ГИА по русскому языку — Сайт Перовой И. Н.
Из опыта работы. Статья Перовой И. Н. 2017 г.
В помощь родителям. Как самим подготовить ребёнка к изложению
Читайте текст или давайте прослушивать аудиозаписи, но лучше сначала дать просто печатный текст, и пусть ребёнок его перепишет, сжав. Перед этим ему надо рассказать о способах сжатия текста:
исключение, обобщение и упрощение, об этом у меня есть презентация.
Итак, сначала сокращаем текст по абзацем (каждый абзац надо сжать, но сохранить важную информацию каждого абзаца). Замечательно, если при этом он применит все три способа сжатия.
Второй этап подготовки — пишем изложение, когда Вы читаете текст. Читать надо медленно и два раза. Вообще-то, если делать это по правилам, то первый раз ребёнок должен прослушать текст, а при
втором чтении сделать записи опорных слов или составить план. Но так могут работать только подготовленные и хорошо успевающие дети. Если же навыка нет, то надо записывать при каждом чтении,
стремясь как можно больше записать. После этого сокращаем текст на черновике и переписываем.
Думаю, если у Вас есть желание и время, то Вы сами можете помочь ребёнку.
На самом деле, сжатое изложение не такой уж сложный вид работы.
Критерии оценивания: сжать все абзацы, сохранить абзацное членение, не нарушить логику, не сделать фактических ошибок, не сочинить ничего от себя.
В формате ОГЭ-2015 нас порадовала 3 часть: она вариативная в этом году, можно выбрать, какое сочинение писать. Можно выбрать сочинение на лингвистическую тему (которое зачастую пишется по
шаблонам), можно написать второе — объяснить смысл фразы из текста (не всегда и не всем понятно, даже взрослым, в чём смысл этой работы и как объяснить очевидное), и есть новый вид работы,
сочинение-объяснение значения слова. Мне понравился третий вид. На мой взгляд, многие ученики могут справиться с таким видом работы. Во всяком случае мои средние ученики пишут не 70 слов, а все
300 (что не всегда хорошо, ведь много слов — много ошибок), видимо, такая работа их вдохновляет.
Поговорим сначала о нём. Как я его вижу? Как к нему готовить?
Объясните значение слова (что такое МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ДОБРОТА, ДРУЖБА и т.д.) Ребят надо познакомить, как может объясняться значение слова, хотя они это должны были проходить в 5 классе по теме «Лексика», но вспомнить не помешает. Объяснить значение слова можно несколькими способами. Это подбор синонимов, описательный оборот, этимологический анализ и разбор слова по составу. Можно совместить и то, и другое.
Иногда дают и многозначные слова, например: «Объясните значение слова СИЛЬНЫЙ». Конечно, сначала надо пояснить, что слово многозначное, оно может обозначать то и это (даются толкования). В каком
значении слово употреблено в тексте? Приводится пример, делается вывод.
В сочинении этого типа (№3) надо не только дать значение слова, но и прокомментировать его. Что это значит? Это значит развить свою мысль, порассуждать об этом, ну а уж потом перейти к самому тексту, найти там примеры (доброты или её отсутствия, справедливости и т.д.). Приводя примеры, ученик должен делать выводы. Желательно примеры вводить микротезисами. Уже в 9 классе ученик должен уяснить, что пример — это не аргумент. Аргумент состоит из микротезиса+примера+микровывода. К тому же он должен оформляться с красной строки.
Хорошо также, если дети приучатся писать аргумент и контраргумент. В таком случае работа будет более выигрышной.
В оценивании такой работы большее количество баллов за аргументацию набирает тот, кто привёл два аргумента, один из текста, и один из собственного жизненного опыта.
Уже сейчас ребят надо приучать приводить примеры из литературных произведений, тогда они уже будут готовы к сдаче ЕГЭ в 11 классе.
По уши в ГИА прекрасный сайт, который подготовит вас к ГИА по русскому языку
perova.jimdo.com
Материал для стенда «Подготовка к ГИА по русскому языку» (9 класс)
Перечень условных обозначений
и сокращений
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образованияГИА-11
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования
Единый государственный экзамен
ГВЭ
Государственный выпускной экзамен
ОГЭ
Основной государственный экзамен
ОО
Образовательная организация
ИРР
Информационно-разъяснительная работа
Участники ГИА-11
Обучающиеся 11 классов, не имеющие академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение (изложение), и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по общеобразовательной программе среднего общего образования не ниже удовлетворительных).
Участники ГИА-9
Обучающиеся 9 классов, не имеющие академической задолженности, и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по общеобразовательной программе основного общего образования не ниже удовлетворительных).
ГЭК
Государственная экзаменационная комиссия
КИМ
Контрольный измерительный материал
ППЭ
Пункт проведения экзамена
ОРЦОКО
Орловский региональный центр оценки качества образования
Интернет-ресурсы для участников ГИА-9
Официальный информационный портал ГИА-9
http://gia.edu.ru
ОРЦОКО. Региональный Центр Оценки Качества Образования Орловской области
http://gia.orcoko.ru (на данной странице размещена полезная информация, которая поможет подготовиться к успешной сдаче экзаменов в 2017 году: нововведения при проведении государственной итоговой аттестации; демоверсии, спецификации, кодификаторы ОГЭ 2017 года по общеобразовательным предметам; открытый банк заданий ОГЭ 2017 года; перевод баллов в отметки ГИА-9 в 2016 году; тренировочные сборники заданий для подготовки к ГВЭ. Именно на этом сайте публикуются результаты ГИА)
Федеральный институт педагогических измерений
http://fipi.ru (на этом сайте размещены контрольные-измерительные материалы ГИА-9 за 2004-2016 годы по всем предметам, а также демоверсии КИМ по всем предметам)
Сайт «Решу ОГЭ» (Образовательный портал для подготовки к экзаменам)
sdamgia.ru (сайт позволяет пройти тестирование в онлайн-режиме и проверить свой результат)
-
Сайт «Капканы ЕГЭ и ГИА»
капканы-егэ. рф (на сайте даны практические советы по подготовке к ГИА, образцы сочинений, варианты заданий и многое другое)
Сайт «По уши в ГИА»
uchimcauchitca.blogspot.ru
Обеспечение порядка в пункте проведения экзаменов (ППЭ)
ВНИМАНИЕ!
Всё, что не входит в спецификацию КИМ ОГЭ по предмету, иметь и использовать на экзамене запрещено, в том числе:
мобильные телефоны или иные средства связи; любые электронновычислительные устройства;
фото, аудио и видеоаппаратуру;
справочные материалы и письменные заметки;
иные средства хранения и передачи информации.
При нарушении этих правил и отказе в их соблюдении организаторы совместно с уполномоченным представителем ГЭК вправе удалить участника ОГЭ с экзамена с внесением записи в протокол проведения экзамена в аудитории с указанием причины удаления.
На экзамене по русскому языку разрешается использовать орфографические словари (без справочного материала)
Характеристика структуры и содержания КИМ по русскому языку
Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 15 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Часть 1 включает в себя одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Часть 2 состоит из 13 заданий (2–14). Задания части 2 выполняются на основе прочитанного текста.
Ответ к заданиям 2 и 3 запишите в бланк ответов № 1 в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.
Ответами к заданиям 4–14 являются слово (словосочетание), число или последовательность цифр.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.
Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.
Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком.
Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Общее время выполнения работы – 3 часа 55 минут (235 минут).
Готовимся к ГИА-9 по русскому языку
Памятка обучающимся 9 класса при сдаче ГИА
Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе всё объяснят: как заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.
Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста и бланк с заданием.
Пробегись глазами по всему тесту, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу.
Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.
Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах которых ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями.
Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, — как правило, задания в тестах не связаны друг с другом.
Если не знаешь ответа на вопрос, или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.
Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Ведь тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, а для хорошей оценки достаточно одолеть 70% заданий.
Формы проведения ГИА-9
Основной государственный экзамен (ОГЭ) – это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам основного общего образования, т.е. итоговый экзамен для выпускников 9 классов в средней школе России.
С вступлением в юридическую силу 1 сентября 2013 года нового Закона «Об образовании в РФ» ГИА для выпускников 9 классов в средней школе России стал проводиться в двух формах:
ОГЭ – сдают лица, не имеющие ограничений по здоровью или не обучающиеся в спецучреждениях закрытого типа по стандартным тестам – КИМам
ГВЭ (Государственный выпускной экзамен) – сдают лица, имеющие ограничения по здоровью или обучающиеся в спецучреждениях закрытого типа, в форме письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов.
Сдачей итоговых экзаменов учащийся подтверждает, что им освоена программа основного общего образования.
Выпускники 9 классов сдают не менее 4-х выпускных экзаменов:
— 4 обязательных (русский язык и математика + 2 предмета по выбору обучающегося)
С 2016/17 учебного года основанием для выдачи аттестата об основном общем образовании будут являться положительные результаты 4 экзаменов: по русскому языку и математике (обязательные предметы), а также по 2 предметам по выбору обучающегося. Они будут учитываться в результатах ГИА.
infourok.ru
Эффективные формы подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе
Эффективные формы подготовки к ГИА по русскому языку.
Мухаметова Римма Рашитовна, учитель русского языка и литературы МОУ Школа-детский сад с.Харсаим
Русский язык является основной дисциплиной для обучающихся в
средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. С
момента введения новой формы экзамена по русскому языку, тема
подготовки учащихся к ГИА стала одной из самых актуальных.
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка
эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя.
Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не
объектом знаний, а умением его применять. Скорее всего, этим обусловлен
переход от традиционной формы экзамена к экзамену в новой форме,
основной задачей которого является обеспечение подготовки выпускников
к следующей ступени образования.
В настоящее время педагогическое сообщество накопило
определенный опыт проведения и подготовки к ГИА. Процесс этот
трудоёмкий. Для успешной сдачи экзамена по русскому языку в новой
форме мало грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена.
Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные
знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную
компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации,
проверяют все виды компетенций:
лингвистическую;
языковую;
коммуникативную.
Следовательно, контрольно-измерительные материалы надо готовить
тоже в компетентностном ключе.
Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный
процесс.
Мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому
серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному
преодолению. У каждого учителя постепенно формируется свой стиль
подготовки к экзамену.
Из своего опыта я могу выделить следующие направления работы
предметной подготовки учащихся к ГИА:
развитие мотивации и целеполагания;
формирование умения решать задания разного уровня;
развитие самоконтроля;
формирование уверенности и положительной самооценки;
Задачи педагога:
правильно оценивать в течение всего учебного периода знания,
умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными
особенностями и возможностями;
организовать системную продуманную работу с 5 по 9 класс в
основной школе обучения предмету;
работать в тесном контакте с родителями.
Подготовка к сдаче ГИА должна обязательно отличаться от
традиционного повторения школьной программы по русскому языку и
должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на
специфическую систему проверки.
Система работы по подготовке к ГИА
1. Создание методической базы. Приобретаем силами родителей учебно-
методические пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются
разработчики контрольно-измерительных материалов. Учебные пособия
содержат варианты экзаменационных работ для подготовки к итоговой
аттестации по русскому языку в новой форме в 9-м классе,
утверждённой ФИПИ и Федеральной службой по надзору в сфере
образования и науки РФ, и снабжённых ответами. Пособия позволяют
эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную
работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный
подход.
2. Создание банка тестовых заданий. За последние годы мой кабинет в школе
пополнился материалами для использования тестовых технологий в
разных классах с 5 по 11. Использую тестовые технологии на этапах
изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний.
Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов,
с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на
установление истинности или ложности, на понимание текста.
3. Активно использую информационно— коммуникационные технологии
(цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы),
которые эффективно помогают ученикам в подготовке к урокам, к
экзамену.
Применение новых информационных
технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства
педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию обучения и
улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно
изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.
Предлагаю ученикам выполнять в домашних условиях тренировочные и
диагностические работы в режиме on-line,. Опыт показывает, что наиболее
заинтересованные в результатах итоговой аттестации учащиеся активно
выполняют работы в режиме on—line и обращаются за консультацией по
поводу трудностей или ошибок. Я рекомендую учащимся и их родителям
прежде всего официальные сайты edu, fipi, «По уши в ГИА». В 7—9 классах
мои ученики выполняют различные тесты в режиме on—line.
Предложенная система позволяет
каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве
и в доступном для него темпе.
На уроке на пояснение каждой темы уходит 10—
15 минут, с помощью компьютера вывожу теоретический материал на
интерактивную доску, остальное время уделяю решению ключевых задач,
таким образом, базовый уровень получает весь класс, затем перехожу к
дифференцированному обучению. Для этого использую дополнительный
дидактический материал из КИМов, проектирую на экран задания по
каждой теме, аналогичные тем, которые представлены в демоверсии ГИА.
Решив задания, учащиеся отмечают правильно выполненные, а те задания, с
которыми они не смогли справиться, обсуждаем всем классом, чтобы стало
понятно, почему этот вариант ответа правильный.
4. Работа с текстом учит девятиклассников слушать текст,
анализировать его содержание и лингвистические компоненты,
структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать
собственный текст, аргументировать. Такая работа направлена на
формирование умений на основе работы с готовым текстом ,создание
собственного текста.
Результаты показывают, что учащиеся,
систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают
речевыми навыками. Но , к сожалению, не все уч-ся.
На уроки включаю задания, которые способствуют расширению
лингвистических знаний учащихся. Большую роль отвожу упражнениям по
лексике: определение лексического значения слова, различение
контекстных значений многозначных слов, расширение словарного запаса
учеников, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами
синонимической замены. Специальные упражнения помогают ученику
опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в
полной мере содержательно анализировать текст.
Параллельно с этим на каждом занятии проводится работа по закреплению
орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя
специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте
конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические
правила, что требуется при выполнении части заданий частей А, В.
Текст является одним из средств создания на уроках речевой среды,
направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся.
Следовательно, лингвистический анализ текста постепенно приводит к
формированию языковой личности, способной выразить свои мысли,
чувства в слове.
5. Включение факультативных и элективных занятий в систему
подготовки к ГИА.
а) «Успешно пишем сочинения и изложения» элективный курс
, который я вела в прошлогоднем 9 классе и в нынешнем 9 кл. На занятиях ученики
учатся писать сжатое изложение, применять приёмы компрессии текста;
владеть формами обработки информации: делить её на главную и
второстепенную, тренируются в определении микротем прослушанного
текста.
б) «Трудные вопросы орфографии- фак-в, который вела в прошлом учебном году в 9 классе.
Работали над повышением орфографической и пунктуационной
грамотности.
Диагностика уровня подготовки учащихся. Как показывает опыт, не
все дети способны на одном уровне овладеть изучаемым материалом. С
целью создания ситуации успеха для каждого ученика применяю технологию
уровневой дифференциации,
учитывая
индивидуальные возможности каждого ученика. Для этого применяю
карточки разноуровневые.
6. Папка «В помощь выпускнику». Схемы, таблицы, опорные конспекты,
памятки собраны в одну папку. Информация в одном месте даёт
возможность быстро находить нужный раздел. Систематически повторять
материал по всем частям экзаменационной работы.
7. Организация информационной работы по подготовке к ГИА — важное
условие формирования психологической устойчивости обучающихся. В
ходе подготовки к ГИА необходима тесная связь с родителями. Во время
подготовки к экзаменам в 2013-2014 учебном году я неоднократно
проводила родительские собрания, в том числе и
совместно с учащимися, с приглашением администрации, учителей-
предметников. На этих собраниях мы информировали родителей о
структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о
процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе
подготовки к ГИА и уровне готовности каждого выпускника.
В рамках информационной работы в кабинете был оформлен стенд,
отражающий общую информацию, связанную с ГИА по русскому языку,
также на стенде представлены демонстрационные варианты КИМов
прошлых лет, инструкции по выполнению работы, инструкции по
заполнению бланков, рекомендации для выпускников, список литературы и
адреса сайтов.1-2012 2012-2013 ГИА
Успеваемость Качество СОУ Средний бал
Самое главное, на мой взгляд,
в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой
работы самим учащимся, кропотливая деятельность вместе с учителем, контроль родителей.
При подготовке к ГИА ( написание сжатого изложения) использую различные презентации.
12
У меня сложилась своя система работы над ошибками, которая
позволяет повышать орфографическую грамотность моих учеников.
13
1. После проверки письменных работ (диктантов, изложений, сочинений,
домашних и самостоятельных работ) в свою рабочую тетрадь выписываю
все ошибки детей, классифицирую их.
2. При составлении предложений, словосочетаний рекомендую посмотреть
на лист ошибок и использовать в работе слова, при написании которых
ученик ошибался.
3. В начале каждого урока разбираем типичные ошибки учащихся, называю
этот вид работы «По следам наших ошибок». Обязательно обращаемся к
тетради с правилом и алгоритмом его применения.
4. При составлении текстов, предложений для грамматических разборов
включаю в них слова, в которых дети особенно часто допускают ошибки.
5. С удовольствием ученики выполняют такой вид работы «Проверяю
друга», когда с листа ошибок диктуются слова тому, кто их допустил.
Проверяющий ученик ставит оценку писавшему.
6. При опросе подбираю индивидуальные карточки для каждого ученика с
учетом его пробелов в написании орфограмм.
Такая система работы учит детей видеть свои ошибки, вырабатывает у
них так называемую «орфографическую зоркость», развивает определенную
самостоятельность орфографического мышления.
Эффективными приемами обучения правописанию также являются
infourok.ru
Готовимся к ГИА — 9 Все для учителя. — Готовимся к ГИА
«Подготовка учащихся 9 класса к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему. 15.3)»
Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения — рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3).
Ход урока
I.Организационный момент.
1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока. Задачи.
2) Запись даты, темы урока в тетрадь
II.Орфографическая работа. Расширение словарного запаса учащихся.
Задание: определить лексическое значение слов: «священный долг», «патриот», «память».
III. Актуализация знаний.
1.Повторение стилей речи.
Вопросы классу:
1.Какие существуют стили речи? Какова сфера их употребления? Допустимо ли смешение стилей речи? (ответы учащихся, собеседование)
- Повторение типов речи. Перечислите типы речи? Каковы особенности каждого типа речи? Возможно ли смешение типов речи? Какие возможны варианты такого совмещения? (повествование с элементом описания, описание с элементом повествования, повествование с элементом рассуждения, рассуждение с элементом повествования, рассуждение с элементом описания).
(ответы учащихся, собеседование)
- Работа над построением сочинения — рассуждения.
Слово учителя:
Вопросы классу:
1.Какова схема построения сочинения-рассуждения?
-Тезис.
-Аргументы (доказательства)
-Вывод.
- Что такое тезис?аргументы?
Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.
Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.
2) Анализ текста.
Слово учителя: Итак, мы повторили основные понятия, необходимые нам для успешного выполнения нашей задачи. Прежде чем вы познакомитесь с текстом, я бы хотела, чтобы вы прослушали отрывок из стихотворения А.Т.Твардовского, которое станет эпиграфом нашего урока:
Чтец:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки…
Пускай во всем, чем жизнь полна,
Во всем, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не в забвенье! ( А.Т.Твардовский)
Слово учителя: как вы думаете, чем обусловлен выбор этого стихотворения? (собеседование)
Слово учителя: Выбор темы не случаен. В мае 2015 года исполняется 70 лет ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ. Мы склоняем головы перед ветеранами Великой Отечественной войны, избавившими Европу от фашизма. Мы не имеем права забывать, какой высокой ценой досталась нашему народу победа, забывать тех, кто принес себя в жертву, кто ценой своей жизни отстоял право на счастливое будущее новых поколений. Готовясь к сочинению – рассуждению, мы будем говорить сегодня о незабываемой героической странице нашей истории – Великой Отечественной войне, о тех людях, кто знал войну не по страницам учебника истории.
Для анализа мы возьмём текст Алексея Николаевича Толстого, известного писателя, автора многочисленных произведений о русской истории, о великих сражениях и простых военных буднях, о знаменитых героях и рядовых защитниках Отечества.
1.(Ученик, подготовленный заранее, выразительно читает текст.)
«Так воевал лейтенант Егор Дремов, покуда не случилось с ним несчастье. Во время Курского побоища, когда немцы уже истекали кровью и дрогнули, его танк — на бугре, на пшеничном поле — был подбит снарядом, двое из экипажа тут же убиты, от второго снаряда танк загорелся. Водитель Чувилев, выскочивший через передний люк, опять взобрался на броню и успел вытащить лейтенанта, — он был без сознания, комбинезон на нем горел. Едва Чувилев оттащил лейтенанта, танк взорвался с такой силой, что башню отшвырнуло метров на пятьдесят. Чувилев кидал пригоршнями рыхлую землю на лицо лейтенанта, на голову, на одежду, чтобы сбить огонь. Потом пополз с ним от воронки к воронке на перевязочный пункт… «Я почему его тогда поволок? — рассказывал Чувилев, — слышу, у него сердце стучит…»
Егор Дремов выжил и даже не потерял зрение, хотя лицо его было так обуглено, что местами виднелись кости. Восемь месяцев он пролежал в госпитале, ему делали одну за другой пластические операции, восстановили и нос, и губы, и веки, и уши. Через восемь месяцев, когда были сняты повязки, он взглянул на свое и теперь не на свое лицо. Медсестра, подавшая ему маленькое зеркальце, отвернулась и заплакала. Он тотчас ей вернул зеркальце.
— Бывает хуже, — сказал он, — с этим жить можно.
Но больше он не просил зеркальце у медсестры, только часто ощупывал свое лицо, будто привыкал к нему. Комиссия нашла его годным к нестроевой службе. Тогда он пошел к генералу и сказал: «Прошу вашего разрешения вернуться в полк». — «Но вы же инвалид», — сказал генерал. «Никак нет, я урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью». 
Опять она, родная сторона, С ее зеленым, благодатным летом; И вновь душа поэзии полна. Да, только здесь могу я быть поэтом.
Н. А. Некрасов





Замените слово ЗАМОРСКИЙ из предложения — 12 — синонимом.

Подберите антоним к слову прохладную в предложении -8-

В предложениях -13-17- найдите фразеологический оборот.

Из предложения -9- выпишите слово с непроизносимой согласной.

Объясните написание –н- и- нн — в словах обыкновенная зеленое

Сделайте морфемный разбор слова лавровишня

Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове
А спросите у любого иностранца,(1) он,(2) не задумываясь,(3) скажет,(4) что самая экзотическая страна,(5) несомненно,(6) Россия.

Объясните постановку запятых в предложении 3.
Уже не поражали нас к концу дня ни развесистость крон, ни толщина стволов, ни причудливость листьев.

Замените словосочетание листья пальмы , построенное на основе управления, словосочетанием со связью согласование

Из предложения -6- выпишите словосочетания со связью согласования, управления, примыкания.
Мы в этот раз увидели его новыми глазами и оценили по-новому .

Выпишите грамматическую основу предложения — 6- .

Домашнее задание:
Написать сочинение-рассуждение по тексту В. Солоухина .

Спасибо за работу. Всем успехов!
kopilkaurokov.ru