталкиваются с огромным количеством историй. Они выступают в разной форме – это могут быть как профессиональные произведения, так и простой рассказ человека о каком-то событии.
Этот метод передачи информации бывает устным и письменным. Независимо от того, был ли текст задокументирован, он всё равно остается историей. В этом смысле понятие является практически полным синонимом словам рассказ и новелла. Стоит разобраться в том, что они обозначают.
Образованные от итальянского термина novella (новость), эти жанры относятся к малым в повествовательной прозе. Их авторов называют новеллистами. Подобные произведения во многом схожи с повестями и романами, но они гораздо короче.
Как правило, в них присутствует одна цельная сюжетная линия, основанная на какой-то проблеме, и всего несколько персонажей. Очень часто рассказы издаются в виде цикла, благодаря чему получаются сборники новелл.
В английском языке существует омоним понятия новелла, но он имеет несколько другой смысл. Если русская новелла – синоним всем известного рассказа, то для Англии значение будет аналогичным повести. Тем не менее, все эти термины легко заменяются словом «история».
Что такое история?
Наиболее часто люди рассматривают, что такое наука история. Она относится к числу гуманитарных, и существует примерно столько же, сколько и весь человеческий род. В этом вопросе можно выделить несколько определений.
Что такое история с точки зрения школьных предметов:
- Это дисциплина, направленная на изучение деятельности, мировоззрения, социальных связей и других аспектов жизни людей в прошлом.
Существует более широкое определение, рассматривающее историю в целом.
- Эта наука, рассматривающая все существующие источники информации о прошлом. Таким образом устанавливается последовательность событий. Исторический процесс позволяет разобраться в различных фактах и их причинах.
Конечно, это определение появилось не сразу. Самый первый термин «история» является древнегреческим. Его можно перевести как «расспрашивание» или «добывание знаний». Считается, что таким образом устанавливается подлинность событий, собираются факты.
Со временем слово слегка изменило свою направленность. Изначально оно обозначало процесс поиска информации, но затем стало непосредственно повествованием о прошлом. После этого термин вскоре превратился в синоним рассказа.
История становится историей в полной мере, только
когда она подтверждена многочисленными фактами. В мире же много разнообразных рассказов, не имеющих четких доказательств. Так появляются легенды – например, о короле Артуре. Это часть культуры, человеческого наследия, однако на школьных уроках истории подобное не изучается.
Если изначально термин появился из древнегреческого языка, то современный вариант образовался от простого греческого historia. Оно же, в свою очередь, зародилось благодаря праиндоевропейскому языку, которое дает перевод «знать» и «видеть».
Развитие истории
Понятием «история» во времена Древней Греции обозначали все знания, которые человек получал с помощью исследовательских процессов, а не собственных мыслях о мире. Термин употреблялся в трудах Аристотеля, Гомера, Гераклита и даже в официальных документах.
Подобное значение продолжало использоваться ещё в семнадцатом веке. Тогда Фрэнсис Бэконом употребил его для понятия «естественной истории». Это обозначало знания о различных предметах.
Одной из главных проблем данной науки является тот факт, что историк – это одновременно и сторонний наблюдатель, и непосредственный участник событий. Из-за этого его труды крайне редко бывают беспристрастными. Как правило, они наполнены заблуждениями, распространенными в эпоху их создания.
Современная история старается максимально избегать этого – поэтому и существуют многочисленные институты, целиком посвятившие себя подобным вопросам. Так создаются хроники и архивы, памятники и археологические источники.
Важность истории
Теперь, когда понятно, что изучает история, стоит обратиться к другому, не менее важному вопросу. Почему люди продолжают уделять время данной науке? Зачем нужна история?
Можно дать различные ответы. Многие воспринимают эту науку как своеобразную машину времени. История дает возможность увидеть прошлое и то, как оно повлияло на формирование настоящего. С её помощью реально понять, как появились народы и сам мир, как происходила эволюция.
Благодаря истории решаются загадки, разбираются сложные процессы, появляется новая информация, важная для современности.
- Факты о прошлом не просто рассказывают о некогда случившихся событиях. Они дают возможность ныне живущим учиться на ошибках своих предков. Люди узнают о войнах, революциях и переворотах, о неправильном отношении к дарам природы, о распространенных заблуждениях. Эти знания помогают избежать непоправимого.
- С помощью истории перенимается не только негативное, но и позитивное. Древние данные – колоссальный источник самого разнообразного опыта.
- История рассматривает всю человеческую жизнь с начала времен. Она способствует общему развитию человека, аналитическим навыкам, критическому мышлению, улучшению логики и множества других аспектов.
Наконец, знание истории своей страны помогает проникнуться к ней теплыми чувствами, иначе говоря – стать патриотом.
topkin.ru
История [Всемирная, Всеобщая] — предмет, что изучает, разделы, дисциплина, понятия, термины, методы, вики — WikiWhat
Предмет изучения
Всеобщая история как область исторической науки занимается фундаментальными проблемами всемирно-исторического процесса. Она изучает историю человечества от первобытности до современности, анализирует многовариантность общественно-политического, социально-экономического и культурного развития регионов, стран и народов мира в различные хронологические периоды и эпохи. Она освещает историческую реальность в конкретно-исторических и теоретических аспектах.
Историческая наука основана на прочном фундаменте сохранившихся до нашего времени фактов. И всё же для объективного суждения о событиях, происходивших в глубокой древности, этих фактов порой недостаточно. Да и письменные источники ушедших и близких к нашему времени эпох (летописи, воспоминания, официальные документы) подчас грешат противоречиями, субъективными оценками, неточностями, идеологическими искажениями. Анализируя источники и, следовательно, высказывая свои предположения, можно ответить на главные проблемы истории: что движет развитием человечества? какова роль личности в истории? как менялась повседневная жизнь людей? как развивались искусство, наука, техника?
Прошлое человечества тогда становится силой, когда оно тесно связано с его настоящим. Познавая историю человечества, можно лучше понять себя и своё место в живом и многосложном потоке современных исторических событий, свидетелями и участниками которых суждено быть каждому человеку.
Историография
см. Этапы развития истории
В различных периодах развития общества существовало разное представление об истории.
В развитых обществах с сильной динамикой движение истории представляется от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему. Под историей чаще всего имеют ввиду именно историю цивилизованных обществ и подразумевают, что она берет начало около 4000 лет тому назад.
В традиционных (отсталых) обществах прошлое ставят выше современности. Стремление к нему как к образцу, идеалу ставится в качестве цели. В таких обществах преобладают мифы. В связи с этим их называют доисторическими обществами, т.е. они имеют исторического опыта.
Основные понятия истории
Основными понятиями исторической науки являются исторический факт и исторический источник.
Исторический факт
В зависимости от взглядов человека, его системы ценностей один и тот же исторический факт может получить различное толкование, приобрести разное значение. Ни одна из существующих теорий не может дать универсального и единственно верного объяснения событий и явлений прошлого. Вместе с тем различные подходы к изучению истории вовсе не означают отсутствия исторической истины: в процессе познания идёт постоянное движение к более точной картине развития человечества.
Исторический источник
см. Исторический источник
Созданные и сохранённые человеком предметы материальной культуры, памятники письменности, обычаи, обряды и многое другое несут информацию о далёком прошлом. Это — исторические источники. Учёные стремятся привлечь как можно больше таких источников, что позволяет достовернее воссоздавать исторический процесс. Сотни тысячелетий знания о прошлом передавали устно от поколения к поколению, они сохранялись, видоизменяясь, в памяти человечества в виде мифов, легенд, героических песен. Отделить вымысел от действительно протекавших в глубочайшей древности явлений и событий подчас не представляется возможным. Для учёного устное народное творчество — самая трудная, но, пожалуй, и самая увлекательная область исследования.
Периоды истории
Всемирная История разделена по периодам. Основные периоды мировой истории: Доисторическая эпоха, Древний мир, Средние века, Новое время и Новейшее время.
Русский учёный В. П. Алексеев считает, что появление человека берет начало с формирования семейства гоминидов и трудовой деятельности. Историю формирования человека он делит на историю первобытного периода и историю последующего периода.
Доисторическая эпоха
см. Первобытное общество
Древний мир
см. Древний мир
История Древнего мира начинается с появлением человека на Земле. Завершается этот период в 476 г. н. э., когда перестала существовать Западная Римская империя. Это самый продолжительный отрезок времени в истории человечества.
Знать своё прошлое люди стремились во все времена, даже в самой глубокой древности. Один из первых историков — Геродот — в своём историческом сочинении вместе с описанием действительных событий приводит фантастические сказания, услышанные им в разных странах. История в то время ещё не стала наукой. Тогда действительные события и вымысел не разделяли.
Средние века
см. Средние века
Средние века длились более тысячи лет — от крушения Западной Римской империи (476 г.) до конца XV в. Следует сказать, что границы исторических периодов не всегда можно определить с точностью до века, они достаточно условны. Так, например, завершение периода Средневековья некоторые историки относят к концу эпохи Великих географических открытий, длившейся с середины XVI до середины XVII в.
Новое время
см. Новое время
Новое время — это период мировой истории, продолжавшийся в Европе от Великих географических открытий (1492 г.) до конца Первой мировой войны (1918 г.). По некоторой периодизации окончанием Нового времени принято считать 1918 г., год окончания Первой мировой войны.
Новейшее время
см. Новейшее время
Новейшее время началось в XX в., и охватывает нынешний, XXI в.
История континентов и государств
Америка
Северная Америка: США.
Южная Америка: Бразилия, Гватемала
Европа
Россия.
Азия
Восточная Азия: Китай, Япония.
Средняя Азия: Узбекистан.
Южная Азия: Индия.
Африка
Гана.
Исторические государства
Византия, Османская империя, Киевская Русь, Российская империя
Методология истории
Принципы исторической науки
Учёный-историк должен обязательно проверить достоверность, правдивость любых сведений, которые он хочет сообщить. Всё, что когда-то произошло, что было сделано, свершилось, учёные называют фактом. В переводе с латинского языка это слово означает «сделанное». Историк должен обязательно доказать, что произошедшее является фактом. Значит, слово «факт» имеет и другое значение — «правда», «истина». Но для историка недостаточно на основе фактов лишь назвать то, что произошло. Он должен установить, как и почему именно так происходили события в действительности. Кроме того, обязательно нужно назвать места событий и указать, когда они происходили, то есть назвать дату (день, месяц, год, столетие).
Изучая документы и вещественные источники, учёные восстанавливают исторические события.
На этом работа исследователя не заканчивается. В истории нет ничего случайного. Поэтому важно определить, что было до и после изучаемых событий, и установить связь между ними. И наконец, следует понять, каково значение того или иного события для истории страны или всего мира. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Методы исторического исследования
Историко-типологический метод
Историко-типологический метод широко используется в источниковедении. В частности археологи применяют его при изучении исторических источников археологических культур, упорядочивая и сопоставляя типичные (однородные) артефакты.
Историко-генетический метод
Историко-генетические методы позволяют связывать во времени и пространстве формирование отдельных народов по информации, заложенной в генах человека. Генетический код у всех людей устроен таким образом, что у каждого имеются 23 пары хромосом, в которых хранится вся наследственная информация, доставшаяся от обоих родителей. При формировании хромосомы около половины берется от материнской хромосомы и около половины от отцовской. При этом одна мужская хромосома — Y целиком передается от отца к сыну. Через определенное количество поколений происходят её мутации и чем больше мутаций, тем древнее общий предок. Тем не менее, до конца не ясно, есть ли чёткая корреляция между скоростью мутаций и равными временными промежутками.
Лингвистические методы
Лингвистические методы изучают изменение структуры языков, позволяя делать выводы об этапах его формирования. Методика анализа базируется на предложенном в середине XX века американским лингвистом М. Сводешом (M. Swadesh) подходе «датировки с помощью языка» — глоттохронологии. Основной словарный состав языка изменяется примерно с одинаковой скоростью. Если два языка произошли от общего предка, то каждый из них через тысячу лет сохранит порядка 80% изначальной базисной лексики. Значит, для родственных языков можно рассчитать период их разделения. Метод глоттохронологии был признан большинством лингвистов до возраста 89 тыс. лет — потом слишком мало становится в разошедшихся языках общих слов, велика вероятность ошибки. В отдельных случаях общие слова разных языков объясняются заимствованиями, но сфера т. н. базисной лексики очень устойчива и меняется крайне медленно (например, лексический массив понятий, связанных с деторождением).
Исторические дисциплины
Узнать прошлое историкам помогают различные науки, среди которых:
Картинки (фото, рисунки)
Периодизация истории
Развитие эволюционных представлений в античные времена
События в социальная сфера 19-20 века
Кювье какой вклад внес в развитии биологии
Объясни значение понятий: протестанты, кальвинизм
Развитие древней жизни от архея до протерозоя
Что изучает наука история?
На какие главные вопросы отвечают историки, изучая прошлое?
Какие научные проблемы встают перед учёными, занимающимися изучением всеобщей истории?
Каким образом различные точки зрения на один и тот же факт способствуют его верификации (подтверждению истинности)?
Объясните значение слова «факт».
Почему надо тщательно проверять достоверность исторических материалов?
На какие группы делятся исторические источники?
Как различные типы источников способствуют достоверному воссозданию исторического процесса?
Можно ли представить себе историю без истории человечества?
Как определяются объективные критерии исторического прогресса?
wikiwhat.ru
Что такое: История | История это | Значение слова: История | Понятие: История
No votes yet.
Please wait…
История это совокупность не только всего, что происходит (мир), но и всего, что происходило и будет происходить; диахроническая сумма событий. Именно в этом смысле мы говорим об истории Вселенной, которая является единственной универсальной историей. Впрочем, на практике слово редко употребляется в столь широком значении. Если нет особой оговорки, оно чаще всего обозначает лишь прошлое человечества и изучение этого прошлого. Слово «история» имеет два значения. С одной стороны, существует реальная история как совокупность свершившихся фактов, как прошлое каким оно было, как история реально существовавших людей. По-латыни она называется res gesta, а по-немецки — Geschichte. С другой стороны, есть история как научная дисциплина (латинское historia rerum gestarum; немецкое Historia). Это познание прошлого, та история, которую пишут историки. Первую мы знаем лишь благодаря второй, но вторая существует исключительно внутри первой и благодаря ей.
Смысл истории
Историческая наука имеет тот смысл, который мы в нее вкладываем или который в ней находим. Заниматься историей может означать преследовать какую-то цель, искать в ней некое значение, для каждого историка — свое. Но какой смысл имеет реальная история? Как бы мы ни понимали историю (как цель, как некое значение), очевидно, что ее смысл должен быть чем-то иным, тем, чем сама история не является (ведь нельзя идти к себе и нельзя означать самое себя), — и это нечто будет конечной целью или глубинной идеей истории. Однако идея конечной цели в приложении к истории выглядит противоречивой и абсурдной. Конечная цель не может существовать ни если история продолжается (потому что тогда ее конец не будет концом), ни если она остановится (потому что тогда это будет уже не ее конец, а нечто не имеющее смысла). Что касается придания истории какого-либо значения, то это предполагает наличие субъекта, который посредством истории хотел бы что-то сказать. Но если этот субъект существует внутри истории, как смысл его послания может быть смыслом истории, ведь он является ее частью? Если же он находится вне истории, то как он может его выразить?
Смысл высказывания не является ни его конечной целью, ни его частью. Смысл высказывания есть нечто внешнее по отношению к нему и является целью того, кому это высказывание принадлежит (и кто не является частью высказывания). Но что может существовать вне истории? И к какому слушателю она тогда может быть обращена? «Смысл мира, — говорит Витгенштейн, — должен находиться вне мира». Точно так же и смысл истории может находиться только вне истории. Именно это мы и называем Богом, если, конечно, в него верим, а история тогда оборачивается теодицеей. Что касается остальных, тех, кто не поклоняется ни одному Богу, то их взгляд на историю можно выразить словами Шекспира, сказанными по поводу любой жизни: «Это шумная и исполненная ужасов история, рассказанная идиотом и не имеющая никакого смысла». Что ничуть не мешает нам, пока мы живем, ставить перед собой разнообразные цели и высказывать свои мысли. Но вот чего мы никак не можем, так это поверить, что нашими устами говорит история, что она, пользуясь нами, добивается каких-то своих целей. Что означает война 1914 года? Какую цель она преследовала? Ясное дело, что никакой, ведь участвовавшие в ней люди преследовали каждый свою цель, в результате чего существование многих из них обретало прямо противоположное значение. То же самое можно сказать о любом событии. Возьмем Французскую революцию. Возьмем Октябрьскую революцию. Те, кто готовил эти революции, разумеется, преследовали свои цели и видели в своих действиях ясный смысл, но то же самое чувствовали и точно так же поступали те, кто им противостоял. Это тонко подметил Энгельс: «История делается таким образом, что конечный результат всегда получается из столкновений множества отдельных воль, причем каждая из этих воль становится тем, что она есть, опять-таки благодаря массе особых жизненных обстоятельств. Таким образом, имеется бесконечное количество перекрещивающихся сил, бесконечная группа параллелограммов сил, и из этого перекрещивания выходит одна равнодействующая — историческое событие. Этот результат можно опять- таки рассматривать как продукт одной силы, действующей как целое, бессознательно. Ведь то, что хочет один, встречает противодействие со стороны другого, и в конечном результате появляется нечто такое, чего никто не хотел» (Письмо к Йозефу Блоку от 21 сентября 1890 г.). Именно потому, что
Похожие слова:
No votes yet.
Please wait…
www.phildic.ru
История как наука
История – это наука, занимающаяся изучением особенности деятельности человека в прошлом. Дает возможность определить причины событий, имевших место задолго до нас и в наши дни. Связана с большим количеством общественных дисциплин.
История как наука существует не менее, чем 2500 лет. Ее основателем считают греческого ученого и летописца Геродота. В античное время эту науку ценили и считали ее «наставницей жизни». В древней Греции ей покровительствовала сама богиня Клио, занимавшаяся прославлением людей и богов.
История – это не просто констатация того, что происходило сотни и тысячи лет назад. Это даже не только изучение процессов и событий, имевших место в прошлом. На самом деле ее назначение больше и глубже. Она не дает сознательным людям забыть прошлое, но все эти знания применимы в настоящем и будущем. Это — кладезь древней мудрости, а также знаний социологии, военного дела, и многое другое. Забыть прошлое – это значит забыть свою культуру, наследие. Также ошибки, которые когда-либо были допущены, не должны быть забыты, чтобы не повторить их в настоящем и будущем.
Слово «история» переводится как «расследование». Это очень подходящее определение, позаимствованное из греческого. История как наука расследует причины событий, имевших место, а также их последствия. Но это определение все же не отображает всей сути. Второе значение этого термина может восприниматься как «рассказ о том, что происходило в прошлом».
История как наука переживала новый подъем в эпоху Возрождения. В частности, философ Круг наконец-то определил ей место в системе учений. Чуть позже его подкорректировал французский мыслитель Навиль. Он все науки поделил на три группы, одну из которых так и назвал — «История»; в нее должны были входить ботаника, зоология, астрономия, а также и собственно история как наука о прошлом и наследии человечества. Со временем эта классификация претерпела некоторые изменения.
История как наука является конкретной, она требует наличия фактов, привязанных к ним дат, хронологии событий. Вместе с тем, она тесно связана с большим количеством других дисциплин. Естественно, среди последних была и психология. В прошлом и позапрошлом веке разрабатывались теории о развитии стран и народов с учетом «общественного сознания» и других подобных явлений. В такие доктрины свой вклад вложил и известный Зигмунд Фрейд. В итоге этих изысканий появился новый термин — психоистория. Наука, выраженная этим понятием, должна была изучать мотивацию поступков отдельных личностей в прошлом.
История связана с политикой. Именно поэтому ее могут толковать предвзято, приукрашая и живописуя некоторые события и тщательно замалчивая другие. К сожалению, в таком случае вся ее ценность нивелируется.
История как наука имеет четыре основных функции: познавательная, мировоззренческая, воспитательная и практическая. Первая дает сумму сведений о событиях и эпохах. Мировоззренческая функция предполагает осмысление событий прошлого. Суть практической — в понимании некоторых объективных исторических процессов, «учении на чужих ошибках» и воздержании от субъективных решений. Воспитательная функция предполагает формирование патриотизма, нравственности, а также чувства сознательности и долга перед обществом.
fb.ru
Термин «история» | Kursak.NET
Термин «история» имеет свой общенаучный смысл, который означает последовательную смену состояний любого объекта, способного развиваться во времени. В этом значении слова, не содержащем ничего специфически общественного, мы можем говорить не только об истории человечества, но и о геологической истории Земли, имея в виду чередование фаз в формировании ее ландшафта, или об истории болезни человека, состоящей в возникновении и нарастании патологических изменений в организме.
Разные значения имеет термин «история» в науках об обществе. Наиболее часто историю понимают как минувшую социальную действительность, события и свершения прошлой общественной жизни людей, будь то строительство египетских пирамид, Первая мировая война или Карибский кризис.
Историей именуют также не только прошлую жизнь людей во времени, но и знание об этой жизни, ту область человеческого познания, которая устанавливает, классифицирует и интерпретирует свидетельства о том, что случилось некогда с людьми на долгом и трудном пути развития человечества, стран и народов.
Существуют, наконец, философские интерпретации термина «история», значительно более широкие, чем привычные многим историкам ассоциации истории с «делами давно минувших дней» и «преданиями старины глубокой». В трудах Гердера, Гегеля, Вебера, Ясперса, Арона и других мыслителей понятие «история» используется в связи с ключевыми категориями социальной философии, раскрывающими сущность и специфику общественной жизни, реальные формы ее протекания.
Так, достаточно часто понятие «история» используется как синоним понятия «социум», социальной реальности вообще. Так бывает, когда философ противопоставляет миру природных реалий «мир человеческой истории», рассуждает, к примеру, о «предыстории человечества», имея в виду фазы процесса «гоминизации», предшествовавшие появлению человека и вместе с ним общества. Философы нередко говорят о «законах истории», имея в виду не законосообразность исторических событий, вызывающую острейшие споры среди историков, а законы социума в их субстанциональном отличии от законов природы и т. д.
Иначе обстоит дело, когда под псевдонимом «история» выступает не социум, а общество как организационная форма его существования; когда понятие «история» становится синонимом понятий «развитие общества», «общественный процесс», характеризует самодвижение общества и образующих его сфер на социально‑философском и социологических уровнях его рассмотрения. Речь идет об «истории», из которой исчезают «имена людей и целых народов», истории, в которой действуют не живые человеческие индивиды – рыцари Алой и Белой Розы, опричники Ивана Грозного, инсургенты Гарибальди, а безличные социальные статусы типа «феодал», «пролетарий», «буржуа» и т. п. Речь идет об «истории», в которой безраздельно господствуют жесткие детерминационные связи, «историческая необходимость», не зависящая от воли людей, а напротив, предписывающая им необходимые чувства, мысли и поступки.
Такое употребление термина «история» уже не столь безобидно, поскольку способно создать у читателей извращенное, «социологизаторское» представление о реальной истории человечества, которое превращает ее в поле действия неких безличных социальных сил, всецело господствующих над человеческими судьбами.
В чисто научном плане такая интерпретация «истории» чревата смешением различных уровней социального познания, способным нанести серьезный ущерб теории. Остановимся кратко на этой проблеме, требующей четкого соотнесения категорий «общество» и «история».
Выше, говоря об обществе, мы определили его как динамическую систему, способную менять формы своей экономической, социальной, политической, духовной организации. Мы говорили, что задачей социальной философии и социологии является анализ причин, источников, механизмов и форм социокультурных изменений, присущих и обществу вообще, и определенным типам социальной организации, и конкретным социальным организмам.
Так, обращаясь к проблемам социальной динамики, философская теория общества может и должна, к примеру, рассмотреть наиболее общие законы смены форм социальной организации, на существовании которых настаивают многие теоретики (будь то П. А. Сорокин, убежденный в существовании «закона ограниченных возможностей социокультурного изменения», или К. Маркс, отстаивающий «закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил»). Социальная философия может и должна сопоставлять механизмы эволюционного и революционного способов социальной трансформации, изучать их сравнительную «креативность» и т. д.
Возникает, однако, вопрос: можно ли считать, что, занимаясь этой и подобной проблематикой, социальная философия тем самым изучает некий отличный от «общества» феномен человеческой «истории»? Очевидно, ответ будет отрицательным. Мы интуитивно понимаем, что предметом философского рассмотрения в данном случае является не история, а абстрактная «надысторическая» способность к саморазвитию, присущая обществу вообще, т. е. любому обществу независимо от его конкретно‑исторических территориальных, временных, этнических и других характеристик. То есть, именуя «историей» развитие общественных систем в их социально‑философском и социологическом понимании, мы используем этот термин в качестве «дублера» вполне самостоятельной и работоспособной категории «общество».
В то же время остается терминологически «оголенной» иная форма социальности, которая действительно отлична от «общества» и нуждается в самостоятельной номинации. Чтобы убедиться в этом, достаточно задать себе вопрос: сводится ли общественная жизнь людей к саморазвитию глубинных социальных структур, которое связано с жесткой необходимостью, объективными законами, интересующими социальную философию и социологию? Или в своем реальном содержании (которое, как и всякое содержание, не редуцируется к сущности) общественная жизнь выступает как событийный процесс, обладающий совершенно иными степенями свободы, в котором случайность и вероятность играют неизмеримо большую роль?
Это не значит, конечно, что в реальном историческом движении нет объективных законов. Это значит, что оно не может быть редуцировано к законам, образующим, по словам Гегеля, лишь «уток» великого ковра человеческой истории, в которой, несмотря на наличие универсальных норм строения, функционирования и развития обществ, может случиться все, что угодно, за исключением физически невозможного, в которой ни один полководец не обречен на победы, ни одному реформатору не гарантирован успех, ни один общественный строй не обречен на процветание.
Именно так мы понимаем историю. Она предстает перед нами как реальная жизнь людей, их совместная деятельность, которая проявляется во множестве конкретных взаимосвязанных событий, происшедших в определенное время и в определенном месте. Ключевым в этом определении является слово «конкретность», позволяющее нам отличить собственно историю от «общественного процесса», творимого типологически взятыми субъектами.
Переходя к анализу истории как таковой, мы уже не можем ограничиться рассуждениями об обществе вообще, в котором живут и действуют «люди вообще», лишенные национальности, профессии, семейных и бытовых привязанностей. Мы не можем ограничиться также абстрактно взятыми типами социальной организации – «феодализмом вообще» или «капитализмом вообще», в котором отвлеченные феодалы и крестьяне, капиталисты и пролетарии сотрудничают или враждуют друг с другом, сражаясь в неназванных «классовых битвах».
Итак, в отличие от общества и общественного процесса, составляющих предмет социальной философии и социологии, история – это то, что происходит с конкретными людьми, каждый из которых имеет свое имя, дату и место рождения, живет и действует именно во Франции конца XVIII в. или в современных США. Иными словами, история – это деятельность «биографически конкретных» людей, которые представляют столь же конкретные группы и организации (партии, предприятия, творческие союзы и т. п.), образующие в совокупности конкретные общества и международные объединения.
Такое понимание истории позволяет трактовать ее как событийную конкретизацию общественной жизни людей в реальном времени и пространстве, как ту живую плоть социального, из которой абстрагируются типологические модели социума, «общества вообще» или обществ определенного социального типа (будь то экономические формации Маркса или «социокультурные суперсистемы» Сорокина). История есть область единичных событий, в которой существуют и через которую проявляются общие и особенные черты социальной организации, реальные отношения сходства и подобия конкретных человеческих обществ.
Это значит, что понятия «общество» и «история» органически связаны друг с другом: они характеризуют не две реальности, существующие параллельно или последовательно сменяющие друг друга, – так, как настоящее сменяет прошлое, – речь идет об одной и той же реальности, одной и той же сфере совместной деятельности людей, которая предстает перед нами как «общество», «общественный процесс», когда мы отвлекаемся от множества конкретных событий и рассматриваем ее сущностные, повторяющиеся черты, и становится «историей», когда разноуровневые типологические абстракции обретают свою кровь и плоть, воплощаются в конкретных людей и конкретные продукты их деятельности.
Таким образом, понятие «история» может рассматриваться как дальнейшая конкретизация ключевых социально‑философских понятий. Если категория «общество» конкретизирует понятие «социум», указывает на реальный способ существования социального в мире, то понятие «история» конкретизирует уже само понятие «общество», указывая на те действительные формы, которые приняло – в реальном времени и в реальном пространстве – существование разумной «социетальной» цивилизации на планете Земля.
Важно подчеркнуть, что событийная жизнь людей во времени и пространстве, именуемая историей, будучи реальным бытием общественной жизни, охватывает собой все ее проявления, не предполагает никаких произвольных изъятий. Об этом приходится говорить, ибо некоторым обществоведам – прежде всего историкам – присуще стремление сузить рамки истории, ограничить ее в том или ином отношении.
Примером может служить некогда популярное убеждение в том, что история включает в себя не все события общественной жизни, а только те из них, которые заслуживают высокое звание «исторических». Таковыми признают события «исключительной важности», оказавшие, по мнению историка, первостепенное влияние на судьбы многих людей и целых народов. Естественно, что в таком понимании границы истории попадают в прямую зависимость от познавательных интересов историка, его представлений о сравнительной «важности» и «неважности» происшедшего, становящихся критерием «историчности» исторических событий.
Неудивительно, что большинство исследователей выражают несогласие с таким пониманием истории, когда общественные события «жалуются» в исторические или «разжалуются» из них. Такой подход тем более ошибочен, что критерии «важности» или «неважности» событий меняются от эпохи к эпохе, от школы к школе вместе с изменением познавательных приоритетов историков. Так, некогда господствовавшая «героическая школа» стремилась свести историю к значимым событиям государственно‑политической жизни (войнам и революциям, заговорам и переворотам, законодательству и дипломатии), игнорируя хозяйственную жизнь, семью и быт как «повседневности» человеческого существования, составляющие лишь «фон» подлинно исторической жизни.
Столь же неуместны хронологические изъятия из истории, настойчивое стремление свести ее к прошлому общества, противопоставленному его настоящему и будущему. С философской точки зрения историю правильно понимать как хронологически непрерывную цепь событий, «сквозную» жизнь людей во времени, в которой прошлое и настоящее разделены условной, неопределимой гранью, взаимно проникают друг в друга: прошлое воплощается в настоящем, настоящее ежесекундно становится прошлым.
Итак, необходимо считать целесообразным подход, согласно которому общественная жизнь людей, именуемая историей, вполне может быть и прошлой, и настоящей, и будущей. Это полностью снимает любой хронологический оттенок в отношениях между «обществом» и «историей», устанавливая между ними связи уровневой конкретизации понятий.
Из вышесказанного следует, что понятие истории отражает явления более конкретные, нежели самые конкретные явления общественной жизни, изучаемые социологией. Ведь переход от социологического анализа реальных социальных организмов – стран и народов – к анализу их исторического бытия означает именно конкретизацию познания, переходящего с уровня безличных структур социального поведения на уровень «живых» человеческих действий.
Философия истории
Рассуждая о задачах философского анализа истории и его отличии от историографии, мы можем отнести к ним прежде всего постановку общеметодологических проблем исторического познания. Именно философское мышление берет на себя уточнение концептуальной природы и предметных задач нефилософских наук об истории. Именно философы определяют само понятие истории, соотнося его с категориями «социум», «общество», «настоящее – прошлое – будущее» и др. Именно они решают проблему законосообразности исторического процесса – наличия в событийном пласте общественной жизни объективных, неслучайных связей, позволяющих историку считать себя ученым, объясняющим исторические события, а не только «понимающим» их мотивацию и т. д.
Тем не менее задачи философии истории не сводятся лишь к методологическому обеспечению историографии. Они предполагают решение целого ряда содержательных задач, которые не возникают при философском анализе общества, касаются именно истории и в то же время недоступны «чистым историкам». Как и все проблемы философии, они связаны с целостным восприятием объекта, каковым в данном случае выступает уже не «общество вообще», а реальная история его существования. Проблема философии связана с масштабом человеческой истории, с вопросом о ее «предельно допустимых» субъектных измерениях.
До сих пор, рассуждая об истории, мы соотносили ее с общественной жизнью вообще, рассматривали как уровневое, событийное измерение общественного процесса. В стороне оставалась «субъектная» сторона истории – вопрос о том, чья конкретно жизнь имеется в виду.
Казалось бы, здесь нет проблемы, так как, по определению, субъектами истории являются не «общество вообще» и не абстрактные типы социальной организации, подобные «феодализму» или «капитализму», а люди, составляющие реальные народы, населяющие планету Земля, конкретные страны, нанесенные на политическую карту мира. Однако в действительности дело обстоит сложнее. Чтобы убедиться в этом, достаточно задаться простым вопросом: событием чьей истории являются Наполеоновские войны начала XIX в.? Принадлежат ли они отдельно истории Франции, Германии, России, или же мы можем рассматривать их как события единой и целостной истории Европы, включающей в себя множество стран и народов, но не сводящейся к их арифметической сумме? Спрашивается: может ли быть субъектным началом истории определенная цивилизация, если понимать ее не как тип общества и не как конкретную страну, а как реальную группу таких стран, объединенных общностью культуры или переплетением исторических судеб?
Продолжая эту тему, мы можем спросить себя: событием чьей истории была Вторая мировая война, втянувшая в себя почти все народы, существующие на земле? Должна ли она изучаться как история Германии, отдельная от истории России, Японии и США? Или же речь следует вести о трагическом эпизоде всемирной истории, участником которой выступают уже не отдельные страны и цивилизации, а все планетарное человечество?
Эти и подобные проблемы десятилетиями обсуждаются учеными, равно как и вопрос об их связи с предметом историографии. В самом деле, важно знать, входят ли в число ее задач создание «мерологических» моделей цивилизации вообще или поиск системообразующих оснований, лежащих в основе конкретных целостных цивилизаций? Может ли историк изучать всемирную историю человечества, которая не сводилась бы к сумме «региональных» историй, но представляла бы собой целостный процесс, обладающий своими собственными интегральными свойствами?
Разные историки по‑разному отвечают на этот вопрос в зависимости от того, устраивает или не устраивает их понимание истории как науки «индивидуализирующего» типа, использующей типологические обобщения, но не создающей их. Некоторым историкам рамки такого идеографического познания, уступающего «генерализацию» исторических фактов философам и социологам, кажутся излишне тесными. Историк, полагают они, способен на большее. В подтверждение обоснованности подобного подхода его сторонники ссылаются на труды историков, создавших классификационные схемы человеческих цивилизаций, рассуждавших об исторических судьбах человечества в целом и т. п. В ряду таких исследователей английский историк А. Тойнби, российский востоковед и культуролог Н. И. Конрад, некоторые другие ученые.
Сторонники иной точки зрения, напротив, исходят из того, что подобная проблематика не входит в минимум профессиональных требований, предъявляемых историку. Конечно же, изучая событийную жизнь конкретных стран и народов, он учитывает разные градации ее целостности, принимает во внимание не только «внутренние», но и «внешние» ее измерения.
И в самом деле, нельзя понять феномен Цезаря, сменившего республиканский строй Древнего Рима на имперский, если мы ограничимся анализом «внутренней жизни» римской метрополии, взаимовлиянием имманентных факторов ее экономики, политики, культуры. Историк, конечно же, обязан учитывать взаимодействие и противодействие, которое связывало Рим с его ближними и дальними соседями, реагировавшими на происходящие изменения и провоцировавшими ответную реакцию.
Однако в любом случае такой анализ привязан к прочной основе исторических фактов – конкретных событийных взаимодействий – и не обязан воспарять к абстрактным цивилизационным классификациям. Логичнее считать, что, занимаясь подобными обобщениями, историк покидает пределы историографии как «индивидуализирующей» науки и осваивает иные не только по предмету, но и по стилю мышления научные профессии: культурологию, историческую социологию и, наконец, философию истории.
Что же представляет собой последняя, каков конкретный круг ее проблем? Отвечая на этот вопрос, мы можем вслед за Гегелем сказать, что центральная проблема философии истории – это проблема существования всемирной истории человечества, проблема механизмов и фаз становления и перспектив дальнейшего развития человечества как целостного интегративного образования исторической жизни.
Нужно сказать, что проблема всемирности человеческой истории, возможности рассматривать развитие отдельных стран, народов и цивилизаций как единый целостный процесс имеет два различных аспекта. Как и во всех предыдущих случаях анализа системных объектов, мы можем рассматривать целостность истории в субстанциальном и интегративном планах, имеющих разное отношение к предмету философии истории.
Рассуждая о субстанциальной целостности мировой истории, мы имеем в виду проявление в каждой конкретной региональной истории родовых признаков общественной жизни, образующих универсальную модель «общества вообще». Соответственно единство мировой истории устанавливается здесь в аспекте отношений общего – особенного – единичного в общественной жизни, позволяющих нам утверждать, что история папуасов и история эскимосов, никогда не слышавших друг о друге, имеют тем не менее существенно общие предпосылки, так как представляют собой событийные проявления одной и той же социальной субстанции. И там и здесь мы обнаруживаем субъектов истории, добывающих хлеб насущный, растящих и воспитывающих детей, исповедующих определенную религию и т. д. Этот субстанциальный аспект единства всемирной истории является проблемой того из разделов социальной философии, который мы назвали философией общества.
Что же касается философии истории, то ее занимает интегративный аспект целостности мировой истории. Речь в данном случае идет не о таксономической общности конкретных стран и народов, а о наличии реальных связей взаимодействия и взаимовлияния, способных объединять их в единый социальный организм регионального (цивилизация) и планетарного (человечество) масштаба. Именно эта категория – «человечество» – составляет центральное понятие философии истории, заменяющее собой, конкретизирующее категорию «общество вообще» – ключевое понятие философии общества.
Изучая целостность общественной жизни, философия истории уже не отвлекается от реального разнообразия стран и народов, существовавших и существующих на планете Земля, как это делает философия общества, стремящаяся обнаружить устойчивое и повторяющееся в общественной организации. Напротив, философский анализ истории стремится не «снять» многообразие общественных форм, подведя их под родовые свойства общественного процесса, а рассмотреть их реальный синтез в ходе становления единой земной цивилизации, единой истории человечества. Диалектика родовидовых сопоставлений в подходе к общественной жизни в данном случае уступает место диалектике целого и части, анализу реальных связей (а не таксономических соотношений) между многочисленными «региональными» историями. Такое «раздвоение» социально‑философского анализа тождественно раздвоению общефилософского анализа единства мира – на изучение субстанциально общих свойств, присущих всем царствам бытия, и на изучение реальных связей и опосредовании, существующих между живой, неживой природой и социумом.
Итак, центральной проблемой философии истории являются проблема становления всемирной истории человечества, анализ тернистого пути возможной интеграции людей в планетарную цивилизацию, прогноз судеб планетарно единого человечества, поджидающих его опасностей и альтернатив дальнейшего развития и т. д. Постановка и решение этих проблем придают философско‑историческому исследованию особый комплексный характер, заставляют его синтезировать подходы философского анализа общества со специфическими приемами исторического исследования. Речь идет о синтезе методов «генерализирующего» обшествознания, с присущим ему анализом исторических «структур», поиском обобщающих социальных законов, с методами «индивидуализирующего» объяснения глобальных исторических событий, имеющих судьбоносное значение для человечества.
«Генерализирующие» методы философско‑исторического анализа связаны прежде всего с изучением универсальных механизмов исторического взаимодействия стран, народов и цивилизаций, делающих возможной их социокультурную интеграцию. Речь идет о важной проблематике, не находящей себе места в пределах философского рассмотрения общества, законов его строения, функционирования и развития.
Процесс истории – существование конкретных обществ в реальном времени и пространстве – не сводится к процессам их саморазвития, но включает в себя сложнейшие процессы взаимодействия саморазвивающихся стран и народов. Подобное взаимодействие имеет конкретное событийное наполнение, однако за всеми уникальными, неповторимыми актами завоеваний, торговли, культурных обменов и т. п. стоят некоторые закономерности, становящиеся предметом философского рассмотрения.
Именно философия истории способна установить наиболее общие свойства таких форм взаимодействия реальных обществ, как война или мир, рассмотреть эти явления в их родовой сущности, дать их классификацию и систематизацию (одной из форм которой является дискуссионное деление войн на «справедливые» и «несправедливые», существовавшее в советской литературе). Именно философия истории может и должна проследить наиболее общие закономерности регулярно происходящей в истории трансмиссии культурных ценностей от обществ‑доноров к обществам‑реципиентам. Различные формы такой трансмиссии особо актуальны для нашей страны в связи с вопросом о цивилизационных ориентирах ее развития – в частности, перспективой «вестернизации» российского общества, обсуждаемой «славянофилами» и «западниками» уже второе столетие подряд и приобретшей особую актуальность в конце XX столетия.
Изучая разные формы исторического взаимодействия, философская теория не может пройти мимо проблемы неравномерности исторического развития, приводящей к лидерству отдельных стран и народов (именовавшихся Гегелем «историческими») на отдельных этапах истории. К числу закономерностей, характеризующих подобные ситуации, мы можем отнести реальные отношения «исторической корреляции» между более и менее развитыми в экономическом, социальном, политическом плане обществами.
Суть подобных отношений проявляется в целенаправленном или спонтанном «подтягивании» лидерами аутсайдеров путем «экспорта» новых форм общественной организации, благодаря чему последние пытаются миновать «естественные» в плане внутренней логики фазы своего развития.
В работах многих советских философов и политиков эта проблематика обрела сугубо идеологизированную, далекую от науки и научности форму. Вспомним, к примеру, известную концепцию «некапиталистического пути развития» стран «третьего мира», обернувшуюся для многих народов Азии, Африки и Латинской Америки кровопролитными войнами и разрушениями. Но все это не означает фиктивности самой модели «исторической корреляции» (характеризовавшей, к примеру, отношения славян с Византией), возможности и необходимости ее изучения философскими методами и средствами.
Именно философия истории должна раскрыть родовую природу и исторические формы таких сложнейших, неоднозначных явлений мировой истории, как империализм или колониализм, которые не могут быть поняты в рамках имманентного внеисторического изучения «общества вообще» и отдельных типов его организации. Очевидно, самый глубокий анализ законов строения, функционирования и развития рабовладения, капитализма или реального социализма сам по себе не даст нам должного понимания сходств и различий между имперской жизнью Древнего Рима, устройством Британской империи или существовавшего еще недавнего социалистического лагеря.
В ряду проблем исторического взаимодействия стран и народов встает и главный вопрос философии истории – становление мировой истории человечества в аспекте синтеза ее этнического и цивилизационного многообразия. Очевидно, феномен взаимодействия стран и народов, издавна существующий в истории, сам по себе не тождествен «обобществлению» исторического процесса. Торговый обмен, политические союзы и тем более войны между вполне самостоятельными обществами не означают их превращения в интегративное целое, обладающее единой целостной историей.
Признаком такой целостности является наличие объективной общности интересов, самосознание их общности, ведущее к выработке коллективных целей, феномен коллективной воли и скоординированной «операциональной» активности, направленной на удовлетворение общих интересов и достижение общих целей. В этом плане тесное взаимодействие между отдельными странами – к примеру, колониальный симбиоз Англии и Индии – не мешает одной из них оставаться Англией, а другой – Индией, двумя странами, обладающими самостоятельными, хотя и взаимоперепле генными, историями. Реальная интеграция обществ и историй есть сложнейший процесс, который осуществляется первоначально на региональном уровне, охватывая этнически или конфессионально близкие народы, образующие множество «локальных цивилизаций».
Лишь в XX столетии на наших глазах возникает тенденция слияния таких цивилизаций в планетарно единое человечество, прообразом которого может стать современная Европа, интегрирующая страны, конфликты между которыми еще недавно породили две мировые войны. Можно лишь догадываться о реакции Бисмарка или Клемансо, если бы им пришлось узнать, что в недалеком будущем Германия и Франция смогут ликвидировать границы, ввести общую валюту и объединенные вооруженные силы… Очевидно, подобные интеграционные процессы – во всей их сложности, противоречивости, конфликтности, неопределенности исходов – не могут быть предметом «индивидуализирующего» исторического познания. Они нуждаются в глубокой философской проработке.
Философское мышление способно рассмотреть предпосылки интеграции, взглянув на историю в аспекте ее «этнического измерения», общих принципов и механизмов этногенеза, источников и причин этнических конфликтов (сотрясавших человечество в XX в., который, по выражению Г. П. Федотова, стал веком «национальных самолюбий», взявших верх над национальными интересами). Именно философскому мышлению, опирающемуся на достижения историографии, культурологии, демографии, этнографии, по силам систематизировать историю по «цивилизационному основанию», составить своеобразную «цивилизационную карту мира» наподобие той концепции цивилизаций, которую предложил упоминавшийся выше А. Тойнби в 12‑томном труде «Постижение истории» (1934–1961).
Именно философское мышление должно осмыслить содержание интеграционных процессов, сопряженных со множеством сложнейших проблем и конфликтов, оценить перспективы интеграции, степень ее обратимости или необратимости, задуматься над реальными опасностями, поджидающими соединенное человечество, – от экологических проблем до прискорбной потери «неконвертируемых ценностей» национальной культуры, утраты определенных степеней свободы в рамках привычного национального суверенитета и т. д.
Очевидно, решение этих и аналогичных проблем не позволяет философии истории ограничиться методами и приемами «генерализирующего» познания, поиском универсальных закономерностей социокультурного развития и взаимодействия народов, присущих «истории вообще». Напротив, в философии истории вполне возможен жанр, в котором написана знаменитая книга О. Шпенглера «Закат Европы» (1918–1922), представляющая собой не столько поиск законов истории, сколько рассуждения философа над судьбами европейской цивилизации, живописание ее достоинств и пороков, предсказание ее исторических перспектив и т. д. Философ, работающий в подобной парадигме, уподобляется практикующему психоаналитику, которого интересуют не академические штудии «психики вообще», а возможность помочь конкретному человеку обрести душевную устойчивость и надежные жизненные ориентиры.
Точно так же философия истории может стремиться помочь конкретному страждущему человечеству конца XX – начала XXI столетия обрести себя в новых исторических реалиях, осмыслить меру их желанности или нежеланности, подумать о возможности и необходимости изменения привычных жизненных ориентиров и стереотипов социального поведения. Как это делают, к примеру, философы‑экологисты, призывающие человечество сознательно затормозить технологическую экспансию в природу, очнуться от производственной эйфории и потребительского менталитета, основанных на технотронном сознании и вере во всесилие науки.
С этой целью философ обязан искать объяснения и понимания значимых исторических событий, способных реально повлиять на судьбы человечества. Это значит, что сугубо философская работа может быть посвящена конкретному историческому событию, например осмыслению Октябрьской революции 1917 г. в России и ее всемирно‑исторического значения. Очевидно, философия истории не может пройти мимо этого события в надежде извлечь из него практический урок для человечества.
Неудивительно, что именно философия истории становится полем пересечения валюативной, ценностной и рефлективной, сугубо научной ветвей философствования. Задачи духовной ориентации человечества, разъяснения сложившейся исторической обстановки и перспектив ее развития заставляют философа совмещать трезвый объективный анализ ситуации с поиском целесообразных путей поведения в ней. Все это требует обоснования того или иного идеала общественного устройства, который вдохновляет философа. Именно это заставляет его размышлять о смысле и направленности человеческой истории, прогрессивном и регрессивном в ней, отстаивать свой идеал, хотя и отдавая себе отчет в его «неабсолютности».
kursak.net
Исторические термины | Изучаем историю вместе
Нужно ли учить исторические термины?
Этот вопрос часто возникает у тех, кто изучает историю. Если вы убеждены: да, нужно, — тогда появляются иные вопросы – сколько терминов необходимо знать, как наиболее эффективно и быстро выучить эти термины.
Попытаемся разобраться в данных вопросах.
Для начала выясним – что такое «исторический термин»?
Наиболее упрощенно под историческим термином понимается слово или словосочетание, которое служит для обобщенного обозначения существенных смысловых характеристик, исторических фактов, процессов, явлений, предметов и взаимосвязей между ними.
Знание и понимание сути терминов позволяют нам уяснить содержание исторической информации и без проблемно проходить проверку знаний.
Если при изучении исторического материала возникает непонимание какого-либо слова или словосочетания, то это препятствие удаляется достаточно просто путем использования словарей или справочников. Нужно ли учить термины, если словари и справочники доступны нам практически всегда? Кто-то может сказать: нет, не нужно! Но такой ответ, на мой взгляд, является ошибочным.
Почему? Прежде всего, потому, что на поиски объяснений значения нужного слова мы затрачиваем время. И чем меньше мы знаем терминов, тем чаще мы будем спотыкаться о неизвестные нам слова. Поэтому лучше один раз запомнить значение того или иного слова, и в нужный момент практически на автомате извлекать его из нашей памяти, чем тратить раз за разом драгоценное время на устранение непонимания одного и того же слова.
Как наиболее эффективно работать с терминологией?
Изучая термины, мы, прежде всего, должны понять их смысл, содержание, и только затем приложить усилия к запоминанию сути термина. Буквальное заучивание, запоминание слово в слово только навредит нам. Главное, добившись понимания, уметь самостоятельно, используя свой словарный запас, как письменно, так и устно изложить суть термина.
Подбор приемов работы зависит, прежде всего, от наших способностей, умений, навыков, и тех задач, которые возникают перед нами.
Наиболее простой будет ситуация, когда нам нужно подготовиться к уроку по определенному вопросу или теме. В этом случае объем заданий небольшой, и мы без спешки и без больших потрясений добиваемся нужных результатов, используя доступные словари, справочники, учебники, с помощью чтения текста, проговаривания его вслух, подготовки карточек, возможно, просмотра видео или аудио-лекций.
Следует при этом помнить, что все мы обладаем замечательной способностью — забывать. И то, что нами, казалось бы, усвоено прочно и навсегда, особенно в случаях, когда информация не является жизненно необходимой или значимой, быстро вылетает из головы. Поэтому при подготовке необходимо предусмотреть повторение изученного материала. А также возможность самоконтроля.
Лучшего результата можно добиться, используя комплексный подход к работе, который включает:
— работу с карточками;
— работу со словарями;
— проговаривание вслух прочитанного материала;
— изложение смысла терминов устно и письменно;
— работу с текстами, содержащими термины;
— использование терминов при изложении сути события, характеристики исторических явлений и процессов;
— решение кроссвордов, и другие способы.
Достаточно эффективным приемом работы, особенно на стадии контроля и повторения, является использование интерактивного тренажера. Данный тренажер предназначен для работы с терминами по первым темам в соответствии с Программой по истории Украины к ЗНО.
Тексты слайдов написаны на украинском языке.
Как работать с данным интерактивным тренажером?
Тренажер предназначен для отработки терминов первых пяти тем при подготовке к ВНО (ЗНО). Чтобы увидеть перечень тем, мы можем на титульном слайде кликнуть по надписи «Темы 1-5». Переход к списку возможен также с любого слайда. Для этого достаточно кликнуть по значку списка тем. С каждого слайда изучаемой темы мы можем перейти к любой иной теме, кликнув по соответствующему номеру. Мы можем также воспользоваться кнопками случайного выбора заданий. На слайде с перечнем тем имеется набор кнопок, с помощью которых мы можем передвигаться по слайдам тренажера в произвольном порядке, что особенно ценно при быстром повторении терминов из нескольких тем.
Начинать же работу лучше всего с последовательного изучения, повторения или контроля терминов конкретных тем, переходя от слайда к слайду.
На отдельном слайде дается описание термина. Нам нужно проговорить его значение или название, и проверить себя, кликнув по значку «ответ». В большинстве случаев, кроме термина, будет появляться и иная, дополнительная информация, которая позволит лучше уяснить смысл терминологии. А также будут представлены иные задания, связанные с изучаемым термином.
Поделитесь своим опытом работе с терминами, напишите отзыв о работе с тренажером.
Удачи Вам!
Похожие статьи
historyuroki.ru