Памятки по русскому языку по егэ – Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (10, 11 класс) по теме: Памятка для учащихся при подготовке к выполнению задания А 7 ЕГЭ по русскому языку | скачать бесплатно

Памятки при подготовке к ЕГЭ по русскому языку (задания 25

Памятки при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Составитель:

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Налимская средняя

общеобразовательная школа»

Кондакова Валентина Софроновна

Памятки по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

(задание 25 части 2- сочинение по прочитанному тексту)

Алгоритм работы с текстом

1.Понимание содержания текста

1.1.Вдумчиво прочитать текст.

1.2.Ответить на вопрос: «О чем текст?» (определить тему текста). Необходимо помнить, что определить тему текста помогают заглавие, ключевые слова, 1 предложение текста или 1-й абзац.

1.3.Ответить на вопрос: «Что хотел сказать автор?» (определить основную мысль текста, идею, авторскую позицию). Определить идею могут помочь заглавие, последний абзац текста или, наоборот, 1-ый абзац.

1.4. Ответить на вопрос: «Как аргументирует (доказывает) свою позицию автор?».

1.5. Ответить на вопрос: «Как сказал автор?» (определить стиль, тип текста, языковые особенности текста).

2.Проблематика текста

2.1. Определить проблему (проблемы) текста. Ответить на вопрос: «Какие вопросы поднимает автор, о чем предлагает поразмышлять своему читателю?».

2.2. Вычленить среди них актуальную (актуальные).

2.3.Прокомментировать ее (их).

2.4. Соотнести свой комментарий с текстом.

План работы над сочинением:

1.Напишите вступление, отображающее актуальную проблему прочитанного текста.

2.Прокомментируйте сформулированную вами проблему.

3.Сформулируйте авторскую позицию в тексте (основную мысль текста -идею)

4.Ответьте на вопрос: «Как аргументирует (доказывает) свою позицию автор?».

5.Выразите свое отношение к сформированной проблеме.

План анализа учащимися своих работ

1.Я определил проблему (проблемы).

2.Я написал комментарий к этой проблеме.

3.Я объяснил авторскую позицию (идею).

4.Я высказал собственное мнение по сформулированной проблеме и привел не менее двух своих примеров.

5.Я не забыл разделить текст на абзацы, следя за логичностью рассуждений.

6.Я следил за точностью выражения моих мыслей.

7.У меня нет орфографических ошибок.

8. У меня нет пунктуационных ошибок.

9. У меня нет грамматических ошибок.

10. У меня нет речевых ошибок.

11.Работа не содержит некорректных высказываний.

12.У меня отсутствуют фактические ошибки.

Опорные слова(речевые формулы-клише) к заданию части 2 (сочинение)

1. Вступление.

Формулировка проблемы исходного текста:

Предложенный для анализа текст кого-то представляет собой что?..

— Автор данного текста–кто…

— Известный российский писатель задается вопросом: почему…? , размышляет, освещает..

— Проблемные вопросы: Что такое истинный патриотизм? Чем он отличается от национализма? Над этими вопросами размышляет известный российский филолог и общественный деятель Дмитрий Сергеевич Лихачев.

— Позитивное утверждение того, какую проблему он ставит: В предложенном для анализа тексте автор затрагивает проблему (чего?), ставит вопрос (о чем?) …

— Проблема, поставленная автором текста, сводится к следующему:

— Автор рассматривает ряд важных вопросов. Главное внимание он уделяет проблеме (чего?) ….

— В тексте (кого?) в центре внимания находится проблема (чего?) …

— Затронутая автором проблема, безусловно, актуальна, поскольку…

— Думается, что поднятая автором проблема является актуальной, поскольку…

2.Для комментирования текста:

— Автор полагает, что.

— Он убежден в том, что…

— В тексте подчеркивается, что…

— Кроме того, автор утверждает, что…

— Наконец, автор делает вывод, состоящий в том, что…

— В заключение автор приходит к выводу, что …

3. Для формулировки главной мысли:

— Главная мысль текста состоит в том, что…

— Автор считает (утверждает, высказывает точку зрения)…

— Идея текста заключается в том, что…

— По мысли автора,…

— Автор убеждает читателя в том, что…

— Позиция автора по затронутым вопросам ясна:…

4.Для выражения собственной мысли:

— Я полностью согласна с высказанной автором точкой зрения о…

— Нельзя не согласиться с автором, который утверждает…

— Думается, что автор, безусловно, прав, полагая, что…

— Я согласна с позицией автора, утверждающего, что…

— Трудно не согласиться с мнением в том, что…

— Уважая точку зрения автора, хотелось бы возразить ему. Мне кажется, что…

— Можно привести примеры из жизни и литературы, подтверждающие высказанную точку зрения.

— Вспоминаются знаменитые слова…

— Существует множество примеров, подтверждающих…

5. Вывод:

— Следовательно,.. . Итак,…Таким образом,…

-.Из сказанного следует, что…

— В заключение еще раз подчеркну мысль о том, что…

— Сказанное позволяет утверждать, что…

Список терминов (языковые особенности текста) — задание 24 из 1 части

ЕГЭ по русскому языку.

1. Лексические средства речи (тропы)

— Эпитет— художественное определение: волнистые туманы, солнце красное

Метафора— перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства:

«Костер рябины красной…», « в дымных тучах пурпур розы, отблеск янтаря»

— Гипербола-преувеличение: заливается пудом слез

— Литота-преуменьшение: мальчик с пальчик

Сравнение-сопоставление с другим явлением:

застыл, как изваяние

— Олицетворение— очеловечивание: лес ожил, шепот листьев, ветер завыл

Метонимия-перенос названия с одного предмета на другой на основе их смежности: мундиры голубые (жандармы). «Эй, Борода! Как проехать отсюда к Плюшкину?»

— Перифраза— описательный оборот, употребляемый вместо какого-нибудь слова: город на Неве— Санкт-Петербург, царь птиц-орел, страна голубых озер-Карелия.

Синекдоха— частный случай метонимии: обозначение целого через его часть- Все флаги в гости будут к нам.

2.Стилистические фигуры:

— Анафора — повторение слов в начале словосочетаний, предложений: Жди меня, и я вернусь. Жди, когда снега метут…

Эпифора— фигура, обратная анафоре: «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник. Почему именно титулярный советник?»

— Антитеза— прием контраста: «У

сильного всегда бессильный виноват»

— Градация— постепенное повышение по степени нарастания или ослабевания: « Час, и другой, и третий продолжалась переправа».

— Инверсия-расположение слов в предложении в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики: «Роняет лес багряный свой убор»

Лексический повтор— повторение одного и того же слова, словосочетания: «Мама приготовила на три дня три обеда, три завтрака и три ужина..»

— Оксюморон-стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу: горькая радость, живой труп, ужасно хороший.

Риторический вопрос— вопрос, который ставится не с целью получить ответ, а с целью привлечь внимание: «Знаете ли вы украинскую ночь?»

Цитирование — приведенные откуда-либо цитаты: «В человеке должно быть все прекрасно…» (А.П.Чехов)

Параллелизм — однородное синтаксическое построение соседних предложений или их частей: « Там–солнца луч и в зной оливы сень, а здесь — и гром, и молния, и слезы.»

Бессоюзие и многосоюзие — намеренный пропуск или повторение союзов: «Швед, русский- колет, рубит, режет. И смерть, и ад со всех сторон.»

3. Лексическая стилистика

— Архаизмы — устаревшие синонимы современных слов: длань— рука, перси – грудь,зело-очень, паче— больше, тать-вор

— Парцелляция — самостоятельные короткие фразы: «Окончательная бумажка…Броня».

Термины — слова или словосочетания, называющие специальные понятия какой- либо сферы производства, науки, искусства: лингвистика, сюжет, водород.

Фразеологизмы — устойчивые словосочетания: ни свет ни заря, много воды потекло.

Диалектизм ( диалектные слова)- слова, употребляемые только жителями той или иной местности

: сбочь — около, шаберка– соседка.

4. Грамматические средства:

Ряды однородных членов-члены предложения, отвечающие на одни и те же вопросы: играйте, веселитесь, смейтесь.

Предложение с вводными словами: По-моему, итак, во-первых, действительно и т.д.

infourok.ru

В помощь сдающему егэ по русскому языку Памятка для написания части С

В помощь сдающему ЕГЭ по русскому языку

Памятка для написания части С

1.ВСТУПЛЕНИЕ

1. И.Ф. – известный русский писатель (публицист) … века. Он сын своего времени, поэтому живо откликается на насущные, актуальные проблемы и вопросы века. В данном тексте Ф.И. выступает как умелый публицист. Он пишет о …

Наиболее значимой, важной проблемой автор считает … (что? кого? – в винит. падеже )

2. «Вникнем во все хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием». Эта мысль невольно приходит на ум, когда читаешь текст … . Он представляет собой рассуждение повествователя о (чем?), и особая интонация и чувственность сразу выдают авторское отношение к данной проблеме.

3. «Умей наслаждаться красотой, береги ее…» Эти слова В.Сухомлинского невольно вспоминаешь, когда читаешь текст Ф.И. В данном произведении автор размышляет о … , приглашая нас, читателей, к диалогу, к беседе об актуальных проблемах нашего мира, нашего времени.

Красота – это одухотворяющее начало нашей жизни. Красота рождает радость. Поэтому автора данного текста особенно волнует… .

4. И.Ф. Много ли мы знаем об этом человеке? Да, им написаны прекрасные … (что?), удивляющие нас, читателей, оригинальностью мысли, глубиной, правдивостью. Но писатель (Ф.И. автора) открыл мне (кого? – о ком текст) с такой стороны, о которой я не знал (-а): он (цитаты из статьи). Этот текст помог мне лучше понять личность незаурядного человека.

5. «Секрет писательства заключается в вечной и невольной музыке в душе», — говорил В.Розанов. Именно такая музыка звучит между строк текста Ф.И. автора. Читая данный текст, понимаешь, что он написан настоящим художником слова, мастером, которого волнуют проблемы современности, мира вокруг него.

Одной из наиболее важный проблем своего текста автор считает … , именно над ее разрешением он задумывается в данном тексте, приглашая читателей к диалогу.

6. «Кто начинает с уверенности, закончит тем, что усомнится; а кто начинает с сомнения, закончит уверенностью», — утверждал Фрэнсис Бэкон. Данное высказывание можно отнести и к тексту (чьему?). Автор уверен (в чем?), но в то же время сомневается (в чем?), так как проблема, затронутая им, не может оставить равнодушным никого.

7. «Мало быть правым. Надо быть правым вовремя», — когда-то произнес кто-то из философов. Этот афоризм как нельзя точно подходит к тексту (чьему?). Автор поднимет очень важную, актуальную проблему (какую?), и его взгляд на нее – взгляд правого человека, которого волнуют насущные вопросы современности.

8. «Истинное красноречие – это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно», — утверждал французский писатель. Этот афоризм подтверждает текст (чей?), в котором автор в ненавязчивой, доступной форме пишет о важных, насущных, актуальных проблемах. Одна из главных – (какая?).

9. Как-то я прочитал (-а) интересную фразу: «Держать речь можно даже перед глухими, говорить – только с кем-то». Прочитав текст (чей?), я вспомнил (-а) эти слова. Автор, поднимая важную тему (какую?), словно беседует, разговаривает с нами, читателями, ищет поддержки, отклика в наших сердцах.

10. «Современные открытия дают богатый материал для творчества», — утверждал Г.Х.Андерсен. С этим нельзя не согласиться, читая текст Ф.И., где автор поднимает актуальные вопросы современности, размышляет, приглашает к разговору – словом, творит.

2. ПОЗИЦИЯ АВТОРА

  1. Данный текст относится к публицистическому стилю. Темы и проблемы публицистики касаются каждого человека, поэтому автор не может безразлично писать о вопросах (-е) (каких? каком?), волнующих (-ем) общество. Он исследует и анализирует …(общие проблемы, проблему…), информируя о них (ней) читателя. В то же время автор формирует общественное мнение, воздействуя силой убеждений на нас, читателей.

  2. Данный текст относится к художественному стилю. А художественная литература, как известно, создает правдоподобный, но вымышленный мир. Поэтому автор исследует и анализирует общие тему (-ы) и проблему (-ы) на конкретных, индивидуальных примерах. Ф.И. словами рисует образы, картины, мысли, поступки для того, чтобы дать возможность читателю представить описываемые события, передать свои эмоции, вызвать ответные чувства и переживания. На мой взгляд, автор в этом тексте не дает прямой оценки событию (герою, его действиям): он предлагает читателям самим это сделать.

  3. Яркая образность этого текста, написанного в … стиле, помогает нам, читателям, пережить те же мысли и чувства, которые пережил сам автор, а его рассуждения помогают переосмыслить действительность, по-иному взглянуть на обычные вещи.

3.АРГУМЕНТАЦИЯ СВОЕГО МНЕНИЯ

  1. «Один хороший аргумент лучше множества других», — когда-то произнесла Сара Бернар, французская актриса, поэтому, не распыляясь на мелочи, остановлюсь на главном. Позиция автора текста мне ясна и близка. Я считаю, что…

  1. Академик Д.С.Лихачев в своей книге «Письма о добром и прекрасном» пишет о цели, достойной человека. Он…

  1. А.И. Солженицын, великий русский писатель, публицист, XX и XXI века в своих произведениях и статьях обращается к проблемам нашего времени…

  1. В.М.Шукшин, В.П.Астафьев, Д.Гранин неоднократно на страницах своих произведений поднимали важные вопросы современности.

  1. (К ТЕМЕ ПРИРОДЫ, ЭКОЛОГИИ)

1) Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить.

2)

Аэродромы,

пирсы

и перроны,

леса без птиц и земли без воды…

Все меньше – окружающей природы.

Все больше – окружающей среды.

Р.Рождественский

Всего четыре строки, но в них суть серьезных изменений, происходящих в природе Земли. Мы, люди XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями, и виновниками этих изменений. Чем они могут обернуться для сегодняшнего и последующего поколений? Об этом размышляет в своем тексте (Ф.И.автора), и мы вместе с нним задумываемся о будущем нашей планеты.

  1. (К ТЕМЕ НРАВСТВЕННОСТИ )

Древняя мудрость гласит: «Две вещи поражают нас больше всего – звезды над головой и совесть внутри нас…» О ней, о совести рассуждает автор данного текста, приглашая нас к откровенному разговору, диалогу на равных.

4.ФРАЗЫ ДЛЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

  1. Конечно же, именно искусство (литература, природа) формирует прекрасные качества в человеке: доброту, любовь, искренность, — и только эти качества способны убить жестокость, победить зло и коварство. Следуя идеалам добра, человек «не будет слепо подчиняться судьбе, и послужит великому делу любовной связи людей между собой». (искусство)

  2. Когда я держу в руках Красную книгу, то понимаю, что во многом мы уже опоздали. Очень не хочется, чтобы это издание стало многотомным. Поэтому проблема, поднятая в статье Ф.И., еще долго не утратит своей актуальности. (о природе)

  3. Мне показались очень интересными мысли автора. Его текст – призыв к нам, читателям: будьте добрее, внимательнее к … (чему). (общее)

  4. Текст … заставил меня задуматься над многими вопросами, понять, в чем действительно нуждается (мое поколение, народ, молодежь и т.п.), которая (-ый) осознанно или нет ищет свой берег добра и зла на реке жизни. (нравственность)

  5. Когда-то драматург Вампилов сказал друзьям: «Писать надо о том, от чего не спится по ночам…» Я думаю, эта фраза может относиться и к тексту (Ф.И. автора). (нравственность)

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ по проблеме

РОДИНА

  1. «Дерево нашей Родины – одно целое: зеленая крона и корни, уходящие глубоко в земля. Давайте будем помнить об этих корнях!»

Д.С.Лихачев

2. Любовь к отечеству может быть физическая, нравственная и политическая.

Н.М.Карамзин

3. …Чтоб оно – Царство Русское

Рдело – зорилось

Жизнью живых,

Смертью святых,

Муками мученых.

М.Волошин

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

  1. Сегодня человек, только он один, отвечает за все на земле. Тысячи лет он боролся с природой как с врагом. Теперь он отвечает за нее как старший… Кто же этот человек? Это все мы вместе и каждый в отдельности.

Д.С.Лихачев

2. Человек должен жить в сфере добра, сделанной им самим… Добро соединяет, объединяет, роднит.

Д.С.Лихачев

3. Что у тебя на сердце? Уж не тьма ли? Возьми немного света моего.

А.Решетов

4. Разобьется сердце на осколки,

Если мы разучимся любить.

Е.Огонькова

refdb.ru

Памятка к заданию 7 ЕГЭ по русскому языку

ПАМЯТКА ВЫПУСКНИКАМ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ № 7

Грамматические синтаксические ошибки – это ошибки в построении словосочетания и предложения.

В задании №7 дано 5 предложений, в каждом из которых содержится грамматическая ошибка. Ученику необходимо найти ошибку и установить соответствие с типом её, при этом в перечне ошибок дано не 5 вариантов, а 7.

Прочитайте все предложения, так как грамматическая ошибка слышна при чтении. Найдите в предложениях грамматическую основу (подлежащее и сказуемое). Это действие поможет найти следующую ошибку:

I. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1.Чаще в тестах это ошибка дана в сложном предложении.

Ищем сложноподчиненное предложение со словами «те, кто…», «все, кто…», «тот, кто…», «каждый, кто…», «каждый из тех, кто», «многие из тех, кто…»

Неправильный вариант

Правильный вариант

Те, кто побывал в этом санатории, стремится приехать сюда еще раз.

Те, кто побывал в этом санатории, стремятся приехать сюда еще раз.

Неправильное согласование подлежащего «те» и глагола – сказуемого, которое должно стоять во множественном числе.

Неправильный вариант

Правильный вариант

Те, кто побывали в этом санатории, стремятся приехать сюда еще раз.

Те, кто побывал в этом санатории, стремятся приехать сюда еще раз.

Неправильное согласование подлежащего «кто» и глагола – сказуемого, которое должно стоять в единственном числе.

Запомните:

те (все, многие из тех) + глагол – сказуемое во множественном числе

кто (тот, каждый из тех) + глагол – сказуемое в единственном числе

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым может наблюдаться и в простом предложении:

Неправильный вариант

Правильный вариант

Студенчество выступили против решения администрации университета.

Студенчество выступило против решения администрации университета.

Неправильное согласование подлежащего, выраженного собирательным именем существительным, и сказуемого, которое должно стоять в единственном числе.

Неправильный вариант

Правильный вариант

Газета «Аргументы и факты» опубликовали интересный материал.

Газета «Аргументы и факты» опубликовала интересный материал.

Неправильное согласование сказуемого с подлежащим, при котором есть приложение – название газеты, журнала, произведения и др.

Неправильный вариант

Правильный вариант

МГТУ открыло новый факультет.

МГТУ открыл новый факультет.

Неправильное согласование сказуемого с подлежащим, которое является несклоняемым сложносокращенным словом. Сказуемое согласуется с основным словом, входящим в наименование (в данном случае со словом «университет»).

Неправильный вариант

Правильный вариант

Ничто, даже проливные дожди, не могли помешать соревнованиям.

Ничто, даже проливные дожди, не могло помешать соревнованиям.

Неправильное согласование подлежащего, выраженного местоимением кто, никто, что, ничто, и сказуемого.

II. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1. Ищем производные предлоги, которые произошли от других частей речи:

благодаря, согласно, вопреки, наперекор, наперерез, подобно.

Эти предлоги употребляются с существительными в дательном падеже.

Употребление в подобных конструкциях родительного падежа вместо дательного – распространенная ошибка.

Неправильный вариант

Правильный вариант

Согласно распоряжения

согласно (чему?) распоряжению

Благодаря лечения

благодаря (чему?) лечению

2. Ищем непроизводный предлог «по» в значении завершенного действия:

Неправильный вариант

Правильный вариант

по приезду в столицу

по приезде в столицу (после приезда)

по окончанию школы

по окончании школы (после окончания)

по завершению работы

по завершении работы

Предлог «по» в значении «после чего – либо» употребляется с именем существительным только в форме предложного падежа.

III. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Приложение – это определение, выраженное именем существительным. Большинство приложений согласовано с определяемым словом (то есть, стоит в том же роде, числе и падеже, что и определяемое существительное).

Например: река (какая?) Волга

реки (какой?) Волги

Имена собственные, заключенные в кавычки и представляющие собой название литературных произведений, газет, журналов, кинофильмов и т.д., нельзя употреблять ни в каком другом падеже, кроме именительного, если перед ними стоит родовое понятие – нарицательное существительное «роман», «повесть», «рассказ», «стихотворение», «газета», «журнал» и т.д. Эти собственные имена называются несогласованными приложениями.

Например: газета (какая?) «Правда»

газеты (какой?) «Правда»

газете (какой?) «Правда»

Неправильный вариант

Правильный вариант

В романе «Войне и мире»

В романе «Война и мир»

В рассказе «Судьбе человека»

В рассказе «Судьба человека»

В стихотворении «Незнакомке»

В стихотворении «Незнакомка»

IV. Ошибка в построении предложения с однородными членами

Однородные члены предложения – это главные и второстепенные члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения, выполняют одинаковую синтаксическую функцию (являются одними и теми же членами предложения) и произносятся с интонацией перечисления.

1. Ошибка в предложении с однородными членами, соединенными повторяющимися союзами «не только…, но и…», «как…, так и…»:

Неправильный вариант

Правильный вариант

В секцию по дзюдо ходили не только мальчики, а также девочки.

В секцию по дзюдо ходили не только мальчики, но и девочки.

В секцию по дзюдо ходили не только мальчики, но девочки.

В секцию по дзюдо ходили не только мальчики, но и девочки.

Части двойных союзов «не только…, но и…», «как…, так и…» являются постоянными. Нельзя выпускать и заменять слова в их составе и создавать неправильные пары двойных союзов: «не только…, а также…» (вместо «не только…, но и…»), «как…, а также…» (вместо «как…, так и…»).

Неправильный вариант

Правильный вариант

Для нас как интересен образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.

Для нас интересен как образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.

Части двойного союза должны соединять только однородные члены, выраженные словами одной части речи и отвечающие на один и тот же вопрос.

2. Ошибка в предложении с однородными членами, соединенными соединительным союзом «И».

Неправильный вариант

Правильный вариант

В сочинении я хотел рассказать о значении спорта и почему я его люблю.

В сочинении я хотел рассказать о значении спорта и о любви к нему.

Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая, запомнилась всем.

Только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и сочетаться с союзом «И».

Неправильный вариант

Правильный вариант

Сестры любили (что?) и увлекались (чем?) музыкой.

Сестры любили музыку и увлекались ею.

Недопустимо, чтобы от глаголов – сказуемых к общему зависимому слову задавались разные вопросы.

Неправильный вариант

Правильный вариант

Люди собирались повсюду: на улицах, площадях, скверах.

Люди собирались повсюду: на улицах, площадях, в скверах.

При перечислении однородных членов можно отбрасывать одинаковые предлоги, разные предлоги опускать нельзя.

Неправильный вариант

Правильный вариант

Больному принесли какао, фрукты, бульон и апельсины.

Больному принесли какао, фрукты, бульон или какао, апельсины, бульон.

Нельзя в ряд однородных членов ставить обобщающее слово.

V. Неправильное построение предложения с косвенной речью

Ошибки появляются при смешении прямой и косвенной речи.

Неправильный вариант

Правильный вариант

Раскольников сказал Соне, что это я убил процентщицу.

Раскольников сказал Соне, что это он убил процентщицу.

Некрасов писал, что «я лиру посвятил народу своему».

Некрасов писал, что он «лиру посвятил народу своему».

При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения, а также личные формы глаголов передаются от лица автора, рассказчика, а не от лица того, чья речь передается.

Неправильный вариант

Правильный вариант

Чичиков спросил у Коробочки, что куда они заехали.

Чичиков спросил у Коробочки, куда он заехал.

VI. Нарушение в построении предложений с деепричастным оборотом

Деепричастие – неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы: что делая? что сделав?

Неправильный вариант

Правильный вариант

Вырубая леса, гибнут реки (деепричастие не связано по смыслу со сказуемым как добавочное действие: реки не могут вырубать леса).

Вырубая леса, люди не думают о будущем (действия, выраженные глаголом – сказуемым не думают и деепричастием вырубая, относятся к подлежащему люди).

Приехав в Москву, ему стало грустно (безличное предложение).

Приехав в Москву, он загрустил.

Деепричастный оборот может быть употреблен в безличном предложении с инфинитивом:

Готовясь к экзамену, нужно повторить все темы курса русского языка.

VII. Нарушение в построении предложений с причастным оборотом

Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Неправильный вариант

Правильный вариант

Школьники помогали группе археологов, приехавшим из Москвы.

Школьники помогали группе археологов (каких?), приехавших из Москвы.

Несогласование определяемого слова и причастного оборота

Неправильный вариант

Правильный вариант

Листья тихо шуршали, осыпавшиеся с деревьев.

Листья, осыпавшиеся с деревьев, тихо шуршали.

Отрыв причастного оборота от определяемого слова

Неправильный вариант

Правильный вариант

Осыпавшиеся листья с деревьев тихо шуршали.

Осыпавшиеся с деревьев листья тихо шуршали.

Разрыв причастного оборота определяемым словом

Неправильный вариант

Правильный вариант

Направляемые молодые специалисты быстро осваиваются на местах.

Направляемые (кем?) министерством молодые специалисты быстро осваиваются на местах.

Употребление причастия без необходимых зависимых слов

infourok.ru

Памятки при подготовке к ЕГЭ по русскому языку (задания 25 — сочинение по тексту)


Памятки при подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Составитель:
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Налимская средняя
общеобразовательная школа»
Кондакова Валентина СофроновнаПамятки по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
(задание 25 части 2- сочинение по прочитанному тексту)
Алгоритм работы с текстом
1.Понимание содержания текста
1.1.Вдумчиво прочитать текст.
1.2.Ответить на вопрос: «О чем текст?» (определить тему текста). Необходимо помнить, что определить тему текста помогают заглавие, ключевые слова, 1 предложение текста или 1-й абзац.
1.3.Ответить на вопрос: «Что хотел сказать автор?» (определить основную мысль текста, идею, авторскую позицию). Определить идею могут помочь заглавие, последний абзац текста или, наоборот, 1-ый абзац.
1.4. Ответить на вопрос: «Как аргументирует (доказывает) свою позицию автор?».
1.5. Ответить на вопрос: «Как сказал автор?» (определить стиль, тип текста, языковые особенности текста).
2.Проблематика текста
2.1. Определить проблему (проблемы) текста. Ответить на вопрос: «Какие вопросы поднимает автор, о чем предлагает поразмышлять своему читателю?».
2.2. Вычленить среди них актуальную (актуальные).
2.3.Прокомментировать ее (их).
2.4. Соотнести свой комментарий с текстом.
План работы над сочинением:
1.Напишите вступление, отображающее актуальную проблему прочитанного текста.
2.Прокомментируйте сформулированную вами проблему.
3.Сформулируйте авторскую позицию в тексте (основную мысль текста -идею)
4.Ответьте на вопрос: «Как аргументирует (доказывает) свою позицию автор?».
5.Выразите свое отношение к сформированной проблеме.
План анализа учащимися своих работ
1.Я определил проблему (проблемы).
2.Я написал комментарий к этой проблеме.
3.Я объяснил авторскую позицию (идею).
4.Я высказал собственное мнение по сформулированной проблеме и привел не менее двух своих примеров.
5.Я не забыл разделить текст на абзацы, следя за логичностью рассуждений.
6.Я следил за точностью выражения моих мыслей.
7.У меня нет орфографических ошибок.
8. У меня нет пунктуационных ошибок.
9. У меня нет грамматических ошибок.
10. У меня нет речевых ошибок.
11.Работа не содержит некорректных высказываний.
12.У меня отсутствуют фактические ошибки.
Опорные слова(речевые формулы-клише) к заданию части 2 (сочинение)
1. Вступление.
Формулировка проблемы исходного текста:
— Предложенный для анализа текст кого-то представляет собой что?..
— Автор данного текста–кто…
— Известный российский писатель задается вопросом: почему…? , размышляет, освещает..
— Проблемные вопросы: Что такое истинный патриотизм? Чем он отличается от национализма? Над этими вопросами размышляет известный российский филолог и общественный деятель Дмитрий Сергеевич Лихачев.
— Позитивное утверждение того, какую проблему он ставит: В предложенном для анализа тексте автор затрагивает проблему (чего?), ставит вопрос (о чем?) …
— Проблема, поставленная автором текста, сводится к следующему:
— Автор рассматривает ряд важных вопросов. Главное внимание он уделяет проблеме (чего?) ….
— В тексте (кого?) в центре внимания находится проблема (чего?) …
— Затронутая автором проблема, безусловно, актуальна, поскольку…
— Думается, что поднятая автором проблема является актуальной, поскольку…
2.Для комментирования текста:
— Автор полагает, что.
— Он убежден в том, что…
— В тексте подчеркивается, что…
— Кроме того, автор утверждает, что…
— Наконец, автор делает вывод, состоящий в том, что…
— В заключение автор приходит к выводу, что …
3. Для формулировки главной мысли:
— Главная мысль текста состоит в том, что…
— Автор считает (утверждает, выс

weburok.com

Памятка учащихся для подготовки к ЕГЭ

Памятка для учащихся по подготовке к ОГЭ

  1. Старайтесь, как можно чаще использовать проверку своих знаний в тестовой форме.

Помните, что тестовые задания могут быть разного типа: выбор правильного ответа, верно или неверно, закончите предложение, заполните пробелы, с использованием рисунков, графиков, диаграмм, восстановите последовательность и т.п.

Чем больше вы знаете о тестах, тем легче вам выявить свои слабые места и справиться с тестированием. Ваша цель обнаружить как раз эти слабые места и выработать соответствующую линию поведения.

  1. Вам необходимо обладать некоторыми знаниями о построении теста.

Проанализируйте тест: для проверки какой области знаний он предназначен, сколько времени выделяется на работу с тестом, как необходимо работать с ним, какие типы заданий он включает, есть ли необходимость рисовать графики, писать формулы, составлять таблицы или схемы?

Данные знания помогут вам быстро сориентироваться в выполнении тестовых заданий, равномерно распределить время на его выполнение, определить стратегию выполнения, правильность оформления ответов – заполнения бланка ответов.

Кроме того, помните, чем ближе учебные задания к реальной ситуации тестирования, тем выше будет эффективность подготовки.

  1. Правильно формируйте свое поведение во время проведения ГИА

Правильное поведение дается не каждому. Помните, что могут возникнуть следующие проблемы: волнение, нервозность, страх, антипатия, цейтнот.

Вполне понятно, что перед тестом мы взволнованы, одни в меньшей степени, другие – в большей. Вы знаете, что от успешных результатов зависит ваша аттестация. Страх может быть от того, что мы чего-то подсознательно боимся, что не поймем задания, или неправильно истолкуем указания тестирования. Антипатия может возникнуть, когда тест для нас несимпатичен, поэтому переносим на него наш страх. Хотя вы и привыкли в процессе учебной деятельности укладываться в сжатые сроки контролирующих заданий (текущие контрольные работы, итоговые контрольные работы, переводные экзамены, зачеты и т.п.), однако строгие условия тестирования для вас чрезвычайно неприятны. Так как знаете, что малейшая ошибка может вызвать лавину ошибок, либо не успевание выполнить другие задания, если вы »засядете» с каким-нибудь заданием.

5При работе с тестовыми заданиями во время экзамена многое зависит от тог, что вам удастся вспомнить.

А) Для того, чтобы вспомнить и дать правильный ответ, нужно сосредоточиться и непременно успокоится. Если вы взволнованы, то закройте глаза, расслабьтесь, вспомните что-нибудь приятное или смешное. Спокойно подышите, обратите свое внимание на то, чтобы ваше дыхание стало спокойным, ровным Для этого вам не придется потратить много времени. И лишь после того, как вы придете в рабочее состояние, внимательно прочитайте вопросы. Не может быть, чтобы вы ничего абсолютно не знали. Просто не бывает такого!

Б) Начинайте работу с вопроса, на который вы знаете ответ. Это вам поможет почувствовать уверенность в себе, сэкономить время, которые вы можете уделить в последующем на работу с трудными заданиями. При работе над хорошо знаемым вопросом у вас подсознательно будут припоминаться ответы на остальные вопросы.

Помните, что самое первое состояние, с которым сталкивается экзаменуемый не зависимо от формы заданий это состояние, что вы вообще ничего не знаете. Если вами материал усвоен хорошо, то через некоторое время у вас в памяти начнут, как бы всплывать части ответа. Обладая общими знаниями о предмете, до много можно додуматься самостоятельно.

В) Ищите смысловые и структурные связи.

Помните, что любой логически связанный текст, строится так, чтобы одна мысль логически предопределяла следующую за ней, поэтому с самого начала постарайтесь понять смысл задания.

Г) Используйте ассоциации.

Представив в памяти обстановку, в которой вы готовились и учили материал, вы сможете припомнить и сам материал, необходимый вам для ответа на задание. Это может быть и припоминание определенного урока, и того, что вам говорил учитель, и ваши ответы, и ответы других учеников, и записи, графики, рисунки и т.п.

Как вести себя перед экзаменом

Прийти и занять место в аудитории, будучи в хорошем настроении, — первый шаг к тому, чтобы успешно справиться с заданиями.

  1. За день до экзамена точно установите местонахождение, где будет проводиться ЕГЭ. Это важно в том случае, когда экзамен проводится в не знакомом вам здании. Вы избавляетесь при этом от необходимости тратить нервную энергию на поиск.

  2. За день до экзамена дважды проверьте, когда он состоится. Почти, всегда находятся учащиеся, которые ошибаются и являются на экзамен с опозданием.

3. Накануне экзамена (а может быть и раньше) соберите все, что вам понадобиться (ручки, карандаши, калькулятор – проверьте состояние батареек, чертежные принадлежности и т.д., в зависимости от того, какому предмету вам предстоит экзамен). Положите все это в папку или пенал. В день экзамена вам достаточно взять это и не тратить время и энергию на поиски мелочей.

  1. Не перерабатывайте! Прозанимавшись всю ночь перед экзаменом, вы, конечно, будете знать больше, однако, в результате окажетесь слишком утомленными для того, чтобы правильно отвечать на экзаменационные вопросы.

  2. При повторении материала непосредственно перед экзаменом не травмируйте себя, отмечая, чего вы не знаете. Свои усилия сосредоточьте на совершенствовании имеющихся знаний и не пытайтесь учить новое.

  3. Отдохните! Не бойтесь поспать – отдых вам как раз нужен. При этом лежать и мучатся от мысли, что вы не можете уснуть, совершенно бесполезно! Перестаньте беспокоиться о том, что сон к вам не идет. Расслабьтесь и вам удаться заснуть.

  4. На экзамен постарайтесь прийти пораньше. Имейте запас времени на тот случай, если во время не придет автобус, трамвай или маршрутка или не заведется автомобиль у родителей.

  5. В день экзамена избегайте стрессовых ситуаций. Не спорьте с родителями, сверстниками, одноклассниками. Не позволяйте себе сердиться. Не позволяйте, кому бы то ни было, вывести вас из себя.

  6. Подходя к зданию школы, аудитории, где будет проходить экзамен, избегайте тех, кто обычно толпится перед дверью, спрашивая друг друга: «Как ты думаешь, будут ли вопросы по теореме…» или «Ты разобрался в материалах …» и т.д. Если вы примкнете к этой группе, у вас почти наверняка появится ощущение, что все вокруг знают больше и лучше вас.

  7. По мере приближения самого момента начала старайтесь думать о том, что вы можете сделать, а не о том, чего не можете. Помните, что первую половину баллов получить достаточно просто.

Как вести себя ближе к концу экзамена

Не покидайте аудиторию до окончания экзамена. Не обращайте внимания на других учащихся, уходящих сразу по завершении своей работы.

  1. Прочтите и проверьте то, что написали с начала и до конца.

  2. Сотрите галочки и крестики ластиком.

  3. Оставайтесь на своем месте до конца экзамена. Даже в последний момент вас может осенить мысль, которая принесет вам один-два дополнительных балла.

Режим дня во время подготовки к экзаменам

В дни подготовки к экзаменам надо  особенно внимательно относиться к здоровью школьника. Экзамены связаны со значительным напряжением нервной системы ученика школы, к тому же они обычно проводятся в конце учебного года, когда школьники и без того утомлены. Перед тем, как сесть учить предмет к экзамену, ребенок должен 1-1,5 часа провести на свежем воздухе, и на это время отключить все внешние раздражители: Закрыть окно, выключить телевизор, компьютер, мобильный телефон, радио, прекратить разговоры в комнате, где занимается ребенок.
В дни экзаменов все должно быть направлено к тому, чтобы создать школьнику наиболее благоприятные условия для напряженного умственного труда  и полноценного отдыха.

Полезно увеличивать длительность сна примерно на 1-1,5 часа (до 9-11 часов в сутки), Улучшить питание, в частности за счет полноценных жиров (сливочное масло, сметана, сыр, яичный желток), молока, творога, белков животных и растительных (мяса, рыбы, гороха, фасоли) и витаминов А, B₁ и С.

Нужно, чтобы школьник, несмотря на свою занятость, проводил побольше времени на свежем воздухе.

multiurok.ru

Памятка «Как писать сочинение по русскому языку ( ЕГЭ)»

Подробный план ЕГЭ сочинения.

Первое, что необходимо помнить при выполнении этого задания, — Вы пишете сочинение по конкретному тексту. Отвлечение от темы и отсутствие параллели с предложенным в задании текстом — самые распространенные ошибки выпускников

Сочинение пишется по определенному плану:

1. Введение

2. Постановка проблемы

3. Комментарий к проблеме

4. Позиция автора

5. Ваша позиция

6. Литературный аргумент

7. Любой другой аргумент

8. Заключение

Идеально, если в Вашем сочинении будет 8 абзацев. Требуемый объем сочинения — не менее 150 слов. На практике написанная в строгом соответствии с планом работа включает в себя 300-400 слов. Больший объем нежелателен по чисто субъективным причинам: проверяющие не любят тратить много времени на проверку одного сочинения.

Для наглядности приведу пример сочинения по достаточно известному тексту Л. Пирожковой:

Жизнь среди других людей неизбежно привела к тому, что человека волнует то, что о нем думают окружающие. Целостный образ личности складывается из манеры поведения, жизненных принципов, черт характера и многих других элементов, в том числе и речи.

Во введении Ваша главная задача — подвести читателя к проблеме. Лучше всего использовать дедукцию: вести мысль от общего к частному. Первый абзац не должен быть слишком большим, достаточно двух-трех предложений.

Автор предложенного для анализа текста рассуждает о «речевом портрете» личности, то есть как раз о том, насколько важно для нас правильно и выразительно говорить. Л. Пирожкова задается вопросом: как речь характеризует человека, насколько важен так называемый речевой портрет личности?

Во втором абзаце Вы должны сформулировать проблему, по которой пишете сочинение. Она может быть представлена в виде вопроса или следующим образом: «Автор предложенного для анализа текста затрагивает проблему …»

Как определить проблему в предложенном тексте? Начнем с определения этого понятия: если кратко, то проблема — это вопрос, которым задается автор.

Самый верный способ определить в тексте проблему — найти позицию автора. Если есть позиция автора, непременно должна быть и проблема, по которой эта позиция высказана. Лучше всего брать главную проблему текста, но и к косвенным проверяющие, как правило, относятся лояльно.

Крайне важно отметить, что во втором абзаце необходимо упомянуть фамилию автора. Без этого будет считаться, что Ваше сочинение написано не по тексту.

И последнее. Проблема должна быть сформулирована четко и однозначно. В ином случае все сочинение будет оценено в 0 баллов.

В наши дни культура речи стремительно обесценивается. С каждым годом наш язык все сильнее изменяется под влиянием радио, телевидения, Интернета. Об этом говорит и автор текста. Л. Пирожкова отмечает, что многим кажется, что нет никакой разницы, как говорит человек, главное – чтобы его слова были понятными для других. Но каждое произнесенное или написанное слово будет позитивно или негативно характеризовать человека в глазах окружающих.

В следующем абзаце Вы комментируете поставленную проблему. Комментарий — это описание того, как проблема существует в тексте, КАК автор преподносит читателю этот актуальный вопрос.

Приведенный в пример комментарий написан не совсем удачно, но это связано со спецификой текста.

Рекомендую Вам обратить самое пристальное внимание именно на комментарий к проблеме, поскольку он хорошо получается у выпускников очень редко.

Здесь также важно употребить фамилию автора. В остальном содержание данного блока варьируется. Рекомендуется рассказать о том, что сделал автор для того, чтобы донести смысл проблемы до читателя, какие литературные приемы он при этом использовал. Возможно сказать несколько слов об актуальности рассматриваемого вопроса.

По мнению Л. Пирожковой, речевые ошибки могут испортить впечатление от всего сказанного человеком и изменить его образ в глазах окружающих в худшую сторону.

В четвертом абзаце Вы рассказываете о том, как автор отвечает на поставленный вопрос (проблему). Важно назвать фамилию автора и четко сформулировать его позицию. Достаточно одного-двух предложений.

Я полностью согласна с мнением автора данного текста о том, что речь человека играет чрезвычайно важную роль в формировании его целостного образа.

В пятом абзаце Вы соглашаетесь или не соглашаетесь с мнением автора, т.е. формулируете свою позицию по данной проблеме. Опять же достаточно одного-двух предложений.

Моя точка зрения находит подтверждение в произведении И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Словарный запас героини этого романа, Эллочки Щукиной, составлял всего лишь тридцать слов. И, хотя она не испытывала потребности в использовании каких-либо других слов, ее речевой портрет, несомненно, сильно пострадал.

Один из аргументов обязательно должен быть литературным. Важно упомянуть автора произведения и название последнего.

Еще одним примером может стать древнегреческий оратор Демосфен. Он долгие годы работал над своим речевым портретом, мимикой, жестами, потому что слабый голос, короткое дыхание не позволяли ему осуществить свою мечту – стать оратором. Демосфен тренировался говорить при шуме волн, с камешками во рту и в итоге смог устранить недостатки своей речи и стать настоящим профессионалом в своем деле, оставившим яркий след в истории. Это произошло именно благодаря его внимательному отношению к своему речевому портрету.

Думаю, этот абзац не нуждается в комментариях. Вы просто пишете о фактах общественной жизни, приводите фрагменты биографии известных людей и пр., что поможет Вам убедить читателя в правильности Вашей точки зрения. Наверное, нужно еще сказать о том, что Вы аргументируете собственную позицию, а не позицию автора. Иногда это существенно.

Вероятно, человек всегда будет заинтересован в том, какое впечатление он производит на окружающих. Следя за своей внешностью и поведением, ни в коем случае нельзя забывать следить за еще одной важнейшей характеристикой личности – речевым портретом.

В заключении Вы пишете то же самое, что во вступлении, только другими словами. Важно завершить мысль.

infourok.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *