Критерии оценивания обществознание егэ – Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (11 класс) на тему: Критерии оценивания эссе. Примеры эссе и их анализ . | скачать бесплатно

Содержание

Критерии оценивания заданий ЕГЭ по обществознанию от ФИПИ / Блог :: Бингоскул

  • Блог
  • Критерии оценивания ЕГЭ по обществознанию

Критерии оценивания заданий по обществознанию ЕГЭ 2019 

с развёрнутым ответом 

 

21 задание по обществознанию оценивается:

  • Правильно даны ответы на три вопроса —  2 балла.
  • Правильно даны ответы на любые два вопроса — 1 балл.
  • Правильно дан ответ на любой один вопрос. ИЛИ Ответ неправильный — 0 баллов.

Максимальный балл — 2 


22 задание по обществознанию оценивается:

  • Правильно приведено объяснение и даны ответы на два вопроса —  2 балла.
  • Правильно приведены любые два элемента ответа — 1 балл.
  • Правильно приведён любой один элемент ответа. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный  — 0 баллов.

Максимальный балл — 2 


23 задание по обществознанию оценивается:

  • Правильно названы два источника (пути) и приведены по 2 примера (всего 4 примера) — 3 балла. 
  • Правильно названы два источника (пути), приведены любые 2-3 примера — 2 балла. 
  • Правильно названы один-два источника (пути), приведён любой 1 пример. ИЛИ Правильно назван 1 источник (путь) и приведены соответствующие ему 2 примера  — 1 балл. 
  • Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2 и 3 балла. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный — 0 баллов.

Максимальный балл — 3 


24 задание по обществознанию оценивается:

  • Правильно названы и пояснены три функции — 3 балла.
  • Правильно названы две-три функции, две из них пояснены — 2 балла. 
  • Правильно названы одна–три функции, одна из них пояснена. ИЛИ Правильно названы только три функции — 1 балл.
  • Правильно названы только одна-две функции. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный — 0 баллов.

Максимальный балл — 3 


25 задание по обществознанию оценивается:

25.1 Раскрытие смысла понятия — 2 балла

  • Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его  видовое(-ые) отличие(-я))  — 2 балла.
  • Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий, ИЛИ в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу — 1 балл.
  • В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу. ИЛИ Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия. ИЛИ Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла — 0 баллов. 

Указания по оцениванию:

  1. Не засчитывается: – характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт; – в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания; – объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию. 
  2. Если по критерию 25.1 (раскрытие смысла понятия), выставляется 0 баллов, то по критерию 25.2 выставляется  0 баллов.

 

25.2 Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия — 2 балла

  • Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия — 2 балла.
  • Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания — 1 балл.
  • Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла  — 0 баллов.

Указание по оцениванию:

При оценивании не засчитываются:

  • предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов;
  • предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний;
  • словосочетания, нераспространённые предложения.

Максимальный балл — 4 


26 задание по обществознанию оценивается:

  • Правильно названы и проиллюстрированы примерами три функции — 3 балла.
  • Правильно названы две-три функции, две из них проиллюстрированы примерами  — 2 балла. 
  • Правильно названы одна–три функции, одна из них проиллюстрирована примером(-ами)  — 1 балл.
  • Правильно названы только одна–три функции. ИЛИ Приведено любое количество примеров без указания функций. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный — 0 баллов.

Максимальный балл — 3 


27 задание по обществознанию оценивается:

  • Правильно указаны сфера, тип стратификации и три критерия — 3 балла.
  • Правильно указаны сфера, тип стратификации и один-два критерия. ИЛИ Правильно указаны сфера и три критерия — 2 балла. 
  • Правильно указаны сфера и тип стратификации. ИЛИ Правильно указаны сфера и один-два критерия — 1 балл.
  • Правильно указана только сфера. ИЛИ Сфера не указана (указана неправильно) независимо от наличия других элементов ответа. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный — 0 баллов.

Максимальный балл  — 3 


28 задание по обществознанию оценивается:

28.1 Раскрытие темы по существу — 3 балла

  • Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.  Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу — 3 балла. 
  • Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу — 2 балла.
  • Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.  Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу — 1 балл.
  • Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла. ИЛИ Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не оформлен в виде плана с  выделением пунктов и подпунктов) — 0 баллов.
     

Указания по оцениванию:

  1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
  2. Если по критерию 28.1 выставляется 0 баллов, то по  критерию 28.2 выставляется 0 баллов 

 

28.2 Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана — 1 балл

  • Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей — 1 
  • Все иные ситуации 0

Максимальный балл —  4 


29 задание по обществознанию оценивается:

29.1 Раскрытие смысла высказывания — 1 балл.

  • Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или сформулированы один или несколько тезисов в контексте высказывания, который(-е) требует(-ют) обоснования — 1 балл.
  • Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован. ИЛИ Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания. ИЛИ Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом  — 0 баллов.

 

Указание по оцениванию:

  • Если по критерию 29.1 (раскрытие смысла высказывания), выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов.

 

29.2 Теоретическое содержание мини-сочинения — 2 балла.

(объяснение  ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических положений)

  • В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения — 2 балла. 
  • В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения не представлены.  ИЛИ В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт. ИЛИ В приведённых объяснениях ключевого(-ых)  понятия(-ий) / теоретических положениях допущены отдельные неточности, не искажающие научного смысла этих понятий, теоретических положений  — 1 балл.
  • Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла, в том числе, если теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует: смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён, теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания. ИЛИ Приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания — 0 баллов.

 

Указание по оцениванию:

  • Если по критерию 29.2 выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов.

29.3 Теоретическое содержание мини-сочинения: наличие  и корректность рассуждений, выводов — 1 балл. 

  • В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых  сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод  — 1 балл.
  • Все иные ситуации, включая рассуждения и выводы бытового характера без опоры на обществоведческие знания — 0 баллов.

 

29.4 Качество приводимых фактов и примеров — 2 балла.

  • Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/ примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис / положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом — 2 балла. 
  • Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/ вывод. Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом. ИЛИ Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/ рассуждение/вывод. Имеется явная связь каждого факта/примера с  приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом. ИЛИ  Приведены два примера из источников разных типов, дублирующие друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом — 1 балл.
  • Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла 
    0  — 0 баллов.

 

Указание по оцениванию:

В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии  и др.). 
 

  1. Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников 
  2. Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании. 

 

 Максимальный балл — 6 


 

Решай задания по обществознанию.
 

bingoschool.ru

Критерии оценивания задания 36. ЕГЭ эссе. Обществознание. |

ЕГЭ-2018. Обществознание. Критерии оценивания задания № 29

ЕГЭ-2018. Обществознание.

Демоверсия.

Система оценивания задания № 29 – сочинения.

Новое в системе оценивания.

 

В проекте демоверсии ЕГЭ 2018 года предлагается, как это и было в прошлые годы, 5 тем для мини-сочинения. Каждая тема — из определённой отрасли знаний: философии, экономики, социологии ( или социальной психологии), политологии и правоведения. Выпускник пишет сочинение по одной из предложенных тем.

Предлагаю  критерии оценивания задания № 29 в 2018 году с их комментарием. Особо отмечаю те изменения, которые планируются ( так как это только проект) при оценивании задания 29.

 

29.Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение. Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идейзатронутой автором темы и раскройте её (их).
При  раскрытии  обозначенной(-ых)  вами  основной(-ых)  идеи(-й),в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания(соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов. Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов /примеров из различных источников. Каждый приводимый факт / пример должен бытьсформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом

 

Критерии оценивания ответа на задание 29Баллы
29.1Раскрытие смысла высказывания  1
Смысл высказывания раскрыт: верно выделена основная идея, связанная с содержанием обществоведческого курса и/или сформулирован тезис в контексте высказывания, который требует обоснования1
Смысл высказывания не раскрыт: основная идея невыделена/тезис не сформулирован0
Указание по оцениванию:Если  по  критерию  29.1  (раскрытие  смысла  высказывания), выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов
29.2Теоретическое содержание мини-сочинения(Объяснение  ключевого(-ых)  понятия(-ий),  наличие теоретических положений, рассуждений, выводов)2
В контексте каждой выделенной идеи/ тезиса приведены связанные между собой объяснение ключевого (-ых) понятия (-ий), теоретические положения, рассуждения, выводы2
В контексте каждой выделенной идеи/ тезиса приведены отдельные, не связанные между собой рассуждениями понятия и/или положения.ИЛИ В ответе наряду с относящимися к одной илинескольким идеям/тезисам приведены понятия и /или положения, не относящиеся к ним1
Теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, рассуждения, выводы отсутствуют или не связаны с темой)0
29.3Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов1
Отсутствуют  ошибочные  с  точки  зрения  научногообществознания положения1
В ответе имеются ошибочные с точки зрения научного обществознания положения0
29.4Качество приводимых фактов и примеров 
2
Указание по оцениванию:
  1. При оценивании могут быть зачтены только факты/примеры, явно связанные с иллюстрируемым положением, рассуждением,

выводом.

  1. При оценивании засчитываются только сформулированные развёрнуто корректные факты /примеры.
  2. Факты/примеры, содержащие фактические  и  смысловые ошибки,  приведшие  к  существенному  искажению  сути высказывания  и  свидетельствующие  о  непонимании

используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании.

Приведено не менее двух фактов/примеров из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы  учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты  личного  социального  опыта  и  собственныенаблюдения.Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников
2
Приведён только один факт/пример.ИЛИ Приведены факты/примеры из источников одного типа1
Факты/ примеры отсутствуют.ИЛИНи один из приведённых фактов/примеров явно несвязан  с  иллюстрируемым  положением,  рассуждением, выводом.ИЛИ  Ни  один  из  приведённых  фактов/примеров  несформулирован развёрнуто0
Максимальный балл6

 

Сделаем выводы.

Новое в системе оценивания задания № 29

  • Во-первых, сразу обращает на себя внимание увеличение высшего балла за задание №26. Теперь за него можно получить 6 баллов, а не 5, как было ранее (согласитесь, каждый балл так дорог выпускникам).
  • За что же ставится этот шестой балл? За корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов.
    Конечно, это учитывалось и в предыдущие годы. Ведь если теоретические положения были ошибочными, то за теоретическое содержание сочинения баллы снижались. Однако если не было таких ошибок, то баллы НЕ прибавлялись. В 2018 году появилась такая возможность у тех учеников, которые верно с точки зрения науки обосновали теоретические  положения. Это огромный плюс.
  • Остальные критерии не изменены.

Таким образом, план мини-сочинения следующий:

  • Раскрытие смысла высказывания ( это может быть выделение одной или нескольких идей, проблем, тезиса, который нужно будет доказать )
  • Теоретическое обоснование ключевых понятий, идей, проблем ( то есть доказательства с теоретической точки зрения, пока без примеров)
  • Аргументы. Их должно быть не мене двух, но обязательно из разных источников. Например, разные примеры, но из истории- это
    один аргумент.
  • Конечно, необходимо сделать вывод, подытожить высказанное по цитате.

Таким образом, ориентир вам дан, можно готовиться к ЕГЭ. Конечно, это пока проект КИМа. Возможно, в окончательном варианте будут изменения. Что ж,  будем следить на новинками на сайте ФИПИ.

Удачи вам, выпускники!

Мельникова Вера Александровна

 

 

esse-ege.ru

ЕГЭ по обществознанию 2019. Критерии оценивания, изменения

В обществе постоянно идут дискуссии по поводу ЕГЭ. Некоторые убеждены в том, что нужна отмена ЕГЭ и возврат к советской системе экзаменации учащихся. Однако существует и другая точка зрения: ЕГЭ позволяет проверить уровень знаний учащихся и дать дорогу выпускникам из провинции поступить в престижные столичные вузы. На сегодняшний день есть два обязательных экзамена – это русский язык и математика. Далее выпускник выбирает из школьной программы те предметы, результаты по которым нужно предъявить в выбранном вузе. ЕГЭ по обществознанию 2019 интересен тем, что он интегрированный и позволяет выпускникам почувствовать себя немного юристом, социологом, экономистом, политологом или правоведом.


СОДЕРЖАНИЕ


Важные документы

Подготовка учащихся к ЕГЭ по обществознанию должна основываться на нескольких документах, найти которые можно на сайте ФИПИ:

№ п/пНазвание документа
1Спецификатор
2Кодификатор
3Демонстративный вариант

На сайте ФИПИ также можно найти информацию о дате проведения экзамена и порешать варианты КИМов.

Что можно узнать из Спецификации?

Из этого документа можно узнать, что этот экзамен состоит из 29-ти заданий. 20 из них — в 1 части, 9 — во второй.

В первой части 20 заданий имеют максимальный первичный балл – 35. А задания второй части -29.

Кодификатор

В Кодификаторе есть краткий перечень нормативно-правовых актов, с которыми необходимо познакомиться:

  1. Конституция.
  2. Гражданский кодекс (отдельные главы).
  3. Семейный кодекс (отдельные главы).
  4. Трудовой кодекс (отдельные главы).
  5. Кодекс об административных правонарушениях.
  6. Федеральный закон о гражданстве.
  7. Закон о воинской службе и другие.

Знание этих документов необходимо для того, чтобы успешно сдать экзамен по обществознанию и получить высокие результаты.

Демонстративный вариант

Демоверсия ЕГЭ по обществознанию нужна для того, чтобы ознакомиться с примерными видами заданий, которые будут в контрольно-измерительных материалах непосредственно на экзамене.

Следует большое внимание здесь обратить на систему оценивания экзаменационных работ. Это нужно, чтобы выпускник чётко понимал, как точно нужно выполнять задания 2-й части, где присутствует развёрнутый ответ.

Если одиннадцатиклассник в задании видит два знака вопроса, значит необходимо дать два ответа.

О структуре заданий

Задания 1 – 3 (базовый уровень) и задание 20 понятийные, проверяющие уровень подготовки выпускников.

4-6 – это задания, которые направлены на проверку сформированности умений учащихся 11 класса в теме «Человек и общество», включая познание и  духовную культуру.

7-10 – это «Экономика».

11-12 – «Социальные отношения».

13-15 – задания из области «Политика». Всегда в задании №14 проверяют позиции из Кодификатора 4.14 и 4.1. («Органы государственной власти РФ» и «Федеративное устройство РФ»).

16-19 – это задания по теме «Право». Можно быть уверенным, что всегда задание 16 направлено на знание основ Конституционного строя РФ. Каждый выпускник школы должен быть активным гражданином нашего государства, понимающим, в каком государстве он живёт, знающим основы своего государства, права и обязанности, гарантируемые Конституцией РФ.

2 часть (9 заданий) представляет собой в совокупности базовые общественные науки, формирующие весь курс средней школы:

  • Философия.
  • Социология.
  • Политология.

Задания 21 – 24 объединены в одно составное задание с фрагментом научно-популярного текста, направленные на проверку умения находить главное из текста.

Задания №21 и №22 строго по тексту. Надо найти только то предложение, в котором находится ответ.

В 23 задании даётся дополнительное задание по данному тексту, например:

  • проиллюстрировать какое-либо положение в тексте примером;
  • привести соответствующий аргумент и др.

24-е задание предполагает использование информации текста, но также необходимо знание курса «Обществознание» в целом.

25-е задание проверяет умение раскрывать ключевые обществоведческие понятия. Выпускник должен здесь показать смысловую основу понятия, выделить главную мысль.

№26 проверяет умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия. Примеры – это возможность экспертам увидеть, насколько теоретические  знания выпускник сможет применить в жизни.

27 задание требует анализа представленной информации, в том числе статистической, графической, объяснения связи социальных объектов.

28-е задание – развёрнутый ответ по теме. Ученик 11-го класса должен системно показать, что он знает по теме. В 2018 году добавлен 1 балл в системе оценивания к этому заданию (всего – 4 балла за задание). Здесь должно быть три пункта плана, два из которых раскрыты подпунктами.

Последнее задание, №29, – альтернативное (представлено в пяти вариантах). Это мини-сочинение. Надо выбрать одно высказывание из представленных и раскрыть смысл высказывания, представить теоретическое содержание, обозначив ключевые понятия и проиллюстрировать примерами, фактами. Здесь также с 2018 года добавлен 1 балл, посвящённый корректности использования теоретических понятий, положений и рассуждений.

Изменения в ЕГЭ по обществу

В 2018 году произошли некоторые изменения в системе оценивания экзамена по обществознанию.

Добавился балл в 28 задание, и теперь он оценивается в 4 балла.

Добавился балл в 29 задание, и теперь он оценивается 6-ю баллами.

Максимальный первичный балл, который можно набрать на ЕГЭ по обществознанию – 64 балла.

О 5-ти лайфхаках по обществознанию, которые помогут сдать ЕГЭ, можно посмотреть здесь:

g2019.su

ЕГЭ-2019. Обществознание. ИЗМЕНЕНИЯ. |

ЕГЭ-2019. Обществознание.

ИЗМЕНЕНИЯ.

 

  • Детализирована формулировка и переработана система оценивания задания 25. Максимальный балл за выполнение задания 25 увеличен с 3 до 4.
  • Детализированы формулировки заданий 28, 29, и усовершенствованы системы их оценивания.
  • Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 64 до 65.

 

Рассмотрим каждое изменение отдельно.

Детализирована формулировка задания № 25.

25. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «юридическая ответственность»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о трёх видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ;

− одно предложение, раскрывающее сущность принципа гуманизма юридической ответственности.

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

Как видим, более точно указано, какими должны быть предложения. Это поможет учащимся точнее написать ответ, тем более, что за задание № 25 теперь можно получить не 3, а 4 балла.

Переработана система оценивания задания № 25.

Отмечу НОВОЕ.

 Указания по оцениванию:

1. Не засчитывается:

– характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт;

– в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания;

– объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию.

 

2. Если по критерию 25.1 (раскрытие смысла понятия), выставляется 0 баллов, то по критерию 25.2 выставляется  0 баллов

 
 Указание по оцениванию:

При оценивании не засчитываются:

– предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов;

– предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний;

– словосочетания, нераспространённые предложения.

 
 Максимальный балл.4

 

Как видим, даётся чёткое объяснение, сколько баллов и за что можно получить в задании № 25. Обратите внимание на то, что необходимо знание теоретического материала не на бытовом уровне, а на литературном научном языке. Поэтому учите определения, чтобы более точно ответить на вопрос.

В любой теме учите типы, виды функции, способы и др. подобный материал, потому что именно он требуется  при составлении  ДВУХ предложений.

 

Детализирована формулировка  задания № 28.

СРАВНИМ.

Демо — 2018.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политические партии». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Демо- 2019.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политические партии». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Как видим, немного изменилась формулировка задания, но требования те же: план должен состоять не менее чем из трёх пунктов, два из которых должны иметь подпункты.

Посмотрим, что изменилось в критериях оценивания данного задания.

По сравнению с 2018 годом в плане должно быть два пункта, имеющих подпункты (в прошлом году был только один пункт с подпунктами).

Если в 2018 году за план, имеющим два пункта с подпунктами, ставился высший балл — 2, то в 2019 обязательно в плане должно быть ТРИ пункта. Имейте это в виду.

Ребята, серьёзно готовьтесь к составлению планов по темам. Ведь за задание № 28 можно получить целых 4 балла!

 

Детализирована формулировки задания 29 и усовершенствована системы их оценивания. 

Рассмотрим, что появилось нового.

  • В задании добавлена фраза: «По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга)».

Учитывайте это, когда пишете мини- сочинение.

Каждый пример должен раскрывать тему, проблему с разных сторон.

Это уточнение формулировки отразилось и на критериях оценивания работы.

  • Обратите внимание: никогда не заменяйте анализ фразы, раскрытие её смысла простым пересказом, перефразированием! Это особенно отмечено в критериях.

Не думайте, что если вы что-то написали, то это «что-то «обязательно будет учтено. В критериях чётко указано, что если тезис вашего сочинения НЕ ОТРАЖАЕТ СМЫСЛА высказывания, то это не будет зачтено.

И рассуждения общего характера тоже не будут учтены («воду лить» не нужно).

Делаем вывод: всё должно быть чётким. Раскрываете смысл фразы, её содержание.

Хочу особо подчеркнуть, что в критериях НЕ указано, что нужно выделять проблему, надо раскрывать идею (идеи), то  есть основную мысль ( мысли)  фразы ( это было и в 2018 году).

Критерий 29.1. — основной. Если по нему 0 баллов, то всё сочинение оценивается 0 баллов. Внимательно вдумывайтесь в смысл выбранной вами фразы.

  • Конкретнее стали критерии по оцениванию теоретического материала. 2 балла можно получить за объяснение ключевых понятий и корректность теоретических положений, и 1 балл за теоретические рассуждения и выводы.
  • Примеры социальных факто должны быть из разных источников (так и было). Добавлено: они не должны дублировать друг друга, то есть каждый аргумент должен с разных точек зрения раскрывать и доказывать идею (идеи) цитаты.

Внимание: особо в критериях отмечено, что если в аргументах допущена фактическая ошибка, то они не учитываются. Так что будьте точны в приводимых фактах и явлениях.

 

 

Таков изменения на ЕГЭ-2019.

В ближайшее время я постараюсь, ребята, на конкретных примерах показать вам, ЧТО именно нужно иметь в виду, выполняя задания

№ 25,28 и 29, о которых речь шла выше.

Вам же посоветую: учите материал, готовьтесь к ЕГЭ серьёзнее, требования к работам высокие.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

 

 

 

 

 

 

 

obschestvoznanie-ege.ru

Оценивание эссе ЕГЭ по обществознанию

Здравствуйте, дорогие друзья! Пишу на сайт в последнее время довольно-таки редко, за что извиняюсь…и чувствую, что часть жизни вырвали 🙂 Но ничего — сегодня я подготовил Вам классный материал по обществу, Вы сможете почувствовать себя экспертами.

В последнее время начал замечать, что абитуриенты не работали с критериями оценки ЕГЭ по обществу и методическими рекомендации по проверке части 2 для экспертов. А от этого зависят на самом-то деле 1-2 лишних балла. Почему? :/ Да потому что там черным по белому написано, что можно делать, а что нет. Вот Вам и задание) Ниже приведены три эссе абитуриентов этого года и в каждом из них имеются огромные недочеты. Вам необходимо:

1) Оценить эссе от 0 до 6 первичных баллов по общим критериям;

2) Указать на ошибки абитуриентов в данных работах;

3) Указать Ваше мнение по работам в комментариях;

В следующем посте мы с Вами подробно разберем данные сочинения и точно разберемся, что вообще приемлемо, а что категорически делать нельзя!!

Вот и первая работа, по экономике:

«Под кучей денег может быть погребена человеческая душа». Н. Готорн

Смысл высказывания Н. Готорна я вижу в том, что стремление человека к безудержному накоплению капитала, получению благ приводит его к эгоизму, бесчестности, насилию. Автор затрагивает проблему экономической культуры личности.

Из курса обществознания мы знаем, что основным показателем эффективности экономической деятельности является прибыль — доход за вычетом всех затрат(издержек) производства. Прибыль может достигаться разными путями.

Стремление к максимальной прибыли, и эгоистическая защита своих интересов может приводить к такой форме получения прибыли, как насилие. Например, ограбление колоний развитыми странами. Эксплуатация индийских колоний Англией в конце 19-начале 20 веков была важнейшим источником накопления английского капитала и промышленной революции в Англии.

Один из вариантов получения максимальной прибыли — монополия. Монополист максимально поднимает цены, не заинтересован в эффективности производства, провоцирует дефицит товара. Это совсем не выгодно покупателям. Поэтому в каждой стране монополию стараются регулировать. Это может быть запрет на слияние предприятий или специальное создание предприятий конкурентов. К примеру, до конца Второй мировой войны все производство алюминия США было сосредоточено на предприятиях одной фирмы. Для разрушения монопольной ситуации государство выделило из бюджета субсидии на создание двух конкурирующих фирм.

С другой стороны — необходимость считаться с интересами и ценностями общества приводит к тому, что одним из способов экономического сотрудничества людей, главным средством борьбы против человеческого эгоизма стал механизм рыночной экономики, основанной на принципах свободного предпринимательства. Предпринимательство приносит огромную пользу обществу.
Например, созданный швейный цех в нашем районе обеспечивает людей рабочими местами, работодатель повышает уровень образования и квалификации сотрудников, внедрение инноваций для повышения КПД производства улучшает качество продукции.

Таким образом, для того, чтобы под кучей денег не была погребена человеческая душа, общество старается вырабатывать способы оптимального сочетания экономических интересов людей.


 

Вот такая работа. Сразу прежде чем читать дальше оцените это эссе и выделите ошибку автора. А мы идем дальше…


 

Опять таки довольно интересная работа. Есть ли в ней ошибки? На сколько баллов оцените? Пишите в комментариях.

«Нет ничего ошибочнее, чем мысль, что казнями можно регулировать цены или отучить от взяточничества». (В.Короленко)

 

Жду Вашего мнения по этим работам в комментариях. Если же это задание вызывает у Вас затруднения, то быстрее переходите на сайт ФИПИ и скачивайте себе методические рекомендации для экспертов и демоверсию 2015 года с общими критериями.

Подпишитесь на новости сайта, чтобы не пропустить полного разбора. В ближайшее время мы выпустим подобный материал по истории — ожидайте) А я желаю Вам удачи на экзаменах! До встречи в следующих постах!

 

xn—-7sbkbh2ej4fm.xn--p1ai

Баллы ЕГЭ по обществознанию 2014

Что такое шкала оценивания ЕГЭ?

О принципах оценивания и шкале баллов ЕГЭ 2015 по обществознанию можно прочитать здесь.

О среднем балле ЕГЭ по обществознанию 2014 можно прочитать здесь.

На ЕГЭ оценивается каждый элемент ответа!

Сразу обозначим несколько принципов оценки в баллах заданий ЕГЭ 2014 года:

1. Каждое задание ЕГЭ оценивается в первичных баллах.

2. Оценивается каждый верный элемент ответа.

3. Существует специальная шкала перевода первичных баллов в тестовые баллы (по шкале из 100 баллов).

На ЕГЭ по обществознанию каждое задание части А оценивается в 1 балл. При этом его структура и сложность не имеют значения. Простое ли это задание на выбор ответа, повышенной сложности на выбор из двух суждений, задание к схеме или диаграмме, все равно, максимальный балл здесь 1. Например,

Задание ЕГЭ по обществознанию А4

Задание ЕГЭ по обществознанию А8

Задание ЕГЭ по обществознанию А11

Кстати, ответы на эти задания пишем в комментариях, не упускаем шанса потренироваться и разобрать задания с экспертом ЕГЭ по обществознанию.

Задания части В, в зависимости от сложности, оцениваются от 1 до 2 баллов. Задания В1, В2 и В8 — 1 балл, В3-В7 в 2 балла. При этом, одна ошибка здесь понижает Ваш балл до 1го, две и более — лишает Вас баллов. Например,

Здесь возможно только точный ответ, причем его нужно писать только в том падеже, как требует задание. Верно — 1, не верно — 0. Кстати, какой ответ? В комментарии!

А вот здесь возможны варианты.

Количество верных вариантов, как мы видим, не указано, каждая ошибка лишит Вас балла, если их будет больше 1й, вы не получите ничего. Как правило, верными бывают три варианта, но на точное число ориентироваться не стоит, верных ответов может быть и 2 и 4. Ответ записываем в комментариях, мы их оцениваем в баллах ЕГЭ.

И часть С — это задания повышенного и максимального уровня сложности. Оценка в первичных баллах, предусмотренных демоверсией ЕГЭ по обществознанию — от 2 до 5 баллов. За первый блок заданий — работу с обществоведческим текстом можно максимально получить 10 баллов (С1-С2 — по 2 балла, С3-С4 — по 3 балла).

Далее, полностью верно выполненные задания С5-С8 принесут Вам по 3 балла. Напомним, что задание С5 -единственное изменившееся в демоверсии 2014 года по сравнению с 2013 годом. Соответственно, поменялись и критерии его оценки в баллах ЕГЭ. Например, пробуем сделать задание в новом формате 2014 года, С5:

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «правовая норма»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об особенностях правовых норм, и одно предложение, раскрывающее исторические условия их развития.

 Ваши ответы — в комментариях. Понятно, что при оценке в 3 балла, неверное положение, применение терминов в 1 из 3 предложений приведет к потере 1 балла. Получается, что каждый верный элемент ответа здесь оценен в 1 балл.

Принципы оценки заданий С6, С7, С8 похожи. А вот максимальный балл за обществоведческое эссе — сочинение 5. Принципы его написания и оценивания мы уже разбирали здесь.


Что такое шкала перевода ЕГЭ?

Теперь посчитаем. За 20 заданий части А можно получить 20 баллов. За 8 заданий части В — 13 баллов, за 9 заданий части С — 27 баллов. Итого — 60. Возникает вопрос, как тогда в сертификате ЕГЭ применяется 100-балльная шкала? Самое простое — посчитать процентное соотношение полученных баллов от 60. Так, например, поступают организаторы пробных экзаменов в ВУЗах. И оценка так и выдается в процентах. Для этого просто количество первичных баллов умножьте на 1,66. Например, полностью правильно выполненные части А и В дадут Вам 55 баллов, а  письменная часть С — 45.

Итак, Ваши первичные баллы суммируют (части А и В проверяют машинным образом в Москве, часть С — в регионе экспертами ЕГЭ). Затем по специальным формулам — шкалируют (осуществляют перевод в 100 баллов). Это — сложная процедура, подробнее о ней на официальном ресурсе.

Если коротко. Порог успешности на ЕГЭ по обществознанию и в 2013 и в 2014 году был  и будет 39 баллов (тестовых, из 100). Ему соответствуют 15 первичных баллов (из 60). Это минимальный уровень освоения программы по обществознанию (ПБ1).

Далее, устанавливается так называемый ПБ2 — минимально высокий уровень освоения программы (то есть для школы соответствующий оценке в 5 баллов). По обществознанию это 48 первичных (из 60) и 72 тестовых (из 100).

Таким образом, если для того, кто просто хочет перейти порог в 2014 году первичные баллы будут умножаться на 2,6, для того, кто претендует на высокий уровень — на 1,5. То есть, чем на большие баллы Вы рассчитываете, тем сложнее их получить! А вот чем ближе к 100 баллам, тем весомее каждая ошибка! Свыше 90 баллов — любая потеря минус 2-3 балла. Посмотрим на перевод первичных баллов в тестовые в 2013 году.

Учтем, что к ЕГЭ 2014 года по обществознанию данная схема неприменима, так как первичных баллов стало 60. Но, надеюсь, общая тенденция стала Вам понятна!

Статистика ЕГЭ по обществознанию 2013.

А теперь посмотрим, как сдавали ЕГЭ по обществознанию в 2013 году! ЕГЭ по обществознанию — наиболее востребованный из экзаменов ЕГЭ по выбору. В 2013 году его сдавало 446 тысяч человек по данным ФИПИ, по другим данным 471011. В любом случае это почти на 50 тысяч больше, чем в 2012 году. Средний балл в 2013 году составил 56,23. Не сдали экзамен (не преодолели порог в 39 баллов) 5,3%. На максимальный балл в 100 сдали ЕГЭ по обществознанию в стране 94 выпускника. Посмотрим сравнительную таблицу.

Отметим, что многие данные ЕГЭ в 2013 году претерпевали изменения, точной статистики мало. Это было связано со скандалами кампании ЕГЭ 2013 года, когда тестовые задания попадали в сеть еще накануне экзамена, многие результаты пересматривались уже после публикации результатов, аннулировались Рособрнадзором. Поэтому даже на сайте ФИПИ итоговый анализ кампании ЕГЭ по обществознанию 2013 Вы не найдете (!!!). Но, общие тенденции сохранились, например, смотри анализ методических служб Краснодарского края.

Как мы видим, большинство сдающих остановились на уровне от 50 до 70 баллов (средний). А вот перейти на более высокий уровень удалось не многим, менее 20% сдававших. Поэтому, с удвоенной энергией и с нашей помощью готовимся к ЕГЭ 2014. До экзамена менее 100 дней. Не забываем комментировать, писать ответы на задания. Желаем успеха!

 

egewin.ru

Критерии оценивания и структура написания эссе по обществознанию.

Критерии и структура эссе по обществознанию 

Если вы твердо решили сдавать ЕГЭ по обществознанию, значит это статья для вас. Сегодня мы разберемся с тем, как выполнять одно из самых сложных заданий КИМа ЕГЭ по обществознанию — эссе.

Как писать эссе по обществознанию? Для начала необходимо ознакомиться с критериями оценивания вашей работы на экзамене. Эссе по обществознанию оценивается в рамках трех основных критериев.

Критерий 1 — нахождение проблемы

Это самый важный критерий. Здесь проявляется ваше умение понять, о чем автор говорит в своем высказывании. В этой части выполнения задания есть несколько рисков:

Риск №1: ключевые слова

Прочитав выбранное высказывание экзаменуемые скорее всего увидят в его составе знакомые слова и считают нужным включить эти слова в свое определение проблемы. Так, например, высказывание типа «Неравенство- такой же хороший закон природы, как и всякий другой». ( И. Шерр.) может ввести экзаменуемого в заблуждение. Казалось бы все очевидно: автор использует термин неравенство, а значит мы можем написать, что он поднимает «проблему неравенства»… Но нет, нет и нет!

Если вы перечитаете приведенное высказывание несколько раз (кстати цитата Шерра — не самая сложная тема для распознания проблемы), то увидите, что автор рассуждает о том, насколько естественно неравенство, является ли оно чем-то присущим человеческому сообществу от природы.

Может быть на данном этапе разница покажется кому-то не очевидной, но в дальнейшем ваши термины и (!!) аргументы будут выдавать ошибки в интерпретации. Вам нужно будет рассказать не о неравенстве как экономическом или социальном феномене, но о его неизбежности для человека, либо же напротив — изначальной несвойственности (в случае, если вы с автором не согласны).

Поэтому запоминаем: если автор использует какой-либо термин в своем высказывании, это не означает, что этот термин и есть проблема.

Риск №2: неточная формулировка

За годы преподавания на курсах подготовки к ЕГЭ по обществознанию мне нередко приходилось слышать от учеников заявления в духе «я понимаю, о чем идет речь, но мне сложно это сформулировать и записать». Так вот, на ЕГЭ это обстоятельство не является уважительной причиной.

В самом начале вашего эссе по обществознанию  проблема высказывания должна быть сформулирована четко и ясно. Не заставляйте экспертов искать проблему в вашем тексте, укажите ему на нее, выразив всю сущность одним или двумя емкими предложениями.

Риск заключается не только в том, что отсутствие четкой формулировки может привести к тому, что эксперт попросту не найдет проблему высказывания в вашем эссе. Описав проблему двусмысленно и нечетко вы сами становитесь объектом риска, т.к. можете сбиться на другую проблему в ходе написания эссе. И подобных примеров огромное количество.

Риск №3: неоправданно усложнение

Некоторые ребята слишком сильно пугаются ЕГЭ. Это — нормальная реакция, но вот при написании экзамена она не только Вам не поможет, но и скорее всего навредит.

Если вы решаете поразить проверяющих, выбрав философское высказывание, будьте уверены, что вы правильно поняли его смысл. Подготовившись к тому, что философия — это история про сложные смыслы, абстрактные идеи и непонятные слова, ребята усложняют изначальное высказывание, выстраивают слишком длинные логические цепочки. Помните, что ЕГЭ — экзамен для школьников, никто не ждет от вас повторения подвигов Ницше или Канта.

Критерий 2 — теоретическая аргументация

Максимальная оценка за этот критерий — 2 балла. Она слагается из двух блоков: отсылка к теоретическому материалу из курса обществознания и объяснение основных терминов.

Разберемся с первым блоком. Подойдя к финишной прямой, вы должны продемонстрировать максимум своих знаний, и теоретическая аргументация- лучшая возможность сделать это. Выбрали эссе про экономическое неравенство? Вспомните о теории Карла Маркса! Согласитесь с ним или покритикуйте, главное- расскажите о его вкладе.

Не помните теории? Не беда! В эссе про проблему истинности или ложности идей вспомните о критериях определения истины, ее видах.

Второй блок — термины. Вам нужно вспомнить не менее двух терминов, (!!) НАПРЯМУЮ относящихся к проблеме. Термины демократия и политическое лидерство изучается в одном тематическом блоке- политика, но, если вам попалась проблема, затрагивающая электоральные процессы, «политический лидер» будет не лучшим выбором.

Выбор терминов для эссе должен базироваться на «золотом» правиле написания любого текста: думайте, не что еще добавить, а без чего нельзя обойтись. Поэтому в разговоре о выборах лучше вспомнить об уже указанной демократии, избирательных цензах, политической репрезентативности и самом понятии «электоральные процессы».

Критерий 3 — аргументы в ЭССЕ по обществознанию

Максимальная оценка за этот критерий — 2 балла. А вот теперь, друзья, запоминаем главное правило: вам нужны 2 аргументы из 2 РАЗНЫХ источников. Что это значит? Если вы в своем эссе, посвященном политическим реформам, приводите блестящие аргументы о Петре I и Александре II, не ждите 2 баллов, потому как оба аргумента были почерпнуты вами из истории России. Обратитесь к актуальным событиям (СМИ), вспомните любимых литературных персонажей. В конце концов, вы можете обратиться к личному опыту, подтвердив или опровергнув выдвинутый тезис.

Вот и все. 3 критерия, 5 баллов. Однако, на этом история с эссе по обществознанию не заканчивается.

FAQ`s (наиболее частые вопросы)

  • Нужно ли выражать свою позицию?

Ответ: нужно. И хотя в критериях четко не прописана необходимость вашего взгляда на проблему, но давайте подумаем логически. Для того, чтобы аргументировать какую-то позицию (вспоминайте про К3), нужно эту позицию иметь. Поэтому, друзья, приводим свою позицию.

  • Нужно ли прописывать мнение автора?

Ответ: нужно. В той части эссе, где вы объясняете суть проблемы, о которой хотите порассуждать, вам необходимо помнить об одной очень важной вещи. Позиция автора не тождественна проблеме. Автор может говорить о том, что рыночная экономика- худшая форма экономических отношений, это его субъективное мнение. Проблема же вашего высказывания- вопрос, который не может быть субъективным, а напротив- взывает к дискуссии. Поэтому позиция автора должна быть озвучена отдельно.

  • Я не помню точные формулировки терминов, можно ли писать своими словами?

Ответ: можно, но это очень опасно. Обществознание — предмет, в котором нет однозначных определений, одно и то же явление может быть рассмотрено с разных позиций. Выражение вашей авторской позиции с этой точки зрения не возбраняется, но помните, что авторские определения- задача, с которой не всегда справляются даже аспиранты ведущих университетов. Поэтому идеальным выходом из ситуации будет не придумывание новых смыслов, но попытка передать ключевой смысл термина, использовав точную лексику и составив грамотное предложение.

  • Что лучше: выбрать один раздел и писать весь год эссе по нему или же писать по всем разделам?

Ответ: Это дело индивидуальное. Но как показывает практика, лучше выбрать не один, но 2 или 3 раздела, которые нравятся вам больше остальных и писать по ним эссе каждую неделю (минимум). Выбирая лишь один раздел, вы рискуете столкнутся с неожиданно сложным высказыванием и не понять проблему. Поэтому застрахуйте себя заранее.

  • В каком стиле нужно писать эссе?

Ответ: Обществознание — это не литература (строго говоря, ничто не обществознание, кроме обществознанияJ). Поэтому литературный слог, эпиграфы, 5строчные предложения скорее навредят вашей работе. Задача вашего эссе- представить проблему и рассказать о том, как она может быть осмыслена. Здесь нужна точность, лаконичность и четко выстроенная логика. Однако, в то же время эссе — не сухой текст, а ваши рассуждения. Поэтому все должно быть в меру.

  • Влияют ли орфографические и пунктуационные ошибки на мою оценку?

Ответ: Нет, отдельного критерия для этого нет, но на общее впечатление о вашей работе такие ошибки повлияют.

И самое главное правило: начинайте готовиться как можно раньше. Удачное эссе — дело опыта, поэтому смело атакуйте своих преподавателей в школе или на курсах по подготовке к ЕГЭ.

УЦ «Годограф» искренне желает вам удачи на экзаменах!

godege.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *