Ближний восток 10 класс история – Презентация на тему «Ближний Восток 10 класс»

Trojden | Ближний Восток: Уколова В. И.

1. Переход к цивилизации. В развитии материальной культуры на смену неолиту пришёл медный век — энеолит. В наиболее развитых регионах медный век стремительно уступил место веку бронзовому, охватывающему IV—II тыс. до н. э. Бронзовый век в I тыс. до н. э. сменился железным. Переход человечества от первобытности к цивилизации свершился на рубеже IV—III тыс. до н. э., т. е. пришёлся на медный и бронзовый века. Переход этот был точечным, очаговым, т. е. не все народы и племена примерно в одно время перешагнули рубеж цивилизации. Этот решающий шаг к началу собственно истории человечества был сделан на Ближнем Востоке.

Для древней истории понятие Ближний Восток не вполне совпадает с современным. Ближний Восток включал земли, расположенные между Каспийским, Чёрным, Средиземным морями и Индийским океаном, т. е. Переднюю Азию, а также Северную Африку.

В современной науке цивилизацией называется следующая за первобытностью более высокая ступень развития человеческого общества, которая характеризуется появлением городов и государства, письменности, дифференцированной социальной структуры, высокоразвитой культуры.

Цивилизациями также называют высокоорганизованные обширные общности с определённым уровнем развития материальной и духовной культуры, социальной организации, локализованные во времени и в пространстве. С этих позиций историю можно представить как смену и сосуществование цивилизаций.

Мнение учёного

...Цивилизации могут появляться в обстоятельствах, в высшей степени различных.

...Причина генезиса цивилизаций кроется не в единственном факторе, а в комбинации нескольких... При этом функция «внешнего фактора» заключается в том, чтобы превратить «внутренний творческий импульс» в постоянный стимул, способствующий реализации потенциально возможных творческих вариаций.

А. Тойнби

Какие «внешние» и «внутренние» факторы, на ваш взгляд, способствуют возникновению цивилизации?

2. Древнейшие цивилизации. Первые цивилизационные центры появляются на берегах крупных рек. В IV тыс. до н. э. в долинах Тигра и Евфрата — Месопотамии (Междуречье) и соседних районах Загроса, Анатолии, Палестины возникли первые города, имевшие храмовые комплексы, довольно большое население, знакомое с различными видами ремесла и строительства. Похожие городские центры примерно в то же время зародились в Северной Африке в долине реки Нил.

В Месопотамии основателями первых городов-государств были шумеры. Происхождение этого народа до настоящего времени остаётся неясным, а шумерский язык не принадлежит ни к одной из известных учёным языковых семей.

Шумерские города, среди которых наиболее известны Ур, Урук, Лагаш, Киш, строились вокруг храмовых комплексов. Их правители соединяли функции верховного жреца и носителя высшей государственной власти. Фигура и власть правителя в глазах его подданных имели сакральный характер. Они находились под особым покровительством богов, а правитель становился «гарантом» благосклонности богов к государству и его населению. Вся земля считалась принадлежащей правителю, олицетворявшему собой государство. Верховная власть постепенно приобретала наследственный характер.

Религиозным и экономическим центром шумерского города-государства был храм. Он являлся центром накопления общественных богатств, через него осуществлялись общественные раздачи, обмен продуктами и деятельностью.

Города-государства стремились увеличить территорию, упрочить свою политическую гегемонию в регионе. Между ними велись войны, в результате которых более могущественные захватывали соседей, образовывая крупные, но непрочные государственные объединения.

Статуя царя. Месопотамия. Около 2400 г. до н. э.

В Древнем Египте первые города-государства (их называют номами) возникали так же, как в Месопотамии, — вокруг храмов. Их правители часто были выходцами из жреческой среды. Однако на берегах Нила борьба между номами была значительно более интенсивной. На рубеже IV—III тыс. до н. э. около двадцати номов по верхнему течению Нила и примерно столько же по его нижнему течению были объединены под властью двух правителей. Вскоре война между Верхним и Нижним Египтом завершилась победой царя Верхнего Египта, который объединил страну и стал единовластным её правителем. Впервые в истории в долине Нила появилось большое государство с единым центром, управляемое бюрократическим аппаратом, во главе с фараоном — «живым богом», обладавшим неограниченной властью. Господство государства и его правителя над подданными было всеохватывающим. Такой тип государства называется древневосточной деспотией.

Ещё одной особенностью развития древнеегипетской цивилизации было то, что в ней очень рано исчезла община, её поглотили храмовые и вельможные хозяйства. Всё произведённое обществом принадлежало государству и правителю, его олицетворявшему, распределялось централизованно в соответствии со строжайшей системой норм. Собственность оказалась теснейшим образом связана с властью, сформировалась её особая, характерная не только для Древнего Египта, но и для всего Древнего Востока форма — власть-собственность.

Мнение учёного

...Представление о верховной собственности государства и государя можно понимать только в том плане, о котором идёт речь: высшая собственность правителя-символа, олицетворяющего коллектив, производна от реального владения достоянием коллектива и безусловного права распоряжаться его ресурсами и имуществом, причём то и другое в конечном счёте производно от власти...

Древние цивилизации в III—I тыс. до н. э.

Власть-собственность — это и есть альтернатива европейской античной, феодальной, буржуазной частной собственности в внеевропейских структурах, причём это не столько собственность, сколько власть, так как функции собственника здесь опосредованы причастностью к власти, т. е. к должности, но не к личности правителя. По наследству в этих структурах может быть передана должность с её правами и прерогативами, включая и высшую собственность, но не собственность как исключительное частное право владения вне зависимости от должности.

Л. С. Васильев

Как связаны власть и собственность на Востоке? В чём учёный видит отличие собственности на Востоке от собственности на Западе?

Процесс возникновения цивилизаций сопровождался усложнением и систематизацией религиозных верований, интенсивным развитием материальной и духовной культуры. Шумерские религиозные представления стали источником многих религиозных образов для последующих эпох. У шумеров сформировалось представление об антропоморфных (имеющих человеческий облик) богах. В то же время шумеры соединяли образы богов с небесными светилами. Они начали изучать звёздное небо, по положению и путям светил пытались предсказывать судьбы людей и государств. Шумеры первыми зафиксировали конфигурации созвездий, определили пути движения планет.

У шумеров родилось представление о существовании божественного первообраза истинной «царственности», который, спускаясь на землю и соединяясь с избранным государством, делал его особенно могущественным и долговечным. В виде идеи «смены царств» этот образ вошёл в Библию, сюда же восходит идея «Москвы — Третьего Рима».

В Шумере появился образ Гильгамеша — первого в истории эпического героя, осмелившегося бросить вызов богам.

Величайшим достижением шумеров было создание клинописи. И по сей день мы пользуемся шумерской позиционной системой цифр и шестидесятеричным счётом, деля час на 60 минут, минуту на 60 секунд, а круг на 360°.

Свои храмы шумеры строили в виде мощных ступенчатых сооружений — зиккуратов (священных гор). Их вид стилизованно используется и в современной архитектуре.

Древние египтяне верили, что бог Птах сотворил мир божественным словом и умиротворился, создав всё сущее. Отдалённые отзвуки таких представлений можно проследить и в христианском учении. Особо почитался бог Солнца Амон-Ра. Государство существовало, по представлениям египтян, на основе установлений богини Маат, олицетворявшей божественный порядок и истину. Царь должен был утверждать закон Маат на месте беспорядка в мире людей. В XIV в. до н. э. фараон Эхнатон отказался от языческого многобожия и ввёл культ единого бога Атона, изображавшегося в виде солнечного диска. Однако после смерти Эхнатона Египет вернулся к многобожию.

Высшим выражением мощи египетского государства и его правителя фараона стало сооружение пирамид — гигантских усыпальниц, утверждавших вечность и незыблемость установленного миропорядка. В эпоху Античности пирамиды считались первым из семи чудес света. До XX в. они оставались крупнейшими архитектурными сооружениями мира.

В египетской цивилизации были заложены основы многих знаний в области медицины, математики, астрономии. При храмах создавались особые «дома жизни», где составлялись литературные, религиозные, ритуально-магические, научные тексты, создавались библиотеки, архивы, функционировали школы.

Наследие первых цивилизаций стало основой для развития культуры всего Древнего мира.

3. От ранних государств к великим империям. В III — первой половине I тыс. до н. э. на Ближнем Востоке происходили непрерывные миграции народов, образовывались и распадались многие государства. Развивались противоборствующие процессы — объединения земель и стран, создания крупных государств и распада, раздробления их на новые государственные образования. Здесь смешивались этносы, культуры, языки, образуя особый культурно-цивилизационный древневосточный феномен.

В Месопотамии шумерские города были завоёваны аккадцами — народом, принадлежавшим к семитской группе. Они создали объединённое государство, регулярную армию. На рубеже XIX—XVIII вв. до н. э. ещё один семитский народ — амореи завоевали значительную часть Месопотамии и основали государство, столицей которого стал город Вавилон. Вавилонское царство достигло наибольшего могущества при царе Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Во время его правления были изданы законы, которые полностью дошли до нашего времени. Эти законы свидетельствуют о том, что вавилонское общество имело сложную социальную структуру, верхним слоем которой было высокопоставленное чиновничество, непосредственно связанное с царём. Особое положение занимали жрецы.

Фрагмент законов Хаммурапи. Базальтовая стела. XVI в. до н. э. Лувр, Париж

Самым многочисленным был слой полноправных общинников, но уже появились разные категории зависимых людей, существовало рабство, которое, по-видимому, носило патриархальный характер. Очень важно, что в кодексе законов Хаммурапи прослеживается признание принципа вины и злой воли, т. е. разделяется степень наказания за предумышленное и непредумышленное преступление.

С середины II тыс. до н. э. на Ближнем Востоке начинает доминировать тенденция образования крупных военных держав, ставших первыми империями древности. С началом Нового царства (XVI в. до н. э.) Древний Египет путём захвата расширил свою территорию. При фараоне Тутмосе III египетская империя стала простираться от четвёртого порога Нила до северной окраины Сирии. Продвинувшись к самым верховьям Нила, Египет затем предпринял военные походы в Месопотамию.

Однако экспансионистские устремления Египта столкнулись с захватническими устремлениями другой мощной державы — Империи хеттов.

Хетты, один из индоевропейских народов, в XVII в. до н. э. пришли в Малую Азию и создали здесь своё государство. Наибольшего могущества оно достигло в XIV—XIII вв. до н. э. Хетты первыми из народов Востока научились обрабатывать железо, что дало им преимущество в вооружении. Они вели многочисленные войны и подчинили себе значительные территории, создав державу, простиравшуюся «от моря до моря», даже захватили Вавилон и подвергли его разрушению, но великий город возродился вновь.

В конце XIV — начале XIII в. до н. э. соперничество двух великих держав за господство в Азии достигло наивысшего накала. В битве при Кадеше едва не погиб фараон Рамсес II. После ожесточённых войн между египтянами и хеттами был заключён мирный договор, великие державы вынуждены были признать стратегический паритет.

Однако к концу II тыс. до н. э. могущество этих империй было исчерпано. Хеттское государство перестало существовать, а Египет попал под власть иноземных правителей. На авансцену истории вышла новая великая империя — Ассирия, за тысячелетие превратившаяся из маленького, бедного государства на северной окраине Месопотамии в мировую державу. В VIII—VII вв. до н. э. Ассирия захватила большую часть Ближнего Востока, её владения простирались от Египта до Урарту и от Средиземноморья до Персидского залива.

Завоевание Ассирией Палестины описано в Библии. Библейские пророки проклинали жестоких завоевателей, предсказывали их гибель и разрушение «города крови» — ассирийской столицы Ниневии. Ассирийцы были беспощадны к покорённым народам. За сопротивление они истребляли жителей завоёванных городов, сдирали с живых кожу, воздвигали пирамиды из черепов. Пленных уничтожали или обращали в рабов. Они переселяли целые народы из одной части империи в другую, добиваясь от них покорности.

Ассирийские цари обладали абсолютной властью над своими подданными. Империя была разделена на наместничества, наместники собирали налоги и стояли во главе размещённых в наместничестве военных подразделений ассирийской армии, которая в течение нескольких веков была самой сильной и хорошо организованной на всём Ближнем Востоке. Однако даже самое могущественное государство не может сохранять своё господство над другими странами и народами вечно. В конце VII в. до н. э. Ассирия была разгромлена войсками окрепшего Нововавилонского царства.

Во время правления царя Навуходоносора II Нововавилонское царство переживало кратковременный подъём. Вавилон стал центром торговли, сюда стекались богатства со всего Ближнего Востока. Велось обширное строительство. Были воздвигнуты царские дворцы, новые храмы. Семиярусный зиккурат Этеменанки стал прообразом библейской Вавилонской башни. Разбитые на многочисленных террасах вокруг царского дворца висячие сады называли одним из семи чудес света.

Ассирийский рельеф из дворца в Дур-Шаррукине. VIII в. до н. э.

Нововавилонская империя просуществовала около шести десятилетий. В 539 г. до н. э. Вавилон был взят персами, об этом упоминается в Библии в рассказе о царе Валтасаре и грозных божественных предзнаменованиях во время пира.

Персы, или иранцы, были индоевропейцами (ариями). В начале I тыс. до н. э. они двинулись из Приуралья, перешли Кавказ и осели на плато к северо-востоку от Малой Азии. Территория их расселения получила название Ариана (от имени «арии»), затем оно стало звучать как Иран. В VI в. до н. э. персидские племена объединились и создали государство, которое за короткий срок превратилось в последнюю и самую могущественную империю Древнего Востока.

Империя персов вобрала в себя политический, административный и хозяйственный опыт предшествовавших великих военных держав древности. Она объединила под властью единого правителя и его администрации страны и народы, сильно отличавшиеся по уровню развития — от не имевших своей государственной организации до некогда великих государств. Персы были господствующим этносом, но в элиту империи интегрировались и представители других народов. Для более эффективного управления империя была разделена на сатрапии — провинции, во главе которых царь ставил персидских наместников, однако в наиболее лояльных к центральной власти провинциях функции сатрапов могли выполнять местные правители. В ряде районов сохранялись традиционные формы управления.

По всей территории империи стояли военные гарнизоны, входившие в единую персидскую армию, которая являлась главной опорой центральной власти. Огромные подати взимались с покорённых народов. Получило распространение рабство.

Религией древних персов был зороастризм. Его основатель Зороастр (Заратуштра) жил, скорее всего, на рубеже VII—VI вв. до н. э. Идут споры о месте зарождения зороастризма — называют Среднюю Азию, Афганистан, даже Приуралье. В любом случае учение пророка Зороастра было одной из религий древних ариев, к которым принадлежали и персы (иранцы).

Зороастр проповедовал, что нет многих богов, а только великий Ахурамазда, который есть добро и свет. Но у Ахурамазды есть очень сильный враг Ангро-Манью. Это глава сил зла, тьмы, смерти. Мир оказался разделённым на два непримиримых начала, между которыми идёт непрекращающаяся борьба. Человек должен сделать выбор между светом и тьмой. Зороастризм впоследствии повлиял на возникновение еретических течений в христианстве и исламе.

Империи Древнего Востока, при всей жестокости методов осуществления своей политики, сыграли важную роль в развитии международных отношений и дипломатии древности. Импер

trojden.com

Контрольная работа по истории на тему "Первобытный мир. Ближний Восток" (10 класс).

Контрольная работа № 1.
Всеобщая история. 10 класс. Тема: «Первобытный мир. Древний Восток».
Вариант 1.

(на листах с контрольными заданиями – ничего не пишем)

  • Все исторические источники подразделяются на 2 вида: письменные и ________.

  • Возникновение письменности у людей произошло примерно __ тысяч лет назад.

  • Первые люди на нашей планете появились на территории _______ ________.

  • Вид людей под названием homo sapiens переводится с латинского языка, как ________ ________.

  • Самые древние объединения людей носили название ________ ________.

  • Первые правила поведения, в основе которых лежали представления о добре и зле, назывались ________ ________.

  • Мясо птицы в рацион первобытного человека было включено благодаря изобретению ________ __ ________.

  • Напишите названия двух наиболее древних государств Ближнего Востока.

  • Оба этих государства (вопрос 8) возникли в зонах поливного ________.

  • Первое алфавитное письмо было изобретено в государстве под названием ________.

  • Основным занятием жителей данного государства (вопрос 10) являлась ________.

  • Наиболее могущественным государством в 6-4 веках до нашей эры являлось государство ________.

  • В долине какой реки возникла первая цивилизация на территории современной Индии?

  • Крупнейший город данного государства (вопрос 13) носил название ________.

  • Напишите название кочевых племён, уничтоживших данное государство (вопрос 13) в конце 2 тысячелетия до нашей эры.

  • Данные племена (вопрос 15) принесли на полуостров собственную религию, согласно которой всё общество строго делилось на 4 сословия - ________.

  • Это религиозное учение, до настоящего времени преобладающее на территории Индии, получило название - ________.

  • Основоположником религии буддизм – является царевич по фамилии ________, живший в 6 веке до нашей эры.

  • Слово «будда» в переводе с языка санскрит означает ________.

  • Зарождение китайской цивилизации произошло в долине реки ________.

  • Напишите название китайской династии, управлявшей государством с 1766 до 1027 годов до нашей эры.

  • Столицей китайского государства в то время (вопрос 21) являлся город ________.

  • Собрать воедино раздробленный Китай в 3 веке до нашей эры смог жестокий правитель по имени ________.

  • Вершиной политического развития Древнего Китая считается империя ________, просуществовавшая с 206 года до нашей эры до 220 года нашей эры.

  • Контрольная работа № 1.
    Всеобщая история. 10 класс. Тема: «Первобытный мир. Древний Восток».
    Вариант 2.

    (на листах с контрольными заданиями – ничего не пишем)

  • «Наукой о древностях» в переводе с греческого языка называют науку ________.

  • Период истории, временными рамками которого являются 476-1492 годы, называется ________ ________.

  • Первые люди на нашей планете появились примерно __ ________ лет назад.

  • Вид людей, представителями которого мы являемся, появился на нашей планете примерно __ ________ лет назад.

  • Большую часть свободного времени первобытный человек тратил на ________ ________.

  • Расселиться за пределами тёплого африканского континента первобытному человеку помогло ________ ________.

  • Развитие земледелия и животноводства подтолкнуло к переходу человечества от присваивающего хозяйства – к ________.

  • Титул правителя Древнего Египта носил название ________.

  • Наблюдение за состоянием общества в древних государствах осуществляли служители культа - ________.

  • Первая военная держава Ближнего Востока (1350-612 годы до нашей эры) носила название ________.

  • Оружие воинов данной державы (вопрос 10) изготавливалось из ________.

  • В 7 веке до нашей эры данное государство (вопрос 10) было разрушено в результате нашествия кочевников - ________.

  • Первым народом, заселившим территорию современной Индии, был народ ________.

  • Сохранился ли этот народ (вопрос 13) до наших дней: да или нет?

  • Напишите название горной цепи, защищающей полуостров Индостан от холодных северных ветров.

  • Первое единое индийское государство было сформировано в 4 веке до нашей эры после вторжения на Индостан войск ________ ________.

  • Основателем индийской империи в 312 году до нашей эры стал ________ ________.

  • Напишите название верховного индийского божества.

  • Вера индийского населения в переселение душ называется теорией ________.

  • Первой китайской правящей династией (2205-1766 годы до нашей эры) принято считать династию ________.

  • Правитель (император) Китая носил наследственный титул «сына Неба» - ________.

  • Напишите название китайской династии, управлявшей государством в 1027-770 годах до нашей эры.

  • В 221 году до нашей эры единое китайское государство было восстановлено и получило название «империя ________».

  • Напишите самоназвание китайского народа, именем которого с 206 года до нашей эры стала называться новая империя.

  • Контрольная работа № 1.
    Всеобщая история. 10 класс. Тема: «Первобытный мир. Древний Восток».

    Ключи.

    infourok.ru

    § 11. Страны Ближнего и Среднего Востока и Балкан в X – XV вв

    § 11. Страны Ближнего и Среднего Востока и Балкан в X – XV вв

    Мусульманские государства в X – XIII вв. Несмотря на распад Арабского халифата, распространение ислама продолжалось. К началу XI в. мусульманскими стали многие страны Азии, Африки и Европы. В них сложились сходные социально-экономические и политические отношения, основанные на принципах ислама. На Ближнем Востоке разговорным и официальным языком стал арабский, постепенно вытеснивший все другие языки.

    В XII в. Северную Африку и мусульманскую Испанию объединила под своей властью династия Альмоха?дов (1121 – 1269). В Египте в X – XII вв. укрепилась власть шиитов Фатимио?дов (909 – 1171). В 1171 г., свергнув последнего фатимидского халифа, власть в Египте захватил энергичный султан Сала?хаддин (Сала?дин, как его называли европейцы; правил в 1174 – 1193).

    В Средней Азии в XI в. усилилось тюркское племя огу?зов (туркмен), ставшее известным в истории под названием турок-сельджу?ков (по имени рода их предводителей). В середине XI в. воинственные сельджуки захватили Багдад и подчинили огромные территории, включавшие Ирак, Сирию, Палестину, Иран и Закавказье. Но их держава, в которой господствовали родовые отношения, оказалась непрочной и к концу XII в. распалась. В XIII в. в Средней Азии и Иране доминирующую роль начали играть правители Хоре?зма.

    Стрелок из лука. Начало XV в. Иран

    Ислам – иногда мирно, иногда путём новых завоеваний – распространялся всё дальше в Африке и Азии. В начале XIII в. тюрки-мусульмане подчинили Северную Индию, создав здесь Делийский султанат (1206 – 1526). На востоке ислам достиг границ Китая и островов Юго-Восточной Азии. Самым северным мусульманским государством стала Волжская Булгария, тюркское население которой приняло ислам в X в.

    Крестовые походы. В XI в. на Ближнем Востоке произошло столкновение исламского мира и западного христианства – началось мощное военно-религиозное движение, поводом к которому послужили бесчинства сельджуков, захвативших Палестину, где находятся святые для христиан места, в том числе и Иерусалим. Завоеватели оскверняли храмы, убивали священников, препятствовали паломникам в посещении святых мест. После того как сельджуки отвоевали у Византии большую часть Малой Азии, император был вынужден обратиться за помощью к христианским странам Запада.

    Организатором Крестовых походов стала Католическая церковь, заинтересованная в обуздании рыцарей, активно участвовавших в усобицах и объединявшихся в разбойничьи шайки, от которых страдала и церковная собственность. Энергия и воинское умение десятков тысяч рыцарей были направлены церковью на освобождение Святой земли, защиту паломников и обеспечение интересов папства на Востоке.

    В 1095 г. в городе Клермо?н перед многочисленной толпой папа римский Урба?нII объявил о начале Крестовых походов. В ходе I Крестового похода (1096 – 1099) рыцарям удалось взять Иерусалим, освободить Святую землю и создать на Ближнем Востоке несколько государств: графства Эде?сское, Три?поли, княжество Антиохи?йское и королевство Иерусалимское. В Палестине, захваченной европейскими рыцарями, были установлены сеньориальные порядки: сложилась система вассалитета, земли превратились в сеньории (феоды) баронов и рыцарей, а местные жители – в зависимых крестьян, обложенных податями.

    На Святой земле возникли духовно-рыцарские ордены госпиталье?ров, тамплие?ров и тевто?нцев, использовавшиеся руководством церкви в собственных интересах.

    Со временем положение крестоносцев осложнялось. В борьбе с противниками-мусульманами, во главе которых в конце XII в. стоял султан Саладин, рыцари потеряли Иерусалим. Организованный в 1189 г. с целью вернуть город III Крестовый поход возглавили самые могущественные европейские монархи: гер-манский император Фридрих I Барбаро?сса, английский король Ричард I Львиное Сердце и французский король Филипп II Август. Несмотря на некоторые военные успехи, Иерусалим крестоносцы не вернули. Только в первой половине XIII в. священный город на короткое время вновь оказался в руках христиан. Однако отвоевать Святую землю крестоносцам так и не удалось, а к 1291 г. они потеряли все ближневосточные владения, за исключением острова Кипр.

    Ричард Львиное Сердце, ведущий крестоносцев в бой. Гравюра. XIX в.

    Завоевания турок-османов. Гибель Византийской империи. В начале XIV в. одно из небольших государств, возникших после распада державы турок-сельджуков в Малой Азии, стало новым центром объединения исламского мира. Его основателем был Осма?н I Гази? (правил в 1288 – 1326), по имени которого держава получила название Осма?нской. С середины XIV в. войско османских султанов начало завоевания на Балканском полуострове. Туркам противостояли ослабленные междоусобицами, постоянно враждовавшие между собой Византия, Сербия и Болгария. В конце XIV – начале XV в. южнославянские государства Сербия и Болгария оказались сначала в вассальной зависимости от турок-османов, а затем и в их полной власти. Решающим событием в судьбе Сербии стало поражение её войска в битве на Косовом Поле в 1389 г. Попытки западноевропейских крестоносцев сдержать неумолимый натиск турок потерпели неудачу.

    Победы османов на некоторое время были прерваны появлением новой могущественной силы – державы Тимура (Тамерлана), под властью которого оказались земли Средней Азии, Ирана, Индии (правил в 1370 – 1405). Следующей его целью стала Малая Азия – владение турок-османов. В 1402 г. в битве при Анкаре турки потерпели поражение от войск Тимура, а султан Баязи?дI попал в плен и умер в неволе. Однако после смерти Тимура его держава распалась. Теперь ничто не могло помешать османам продолжить экспансию.

    Возвышение турок-османов совпало с ослаблением доминирующей силы в Малой Азии – Византийской империи, что было связано с бесконечными войнами за власть между членами византийской императорской семьи. Ситуацию в стране усугубило тяжёлое социально-экономическое положение. Казна опустела, и император не имел возможности содержать большое войско. Крестьяне, попавшие в зависимость от крупных землевладельцев, уже не могли служить в армии, а наёмники были крайне ненадёжны. Слабостью империи воспользовались её враги: генуэзцы и венецианцы захватили торговые пути и портовые города, принадлежавшие Византии. С Балканского полуострова ромеев вытесняли армии усилившихся южнославянских государств – Болгарии и Сербии. Территория Византийской империи сократилась до города Константинополя с округой.

    В 1439 г. в обмен на обещание западноевропейских государств оказать военную помощь византийцы согласились на объединение Православной и Католической церквей под верховенством папы римского (Флорентийская уния). Уступка Западу вызвала недовольство многих православных в Византии и за её пределами. Русская православная церковь не признала этого соглашения и объявила о своей самостоятельности. Однако Византия так и не получила помощи. В 1444 г. под городом Ва?рна турки разгромили войско крестоносцев, посланное папой.

    Османы несколько раз осаждали византийскую столицу, и в 1453 г. после решительной атаки турецких войск во главе с султаном Мехме?дом II Константинополь пал. Последний византийский император Константин XI (правил в 1449 – 1453) погиб в бою на улицах города. Так завершилась тысячелетняя история Византии. Константинополь перестал быть центром православия.

    В XV в. на землях бывшей Византийской империи и ряда других стран в Азии и Европе возникла огромная Османская империя – самое крупное и могущественное исламское государство. Это была многонациональная держава, население которой исповедовало разные религии. Ислам был господствующей религией в Османском государстве. Законодательство строилось на основе шариата. Однако султанам приходилось мириться с наличием греческого христианского населения в городах и деревнях (в первые века существования Османская империя отличалась относительной веротерпимостью). Немусульманские подданные султанов (православные, армяне, иудеи) были объединены в особые сообщества; они обладали автономией и возглавлялись своими духовными иерархами. Греки-фанарио?ты (такое название они получили по кварталу Фана?р в Константинополе) занимали особое положение. Они взяли под свой контроль светские и финансовые дела Православной церкви; кроме того, в их руках находились внешние сношения Османской империи и внутренняя торговля страны.

    Ж. Ж. Бенжамен-Констан. Вступление Мехмеда II в Константинополь

    Некоторые христиане, не выдержав жестокости турок или из-за опасения за свою семью, переходили в ислам, при этом внутренне сохраняя верность православию, что считалось преступлением. Годы турецкого владычества принесли церкви сотни новомучеников за веру. Были и те, кто становился мусульманином, чтобы сделать карьеру: переход в ислам гарантировал знатным грекам достижение высокого положения во властных структурах Османской империи.

    Чтобы обратить христианское население в ислам, турецкие власти использовали и экономическое давление. В областях, прежде бывших христианскими, создавались такие условия, при которых население вынуждено было принимать ислам: христиане платили больше налогов, нежели мусульмане. В то же время в Османской империи существовала узаконенная система насильственного обращения в ислам – «налог кровью». Турки забирали из христианских семей мальчиков, которых воспитывали в духе преданности исламу. Из них создавались отряды яныча?р – султанской гвардии. Янычары были верны своему господину и выполняли все его приказы.

    Османские султаны создали эффективный аппарат управления огромным государством. При этом многое они заимствовали у завоёванной Византийской империи. Укрепив внутреннее положение державы, создав мощную армию и флот, туркиосманы развернули наступление на христианскую Европу.

    Турецкие янычары и всадник. Гравюра

    * * *

    К X в. ислам стал доминирующей силой на Ближнем и Среднем Востоке. Попытки европейских христианских государств восстановить свои позиции в ходе Крестовых походов потерпели неудачу. К середине XV в. большая часть региона оказалась под властью могущественной Османской империи.

    Вопросы и задания

    1. Используя дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы, подготовьте проект или реферат о крупнейших мусульманских государствах Ближнего Востока в X – XIV вв.

    2. Как вы оцениваете итоги Крестовых походов? Согласны ли вы с мнением одноклассников?

    3. Каковы причины завоевательных успехов турок-османов? Что помогло им укрепить и удержать власть над завоёванными странами?

    4. В «Записках янычара» (XV в.) описывается положение христианского населения Османской империи:

    «Порядок и управление в Турецкой земле прежде всего зиждется на том, что султан все замки во всех своих землях, заняв их янычарами или своими воспитанниками, крепко держит в своей руке, никакого замка ни одному из вельмож не отдавая; и тот город, который имеет укрепления и замок в нём, султан, заняв своими людьми, также держит сам.

    Если когда-либо они [турки] вторгнутся в какую-либо землю и захватят пленных, то султанский писарь идёт вслед за ними, и сколько есть мальчиков, всех их он берёт в янычары и за каждого даёт пять золотых, а их посылают за море. А те юноши, которых он взял в своей земле, называются чили?к, и после своей смерти каждый из них может отдать своё состояние кому захочет. Те же, которых он берёт у врагов, называются пенджи?к, и они после своей смерти ничего не могут завещать, но всё их имущество идёт султану, а если кто выслужится и будет освобождён, то он может оставить [имущество] после своей смерти кому захочет.

    …Христиан турки называют гяу?ры, и султан знает численность всех, кто находится под властью турок, и сколько их в каждой земле. Султану платят дань каждый год с каждой христианской головы 40 а?спров, что составляет один золотой; в год султан получает этой дани несколько сот тысяч. А если кто может заработать деньги, тот даёт [султану] ещё один золотой в год, исключая детей и женщин; и всё это, не считая других доходов, которые поступают к нему [султану] в его казну с моря, с земли и с серебряных гор. Христиане же дают своим господам, под которыми они находятся… половину султанской дани и к тому же с десяток голов всякого скота или зерно. Работы же никакой они ни на султана, ни на своего господина не выполняют и не поступают на службу.

    …Христиане … должны поставить десятки тысяч вьючных животных или коней, провиант… после чего над ними владычествуют по справедливости, не причиняя им вреда. Под таким-то управлением все живут».

    С какой целью в армию турецкого султана забирали юношей из христианских семей? Почему султан считал, что они будут верны ему? Каково было положение христианского населения в Османской империи? Какие повинности оно несло?

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    history.wikireading.ru

    Всеобщая история 10 класс «Древний Восток»

    Слайды и текст этой презентации

    Слайд 1

    ПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕГО МИРА
    МБОУ «Лицей №12» г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М.

    Слайд 2

    ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
    Время, начавшееся с возникновения первых государств, называют эпохой Древнего мира. Она обычно разделяется на три периода: В IV-II тыс. до н.э. возникают первые государственные образования. В конце II-I тыс. до н.э. период расцвета древних государств. В первой половине I тыс. до н.э. государства вступают в период упадка, возрастает роль новых государств – Греции и Рима.

    Слайд 3

    ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
    Все основные вопросы на основе традиции, обычая. Авторитет старейшин обладавших большим опытом. Права вождей и колдунов ограничены, их власть опиралась на силу авторитета, а не на принуждение.
    ПЕРИОД НЕОЛИТА
    Обычаи и традиции заменяются законом, убеждение заменяется принуждением. Общество делится на управляемых и управляющих. Материальные основы создания государства – переход к обработке металлов.
    ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

    Слайд 4

    ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
    Цивилизация в переводе с латинского языка (civilis) означает «государственный» или «гражданственный. Этап становления цивилизации неразрывно связано с переходом древних людей к скотоводству и земледелию.
    ПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВА – РЕЧНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. НИЛ, ЕФРАТ, ИНД, ХУАНХЕ.
    Обилие влаги + плодородие почвы + тёплый климат = несколько богатых урожаев в год. НО: болота + пустыня = крупномасштабная ирригация

    Слайд 5

    ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
    Древний Египет – IV тыс. до н.э. Города-государства Месопотамии – XXX век до н. э. Царство Аккад в Месопотамии – XXIV век до н. э. Финикия, Древние Индия, Китай – на рубеже III-II тыс. до н.э. Ассирийское царство – XIX век до н. э. Вавилонское царство – нач. II тыс.

    Слайд 6

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ДРЕВНИХ ГОСУДАРСТВАХ
    Патриархальное рабство при родоплеменном строе не имело большого значения. С возникновением первых государств, ведущих постоянные войны, число пленных значительно возросло. Рабы становились собственностью власти, знати, храмов, ремесленников. Именно они создали ирригационные сооружения, строили дворцы и пирамиды – превратились в товар.

    Слайд 7

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ДРЕВНИХ ГОСУДАРСТВАХ
    Завоёванные земли переходили в собственность храмов, фараона и его приближённых. Жители этих земель либо обращались в рабство, либо оставались формально свободными, но лишались собственности (в Египте – хему). Они зависели от воли чиновников, которые направляли их на общественные работы, в мастерские или выделяли им земельный надел.

    Слайд 8

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ДРЕВНИХ ГОСУДАРСТВАХ
    Большую хозяйственную роль играло сохраняющееся общинное землевладение. Влияние кровнородственных связей на обеспечение единства общины постепенно уменьшалось. Важнее было совместное пользование землёй и выполнение общих повинностей (уплата податей, служба в войсках фараона во время походов, выполнение ирригационных и иных работ).

    Слайд 9

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ДРЕВНИХ ГОСУДАРСТВАХ
    Высшая власть в Египте принадлежала фараону, который считался живым богом. Наместниками фараона в провинциях чаще всего были его родственники. Жрецы были служителями культа и хранителями знаний для строительства пирамид и проведения ирригационных работ.

    Слайд 10

    ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДРЕВНИХ ГОСУДАРСТВ
    Постепенно в государствах древности сложилась система правовых норм. Наибольшую известность приобрели законы вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 до н.э.). Они делили население на такие категории, как свободные общинники, люди, работающие в государственном хозяйстве, и рабы. За одинаковые преступления устанавливались разные наказания.

    Слайд 11

    ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДРЕВНИХ ГОСУДАРСТВ
    Основную угрозу стабильности древних государств представляли: набеги кочевых племён, сепаратизм отдельных провинций, борьба знати за высшую власть, конфликты между светскими и духовными властителями, резко обострявшиеся при внешних вторжениях.
    XVIII в. до н.э. нашествие в Египет кочевников гиксосов + XII в. до н.э. вторжение ливийских племен = упадок центральной власти

    Слайд 12

    ВОЕННЫЕ ДЕСПОТИИ ДРЕВНЕГО МИРА
    Государства нового типа появились вследствие изменений в жизни общества с наступлением железного века:
    Расширяющиеся территории земледелия нужно было охранять от кочевников. Необходимо было постоянно вести войну с целью экспансии (насильственного присоединения земель).
    ГОСУДАРСТВА – ВОЕННЫЕ ДЕСПОТИИ.
    Империи – непрочные, опирались лишь на военную силу!

    Слайд 13

    ВОЕННЫЕ ДЕСПОТИИ ДРЕВНЕГО МИРА
    Центрами первых военных деспотий стали государства, образовавшиеся в Малой Азии, на Иранском нагорье (держава хеттов, Ассирия, царство Урарту) – борьба за контроль над плодородными землями Месопотамии.

    Слайд 14

    ВОЕННЫЕ ДЕСПОТИИ ДРЕВНЕГО МИРА
    В XIV-XIII вв. до н.э. наибольших успехов добились хетты. В X-VII вв. до н.э. Ассирия распространила свою власть на всю Малую Азию, покорила не только Вавилон, но и Финикию, Дамасское царство, Иудейское и Израильское царства в Палестине, Египет, земли хеттов, персидских и мидийских племён. В VII в. до н.э. союз мидийских племён начал против Ассирии войну – Вавилон захватил большую часть её владений. В VI в. до н.э. началось возвышение Персидской державы. Освободившимся при царе Кире II (558-530 до н.э.) от власти Мидии, персам удалось покорить Месопотамию, Сирию, Палестину, Финикию, Малую Азию, при царе Камбизе – Египет.

    Слайд 15

    ВОЕННЫЕ ДЕСПОТИИ ДРЕВНЕГО МИРА
    Персидский царь Дарий I (522-486 гг. до н.э.): Империя была разделена на 20 провинций (сатрапий), каждая из которых платила подати от размера и плодородия обрабатываемой земли. Впервые началась чеканка серебряной монеты, использовались также слитки серебра. Был прорыт канал от Нила до Красного моря и установлено прямое морское сообщение с городами Средиземноморья.

    Слайд 16

    ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
    В Индии также сменилось несколько крупных государственных образований. В III веке до н. э. большая часть объединилась в Империю Маурьев под управлением Чандрагупты Маурьи. Наибольшего расцвета империя достигла при правлении буддийского царя Ашоки. В III веке начался период правления династии Гуптов, который принято считать «золотым веком» Индии.
    Сложность создания в Индии крупных военных деспотий отчасти объяснялась обширностью её территории, значительную часть которой занимали труднопроходимые джунгли, пустыни и горы.

    Слайд 17

    ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
    Ещё в рамках родоплеменного строя, на базе ведущих натуральное хозяйство общин сложилась жёсткая система наследования профессий – варны - замкнутые группы людей. Брахманы – жрецы, Кшатрии – вожди и воины, Вайшьи – рядовые общинники, Шудры – чужаки, отбившиеся от общин, пленные и их
    потомки. С появлением новых профессий –разделились на касты торговцев, ремесленников, земледельцев и т.д. Система (более 100) делила общество на множество мелких сегментов. Переход из одной варны в другую был невозможен!

    Слайд 18

    ДРЕВНИЙ КИТАЙ
    На обширной территории между реками Янцзы и Хуанхэ издавна проживали земледельческие племена, которые постепенно расселились на равнинной части территории современного Китая. I-II тысячелетие до н. э. Множество небольших государств, самым влиятельным из которых являлось Западное Чжоу. Глава государства – ван (император) – считался сыном Неба, стоящим между богами и людьми. Земля принадлежала государству, которому Земледельцы платили налоги

    Слайд 19

    ДРЕВНИЙ КИТАЙ
    VIII век до н. э. Возникает 7 крупных соперничающих государств. Самое могущественное из них, империя Цинь, на некоторое время объединяет всю страну. Именно тогда по повелению императора Цинь Ши Хуанди с целью защиты от кочевников была построена Великая Китайская стена

    Слайд 20

    ДРЕВНИЙ КИТАЙ
    II век до н. э. - III век н. э. Главенство в Китае переходит к Империи Хань. В этот период организуются завоевательные походы в Корею и Вьетнам, устанавливаются торговые отношения со многими государствами Центральной Азии и Ближнего Востока. Так появился Великий шелковый путь (упадок в XVI в. н.э.). Китайские купцы везли по нему изделия из шёлковой ткани, бумагу, железо, лакированные изделия, драгоценные металлы.

    Слайд 21

    ДРЕВНИЙ КИТАЙ
    Особенность Китая состояла в том, что главную опасность целостности страны создавали сепаратистские стремления местной знати. Китай был единственной страной Древнего мира, где со времени Цинь Шихуанди предпринимались попытки ослабить ее значение. Назначение на государственную должность требовало сдачи экзамена, к нему допускались выходцы из всех слоёв населения. За службу чиновники получали регулярное жалованье, а не земли. Государство регламентировало предельный размер земельных владений и количество рабов, которые могли находиться в распоряжении одного собственника. НО: злоупотребления чиновников властью, казнокрадство и низкая эффективность их службы.

    Слайд 22

    КУЛЬТУРА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
    Давно исчезнувшие цивилизации Древнего мира стояли у истоков современной культуры человечества. Возникшие тысячелетия назад письменность, монументальная архитектура, зачатки научных знаний получили своё развитие в последующие исторические эпохи.

    Слайд 23

    КУЛЬТУРА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
    Основы письменности возникли ещё в доисторическую эпоху. С возникновением обширных государств возникла потребность в рассылке указаний, получении сведений из провинций и т.д. Развитие и усложнение систем письменности шло неодинаковыми путями. Китай, Египет – иероглифическая система письма. Шумер – клинопись на глиняных табличках. Финикия (в XIII в. до н.э.) – алфавитная система письма, при которой знак отражает определённый звук.

    Слайд 24

    КУЛЬТУРА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
    Основой религиозных воззрений Древнего мира была вера в загробную жизнь. Так согласно верованиям египтян, человек состоял из тела (Хет), души (Ба), тени (Хайбет), имени (Рен) и невидимого двойника (Ка). Считалось, что Ка остаётся на земле и вселяется в мумию покойного или его статую. Страх перед мёртвыми определял особое внимание к похоронным ритуалам

    Слайд 25

    КУЛЬТУРА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
    Древние египтяне верили в существование богов, олицетворяющих собой различные силы природы, главным из них считался бог Солнца Ра. Однако любимым богом был Осирис, который согласно египетской мифологии, научил людей земледелию, обработке руды, хлебопечению.

    Слайд 26

    КУЛЬТУРА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
    С наступлением железного века степень зависимости человека от природы уменьшилась. В то же время таинство смерти по- прежнему оставалось загадкой для человека. Это способствовало возникновению новых религий - зороастризма буддизма, конфуцианства, даосизма, иудаизма: Жизненный путь человека рассматривался как испытание и достойный получал вознаграждение после смерти. Судьба человека зависела от его действий, поведения, в том числе и по отношению к окружающим.

    Слайд 27

    КУЛЬТУРА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
    Властители государств древности, обладавшие почти неограниченной властью, могли привлекать к реализации строительных проектов десятки тысяч человек. Это позволило возводить монументальные сооружения, например, пирамиды (самая высокая фараона Хеопса)

    Слайд 28

    КУЛЬТУРА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
    Висячие сады Вавилона, построенные в 600 г. до н.э. при царе Навуходоносоре II ошибочно связывают с легендарной основательницей Вавилона Семирамидой. В пустынной местности были построены террасы, высотой в 40 м, на них был насыпан грунт и высажены тысячи растений, привезённых со всего известного мира. Эти сады должны были радовать глаз жены царя Аматис.

    Слайд 29

    КУЛЬТУРА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
    Самым монументальным из сооружений древности была Великая Китайская стена. Её гигантские размеры и протяжённость породили немало гипотез о возможном времени её строительства. Между тем традиция окружать границы стенами была типична для древнекитайских государств. Цинь Шихуанди объединил их, разобрав все внутренние стены, а внешнюю, предназначенную для защиты от кочевых племён, укрепил.

    Слайд 30

    КУЛЬТУРА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
    Погребальный комплекс императора Цинь Шихуанди сооружали 700 тыс. рабочих в течение 38 лет, периметр только внешней стены захоронения достигал 6 км. В захоронение была включена «терракотовая армия»: 8099 статуй воинов, слуг, музыкантов, всадников, высеченных из камня в натуральную величину, они должны были обслуживать императора после смерти.

    Слайд 31

    КУЛЬТУРА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
    В Индии, в долине Инда, были обнаружены остатки города Мохонджо-Даро (примерно 2600 г. до н.э.) Каменные дома бассейны, развитая городская канализация свидетельствуют о высоком, превышающем уровень европейского Средневековья, уровне развития градостроительства.

    Слайд 32

    КУЛЬТУРА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
    В Древнем мире не было науки в современном её понимании. Существовал длительный опыт наблюдения за природой и природными явлениями, навыки решения конкретных задач, которые передавались из поколения в поколение.
    Медицина: Древний Египет – использовались лекарства растительного и животного происхождения, косметические средства. Были накоплены знания в области хирургии и стоматологии, врачи умели делать ампутации, удалять опухоли, катаракту глаза.

    Слайд 33

    КУЛЬТУРА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
    Древний Китай – рецепты лечения лекарственными травами до сих пор сохраняют свою актуальность. Представления древних китайцев о функциях и предназначении человеческих органов, системы кровообращения были близки к современным.

    Слайд 34

    КУЛЬТУРА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
    Для строительства монументальных сооружений требовался высокий уровень познаний в математике, геометрии. В Древнем Египте умели рассчитывать площадь фигур, знали число «пи», проводили арифметические действия, в том числе с дробями.

    Слайд 35

    КУЛЬТУРА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
    Наблюдения за небом и небесными светилами позволили создать карты звёздного неба, предсказывать солнечные и лунные затмения. Был создан довольно точный календарь, включающий 12 месяцев по 30 дней плюс 5 дополнительных дней.

    Слайд 36

    КУЛЬТУРА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
    В Древнем мире начала развиваться техника мореплавания. Так, «египтяне умели строить корабли длиной до 50 м, которые ходили под парусом и на вёслах. Они плавали не только по Нилу, но и по морю, хотя при слабом развитии навигации не удалялись далеко от берега.

    lusana.ru

    § 11. Страны Ближнего, Среднего Востока и Балкан в X–XV вв.

    § 11. Страны Ближнего, Среднего Востока и Балкан в X–XV вв.

    Мусульманские государства в X–XIII вв.

    Несмотря на распад Арабского халифата, распространение ислама продолжалось. К началу XI в. мусульманскими стали многие страны Азии, Африки и Европы. В них сложились сходные социально-экономические и политические отношения, основанные на принципах ислама. На Ближнем Востоке разговорным и официальным языком стал арабский, постепенно вытеснивший все другие языки.

    В XII в. Северную Африку и мусульманскую Испанию объединила под своей властью династия Альмохадов (1146–1269). В Египте в X–XII вв. укрепилась власть шиитов Фатимидов (909—1171). В 1171 г., свергнув последнего фатимидского халифа, власть в Египте захватил энергичный султан Салах-ад-дин (Саладин, как его называли европейцы) (1175–1193).

    В Средней Азии в XI в. усилилось тюркское племя огузов (туркмен), ставшее известным в истории под названием турок-сельджуков (по имени рода их предводителей). В середине XI в. воинственные сельджуки захватили Багдад и подчинили огромные территории, включавшие Ирак, Сирию, Палестину, Иран и Закавказье. Но их держава, в которой господствовали родовые отношения, оказалась непрочной и к концу XII в. распалась. В XIII в. в Средней Азии и Иране доминирующую роль начали играть правители Хорезма.

    Стрелок из лука. Начало XV в. Иран

    Ислам – иногда мирно, иногда путём новых завоеваний – распространялся всё дальше в Африке и Азии. В начале XIII в. тюрки-мусульмане подчинили Северную Индию, создав здесь Делийский султанат (1206–1526). На востоке ислам достиг границ Китая и островов Юго-Восточной Азии. Самым северным мусульманским государством стала Волжская Булгария, тюркское население которой приняло ислам в X в.

    Крестовые походы

    В XI в. на Ближнем Востоке произошло столкновение исламского мира и западного христианства – началось мощное крестоносное движение, поводом к которому послужили бесчинства сельджуков, захвативших Палестину, где находятся святые для христиан места, в том числе и Иерусалим. Завоеватели оскверняли храмы, убивали священников, препятствовали паломникам в посещении святых мест. После того как сельджуки отвоевали у Византии большую часть Малой Азии, император был вынужден обратиться за помощью к христианским странам Запада.

    Организатором Крестовых походов стала католическая церковь, заинтересованная в обуздании рыцарей, активно участвовавших в усобицах и объединявшихся в разбойничьи шайки, от которых страдала и церковная собственность. Энергия и воинское умение десятков тысяч рыцарей были направлены церковью на освобождение Святой земли, защиту паломников и обеспечение интересов папства на Востоке.

    В 1095 г. в городе Клермоне перед многочисленной толпой римский папа Урбан II объявил о начале Крестовых походов. В ходе I Крестового похода (1096–1099) рыцарям удалось взять Иерусалим (1099), освободить Святую землю и создать на Ближнем Востоке несколько государств: графства Эдесское, Триполи, княжество Антиохийское и королевство Иерусалимское. В Палестине, захваченной европейскими рыцарями, были установлены феодальные порядки: сложилась система вассалитета, земли превратились в феоды баронов и рыцарей, а местные жители – в зависимых крестьян, обложенных податями.

    На Святой земле возникли духовно-рыцарские ордены госпитальеров, тамплиеров и тевтонцев, использовавшиеся руководством церкви в собственных интересах.

    Ричард Львиное Сердце, ведущий крестоносцев в бой. Гравюра. XIXв.

    Со временем положение крестоносцев усложнялось. В борьбе с противниками-мусульманами, во главе которых в конце XII в. стоял султан Саладин, крестоносцы потеряли Иерусалим. Организованный в 1189 г. с целью вернуть город III Крестовый поход возглавили самые могущественные европейские монархи: император Фридрих I Барбаросса, английский и французский короли Ричард I Львиное Сердце (1189–1199) и Филипп II Август. Несмотря на некоторые военные успехи, Иерусалим крестоносцы не захватили. Только в первой половине XIII в. священный город на короткое время вновь оказался в руках христиан. Однако отвоевать Святую землю крестоносцам так и не удалось, а к 1291 г. они потеряли все ближневосточные владения, за исключением острова Кипр.

    Завоевания турок-османов и гибель Византийской империи

    В начале XIV в. одно из небольших государств, возникших после распада державы турок-сельджуков в Малой Азии, стало новым центром объединения исламского мира. Его основателем был Осман-бей (1288–1326), по имени которого держава получила название Османской. С середины XIV в. войско османских султанов начало завоевания на Балканском полуострове. Туркам противостояли ослабленные междоусобицами, постоянно враждовавшие между собой Византия, Сербия и Болгария. В конце XIV – начале XV в. южнославянские государства Сербия и Болгария сначала оказались в вассальной зависимости от турок-османов, а затем и в их полной власти. Решающим событием в судьбе Сербии стало поражение её войска в битве на Косовом Поле в 1389 г. Попытки западноевропейских крестоносцев сдержать неумолимый натиск турок потерпели неудачу.

    Победы османов на некоторое время были прерваны появлением новой могущественной силы – державы Тимура (Тамерлана) (1370–1405), под властью которого оказались земли Средней Азии, Ирана, Индии. Следующей его целью стала Малая Азия – владение турок-османов. В 1402 г. в битве при Анкаре турки потерпели поражение от войск Тимура, а султан Баязид I (1389–1402) попал в плен и умер в неволе. Однако после смерти Тимура его держава распалась. Теперь ничто не могло помешать османам продолжить экспансию.

    Возвышение турок-османов совпало с ослаблением доминирующей силы в Малой Азии – Византийской империи, связанным с бесконечными войнами за власть между членами византийской императорской семьи. Ситуацию в стране усугубило тяжёлое социально-экономическое положение. Казна опустела, и император не имел возможности содержать большое войско. Крестьяне, попавшие в зависимость от крупных землевладельцев, уже не могли служить в армии, а наёмники были крайне ненадёжны. Слабостью империи воспользовались её враги – генуэзцы и венецианцы захватили торговые пути и портовые города, принадлежавшие Византии. С Балканского полуострова ромеев вытесняли армии усилившихся южнославянских государств – Болгарии и Сербии. Территория Византийской империи сократилась до города Константинополя с округой.

    В 1439 г. в обмен на обещание западноевропейских государств оказать военную помощь византийцы согласились на объединение православной и католической церквей под верховенством папы римского (Флорентийская уния). Уступка Западу вызвала недовольство многих православных в Византии и за её пределами. Русская православная церковь не признала этого соглашения и объявила о своей самостоятельности. Однако Византия так и не получила помощи. В 1444 г. под городом Варна турки разгромили войско крестоносцев, посланное римским папой.

    Османы несколько раз осаждали византийскую столицу, и в 1453 г. после решительной атаки турецких войск во главе с султаном Мехмедом II (1451–1481) Константинополь пал. Последний византийский император Константин XI (1449–1453) погиб в бою на улицах города. Так завершилась тысячелетняя история Византии. Константинополь перестал быть центром православия.

    Ж. Ж. Бенжамен-Констан. Вступление Мехмеда II в Константинополь

    В XV в. на землях бывшей Византийской империи и других стран в Азии и Европе возникла огромная Османская империя – самое крупное и могущественное исламское государство. Это была многонациональная держава, население которой исповедовало разные религии. Ислам был господствующей религией в Османском государстве. Законодательство строилось на основе шариата. Однако султанам приходилось мириться с греческим христианским населением городов и деревень – в первые века существования Османская империя отличалась относительной веротерпимостью. Немусульманские подданные султанов (православные, армяне, иудеи) были объединены в особые сообщества, обладавшие автономией, и возглавлялись своими духовными иерархами. Греки-фанариоты (такое название они получили по кварталу Фанар в Константинополе) занимали особое положение. Они взяли под свой контроль светские и финансовые дела православной церкви; кроме того, в их руках находились внешние сношения Османской империи и внутренняя торговля страны.

    Некоторые христиане, не выдержав жестокости турок или из-за опасения за свою семью, переходили в ислам, при этом внутренне сохраняя верность православию, что считалось преступлением. Годы турецкого владычества принесли церкви сотни новомучеников за веру. Были и те, кто становились мусульманами, чтобы сделать карьеру: переход в ислам гарантировал знатным грекам достижение высокого положения во властных структурах Османской империи.

    Турецкие власти использовали и экономическое давление, чтобы обратить христианское население в ислам. В областях, прежде бывших христианскими, создавались такие условия, при которых население вынуждено было принимать ислам: христиане платили больше налогов, нежели мусульманские подданные султана. В то же время в Османской империи существовала узаконенная система насильственного обращения в ислам – «налог кровью». Турки забирали из христианских семей мальчиков, которых воспитывали в духе преданности исламу. Из них создавались отряды янычар – султанской гвардии. Янычары были верны своему господину и выполняли все его приказы.

    Турецкие янычары и всадник-спахия. Гравюра

    Османские султаны создали эффективный аппарат управления огромным государством. При этом многое они заимствовали у завоёванной Византийской империи. Укрепив внутреннее положение державы, создав мощную армию и флот, турки-османы развернули наступление на христианскую Европу.

    К Х в. ислам стал доминирующей силой на Ближнем и Среднем Востоке. Попытки европейских христианских государств восстановить свои позиции в ходе Крестовых походов потерпели неудачу. К середине XV в. большая часть региона оказалась под властью могущественной Османской империи.

    Вопросы и задания

    1. Перечислите крупнейшие мусульманские государства Ближнего Востока в X–XIV вв.

    2. Как вы оцениваете итоги Крестовых походов?

    3. Каковы причины завоевательных успехов турок-османов? Что помогло им укрепить и удержать власть над завоёванными странами и народами?

    4. В «Записках янычара» (XV в.) описывается положение христианского населения Османской империи: «Порядок и управление в Турецкой земле прежде всего зиждется на том, что султан все замки во всех своих землях, заняв их янычарами или своими воспитанниками, крепко держит в своей руке, никакого замка ни одному из вельмож не отдавая; и тот город, который имеет укрепления и замок в нём, султан, заняв своими людьми, также держит сам.

    Если когда-либо они (турки. – Авт.) вторгнутся в какую-либо землю и захватят пленных, то султанский писарь идёт вслед за ними, и сколько есть мальчиков, всех их он берёт в янычары и за каждого даёт пять золотых, а их посыпают за море.

    А те юноши, которых он взял в своей земле, называются чилик, и после своей смерти каждый из них может отдать своё состояние кому захочет. Те же, которых он берёт у врагов, называются пенджик, и они после своей смерти ничего не могут завещать, но всё их имущество идёт султану, а если кто выслужится и будет освобождён, то он может оставить (имущество. – Авт.) после своей смерти кому захочет.

    …Христиан турки называют гяуры, и султан знает численность всех, кто находится под властью турок, и сколько их в каждой земле. Султану платят дань каждый год с каждой христианской головы 40 аспров, что составляет один золотой; в год султан получает этой дани несколько сот тысяч. А если кто может заработать деньги, тот даёт (султану. – Авт.) ещё один золотой в год, исключая детей и женщин; и всё это, не считая других доходов, которые поступают к нему (султану. – Авт.) в его казну с моря, с земли и с серебряных гор. Христиане же дают своим господам, под которыми они находятся и которых они называют тимарерлер, половину султанской дани и к тому же с десяток голов всякого скота или зерно. Работы же никакой они ни на султана, ни на своего господина не выполняют и не поступают на службу…Христиане, которые находятся под властью султана, должны поставить десятки тысяч вьючных животных или коней, провиант, отдавая это своими руками, после чего над ними владычествуют по справедливости, не причиняя им вреда. Под таким-то управлением все живут».

    С какой целью в армию турецкого султана забирали юношей из христианских семей?

    Почему султан считал, что они будут верны ему?

    Каково было положение христианского населения в Османской империи?

    Какие повинности оно несло?

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    history.wikireading.ru

    Разработка урока по всеобщей истории на тему "Страны Среднего и Ближнего Востока. Африка." (10 класс)

    Подготовил учитель истории МОУ «Школа №90 г. Донецка»

    Тарбаев Александр Дмитриевич

    13.04.2018

    10-А класс

    Тема: Страны Среднего и Ближнего Востока. Африка.

    Цели и задачи: Дать характеристику развитию Среднего и Ближнего Востока, Африки в межвоенный период. Научить новым понятиям. Развивать способность анализировать и делать выводы. Воспитывать интерес и уважение к истории.

    Тип урока: комплексный.

    Планируемые результаты:

    личностные УДД: формирование четких образов исторической эпохи.

    познавательные УДД: формирование способности строить речевое высказывание в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи и анализировать события.

    коммуникативные УДД: формирование способности взаимодействия с учащимися и учителем.

    регулятивные УДД: формирование способности организовывать свою учебную деятельность.

    Оборудование: Политическая карта; доска; учебник Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа; под ред. А.А. Искандерова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 304 с.

    Ход урока

    I. Организационный момент (приветствие и подготовка учащихся к учебной деятельности).

    II. Актуализация опорных знаний

    Мы продолжаем изучение стран Востока в межвоенный период (1918-1939гг.). На прошлых занятиях мы рассмотрели развитие таких стран, как Япония, Китай и Индия, каждая из которых находилась на разном уровне социально-экономического и политического развития.

    Для начала проведем письменную проверочную работу. Вам будет предложено 15 вопросов по наиболее важным направлениям развития данных стран.

    Проверочная работа:

    1. Кто был духовным лидером Индии?

    2. В результате какой революции была свергнута династия Цин и провозглашена Китайская Республика?

    3. Какой бунт вспыхнул в Японии в 1918 г.?

    4. Что такое «Соляной поход»?

    5. Кто был лидером коммунистов в Китае?

    6. В каком году Япония начала широкомасштабную войну с Китаем?

    7. Какая организация боролась за независимость Индии?

    8. Какие три страны подписали Антикоминтерновский пакт в 1936-1937 гг.?

    9. Кто помог Китаю создать боеспособную армию?

    10. Какое государство создала Япония на территории Китая в 1932 г.?

    11. Какой метод борьбы с британским господством выдвинул Ганди?

    12. Кто такой Сунь Ятсен?

    13. Какой японский генерал предложил стратегию покорения Азии?

    14. Кто был противником коммунистов в гражданской войне в Китае?

    15. В каком году была создана КПК?

    Проверочная написана. Теперь давайте устно разберем данные вопросы. (Вновь задаются вопросы, учащиеся называют правильные ответы).

    III. Мотивация учебной деятельности

    Сегодня на уроке мы будем говорить о странах Среднего и Ближнего Востока. Какие это страны? (ответы учеников). Каким было положение Персии в начале 20 в.? (ответы учеников). Какой была судьба Османской империи? (ответы учеников). Также мы рассмотрим развитие Африки в межвоенный период, которая начала активно бороться с колониальной зависимостью.

    Для начала откройте учебник на стр. 110, давайте прочитаем и выясним, какими были общие тенденции развития Востока в первой половине XX в. (прочтение и обсуждение).

    IV. Изучение нового материала

    Иран (или по старому – Персия) к началу 20 в. сохранял формальную независимость. Но по факту был разделен на сферы влияния между Британией и Россией в 1907 г., когда было заключено компромиссное соглашение, закончившее «Большую игру в Азии». Вспомните, что это за понятие? (ответы учеников).

    В 1906 г. была принята конституция Ирана, ограничившая власть шахов из династии Каджаров. В годы Первой мировой войны на территории Ирана проходили боевые действия между Османской империей и англо-русскими войсками. Но после прихода к власти большевиков, влияние России ослабло, и в 1918 г. Британия получила контроль над всей территорией Персии. В 1919 г. был подписан неравноправный англо-иранский договор – Англия подчинила себе иранскую армию, финансовую систему и внешнюю торговлю. Всё это вызывало недовольство внутри Ирана. В 1920 г. в Тебризе началось восстание Иранского Азербайджана, которое было жестоко подавлено англичанами. Подобные выступления имели место и в других регионах Ирана, что вынудило англичан вывести войска в 1921 г.

    21 февраля 1921 г. в Тегеране произошел государственный переворот под руководством подполковника Реза-хана (1878-1944). Новое правительство отменило англо-иранское соглашение 1919 г. В 1923 г. Реза-хан стал главой правительства. В 1925 г. он добился упразднения династии Каджаров (Ахмад-шах), созвал Учредительное собрание, которое провозгласило его шахом новой династии Пехлеви.

    Реза-шах провел реформы: централизовал государство; упорядочил земельные отношения; начал развивать промышленность; в 1928 создал Национальный банк, ввел монополию на внешнюю торговлю; начал создавать светские школы, сделал начальное образование обязательным. Однако при этом начал формироваться авторитарный режим: подавление оппозиции, жесткая цензура, религиозная нетерпимость.

    Реза-шах негативно относился к Британии, начал сближение с Германией. С СССР отношения были прохладными.

    В начале 20 в. Османская империя продолжала оставаться в кризисе. В 1908 г. произошла младотурецкая революция – была восстановлена конституция 1876 г. и вновь созван парламент. Однако в 1913 г. произошел государственный переворот, отменивший достижения младотурок.

    В годы Первой мировой войны Турция входила в блок Центральных держав. 30 октября 1918 г. Турция капитулировала. Великобритания, Франция, Италия и Греция начали оккупацию Анатолии (Малая Азия). Это вызвало недовольство турок, которые в 1919 г. создали Представительный комитет во главе с генералом Мустафой Кемалем (1881-1938). В 1920 г. в Стамбуле была принята Декларация независимости Турции. В ответ Антанта оккупировала Стамбул и разогнала парламент. 10 августа 1920 г. был подписан Севрский мирный договор, предполагавший раздел Турции. В этих условиях в Анкаре собрался новый парламент под руководством Кемаля.

    1 ноября 1922 г. был принят закон о ликвидации султаната. В 1923 г. была провозглашена Турецкая Республика. В 1923 г. на Лазанской конференции было признано право Турции на независимость. В 1924 г. принята конституция и выбран президент – Кемаль. Он начал реформы: ликвидировал иностранные концессии; поощрял отечественного производителя; государство отделялось от религии; вводилось светское образование; женщины получили равные права с мужчинами; осуществлен переход на европейский календарь и латинский алфавит. Однако при этом стал формироваться авторитарный режим – Кемаль был объявлен пожизненным президентом под именем Ататюрк (отец турок). Усилился полицейский режим, началась борьба с курдским сепаратизмом.

    На Ближнем Востоке после краха Османской империи были установлены мандаты:

    * Месопотамия (Британия) 1920-1932 гг.

    * Палестина (Британия) 1920-1946 гг. В 1937 Англия объявила о намерении создать еврейское государство среди арабов.

    * Сирия (Франция) 1923-1944 гг.

    Африка. Страны Магриба – Северная Африка с исламским населением.

    В 1904 г. англо-французское соглашение положило конец « Драке за Африку».

    Начинается процесс антиколониальной борьбы. Активная борьба велась во французском Алжире и Марокко, но безуспешно.

    Египет был оккупирован Британией в 1882 г., в 1914 г. установлен протекторат. В 1922 г. Британия признала суверенитет Египта при условии сохранения своих войск. В 1936 г. Британия вывела свои войска за исключением Суэцкого канала.

    В Центральной и Южной Африке европейцы жестоко подавляли освободительное движение.

    В 1910 г. под контролем Британии был создан Южно-Африканский Союз, где был установлен режим расовой сегрегации.

    V. Подведение итогов

    Сегодня мы рассмотрели развитие стран Среднего и Ближнего Востока, развитие Африки в межвоенный период. Многие страны встали на путь борьбы за полную независимость. При этом в некоторых странах (Иран, Турция) были установлены авторитарные режимы.

    Рефлексия: Как изменилась политическая карта мира после Первой мировой войны на Востоке? (ответы учащихся).

    Домашнее задание: конспект учить; §12 читать-пересказывать. Дополнительно – подготовить сообщение о личностях – Ататюрк; Реза-шах.

    infourok.ru

    Древний Восток. Месопотамия. Египет. Вавилон. Хетты

    «Цивилизация – это не состояние, а движение, не гавань, а путешествие».

    говорил британский историк Арнольд Тойнби.

    Сегодня мы определим, истинными или ложными являются слова учёного.

    Вопросы занятия будут такими:

    переход к цивилизации;

    Древняя Месопотамия и Древний Египет;

    религия и культура Шумера и Древнего Египта;

    Вавилонское царство;

    Хеттская империя.

    В начале 4 тысячелетия до нашей эры на смену неолиту пришёл медный век – энеолит. В самых развитых районах земли энеолит быстро сменился бронзовым веком. Он охватывает период середины 3 – 2 тысячелетий до нашей эры.

    Около 1200 года до нашей эры бронзовый век сменился железным.

    Переход человечества от первобытной эпохи к цивилизации произошёл на рубеже 4 и 3 тысячелетий до нашей эры. Он пришёлся на энеолит и бронзовый век.

    Этот переход был очаговым. То есть далеко не все представители человеческой расы одновременно перешли к цивилизации.

    В современной науке цивилизация – это следующая за первобытностью более высокая ступень развития человеческого общества. Её характерные черты: появление городов и государства; письменности; сложной социальной структуры; высокоразвитой культуры.

    Решающий шаг, положивший начало истиной истории человечества, был сделан на Ближнем Востоке.

    Ближний Восток в древности – это не совсем тот регион, под которым его принято понимать сегодня. Во времена первых цивилизаций Ближний Восток включал земли между Каспийским, Средиземным, Чёрным морями и Индийским океаном. А также Северную Африку.

    Центры первых цивилизаций возникли на берегах крупных рек. В 4 тысячелетии до нашей эры в Месопотамии, в долинах Тигра и Евфрата появились первые города. В них возводились храмовые комплексы.

    Они были достаточно многолюдными. В городах развивались ремесло и строительство.

    Примерно в то же время первые города появились в Африке, в долине Нила.

    Основателями первых городов-государств Месопотамии были шумеры.

    Интересно, что до настоящего времени не удалось выяснить происхождение этого народа. Шумерский язык не относится ни к одной из известных языковых семей. Наиболее крупными шумерскими городами были

    Ур, Урук, Лагаш, Киш. Они строились вокруг храмовых комплексов.

    Правители городов совмещали функции верховного жреца, носителя высшей государственной власти.

    Фигура и власть правителя носили сакральный характер. В глазах подданных правитель находился под особым покровительством богов. От него зависела благосклонность богов к государству и его населению.

    В шумерских городах вся земля считалась собственностью правителя, который олицетворял государство. Верховная власть постепенно становилась наследственной.

    Религиозным и экономическим центром шумерского города являлся храм.

    Здесь накапливались общественные богатства. Через храм проводились общественные раздачи, обмен продуктами и деятельностью.

    Города-государства стремились расширить свою территорию. Упрочить своё политическое влияние в регионе. Поэтому постоянным явлением были войны между городами. В их ходе более сильные соседи подчиняли слабых. В итоге появлялись крупные, но непрочные государственные объединения.

    Первые города-государства в Египте (ещё их называют номами) также возникли вокруг храмов. Зачастую их правители были выходцами из жречества. Но в долине Нила, в отличие от Месопотамии, борьба между городами велась более интенсивно.

    На рубеже 3 и 4 тысячелетий до нашей эры порядка 20 номов в верхнем течении Нила и примерно столько же в нижнем объединились под руководством двух правителей. Началась война между Верхним и Нижним Египтом. Она завершилась победой правителя Верхнего Египта. Он объединил страну и стал её единоличным правителем.

    В долине Нила появилось крупное государство с единым центром. Оно управлялось при помощи бюрократического аппарата. Верховным правителем Египта стал фараон – «живой бог». Он обладал неограниченной властью.

    Верховенство государства и его правителя над подданными было всеобъемлющим. Такой тип государства получил название «восточная деспотия». Одной из особенностей цивилизации Древнего Египта стало раннее исчезновение общины. Её поглотили хозяйства храмов и вельмож.

    Всё произведённое обществом являлось собственностью государства и его олицетворения – правителя. Распределение ресурсов проходило централизованно в соответствии со строжайшей системой норм.

    В Древнем Египте собственность оказалась напрямую связанной с властью.

    Появилась её особая форма, характерная не только для древнеегипетской цивилизации, но и для всего Древнего Востока – власть-собственность.

    Развитие цивилизаций сопровождалось усложнением и систематизацией религий. Быстрым развитием материальной и духовной культуры. Религиозные представления шумеров стали основой для множества религиозных образов последующих эпох.

    Шумеры сформировали представление об антропоморфных богах.

    Соединили образы божеств с небесными светилами. Шумеры начали изучать звёздное небо.

    По положению и перемещениям небесных тел они пытались предсказывать судьбы людей и государств. Шумеры первыми зафиксировали расположение созвездий. Определили пути движения планет.

    У шумеров развилось представление о божественном первообразе истиной царственности. Он спускался на землю и соединялся с избранным государством, от чего последнее становилось как никогда могущественным и долговечным. В виде идеи «смены царств» этот шумерский образ вошёл в Библию. К нему же восходит идея «Москва – Третий Рим».

    В Шумере был создан образ Гильгамеша. Он стал первым в истории эпическим героем, осмелившимся противостоять богам.

    Одним из главных достижений шумеров стало изобретение клинописи.

    До сих пор в обиходе шумерская шестидесятеричная система счисления –

    Деление часа на 60 минут. Минуты – на 60 секунд. Круга – на 360 градусов.

    Свои храмы шумеры возводили в виде зиккуратов – мощных ступенчатых сооружений. Их образ стилизованно используется и в современной архитектуре.

    Древние египтяне верили, что бог Птах сотворил мир божественным словом. Аналогии этого можно встретить в Библии. Особым почтением в Египте пользовался бог небесного пространства и воздуха Амон-Ра.

    Богиня Маат, по представлениям египтян, установила божественный порядок и истину, на основе которых существует государство. Главной задачей фараона было утверждение закона Маат на месте беспорядка в мире людей.

    В 14 веке до нашей эры фараон Эхнатон ввёл культ единого бога – Атона.  Он изображался в виде солнечного диска. Но после смерти Эхнатона Египет вернулся к многобожию.

    Высшим проявление мощи египетского государства и фараона стало сооружение пирамид. Гигантские усыпальницы утверждали вечность и незыблемость установленного миропорядка.

    В период Античности пирамиды считались первым из семи чудес света.

    Египетская цивилизация создала основы многих знаний в области медицины,

    математики, астрономии.

    При египетских храмах существовали особые «дома жизни». В них составлялись литературные, религиозные, ритуально-магические, научные тексты.

    Также при храмах создавались библиотеки, архивы, работали школы.

    Наследие первых цивилизаций стало основой культуры всего Древнего мира.

    В 3 – первой половине 1 тысячелетия до нашей эры на Ближнем Востоке шла непрерывная миграция народов. Развивались конкурирующие процессы

    объединения земель и создания крупных государств и распада стран и раздробления их на новые государства. На Ближнем Востоке происходило объединение этносов, слияние культур, смешение языков, в итоге приведшее к образованию особого культурно-цивилизационного древневосточного феномена.

    Шумерские города Месопотамии были завоёваны аккадцами – народом семитской группы.

    Аккадцы создали централизованное государство и регулярную армию.

    На рубеже 19–18 веков до нашей эры амореи – ещё один семитский народ – подчинили значительную часть Междуречья. Ими было основано государство с центром в городе Вавилон.

    Пика могущества Вавилонское царство достигло в 18 веке до нашей эры при царе Хаммурапи.

    При нём были изданы законы, полностью дошедшие до нашего времени.

    Они – свидетельство того, что в вавилонском обществе существовала сложная социальная структура. Его высшим слоем являлось высокопоставленное чиновничество, напрямую связанное с правителем.

    Особый статус был у жрецов. Самым многочисленным был слой свободных общинников.

    В то же время присутствовали различные категории зависимого населения.

    Существовало патриархальное рабство.

    Важен тот факт, что в кодексе Хаммурапи прописан принцип «вины и злой воли». То есть разделение степени наказания за предумышленное и непредумышленное преступления.

    С середины 2 тысячелетия до нашей эры на Ближнем Востоке утвердилась тенденция образования крупных военных держав. Они стали первыми империями древности.

    В 16 веке до нашей эры в Египте образовалось Новое царство. Путём захватов оно постоянно увеличивало свою территорию.

    При Тутмосе 3 египетская империя простиралась от 4 порога Нила до северных границ Сирии. Достигнув самых верхов Нила, Египет начал военные походы в Месопотамию.

    Но захватнические интересы Египта столкнулись с устремлениями другой державы – Хеттской империи. Между странами началась война.

    Хетты являлись представителями индоевропейских народов. В 17 веке до нашей эры они пришли в Малую Азию и создали здесь собственное государство. Хетты первыми из народов Востока освоили технологию получения железа. Тем самым получив важное преимущество в военном деле.

    Хетты вели постоянные войны. Им удалось подчинить обширные земли.

    В 1595 году до нашей эры хетты захватили Вавилон и разрушили его.

    В конце 14 – начале 13 века до нашей эры соперничество Египта и империи хеттов за господство в Азии накалилось до предела. В битве при Кадеше едва не погиб фараон Рамсес 2.

    После череды войн египтяне и хетты заключили мир. Говоря современным языком, великие державы признали стратегический паритет.

    Таким образом, переход человечества к цивилизации произошёл на рубеже 4 и 3 тысячелетий до нашей эры. Первой цивилизацией Древней Месопотамии стал Шумер. Культура Шумера и Египта повлияла на развитие всего Древнего мира. Древний Египет, наравне с империей хеттов долгое время являлся одной их двух сверхдержав Ближнего Востока. Вавилонское царство достигло расцвета при царе Хаммурапи.

    videouroki.net

    Author: alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *