Легкое дыхание бунин аргументы егэ – Тема любви и смерти (по рассказу И. А. Бунина «Легкое дыхание») | сочинение, краткое содержание, анализ, биография, характеристика, тест, отзыв, статья, реферат, ГДЗ, книга, пересказ, сообщение, доклад, литература | Читать онлайн

Сочинение в старших классах (на материале рассказа И. Бунина «Легкое дыхание»)

2 шаг

Как начать сочинение? (вступление)
Ответьте на ряд вопросов, из ответов на которые сложится тезисный план вступления.
– время создания произведения?
– находят ли приметы времени отражение в произведении?
– в рамках какого течения, направления создавался рассказ?
– с какими другими произведениями писателя тематически перекликается этот рассказ?
– каковы общие жанровые признаки произведения

 

В 1916 году выходит в свет рассказ Бунина «Лёгкое дыхание», в котором поднимается тема трагической любви – одна из самых важных для писателя. Ей посвящены рассказы «Солнечный удар», цикл «Тёмные аллеи» и многие другие произведения.
Трагизм, драматические переживания и предчувствия – характерная примета «серебряного века». И в «Лёгком дыхании» Бунин рассказал о стремительной, как вспышка, жизни Ольги Мещерской.


По жанру это рассказ. Повествование отличается динамичностью, острой конфликтностью интриги, неожиданностью развязки. Героиня показана с одной, наиболее яркой стороны. Краткость рассказа определяет значимость каждой детали. Эти особенности содержания и формы рассказа я и попытаюсь рассмотреть.

3 шаг

Основная часть сочинения – это анализ текста произведения. Здесь тоже возможна опора на относительно универсальный вопросник, как основание тезисного плана. Осуществляется подборка иллюстративного материала.

– смысл названия
– есть ли особый смысл в имени
героя?
– характер или важнейшая черта героя
– портрет героя
– как помогают понять героя другие персонажи произведения?

– высказывается ли автор непосредственно о герое, проблеме, ситуации? Каким образом автор обосновывает свою точку зрения?
– какова композиция произведения? Нет ли вставных элементов композиции?

 

Смысл названия рассказа очень важен для понимания идей писателя. Автор переосмысливает понятие «лёгкое дыхание», и в конце рассказа оно уже является метафорой-символом. Лёгкое дыхание – это молодое, живое обаяние, которым обладала Оля Мещерская. Её жизнь трагична вовсе не потому, что она оказалась обманутой Алексеем Малютиным, а потому, что у Бунина любовь вообще не может принести счастья. Любовь – это миг, она подобна «солнечному удару», «лёгкому дыханию». Почувствовав силу любви, человек оказывается одиноким и несчастным. Но и человек, который не любил, тоже несчастен. Без любви жизнь человека вообще можно считать несостоявшейся. Бунин не верит в возможность какого-то житейского счастья, в мире нет места длительной, постоянной  любви.


Рассказ невелик по объёму, но построен довольно сложно. Об Оле размышляет её классная дама, автор вставляет в композицию страницы дневника девушки (самохарактеристика персонажа).
Особую роль играет портрет главной героини. Автор отмечает, описывая фотографию Оли на кладбище» «необыкновенно живые глаза», подчёркивает подвижность характера («вихрем носилась», «с разбегу остановилась»). Образ девушки динамичен, она по-детски чистосердечна, искренна, в чём-то наивна, несмотря на свою взрослую причёску. Героиню окружает аура праздничности и жизнерадостности. Само её имя звучит красиво и нежно – Оля, но не Ольга. Красива и аристократическая фамилия – Мещерская.

Герои рассказа по-разному относятся к любви. Например, классная дама мертва уже при жизни. Она живёт воспоминаниями о своей воспитаннице. При создании образа автор не рисует её портрета, а указывает лишь на детали её туалета (чёрные лайковые перчатки, зонтик…)
Композиция рассказа кольцевая: повествование начинается с кладбища и кончается кладбищем, что усиливает трагизм  рассказа.

4 шаг

Вывод, заключение сочинения

– чем актуально, интересно для сегодняшнего дня данное произведение?
– известны ли вам авторитетные оценки этого  произведения?

Очень интересно и крайне нетрадиционно интерпретирует образ Оли Мещерской  Л.С. Выготский («Психология искусства», М., 1968)

 

Бунин разработал тему, важную для людей различных эпох. Его взгляд на любовь как самое прекрасное явление жизни, дающее смысл человеческому существованию, но краткое, часто драматическое событие близок многим. Рассказ «Лёгкое дыхание» рождает у современного читателя удивление перед красотой и краткостью жизни.
При предельном лаконизме повествования авторская мысль масштабна: частное событие становится предметом философского обобщения и размышления. Лёгкое дыхание (любовь и красота) не исчезло из жизни, оно «рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре»

5 шаг

Перечитать сочинение, проверить на грамотность, возможно, пересчитать количество слов, переписать в чистовик, соблюдая деление на абзацы.

 

Не менее 200 слов

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

«Легкое дыхание» — сочинение (тема любви и «Разум и чувства»)

Оцените сочинение:

Главной героиней произведения Бунина «Легкое дыхание» является Ольга Мещерская. Это образ естественной и раскрепощенной юной девушки, рано вошедшей во взрослый мир.

Ольге было шестнадцать лет, она ничем особо не выделялась среди других гимназисток. Не было в ней невиданной красоты, шарма взрослой женщины, но была необычайная внутренняя свобода и человеческое достоинство. Девушка, не задумываясь о собственной жизни, жила без страха и осмотрительности, дышала полной грудью. При этом легко отметая все упреки в свой адрес и слухи вокруг своего имени.

Ее наставница, наоборот, руководствовалась разумом и поэтому одергивала девушку, не принимая ее поведения и стиля. Однако она не знала, что  в жизнь юной Оленьки вмешался взрослый мужчина, который руководствовался лишь своим инстинктом. Это погубило девушку, ведь она не была готова к взвешенным взрослым решениям. Ее разум не успел проснуться, чтобы контролировать чувства.

Героиня была искренней и легкой. Она шла по жизни, флиртовала с поклонниками и не подозревала, к чему это ее приведет. Неискушенная и неопытная, она не могла разобраться в любовных хитросплетениях. Ей не хватило времени, чтобы научиться управлять своей энергией.

Любовь в произведениях Бунина часто ходит бок обок со смертью. Этот рассказ – не исключение. Понятие любви у великого писателя всегда сопряжено с кратковременной вспышкой страсти, несущей после себя боль и страдание, а иногда и смерть. Но Бунин уверен, что смерть не всесильна и она не может уничтожить красоту, которая возродится вновь.

Жизнь Оли Мещерской была короткой и яркой, она оставила след в душах многих людей. Ее легкое дыхание рассеялось в окружающем воздухе и теперь наполняет его своей энергией и радостью. Печальный финал этой истории, на мой взгляд, говорит о том, что даже в вопросе возвышенных чувств нужно прислушиваться к голосу разума. И важно, чтобы рядом с взрослеющим человеком были взрослые, способные направить его и научить, а не осуждать.

Заказать сочинение 
Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

sdam-na5.ru

Аргументы: Равнодушие и отзывчивость в рассказах Бунина

Не пропусти реальные темы и онлайн-помощь по ИС в нашем паблике 

И.А. Бунин – мастер рассказа. Он не только затрагивает в коротком повествовании вечные темы, но и существенно расширяет возможные художественные средства. Его рассказы наполнены звукам, запахами, мельчайшими визуальными подробностями. Живая, уличная речь придаёт диалогам непринуждённость. Вершиной творчества Бунина является сборник рассказов «Тёмные аллеи». Но тема равнодушия и отзывчивости поднимается не только в его эмигрантской прозе, но и ранних рассказах.

  1. В рассказе «Господин из Сан-Франциско» главный герой равнодушен ко всему, кроме своей мечты – разбогатеть. Но деньги накоплены, и жизнь должна бы уже начаться, а герой умирает. Тогда оказывается, что он (имени у героя нет) был интересен окружающим только накопленным состоянием. После смерти общество старается не замечать его: из отеля тело тихонько выносят, на корабле гроб находится в трюме и не мешает живым наслаждаться счастьем на палубе. Здесь, как герой был равнодушен ко всему, кроме самого себя, так и остальные люди равнодушно относятся к нему.
  2. Отзывчивость характерна для рассказов Бунина о деревне. Например, в «Лаптях» крестьянин Нефёд, чтобы достать для больного мальчика красные лапти, которые «душа просит», идёт во время вьюги в город, за шесть вёрст. Ему невыносимо видеть, как страдает ребенок, даже не понимающий того, о чем просит. Возможно, этот бред – признак того, что больной живет последнюю ночь. Дедушка хочет успеть доставить внуку эту радость, пусть даже в последний раз, но замерзает на обратном пути, но всё же за пазухой у него находят детские лапти и пузырёк с фуксином. Так Нефёд не побоялся даже пожертвовать собой ради больного ребёнка. Его поступок красноречиво доказывает, на какие подвиги ради семьи способен отзывчивый человек.
  3. Историю в рассказе «Цифры» сообщает дядя. Он вспоминает случай из детства племянника. Мальчик очень рвётся узнать цифры, не может сдержаться и шалит. Дядя слишком раздражается, ругает его. Он понимает, что поступил с мальчиком грубо, руководствуясь своими «взрослыми» правилами, но признаться в этом не может. А племянник, понимая, что его счастье (узнать цифры) зависит только от другого, извиняется, забыв обиду и самолюбие. Такая доброта меняет настроение дяди. После он объясняет племяннику цифры и наслаждается радостью мальчика. Это событие выдает в рассказчике отзывчивого человека, который сразу же почувствовал свою неправоту и нравственное превосходство ребенка над собой.
  4. В жизни семьи безразличие бывает заметно ещё сильнее. В рассказе «Красавица» вдовец женится второй раз на очень привлекательной девушке. Однако она «спокойно возненавидела» его сына от первой жены. А мальчику было всего семь лет. Сначала его переводят из спальни отца в гостиную, потом на большой сундук в коридоре. Он рассматривает одну и ту же книжку с картинками или просто смотрит в окно, пока взрослые делают вид, что его не существует. Его воспитанием, конечно, никто не занимается, ведь красавица лелеет мысль о собственных детях, а до чужого ей дела нет. Мальчик оказывается не нужным этой семье, и даже отец не замечает его удручающего положения.
  5. В рассказе «Муза» показано безразличие к любящему человеку. Муза Граф признаётся герою рассказа, как бы, между прочим, что он — её первая любовь. Они проводят вместе время, когда он переезжает с Арбата на дачу. После в его имении она живёт как жена и хозяйка. Ничего в их отношениях не предвещает разлуки, ничего не отталкивает их друг от друга. Но однажды Муза так же невероятно, как появилась, уходит к его другу. При этом она спокойна, для нее это ровно ничего не значит, а герой действительно страдает. Муза же совсем не реагирует на него и просто оставляет его в прошлом.
  6. «Сны Чанга» — рассказ о псе и его хозяине, капитане. Жизнь героев изменилась, раньше они странствовали, а теперь живут на берегу. Капитан совсем разуверился в людях, он одинок и думает, что жизнь лишь «скучный зимний день в грязном кабаке». Конечно же он так думает, ведь герой любил жену, а она вероломно ушла от него. Теперь герой пьёт, пытаясь погрузиться в спокойную безнадёжность и отпустить свое прошлое. В таком же полусне живёт с ним и Чанг. Здесь после краха любви показано равнодушие человека к миру и к самому себе, как будто вместе с верой в людей в нем умерла и душа.
  7. Герой рассказа «Стёпа», купец Красильщиков, застигнут грозой, и останавливается на постоялом дворе. Он знает хозяина, который сейчас уехал в город, и его дочь Стёпу. Он внезапно чувствует к ней влечение, добивается своего, а после самодовольно усмехается, хотя и побаивается, что отец Стёпы всё сразу поймёт. Для девушки же это возможность счастья, первой любви и надежды. Красильщиков обещает, что женится, а сам уезжает на поезде в тот же вечер. Таким образом, герой не подумал о Стёпе, её детских ожиданиях, её доверчивости. Он не был равнодушен к её красоте, но был равнодушен к чувствам. Безразличие к людям легко перерастает в подлость и порочность, ведь герой испортил девушке всю жизнь, лишив ее веры в людей, в честность, в любовь.
  8. Иногда любовь зарождается из сочувствия. Например, герой рассказа «В Париже» случайно встречает в русском ресторане официантку. Вместе они идут в кино, и он надеется, что это — счастливая встреча, которую он ждёт. Из разговора, она понимает, что Николая Платаныча бросила жена. Но и муж Ольги Александровны остался в Югославии, и здесь ей трудно и одиноко. Она сочувствует его неустроенной жизни, ведь оба героя здесь, в Париже, только эмигранты, лишенные дома. Они проводят вместе ночь, а после живут вместе. Вскоре герой умирает. С его уходом Ольге Александровне кажется, что жизнь кончена. Ведь именно эта встреча придала их существованию смысл.
  9. Отзывчивость может спасти человека от необдуманного поступка. Например, доктор из рассказа «Речной трактир» был поражён тем, как девушка молилась и плакала в церкви. Вечером он встретил её в кабаке, в компании промотавшегося и развратного помещика. Доктор поддерживает её в нужный момент: отталкивает помещика, укоряет её за то, что она в таком месте, заставляет уйти. Она же после плачет, но целует руку доктору на прощание, благодарит его. Только бескорыстная и великодушная помощь ближним может изменить мир к лучшему, ведь эта женщина не пала жертвой похоти и порока, она получила шанс на достойный брак и, скорее всего, не упустила его.
  10. Кроме людей можно быть отзывчивым и к своему предназначению. Именно таким был старый моряк из рассказа «Бернар». Он всегда усердно выполнял свою работу, и перед смертью смог сказать, что был хорошим моряком. Автор показывает чуткость Бернара к тому, что от него хотел Бог. Так же автор считает, что и он был отзывчивым к предназначенному дару и может сказать те же слова. Так разнообразно проявляются в рассказах Бунина равнодушие и отзывчивость. Автор рассматривает все возможные грани от безразличия и великодушия, начиная с отношений между людьми и заканчивая чуткостью к своему таланту.

Автор: Анастасия Варго

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Тема любви в рассказе Легкое дыхание Бунина сочинение

В рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Легкое дыхание» повествуется о гимназистке Оле Мещерской. Она была обычной девочкой, которая не выделялась среди толпы прочих гимназисток. Но в период полового созревания Оля стала по-настоящему красивой девушкой. Автор пишет о ней, как о стройной, с хорошими округлостями и красивыми волосами девушке.

В этот период все гимназистки завидовали Оле. Ей было дано это само собой. Она не прилагала никаких усилий для того, чтобы привлекать внимание противоположного пола. А вот прочие девочки старались как могли, но без особых результатов. В связи с этим и появились различные слухи об Оле.

В один день, когда ее вызвала директор, Мещерская призналась, что у нее была интимная связь с братом директора. Это повергает в шок читателя. Далее, читая рассказ, поражаешься еще больше, так как брату директора было около пятидесяти лет. Многих читателей это не только шокирует, но и отталкивает от Оли Мещерской.

Но из рассказа, который она написала в своем дневнике о том дне, читателю становится все понятно. Оля, обычная девочка-подросток. Бушующие гормоны. Все очень интересно, романтично и легко. Поэтому, поддавшись такому наплыву эмоций, Оля совершает довольно-таки обдуманный поступок. Но человека, который был с ней близок, она начинает ненавидеть.

А вот со стороны брата директора гимназии, Алексея Михайловича Малютина, взрослого, зрелого мужчины, — эти эмоции похожи на любовь. На мой взгляд, все чувства Малютина естественны по отношению к Оле Мещерской. Она молода, красива, свежа. Алексей взрослый, зрелый мужчина. Находясь с ней близко, он не смог удержаться и поддался порыву. Малютин очень хотел, чтобы Оля стала его женой. Но она отказалась. И тогда Алексей Михайлович убил ее, не выдержав отказа.

По моему мнению, настоящей и трепетной любви в рассказе не описывается. Автор скорее хотел показать, что любовь свойственна людям разных возрастов. Но, на мой взгляд, она может быть счастливой только тогда, когда это взаимно. В рассказе И. А. Бунина главный герой не получает ответа на свои чувства. Поэтому произведение завершается драмой.

Однако, даже после трагической смерти, воспоминания об Оле Мещерской веют «легким дыханием» и красотой.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема любви в рассказе Легкое дыхание Бунина

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Как я провел летние каникулы

    Летние каникулы для меня всегда были долгожданным событием, которое я ждал с нетерпением весь учебный год. Обычно все три месяца находился дома, в городе.

  • Сочинение на тему Почему я хочу работать в полиции

    Мысли о том, кем хочется стать в жизни, формируются еще в детстве. Повзрослев, приходится делать осознанный выбор среди большого количества профессий. Я намерен остановить свой выбор на работе в полиции.

  • Сочинение по пословице Без труда не выловишь и рыбку из пруда 4, 5, 6, 7 класс

    Русский народ создал множество пословиц и поговорок. Основной их темой является способность человека трудиться. Человек всегда понимал, что если хочешь добиться в жизни успеха, необходимо приложить максимум сил.

  • Сочинение по картине Осень. Веранда Жуковского 6 класс

    На картине изображен один из дней уходящей золотой осени. Тихо и почти безветренно. Светит яркое солнце, но оно уже не такое теплое, как летом. В центре картины – большая, просторная и ухоженная веранда с белым столом

  • Сочинение описание картины Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле) Авилова

    Историческое полотно, написанное в середине Великой Отечественной войны, выражает дух патриотизма, которым был проникнут русский народ в тяжелые периоды борьбы за свою независимость.

sochinimka.ru

Две судьбы в рассказе Ивана Бунина «Лёгкое дыхание». Сочинение.

 

Иван Алексеевич Бунин на протяжении всей своей писательской деятельности был певцом женской красоты. Образы женщин в его рассказах необыкновенно очаровательны, изящны, милы. Рассказ «Лёгкое дыхание», написанный в 1916 году, можно смело назвать гимном женственности. Главная героиня — Оля Мещерская – девушка необыкновенная, её красота, изящество привлекает внимание всех, рядом с ней нет ни одного человека, который был бы к ней равнодушен: блаженно визжащие первоклассницы, с которыми Оля бегала по коридорам гимназии, поклонники на балах, завистливые ровесницы. Её жизнь давно стала предметом обсуждения, вокруг её имени ходили толки, сплетни. Так всегда бывает, когда человек неординарен, необычен, когда он – личность. Оля была личностью. Несмотря на её юность, у неё сложилась своя система взглядов, она была естественна, открыта для такого прекрасного чувства, как любовь. Но она приняла за любовь всего лишь предчувствие. Обожание взрослого мужчины стало для неё роковым.

С первых строк читателя не покидает чувство трагической несправедливости. Как, почему такая очевидная красота погибла? Кто виноват в её смерти? Автор постепенно открывает нам три эпизода из жизни Оли, каждый из которых складывается, как пазл, в одно полотно под названием «влияние окружающей среды на судьбу человека». Сначала начальница гимназии вызывает Олю для очередного выговора. Автор показывает нам взгляд девушки, который скользит от портрета императора, к тёплой голландке, затем она с любопытством смотрит, как игривый котёнок, на завертевшийся на полу клубок ниток. Её ощущения здесь абсолютно просты и естественны: она совсем не боится начальницы, более того, дерзко говорит о своём падении, называя виновником Алексея Михайловича Малютина, брата директрисы. Затем мы узнаём трагический эпизод с выстрелом в девушку казачьего офицера плебейского вида, а потом и историю того замечательного летнего дня, когда Малютин обольстил девушку. Как отреагировала начальница гимназии на её признание, мы не знаем. Но уже через месяц (чем он был наполнен этот месяц?) Оля, прощаясь с тем самым офицером, дала прочитать историю своего падения. Почему её убил этот казачий офицер? Любил ли он её, почему Оля не ответила на любовь Шеншина, который чуть не застрелился сам от любви к героине? Что пережила девочка в этот последний год своей жизни? Все страсти и повышенное внимание к девушке свидетельствует о том, что она жила.

Чего совсем нельзя сказать о её классной даме, маленькой женщине, в чёрных лайковых перчатках, с зонтиком из чёрного дерева, для которой в последние месяцы единственным смыслом жизни стало посещение могилы Ольги.

Классная дама… немолодая девушка, давно живущая какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительную жизнь.

Как странно звучит это – немолодая девушка. Она каждый праздник приходит на могилу девочки, её ученицы, и вновь вспоминает ещё один эпизод, приоткрывший тайну Оли, её размышление о лёгком дыхании, которое является обязательным атрибутом настоящей женщины. Немолодая классная дама, так и оставшаяся старой девой, преклоняется перед этим буйством юной неугомонной души Ольги.

Лёгкое дыхание «рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре», — заканчивает повествование Иван Алексеевич. Мир оказался для Ольги таким холодным, таким недобрым, он не принял её естества, чистоты и желания настоящей любви. Но даже эта свежая насыпь и крест, в центре которого находится портрет такой очаровательной девушки с радостными, поразительно живыми глазами свидетельствует о её победе. Она прожила короткую, но такую яркую жизнь, но и в смерти она по-прежнему жива, а вот классная дама, несмотря на её способность передвигаться, думать, переживать – мертва, у неё нет жизни, потому что нет женской судьбы и радости быть любимой.

litera.su

Тема любви и смерти в творчестве Бунина («Легкое дыхание»)

Рассказ «Легкое дыхание» написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе Бунин развивает одну из ведущих для своего творчества проблем: любовь и смерть. По художественному мастерству «Легкое дыхание» считается жемчужиной прозы Бунина.

Повествование движется в обратном направлении, из настоящего в прошлое, начало рассказа является его финалом. С первых строк автор погружает читателя в грустную атмосферу кладбища, описывает могилу прекрасной девушки, жизнь которой нелепо и страшно прервалась в самом расцвете сил: «На кладбище, над своей глиняной насыпью, стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий.

Апрель, дни серые; памятники кладбища, просторного уездного, еще далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит у подножия креста.

В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне – фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами.

Это Оля Мещерская».

Бунин заставляет нас проникнуться скорбью при виде могилы пятнадцатилетней девушки, светлой и красивой, которая погибла в самом начале весны. Это была весна ее жизни, а она в ней – как нераспустившийся бутон прекрасного в будущем цветка. Но сказочное лето для нее никогда не наступит. Исчезла молодая жизнь, красота, теперь над Олей вечность: «звенит-звенит», не прекращая, «холодный ветер фарфоровым венком» на ее могиле.

Автор знакомит нас с жизнью героини рассказа, гимназистки Оли Мещерской, в ее четырнадцать и пятнадцать лет. Во всем ее облике сквозит восхищенное удивление необычайным переменам, которые с ней происходят. Она стремительно похорошела, превращаясь в девушку, душа ее наполнилась энергией и счастьем. Героиня ошеломлена, она еще не знает, что с собой, новой и такой красивой, делать, поэтому просто отдается порывам молодости и беззаботного веселья. Природа преподнесла ей неожиданный подарок, сделав легкой, веселой, счастливой. Автор пишет, что героиню отличало «в последние два года из всей гимназии, – изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз». Жизнь восхитительно бурлит в ней, и она с удовольствием обживается в своем новом прекрасном обличье, пробует его возможности.

Невольно вспоминается рассказ «Фиалки», написанный другом Бунина и талантливым русским прозаиком А. И. Куприным. В нем талантливо изображено взрывное пробуждение юности кадета-семиклассника Дмитрия Казакова, который от нахлынувших чувств не может готовиться к экзамену, с умилением собирает фиалки за стенами учебного корпуса. Юноша не понимает, что с ним происходит, но от счастья готов обнять весь мир и влюбиться в первую встреченную им девушку.

Оля Мещерская у Бунина – добрый, искренний и непосредственный человек. Своим счастьем и позитивной энергией девушка заряжает все вокруг, притягивает к себе людей. Девочки из младших классов гимназии гурьбой бегают за ней, для них она – идеал.

Последняя зима жизни Оли как будто специально выдалась такой прекрасной: «Зима была снежная, солнечная, морозная, рано опускалось солнце за высокий ельник снежного гимназического сада, неизменно погожее, лучистое, обещающее и на завтра мороз и солнце, гулянье на Соборной улице; каток в городском саду, розовый вечер, музыку и эту во все стороны скользящую на катке толпу, в которой Оля Мещерская казалась самой беззаботной, самой счастливой». Но только казалась . Эта психологическая деталь указывает на свойственное юности каждого человека пробуждение сначала природных сил, когда разум еще спит и не контролирует чувства. Неискушенная, неопытная Оля легко летит по жизни, как бабочка на огонь. А несчастье уже идет по ее следам. Бунин сумел в полной мере передать трагизм этого головокружительного полета.

Свобода в суждениях, отсутствие страха, проявление бурной радости, демонстрация счастья считаются в обществе вызывающим поведением. Оля не понимает, насколько раздражает окружающих. Красота, как правило, вызывает зависть, непонимание, не умеет защитить себя в мире, где все исключительное подвергается гонению.

Кроме главной героини в рассказе фигурируют еще четыре образа, так или иначе связанные с юной гимназисткой. Это начальница гимназии, классная дама Оли, знакомый отца Оли Алексей Михайлович Милютин и некий казачий офицер.

Никто из них не относится к девушке по-человечески, не делает даже попытки понять ее внутренний мир. Начальница, по долгу службы, упрекает Мещерскую за женскую прическу, туфли. Пожилой уже человек, Милютин воспользовался неопытностью Оли и соблазнил ее. Видимо, случайный поклонник, казачий офицер, принял поведение Мещерской за ветреность и распущенность. Он стреляет в девушку на вокзале и убивает ее. Пятнадцатилетней девочке далеко до роковой соблазнительницы. Она, наивная школьница, показывает ему листок из тетрадки-дневника. Как ребенок, она не знает выхода из любовной ситуации и пытается отгородиться от назойливого воздыхателя своими же детскими и путаными записями, предъявляя их как некий документ. Как можно было этого не понять? Но, совершив преступление, некрасивый, плебейского вида офицер во всем обвиняет убитую им девушку.

Бунин понимал любовь по преимуществу только как вспыхнувшую внезапно страсть. А страсть всегда разрушительна. Любовь у Бунина ходит рядом со смертью. Рассказ «Легкое дыхание» не исключение. Такова была концепция любви великого писателя. Но Бунин утверждает: смерть не всесильна. Короткая, но яркая жизнь Оли Мещерской оставила след во многих душах. «Маленькая женщина в трауре», классная дама Оли, часто приходит на могилу, вспоминает ее «бледное личико в гробу» и разговор, который однажды она невольно подслушала. Оля рассказывала подруге о том, что главное в женщине – «легкое дыхание»: «А ведь оно у меня есть, – ты послушай, как я вдыхаю, – ведь, правда, есть?»

Заканчивается рассказ словами автора: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном ветре». Красоту нельзя уничтожить, она возродится вновь.

Посмотрите эти сочинения

  • О чём заставляет задуматься рассказ Бунина «Лапти» Рассказик, сочиненный И. Буниным в апреле 1924 года, незамысловат. Но он не относится к тем, что все мы знаем наизусть и привыкли о них рассуждать, полемизировать и собственное (порой из учебников вычитанное) мнение высказывать. Поэтому стоит привести 2-строчный пересказ. Итак, зима, ночь, отдельно стоящий, вдали от деревни, хутор. Вьюжит уже почти неделю, все замело, за доктором послать нельзя. В доме — барыня с малолетним сыном, да несколько слуг. Мужчин (почему-то, причины не ясны из текста) нет. Я говорю о […]
  • Рецензия на рассказ Бунина «Антоновские яблоки» Иван Алексеевич Бунин – известный русский писатель и поэт конца 19 – начала 20 века. Особое место в его творчестве занимает описание родной природы, красоты русского края, ее броскость, яркость, с одной стороны, и скромность, печаль – с другой.  Эту прекрасную бурю эмоций Бунин передал в своем рассказе “Антоновские яблоки”. Данное произведение является одним из самых лирических и поэтических произведений Бунина, которое обладает неопределенным жанром. Если оценивать произведение по объему, то это рассказ, но с […]
  • Как раскрывается тема любви в рассказе Бунина »Чистый понедельник» Рассказ «Чистый понедельник», написанный в 1944 году, — один из любимых рассказов автора. И.А. Бунин излагает события далекого прошлого от лица рассказчика — молодого состоятельного человека без особых занятий. Герой влюблен, и героиня, какой он ее видит, про­изводит на читателя странное впечатление. Она хороша собой, любит роскошь, комфорт, дорогие рестораны и в то же время ходит «скром­ной курсисткой», завтракает в вегетарианской столовой на Арбате. У нее очень критичное отношение ко многим модным произведениям […]
  • Психологизм и особенности внешней изобразительности Бунинской прозы Иван Алексеевич Бунин — величайший писатель рубежа XIX-XX вв. Он вступил в литературу поэтом, создал замечательные стихотворные произведения. 1895 г. …Опубликован первый рассказ «На край света». По­ощряемый похвалами критиков, Бунин начинает заниматься литературным творчеством. Иван Алексеевич Бунин — лауреат самых различных пре­мий, в том числе и лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 г. В 1944 г. писатель создает один из замечательнейших рассказов о любви, о самом прекрасном, значительном и высоком, […]
  • Мастерство Бунина в рассказе «Темные аллеи» Писательская индивидуальность В.Бунина отмечена в огромной степени таким мироощущением, в котором острое, ежечасное «чувство смерти», постоянной памяти о ней соединяется с сильнейшей жаждой жизни. Писатель мог бы и не признаваться в том, о чем он сказал В автобиографической заметке: «Книга моей жизни» (1921 г.), потому что об этом говорит само его творчество: «Постоянное сознание или ощущение этого ужаса / смерти / преследует меня чуть не с младенчества, под этим роковым знаком я живу весь век. Хорошо знаю, что […]
  • Поэтика рассказа «Господин из Сан-Франциско» Рассказ «Господин из Сан-Франциско» — результат размышлений писателя над вопросами смысла человеческого бытия, существования цивилизации, судьбой России в годы Первой мировой войны. Рассказ появился в печати в 1915 г. когда уже совершалась всемирная катастрофа. Сюжет и поэтика рассказа Бунин описывает последний месяц жизни богатого американского бизнесмена, устроившего для своей семьи длительное и насыщенное «удовольствиями» путешествие в Европу. За Европой должны были последовать Ближний Восток и […]
  • Кто виноват в трагедии рассказа «Кавказ»? “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена” – в этой фразе пафос изображения любви Буниным. Почти во всех произведениях на эту тему исход трагичен. Именно потому, что любовь оказалась “украденной”, она не была полной и привела к трагедии. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого. Бунинский подход к описанию этого чувства несколько иной: любовь в его рассказах более откровенная, обнажённая, а порой даже грубоватая, исполненная неутолённой страсти. Проблема […]
  • Над чем заставляет задуматься рассказ Бунина «Кавказ» Теме любви посвящены многие рассказы И.А. Бунина. В его изображении любовь – это грозная сила, способная перевернуть всю жизнь человека и принести ему великое счастье или огромное горе. Такая история любви показана им в рассказе «Кавказ». У героя и героини тайный роман. Они должны скрываться ото всех, потому что героиня замужем. Она боится своего мужа, который, как ей кажется, что-то подозревает. Но, несмотря на это, герои счастливы вместе и мечтают о дерзком побеге вдвоем к морю, на кавказское побережье. И […]
  • Бунин «Темные аллеи» (анализ) Цикл рассказов Бунина «Темные аллеи» включает в себя 38 рассказов. Они различаются в жанровом отношении, в создании характеров героев, отражают разные пласты времени. Этот цикл, последний в жизни, автор писал восемь лет, в годы Первой мировой войны. Бунин писал о вечной любви и силе чувств в то время, как от самой кровопролитной войны в известной ему истории рушился мир. Книгу «Темные аллеи» Бунин считал «самой совершенной по мастерству» и причислял к высшим своим достижениям. Это книга-воспоминание. В рассказах […]
  • Художественные особенности повести Бунина «Деревня» После революции 1905 года Бунин одним из первых почувствовал наступившие изменения в жизни России, а именно настроения послереволюционного села, и отразил их в своих рассказах и повестях, особенно в повести «Деревня», которая вышла в свет в 1910 году. На страницах повести «Деревня» автор рисует ужасающую картину нищеты русского народа. Бунин писал, что этой повестью было положено «начало целого ряда произведений, резко рисовавших русскую душу, ее своеобразные сплетения, ее светлые и темные, но почти всегда […]
  • Психологизм бунинской прозы. Сочинение по рассказу «Чистый понедельник» Рассказ «Чистый понедельник» входит в цикл рассказов Бунина «Темные аллеи». Этот цикл был последним в жизни автора и занял восемь лет творчества. Время создания цикла пришлось на период Второй мировой войны. Мир рушился, а великий русский писатель Бунин писал о любви, о вечном, о единственной силе, способной сохранить жизнь в ее высоком предназначении. Сквозной темой цикла является любовь во всей ее многоликости, слиянии душ двух уникальных, неповторимых миров, душ влюбленных. Рассказ «Чистый понедельник» […]
  • Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе Бунина «Антоновские яблоки» Тема деревни и жизни дворян в своих родовых поместьях была одной из главных в творчестве Бунина-прозаика. Как создатель прозаических произведений Бунин заявил о себе в 1886 году. В 16 лет он писал лирико-романтические рассказы, в которых кроме описания юношеских порывов души уже наметилась и социальная проблематика. Процессу распада дворянских гнезд в творчестве Бунина посвящены рассказ «Антоновские яблоки» и повесть «Суходол». Бунин хорошо знал жизнь русской деревни. Детство и юность он провел на хуторе […]
  • Тема смысла жизни в произведениях Бунина («Господин из Сан-Франциско») В творчестве Бунина нашла отражение тема критики буржуазной действительности. Одним из лучших произведений этой тематики по праву можно назвать рассказ «Господин из Сан-Франциско», который был высоко оценен В. Короленко. Мысль написать этот рассказ возникла у Бунина в процессе работы над рассказом «Братья», когда он узнал о смерти миллионера, приехавшего отдохнуть на остров Капри. Сначала писатель так и назвал рассказ – «Смерть на Капри», но позже переименовал. Именно господин из Сан-Франциско со своими […]
  • Философская лирика Бунина (сочинение) На протяжении всей своей творческой деятельности Бунин создавал стихотворные произведения. Своеобразную, неповторимую по художественному стилю лирику Бунина нельзя спутать со стихами других авторов. В индивидуальном художественном стиле писателя отражается его мировоззрение. Бунин в своих стихотворениях отзывался на сложные вопросы бытия. Его лирика многопланова и глубока в философских вопросах постижения смысла жизни. Поэт выражал настроения растерянности, разочарования и в то же время умел наполнить свои […]
  • Художественное своеобразие поэзии Бунина В творчестве И. А. Бунина поэзия занимает значительное место, хотя известность он приобрел как прозаик. Он утверждал, что является прежде всего поэтом. Именно со стихов начался его путь в литературе. Когда Бунину исполнилось 17 лет, в журнале «Родина» вышло его первое стихотворение «Деревенский нищий», в котором юный поэт описывал состояние русской деревни: Грустно видеть, как много страданья, И тоски, и нужды на Руси!   С самого начала творческой деятельности поэт нашел свой стиль, свои темы, […]
  • Характеристика князя Святослава в «Слово о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» — удивительно мудрое и прекрасное произведение, талантливое и патриотичное описание чрезвычайно важных для Росси исторических событий. Постичь всю глубину «Слова», наверно, невозможно. Перечитывая его вновь и вновь, мы каждый раз открываем что-то новое, не замеченную ранее мудрость или тонкий намек на скрытую в поэзии мысль. Высокая духовность, глубочайшее понимание психологии народа и его жизни, филигранное мастерство автора поставили «Слово о полку Игореве» в один ряд с величайшими […]
  • Аня в стране чудес (сочинение) Произведение «Аня в стране чудес» — это перевод с английского языка известной сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес», выполненный Владимиром Набоковым. Своим переводом автор приблизил русского читателя к нюансам английского литературного стиля, взяв за основу особенности русского мышления и юмора. Это история о маленькой девочке, которой приснилась удивительная история о волшебном мире и его обитателях. События, происходящие в произведении нереальны, но главная героиня принимает их как должное. […]
  • «История одного города» анализ «История одного города» по праву может считаться вершиной творчества Салтыкова‑Щедрина. Именно это произведение и принесло ему славу писателя‑сатирика, на долгое время, упрочив ее. Я считаю, что «История одного города» – одно из самых необычных книг, посвященных истории российского государства. Оригинальность «Истории одного города» – в удивительном сочетании реального и фантастического. Книга создавалась как пародия на «Историю государства Российского» Карамзина. Историки часто писали историю «по царям», чем и […]
  • Сочинение про березу Почему я люблю берёзки Берёза самое красивое дерево. Её ствол напоминает пятнистую юбку, а листья кудряшки. Она похожа на высокую девушку. Берёзовые рощи всегда светлые. В них приятно гулять. Поэты и музыканты любят сочинять песни про это дерево. Русские художники с удовольствием рисуют берёзы. Я люблю берёзы, потому что они напоминают мне о моём доме. Это русское дерево. Мама говорит, что у него русская душа. Я с нею согласен, потому что, когда смотрю на дерево, слышу русские народные песни. Мне кажется, что […]
  • Жанровое своеобразие пьесы «Горе от ума» Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20‑х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег (по мере необходимости) некоторыми законами ее построения. Любое классицистическое произведение (драма) должно было […]

resoch.ru

Анализ произведения Бунина «Легкое дыхание»

Вопрос смысла жизни вечен, в литературе начала ХХ века также продолжалось обсуждение этой темы. Теперь смысл виделся не в достижении какой-то ясной цели, а в чем-то ином. Например, согласно теории «живой жизни», значение человеческого существования в нем самом, независимо от того, какова эта жизнь. Этой мысли придерживались В. Вересаев, А.Куприн, И. Шмелев, Б. Зайцев. «Живую жизнь» отразил в своих сочинениях также И.Бунин, его «Легкое дыхание» — яркий пример.

История создания

Однако поводом для создания рассказа послужила вовсе не жизнь: Бунин задумал новеллу, гуляя по кладбищу. Увидев крест с портретом молодой женщины, писатель был поражен, как ее жизнерадостность контрастирует с окружающей печальной обстановкой. Какая это была жизнь? Почему она, такая живая и радостная, покинула этот мир столь рано? На эти вопросы уже никто не мог ответить. Но воображение Бунина нарисовало жизнь этой девушки, ставшей героиней новеллы «Легкое дыхание».

Сюжет внешне незатейлив: жизнерадостная и развитая не по годам Оля Мещерская вызывает жгучий интерес у противоположного пола своей женской привлекательностью, ее поведение вызывает раздражение у начальницы гимназии, которая решает провести для воспитанницы поучительную беседу о том, как важна скромность. Но этот разговор окончился неожиданно: девушка сообщила, что уже не девушка, женщиной она стала после знакомства с братом начальницы и другом отца Малютина. Вскоре оказалось, что это не единственная любовная история: Оля встречалась с казачьим офицером. Последний планировал скорую свадьбу. Однако на вокзале, перед отъездом любовника в Новочеркасск, Мещерская сообщила, что их отношения для ее незначительны и замуж она не пойдет. После чего предложила прочесть дневниковую запись о своем падении. Военный застрелил ветреную девушку, именно с описания ее могилки начинается новелла. На кладбище часто ходит классная дама, судьба ученицы стала для нее смыслом.

Темы

Главные темы новеллы – ценность жизни, красоты и простоты. Сам автор трактовал свой рассказ как повествование о высшей степени простоты в женщине: «наивность и лёгкость во всем, и в дерзости, и в смерти». Оля жила, не ограничивая себя правилами и устоями, в том числе нравственными.  Именно в этой простосердечности, доходящей до испорченности, и заключалось очарование героини. Она жила как живется, верная теории «живой жизни»: зачем сдерживать себя, если жизнь так прекрасна? Так она искренне радовалась своей привлекательности, не заботясь об опрятности и приличиях. Также веселилась ухаживаниями молодых людей, не воспринимая их чувства всерьез (гимназист Шеншин находился на грани суицида из-за любви к ней).

Также Бунин затронул тему бессмысленности и серости бытия в образе учительницы Оли. Эта «пожилая девушка» противопоставляется своей ученице: единственное наслаждение для нее – подходящая иллюзорная идея: «Сперва такой выдумкой был ее брат, бедный и ничем не замечательный прапорщик, — она соединила всю свою душу с ним, с его будущностью, которая почему-то представлялась ей блестящей. Когда его убили под Мукденом, она убеждала себя, что она — идейная труженица. Смерть Оли Мещерской пленила ее новой мечтой. Теперь Оля Мещерская — предмет ее неотступных дум и чувств».

Проблематика

  • Вопрос баланса между страстями и приличиями достаточно спорно раскрывается в новелле. Писатель явно симпатизирует Оле, которая выбирает первое, воспевает в ней «легкое дыхание» в качестве синонима очарования и естественности. В противовес этому, героиня наказана за свою легкомысленность, причем наказана жестко – смертью. Из этого вытекает проблема свободы: общество с его условностями не готово дать личности вседозволенность даже в интимной сфере. Многие думают, что это хорошо, однако они же нередко вынуждены тщательно скрывать и подавлять потаенные желания собственной души. Но для достижения гармонии нужен компромисс между социумом и индивидом, а не безоговорочное главенство интересов одного из них.
  • Также можно выделить социальный аспект в проблематике новеллы: безрадостная и унылая атмосфера провинциального города, где может происходить, что угодно, если никто не узнает. В таком месте действительно больше нечем заняться, кроме как обсуждать и осуждать тех, кто хочет вырваться из серой рутины бытия хотя бы за счет страсти. Социальное неравенство проявляется между Олей и ее последним любовником («некрасивый и плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская»). Очевидно, что причиной для отказа послужили те же сословные предрассудки.
  • На отношениях в семье Оли автор не останавливается, но, судя по чувствам героини и событиям в ее жизни, они далеки от идеала: «Я была так счастлива, что одна! Я утром гуляла в саду, в поле, была в лесу, мне казалось, что я одна во всем мире, и я думала так хорошо, как никогда в жизни. Я и обедала одна, потом целый час играла, под музыку у меня было такое чувство, что я буду жить без конца и буду так счастлива, как никто». Очевидно, что воспитанием девушки никто не занимался, и ее проблема заключается в заброшенности: никто не научил ее хотя бы своим примером, как надо балансировать между чувствами и разумом.

Характеристика героев

  1. Главный и наиболее раскрытый персонаж новеллы – Оля Мещерская. Автор большое внимание уделяет ее внешности: девушка очень красива, грациозна, изящна. Но о внутреннем мире говорится немного, акцент лишь на ветрености и откровенности. Прочитав в книге о том, что основа женского очарования – легкое дыхание, она начала активно его вырабатывать и внешне, и внутренне. Не только вздыхает она неглубоко, но и мыслит, порхая по жизни, как мотылек. Мотыльки, кружась вокруг огня, неизменно опаляют крылья, так и героиня погибла во цвете лет.
  2. Казачий офицер – роковой и загадочный герой, о нем неизвестно ничего, кроме резкого отличия от Оли. Как они познакомились, мотивы убийства, течение их отношений – обо всем этом можно только догадываться. Скорее всего, офицер – натура страстная и увлекающаяся, он сильно полюбил (или считал, что полюбил), но его явно не удовлетворяла легкомысленность Оли. Герой хотел, чтоб девушка принадлежала только ему, поэтому готов был даже отнять ее жизнь.
  3. Классная дама неожиданно появляется в финале, как элемент контраста. Она наслаждениями никогда не жила, ставит перед собой цели, живя в выдуманном мире. Она и Оля – две крайности проблемы баланса между долгом и желанием.

Композиция и жанр

Жанр «Легкого дыхания» — новелла (короткий сюжетный рассказ), в небольшом объеме отразилось множество проблем и тем, нарисована картина жизни разных групп общества.

Особого внимания заслуживает композиция рассказа. Повествование идет последовательно, но оно фрагментарно. Сначала мы видим могилу Оли, потом рассказывается о ее судьбе, далее вновь возвращение к настоящему – посещение кладбища классной дамой. Говоря о жизни героини, автор выбирает особый фокус в повествовании: он подробно описывает разговор с начальницей гимназии, соблазнение Оли, но ее убийство, знакомство с офицером описывается в нескольких словах. Бунин концентрируется на чувствах, ощущениях, красках, его рассказ будто написан акварелью, он наполнен воздушностью и мягкостью, поэтому и нелицеприятное описывается пленительно.

Смысл названия

«Легкое дыхание» — самый первый компонент женского очарования, как считают создатели книг, которые есть у Олиного отца. Легкости, переходящей в легкомысленность, хотела научиться девушка.  И она достигла цели, хотя и поплатилась, но «это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре».

Также легкость связана со стилем новеллы: автор старательно обходит острые углы, хотя говорит о монументальных вещах: истинная и надуманная любовь, честь и бесчестие, иллюзорная и реальная жизнь. Но это произведение, по мнению писательницы Е.Колтонской, оставляет впечатление «светлой благодарности Творцу за то, что в мире есть такая красота».

Можно по-разному относиться к Бунину, но его стиль полон образности, красоты изложения и смелости – это факт. Он говорит обо всем, даже запретном, но умеет не перейти за грань пошлости. Вот почему этот талантливый писатель любим и поныне.

Автор: Мария Блинова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.