Задания ЕГЭ по литературе по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» и Г.Р.Державина «Памятник»
Темы сочинений 17.1
Как название комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» связано с ее проблематикой?
Как в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема «злонравия» и форм его проявления?
Какова роль второстепенных персонажей в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
Почему комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль», обличающую крепостническую действительность, называют «комедией воспитания»?
Какой смысл вкладывает автор в понятие «злонравные невежды»? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
Текст 1
Правдин. Тебе не стыдно, Кутейкин?
Кутейкин (потупя голову). Посрамихся, окаянный.
Стародум (Цыфиркину). Вот тебе, друг мой, за добрую душу.
Цыфиркин. Спасибо, ваше высокородие. Благодарен. Дарить меня ты волен. Сам не заслужа, век не потребую.
Милон (давая ему деньги). Вот еще тебе, друг мой!
Цыфиркин.
Правдин дает также ему деньги.
Цыфиркин. Да за что, ваше благородие, жалуете?
Правдин. За то, что ты не походишь на Кутейкина.
Цыфиркин. И! Ваше благородие. Я солдат.
Правдин (Цыфиркину). Поди же, мой друг, с богом.
Цифиркин отходит.
Правдин. А ты, Кутейкин, пожалуй-ка сюда завтре, да потрудись рассчесться с самой госпожою.
Кутейкин (выбегая). С самою! Ото всего отступаюсь.
Вральман (Стародуму). Старофа слуха не остафте, фаше фыскоротие. Фосмите меня апять к сепе.
Стародум. Да ты, Вральман, я чаю, отстал и от лошадей?
Вральман. Эй, нет, мой патюшка! Шиучи с стеш-ними хоспотами, касалось мне, што я фсе с лошатками.
Г-жа Простакова, Стародум, Милон, Софья, Правдин, Митрофан, Еремеевна
Стародум
(к Правдину, держа руки Софьи и Милона). Ну, мой друг! Мы едем. Пожелай нам…Правдин. Всего счастья, на которое имеют право честные сердца.
Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!
Митрофан. Да отвяжись, матушка, как навязалась…
Г-жа Простакова. И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный! (Упала в обморок.)
Софья (подбежав к ней). Боже мой! Она без памяти.
Стародум (Софье). Помоги ей, помоги.
Софья и Еремеевна помогают.
Правдин (Митрофану). Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья.
Митрофан. Да она как будто неведомо…
Правдин. Грубиян!
Стародум (Еремеевне). Что она теперь? Что?
Еремеевна (посмотрев пристально на г-жу Простакову и всплеснув руками
Правдин (Митрофану). С тобой, дружок, знаю, что делать. Пошел-ко служить…
Митрофан (махнув рукою). По мне, куда велят…
Г-жа Простакова (очнувшись в отчаянии). Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!
Стародум (указав на г-жу Простакову). Вот злонравия достойные плоды!
(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)
— Одним из характерных приемов классицизма является раскрытие характера героя посредством его фамилии. Как называются такие фамилии?
— Текст фрагмента представляет собой чередование кратких высказываний разных лиц. Как называется такой тип речевого общения в драматическом произведении?
— Найдите и запишите слово из последней реплики Простаковой, которое относится к просторечию.
8. Что вкладывает автор «Недоросля» в понятие «злонравие»?
9. В каких произведениях русской классики явлены «злонравия достойные плоды»?
Текст 2
Правдин (Митрофану). А далеко ли вы в истории?
Митрофан. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.
Правдин. А! так этой-то истории учит вас Вральман?
Стародум. Вральман? Имя что-то знакомое.
Митрофан. Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать.
Г-жа Простакова. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.
Правдин. Да не у ней ли оба вы учились и географии?
Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
Митрофан (тихо матери). А я почём знаю.
Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.
Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чём спрашивают.
Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?
Правдин. География.
Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.
Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.
Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он её и расскажет.
Правдин. Описание земли.
Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?
Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.
Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, — свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.
Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать всё то за вздор, чего не знаешь.
Г-жа Простакова. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лёжа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это?
Стародум. Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную кончину.
Скотинин. Да коль доказывать, что ученье вздор, так возьмём дядю Вавилу Фалелеича. О грамоте никто от него и не слыхивал, ни он ни от кого слышать не хотел: а какова была голоушка!
Правдин. Что ж такое?
Скотинин. Да с ним на роду вот что случилось. Верхом на борзом иноходце разбежался он хмельной в каменны ворота. Мужик был рослый, ворота низки, забыл наклониться. Как хватит себя лбом о притолоку, индо пригнуло дядю к похвям потылицею,* и бодрый конь вынес его из ворот к крыльцу навзничь. Я хотел бы знать, есть ли на свете учёный лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли ворота?
Милон. Вы, господин Скотинин, сами признаете себя неучёным человеком; однако, я думаю, в этом случае и ваш лоб был бы не крепче учёного.
Стародум (Милону). Об заклад не бейся. Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы.
(Д.И. Фонвизин, «Недоросль».)
* шеей к ремню у седла
— Назовите жанр, к которому принадлежит фонвизинский «Недоросль».
— В рассказах г-жи Простаковой и Скотинина фигурируют «покойник батюшка» и дядя Вавила Фалелеич. Как называются персонажи, упоминаемые в речи героев, но не появляющиеся на сцене?
— Укажите название господствовавшего в ХVIII веке литературного направления, принципы которого нашли свое отражение в драматургии Д.И. Фонвизина.
— Основу действия пьесы составляет разговор действующих лиц, обмен репликами. Как называется данная форма общения персонажей?
— Герои «Недоросля» носят фамилии, звучание которых является их своеобразной характеристикой. Как называются такие фамилии?
— Каким термином обозначаются авторские замечания и пояснения по ходу действия пьесы (Г-жа Простакова (тихо Митрофану))?
— Каким термином обозначается значимая мелкая подробность, заключающая в себе важный смысл (например, батюшкин сундук из рассказа г-жи Простаковой)?
8. В чем заключается комизм «экзамена», устроенного для Митрофана?
9. В каких произведениях русской классики отображено столкновение невежества и просвещённости и в чём эти произведения можно сопоставить с пьесой Д.И. Фонвизина?
Текст 3
ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ
Явление I
Стародум и Правдин
Правдин. Это был тот пакет, о котором при вас сама здешняя хозяйка вчера меня уведомила.
Стародум. Итак, ты имеешь теперь способ прекратить бесчеловечие злой помещицы?
Правдин. Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди.
Стародум. Благодарение богу, что человечество найти защиту может! Поверь мне, друг мой, где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права. Там все скоро ощутят, что каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно… и что угнетать рабством себе подобных беззаконно.
Правдин. Я в этом согласен с вами; да как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды!
Стародум. Слушай, друг мой! Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. Крестьянин, который плоше всех в деревне, выбирается обыкновенно пасти стадо, потому что немного надобно ума пасти скотину. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных. Мы это видим своими глазами.
Правдин. Удовольствие, которым государи наслаждаются, владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать…
Стародум. А! Сколь великой душе надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! Сколько сетей расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих судьбу себе подобных! И во-первых, толпа скаредных льстецов…
Правдин. Без душевного презрения нельзя себе вообразить, что такое льстец.
Стародум. Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремление к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет.
Правдин. Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение; но способы сделать людей добрыми…
Стародум. Они в руках государя. Как скоро все видят, что без благонравия никто не может вытти в люди; что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга; что люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми, – тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится.
Правдин. Справедливо. Великий государь дает…
Стародум. Милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин.
Правдин. Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании…
Стародум. Оно и должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин.
Правдин. Но особы высшего состояния просвещают детей своих…
Стародум. Так, мой друг; да я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему в ней два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения.
(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)
— Укажите название жанра драматургии, к которому принадлежит пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль».
— Каким термином обозначается форма речи персонажей, представляющая собой обмен репликами?
— Как называются изречения, выражающие в лаконичной форме законченные и обобщенные мысли: «Великий государь есть государь премудрый», «каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно…», «наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло» и др.?
— Укажите фамилию героини пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль», которая в данном фрагменте пьесы названа «злой помещицей».
8. Почему Д.И. Фонвизин так много места в данном фрагменте пьесы уделяет рассуждениям о «великом государе»?
9. Какие русские писатели пытались создать образ идеального правителя на страницах своих произведений?
Текст 4
Г-жа Простакова. Простил! Ах, батюшка!.. Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки.
Правдин. А за что вы хотите наказывать людей ваших?
Г-жа Простакова. Ах, батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях?
Правдин. А вы считаете себя вправе драться тогда, когда вам вздумается?
Скотинин. Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?
Правдин. Когда захочет! Да что за охота? Прямой ты Скотинин. Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен.
Г-жа Простакова. Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?
Стародум. Мастерица толковать указы!
Г-жа Простакова. Извольте насмехаться, а я теперь же всех с головы на голову…(Порывается идти.)
Правдин (останавливая ее). Поостановитесь, сударыня. (Вынув бумагу и важным голосом Простакову.) Именем правительства вам приказываю сей час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни.
Простаков. А! До чего мы дожили!
Г-жа Простакова. Как! Новая беда! За что? За что, батюшка? Что я в своем доме госпожа…
Правдин. Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может. (Простакову.) Подите.
Простаков (отходит, всплеснув руками). От кого это, матушка?
Г-жа Простакова (тоскуя). О, горе взяло! О, грустно!
Скотинин. Ба! ба! ба! Да эдак и до меня доберутся. Да эдак и всякий Скотинин может попасть под опеку… Уберусь же я отсюда подобру-поздорову.
Г-жа Простакова. Все теряю! Совсем погибаю!
(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)
— Назовите художественный прием, заключающийся в том, что подразумеваемый смысл слова или фразы противоположен буквально высказанному («Мастерица толковать указы»).
— Как называется в литературоведении выразительное оценочное определение («Госпожа бесчеловечная»)?
— Какие действующие лица, участвующие в приведенной сцене, принадлежат к кругу просвещенных дворян?
— Как называется момент наивысшего напряжения в развитии драматического сюжета, к которому относится приведенный фрагмент?
— Как называются фамилии, отражающие особенности характеров и мировоззрение персонажей (Простакова, Скотинин и т.п.)?
— К какому драматическому жанру принадлежит пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
— Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе («отходит, всплеснув руками»; «вынув бумагу и важным голосом Простакову»)?
8. Каково авторское отношение к персонажам, участвующим в данной сцене «Недоросля»?
8. Какие злонравные поступки госпожи Простаковой привели к ее разоблачению и наказанию в данной сцене «Недоросля»?
9. В каких произведениях русской литературы действие строится на противопоставлении воззрений персонажей и в чем их взгляды перекликаются с позициями участников данной сцены «Недоросля»?
Текст 5
Те же и Скотинин.
Правдин. Как вы подкрались, господин Скотинин! Этого бы я от вас и не чаял.
Скотинин. Я проходил мимо вас. Услышал, что меня кличут, я и откликнулся. У меня такой обычай: кто вскрикнет – Скотинин! А я ему: я! Что вы, братцы, и заправду? Я сам служивал в гвардии и отставлен капралом. Бывало, на съезжей в перекличке как закричат: Тарас Скотинин! А я во всё горло: я!
Правдин. Мы вас теперь не кликали, и вы можете идти, куда шли.
Скотинин. Я никуда не шёл, а брожу, задумавшись. У меня такой обычай, как что заберу в голову, то из неё гвоздем не выколотишь. У меня, слышь ты, что вошло в ум, тут и засело. О том вся и дума, то только и вижу во сне, как наяву, а наяву, как во сне.
Правдин. Что ж бы вас так теперь занимало?
Скотинин. Ох, братец, друг ты мой сердешный! Со мною чудеса творятся. Сестрица моя вывезла меня скоро-наскоро из моей деревни в свою, а коли так же проворно вывезет меня из своей деревни в мою, то могу пред целым светом по чистой совести сказать: ездил я ни по что, привёз ничего.
Правдин. Какая жалость, господин Скотинин! Сестрица ваша играет вами, как мячиком.
Скотинин (озлобясь). Как мячиком? Оборони Бог! Да я и сам зашвырну её так, что целой деревней в неделю не отыщут.
Софья. Ах, как вы рассердились!
Милон. Что с вами сделалось?
Скотинин. Сам ты, умный человек, порассуди. Привезла меня сестра сюда жениться. Теперь сама же подъехала с отводом: «Что-де тебе, братец, в жене; была бы-де у тебя, братец, хорошая свинья». Нет, сестра! Я и своих поросят занести хочу. Меня не проведёшь.
Правдин. Мне самому кажется, господин Скотинин, что сестрица ваша помышляет о свадьбе, только не о вашей.
Скотинин. Эка притча! Я другому не помеха. Всякий женись на своей невесте. Я чужу не трону, и мою чужой не тронь же. (Софье.) Ты не бось, душенька. Тебя у меня никто не перебьёт.
Софья. Это что значит? Вот ещё новое!
Милон (вскричал). Какая дерзость!
Скотинин (к Софье). Чего ж ты испугалась?
Правдин (к Милону). Как ты можешь осердиться на Скотинина!
Софья (Скотинину). Неужели суждено мне быть вашею женою?
Милон. Я насилу могу удержаться!
Скотинин. Суженого конём не объедешь, душенька! Тебе на своё счастье грех пенять. Ты будешь жить со мною припеваючи. Десять тысяч твоего доходу! Эко счастье привалило; да я столько родясь и не видывал; да я на них всех свиней со бела света выкуплю; да я, слышь ты, то сделаю, что все затрубят: в здешнем-де околотке и житьё одним свиньям.
Правдин. Когда же у вас могут быть счастливы одни только скоты, то жене вашей от них и от вас будет худой покой.
Скотинин. Худой покой! ба! ба! ба! да разве светлиц у меня мало? Для неё одной отдам угольную с лежанкой. Друг ты мой сердешный! коли у меня теперь, ничего не видя, для каждой свинки клевок особливый, то жене найду светёлку.
Милон. Какое скотское сравнение!
Правдин (Скотинину). Ничему не бывать, господин Скотинин! Я скажу вам, что сестрица ваша прочит её за сынка своего.
Скотинин. Как! Племяннику перебивать у дяди! Да я его на первой встрече, как чёрта, изломаю. Ну, будь я свиной сын, если я не буду её мужем или Митрофан – уродом.
(Д.И. Фонвизин, «Недоросль»)
— Укажите литературное направление, требования которого (например, принцип «трёх единств») отражены в «Недоросле».
— Укажите жанр, к которому относится пьеса «Недоросль».
— Имена и фамилии героев пьесы характеризуют их. Как называются подобные имена и фамилии?
— Установите соответствие между женскими персонажами пьесы и сведениями о них, указанными в списке действующих лиц: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ |
| СВЕДЕНИЯ | ||||||||||||||
|
|
|
— Каким термином обозначаются пояснения автора к тексту пьесы, дающиеся, как правило, в скобках («вскричал», «озлобясь» и т.п.)?
— Узнав о своём сопернике, Скотинин готов расправиться с ним. Как называется острое противостояние интересов героев пьесы?
— Как называется значимая подробность, являющаяся средством характеристики персонажа («я на них всех свиней со бела света выкуплю»)?
8. Какие признаки указывают на то, что Скотинин – сатирический персонаж?
9. В каких произведениях русской литературы показано противостояние между благородными и подлыми героями и в чём эти произведения можно сопоставить с «Недорослем»?
Текст 6
ПАМЯТНИК
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит:
Так! – весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге,
И истину царям с улыбкой говорить.
О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой, неторопливой,
Чело моё зарей бессмертия венчай.
Г.Р. Державин, 1795 г.
— Определите размер, которым написано стихотворение Г.Р. Державина «Памятник».
— Назовите образ античной мифологии, являющийся в стихотворении Г.Р. Державина «Памятник» олицетворением поэтического вдохновения.
— Какое средство иносказательной выразительности использует Г.Р. Державин для создания высокой художественной образности: «полет времени», «заря бессмертия»?
— К какому литературному направлению, возникшему в России во 2-й четверти XVIII века, традиционно относят поэзию Г.Р. Державина? (Укажите название направления в единственном числе именительного падежа).
— Укажите название литературного направления, возникшего в России во 2-й четверти XVIII века, которое нашло воплощение в творчестве Г.Р. Державина.
8. В чем, по мысли Г.Р. Державина, заключается истинная награда поэтического таланта?
9. Какие русские поэты разрабатывали эту же тему в своем творчестве?
multiurok.ru
ЕГЭ. Литература. Задание 9. Тема ¨Смысл названия произведения» . Д.И.Фонвизин « Недоросль»
Каков смысл названия комедии Д.И.Фонвизина « Недоросль»?
Сначала посмотрим в толком словаре, каково значение данного слова. «Недоросль» — так называли молодого дворянина, который был ещё несовершеннолетним и не поступил на государственную службу. Ещё по указу Петра I нельзя было принимать дворян на службу, если они не получили образование.
Но данное слово со временем получило переносное значение — недоучка, необразованный человек, который не хочет учиться, а само имя главного героя — Митрофанушки- стало нарицательным.
Много отрицательных черт у Митрофана. Это и жестокость, грубость, невоспитанность, эгоизм и многие другие. Но автор особенно подчёркивает его нежелание учиться. Простакова наняла учителей, как это было принято в свете ( правда, подешевле, которые сами-то не все могли научить ребёнка). Однако Митрофанушка учиться не хотел. Его знаменитая фраза «не хочу учиться , а хочу жениться» стала крылатой. Умственное развитие его крайне низкое. Он испытывает настоящее отвращение к учёбе, да и труду вообще.
Назвав комедию «Недоросль» Д.И.Фонвизин вкладывал в него следующее значение:
- Прямой смысл названия в том, что Митрофан действительно недоросль, то есть несовершеннолетний, не поступивший ещё на службу человек.
- Скрытый, переносный смысл в том, что автор подчёркивает, как многие дворяне глупы, ленивы, думают только о материальных ценностей, душевно опустошены, не желают развиваться, учиться. Он высмеивает таких людей.
И сегодня «недорослями» мы называем ленивых, глупых, не желающих учиться, познавать мир людей; это ограниченные люди, которые цель жизни видят в материальном благополучии, даже богатстве, престижном положении в обществе. Однако душевно они бедны.
Таким образом, название пьесы имеет важное значение для понимания всего произведения. В нём автор подчёркивает одну из центральных проблем, которую он раскрывает в произведении, -проблему воспитания человека. В слова положительных героев он вкладывает мысли о том, каким должен быть человек: честным, справедливым, истинным гражданином своей страны, воспитанным и образованным, а не недорослем, каким является Митрофанушка. «Ум, коли он только ум, самая безделица… Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло»( слова Стародума).Автор показал все уродливые стороны воспитания, образования в дворянских семьях, ужасы крепостничества и бесправия простых людей. А всё это происходит потому, что многие представители привилегированного класса — «недоросли», нравственно низкие , малообразованные люди.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
literatura-ege.ru
B1 |
Идеи какой эпохи нашли отражение в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»? | |
Ответ: | ||
|
||
B2 |
Соблюдаются ли единства действия, времени и места в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»? |
|
Ответ: |
||
|
||
ВЗ |
Какой традиционный сюжет положен в основу комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»? |
|
Ответ: |
||
|
||
B4 |
О каких художественных методах принято говорить в связи с комедией Д. И. Фонвизина «Недоросль»? |
|
Ответ: |
||
|
||
B5 |
В чем Д. И. Фонвизин видит причину злонравия своих героев? |
|
Ответ: |
||
|
||
B6 |
Назовите положительных героев комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»? |
|
Ответ: |
||
B7 |
С одой какого древнеримского поэта связано стихотворение Г. Р. Державина «Памятник»? |
|
Ответ: |
||
B8 |
Кто из русских поэтов XVIII—XIX веков в своем творчестве обращался к той же древнеримской оде, что и Г. Р. Державин в стихотворении «Памятник»? |
|
Ответ: |
||
B9 |
Как в стихотворении «Памятник» названа Г. Р. Державиным новая стилистическая манера, введенная им в русскую литературу? |
|
Ответ: |
||
B10 |
Что, по представлениям Г. Р. Державина, является основой искусства, его содержанием? |
|
Ответ: |
||
B11 |
С каким историческим лицом связан образ Фелицы в творчестве Д. И. Фонвизина? |
|
Ответ: |
||
5litra.ru
Проблема отцов и детей – одна из центральных в русской классической литературе. Раскрывается авторами она по-разному. Один из подходов к освещению темы – изображение детей, младшего поколения, как достойных своих отцов – старшего поколения, родителей. Ведь именно семья закладывает основы будущего характера ребёнка. В ней происходит становление личности. Родители часто становятся примером для детей. Однако пример этот не всегда бывает положительным. Именно о таком негативном влиянии семьи на ребёнка написана пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль», в которой главный герой, Митрофнушка , впитал в себя все отрицательные качества матери и отца. Чему же учили его родители, каким хотели видеть своего сына? Правильные ли методы воспитания они избрали? Обратимся к тексту бессмертной комедии драматурга. |
Митрофанушка. Это слово давно стало нарицательным, обозначающим ленивого, невоспитанного, некультурного человека. Именно таким показан пятнадцатилетний недоросль в комедии. Растёт он в семье, в которой его любят оба родителя- и мать, и отец. Однако они не смогли сформировать в ребёнке главные нравственные качества, потому что сами лишены их. Живя в доме, в котором Простакова постоянно оскорбляет не только слуг, крепостных («мошенник, вор, скот, воровская харя, болван»), но и мужа, сын растёт таким же. Он груб с няней Еремеевной. Даже с матерью не может вести себя уважительно («Да отвяжись, матушка, как навязалась…») Рано научился Митрофан лицемерить, ценить людей по их материальному и социальному положению. Как и мать, он резко изменил своё отношение к Софье, как только узнал о её наследстве. Женитьба на ней стало и его целью. Слово «Митрофан» в переводе с греческого обозначает «являющий свою мать». Сын ведёт себя по так же, как и она, впитывая её уроки: «…Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми…» Ни о каком патриотизме, служении Отчеству, о которых говорит в пьесе Стародум, в семье Простковых нет и речи. В будущем Митрофанушка станет таким же жестоким крепостником, как и его мать, «достойным» её сыном. | Раскрывая в комедии проблему отцов и детей, автор хотел донести до зрителей мысль о том, как важно семейное воспитание, как страшно, что примером для детей могут быть родители, похожие на Простаковых. Ничего хорошего, доброго не видит Митрофан в семье, образования достойного он не получает. Не таким должно быть воспитание в семье. В словах положительного героя Стародума словно слышится голос самого автора, который считал, что воспитание в семье очень важно для развития лучших черт личности ребёнка. Образование, знание ничего не стоят, если человек не воспитан. Необходимо быть человеком, «иметь сердце и душу», ценить людей по числу дел, которые он сделал для Отечества. А все эти качества должны закладываться в семье. |
literatura-ege.ru
Для ОГЭ и ЕГЭ по литературе. Д.Фонвизин «Недоросль»
16,09.2017 — Сборник рассказов И.Курамшиной «Сыновний долг», в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>
09.05.2017 — Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>
16.04.2017 — В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>
16.04.2017 — На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>
25.02 2017 — На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.
28.01.2017 — На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>
28.01.2017 — Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.
22.01.2017 — Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе всего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел! Количество участников ограничено.
15.01.2017 — ВАЖНО!!! На сайте размещены 35 аудиозаписей из ОБЗ ФИПИ для написания сжатого изложения на реальном экзамене в 2017 году >>
ВСЕ НОВОСТИ (архив новостей сайта) >>
xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai
Д. И. Фонвизин «Недоросль» Подготовка к ЕГЭ по литературе
Documents войти Загрузить ×- Искусство и гуманитарные
- Театры
- Драма
Related documents
Слово и его значение. по программе «Школа XXI века»
«Файловая структура диска» 7 класс
Размножение и развитие
Памятка.Как правильно мыть руки
«Богу молиться, сударыня, есть время поутру и вечеру, сколько
Древняя Русь 9 – 13 век Цель: закрепить знания об истории
Вычитание натуральных чисел
Памятка для младших школьников
Урок математики по теме «Единицы времени. Час.Минута».
Document 4990806
Скачать advertisement StudyDoc © 2018 DMCA / GDPR Пожаловатьсяstudydoc.ru
Вариант 12 » Незнайка — ЕГЭ, ОГЭ, ВПР 2019 и Итоговое сочинение
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7; 8, 9.
«Недоросль» Д.И. Фонвизин
Правдин (Митрофану). А далеко ли вы в истории?
Митрофан. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.
Правдин. А! так этой-то истории учит вас Вральман?
Стародум. Вральман? Имя что-то знакомое.
Митрофан. Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать.
Г-жа Простакова. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.
Правдин. Да не у ней ли оба вы учились и географии?
Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
Митрофан (тихо матери). А я почем знаю.
Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.
Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.
Г-жа Простакова (Правдину ). Как, батюшка, назвал ты науку-то?
Правдин. География.
Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.
Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.
Г-жа Простакова (Правдину ). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет,
Правдин. Описание земли.
Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?
Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.
Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, — свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.
Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
Г-жа Простакова. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это??
Стародум. Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную кончину.
Скотинин. Да коль доказывать, что ученье вздор, так возьмем дядю Вавилу Фалелеича, О гра-моте никто от него и не слыхивал, ни он ни от кого слышать не хотел: а какова была голоушка!
Правдин. Что ж такое?
Скотинин. Да с ним на роду вот что случилось. Верхом на борзом иноходце разбежался он хмельной в каменны ворота. Мужик был рослый, ворота низки, забыл наклониться. Как хватит себя лбом о притолоку, индо пригнуло дядю к похвям потылицею, и бодрый конь вынес его из ворот к крыльцу навзничь. Я хотел бы знать, есть ли на свете ученый лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли во-рота?
Милон. Вы, господин Скотинин, сами признаете себя неученым человеком; однако, я думаю, в этом случае и ваш лоб был бы не крепче ученого.
Стародум (Милону). Об заклад не бейся. Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы.
neznaika.info