стали ли за 20 лет задания сложнее
Как и в прошлом году, в этом году ЕГЭ по математике разделен на два уровня сложности. Обязательно нужно сдавать лишь базовый уровень — это 20 задачек, с которыми справится и семиклассник. Более сложный, профильный уровень, выбирают те, кто планирует поступать в технические или инженерные вузы.
Ничего нового в такой системе нет. До введения ЕГЭ обычные классы и профильные математические тоже сдавали разные экзамены! И мы решили сравнить, как изменились задачки с тех лет.
1996 год
Логарифмы и интегралы
На задания по математике 20-летней давности даже глядеть страшно, во всяком случае, гуманитарию. Даже базовые задачки выглядят пугающе — в них полно косинусов и логарифмов. Тех самых, на которые жаловалось не одно поколение:
— Зачем мы все это учим? В жизни это не пригодится, сдали и забыли!
И в самом деле: сложно представить, чтобы обычному человеку, далекому от математики, пригодилось бы умение находить промежутки возрастания и убывания функции на таком-то отрезке…
А вот профильные задания при всей их сложности не лишены изящества. Вместо уравнений на три строки — лаконичные задачи. И, как вспоминают выпускники тех лет, экзаменаторы вполне принимали и нестандартные решения. Все логично — ведь в матклассы шли те, кто потом планировал поступать в технические университеты.
Самой сложной считалась олимпиадная задача — аналог тех, которые решали на соревнованиях самые одаренные школьники. Справиться с ней могли лишь те, кому повезло и с мозгами, и с учителями. Так что ученик обычной сельской школы никак не мог тягаться с выпускниками специализированных школ-интернатов.
Задачи 1996 года — те же задачи, которые решали на выпускных и советские школьники. До введения ЕГЭ выпускной по математике оставался, по сути, таким, каким он был и в 70 — 80-е годы прошлого века.
Базовый уровень.
2016 год
Экономика и теория вероятности
Задания по алгебре и тригонометрии в ЕГЭ по математике никуда не делись. Даже на базовом уровне ребенку приходится иметь дело с синусами и тангенсами. Но, помимо этого, теперь ему еще надо уметь решать задачки с графической составляющей и знать статистику и комбинаторику! Обязательна и геометрия, которой 20 лет назад в экзаменах не было.
Для профильного уровня задания, понятно, сложнее. Но сам набор тем тот же самый. То есть теорию вероятности учат дети и в математическом, и в обычном классе, просто у первых задания более трудные.
Отличие от того, что было 20 лет назад, в том, что большинство заданий из нынешнего ЕГЭ — человеческие. Они приближены к жизни и отыгрывают какие-то бытовые ситуации. Например, надо рассчитать скидку в магазине, проверить квитанцию за «коммуналку» или выбрать подходящий тариф для мобильного телефона с учетом своих звонков. То есть вопрос «а пригодятся ли нам эти знания» не возникает — они нужны чуть ли не каждый день!
Самая сложная задачка — экономическая, которая в прошлом году поставила в тупик довольно много ребят. В ней надо, например, рассчитать проценты по кредиту и понять, есть ли смысл закрывать его досрочно.
— Было много ребят, которые сдали экзамен не очень хорошо, — признает Иван Ященко, глава комиссии по разработке контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по математике. — Но и число ребят с высокими баллами выросло!
Но даже если экономическая задачка оказалась школьнику не по зубам, он все равно мог набрать высокий балл — пусть и не все 100. Получить хорошие очки можно было, правильно решив все остальные задания.
Профильный уровень.
Так поумнели или поглупели?
В базовом ЕГЭ по математике есть задания, которые решит и пятиклассник. Кроме того, в конверты официально вкладывается «шпаргалка» — лист с основными формулами, которые могут пригодиться в решении. Чтобы сдать базовый экзамен и получить аттестат об окончании школы, достаточно решить 7 задач. Оценок по пятибалльной системе тут нет, только зачет — незачет.
В выпускном экзамене, который был до ЕГЭ, такой откровенной халявы не было. Но и требования были не столь жесткими — где-то можно было списать, а где-то учителя и сами подсказывали.
То есть в целом экзамен проще не стал. Задачки не упростились, хотя и стали гораздо более приближенными к жизни. Зато у детей стало больше шансов сдать математику на профильном уровне. Раньше их писали только специализированные математические классы, а теперь любой выпускник может записаться и попробовать решить профильный экзамен. Главное, чтобы в кармане был уже сданный базовый ЕГЭ.
А КАК У НИХ?
Китайская грамота
Во всех международных рейтингах и олимпиадах по математике лидируют азиаты. Китайские школьники пачками получают медали на соревнованиях. Исследования говорят, что среднестатистический китайский ученик знает математику куда лучше своих сверстников из России, Европы и Америки.
При этом есть в Китае и свой аналог ЕГЭ — экзамен Гаокао, который сдают в 12-м классе. В разных провинциях школьники пишут разные по сложности задания. В регионах победнее задачи проще, а в богатых — сложнее. Кроме того, школьникам из экономически бедных регионов нужно набрать меньше баллов для поступления в вуз. Например, выходцу из Тибета достаточно 400 очков, уйгуру нужно 530, а жителю Шаньдуна — все 600.
Международный рейтинг математической грамотности 15-летних учащихся PISA-2012.
www.penza.kp.ru
Всё выше, и выше, и выше… – уровень сложности ЕГЭ 2018 в связи с изменениями
Фактом, что ЕГЭ из года в год меняется, уже никого не удивишь. Также не секрет, что все изменения связаны с усложнением, а не наоборот: бюджетных мест всё меньше, как и выпускников, которые сдают главный в их жизни экзамен на высокие баллы.
уровень сложности ЕГЭ-2018 вырос в связи с изменениямиВсё же каждый ученик одиннадцатого класса лелеет надежду получить заветные 80+. Для воплощения этой мечты еще в июне многими были куплены сборники подготовки 2018, ведь чем раньше начнёшь подготовку – тем лучше сдашь, это очевидно.
Проблема в том, что в конце августа ФИПИ опубликовали изменения, которые уже успели шокировать многих: ЕГЭ опять усложнили! Многое из того, что вы узнали о ЕГЭ этим летом, потеряло свою актуальность. И сегодня учебный центр «MAXIMUM» изложит суть нововведений по всем предметам, которые в той или иной степени претерпели изменения.Начнём с русского языка, ведь то, что с ним произошло, касается всех без исключения. Выпускникам 2018 предстоит решить 26 заданий, а не 25, как это было раньше. Добавилось 1 новое задание на знание лексических норм, которое проверяет умение находить в предложении речевую ошибку и исправлять ее. В демонстрационном варианте представлен пример с плеоназмом, суть задания — найти и выписать лишнее слово. То есть ученики всё меньше опираются на конкретные правила русского языка, важно знать языковые нормы.
В целом: продолжается курс на усложнение экзамена по русскому языку, ведь средний балл по этому предмету, по сравнению с другими, выше (68-69). Мы предполагаем, что новое задание может вызвать серьёзные трудности у учеников из-за недостаточной освещённости данной темы в школе. Также в некоторых старых заданиях уточнились формулировки: добавили новые правила, термины, словом, учить и запоминать теперь нужно больше.
Теперь расскажем о предметах по выбору. Экзамен по литературе претерпел колоссальные изменения: раньше за 8, 9, 15, 16 сочинения получали по 4 балла, теперь за 8 и 15 — по 5, за 9 и 16 — по 10. Это было сделано, чтобы развести эти задания по сложности, потому что 9 и 16 сложнее, чем 8 и 15.
К 17 сочинению добавили ещё одну тему (из новейшей литературы!), их теперь 4. Увеличен максимальный балл до 15.
Изменились критерии этих сочинений: раньше речевые ошибки при проверке сочинений не учитывались, а теперь за ошибки, связанные со знанием русского языка, можно потерять приличную сумму баллов.
Увеличение максимального балла говорит о том, что теперь ученикам нужно будет более тщательно проработать каждый критерий, ведь требований стало больше, а работа с неактуальными материалами по старому формату обернется для любого ученика катастрофой.
В ЕГЭ по физике новым заданием базового уровня сложности является последнее задание первой части, приуроченное к возвращению астрономию в курс школьной программы. Астрофизика – вот, чего не хватало скучающему выпускнику! J
Отдельного внимания заслуживают несколько заданий первой части физики, имеющие видоизмененный формат. Появился прототип 13 задания на электростатику с выбором
направления действия ускорения (силы), действующей на заряд. Еще одно изменение получило 23 задание экзамена: добавился прототип задания, в котором вас просят полностью собрать установку для проведения опыта, указав все комплектующие.
Теперь в ЕГЭ по физике в 2018 году вам могут встретиться такие темы, как «Производительность увлажнения», основы СТО, «Закон сохранения электрического заряда», «Конденсатор». Будьте внимательны, ведь в большинство пособий по подготовке их еще не успели включить, а без этого получить желаемый балл просто невозможно.
Сейчас многие вздохнут с облегчением: ЕГЭ по обществознанию изменился совсем немного. Напомним, что этот предмет является самым популярным в стране! Больше половины российских школьников выбирают именно обществознание, и любые изменения в этом экзамене, как правило, приводят к потере баллов у огромного количества человек.
Но всё же каждому выпускнику предстоит ознакомиться с новыми критериями в заданиях с развернутым ответом, ведь теперь они принесут еще больше первичных баллов. Например, за задание 28 теперь можно получить 4 балла, а за мини-сочинение – целых 6! Важно с самого начала учебного года привыкать к новым требованиям, писать в соответствии с ними, забыв старые шаблоны.
Таким образом, максимальный первичный балл увеличился до 64.
В химии появилось одно новое задание, также изменился формат бывшего задания 30. Ранее в нем была дана цепочка превращений, которую нужно было дополнить, теперь необходимо самостоятельно составить уравнение из предложенных веществ, что, несомненно, сложнее. Эти задания (30 и 31) взаимосвязаны и теперь оцениваются в 2 балла, ранее задание 30 оценивалось в 3 балла.
Последнее задание экзамена по химии теперь оценивается в 3 балла вместо 4. Максимальный балл за не изменился и составляет 60 баллов.
В английском языке уточнились формулировки критериев, они теперь ещё более прозрачные и однозначные. Если раньше были вопросы по поводу того, что считать нарушением, больше таких вопросов не будет.
Хочется порадоваться за такие предметы, как Математика, История, Биология: они не изменились, но учитывая всё вышесказанное, мы видим, что забот у выпускников-2018 и так прибавилось, ведь теперь качественная подготовка по актуальным материалам стала критично важной.
Алина Косова
maximumtest.ru
4 совета о том, как правильно выбрать предметы для сдачи ЕГЭ уже сейчас
Будущим выпускникам 2017-го года предстоит нелёгкий выбор – в какой же ВУЗ поступить и на какую именно специальность. И если иногда в этом вопросе окончательное решение приходит буквально за пару недель, то в вопросе предметов ЕГЭ нужно определяться уже в начале учебного года! Ведь времени на подготовку требуется действительно много, а подготовиться ко всем предметам в равной степени хорошо – просто невозможно.
Как же не ошибиться с выбором предметов для сдачи итогового экзамена?
1.Идите от общего к частному. Не следует «упираться» в какую-то одну специальность или вуз, потому что когда-то вам посоветовали идти именно туда. Проанализируйте, какие профессии вам в принципе интересны. Возможно, они будут совсем разные, но быть может вы увидите, что они касаются примерно одной сферы.
Например, в разрезе медицины существует огромное количество направлений: стоматология, педиатрия, ветеринария и многое другое. В таком случае, круг предметов, необходимых для сдачи ЕГЭ, резко сужается.
А если вам интересны совсем разные профессии, вроде экономиста и архитектора, займитесь подробным анализом информации. Узнайте мнение родителей и педагогов, проанализируйте какие перспективы ждут вас в каждой из профессий, почитайте, что говорят студенты ведущих вузов, обучающиеся на этих специальностях. Подумайте, что ближе вам по духу, и отталкивайтесь уже от этого.
2. Проверяйте. После того, как вы определились с профессией или хотя бы узким направлением деятельности, которое вам интересно, обязательно проверьте, какие предметы нужны для поступления. Не доверяйтесь информации «опытных» выпускников и просто знакомых. Время идёт и требования, которые были актуальны в прошлом году, могут смениться в текущем. Обязательно зайдите на сайты нескольких вузов, где есть ваша специальность и прочтите, какие именно предметы требуются для поступления.
3. Не оттягивайте. Некоторые школьники тянут с выбором предметов до января-февраля месяца, но для подготовки это несёт только отрицательные последствия. Если вы вдруг зимой решили, что вам нужна биология, но совершенно к ней не готовились осенью, вам придётся брать самый интенсивный курс подготовки с репетитором, чтобы добиться максимального результата. А учитывая, что при этом нужно уделить время и основным предметам (математике и русскому, как минимум), задача становится ещё более сложной.
4. Не выбирайте лёгких путей. Порой, будущие выпускники идут по пути наименьшего сопротивления, выбирая для сдачи те предметы, по которым у них хорошие оценки в школе. Однако в последний момент вы рискуете словить себя на мысли, что с теми предметами, которые вы хорошо знаете, вы не можете поступить на ту специальность, которая вам действительно нравится. Поверьте, уж лучше год поработать и подготовиться к другим предметам, чем всю жизнь заниматься нелюбимым делом или потом тратить еще 5 лет, чтобы получить другую специальность!
TutorOnline занимается подготовкой школьников к ЕГЭ уже 5 лет, и за это время мы выработали свою методику подготовки, отобрали самых сильных педагогов, что обеспечивает нашим выпускникам действительно высокий результат. Кстати, ознакомится с результатами наших учеников всегда можно, посмотрев раздел «Результаты ЕГЭ/ОГЭ» в анкетах наших репетиторов.
Напоминаем, что для вашего удобства, в нашем разделе «Тесты» мы публикуем бесплатные онлайн-тесты для подготовки к ЕГЭ-2017, которые наряду с занятиями с репетитором, помогут эффективно подготовиться и сдать ЕГЭ на все 100!
© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
blog.tutoronline.ru
Мифы и факты о ЕГЭ — Интернет-проект Образование-53
Единый государственный экзамен – мифы и реальности нашего времени.
Заведующий центром качества образования ОАОУ НИРО Куликова Е.В.
К сферам медицины, образования и культуры имеют отношение практически все граждане. Это создает у людей иллюзию, что они понимают проблемы, стоящие перед этими сферами, и поэтому почти у каждого есть «своя точка зрения» на то, как эти проблемы надо решать.
Первые прообразы Единого государственного экзамена (ЕГЭ) стали появляться в России в 1997 году. Автором идеи проведения ЕГЭ в России является Владимир Филиппов, возглавлявший Министерство образования с 1998 по 2004 год. Именно он начал масштабную реформу отечественного образования: присоединение России к Болонскому процессу с разделением высшего образования на бакалавриат и магистратуру, создание новых образовательных стандартов, введение новых способов оценки знаний школьников.
Одной из главных целей ЕГЭ было обеспечение эффективной проверки знаний выпускников (была выбрана тестовая форма, с которой работает «беспристрастная машина»). Кроме того, ЕГЭ должен был сделать высшее образование по-настоящему доступным для детей из регионов путем обеспечения равных возможностей при поступлении в ВУЗы.
Первый этап по введению ЕГЭ приходился на 2001-2003 годы. Именно тогда были выбраны экспериментальные регионы, где впервые по восьми предметам прошел ЕГЭ: республика Чувашия, Марий Эл, Якутия, Самарская и Ростовская области. Приняли участие более 30 тыс. человек и около 50 государственных вузов по восьми учебным дисциплинам.
Сразу же зазвучали голоса протеста против введения ЕГЭ. Утверждалось, что тестирование в принципе не способно выявить уровень знаний, а процесс обучения превращается в «натаскивание» на экзамен. Также, многие говорили о непомерной сложности заданий и общем увеличении нагрузки на учащихся, о том, что при такой форме аттестации отсутствует индивидуальный подход к школьникам, не учитывается разница в условиях их обучения.
Учителя и директора школ главным недостатком экзамена назвали его тестовый характер, который якобы «отучает мыслить самостоятельно», «при такой системе приема в вузы мы потеряем нестандартно мыслящих абитуриентов». Столичные власти также последовательно выступали против ЕГЭ, утверждая в 2002 году, что технология единого экзамена «для москвичей не подходит» и что «у Москвы особый путь». Но главными противниками ЕГЭ стали ректоры ведущих университетов страны, которых реформа фактически отстраняла от процесса набора абитуриентов, называя госэкзамен «кузницей посредственностей».
Сейчас школьники сдают ЕГЭ по 14 предметам, причем обязательными являются только два — русский язык и математика. Чтобы получить аттестат, выпускник должен получить на обязательных экзаменах оценку не ниже минимального балла, установленного Рособрнадзором. Если один предмет ученик «провалил», то он может пересдать его в этом же году, но при этом, если оценку улучшить не удалось, до следующего года он остается без аттестата. Для поступления в вуз выпускники могут сдавать любое количество дополнительных экзаменов — некоторые вузы для поступления требуют испытания по трем, а некоторые — по четырем дисциплинам
В последние 10-15 лет в сфере образования происходят существенные перемены. По мнению ученых наиболее заметные из них – переход к вариативной системе образования, диверсификация образовательных учреждений, появление рынка учебной литературы, легитимизация рынка образовательных услуг, информатизация системы образования, сокращение объемов бюджетного финансирования государственных учебных заведений.
Одним из важнейших моментов современной действительности является переход от централизованной и унифицированной системы образования к вариативной. Развитие различных форм и способов получения образования остро ставит проблемы защиты потребителей и субъектов образовательного процесса от недоброкачественных услуг. Возникают новые требования к качеству образования – оно должно обладать потребительской способностью, сохранять свойства во времени, в том числе и при неблагоприятных условиях. Образовательную ценность представляет не столько присвоенная человеком система знаний, сколько освоение способов их получения, умение осознать потребность в новом знании. Поэтому и происходит пересмотр подходов к определению и оценке качества образования. Они должны опираться преимущественно на результаты образования, а не на содержание образования. Именно такой оценкой и является государственная итоговая аттестация, механизмом реализации которой является Единый государственный экзамен.
Интересно, что с точки зрения результата ЕГЭ носит двойственный характер. С одной стороны – результаты ЕГЭ никак не влияют на отметки, выставленные в аттестат, т.е. даже самыми замечательными результатами нельзя повысить свою отметку в аттестате, хотя при этом, не преодолев заранее установленный минимальный порог для обязательных экзаменов, аттестат можно и не получить совсем. С другой стороны – отметки, полученные в аттестате, остаются неизменными и невостребованными, а результаты сдачи ЕГЭ нужны для продолжения дальнейшей учебы в ВУЗе и имеют свой «срок годности». Естественно возникает вопрос – так ли уж надо напрягаться хорошо учиться в течение всей школьной жизни по всем предметам или достаточно на ступени среднего общего образования напрячься, нанять репетиторов и сдать ЕГЭ на максимально возможный балл, обеспечив себе тем самым поступление в ВУЗ. Конечно, можно возразить, что поступление в ВУЗ — еще не гарантирует его окончить. Если «нет базы», то продержаться до окончания все-таки сложнее. Так может и в самом деле ЕГЭ плодит посредственность?
Рассмотрим, как относится в ЕГЭ население нашей страны. Данная процедура оценки качества образования существует уже более 10 лет и, значит, можно проанализировать ее результаты.
По данным опросов, проводимых Фондом общественного мнения (участники — 53 субъекта РФ, 104 населенных пункта, 1500 респондентов) качество российского школьного образования, как правило, оценивается как среднее, при этом преобладает мнение, что оно ухудшается. Прежняя система вступительных экзаменов в вузах респондентам нравится больше, чем система ЕГЭ. Считается, что поступить в вуз теперь сложнее, чем раньше (правда, среди респондентов с высшим образованием существенно преобладает противоположное мнение). По мнению большинства опрошенных, прежняя система вступительных экзаменов позволяла объективнее оценить уровень знаний абитуриентов. Кроме того, многие считают, что уровень коррупции после введения ЕГЭ не изменился или даже повысился.
Как вам кажется, что позволяет объективнее оценить уровень знаний выпускников школ, поступающих в вузы, – ЕГЭ или прежняя система вступительных экзаменов в вузах? (данные в % от групп) | |
Как вам кажется, после введения ЕГЭ стало легче или сложнее поступить в вузы? (По уровню образования респондентов, данные в % от групп) | |
По вашему мнению, после введения ЕГЭ уровень коррупции в сфере образования снизился, повысился или не изменился? (данные в % от групп) |
Во всероссийском опросе, проводимом 22.06.2014 Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), было опрошено 1600 человек. Был задан вопрос «А что Вы лично посоветовали бы изменить в процессе подготовки, сдачи и дальнейшем использовании результатов ЕГЭ?» (открытый вопрос, любое число ответов) 65% респондентов затруднились ответить, 16% хотели бы вернуть прежнюю систему экзаменов и отменить ЕГЭ вообще. Остальные ответы составляют 1-2% из числа опрошенных, что говорит об отсутствии конструктивных предложений и конструктивного, свободного от эмоций, интереса.
12.07.2015 был проведен еще один опрос по выяснению отношения населения к различным аспектам проведения ЕГЭ. Так на вопрос «А Вам лично (членам Вашей семьи) доводилось сталкиваться со случаями мошенничества при сдаче ЕГЭ, подтасовкой его результатов или нет? (закрытый вопрос, один ответ)» 89% респондентов ответили «Нет», 6 % опрошенных сами сталкивались с данной проблемой. На вопрос «О каких публичных скандалах, связанных со сдачей ЕГЭ в этом году Вы слышали?» (открытый вопрос, любое число ответов) подавляющее большинство респондентов (67%) затруднились ответить. Остальные ответы распределились следующим образом:
Наконец на вопрос «Сейчас в ЕГЭ представлены задания с возможностью выбора варианта ответа из нескольких предложенных. В 2016 году планируется отмена тестовой части экзамена с целью исключения возможности угадать правильный ответ. Как Вы относитесь к этим изменениям?» ответы «Скорее отрицательно» и «Мне все равно» распределились примерно одинаково, что также говорит об отсутствии конструктивного интереса к проведению ЕГЭ:
Весьма интересны данные Автономной некоммерческой организации «Аналитический Центр Юрия Левады» (АНО Левада-Центр) – российской негосударственной исследовательской организации, регулярно проводящей собственные и заказные социологические и маркетинговые исследования.
По результатам опроса 800 человек из 134 населенных пунктов 46 регионов страны нынешней системой образования удовлетворена лишь пятая часть граждан (19%). Рекордное количество респондентов (48%) за все годы опросов начиная с 2004 года утверждает, что по сравнению с обычными экзаменами ЕГЭ хуже оценивает знания выпускников школы. Нынешняя система образования устраивает лишь пятую часть россиян (19%), треть (29%) придерживается позиции «ни да, ни нет», а у большинства (42%), к сожалению, не вызывает одобрения. Каждый десятый (10%) не смог определиться с ответом. Лояльнее всего к образовательной системе относится молодежь в возрасте от 18 до 24 лет, а самыми неудовлетворенными оказались граждане в возрасте 40–54 лет. Впервые за все годы исследований граждане России показали столь пессимистичное настроение по отношению к Единому госэкзамену — почти каждый второй (48%) считает, что он оценивает знания хуже, чем традиционные экзамены. Лишь 10% придерживаются противоположного мнения.
По словам социолога «Левада-центра» Карины Пипия, если в 2004 году сторонников и противников ЕГЭ было практически равное количество (24% считали, что он лучше обычного экзамена, а 22%, что хуже), то теперь разрыв между ними увеличился до соотношения 1:5, то есть существующий сегодня формат Единого госэкзамена вызывает больше разочарований, нежели позитивного восприятия, что несомненно должно привлечь внимание экспертного сообщества.
Практика отмены вступительных экзаменов в вузы и поступление в них на основе ЕГЭ вызывает одобрение у 37% россиян, 40% относятся к ней отрицательно, а почти четверть населения (23%) затрудняются ответить.
Несмотря на рост негативного отношения к Единому государственному экзамену, увеличилось число тех, кто считает, что ЕГЭ достаточно эффективным инструментом борьбы с коррупцией. Если в 2004 году о снижении экзаменационных «злоупотреблений» c введением ЕГЭ говорили 14%, то сегодня так считает каждый пятый, в том числе это мнение разделяют даже те социальные группы, которые обычно критически настроены по отношению к этой проблеме, в частности, москвичи и высокообеспеченные. Вместе с тем недавние опросы «Левады» свидетельствуют о том, что, говоря о коррупции в целом, россияне дают более пессимистичные и критичные оценки.
Говоря об итоги анализа результатов различных социологических исследований, декан Высшей школы менеджмента НИУ–ВШЭ Филонович Сергей резюмировал: «…суждения участников опроса основаны на «ощущениях». Говорят, что один известный академик называл подобные суждения «глазиметрическими». А один из моих учителей использовал два понятия: «точка зрения» – для суждения, основанного на данных и аргументах, и «кочка зрения» – для мнения, единственным обоснованием которого является заявление «я так считаю». На подобные заявления он откликался советом: «Считать нужно столбиком». На мой взгляд, дискуссии о ЕГЭ ведутся сейчас на исключительно низком уровне. Почему? Потому что большинство участников обсуждения просто не понимают причин введения ЕГЭ, не знакомы с соответствующим международным опытом, часто просто отрицают очевидные преимущества, которые ЕГЭ дает, например, выпускникам сельских школ. Кстати, социологические опросы показывают, что введением ЕГЭ недовольны главным образом жители крупных городов (Москвы и Санкт-Петербурга), которые ранее имели преимущества в отношении подготовки своих детей к поступлению в вузы…».
Существенным фактором современных реалий, на мой взгляд, в проблеме мифов и толкований пользы и вреда ЕГЭ является перевод проблемы внедрения ЕГЭ с уровня эмоционального на уровень профессиональный. Процедура ЕГЭ в сознании выпускников, родителей и учителей стала естественным финалом обучения школьного и переходом во взрослую жизнь. Конечно, есть еще различные негативные факторы, но с каждым годом их становится меньше. Процедура ЕГЭ переходит в категорию стандартной рутинной процедуры, и сейчас задача профессионалов обеспечить эту процедуру необходимым ресурсом – финансовым, человеческим, информационным.
journal.niro53.ru
Как выбрать предметы для ЕГЭ. Практические рекомендации / TeachMePlease
Ученикам необходимо выбрать предметы для сдачи ЕГЭ до 1 февраля 2018 года. Самое время определиться с дисциплинами или обдумать уже сделанный выбор: ещё есть время поменять решение. Добавить предмет в заявление на сдачу ЕГЭ можно до 1 февраля 2018 года.
Иногда старшеклассники не могут выбрать будущую профессию, поэтому следуют советам родителей, учителей и знакомых. Некоторые плывут по течению и поступают на ту же специальность, что и друзья. Подобные ситуации оборачиваются тем, что человек минимум четыре года посвящает время, силы и ресурсы направлению, к которому нет способностей и интереса. Подходить к выбору предметов для ЕГЭ, а значит и обучению будущей профессии, необходимо осознанно. Если у вас нет мечты или чёткого представления, кем видите себя через пять – десять лет, не расстраивайтесь, а попробуйте принять взвешенное решение. Мы собрали несколько советов для учащихся и выпускников, которые помогут при выборе предметов для ЕГЭ.
Первый шаг: самоанализ
На первом этапе необходимо провести глубокий самоанализ, для этого ответьте на следующие вопросы:
– Какая сфера науки или какие дисциплины мне нравятся?
– В какой области мне было бы интересно развиваться?
– Какие условия труда я бы хотел?
– Какой уровень оплаты труда меня устроит в будущем?
– Какими возможностями, способностями и талантами я обладаю?
– В какой сфере эти возможности и таланты можно реализовать?
Эти простые вопросы помогут проанализировать пожелания к будущей специальности и объективно сопоставить их со своими возможностями.
Второй шаг: выбор направления
После того, как выпускник определился с интересующей областью, своими возможностями и желаемыми условиями труда можно приступать к выбору направления обучения. Так можно сузить количество вариантов для поступления и определиться с дисциплинами, по которым стоит начать усиленную подготовку к сдаче ЕГЭ.
Единый государственный экзамен проводится по 14 предметам: два из них нужно сдавать обязательно – русский язык и базовую математику (если не собираетесь сдавать профильную). Остальные дисциплины – по выбору, они необходимы для поступления по определённому профилю в ВУЗ:
- Для физико-математического направления нужны физика и профильная математика.
- Для естественных наук – химия, биология, профильная математика.
- Для медицинского направления – химия, биология, русский язык.
- Для гуманитарного профиля – русский язык, литература, история, иностранные языки.
- Для социальных наук – русский язык, история, обществознание, иностранные языки.
- Профиль «Образование и педагогика» требует результаты экзаменов по русскому языку, профильной математике, обществознанию и ЕГЭ по профилю.
- Для направления «Культура и искусство» нужны литература, русский, творческий вступительный экзамен по профилю.
- Для профиля «Экономика и управление» потребуется сдать профильную математику, обществознание, иностранный язык.
- Для «Сервиса и туризма» – русский язык, история, английский язык.
- Для информатики и вычислительной техники – русский язык, профильная математика, информатика.
- Направление «Науки о земле» доступно для тех, кто сдаст профильную математику, русский язык, физику, географию.
- Для направления «Геология, разведка и разработка полезных ископаемых» понадобятся профильная математика, русский язык, физика, информатика.
Мы перечислили лишь немногие направления подготовки и примерные варианты экзаменов, которые нужно будет сдать для каждого профиля. Информацию о вступительных экзаменах стоит выяснить на сайте или в приёмной комиссии выбранного учебного заведения. Некоторые университеты проводят собственные вступительные испытания, к которым потребуется дополнительная подготовка.
Третий шаг: исследование рынка труда
После самоанализа и выбора направления появятся несколько вариантов, которые вы выделили для себя в качестве будущей профессии. На этом этапе следует выяснить:
– Актуальны ли эти специальности: пользуются ли они спросом на рынке труда, востребованы ли они в стране проживания, что по их поводу пишут в прогнозах о будущем профессий.
– Какие условия труда и оплаты, гарантии и бонусы предоставляются специалистам в данной профессиональной области.
Это небольшое исследование рынка труда позволит отсеять профессии, которые потеряли актуальность, в которых уже слишком много специалистов. Также на этом этапе можно определить, подойдут ли предлагаемые условия труда и соответствует ли уровень заработной платы вашим амбициям.
Четвёртый шаг: выбор учебного заведения
После двух этапов отбора список желаемых профессий сузился, поэтому самое время рассмотреть учебные заведения, которые обучают по интересующим специальностям.
Посетите день открытых дверей в приглянувшемся ВУЗе – это поможет определить, хотели бы вы провести минимум четыре года жизни в стенах данного учебного заведения. На таком мероприятии можно познакомиться с преподавателями, студентами, увидеть учебное заведение изнутри, узнать про качество обучения и студенческую внеучебную жизнь. Полезно изучить отзывы выпускников, связаться с ними в социальных сетях – это поможет узнать мнение о процессе обучения и его результатах. Главное опросить несколько человек: точка зрения одного выпускника может в корне отличаться от взглядов другого, чем больше мнений – тем полнее картина.
Итак, для того, чтобы сделать осознанный, взвешенный выбор будущей профессии, необходимо следовать трём простым советам:
- Провести честную беседу с самим собой: выявить истинные желания и предпочтения, сопоставить их со своими умственными, физическими и материальными возможностями.
- Определиться с направлением будущей профессиональной деятельности.
- Изучить рынок труда: узнать подробнее о тех профессиях, которые вы наметили после второго этапа.
- Выбрать ВУЗ или колледж: подробнее познакомиться с учебным заведением и его выпускниками.
И, конечно же, поступить в ВУЗ мечты сложно без высоких результатов, которые требуют хорошую подготовку к ЕГЭ.
Работа занимает треть жизни: важно, чтобы она приносила удовольствие и способствовала саморазвитию, поэтому выбирайте направление обучения и предметы для экзаменов обдуманно!
blog.teachmeplease.ru
Выбираем предметы ЕГЭ
Тема сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) уже не раз поднималась в наших материалах. В этот раз мы поразмышляем над тем, как сделать правильно выбор предметов для сдачи этого непростого экзамена.
Экзамен должен быть полезен
Ежегодно школьники должны определяться с выбором ЕГЭ до 1 февраля для того, чтобы успеть как следует подготовиться к итоговым испытаниям. При этом к выбору необходимо подходить крайне внимательно и ответственно, продумав то, в какой ВУЗ и на какой факультет будущий абитуриент планирует поступать, а также сдача экзаменов по каким предметам для этого необходима. Ведь существует такой нюанс – после 1 февраля изменить перечень и сложность выбранных предметов уже, как правило, нельзя.
Поэтому школьник к этому сроку должен со всей серьезностью отнестись к данному выбору, внимательно изучив сайты ВУЗов, в которые планируется подавать документы, а также условия приема на интересующие факультеты. Например, выпускник выбирает базовый уровень математики, а для поступления в определенный ВУЗ необходим профильный уровень. Прежде чем окончательно определиться, необходимо все внимательно и без спешки проштудировать.
Отметим, что обязательными экзаменами к сдаче являются математика и русский язык. По математике, как мы уже говорили, экзамен проводится на базовом и профильном уровнях. Школьник может выбрать как один из этих уровней, так и сразу два. При этом многие специалисты считают необходимым сдать одновременно два уровня, таким образом, проверив свои знания, а также иметь больше возможностей для будущего выбора направления. Экзамены по другим предметам школьники выбирают и сдают на свое усмотрение.
Не сдавать по принципу: лишь бы сдать!
Из всего выше сказанного можно сделать лишь один вывод – к определению предметов для сдачи ЕГЭ нужно подходить крайне внимательно. Достаточно обратится к статистике, и мы увидим, что почти половина выпускников российских ВУЗов в конечном итоге работает не по специальности, а это означает, по сути, впустую потраченные несколько лет на обучение профессии, которая тебе не интересна, либо попросту не востребована на рынке. При этом нужно учитывать, что в дальнейшем придется вновь потратить время на перепрофилирование, поэтому важность первоначального выбора переоценить сложно.
В современном мире помимо банального понимания самим школьником, что ему интересно и чем бы он хотел заниматься в будущем, для сомневающихся ребят существует множество курсов для определения профориентации и подготовки к сдаче ЕГЭ по соответствующим предметам. Ведь далеко не все выпускники могут себе точно представить, чем будут заниматься после окончания выбранного ВУЗа.
Вот еще пример не правильного подхода к определению предметов для сдачи итогового экзамена. Некоторые школьники выбирают его по принципу – легче сдать и меньше готовиться, не задумываясь о том, в какой университет они в дальнейшем смогут поступить со своими результатами. В итоге армия студентов забросивших учебу в ВУЗе или все-таки закончивших его, но отказавшихся от работы по специальности, продолжает расти.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что чем раньше школьник начнет задумываться о том, какие направления изучать в будущем ему наиболее интересно, тем он сможет точнее определиться с выбором предметов для сдачи ЕГЭ. В этом ему могут помочь как родители, так и грамотные специалисты по профориентации.
Редакция «УчисьУчись.рф»
xn--h1aa0abgczd7be.xn--p1ai