ЗАПЯТАЯ. |
|
Между однородным членами предложения. |
С деньгами нужно расставаться легко, без стонов. |
Обособление причастного оборота. |
|
Обособление деепричастного оборота. |
Надо развивать ум, читая много, а не многих авторов. |
Обособление уточняющих членов предложения. |
|
Выделение сравнительного оборота. |
Удача, как богатое наследство, всегда случается с кем-то другим. |
Выделение обращения. |
Лёд тронулся, господа присяжные заседатели! |
Выделение вводного слова. |
По-моему, у любви вообще нет размеров. |
Запятая при междометиях. |
Ах, да разве можно так говорить? |
Запятая между частями сложносочинённого предложения – ССП. |
Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходных положений. |
Запятая между частями сложноподчинённого предложения – СПП. |
Любая подпись хочет, чтобы её считали автографом. |
Запятая между частями бессоюзного сложного предложения – БСП. |
Ненависть не решает никаких проблем, она только создает их. |
ДВОЕТОЧИЕ. |
|
1.Двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающими словам при них. |
|
2. БСП если второе простое разъясняет смысл первого, содержит причину; если в первом есть глаголы видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п., словно предупреждающие о том, что во втором последует изложение или описание чего-либо. |
Любовь без уважения далеко не идет и высоко не поднимается: это ангел с одним крылом.
Помни: только эта жизнь имеет цену! |
3. Перед прямой речью после слов автора. |
|
ТИРЕ. |
|
Тире в предложениях с однородными членами и обобщающими словам при них. |
|
Тире между подлежащим и сказуемым. |
Любовь – высокое слово, гармония создания требует ее, без нее нет жизни и не может быть. |
Тире в бессоюзном сложном предложении – БСП, если во втором простом содержится противопоставление, резкая смена событий, если второе содержит вывод или результат. |
|
Тире могут обособлять приложение. |
|
Тире ставится на месте пропуска слова или слов. |
Любовь для души любящего означает то же, что душа – для тела, которое она одухотворяет. |
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ. |
|
Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении – БСП. Тока с запятой ставится в БС, если предложения, входящие в его состав, не зависят друг от друга и имеют знаки препинания. |
|
МНОГОТОЧИЕ. |
|
Ставится в конце предложения при незаконченном высказывании . |
Днем полет птиц всегда кажется бесцельным, но к вечеру движения их становятся целенаправленными. Они летят к чему-то. Так же, может быть, с людьми, достигшими вечера жизни… Бывает ли у жизни вечер? |
Ставится в середине предложения для указания на заминку речи, возможно вызванную взволнованностью говорящего. |
|
В цитатах при пропуске слов. |
|
ТОЧКА. |
|
Точка ставится в конце повествовательного предложения. |
|
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. |
|
В конце восклицательного по интонации предложения. |
Для занятого делом день не бывает слишком долгим! |
В конце междометия, стоящего в начале предложения, если такое междометие является восклицательным. |
|
В конце обращения, стоящего в начале предложения, если такое междометие является восклицательным. |
|
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. |
|
В конце вопросительного по цели высказывания предложения. |
В чем смысл жизни? |
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАКИ ОДНОВРЕМЕННО. |
|
В конце предложения вопросительного по цели высказывания и восклицательного по интонации. |
Ну как это можно не запомнить?!» |
СКОБКИ. |
|
В скобки заключаются слова и предложения, вставляемые в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для каких-либо |
Вот дождь прошел, и снова стало ведро (солнечно).
Совершенно не думая (как говорится, автоматически) девочка подошла к окну. |
В скобки заключаются ремарки в пьесе, то есть указания автора по ходу действия. |
(Входит). (Говорит тихо). |
КАВЫЧКИ. |
|
Кавыкам выделяются цитаты. |
«Будь собой. Прочие роли уже заняты» (слова Оскара Уайльда). |
Кавычками выделяются слова, употребляемые не в своём обычном значении; слова, употребляемые иронически; слова, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные и т. П. |
|
ЗНАКИ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ. |
|
Слова автора перед прямой речью. А: «П». А: «П?» А: «П?»
|
К.Г. Паустовский писал: «Никогда не поздно посадить дерево: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения». |
Слова автора после прямой речи. «П»,- а. «П?» — а. «П!»– а. |
«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл»,- писал Альберт Эйнштейн. |
Слова автора разрывают прямую речь – одно предложение. «П, — а,- п». |
«Жизнь не в том, чтобы жить,- писал В.О. Ключевский,- а в том, чтобы чувствовать, что живешь». |
Слова автора разрывают прямую речь на стыке предложений. «П,-а.-П». |
«Нет, видимо, смерть ничего не разъясняет,- писал В.Быков.- Только жизнь дает людям определенные возможности, которые осуществляются ими или пропадают напрасно; только жизнь может противостоять злу и несправедливости». |
poznaemvmeste.ru
ЗАПЯТАЯ. |
|
Между однородным членами предложения. |
С деньгами нужно расставаться легко, без стонов. |
Обособление причастного оборота. |
|
Обособление деепричастного оборота. |
Надо развивать ум, читая много, а не многих авторов. |
Обособление уточняющих членов предложения. |
|
Выделение сравнительного оборота. |
Удача, как богатое наследство, всегда случается с кем-то другим. |
Выделение обращения. |
Лёд тронулся, господа присяжные заседатели! |
Выделение вводного слова. |
По-моему, у любви вообще нет размеров. |
Запятая при междометиях. |
Ах, да разве можно так говорить? |
Запятая |
Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходных положений. |
Запятая между частями сложноподчинённого предложения – СПП. |
Любая подпись хочет, чтобы её считали автографом. |
Запятая между частями бессоюзного сложного предложения – БСП. |
Ненависть не решает никаких проблем, она только создает их. |
ДВОЕТОЧИЕ. |
|
1.Двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающими словам при них. |
|
2. БСП если второе простое разъясняет смысл первого, содержит причину; если в первом есть глаголы видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п., словно предупреждающие о том, что во втором последует изложение или описание чего-либо. |
Любовь без уважения далеко не идет и высоко не поднимается: это ангел с одним крылом.
Помни: только эта жизнь имеет цену! |
3. Перед прямой речью после слов автора. |
|
ТИРЕ. |
|
Тире в предложениях с однородными членами и обобщающими словам при них. |
|
Тире между подлежащим и сказуемым. |
Любовь – высокое слово, гармония создания требует ее, без нее нет жизни и не может быть. |
Тире в бессоюзном сложном предложении – БСП, если во втором простом содержится противопоставление, резкая смена событий, если второе содержит вывод или результат. |
|
Тире могут обособлять приложение. |
|
Тире ставится на месте пропуска слова или слов. |
Любовь для души любящего означает то же, что душа – для тела, которое она одухотворяет. |
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ. |
|
Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении – БСП. Тока с запятой ставится в БС, если предложения, входящие в его состав, не зависят друг от друга и имеют знаки препинания. |
|
МНОГОТОЧИЕ. |
|
Ставится в конце предложения при незаконченном высказывании . |
Днем полет птиц всегда кажется бесцельным, но к вечеру движения их становятся целенаправленными. Они летят к чему-то. Так же, может быть, с людьми, достигшими вечера жизни… Бывает ли у жизни вечер? |
Ставится в середине предложения для указания на заминку речи, возможно вызванную взволнованностью говорящего. |
|
В цитатах при пропуске слов. |
|
ТОЧКА. |
|
Точка ставится в конце повествовательного предложения. |
|
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. |
|
В конце восклицательного по интонации предложения. |
Для занятого делом день не бывает слишком долгим! |
В конце междометия, стоящего в начале предложения, если такое междометие является восклицательным. |
|
В конце обращения, стоящего в начале предложения, если такое междометие является восклицательным. |
|
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. |
|
В конце вопросительного по цели высказывания предложения. |
В чем смысл жизни? |
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАКИ ОДНОВРЕМЕННО. |
|
В конце предложения вопросительного по цели высказывания и восклицательного по интонации. |
Ну как это можно не запомнить?!» |
СКОБКИ. |
|
В скобки заключаются слова и предложения, вставляемые в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для каких-либо добавочных замечаний. |
Вот дождь прошел, и снова стало ведро (солнечно).
Совершенно не думая (как говорится, автоматически) девочка подошла к окну. |
В скобки заключаются ремарки в пьесе, то есть указания автора по ходу действия. |
(Входит). (Говорит тихо). |
КАВЫЧКИ. |
|
Кавыкам выделяются цитаты. |
«Будь собой. Прочие роли уже заняты» (слова Оскара Уайльда). |
Кавычками выделяются слова, употребляемые не в своём обычном значении; слова, употребляемые иронически; слова, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные и т. П. |
|
ЗНАКИ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ. |
|
Слова автора перед прямой речью. А: «П». А: «П?» А: «П?»
|
К.Г. Паустовский писал: «Никогда не поздно посадить дерево: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения». |
Слова автора после прямой речи. «П»,- а. «П?» — а. «П!»– а. |
«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл»,- писал Альберт Эйнштейн. |
Слова автора разрывают прямую речь – одно предложение. «П, — а,- п». |
«Жизнь не в том, чтобы жить,- писал В.О. Ключевский,- а в том, чтобы чувствовать, что живешь». |
Слова автора разрывают прямую речь на стыке предложений. «П,-а.-П». |
«Нет, видимо, смерть ничего не разъясняет,- писал В.Быков.- Только жизнь дает людям определенные возможности, которые осуществляются ими или пропадают напрасно; только жизнь может противостоять злу и несправедливости». |
poznaemvmeste.ru
«Задание 21» ЕГЭ по русскому языку, теория
Задание 21. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
Задание 21 ЕГЭ по русскому языку 2018, теория
Сложность 21 задания ЕГЭ заключается в том, что нельзя просто выучить теорию и применить ее на практике. Готового правила просто нет. Но можно запомнить, на что обратить особое внимание.
Так, например, в демонстрационном варианте ЕГЭ 2018 задание сформулировано так:
«Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов».
Возможны и другие формулировки задания:
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста
Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста?
Какие из высказываний противоречат содержанию текста?
Какие из высказываний не противоречат содержанию текста?
В каком предложении выражена основная мысль? и др.
Алгоритм выполнения:
1) Прочитайте внимательно задание.
Определите для себя, как вы будете помечать вариант после проверки. Например, если вас просят найти предложение, которое соответствует содержанию, ставьте «+» после каждого подходящего предложения. Если нужно найти предложение, которое противоречит содержанию текста, ставьте «-» напротив каждого предложения, которое не соответствует содержанию. Это поможет вам не запутаться, когда будете записывать ответы. Если вам нужно найти предложение, которое соответствует содержанию текста, не обязательно искать основную(главную) информацию, в таком случае задание сформулировано по-другому.Особое внимание обратите на частицу не или ее отсутствие в формулировке. Часто бывает, что выпускники ищут ровно противоположные ответы.
2) Прочитайте текст.
3) Прочитайте текст еще раз, проверяя достоверность каждого предложения.
Не надейтесь на удачу. Главная ошибка всех выпускников – это нежелание перепроверить каждое высказывание. Лучше найти участок текста, в котором есть мысль, связанная с предложением, чем потерять балл.
4) Проверьте фактические ошибки.
Иногда в предложениях нарочно допускают незначительные, «незаметные” ошибки. Например, неправильно указывают имя героя или инициалы, время, место события. Также могут быть изменены действия героев, последовательность их поступков, причинно-следственная связь. Обычно выпускники ищут очевидные ошибки, когда искажается содержание, но не обращают внимание на детали.
5) Обратите внимание на количество ответов: их может быть от 2 до 5.
Обычно не бывает более 3-х ответов, но нужно быть начеку.
libaid.ru
ЗАПЯТАЯ. |
|
Между однородным членами предложения. |
С деньгами нужно расставаться легко, без стонов. |
Обособление причастного оборота. |
|
Обособление деепричастного оборота. |
Надо развивать ум, читая много, а не многих авторов. |
Обособление уточняющих членов предложения. |
|
Выделение сравнительного оборота. |
Удача, как богатое наследство, всегда случается с кем-то другим. |
Выделение обращения. |
Лёд тронулся, господа присяжные заседатели! |
Выделение вводного слова. |
По-моему, у любви вообще нет размеров. |
Запятая при междометиях. |
Ах, да разве можно так говорить? |
Запятая между частями сложносочинённого предложения – ССП. |
Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходных положений. |
Запятая между частями сложноподчинённого предложения – СПП. |
Любая подпись хочет, чтобы её считали автографом. |
Запятая между частями бессоюзного сложного предложения – БСП. |
Ненависть не решает никаких проблем, она только создает их. |
ДВОЕТОЧИЕ. |
|
1.Двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающими словам при них. |
|
2. БСП если второе простое разъясняет смысл первого, содержит причину; если в первом есть глаголы видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п., словно предупреждающие о том, что во втором последует изложение или описание чего-либо. |
Любовь без уважения далеко не идет и высоко не поднимается: это ангел с одним крылом.
Помни: только эта жизнь имеет цену! |
3. Перед прямой речью после слов автора. |
|
ТИРЕ. |
|
Тире в предложениях с однородными членами и обобщающими словам при них. |
|
Тире между подлежащим и сказуемым. |
Любовь – высокое слово, гармония создания требует ее, без нее нет жизни и не может быть. |
Тире в бессоюзном сложном предложении – БСП, если во втором простом содержится противопоставление, резкая смена событий, если второе содержит вывод или результат. |
|
Тире могут обособлять приложение. |
|
Тире ставится на месте пропуска слова или слов. |
Любовь для души любящего означает то же, что душа – для тела, которое она одухотворяет. |
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ. |
|
Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении – БСП. Тока с запятой ставится в БС, если предложения, входящие в его состав, не зависят друг от друга и имеют знаки препинания. |
|
МНОГОТОЧИЕ. |
|
Ставится в конце предложения при незаконченном высказывании . |
Днем полет птиц всегда кажется бесцельным, но к вечеру движения их становятся целенаправленными. Они летят к чему-то. Так же, может быть, с людьми, достигшими вечера жизни… Бывает ли у жизни вечер? |
Ставится в середине предложения для указания на заминку речи, возможно вызванную взволнованностью говорящего. |
|
В цитатах при пропуске слов. |
|
ТОЧКА. |
|
Точка ставится в конце повествовательного предложения. |
|
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. |
|
В конце восклицательного по интонации предложения. |
Для занятого делом день не бывает слишком долгим! |
В конце междометия, стоящего в начале предложения, если такое междометие является восклицательным. |
|
В конце обращения, стоящего в начале предложения, если такое междометие является восклицательным. |
|
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. |
|
В конце вопросительного по цели высказывания предложения. |
В чем смысл жизни? |
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАКИ ОДНОВРЕМЕННО. |
|
В конце предложения вопросительного по цели высказывания и восклицательного по интонации. |
Ну как это можно не запомнить?!» |
СКОБКИ. |
|
В скобки заключаются слова и предложения, вставляемые в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для каких-либо добавочных замечаний. |
Вот дождь прошел, и снова стало ведро (солнечно).
Совершенно не думая (как говорится, автоматически) девочка подошла к окну. |
В скобки заключаются ремарки в пьесе, то есть указания автора по ходу действия. |
(Входит). (Говорит тихо). |
КАВЫЧКИ. |
|
Кавыкам выделяются цитаты. |
«Будь собой. Прочие роли уже заняты» (слова Оскара Уайльда). |
Кавычками выделяются слова, употребляемые не в своём обычном значении; слова, употребляемые иронически; слова, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные и т. П. |
|
ЗНАКИ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ. |
|
Слова автора перед прямой речью. А: «П». А: «П?» А: «П?»
|
К.Г. Паустовский писал: «Никогда не поздно посадить дерево: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения». |
Слова автора после прямой речи. «П»,- а. «П?» — а. «П!»– а. |
«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл»,- писал Альберт Эйнштейн. |
Слова автора разрывают прямую речь – одно предложение. «П, — а,- п». |
«Жизнь не в том, чтобы жить,- писал В.О. Ключевский,- а в том, чтобы чувствовать, что живешь». |
Слова автора разрывают прямую речь на стыке предложений. «П,-а.-П». |
«Нет, видимо, смерть ничего не разъясняет,- писал В.Быков.- Только жизнь дает людям определенные возможности, которые осуществляются ими или пропадают напрасно; только жизнь может противостоять злу и несправедливости». |
poznaemvmeste.ru
ЗАПЯТАЯ. |
|
Между однородным членами предложения. |
С деньгами нужно расставаться легко, без стонов. |
Обособление причастного оборота. |
|
Обособление деепричастного оборота. |
Надо развивать ум, читая много, а не многих авторов. |
Обособление уточняющих членов предложения. |
|
Выделение сравнительного оборота. |
Удача, как богатое наследство, всегда случается с кем-то другим. |
Выделение обращения. |
Лёд тронулся, господа присяжные заседатели! |
Выделение вводного слова. |
По-моему, у любви вообще нет размеров. |
Запятая при междометиях. |
Ах, да разве можно так говорить? |
Запятая между частями сложносочинённого предложения – ССП. |
Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходных положений. |
Запятая между частями сложноподчинённого предложения – СПП. |
Любая подпись хочет, чтобы её считали автографом. |
Запятая между частями бессоюзного сложного предложения – БСП. |
Ненависть не решает никаких проблем, она только создает их. |
ДВОЕТОЧИЕ. |
|
1.Двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающими словам при них. |
|
2. БСП если второе простое разъясняет смысл первого, содержит причину; если в первом есть глаголы видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п., словно предупреждающие о том, что во втором последует изложение или описание чего-либо. |
Любовь без уважения далеко не идет и высоко не поднимается: это ангел с одним крылом.
Помни: только эта жизнь имеет цену! |
3. Перед прямой речью после слов автора. |
|
ТИРЕ. |
|
Тире в предложениях с однородными членами и обобщающими словам при них. |
|
Тире между подлежащим и сказуемым. |
Любовь – высокое слово, гармония создания требует ее, без нее нет жизни и не может быть. |
Тире в бессоюзном сложном предложении – БСП, если во втором простом содержится противопоставление, резкая смена событий, если второе содержит вывод или результат. |
|
Тире могут обособлять приложение. |
|
Тире ставится на месте пропуска слова или слов. |
Любовь для души любящего означает то же, что душа – для тела, которое она одухотворяет. |
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ. |
|
Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении – БСП. Тока с запятой ставится в БС, если предложения, входящие в его состав, не зависят друг от друга и имеют знаки препинания. |
|
МНОГОТОЧИЕ. |
|
Ставится в конце предложения при незаконченном высказывании . |
Днем полет птиц всегда кажется бесцельным, но к вечеру движения их становятся целенаправленными. Они летят к чему-то. Так же, может быть, с людьми, достигшими вечера жизни… Бывает ли у жизни вечер? |
Ставится в середине предложения для указания на заминку речи, возможно вызванную взволнованностью говорящего. |
|
В цитатах при пропуске слов. |
|
ТОЧКА. |
|
Точка ставится в конце повествовательного предложения. |
|
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. |
|
В конце восклицательного по интонации предложения. |
Для занятого делом день не бывает слишком долгим! |
В конце междометия, стоящего в начале предложения, если такое междометие является восклицательным. |
|
В конце обращения, стоящего в начале предложения, если такое междометие является восклицательным. |
|
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. |
|
В конце вопросительного по цели высказывания предложения. |
В чем смысл жизни? |
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАКИ ОДНОВРЕМЕННО. |
|
В конце предложения вопросительного по цели высказывания и восклицательного по интонации. |
Ну как это можно не запомнить?!» |
СКОБКИ. |
|
В скобки заключаются слова и предложения, вставляемые в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для каких-либо добавочных замечаний. |
Вот дождь прошел, и снова стало ведро (солнечно).
Совершенно не думая (как говорится, автоматически) девочка подошла к окну. |
В скобки заключаются ремарки в пьесе, то есть указания автора по ходу действия. |
(Входит). (Говорит тихо). |
КАВЫЧКИ. |
|
Кавыкам выделяются цитаты. |
«Будь собой. Прочие роли уже заняты» (слова Оскара Уайльда). |
Кавычками выделяются слова, употребляемые не в своём обычном значении; слова, употребляемые иронически; слова, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные и т. П. |
|
ЗНАКИ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ. |
|
Слова автора перед прямой речью. А: «П». А: «П?» А: «П?»
|
К.Г. Паустовский писал: «Никогда не поздно посадить дерево: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения». |
Слова автора после прямой речи. «П»,- а. «П?» — а. «П!»– а. |
«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл»,- писал Альберт Эйнштейн. |
Слова автора разрывают прямую речь – одно предложение. «П, — а,- п». |
«Жизнь не в том, чтобы жить,- писал В.О. Ключевский,- а в том, чтобы чувствовать, что живешь». |
Слова автора разрывают прямую речь на стыке предложений. «П,-а.-П». |
«Нет, видимо, смерть ничего не разъясняет,- писал В.Быков.- Только жизнь дает людям определенные возможности, которые осуществляются ими или пропадают напрасно; только жизнь может противостоять злу и несправедливости». |
poznaemvmeste.ru
ЗАПЯТАЯ. |
|
Между однородным членами предложения. |
С деньгами нужно расставаться легко, без стонов. |
Обособление причастного оборота. |
|
Обособление деепричастного оборота. |
Надо развивать ум, читая много, а не многих авторов. |
Обособление уточняющих членов предложения. |
|
Выделение сравнительного оборота. |
Удача, как богатое наследство, всегда случается с кем-то другим. |
Выделение обращения. |
Лёд тронулся, господа присяжные заседатели! |
Выделение вводного слова. |
По-моему, у любви вообще нет размеров. |
Запятая при междометиях. |
Ах, да разве можно так говорить? |
Запятая между частями сложносочинённого предложения – ССП. |
Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходных положений. |
Запятая между частями сложноподчинённого предложения – СПП. |
Любая подпись хочет, чтобы её считали автографом. |
Запятая между частями бессоюзного сложного предложения – БСП. |
Ненависть не решает никаких проблем, она только создает их. |
ДВОЕТОЧИЕ. |
|
1.Двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающими словам при них. |
|
2. БСП если второе простое разъясняет смысл первого, содержит причину; если в первом есть глаголы видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п., словно предупреждающие о том, что во втором последует изложение или описание чего-либо. |
Любовь без уважения далеко не идет и высоко не поднимается: это ангел с одним крылом.
Помни: только эта жизнь имеет цену! |
3. Перед прямой речью после слов автора. |
|
ТИРЕ. |
|
Тире в предложениях с однородными членами и обобщающими словам при них. |
|
Тире между подлежащим и сказуемым. |
Любовь – высокое слово, гармония создания требует ее, без нее нет жизни и не может быть. |
Тире в бессоюзном сложном предложении – БСП, если во втором простом содержится противопоставление, резкая смена событий, если второе содержит вывод или результат. |
|
Тире могут обособлять приложение. |
|
Тире ставится на месте пропуска слова или слов. |
Любовь для души любящего означает то же, что душа – для тела, которое она одухотворяет. |
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ. |
|
Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении – БСП. Тока с запятой ставится в БС, если предложения, входящие в его состав, не зависят друг от друга и имеют знаки препинания. |
|
МНОГОТОЧИЕ. |
|
Ставится в конце предложения при незаконченном высказывании . |
Днем полет птиц всегда кажется бесцельным, но к вечеру движения их становятся целенаправленными. Они летят к чему-то. Так же, может быть, с людьми, достигшими вечера жизни… Бывает ли у жизни вечер? |
Ставится в середине предложения для указания на заминку речи, возможно вызванную взволнованностью говорящего. |
|
В цитатах при пропуске слов. |
|
ТОЧКА. |
|
Точка ставится в конце повествовательного предложения. |
|
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. |
|
В конце восклицательного по интонации предложения. |
Для занятого делом день не бывает слишком долгим! |
В конце междометия, стоящего в начале предложения, если такое междометие является восклицательным. |
|
В конце обращения, стоящего в начале предложения, если такое междометие является восклицательным. |
|
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. |
|
В конце вопросительного по цели высказывания предложения. |
В чем смысл жизни? |
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАКИ ОДНОВРЕМЕННО. |
|
В конце предложения вопросительного по цели высказывания и восклицательного по интонации. |
Ну как это можно не запомнить?!» |
СКОБКИ. |
|
В скобки заключаются слова и предложения, вставляемые в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для каких-либо добавочных замечаний. |
Вот дождь прошел, и снова стало ведро (солнечно).
Совершенно не думая (как говорится, автоматически) девочка подошла к окну. |
В скобки заключаются ремарки в пьесе, то есть указания автора по ходу действия. |
(Входит). (Говорит тихо). |
КАВЫЧКИ. |
|
Кавыкам выделяются цитаты. |
«Будь собой. Прочие роли уже заняты» (слова Оскара Уайльда). |
Кавычками выделяются слова, употребляемые не в своём обычном значении; слова, употребляемые иронически; слова, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные и т. П. |
|
ЗНАКИ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ. |
|
Слова автора перед прямой речью. А: «П». А: «П?» А: «П?»
|
К.Г. Паустовский писал: «Никогда не поздно посадить дерево: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения». |
Слова автора после прямой речи. «П»,- а. «П?» — а. «П!»– а. |
«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл»,- писал Альберт Эйнштейн. |
Слова автора разрывают прямую речь – одно предложение. «П, — а,- п». |
«Жизнь не в том, чтобы жить,- писал В.О. Ключевский,- а в том, чтобы чувствовать, что живешь». |
Слова автора разрывают прямую речь на стыке предложений. «П,-а.-П». |
«Нет, видимо, смерть ничего не разъясняет,- писал В.Быков.- Только жизнь дает людям определенные возможности, которые осуществляются ими или пропадают напрасно; только жизнь может противостоять злу и несправедливости». |
poznaemvmeste.ru
ЗАПЯТАЯ. |
|
Между однородным членами предложения. |
С деньгами нужно расставаться легко, без стонов. |
Обособление причастного оборота. |
|
Обособление деепричастного оборота. |
Надо развивать ум, читая много, а не многих авторов. |
Обособление уточняющих членов предложения. |
|
Выделение сравнительного оборота. |
Удача, как богатое наследство, всегда случается с кем-то другим. |
Выделение обращения. |
Лёд тронулся, господа присяжные заседатели! |
Выделение вводного слова. |
По-моему, у любви вообще нет размеров. |
Запятая при междометиях. |
Ах, да разве можно так говорить? |
Запятая между частями сложносочинённого предложения – ССП. |
Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходных положений. |
Запятая между частями сложноподчинённого предложения – СПП. |
Любая подпись хочет, чтобы её считали автографом. |
Запятая между частями бессоюзного сложного предложения – БСП. |
Ненависть не решает никаких проблем, она только создает их. |
ДВОЕТОЧИЕ. |
|
1.Двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающими словам при них. |
|
2. БСП если второе простое разъясняет смысл первого, содержит причину; если в первом есть глаголы видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п., словно предупреждающие о том, что во втором последует изложение или описание чего-либо. |
Любовь без уважения далеко не идет и высоко не поднимается: это ангел с одним крылом.
Помни: только эта жизнь имеет цену! |
3. Перед прямой речью после слов автора. |
|
ТИРЕ. |
|
Тире в предложениях с однородными членами и обобщающими словам при них. |
|
Тире между подлежащим и сказуемым. |
Любовь – высокое слово, гармония создания требует ее, без нее нет жизни и не может быть. |
Тире в бессоюзном сложном предложении – БСП, если во втором простом содержится противопоставление, резкая смена событий, если второе содержит вывод или результат. |
|
Тире могут обособлять приложение. |
|
Тире ставится на месте пропуска слова или слов. |
Любовь для души любящего означает то же, что душа – для тела, которое она одухотворяет. |
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ. |
|
Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении – БСП. Тока с запятой ставится в БС, если предложения, входящие в его состав, не зависят друг от друга и имеют знаки препинания. |
|
МНОГОТОЧИЕ. |
|
Ставится в конце предложения при незаконченном высказывании . |
Днем полет птиц всегда кажется бесцельным, но к вечеру движения их становятся целенаправленными. Они летят к чему-то. Так же, может быть, с людьми, достигшими вечера жизни… Бывает ли у жизни вечер? |
Ставится в середине предложения для указания на заминку речи, возможно вызванную взволнованностью говорящего. |
|
В цитатах при пропуске слов. |
|
ТОЧКА. |
|
Точка ставится в конце повествовательного предложения. |
|
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. |
|
В конце восклицательного по интонации предложения. |
Для занятого делом день не бывает слишком долгим! |
В конце междометия, стоящего в начале предложения, если такое междометие является восклицательным. |
|
В конце обращения, стоящего в начале предложения, если такое междометие является восклицательным. |
|
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. |
|
В конце вопросительного по цели высказывания предложения. |
В чем смысл жизни? |
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАКИ ОДНОВРЕМЕННО. |
|
В конце предложения вопросительного по цели высказывания и восклицательного по интонации. |
Ну как это можно не запомнить?!» |
СКОБКИ. |
|
В скобки заключаются слова и предложения, вставляемые в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для каких-либо добавочных замечаний. |
Вот дождь прошел, и снова стало ведро (солнечно).
Совершенно не думая (как говорится, автоматически) девочка подошла к окну. |
В скобки заключаются ремарки в пьесе, то есть указания автора по ходу действия. |
(Входит). (Говорит тихо). |
КАВЫЧКИ. |
|
Кавыкам выделяются цитаты. |
«Будь собой. Прочие роли уже заняты» (слова Оскара Уайльда). |
Кавычками выделяются слова, употребляемые не в своём обычном значении; слова, употребляемые иронически; слова, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные и т. П. |
|
ЗНАКИ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ. |
|
Слова автора перед прямой речью. А: «П». А: «П?» А: «П?»
|
К.Г. Паустовский писал: «Никогда не поздно посадить дерево: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения». |
Слова автора после прямой речи. «П»,- а. «П?» — а. «П!»– а. |
«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл»,- писал Альберт Эйнштейн. |
Слова автора разрывают прямую речь – одно предложение. «П, — а,- п». |
«Жизнь не в том, чтобы жить,- писал В.О. Ключевский,- а в том, чтобы чувствовать, что живешь». |
Слова автора разрывают прямую речь на стыке предложений. «П,-а.-П». |
«Нет, видимо, смерть ничего не разъясняет,- писал В.Быков.- Только жизнь дает людям определенные возможности, которые осуществляются ими или пропадают напрасно; только жизнь может противостоять злу и несправедливости». |
poznaemvmeste.ru