Тесты для подготовки к егэ по теме человек
С этим файлом связано 96 файл(ов). Среди них: khodosh3018.pdf, 23. Роль государства в экономике.doc, test_soc_struktura.doc, EGE-2014_Obschestvoznanie_Trenirovochnaya_rabota.pdf, История развития конституционного права.doc, Трудовое право.doc, Задания для участников 11 класс 2 тур 2010.doc, «Деньги — это свобода, выкованная из золота»..docx, Планы ответа C8 (шпаргалки).doc и ещё 86 файл(а).
Показать все связанные файлы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №5
Тесты для подготовки к ЕГЭ
по теме:
«ЧЕЛОВЕК»Подготовила:
учитель истории
Щелухина Анна
Сергеевна
Тема: «Человек».
Часть1 . Задания уровня А.
A1. Индивидуальность – это
1)специфические черты, присущие человеку как биологическому
организму
2)темперамент человека, его характер
3)неповторимое своеобразие как природного, так и
общественного в человеке
4)совокупность человеческих потребностей и способностей
A2. Признаком, отличающим человека от животного, является
1)проявление активности
2)целеполагание
3)приспособление к среде обитания
4)взаимодействие с окружающим миром
A3. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?
А. В человеке самой природой заложено умение жить в
обществе.
Б. Личность может формироваться только в человеческом
обществе.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
A4. Результаты производственной, общественной и духовной
деятельности человека и общества в совокупности можно
назвать
1)культурой
2)экономикой
3)мировоззрением
4)историей
A5. Деятельность человека и поведение животного характеризуются
1)выдвижением целей
2)механизмом самоконтроля
3)осознанным выбором средств
4)удовлетворением потребностей
A6. Труд в отличие от общения
1)является потребностью человека
2)может доставлять человеку удовольствие
3)непосредственно преобразует предметы окружающей среды
4)предполагает наличие цели
A7. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека является синонимом вседозволенности.
Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных
связей и взаимодействий.
1)Верно только А.
2)Верно только Б.
3)Верны оба суждения.
4)Оба суждения неверны.
A8. К потребностям человека, обусловленным его биологической
природой, относятся потребности в
1)самосохранении
2)самореализации
3)самопознании
4)самообразовании
A9. Качества личности проявляются в
1)чертах человека как биологического организма
2)наследственной предрасположенности
3)особенностях темперамента
4)социально-преобразующей деятельности
A10. Верны ли следующие суждения о проявлении индивидуального и
общественного в человеке?
А.Индивидуальное и общественное в человеке – результат
биологической эволюции.
Б.Индивидуальное и общественное развитие человека никак не
связаны друг с другом.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
А11. И человек, и животные способны
1)использовать предметы природы
2)изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда
3)передавать трудовые навыки последующим поколениям
4)осознавать собственные потребности
А12. У таких видов человеческой деятельности, как общение и
игра, общим является то, что они
1)допускают использование определённых правил или норм
2)предполагают обязательное наличие партнёра
3)носят условный характер
4)предписывают обязательное соблюдение ритуалов
А13. Кто является автором теории происхождения человека из животного мира,
постепенной эволюции от человекообразной обезьяны к собственно человеку?
И.И. Мечников
И.П. Павлов
Ч. Дарвин
Ж. Кювье
А14. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у
животного?
обменные процессы
творческая активность
работа органов чувств
потребность в пище
А15. В познавательной деятельности в отличие от трудовой:
средства должны соответствовать целям
цель состоит в получении достоверного знания
субъектом выступает отдельная личность
результатом является новый продукт
А16. Личность формируется под воздействием:
биологической программы
природной среды
социализации
А17. Ученик для учителя является:
объектом деятельности
конкурентом
субъектом деятельности
коллегой
А18. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и созидательной деятельности.
Б. Новорожденный человек является личностью.
1) верно А
верно Б
верно А и Б
оба суждения неверны
А19. К агентам вторичной социализации не относятся:
радиожурналист
двоюродный брат
преподаватель вуза
руководитель предприятия?
А20. Верны ли суждения?
Официальные межличностные отношения:
А. Строятся в зависимости от индивидуальных особенностей личности.
Б. Стандартизированы и обезличены.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
А21. Закончите утверждение: Человек — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, скорее всего, основывается на способности человека
вместе с другими людьми организовываться в сплоченные группы для отстаивания своих интересов;
давать отпор любым агрессивным выпадам против него;
приспосабливаться к условиям окружающей среды, не всегда для него благоприятной;
к созидательной творческой деятельности на основе развитого, совершенствующегося сознания (мышления, воображения, интуиции и т.д.)
А22. К экзистенциальным относятся потребности в:
комфорте
общении
познании
самоуважении
А23. Верны ли следующие суждения о самосознании?
А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.
Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением других людей о себе.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
А24. Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек остается частью природного мира.
Б. Человек развивается в процессе социальной и культурной эволюции.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
А25. Верны ли следующие суждения о выдающихся способностях человека?
А. Гениальным человека делает природа.
Б. Умственная одаренность — качество, обусловленное биологической природой человека.
верно только А
верно только Б
оба суждения верны
оба суждения неверны
А26. К практической деятельности относится
производство материальных благ
познание законов развития природы
формирование религиозных представлений о мире
сочинение музыки
А27. Деятельность в отличие от общения
является потребностью человека
может доставлять человеку удовольствие
предполагает наличие цели
непосредственно преобразует предметы окружающей среды
А28. Верны ли следующие утверждения о свободе личности?
А. Свобода человека предполагает ответственность человека перед обществом за свои действия и поступки.
Б. Свобода — это возможность выбора способа действия для достижения какой-либо цели.
верно только А
верно только Б
оба суждения верны
оба суждения неверны
А29. Из приведенного ниже списка выберите правильный ответ.
Человек как отдельный представитель человеческой общности, носитель индивидуально свободных черт называется:
деятелем
индивидом
лидером
личностью
А30. «Вторая природа», или «неорганическое тело», человека — это
Мир социально-искусственных предметов, созданных человеком.
Мир сверхъестественного, таинственного и загадочного.
Сфера истинного и настоящего в отличие от повседневной, скучной и однообразной жизни.
Результат преодоления или отрицания первой — естественно-биологической природы человека.
А31. Природа человека
Это врожденная биопсихическая конституция, общая для всех людей.
Есть не что иное, как совокупность его базовых потребностей.
Представляет собой основные и неизменные качества человека.
Это совокупность таких качеств, как разум, совесть, долг, дар общения.
А32. К потребностям человека, обусловленным обществом, относится потребность в
трудовой деятельности
сохранении рода
самосохранении
физической активности
А33. Отличительным признаком понятия «личность» является (-ются)
членораздельная речь
сознание и мышление
способность брать ответственность на себя
наличие физических потребностей
А34. Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Идеальное «Я» — это представление о том, каким хотят меня видеть окружающие.
Б. Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.
верно только А
верно только Б
оба суждения верны
оба суждения неверны
А35. Основным фактором формирования личности является
природная среда
общение с окружающими
механизм наследственности
врожденные склонности
А36. Личность – это
человек, живущий в обществе и обладающий системой социально значимых черт, свойств и качеств
темперамент человека, его характер
неповторимые психофизиологические особенности человека
совокупность оригинальных человеческих способностей
А37. Верны ли следующие суждения о выделении человека из природы?
А. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него сознания
и разума.
Б. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него
определённого набора инстинктов.
верно только А
верно только Б
верно и А, и Б
оба суждения неверны
А38. Понятие «индивидуальность» фиксирует:
единичного представителя человеческого рода
особенности темперамента человека, его характер
трудовую активность человека
неповторимое оригинальное своеобразие человека, подразумевая не только его внешний облик, но и совокупность социально значимых качеств.
А39. Ориентирами моральной человеческой деятельности являются:
ценности
влечения
потребности
интересы.
А40. Верны ли следующие суждения о формировании преемственности в поведении
человека?
А. Функции врождённых инстинктов, свойственные животным, у человека
заменяются нормами (правилами).
Б. Своеобразной программой поведения человека выступает культура.
верно только А
верно только Б
верно и А, и Б
оба суждения неверны
А41. Какой признак характеризует человека как личность?
активная жизненная позиция
физическое и психическое здоровье
принадлежность в виду homo sapiens
особенности внешности
А42. «Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных
свойств». Данное утверждение является примером
художественного образа
мифологического знания
религиозной нормы
научного знания
А43. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с
другими людьми, характеризуют его как
индивида
индивидуальность
организм
личность
А44. Общее в деятельности изобретателей, писателей, художников то, что она является
административной
практической
материальной
творческой
А45. И человеку, и животному свойственны потребности в
самореализации
самосохранении
самопознании
самообразовании
А46. Человек в отличие от животного способен
совершать привычные действия
предварительно обдумывать своё поведение
проявлять эмоции
заботиться о потомстве
А47. В отличие от животного человек способен
реагировать с помощью чувств
вырабатывать условные рефлексы
удовлетворять потребности
прогнозировать результаты действий
А48. К социальным потребностям человека относится потребность
дышать
питаться
спать
общаться
А49. Научные открытия представляют собой результат деятельности
материально-производственной
социально-преобразовательной
практической
духовной
А50. Игра, учение, труд выступают в качестве
критериев истины
видов деятельности
социальных качеств
биологических потребностей
А51. Укажите один из признаков человеческой деятельности, отличающий её от
поведения животных:
проявление активности
целеполагание
приспособление к среде обитания
взаимодействие с окружающим миром
А52. Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего «я»?
самообразование
самопознание
самосохранение
самолюбование
А53. Результатом самопознания, в частности, является
накопление знаний о человека и природе
познание ценностей общества
изучение социальных норм
представление о своих способностях
А54. Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностях
собственной внешности
различных типов темперамента
моральных и правовых норм
взаимодействия человека и природы
А55. Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно-
исторической деятельности, является характеристикой его
социальной сущности
биологической природы
физиологических особенностей
психологических качеств
А56. Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической,
психологической и социальной. Социальная составляющая включает
знания и умения
чувства и волю
физическое развитие
возрастные особенности
А57. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личность – продукт биологической эволюции.
Б. Максимальное влияние на личность оказывает общество.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А58. Верны ли следующие суждения о связи деятельности и общения?
А. Общение – это сторона любой совместной деятельности, поскольку
деятельность предполагает взаимодействие.
Б. Общение – это особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями,
действиями.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
А59. Основой человеческого существования является
потребительство
деятельность
любовь
дружба
А60. Активность человека, имеющая нравственный или безнравственный смысл,
Называется
показухой
поведением
самовыражение
презентацией
А61. Воля – это
власть над собой, управление своими действиями, сознательное регулирование своего поведения
способность дать сдачи обидчику
умение выступать принципиально против любой точки зрения, кроме своей
способность к самой опасной и жестокой борьбе
А62. Высший нравственный смысл человеческой деятельности придаёт
самоотдача
материальная выгода
гордость за совершённое
наслаждение мастерством.
Не забудьте перенести все записанные в тексте экзаменационной работы ответы в бланк ответов № 1 (без пробелов между цифрами и буквами).
перейти в каталог файлов
vkist.ru
Тренировочные тесты. Подготовка к ЕГЭ. Человек и общество.
Человек и общество
1. Задание 1 . Запишите слово, пропущенное в таблице.
ОБЪЕКТЫ НАУКИ
НАУКАОБЪЕКТ НАУКИ
…
Закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти
Правоведение
Система основных понятий юриспруденции и основные отрасли российского права
2. Запишите слово, пропущенное в таблице.
СФЕРЫ ОБЩЕСТВА
СФЕРЫУЧРЕЖДЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ)
Экономическая
Заводы, фирмы, банки, рынки и др.
…
Государство, парламент, правительство, судебная система, партии и др.
3. Запишите слово, пропущенное в схеме.
4. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ХАРАКТЕРИСТИКА
…
Освоение мировоззренческих установок, основанных на вере в сверхъестественное
Искусство
Освоение и воплощение эстетических ценностей
5. Запишите слово, пропущенное в схеме.
6. Запишите слово, пропущенное в таблице.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
Экономические отношения
Отношения, возникающие и воспроизводимые в процессе материального производства
… отношения
Отношения, возникающие в обществе и отражающие отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти
7. Запишите слово, пропущенное в схеме.
8. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ТИП ОБЩЕСТВАОСНОВА ПРОИЗВОДСТВА
…
Земля и ручной труд
Индустриальное
Промышленное производство
Постиндустриальное
Знания, информация
9. Запишите слово, пропущенное в схеме:
10. Запишите слово, пропущенное в схеме:
11.2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). социальная революция, политическая реформа, социальная динамика, контрреформа в области образования, общественный прогресс.
12.2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). природа, общество, экономика, политика, система.
13.2.
14.2. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание) социальная революция, экономическая реформа, общественный прогресс, социальная динамика, коренные преобразования
15. Задание 3 . Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) прогресс, 2)структура. 3) эволюция, 4) реформа, 5) спад, 6) стратификация .
16.3 Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исключением двух, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) биологические 2) физиологические, 3) социальные, 4) органические, 5) естественные, 6) эстетические
17.3 Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный прогресс». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) реформа, 2) эволюция, 3) революция4) застой5) скачок,6) спад
18.3 Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «биологические потребности человека». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
19.3 Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к высшим моральным ценностям. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) добро,2) смысл жизни,3) деньги,4) свобода,5) собственность,6) счастье.
20. 3.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются социальными качествами человека. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) порядочность2) сообразительность3) законопослушность4) трудолюбие5) начитанность6) быстрота реакций
21.3 Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют постиндустриальное общество. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) натуральное хозяйство, 2) коллективистские ценности ,3) широкое распространение микропроцессорных технологий,4) переход к выпуску малосерийных изделий,5) превращение информации в фактор производства,6) развитие электронных средств коммуникации.
22.4 Найдите в приведенном списке черты, отличающие глобальные проблемы от других проблем человечества. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) требуют для своего разрешения совместных усилий государств мира
2) возникли во второй половине прошлого века
3) отражают противоречие между потребностями людей и возможностями
4) вызваны нехваткой природных ресурсов
5) носят масштабный характер
23.4. Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) способность к совместной преобразовательной деятельности
2) стремление к самореализации
3) умение приспосабливаться к природным условиям
4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем
5) потребность в воде, пище, отдыхе
24.4. Найдите в приведенном ниже списке общественные явления. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) возникновение государства
2) генетическая предрасположенность к отдельным заболеваниям
3) проявления наследственности
4) формирование наций
5) чувственное восприятие мира
6) развитие рынка
25.4. Найдите в приведённом списке черты общества как динамичной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) обособление от природы
2) отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов
3) способность к самоорганизации и саморазвитию
4) выделение из материального мира
5) постоянные изменения
6) возможность деградации отдельных элементов
26.4. Найдите в приведённом ниже списке черты общества индустриального типа и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) механизация и автоматизация производства и управления
2) определяющая роль урбанизации в социальной жизни
3) высокий уровень социальной мобильности
4) господство церкви и армии в политической сфере общества
5) господство сельского натурального хозяйства
6) серийное производство товаров массового потребления
27.5 Установите соответствие между характеристиками различных обществ и их типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
ТИПЫ ОБЩЕСТВ
A) господство сельского натурального хозяйства
Б) доминирование интенсивных технологий
B) господство общинной собственности
Г) преобладание ручных орудий труда
Д) развитие расширенного воспроизводства
1) традиционное (аграрное)
2) индустриальное
28.5 Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Б) религия
В) образование
Г) производство
Д) семья
1) экономика
2) политика
3) духовная культура
4) социальные отношения
29.25.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общество»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об обществе.
30.25.Назовите любые три группы потребностей человека.
31.25.Назовите три исторических типа общества.
32.25 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественный прогресс»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественном прогрессе.
33.26.С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности.
34.26. Покажите на трех примерах тесную связь общества и природы.
35. 26. Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем современности.
36.26. Приведите три примера проявления человека как личности.
37.27.Рост населения в развивающихся странах со всей остротой поставил продовольственную проблему. Для ее решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства — освоение все новых земель. Это ведет к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы.
38.27.Отечественный ученый-психолог Б.Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок-Маугли). Разделяете ли Вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.
39.28.Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Биосоциальная природа человека». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
40..28.Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
41.28.Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
infourok.ru
Словарь терминов по подготовке а ЕГЭ по теме «Человек и общество»
Раздел ОБЩЕСТВО и ЧЕЛОВЕК
Общество в широком смысле означает обособившуюся от природы, но тесно связанную с ней часть материального мира, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
Общество в узком смысле есть сложная социальная система, основным элементом которой являются люди с их связями , взаимодействием и отношениями.
Открытая система — это система, которая имеет вход и выход, обменивается с окружающей средой веществом и энергией и поддерживает внутреннее равновесие
Цикл в развитии общества — это чередование прогресса и регресса.
Природа — совокупность естественных условий на земле (поверхность, растительность, климат),
органический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека.
Эволюция общества — развитие общества в результате постепенных непрерывных изменений, плавно
переходящих из одного в другое.
Революция — коренной переворот в жизни общества, резкий скачкообразный переход от одного
качественного состояния к другому.
Прогресс — направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному.
Успех, достигнутый по сравнению с прошлым.
Регресс — направление развития, для которого характерен переход от высшего к низшему. ухудшение, возврата к изжившим
себя формам и структурам.
Реформа — Преобразование, изменение, переустройство в какой-либо сфере общественной жизни не уничтожаю её основ.
Частичные преобразования.
Глобализация (франц. global — всеобщий, от лат. globus шар) — исторический процесс сближения наций и народов, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую систему.
Цивилизация — это общество, построенное на определённом наборе (списке) великих социальных изобретений.
Одна цивилизация отличается от другой цивилизации набором (списком) этих изобретений.
Информационное общество — постиндустриальное общество, где основной производительной силой выступают знания и информация.
Постиндустриальное общество — общество, где основной производительной силой выступают наука и новые интеллектуальные технологии. Большинство работников заняты в обслуживании: торговля, финансы, транспорт, здравоохранение, досуг, наука, образование, правительство.
Экология — наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.
Культура — совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и
передаваемых из поколения в поколение.
Наука — сфера деятельности людей направленная на получение достоверных знаний о мире и человеке.
Индукция — это восхождение от конкретного к абстрактному, от опытных данных к теории
Абсолютная истина — это полное соответствие формы психики (например, суждения, образа и т. д.) и объекта познания.
Наука — это деятельность человека по получению, систематизации и проверке знаний
Ценности — это фундаментальные нормы и требования (императивы) в обществе о достоинстве, красоте, благочестии,
это культурные стандарты хорошего и плохого.
Мораль – 1) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции
действий человека с помощью норм, имеющих ценностное обоснование, ограничивающийся только духовным воздействием.
2) общепринятые нормы и правила поведения
Нравственность – 1. личностное восприятие морали отдельно взятым индивидом самостоятельный выбор человека к моральным
законам
Религия — мировоззрение, а также соответствующее поведение людей, основанное на вере в существование высших сил,
богов имеющих неземную форму и господствующих над человеком в его повседневной жизни.
Искусство — образно-символическая форма культуры, отражающая восприятие человеком реального мира и своего внутреннего
состояния через звук, пластику тела, рисунок, слово, цвет, и т.д.
Искусство — это специфическая форма отражения окружающего мира при помощи художественных образов.
Образование —
1.процесс приобретения знаний о мире, приобщение к культуре, к ценностям человеческого общества.
2. целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства сопровождающийся
констатацией достижений.
Чувственное познание — вид познания, к которому обычно относят ощущение, восприятие и представление
Истина — знание о действительности, в границах конкретного этапа развития общества, науки которое со временем может
углубляется и уточняется по мере развития практики и познания.
Вера — признание чего-нибудь истинным без предварительной фактической или логической проверки, убеждение которое
не требует доказательств.
Духовная культура — одна из сторон общей культуры человечества, включает в себя явления, не имеющие материального
воплощения, связанные с сознанием, интеллектом, эмоционально-психологической деятельностью человека (язык, обычаи и
нравы, верования, знания).
Народная культура — народное творчество, художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его
жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и существующая в народных массах
Массовая культура — форма культуры, произведения которой стандартны, общедоступны, упрощены, безличны и
распространяются среди широкой публики с помощью средств массовой информации без учёта религиозных, региональных
и классовых субкультур
Элитарная культура — субкультура привилегированных групп общества или профессионалов-специалистов,
характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью.
Субкультура — это такой вид культуры, нормы которой не противоречат, но отличаются от норм господствующей культуры
Контркультура — это такой вид культуры, нормы которой противоречат нормам господствующей культуры.
Язык — это средство передачи культуры с помощью символов.
Индивид – отдельно взятый человек как существующий живой организм
Индивидуальность – своеобразное сочетание биологических, физических, социальных, психических свойств отличающих
одного человека от других его неповторимая уникальность.
Личность (маска) – устойчивая целостность психологических характеристик человека (темперамент, характер, воля, эмоции,
мотивы, социальные установки)
Деятельность – активность, направленная на преобразование окружающего мира
Ноосфера — это оболочка Земли, которая является результатом человеческой деятельности.
Гуманизм — мировоззрение проникнутое любовью к людям уважением, заботой о благе человека
Потребности — необходимость человека в чём-либо нужном для его жизнедеятельности и развития
Человек — это разумное животное, имеющее способность к орудийной деятельности, устной речи и абстрактному мышлению.
Человек — высшая ступень живых организмов на Земле с ярко выраженной способностью изменять себя и окружающий мир
Общение — деятельность, в ходе которой происходит удовлетворение потребности человека в контакте с другими, состоящее
в непосредственном обмене эмоциями, информацией, опытом.
Обучение — целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной
деятельности человека, осуществляемый под руководством специалистов-профессионалов.
Игра — деятельность, направленная на условное моделирование жизненной ситуации, событий, мотив которой заключается не в ее
результатах, а в самом процессе в ходе которой происходит удовлетворение потребностей в удовольствии, снятии напряжения,
а также развитие определенных навыков, и умений.
Труд — целесообразная деятельность людей, направленная создание материальных и духовных благ
самовоспитание — сознательная систематическая работа над собой приближение к идеалу
Самореализация — стремление человека к возможно более полному выявлению, развитию и применению своих талантов,
способностей, личностных возможностей
infourok.ru
Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по обществознанию по теме «Человек и общество»
Человек и общество.
Задание 1. Вставьте пропущенное слово.
1.
ЭЛЕМЕНТ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ХАРАКТЕРИСТИКА
Объект
тот, кто осуществляет деятельность
Цель
то, на что деятельность направлена
?
идеальный образ желаемого результата
2.
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕЛЬ
?
Приобретение знаний
Труд
Достижение практически полезного результата, создание продуктов потребления
3
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕЛЬ
?
Создание необходимых людям благ
Игра
Имитация реальных действий воображаемыми средствами
4
5
6
7
8
Задание 2.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1
1) демографические проблемы; 2) глобальные проблемы; 3) экологические проблемы; 4) экономические проблемы; 5) продовольственные проблемы.
2
1) социальная революция; 2) экономическая реформа; 3) общественный прогресс; 4) социальная динамика; 5) коренные преобразования.
3
1) сословное деление; 2) воспроизводство социального идеала; 3) коллективистские ценности; 4) традиционное общество; 5) сельская община; 6) сращивание власти и собственности; 7) низкая социальная мобильность.
4
1) природа; 2) общество; 3) экономика; 4) политика; 5) система.
5
1) экологический кризис; 2) угроза новой мировой войны; 3) рост наркомании; 4) распространение СПИДа; 5) угроза XXI века.
6
1) наука; 2) искусство; 3) духовная сфера; 4) религия; 5) мораль.
7
1) Технический прогресс; 2) социальный прогресс; 3) социальная реформа; 4) неолитическая революция; 5) модернизация
8
1)знания; 2) мировоззрение; 3) ценности; 4) установки; 5) убеждения.
9
1) биологическая природа человека; 2) инстинктивное поведение; 3) физиологические потребности; 4) физическое развитие; 5) возрастные особенности развития психики.
10
1) потребность; 2) установка; 3) убеждение; 4) мотив; 5) интерес; 6) эмоция; 7) идеал.
11
1) мотив; 2) компонент деятельности; 3) цель; 4) процесс; 5) результат; 6) метод.
12
1) транснациональные корпорации; 2) глобализация; 3) интернационализация; 4) Интернет; 5) компьютеризация; 6) глобальные проблемы.
Задание 3.
1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «формы научного познания».
1) биологические; 2) физиологические; 3) социальные; 4) органические; 5) естественные; 6) эстетические.
2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «структура деятельности».
1) субъект; 2) цель; 3) средства; 4) индивид; 5) институт; 6) результат.
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к высшим моральным ценностям.
1) добро; 2) смысл жизни; 3) деньги; 4) свобода; 5) собственность; 6) счастье.
4. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «биологические потребности человека».
1) воспроизводство рода; 2) самореализация; 3) питание; 4) дыхание; 5) движение; 6) общение; 7) отдых.
5. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к элементам структуры деятельности.
1) цель деятельности; 2) мотив деятельности; 3) средства деятельности; 4) характер деятельности; 5) виды деятельности.
6. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к индустриальному обществу.
1) массовая культура; 2) технология; 3) община; 4) частная собственность; 5) промышленное предприятие; 6) классы; 7) экологический кризис; 8) глобализация.
7. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к экономической сфере общества.
1) собственность; 2) производство; 3) этнос; 4) распределение; 5) социализация; 6) обмен; 7) инфляция.
8. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к практической деятельности.
1) земледелие; 2) реформа государственного аппарата; 3) производство; 4) идеология; 5) строительство; 6) проповедничество.
9. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику.
1) прогресс; 2) структура; 3) эволюция; 4) реформа; 5) спад; 6) стратификация.
Задание 19.
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
Определите, какие положения текста имеют
фактический характер
характер оценочных суждений
характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
А
Б
В
Г
1. (А) И человек, и животное обладают нервной системой, способны ощущать и воспринимать окружающую действительность. (Б) Человек — существо биосоциальное, обладающее абстрактным мышлением, способностью осознавать цели своей деятельности и предвидеть её результаты. (В) Можно констатировать, что благодаря этому человек возвысился над всеми живыми организмами и подчинил себе природу. (Г) Все действия человека продуманны и направлены на дальнейшее укрепление его положения как «царя природы».
2. (А) Учёные насчитали несколько десятков научных направлений, занимающихся изучением человека. (Б) Защищено немало диссертаций по этим направлениям. (В) Но знание о человеке всё ещё имеет фрагментарный характер, не позволяет уяснить многие важные аспекты. (Г) Сущность человека проявляется на нескольких уровнях: биологическом, психологическом, социальном. (Д) Вряд ли удастся в ближайшее время осуществить прорыв в изучении человека на социальном уровне.
3. (А) Интернет позволяет общаться людям, находящимся в разных уголках планеты (Б) Интернет-пользователи могут высказывать свою точку зрения по различным проблемам, выражать свои интересы. (В) Владельцы социальных сетей установили, что интересы людей эволюционируют вместе с развитием тех возможностей, которые предоставляет Сеть. (Г) Это вызывает тревогу, так как создаются новые возможности для манипулирования сознанием больших масс людей. (Д) Сознание является совокупностью психических процессов человека, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире.
4. (А) Современные школьники широко пользуются техническими устройствами (гаджетами) с выходом в Интернет. (Б) Сегодня Интернет — незаменимый помощник для подготовки докладов, рефератов, ученических научных работ. (В) Тенденция развития информатизации образования предполагает формирование системы непрерывного образования на базе информационных технологий. (Г) Сегодня трудно недооценить значение Интернета как источника получения информации для всех школьников. (Д) Каждую секунду восемь человек на планете становятся участниками какой-либо из существующих социальных сетей.
5. (А) По данным социологических опросов современные школьники стали меньше читать книг. (Б) Это отрицательно сказывается на развитии учащихся. (В) Уровень знаний абитуриентов по русскому языку и литературе удручающе низкий. (Г) Контрольные работы показывают, что не все студенты-первокурсники обладают умениями, необходимыми для учёбы в вузе. (Д) Одна из целей изучения филологии — овладение навыками анализа литературных произведений.
6. (А) Понятие прогресса выражает идею совершенствования, перехода к более высоким ступеням развития, преодоления устарелого, отжившего, победы нового, передового. (Б) Социальный прогресс, то есть прогресс в развитии общества, имеет, на наш взгляд, аналогичное значение. (В) Идея социального прогресса, то есть поступательного движения общества, является, вне всякого сомнения, революционной идеей. (Г) Она означает развитие общества по восходящей линии, другими словами, обязательную смену устаревших и отживших свой век институтов новыми, молодыми и растущими. (Д) Идея общественного прогресса зародилась в философии на основе объективных наблюдений социально-культурных преобразований человеческого общества.
7. (А) Общество — часть материального мира, обособившаяся от природы, но сохранившая с ней тесную взаимосвязь. (Б) Общество и человек пытаются преобразовывать природу, приспосабливая её под свои нужды. (В) Но власть людей над природой, думается, мнима, сомнительна. (Г) Ежегодно много людей гибнет из-за природных катаклизмов, океанических цунами, наводнений, пожаров. (Д) Людям следует более бережно и ответственно относиться к внешней естественной среде своего обитания.
8. (А) Постижение прошлого человечества — довольно сложный процесс. (Б) В нём объективные факты переплетаются с субъективными мнениями и оценками. (В) История общества методологически изучается с точки зрения двух подходов: линейного (формацион- ного и стадиально-цивилизационного) и нелинейного (локально- цивилизационного).(Г) На наш взгляд, широко используемое понятие «цивилизация» является слишком неоднозначным.
9. (А) На наш взгляд, сегодня многие значительно преуменьшают опасность новой мировой войны, что абсолютно неоправданно. (Б) В странах мира насчитывается около 70 тысяч единиц ядерного оружия. (В) Проведённые расчёты показывают, что этот арсенал способен уничтожить жизнь на планете. (Г) Глобальные проблемы — это вызовы современности, представляющие угрозу для существования всего человечества и требующие объединения усилий всех стран для их совместного решения.
10. (А) Философ Д. Анин выдвинул тезис о противоречивости прогресса. (Б) С ним трудно не согласиться. (В) Человечество должно осуществлять контроль не только за производством, но и за потреблением. (Г) На наш взгляд, сегодня во многих уголках планеты уровень культуры производства и потребления остаётся крайне низким. (Д) Под противоречивостью прогресса понимается сложность и непредсказуемость результатов преобразовательной человеческой деятельности.
11. (А) Развитие техногенной цивилизации, основанной на росте производительности труда за счёт машинных технологий, породило ряд противоречий между обществом и природой, проявлением которых стала глобальная экологическая проблема. (Б) Ни капиталистическая, ни социалистическая системы не смогли в полном объёме реализовать принцип гуманизма во всех аспектах социальных отношений. (В) Это выразилось в угнетении человека человеком, противостоянии социальных систем. (Г) Отношение к природе можно назвать хищническим. (Д) Последствия этого проявились в глобальных кризисах, потрясавших обе системы.
12. (А) Проблема «Восток — Запад» непременно всплывала в России в переломные эпохи, когда в очередной раз решались судьбы страны. (Б) Сегодня она опять чрезвычайно популярна. (В) Западничество — это направление в общественно-философской мысли, возникшее в XIX веке, сторонники которого пропагандировали западные ценности, образ жизни, культуру, западную модель развития общества. (Г) Одновременно с этим, в противоположность идеям «западников», развивалась идея славянофильства. (Д) На наш взгляд, эта проблема ещё долго будет открытой.
Задание 20.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
1. «Человек живет в (А), и его поступки обусловлены становлением, развитием в человеческом коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определённые ___________(Б) с окружающими.
В условиях современной России и складывающихся в ней новых общественных отношений, рыночной ____________(В) и конкурентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понимания творящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными
(Г). И в этом неоценимую помощь оказывает социальная психология. Социальная психология изучает_____________(Д) психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль__________(Е), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла».
Список терминов:
1) знание
2) общество
3) группа
4) позиция
5) отношение
6) норма
7) закономерность
8) поведение
9) экономика
2. «В труде, учении, (А) формируются и проявляются все стороны психики. Особо встаёт вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства ___________(Б) — её способности и характерологические черты —
формируются в ходе жизни. Врождённые (В) организма являются лишь __________ (Г)’— весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства — __________(Д) и черты характера в зависимости от хода его жизни и __________(Е). В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер».
Список терминов:
1. особенность
2. способности
3. личность
4. игра
5. общество
6. задатки
7. общение
8. деятельность
9. группа
3. «Наличие существенных психологических (А) между мужчинами и женщинами ни у кого не вызывает сомнений. Но эмпирические данные по данному вопросу, несмотря на огромное число ________(Б), недостаточны и часто противоречивы. На восприятие полов существенно влияют распространённые ___________В), представляющие мужчин активными, агрессивными и эффективно действующими, а женщин — пассивными, зависимыми и эмоциональными. Женщины в представлении большой части населения, должны в первую очередь успешно исполнять традиционно приписываемую им ________________(Г) „домашней хозяйки», „хранительницы домашнего очага» и т.п. Мужчинам же следует заниматься профессиональным трудом, который гарантирует им высокий социальный ___________(Д) и позволяет обеспечивать уровень и качество жизни их семей. На деле же полоролевое разделение потеряло былую жёсткость, количество исключительно мужских и исключительно женских занятий резко уменьшилось, а взаимоотношения мужчин и женщин в семье и на производстве стали в принципе равными».
Список терминов:
1. исследование
2. различие
3. труд
4. общение
5. учение
6. стереотип
7. роль
8. статус
9. группа
4. «Мотивом (А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная ___________(Б) человека. Это определённая форма связи
с внешним миром (В), социальной группы, общества в целом. В зависимости от задач изучения потребностей в современной науке применяются различные их классификации. Потребности, вызванные биологической природой человека, называются _______________(Г). Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. Потребности, связанные с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности, в общении с другими людьми, характеризуются как _____________(Д). Потребности, связанные с познанием человеком окружающего мира и смысла своего существования, относятся к ______________(Е). Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности».
Список терминов:
1. потребность
2. деятельность
3. причина
4. социальный
5. естественный
6. подлинный
7. социализация
8. личность
9. идеальный (духовный)
5. «В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них — о значении стиля общения с ребёнком для развития его ___________(А).
Теперь уже стало бесспорной истиной, что (Б) так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишён постоянных ____________(В) со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растёт, худеет, теряет интерес к жизни. Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение „отравляет» ____________(Г) ребёнка, ставит под удар его эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.
Основные черты благоприятного стиля общения в семье определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. ___________(Д) в воспитании основан прежде всего на понимании ребёнка — его нужд и ___________(Е), на знании закономерностей его роста и развития его личности».
Список терминов:
1. потребности
2. психика
3. личность
4. культура
5. общение
6. семья
7. контакт
8. группа
9. гуманизм
6. «Социальное познание, то есть познание ____________(А), осуществляется рядом наук, которые получили название ______________(Б) наук. (В) изучает общество, закономерности его функционирования и развития, взаимодействие социальных общностей разного типа и уровня, социальные институты, процессы и их связи. Предметом изучения_______ (Г) являются политические процессы,
отношения, ценности, культура. (Д) возникла из потребности в изучении общих принципов развития бытия и сознания. Совокупность моральных правил, норм совместной жизни людей
в обществе, их поведения и отношения друг к другу изучает (Е)».
Список терминов:
1. естественные
2. политология
3. объект
4. общество
5. история
6. философия
7. гуманитарные
8. социология
9. этика
7. «Деятельность — присущая только человеку форма взаимодействия с ____________(А). Основное её содержание — изменение и ______________(Б) мира в интересах людей. Деятельность характеризуется направленностью на создание того, чего нет в природе, на (В) продукта материальной или духовной культуры. Деятельность всегда связана с определённой _____________(Г), она и осуществляется ради её удовлетворения. Деятельность проявляется в различных сферах общества. Ей свойственны такие черты, как ____________(Д), продуктивность, общественный характер. Она включает в себя цель, средства, _________________(Е), а сам процесс деятельности обычно состоит из ряда действий и поступков».
Список терминов:
1. окружающий мир
2. преобразование
3. приспособление
4. результат
5. сознательность
6. производство
7. потребность
8. потребление
9. мотив
8. ______________(А) современные учёные называют процесс формирования единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и мировой системы___________(Б), внедряются единые
представления об оптимальном социально-политическом устройстве, распространяется _________(В). Глобализация — (Г) процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, происходит становление __________(Д) общества, с другой — обостряются экономические разногласия стран Запада со странами третьего мира, обостряется проблема (Е)».
Список терминов:
1. диалог культур
2. разделение труда
3. общество
4. глобализация
5. противоречивый
6. массовая культура
7. сельское хозяйство
8. информационный
9. компьютер
9. «Понятия „индустриальное общество» и „индустриальная _____________(А)» можно использовать как синонимы. Французский философ и социолог Р. Арон описывает процесс поступательного развития общества как переход от отсталого аграрного „традиционного» общества, в котором господствуют натуральное _________(Б) и сословная _____________(В), к передовому, промышленно развитому
„индустриальному обществу». С точки зрения сторонников данной теории, именно характеристики крупной ____________(Г) и обусловливают __________(Д) во всех иных (Е) общественной жизни».
Список терминов:
1. сфера
2. государство
3. хозяйство
4. сознание
5. процесс
6. революция
7. промышленность
8. цивилизация
9. иерархия
10. «Первый тип цивилизаций — (А) общества. Он представлен многими государствами Азии и Африки. Среди духовных ценностей в них ведущее место занимает установка на ___________(Б)
к природе, а не её целенаправленное преобразование. Ценна активность, направленная вовнутрь человека, на ______________(В). Особое значение в регулировании общественных отношений имеют ________(Г),
а также обычаи и традиции. Большую роль в жизни людей играла _____________(Д), в собственности которой находились земля, ирригационные сооружения. Развитие экономики таких обществ носит (Е) характер».
Список терминов:
1. постиндустриальные
2. община
3. традиционные
4. религия
5. приспособление
6. индустриальные
7. интенсивный
8. самосозерцание
9. экстенсивный
11. «По мнению А. Тоффлера, 300 лет назад в Западной Европе произошла ________(А). На смену аграрному (традиционному) обществу пришло ___________(Б). Человечество по-новому начинает воспринимать __________(В) — как поток, который нельзя остановить. В то же время его можно потерять, потратить зря. У человека появляется _________(Г), но одновременно возникает проблема риска, ответственности. Важным процессом является ___________(Д) — рост городов, связи личного типа преобразуются в разнообразные связи с разнообразными социальными группами. Зарождается представление о _______(Е). В экономической сфере господствует _________(Ж)».
Список терминов:
1. индустриальный
2. богатство
3. промышленная революция
4. частная собственность
5. урбанизация
6. время
7. право выбора
8. индустриализация
9. права человека
infourok.ru
Тесты для подготовки к егэ по теме: «человек»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №5
Тесты для подготовки к ЕГЭ
по теме:
«ЧЕЛОВЕК»
Подготовила:
учитель истории
Щелухина Анна
Сергеевна
Тема: «Человек».
Часть1 . Задания уровня А.
A1. Индивидуальность – это
1)специфические черты, присущие человеку как биологическому
организму
2)темперамент человека, его характер
3)неповторимое своеобразие как природного, так и
общественного в человеке
4)совокупность человеческих потребностей и способностей
A2. Признаком, отличающим человека от животного, является
1)проявление активности
2)целеполагание
3)приспособление к среде обитания
4)взаимодействие с окружающим миром
^
А. В человеке самой природой заложено умение жить в
обществе.
Б. Личность может формироваться только в человеческом
обществе.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
A4. Результаты производственной, общественной и духовной
деятельности человека и общества в совокупности можно
назвать
1)культурой
2)экономикой
3)мировоззрением
4)историей
A5. Деятельность человека и поведение животного характеризуются
1)выдвижением целей
2)механизмом самоконтроля
3)осознанным выбором средств
4)удовлетворением потребностей
A6. Труд в отличие от общения
1)является потребностью человека
2)может доставлять человеку удовольствие
3)непосредственно преобразует предметы окружающей среды
4)предполагает наличие цели
A7. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека является синонимом вседозволенности.
Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных
связей и взаимодействий.
1)Верно только А.
2)Верно только Б.
3)Верны оба суждения.
4)Оба суждения неверны.
A8. К потребностям человека, обусловленным его биологической
природой, относятся потребности в
1)самосохранении
2)самореализации
3)самопознании
4)самообразовании
A9. Качества личности проявляются в
1)чертах человека как биологического организма
2)наследственной предрасположенности
3)особенностях темперамента
4)социально-преобразующей деятельности
A10. Верны ли следующие суждения о проявлении индивидуального и
общественного в человеке?
А.Индивидуальное и общественное в человеке – результат
биологической эволюции.
Б.Индивидуальное и общественное развитие человека никак не
связаны друг с другом.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
А11. И человек, и животные способны
1)использовать предметы природы
2)изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда
3)передавать трудовые навыки последующим поколениям
4)осознавать собственные потребности
^
игра, общим является то, что они
1)допускают использование определённых правил или норм
2)предполагают обязательное наличие партнёра
3)носят условный характер
4)предписывают обязательное соблюдение ритуалов
А13. Кто является автором теории происхождения человека из животного мира,
постепенной эволюции от человекообразной обезьяны к собственно человеку?
И.И. Мечников
И.П. Павлов
Ч. Дарвин
Ж. Кювье
А14. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у
животного?
обменные процессы
творческая активность
работа органов чувств
потребность в пище
А15. В познавательной деятельности в отличие от трудовой:
средства должны соответствовать целям
цель состоит в получении достоверного знания
субъектом выступает отдельная личность
результатом является новый продукт
А16. Личность формируется под воздействием:
биологической программы
природной среды
социализации
А17. Ученик для учителя является:
объектом деятельности
конкурентом
субъектом деятельности
коллегой
А18. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и созидательной деятельности.
Б. Новорожденный человек является личностью.
1) верно А
верно Б
верно А и Б
оба суждения неверны
А19. К агентам вторичной социализации не относятся:
радиожурналист
двоюродный брат
преподаватель вуза
руководитель предприятия?
А20. Верны ли суждения?
Официальные межличностные отношения:
А. Строятся в зависимости от индивидуальных особенностей личности.
Б. Стандартизированы и обезличены.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
А21. Закончите утверждение: Человек — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, скорее всего, основывается на способности человека
вместе с другими людьми организовываться в сплоченные группы для отстаивания своих интересов;
давать отпор любым агрессивным выпадам против него;
приспосабливаться к условиям окружающей среды, не всегда для него благоприятной;
к созидательной творческой деятельности на основе развитого, совершенствующегося сознания (мышления, воображения, интуиции и т.д.)
А22. К экзистенциальным относятся потребности в:
комфорте
общении
познании
самоуважении
А23. Верны ли следующие суждения о самосознании?
А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.
Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением других людей о себе.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
А24. Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек остается частью природного мира.
Б. Человек развивается в процессе социальной и культурной эволюции.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
А25. Верны ли следующие суждения о выдающихся способностях человека?
А. Гениальным человека делает природа.
Б. Умственная одаренность — качество, обусловленное биологической природой человека.
верно только А
верно только Б
оба суждения верны
оба суждения неверны
А26. К практической деятельности относится
производство материальных благ
познание законов развития природы
формирование религиозных представлений о мире
сочинение музыки
А27. Деятельность в отличие от общения
является потребностью человека
может доставлять человеку удовольствие
предполагает наличие цели
непосредственно преобразует предметы окружающей среды
А28. Верны ли следующие утверждения о свободе личности?
А. Свобода человека предполагает ответственность человека перед обществом за свои действия и поступки.
Б. Свобода — это возможность выбора способа действия для достижения какой-либо цели.
верно только А
верно только Б
оба суждения верны
оба суждения неверны
А29. Из приведенного ниже списка выберите правильный ответ.
Человек как отдельный представитель человеческой общности, носитель индивидуально свободных черт называется:
деятелем
индивидом
лидером
личностью
А30. «Вторая природа», или «неорганическое тело», человека — это
Мир социально-искусственных предметов, созданных человеком.
Мир сверхъестественного, таинственного и загадочного.
Сфера истинного и настоящего в отличие от повседневной, скучной и однообразной жизни.
Результат преодоления или отрицания первой — естественно-биологической природы человека.
А31. Природа человека
Это врожденная биопсихическая конституция, общая для всех людей.
Есть не что иное, как совокупность его базовых потребностей.
Представляет собой основные и неизменные качества человека.
Это совокупность таких качеств, как разум, совесть, долг, дар общения.
А32. К потребностям человека, обусловленным обществом, относится потребность в
трудовой деятельности
сохранении рода
самосохранении
физической активности
А33. Отличительным признаком понятия «личность» является (-ются)
членораздельная речь
сознание и мышление
способность брать ответственность на себя
наличие физических потребностей
А34. Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Идеальное «Я» — это представление о том, каким хотят меня видеть окружающие.
Б. Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.
верно только А
верно только Б
оба суждения верны
оба суждения неверны
А35. Основным фактором формирования личности является
природная среда
общение с окружающими
механизм наследственности
врожденные склонности
А36. Личность – это
человек, живущий в обществе и обладающий системой социально значимых черт, свойств и качеств
темперамент человека, его характер
неповторимые психофизиологические особенности человека
совокупность оригинальных человеческих способностей
А37. Верны ли следующие суждения о выделении человека из природы?
А. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него сознания
и разума.
Б. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него
определённого набора инстинктов.
верно только А
верно только Б
верно и А, и Б
оба суждения неверны
А38. Понятие «индивидуальность» фиксирует:
единичного представителя человеческого рода
особенности темперамента человека, его характер
трудовую активность человека
неповторимое оригинальное своеобразие человека, подразумевая не только его внешний облик, но и совокупность социально значимых качеств.
А39. Ориентирами человеческой деятельности являются:
ценности
влечения
потребности
интересы.
А40. Верны ли следующие суждения о формировании преемственности в поведении
человека?
А. Функции врождённых инстинктов, свойственные животным, у человека
заменяются нормами (правилами).
Б. Своеобразной программой поведения человека выступает культура.
верно только А
верно только Б
верно и А, и Б
оба суждения неверны
А41. Какой признак характеризует человека как личность?
активная жизненная позиция
физическое и психическое здоровье
принадлежность в виду homo sapiens
особенности внешности
А42. «Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных
свойств». Данное утверждение является примером
художественного образа
мифологического знания
религиозной нормы
научного знания
А43. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с
другими людьми, характеризуют его как
индивида
индивидуальность
организм
личность
А44. Общее в деятельности изобретателей, писателей, художников то, что она является
административной
практической
материальной
творческой
А45. И человеку, и животному свойственны потребности в
самореализации
самосохранении
самопознании
самообразовании
А46. Человек в отличие от животного способен
совершать привычные действия
предварительно обдумывать своё поведение
проявлять эмоции
заботиться о потомстве
А47. В отличие от животного человек способен
реагировать с помощью чувств
вырабатывать условные рефлексы
удовлетворять потребности
прогнозировать результаты действий
А48. К социальным потребностям человека относится потребность
дышать
питаться
спать
общаться
А49. Научные открытия представляют собой результат деятельности
материально-производственной
социально-преобразовательной
практической
духовной
А50. Игра, учение, труд выступают в качестве
критериев истины
видов деятельности
социальных качеств
биологических потребностей
А51. Укажите один из признаков человеческой деятельности, отличающий её от
поведения животных:
проявление активности
целеполагание
приспособление к среде обитания
взаимодействие с окружающим миром
А52. Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего «я»?
самообразование
самопознание
самосохранение
самолюбование
А53. Результатом самопознания, в частности, является
накопление знаний о человека и природе
познание ценностей общества
изучение социальных норм
представление о своих способностях
А54. Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностях
собственной внешности
различных типов темперамента
моральных и правовых норм
взаимодействия человека и природы
А55. Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно-
исторической деятельности, является характеристикой его
социальной сущности
биологической природы
физиологических особенностей
психологических качеств
А56. Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической,
психологической и социальной. Социальная составляющая включает
знания и умения
чувства и волю
физическое развитие
возрастные особенности
А57. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личность – продукт биологической эволюции.
Б. Максимальное влияние на личность оказывает общество.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А58. Верны ли следующие суждения о связи деятельности и общения?
А. Общение – это сторона любой совместной деятельности, поскольку
деятельность предполагает взаимодействие.
Б. Общение – это особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями,
действиями.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
А59. Основой человеческого существования является
потребительство
деятельность
любовь
дружба
А60. Активность человека, имеющая нравственный или безнравственный смысл,
Называется
показухой
поведением
самовыражение
презентацией
А61. Воля – это
власть над собой, управление своими действиями, сознательное регулирование своего поведения
способность дать сдачи обидчику
умение выступать принципиально против любой точки зрения, кроме своей
способность к самой опасной и жестокой борьбе
А62. Высший нравственный смысл человеческой деятельности придаёт
самоотдача
материальная выгода
гордость за совершённое
наслаждение мастерством.
Не забудьте перенести все записанные в тексте экзаменационной работы ответы в бланк ответов № 1 (без пробелов между цифрами и буквами).
^
В1. Завершите фразу: «Характерное для человека проявление активности, выражающееся в преобразовании внутреннего и внешнего мира, — это
Ответ: ____________________________________
В2. Какому понятию соответствует следующее определение?
«Психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности».
Ответ: ___________________________________
ВЗ. Установите соответствие между приведенными в первом столбце определениями и приведенными во втором столбце понятиями.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ПОНЯТИЕ |
1. Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и себя | А. Индивидуальность |
2. Отдельно взятый представитель человеческого рода | Б. Индивид |
3. Неповторимое своеобразие человека, набор его индивидуальных свойств | В. Личность |
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
Ответ: ____________________________________
В4. Восполните пробел в приведенной ниже схеме
_______________________
Биологические
Экзистенциальные
Престижные
Экзистенциальные
Социальные
Экзистенциальные
В5. Завершите фразу: «Осознанный образ результата, на достижение которого направлена
деятельность, это ».
Ответ: _____________________________
В6. Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, раскрывающие его социальную природу.
Способность к совместной преобразовательной деятельности
Стремление к самореализации
Умение приспосабливаться к природным условиям
Устойчивые взгляды на мир и свое место в нем
Потребность в воде, пище, отдыхе
Способность к самосохранению
Ответ: ___________________________
В7. Установите соответствие между типами потребностей человека, данными в первом столбце, и примерами их проявлений — во втором.
^ | ПРОЯВЛЕНИЕ |
1. Социальные потребности | А. Иметь хорошую семью |
2. Духовные потребности | Б. Иметь добрую славу о себе |
3. Материальные потребности | В. Иметь удобное жилье |
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
Ответ: __________________________
В8. Бригада строителей возводит жилой объект. Найдите в приведенном списке субъекты данной деятельности.
Плотники
Каменщики
Строящийся дом
Крановщики
Подъемные краны
Правила техники безопасности
Строительные материалы
Ответ: _________________________________
В9. Установите соответствие между двумя списками, в одном из которых названы основные функции общения, а в другом они описаны.Отметьте в приведенном ниже списке отличительные характеристики человека.
^ | ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ |
1. Организация совместной деятельности | А. Коммуникативная |
2. Обмен информацией | Б. Функция взаимодействия |
3. Восприятие друг друга и установление взаимопонимания | В. Функция межличностного познания |
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
Ответ: __________________________
В10. Ниже приведены характеристики общения как диалога, но допущены ошибки. Исключите их из списка.
а) Равноправие партнеров
б) Активность каждого участника
в) Уважение к мнению собеседника
г) Готовность к взаимопониманию
д) Стремление во что бы то ни стало переубедить соперника
е) Высокомерие
ж) Незнание имени собеседника
Ответ: ________________________________
В11. Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные только творческой деятельности.
Доступность для использования
Уникальность
Практическая значимость
Воспроизводимость образца
Принципиальная новизна
Ответ: _________________________________
В12. Установите соответствие между видами деятельности, данными в первом столбце, и их характеристиками, данными во втором.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ^ |
1. Деятельность в воображаемой ситуации | А. Труд |
2. Практическая полезность | Б. Учение |
3. Нацеленность на получение знаний | В. Игра |
4. Замещение реальных объектов условными | |
5. Преобразовательная направленность |
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
Ответ: _______________________________
В13. Завершите фразу:
«В основе потребностей человека лежат …»
Ответ: ________________________________________________________________
В14. Найдите в приведенном ниже списке отличительные
характеристики человека.
1)существо биологическое
2)сознательно выдвигает цели деятельности
3)живет среди себе подобных
4)обладает способностью к творчеству
5)производит орудия труда с помощью других орудий
6)обладает врожденными инстинктами самосохранения
Цифры в ответе запишите в порядке возрастания.
Ответ: __________________________.
В15. Установите соответствие между видами потребностей человека
и их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в
первом столбце, подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
^ | Виды потребностей |
1) пища | А) социальные потребности |
2) престижная работа | |
3) общение | Б) биологические потребности |
4) сон и отдых |
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
Ответ: ______________________
В16. Установите соответствие между видами деятельности и
особенностями их проявления: к каждой позиции, данной в
первом столбце, подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
^ | ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
1) создание необходимых людям благ | А) игра |
2) наличие воображаемой обстановки | Б) общение |
3) обязательное использование языка | В) труд |
4) необходимость специальной подготовки |
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
Ответ: ______________________
В17. Социальными характеристиками человека обусловлены его
потребности … (Обведите цифры, под которыми указаны верные
позиции)
в трудовой деятельности
во сне
в отдыхе
в созидании
в пище
в социальной активности
в воздухе
в воде
в общении с другими людьми
Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ: ___________________
В18. Назовите понятие, соответствующее определению.
_________ — это человек как носитель сознания, наделённый
рядом важных социальных свойств: способностью обучаться,
трудиться, общаться с себе подобными, участвовать в жизни
общества, иметь духовные интересы, испытывать сложные
чувства и т.д.
Ответ: __________________
В19. Назовите понятие, соответствующее определению.
_________ — это самые простые заученные движения,
выполнение которых не требует специальных усилий, например,
бытовые действия: застёгивание пуговиц, причёсывание,
шитьё, действия ножом и вилкой за едой и т.д.
Ответ: ___________________
В20. Назовите понятие, соответствующее определению.
Самостоятельное использование целых систем освоенных
человеком навыков, сознательная группировка их в
определённой последовательности, оценка результатов
действий, способы действий — _______.
Ответ: ____________________
В21. Вставьте слова вместо пропусков.
Науки антропология, анатомия, физиология, биохимия и т.д.
изучают человека как ____________ (1) организм. Человек как
______________ (2), как субъект _______________ (3) жизни –
предмет изучения психологии, философии, социологии, этики,
педагогики, правоведения и других наук.
Ответ: 1 _________________, 2 ________________, 3 ______________
В22. Назовите понятие, соответствующее определению.
Сочетание способностей, которое обеспечивает возможность
творческого выполнения какой-либо деятельности, называется
_______________ к данной деятельности.
Ответ: __________________
В23. Вставьте слова вместо пропусков.
Как вы думаете, что Л.Н. Толстой считал проявлениями страха
перед своей совестью?
пьянство
курение
болтливость
Ответ: ______________
В24. Назовите понятие, соответствующее определению.
_________ — это акт нравственной деятельности,
нравственного поиска, который выражается в сознательном
предпочтении определённой системы жизненных ценностей,
линии поведения.
Ответ: ______________
В25. «Зачем я живу? Какова цель моего существования? Как я
должен жить, чтобы моё существование наполнилось достойным
содержанием?» Задавая себе эти вопросы, человек имеет в
виду ______________.
Ответ: _______________
В26. Немецкий психолог и педагог Э.Шпрангер (1882-1963)
предложил типологию личности, включающую следующие типы:
религиозный, эстетический, политический, социальный,
теоретический, экономический.
Установите соответствие характеристик и типов личностей,
подставив в таблицу к цифре из левой колонки букву из
правой.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ^ |
1)воплощает стремление к господству, к распределению социальных ролей, навязывает своё нормативное поле общения | А) религиозный |
2)тяготеет к общению в неролевой ситуации; в общении самовыражается. Ярко индивидуалистичен | Б) эстетический |
3)главное – общение с Абсолютом (Богом). Это общение становится ролью-призванием. Всё остальное приобретает второстепенное значение | В) политический |
4)для него общение – форма самоотдачи. Основная форма жизни – любовь. Вживаясь в объект любви, может принять любую форму жизнедеятельности | Г) экономический |
5)основа поведения – прагматическая ориентация. В общении стремится прежде всего к достижению пользы | Д) теоретический |
6)отличает всепоглощающая страсть к познанию. Не столько общается, сколько исследует объекты общения | Е) социальный |
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
Ответ: ___________________
В27. Установите соответствие между науками, в той или иной мере,
в том или ином аспекте изучающими человека, и их кратким
описанием.
НАУКА | ^ |
1) анатомия | А) наука о строении организмов |
2) педагогика | Б) наука ос наиболее общих законах развития природы, общества и сознания |
3) философия | В) наука о функциях, отправлениях организма |
4) социология | Г) наука о биологической природе человека |
5) физиология | Д) наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности |
6) антропология | Е) наука, изучающая входящие в состав организмов химические вещества |
7) психология | Ж) наука об обществе, отношениях людей и групп в нём |
8) биохимия | З) наука о воспитании и обучении |
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
Ответ: __________________
В28. Установите соответствие между некоторыми способностями и их проявлениями (результатами).
СПОСОБНОСТИ | ^ |
1) организаторские | А) успешная организация учебной деятельности |
2) художественные | Б) изобретение устройства для подъёма больших грузов |
3) технические | В) сплочение коллектива сотрудников фирмы, эффективно выполняющего производственную программу |
4) педагогические | Г) создание популярной музыки |
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
Ответ: _________________
В29. Какие существуют две основные оценочные точки зрения на
человека:
оптимистическая
синтетическая
экономическая
политическая
пессимистическая
художественная
Ответ: __________________
В30. Какие две основные стороны составляют сущность человека:
классовая
биологическая (природная)
космическая
социальная
экономическая
мистическая
Ответ: ___________________
В31. Отметьте, какие понятия входят как составные части в
продуктивную человеческую деятельность:
неизменность
бессознательные движения
активность
взаимодействие
бесцельность
следование инстинкту
сознательное изменение
целенаправленность
реализация себя.
Ответ: ________________
В32. Выделите основные виды деятельности по содержанию:
боевая
трудовая
игровая
учебная
медицинская
коммерческая
Ответ: _________________
ignorik.ru