История это термин – История — Википедия

Содержание

определение и происхождение термина, научная специфика, многообразие концепций

История как хронология событий, произошедших на земле за весь период существования человечества, должна служить бесценным опытом для современного поколения людей.

Однако изречения известных исторических деятелей свидетельствуют об обратном:

«Главный урок истории заключается в том, что человечество необучаемо», — говорил У. Черчилль. «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков», — писал В. Ключевский.

В чем же истинная цель исторической науки, и каким образом она реализуется?

Определение термина

Термин история имеет 2 основных значения:

  1. Процесс развития в природе и обществе, например: история развития Земли, история мироздания, история какой-либо науки (права, медицины и т.д.).

  2. Наука, изучающая прошлое человеческого общества в различных аспектах: деятельном, философском, социальном и др.

Что касается конкретно исторической науки, то она на основании источников информации о прошлом изучает и описывает исторический процесс, устанавливая объективность фактов и причинно-следственную связь между ними.

Происхождение термина

Слово «история» восходит к древнегреческому ἱστορία (historia), которое в свою очередь образовано от праиндоевропейского wid-tor-, где корень weid- переводится как «знать, видеть». Еще одно слово – historeîn употреблялось в значении «исследовать».

Таким образом, изначально «история» отождествлялась со способом установления, выяснения, узнавания истинности какого-либо факта или события. Она включала более широкий, по сравнению с современным, спектр значений, подразумевая всякое знание, добываемое через исследование, не ограничиваясь рамками человеческой истории.

Позднее — в Древнем Риме — «историей» стали называть рассказ о каком-либо происшествии, случае.

Предмет истории

В вопросе предмета изучения истории среди исследователей нет единого мнения.

Ученые-материалисты видят ключевые показатели общественного развития в способе производства материальных благ. Поэтому главный предмет исторической науки для них – общество в его экономическом аспекте.

Историки, занимающие либеральные позиции, ставят во главу угла человеческую личность, от природы наделенную естественными правами и реализующую их в процессе саморазвития. Определение истории как «науки о людях во времени», данное французским ученым М. Блоком, как нельзя лучше характеризует такой подход.

Отсюда – балансирование истории на грани общественных и гуманитарных наук.

Исторические методы, принципы и источники

Исторические методы базируются на принципах работы с обнаруженными первоисточниками и артефактами.

К базовым принципам исторической науки относят:

  1. Принцип истины как высшей цели исторического познания.
  2. Принцип историзма, устанавливающий рассмотрение объекта истории в его развитии.
  3. Принцип объективности, защищающий историческую истину от искажений и субъективных влияний.
  4. Принцип конкретности, предписывающий изучать исторический предмет, полагаясь на особенности места и времени его развития.
  5. Принцип опоры на исторические источники и др.

Согласно последнему принципу, исторические работы исследователей должны основываться на объектах, непосредственно отражающих исторический процесс. Исторические источники бывают:

  • Письменные — Они в свою очередь делятся на государственные акты (законы, договоры и др.) и описания (летописи, дневники, жития, письма).
  • Языковые (лингвистический материал).
  • Устные (фольклор).
  • Этнографические (обряды и обычаи).
  • Вещественные — К ним относят найденные в результате археологических раскопок орудия труда, предметы культуры и быта и др.

Исторические дисциплины

Среди вспомогательных исторических дисциплин, служащих изучению разнообразных исторических источников, выделяются:

  • Архивоведение (изучает и разрабатывает архивы).
  • Археография (собирает и издает письменные исторические источники).
  • Бонистика (изучает вышедшие из обращения денежные купюры как исторические документы).
  • Вексиллология (изучает флаги, знамена, штандарты, вымпелы и т.п)
  • Генеалогия (изучает родственные связи между людьми).
  • Геральдика (изучает гербы).
  • Дипломатика (исследует древние юридические документы).
  • Источниковедение (занимается теорией, историей и методикой изучения документов и предметов материальной культуры прошлого).
  • Кодикология (изучает рукописные книги).
  • Нумизматика (занимается историей монетной чеканки и денежного обращения).
  • Ономастика (историко-лингвистическая дисциплина, изучающая происхождение собственных имен).
  • Палеография (исследует памятники письменности, графику).
  • Сфрагистика или сигиллография (изучает печати и их оттиски).
  • Хронология (изучает исторические события в их последовательности) и др.

Философия истории

На сегодняшний день существует несколько подходов к толкованию исторического процесса, объясняющих закономерности, цели и возможные итоги его развития. К ним относятся следующие:

  • цивилизационный, рассматривающий историю в процессе рождения и угасания цивилизаций; Ярчайшими представителями этого подхода стали: О. Шпенглер, А.Тойнби, Н. Я. Данилевский и др.;

  • формационный, материалистический подход, опирающийся на общественно- экономические формации; Его создателями были: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин;

  • эстафетно-стадиальный, считающийся разновидностью марксистско-формационной концепции, в которой главной движущей силой истории является классовая борьба, а ее конечной целью – коммунизм; Разработан Ю. И. Семёновым.

  • мир-системный, исследующий социальную эволюцию общественных систем; Его создатели: А. Г. Франк, И. Валлерстайн, Дж. Абу-Лутход, А. И. Фурсов, Л. Е. Гринин и др.

  • школа «Анналов», изучающая историю ментальностей, ценностные установки. Ее основатели и последователи: М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф, А. Я. Гуревич и др.

histerl.ru

Что такое история — определение науки. Что изучает история

Слово «история» можно услышать в разных беседах. Так могут назвать какой-то рассказ, а ещё всем известен школьный предмет с аналогичным наименованием. Стоит разобраться в том, что такое история, чтобы узнать, какие тонкости скрываются за этим, на первый взгляд, простым термином.

История как форма рассказа

До того, как начать изучать в школе серьёзные предметы, люди сталкиваются с огромным количеством историй. Они выступают в разной форме – это могут быть как профессиональные произведения, так и простой рассказ человека о каком-то событии.

Этот метод передачи информации бывает устным и письменным. Независимо от того, был ли текст задокументирован, он всё равно остается историей. В этом смысле понятие является практически полным синонимом словам рассказ и новелла. Стоит разобраться в том, что они обозначают.

Образованные от итальянского термина novella (новость), эти жанры относятся к малым в повествовательной прозе. Их авторов называют новеллистами. Подобные произведения во многом схожи с повестями и романами, но они гораздо короче.

Как правило, в них присутствует одна цельная сюжетная линия, основанная на какой-то проблеме, и всего несколько персонажей. Очень часто рассказы издаются в виде цикла, благодаря чему получаются сборники новелл.

В английском языке существует омоним понятия новелла, но он имеет несколько другой смысл. Если русская новелла – синоним всем известного рассказа, то для Англии значение будет аналогичным повести. Тем не менее, все эти термины легко заменяются словом «история».

Что такое история?

Наиболее часто люди рассматривают, что такое наука история. Она относится к числу гуманитарных, и существует примерно столько же, сколько и весь человеческий род. В этом вопросе можно выделить несколько определений.

Что такое история с точки зрения школьных предметов:

  • Это дисциплина, направленная на изучение деятельности, мировоззрения, социальных связей и других аспектов жизни людей в прошлом.

Существует более широкое определение, рассматривающее историю в целом.

  • Эта наука, рассматривающая все существующие источники информации о прошлом. Таким образом устанавливается последовательность событий. Исторический процесс позволяет разобраться в различных фактах и их причинах.

Конечно, это определение появилось не сразу. Самый первый термин «история» является древнегреческим. Его можно перевести как «расспрашивание» или «добывание знаний». Считается, что таким образом устанавливается подлинность событий, собираются факты.

Со временем слово слегка изменило свою направленность. Изначально оно обозначало процесс поиска информации, но затем стало непосредственно повествованием о прошлом. После этого термин вскоре превратился в синоним рассказа.

История становится историей в полной мере, только

когда она подтверждена многочисленными фактами. В мире же много разнообразных рассказов, не имеющих четких доказательств. Так появляются легенды – например, о короле Артуре. Это часть культуры, человеческого наследия, однако на школьных уроках истории подобное не изучается.

Если изначально термин появился из древнегреческого языка, то современный вариант образовался от простого греческого historia. Оно же, в свою очередь, зародилось благодаря праиндоевропейскому языку, которое дает перевод «знать» и «видеть».

Развитие истории

Понятием «история» во времена Древней Греции обозначали все знания, которые человек получал с помощью исследовательских процессов, а не собственных мыслях о мире. Термин употреблялся в трудах Аристотеля, Гомера, Гераклита и даже в официальных документах.

Подобное значение продолжало использоваться ещё в семнадцатом веке. Тогда Фрэнсис Бэконом употребил его для понятия «естественной истории». Это обозначало знания о различных предметах.

Одной из главных проблем данной науки является тот факт, что историк – это одновременно и сторонний наблюдатель, и непосредственный участник событий. Из-за этого его труды крайне редко бывают беспристрастными. Как правило, они наполнены заблуждениями, распространенными в эпоху их создания.

Современная история старается максимально избегать этого – поэтому и существуют многочисленные институты, целиком посвятившие себя подобным вопросам. Так создаются хроники и архивы, памятники и археологические источники.

Важность истории

Теперь, когда понятно, что изучает история, стоит обратиться к другому, не менее важному вопросу. Почему люди продолжают уделять время данной науке? Зачем нужна история?

Можно дать различные ответы. Многие воспринимают эту науку как своеобразную машину времени. История дает возможность увидеть прошлое и то, как оно повлияло на формирование настоящего. С её помощью реально понять, как появились народы и сам мир, как происходила эволюция.

Благодаря истории решаются загадки, разбираются сложные процессы, появляется новая информация, важная для современности.

  • Факты о прошлом не просто рассказывают о некогда случившихся событиях. Они дают возможность ныне живущим учиться на ошибках своих предков. Люди узнают о войнах, революциях и переворотах, о неправильном отношении к дарам природы, о распространенных заблуждениях. Эти знания помогают избежать непоправимого.
  • С помощью истории перенимается не только негативное, но и позитивное. Древние данные – колоссальный источник самого разнообразного опыта.
  • История рассматривает всю человеческую жизнь с начала времен. Она способствует общему развитию человека, аналитическим навыкам, критическому мышлению, улучшению логики и множества других аспектов.

Наконец, знание истории своей страны помогает проникнуться к ней теплыми чувствами, иначе говоря – стать патриотом.

topkin.ru

История [Всемирная, Всеобщая] — предмет, что изучает, разделы, дисциплина, понятия, термины, методы, вики — WikiWhat

Предмет изучения

Всеобщая история как область исторической науки занимается фундаментальными проблемами всемирно-исторического процес­са. Она изучает историю человечества от первобытности до совре­менности, анализирует многовариантность общественно-полити­ческого, социально-экономического и культурного развития регио­нов, стран и народов мира в различные хронологические периоды и эпохи. Она освещает историческую реальность в конкретно-исто­рических и теоретических аспектах.

Историческая наука основана на прочном фундаменте сохранив­шихся до нашего времени фактов. И всё же для объективного суж­дения о событиях, происходивших в глубокой древности, этих фак­тов порой недостаточно. Да и письменные источники ушедших и близких к нашему времени эпох (летописи, воспоминания, офи­циальные документы) подчас грешат противоречиями, субъектив­ными оценками, неточностями, идеологическими искажениями. Анализируя источники и, следовательно, высказывая свои пред­положения, можно ответить на главные проблемы истории: что движет развитием человечества? какова роль личности в истории? как менялась повседневная жизнь людей? как развивались искус­ство, наука, техника?

Прошлое человечества тогда становится силой, когда оно тесно связано с его настоящим. Познавая историю человечества, можно луч­ше понять себя и своё место в живом и многосложном потоке со­временных исторических событий, свидетелями и участниками ко­торых суждено быть каждому человеку.

Историография

см. Этапы развития истории

В различных периодах развития общества существовало разное представление об истории.

В развитых обществах с сильной динамикой движение истории представляется от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему. Под историей чаще всего имеют ввиду именно историю цивилизованных обществ и подразумевают, что она берет начало около 4000 лет тому назад.

В традиционных (отсталых) обществах прошлое ставят выше современности. Стремление к нему как к образцу, идеа­лу ставится в качестве цели. В таких обществах преобладают мифы. В связи с этим их называют доисторическими обществами, т.е. они имеют исторического опыта.

Основные понятия истории

Основными понятиями исторической науки являются историче­ский факт и исторический источник.

Исторический факт

В зависимости от взглядов че­ловека, его системы ценностей один и тот же исторический факт мо­жет получить различное толкование, приобрести разное значение. Ни одна из существующих теорий не может дать универсального и единственно верного объяснения событий и явлений прошлого. Вместе с тем различные подходы к изучению истории вовсе не озна­чают отсутствия исторической истины: в процессе познания идёт по­стоянное движение к более точной картине развития человечества.

Исторический источник

см. Исторический источник

Созданные и сохранённые человеком предметы материальной культуры, памятники письменности, обычаи, обряды и многое дру­гое несут информацию о далёком прошлом. Это — исторические ис­точники. Учёные стремятся привлечь как можно больше таких ис­точников, что позволяет достовернее воссоздавать исторический процесс. Сотни тысячелетий знания о прошлом передавали устно от поколения к поколению, они сохранялись, видоиз­меняясь, в памяти человечества в виде мифов, ле­генд, героических песен. Отделить вымысел от дей­ствительно протекавших в глубочайшей древности явлений и событий подчас не представляется воз­можным. Для учёного устное народное творчество — самая трудная, но, пожалуй, и самая увлекательная об­ласть исследования.

Периоды истории

Всемирная История разделена по периодам. Основные периоды мировой истории: Доисторическая эпоха, Древний мир, Средние ве­ка, Новое время и Новейшее время.

Русский учёный В. П. Алексеев считает, что появление человека берет начало с формирования семейства гоминидов и трудовой деятельности. Историю формирования человека он делит на историю первобытного периода и историю последующего периода.

Доисторическая эпоха

см. Первобытное общество

Древний мир

см. Древний мир

История Древнего мира начинается с появлением че­ловека на Земле. Завершается этот период в 476 г. н. э., когда перестала существовать Западная Римская импе­рия. Это самый продолжительный отрезок времени в истории человечества.

Знать своё прошлое люди стремились во все времена, даже в самой глубокой древ­ности. Один из первых историков — Геро­дот — в своём историческом сочинении вместе с описанием действительных событий приводит фантастические сказания, услышан­ные им в разных странах. История в то время ещё не стала наукой. Тогда действительные события и вымысел не разделяли.

Средние века

см. Средние века

Средние века длились более тысячи лет — от круше­ния Западной Римской империи (476 г.) до конца XV в. Следу­ет сказать, что границы исторических периодов не всегда можно определить с точностью до века, они до­статочно условны. Так, например, завершение периода Средневековья некоторые историки относят к концу эпохи Великих географических открытий, длив­шейся с середины XVI до середины XVII в.

Новое вре­мя

см. Новое время

Новое время — это период мировой истории, продолжавшийся в Европе от Великих геогра­фических открытий (1492 г.) до конца Первой мировой войны (1918 г.). По некоторой периодизации окончанием Нового времени принято считать 1918 г., год окончания Первой ми­ровой войны.

Новейшее время

см. Новейшее время

Новейшее время началось в XX в., и охваты­вает нынешний, XXI в.

История континентов и государств

Америка

Северная Америка: США.

Южная Америка: Бразилия, Гватемала

Европа

Россия.

Азия

Восточная Азия: Китай, Япония.

Средняя Азия: Узбекистан.

Южная Азия: Индия.

Африка

Гана.

Исторические государства

Византия, Османская империя, Киевская Русь, Российская империя

Методология истории

Принципы исторической науки

Учёный-историк должен обязательно проверить достоверность, правдивость любых сведений, которые он хочет сооб­щить. Всё, что когда-то произошло, что было сделано, свершилось, учёные называют фактом. В переводе с латинского языка это слово означает «сделанное». Историк должен обязательно доказать, что произошедшее является фактом. Зна­чит, слово «факт» имеет и дру­гое значение — «правда», «ис­тина». Но для историка недос­таточно на основе фактов лишь назвать то, что про­изошло. Он должен устано­вить, как и почему именно так происходили события в дейст­вительности. Кроме того, обя­зательно нужно назвать места событий и указать, когда они происходили, то есть на­звать дату (день, месяц, год, столетие).

Изучая документы и вещественные источники, учё­ные восстанавливают исторические события.

На этом работа исследователя не заканчивается. В истории нет ничего случайного. Поэтому важно оп­ределить, что было до и после изучаемых событий, и установить связь между ними. И наконец, следует понять, каково значение того или иного события для истории страны или всего мира. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Методы исторического исследования

Историко-типологический метод

Историко-типологический метод широко используется в источниковедении. В частности археологи применяют его при изучении исторических источников археологических культур, упорядочивая и сопоставляя типичные (однородные) артефакты.

Историко-генетический метод

Историко-генетические методы позволяют связывать во времени и пространстве формирование отдельных народов по информации, заложенной в генах человека. Генетический код у всех людей устроен таким образом, что у каждого имеются 23 пары хромосом, в которых хранится вся наследственная информация, доставшаяся от обоих родителей. При формировании хромосомы около половины берется от материнской хромосомы и около половины от отцовской. При этом одна мужская хромосома — Y целиком передается от отца к сыну. Через определенное количество поколений происходят её мутации и чем больше мутаций, тем древнее общий предок. Тем не менее, до конца не ясно, есть ли чёткая корреляция между скоростью мутаций и равными временными промежутками.

Лингвистические методы

Лингвистические методы изучают изменение структуры языков, позволяя делать выводы об этапах его формирования. Методика анализа базируется на предложенном в середине XX века американским лингвистом М. Сводешом (M. Swadesh) подходе «датировки с помощью языка» — глоттохронологии. Основной словарный состав языка изменяется примерно с одинаковой скоростью. Если два языка произошли от общего предка, то каждый из них через тысячу лет сохранит порядка 80% изначальной базисной лексики. Значит, для родственных языков можно рассчитать период их разделения. Метод глоттохронологии был признан большинством лингвистов до возраста 8­9 тыс. лет — потом слишком мало становится в разошедшихся языках общих слов, велика вероятность ошибки. В отдельных случаях общие слова разных языков объясняются заимствованиями, но сфера т. н. базисной лексики очень устойчива и меняется крайне медленно (например, лексический массив понятий, связанных с деторождением).

Исторические дисциплины

Узнать прошлое историкам помогают различные науки, среди которых:

Картинки (фото, рисунки)

  • Периодизация истории
На этой странице материал по темам:
  • Развитие эволюционных представлений в античные времена

  • События в социальная сфера 19-20 века

  • Кювье какой вклад внес в развитии биологии

  • Объясни значение понятий: протестанты, кальвинизм

  • Развитие древней жизни от архея до протерозоя

Вопросы к этой статье:
  • Что изучает наука история?

  • На какие главные вопросы отвечают историки, изучая прошлое?

  • Какие научные проблемы встают перед учёными, занимающимися изуче­нием всеобщей истории?

  • Каким образом различные точки зрения на один и тот же факт способствуют его верификации (подтверждению истин­ности)?

  • Объясните значение слова «факт».

  • Почему надо тщательно проверять достоверность истори­ческих материалов?

  • На какие группы делятся исторические источники?

  • Как различ­ные типы источников способствуют достоверному воссозданию историче­ского процесса?

  • Можно ли представить себе историю без истории чело­вечества?

  • Как определяются объективные критерии исторического прогресса?

wikiwhat.ru

Что такое: История | История это | Значение слова: История | Понятие: История

No votes yet.