Задание 6 русский язык егэ 2018 теория – теория и практика с ответами

теория и практика как делать с ответами



29.07.2016

С 2018 года в ЕГЭ по русскому языку включено новое задание (20), проверяющее знание лексических норм современного русского литературного языка (кроме паронимов). С 2019 года оно находится под номером 6.

Дополнительно: теория к 6 заданию и практика (тесты).

Задание №6 проверяет сформированность умений по стилистической правке (неуместность употребления слов, форм или конструкций) в связных текстах (предложениях). Следует заметить, что огромный материал для создания задания содержится в сочинениях участников экзамена.

Алгоритм выполнения задания №6 ЕГЭ 2019:

  1. Найдите смысловое (семантическое) противоречие.
  2. Распознайте ошибку, укажите ее вид (не смешивать со средствами выразительности).
  3. Если это ошибка, то исправьте ее.

Для выполнения задания необходимо:

  • понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением;
  • учитывать особенности сочетаемости слов;
  • правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы;
  • избегать речевой избыточности;
  • не допускать речевой недостаточности;
  • учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.

Исключение слова связано с избыточностью речи (повторением сказанного), которую научно называют тавтологией или плеоназмом. Разные учебники по-разному толкуют понятия «тавтология» и «плеоназм», не думайте об этом. Для выполнения задания в ЕГЭ достаточно понимать суть явления.

Такие ошибки однотипны, они часто встречаются в речи, некоторые плеоназмы даже являются устойчивыми оборотами, поэтому можно составить небольшой словарик плеоназмов и выучить фразы, на которые необходимо обратить внимание на экзамене.

А теперь посмотрим полезное видео по этому заданию (не смущайтесь нумерации 20).

Главные определения

Плеоназмы — словосочетания, содержащие излишний в смысловом отношении компонент.

Тавтология – это тождесловие, то есть повторение сказанного иными словами или повторение однокоренных слов.

Замена неверно употреблённого слова

Чтобы найти слово, которое необходимо заменить, надо прежде всего выделить пару слов, которые не могут быть связаны друг с другом по смыслу или не звучат вместе. Про такие словосочетания говорят: «Звучит как-то коряво», «Сказано не по-русски».

Итак, мы находим два слова, которые по какой-то причине не сочетаются по смыслу и не звучат вместе.

Примеры нарушения лексической сочетаемости

  • это не играет никакого значения (сыграло большое значение)
  • это несёт (играет) определённую функцию
  • благодаря сильным морозам (наступлению противника, страшному наводнению, болезни…)
  • скоропостижный отъезд, вывод (скоропостижное увольнение)
  • одержать поражение
  • увеличить (уменьшить) уровень

Нарушение традиции

  • ответ на проблему
  • карие волосы
  • стая лошадей

Изменение фразеологизма

  • заклятые друзья
  • выбросить слова на ветер

Неоправданный оксюморон

  • тупиковый выход
  • чудовищно красива
  • добиться ухудшений
  • преследует удача
  • кричать шёпотом

Одно из этих слов необходимо заменить схожим по звучанию, написанию, может быть, по значению, но подходящим ко второму слову. В реальных текстах такая замена не всегда возможна, но для ЕГЭ подберут варианты проще.

Основные виды ошибок

Порядок Вид ошибки Примеры
1 Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
Мысль развивается на продолжении всего текста.
2 Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом (проверяется в задании 5) Мое отношение к этой проблеме не поменялось.
Были приняты эффектные меры.
3 Неразличение синонимичных слов В конечном предложении автор применяет градацию.
4 Употребление слов иной стилевой окраски Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
5 Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
6 Неоправданное употребление просторечных слов Таким людям всегда удается объегорить других.
7 Нарушение лексической сочетаемости Автор увеличивает впечатление.
Автор использует художественные особенности (вместо средства).
8 Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.
Молодой юноша, очень прекрасный
9 Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
10 Неоправданное повторение слова Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
11 Бедность и однообразие синтаксических конструкций Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Краткий словарик плеоназмов

Скачать словарик плеоназмов вы можете по этой ссылке.

Теория и практика для №6 задания по русскому языку в 1 файле

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.


Сохранить ссылку:
Добавить комментарий

Рекламные и несодержательные сообщения удаляются.

www.ctege.info

Задание №6. ЕГЭ. «Грамматические нормы русского языка» (теория).

Апр24

Автор Юлия Терякова. Опубликовано 10 класс, 11 класс, ЕГЭ по русскому языку

Формулировка задания:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пара НОСКОВ

ЛЯГТЕ на пол

ДВУМЯСТАМИ рублями

пяти КИЛОГРАММОВ

КРАСИВАЯ тюль

Ответ: красивый

Что нужно знать: 1. Нормативное образование форм ИМЕНИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕННОГО числа некоторых существительных: С окончанием -А (-Я)

адреса

векселя

вороха

директора

доктора

желоба

жернова

катера

колокола

кузова

купола

кучера

окорока

округа

острова

отпуска

паспорта

перепела

повара

погреба

профессора

пояса

сорта

стога

сторожа

тенора

терема

тополя

фельдшера

флюгера

хутора

штабеля

штемпеля

якоря

С окончанием -Ы (-И) аптекари

бухгалтеры

выборы

возрасты

выговоры

грифели

диспетчеры

договоры

драйверы

инженеры

инструкторы

инспекторы

компрессоры

конструкторы

контейнеры

корректоры

лекторы

лекари

месяцы

ораторы

офицеры

полисы

порты

почерки

прожекторы

пудели

редакторы

ректоры

свитеры

склады

слесари

слоги

снайперы

стажёры

столяры

табели

токари

торты

тракторы

тренеры

флигели

фронты

шофёры

2. Нормативное образование форм РОДИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕННОГО числа некоторых имен существительных. А) Имена существительные, обозначающие название овощей и фруктов, часто имеют окончание –ОВ:

Абрикосов

ананасов

апельсинов

баклажанов

бананов

гранатов

лимонов

мандаринов

помидоров

томатов

НО:

дынь

слив

яблок

Б) Имена существительные, обозначающие названия ПАРНЫХ ПРЕДМЕТОВ, часто имеют НУЛЕВОЕ окончание:

бахил

ботинок

бутс

валенок

гетр

кроссовок

сапог

тапок

туфель

чулок

шорт

НО: бриджей

гольфов

джинсов

носков

В) Имена существительные, обозначающие НАЗВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ, часто имеют нулевое окончание: англичан

армян

болгар

грузин

румын

татар

турок

туркмен

цыган

НО:

монголов

таджиков

Г) Имена существительные СРЕДНЕГО рода, оканчивающиеся в И. п. ед.ч на –ЦЕ, в Р. п. мн.ч. оканчиваются на –ЕЦ:

блюдец

зеркалец

одеялец

полотенец

сердец

НО:

болотцев

деревцев

оконцев

Д) Имена существительные, обозначающие название ГРУППЫ ЛЮДЕЙ по роду деятельности, чаще всего имеют НУЛЕВОЕ окончание:

гусар

драгун

кадет

партизан

солдат

НО:

саперов

Е)Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в И.п ед.ч на –ЬЕ без ударения, и женского рода на –ЬЯ без ударения, имеют в Р. п. мн.ч окончание –ИЙ:

гнездовий

запястий

кушаний

ожерелий

оладий

печений

побережий

сидений

ущелий

НО:

кореньев

лохмотьев

платьев

хлопьев

Ё) Имена существительные, обозначающие название ЕДИНИЦ ИЗМЕРЕНИЯ и обычно употребляющиеся с именами числительными, в Р.п. мн.ч. чаще всего имеют НУЛЕВОЕ окончание: ампер

байт

ватт

вольт

НО:

граммов

гектаров

килограммов

Ж) Следующие имена существительные в Р.п. мн.ч. имеют окончание –ЕЙ: будней

гантелей

кеглей

козней

ладоней

простыней

скатертей

З) Следующие имена существительные в Р. п. мн.ч. имеют НУЛЕВОЕ окончание: барж

басен

башен

брызг

вафель

дел

кочерёг

кухонь

кресел

макарон

нянь

сабель

серёг

сплетен

цапель

шпрот

И) Следующие имена существительные имеют в Р. п. мн.ч. окончание –ОВ:

бронхов

георгинов

заморозков

консервов

нервов

3. Определение РОДА некоторых имен существительных:

шампунь – м. р.

тюль – м. р.

мозоль – ж. р.

тапка – ж. р.

туфля – ж. р.

кроссовка – ж.р.

плацкарта – ж.р.

повидло – ср.р.

4. Склонение числительных: А) Чтобы проверить написание числительных, состоящих из нескольких корней, разделите их на части: двумястами – двумя/стами. Затруднение вызывает, как правило, 1 корень. Если отделить его от слова, будет гораздо проще понять, как же он склоняется. Б) Проверить написание корня СТА — можно, если вместо него подставить слово НОТЫ. Окончание этого слова совпадает с окончанием числительного: с двумя (нотАМИ) стАМИ. В) Вспомните, что числительные 40, 90, 100 в косвенных падежах (кроме В.п.) имеют только одну форму с окончанием — а: сорокА, девяностА, стА.

Г) Склонение числительного «ТЫСЯЧА»: числительное «тысяча» имеет в косвенных падежах такие же окончания, как существительные 1 склонения. Чтобы проверить правильность написания, подставьте вместо «тысяча» слово «туча».

Д) При склонении сложных числительных (1976, 2359 и т. д.) склоняется каждое слово. 5. Употребление собирательных числительных

Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро) сочетаются НЕ со всеми существительными:

можно

-с сущ., обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, трое мужчин;

— с сущ., обозначающими детенышей животных: пятеро щенков;

— с сущ., имеющими только форму множественного числа: двое брюк

— с сущ. ДЕТИ, ЛЮДИ, РЕБЯТА.

Нельзя

с сущ., обозначающими лиц женского пола: две подруги, три женщины;

с сущ., обозначающими взрослых животных: пять собак.

6. Собирательные числительные ОБОИХ/ОБЕИХ

• Числительное ОБЕИХ употребляется с существительными женского рода. Например: обеих подруг, обеих книг.

• Числительное ОБОИХ употребляется с существительными среднего и мужского рода: обоих столов, в обоих креслах.

7. Степени сравнения прилагательных:

Сравнительная степень.

ПРОСТАЯ форма: к основе имени прилагательного прибавляются суффиксы: ее, ей, е, ше: выше, красивее.

СОСТАВНАЯ форма: начальная форма прилагательного + более, менее:

более высокий

менее красивый.

Превосходная степень.

ПРОСТАЯ форма: к основе имени прилагательного прибавляются суффиксы -ЕЙШ-, -АЙШ- : высочайший, красивейший.

СОСТАВНАЯ форма: начальная форма прилагательного + САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ: самый высокий, наиболее красивый Нельзя совмещать две формы! 8. Образование и употребление МЕСТОИМЕНИЙ: А)Местоимения «ИХНИЙ», «ИХНЯЯ», « ИХНЕЕ», «ИХНИЕ» в русском языке ОТСУТСТВУЮТ. Правильно: их. Б) Форма «У НЕЙ» является РАЗГОВОРНОЙ, в литературном языке «У НЕЁ». 9. Употребление и образование ГЛАГОЛОВ: А) в форме ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО наклонения:

ты ЛЯГ, ПОЕЗЖАЙ (от глаг. ехать), ПОЛОЖИ, не МАШИ, КЛАДИ (слова ЛОЖИ в русском языке нет).

Б) ПОСТРИЧЬСЯ

ПОСКОЛЬЗНУТЬСЯ

НАСМЕХАТЬСЯ

В) СОХ (неправильно СОХНУЛ)

ПРОМОК (неправильно ПРОМОКНУЛ)

ЗАМЁРЗ (неправильно ЗАМЕРЗНУЛ)

1 балл за правильный ответ.

jvtieriakova.ru

Задание №6

Задание № 6. Ошибки в образовании форм слова

Форма слова – это морфологическая разновидность слова, в которой заключён ряд грамматических значений, свойственных именно данной части речи.

На ЕГЭ по русскому языку задание № 6 будет связано со словоформами, в которых заключены грамматические непостоянные признаки частей речи, ведь именно в их употреблении и допускаются ошибки. По форме слова мы можем определить :

  • у существительных – число, падеж

  • у прилагательных — род, число, падеж

  • — у глаголов — время, лицо ( в настоящем и будущем времени), род ( в единственном числе прошедшего времени)

  • — у местоимений — род, число, падеж ( данные признаки есть не у всех разрядов местоимений)

  • — у числительных — род ( у порядковых числительных), число , падеж.

     

Неизменяемые слова — наречия, деепричастия, слова состояния, инфинитив — не имеют форм слова. Они всегда стоят в исходной форме, так как не изменяются вообще. У них нет окончания, даже нулевого.

Как определить форму слова?

Форму слова можно определить по окончанию

Например:

  • Дома- дома — дому. Форма падежа определяется по окончанию существительного.

  • Красивая – красивый – красивое. Форма рода определяется у прилагательного по окончанию.

  • Рисует — рисуете- рисуем. Форма лица глагола тоже определяется по окончанию.

Сложность заключается в том, что в речи могут допускаться ошибки в образовании форм слова. Поэтому на ЕГЭ и будет задание № 6, цель которого — проверить знания и умения учащихся в образовании форм слова. Необходимо будет найти такое словосочетание, в котором одно из слов употреблено в неправильной форме.

Чтобы хорошо подготовиться к выполнению данного задания, необходимо вспомнить следующие правила (смотрите их на нашем сайте в разделе ТЕОРИЯ).

Типичные ошибки в образовании форм слова:

      1. Имя существительное:

  • именительный падеж множественного числа (купол – купола, диспетчер – диспетчеры)

  • родительный падеж множественного числа (нет яблок, апельсинов, ватт, сапог, чулок, одеялец, вафель, застолий, спален, граммов)

    2. Имя прилагательное:

  • Образование степеней сравнения (более красивый, самый красивый)

    3. Имя числительное:

      4.Имя местоимение:

      5.Глагол:

  • образование повелительного наклонения некоторых глаголов (поезжайте, лазайте).

  • Некоторые трудные случаи употребления глаголов. Так часть глаголов не имеет форму

1 лица, ед. числа: победить, убедить, подтвердить, пылесосить. А глагол класть всегда употребляется без приставки клади). Глаголы же положить, выложить, уложить, сложить – только с приставкой.

Чтобы подготовиться к выполнению данного задания, необходимо разобраться в вышеперечисленных правилах, выучить их, выполнять как можно больше тестовых заданий. И тогда у вас обязательно всё получится.

На этом сайте вы можете посмотреть и выполнить варианты тестов к заданию №6 «Ошибки в образовании форм слова»

УДАЧИ!

Мельникова Вера Александровна

poznaemvmeste.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *