Социализация личности план егэ – Темы развернутых планов-ответов по разделу Социология, задание С8, ч. 1 | Учеба-Легко.РФ

основные пункты, комментарии :: SYL.ru

По своей сути жизнь хороша и прекрасна, если только не нужно сдавать экзамены. Это всегда стресс, особенно для тех, кто «плавает» в предмете или не может структурировать свои знания. Для них написать развернутый план «Социализация индивида» будет крайне непросто. Но нет вершин, которые нельзя постигнуть, главное не отчаиваться и хорошо подготовиться.

План «Социализация индивида»

Человек - существо социальное. Всю свою сознательную и бессознательную жизнь он находится в окружении людей, обменивается с ними информацией и пытается походить на своих кумиров. По большому счету, это можно назвать социализацией - когда человек действует в социуме так, как положено. Более детально разобраться в этом поможет план «Социализация индивида», в котором последовательно указаны факторы, влияющие на данный процесс.

Он выглядит следующим образом:

  1. Понятия «индивид» и «социализация».
  2. Этапы социализации.
  3. Агенты социализации.
  4. Социальные институты, влияющие на социализацию.
  5. Десоциализация и ресоциализация.

«Социализация» и «индивид»

Чтобы лаконично и правильно составить план «Социализация индивида», в первую очередь необходимо упомянуть ключевые понятия этого вопроса.

Во-первых, стоит рассказать о том, кто такой индивид, и уже после дать информацию о процессе становления личности.

Индивид – это отдельный представитель человеческого рода, гармонично сочетающий в себе врожденные характеристики. Если рассматривать с точки зрения социологии, то индивид – это обычный биологический вид, который принято называть Homo Sapiens.

По факту, каждый человек является индивидом, и только после того, как он начинает принимать участие в процессе социализации, становится личностью.

Социализация – это процесс, во время которого индивид усваивает нормы и правила общественного поведения. Длится с момента рождения до момента смерти, пока человек находится в обществе других людей.

Стадии становления личности

Во втором пункте плана «Социализация индивида» уместно будет упомянуть об этапах данного процесса, напрямую зависящих от возраста индивида. В учебниках они обозначаются по-разному, но их суть от этого не меняется.

Существует четыре основных этапа становления личности:

  • Детство – в роли агентов социализации выступает преимущественно семья.
  • Юность – на процесс становления личности большое влияние оказывает школа и друзья.
  • Зрелость – на человека большое влияние оказывает рабочий коллектив.
  • Старость – человек осваивает новые роли, агентами социализации выступают друзья и знакомые.

Существует также классификация этапов социализации, состоящая из трех позиций: начальный этап, средний и завершающий. От первоначальной классификации он отличается лишь тем, что последний пункт объединяет этапы «зрелость» и «старость».

Кто влияет на социализацию?

В плане «Социализация индивида» нельзя упускать из внимания агентов социализации, то есть индивидов, групп и СМИ, которые оказывают непосредственное влияние на становление новой личности. Определяют первичных и вторичных агентов социализации.

К первичным принято относить близких друзей и родственников. К последним относятся не все представители одного «кровного», а только родители, принимающие активное участие в процессе социализации индивида с момента его рождения. Остальных родственников можно отнести к вторичным агентам социализации. К данной группе, кстати, принадлежат знакомые люди и СМИ, из которых можно почерпнуть много информации об окружающей среде в целом и обществе, в частности.

Влияние социальных институтов на становление личности

План «Социализация индивида» будет неполным, если в нем не указывать институтов, что влияют на социализацию. Под данным понятием подразумевают определенную группу людей, где индивид может усвоить ее нормы и ценности, набравшись тем самым социального опыта.

К основным институтам социализации стоит отнести:

  • Институт семьи. Именно в семье индивид получает первый опыт общения и усваивает навыки социального взаимодействия. В семье впервые приходит понимание о том, что такое социальная роль и ее правильное распределение. Индивид получает первое представление о нормах и ценностях. В свою очередь, поведение родителей оказывает интенсивное влияние на формирование собственного «Я», с которым индивид переходит на новый уровень социализации.
  • Институт образования. Этот агент социализации обладает некоторыми, только ему присущими особенностями. Так, образование консервативно, ведь его основная задача - пополнять новыми индивидами существующую общественную систему. Оно нацелено на получение некой идеальной модели, которую достичь априори невозможно. Но все равно использует для этого шкалу оценок, чтобы определять, насколько индивид соответствует этому идеалу. Институт образования имеет ограниченный срок влияния на индивида, но это не умаляет его значения.

Помимо этого, можно определить агентом социализации институт религии, он имеет не настолько большое влияние как семья или образование, но все равно оказывает свое воздействие. А в некоторых регионах страны считается основным институтом социализации.

Социализация «наоборот»

Составить план по теме «Социализация индивида» достаточно просто. Главное, правильно структурировать полученные знания и не упустить ничего важного. Такими важными моментами можно считать понятия десоциализации и ресоциализации, о которых вспоминают очень редко.

Так, под ресоциализацией понимают замену ранее выработанных установок. Здесь имеет место самостоятельное оценочное восприятие действительности. В результате индивид принимает новые «правила игры», которые кажутся ему более приемлемыми и соответствуют представлениям о социуме. Например, преступники, ставшие на путь исправления.

А вот процесс десоциализации не настолько приятный. Он предполагает полный отказ от правил и норм, что действуют в обществе. Если человек бросил все и ушел в монастырь, то это положительная десоциализация. Но чаще всего из-за возникновения неблагоприятных социальных условий она бывает отрицательной. Например, потеряв работу, человек начинает пить или принимать наркотики.

Таким образом, социализация - это многофункциональный процесс, который происходит в течение всей жизни человека. На нем отражаются множество факторов. В зависимости от их влияния социализация может как увенчаться успехом, так и нет.

www.syl.ru

План урока по обществознанию "Социализация личности"

Поурочный план.

Дата_________________________________________

Группа_______________________________________

Тема урока Социализация личности.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:

Образовательная:

познакомить учащихся с процессом социализации, влиянием основных социальных институтов на становление личности. Выявить роль воспитания на адаптацию человека в обществе.

Развивающая:

продолжить формирование умений анализировать и применять на практике полученную информацию, высказывать свою точку зрения.

Воспитательная:

способствовать формированию чувства уважения к семье, друзьям.

Учебное оборудование: раздаточный материал, доска.

Ход урока:

Оргмомент 5м

Озвучить название новой темы и план:

  1. Понятие социализации

  2. Агенты социализации

  3. Стадии социализации

2.

Изучение нового материала 40м

Как вы думаете человек рождается личностью или становиться личностью?

Подумайте, кто оказывает влияние на Вас? Кто помогает сформироваться вашей личности

Какие ступени проходит человек, прежде чем стать личностью?

Ребята отвечают на вопрос. Предполагаемые ответы:

Подбирают определения к терминам, запись в тетради

3.

Самостоятельная работа учащихся с раздаточным материалом 25м

Конспект, работа с раздаточным материалом

4.

Повторительно-обобщающая работа по пройденному материалу 10м

Закрепление изученного материала

Группы составляют коллаж по теме: Перспективы развития общества при условии сохранения и уничтожения природы.

5.

Выдача домашнего задания 5м

1) Обязательное: выполнить конспект в тетрадях.

2) Творческое: задание по определению собственных агентов социализации.

6.

Подведение итогов урока 5м

Сделать выводы о проделанной работе, озвучить и прокомментировать оценки

Содержания изучаемого материала

  1. Понятие социализации.

Личность - неприродная (надприродная, социальная) сущность человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале. Это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания. Самосознание - это осознание своей неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена общества.

В социологии выделяют такие виды личности, как нормативная (базисная) и модальная. Нормативная (базисная) личность ¬это принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры. Это своего рода идеальный тип, на который ориентируется общество в воспитании молодого поколения. В любой социальной группе можно выделить личность с характеристиками, наиболее полно выражающими цели, условия и закономерности функционирования данной группы. Так, в университете существуют представления о том, каким должен быть студент, в армии - военнослужащий, на заводе - рабочий и т.д.

Модальная (от слова «мода») личность - это человек, приверженный тем же культурным образцам, что и большинство членов данного общества. То есть это тип личности, наиболее распространенный на данной территории и в данный момент времени. Модальная личность отражает реальное положение человека в обществе. Например, в последнее десятилетие ХХ в. в России получил распространение тип торгового человека, ориентирующегося на получение прибыли. Следует отметить, что в обществе может существовать несколько типов модальной личности в зависимости от наличия разных социальных групп. Модальная личность никогда не соответствует нормативной, хотя иногда встречаются некоторые совпадения. Отклонения от нормативного типа, если они довольно существенны, встречают противодействие общества, которое принуждает индивидов к исполнению общепринятых норм. Кроме того, нормативная личность более постоянна, а модальная - более динамична. Со сменой условий жизнедеятельности изменяются и типы личностей. Так, для демократического обществахарактерен политически активныйтип личности, а для антидемократического - тип, подчиняющийся руководящим указаниям.

В условиях радикальных перемен в общественной жизни получает распространение маргинальный тип личности, т.е. личности пограничного типа: человек, выпавший из своейпрежнейсоциальной среды и не сумевший приспособиться к изменившимся обстоятельствам испытывает психический дискомфорт, неуверенность в будущем и стремится примкнуть к какой-либо социальной группе для стабилизации своего положения.

На формирование личности оказывают влияние многие факторы. В первую очередь это наследственность. От родителей человек получает набор индивидуальных свойств внешности, здоровья, психики и т.д. Но на уровне наследственности человеку передаются только психофизиологические свойства. В большинстве случаев они играют второстепенную роль. В качестве основных они могут выступать тогда, когда человек существенно отличается от окружающих. В крайних случаях это либо физические и психические патологии, либо одаренность.

Другим, более важным фактором, выступает воспитание ¬процесс целенаправленного воздействия на человека для формирования у него определенных качеств

. Воспитательноевоздействие человек испытывает со стороны родителей, учителей, друзей.

В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются:

  1. биологические, генетические заданные предпосылки;

  2. наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, еще не человек в собственном смысле слова.Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру.

  1. Агенты социализации.

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называется социализацией.

В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:

  1. первичная— усвоение норм и ценностей ребенком;

  2. вторичная— усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.

Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.

Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.

Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.

Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

Выделяют пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:

1.биологическая наследственность;

2.физическое окружение;

3.культура, социальное окружение;

4.групповой опыт;

5.индивидуальный опыт.

Процесс социализации охватывает все слои общества. В его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией, а утрата личностью навыков социального поведения — десоциализацией.Отклонение в социализации принято называть девиацией.

Модель социализации определяется тем, каким ценностям привержено общество, какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведен. Социализация организуется так, чтобы обеспечить воспроизводство свойств социальной системы. Если главная ценность общества — свобода личности, оно и формирует такие условия. Когда личности предоставляются определенные условия, она обучается самостоятельности и ответственности, уважению к своей и чужой индивидуальности. Это проявляется повсеместно: в семье, школе, в вузе, на работе и др. Причем, эта либеральная модель социализации предполагает органическое единство свободы и ответственности.

Различия между социализацией взрослых и детей

Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте.

1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.

3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество `оттенков серого цвета.

Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым в выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома. На общественных мероприятиях и т.д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как `более хорошо` или `менее плохо`. Взрослые не всегда соглашаются с родителями; детям же не дано обсуждать действия отца или матери.

4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

  1. Стадии социализации.

Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий

1.Стадия адаптации (рождение — подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.

2.Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации.

3.Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.

4.Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.

5.Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

Стадии процесса социализации личности по Эриксону (1902-1976)

  1. Стадия младенчества (от 0 до 1,5 года). На этой стадии главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате у ребенка формируется базовое доверие к миру. Динамика развития доверия зависит от матери. Дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психологического развития ребенка.

  1. Стадия раннего детства (от 1,5 до 4 лет). Эта стадия связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации. Общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».

  1. Стадия детства (от 4 до 6 лет). На этой стадии ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра важна для ребенка, так как формирует инициативу, развивает творческие начала. Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и т.д. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

  1. Стадия, связанная с младшим школьным возрастом (от 6 до 11 лет). На этой стадии ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический этос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, он верит в свои силы, уверен, спокоен. Неудачи в школе приводят к появлению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потере интереса к учебе.

  1. Стадия отрочества (от 11 до 20 лет). На этой стадии формируется центральная форма эгоидентичности (личностного «Я»). Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к нему о самоопределении.

  1. Стадия юности (от 21 до 25 лет). На этой стадии для человека становится актуальным поиск спутника жизни, сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

  1. Стадия зрелости (от 25 до 55/60 лет). На этой стадии развитие идентичности идет всю жизнь, ощущается воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. На этой же стадии личность вкладывает себя в хороший, любимый труд, заботу о детях, удовлетворена своей жизнью

  1. Стадия старости (старше 55/60 лет). На этой стадии происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

infourok.ru

План "Социализация индивида": основные пункты

Человек — это существо социальное. Мы не можем прожить ни дня полноценно совершенно без людей. Все равно приходится с кем-то взаимодействовать. В последнее время одним из средств, позволяющих реализовать данную задачу, считается интернет. Если посмотреть на эту сеть, то она действительно частично сможет упростить человеку эту задачу. Но социализация — это процесс значительно более сложный, чем обычное просиживание в интернете. И его понимать нужно, если вы хотите составить развернутый план "Социализация индивида".

Более того, на самых ранних этапах социализации невозможно представить нахождение в интернете в любой форме. В данной статье мы рассмотрим понятие социализации и составим план "Социализация индивида", который может оказаться полезным студентам высших учебных заведений, которые учатся на специальностях "Психология", "Социальная работа", "Социальная педагогика". Что же, давайте начнем.

Понятие социализации

Перед тем, как составить план "Социализация индивида", следует разобраться в том, что же это такое. Мы являемся заложниками социальной системы. Везде есть какие-то правила, нормы, которые следует выполнять. В ином случае человека не будут принимать как полноценного члена общества, и он маргинализируется. Маргинал — это человек, который выпадает по тем или иным причинам из общества. Некоторые люди маргинализируются самостоятельно. Кто-то же может это сделать по причине того, что их общество вытолкнуло. У каждого свои мотивы. Собственно, план "Социализация индивида" должен содержать в себе описание того, что же такое социализация.

Этапы социализации

Каждый человек социализируется на протяжении всей постэмбриональной жизни. Некоторые считают, что даже во время эмбрионального развития малыша он уже воспринимает то, как на него воздействует социум. Верить этому или же нет (все-таки, психика эмбриона еще недостаточно развита) — дело лично ваше. При этом доля правды в подобного рода заявлениях имеется, так как воздействие социума на эмбрион в какой-то степени влияет на его психическое развитие.

Так, уже была найдена связь между гомосексуальностью и стрессами во время беременности. Во время стресса значительно снижается уровень тестостерона в крови человека любого пола, что приводит к понижению его количества у мальчиков. Это приводит к тому, что специальное ядро в мозгу становится слишком маленьким. А именно от его размера зависит половое влечение человека.

При этом социализация личности проходит в течение всей жизни. Кроме того, важно понимать, что социум может изменяться, поэтому человеку следует постоянно адаптироваться к тем или иным новым социальным нормам.

Дотрудовая социализация

Первым этапом социализации является базовый этап. Это дотрудовая социализация, для которой характерно обучение самым основным социальным и групповым нормам. Дети начинают получать опыт коллективной жизни достаточно рано. Первый социальный институт, в который попадает ребенок, это семья. Именно с нее начинается дотрудовая социализация. Дальше ребенок идет в школу, после окончания которой можно считать, что дотрудовая социализация закончилась. Фактически по времени она совпадает с обучением ребенка и его взрослением. Это следующий пункт, который обязательно следует добавить в план социализации индивида.

Трудовая социализация

Это уже период взрослой жизни человека, связанный с тем, что он работает. Работу действительно можно рассматривать как элемент социализации человека. Это такой же важный социальный институт для взрослого человека, как школа для ребенка. Там он развивается. Что касается пенсионеров, то основной причиной, почему они маргинализируются, является именно то, что у них нет работы, а места, где они могут общаться с другими людьми, часто отсутствуют. Также масла в огонь подливает то, что у человека пропадает семья. Достаточно часто бывает такое, что пенсионер оказывается один в мире. Естественно, он десоциализируется.

Десоциализация

План по теме "Социализация индивида" должен в обязательном порядке содержать понятия, связанные с социализацией. Это десоциализация и ресоциализация. В данном случае мы вкратце рассмотрим, что такое десоциализация. Это процесс потери понимания социальных норм. Если же теряются групповые нормы, то чаще всего данный процесс называется дезадаптацией. Впрочем, десоциализация является также одним из элементов дезадаптации, поэтому данное понятие более широкое. План по теме "Социализация индивида" должен содержать пункты, явно указывающие на отличия дезадаптации от десоциализации.

Ресоциализация

Ресоциализация — это процесс восстановления индивидом социальных функций, обретения новых социальных ролей и принятия групповых норм, а также процесс, направленный на восстановление полноценного функционирования человека в обществе. Вопросами, связанными с ресоциализацией человека, занимаются специалисты в сфере социальной работы. Когда у вас появится необходимость составить план "Социализация индивида", то обязательно опишите данную профессию.

fb.ru

Мировоззрение план с8. План "Социализация индивида": основные пункты

В 2010 году в ЕГЭ по обществознанию введено новое задание С8, предполагающее составление плана развёрнутого ответа по определенной теме обществоведческого курса.

Выполняя данное задания необходимо:

— показать знание содержательной стороны предмета,

— показать выстраивание логики содержания,

— показать умение формулировать пункты плана,

Отбирать для сформулированного тезиса аспект темы, за которым стоит содержание, требующее раскрытия.

Памятка для составления сложного плана

1. Представьте содержание предложенной темы. 2. Разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль. 3. Озаглавьте каждую часть. 4. В каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль. 5. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы. В случае необходимости внесите корректировки. 6. Помните, что план должен охватывать основное содержание темы. 7. В заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.

Требования к плану

План должен содержать не менее четырех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пункты плана могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. При анализе ответа учитываются: - корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли, - отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности,

Соответствие структуре предложенного ответа плану сложного типа

Критерии оценки

Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа 2 балла

Отдельные пункты плана не отражают содержание темы,

Структура ответа соответствует плану сложного типа.

ИЛИ

Формулировки пунктов плана отражают содержание темы, структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа

(отсутствуют конкретизации отдельных пунктов). 1 балл

План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы 0 баллов

Максимальный балл 2 балла

План «Социализация личности»

1 . Что такое социализация?

2. Виды деятельности, влияющие на социализацию.

3. Социализация через всю жизнь:

А) от младенчества до молодости,

Б) освоение новых социальных ролей в зрелом возрасте,

В) продолжается ли социализация в старости?

4. Институты (агенты) социализации:

А) роль образования в социализации личности,

Б) опыт сверстников,

В) СМИ- агенты социализации.

5. Значение социализация для личности.

План «Экологический кризис как глобальная проблема современности»

1) Какие проблемы стали глобальными для человечества? 2)Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами. 3) Чем вызван экологический кризис? а) рост масштабов хозяйственной деятельности людей, б) потребительское отношение к природе. 4) Проявления и последствия экологического кризиса. 5) Пути преодоления экологического кризиса: а) изменение отношения людей к природе, б) наука на службе экологии, в) международное сотрудничество в решении экологических проблем.

Проанализируйте полученный план:

— А) Все ли аспекты проблемы были отражены в нем?

— Б) Корректны ли формулировки пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли?

— В) Мысленно обоснуйте для себя логическую последовательность изложения материала по данной проблеме.

План «Биологическое и социальное в человеке»

1.Наиболее распространенные теории происхождения человека:

А) религиозная,

Б) эволюционная теория Ч. Дарвина,

В) трудовая теория Ф. Энгельса.

2.Основные подходы ученых к определению понятия «человек».

3.Биосоциальная природа человека:

А) человек - часть природы,

Б)человек - существо общественное.

4. Взаимосвязь и взаимовлияние биологического и социального в человеке.

По своей сути жизнь хороша и прекрасна, если только не нужно сдавать экзамены. Это всегда стресс, особенно для тех, кто «плавает» в предмете или не может структурировать свои знания. Для них написать развернутый план «Социализация индивида» будет крайне непросто. Но нет вершин, которые нельзя постигнуть, главное не отчаиваться и хорошо подготовиться.

План «Социализация индивида»

Человек - существо социальное. Всю свою сознательную и бессознательную жизнь он находится в окружении людей, обменивается с ними информацией и пытается походить на своих кумиров. По большому счету, это можно назвать социализацией - когда человек действует в социуме так, как положено. Более детально разобраться в этом поможет план «Социализация индивида», в котором последовательно указаны факторы, влияющие на данный процесс.

Он выглядит следующим образом:

  1. Понятия «индивид» и «социализация».
  2. Этапы социализации.
  3. Агенты социализации.
  4. влияющие на социализацию.
  5. Десоциализация и ресоциализация.

«Социализация» и «индивид»

Чтобы лаконично и правильно составить план «Социализация индивида», в первую очередь необходимо упомянуть ключевые понятия этого вопроса.

Во-первых, стоит рассказать о том, кто такой индивид, и уже после дать информацию о процессе становления личности.

Индивид - это отдельный представитель человеческого рода, гармонично сочетающий в себе врожденные характеристики. Если рассматривать с точки зрения социологии, то индивид - это обычный биологический вид, который принято называть Homo Sapiens.

По факту, каждый человек является индивидом, и только после того, как он начинает принимать участие в процессе социализации, становится личностью.

Социализация - это процесс, во время которого индивид усваивает нормы и правила общественного поведения. Длится с момента рождения до момента смерти, пока человек находится в обществе других людей.


Стадии становления личности

Во втором пункте плана «Социализация индивида» уместно будет упомянуть об этапах данного процесса, напрямую зависящих от возраста индивида. В учебниках они обозначаются по-разному, но их суть от этого не меняется.

Существует четыре основных этапа становления личности:

  • Детство - в роли агентов социализации выступает преимущественно семья.
  • Юность - на процесс становления личности большое влияние оказывает школа и друзья.
  • Зрелость - на человека большое влияние оказывает рабочий коллектив.
  • Старость - человек осваивает новые роли, агентами социализации выступают друзья и знакомые.

Существует также классификация этапов социализации, состоящая из трех позиций: начальный этап, средний и завершающий. От первоначальной классификации он отличается лишь тем, что последний пункт объединяет этапы «зрелость» и «старость».


Кто влияет на социализацию?

В плане «Социализация индивида» нельзя упускать из внимания агентов социализации, то есть индивидов, групп и СМИ, которые оказывают непосредственное влияние на становление новой личности. Определяют первичных и вторичных агентов социализации.

К первичным принято относить близких друзей и родственников. К последним относятся не все представители одного «кровного», а только родители, принимающие активное участие в процессе социализации индивида с момента его рождения. Остальных родственников можно отнести к вторичным агентам социализации. К данной группе, кстати, принадлежат знакомые люди и СМИ, из которых можно почерпнуть много информации об окружающей среде в

otzivserdce.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *