Демонстрационный вариант КИМов ЕГЭ 2013 по русскому языку / Русский на 5
- Главная
- Демонстрационный вариант КИМов ЕГЭ 2013 по русскому языку
Часть 1
А1
-
В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
- позвонИм
- рвалА
- грАжданство
- давнИшний
Правильные ответы:
- грАжданство
А2
-
В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
- В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы.
- Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.
- ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году.
- Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и здоровье человека.
Правильные ответы:
- Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.
А3
-
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- лягте (на пол)
- их работа
- горячие супы
- шестистами учениками
Правильные ответы:
- шестистами учениками
А4
-
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Говоря о богатстве языка,
- в аудитории началась дискуссия.
- у меня возник интерес к этой проблеме.
- требуются конкретные примеры.
- мы имели в виду главным образом его словарный запас.
Правильные ответы:
- мы имели в виду главным образом его словарный запас.
А5
-
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
- «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений.
- М.Горький в одной из своих статей отмечает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём.
- Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.
Правильные ответы:
- Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
А6
-
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
- Французские слова и выражения, которые проникают в русский язык, называют галлицизмами.
- Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется.
- В целях содействия развитию литературы и литературного языка в ХVIII веке была создана Российская Академия, которая стала основным научным центром изучения русского языка и словесности.
- Во второй половине ХVIII века французское влияние на речь русских дворян, которое сыграло важную роль в процессе европеизации русского литературного языка, становится преобладающим.
Правильные ответы:
- Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется.
А7-А12
Текст для выполнения заданий А7 — А12
(1)… (2)Деревянные парусные корабли, сблизившись, в упор палили друг в друга чугунными ядрами из небольших заряжаемых с дула пушек. (3)Поскольку энергии ядер редко хватало на то, чтобы вывести корабль из строя, бой мог закончиться и абодажем. (4)При этом с атакующего корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника, на вражескую палубу высаживались матросы, которые в рукопашной схватке старались завладеть неприятельским судном. (5)… промышленная революция XIX века очень быстро внесла коррективы в эту область военного дела, и первым важным нововведением стали паровые машины. (6)Их установка на военные суда устраняла прежнюю зависимость от силы и направления ветра, позволяла свободно маневрировать, выбирая положение, наиболее выгодное для ведения огня и при этом обеспечивающее наименьшую уязвимость от огня противника.
А7
-
Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
- Ненадёжность первых паровых машин и их размеры вызывали у моряков довольно скептическое отношение.
- Ещё в первой трети XIX века морские сражения мало отличались от тех, что происходили за сто лет до этого.
- Наряду с артиллерией появились и другие виды морского оружия.
- Впервые паровые машины приняли участие в боевых действиях во время Крымской войны.
Правильные ответы:
- Ещё в первой трети XIX века морские сражения мало отличались от тех, что происходили за сто лет до этого.
А8
-
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом предложении?
- Однако
- Даже
- Несмотря на это,
- Следовательно,
Правильные ответы:
- Однако
А9
-
Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
- стали машины (предложение 5)
- корабли в упор палили (предложение 2)
- вывести из строя (предложение 3)
- матросы старались завладеть (предложение 4)
Правильные ответы:
- вывести из строя (предложение 3)
А10
-
Укажите верную характеристику третьего предложения текста.
- сложное бессоюзное
- сложноподчинённое
- простое с однородными членами
- сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями
Правильные ответы:
- сложноподчинённое
А11
-
Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие настоящего времени.
Правильные ответы:
- 2
А12
-
Укажите значение слова КОРРЕКТИВА (КОРРЕКТИВЫ) (предложение 5).
- вежливость
- соотношение
- ошибка
- поправка
Правильные ответы:
- поправка
А13
-
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Н.В. Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях писатель нашёл темы и сюжеты для своих произведений.
- 1, 2, 3
- 2, 3, 4
- 1, 3
- 1, 2, 4
Правильные ответы:
- 1, 2, 4
А14
-
В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
- прогр…ссивный, с…нкционировать, возр…ст
- в…рховье, разв…твление, ш…птаться
- отб…рает, орнам…нт, прогр…ммировать
- осл…плённый, к…снулся, сув…ренитет
Правильные ответы:
- в…рховье, разв…твление, ш…птаться
А15
-
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
- по…кладка, о…бойный, на…строчный
- пр…встать, пр…клеить, пр…школьный
- на…граться, сверх…нвестиции, из…скать
- бар…ерный, с…язвить, обез…яна
Правильные ответы:
- пр…встать, пр…клеить, пр…школьный
А16
-
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
- произнос…шь, преобразу…мый
- относ…шься, распуш…нный
- засмотр…шься, замет…вший
- перекин…шь, сломл…нный
Правильные ответы:
- засмотр…шься, замет…вший
А17
-
В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
А. никел…вый, Б. достра…вать, В. приветл…во, Г. оскуд…вать
- А, Б, Г
- А, Б, В
- В, Г
- А, Г
Правильные ответы:
- А, Г
А18
-
В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
- Наступила осень с (не)скончаемыми дождями, мокрыми дорогами, с тоской по вечерам.
- Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.
- (Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться безнравственно.
- Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались (не)забываемые трели соловья, и тишина наполнилась дивными звуками.
Правильные ответы:
- Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.
А19
-
В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
- (ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным.
- Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире.
- Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист.
- ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ) как и литературное творчество.
Правильные ответы:
- (ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным.
А20
-
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов ( ) и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Правильные ответы:
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна.
А21
-
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.
- 1, 2, 3
- 1, 2
- 3, 4
- 1, 2, 3, 4
Правильные ответы:
- 1, 2
А22
-
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя — свиристели, ведь глагол «свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко свистеть, кричать».
- 1, 2, 3, 4
- 1, 3
- 1, 2
- 3, 4
Правильные ответы:
- 1, 2, 3, 4
А23
-
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).
- Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
- Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С.Пушкиным.
- От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.
- В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
Правильные ответы:
- В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
А24
-
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Большую роль в опере А.П. Бородина «Князь Игорь» играют народные сцены: хоры горожан Путивля, провожающих Игоря с войском в поход, хор бояр, возвещающих о пленении князя.
- Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
- Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
- Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
- Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
Правильные ответы:
- Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
А25
-
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.
Правильные ответы:
- 1, 4
А26
-
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.
Правильные ответы:
- 1, 2, 3, 4
А27
Прочитайте текст.
Текст для выполнения задания А27
Грунтовые хранилища жидких радиоактивных продуктов и места захоронения твёрдых отходов могут быть источниками загрезнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод. Поэтому для предупреждения и предотвращения опасных радиоактивных загрязнений проводится контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения до выхода грунтовых вод к поверхностному водоисточнику. Этот контроль осуществляется с помощью специальных карт движения грунтовых вод и возможной миграции загрязнений.
-
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
- Контроль за распространением радиоактивных продуктов в грунтовом потоке проводится в наблюдательных скважинах, глубина и расположение которых зависят от назначения сооружений, гидрогеологических условий и характера грунтов.
- Во избежание опасных радиоактивных загрязнений с помощью специальных карт осуществляется контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику.
- Жидкие и твёрдые радиоактивные отходы являются источниками загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод.
- Направление движения и скорость грунтовых и подземных (глубинных) вод требует жёсткого контроля, поэтому необходимо создавать специальные гидрогеологические карты разных районов России.
Правильные ответы:
- Во избежание опасных радиоактивных загрязнений с помощью специальных карт осуществляется контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику.
А28-А30, В1-В8
Прочитайте текст и выполните задания А28-А30, В1-В8.
Текст для выполнения заданий А28-А30, В1-В8
(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь — всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.
(2)- Де нет же, тут другое совсем, — содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.
(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..
(6)Итак, это была первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7) Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, — видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.
(10)Варя сразу наткнулась на главное место.
(11)»Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, — негде было пристроиться, — кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)-Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое — то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15) Сожги это письмо, тебе одной на всём свенте могу я рассказать про это,- Варя перевернула страничку.
(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте… а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию… (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза — на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял у неё, покидаемой на милость врага… (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. -(26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить…»
-(27)да, он очень вырос, твой Родион, ты права… — складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.
(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухшие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истёкшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогреметь в те дни на всю страну.
(По Л.Леонову)
*Леонид Максимович Леонов (1899-1994)
— русский писатель, общественный деятель.
А28
-
О чём говорит высказывание героя: «Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости!»?
- Отступление наших войск проходит без боёв, без крови.
- Автор письма не способен совершить какой-либо предосудительный поступок.
- Чтобы стать настоящим мужчиной, не всегда надо доказывать физическую силу, порой важнее испытание силы духа.
- Автор письма не трус и не боится сражений.
Правильные ответы:
- Чтобы стать настоящим мужчиной, не всегда надо доказывать физическую силу, порой важнее испытание силы духа.
А29
-
Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
- В предложениях 17, 18, 20, 22 перечислены последовательные действия персонажей.
- В предложениях 3-5 представлено рассуждение.
- Предложения 8-9 включают описание.
- Предложения 24-26 содержат повествование.
Правильные ответы:
- Предложения 24-26 содержат повествование.
А30
-
Какое слово использовано в тексте в переносном значении?
- развернула (предложение 8)
- сожги (предложение 15)
- зажмурился (предложение 22)
- прогремел (предложение 29)
Правильные ответы:
- прогремел (предложение 29)
Часть2
Внимание
Ответы к заданиям В1-В3 запишите словами.
В1
Из предложений 4 и 5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Ответ:
поблизости
В2
Из предложений 16-18 выпишите числительное.
Ответ:
девяти
Возможно также: девять
В3
Укажите тип подчинительной связи в словосочетании В ТЕ ДНИ (предложение 29).
Ответ:
согласование
Внимание
Ответы к заданиям В4-В7 запишите цифрами.
В4
Среди предложений 21-26 найдите сложные, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номер этих сложных предложений.
Ответ:
21,26
Возможно также указать: 26,21
Цифры даются через запятую без пробела. Запятые пишутся в отдельных клеточках.
В5
Среди предложений 1-9 найдите предложение, осложнённое обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
В6
Среди предложений 2-9 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели. Напишите номер этого предложения.
В7
Среди предложений 15-19 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
В8
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.
Фрагмент из романа Л. Леонова «Русский лес» подтверждает мысль о том, что даже о сложных философских проблемах можно говорить доступно. Достигается это с помощью тропов:_____(«Купель зрелости» в предложении 24), _____ («пытливые, вопросительные глаза» в предложении 21), _____(«на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть» в предложении 21). Усиливает эффект от прочитанного _____(«отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21). Этот приём фиксирует внимание читателя на главном, подчёркивает важнейшие мысли автора.
Список терминов:
1) анафора
2) метафора
3) гипербола
4) профессиональная лексика
5) парцелляция
6) лексический повтор
7) противопоставление
8) эпитеты
9) контекстные синонимы
Ответ:
2,8,3,6
Возможно также: 2836
Лучше указывать цифры через запятую без пробела. Запятые пишутся в отдельных клеточках.
Часть 3
С1
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь — всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.
(2)- Де нет же, тут другое совсем, — содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.
(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..
(6)Итак, это была первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7) Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, — видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.
(10)Варя сразу наткнулась на главное место.
(11)»Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, — негде было пристроиться, — кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)-Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое — то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15) Сожги это письмо, тебе одной на всём свенте могу я рассказать про это,- Варя перевернула страничку.
(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте… а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию… (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза — на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял у неё, покидаемой на милость врага… (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. -(26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить…»
-(27)да, он очень вырос, твой Родион, ты права… — складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.
(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухшие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истёкшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогреметь в те дни на всю страну.
(По Л.Леонову)
*Леонид Максимович Леонов (1899-1994)
— русский писатель, общественный деятель.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (расказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Пример С1
Пример выполнения С1 по данному исходному тесту: Сочинение на 0 баллов (по тексту Л. Леонова)
Другие примеры работ по данному тексту будут выложены здесь позже.
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
russkiy-na-5.ru
КИМы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. 712 вариант.
Вариант 712 егэ
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Назначение заказников — сохранение целостности, восстановление природных компонентов, поддержание общего экологического баланса, поэтому вовлечение их владений в хозяйственный оборот без ущерба природным компонентам, которые необходимо сохранить, невозможно.
2) Назначение заказников — сохранение целостности и восстановление природных компонентов, поэтому вовлечение их владений в хозяйственный оборот возможно только при отсутствии ущерба природным компонентам, которые необходимо сохранить.
3) Вовлечение владений заказников в хозяйственный оборот возможно только при отсутствии ущерба природным компонентам, которые необходимо сохранить, ведь назначение заказников состоит в сохранении целостности и восстановлении природных компонентов.
4) Природные заказники были созданы для того, чтобы восстановить отдельные природные компоненты, поэтому если озеро находится на территории заказника, то рыбу в нём ловить нельзя.
5)В последние десятилетия владения природных заказников на территории Российской Федерации всё чаще вовлекаются в хозяйственный оборот, причём в ущерб редким или промысловым животным, растениям, которые требуется сохранить на конкретной площади.
(1)Природные заказники были созданы для того, чтобы способствовать сохранению целостности и восстановлению отдельных природных компонентов. (2) владения заказника частично вовлекаются в хозяйственный оборот, однако не в ущерб редким или промысловым животным, растениям, которые требуется сохранить на конкретной площади. (3)Так, например, если озеро находится на территории заказника, то в нём нельзя ловить рыбу, но воду из него можно потреблять для бытовых нужд.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором предложении текста?
Тем не менее А Во-первых, При этом Вместе с тем
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РЕДКИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
РЕ́ДКИЙ, -ая, -ое; -док, -дка, -дко, -дки и -дки; реже; редчайший.
1. Состоящий из далеко расположенных друг от друга частей, не густой; не плотный. Редкая бородка. Редкие зубы. Р. лес (не густой). Редкая ткань (не плотная).
2. Расположенный на большом расстоянии друг от друга. Редкие станции.
3. Состоящий из отдалённых друг от друга моментов. Редкие выстрелы. Р. пульс.
4. Повторяющийся, появляющийся через большие промежутки времени. Р. случай. Р. гость. Редкие металлы. Человек редкой доброты. Редко (нареч.) видеться.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
процЕнт экспЕрт зАнял кухОнный крестьЯнин
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Стоило бы НАДЕТЬ куртку потеплее.
У малыша отняли ЕДИНСТВЕННУЮ игрушку.
М. Горький советовал критикам обращать внимание на литературу в целом, а не на ЕДИНЫЕ явления её.
Теперь ему тяжело давался каждый ВДОХ: что-то сжимало и жгло около самого сердца.
Таблицу нужно было отредактировать, ЗАПОЛНИТЬ так, как требовалось по новым стандартам.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара ЯБЛОК несколько ПОЛОТЕНЕЦ ПОЕЗЖАЙ быстрее
около ПЯТИСТА километров несколько СОТЕН
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАМ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) ошибка в построении предложения с однородными членами Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом Г) неправильное построение предложения с косвенной речью Д) ошибка в употреблении имени числительного | 1) Во время ремонта пришлось не только менять все окна, но и межкомнатные двери. 2) Тема детства находит художественное истолкование в картине А. Пластова «Первый снег». 3) Согласно правил современного делового этикета, первым из лифта выходит тот, кто находится ближе к двери, и неважно, мужчина это или женщина. 4) Сохраняя в своей лирике пушкинский образ пророка, Некрасовым отвергается другой важный символ поэтического мира Пушкина – образ «поэта-жреца». 5) Предложения лингвистов по изменению правил орфографии русского языка широко обсуждались в прессе. 6) Как хозяева, так и гости были рады встрече с известнейшим поэтом. 7) Отец рассказывал, что в нашей школе была интересная традиция: раз в год мы всей школой ходили в поход. 8) Все, кого интересует проблема экологии, следят за публикациями в специальных изданиях. 9) В палате, куда определили отца, лежали три больных. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:AБВГД
8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
оч..ровательный р..весник реп..тиция г…рдиться заг..релый
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
и..бирать, не..клоняемый;
правопр..емник, пр..плыть;
поз..крывать, н..право;
пост..ндустриальный, вз..скание;
кур..ёзный, от..явленный.
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
доверч..во рассматр..вал протал..нка затверд..вать подстра..вающийся
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
выдвига..мый выправ..вший прикле…шь разве..нный нянч..вший
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Райский считал себя отнюдь (не)отсталым человеком.
В мечтах он открывал ещё (не)исследованные земли.
Старая усадьба стояла на (не)высоком холме.
Некоторые упражнения (не)выполнены.
Озеро Севан – ни с чем (не)сравнимое по красоте творение природы.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал.
(В)ТЕЧЕНИЕ многих дней продолжалось сильное извержение вулкана, клубы огня над которым крутились (НА)ПОДОБИЕ вихря, увеличиваясь в размерах.
Мы посетили известные места пушкинского заповедника, а ТАК(ЖЕ) Святогорский монастырь; ТАМ(ЖЕ) находится могила А.С. Пушкина, на которой всегда лежат живые цветы.
Озеро Белое (ПО)ТОМУ и прелестно, что (ВО)КРУГ него — густая разнообразная растительность.
Все разговоры (НА)СЧЕТ продажи имения продолжались (В)ТЕЧЕНИЕ месяца.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. Цифры укажите в порядке возрастания.
Жаре(1)ая картошка была щедро посыпа(2)а пря(3)ыми азиатскими приправами, отчего приобрела изыска(4)ый, восточный привкус.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Вера вынула из вазочки две маленькие розы и вдела их в петлицу отцовского пальто.
2) Осадчий славился не только в полку но и во всей дивизии своим необыкновенно красивым голосом.
3) В этот момент сильная рука вцепилась в его рыжие и щетинистые волосы и приподняла его на пол-аршина от земли.
4)Саша не решился вступиться за товарища и впоследствии ему пришлось не раз пожалеть об этом.
5) Одна Анютка осталась дома щи варить да горницу прибирать.
16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Утки (1) испуганные внезапным появлением охотников (2) шумно поднялись и (3) кувыркаясь в воздухе (4) медленно и тяжело полетели прочь.
17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Я поливал саженец, ухаживал за ним и часто представлял его остроиглой бояркой, запорошенной цветами, овитой листвой: конечно (1) боярка высокой не бывает, до неба ей не достать, однако (2) выше сеновала (3) пожалуй (4) вымахает.
18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Произведения Куинджи, Поленова, Саврасова, Левитана (1) каждое (2) из которых (3) вызывало огромный интерес зрителей (4) представляли различные направления в единых рамках русского реалистического пейзажа.
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Вовремя прочитанная книга способна изменить жизнь, увлечь хорошей литературой.
2) Несмотря на обилие книг, перед современным читателем возникает проблема выбора.
3) Работа со словом — всегда искусство, в каком бы жанре она ни велась.
4) Хорошие книги помогают человеку познавать окружающий мир и себя.
5) Для живой книги диктат рынка — слишком большая помеха, поэтому такая книга нечасто попадает к читателю.
(1)Любите ли вы литературу так, как люблю её я? (2)То есть любите ли вы читать книги?
(3)Затратное занятие. (4)Но это как посмотреть. (5)Есть книги, не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их чтение, а удлиняющие её. (6)Словно побывал в местах, где никогда не был, сошёлся с людьми, с которыми никогда бы не пересёкся, они стали близкими, часто ближе друзей, реальнее друзей, откровеннее самых близких людей.
(7)Человек узнаёт из книг то, что он уже знал о себе, но не знал, что знает.
(8)Есть и другие. (9)Потраченное на них время вычеркнуто из жизни. (10)Будто просидел три часа на бесполезном собрании. (11)После таких книг становишься только глупее.
(12)Вечная проблема выбора. (13)Электронные версии толстых журналов немного облегчают жизнь. (14)Можно спокойно полистать, присмотреться, принюхаться. (15)Но полиграфия нынче быстрая, книгу издают за две-три недели. (16)А в «толстяках» редакционный цикл — полгода, а то и больше. (17)Ничего удивительного, что многие писатели предпочитают не связываться с журналами, а сразу несут рукопись в издательство. (18)Так и получается: заходишь в любой книжный — глаза разбегаются. (19)Хочется купить всё. (20)Как голодный перед колбасной витриной. (21)Но уже знаешь, что не всё съедобное. (22)А что съедобное и что несъедобное? (23)На обложках рейтинговые звёзды не вытиснены. (24)А те, что вытиснены, враньё. (25)Плавали, знаем, успели распробовать.
(26)Экспансия коммерческой литературы сужает круг потенциальных читателей, которых в России осталось не так уж много. (27)Казалось бы, что за беда? (28)Читают — и пусть себе. (29)Всё лучше, чем пьянствовать. (30)Но не так-то всё просто.
(31)Есть книги, без которых можно спокойно прожить. (32)Есть телевизор, есть газеты, есть компьютерные стрелялки. (33)А есть книги, без которых жить трудно. (34)И если в юности не попалась книга, перепахавшая душу, читатель для литературы потерян. (35)Он будет жевать литературный попкорн в полной уверенности, что читает книгу, не подозревая о том, что она всего лишь похожа на книгу, а к животворной литературе никакого отношения не имеет. (36)И таких читателей становится всё больше.
(37)Но неужели всё так безнадёжно? (38)Неужели читателю, любящему живую книгу, остаётся утешаться нетленной классикой? (39)К счастью, нет. (40)Поразительная закономерность. (41)Живая книга чудом пробивается к читателю. (42)И диктат рынка ей не слишком большая помеха. (По В. Иванову)
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Предложение 17 содержит повествовательный фрагмент.
2) В предложениях 27—29 содержится обоснование высказанного в предложении 26 суждения.
3) Предложение 35 объясняет и подтверждает суждение, высказанное в предложении 34 текста.
4) В предложениях 37—39 представлено рассуждение.
5) В предложении 39 не содержится вывод из 38.
22. Из предложения 5 выпишите антонимы
23. Среди предложений 37—42 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью сочинительного союза и личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
24. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Автор ведёт диалог с читателем, используя такой приём, как (А)_____ (предложения 27 — 29, 37 — 39). Общение автора с читателем эмоционально, полемично, что подчёркивает, например, употреблённое в тексте (Б)_____ («враньё»). Такой приём, как (В)_____ («можно спокойно прожить» в предложении 31 — «без которых жить трудно» в предложении 33), и такой троп, как (Г)_____ (в предложении 34), позволили автору очень убедительно и образно высказать свою точку зрения».
Список терминов:
1) метафора
2) диалектизм
3) лексический повтор
4) ряды однородных членов
5) эпитеты
6) парцелляция
7) просторечное слово
8) вопросно-ответная форма изложения
9) противопоставление
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A Б В Г
КЛЮЧ 712 егэ
№ п/п | Правильный ответ |
1 | 23 |
2 | Приэтом |
3 | 4 |
4 | кухонный |
5 | ЕДИНИЧНЫЕ |
6 | пятисот |
7 | 13479 |
8 | репетиция |
9 | позакрыватьнаправо |
10 | затвердевать |
11 | выдвигаемый |
12 | невысоком |
13 | потомувокруг |
14 | 123 |
15 | 24 |
16 | 1234 |
17 | 134 |
18 | 14 |
19 | 1234 |
20 | 124 |
21 | 134 |
22 | сокращающиеудлиняющие |
23 | 42 |
24 | 8791 |
multiurok.ru
Демонстрационный вариант КИМов ЕГЭ по русскому языку 2015
Часть 1
Текст для выполнения заданий 1—3
(1) Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь — это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно <…> в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.
Задание 1
-
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
- Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.
- Сибирь удивляет нас не только своими размерами и уникальностью, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница полезных ископаемых.
- В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание внимание, поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные богатства.
- В развитии мировой экономики Сибирь занимает особое место, так как этот регион занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь сосредоточены огромные природные богатства.
- Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.
Правильные ответы:
- В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание внимание, поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные богатства., Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.
Задание 2
-
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
- однако
- поэтому
- это
- потому что
- хотя
Правильные ответы:
- поэтому
Задание 3
-
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛАН. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
-
ПЛАН, -а, муж.
- Чертёж, изображающий на плоскости какую-нибудь местность, сооружение. П. города. П. здания (изображение его в горизонтальном разрезе).
- Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Производственный п. Работать по плану. Стратегический план. Календарный план.
- Взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения. П. доклада.
- Место расположения какого-нибудь предмета в перспективе. Передний, задний п. Выдвинуть что-нибудь не первый п. (также переносное: придать чему-нибудь важное, существенное значение).
- Масштаб изображения кого- или чего-нибудь. Дать лица крупным планом (в кадре кино- илит телефильма: на переднем плане, приблизив к зрителю).
- Область проявления чего-нибудь или способ рассмотрения чего-нибудь, точка зрения (книжное). Действие в спектакле развивается в двух планах. В теоретическом плане.
Правильные ответы:
- Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Производственный п. Работать по плану. Стратегический план. Календарный план.
Задание 4
-
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
- позвони´м
- рвала´
- гра´жданство
- давни´шний
- отобрала´
Правильные ответы:
- гра´жданство
Задание 5
-
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы.
- Хром и марганец являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.
- Дипломатические отношения между Россией и США были установлены в 1807 году.
- Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависят духовная жизнь и здоровье человека.
- Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.
Правильные ответы:
- Хром и марганец являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.
Ответ:
красящими<или>красящие (Вообще-то ответ красящие — ошибка ФИПИ: слово может быть поставлено в начальную форму, но в данном случае форма множественного числа начальной не является)
Задание 6
-
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- ЛЯГТЕ на пол
- ИХ работа
- горячие СУПЫ
- ШЕСТИСТАМИ учениками
- ИНЖЕНЕРЫ
Правильные ответы:
- ШЕСТИСТАМИ учениками
Ответ:
шестьюстами
Задание 7
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус. Б) Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама. В) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе. Г) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей. Д) Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д. С. Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном». |
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 7) неправильное построение предложения с косвенной речью |
Ответ:
А5 Б2 В6 Г1 Д3
(ответ вписывается в специальное поле в клеточки)
Задание 8
-
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
- в…рховье
- орнам…нт
- отб…рает
- к…снулся
- выр…стающий
Правильные ответы:
- в…рховье
Ответ:
верховье
Задание 9
-
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
- пр…встать, пр…милый
- под…брать, р…зослал
- ра…кидать, и…пугать
- о…бросить, на…пись
Правильные ответы:
- ра…кидать, и…пугать
Ответ:
раскидатьиспугать<или>испугатьраскидать
Задание 10
-
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
- никел…вый
- достра…вать
- приветл…во
- привередл…вый
- успока…ваться
Правильные ответы:
- никел…вый
Ответ:
никелевый
Задание 11
-
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
- преобразу…мый
- распущ…нный
- засмотр…шься
- сломл…нный
- омыва…мый
Правильные ответы:
- засмотр…шься
Ответ:
засмотришься
Задание 12
-
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
- М. Врубель создал сказочно-символический образ девичьей красоты, (не)меркнущей с годами свежести, таинственности и величавости.
- Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.
- По мнению Базарова, роль общества важнее, чем влияние отдельной личности: «Исправьте общество, и болезней (не)будет».
- Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались (не)забываемые трели соловья, и тишина наполнялась дивными звуками.
- Бунин рисует в рассказе (не)определённую личность, а устоявшийся социальный тип.
Правильные ответы:
- Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались (не)забываемые трели соловья, и тишина наполнялась дивными звуками.
Ответ:
незабываемые
Задание 13
-
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
- (ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным.
- Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире.
- Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист.
- ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ) как и литературное творчество.
- (ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.
Правильные ответы:
- (ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным.
Ответ:
зачастуюнасколько<или>насколькозачастую
Задание14
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Н. В. Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях писатель нашёл темы и сюжеты для своих произведений.
Задание 15
-
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
- Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
- В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
- М. В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.
- Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу переписки Гёте с великим русским поэтом А. С. Пушкиным.
- А. С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.
Правильные ответы:
- В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия., М. В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.
Задание 16
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.
Задание 17
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя — свиристели, ведь глагол «свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко свистеть, кричать».
Задание 18
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.
Ответ:
14<или»41
Задание 19
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.
Ответ:
1234<или>любая другая последовательность цифр
Прочитайте текст и выполните задания 20—25.
Текст для выполнения заданий 20—25
(1)Василий Конаков, или просто Вася, как звали мы его в полку, был командиром пятой роты. (2)Участок его обороны находился у самого подножия Мамаева кургана, господствующей над городом высоты, за овладение которой в течение всех пяти месяцев шли наиболее кровавые бои.
(3)Участок был трудный, абсолютно ровный, ничем не защищённый, а главное, с отвратительными подходами, насквозь простреливавшимися противником. (4)Днём пятая рота была фактически отрезана от остального полка. (5) Снабжение и связь с тылом происходили только ночью. (6) Всё это очень осложняло работу участка. (7)Надо было что-то предпринимать. (8)И Конаков решил сделать ход сообщения между своими окопами и железнодорожной насыпью.
(9)Однажды ночью он явился ко мне в землянку. (10)С трудом втиснул свою массивную фигуру в мою клетушку и сел у входа на корточки. (11)Смуглый кудрявый парень, с густыми чёрными бровями и неожиданно голубыми, при общей его черноте, глазами. (12)Просидел он у меня недолго — погрелся у печки и под конец попросил немного толу — «а то, будь оно неладно, все лопаты об этот чёртов грунт сломал».
—(13)Ладно, — сказал я. —(14)Присылай солдат, я дам, сколько надо.
—(15)Солдат? — он чуть-чуть улыбнулся краешком губ. —(16)Не так-то у меня их много, чтоб гонять взад-вперёд. (17) Давай мне, сам понесу. (18)И он вытащил из-за пазухи телогрейки здоровенный мешок.
(19)На следующую ночь он опять пришёл, потом — его старшина, потом — опять он.
(20)Спустя полторы-две недели нам с капитаном удалось попасть во владения Конакова, в пятую роту. (21)Сейчас прямо от насыпи, где стояли пулемёты и полковая сорокапятка, шёл не очень, правда, глубокий, сантиметров на пятьдесят, по всем правилам сделанный ход сообщения до самой передовой.
(22)Конакова в его блиндаже мы не застали. (23) На ржавой, неизвестно откуда добытой кровати, укрывшись с головой шинелью, храпел старшина, в углу сидел скрючившись с подвешенной к уху трубкой молоденький связист. (24)Вскоре появился Конаков, растолкал старшину, и тот, торопливо засунув руки в рукава шинели, снял со стены трофейный автомат и ползком выбрался из блиндажа.
(25)Мы с капитаном уселись у печки.
—(26)Ну как? — спросил капитан, чтобы с чего-нибудь начать.
—(27)Да ничего, — Конаков улыбнулся, как обычно, одними уголками губ. —(28)Воюем помаленьку. (29)С людьми вот только сложно…
—(30)Ну с людьми везде туго, — привычной для того времени фразой ответил капитан. —(31)Вместо количества нужно качеством брать.
(32)Конаков ничего не ответил. (33)Потянулся за автоматом.
—(34)Пойдём, что ли, до передовой пройдёмся?
(35)Мы вышли.
(36)Вдруг выяснилось то, что ни одному из нас даже в голову не могло прийти. (37)Мы прошли всю передовую от левого фланга до правого, увидели окопы, одиночные ячейки для бойцов с маленькими нишами для патронов, разложенные на бруствере винтовки и автоматы, два ручных пулемёта на флангах — одним словом, всё то, чему и положено быть на передовой. (38) Не было только одного — не было солдат. (39)На всём протяжении обороны мы не встретили ни одного солдата. (40) Только старшину. (41) Спокойно и неторопливо, в надвинутой на глаза ушанке, переходил он от винтовки к винтовке, от автомата к автомату и давал очередь или одиночный выстрел по немцам…
(42)Дальнейшая судьба Конакова мне неизвестна — война разбросала нас в разные стороны. (43)Но, когда вспоминаю, как он молча потянулся за автоматом в ответ на слова капитана, что за счёт количества надо нажимать на качество; когда думаю о том, что этот человек вдвоём со старшиной отбивал несколько атак в день и называл это только «трудновато было», мне становится ясно, что таким людям, как Конаков, и с такими людьми, как Конаков, не страшен враг. (44) Никакой!
(45)А ведь таких у нас миллионы, десятки миллионов, целая страна.
(по В. П. Некрасову*)
*Виктор Платонович Некрасов (1911 — 1987 гг.) — русский писатель, автор произведений о буднях военной жизни.
Задание 20
-
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- Подходы к участку обороны у подножия Мамаева кургана днём насквозь простреливались противником.
- Василий Конаков был командиром взвода.
- В пятой роте, которой командовал Конаков, было три человека.
- Конаков вдвоём со старшиной отбивал по несколько атак в день.
- Василий Конаков часто встречался с рассказчиком после войны.
Правильные ответы:
- Подходы к участку обороны у подножия Мамаева кургана днём насквозь простреливались противником., В пятой роте, которой командовал Конаков, было три человека., Конаков вдвоём со старшиной отбивал по несколько атак в день.
Задание 21
-
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
- Предложения 4—5 содержат описание.
- В предложениях 22—23 содержится рассуждение.
- Предложения 24—25 содержат повествование.
- Предложения 37—41 содержат элементы описания.
- В предложении 43 присутствует элемент описания.
Правильные ответы:
- Предложения 24—25 содержат повествование., Предложения 37—41 содержат элементы описания., В предложении 43 присутствует элемент описания.
Задание 22
Из предложений 25—34 выпишите синонимы (синонимическую пару).
Ответ:
сложнотуго<или>тугосложно
Задание 23
Среди предложений 1—8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Задание 24
Для того чтобы перенести читателя в военное время, В. П. Некрасовым наряду с лексикой тематической группы «Война» («землянка», «пулемёты», «блиндаж», «шинель») используются и (А )__________ («клетушка», «помаленьку», «парень»). Автор скуп на развёрнутые описания. Тем выразительнее редкие тропы. Так, описывая оборону участка, автор использует троп — (Б) __________ («кровавые бои» в предложении 2, «отвратительными подходами» в предложении 3). Усиливает эффект от прочитанного (В) __________ («даже в голову не могло прийти» в предложении 36). Синтаксическое средство выразительности — (Г) __________ (предложение 37) — фиксирует внимание читателя на реалиях военного времени.
Список терминов:
1) эпитет
2) сравнительный оборот
3) восклицательные предложения
4) профессиональная лексика
5) фразеологизм
6) лексический повтор
7) противопоставление
8) разговорная лексика
9) ряд однородных членов предложения
Ответ:
А8 Б1 В5 Г9
(ответ вписывается в специальное поле в клеточки)
Часть 2
Задание 25
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Информация о тексте:
Примерный круг проблем
1. Проблема значимости человеческой личности. (В чём заключается значимость человеческой личности?)
2. Проблема мужества и стойкости. (Что может помочь победить более сильного врага?)
3. Проблема героизма. (В чём проявляется героизм человека на войне?)
Авторская позиция
1. Значимость личности заключается в её влиянии на исторический ход событий, в том, что человек принимает на себя ответственность «за судьбу всего мира».
2. Победа над превосходящими силами противника может быть одержана благодаря самоотверженности и отваге простых солдат, ежедневно выполнявших свой долг перед Родиной.
3. Героизм человека на войне может проявляться в преодолении самых суровых обстоятельств.
Справочная информация ко всем заданиям
Тренировочные тесты ко всем заданиям
— Понравилась статья?:)
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
russkiy-na-5.ru
1)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2)нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4)ошибка в построении предложения с однородными членами 5)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6)нарушение в построении предложения с причастным оборотом 7)неправильное построение предложения с косвенной речью | Б | В | Г | Д |
Б | В | Г | ||
doc4web.ru
варианты ЕГЭ.doc — КИМЫ ЕГЭ по русскому языку
разочаровывающий, кичливый и пустой, самоуверенный и поверхностный, беспощадный и лживый.
(18)Можно привыкнуть к шуму, но никогда нельзя им наслаждаться. (19)Он не таит в себе ничего духовного.
(20)Он «говорит», не имея что сказать. (21)Поэтому всякое плохое искусство, всякая глупая речь, всякая
пустая книга — шум.
(22)При этом шум возникает из духовного «ничто» и растворяется в духовном «ничто». (23)Он
выманивает человека из его духовного убежища, из его сосредоточенности, раздражает его, связывает, так
что тот живет уже не духовной, а исключительно внешней жизнью. (24)Говоря языком современной
психологии, он прививает человеку «экстравертную установку», ничем не возмещая ему это. (25)Примерно
так: «Приветствую тебя, человек!.. (26)Послушайка! (27)Впрочем, мне нечего тебе сказать!..»
(28)И снова… (29)И снова… (30)Бедный человек подвергается нападкам и даже не может отразить
нападающего: «Если тебе нечего сказать, оставь меня в покое». (31)И чем больше человек захвачен шумом,
тем привычнее для его души внимание к чисто внешнему. (32)Благодаря шуму внешний мир делается
значимым. (33)Он оглушает человека, поглощает его. (34)Шум, так сказать, «ослепляет» восприятие, и
человек становится духовно «глух».
(35)Шум перекрывает всё: во внешнем — пение мира, откровение природы, вдохновение от космического
безмолвия. (36)Во внутреннем — возникновение слова, рождение мелодии, отдохновение души, покой разума.
(37)Потому что воистину, где нет тишины, там нет покоя. (38)Где шумит ничтожное, там смолкает
Вечное.
(39)Робка также и муза. (40)Как легко спугнуть её шумом! (41)Нежна её сущность, голос её нежен.
(42)А шум — дерзкий парень. (43)Ничего не знает этот грубиян о таинственной изначальной мелодии,
которая поднимается из колодца души, иногда вопрошая, иногда взывая, иногда вздыхая. (44)Он вытесняет
эту мелодию из земной жизни и земной музыки…
(45)От этого бедствия я не знаю утешения. (46)Есть только одно: побороть шум…
(По И. Ильину)
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Если постараться, то к шуму можно привыкнуть, и он даже понравится.
2) Шум позволяет человеку общаться с внешним миром, не замыкаясь в себе.
3) Рокот моря или водопада, звуки горных обвалов, шелест листвы, журчание ручья, пение птиц — всё это песня
родственных нам, но таинственных сил.
4) Производить шум — «привилегия» человека, тогда как природа создаёт таинственные и величественные
звуки.
5) Шум делает человека духовно глухим, приглушает его восприятие.
Ответ: ___________________________
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1721 содержится рассуждение и описание
2) В предложениях 1721 содержится повествование, описание, рассуждение
3) В предложениях 910 содержится повествование
4) В предложениях 3032 содержится рассуждение
5) В предложениях 1721 содержится повествование
Ответ: ___________________________
22. Из предложения десятого (10) выпишите устаревшее разговорное слово
Ответ: ___________________________
23. Среди предложений 39—44 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного
местоимения и контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя
задания 2023.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные
в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А,Б,В,Г) цифры, соответствующие номеру термина
из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте
пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера 24, начиная с первой клеточки, без пробелов,
запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
24. «Известный философ И. Ильин использует в размышлениях такой троп, как (А) _____(дерзкий парень в
предложении 42). Противопоставляя (предложения 14 и 15), Ильин выявляет своё отношение к шуму,
znanio.ru