Задание 15 русский егэ – Задание 15. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами.

Задание 15. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами.

Справочная информация

Вспомни основную закономерность:

Запятая перед и ставится

  1. Сложносочинённое предложение, запятая перед союзом и разделяет простые предложения в его составе

    Стало холодно, и мы затопили печь.

    [ ], и [ ]

Запятая перед и не ставится

  1. Простое предложение с однородными членами  и неповторяющимся союзом и

    Белые, красные и жёлтые розы цвели у крыльца.

    О, О и О.
  2. Сложносочинённое предложение, запятая перед союзом и не ставится, если его части имеют общий второстепенный член (распространитель) или в других случаях, приведённых ниже*.

    Зимой на даче холодно и мы топим печь.

    1) холодно (когда?, где?) зимой на даче

    2) мы топим печь (когда?, где?) зимой на даче
    [общ.распространитель] и [ ]

 

Не путай:

В простом предложении одна грамматическая основа, в сложном – две и более. 

Рассмотрим основные случаи подробнее.

I. Пунктуация при однородных членах предложения

Запятая не нужна:

1) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, изучали и систематизировали их.

Схема: о, о и о

2) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом в пару, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их.

Схема: о и о

2) в устойчивых сочетаниях, например:

ни пуха ни пера, и смех и грех, ни свет ни заря

Запятая ставится:

1) между однородными членами, не связанными союзами, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи.

Схема: о, о, о, о, о (здесь и далее: о – однородный член)

2) между однородными членами, связанными противительными союзами а, но, да (в значении но), однако, зато, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, но организовать выставку в то время они не могли.

Схема: о, о, о, но о

3) между однородными членами, связанными повторяющимися союзами:
сочинительными и, да (в значении и), ни… ни и разделительными или, либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то) , например:

Сотрудники музея и хранили коллекции, и систематизировали, и изучали их, и организовывали выставки, и публиковали научные статьи.

Схема: и о, и о, и о, и о, и о

4) перед второй частью двойных союзов не только…, но и…; как…, так и…; не столько…, сколько; хотя и…, но…; если не…, то и др., например:

Сотрудники музея не только хранили коллекции, но и систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи.

Схема: не только о, но и о, о, о, о

5) между парными однородными членами, связанными союзами и и или, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их, организовывали выставки и публиковали научные статьи.

Схема: о и о, о и о

 

 II. Пунктуация в сложносочинённом предложении с союзом и

*Знаки препинания не ставятся:

1. Если есть общий член предложения, например:

Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.

(Осенью – общий член: природа засыпает (когда?) осенью, люди готовятся к зиме (когда?) осенью. Запятая не нужна.)

2. Если есть вводное слово, общее для частей, например:

К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.

(к удивлению – вводное слово, оно относится к обеим частям предложения)

3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть, например:

Когда мама вошла в комнату,1 /осколки вазы валялись на полу2/ и дети пытались их собрать3.

(каждая из частей сложносочинённого предложения (2) и (3) относится к общему придаточному предложению (1)

Примечание:

В случаях, перечисленных в пп. 1– 3, запятые ставятся, если есть повторяющиеся союзы. Например:

Осенью и природа засыпает, и люди готовятся к зиме.

(есть общий член: осенью , но есть и повторяющийся союз: и… и…, поэтому запятая нужна)

К сожалению, то ли учительница заболела, то ли ребята решили прогулять урок.

(есть общее вводное слово, но есть и повторяющийся союз то ли… то ли…, поэтому запятая нужна)

4. Если части сложносочинённого предложения являются:

  • вопросительными предложениями, например: Когда вы приедете ещё раз и сможем ли мы встретиться?
  • побудительными предложениями, например: Старайся всё делать хорошо и пусть у тебя всё получится!
  • восклицательными предложениями, например: Как у вас хорошо и как мне всё нравится!
  • назывными предложениями, например: Жара и духота. Холод и дождь.
  • безличными предложениями, например:  Жарко и душно. Холодно и дождливо.

— Понравилась статья?:)

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

russkiy-na-5.ru

Тренировочные упражнения к заданию 15 ЕГЭ по русскому языку.

Задание 15

Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1.        

 1) То левой то правой лапой медведь катил в берлогу ворох листьев.

2) Подводить  итог сказанному  может  предложение или целый абзац.

3) Уже увяли  и  почернели  травы и цветы.

4) Стоял он в сторонке ни жив ни мертв.

5) Как декоративное растение пион культивируют в Китае уже полторы тысячи лет и там же он является любимым национальным растением, как хризантема у японцев, роза  у европейцев.

2.

1) Темнота раннего зимнего утра скрывала и площадку на берегу и поселок  и самих людей.

2) Мимо меня шли измученные походом солдаты  и изо всех сил поддержать их весёлой шуткой старался какой-то молодой офицер. 

3) Эти стихи взволновали и тронули меня простотой и  особым  ритмом.

4) Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или березка с клейкими   листочками.

5) Мне  понравился  не столько сюжет  спектакля  сколько игра  актёров  и их энергия. 

3.

1) Разделяете вы точку зрения автора или не согласны с ним?

2) И лежат в земле груды золота  и во всех концах света белого про тебя идёт слава громкая. 

3) От верхушки до основания пень как бы тлел то ярко-сияющими то тускло-серебристыми пятнами.

4) Мы  увидели и созвездие Дельфина и туманные огни и огненную черту  Персея.

5) Раскольников старается контролировать свои мысли и чувства и не дает возможности своей совести «выбраться» наружу.

4.

1) В этом магазине вы можете приобрести  не только продукты но и электротовары косметику и книги.

2) В Средневековье в руках ученых появились термометр и барометр  телескоп и микроскоп первая печатная книга и газета.

3) У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских и азиатских стран.

4) Староста деревни не то снова опаздывал на собрание не то просто забыл о нем.

5) Речка оказалась неглубокой и её без труда удалось перейти вброд.

5.

1) Уже три раза приезжал я в Москву по различным делам и каждый раз приходилось заново привыкать к этому большому шумному городу. 

2) Эта машина приводила в движение как воздуходувки и прокатные станки так и все машины прокатного цеха.

3) Дымы дальних пожаров медленно всходили к небу или отдельными кучными  облаками летали по горизонту. 

4) Везде её встречали весело и дружелюбно  и уверяли ее в любви и  вечной преданности.

5) Дядя Ерошка и в горы ходил и у русских воровал и в остроге два раза сидел.

6.

1) Волк каждый год линяет да своего обличия не меняет.

2) В слове тысячелетиями накапливаются и живут мысли и опыт народа.

3) Яркое летнее солнце коснулось линии горизонта и всё вокруг внезапно окрасилось в розовые и красные тона.

4) Одна Анютка осталась дома щи варить да горницу прибирать.

5) Молнии разрезали небо и слева и справа и впереди.

7.  

1) Марина встала ни свет ни заря и всё равно не успела ни доделать работу ни приготовить ужин.

2) Ему  нравилось  гулять  по паркам  и лесам  и наблюдать  за людьми  птицами  природой.

3) Над  поляной  блистали  стрекозы  и  неумолчно  трещали  кузнечики.

4) Он подложил в костер сухой травы и хворосту и раздул пламя.

5) Ветер на кургане особенно силен и видно отсюда степь до самого горизонта. 

8.

1) В городском саду играл духовой оркестр и пел хор ветеранов. 

2) Тогдашнею критикою и тогдашнею публикой были равно не поняты как недостатки  так и достоинства «Полтавы». 

3) Мама приготовила суп и салат и поджарила картошку. 

4) То ли какая-то неуловимая песня звенела в памяти то ли весенние запахи не давали покоя. 

5) Челкаш завидовал или сожалел об этой молодой жизни или подсмеивался над ней.

КЛЮЧИ  к заданию № 15

№ заданияответ

1.                 1, 5

2.                 2, 5

3.                 2, 3

4.                 4, 5

5.                 1, 2

6.                 1, 3

7.                 1, 5

8.                 2, 4

infourok.ru

Русский язык ЕГЭ Задание №15

Задание №15. Знаки препинания при однородных членах

Запятая перед союзом И

Задание 15 начинает группу заданий по синтаксису и пунктуации. Чтобы верно его выполнить, нужно вспомнить две темы: знаки препинания при однородных членах и при союзе И.

Как формулируется задание 15?

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

 

Нужно заметить, что задание, по сравнению с предыдущими годами, стало сложнее. Мало того, что в нём объединены две темы (это были задания А20 и А23), но ещё и дано уже пять предложений, вместо 4-х, и в ответе может быть не один номер, а два и более - в зависимости от того, во скольких предложениях нужно поставить одну запятую. Поэтому нужно быть предельно внимательными, выполняя данное задание.

Рекомендации по выполнению задания 15

  • Всегда любое задание по пунктуации начинайте с определения грамматической основы или основ.
  • Если данное предложение сложное, то есть в нём более двух грамматических основ, и простые предложения соединены в нём союзом И, то по основному правилу запятая в таких предложениях СТАВИТСЯ.

Например:

Грозно зашумели деревья, и над ними по хмурому небу промчались серые тучи( в предложении две основы:

деревья зашумели и тучи промчались, это сложносочинённое предложение, перед союзом И нужно поставить запятую)

Но не всегда всё так просто. Посмотрите в абсолютное начало предложения. Если там есть общий второстепенный член предложения, то есть с ним одинаково можно прочитать и первое простое, и второе, то запятая НЕ ставится.

Например:

Осенью дни становятся короче и заметно холодает (общий второстепенный член ОСЕНЬЮ, поэтому нет запятой).

  • Если в предложении одна грамматическая основа, то оно простое. Необходимо знать правила постановки запятой при однородных членах и при обобщающих словах. Вспомним эти правила по данным схемам - таблицам.

 

Комментарий к схемам - таблицам

  1. Если при однородных членах нет союзов, то запятая ставится всегда.
  2. Перед противительными союзами ( а, но, да - в значении но, однако) запятая ставится всегда.
  3. Перед остальными сочинительными союзами (соединительными и разделительными) запятая ставится только в том случае, если они повторяются. Если союзы одиночные, то нет запятой.
  4. Запятая ставится перед ВТОРОЙ частью двойного союза : не только…, но и; как…, так и; не столько….,сколько.
  5. Запомните: запятая ставится МЕЖДУ однородными членами, а не перед или после них!
  6. В предложении может быть несколько рядов однородных членов. На первый взгляд, в предложении несколько одинаковых союзов, но они могут соединять разные однородные члены, поэтому запятая может не ставиться вообще.

Например:

Во время необходимой И приятной прогулки с моря дул влажный И тёплый ветер ( в предложении два союза И, но первый стоит между однородными определениями, относящимися к слову «прогулки», а второй – между однородными определениями влажный и тёплый, относящимися к слову «ветер». Запятых здесь нет вообще).

  1. Помните, что определения бывают однородными и неоднородными, то есть не обозначающими однородный признак. Между ними нельзя поставить союз И, запятая не ставится. В таких случаях одно определение бывает выражено качественным, а другое - относительным прилагательным.

Например: широкий письменный стол (определения здесь неоднородные, так как обозначают неоднородные признаки; широкий- качественное прилагательное, письменный- относительное; запятая между ними не ставится).

Алгоритм выполнения задания 15

  1. Определите, простое это предложение или сложное.
  2. Если предложение простое, то вспомните правила постановки запятой между однородными членами. Помните, что в предложении может быть несколько рядов однородных членов, а также, что определения не всегда бывают однородными.
  3. Если предложение сложносочинённое, то посмотрите, нет ли в начале общего второстепенного члена. Если есть, то запятая не ставится, если нет, то перед И ставится запятая.
  4. Внимательно рассмотрите каждое из пяти предложенных предложений, определите, в каких пропущено по одной запятой (или по две запятые, смотрите на задание). Ответы запишите цифрами по номерам предложений.

Удачи вам!

          Мельникова Вера Александровна.

 

poznaemvmeste.ru

В помощь выпускникам. Теория для подготовки к заданию 15 ЕГЭ по русскому языку.

Задание 15 ЕГЭ 2015

Так формулируется задание в демоверсии 2015 года:

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

2) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

3) М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.

4) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу переписки Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.

5) А.С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

Помните: за выполнение задания 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов.

За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру ответа, экзаменуемый получает 1 балл. Если верно приведены 2 цифры, экзаменуемый получает 2 балла. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.

Задание объединяет в себе два задания из КИМов прошлого года: на запятые в сложносочинённых предложениях и в предложениях с однородными членами. В ответах может быть 2 примера с ССП, или 2 примера с однородными членами, или 1 – ССП и 1 – с однородными членами.

Как следует из формулировки КИМа 15, необходимо помнить, как ставятся знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами) и в сложносочинённом предложении.

Главное понятие, которое позволяет нам различать простые и сложные предложения, ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА.

Грамматическую основу составляют главные члены предложения, т. е. подлежащее и сказуемое в двусоставном предложении или один из главных членов в односоставном предложении.

Простое предложение содержит одну грамматическую основу. Оно может быть осложнённым, в данном задании нас интересуют ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

Однородные члены предложения относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и тогоже члена предложения.

Обрати внимание на следующее:

Во-первых, однородные члены предложения НЕ ВСЕГДА являются одной и той же частью речи. Самое главное, чтобы они отвечали на один и тот же вопрос и зависели от одного слова!

Во-вторых, однородными могут быть ЛЮБЫЕ ЧЛЕНЫ предложения: и подлежащее, и сказуемое, и определение, и дополнение, и обстоятельство.

Однородные члены предложения могут использоваться :

без союзов

с одиночными союзами

с повторяющимися союзами

с двойными союзами

Ο,Ο,Ο

В саду расцвели розы, лилии, ромашки

соединительными союзами и, да(=и), или

Ο и Ο

Ο или Ο

Вдруг налетела буря с крупным И частым градом.

Ο, Ο и Ο

Осеннею свежестью, листвой И плодами благоухает сад.

союзами противительными а, но, да(=но), зато, однако

Ο, а Ο

Ο, зато Ο

Не железным ключом открывается сердце, А добротой.

или…или

либо…либо

и…и

то…то

не то…не то

ни…ни

1) и Ο, и Ο, и Ο

или Ο, или Ο, или Ο

Мне чудятся ТО шумные пиры, ТО ратный стан, ТО схватки боевые.

2) Ο, и Ο, и Ο

Ты меня не слышишь, ИЛИ не понимаешь, ИЛИ просто игнорируешь.

3) Ο и Ο, Ο и Ο

Метели И вьюга, стужа И темнота не помешали полярникам высадиться на льдины.

не только… но и

как…так и

если не…то

не столько сколько

хотя и…но

 

Запятая ставится перед второй часть союза!

не только Ο, но и Ο

как Ο, так и Ο

Эти нормы под силу вспомнить КАК мастерам спорта, ТАК И новичкам.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

Запятая ставится:

1. , (Люди танцевали, смеялись.)

2. , но (Мы устали, но выполнили задание.)


3. и , и (На столе лежали и краски, и кисти.)

, и , и (На столе лежали краски, и кисти, и фломастеры.)

4. как , так и (На столе лежали как краски, так и кисти. На столе лежали не толькокраски,но и кисти)

Запятая не ставится:


и В библиотеку привезли книги и словари.


или В библиотеку привезут книги или словари.

Ловушка №1!

В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому различай конструкции с однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами, и конструкции с несколькими рядами однородных членов, которые внутри ряда соединены одиночным союзом.

(Это предложение с тремя рядами однородных членов: двумя однородными подлежащими, двумя однородными сказуемыми и двумя однородными обстоятельствами):

Запятые нигде не ставятся!

Ловушка №2!

Фразеологические обороты

(устойчивые сочетания слов):

  • Ни с того ни с сего

  • И день и ночь

  • И стар и млад

  • И смех и горе

  • И там и сям Запятая внутри них не ставится.

  • Ни взад ни вперед

  • Ни да ни нет

  • Ни за что ни про что

  • Ни рыба ни мясо

  • Ни свет ни заря

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в сложносочинённом предложении

Сложносочинённое предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинит­ельными союзами и, как правило, равноправны грамматически и по смыслу.

Сочинительные союзы, соединяющие простые предложения, находятся между простыми предложениями и не входят ни в одно из них.

В сложносочинённых предложениях части отделяются друг от друга запятыми.

[ ], [ ].

Знаки препинания в сложносочинённом предложении не ставятся

1. Если есть общий член предложения, например: Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.

(Осенью – общий член: природа засыпает (когда?) осенью, люди готовятся к зиме (когда?) осенью. Запятая не нужна.)

2. Если есть вводное слово, общее для частей, например: К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.

(к удивлению – вводное слово, оно относится к обеим частям предложения)

3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть, например: Когда мама вошла в комнату,1 /осколки вазы валялись на полу2/ и дети пытались их собрать3.

(каждая из частей сложносочинённого предложения (2) и (3) относится к общему придаточному предложению (1)

Примечание:

В случаях, перечисленных в пп. 1– 3, запятые ставятся, если есть повторяющиеся союзы. Например:

Осенью и природа засыпает, и люди готовятся к зиме.

(есть общий член: осенью , но есть и повторяющийся союз: и… и…, поэтому запятая нужна)

К сожалению, то ли учительница заболела, то ли ребята решили прогулять урок.

(есть общее вводное слово, но есть и повторяющийся союз то ли… то ли…, поэтому запятая нужна)

4. Если части сложносочинённого предложения являются:

  • вопросительными предложениями, например: Когда вы приедете ещё раз и сможем ли мы встретиться?

  • побудительными предложениями, например: Старайся всё делать хорошо и пусть у тебя всё получится!

  • восклицательными предложениями, например: Как у вас хорошо и как мне всё нравится!

  • назывными предложениями, например: Жара и духота. Холод и дождь.

  • безличными предложениями, например:  Жарко и душно. Холодно и дождливо.

infourok.ru

Русский язык ЕГЭ Задание №15 Практикум

Русский язык ЕГЭ Задание №15

Практикум Источник: Ряш 2014 №4

Упражнение 3. В сложноподчиненных предложениях поставьте недостающие знаки препинания. Впишите номера предложений в соответствующую строку таблицы.

а) запятая перед союзом и;

б) запятая после союза и;

в) не нужны запятые ни перед союзом и, ни после союза и.

1. Жутко бывает ночью в горах, когда над головой бушует гроза и огненной чертой молния крошит свод черного неба. (Г.Федосеев)

2. Бирюк останавливался только изредка и для того, чтобы прислушиваться к стуку. (И.Тургенев)

3. Мы спустились в долину и как только нашли воду, тотчас же остановились среди дубового мелколесья. (В.Арсеньев)

4. В ожидании ужина мы сидели у костра, наблюдая, как на реке угасает последний отсвет мутного заката и прислушиваясь к порывистому дыханию переката у изголовья заводи. (Г.Федосеев)

5. Я пошел быстро, почти побежал и когда очутился на окраине тихой деревушки, перевел дух и утер испарину со лба. (В.Астафьев)

6. Помедли, осень, покажи мне желтых листьев виражи, дай убедиться не спеша, как тишина твоя свежа и как бездонна неба синь над жарким пламенем осин. (Л.Татьяничева)

7. Мы с сыном сидели на полу и недоуменно глядя друг на друга, гадали, куда запропастился ежик. (В.Астафьев)

8. Мысль, что его товарищи будут участвовать в сражениях, а он обречен на прозябание в тылу и что ничем этого не поправишь, была для него так горька, что, когда комиссар читал газеты, Алексей закрывался с головой одеялом, чтобы ничего не слышать. (Б.Полевой)

9. На задаваемые вопросы он (Дерсу) объяснял, что, если в тихую погоду туман поднимается кверху и если при этом бывает сильное эхо, непременно надо ждать затяжного дождя. (В.Арсеньев)

10. Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях и хотя слова ее были привычными, у Сабурова вдруг защемило сердце. (К.Симонов)

11. Как только солнце начинает греть по-летнему и земля обсохнет после весеннего разлива, нам не сидится на месте. (М.Пришвин)

12. Он (кот) давно сидит тут и как только я вношу чайник, с добрым криком бросается ко мне. (М.Пришвин)

13. Тогда я заметил, что ветер несет на меня опилки и они тут же ложатся дорожкой в направлении ветра. (М.Пришвин)

14. Варвара Гавриловна положила письмо на печку в кухне, чтобы оно просохло и снова села на табурет. (К.Паустовский)

15. Я выезжаю отсюда через неделю и как только прибуду в Петербург, дам вам знать. (И.Тургенев)

16. Все пошли в ту комнату, откуда несшийся запах давно начинал приятным образом щекотать ноздри гостей и куда уже Собакевич давно заглядывал в дверь. (Н.Гоголь)

17. Он обхватил стакан обеими руками, чтобы согреть пальцы и долго молчал. (К.Паустовский)

18. Мы вошли в наш двор, где нас тихонько окликнули дежурные и пошли в самый дальний конец. (В.Драгунский)

19. Сережка догадывался, что его пытаются разглядеть через окно и нарочно стал так близко к двери, чтобы его нельзя было увидеть. (А.Фадеев)

20. Помню время, когда работа на заводе приостановилась и отец уехал из дому искать счастья. (С.Маршак)

Ответы

Упражнение 3.

а) 4, 14, 17, 18, 19;

б) 3, 5, 7, 10, 12, 15;

в) 1, 2, 6, 8, 9, 11, 13, 16, 20.

multiurok.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *