Егэ по русскому задание 20 – Презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему: Презентация «Задание 20 ЕГЭ по русскому языку (ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ)» | скачать бесплатно

Теория к заданию 20 по русскому языку ЕГЭ 2019 / Блог :: Бингоскул

  • Блог
  • Теория к заданию 20 по русскому языку ЕГЭ 2019

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Сложное предложение – предложение, в котором две и более грамматические основы.

 

Виды сложных предложений: 

  1. Союзные
  2. БессоюзныеЯ сижу в своем саду, горит светильник.
  3. С разными видами связи. Ударил гром, сверкнула молния, и скоро послышался шум дождя.

 

Сложносочинённые. Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит.

Сложноподчинённые. Я знаю, что я ничего не знаю.

 

Сложноподчинённые предложения

Ставим запятуюНе ставим запятую
  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного
  • при использовании составных союзов. В зависимости от смысла, запятая ставится либо перед союзами, либо внутри них.
  • между однородными придаточными предложениями знаки препинания ставятся так же, как и между однородными членами предложения.
  • между стоящими рядом союзами  что если, что хотя, если дальше имеется вторая часть союза  то или  так. 
  • если перед союзом (союзным словом) стоит отрицание  не. 
  • если придаточную часть составляет одно союзное слово.
  • перед подчинительным союзом, если ему предшествуют слова  в частности, то есть, а именно, особенно. 
  • перед устойчивыми оборотами  как угодно, куда ни шло, во что бы то ни стало, сколько угодно, неизвестно куда, как ни в чём не бывало и т. д.

 

 

В бессоюзных сложных предложениях

Запятую ставим

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного, если они кратки и связаны между собой: Громоздились тучи, сверкали молнии, шёл дождь.

Двоеточие ставим:

  • второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (по смыслу между ними можно вставить союз  потому чтоЛюбите книгу: (=потому что) она поможет разобраться в путанице жизни.
  • второе предложение раскрывает содержание первого (по смыслу между ними можно вставить слова,  а именно): Картина переменилась: (=а именно) снег стаял, влажная земля дымилась, пробивалась трава.
  • второе предложение дополняет первое (по смыслу между ними можно вставить подчинительный союз  что“чувствую, что…”): Вдруг чувствую:(=что) кто-то тянет меня в сторону.
  • второе предложение выражает прямой вопрос: Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?

Тире ставим:

  • при быстрой смене событий, неожиданном результате: Проснулся – его уже не было. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
  • при противопоставлении (по смыслу между частями можно вставить подчинительный союз  а, но): Саша глуп – (=а) Петя умён.
  • если в первом предложении выражены время или условие действия (по смыслу перед первым предложением можно поставить союзы  когда, если): (Когда) Лес рубят – щепки летят.
  • при сравнении (по смыслу между частями можно вставить союзы словно, будто): Молвит слово –(=будто) соловей поёт.
  • если второе предложение представляет собой результат или вывод (по смыслу между частями можно вставить слово  поэтому): Солнце дымное встаёт – (=поэтому) будет день горячий.

 

Выводы:

  1. Сначала нам нужно определить, простое предложение или сложное. Для этого считаем количество грамматических основ.
  2. Если предложение простое, обращаем внимание на подлежащее и сказуемое – не относятся ли они к тем, между которыми надо ставить тире?
  3. Осложнено ли это простое предложение? Есть ли в нём однородные члены предложения, вводные слова или конструкции, обращения, союз «как»?
  4. Если это предложение сложное, нам нужно определить вид сочинительной связи.
  5. Сочинительные союзы: и, а, но, да. Тут просто – если они есть, значит, предложение сложносочинённое. Если у частей сложносочинённое предложение нет общего члена, смело ставим запятую.
  6. Если не видим сочинительных союзов, а видим какие-то другие, скорее всего, предложение сложноподчинённое. Проверяем, не разделили ли мы какие-нибудь союзные слова лишней запятой.
  7. Если никаких союзных слов не видим, а предложение сложное, значит, оно бессоюзное. Наша задача – определить, какой именно знак разделяет части бессоюзного сложного предложения: запятая, тире или двоеточие.
  8. Если в предложении видим и союзы (или союзные слова), как сочинительные, так и подчинительные, и бессоюзную связь, ориентируемся на каждый вид связи отдельно. Особое внимание обращаем на наличие во второй части союзов то, так, но.

 

 

Дополнительный материал

 

Знаки препинания:

 

 

bingoschool.ru

«Задание 20» ЕГЭ по русскому языку, теория

Задание 20. Лексические нормы

 

Итак, в 2018 году появились изменения в тесте ЕГЭ, а именно появилось 20 задание. В документах, определяющих структуру и содержание элементов ЕГЭ, указано, что задание 20 ЕГЭ по русскому языку 2018 проверяет выпускников на знание лексических норм (кроме паронимов).

Формулировка задания 20 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена. Приведем примеры.

1) Исключение. Из демоверсии ЕГЭ 2018 г.:

«Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.»

Ответ: главную

В данном предложение необходимо исключить слово «главную», так как оборот речи «главная суть» является плеоназмом. «Суть — самое главное, существенное в ком-л., чем-л.; сущность, основа» (словарь Ожегова).

 

2) Замена

«Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В конце XVII столетия сторонники царевны     Софии        одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

Ответ: потерпели

Здесь нарушение лексической сочетаемости. Одержать можно победу, а потерпеть поражение.

 

Алгоритм выполнения:

1) Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки)

2) Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности)

3) Если это ошибка, исправь ее.

Типы ошибок

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной

игрой актеров.

Мысль развивается на продолжении

всего текста.

2

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

{проверяется в задании 5)

Мое отношение к этой проблеме не поменялось.

Были приняты эффектные меры.

3

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор применяет градацию.

4

Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме,

пытается направить

людей немного в другую колею.

5

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению

метафор и олицетворений.

Неоправданное употребление просторечных слов 

Таким людям всегда удается объегорить других. 

Нарушение лексической сочетаемости 

Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные 

особенности (вместо средства). 

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм 

Красоту пейзажа автор

передает нам с помощью художественных приемов.

Молодой юноша, очень прекрасный

Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) 

В этом рассказе рассказывается о

реальных событиях.

10 

Неоправданное повторение слова 

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает

всей глубины содеянного. 

11 

Бедность и однообразие синтаксических конструкций 

Когда писатель пришел в редакцию, его

принял главный редактор. Когда они поговорили,

писатель отправился в гостиницу.

 

Для успешного выполнения задания необходимо:

  • понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением;
  • учитывать особенности сочетаемости слов;
  • правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы;
  • избегать речевой избыточности;
  • не допускать речевой недостаточности;
  • учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.

 

 Теория, термины.

Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке. 

 

1) Нарушение лексической сочетаемости слов.

Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость.

Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости

(Облокотиться спиной, потерпеть победу, состоялось вооруженное столкновение и т.д.)

 

*** Сюда же можно отнести и неточное использование фразеологизмов.

Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).

Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:

  • сокращение выражения «И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит»)
  • замена слова («львиная часть» вместо «львиная доля»)
  • совмещение двух оборотов («играет большое значение» вместо «играет роль» или «имеет большое значение»)

 

2) Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный)

Правильному употреблению паронимов посвящено задание 5 ЕГЭ по русскому языку, по ссылке вы можете изучить теорию к этому заданию, а также посмотреть словарик паронимов для ЕГЭ.

 

Употребление лишних слов, в том числе 

плеоназмы – словосочетания, в которых одно из двух слов является лишним, потому что его значение совпадает со значением другого, рядом стоящего слова. (главная суть, свободная вакансия, моя автобиография, строгое табу и другие). 

 

Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) – повторение однокоренных или одинаковых слов (организовать организацию, спросить вопрос, предложить предложение).

 

***Помимо избыточности слов, к лексическим ошибкам относится и недостаточность слов, но в задании 20 это не проверяется.

В кабинете висели русские писатели (портреты).

В читальный зал в одежде не входить! (в верхней одежде).

 

3)Неразличение синонимичных слов. 

Синонимы

 – слова одной и той же части речи, близкие или тождественные по значению (друг – товарищ – приятель, молодость – юность, умный – толковый, работать вкалывать и тд.)

Синонимы не всегда могут заменять друг друга в речи, особенно стилистически разные слова.

Она пошла к врачу, потому что у нее более очи (вместо глаза).

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили (вместо оправдали)

 

*** Также возможно некорректное употребление антонимов и омонимов.

 

 

Антонимы – слова, одной части речи противоположные по своему лексическому значению (холодный – горячий, друг – враг).

В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться (неуместное использование антонимов «сила» и «слабость»).

 

Омонимы – слова, совпадающие по форме (в произношении, на письме), но разные по значению (лук – растение / оружие, брак – супружество / некачественная продукция).

На  олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности (очки – баллы или очки – оптический прибор, защищающий глаза).

 
 

4) Неоправданное и неуместное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессионализмов, жаргонизмов, диалектизмов, заимствованных слов, многозначных слов.

Устаревшие слова в зависимости от причин устаревания делятся на две группы:

 

Историзмы — это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д)

 

Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей — актер).

 

Историзмы и архаизмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования).

 

Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (комбайн, космонавт, спутник).

 

Диалектизм — лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.

Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю. (свеклы)

 

Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.

Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт. (Полиглот – человек, владеющий многими языками)

Лексическая ошибка связана с непониманием значения заимствованного слова «полиглот».

 

Многозначные слова – слова, имеющие несколько значений.  

Как правило, контекст помогает разграничить, в каком именно значении употреблено слово. Однако такое наблюдается далеко не всегда, что также может привести к речевой ошибке.

У него было низкое здоровье (в значении плохое здоровье).

Наша спортсменка отстала от соперницы в развитии. (шахматный термин – развитие партии)

libaid.ru

Задание 20 ЕГЭ по русскому языку 2019

Задание 20 ЕГЭ по русскому языку 2019. Теория и практика.

Сложность 20 задания ЕГЭ заключается в том, что при выполнении нужно правильно определить границы в составе сложного предложения с сочинительной, подчинительной и бессоюзной частями. 

Алгоритм выполнения:  
1)Сначала выделяем грамматические основы, находим границы предложений, чтобы не упустить какое-либо.
2) Далее находим главное предложение в составе: одно должно быть без союза. Это может быть как простое, так и ССП.
3) Ищем придаточные предложения от главного, если их несколько, смотрим как связаны между собой (см. Задание 18, а именно, однородное, неоднородное, последовательное подчинения). Расставляем запятые в соответствие с правилами.
4) Если от придаточных зависят другие придаточные, расставляем и там запятые.
5) Стык союзов (два союза рядом). Ищем стык союзов и проверяем по правилу, данному ниже:
На стыке двух союзов (сочинительного и подчинительного или двух подчинительных) нужно обратить особое внимание!
и когда/ и, когда
и что/ и, что
и где/ и, где
что если/ что, если и др.
Проверяем следующим образом: берем придаточную на стыке и переставляем ее в другое место или в конец предложения. Если можно переставить – ставим запятую на стыке. Нельзя переставить – не ставим.

ТЕОРИЯ


Запятая нужна 
На стыке подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними ставится, если можно изъять придаточное предложения и конструкция всего предложения не потребует перестройки.

Мы гуляли по набережной и, когда начался дождь, открыли зонты.
Мы гуляли по набережной, поэтому, когда начался дождь, зашли в кафе.  

Запятая не нужна

На стыке подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними не ставится, если за придаточным предложение следует вторая часть двойного союза.

Он уехал, и где он теперь, я не знаю.
Начался дождь. Он знал, что если он выйдет на улицу, то промокнет до нитки. 

ПРАКТИКА

Задание 20 ЕГЭ практика
РЕШАТЬ ВАРИАНТ ЕГЭ

rustutors.ru

Задание 20 ЕГЭ по русскому языку

Задание 20 ЕГЭ по русскому языку

Это задание проверяет способность понимать общего смысла текста и отдельных его элементов. Необходимо выбрать все предложения(от одного до пяти), соответствующие содержанию текста.


Алгоритм выполнения задания:

  1. Внимательно прочитайте текст.

  2. Найдите подтверждение или опровержение предложенных высказываний в тексте.

  3. Запишите последовательность цифр подтвержденных высказываний.


Давайте рассмотрим Тестовое задание и вместе разберём его:

Какое утверждение не совпадает с точкой зрения автора? 
1) Человек должен уметь защищать свою честь. 
2) Гибель Пушкина на дуэли бесполезна и бессмысленна? 
3) Потомкам достается имя и честь отцов, все остальное неважно. 
4) Дуэль была способом восстановить нравственное равновесие. 

(1)В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются…» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2)Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих смирных людей. (З)Звон упругой стали более не слышится нам в слове честь. 
(4)Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов. (5)Итак, «честь — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». (6)И тут же примеры: «Человек незапятнанной чести. По чести… Уверяю вас честью.. Поступок, несовместимый с честью… Знал бы ты честь… Поле чести… Честь моя требует крови…». 
(7) Дуэль (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (10)Самое позднее — завтра утром. (Н)Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12)Сплегник вынужден был осторожничать. (13)В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец.
(14)А как же Пушкин? (15)Какая непоправимая и бессмысленная гибель…(16)Да, непоправимая, но небессмысленная. (17)Да, «невольник чести», но ведь чести! 
(18)3а год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям», (19)Вот и все, что остается детям: честь и имя. (20)Все остальное им не нужно, все остальное — неважно. (21)Очевидно, нам еще многое предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию этой истины. 

Рассмотрим предлагаемый ответ 1. Всем текстом утверждается мысль о том, что «человек должен уметь защищать свою честь». 
Именно второй ответ не совпадает с точкой зрения автора, который в предложении 17 выражает свои мысли о важности защиты чести даже с помощью дуэли: (17)Да, «невольник чести», но ведь чести! 
В тексте можно найти подтверждение словам ответа 3: (19) «Вот и все, что остается детям: честь и имя. (20)Все остальное им не нужно, все остальное неважно». 
И четвертый ответ совпадает с точкой зрения автора: (7) «Дуэль (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие». 
Ответ: 2.

Тестовые варианты для задания 20 из Егэ по Русскому:

Попробуйте решить их самостоятельно и сравнить с ответами в конце страницы


Пример 1:

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 
Цифры укажите в порядке возрастания. 

1) Колька с детства мечтал стать лётчиком, как и его отец. 
2) Все выпускники после школы разъехались поступать в разные места. 
3) Мечта о самолётах живёт в герое и по сей день. 
4) Страх одиночества пересилил желание стать летчиком. 
5) Односельчане сочувствовали мальчику, вернувшемуся обратно в село. 

(1)Чаще всего человек ищет свою мечту, но бывает и так, что мечта находит человека. (2)Как болезнь, как вирус гриппа. (З)Вроде бы никогда Колька Велин не смотрел на небо, затаив дыхание, и голоса птиц, реявших в голубой вышине, не заставляли трепетать его сердце. (4)Он был самым обыкновенным учеником, в меру усидчивым и старательным, в школу ходил без особого задора, на уроках был тише воды, любил рыбачить… 
(5)Всё переменилось мгновенно. (6)Он вдруг решил, что станет лётчиком. 
(7)В глухой, далёкой деревне, где до ближайшей станции больше ста километров, где любая поездка становится целым путешествием, сама эта мысль казалась безумием. (8)Жизненная стезя каждого человека здесь была ровной и прямой: после школы мальчики получали права на управление трактором и становились механизаторами, а самые смелые оканчивали водительские курсы и работали в селе шофёрами. (9)Ездить по земле — вот удел человека. (10)А тут летать на самолёте! (11)На Кольку смотрели как на чудака, и отец надеялся, что вздорная идея как-нибудь сама собой улетучится из головы сына. (12)Мало ли чего мы хотим в молодости! (13)Жизнь — жестокая штука, она всё расставит по своим местам и равнодушно, как маляр, закрасит серой краской наши пылкие мечты, нарисованные в юности. 
(14)Но Колька не сдавался. (15)Ему грезились серебристые крылья, несущие его над влажным снегом облаков, и густой упругий воздух, чистый и холодный, как родниковая вода, наполнял его лёгкие. 
(16)После выпускного вечера он отправился на станцию, купил билет до Оренбурга и ночным поездом поехал поступать в лётное училище. (17)Проснулся Колька рано утром от ужаса. (18)Ужас, будто удав, сдавил его окоченевшее тело холодными кольцами и впился своей зубастой пастью в самую грудь. (19)Колька спустился с верхней полки вниз, посмотрел в окно, и ему стало ещё страшнее. (20)Деревья, выступавшие из полумглы, тянули к стёклам кривые руки, узкие просёлки, словно серые степные гадюки, расползались по кустам, и с неба, заполненного до краёв клочьями ободранных туч, фиолетово-чёрной краской стекал на землю сумрак. (21)Куда я еду? (22)Что я там буду делать один? (23)Кольке представилось, что сейчас его высадят и он окажется в беспредельной пустоте необитаемой планеты… 
(24)Приехав на вокзал, он в тот же день купил билет на обратную дорогу и через два дня вернулся домой. (25)К его возвращению все отнеслись спокойно, без издёвки, но и без сочувствия. (26)Денег, потраченных на билеты, немного жаль, зато съездил, посмотрел, проверил себя, успокоился, теперь выбросит из головы всякий вздор и станет нормальным человеком. (27)Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю. (28)Камень, птица, мечта — всё возвращается назад… 
(29)Колька устроился в лесхоз, женился, сейчас растит двух дочек, в выходные ходит на рыбалку. (30)Сидя на берегу мутной речушки, он смотрит на бесшумно летящие в небесной вышине реактивные самолёты, сразу определяет: вот «МиГ», а вон «Су». (31)Сердце его стонет от щемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц. (32)Но рядом сидят рыбаки, и он пугливо прячет свой взволнованный взгляд, насаживает червячка на крючок, а потом терпеливо ждёт, когда начнёт клевать.

Пример 2:

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 
Цифры укажите в порядке возрастания. 

1) Вопрос «Кто виноват?»называют чисто русским вопросом. 
2) Причиной всех проблем является неуважение к человеку. 
3) Чтобы исчезла бедность, богатые должны заботиться о бедных. 
4) Многих людей оскорбляет невежество и грубость чиновников. 
5) Начав заботиться на уровне государства о человеке, мы сможем перевернуть сознание людей и сделать их более ответственными за судьбу государства. 

(1)Вопрос «Кто виноват?» называют чисто русским вопросом, якобы выражающим особенную сущность нашего национального характера. (2)На эту тему без устали острят эстрадные сатирики, глубокомысленно философствуют политтехнологи… (3)У каждого готов свой ответ на заданный ещё Герценом вопрос. (4)Огромная, наполненная природными ресурсами страна обладает таким же огромным интеллектуальным потенциалом. (5) А большая часть населения прозябает в бедности! (б)Почему? (7)Кто виноват? 
(8)Мне кажется, что причина всех наших проблем коренится глубже, чем мы себе представляем: ни гуманистические призывы, ни экономические реформы, ни набившие оскомину обещания новой жизни не могут сами по себе решить главного. (9)Она в нашем неуважении человека. (10)Надо сделать человека высшей ценностью. (11)Мы подсчитываем золотовалютный запас, радуемся, когда на внешнем рынке дорожает нефть, гордимся тем, что снизили уровень инфляции… (12)И что? (13)Что из того обыкновенному человеку? (14)Жила в ветхой избушке пенсионерка при уровне инфляции в 14 процентов, в этой же ветхой избушке она живёт и при уровне в 9 процентов! (15)Такие вопросы вызывают у наших уважаемых политиков высокомерно-снисходительную улыбку: дескать, товарищ нас не понимает! (16) Да нет, это вы, отделённые от реальности толстой стеной макроэкономических соображений, не видите микроскопическую клетку общественного организма — живого человека. (17)Неработающие лифты, перемороженные дома, закрытые двери, равнодушное «Ждите, нам некогда»— всё это симптомы самой страшной социальной болезни —пренебрежения к человеку. (18)0 человеке никто не думает, когда строится дом, и в космос запускают очередную ракету, и голосуют за какое-то якобы судьбоносное решение. (19)0 человеке подумали ровно настолько, чтобы он мог существовать в качестве некой полезной функции. (20)А раз так, то и человек перестаёт заботиться об окружающих, и ему нет дела до того, кто живёт рядом с ним, он считает себя маленькой деталькой в огромной государственной машине, снимает с себя ответственность за чистоту в подъезде, за порядок на улице, за процветание государства. 
(21)Не нужно призывов! (22)Надо просто починить сломанный лифт, а иначе как пожилым людям подниматься на последний этаж? (23)Надо в больничном коридоре поставить кушетку, чтобы больные не стояли в очереди, надо засыпать гравием лужу у остановки, чтобы проезжающие мимо машины не обливали грязью пассажиров… (24)Надо, чтобы человек не чувствовал себя униженным и оскорблённым, и поднимется производительность труда, вырастет уровень благосостояния человека, никто не станет терзаться бессмысленным вопросом «Кто виноват?».

Пример 3:

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 
Цифры укажите в порядке возрастания. 

1) Каждый поступок должен находить отклик в душе близкого человека, тогда отношения будут гармоничными. 
2) В отношениях важно преодолеть чувство собственничества и эгоизма. 
3) Когда один человек пытается «вытащить» на себе какие-либо отношения, это достойно уважения. 
4) Любовь основывается исключительно на сходстве характеров людей. 
5) Людей объединяют совместно пережитые трудности. 

(1)Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и пристально проанализировать то, что нас разъединяет. (2)Основным всё-таки является другой вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения: «Что нас объединяет?» 
(З)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что нас объединяет. (4)Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут поставлены под угрозу и наши взаимоотношения. (5)Связи, в которых людей уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всё нормально, но за красивым фасадом — одни проблемы и пустота. (б)Часто такие формальные связи хуже одиночества. 
(7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты. (8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты и направляющие развитие событий в совсем иное русло. 
(9)Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя и своего внутреннего достоинства. (10)Для взаимоотношений нужны двое, и любой наш шаг должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за которым последует его реакция, его ответные шаги нам навстречу. (11)Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно. 
(12)Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны пытались преодолеть чувство собственничества и эгоизма. (13)Очень часто мы не видим индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и продолжаем рассматривать их как отражение наших собственных взглядов, требований, представлений о том, какими они должны быть. (14)Мы не должны пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и подобию. (15)Любовь требует ощущения воздуха и свободы души. (16)Люди, любящие друг друга, не растворяются друг в друге и не теряют своей индивидуальности; они — две колонны, поддерживающие крышу одного храма.

Пример 4:

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 
Цифры укажите в порядке возрастания. 

1) Учитель физики гордился тем, что дал отпор хулиганам. 
2) Раньше дети, несмотря на то, что их души были изранены войной, всегда относились к учителям с благоговением. 
3) Персонаж рассказа, стремясь быть похожим на учителя, подал руку своей матери, когда она шла по лестнице. 
4) Зрители передачи красноречивым молчанием выразили своё решительное несогласие с позицией телезвезды. 
5) Учитель учил ребят своим примером. 

(1)В одной из недавних телепередач, где велась бурная дискуссия о проблемах современного образования, модная телезвезда разразилась гневной тирадой в адрес учителей. (2)По её твёрдому убеждению, все они —это люди несостоявшиеся, неудачники, проигравшие борьбу за успех, они пришли в школу единственно для того, чтобы отомстить бедным детям за свою сломанную судьбу. (З)Признаюсь: меня, человека уже пожилого, выросшего в послевоенные годы, эти слова ошеломили, будто бы какой-то нечестивец посмел прилюдно надругаться над святыней. (4)В первый момент мне показалось, что происходящее — сцена из какого-то фильма и телезвезда просто-напросто играет отрицательную роль. (5)Но, к сожалению, это был не фильм, и, к ещё большему сожалению, почему-то никто из публики не счёл возможным сказать хоть слово в защиту учителей. 
(6)…Шёл апрель 1947 года. (7)Мы, разлучённые войной со своими отцами, росли без царя в голове, не признавая ни законов, ни правил. (8)Голод, постоянные лишения, суровые жизненные условия — всё это наложило свой отпечаток на наши характеры. (9)Тогда считалось нормальным всячески показывать своё пренебрежение к учителям, и чем более дерзко ты себя вёл, тем больше тебя уважали в мальчишеской компании. 
(10)Учитель физики Иван Васильевич Матвеев пришёл к нам в седьмой класс. (11)Ходил он медленно, с усилием опираясь на палочку, и когда нечаянно задевал раненой ногой угол парты, то лицо чуть заметно вздрагивало от боли. 
(12)В конце месяца он, получив расчёт, возвращался с работы. (13)Его встретила местная шпана, чтобы отобрать деньги. (14)Учитель, невысокий крепыш, переложил палочку из правой руки в левую, затем двумя пальцами —указательным и средним — легонько стукнул главаря по верхней губе. (15)Тот рухнул на землю, учитель посмотрел на оцепеневших разбойников и поковылял дальше. (16)Весть о том, что учитель шутя расшвырял целую банду, моментально разнеслась по всему городку, а поскольку Иван Васильевич вёл физику в нашем классе, то все семиклассники в той или иной мере считали себя сопричастными этому подвигу. (17)Мы даже освоили несколько характерных жестов своего учителя, говорить стали медленно, протяжно, видом своим показывая, что учитель поделился с нами секретными приёмами и теперь не приведи Бог кому-нибудь нас обидеть. 
(18)Однажды я увидел, как Иван Васильевич, спускаясь со школьного крыльца, подал руку идущей следом учительнице математики. (19)Та смущённо покраснела и поблагодарила физика. (20)В тот же день, повинуясь безотчётному желанию во всём походить на учителя, я подал руку своей маме, когда она переходила по шаткой лесенке через теплотрассу. (21)Мама удивлённо улыбнулась, потом обняла меня и сказала, ласково глядя повлажневшими глазами: «Спасибо, милый! (22)Ты у меня уже совсем большой!» 
(23)Стараясь казаться взрослыми, табаком мы начали баловаться чуть ли не с шести лет. (24)Но, когда поняли, что наш учитель не курит, многие, в том числе и я, оставили эту вредную привычку. (25)Как-то раз Петька Фёдоров ругнулся матом — дело обычное для нас. (26)Иван Васильевич, услышав неприличное слово, шёпотом сказал Петьке: 
(27)— Это называется мужская слабость. 
(28)С той поры я старательно избегал нецензурных слов в своей речи… 
(29)Мысленно оглядываясь на прожитые годы, я понимаю, как много правильного, мудрого и необходимого подарил мне этот великий человек. (30)Даже сегодня мне ещё хочется держаться за его крепкую руку, которая ведёт меня по дороге жизни.

Пример 5:

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 
Цифры укажите в порядке возрастания. 

1) Развлекательное чтиво сегодня зачастую заменяет чтение классики. 
2) Привычка получать информацию посредством фильмов отучивает мыслить. 
3) Литературные шедевры всегда превращаются в шедевры кинематографические, это зависит от режиссёра. 
4) Современный человек предпочитает книги для отдыха, чтобы занять себя по дороге на работу и отвлечься. 
5) Книги Пушкина не пользуются спросом. 

(1)Владимир Солоухин в одном из стихотворений высказывает мысль, что того, кто несёт в руках цветы, можно не опасаться, ибо человек с цветами в руках зла совершить не может. 
(2)Думается, то же можно сказать и о человеке, несущем в руках томик Пушкина или Чехова. (З)Ибо человек, читающий такие книги, есть человек разумный, человек нравственный. 
(4)Известны слова Горького: «Любите книгу — источник знания». (5)К этому следовало бы добавить, что хорошая книга — это и средство воспитания чувств, духовного возвышения личности, это мир человеческих переживаний. (6)А кроме того, книга приобщает к красоте родной речи. 
(7)В России литературно-просветительские традиции всегда были сильны. (8)Иван Сытин, крестьянский сын, который основал во второй половине XIX века издательство в Москве, многие книги продавал по очень низкой цене, может быть, себе в убыток, чтобы они были доступны народу. (9)А благодаря издателю Павленкову в начале XX века появилось две тысячи бесплатных деревенских библиотек. 
(10)В целом мы были и, хочется надеяться, остаёмся более начитанным народом, чем многие другие. (11)И всё-таки всё чаще задаёшь себе вопрос: «А будут ли наши дети читать Пушкина?» (12)Хотя книжный прилавок стал неизмеримо богаче и разнообразнее, круг нашего чтения, как показывают социологические исследования, заметно изменился. (13)Пользуются спросом специальная литература и книги, содержащие разного рода практические советы. (14)Что же касается «художественной» литературы, то развлекательное чтиво: детективы, приключения, «семейные» романы — явно потеснило всё прочее. (15)«Спрос определяет предложение», — разводят руками издатели. 
(16)Да, современному человеку, озабоченному материальными и прочими проблемами, не до серьёзного чтения. (17)Читает он преимущественно в транспорте, по дороге на работу и с работы. (18)А что можно читать в автобусной сутолоке? (19)Желание отвлечься, снять нервное напряжение заставляет предпочесть лёгкое чтение, не требующее размышлений и глубокого проникновения в текст. 
(20)Мощными конкурентами книги стали кино и телевидение. (21)Кинорежиссёр Ролан Быков вспоминал о встрече с кинозрителями, на которой одна женщина хвалила кинематограф за выпуск фильма «Война и мир». (22)Она расценила это как великую заботу о наших детях, которым просто не прочитать четыре толстенных тома. (23)А теперь они пойдут в кино и всё увидят. (24)«В зале смеялись, — говорил Быков, — но это было давно». 
(25)Чем опасна замена книги фильмом? (26)Дело не только в том, что литературные шедевры не всегда превращаются в шедевры кинематографические. (27)В отличие от других видов искусства, литература требует не чувственного, а интеллектуального постижения. (28)Читатель создаёт образы героев, проникает в подтекст произведения работой мысли. (29)Превращение телевидения в основной канал информации, как утверждают психологи, свидетельствует о том, что мы переходим на образно-подсознательное восприятие в ущерб рациональному. (30)Ещё в XVIII веке французский философ Дидро говорил: «Кто мало читает, тот перестаёт мыслить». 
(31)Вопрос «Будут ли наши дети читать Пушкина?» символичен: в нём звучит беспокойство о нашем будущем. (32)Ведь оно зависит от нравственного облика, духовного мира тех, кто сегодня сидит за школьной партой или в университетской аудитории. (ЗЗ)Им определять судьбу нашей цивилизации в XXI веке. 
(34)Так сделаем же всё, чтобы наши дети читали Пушкина!

Пример 6:

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 
Цифры укажите в порядке возрастания. 

1) Тому, кто умеет быть, не надо заботиться о том, чтобы казаться. 
2) Рассказчика не отправили на фронт по состоянию здоровья. 
3) Учитель смущался своего внешнего вида. 
4) Несмотря на «отнюдь не бравый вид», учителю удалось поразить слушателей. 
5) Быть и казаться —это зачастую одно и то же. 

(1)Случилось так, что в качестве преподавателя в аудиторию высшего учебного заведения я впервые вошёл, когда мне не было и двадцати лет, в 1942 году. (2)Мы только что закончили курсы военных переводчиков при Военном институте иностранных языков и готовились ехать на фронт. (3)Но нескольких из нас оставили преподавать в институте. (4)Меня предупредили: моими слушателями будут курсанты, уже закончившие общевойсковые училища. (5)Перед ними я робел. (б)Предстоит учить мне и призванных в армию студенток. (7)Они меня смущали. (8)Вид мой был отнюдь не бравый: более чем скромное обмундирование и сущее несчастье — ботинки с обмотками вместо сапог. 
(9)Вот тут-то передо мной и встал вопрос: «Быть или казаться?» (10)Я представлял себе ясно, каким покажусь своим первым ученикам. (11)Как сделать, чтобы они почувствовали, каков я есть? (12)Решил начать с лобовой психологической атаки. (13)Продемонстрирую несколько примеров работы военного переводчика, потом скажу: «Вот что я умею и этому научу вас».
 (14)Взяв с собой трофейные уставы и письма немецких солдат, я с замирающим сердцем пошёл в класс. (15)Перед дверью маячил дежурный: выше меня на голову, выправка умопомрачительная, обмундирование, какое мне и не снилось. 
(16)Я взялся за ручку двери. 
(17)— Ты куда? — грозно осведомился дежурный. 
(18)—В класс! 
(19)— Это чего ради? (20)К нам сейчас преподаватель придёт! 
(21)—Это я! 
(22)— Брось заливать! — начал дежурный, но вдруг осёкся, широко распахнул передо мной двери и от неожиданности вместо «Встать! Смирно!» гаркнул: «Встать! Руки вверх!» 
(23)Отделение, вскочившее со своих мест, рухнуло на скамьи, давясь от хохота. 
(24)Растерявшись и видя перед собой аудиторию из одних бравых строевиков и блистательных красавиц, — так мне казалось — я, вместо того чтобы продемонстрировать на примерах, в чём состоит работа военного переводчика, сразу сказал: 
(25)— Сейчас я покажу вам, что я умею… 
(26)Тут у меня распустилась обмотка. (27)Я поставил ногу на табурет и начал обматывать ею ногу, но продолжал говорить: 
(28)— И этому научу вас! 
(29)Слушатели задохнулись от смеха. 
(30)«Всё погибло!» — подумал я с отчаянием. 
(31)Но отступать некуда. (32)Делая вид, что не слышу смеха, я приказал: 
(33)— Раскрыть любой устав на любом месте! 
(34)Дежурный поспешил раскрыть одну из синих книжек. (35)И я стал переводить с листа, сам себе приказав: «В темпе!» (Зб)Потом проделал то же самое с выхваченным наудачу трофейным приказом. (37)Особенно впечатлил слушателей перевод трофейного письма, написанного возрождённым в гитлеровские времена готическим шрифтом. (38)Непривычному он кажется иероглифами. (39)И наконец, не глядя на схему, отбарабанил структуру двух дивизий вермахта: пехотной и танковой. 
(40)Словом, я заставил своих учеников забыть и мою неприличную молодость, и гротескно-нелепое появление, и даже обмотки. (41)Но уж потом мне приходилось каждый день, не давая себе спуску и поблажки, быть, а значит, не заботиться о том, чтобы казаться.

Пример 7:

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 
Цифры укажите в порядке возрастания. 

1) Вид земли без травы производит удручающее зрелище. 
2) Вдали от видных мест траву можно и не беречь 
3) Человек—единственный зелёный росточек, о котором стоит переживать. 
4) Воздух и трава —это то, чем нужно дорожить. 
5) Антифриз вызывает ожог почвы. 

(1)Сушествует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем, когда его начинает не хватать. (2)Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить». (3)Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и беспрепятственно дышим. 
(4)По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожалуй, у воздуха никого на земле ближе, чем трава. (5)Мы привыкли, что мир — зелёный. (6)Льём на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щёлочи. (7)Высыпать машину заводского шлака и накрыть и отгородить от солнца траву? (8)Подумаешь! (9)Сколько там травы? (10)Десять квадратных метров. (11)Не человека же засыпаем, траву. (12)Вырастет в другом месте. 
(13)Однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине был уже не нужен, я открыл краник, и вся жидкость из радиатора вылилась на землю, на лужайку под окнами нашего деревенского дома. (14)Антифриз растёкся продолговатой лужей, потом его смыло дождями, но на земле, оказывается, получился сильный ожог. (15)Среди плотной мелкой травки, растущей на лужайке, образовалось зловещее чёрное пятно. (16)Три года земля не могла залечить место ожога, и только потом плешина снова затянулась травой. 
(17)Под окном, конечно, заметно. (18)Я жалел, что поступил неосторожно, испортил лужайку. (19)Но ведь это под собственным окном! (20)Каждый день ходишь мимо, видишь и вспоминаешь. (21)Если же где-нибудь подальше от глаз, в овраге, на лесной опушке, в придорожной канаве, да, господи, мало ли на земле травы? (22)Жалко ли её? (23 )Подумаешь, высыпали шлак (железные обрезки, щебень), придавили несколько миллионов травинок, неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка! (24)Трава. (25)Трава она и есть трава. (26)Её много. (27)Она везде. (28)В лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пустыне… (29)Разве что вот в пустыне её поменьше. (30)Начинаешь замечать, что, оказывается, может быть так: земля есть, а травы нет. (31)Страшное, жуткое, безнадёжное зрелище! 
(32)Представляю себе человека в безграничной, бестравной пустыне, какой может оказаться после какой-нибудь космической или не космической катастрофы наша Земля, обнаружившего, что на обугленной поверхности планеты он — единственный зелёный росточек, пробивающийся из мрака к солнцу.

Пример 8:

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 
Цифры укажите в порядке возрастания. 

1) Спустя много лет ничто не напоминало о том, что прежде на берегу речки Сисявы жили люди. 
2) После разговора со стариком герой-рассказчик понял, что есть только один способ противостоять страшной неизбежности — радоваться каждой минуте жизни. 
3) Через несколько дней «индейской» жизни мальчики пали духом, потому что, оставшись одни, без присмотра взрослых, вынуждены были самостоятельно добывать себе пищу. 
4) Старик сообщил, что на берегу этой речки раньше была большая деревня, но потом, когда река обмелела, люди разъехались кто куда. 
5) Память может противопоставить глухой, холодной вечности. 

(1)В детстве я зачитывался книжками про индейцев и страстно мечтал жить где-нибудь в прериях, охотиться на бизонов, ночевать в шалаше… (2)Летом, когда я окончил девятый класс, моя мечта неожиданно сбылась: дядя предложил мне охранять пасеку на берегу тощей, но рыбной речушки Сисявы. (3)В качестве помощника он навязал своего десятилетнего сына Мишку, парня степенного, хозяйственного, но прожорливого, как галчонок. 
(4)Два дня пролетели в один миг: мы ловили щук, обходили дозором наши владения, вооружившись луком и стрелами, без устали купались; в густой траве, где мы собирали ягоды, таились гадюки, и это придавало нашему собирательству остроту опасного приключения. (5)Вечерами в огромном котле я варил уху из пойманных щук, а Мишка, пыхтя от натуги, выхлебывал её огромной, как ковш экскаватора, ложкой. 
(6)Но, как выяснилось, одно дело — читать про охотничью жизнь в книгах, и совсем другое — жить ею в реальности. 
(7)Скука мало-помалу начинала томить меня, вначале она ныла несильно, как недолеченный зуб, потом боль стала нарастать и всё яростнее терзать мою душу. (8)Я страдал без книг, без телевизора, без друзей, уха опротивела мне, степь, утыканная оранжевыми камнями, похожими на клыки вымерших рептилий, вызывала тоску, и даже далёкое поле жёлтого подсолнечника мне казалось огромным кладбищем, которое завалили искусственными цветами. 
(9)Однажды после обеда послышался гул машины. (10)Дядя так рано никогда не приезжал — мы решили, что это разбойники-грабители. 
(11)Схватив лук и стрелы, мы выскочили из палатки, чтобы дать отпор незваным гостям. (12)Возле пасеки остановилась «Волга». (13)Высокий мужчина лет сорока, обойдя машину, открыл заднюю дверь и помог выйти маленькому старичку. (14)Тот, шатаясь на слабых ногах, тяжело осел на траву и стал с жадной пронзительностью смотреть кругом, словно чуял в летнем зное какой-то неотчётливый запах и пытался понять, откуда он исходит. (15)Вдруг ни с того ни с сего старичок заплакал. (16)Его лицо не морщилось, губы не дрожали, просто из глаз часто-часто потекли слёзы и стали падать на траву. (17)Мишка хмыкнул: ему, наверное, показалось чудным, что старый человек плачет, как дитя. (18)Я дёрнул его за руку. (19)Мужчина, который привёз старика, понимая причину нашего удивления, пояснил: 
(20)— Это мой дед! (21)Раныпе он жил здесь. (22)На этом самом месте стояла деревня. (23)А потом все разъехались, ничего не осталось… 
(24)Старик кивнул, а слёзы не переставая текли по его серым впалым щекам. 
(25)Когда они уехали, я оглянулся по сторонам. (26)Наши тени — моя, высокая, и Мишкина, чуть меньше, — пересекали берег. (27)В стороне горел костёр, ветерок шевелил футболку, которая сушилась на верёвке… (28)Вдруг я ощутил всю силу времени, которое вот так раз — и слизнуло целую вселенную прошлого. (29)Неужели от нас останутся только эти смутные тени, которые бесследно растают в минувшем?! (30)Я, как ни силился, не мог представить, что здесь когда-то стояли дома, бегали шумные дети, росли яблони, женщины сушили бельё… (31)Никакого знака былой жизни! (32)Ничего! (ЗЗ)Только печальный ковыль скорбно качал стеблями и умирающая речушка едва шевелилась среди камышей… 
(34)Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной рухнула земля и я оказался на краю бездонной пропасти. (35)Не может быть! (Зб)Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности? 
(37)Вечером я варил уху. (38)Мишка подбрасывал дрова в костёр и лез своей циклопической ложкой в котелок — снимать пробу. (39)Рядом с нами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни. (40)Порою, когда пробегал ветер, мне даже слышны были чьи-то тихие голоса… 
(41)Тогда я подумал: память. (42)Чуткая человеческая память. (43)Вот что человек может противопоставить глухой, холодной вечности. (44)И ещё я подумал о том, что обязательно всем расскажу о сегодняшней встрече. (45)Я обязан это рассказать, потому что минувшее посвятило меня в свою тайну, теперь мне нужно донести, как тлеющий уголёк, живое воспоминание о прошлом и не дать холодным ветрам вечности его погасить.

Ответы: 
1) 3,4 
2) 1,2,5 
3) 1,2,5 
4) 3,5 
5) 1,2,4 
6) 1,3,4 
7) 1,4,5 
8) 1,5

multiurok.ru

Новое 20 задание ЕГЭ — Ирина Шульгина

Добрый день!

Предлагаю разобрать НОВОЕ задание №20 ЕГЭ по русскому языку.

А вот теория в текстовом виде.

Формулировка задания №20 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена.

Вариант 1.
Исключение
Вариант 2.
Замена
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В районе южного полюса Юпитера астроном заметил тёмное пятно и вначале принял его за погодный необычный феномен, ведь на этой планете часто бушуют бури.

Ответ: __________________________.

(Ответ: необычный)
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.Ответ: __________________________. (Ответ: потерпели)

 

Виды речевых ошибок.

№ п/пВид ошибкиПримеры
1Употребление слова в несвойственном ему значенииПоднимаясь по экскаватору, стойте с правой стороны, а проходите с левой.
2Неразличение синонимичных словИмя этого поэта знакомо во многих странах.
3Употребление слов иной стилевой окраски, в т.ч. смешение лексики разных эпохМолчалин работает (вместо «служит») секретарем у Фамусова.
4Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмовЭтому, безусловно, талантливому писателю М.Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.
5Неоправданное употребление просторечных словНа вратаре майка, напяленная (вместо надетая) на рубашку.
6Нарушение лексической сочетаемостиАвтор использует художественные особенности (вместо средства). В этот день закоренелые (вместо истинные) патриоты вышли на улицы города.
7Употребление лишних слов, в том числе плеоназмМолодой юноша; очень прекрасный. Наступил август месяц.
8Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология)В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
9Неоправданное повторение словаГерой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

11,690 просмотров всего, 9 просмотров сегодня

irishu.ru

Задание №20 – Теория – ЕГЭ 2019 по русскому языку

Теория по заданиям ЕГЭ 2019 русский язык

Задание 20. Необходимо правильно определить границы в составе сложного предложения с сочинительной, подчинительной и бессоюзной частями

 

Теория для Задания №20 ЕГЭ 2019 по русскому языку

«Знаки препинания в предложениях с разными видами связи.»

 

Алгоритм выполнения:
1) Сначала выделяем грамматические основы, находим границы предложений, чтобы не упустить какое-либо.
2) Далее находим главное предложение в составе: одно должно быть без союза. Это может быть как простое, так и ССП.
3) Ищем придаточные предложения от главного, если их несколько, смотрим как связаны между собой (см. Задание 18, а именно, однородное, неоднородное, последовательное подчинения). Расставляем запятые в соответствие с правилами.
4) Если от придаточных зависят другие придаточные, расставляем и там запятые.
5) Стык союзов (два союза рядом). Ищем стык союзов и проверяем по правилу, данному ниже:
На стыке двух союзов (сочинительного и подчинительного или двух подчинительных) нужно обратить особое внимание!
и когда/ и, когда
и что/ и, что
и где/ и, где
что если/ что, если и др.
Проверяем следующим образом: берем придаточную на стыке и переставляем ее в другое место или в конец предложения. Если можно переставить – ставим запятую на стыке. Нельзя переставить – не ставим.

Запятая нужна
На стыке подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними ставится, если можно изъять придаточное предложения и конструкция всего предложения не потребует перестройки.

Мы гуляли по набережной и, когда начался дождь, открыли зонты.
Мы гуляли по набережной, поэтому, когда начался дождь, зашли в кафе.

Запятая не нужна
На стыке подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними не ставится, если за придаточным предложение следует вторая часть двойного союза.

Он уехал, и где он теперь, я не знаю.
Начался дождь. Он знал, что если он выйдет на улицу, то промокнет до нитки.

Теги: Теория

ege-helper.ru

ЕГЭ по русскому. Задание 20. Лексические нормы

В 2018 году появились изменения в тесте ЕГЭ, а именно появилось 20 задание. В документах, определяющих структуру и содержание элементов ЕГЭ, указано, что задание 20 ЕГЭ по русскому языку 2018 проверяет выпускников на знание лексических норм (кроме паронимов).

 

Формулировка задания 20 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена.

 

Приведем примеры.

 

1) Исключение. Из демоверсии ЕГЭ 2018 г.:

 

«Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

 

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.»

 

Ответ: главную

 

В данном предложение необходимо исключить слово «главную», так как оборот речи «главная суть» является плеоназмом. «Суть — самое главное, существенное в ком-л., чем-л.; сущность, основа» (словарь Ожегова).

 

2) Замена.

 

«Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

 

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

 

Ответ: потерпели

 

Здесь нарушение лексической сочетаемости. Одержать можно победу, а потерпеть поражение.

 

Для успешного выполнения задания 20 ЕГЭ рекомендуем:

 

1. Найдите смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки)

 

2. Распознайте ошибку, укажите ее вид (не смешивать со средствами выразительности)

 

3. Если это ошибка, исправьте ее.

Для успешного выполнения задания 20, так же необходимо:

 

— понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением;

 

— учитывать особенности сочетаемости слов; правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы;

 

— избегать речевой избыточности; не допускать речевой недостаточности;

 

— учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.

 

перейти на страницу «Задание 21» >>>

 

вернуться на страницу «Подготовка к ЕГЭ по русскому» >>>

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club


Смотрите также:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Ещё статьи >>>

reallanguage.club

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *