Разбор задания №10 ЕГЭ по химии
Прежде чем мы начнем разбор заданий данного типа, нам нужно вспомнить следующие определения и понятия:ОВР реакции (окислительно восстановительные реакции) — химические реакции, в результате которых происходит изменение степеней окисления атомов химических элементов или ионов, образующих реагирующие вещества.
Понятия окислитель, восстановитель, окисление и восстановление.
Под восстановлением понимают процесс присоединения электронов атомами, ионами или молекулами. Степень окисления при этом понижается. Например, атомы неметаллов могут присоединять электроны, превращаясь при этом в отрицательные ионы, т. е. восстанавливаясь.
Атомы, ионы или молекулы, принимающие электроны, называются окислителями. Под окислением понимают процесс отдачи электронов атомами, ионами или молекулами. Например, атомы металлов, теряя электроны, превращаются в положительные ионы, т. е. окисляются.
Атомы, ионы или молекулы, отдающие электроны, называются восстановителями.
Окисление всегда сопровождается восстановлением, и наоборот, то есть окислительно-восстановительные реакции представляют собой единство двух противоположных процессов — окисления и восстановления. Схема взаимосвязи изменения степеней окисления с процессами окисления и восстановления может быть представлена так, как это изображено ниже.
Зная формулу вещества и определив степени окисления атомов химических элементов в нем, нетрудно предсказать, какие свойства будет проявлять каждый элемент и вещество в целом.
Например, азот в азотной кислоте HN+5O3 имеет максимальное значение степени окисления +5, т. е. он «потерял» все электроны, поэтому азот и азотная кислота будут проявлять только окислительные свойства.
Азот в аммиаке N-3H3+1 имеет минимальное значение степени окисления -3, то есть он не сможет принять больше ни одного электрона, и поэтому аммиак будет проявлять только восстановительные свойства.
Оксид азота (II) N+2O-2. Азот в этом соединении имеет промежуточное значение степени окисления и поэтому может проявлять как окислительные (например: N+2 + 2e → N0 или N+2 + 5e → N-3), так и восстановительные (например: N+2 — 2e → N+) свойства.
Как определяется степень окисления?
I. Степень окисления свободных атомов и атомов в молекулах простых веществ равна нулю — Na0, Р40, О20
II. В сложном веществе алгебраическая сумма СО всех атомов с учётом их индексов равна нулю = 0. а в сложном ионе его заряду.
Например:
Разберем для примера несколько соединений и узнаем степень окисления хлора:
Перейдем к нашему заданию!
По заданию нас интересует окислитель, поэтому нам нужно его найти, окислитель принимает электроны восстанавливаясь, значит его степень окисления становиться ниже, найдем окислители в каждой реакции, узнаем его степень окисления как было написано выше и выделим его:
A) SO2 + N+4O2= SO3 + N+2O
Для азота степень окисления изменилась с +4 до +2, значит он окислитель.
Б) 2NH3+1 + 2Na = 2NaNH2 + H20
Аммиак окислил натрий, водород измени степень окисления восстановившись с +1 до 0.
B) 4NO2 + O20+ 2H2O = 4HNO3–2
Кислород принял два электрона, его степень окисления изменилась с 0 до –2, значит он окислитель.
Г) 4NH3 + 6N+2O = 5N20 + 6H2O
Степень окисления азота понизилась с +2 до 0, значит он сыграл роль окислителя, восстановившись.
www.chem-mind.com
Задание 10 ЕГЭ по химии 2019: теория и практика
Блок «Неорганические вещества»
Усвоение элементов содержания данного блока проверяется заданиями базового, повышенного и высокого уровней сложности: всего 7 заданий, из них 4 задания базового уровня сложности, 2 задания — повышенного уровня сложности и 1 задание высокого уровня сложности.
Задания базового уровня сложности этого блока представлены заданиями с выбором двух верных ответов из пяти и в формате установления соответствия между позициями двух множеств.
Выполнение заданий блока «Неорганические вещества» предусматривает применение широкого круга предметных умений. В их числе умения: классифицировать неорганические и органические вещества; называть вещества по международной и тривиальной номенклатуре; характеризовать состав и химические свойства веществ различных классов; составлять уравнения реакций, подтверждающих взаимосвязь веществ различных классов.
Рассмотрим задания блока «Неорганические вещества».
Рассмотрим задание 10 базового уровня сложности из демонстрационного варианта.
Задание 10
Задана следующая схема превращений веществ:
Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.
- KCl (р-р)
- K2O
- H2
- HCl (изб.)
- CO2 (р-р)
Карбонат натрия может быть получен при взаимодействии углекислого газа с оксидом калия K2O (2). При пропускании углекислого газа через раствор средней соли K2CO3 образуется кислая соль KHCO3 (5). В перечне веществ предложена также соляная кислота, но в ее избытке образуется углекислый газ, а не кислая соль. Таким образом, правильный ответ — 25.
С заданием 10, которое оценивается максимально двумя баллами, в 2018 г. успешно справились 66,5 % выпускников.
ЕГЭ-2019. Химия. Тренировочные варианты. 25 вариантов
Пособие содержит тренировочные варианты, полностью соответствующие структуре экзаменационной работы и составленные с учетом всех требований ЕГЭ. Каждый вариант включает задания разных типов и уровня сложности, а также бланк ответов. Приводится инструкция по выполнению экзаменационной работы. В процессе работы с книгой учащиеся могут ознакомиться со структурой теста, выполнить его с учетом реального времени, потренироваться в заполнении бланков, а также оценить свой уровень готовности к ЕГЭ. В конце пособия даны ответы на все задания и критерии оценивания. Издание адресовано учащимся старших классов для подготовки к ЕГЭ по химии.
rosuchebnik.ru
ЕГЭ по химии — отработка задания №10
Задания для самопроверки
- Задания для самопроверки являются обязательным условием для усвоения материала, к каждому разделу прилагаются тестовые задания по пройденной тематике, которые необходимо решить.
- Решив все задания из раздела, вы увидите свой результат и сможете посмотреть ответы ко всем примерам, что поможет понять какие ошибки вы совершили, и где ваши знания необходимо укрепить!
- Тест представляет собой 10 тестов задания 10, части 1 ЕГЭ, ответы перемешиваются случайным образом, и берутся из созданной нами базы вопросов!
- Постарайтесь получить выше 90% верных ответов, чтобы быть уверенными в своих знаниях!
Если вы занимаетесь с репетитором, то пишите в начале тестирования свое реальное имя! Полагаясь на ваше имя, репетитор найдет пройденное вами тестирование, просмотрит ваши ошибки и учтет ваши пробелы чтобы в дальнейшем их заполнить!
- Пользуйтесь только справочным материалом представленным ниже, если вы хотите проверить закрепление материала!
- После прохождения теста посмотрите ответы к вопросам где вы ошиблись и закрепите материал перед повторным прохождением!
10 тестов по заданию 10 в ЕГЭ по химии.
Рекомендуем также посмотреть разбор заданий №10 в ЕГЭ по химии!
Справочный материал для прохождения тестирования:
Таблица Менделеева Таблица растворимостиТипы вопросов которые встречаются в данном тесте (ответы на вопросы и полные условия заданий вы можете посмотреть пройдя тест выше до конца. Как решать данные вопросы мы советуем смотреть в нашем курсе химии):
- Установите соответствие между изменением степени окисления серы и формулами веществ, при взаимодействии которых это изменение происходит: к каждой позиции слева, подберите соответствующую позицию справа.
- Установите соответствие между уравнением окислительно-восстановительной реакции и изменением степени окисления серы в ней: к каждой позиции слева, подберите соответствующую позицию справа.
- Установите соответствие между схемой окислительно-восстановительной реакции и коэффициентом перед формулой восстановителя: к каждой позиции слева, подберите соответствующую позицию справа.
- Установите соответствие между схемой реакции и изменением степени окисления восстановителя в ней: к каждой позиции слева, подберите соответствующую позицию справа.
- Установите соответствие между уравнением окислительно-восстановительной реакции и свойством азота, которое он проявляет в этой реакции: к каждой позиции слева, подберите соответствующую позицию справа.
- Установите соответствие между схемой превращения и формулами веществ, при взаимодействии которых оно происходит: к каждой позиции слева, подберите соответствующую позицию справа.
- Установите соответствие между схемой реакции и формулой вещества-восстановителя в ней: к каждой позиции слева, подберите соответствующую позицию справа.
- Установите соответствие между уравнением окислительно-восстановительной реакции и изменением степени окисления серы в ней: к каждой позиции слева, подберите соответствующую позицию справа.
- Установите соответствие между формулой частицы и её способностью проявлять окислительно-восстановительные свойства: к каждой позиции слева, подберите соответствующую позицию справа.
www.chem-mind.com