Справочник для подготовки к ЕГЭ по русскому языку 2016
Справочник
для
подготовки к ЕГЭ
по русскому языку
Учитель русского языка и литературы
Ибрагимова Роза Джарулаховна
Задание 1. Информационная обработка письменных текстов
Задание 1 не требует специальных знаний, но умение вдумчиво читать текст пригодится. Это задание проверяет, умеете ли вы работать с информацией.
Тексты различны: некоторые, кроме основной информации, содержат дополнительную, в некоторых есть как явно выраженная, так и скрытая информация. Понять текст — это значит уловить логику его построения, понять связи между частями, всесторонне проанализировать содержание.
Обратите внимание: предложения, из которых нужно выбрать правильный ответ, могут
противоречить содержанию текста,
включать информацию, которой в тексте нет,
передавать лишь часть информации,
подробно передавать дополнительную информацию, являющуюся для понимания основной идеи второстепенной,
дословно цитировать какую-либо часть текста, содержащую передачу подробностей и мелких деталей.
Такие предложения для ответа не подходят.Чаще всего правильным ответом будут предложения, которые
в кратком виде передают все основные компоненты содержания,
чётко формулируют доминирующую мысль.
Значит, чтобы проверить правильность своего выбора, а в трудных случаях сделать его верно, нужно самим определить, какая информация является в тексте главной. Для этого нужно отсечь второстепенную информацию: детали, примеры, комментарии, пояснения, описания. Задайте себе простые вопросы:
О чём этот текст или фрагмент текста?
Что в нём сообщается?
Какова главная информация?
Если вам трудно это делать самостоятельно, обратитесь к серии «ЕГЭ-ответник».
Если в тексте выражены причинно-следственные связи, то, естественно, нужно разобраться, что является причиной, а что — следствием. Если информация касается цели, условий и других возможных компонентов содержания, то важно понять, являются ли данные компоненты в тексте доминирующими.
Совет
Переходите к анализу ответов только после того, как внимательно проанализируете и хорошо поймёте текст.
Задание 2. Средства связи предложений в тексте
В задании 2 вы работаете с текстом, в котором допущен пропуск слова (или слов). Один из предложенных вариантов ответов вам помогает выбрать сама природа текста, такое его свойство, как целостность. Целостность достигается благодаря смысловой законченности его содержания. Чаще всего, внимательно прочитав текст, вы сможете интуитивно сделать правильный выбор.
Допустим, там встретились слова: с одной стороны или во-первых. Это значит, что почти наверняка далее последует продолжение: с другой (с другой стороны) или во-вторых… Если в тексте содержится рассуждение, а пропуск сделан в конце, при изложении вывода, то вполне вероятно, что пропущенными словами могут оказаться слова: итак, следовательно, таким образом.
Если вы сомневаетесь в правильности ответа, используйте метод подстановки: последовательно подставляйте предложенные варианты ответов в предложение с пропуском. И следите за изменениями смысла. В четырёх случаях смысловая целостность текста будет нарушена. Лишь правильно подобранный ответ её сохранит.
Совет
Текст прочитай не менее трёх раз. Первый раз — для общего ознакомления, второй — после ознакомления с вариантами ответов. Третий раз, проверочный, чтобы убедиться, что текст с выбранным ответом воспринимается целостно.
Обычно в задании 2 пропущены союзы и союзные слова либо вводные слова и сочетания, выступающие как средства связи предложений в тексте. Вспомним, что это такое.
Союзы
Вспомним, функция (роль) союзов — выражение синтаксических связей: сочинительных и подчинительных. Сочинительная связь — это связь, которая выражает равноправные отношения элементов. Подчинительная связь – это связь неравноправных компонентов, при которой один из компонентов зависит от другого. Так связаны части сложноподчинённых предложений. Союзы могут служить и средством связи предложений в тексте. Вот основные виды смысловых отношений, которые выражаются при этом в тексте.
Смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами:
Соединительные: и, да(=и), и…и…, не только… но и, как… так и, также, тоже
Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли
Противительные: а, но, да (=но), однако, зато
Градационные: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а
Пояснительные: то есть, а именно
Присоединительные: также, тоже, да и, и притом, причём
В начале предложения не употребляются союзы: тоже, да и, то есть, а именно.
Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами:
Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь
Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что
Условные: если (кабы, коли, ежели – устар.), если бы, раз, как скоро
Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы
Следствия: так что
Уступительные: хотя, несмотря на то что
Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)
Изъяснительные: что, как, чтобы
В начале предложения не употребляются союзы: так что, чем, нежели, а также изъяснительные союзы: что, как, чтобы
Совет
Заучивать списки союзов для выполнения задания 2 не нужно: варианты ответов будут представлены в задании. Это лишь справочный материал, демонстрирующий множество значений, которые помогают выразить союзы.
Вводные слова и сочетания
Вспомним тему: «Вводные слова и сочетания». Не случайно их делят на группы по значению. Вот основные из них:
Эмоции, чувства, оценка ↑
К счастью, к радости, к несчастью, к огорчению, к досаде, к сожалению, к стыду, к удивлению, к изумлению, на счастье, на радость, на удивление, по счастью, по правде, по совести, по справедливости, чего доброго, странное дело, удивительное дело, смешно сказать, не в укор будь сказано
Степень достоверности, возможности, уверенности ↑
Без сомнения, без всякого сомнения, несомненно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, конечно, видимо, по-видимому, наверное, верно, возможно, вероятно, по всей вероятности, пожалуй, кажется, должно быть, может быть, может, надо полагать, можно полагать, надо думать, (я) думаю, (я) полагаю, (я) надеюсь, (я) считаю
Источник сообщения ↑
По сообщению, по сведениям, по мнению, по слухам, в соответствии с, говорят, сообщают, передают, по-моему, по моему мнению, на мой взгляд, помнится, вспоминается
Последовательность изложения, связность речи (слова из этой группы часто используют как средства связи предложений в тесте) ↑
Следовательно, итак, таким образом, значит, наконец, стало быть, далее, кстати, к слову сказать, впрочем, между прочим, в общем, в общих чертах, в частности, кроме того, сверх того, наоборот, напротив, например, к примеру, во-первых, во-вторых (и прочие подобные), с одной стороны, с другой стороны
Приёмы формулирования, способы выражения мысли (слова из этой группы часто используют как средства связи предложений в тесте) ↑
Словом, одним словом, иначе говоря, другими словами, иными словами, точнее, точнее говоря, короче, коротко говоря, откровенно говоря, правду говоря, прямо говоря, не ходя вокруг да около, мягко выражаясь, называя вещи своими именами, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, с вашего позволения, лучше сказать, точнее сказать, так сказать, как говорится
Активизация внимания собеседника, в том числе с целью установления доверительности ↑
Понимаешь(-ете), знаешь(-ете), видишь(-ите), пойми(-те), поверь(-те), послушай(-те), согласись(-тесь), представь(-те), представь(-те) себе, вообрази(-те), веришь(-ите) ли, знаешь(- ете) ли, повторяю, подчеркиваю, между нами говоря, между нами , будь сказано
Мера того, о чём говорится ↑
Самое большее, самое меньшее, самое необычное, самое удивительное, по крайней мере
Обычность, типичность того, о чём говорится ↑
Бывает, бывало, случается, случалось, по обычаю, по обыкновению, в крайнем случае
Задание 3. Лексическое значение слова
Справочная информаци
Для подготовки к заданию 3 необходимо осознать несколько моментов.
1. Словарный состав русского языка насчитывает около полумиллиона слов, поэтому, готовясь к данному заданию, выучить что-либо списком принципиально невозможно. И не нужно. Вся информация будет вам предоставлена.
2. Слова различны: одни выражают только единственное лексическое значение, другие — несколько лексических значений.
Если слово выражает одно лексическое значение, оно называется однозначным: ласково, междуречье, какаду, огромный, овод
и другие.Если слово выражает несколько лексических значений, оно называется многозначным: корень, голова, золотой, оправдать, колено, литься и другие. Не удивляйтесь, многозначных слов существенно больше, чем однозначных. В задании 3 используются только многозначные слова.
Рассмотрим пример. У слова корень выделяют значения:
Подземная часть растения, посредством которой оно укрепляется в почве и получает из земли воду с растворёнными в ней минеральными веществами.
Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. Основание, место соединения органа с телом: корень языка.
Перен. Начало, источник, основа чего-либо: корень зла.
Грамм. Основная часть слова (без приставок и суффиксов), которая не поддаётся дальнейшему разложению на составные части.
Мат. Число, дающее данное число при возведении его в определённую степень.
( Словарь русского языка в 4 т. АН СССР. М.: Русский язык. 1986. Т. 2, с. 103)
На этом примере видно, что первое значение — главное (основное, исходное, первичное), остальные — производные от него, то есть произведены от него. Значит, главное значение лежит в основе производных наименований. Значения многозначного слова связаны между собой. В нашем примере значение 3 – переносное, 4 и 5 – термины.
Понять, в каком значении употребляется слово, можно только из контекста.
Задание 3 даёт контекст, это самое главное.
Совет:
Внимательно прочитайте указанное предложение. Нередко оно уже содержит подсказку.
Например: Корням растения тесно в маленьком горшке, поэтому цветы время от времени пересаживают.
Вопрос: В каком из приведённых выше значений употреблено слово КОРЕНЬ?
Ответ: 1.
Что делать, если подсказки нет? Попробуйте метод подстановки: поочерёдно вместо обсуждаемого слова подставляйте синонимы или толкования, представленные в ответах. Вы увидите, что в большинстве случаев смысл предложения в результате подстановки нарушится. Потеря смысла — показатель того, что ответ неверный. Сохранение смысла предложения — свидетельство того, что верный ответ найден.
infourok.ru
СОДЕРЖАНИЕ
|
www.1variant.ru
Подготовка к ЕГЭ русский язык
Русский язык → Подготовка к ЕГЭ [1]
Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ
Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Все виды разбора и анализа слова, словосочетания и предложения»
Е.В. Корчагина
М. : ACT : Астрель, 2008
Пособие рассчитано на самостоятельную подготовку школьников и абитуриентов к ЕГЭ. В него включены задания по всем видам разбора слов, словосочетаний и предложений. Все разделы пособия предваряются теоретическим материалом, данным в краткой и доступной форме. Количество заданий в
каждой теме варьируется в зависимости от сложности материала. В конце разделов даны ключи.
Формат: DjVu
Размер: 2.57 MB
СКАЧАТЬ
DEPOSITFILES
Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ [Корчагина]
Краткий справочник по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ
Основной целью данного справочника является помощь школьнику-старшекласснику при подготовке к ЕГЭ. Основная направленность пособия — разборы русского языка.
В справочнике даются подробные планы всех разборов: фонетического разбора слова, морфемного разбора слова, морфологического разбора всех частей речи, синтаксического разбора
предложения. Помимо этого в справочник включены план разбора словосочетания и словообразовательный анализ.
Данные
материалы будут полезны учащемуся при подготовке к поступлению в гуманитарные вузы.
Формат: PDF
Размер: 2.50 MB
СКАЧАТЬ
YANDEX (Народ.Диск)
Краткий справочник по русскому языку
Шпаргалки по русскому языку
Формат: JPEG + HTML (zipped)
Размер: 18.8 MB
СКАЧАТЬ
DEPOSITFILES
Шпаргалки по русскому языку
Русский язык. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов
Русский язык. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов(пособие для средней школы)
Т.В. Шклярова
М.: Грамотеи, 2О04
.
Пособие охватывает весь курс русского языка, изучаемый в школе.
Материал изложен в доступной форме. В книгу включены мини-
словари, таблицы, схемы грамматических разборов.
Формат: PDF (368 стр.) Размер: 58.01 MB
СКАЧАТЬ
DEPOSITFILES
Русский язык. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов [Шклярова]
Интенсивный курс русского языка
Интенсивный курс русского языка: Пособие для подготовки к тестированию и сочинению в правилах, алгоритмах и шпаргалках.
Иссерс О.С, Кузьмина Н.А.
Москва, Центр тестирования, 2002
В пособии представлены наиболее трудные правила русской орфографии и пунктуации с комментариями и инструкциями, облегчающими их
запоминание и применение. Анализируются типичные речевые ошибки.
Цель авторов — помочь выпускникам школ и поступающим в вузы закрепить и усовершенствовать навыки правописания и подготовиться к централизованному тестированию по русскому языку.
Может быть использовано на уроках русского языка в средних школах и гимназиях, а также для самоподготовки к сочинению и тестированию.
Формат: PDF (164 стр.)
Размер: 5 MB
СКАЧАТЬ
LETITBIT.NET
Интенсивный курс русского языка [Иссерс]
Школьная программа в таблицах и формулах
Школьная программа в таблицах и формулах: Большой универсальный справочник
Русский язык. История. Математика. Физика. География. Билогия. Химия. Английский язык.
Москва, Издательский дом «Дрофа», 1998
В справочнике представлен в обобщенном виде теоретический материал по предметам школьного курса.
В разделе Русский язык рассмотрены все темы школьного курса: Лексика, Фонетика, Морфемика, Словообразование, Морфология и Синтаксис.
Организация матриала в табличной форме позволяет наглядно представить основные положения школьной программы, способствует формированию и развитию мыслительных навыков, навыков логического анализа: праdила не преподносятся в готовом виде, но выводятся логическим путем из предлагаемой таблицы. Таблицы и схемы создают зрительный образ и надолго фиксируются в памяти.
Справочник адресован учащимся школ, абитуриентам, учителям и родителям.
Формат: DjVu
Размер: 23.31 MB
СКАЧАТЬ
depositfiles.com
Школьная программа в таблицах и формулах
ЕГЭ 2013. Русский язык. Сборник заданий и методических рекомендаций
ЕГЭ 2013. Русский язык. Сборник заданий и методических рекомендаций.
Варианты экзаменационных заданий. Подробные разборы заланий. Рекомендации по подготовке к экзамену. Теоретический материал. Алгоритмы действий.
Егораева Г.Т.
Издательство: Экзамен, 2013
Книга содержит разноуровневые варианты экзаменационных заданий с подробным методическим комментарием их выполнения. В сборнике вы найдете возможные алгоритмы действий, увидите простые пути решения заданий, обратите внимание на экзаменационные «ловушки». Задания пособия позволят приобрести навыки выполнения тестов любой сложности и эффективно подготовиться к ЕГЭ. Издание адресовано учителям старших классов, учащимся, методистам, преподавателям подготовительных курсов.
Формат: PDF
Размер: 20.7 MB
СКАЧАТЬ
ЕГЭ 2013. Русский язык. Сборник заданий и методических рекомендаций
letitbit.net | depositfiles.com
ЕГЭ-2014: Русский язык. Самое полное издание типовых вариантов заданий
ЕГЭ-2014: Русский язык. Самое полное издание типовых вариантов заданий
А.Ю. Бисеров
АСТ : Астрель, 2014. — (Федеральный институт педагогических измерений)
Книга включает 12 типовых вариантов экзаменационных заданий, которые соответствуют всем требованиям ЕГЭ; ответы на задания частей 1 и 2 и критерии оценивания заданий части 3; подробные инструкции для участников ЕГЭ; экзаменационные бланки и правила их заполнения; рекомендации по проведению экзамена.
Формат: PDF
Размер: 12.4 MB
СКАЧАТЬ
ЕГЭ-2014: Русский язык. Самое полное издание типовых вариантов заданий [Бисеров]
turbobit.net | hitfile.net
ЕГЭ 2014. Русский язык. Типовые тестовые задания
ЕГЭ 2014. Русский язык. Типовые тестовые задания
В.В. Львов
Издательство: Экзамен, 2014
Типовые тестовые задания по русскому языку содержат 10 вариантов комплектов заданий, составленных с учетом всех особенностей и требований Единого государственного экзамена в 2014 году. Назначение пособия — предоставить читателям информацию о структуре и содержании КИМ по русскому языку, степени трудности заданий. Автор заданий — ведущий ученый, преподаватель и методист, непосредственно принимающий участие в разработке тестов ЕГЭ. В сборнике даны ответы на все варианты тестов и приводятся решения всех заданий трех вариантов. Кроме того, приведены образцы бланков, используемых на ЕГЭ для записи ответов. Пособие адресовано учителям для подготовки учащихся к экзамену по русскому языку (не только к единому, но и к традиционному письменному), а учащимся-старшеклассникам и абитуриентам для самоподготовки и самоконтроля.
Формат: PDF
Размер: 6.76 MB
CКАЧАТЬ | DOWNLOAD
DEPOSITFILES
ЕГЭ 2014. Русский язык. Типовые тестовые
задания [Львов]
→ на страницу русский язык
feed_id: 4817 pattern_id: 1876babylonians.narod.ru