Почему ЕГЭ так и не прижился в России
С 29 мая во всех населенных пунктах России выпускники школ сдают Единый государственный экзамен – ЕГЭ. В этом году зарегистрировано рекордное число экзаменуемых – 703 тысячи человек, из которых 617 тысяч – выпускники 2017 года. По всей стране подготовлено 5,1 тысяч пунктов для сдачи экзаменов.
Соблюдение правил проведения ЕГЭ контролируют общественные наблюдатели и сотрудники Рособрнадзора. В аудиториях установлено видеонаблюдение за экзаменуемыми. На некоторых пунктах используется технология печати контрольных измерительных материалов и сканирования бланков ответов прямо при участниках проведения экзамена. Такую технологию в дальнейшем планируют применять по всей России.
Но нужна ли эта система в принципе? Ведь недостатки ЕГЭ очевидны, а достоинства сомнительны. Ведущие вузы России уже отстояли свое право на вступительные испытания – не вернуться ли нам к ним в полной мере?
Корреспондент INFOX.RU побеседовала об этом с двумя экспертами. Председатель
комитета по образованию и науке Государственной Думы, член центрального штаба
Общероссийского народного фронта
Очередные усовершенствования
Единый государственный экзамен в 2017 году немного отличается по форме проведения от предыдущих лет. Отменена тестовая часть экзамена в трех учебных дисциплинах – биологии, химии и физике.
– В последние годы процедура проведения экзамена, фактически устоялась, и изменений в ней нет, – рассказывает Любовь Духанина. – В контрольно-измерительных материалах отсутствует угадайка, все больше заданий, где ребенок должен подумать и поразмышлять. Введено сочинение как элемент допуска к ЕГЭ.
Выбор ответа из предложенных вариантов остался только для ЕГЭ по иностранному языку, который с 2022 года станет обязательным для всех выпускников.
– Экзамен по английскому языку проводится в двухдневном формате: отдельно письменная и устная часть, – продолжает рассказ о проведении ЕГЭ-2017 Духанина. – Такой подход позволяет в большей степени оценить владение ученика иностранным языком. Новый стандарт школьного образования подразумевает, что дети с пятого класса будут изучать два иностранных языка, которые выберут самостоятельно. Поэтому у учеников должна быть возможность сдавать ЕГЭ по всем преподаваемым языкам, в том числе и китайскому, об актуальности которого сейчас так много говорят.
Зачем вообще нормальному человеку два иностранных языка, в Минобразования, к сожалению, внятно никто не пояснил. Понятно, что в национальных автономиях изучают местный язык, русский и иностранный, но у нас просто физически нет такого количества хороших учителей иностранных языков, чтобы каждый выпускник школы мог объясниться, например, в Великобритании и Китае. В результате обучение вероятнее всего еще глубже провалится в профанацию.
От теста – к профессиональному отбору
Экзамен по математике в этом году разделен на две части: базовый и профильный уровни. Выпускник может сдать как оба варианта, так и выбрать один из предложенных. Профильный уровень необходим для студентов, поступающих в технические и экономические вузы, а базовый требуется просто для получения аттестата зрелости. Для чего нужна такая градация?
–Введение экзамена профильного уровня – это требование специалистов вузов, – поясняет Сергей Комков. – После того как в вуз начали принимать практически со стобальными сертификатами ЕГЭ, выяснилось, что часто поступают ребята, фактически не пригодные к обучению по определенной специальности. При этом какие-то дополнительные вступительные экзамены вузы назначить не имеют права. Нынешнее руководство Министерства образования было вынуждено пойти навстречу вузам в этом вопросе».
Из сложившейся затруднительной ситуации Сергей Комков видит два выхода.
– Есть две модели зачисления в вузы, которые хорошо себя зарекомендовали. Первая: ученики поступают в вуз, просто сдав свои документы, а по итогам первой сессии их экзаменуют и определяют, кто дальше будет продолжать учиться, а кто нет – это западная модель. А лучше все-таки та модель, которая сложилась у нас в Советском Союзе, когда шел профессиональный отбор – сдавать такие вступительные экзамены, которые определяли бы склонность к обучению в том или ином вузе.
Понятно, что первая модель возможна только в полностью платной системе образования, иначе у нас все выпускники школ «просто сдадут свои документы» в МГИМО, МГУ и нефтегазовые вузы. Но в остальном с экспертом сложно не согласиться. Разговоры о том, что ЕГЭ – крайне неэффективная форма сдачи экзаменов, ходят еще с момента первого проведения тестирования учеников в 2001 году. За 16 лет единый государственный экзамен так и не снискал симпатий среди специалистов в области образования:
– Я считаю, что ЕГЭ сам по себе не имеет права на существование, я противник этого экзамена как такового. Единый государственный экзамен в том виде, в котором он существует, то есть тестовая форма оценки знаний, как итоговая аттестация не должен существовать, – убежден Комков.
Откуда к нам пришел ЕГЭ
Эксперт рассказывает, что система тестовых заданий появилась в России по рекомендации американских советников, а разработана она была в 1960-е годы во Франции. Причем систему тестов французы придумали для оценки познаний иммигрантов, прибывших в страну на ПМЖ, – то есть для людей, не блистающих эрудицией в знании языка, истории страны и других областях.
– Простая формочка тестовых заданий – самая опасная. Не всегда простота ведет к хорошему результату, – сетует Комков.
Опыт Соединенных Штатов – подтверждение словам эксперта. В США пробовали вводить такую систему экзаменов, но она не прижилась, так как качество знаний у школьников резко ухудшилось. Поэтому во многих штатах существуют классические выпускные экзамены и итоговые творческие работы.
Главным пропагандистом и теоретиком ЕГЭ в России была и остается Высшая школа экономики – маргинальное научное заведение с давно определившейся репутацией. Сам факт того, что единый экзамен каждый год сдается по новым правилам, говорит о непрофессионализме разработчиков, их неумении выстроить систему, о реактивном мышлении – то есть способности реагировать на неудачи, но не предвидеть их.
– Начиная с 1992 года, когда только возникла Высшая школа экономики, созданная на специальный грант Всемирного банка, начались эксперименты с системой единого государственного экзамена. Долгое время этому противодействовали многие эксперты и специалисты, говорили о том, что он, в общем-то, ничего хорошего не дает, – продолжает рассказ Комков. – Тестовая оценка не может показать истинного уровня знаний учащихся. Тем не менее после 2000 года единый экзамен был внедрен в тестовом формате, а затем и в обязательном. Теперь его всячески пытаются видоизменять, реформировать, модернизировать, дополнять. Но когда какая-то вещь изначально бракованная, то, как ты ее ни модернизируй, она все равно в конечном итоге пригодна только к одному – чтобы отправиться на свалку.
Любовь Духанина считает иначе:
– Да, есть организационные юридические, содержательные проблемы ЕГЭ. Чтобы их решить, важно обеспечивать учеников качественными и бесплатными учебниками, едиными для всех. Качество образования должно быть настолько высоким, чтобы отпала необходимость репетиторства. Нужно разнообразить методики, чтобы учителя использовали более современные подходы, которые отвечают особенностям современных детей. Мы часто говорим о том, что у детей клиповое мышление, что дети поколения Y, Z другие. Но нет методических подсказок для учителя, как в этой ситуации менять сам процесс обучения. Нам не хватает исследований об особенностях современного ребенка: кто он такой, каковы особенности и как лучше работать, учителю с современным ребенком.
Остается неясным, откуда взять хороших педагогов, если проходной балл ЕГЭ в пединституты – один из самых низких. Так, по иронии судьбы или грамотному замыслу определенных деятелей, система ЕГЭ самим своим механизмом препятствует совершенствованию образования.
Что дальше?
Мнения о будущем Единого государственного экзамена у экспертов также разные.
– Я думаю, что еще, может быть, два-три годика побарахтаемся в этом деле, – говорит Комков. – У меня не так давно был разговор с новым министром образования Ольгой Васильевой, она, в отличие от ее предшественников, сторонник более традиционного подхода, нашей отечественной системы образования. Поэтому думаю, что будут предлагать вернуть все-таки классическую форму оценки знаний.
Любовь Духанина, в свою очередь, ратует за дальнейшее реформирование ЕГЭ:
– Нам нужно вносить такие изменения, которые снизят уровень тревожности у детей. Развивать практики досрочной сдачи экзамена и вывести сам экзамен из школ в независимые центры тестирования, которые могли бы работать в течение года, а ребенок 10–11 класса мог бы попробовать свои знания, прийти и сдать досрочно, чтобы потом скорректировать свою подготовку к экзаменам. Нам важно, чтобы ЕГЭ был обычным экзаменом и стал делом ребенка и семьи, а не политических процессов внутри страны.
А вы как думаете, уважаемые читатели – нужно ли нам продолжать корректировку системы ЕГЭ или вернуться к прежней модели двух независимых друг от друга серий экзаменов – выпускных и вступительных?
www.infox.ru
ЕГЭ: история возникновения идеи — Путь России
Откуда, когда и зачем впервые в мире появился ЕГЭ?Он был введен во Франции после того, как бывшие французские колонии в Африке стали независимыми государствами. Во Францию хлынула волна афро-иммигрантов. Образование их было настолько примитивным, что внятно отвечать они могли на уровне «да», «нет»… Многие из них считать умели только до десяти. Все, что дальше, обозначали словом «много». Слышали, что существуют миллионы, но сколько это, точно не представляли. Именно из-за них и была упрощена система экзаменов, введен ЕГЭ и тестовая система опроса, при которой умение размышлять подменяется угадыванием. Уже через год во Франции начались демонстрации, волнения… Народ протестовал, мышление молодежи из многополярного начало превращаться в двуполярное. Короче, хотели, как лучше, а получилось по Черномырдину! Хотя о скором приходе этого российского премьера-пророка ещё не догадывался никто даже в России. Однако французы оказались молодцы! Жить по пророку будущего не захотели. Через три года правительство Франции вынуждено было от новшеств отказаться, потому что тупеть начал не только французский народ, но и само правительство.
Казалось бы, на системе единого экзамена-тестирования можно было поставить точку. Ан нет! Англия все эти годы внимательно и с радостью наблюдала за тупеющей Францией – своей вечной соперницей. Как раз в те годы Англию все более начинала раздражать Америка. Она набирала такую экономическую мощь, что не желала более оставаться дочерним лондонским финансовым филиалом. Энергию этого зазнавшегося младосущего государства надо было немедленно обрубать на корню. Тут-то и пригодились выводы, которые сделала английская разведка, наблюдая за «успешными» результатами ЕГЭ во Франции. Именно в недрах английской разведки был разработан план «кастрирования» американского образования. Там понимали, что зомбировать американцев надо начинать с молодежи. Для этого необходимо пропиарить систему тестированного обучения, как более выгодную. Отключить ученика от учителя-собеседника. Наплодить среднечеловеков-зубрилок вместо тех, кто должен научиться творить. То есть превратить целую страну в телевизионную игру «Поле чудес». Недаром в народных сказках мира «поле чудес» – это «поле дураков». Ведь в чудеса, как известно, верят только дураки.
И вот… в середине 60-х годов группа из нескольких человек, подготовленная английской разведкой, отправилась в Америку заниматься пиаром новой системы образования, которая должна была отбросить все последующие поколения америка
нской молодежи в своем развитии на несколько веков назад. Тогдашние американцы оказались не менее падки на пиар, чем мы сегодняшние. Не прошло и двух десятков лет, как появилось самое популярное выражение по отношению к американцам среди мировой интеллигенции – «узкоумственные» (narrow-minded).На примере Америки стало ясно, что ЕГЭ и тестовая система образования оказались самым массовым средством поражения молодежи! С радиусом действия значительно большим, чем у водородной бомбы.
Менее затратная тестовая система обучения быстро вжилась в умеющую считать прибыль Америку. Творческие способности целого поколения были переключены на развитие моторных функций памяти. И молодые американцы на глазах превращались из «орлов» в «разжиревших голубей».
Пройдет много лет, на Америку нахлынет подряд несколько волн советских эмигрантов. По энергии мышления, образованию, умению соображать – это будут даже не волны, а настоящие «девятые валы». Многие приедут в Америку с детьми, будут устраивать их в американские школы и безумно радоваться, что все их детишки на фоне американских сплошные Ньютоны, Менделеевы и Лейбницы… Читать источник
Tags: ЕГЭ, Задорнов, Россия, качество образования, реформа
anstor.livejournal.com
Откуда взялся ЕГЭ — Выпуск № 4 — Газета Юность Возрождение
впервые появился во Франции в середине 60-х годов. Французы несколько лет эту систему опробовали. Они даже перешли на нее, как на основную систему, но через 4 года, в 1967 году, они поняли, что совершили большую ошибку, и перешли опять на традиционную систему оценки знаний по окончании школы и университета. В свою очередь, у французов ЕГЭ переняли американцы. США завезли эту систему к себе – она им очень понравилась, потому что их ментальность очень близка «кроссвордному» мышлению. Они любят походя, дожевывая огромный бутерброд, заглянуть в кроссворд и что-то там разгадать. Поэтому американцам эта тестовая система оценки знаний очень понравилась. Они ее ввели повсеместно. И она сотворила с ними очень злую шутку. Билл Гейтс, в феврале выступая на конгрессе губернаторов, сказал, что американская школа в провале. Весь ужас в том, что они не занимаются развитием мыслительных способностей у своих учеников и студентов, они занимаются натаскиванием их на ту или иную конкретную задачу или готовят к ответу на конкретные вопросы. Это очень опасная вещь. Потому что, если ты не учишь вкапываться вглубь и в самых непредсказуемых ситуациях искать решение, а твой ученик просто перебирает в памяти все возможные варианты, которые он до этого знал, и уже из них выбирает, как в игре «Кто хочет стать миллионером», вот это и есть зло. Вся Европа от единого государственного экзамена на сегодня отказалась. Во Франции еще остались некоторые элементы, но они второстепенны, дополнительны. Там система приема в ВУЗы традиционная и в некоторых заведениях применяют тестирования, но как добавочную форму контроля знаний.Введение ЕГЭ в России.
Впервые эксперимент по введению ЕГЭ был проведён в 2001 в 5 регионах России по восьми учебным дисциплинам. В 2006 его уже сдавали около 950 тысяч школьников в 79 регионах России. В 2008 ЕГЭ сдавало свыше миллиона учащихся во всех регионах.Республика Марий Эл — один из немногих регионов, первым вступивший в эксперимент по проведению единого государственного экзамена.
Споры о ЕГЭ.
Полемика вокруг Единого государственного экзамена не утихает с момента его введения в 2001 году. Особенно острой она стала в 2008 году, когда к ЕГЭ присоединились все регионы и все выпускники школ стали сдавать ЕГЭ.Негативно к ЕГЭ относится большинство выпускников, их родителей, а также значительная часть учителей школ. Основная причина этого — как правило, учащиеся на ЕГЭ получают оценки ниже тех, которые им выставляли за время обучения в школе и ниже, чем при традиционной форме сдачи экзаменов.
Доводы в пользу ЕГЭ:
— ЕГЭ помогает избежать коррупции и произвола при поступлении в ВУЗы.— ЕГЭ оценивает знания и способности ученика более объективно, чем традиционные виды экзаменов.
— ЕГЭ стимулирует подготовку учеников к экзамену, в том числе и самостоятельную.
— ЕГЭ позволяет сравнивать качество образования в разных школах и регионах.
— ЕГЭ позволяет выпускникам поступать в вузы, находящиеся на значительном расстоянии от места их проживания, не тратясь на дорогу, а всего лишь отправив сведения о сдаче ЕГЭ по почте.
— ЕГЭ позволяет выявлять достойных абитуриентов в провинции, которые ранее не имели возможности сдавать вступительные экзамены в крупных городах.
Проверка результата компьютеризирована, компьютер проверяет за секунду, что позволяет сэкономить время и деньги, так как не надо тратиться на услуги наемных проверяющих.
Доводы против ЕГЭ:
— Контрольные измерительные материалы (КИМы) проверяют знания учеников, но не их способность рассуждать, обобщать знания (в особенности это относится к гуманитарным предметам).— КИМы не привычны российской системе образования.
— КИМы ориентируют учеников на зубрёжку, а не на полноценное изучение предмета, которое заменяется подготовкой к экзамену и постоянным выполнением вариантов ЕГЭ прошлых лет.
— ЕГЭ не стимулирует углублённое изучение предмета, то есть изучение тем и понятий, не входящих в базовый образовательный стандарт.
— В ЕГЭ по таким предметам, как русский язык, биология, история и т. п., часто содержатся некорректно поставленные задания и спорные варианты ответов, структура экзамена не до конца проработана.
— ЕГЭ не снижает коррупцию, а лишь переносит её с уровня вуза на уровень школ.
Нельзя одним КИМом качественно проверить уровень подготовленности выпускников. А как относятся к ЕГЭ «сдающие» и те, кто помогает им в этом нелегком деле (проще говоря, ученики и учителя). Мы вновь провели небольшой опрос, и пришли к следующим выводам.
…Давайте сначала посмотрим, что по этому поводу думают наши учителя. Здесь мнения разделились: были высказывания и « за», и «против». «Сторонники» ЕГЭ полностью поддерживают данное мероприятие. Безусловно, они выступают и за дальнейшее его развитие. Они считают, что экзамены – это неотъемлемая часть учебы. Это что-то вроде подведения итогов. Здесь ты показываешь все свои знания, которые получил за время обучения. И таким образом можно выявить лучших из лучших, чтобы в ВУЗы поступали, если так можно сказать, «умы». Да, конечно, эта часть учителей в чем-то права. Действительно, на ЕГЭ ты можешь проявить себя и показать все свои способности. Но неужели это нельзя сделать как-то по-другому? Ведь столько сил уходит на сдачу экзаменов! И здесь меня поддержали «противники» ЕГЭ – другая часть учителей (и, разумеется, ученики, но об этом попозже). Они, наоборот, считают, что ЕГЭ нужно отменить. Они не дают объективной картины: иногда слабый ученик зарабатывает хороший балл «методом тыка», а сильный теряется, ищет сложности там, где требуется самое простое решение.
Вот что мы выяснили у учителей. А что же думают лицеисты? Здесь все единогласно выступили «против». Разумеется, кому хочется целый день напролет проводить за учебникам? Если даже ты все время учил уроки и старательно занимался занимался, сдать ЕГЭ не так уж просто. Ведь минимум как за три года тебе нужно приблизиться к уровню учителя. Да, у кого-то получается достичь такого результата, но это всего лишь единицы. К примеру, за время существования лицея было всего три «100-балльника». Это Коротков Родион – выпускник 2006 года из информационного класса (математика), Колесникова Лиза – выпускница 2008 года из информационного класса (история), Епифанов Данил – выпускник 2008 года (информационный класс)-русский язык. И совсем немного не хватило до 100 баллов (то есть 99) Соловьеву Ване – выпускнику 2005 года (математика) и Зяблицеву Олегу – выпускнику 2004 года (химия).
В целом результаты в нашем лицее неплохие. В этом мы сможете убедиться сами.
Учебный год | Предметы | Средний балл | Средняя оценка |
2002 — 2003 | Математика | 75,2 | 4,7 |
Физика | 66,7 | 4,3 | |
Химия | 78,2 | 4,6 | |
Биология | 71,7 | 4,3 | |
2003 — 2004 | Математика | 69,4 | 4,3 |
Физика | 65,6 | 4,3 | |
Химия | 73,8 | 4,6 | |
Биология | 62,2 | 4,2 | |
2004 — 2005 | Математика | 69,4 | 4,4 |
Физика | 64,5 | 4,3 | |
Химия | 69 | 4,5 | |
Биология | 71 | 4,4 | |
2005 — 2006 | Математиа | 69 | 4,5 |
Физика | 71 | 4,5 | |
Химия | 73,1 | 4,7 | |
Биология | 69,2 | 4,7 | |
2006 — 2007 | Математика | 76,5 | 4,7 |
Физика | 65,9 | 4,3 | |
Химия | 76,3 | 4,7 | |
Биология | 71,8 | 4,6 | |
2007 — 2008 | Математика | 62,2 | 4,5 |
Физика | 64,3 | 4,2 | |
Химия | 79,4 | 4,9 | |
Биология | 74,5 | 4,7 |
Видзяйло Юлия,
главный редактор
Чакичева Ирина,
заместитель главного редактора
www.licey-ruem.ucoz.ru
Кому вообще выгоден ЕГЭ? Почему вдруг возникла необходимость заменить им прежнюю систему сдачи экзаменов?
Я предлагаю рассмотреть основные плюсы и минусы Единого Государственного Экзамена:
Пожалуй, самым главным плюсом и основной причиной заменой прежней системы сдачи экзаменов, является максимально возможное исключение мошенничества на экзамене. Под мошенничеством я здесь понимаю, как списывание, так и покупку результатов экзамена. Да, в первые годы и списать, и купить результаты было легко, это показывают сливы вариантов ЕГЭ за день до экзамена в 2013-м году (в этом году было очень много скандалов), сдача школьниками ЕГЭ по русскому языку на высший балл, но при этом они допускали грубейшие ошибки и т. п., но сейчас на пунктах проведения экзамена повсеместно ставят камеры, «глушилки», металлоискатели. Конечно, они сейчас не на всех участках, но с каждым годом их больше и больше.
К ЕГЭ можно подготовиться дешевле и качественнее, чем к внутренним экзаменам вуза. Во-первых, практически в каждом книжном магазине есть отдельные полки со справочниками, сборниками вариантов, пособиями по подготовке к Единому Государственному, но аналогичных материалов по подготовке к дополнительному вступительному испытанию (aka ДВИ) МГУ. Во-вторых, репетиторов и курсов готовящих к экзамену куда больше, и они намного доступнее, чем к ДВИ. Да и вообще, к ЕГЭ можно подготовиться абсолютно бесплатно, так как: в сети полно материалов по подготовке к экзаменам (паблики в ВК, множество курсов, видеоматериалов).
Людям, которые не смогли получить отличное среднее образование, легче сдавать ЕГЭ, чем вступительные испытания. Из года в год задания в экзамене меняются не сильно, и о них сдающие узнают заранее, но никто не гарантирует, что в вступительном испытании задания будут такого же типа, как в прошлом году. К тому же, если вы подаёте заявки в несколько вузов, то до ввода ЕГЭ, вам бы пришлось писать несколько вступительных экзаменов в разные заведения, что намного сложнее, чем написать ЕГЭ. Это является как плюсом, так и минусом, потому что в этом случае ЕГЭ выявляет не реальные знания абитуриентов, а их готовность решать типовые задачки, на которые можно «набить руку».
Можно много чего ещё написать, обсудить, но я считаю, что этого достаточно. Не претендую на свою правоту, но я считаю, что ЕГЭ всё же лучше, чем прежняя система сдачи вступительных экзаменов в вузы.
thequestion.ru
Откуда к нам пришёл ЕГЭ — DJ Viktorinox
?- Archive
Nov2018
- Tags
- «Богиня» в метро, «Сингулярность уже близко», twitter, Александр Вулых, Киношок 2014, Михаил Шахназаров, Осторожно, Перенесено из Instagram, Продаётся сайт «Ремонт компьютеров», Смешные истории из интернета, Советы на все случаи жизни, Центр, алкоголь, браки, вечер поэзии, виндсерфинг, выборы, евромайдан, игровой системный блок, из Facebook, киев успешно делает западных лидеров кло, киношок, крым, куртуазные маньеристы, майдан, малая ботаническая, монолог «Мечты», мошенники, обучение виндсерфингу, организация свадеб, отрытие фестиваля и фотохроника событий, памяти Алексашина Анатолия Ивановича, пенсионная реформа, полезные советы, поэзия, приколы, прикольное видео, прикольные истории, программа реновации, продажа доменов, путин, пятая колонна, ремонт компьютеров, россия, рюмочная в зюзино, снос пятиэтажек, создание сайтов, стихи, украина, юмор, …
viktorio.livejournal.com
Почему ЕГЭ так и не прижился в России / Наука / Лента.co
Читать оригинал публикации на infox.ru
источник: РИА Новости
С 29 мая во всех населенных пунктах России выпускники школ сдают Единый государственный экзамен – ЕГЭ. В этом году зарегистрировано рекордное число экзаменуемых – 703 тысячи человек, из которых 617 тысяч – выпускники 2017 года. По всей стране подготовлено 5,1 тысяч пунктов для сдачи экзаменов.
Соблюдение правил проведения ЕГЭ контролируют общественные наблюдатели и сотрудники Рособрнадзора. В аудиториях установлено видеонаблюдение за экзаменуемыми. На некоторых пунктах используется технология печати контрольных измерительных материалов и сканирования бланков ответов прямо при участниках проведения экзамена. Такую технологию в дальнейшем планируют применять по всей России.
Но нужна ли эта система в принципе? Ведь недостатки ЕГЭ очевидны, а достоинства сомнительны. Ведущие вузы России уже отстояли свое право на вступительные испытания – не вернуться ли нам к ним в полной мере?
Корреспондент INFOX.RU побеседовала об этом с двумя экспертами. Председатель комитета по образованию и науке Государственной Думы, член центрального штаба Общероссийского народного фронта Любовь Духанина видит пути реформы ЕГЭ, а вот президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук, профессор, сопредседатель движения «Образование для всех» Сергей Комков предлагает «отправить эту систему на свалку».
Очередные усовершенствования
Единый государственный экзамен в 2017 году немного отличается по форме проведения от предыдущих лет. Отменена тестовая часть экзамена в трех учебных дисциплинах – биологии, химии и физике.
– В последние годы процедура проведения экзамена, фактически устоялась, и изменений в ней нет, – рассказывает Любовь Духанина. – В контрольно-измерительных материалах отсутствует угадайка, все больше заданий, где ребенок должен подумать и поразмышлять. Введено сочинение как элемент допуска к ЕГЭ.
Выбор ответа из предложенных вариантов остался только для ЕГЭ по иностранному языку, который с 2022 года станет обязательным для всех выпускников.
– Экзамен по английскому языку проводится в двухдневном формате: отдельно письменная и устная часть, – продолжает рассказ о проведении ЕГЭ-2017 Духанина. – Такой подход позволяет в большей степени оценить владение ученика иностранным языком. Новый стандарт школьного образования подразумевает, что дети с пятого класса будут изучать два иностранных языка, которые выберут самостоятельно. Поэтому у учеников должна быть возможность сдавать ЕГЭ по всем преподаваемым языкам, в том числе и китайскому, об актуальности которого сейчас так много говорят.
Зачем вообще нормальному человеку два иностранных языка, в Минобразования, к сожалению, внятно никто не пояснил. Понятно, что в национальных автономиях изучают местный язык, русский и иностранный, но у нас просто физически нет такого количества хороших учителей иностранных языков, чтобы каждый выпускник школы мог объясниться, например, в Великобритании и Китае. В результате обучение вероятнее всего еще глубже провалится в профанацию.
От теста – к профессиональному отбору
Экзамен по математике в этом году разделен на две части: базовый и профильный уровни. Выпускник может сдать как оба варианта, так и выбрать один из предложенных. Профильный уровень необходим для студентов, поступающих в технические и экономические вузы, а базовый требуется просто для получения аттестата зрелости. Для чего нужна такая градация?
–Введение экзамена профильного уровня – это требование специалистов вузов, – поясняет Сергей Комков. – После того как в вуз начали принимать практически со стобальными сертификатами ЕГЭ, выяснилось, что часто поступают ребята, фактически не пригодные к обучению по определенной специальности. При этом какие-то дополнительные вступительные экзамены вузы назначить не имеют права. Нынешнее руководство Министерства образования было вынуждено пойти навстречу вузам в этом вопросе».
Из сложившейся затруднительной ситуации Сергей Комков видит два выхода.
– Есть две модели зачисления в вузы, которые хорошо себя зарекомендовали. Первая: ученики поступают в вуз, просто сдав свои документы, а по итогам первой сессии их экзаменуют и определяют, кто дальше будет продолжать учиться, а кто нет – это западная модель. А лучше все-таки та модель, которая сложилась у нас в Советском Союзе, когда шел профессиональный отбор – сдавать такие вступительные экзамены, которые определяли бы склонность к обучению в том или ином вузе.
Понятно, что первая модель возможна только в полностью платной системе образования, иначе у нас все выпускники школ «просто сдадут свои документы» в МГИМО, МГУ и нефтегазовые вузы. Но в остальном с экспертом сложно не согласиться. Разговоры о том, что ЕГЭ – крайне неэффективная форма сдачи экзаменов, ходят еще с момента первого проведения тестирования учеников в 2001 году. За 16 лет единый государственный экзамен так и не снискал симпатий среди специалистов в области образования:
– Я считаю, что ЕГЭ сам по себе не имеет права на существование, я противник этого экзамена как такового. Единый государственный экзамен в том виде, в котором он существует, то есть тестовая форма оценки знаний, как итоговая аттестация не должен существовать, – убежден Комков.
Откуда к нам пришел ЕГЭ
Эксперт рассказывает, что система тестовых заданий появилась в России по рекомендации американских советников, а разработана она была в 1960-е годы во Франции. Причем систему тестов французы придумали для оценки познаний иммигрантов, прибывших в страну на ПМЖ, – то есть для людей, не блистающих эрудицией в знании языка, истории страны и других областях.
– Простая формочка тестовых заданий – самая опасная. Не всегда простота ведет к хорошему результату, – сетует Комков.
Опыт Соединенных Штатов – подтверждение словам эксперта. В США пробовали вводить такую систему экзаменов, но она не прижилась, так как качество знаний у школьников резко ухудшилось. Поэтому во многих штатах существуют классические выпускные экзамены и итоговые творческие работы.
Главным пропагандистом и теоретиком ЕГЭ в России была и остается Высшая школа экономики – маргинальное научное заведение с давно определившейся репутацией. Сам факт того, что единый экзамен каждый год сдается по новым правилам, говорит о непрофессионализме разработчиков, их неумении выстроить систему, о реактивном мышлении – то есть способности реагировать на неудачи, но не предвидеть их.
– Начиная с 1992 года, когда только возникла Высшая школа экономики, созданная на специальный грант Всемирного банка, начались эксперименты с системой единого государственного экзамена. Долгое время этому противодействовали многие эксперты и специалисты, говорили о том, что он, в общем-то, ничего хорошего не дает, – продолжает рассказ Комков. – Тестовая оценка не может показать истинного уровня знаний учащихся. Тем не менее после 2000 года единый экзамен был внедрен в тестовом формате, а затем и в обязательном. Теперь его всячески пытаются видоизменять, реформировать, модернизировать, дополнять. Но когда какая-то вещь изначально бракованная, то, как ты ее ни модернизируй, она все равно в конечном итоге пригодна только к одному – чтобы отправиться на свалку.
Любовь Духанина считает иначе:
– Да, есть организационные юридические, содержательные проблемы ЕГЭ. Чтобы их решить, важно обеспечивать учеников качественными и бесплатными учебниками, едиными для всех. Качество образования должно быть настолько высоким, чтобы отпала необходимость репетиторства. Нужно разнообразить методики, чтобы учителя использовали более современные подходы, которые отвечают особенностям современных детей. Мы часто говорим о том, что у детей клиповое мышление, что дети поколения Y, Z другие. Но нет методических подсказок для учителя, как в этой ситуации менять сам процесс обучения. Нам не хватает исследований об особенностях современного ребенка: кто он такой, каковы особенности и как лучше работать, учителю с современным ребенком.
Остается неясным, откуда взять хороших педагогов, если проходной балл ЕГЭ в пединституты – один из самых низких. Так, по иронии судьбы или грамотному замыслу определенных деятелей, система ЕГЭ самим своим механизмом препятствует совершенствованию образования.
Что дальше?
Мнения о будущем Единого государственного экзамена у экспертов также разные.
– Я думаю, что еще, может быть, два-три годика побарахтаемся в этом деле, – говорит Комков. – У меня не так давно был разговор с новым министром образования Ольгой Васильевой, она, в отличие от ее предшественников, сторонник более традиционного подхода, нашей отечественной системы образования. Поэтому думаю, что будут предлагать вернуть все-таки классическую форму оценки знаний.
Любовь Духанина, в свою очередь, ратует за дальнейшее реформирование ЕГЭ:
– Нам нужно вносить такие изменения, которые снизят уровень тревожности у детей. Развивать практики досрочной сдачи экзамена и вывести сам экзамен из школ в независимые центры тестирования, которые могли бы работать в течение года, а ребенок 10–11 класса мог бы попробовать свои знания, прийти и сдать досрочно, чтобы потом скорректировать свою подготовку к экзаменам. Нам важно, чтобы ЕГЭ был обычным экзаменом и стал делом ребенка и семьи, а не политических процессов внутри страны.
А вы как думаете, уважаемые читатели – нужно ли нам продолжать корректировку системы ЕГЭ или вернуться к прежней модели двух независимых друг от друга серий экзаменов – выпускных и вступительных?
lenta.co
ЕГЭ в 11 классе: зачем придумали ЕГЭ
Нет. ЕГЭ придумали западники,потому что они учатся не так как мы, и мышление у нас совсем другое чем у них. А у нас ЕГЭ ввели из-за того что правительству предложили ввести этот экзамен за очень крупную сумму денег. Но они не понимают чем ЕГЭ так плох. Вот 11 причин почему ЕГЭ плох для России:1) ИСКЛЮЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА. Это то, чем так гордятся чиновники. Но, на самом деле, это и есть самая страшная черта ЕГЭ. Взгляните вокруг! «Человеческого фактора» и без ЕГЭ немного осталось, а его хотят исключить окончательно! Причем где?! В школе! Где у человека формируется жизненная позиция! Как можно на этом этапе развития лишать человека человечности?! К тому же, кому как не учителю, учившему Вас доброе количество лет, лучше знать, насколько хорошо Вы знаете предмет?! В день экзамена у Вас может быть плохое настроение, может попасться тот единственный билет, в котором Вы сомневались. Учитель учтет это, машина — нет! ЕГЭ НЕ ДАЕТ ВТОРОГО ШАНСА. Пересдать ЕГЭ по причине «плохого настроения» нельзя, то есть Ваш «человеческий фактор» снова не учитывается. Не учитывается самое дорогое, что есть у человека…
2) ЕГЭ — ЧАСТЬ МЕХАНИЗМА, ФОРМИРУЮЩЕГО ЛЮДЕЙ С НОВЫМ ТИПОМ МЫШЛЕНИЯ. Для этих людей исполнительность превыше всего, приказы не обсуждаются и идеи в голове не возникают ни при каких обстоятельствах. Многие страны уже оценили «достоинства» такого человека и отказались от тестовой формы проверки знаний…
3) НАРУШЕНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПРАВ. Все, кроме чиновников (у них если не написано на бумаге с заголовком «приказ», то не имеет смысла что-либо доказать. Будьте снисходительны — обычные бюрократы, желающие исключительно повышения — образ, превосходно описанный Гоголем и Островским!), прекрасно понимают, что абсолютное большинство учеников, преподавателей школ, ВУЗов и т.д., родителей и людей, интересующихся преобразованиями в сфере образования, не поддерживают ЕГЭ как обязательную и единственную форму сдачи экзаменов. Несмотря на это, решением правительства закон был принят. Для справедливости нужно сказать, что проводились референдумы в большом количестве, но круг людей, в них участвовавших, был не столь широк…
4) ВВЕДЕНИЕ ЕГЭ — ОДИН ИЗ ПУНКТОВ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, КОТОРАЯ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ КОММЕРТИЗАЦИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, то есть сокращение бюджетных мест. Кстати, взамен бюджетных мест нам предлагают «различные виды кредитов на образование». Ну, что тут скажешь? Равносильный обмен, не так ли?
5) НЕОБЪЕКТИВНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ. За год-два можно прекрасно подготовиться к ЕГЭ по любому предмету. «Натаскать на тесты» совсем не трудно. Особенно необъективен ЕГЭ в отношении гуманитарных предметов, потому что никоим образом не учитывает творческие способности личности. К примеру, чтобы получить хороший балл за часть С по русскому языку достаточно шаблонного сочинения. Рассуждения не востребованы. Причем, делая по три ошибки в каждом слове и не расставляя знаков препинания, Вы можете набрать 16 баллов из 20… А самое главное то, что содержание Вашего сочинения никого не интересует. Этот критерий оценки просто отсутствует…
6) ЕГЭ, ПО МНЕНИЮ ЧИНОВНИКОВ, ПОЗВОЛИТ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ КОРРУПЦИИ. Замысел хорош, но, к сожалению, он провалился. Ответы продавались в Интернете и на улицах. За особую плату Вас могли разместить в отдельном кабинете, выдать Вам бланки, задания и ответы к ним. Методы изменились. Коррупция осталась…
7) НЕПОНЯТНО, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ЦЕЛЬЮ ВВЕДЕНИЯ ЕГЭ? Исключение человеческого фактора — недобрая цель, избавиться от коррупции не удалось, а об объективности и речи быть не может. Тогда что? Может кому-то это выгодно? Скажем, организации, обеспечивающей проведение экзамена…
8) АПЕЛЛЯЦИЯ. Те, кто подавал заявление на апелляцию, знают, как проходит этот процесс. Те, кто не был там, представьте: заходите в кабинет, перед Вами стол, стулья, около восьми человек, столько же абсолютно каменных лиц, атмосфера «сейчас мы быстро объясним, что Вы не правы, и можете быть сво
9) ОЧЕНЬ СТРАННАЯ ШКАЛА ПЕРЕВОДА ПЕРВИЧНОГО БАЛЛА В СТОБАЛЬНУЮ СИСТЕМУ. Особенно это касается тех, кто претендует на высокий балл. До 75 баллов снимается по одному баллу, а после 75 — 2, 2, 2, 2, 4, 7 и 6 баллов…
10) ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ на то, что «сложность» ЕГЭ не является причиной протеста!! Несмотря на это, официальные источники информации уверяют общественность в том, что это главная и единственная причина. Прошу заметить, что организаторы этого движения сдали все экзамены только на «четыре» и «пять»…
11) ЕГЭ ПЛОХ ТЕМ, ЧТО ОН ЕДИНЫЙ. Разве можно всех приводить к одному стандарту?! Во всех ВУЗах и ССУЗах экзамены разные именно для того, чтобы осуществить набор тех людей, которые соответствуют данному учебному заведению. Философ Иван Александрович Ильин сравнивал общество с газоном, в котором каждая травинка тянется к солнцу в меру своей способности. Одни вырастают сильнее других. Поэтому для того, чтобы газон был ровный, нужна газонокосилка… У Вас есть желание попасть под эту «газонокосилку»??!!
gdz113.blogspot.com