Что такое система приведите примеры информатика 11 класс ответы – Ответы@Mail.Ru: Информатика 11 класс

§ 1 Что такое система

В науке о системах - системологии сформулирован закон, ко­торый называется принципом эмерджентности, или законом сис­темного эффекта. Звучит он так: целое больше суммы своих час­тей. Говоря другими словами, свойства системы не сводятся к со­вокупности свойств ее частей и не выводятся из них. Слово «эмерджентность» происходит от английского етеrgепсе - внезап­ное появление. Например, сложная система организма животного или человека создает системный эффект, который называется жиз­нью. Выход из строя какой-либо подсистемы организма (кровооб­ращения, пищеварения и др.) приводит к утрате жизни.

    Связи (отношения) в системе. Части системы всегда связаны между собой, находятся в определенных отношениях. Виды этих связей могут быть самыми разными. В естественных и техничес­ких системах они носят материальный характер. Например, плане­ты Солнечной системы связаны силами гравитации; детали авто­мобиля связаны между собой болтами, сваркой, шестеренками; части энергетической системы связаны линиями электропередач.

      Отношения между частями социальных систем бывают различ­ными. Это могут быть отношения подчинения (начальник - под­чиненный, министерство - предприятие), отношения вхождения (университет - факультет - кафедра - преподаватель), отноше­ния родственных связей членов семьи. Решающее значение для функционирования таких систем играют информационные связи внутри системы, а также с внешней средой. Такие связи реализу­ются через прямое общение, переписку, технические средства свя­зи, средства массовой информации. Человек является частью мно­гих систем: семьи, класса, производственного коллектива, коман­ды, государства и др. Во всех этих системах он находится в состоянии информационного взаимодействия с другими людьми.

     Большое значение информационные связи имеют для дея­тельности производственных коллективов. Если распоряжение руководителя не доходит до подчиненных или искажается в процессе передачи, то может быть нарушен производственный про­цесс с самыми серьезными последствиями, вплоть до катастро­фы. Во время боевых действий в армии от работы информацион­ной связи зависят жизни людей. Армия, лишенная связи, не может выполнять свое назначение - эффективно вести военные действия.

      Из приведенных примеров следует, что системный эффект обеспечивается не только наличием нужного состава частей системы, но и существованием необходимых связей между ними.

     Структурой системы называется совокупность связей, существующих между частями системы. Наглядным примером отображения структуры системы являются схемы электрических цепей. Элементы электрического устройства соединяются между собой двумя способами: последовательным и параллельным со­единением. От способа соединения зависит свойство всей цепи. Например, если три проводника, имеющие сопротивления Rl, R2, R3, соединить последовательно, то общее сопротивление цепи бу­дет равно Rl + R2 + R3. А если их соединить параллельно, то со-противление цепи будет равно: (Rl·R2·R3)/(Rl·R2 + R1·R3 + + R2·R3). Первое сопротивление больше второго. Поэтому, напри­мер, при пропускании электрического тока в первой цепи будет выделяться больше тепла, чем во второй.

      В науке существует много примеров, когда для понимания свойств каких-то систем требовалось понять их структуру. Напри­мер, открытие немецким химиком Ф. Кекуле структуры молеку­лы бензола (бензольного кольца) помогло понять химические свойства этого органического вещества. Свойства атома стали луч­ше понятны физикам после того, как Эрнест Резерфорд открыл «планетарную» структуру атома, а Нильс Бор сформулировал свои знаменитые постулаты.

   Для любой социальной системы, объединенной информацион­ными связями, также характерна определенная структура. Эффективность функционирования системы существенно зависит от ее структуры. Структурная организация любой социальной системы определяется законами, уставами, правилами, инструк­циями. Структура государства описана в конституции, структура армии - в уставе.

     Обобщая всё сказанное о системах, сформулируем следующее определение.

 

Системным подходом называется научный метод изучения дей­ствительности, при котором любой объект исследования рассмат­ривается как система, при этом учитываются его существенные связи с внешней средой

belledahlia.jimdo.com

Понятие «информационная система» — урок. Информатика, 11 класс.

В общей теории систем любой объект, явление, процесс в окружающем нас мире рассматривается как система, состоящая из комплекса взаимодействующих компонентов. Следовательно, в мире существует великое множество систем, характер которых определяется структурой и взаимодействием составляющих их элементов.

Если в качестве элементов системы выступает информация (точнее — данные), то такая система будет называться информационной системой.

Естественно, понятие «информационная система» истолковывается также весьма многообразно в зависимости от смысла, который вкладывается в понятие «информация».

В докомпьютерные времена под информационной системой понималась любая организационная структура, имевшая дело с обработкой и хранением информации. Примерами таких структур являлись библиотеки, всевозможные справочные службы, редакции газет и журналов и т. д.

 

С появлением компьютеров традиционные информационные системы существенно изменились, кроме того, появились принципиально новые информационные системы на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий.

Информационная система — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. (Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации».)

А вот одно из распространенных определений понятия «информационная система»:

Информационная система — взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Однако персонал в состав информационной системы включать нецелесообразно, поскольку разработанная и отлаженная информационная система вполне функционирует и без присутствия человека. Поэтому более корректной будет такая формулировка:

Информационная система — это взаимосвязанная совокупность средств и методов, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в целях ее дальнейшего использования.

Структурно информационная система состоит из информационного, математического, программного, технического н организационного обеспечения.

  

Информационное обеспечение — это банк данных, блок расшифровки запросов и блок поиска.

 

Математическое и программное обеспечение — это совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ.

 

Техническое обеспечение — это комплекс технических средств: компьютеры (устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации), устройства передачи данных и линий связи и т. д.. а также документация на них и на технологические процессы обработки данных.

 

Организационное обеспечение — это совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие пользователей с техническими средствами системы.

www.yaklass.ru

Ответы Mail.ru: Информатика 11 класс

3.Определите, что называют информационной моделью? В каких сферах человеческой деятельности возникает потребность в моделировании? Приведите три (всего) примера из физики, химии, истории, других изучаемых Вами учебных дисциплин, когда моделирование явлений и событий помогало лучше понять их суть, предсказать законы их поведения.
4.Определите, что называют материальной моделью? Для чего используются модели объектов реальной действительности?
5.Для чего используется моделирование внешнего вида объекта? Объясните, почему в учебниках физики и геометрии много чертежей и схем, а в учебнике ис-тории больше фотографий и рисунков?
6.Для чего используется моделирование структуры объекта? Объект моделирования – дом. Какие свойства этого объекта будут существенными для строителя, определяющего перечень материалов, необходимых для строительства?
7.Где применяется моделирование поведения? Объясните, в чем сходство и в чем отличие материальных и информационных моделей.
8.Каким набором свойств характеризуется каждый аспект моделирования? Объект моделирования – дом. Какие свойства этого объекта будут существенными для художника, рисующего пейзаж, частью которого является дом?
9.Когда возникает и от чего зависит цель моделирования? Объясните, может ли объект иметь несколько моделей? Если да, приведите пример. Если нет, объясните почему.
10.Перечислите этапы моделирования. Объект моделирования – дом. Какие свойства этого объекта будут существенными для архитектора, составляющего план дома?
11.Какие формы представления информационной модели Вам известны? Объясните, могут ли разные объекты описываться одной и той же моделью? Если да, приведите пример. Если нет, объясните почему.
12.На какие классы распределяются модели, исходя из характеристики объекта моделирования? Приведите примеры моделей, классифицируемых по характери-стике объекта моделирования.
13.На какие классы распределяются модели, исходя из сфер деятельности субъекта моделирования? Приведите примеры моделей, классифицируемых по сферам деятельности субъекта моделирования.
14.Объясните, в чем разница между статическими и динамическими информаци-онными моделями? Приведите примеры статических и динамических информационных моделей.
15.На какие классы распределяются модели, исходя из сущности моделиро-вания? Приведите примеры моделей, классифицируемых по сущности.
16.На какие классы распределяются модели, исходя из роли в управлении объектом моделирования? Приведите примеры моделей, классифицируемых по роли в управлении объектом моделирования.
17.На какие классы распределяются модели, исходя из степени формализации? Приведите примеры моделей, классифицируемых по степени формализации.
18.Объясните, какие системы объектов целесообразно и возможно представлять с помощью табличных моделей? Приведите три примера информационных мо-делей.
19.На какие классы распределяются модели, исходя из учета фактора времени? Приведите примеры моделей, классифицируемых по учету фактора времени.
20.Объясните, какие системы объектов целесообразно и возможно представлять с помощью иерархических моделей? Приведите три примера материальных мо-делей.
21.Перечислите информационные модели, выраженные на языке описания (де-скриптивные информационные модели). Приведите примеры информационных мо-делей, выраженных на языке описания.
22.Перечислите информационные модели смешанного вида. Приведите примеры информационных моделей смешанного вида.
23.Перечислите информационные модели, выраженные на языке представления. Приведите примеры информационных моделей, выраженных на языке представле-ния.

otvet.mail.ru

Билеты и ответы по Информатике за 11-й класс

Билеты по информатике

Билет 1.

  1. Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека.

  2. Технология объектно-ориентированного программирования. Объекты и их свойства.

  3. Практическое задание на проведение расчетов с помощью электронной таблицы.

Билет 2.

  1. Информация и управление. Назначение и функции обратной связи.

  2. Технология логического программирования. Отличие логических языков программирования от алгоритмических языков программирования.

  3. Задача на определения результата выполнения алгоритма по его блок-схеме или записи на алгоритмическом языке.

Билет 3.

  1. Язык и информация. Естественные и формальные языки.

  2. Технология алгоритмического программирования. Основные типы и способы организации данных (переменные, массивы, списки и пр.)

  3. П


    рактическое задание на построение графика функции с помощью электронных таблиц.

Билет 4.

  1. Двоичная система счисления. Запись чисел в двоичной системе счисления.

  2. Магистрально-модульный принцип построения компьютера.

  3. Задача на разработку алгоритма для исполнения типа Робот или Черепашка.

Билет 5.

  1. Двоичное кодирование информации.

  2. Основные характеристики компьютера (разрядность магистрали, объем оперативной и внешней памяти, тактовая частота и др.).

  3. Практическое задание на создание, преобразование, хранение и распечатку рисунка с помощью графического редактора.

Билет 6.

  1. Количество информации. Единицы измерения количества информации.

  2. Внешняя память компьютера. Различные типы носителей информации (информационная емкость, быстродействие и т.д.).

  3. Практическое задание по работе с файлами (копирование, переименование, удаление и т.д.).

Билет 7.

  1. Основные устройства компьютера, их функции и взаимность.

  2. Основы языка разметки гипертекста (НТ).

  3. Практическое задание по поиску файлов.

Билет 8.

  1. Программное управление работой компьютера. Программное обеспечение компьютера.

  2. Основные логические операции. Логическое умножение, сложение, отрицание.

  3. Практическое задание по работе с дисками (форматирование, создание системной дискеты и т.д.).

Билет 9.

  1. Файлы (тип, имя, местоположение). Файловая система. Основные операции с файлами.

  2. Логические выражения и их преобразования. Таблицы истинности.

  3. Практическое задание по “ лечению” гибкого диска от вирусов с использованием графического интерфейса.

Билет 10.

  1. Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

  2. Основы логические устройства компьютера ( сумматор).

  3. Практическое задание на создание ,редактирование, сохранение и распечатку текста с помощью текстового редактора.

Билет 11.

  1. моделирование как метод научного познания. Модели материальные и информационные.

  2. Основные логические устройства компьютера (регистр).

  3. Практическое задание на поиск информации в базе данных по заданным параметрам.

Билет 12.

  1. Формализация. Построение математических моделей.

  2. Технология мультимедиа (аппаратные и программные средства).

  3. Практическое задание на сортировку информации в базе данных по заданным параметрам.

Билет 13.

  1. технология решения задач с помощью компьютера. Технологическая цепочка: построение модели – формализация – алгоритм – программа – компьютерный эксперимент.

  2. Программное обеспечение компьютера (его состав и назначение).

  3. Задача на перевод десятичного числа в двоичное число.

Билет 14.

  1. понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Возможность автоматизации деятельности человека.

  2. Операционная система компьютера (назначение, состав, загрузка).

  3. Задача на определение истинности составного высказывания.

Билет 15.

  1. Разветвляющиеся алгоритмы. Команда ветвления.

  2. Позиционные и непозиционные системы счисления. Запись чисел в позиционных системах счисления.

  3. Задача на определение истинности составного высказывания.

Билет 16.

  1. Циклические алгоритмы. Команда повторения.

  2. Выполнение арифметических операций в двоичной системе счисления.

  3. Задача на определение единиц измерения количества информации.

Билет 17.

  1. Разработка алгоритмы методом последовательной детализации. Вспомогательные алгоритмы.

  2. Информационное моделирование. Основные типы информационных моделей (табличные, иерархические, сетевые).

  3. Задача на сложение двоичных чисел.

Билет 18.

  1. Основы языка программирования (алфавит, операторы, типы данных и т.д.).

  2. Статические информационные модели (модели состояния). Динамические информационные модели (модели поведения).

  3. Задача на построение запроса при поиске информации в интернете.

Билет 19.

  1. Текстовый редактор. Назначение и основные функции. Кодировки русских букв.

  2. Информационные модели процессов управления.

  3. Практическое задание на инсталляцию программного продукта.

Билет 20.

  1. Графический редактор. Назначение и основные функции. Форматы графических файлов.

  2. Формально-логические модели и математические модели.

  3. Задача на построение информационной модели.

Билет 21.

  1. Электронные таблицы. Назначение и основные функции.

  2. Системы программирования. Интерпретации и компиляция.

  3. Задача на построение информационной модели.

Билет 22.

  1. Базы данных. Назначение и основные функции. Системы управление базами данных (СУБД).

  2. Компьютерные вирусы: методы распространения, профилактика заряжения.

  3. Практические задания на разработку Web-страницы с использованием инструментального средства.

Билет 23.

  1. Глобальная сеть Интернет и ее информационные ресурсы (электронная почта, телеконференции, файловые архивы, Всемирная паутина).

  2. Информация. Вероятностный подход к измерению количества информации.

  3. Задача на построение блок-схемы простого алгоритма, записанного на естественном языке.

Билет 24.

  1. Гипертекст. Технология WWW (World Wild Web).

  2. Основы объектно-ориентированного программирования.

  3. Практическое задание на определение информационной емкости различных носителей информации.

Билет 25.

  1. Информатизация общества. Основные этапы развития вычислительной техники.

  2. Структура глобальной компьютерной сети Интернет. Адресация в Интернат.

  3. Практическое задание на преобразование формата графического файла.

БИЛЕТ 1

Вопрос 1

Технике. Информационная деятельность человека.

  1. Информация фундаментальная понятие, поэтому определить его исчерпывающим образом через какие-то более простые понятия невозможно. Каждый вариант определения информации обладает некоторой неполнотой. В широком смысле информация –это отражение реального (материального, предметного) мира, выражаемое в виде сигналов и знаков. Сигналы отражают физические (физически - химические) характеристики различных процессов и объектов.

Действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами. Информационные процессы можно разложить на три составляющие: хранение, передачу и обработку информации.

Объединение понятий (информация) и (управление) привело Н. Винера в 40-х гг. к созданию кибернетики, которая, в частности, впервые указала на общность информационных процессов в технике, обществе и живых организмах. Объекты живой природы, в отличие от неживой, обладают свойством обмена информацией, и реагировать на нее. Так, например, горы подвержены эрозии из-за неблагоприятных влияний ветра, солнца, дождя, но они не могут принять эту информацию к сведенью и использовать ее для выживания, в отличие, например, от зайцев, которые меняют свою окраску на белую, получив информацию из окружающего мира о наступление зимы. Пчела летит на запах цветка, является информацией для нее, летучие мыши ориентируются в пространстве, получая информацию с помощью ультразвуковой локации. Собака обладает прекрастными способностями к общению. Она получает и обрабатывает следующую информацию: если она совершает действия, которые от нее требует хозяин, он поощряет ее. Чтобы

mirznanii.com

Информатика и ИКТ. Профильный курс.

Система. Понятие системы.

Основные понятия:

  • система;
  • состав системы;
  • подсистема;
  • свойства системы;

Из истории...

Рассматривание объекта как системы было предложено в 1950 году американским биологом Л. фон Берталанфи. Этот метод получил название системный подход и затем развивался в различных направлениях. 

Понятие системы, также как и понятие "информация" нельзя определить однозначно. Это фундаментальное научное понятие. В бытовой речи и в научной терминологии это понятие употребляется в сочетании с другим: система образования, Солнечная система, периодическая система химических элементов, система счисления, операционная система, информационная система и т.д.

Система - это совокупность материальных или информационных объектов, обладающая определенной целостностью. 

Состав системы - это совокупность входящих в нее частей (элементов). 

Рассмотрим компьютер как систему.  Можно выделить следующие составляющие части этой системы: устройства ввода, устройства вывода, устройство обработки (процессор), память. В свою очередь, каждое из этих составляющих тоже является системой. Например, в состав процессора входят: арифметико - логическое устройство, устройство управления, регистры и кэш - память. Поскольку процессор входит в состав компьютера и в тоже время сам является системой, назовем его подсистемой компьютера.

Подсистема - это система, входящая в состав другой, более крупной системы.

В свою очередь арифметико - логическое устройство процессора тоже является системой. В его состав входят сумматоры, полусумматоры и другие элементы. Т.е. арифметико - логическое устройство процессора тоже является подсистемой процессора.  Т.о. можно углубляться до бесконечности. 

Вывод: всякая система представляет собой иерархию составляющих ее подсистем.

Внешняя система по отношению к данной является средой ее существования. Средой существования процессора является компьютер, средой существования кровеносной системы является организм и т.д.

Любая система относительно обособлена от среды своего существования. Т.е. с одной стороны ее можно выделить из среды и рассмотреть, но в тоже время она постоянно связана со своей средой.

Системы делятся на естественные (природные),  искусственные (созданные человеком) и смешанные (совмещают в себе части естественного и искусственного происходения).

Свойство целостности системы.

Любая система существует в совокупности своих частей и выполняет свою отдельную функцию в среде своего существования. 

Принцип эмерджентности или закон системного эффекта.

Целое больше суммы своих частей.

Система не является случайным набором частей. Ее состав подчиняется назначению, которое система имеет в природе или в обществе. Система - это средство достижения некоторой цели. Например, транспортная система нужна для превозки людей, система здравоохранения - для лечения людей и т.д. Ни одна из частей самолета не летает, только собранные в виде системы эти части дают нам системный эффект - полет.

Связи (отношения) в системе.

Части системы всегда связаны между собой, находятся в определенных отношениях. Виды этих связей могут быть разными. В естественных и технических системах они носят материальный характер. Например, детали автомобиля связаны между собой болтами, сваркой и т.д.

Отношения между частями социальных систем бывают различными. Это могут быть отношения подчинения, вхождения, родственных связей и т.д. Решающее значение для таких систем играют информационные связи внутри системы, а также с внешней средой.  Такие связи реализуются через прямое общение, переписку, технические средства связи, средства массовой информации. Человек является частью многих систем: семьи, класса, коллектива, команды, государства и т.д. Во всех этих системах он находится в состоянии информационного взаимодействия с другими людьми.

Т.о. системный эффект обеспечивается нужным составом и существованием необходимых связей между ними.

Структурой в системе называется совокупность связей, существующих между частями системы.

Наглядным примером отображения струтуры системы являются схемы электрических цепей. Элементы электрического устройства соединяются между собой двумя способами: последовательным и параллельным соединением. От способа соединения зависит свойство всей цепи.

Т.о. выделим свойства системы:

Свойства системы

Целесообразность

Целостность
Структурированность
Иерархическая совокупность подсистем
Связь со средой

Виды систем:

Системы бывают материальными (книжный шкаф, самолет и т.д.)абстрактными (система государственного устройства), смешанными (школа)

ВЫВОД:

Система - целостная, взаимосвязанная совокупность частей, существующая в некоторой среде и обладающая определенным назначением, подчиненная некоторой цели. Система обладает внутренней структурой, относительной обособленностью от окружающей среды, наличием связей со средой.

Системный подход - это научный метод изучения действительности, при котором любой объект исследования рассматривается как система, при этом учитываются его связи с внешней средой. 


ЭТО ИНТЕРЕСНО

Кто решил сложную математическую проблему, приняв её за домашнее задание?
Американский математик Джордж Данциг, будучи аспирантом университета, однажды опоздал на урок и принял написанные на доске уравнения за домашнее задание. Оно показалось ему сложнее обычного, но через несколько дней он смог его выполнить. Оказалось, что он решил две «нерешаемые» проблемы в статистике, над которыми бились многие учёные.

Вопросы

1. Что такое система? Приведите примеры.

2. Что такое структура системы? Приведите примеры.

3. Может ли существовать система, имеющая одинаковый состав но разную структуру?

4. Приведите примеры системного эффекта.

5. Что такое подсистема? Приведите примеры.

6. Выделить подсистемы в следующих объектах: костюм, автомобиль, компьютер, телефон, школа, армия, государство.

7. Удаление каких элементов из перечисленных систем приведет к потере системного эффекта?

 Упражнение:

1. Приведите примеры систем: материальные, абстрактные, смешанные.

2. Приведите примеры систем, для которых модель удобно представить в виде графа.

 

Компьютерный практикум:

doc Информационные системы (И.Г. Семакин. Информатика и ИКТ 11 класс. Профильный уровень)

Домашняя работа:

Представить как систему следующие объекты:

а) ручка    б)телефон        в) часы         г)велосипед

Указать элементы и связи между ними. В чем проявляется системный эффект для данных объектов?

doma10.ucoz.ru

ГДЗ Информатика 11 класс Семакин

Ежедневно одиннадцатиклассники должны решить домашку по информатике, которую не всегда удается составить самостоятельно, так как во время урока немного отвлекся и сидя дома не знаешь, как написать правильно. Именно из-за этого на данной странице ты увидишь пособие, в котором содержатся ответы на домашнюю работу. ГДЗ Информатика 11 класс Семакин обязательно поможет тебе при выполнении заданий. Учебник наглядно покажет вам, как необходимо написать задание, чтобы на уроке получить хорошую оценку. Но помни, что тебе самому необходимо также приложить усилия, нельзя просто списать и убрать тетрадь в ранец важно понимать списанное, чтобы в будущем не было трудностей. Наша команда настоятельно рекомендует использовать данное ГДЗ совместно с иным пособием, а также просмотреть парочку других примеров самому, это поможет каждому закрепить пройденный материал, что превосходно отразиться на твоих знаниях. Также, при возникновении вопросов, обязательно разбери их с учителем, которые хорошо это понимают или же задать оставшиеся вопросы в комментариях, другие специалисты помогут ответить на них.

В данном решебнике рассмотрены ответы на следующие вопросы:

1. Что такое система? Приведите примеры.
2. Что такое структура системы? Приведите примеры.
3. Приведите примеры систем, имеющих одинаковый состав (одинаковые
элементы), но разную структуру.
4. В чем суть системного эффекта? Приведите примеры.
5. Что такое подсистема? 
6. Выделите подсистемы в следующих объектах, рассматриваемых в качестве
систем:
• костюм;
• автомобиль;
• компьютер;
• городская телефонная сеть;
• школа;
• армия;
• государство.
7. Удаление каких элементов из систем, названных в задании 6, приведет
к потере системного эффекта, т. е. к невозможности выполнения основного
назначения систем? Попробуйте выделить существенные и несущественные
с позиции системного эффекта элементы этих систем. 

1. Какие существуют типы моделей систем? Чем они различаются?
2. Что такое граф? Из чего он состоит?
3. Какой граф называется неориентированным? Приведите примеры.
4. Какой граф называется ориентированным? Приведите примеры.
5. Нарисуйте в виде графа систему, состоящую из четырех одноклассников,
между которыми существуют следующие связи (взаимоотношения):
дружат - Саша и Маша, Саша и Даша, Маша и Гриша, Гриша
и Саша. Анализируя полученный граф, ответьте на вопрос: с кем Саша
может поделиться секретом, не рискуя, что тот станет известен кому-то
другому?
6. Нарисуйте два варианта графа системы «Компьютер», содержащего
следующие вершины: процессор, оперативная память, внешняя память,
клавиатура, монитор, принтер:
а) линия связи обозначает отношение «передает информацию»;
б) линия связи обозначает отношение: «управляет ».

1. а) Перечислите задачи, которые должна решать проектируемая информационная
модель приемной кампании в университет.
б) Какая информация представляется важной при приеме в вуз с точки
зрения поступающего? С точки зрения вуза?
2. Разработайте по аналогии информационную модель «Школа». Модель
должна быть представлена в графической и табличной формах. 

1. Какие можно выделить основные признаки современной информационной
системы?
2. К каким типам ИС относятся, например, такие системы:
• система прогноза погоды для различных регионов страны;
• система автоматического тестирования для подготовки к сдаче ЕГЭ;
• система диспетчерской службы крупного аэропорта;
• система диагностики в кардиологической клинике?
3. Придумайте возможные области использования информационных систем
в деятельности школы. К каким типам ИС относится каждая из
придуманных вами систем? 

1. а) Для чего предназначены базы данных? Выберите верный ответ: ф
1) для выполнения вычислений на компьютере;
2) для осуществления хранения, поиска и сортировки данных;
3) для принятия управляющих решений.
б) Какие существуют варианты классификации БД?
в) Почему реляционный вид БД является наиболее распространенным?
г) Что такое запись в реляционной БД?
д) Что такое поле, тип поля; какие бывают типы полей?
е) Что такое главный ключ записи?
2. Определите главный ключ и типы полей в следующих отношениях:
АВТОБУСЫ (НОМЕР МАРШРУТА, НАЧАЛЬНАЯ ОСТАНОВКА,
КОНЕЧНАЯ ОСТАНОВКА)
КИНО (КИНОТЕАТР, СЕАНС, ФИЛЬМ, РОССИЙСКИЙ,
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ)
УРОКИ (ДЕНЬ НЕДЕЛИ, НОМЕР УРОКА, КЛАСС, ПРЕДМЕТ,
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ)
3. Опишите структуру записей (имена полей, типы полей, главные ключи)
для баз данных: РЕЙСЫ САМОЛЕТОВ, ШКОЛЫ ГОРОДА, СТРАНЫ
МИРА. 

1. а) Перечислите задачи, которые должна решать проектируемая информационная
система « Приемная комиссия ».
б) Какие информационные процессы происходят на различных этапах
приемной кампании в вузе?
в) Какая информация добавляется к базе данных на каждом этапе?
2. а) В чем заключается построение модели данных?
б) Что означает свойство целостности БД?
в) Какие данные следует добавить в БД приемной комиссии, если требуется
учитывать преподавателей, принимающих экзамены, и деление
абитуриентов на экзаменационные группы?
г) Какие данные следует добавить в БД приемной комиссии, если дополнительно
к требованиям предыдущего задания нужно учитывать расписание
экзаменов, т. е. сведения о том, где, когда и какому преподавателю
сдает экзамен данная группа?
д) Постройте схему БД с учетом выполнения заданий 2, в и 2, г.
3. а) При проектировании БД были определены следующие отношения:
МАГАЗИН(НОМЕР _МАГ, ТИП, АДРЕС, ДИРЕКТОР, ТЕЛЕФОН)
ОТДЕЛ (НАЗВАНИЕ_ОТД, ЗАВЕДУЮЩИЙ, ТЕЛЕФОН)
ПРОДАВЕЦ (ТАБЕЛЬНЫЙ_НОМ, ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО,
КАТЕГОРИЯ)
Являются ли эти отношения связанными? Добавьте всё, что необходимо
для их связи; изобразите схему БД в графическом виде.
б) Спроектируйте базу данных для информационной системы « Наша
школа », содержащей сведения об учителях, учениках, классах, изучаемых
предметах. Замечание: данное задание носит творческий характер
и может быть выполнено во многих вариантах. У стройте конкурс на
лучшее решение этой задачи. 

1. Что нужно иметь для того, чтобы начать процесс создания базы данных?
2. Какую информацию нужно указать СУБД для создания таблиц БД?
3. Каким способом можно вводить данные в таблицы?
4. Как СУБД помогает пользователю производить безошибочный ввод данных?
1. а) Что такое логическое выражение? 
б) Какие существуют основные логические операции? Что такое таблица истинности?
2. Для таблицы, приведенной в данном параграфе, определите результаты отбора записей по следующим условиям: 
а) А=2 И В=2;
б) А=2 ИЛИ В=2 ;
в) А=2 И В=1 ИЛИ С=З ;
г) А>В;
д) С=А+В;
е) A=l ИЛИ А=2;
ж) В> l И В<З.
3. Все условия из предыдущего задания представьте в табличной форме,
1. Обоснуйте, почему создание и развитие компьютерной техники можно
отнести к важнейшим факторам научно-технической революции ХХ
столетия.
2. Какие технические и социальные проблемы решаются средствами гло··
бальных компьютерных сетей?
3. Что такое глобальная сеть? Что такое Интернет?
4. Как с развитием компьютерной техники изменялось представление
о компьютерной грамотности?
5. Попробуйте предсказать последствия для человечества дальнейшего
развития компьютерной техники и глобальных сетей.
6. Чем отличается узловой компьютер от ПК пользователя сети? Обозначьте
разницу по следующим позициям: назначение, режим работы,
программное обеспечение .
7. Что обозначает слово « сервер » в сетевых технологиях?
8. Что такое IР-адрес и доменный адрес?
9. Сопоставьте различные типы каналов связи по двум их свойствам: цена
и качество .
10. Для чего используется модем?

1. Объясните различие между коммуникационными и информационными
службами Сети.

2. Чем отличается сhаt-конференция от видеоконференции?

3. В чем преимущество Интернет-телефонии по сравнению с традиционной телефонной связью?

4. Для каких целей используется FТР-служба?

5. Какое значение для развития Интернета имело появление службы WWW?

6. В чем специфика wеЬ-2-сервисов?

7. Что такое блог?

8. Какие способы размещения информации в Интернете используете лично
вы?
1. Какое смысловое различие подразумевается в использовании терминов« сеть » и « паутина »?
2. Что является наименьшей адресуемой единицей информации в WWW?
3. По какому признаку можно отличить адрес wеЬ-сервера от других адресов Сети?
4. Сопоставьте структуру полного имени файла (адреса файла) на автономном
компьютере и URL-aдpeca в сети. Отметьте сходство и различие.
5. Представьте себе, что вы проектируете сайт своей школы . Какую информацию
вы бы поместили на главной странице?
6. Обоснуйте необходимость существования поисковых служб в Интернете.
7. В чем различие между поисковыми каталогами и поисковыми указателями?
8. Какую работу выполняют роботы (пауки) поисковых машин?
9. Какими поисковыми службами вы чаще всего пользуетесь?
1. Что такое wеb-сайт?
2. Какой язык используется для разработки сайтов?
3. В чем преимущества визуальных НТМL-редакторов?
4. В чем недостатки визуальных НТМL-редакторов?
5. Какой из известных вам программных продуктов вы порекомендовали бы использовать для создания мощного wеЬ-проекта, над которым работает большое число людей?
6. В каких случаях удобнее использовать редакторы NVU или KompoZer?

1. Как посмотреть НТМL-код документа, работая в программе KompoZer?
2. Как изображение можно сделать гиперссылкой? Перечислите основные
шаги.
3. Что включают в себя глобальные настройки документа?
4. Изучите самостоятельно и опишите, как можно изменить параметры
уже существующей гиперссылки (например, ее адрес).
5. Создайте две остальных страницы сайта «Домашняя страница Пети
Иванова » (по аналогии со страницей «0 себе » ):
а) Мои родители
Мою маму зовут Елена Евгеньевна. Ей 35 лет. Она окончила медицинский институт и работает
врачом-педиатром в детской районной поликлинике. Моя мама очень добрая и веселая
.
Моего папу зовут Алексей Юрьевич. Ему 38 лет. У него два высших образования (строительный
и экономический факультеты) и в настоящее время он зан имается собственным
бизнесом в области строительства. Папа у меня строгий, но справедливый. 🙂
Рисунок - parents .jpg.
б) Мои друзья
У меня м ного друзей, но самые большие мои друзья - И ванов Кирилл и Орлов Сергей.
У нас с ними общие увлечения, поэтому м ы м ного времени проводим вместе. Кирилл старше
нас с Сергеем на год и учится в восьмом классе. Мы вместе с ним занимаемся плаванием
. Сергей - мой одноклассник, и мы часто с ним вместе делаем уроки, играем в шахматы
и гуляем во дворе.
Рисунок - friends .jpg.
Проверьте в браузере работоспособность всего сайта и всех гиперссылок.
1. Изучите самостоятельно, как выполняется действие по удалению строк
и столбцов. Запишите алгоритм выполнения.
2. Сколько строк и столбцов должно быть изначально в таблице, чтобы получить
следующую структуру:
3. Изучите самостоятельно, какие типы маркированных списков можно создать в программе KompoZer, и перечислите их.
4. Создайте для сайта « Домашняя страница Пети Иванова» страницу « Мои учителя » с использованием маркированного списка. В качестве маркера используйте квадрат. Заполните ее следующей информацией:
• Орлова Любовь Евгеньевна - русский язык и литература;
• Шахова Елена Петровна - алгебра и геометрия;
• Любимов Вячеслав Сергеевич - физика и информатика;
• Горелова Ирина Федоровна - английский язык;
• Филиппова Ольга Александровна - французский язык;
• Большаков Андрей Сергеевич - ОБЖ и технология;
• Леонова Татьяна Дмитриевна - история и обществознание.
Сохраните страницу в файле teacher. html.
5. Добавьте на главную страницу сайта ссылки на страницы « Мое расписание
уроков » и « Мои учителя ». Проверьте их работоспособность.

1. Что такое модель? Приведите примеры материальных моделей, не упомянутых
в параграфе .
2. Что такое информационная модель?
3. Можно ли карту города назвать информационной моделью? Обоснуйте
ответ.
4. Почему многие научные знания можно отнести к информационным моделям?

5. Какова роль информатики в информационном моделировании?
6. В чем преимущество компьютерных информационных моделей перед
теоретическими?
7. Какие данные вы бы включили в информационные модели следующих
объектов и процессов:
• обед в школьной столовой;
• ремонт квартиры;
• пассажир поезда;
• дом, в котором вы живете? 

1. а) Какие вам известны формы представления зависимостей между величинами?
б) Что такое математическая модель?
в) Может ли математическая модель включать в себя только константы?
2. Приведите пример известной вам функциональной зависимости (формулы)
между характеристиками какого-то объекта или процесса.
3. Обоснуйте преимущества и недостатки каждой из трех форм представления
зависимостей.
1. а) Что такое статистика?
б) Являются ли результаты статистических расчетов точными?
в) Что такое регрессионная модель?
2. Какие из следующих величин можно назвать статистическими: температура вашего тела в данный момент; средняя температура в вашем регионе за последний месяц; максимальная скорость, развиваемая данной моделью автомобиля; среднее число осадков, выпадающих в вашем регионе в течение года?
3. а) Для чего используется метод наименьших квадратов?
б) Что такое тренд?
в) Как располагается линия тренда, построенная по МНК, относительно экспериментальных точек?
г) Может ли тренд, построенный по МНК, пройти выше всех экспериментальных точек?
4. а) В чем смысл параметра R2? Какие значения он принимает?
б) Какое значение примет параметр R2, если тренд точно проходит через экспериментальные точки?
5. По данным из следующей таблицы постройте с помощью Excel линейную,
квадратичную, экспоненциальную и логарифмическую регрессионные
модели. Определите параметры, выберите лучшую модель. 

1. а) Что такое корреляционная зависимость?
б) Что такое корреляционный анализ?
в) Какие типы задач можно решать с помощью корреляционного анализа?
г) Какая величина является количественной мерой корреляции? Какие
значения она может принимать?
2. С помощью какого средства табличного процессора Excel можно вычислить
коэффициент корреляции?
3. а) Для данных из таблицы, представленной на рис . 3.9, постройте две
линейные регрессионные модели.
б) Для этих же данных вычислите коэффициенты корреляции. Сравните
с приведенными на рис . 3.9 результатами.

1. а) В чем состоит задача оптимального планирования?
б) Что такое плановые показатели, ресурсы, стратегическая цель? Приведите
примеры .
2. а) Попробуйте сформулировать содержание оптимального планирования
для своей учебной деятельности. 

б) Что такое математическое программирование, линейное программирование?

3. а) Сформулируйте задачу оптимального планирования для школьного
кондитерского цеха, в котором выпускается три вида продукции: пирожки,
пирожные и коржики.
б) Внесите изменение в постановку задачи оптимального планирования
из этого параграфа для двух видов продукции с учетом еще одного ограничения:
число пирожных должно быть не меньше числа пирожков. На
координатной плоскости постройте область поиска решения. 

1. Что обозначает термин « ресурсы »? Какие бывают ресурсы?
2. Что такое информационные ресурсы? ф 3. Каким особым свойством обладают информационные ресурсы по сравнению с любыми другими?
4. Почему информационные ресурсы можно назвать товарами?
5. Почему информационные ресурсы относят к числу стратегических?
6. Что представляет собой рынок информационных ресурсов?
7. Кто на рынке информационных ресурсов выступает в роли продавца, а кто - покупателя?
8. Мог ли бы вы предложить на рынок информационных ресурсов какой-нибудь свой товар? Как бы вы его оценили?
9. Что относится к числу информационных услуг?
10. Придумайте новый вид информационных услуг. Л
11. Что является основой мирового рынка информационных ресурсов и
услуг? Какие виды информационных услуг вы знаете? Пользовались ли
вы ими лично?
12. Охарактеризуйте виды информационных ресурсов России.
13. С какими видами информационных ресурсов России вы лично сталкивались?
1. Какие события и процессы определили четыре информационные революции?
2. Что такое информационное общество?
3. Сформулируйте критерий, определяющий стадии информационного общества.
4. К каким изменениям в экономике государства и на рынке труда приводит
формирование информационного общества?
5. Каково настоящее состояние и перспективы информационных и коммуникационных
технологий?
6. В чем заключается информационный кризис общества? Каковы пути его преодоления?
7. Определите связь между понятиями « информационное общество » и « свобода доступа к информации ».
8. Что такое информационная культура?
9. Как соотносится информационная культура с общечеловеческой культурой?
10. Какие проблемы образования будут решены в информационном обществе?
11. Определите изменения, которые произойдут в укладе жизни членов информационного
общества: в работе, в учебе, в быту.
12. Какие наиболее существенные проблемы и опасности существуют на
пути к информационному обществу?
13. Почему задача движения к информационному обществу для России относится к числу приоритетных?
14. Приведите известные вам примеры, отражающие наличие процесса
движения России к информационному обществу

1. Зачем нужны законодательные акты в информационной сфере?
2. Какой закон регламентирует права авторов программ и баз данных?
3. Какой закон регламентирует вопросы защиты информационных ресурсов?
4. На какой закон вы сошлетесь, если вам будет нанесен ущерб путем использования информации, касающейся вашей частной жизни?
5. Какие действия Уголовный кодекс классифицирует как преступления в компьютерной информационной сфере?

1. Какую информацию вы считаете конфиденциальной для государства,
для вашей школы, для себя лично?
2. Что относится к объектам информационной безопасности России?
3. Что относится к национальным интересам России в информационной
области?
4. Как проявляется информационное неравенство в системе образования?
5. Сталкивались ли вы в своей жизни с проявлениями информационного
неравенства? Приведите примеры
 

07.11.2018, 12:28
Категория: Информатика | Добавил: (07.11.2018) Просмотров: 1 | | Теги: Семакин | Рейтинг: 2.7/3

xn----8sbhepth3ca.xn--p1ai

План-конспект урока по информатике и икт (11 класс) на тему: конспект урока по информатике "Информационные системы", 11 класс

 Талипова Айгуль Анваровна

Место работы, должность: 

МБОУ «Гимназия №5 ЗМР РТ» г. Зеленодольск, учитель информатики

Класс(ы): 11 класс

Предмет: Информатика и ИКТ

Цель урока: 

 Обучающие:
• способствовать формированию понятия информационная система, структура, системный эффект, подсистема;
• дать представление о том, что такое системный подход в науке.

Развивающие:
• развивать представление учащихся о важности системного мышления в современной науке;
• развивать навык быстрой организации применения полученных знаний в различных ситуациях.

Воспитательные:
• формировать и развивать у учащихся познавательные интересы;
• воспитание чувства уверенности в себе и своих знаниях, чувства ответственности за результаты своего труда;
• формировать навыки коллективной работы. 

Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учеников в классе:  26

Используемые учебники и учебные пособия: 

 учебник Информатика и ИКТ                      И.Г.Семакин 11 класс

Используемая методическая литература: 

  •  ПК;
  • мультимедийный проектор и экран;
  • рабочие тетради;
  • презентация;
  • учебник;

Краткое описание: 

Конспект урока Информационные системы

 Ход урока

 I.         Организационный момент:

Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку, сообщает тему и цель урока.

 

II.                Актуализация знаний:

Сегодня мы с вами познакомимся,  что же такое информационные системы (ИС)  и какие они бывают. Может кто-нибудь из вас знает, что же такое ИС?

 III.   Изучение нового материала.

Объяснение нового материала:

Учитель: Нередко мы употребляем понятия «простой объект», «сложный объект». А размышляли ли вы о том, в чем разница между простым и сложным? На первый взгляд, возникает такой очевидный ответ: сложный объект состоит из множества простых. И чем больше в нем таких «деталей», тем предмет сложнее. Например: колесо, руль и другие детали велосипеда — простые объекты, а сам велосипед, собранный из этих деталей, — сложное устройство.
Как по-другому назвать этот сложный объект?
Ответ: Велосипед — это система. Его назначение — быть транспортным средством для человека.
Попробуйте сами дать определение системы.

Информационная система – это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Система — это сложный объект, состоящий из взаимосвязанных частей (элементов) и существующий как единое целое. Всякая система имеет определенное назначение (функцию, цель).

А другие части велосипеда чем являются?

Учитель: Подсистема – система, входящая в состав какой либо другой, более крупной системы.

Но только ли в количестве деталей заключается различие между простым и сложным?

Рассмотрим кучу кирпичей и дом, построенный из этих кирпичей.

Учитель: Как бы много ни было кирпичей в куче, ее нельзя назвать системой, потому что в ней нет единства, нет целесообразности. А жилой дом имеет вполне конкретное назначение — в нем можно жить. В кладке дома кирпичи определенным образом взаимосвязаны, в соответствии с конструкцией. Конечно, в конструкции дома кроме кирпичей имеется много других деталей (доски, балки, окна и пр.), все они нужным образом соединены и образуют единое целое — дом.

Какие свойства вы можете выделить системы?

Первое главное свойство системы — целесообразность. Это назначение системы, главная функция, которую она выполняет.

Второе главное свойство системы — целостность. Нарушение элементного состава или структуры ведет к частичной или полной утрате целесообразности системы.

Всякая система определяется не только составом своих частей, но также порядком и способом объединения этих частей в единое целое. Все части (элементы) системы находятся в определенных отношениях или связях друг с другом. Здесь мы выходим на следующее важнейшее понятие — понятие структуры.

Структура — это порядок связей между элементами системы.

Из тех же самых кирпичей и других деталей кроме жилого дома можно построить гараж, забор, башню. Все эти сооружения строятся из одних и тех же элементов, но имеют разную конструкцию. Можно сказать, что они различаются структурой. И от структуры зависят свойства и назначение системы.

Учитель: Например, с зависимостью свойств различных систем от их структуры вам приходилось и еще предстоит встретиться в разных школьных дисциплинах. Например, известно, что графит и алмаз состоят из молекул одного и того же химического вещества — углерода. Но в алмазе молекулы углерода образуют кристаллическую структуру, а у графита структура совсем другая — слоистая. В результате алмаз — самое твердое в природе вещество, а графит мягкий, из него делают грифели для карандашей.

Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.

В связи с этим дадим более ясное определение ИС:

Информационная система (ИС) — это система, построенная на базе компьютерной техники, предназначенная для хранения, поиска, обработки и передачи информации, имеющая определённую практическую сферу применения.

Классификация ИС

1. Самой простой  и очевидной классификацией является классификация по областям применения. В этой связи можно говорить об информационных системах в экономике (АСЭ – автоматизированные системы в экономике), в образовании (АСО), в научных исследованиях (АСНИ) и т.д.

2. Еще одним классификационным признаком может выступать характер информации, которой оперирует ИС. С этой точки зрения все информационные системы принято делить на фактографические и документальные. 

Под фактографическим типом данных принято понимать данные представляющие собой  описание некоторых фактов предметной области.

Например, фактом являются данные на конкретного человека (ФИО, адрес, паспортные данные и т.п.),  книгу (автор, название, год издания и т.п.), машину (марка, год выпуска, производитель и т.п.) и т.д. Другими словами, факт в информационной системе предстает в виде набора некоторых свойств (атрибутов), количественное значение которых, как правило, выражается простым типом данных. Характерным представителем фактографических информационных систем является широко известная в бухгалтерских кругах «1С бухгалтерия».

Документ, в отличие от факта, не может быть выражен простой структурой.

Определение  Под документом будем понимать хранящийся в информационной базе, объект произвольной структуры, содержащий информацию произвольного характера, доступ, к которому можно получить по его реквизитам.

Под реквизитами документа будем понимать совокупность  свойств этого документа, позволяющих однозначно его  идентифицировать. Примерами реквизитов могут служить название документа, его номер, дата создания, имена создателей, электронная подпись и т.д.  В качестве примеров документов можно привести статьи, тексты приказов и распоряжений, бухгалтерские документы, карты местности, звуковые записи и т.д. Важно еще раз подчеркнуть, что структура объекта, который мы назвали документом, может носить самый произвольный характер: форматы для текстовых документов (обычный текстовый формат, формат Word, формат PDF, формат DJVu, формат HTML и т.д.), таблицы, графические файлы и т.п.

Типичным примером документальных информационных систем являются справочные юридические системы типа Гарант, Консультант+ и т.п. Поисковые интернет системы также являются представителями документальных систем. Реальные информационные системы часто оперируют некоторой смесью фактографической и документальной информации, тем более что современные СУБД, на основе которых, как правило, и строятся современные ИС,  предоставляют мощные инструментальные средства для манипулирования информацией того и другого типа.

3. Наконец, информационные системы можно классифицировать  и по той роли, которую они играют в профессиональной деятельности. Таким образом,  можно выделить следующие ИС:

Системы управления. ИС данного типа предназначены для решения задач автоматизации процессов управления. Выделяют также классы систем управления персоналом и систем управления технологическими процессами. АСУ (автоматизированная система управления), САУ(система автоматического управления - без участия человека).

Вычислительные информационные системы.  Данные системы предназначены для проведения оперативных расчетов и обмена информацией между рабочими местами в рамках одной организации. В данном классе выделяются также системы автоматического проектирования (САПР).

Поисково-справочные информационные системы. Данные системы предназначены для сбора, хранения и поиска информации справочного характера. Такие системы не заменимы в конкретных областях знаний: медицине, юриспруденции, программированию и др.

Системы принятия решения.  Системы этого класса предназначены для автоматизации поиска решения руководящего состава. Особенностью задач принятия решений являются: недостаточность имеющейся информации, ее противоречивость и не четкость, слабая формализация и наличие качественных оценок. В качестве ИС для принятия решений используются системы, построенные на основе алгоритмов искусственного интеллекта и баз знаний. Часто такие системы поддерживают естественно-языковой интерфейс.

Информационные обучающие системы. К информационным обучающим системам относят: системы программного обучения, системы для деловых игр и тренажерные комплексы.

4. По техническим средствам

Один компьютер        Локальная сеть      Глобальная сеть

 IV.    Закрепление изученного материала

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

V.    Домашнее задание.

§ 24 (ст. 137) ответить на вопрос 2.

 VI.    Подведение итогов.

Выставление оценок за урок.

nsportal.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *