Как писать эссе? ЕГЭ по обществознанию, задание № 29
Последнее задание КИМ ЕГЭ по обществознанию принято считать самым сложным. На написание мини-сочинения экзаменаторы ФИПИ отводят 45 минут. Правильное выполнение задания дает максимально возможное количество первичных баллов.
В этом кратком руководстве я расскажу, как максимально просто и быстро написать эссе.
Критерии оценки эссе
Для начала посмотрим на формулировку задания №29 из демоверсии ЕГЭ по обществознанию:
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников).
Философия
«Все наши теории — это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов» (В.А. Амбарцумян).
Экономика
«Спрос и предложение — это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Т. Хейне).
Социология, социальная психология
«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида» (Б.Г. Ананьев).
Политология
«„Разделяй и властвуй“ — мудрое правило, но „объединяй и направляй“ ещё лучше» (И.В. Гёте).
Правоведение
«Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив» (А.Ф. Кони).
Чтобы справиться с заданием, нам обязательно нужно ознакомиться с критериями оценивания работы. Найти критерии можно на сайте ФИПИ, они размещены в одном документе вместе с демоверсией экзамена.
Первый критерий (К1) — определяющий. Вам нужно раскрыть смысл высказывания. Если вы этого не делаете или раскрываете смысл высказывания неточно, по К1 вам ставится ноль баллов и все эссе не проверятся. Если К1 соблюден, вам ставится 1 балл и эксперт проверяет работу дальше.
Второй критерий (К2). Вы должны привести аргументы из курса обществознания. Нужно привести и объяснить понятия, общественные процессы, законы, которые помогут раскрыть смысл высказывания.
Максимальное количество первичных баллов по этому критерию — 2. Если «в ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и с другими компонентами аргументации понятия или положения», эксперт снижает оценку и ставит один балл.
Если смысл хотя бы одного термина передан неверно, то оценка по К2 снижается на 1 балл: с 2 баллов до 1 балла, с 1 балла до 0 баллов.
Третий критерий (К3). Согласно этому критерию, вам нужно привести 2 фактических аргумента в пользу собственной точки зрения. Если вы допустите фактическую ошибку (например, скажете, что Путин является председателем правительства), аргумент не зачтут. Если аргумент не будет работать на вашу точку зрения и раскрывать смысл высказывания, его тоже не зачтут.
Аргументы должны быть из различных источников: «сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения». Два аргумента из литературы или два аргумента из СМИ могут посчитать как «аргументы из источника одного типа», что приведет к снижению оценки на 1 балл.
Как выбирать цитату?
Прежде чем писать эссе, нужно выбрать цитату. И выбирать нужно не по принципу «понравилась — не понравилась», «скучная — интересная». Нужно внимательно изучить высказывания и оценить перспективы написания хорошего сочинения по каждому из них. На это должно уйти не больше 2-3 минут.
- Внимательно прочитайте высказывания. Определите несколько цитат, смысл которых вам наиболее ясен.
- По каждому высказыванию, смысл которого понятен, определите круг терминов, процессов, явлений и законов из курса обществознания. Те цитаты, в которых вы не уверены, отбрасывайте.
- Из оставшихся цитат выберете те, к которым вы можете привести качественные аргументы.
Если после того, как вы пропустите все цитаты через эти три фильтра, у вас останутся все пять цитат, можно выбрать ту, что ближе всего к сердцу. (В таком случае вы отлично знаете курс обществознания, поздравляю!)
Алгоритм написания эссе
Вы выбрали цитату, смысл которой вам ясен, и вы без труда сможете привести теоретические и фактические аргументы. В худшем случае эта цитата вызовет у вас меньше всего затруднений, что тоже неплохо.
Мы пишем эссе, исходя из того, что читателей у него будет только два — эксперты ЕГЭ. Значит, нам нужно максимально облегчить им работу по проверке сочинения. Эксперту будет удобно проверять, если работа будет структурирована по блокам согласно критериям.
Структура эссе может выглядеть так:
1) Передаем смысл цитаты. Важно, чтобы это не был просто пересказ высказывания. Вы должны продемонстрировать понимание слов автора.
Не страшно, если вы напишете примитивно. В критериях к эссе нет требований к стилю текста.
Мы выбрали цитату из экономики. «Спрос и предложение — это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Т. Хейне).
Пример: Автор высказывания, американский экономист Пол Хейне, утверждает, что механизм спроса и предложения регулирует отношения участников рынка.
2) Формулируем собственную точку зрения: я согласен / я не согласен с автором.
Как правило, с высказываниями, которые предлагают выпускникам на ЕГЭ сложно спорить. Но если вы чувствуете, что не согласны, не бойтесь спорить.
Пример: Я согласен с П. Хейне, потому что…
3) Подкрепите точку зрения терминами, понятиями и законами из курса обществознания. Причем, важно использовать материал из той сферы общественных отношений, который обозначен в задании. Цитату по экономике раскрывайте в экономических терминах, по политологии — в терминах политологии и т.д.
Пример: Основой взаимодействия потребителя и производителя (продавца) в условиях рынка является механизм спроса и предложения. Спрос — это желание и способность потребителя купить конкретный товар или услугу здесь и сейчас. Предложение — это желание и возможность производителя предложить потребителю товар или услугу по конкретной цене в течение определенного времени. Спрос и предложение взаимосвязаны. Увеличение спроса способно повлиять на величину предложения, и наоборот.
Идеальной является ситуация, когда на рынке складывается равновесная цена. Если спрос превышает предложение — складывается дефицитный рынок определенного товара. Если предложение превышает спрос — это может привести к перепроизводству.
В условиях высокой конкуренции, когда на рынке большой спрос и много производителей, качество товаров растет, а цена падает, поскольку продавцы вынуждены бороться за покупателя. Это один из примеров изменения ситуации на рынке под влиянием спроса и предложения.
4) Приведите два фактических аргумента из разных источников. Если вы используете в качестве аргумента факт из личного опыта, старайтесь не придумывать его. Экзаменатор, скорее всего, не поверит вам, если вы заявите, что баллотировались в президенты Чили или состоите в Нобелевском комитете.
Пример: Одним из примеров, доказывающих регулирующую функцию предложения, является ситуация на рынке нефти в современном мире. В 2014 году цена на углеводороды упала по причине снижающегося спроса. Рынок нефти потеснили перспективные технологии: энергия солнца, ветра и других возобновляемых ресурсов. Нефтяным компаниям пришлось приспосабливаться под новые условия — снижать издержки по добыче нефти, уменьшать добавленную стоимость и понижать цены на товар.
Закон спроса и предложения работает не только на глобальных сырьевых рынках. Мы можем видеть, как под воздействием спроса и предложения меняется ситуация буквально за окном нашего дома. В спальном районе, где я живу больше 15 лет, в подвале многоэтажки работал продуктовый магазин. Жители близлежащих домов регулярно покупали там продукты первой необходимости. Однако в микрорайоне открылся супермаркет одной из крупных торговых сетей. Цены там были ниже, график работы удобнее, а ассортимент в разы богаче. Люди проголосовали ногами, через некоторое время маленький магазин закрылся, потому что не смог приспособиться к новой ситуации на местном рынке.
5) Вывод. Здесь можно подвести итог вашим размышлениям. Вывод пишите, только если у вас осталось время и вы уверены, что все остальные задания не требуют перепроверки. В противном случае про вывод забудьте — в критериях к заданию наличие или отсутствие вывода не оценивается.
Пример: В рыночной и смешанной экономике регулирующее воздействие спроса и предложения — это основа экономических отношений. Показатели спроса и предложения учитываются при планировании деятельности любого предприятия и всей страны. Важно, чтобы спрос и предложение были сбалансированы, иначе в экономике могут возникнуть кризисные явления.
Стоит помнить, что враг хороших результатов на экзамене — бесполезная трата времени. Не делайте лишнюю работу. Многие учителя требуют вывести проблему, затронутую автором. Этого делать не нужно, на оценку это не повлияет, а риск сделать ошибку возрастет.
Этот алгоритм — не истина в последней инстанции. Его можно придерживаться, можно на него ориентироваться, но не стоит пользоваться этими рекомендациями бездумно. Возможно, после тренировки у вас появится собственное представление о том, как нужно писать эссе. Прекрасно! Главное, не забывайте, что эта работа оценивается по жестким критериям, которые вам нужно стараться соблюсти.
Фото: paidagogos.com
educarium.ru
Сочинение обществознание ЕГЭ
Эссе или сочинение? Как правильно назвать задание 29 ЕГЭ по обществознанию? Казалось бы, какая разница? Но, нет, от названия ведь зависит и смысловая нагрузка, поэтому предлагаю немного поразмышлять на эту тему и привести пример!
Эссе или сочинение?
Об особенностях жанра эссе на обществознание ЕГЭ мы уже не раз и не два рассуждали с Вами. В общем — относительно короткое самостоятельное сочинение, требующее от выпускника выполнения критериев оценки согласно демоверсии от ФИПИ (задание 29).
Критерии оценки эссе (задание 29) на ЕГЭ
Для начала напомним, что же хотят видеть от выпускника, как результат написания эссе:
Требования демоверсии к выполнению задания 29
В тоже время, на наш авторский взгляд, выполнять это задание требуется максимально лаконично, в русле приблизительно следующих рекомендаций:
1. Пишем максимально коротко ✍
2. Примеры не расписываются, только наталкивают на новую мысль;
3. Термины, которые раскрываем, берем прямо из цитаты;
4. При этом, продолжаем применять сведения из теории и термины (даже не раскрывая их) далее по тексту;
5. Применяем все возможные источники информации для примеров по К3;
6. Стараемся увидеть и отразить максимально разные аспекты (взгляды) на проблему, поднятую автором;
7. А, для начала, просто увидеть ее…
Почему коротко? Позвольте привести пример из реальной работы на ЕГЭ 2017 года, когда выпускник, безусловно, претендующий на максимум (5 из 5 возможных баллов) по данному заданию, просто… не успел переписать полностью работу на чистовик. Время (а это 3 часа 55 минут!!!) вышло… При этом, к данному моменту были выполнены на максимальные баллы первые два критерия, нужно было еще писать фактическую аргументацию.
Критерии проверки эссе по обществознанию
Давайте посмотрим на данное сочинение. При этом отметим, что, возможно, именно этих баллов могло бы не хватить выпускнику для поступления.
Баллы выпускника на ЕГЭ-2017
А вот и само сочинение… На двух листах, и это только логическая его середина…
Эссе, написанное на ЕГЭ-2017
Оптимальное эссе
А теперь опубликуем наше эссе, которое, с одной стороны, видится оптимальным с свете выполнения критериев ФИПИ, но, с другой стороны, вызвало вопросы у компетентных экспертов ЕГЭ. Посвящено оно актуальной теме кодификатора ЕГЭ «Угрозы XXI века» (Глобальный проблемы человечества). Здесь вы можете ознакомиться, для начала, с полным разбором данной важной темы!
А теперь и эссе на эту тему:
29.1 «Природа – мастерская человека». (И. Тургенев).
В своем высказывании из произведения «Отцы и дети» русский писатель Иван Тургенев говорит о том, что природа создает человека и дает ему затем ресурсы для дальнейшего развития.
Из курса обществознания мы помним, что человек – это биосоциальное существо, обладающее развитым мышлением, разумом. Люди, объединяясь с себе подобными, создают общество, человечество. В то же время, человек живет в природе, появляется на свет как животное (индивид). Природа – это часть материального мира, существующая по своим законам, естественная среда обитания человечества.
На мой взгляд, автор поднимает проблему экологии и взаимодействия природы и общества между собой. С одной стороны, человек не может без ресурсов, сырья, которые нам дает природа. К примеру, с 1970-х годов огромные доходы нашей стране (СССР, РФ) приносят «нефтедоллары» — продажа за границу нефти, газа через газо- нефтепроводы «Дружба», Северный, Южный потоки…
С другой стороны, со времен развития индустриального общества очень актуальными становятся проблемы, связанные с экологией – исчерпаемость ресурсов, загрязнение атмосферы, вод океанов. К примеру, из курса географии мы знаем, что сегодня очень важна проблема загрязнения Тихого океана продуктами нефтеперевозок, мусором.. И, конечно, каждый помнит о трагедии Чернобыльской АЭС, разрушившей экосистему Восточной Европы в 1986 году.
Завершая свои размышления, мне хотелось бы вспомнить рассказ писателя-фантаста Рэя Бредбери «И грянул гром». Лишь одно изменение природной цепочки, баланса в экосистеме, может привести к глобальной катастрофе, и ответственность за это понесет человек. В погоне за развитием экономики, технологий, мы не должны забывать, что природа является «колыбелью» человечества, и мы не можем разрушить ее в угоду своим нуждам.
С одной стороны, безусловно, выполнены все критерии, кратко, лаконично, но с запасом. К примеру, по критерию 3 есть данные из истории, литературы и географии, как того и требуют критерии проверки!
Однако, получаю от знакомого эксперта вот такое обидное:
Дискуссия в социальной сети VK
Решил уточнить:
Вадим, объясни, почему? Есть ряд теоретических положений, обозначена проблема и показаны два ее разных аспекта, есть ряд понятных примеров из различных предметов и областей.
Получил целую отповедь:
С добрым утром, Евгений, задал задачку… По критериям: первый критерий — есть лишнее (характеристика писателя), слишком близко к просто перефразированному высказыванию, но в целом автор показал понимание высказывания, поэтому — 1 балл. Второй критерий — теоретическая аргументация. Раскрыто содержание основных понятий и частично взаимосвязь между ними, но не приводятся теоретические положения — 1 балл, минус 1. Третий критерий — фактическая аргументация. Первый пример — экология и влияние человека на среду конкретизируется через историю — 1970 гг. Второй пример — аналогичен, по сути, упоминание географии не спасает, а факты приводятся из 1980-х — история, в том числе и Чернобыльская катастрофа, т.к. ни что из этого не относится к личному социальному опыту ребенка. Произведение Рэя Бредбери «И грянул гром» хорошо ориентировано на глобальные проблемы современности, проблемы экологии, но не на само высказывание «Природа – мастерская человека». Два первых примера — складываются в один балл, литературный пример, мимо. Всего 3 из 5.
Замечательно, что не надо писать развернутую рецензию по каждой работе.
И, Евгений, уже много лет 29 задание не эссе (литературный жанр), а мини-сочинение, с четкими критериями проверки. Реальные работ, оцененные на 5 баллов на сайте ФИПИ в материалах для подготовки экспертов.
Вот, на мой субъективный (как и сам жанр эссе), взгляд, достаточно субъективная оценка.
Поспорил бы конечно, достаточно не очевидными прозвучали эти аргументы.
В данном случае не мудрствовал конечно, как ты понял. Просто тупо шёл по критериям. И с рекомендациями ФИПИ тоже, как понимаешь, знаком. Так вот, там же и есть обоснования для повышения/понижения балла, среди них в плюс работают и умение увидеть взаимосвязанные аспекты одной проблемы (+) по К2, и применение информации из разных предметов (+), и из географии, это же действительно география, выпускник бы точно не понял, почему не считается ?! Да и у Бредбери прослеживается ведь мысль нарушения природного баланса. А увидеть этот аспект проблемы неужели я в эссе (сочинение), не в праве?
В общем, я так понимаю, дело больше в объёме, и нужно заставлять выписывать ребят огромную телегу информации и дотошно с большим запасом конкретизировать каждую мелочь, чтобы избежать возможных вопросов?
И теперь взгляд на Ваше эссе через рекомендации ФИПИ для экспертов («МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ЕГЭ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ» для экспертов ЕГЭ).
Основания для более высокого балла:
- При раскрытии смысла высказывания выделены несколько взаимосвязанных аспектов (да).
2. Теоретические положения развернуты в систему обоснования (да).
3. Приводимые примеры взяты из различных областей общественной жизни (да).
4. Уместно и корректно использованы примеры из личного социального опыта (нет).
5. Используются примеры из других учебных курсов – истории, географии, литературы
Основания для более низкого балла:
- Среди приведенных теоретических положений встречаются ошибочные суждения и неточности (нет).
2. Содержится много «информационного шума» — положений, не имеющих непосредственного отношения к теме, повторы одной и той же мысли, поданной в другом словесном выражении (нет).
3. Используемые примеры слабо связаны с теоретическим обоснованием (нет).
Вот такое дискуссионный разбор сочинения (эссе) для Вас. Ну а выводы и свои эссе мы ждем от Вас в в топике нашей группы , посвященном эссе, здесь уже более 1200 сообщений (эссе, комментарии к ним, споры и обсуждения).
Готовьтесь к ЕГЭ по обществознанию с нами!
egewin.ru
Как писать эссе по обществознанию задание 29 ЕГЭ 2017
Шаблонов ЕГЭ должно быть много!
В моем курсе МАСТЕР ЭССЕ методики проверки эссе, ориентирующиеся на рекомендации ФИПИ для экспертов, позволяющие объективно оценить каждое эссе Ваших выпускников!
Очень часто готовящиеся к ЕГЭ по обществознанию выпускники выбирают такую стратегию — пишут все цитаты по проблематике одной науки из пяти предлагающихся в задании 29. Это представляется не верным способом подготовки! Не работая регулярно с цитатами на другие темы, вы сужаете свой выбор на экзамене, не повторяете материал в форме эссе, рискуете тем, что на ЕГЭ Вам попадется цитата, которую Вы не сможете объяснить.
Мишель Монтень, автор труда «Опыты», первый литературный пример эссе.
Более эффективным путем подготовки к написанию эссе по обществознанию — это сочетание знания нескольких шаблонов написания с регулярным выполнением большого числа заданий 29 на разную тематику. Мы уже представили Вам один из самых простых шаблонов (перечисление аргументов) и пример написания эссе через личность автора. Сегодня — пример шаблона полемического эссе.
Что такое полемическое эссе?
В большинстве случаев мы сразу соглашаемся с автором цитаты, подстраиваемся по его мысль и обосновываем ее аргументами. Большинство сдающих ЕГЭ по обществознанию считают это правильным хотя бы потому, что «боятся» спорить с мудрыми. Однако, порой мысль настолько всеохватывающая, что видится по другому. Приведем пример того, как писать полемическое эссе, выражая мысль, на соответствующую мысли автора. Возьмем следующую цитату:
29.2 Экономика.
Я пришел к убеждению, что экономический подход является всеобъемлющим, он применим ко всякому человеческому поведению» (Г. Беккер)
Гэри Беккер — выдающийся американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1992 года за фундаментальные исследования в области экономического поведения. Вполне логично из его уст звучит данная мысль.
Беккер Г. Лауреат Нобелевской премии по экономике.
Однако, сразу видится, что это мысль сводит все поведение человека к одному — удовлетворению материальных потребностей. А как же духовные? Вот и попытаемся поспорить!
Сразу выполняем К1 («смысл высказывания раскрыт, понят»).
Автор данного высказывания утверждает, что любое действие людей объясняется простой экономической целесообразностью. Но тогда как мы сможем рассказать нашим детям, что такое любовь, счастье, самопожертвование и патриотизм? Я в корне не согласен с мнением Беккера.
Тут же обозначаем свое мнение. Делаем это наиболее убедительным способом: «… нашим детям»! Продолжаем аргументировать, показываем интеллект и знание смежных наук — философия, история. Это критерий 3 (К3).
Вспоминается знаменитая цитата великого русского писателя и философа Ф.М. Достоевского о том, что «все счастье человечества не стоит одной слезы одного ребенка». Именно к счастью и реваншу вел свой народ А. Гитлер, освобождая для немцев «жизненное пространство» на Востоке. К чему это привело, помнят все. Сто миллионов погибших и море пролитых слез живое тому подтверждение.
Эссе по обществознанию может выглядеть красиво и литературно. Применяем высказывания других известных людей, используем эффекты : «слеза одного ребенка», «море пролитых слез». Теперь нужно выполнить критерий 2 (К2), применить термины, теоретические положения (цитата относится к науке экономика, напомню).
Период первоначального накопления капитала, как известно из курса экономики, предшествует формированию капитализма и рынка. Предприниматели стремятся любой ценой получить стартовый капитал для дальнейшего развития бизнеса. Однако, с точки зрения морали, гуманизма, и общечеловеческих ценностей эти периоды в истории выглядят «мрачными страницами». Это и ограбление колоний, и уничтожение целых народов (индейцев Северной Америки, например), и «криминальные девяностые» в России.
Применили термины капитал, первоначальное накопление, предпринимательство. Подтвердили примерами из социальной практики. Делаем вывод, формулируем собственную точку зрения (критикуешь — предлагай)! Показываем свой жизненный опыт, продолжаем применять термины.
Перефразируя автора, мы можем сказать, что «счастье в деньгах». Но, мне кажется, что оно — в улыбке родных, здоровье физическом и духовном, полезности обществу. Поэтому, я считаю, что любое человеческое поведение не обосновывается стремлением к материальным благам. Они важны, но не первостепенны!
Подведем итог, вот наше эссе:
29.2 Экономика.
Я пришел к убеждению, что экономический подход является всеобъемлющим, он применим ко всякому человеческому поведению» (Г. Беккер)
Автор данного высказывания утверждает, что любое действие людей объясняется простой экономической целесообразностью. Но тогда как мы сможем рассказать нашим детям, что такое любовь, счастье, самопожертвование и патриотизм? Я в корне не согласен с мнением Беккера.
Вспоминается знаменитая цитата великого русского писателя и философа Ф.М. Достоевского о том, что «все счастье человечества не стоит одной слезы одного ребенка». Именно к счастью и реваншу вел свой народ А. Гитлер, освобождая для немцев «жизненное пространство» на Востоке. К чему это привело, помнят все. Сто миллионов погибших и море пролитых слез живое тому подтверждение.
Период первоначального накопления капитала, как известно из курса экономики, предшествует формированию капитализма и рынка. Предприниматели стремятся любой ценой получить стартовый капитал для дальнейшего развития бизнеса. Однако, с точки зрения морали, гуманизма, и общечеловеческих ценностей эти периоды в истории выглядят «мрачными страницами». Это и ограбление колоний, и уничтожение целых народов (индейцев Северной Америки, например), и «криминальные девяностые» в России.
Перефразируя автора, мы можем сказать, что «счастье в деньгах». Но, мне кажется, что оно — в улыбке родных, здоровье физическом и духовном, полезности обществу. Поэтому, я считаю, что любое человеческое поведение не обосновывается стремлением к материальным благам. Они важны, но не первостепенны!
Короткие правила написания эссе:
Мы продолжаем соблюдать основные правила написания эссе ЕГЭ по обществознанию в любом шаблоне:
1. Наше эссе максимально короткое и конкретное!
2. Мы сразу раскрываем смысл цитаты, выполняем К1.
3. Мы применяем термины той науки, к области которой относится цитата, выполняем К1!
4. Мы приводим факты других наук, показываем кругозор, выполняем К3.
5. Мы показываем интеллект, привязываем факты, выводы к теме.
6. Мы отстаиваем свою точку зрению корректно, но уверенно!
Удачи Вам, пишите эссе по обществознанию регулярно!
Вот Вам еще один пример для тренировки полемического эссе из ЕГЭ 2016 года, попробуйте написать его, обсудим в комментариях, а также в нашей группе
29.1 Философия.
«Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее – наша задача» (И. Мичурин).
egewin.ru
Примеры эссе по обществознанию (ЕГЭ)
Одним из самых сложных заданий ЕГЭ по обществознанию считают задание №29 – сочинение или эссе.
Чтобы выполнить его на максимальное количество баллов (6), необходимо:
- раскрыть смысл одного из 5-ти высказываний;
- теоретически обосновать его;
- привести примеры из реальной жизни;
- корректно и логично вести рассуждения и приводить понятия.
Мы собрали для вас лучшие эссе, которыми поделились с нами выпускники.
29.2 Экономика
«Частная собственность – главная гарантия свободы, причем и для тех, кто ею владеет, и для тех, кто ею не владеет» – Ф. Хайек.
Ф. Хайек размышляет в русле такой общественно важной науки, как экономика.
Автор рассуждает над ролью частной собственности в обществе.
Он утверждает, что частная собственность гарантирует свободу того, кто владеет ею. И в то же время она гарантирует независимость остальных людей, не относящихся к этой собственности. А значит, наличие частной собственности в государстве – главный гарант экономически свободного общества.
Я согласен с мнением Ф. Хайека и считаю, что такая свобода гарантируется и наличием частной формы, и типом экономической системы государства.
Важно отметить, что собственность – формат имущественного отношения человека или группы людей к экономическим благам, факторам производства. Обычно выделяют: частную собственность (принадлежность физически и юридическим лицам) и государственную (органам госуправления). Собственность может быть индивидуальной (1 человек владеет) или коллективной (для группы людей). Соответственно, если население может иметь что-либо в своей собственности, это означает, что люди обладают правами и свободами. А показатель этих свобод населения – тип экономической системы. Этот термин означает совокупность методов и правил, регулирующих экономические отношения в государстве. Приведу классификацию: традиционная (общинная собственность, организация соответствует принятым обычаям и традициям), плановая (государственная форма, директивное планирование процесса производства), рыночная (частная форма, что и как производить решают предприниматели), смешанная (оба вида собственности, но преобладает государственная, производители и потребители экономически независимы, государство производит общественные блага и финансирует социальную сферу).
Из истории нам известно, что в Союзе Советских Социалистических Республик существовала плановая экономика. Предпринимательская деятельность ограничивалась планами производства. Потребители не были свободны: практически отсутствовал выбор в магазинах, порой особенно ценные товары выдавались в порядке живой очереди, поэтому на всех не хватало; иногда то же происходило с продуктами питания. Итак, нельзя утверждать, что в тот период при такой экономической системе население, производители и потребители, было свободным. Причем не только в экономической сфере общества.
Сейчас, благодаря различным экономическим телепередачам, известно, что в России смешанный тип экономики. Предприниматели сами решают, что производить, в их владении факторы производства. А в государственной собственности – природные ресурсы, памятники культуры, социальные учреждения. Это порождает свободу потребителей: выбор подходящего производителя, количества товаров. Можно утверждать, что в современной России общество экономически свободно по причине многообразия свобод, которыми обладает население.
Таким образом, наличие и преобладание частной собственности, безусловно, является гарантом независимости общества. И отражается это в свободе всех, кто ею владеет, и остальных, кто ее не имеет, но может. Что во многом обусловлено типом экономики – рыночной.
Второй пример сочинения по обществознанию, получившее высокий балл на ЕГЭ:
29.3 Социология, социальная психология
«Достичь старайся славы и признанья, но не казною, а ценою знанья» – Анвари.
Анвари рассуждает о специфической роли знаний в судьбе человека.
В погоне за счастьем, что для многих является популярность и признание, мы прилагаем все усилия. Однако автор убежден в том, что достичь это надо путем использования не денежных средств, а знаний, которыми мы обладаем.
Я абсолютно согласен с автором и считаю, что человек, достигший успеха, используя ум, заслуживает не просто принятие обществом, но и уважение.
Знание, о котором говорит Анвари – совокупность информации об окружающих объектах и мире. Эти знания являются результатом познания – процесса духовного освоения человеком материального мира. Он нескончаем, длится до смерти человека. Выделяют множество видов знания, но основными считают: обыденное (о повседневной жизни), научное (касается различных наук), религиозное (связанное с верой в божество). Сведения могут быть получены посредством чувственной или рациональной формы познания. К первому типу относят этапы: ощущение – сознательное отражение отдельных свойств объекта, воздействующих на органы чувств человека; восприятие – отражение предмета, основываясь на том, как он воздействует на органы чувств, в разуме; представление – возникновение целостного образа объекта в сознании, основанное на воздействии его на органы чувств. К рациональной форме относят: понятие – любое утверждение о предмете; суждение – анализ приведенного утверждения, умозаключение – вывод о верности или неверности факта с рядом доказательств. Также выделяют эмпирические (практические) или теоретические (понятийные) методы познавания мира. Процесс познания во многом непростой, поэтому все имеющиеся знания настолько ценны. Человек, обладающий ими, прошедший этот «путь» и обретший истину, должен ими пользоваться, дабы достичь славы и признания.
В качестве примера ценности знаний я бы хотел привести историю известного ученого-химика – Д. И. Менделеева. Существует версия: таблица химических элементов была увидена им во сне. Не столько имеет значение, как создалась эта таблица, сколько то, что она была сделана. Он смог структурировать свои научные сведения в области химии и квантовой физики, что приобрело вид строк и столбцов и что используется во всем мире. Ценою своих знаний Менделеев открыл для человечества новый путь развития науки, получил мировое признание как один из величайших химиков.
В нашем мире есть множество образцов людей, достигших славы и уважения благодаря своему интеллекту. Например, Президент Российской Федерации Владимир Путин, согласно многим экспертам, итогам голосований и социологическим опросам, не только в России, но и за рубежом признан самым влиятельным человеком, уважаемой персоной. Это не осуществилось бы, если бы Владимир Владимирович не изучал общество, его нужды, ситуацию на мировой арене. Проводится успешная социальная политика в государстве и поднимается уровень жизни населения. Такая известность является итогом успешной внешней и внутренней политики.
Таким образом, только посредством своих знаний человек достигает по-настоящему ценные славу и уважение. Его выделяют за то, что он прошел непростой процесс познания и обладает знаниями, которыми не обладают другие. В наших знаниях наша сила.
Надеемся, вы внимательно изучили представленные мини-сочинения. Не забывайте о критериях оценки сочинения и получайте хороший результат!
uroknadom.ru
эссе по обществознанию
Эссе по обществознанию может написать каждый!
Ведь это то задание ЕГЭ по обществознанию, которое принесет Вам наибольшее число баллов. Например, если всего за весь выполненный тест ЕГЭ по обществознанию 2018 года Вы можете получить 64 первичных балла, то сочинение может дать Вам 6, то есть до 10-12 баллов по шкале из 100 баллов ЕГЭ. Поэтому, если Вы готовитесь сдать ЕГЭ на высокий балл, вам не избежать этого задания.
Что такое эссе по обществознанию?
Это одно из наиболее сложных письменных заданий части 2 ЕГЭ. Это сочинение-рассуждение, в котором на альтернативной теме Вы можете показать свое знание теории обществознания и понимание социальной практики. С 2013 года на ЕГЭ формулировка эссе не претерпела существенных изменений. Обратимся к демо-версии ЕГЭ 2018:
29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе
напишите мини-сочинение.
Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей
затронутой автором темы и раскройте её (их).
При раскрытии обозначенной(-ых) вами основной(-ых) идеи(-й),
в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания
(соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их
фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта,
примерами из других учебных предметов.
Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений,
рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов /примеров из
различных источников. Каждый приводимый факт / пример должен быть
сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением,
рассуждением, выводом.
Далее, мы видим пять предложенных на выбор тем эссе, в виде высказываний, относящихся к основным социальным наукам – философии, экономики, социологии и социальной философии, политологии и правоведения.
Эссе (мини-сочинение) проверяется по четырем критериям (с 2018 года). Напомним, что все задания части 2 ЕГЭ проверяются экспертами – людьми.
Критерий 1 (К1) – Смысл высказывания раскрыт. То есть эксперт видит Ваше понимание высказанной автором мысли.
Критерий 2 (К2) – Теоретическое содержание мини-сочинения. Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы. То есть, в своем сочинении вы используете не собственные отвлеченные представления, а мыслите понятийным аппаратом, приводите термины.
Критерий 3 (К3) (НОВЫЙ с 2018 года !!!) – Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов. То есть, вы не ошибаетесь в терминах, положениях, связанных с научным обществознанием.
Критерий 4 (К4) – Качество аргументации своей точки зрения. То есть, у Вас есть (!) точка зрения по поднятой автором проблеме (вы поняли идею автора), и обосновали ее с помощью примеров из своей жизни, социальных фактов, информации СМИ, знаний из других предметов (здесь, прежде всего, помогают литература, история).
Какие проблемы возникают при написании эссе на ЕГЭ?
Их достаточно много:
1. Нехватка времени. 9 заданий части 2 сами по себе требуют времени, обдумывания. А написать сочинение, затем переписать его на чистовик – это серьезный труд. Далеко не все выпускники справляются с предложенным регламентом ЕГЭ по обществознанию в 4 часа. Как справиться с этой проблемой? Необходимо иметь в запасе несколько шаблонов написания эссе и массу примеров, применимых во многих темах.
2. Незнание теории, бытовой характер рассуждений. Для этого необходимо сформировать свой емкий понятийный аппарат. Здесь Вам поможет наш СЛОВАРЬ.
3. Нехватка примеров из общественной жизни, социальной практики. Здесь можно посоветовать регулярно, 1 раз в день просматривать новости по телевидению, в интернете.
4. Неумение построить план эссе. Для этого мы предложим Вам ряд шаблонов, применимых при подготовке к написанию эссе. Структура эссе может меняться, в задании не регламентируется количество слов, примеров. Также, изучая готовые эссе, Вы можете найти подходящий Вам план его написания.
5. Написание эссе, не имеющего отношения к заданной теме. Так может произойти, если Вы заучили готовое эссе, и хотите написать его на ЕГЭ (?). Бывают и такие случаи. Конечно, база заданий ЕГЭ может предоставить Вам шанс, и Вам может попасться уже написанная тема. Но, рассчитывать на это не стоит. Другое дело, что чем больше эссе при подготовке Вы напишете сами, тем больше планов и готовых примеров у Вас останется для применения на реальном ЕГЭ.
6. Поэтому, пишите эссе сами! Пишите 2-3 эссе неделю, показывайте их учителю, репетитору. Учитесь на своих ошибках.
7. Мы готовы помочь Вам при подготовке к эссе по обществознанию. Мы не только готовы обсудить ВАШИ готовые эссе, но и представим Вам несколько подходов к написанию эссе, планов и шаблонов.
К примеру, вы можете обсудить свои сочинения с нами в нашей группе
Теперь приведем пример написания готового эссе для Вас, построим первый план!
29.3 Социология, социальная философия
«Функция выбора – основа личности» (Б.Ф. Поршнев)
Сразу выполняем первый критерий (К1). Дело в том, что если Вы не раскрываете смысл цитаты, или не обозначаете поднятую автором проблему, или делаете это неправильно, Ваше эссе просто не проверяется. За все сочинение Вы получите 0.
Пишем:
«Смысл высказывания автора я вижу в том, что возможность и умение действовать в рамках осознанной альтернативы социального поведения является главным в жизни человека».
Мы просто переформулировали мысль автора. Выбор – альтернатива (синоним), человека – личности (тоже здесь аналогичный термин).
Можно было использовать и иные шаблоны начала эссе, например:
«Я поражаюсь глубине высказывания автора цитаты! Он считает, что…»
Но, если Вы не уверенны, и письменные задания даются Вам не просто, применяйте для начала простые структуры.
Далее, переходим к аргументации, она, как правило, занимает большую (до 60-70 %) часть работы.
«Предлагаю Вам рассмотреть эту мысль и конкретизировать ее»
Вы показываете, что будете аргументировать мысль.
«Во-первых, что такое личность? Это активный субъект социальных связей и отношений, обладающий собственным мировоззрением. Он деятель, труженик. Яркими личностями были Наполеон, Эйнштейн, Чарли Чаплин».
Этот план эссе – самый простой. Во-первых, во-вторых, в-третьих…
Мы раскрываем определение, данное в цитате. То есть, показываем знание теории (начинаем выполнять К2). Приводим простые примеры. Понятно, что все великие персонажи истории – яркие личности. То есть, начинаем выполнять К4 – качество аргументации!
Продолжаем:
«Во-вторых, выбирает человек постоянно, на протяжении всей жизни. С детства ребенок стоит пред выбором – помочь или нет, совершить добрый поступок, или остаться в стороне. В процессе социализации мы усваиваем нормы, требующие социально полезного поведения. Социологи выделяют следующие виды социальных норм — обычаев, моральные, религиозные, правовые. Все они, в той, или иной степени, влияют на выполнение нами ролевых функций, поддержание общего гармоничного развития социума, порядка в нем и правопорядка».
Сохраняя структуру выбранного плана (это ценится), мы приводим абстрактный пример (из общественной жизни) – ребенок. Не забываем про терминологию – СОЦИАЛИЗАЦИЯ, НОРМЫ, ИХ ВИДЫ. Это нам поможет получить балл за К3. Переходим на конкретику – МЫ. Показываем социальный оптимизм – пишем про пользу выбора личности!
Переходим к конкретной аргументации:
«В-третьих, можно вспомнить исторический пример. Гай Юлий Цезарь, римский полководец и политик, сделал один из важнейших выборов в истории и в своей жизни. Заявив: «Жребий брошен!», он перешел через Рубикон – границу римских владений, и введя армию в Рим, захватил единоличную власть. Затем Рим стал империей и еще несколько веков диктовал свою волю всему известному миру.
С одной стороны, он нарушил давний римский закон, почти превратившийся в традицию… С другой, выбора из-за разногласий с Сенатом, политическими противниками у него не оставалось. Цезарь развязал гражданскую войну… Вспомним, что в схожей ситуации тысячу лет спустя, сыновья крестителя Руси Владимира — Борис и Глеб, не согласились с предложением напасть на братьев, также начав Гражданскую войну. На их представления о жизни влияла уже не только политическая необходимость, но и христианская мораль, требующая смирения и человеколюбия».
Мы показываем знание истории, собственную интеллектуальность (это ценится), приводим корректные примеры согласно увиденной идее, обсуждаем ее с разных позиций.
У нас есть пример из истории, но нет еще одного, возможно, из литературы. Мы ведь хотим максимального балла?
В-четвертых, обратимся к литературному наследию. Часто на выбор личности оказывают влияние, естественно, эмоции. Они затмевают голос разума, обращают нас к животным инстинктам (любовь, ненависть, жажда обладания, власти, секс). И тогда личность приходит к противоречиям с законам, моралью. Так, обрученная с Болконским героиня романа Льва Толстого «Война и мир», Наташа Ростова, увлекается Анатолем, в котором видит жажду жизни, естественное для женщины стремление к любви, в том числе, физической, материнству. А Болконский далеко… Разрыв с Болконским, в итоге, стал одной из трагедий ее жизни, но этот выбор она сделала сознательно, и сама!
Теперь завершаем. Короткий итог, который венчает любой план такого творческого задания, как эссе:
«Таким образом, каждый из нас решает, и это важнейшее качество личности. Лишенный возможности выбора, голоса человек, может потерять и право называться личностью, вернется в серую массу индивидов».
Применяем вводный оборот ТАКИМ ОБРАЗОМ. Идем от противного, касаемся другого аспекта идеи — проблемы (это ценится). Не можешь выбирать – не личность (?!).
Итак, вот наше эссе:
Смысл высказывания автора я вижу в том, что возможность и умение действовать в рамках осознанной альтернативы социального поведения является главным в жизни человека.
Во-первых, что такое личность? Это активный субъект социальных связей и отношений, обладающий собственным мировоззрением. Он деятель, труженик. Яркими личностями были Наполеон, Эйнштейн, Чарли Чаплин.
Во-вторых, выбирает человек постоянно, на протяжении всей жизни. С детства ребенок стоит пред выбором – помочь или нет, совершить добрый поступок, или остаться в стороне. В процессе социализации мы усваиваем нормы, требующие социально полезного поведения. Социологи выделяют следующие виды социальных норм — обычаев, моральные, религиозные, правовые. Все они, в той, или иной степени, влияют на выполнение нами ролевых функций, поддержание общего гармоничного развития социума, порядка в нем и правопорядка.
В-третьих, можно вспомнить исторический пример. Гай Юлий Цезарь, римский полководец и политик, сделал один из важнейших выборов в истории и в своей жизни. Заявив: «Жребий брошен!», он перешел через Рубикон – границу римских владений, и введя армию в Рим, захватил единоличную власть. Затем Рим стал империей и еще несколько веков диктовал свою волю всему известному миру.
С одной стороны, он нарушил давний римский закон, почти превратившийся в традицию… С другой, выбора из-за разногласий с Сенатом, политическими противниками у него не оставалось. Цезарь развязал гражданскую войну… Вспомним, что в схожей ситуации тысячу лет спустя, сыновья крестителя Руси Владимира — Борис и Глеб, не согласились с предложением напасть на братьев, также начав Гражданскую войну. На их представления о жизни влияла уже не только политическая необходимость, но и христианская мораль, требующая смирения и человеколюбия.
В-четвертых, обратимся к литературному наследию. Часто на выбор личности оказывают влияние, естественно, эмоции. Они затмевают голос разума, обращают нас к животным инстинктам (любовь, ненависть, жажда обладания, власти, секс). И тогда личность приходит к противоречиям с законам, моралью. Так, обрученная с Болконским героиня романа Льва Толстого «Война и мир», Наташа Ростова, увлекается Анатолем, в котором видит жажду жизни, естественное для женщины стремление к любви, в том числе, физической, материнству. А Болконский далеко… Разрыв с Болконским, в итоге, стал одной из трагедий ее жизни, но этот выбор она сделала сознательно, и сама!
Таким образом, каждый из нас решает, и это важнейшее качество личности. Лишенный возможности выбора, голоса человек, может потерять и право называться личностью, вернется в серую массу индивидов.
Какие правила написания эссе следует соблюдать?
— Точно соблюдайте критерии написания эссе, эксперт проверяет эссе именно опираясь на них. При каждой возможности показывайте, что Вы их знаете и видите!
— Не нужно длинных рассуждений! Мы написали до 20 коротких предложений. Каждая мысль – с новой строки. Это визуально увеличивает эссе.
— При каждой возможности давайте термин!
— Используйте перифраз, говорите тоже самое другими словами.
— Придерживайтесь выбранного в начале эссе плана.
Итак, мы попробовали написать наше первое эссе, в дальнейшем мы предложим Вам другие планы эссе, шаблоны к их написанию. Ваши эссе мы готовы обсудить в комментариях здесь, а также в нашей группе
egewin.ru
ЕГЭ 2015 эссе
Как известно, «путешествие в тысячу миль начинается с первого шага». Эта мысль философа и учителя Лао-Цзы как никогда актуальна для готовящегося к ЕГЭ 2015 по обществознанию абитуриента. Вы еще не начали тренировать эссе по обществознанию? Давайте сделаем этот шаг вместе!
Начнем писать ЕГЭ 2015 эссе, ни смотря ни на что!
Итак, Вы не сильны в творческих заданиях, а задачи написать сочинение или эссе Вас просто пугают? Но, в свете произошедших изменений в процедуре сдачи ЕГЭ 2015 (по обязательному русскому языку, хотя бы, Вам придется это делать!!!). Предлагаю начать готовиться к ЕГЭ 2015 эссе прямо сейчас! Напомним, что ввиду незначительных изменений в демоверсии ЕГЭ 2015 эссе стало заданием 36 (при сквозной нумерации всех заданий) части 2 (письменной).
Мой авторский видео-курс позволит Вам, затратив всего 1 час в день на разбор каждой темы кодификатора получить на ЕГЭ свыше 80 баллов! УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ!
Для начала обратите внимание на мои рекомендации эксперта ЕГЭ в начале этого раздела! Вы только начинаете тренировать свои навыки написания эссе, поэтому советую четко соблюдать КРИТЕРИИ, по которым эксперт будет проверять на ЕГЭ 2015 Ваше эссе. Ваши конкуренты на ЕГЭ 2015 уже активно используют наши рекомендации по написанию эссе:
Отзыв абитуриента о подготовке к написанию эссе
Критериев всего 3:
Четко соблюдайте КРИТЕРИИ выполнения эссе!
Обращаемся к демоверсии ЕГЭ 2015, она уже, кстати, утверждена ФИПИ без изменений!
Критерий 1 проверки эссе в демоверсии ЕГЭ 2015
Критерий 1. Напомним, что, таким образом, если эксперты считают, что Вы не показали понимание высказывания, которое выбрали для эссе, дальше оно просто не проверяется. Вы теряете, таким образом, значительное число баллов ЕГЭ.
Далее, посмотрим на критерий 2:
Критерий 2 проверки эссе в демоверсии ЕГЭ 2015
Отметим, что теоретические ошибки, таким образом, например, неправильно определенный термин, приведет к снижению балла. Поэтому рекомендую чаще обращаться к словарю ЕГЭ нашего сайта, учить данные там простые определения.
И, наконец, критерий 3:
Критерий 3 проверки эссе в демоверсии ЕГЭ 2015
И снова, искажение истины, если Вы применяете для аргументации своих мыслей данные иных наук, смежных предметов, недопустимо. Применяйте только те сведения, в которых точно уверенны.
Подведем первые итоги. Что от Вас хотят увидеть на ЕГЭ 2015 в эссе эксперты?
ЧТО ХОЧЕТ УВИДЕТЬ ЭКСПЕРТ В ВАШЕМ ЭССЕ???
Отметим, что впервые в демоверсии четко прописана процедура проверки письменной части 2, в том числе, и эссе. Проверяют независимо друг от друга два эксперта, при серьезном отличии в их баллах привлекается еще один проверяющий. Максимальный балл — 5, это задание, приносящее самые большие баллы за верное выполнение!
Процедура проверки эссе на ЕГЭ 2015
Выбираем тему для эссе на основе демоверсии ЕГЭ 2015
Не будем мешкать, берем демоверсию ЕГЭ 2015 и выбираем тему для своего мини-сочинения.
Эссе (задание 36) в демоверсии ЕГЭ 2015
Как выбирать ту тему, которую Вы сумеете наиболее верно раскрыть с точки зрения теории и обосновать практическими примерами? Рекомендую для начала обозначить проблему каждой из пяти представленных тем. Заметим, что правила выборы цитаты ужесточились, теперь их пять вместо шести в ЕГЭ 2014. Кроме того, слились (то есть сузился выбор за счет наиболее популярных среди выпускников на ЕГЭ областей знания — социологии и социальной психологии). Дело в том, что здесь часто было достаточно просто «жизненными» примерами аргументировать свои оценки. В философии, экономике, политологии и правоведении это, согласитесь, сделать не так просто. Да и теоретическая база здесь сложнее.
Итак, в данных цитатах проблемы нам видятся следующие:
Обозначаем проблемы цитат для эссе!
Если Вы только начинаете писать эссе, тренируйтесь на простых проблемах. Социализация личности — одна из них!
Познание — достаточно сложная философская тема, с разбором которой знакомьтесь в разделе подготовка к ЕГЭ. С основными законами рыночной экономики можно познакомиться в одной из тем нашего бесплатного мини-курса подготовки к ЕГЭ. А остальные темы разобраны в нашем расширенном курсе подготовки к ЕГЭ 2015! Также, как и тема «Социализация личности» от эксперта ЕГЭ!
Пишем эссе
«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г. Ананьев)
Теперь приступим к написанию эссе. Выполняем критерий за критерием, грамотно формулируя наши мысли. Помним, что кто ясно мыслит — ясно излагает! Итак, КРИТЕРИЙ 1:
В своем высказывании автор поднимает проблему социализации личности. Смысл его высказывания я вижу в том, что человек, не прошедший социализацию, не сможет стать полноценным участником общественных отношений.
Переходим к теоретической аргументации. Даем определения нужных для раскрытия темы понятий, увязывая их в доказательную базу.
Понятие «индивид»
КРИТЕРИЙ 2:
Вспомним, что из курса обществознания, мы знаем, что индивид – это любой представитель вида homo sapiens. Например, это новорожденный ребенок. Он не обладает языком, коммуникативными навыками, а, следовательно, не может самостоятельно жить в обществе.
Личностью мы называем полноправного активного участника общественных отношений, созидателя, труженика, деятеля. Личность обладает развитым мировоззрением, статусами и ролями. Яркими личностями были Пушкин, Достоевский, Суворов и многие другие деятели русской истории.
Постепенно переходим в тоже время к выполнению КРИТЕРИЯ 3. Показываем, что будем приводить примеры из истории. И, конечно, приводим классические примеры из литературных произведений, раскрывающие разные аспекты проблемы (это ценится — умение посмотреть на цитату с иной точки зрения:
Аргументы для раскрытия темы «Социализация»
С точки зрения древних греков, например, личность должна была сочетать в себе не только физическую силу и мужественность, как, например, спартанский царь Леонид и его 300 спартанцев. Но и быть развита интеллектуально, активно участвовать в общественной жизни своего полиса, быть его патриотом, защитником при необходимости. История рассказывает нам о том, что всем известный Пифагор был Олимпийским чемпионом по кулачному бою, а Платон – в панкратионе.
Посмотрим на иной аспект проблемы. Что произойдет, если индивид не пройдет стадию социализации? Обратимся к литературе. Например, герой произведения Р. Киплинга «Маугли» не стал личностью, так как не прошел социализацию, его вырвали в младенчестве из социума. Напротив, герой романа Д. Дефо «Робинзон Крузо», не смотря на вынужденную изоляцию от общества, остался личностью. Он применил те качества, навыки и умения, которые приобрел в рамках социализации и подчинил себе природу на своем острове. Именно он – деятель, труженик, личность.
Таким образом, нельзя не согласиться с мнением Ананьева. Только в обществе и при его непосредственном влиянии мы можем стать личностями!
Обязательно подводим итог, это этика выполнения любого письменного задания. Теперь наше эссе готово!
«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г. Ананьев)
В своем высказывании автор поднимает проблему социализации личности. Смысл его высказывания я вижу в том, что человек, не прошедший социализацию, не сможет стать полноценным участником общественных отношений.
Вспомним, что из курса обществознания, мы знаем, что индивид – это любой представитель вида homo sapiens. Например, это новорожденный ребенок. Он не обладает языком, коммуникативными навыками, а, следовательно, не может самостоятельно жить в обществе.
Личностью мы называем полноправного активного участника общественных отношений, созидателя, труженика, деятеля. Личность обладает развитым мировоззрением, статусами и ролями. Яркими личностями были Пушкин, Достоевский, Суворов и многие другие деятели русской истории.
С точки зрения древних греков, например, личность должна была сочетать в себе не только физическую силу и мужественность, как, например, спартанский царь Леонид и его 300 спартанцев. Но и быть развита интеллектуально, активно участвовать в общественной жизни своего полиса, быть его патриотом, защитником при необходимости. История рассказывает нам о том, что всем известный Пифагор был Олимпийским чемпионом по кулачному бою, а Платон – в панкратионе.
Посмотрим на иной аспект проблемы. Что произойдет, если индивид не пройдет стадию социализации? Обратимся к литературе. Например, герой произведения Р. Киплинга «Маугли» не стал личностью, так как не прошел социализацию, его вырвали в младенчестве из социума. Напротив, герой романа Д. Дефо «Робинзон Крузо», не смотря на вынужденную изоляцию от общества, остался личностью. Он применил те качества, навыки и умения, которые приобрел в рамках социализации и подчинил себе природу на своем острове. Именно он – деятель, труженик, личность.
Таким образом, нельзя не согласиться с мнением Ананьева. Только в обществе и при его непосредственном влиянии мы можем стать личностями!
Итак, мы написали небольшое по объему (не более 20 коротких предложений) эссе. При этом применили ряд терминов — индивид, личность, социализация, мировоззрение, статусы, роли, общественные отношения. И привели примеры в подтверждение своей точки зрения (сделав это как завершение эссе, тоже хороший ход для итога) из смежных предметов — истории и литературы. При этом мы не исказили факты, и выполнили, таким образом, все критерии. Мы претендуем на максимальный балл за это эссе!
Эксперт ЕГЭ, лучший учитель России Коцарь Евгений Сергеевич предлагает Вам свой опыт в подготовке к написанию эссе! В его основе – около 100 проработанных эссе, написанных самим экспертом, его выпускниками, абитуриентами на ЕГЭ 2013-2014 гг.
Готовьтесь к написанию эссе с нами на нашем сайте и с помощью моего курса написания эссе, удачи Вам на ЕГЭ 2015 по обществознанию!
egewin.ru
Эссе по обществознанию | Сочинения на все темы
Эссе по обществознанию. План, советы и алгоритм написания.
Обществознание является одним из самых популярных предметов по выбору для сдачи ЕГЭ. В среднем каждый год 66% выпускников выбирают обществознание в качестве предмета для сдачи. Почему так много желающих сдавать ЕГЭ именно по обществознанию спросите вы. Факторов, по которым одиннадцатиклассники выбирают для сдачи именно этот предмет много. Однако основными являются то, что по сравнению с другими предметами обществознание легче и задания по нему можно выполнить правильно даже не обладая какими-то особыми знаниями. Чтобы получить хорошую оценку достаточно базовых знаний и навыков.
Однако из-за того,что данный предмет так популярен возрастает и конкуренция, а именно большое количество хороших работ заставляет проверяющих применять теорию относительности в части написания эссе.Да, именно эссе является той лакмусовой бумажкой, которая выявляет уровень ученика. Несомненно, чтобы получить максимальные баллы требуется хорошо выполнить и другие части экзамена.Но только за эссе даётся очень много баллов, которые нельзя недополучить.
Итак, переходим непосредственно к методологии написания эссе по обществознанию. Самое важное, что вы должны понять, это то, что требуется довольно продолжительное время, чтобы научиться писать эссе. Не получится написать эссе на высокие баллы без предварительной подготовки. Практика показывает, что устойчивые навыки и хорошие результаты начинают проявляться примерно через 1-2 месяца работы. Как раз системные занятия дают нужный результат. Необходимо поднять своё мастерство с помощью каждодневных занятий, а контролировать свой прогресс вам могут помочь преподаватели в школе и репетиторы.
Сразу стоит сказать, что объём эссе по обществознанию не ограничен. Однако это не самое принципиальное отличие эссе по обществознанию от аттестационных эссе по другим предметам. Дело в том, что в эссе по обществознанию обязательно должны присутствовать строгая аргументация, научность и конкретизация. Честно говоря, эссе по обществознанию это ответ на вопросы “Как я отношусь к этому высказыванию?”, “Согласен ли я с ним и почему?”. Надо сказать, что очень часто в качестве темы эссе предлагается неоднозначные, оригинальные высказывания, которые требуют творческого подхода к раскрытию проблемы. Все это требует от выпускника максимальной выкладки и концентрации.
В отличии от тестовой части, которую проверяют компьютеры, эссе проверяется людьми, и для того, чтобы эксперт выделил из 40-60 работ именно выаше, как заслуживающее особого внимания, оно должно отличаться оригинальностью, неординарностью и креативностью – сам жанр эссе подразумевает это. В западных странах многие существует такая профессия как “experience designer”, которое дословно переводится как “дизайнер впечатления” и ваша задача заключается в примерке себе данной роли, ведь вы должны удивить экспертов креативностью, неординарностью своего ума.
План эссе.
- Вступление, конкретное указание проблемы высказывания.
- Объяснение выбора темы. Раскрытие смысла высказывания с точки зрения обществознания.Представление автора и его точки зрения.
- Своя интерпретация данной фразы, своя точка зрения. Высказывание своей позиции, переход к основной части эссе
- Теоретическая аргументация проблемы. Должно быть представлено не менее 3 аспектов теоретического раскрытия темы. Практическая аргументация или пример из общественной жизни
- Заключение. Подведение итогов.
Советы и алгоритм написания эссе по обществознанию на ЕГЭ.
1. Первое, что вы должны сделать – это грамотно распределить своё время. Эффективнее всего будет отвести 1-1,5 часов из 3,5 часов именно на написание эссе. Каждый сам выбирает как ему комфортнее выполнять задания, однако лучше всего сначала выполнить задания КИМа, а уже после пристурить к написанию эссе.
2. Второе, вы должны сконцентрировано прочитать преложенные на выбор темы и выбрать те темы, которые вам наиболее понятны. Другими словами, вы должны хорошо представлять – о чём данное высказывание, что автор хотел сказать этим высказыванием. При выборе темы так же нельзя забывать, что некоторые темы, которые кажутся легкими на первый взгляд оказываются сложными из-за скудности научной и фактической информации по данной проблеме.
3. Третье, при выборе темы обратите своё внимание на то к какой сфере науки относится данное выражение. Опыт показывает, что яд фраз может относиться сразу к нескольким наукам.
4. Четвертое, не пишете все эссе на черновик. Во первых из-за того, что время ограничено, во вторых, во время написания эссе на черновик приходят одни мысли, а при переписывании – другие.
5. Пятое, вы должны обязательно высказать свое личное мнение к данному высказыванию, поэтому используйте такие фразы как “Я согласен с …”, “На мой взгляд…”, “Мне кажется…” и т.д.
6. Шестое, необходимо высказать своё понимание смысла высказывания, то есть вы должны своими словами высказать – что автор хотел сказать этими словами. Лучше всего это сделать в самом начале эссе.
7. Седьмое, очень скрупулезно отнеситесь к выбору аргументов для подтверждения своей точки зрения. Аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной жизни.
8. Восьмое, использовать термины, понятия, определения в эссе надо грамотно, уместно, применительно к выбранной теме и науке.
9. Девятое, аргументы следует изложить в определенной последовательности, внутренняя логика изложения в эссе должна четко прослеживаться.
10. Подводить итог эссе необходимо кратким выводом в котором подводится итог размышлениям и рассуждениям.
sochineniena5.ru