Из опыта работы по подготовке к егэ по математике – Материал по математике по теме: Система подготовки к ЕГЭ (из опыта работы) | скачать бесплатно

Подготовка учащихся к ЕГЭ по математике. Из опыта работы.

«Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике в сельской школе»

Подготовил:

учитель математики

первой квалификационной

категории

Шамкаева Н.М.

1.Методическая подготовка учителя к ЕГЭ

  • Знакомиться с нормативными документами по проведению ЕГЭ

  • Повышать свой уровень профессиональной грамотности (развивать свои способности при решении заданий части С)

  • Отслеживать нововведения в структуре и процедуре проведения ЕГЭ

2. Психологическая подготовка

  • Обучение приему «Движение вверх-вниз»

  • Обучение жесткому самоконтролю времени

  • Обучение оценке трудности заданий и разумному выбору этих заданий

  • Обучение прикидке границ результатов и минимальной подстановке как способам проверки результатов

3. Организация повторения

  • Вводное повторение

  • Текущее повторение (по горизонтали)

  • Итоговое повторение (по вертикали)

  • «Числа и вычисления»

  • «Функции»

  • « Выражения и преобразования»

  • «Уравнения и неравенства»

  • «Геометрические фигуры и их свойства»

4. Создание банка тестовых заданий

  • Создание тестов по основным темам курса

  • Тренировочные тесты

  • Диагностические работы

  • Итоговые тесты

  • Тесты прошлых лет

  • Тесты пробных экзаменов

5. Организация самостоятельной работы

  • Работа учащихся по сборникам подготовки к ЕГЭ

  • Организация самостоятельной работы по материалам в интернете

6. Анализ качества ЗУН учащихся

  • Входное диагностирование учащихся 11 класса за курс 10 класса

  • Тематическое тестирование по основным разделам курса

  • Тренировочные и диагностические работы (Статград)

  • Пробный ЕГЭ

Единый государственный экзамен по математике – серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы, а для выпускника обычной общеобразовательной сельской школы испытание особенное. Профильное обучение в старших классах давно стало требованием времени, но выпускник сельской школы, получающий универсальное образование в общеобразовательной школе не имеет этой возможности. Он не может пройти очные курсы по подготовке к ЕГЭ, организованные на базе вузов областного центра. А вопрос репетиторства на селе, при наличии 1-2 учителей математики своей же школы, отпадает сам по себе. Существенная особенность ЕГЭ по математике – он является обязательным для всех учащихся 11 классов.

Несмотря на то, что результаты всех лет были успешными, хочется не только сохранить 100% успеваемость, но и попытаться подготовить 2-3 учеников на более высокий результат. У меня было 3 выпуска , следовательно 3 ГИА и 3 ЕГЭ. Самый высокий результат ЕГЭ 68 баллов, набрали 2 ученика в 2013 году и 2 ученика из 1 выпуска. Результаты всех 8 учеников выпуска 2013года выше региональных. Для сельской школы неплохой результат.

Для того чтобы наилучшим образом подготовиться к нему, надо иметь не только хорошие знания по предмету, но так же хорошо представлять себе структуру экзаменационной работы, процедуру экзамена, знать какие и когда действия при этом происходят.

Если раньше мы учили школьников решать задачу, то при подготовке к тестированию советуем подбирать разумный ответ или тренироваться в его угадывании. Одним словом, научить школьника математике и подготовить к успешному написанию ЕГЭ по математике – это две абсолютно разные вещи.

Задачи, которые стоят , по подготовке детей к ЕГЭ и ГИА:

1. Начинать подготовку к ЕГЭ с 7 класса;

2. Создавать учебный материал (по типу ЕГЭ) для обучающих программ, тренингов и использовать готовые печатные и электронные пособия;

3. Учить школьников «технике сдачи теста»;

4. Психологическая подготовка к ЕГЭ;

5. Через систему дополнительных занятий (элективных курсов, индивидуальных консультаций) повышать интерес к предмету и личную ответственность школьника за результаты обучения.

Работаю как все.

Во-первых, никогда не пугаю школьников предстоящими экзаменами . Наоборот, с первых же дней учёбы убеждаю их в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл. Главное не упустить время.

Во-вторых, в течение всего года знакомлю детей с материалами ГИА и ЕГЭ. Кроме этого, систематически на уроках каждому раздаю тест ЕГЭ: в 7- 9 классах – за основную школу, в 10-11 классах – за полную среднюю школу. Стараюсь выслушать все подходы к решению каждой задачи и только потом раскрываю секрет, как можно было решить задачу рациональнее, чтобы сэкономить время.

В-третьих, когда уже удалось заинтересовать детей, знакомлю их с особенностями новой формы итоговой аттестации: со структурой теста, временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена и начинаю обучать «технике сдачи теста»:

— обучаю строгому самоконтролю времени;

— учу определять трудность заданий;

— знакомлю с приёмом «прикидки» результата подстановкой;

— знакомлю с приёмом «спирального движения по тесту».

Начну с первого пункта. Говорю ученикам, чтобы успешно выполнить тест, на каждое задание первой части надо затрачивать не более двух, трёх минут. И из урока в урок отрабатываем тесты на скорость: например, за 12 минут школьникам необходимо решить 4 – 6 заданий теста. При этом даю тесты ГИА или ЕГЭ с отмеченными в нём заданиями, посильными на данный момент обучения. Обязательно отмечаю количество человек уложившихся во времени, и сразу анализирую ситуацию и опять даю совет, какое задание можно было решить рациональнее. Постепенно приучаю ребят к методу «пристального взгляда» — внимательно посмотри: «Нет ли короткого пути решения? Так как ты ограничен во времени». Поверьте, если разбирать тест, над которым ученик уже потрудился, то заинтересованность и внимание 100%. Все рекомендации учителя воспринимаются более осознанно.

Как учу определять трудность заданий? Сначала прошу учеников просмотреть тест от начала до конца и отметить карандашом те задания, которые кажутся им простыми и лёгкими и выполнить их в «режиме скорости». Затем, отметить 2-3 задания, которые им понятны по формулировке, но требуют большего времени и выполнить их; и только после этого, если останется время, можно поразмышлять над остальными.

Обязательно напоминаю о том, что полученный результат можно проверить подстановкой, т. е. «прикинуть» имеет ли он смысл. Двигаясь по тесту, дети знают, что сложность заданий нарастает, поэтому всегда советую настойчиво и добросовестно отрабатывать первую часть, только затем можно приступать ко второй части – это и есть принцип «спирального движения» по тесту. По результатам достижений сама определяю двух, трёх учеников, которых можно подготовить к выполнению более сложных заданий и работаю с ними строго индивидуально.

Все интересные задания в них стараюсь с ребятами разобрать, на консультациях отвечаю на все возникшие вопросы. Помимо этого ребята знают , что можно подойти с вопросами во время любой перемены, чтоб получить подсказку Для хорошей подготовки к экзамену необходимо целенаправленное повторение. Однако, упражнения для повторения в учебниках очень объёмны и трудоёмки, требуют письменного выполнения. Поэтому на каждом уроке, организую повторение через систему упражнений составленных на основе материалов ЕГЭ.

Я стала экономить время на теории, чтобы использовать его на практику. Всегда стараюсь выдать теорию по теме за 1-2 урока и лекцию построить так, чтобы она содержала все необходимые сведения для решения текущей контрольной работы и экзаменационного материала. Остальные уроки посвящаю практике. Уроки-практикумы попутно дополняю недостающим теоретическим материалом. И еще учителя математики знают, что учебники абсолютно не готовят детей к ЕГЭ, в них по-прежнему традиционные формулировки заданий. Какой я нашла выход: сразу после объяснения нового материала и его первичного закрепления показываю, как эта тема вышла на ЕГЭ. Стараюсь при этом продемонстрировать всё разнообразие заданий из первой и второй части, используя сборники с материалами ЕГЭ разных лет. Регулярно провожу диагностические работы для определения пробелов в знаниях. Полученные результаты определяют индивидуальную и дифференцированную работу. Мониторинг и диагностику планирую на основе экзаменационных материалов. Результаты каждого ученика по выполненному тесту записываю в таблицу. Работая с КИМами с 7 класса, ребята привыкают к структуре теста, к необычности формулировок заданий, разнообразию методов и приёмов при решении задач, систематическому пополнению копилки по теории (набору шпаргалок в конверте для запоминания). У них постепенно исчезает чувство растерянности и полной безнадёжности, появляется уверенность и психологическая готовность к новой форме аттестации.
Четвёртую четверть в 9, 11 классах посвящаю переходу к комплексным тестам, учу ребят оценивать итоги работы над тестом в целом.
Ученики с удовольствием обмениваются и печатными и электронными пособиями по подготовке к ЕГЭ и ГИА. Ребят, успешно справляющихся с 1,2 частью, привлекаю в качестве консультантов.

Конечно, за последние три года научилась максимально использовать урочное время для подготовки к экзамену, но этого недостаточно, поэтому конечно по возможности надо брать элективные курсы. Программы курсов рассматривают ключевые и сложные темы школьной математики, помогают расширить спектр задач, посильных для учащихся и реализовать принципы дифференцированного обучения.

Собираю и пополняю тестовый материал, по подготовке к промежуточным аттестациям, ГИА и ЕГЭ. Конечно, очень важен позитивный настрой детей на серьёзный самостоятельный труд по подготовке к экзамену, поэтому в начале каждого учебного года с большим удовольствием сообщаю им информацию о том, что снова, практически все наши выпускники поступили в высшие и средние учебные заведения и обучаются на бюджетной основе. Обязательно при этом прошу подсчитать, сколько родительских денег ребята сэкономят за 4-5 лет обучения. Думаю, что этот стимул для большинства семей немаловажен.

infourok.ru

Материал на тему «Обеспечение доступности качественного общего образования» (из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по математике)

Одним из приоритетных направлений стратегии модернизации российского образования является обеспечение доступности качественного общего образования. В обществе существуют ценностные представления о необходимости повышения доступности образования для представителей так называемых социально уязвимых групп населения (инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица с низкими доходами, малочисленные народы и т.д.). Однако для современных российских условий такие рамки анализа доступности общего среднего образования являются неоправданно узкими.

Как справедливо отмечают авторы книги «Доступность качественного общего образования: возможности и ограничения» Д.Константиновский, В.Вахштайн, Д.Куракин, Я.Рощина (М.: Логос, 2006. – с. 10), эта проблема должна рассматриваться, прежде всего, с точки зрения специфических потребностей и возможностей в сфере образования различных групп населения, дифференцируемых по ряду социальных и экономических параметров (уровню дохода семьи и месту ее проживания, социокультурному статусу родителей, уровню мотивированности учащихся и их родителей на получение высшего образования и др.)

Контингент учащихся нашей школы имеет свою специфику: велик процент детей-мигрантов и детей из малообеспеченных и неблагополучных семей. В какой-то мере это послужило причиной того, что школа в последние годы показывает низкие образовательные результаты, в том числе и на ЕГЭ по математике. Это побудило нас к разработке своей системы обучения, направленной на повышение знаний учащихся, развитие их творческих способностей посредством современных информационных технологий.

Систематическая подготовка к ЕГЭ происходит не только на уроках, но и на элективных курсах, а также дополнительных индивидуальных и групповых занятиях. Что мы считаем самым важным при подготовке к единому государственному экзамену?

Прежде всего, как ученик о владел вычислительными навыками. Не секрет, что современные школьники часто для вычислений используют калькулятор, это постепенно приводит к потере вычислительных навыков. Учитель показывает разные способы быстрого умножения, возведения в степень, извлечения корней и другие способы рациональных вычислений. Обязательным условием математической подготовки является знание правил и формул.

С целью их проверки регулярно проводятся тематические зачеты и математические диктанты, контролирующие усвоение теоретических вопросов и простейших примеров их применения.

Чрезвычайно важным представляется отработка алгоритма выполнения тестовых заданий ЕГЭ, постоянное совершенствование учебных навыков на практике, в том числе, систематическое выполнение домашних заданий.

При проверке знаний и умений учащихся используются как бумажные, так и электронные варианты. Последние особенно привлекательны, так как позволяют получить результаты практически сразу по завершении теста.

В школе накоплен положительный опыт использования Интернет-ресурсов при подготовке к экзаменам. Особой популярностью у учащихся пользуется сайт http://reshuege.ru – дистанционная обучающая система для подготовки к экзаменам по всем предметам, созданная творческим объединением «Центр интеллектуальных инициатив» под руководством Дмитрия Дмитриевича Гущина – учителя математики гимназии № 261 Санкт-Петербурга, Почетного работника общего образования РФ, Учителя года России — 2007, члена Федеральной комиссии по разработке контрольно-измерительных материалов, эксперта Федеральной предметной комиссии ЕГЭ по математике.

Несомненным достоинством этого сайта является то, что он отлично зарекомендовал себя за четыре года существования, сайт совершенно бесплатный и может быть использован в таких ситуациях:

для организации тематического повторения разработан классификатор экзаменационных заданий, позволяющий последовательно повторять те или иные небольшие темы и сразу же проверять свои знания по ним;

для организации текущего контроля знаний предоставляется возможность включения в тренировочные варианты работ произвольного количества заданий каждого экзаменационного типа;

для проведения итоговых контрольных работ предусмотрено прохождение тестирования в формате ЕГЭ нынешнего года по одному из представленных в системе вариантов или по индивидуальному случайно сгенерированному варианту;

для ознакомления с правилами проверки экзаменационных работ дана возможность узнать критерии проверки заданий части С и проверить в соответствии с ними задания с открытым ответом;

для предварительной оценки уровня подготовки после прохождения тестирования сообщается прогноз тестового экзаменационного балла по стобалльной шкале.

Второй год наши учащиеся используют для подготовки к экзаменам еще один сайт: ДАЕГЭ, который позволяет быстро и эффективно готовиться, без лишних расходов. На видео-уроках Д. Д. Гущин объясняет самые непонятные темы и решает все задачи, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ.

Видео-уроки доступны учащимся постоянно, в любое время ученик может вернуться и посмотреть урок полностью или частично, а краткие конспекты помогают запомнить всю необходимую теорию. Большое количество тестов позволяет потренироваться на всех типах заданиий, ко всем тестам есть подробные решения. Кроме того, если возникли вопросы, можно задать их Дмитрию Дмитриевичу, консультации проводятся после каждого занятия.

Третий по популярности сайт http://online.maximumtest.ru/. На онлайн мастер-классах, которые, в основном, ведут вчерашние школьники, набравшие на ЕГЭ 95-100 баллов (что повышает их авторитет в глазах нынешних выпускников), учащиеся узнают о том, как готовиться к ЕГЭ правильно, как получить высокий балл и как не запутаться в нестандартных задачах, им рекомендуют альтернативные методы решения заданий. Кроме того, на сайте представлен большой банк заданий, которые нужно решить в режиме реального времени, что обеспечивает эффективную подготовку к ЕГЭ.

Конечно, как и другие школы города, мы регулярно используем тренировочные и диагностические работы, подготовленные Московским институтом открытого образования, Открытый банк заданий на сайте ФИПИ.

По сравнению с другими учебными предметами математика, несомненно, выделяется своей трудоемкостью, необходимостью большой самостоятельной, повседневной работы. Надо вдумчиво, ежедневно, серьезно работать, чтобы овладеть математикой даже в минимальных размерах, не говоря уже о более значительных успехах. Поэтому усилия учителя направлены на формирование у школьников потребности в учебной деятельности, неуемного желания учиться. Задача педагога — выработать положительное отношение учеников и родителей к математике, создавать ситуации успеха, ликвидировать боязнь решения математических задач, формировать у детей уверенность в своих способностях. Информационные технологии, в том числе и Интернет-ресурсы, выступают как эффективное дидактическое средство, с помощью которого можно сформировать индивидуальную образовательную траекторию учащихся для качественной подготовки к ЕГЭ.

videouroki.net

Методическая разработка «Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по математики»

Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по математике

( из опыта работы)

Подготовку к ЕГЭ целесообразно начинать с 10 класса. Учитывая, что в настоящий момент есть выбор сдачи математики на базовом или профильном уровне, необходимо разделить учащихся на две основных группы — профильную и базовую. Профильную группу разделить ещё на две подгруппы. Первая – это учащиеся, которым достаточно для поступления набрать до 60 баллов. И вторая – те, которым нужен более высокий балл.

Считаю, что путь прорешивания как можно большего количества тестов прошлых лет неперспективен. Поэтому подготовку к ЕГЭ организую как повторение материала каждой темы.

Выделяю основные темы:

решение текстовых задач

геометрические задачи на плоскости

функции

уравнения

неравенства

теория вероятности

тригонометрия

геометрические задачи в пространстве

При этом я придерживаюсь следующих принципов организации работы:

от простого к сложному (нарастающая степень сложности подготовительных заданий)

учёт времени на выполнение каждого задания

постепенный переход к комплексным тестам

    Выполнять тесты приучаю детей с 5 класса. Особенное внимание обращаю на выполнение различных ситуационных заданий ( умение действовать в ситуациях, находить рациональные способы решения, получать ответ).

    Улучшению результатов ЕГЭ способствуют:

    элективные курсы

    модульные погружения

    кружковые занятия начиная с 5 класса

    применение ИКТ

    участие в НОУ

    Данные формы носят метапредметный характер и проводятся с использованием ИКТ. На элективных курсах и кружковых занятиях систематизируются и обобщаются знания учащихся по предмету, рассматриваются разные варианты решения заданий, углубляются теоретические знания по предмету.

    При проведении модульного погружения ( у нас это было по 4 часа) берем один прототип задания ЕГЭ, например №11. И рассматриваем все типы задач. Постепенно увеличивая сложность. В конце каждого погружения пишется проверочная работа. Затем анализируем результаты и делаем работу над ошибками. При необходимости можно провести ещё погружение по данной теме.

    В своей работе применяю ИКТ, как метод фиксации результатов. Что вызывает интерес и желание у учащихся. Работаем с сайтом решуегэ Дмитрия Гущина. Учитель формирует домашние или контрольные работы, указывая номера нужных прототипов. После выполнения работы учащиеся могут посмотреть свои результаты и готовые решения. Тем самым учатся выполнять те задания, которые пока не получаются. Результаты всего класса отражаются в электронном журнале. Что позволяет осуществлять мониторинг и проводить работу над ошибками.

    В каждом классе находятся учащиеся, которые претендуют на высокие баллы ( более 80) . С ними провожу индивидуальную работу.

    Важную роль при подготовке к ЕГЭ оказывают консультации. Провожу отдельно консультации в течение 10-11 классов для следующих групп:

    учащиеся, которые будут сдавать ЕГЭ на базовом уровне

    учащиеся, которым достаточно набрать до 60 баллов

    учащиеся, которые желают набрать более 60 баллов

      Вся эта работа позволяет подготовить ребят к успешной сдаче итоговой аттестации.
       

      xn--j1ahfl.xn--p1ai

      Система работы по подготовке к ЕГЭ по математике

      Система работы по подготовке к ЕГЭ по математике со слабоуспевающими учащимися

      Методическая статья

      Автор: Бочкарева Лариса Борисовна, учитель математики МАОУ «Лычковская средняя школа им. Героя Советского Союза Стружкина И.В.»

      Математика является одним из обязательных предметов, только после сдачи экзамена по которому учащийся может получить аттестат. Возникает закономерный вопрос – как подготовить выпускников к итоговой аттестации, которые обладают довольно низкой мотивацией по отношению к ЕГЭ?

      Также одной из наиболее важных задач учителя, которые необходимо решить в процессе обучения и подготовки учащихся к аттестации, является взаимодействие с отстающими учениками. Слабоуспевающие зачастую испытывают страх того, что они не смогут преодолеть «порог успешности», что побуждает учителя принимать экстренные меры по отношению к ним. Таким образом, приоритетом для учителя становится поиск таких средств подготовки к ЕГЭ, которые позволили бы эффективно подготовиться к итоговой аттестации не только успешным ученикам, но и слабоуспевающим. Например, для успешной подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию учителями используются методики, представленные на интернет ресурсе сайт Андрея Пучкова с рекомендациями для сдачи ЕГЭ. Для учителей математики тоже существуют подобные сайты.

      Математику от ряда других предметов отличает в первую очередь непрерывность в цепочке основных знаний и умений. Особенное значение в этом плане имеет базовый раздел. В этой части не должно быть никаких «пробелов» в знаниях, иначе просто не будет возможности идти дальше. Это не литература, где, не прочитав «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина, учащийся вполне способен прочитать и понять «Евгения Онегина». Здесь, если ученик не смог или не захотел понять и освоить, например, раскрытие скобок при действии с многочленами, изучать алгебру дальше для него будет просто бессмысленно – он не сможет ничего понять без этого базового знания. Однако стоит отметить, что все же возможно освоение программы основной школы при знаниях базы на низшем уровне – есть совсем небольшой процент таких учеников. Но вот обучаться дальше в старшей школе им данный уровень подготовки все равно не позволит, как бы им этого ни хотелось.

      Учитель вновь и вновь в такой ситуации натыкается на одни и те же вопросы: «Как помочь ученикам подготовиться к ЕГЭ? Как реализовать потенциальные возможности каждого из них? Как эффективно организовать процесс обучения с наименьшими физическими и эмоциональными затратами с обеих сторон?»

      Для того чтобы найти ответы на эти вопросы необходимо проникнуть глубже в суть проблемы. Для начала следует задаться вопросом, что мешает подготовке учеников к итоговой аттестации?

      Анализируя поведение учеников на практике, а также проводя с ними различные беседы относительно предстоящих экзаменов, можно вывести следующий перечень потенциальных препятствий:

      • неуверенность в себе и нежелание обучаться;
      • излишнее самомнения или же, напротив, слишком низкая самооценка;
      • негатив по отношению к предстоящим экзаменам;
      • наличие множества «пробелов» в базовых знаниях;
      • значительная нагрузка на учеников, особенно усиливающаяся во 2 полугодии выпускного класса;
      • плохие способности к вычислениям;
      • слабая теоретическая база необходимых понятий и определений.

      Как уже было отмечено, эти данные были получены при помощи:

      • наблюдения за реакцией учеников при столкновении с трудностями в процессе обучения, а также за реакцией на постигший их успех или неудачу;
      • задавания вопросов теоретического характера, направленных на формулировку у ученика того или иного необходимого в дальнейшем положения;
      • самостоятельных работ – данный вид взаимодействия отличает также то, что учитель может получить необходимый материал не только о самом результате деятельности ученика, но и о ходе выполнения работы, так как в процессе он наблюдает за работой, слушает вопросы, дает на них ответы и помогает, если считает это необходимым.

      Таким образом, можно выделить основные направления работы учителя, которые должны помочь ученикам подготовиться к итоговой аттестации наиболее эффективно:

      • моделировать различные ситуации, которые могут возникнуть в ходе экзамена;
      • формировать адекватную оценку учащимися своих способностей и возможностей;
      • давать ученикам позитивный настрой по отношению к предстоящему экзамену;
      • проводить различные тренинги, которые позволят усовершенствовать вычислительные навыки учащихся;
      • организовать проведение зачетов по базовым знаниям: типологии выражений, функций, уравнений и неравенств по методам решения, функциональной грамотности, по вопросам тождественных преобразований выражений и равносильности уравнений и прочим вопросам;
      • на регулярной основе проводить обобщаю уроки по полученным знаниям;
      • систематизировать полученный материал и регулярно давать возможность его повторения и применения на практике;
      • проводить диагностические работы с учащимися, которые позволят проанализировать результаты, выявить ошибки и провести работу по коррекции.

      Подготовку к итоговой аттестации логично начинать уже в начале учебного года с проведения диагностики, которая позволит выявить имеющиеся у учеников «пробелы» в знаниях, и при этом познакомит учащихся со структурой и особенностями предстоящей им экзаменационной работы. В рамках своей работы вот уже несколько лет в сентябре на уроках математики я провожу подобные диагностические работы, которые помимо всего прочего позволяют дать правильный настрой ученикам на предстоящий учебный год, так как оценка за данную работу выставляется в журнал. Данная мера должна стать мотивацией для учащихся на самостоятельную подготовку и повторение необходимого материала в рамках подготовки к данной диагностической работе. Если же они этого не делают самостоятельно, освежить знания им все равно придется, но в этом случае уже в ходе проведения работы над ошибками.

      В процессе подготовки к занятию я выписываю необходимые формулы, а также какие-то важные фрагменты решения различных примеров и задач, которыми мы будем пользоваться по ходу урока. Именно с этих материалов начинается каждый урок математики – так называемая актуализация знаний. Можно проводить актуализацию с помощью самих учеников – вызывая их к доске, можно просто записать необходимые формулы на доске самой. В случае недостатка времени на уроке приходится прибегать ко второму варианту, но и в этом случае я стараюсь обращаться к ученикам – в первую очередь слабоуспевающим – с вопросами, чтобы помочь им освежить знания. Ученикам при этом можно пользоваться наглядными пособиями, а их ответы не оцениваются отдельно, но учитываются при формировании итоговой оценки за урок.

      В процессе изучения нового материала я также регулярно обращаюсь к отстающим ученикам, чтобы обеспечить понимание ими учебного материала, а также привлечь их к формированию своих собственных суждений, выводов и обобщений.

      В ходе практических занятий сначала я сама на доске решаю примеры конкретного типа, прилагая подробные объяснения по ходу решения. Затем я вызываю к доске троих учеников, желательно, чтобы среди них были также и слабоуспевающие. Каждый из них получает свое задание, подобное только что разобранному. Им позволяется использовать наглядные пособия, тетради и записи, что стимулирует их к самостоятельному решению своего задания. Мотивацией в данном случае является оценка, которая ставится даже за выполнение нескольких заданий, относящихся к одному типу.

      На каждом уроке я также провожу не только обучающие работы, но и проверочные (в небольшом объеме), что позволяет не столько поставить какую-то оценку за работу, сколько выявить учеников, которые не смогли в чем-то как следует разобраться. В начале практической работы, я прохожу по классу и подхожу к тем ученикам, которые в нерешительности не знают с чего начать. На схожих с заданиями примерах я снова объясняю им материал. При необходимости ученикам разрешается использовать справочный материал. Периодически возникает ситуация, когда на проведение полноценной практической работы на уроке не хватает времени. В таком случае ученикам разрешается по желанию или сдать работу сразу или доделать ее дома и сдать на следующем занятии. Задания проверяются выборочно, с обязательным проставлением оценок за работу.

      Контрольные работы проводятся по итогам прохождения тем. Они бывают двух вариантов в зависимости от уровня сложности: обязательные и дополнительные. Ученики ознакомлены с отличиями данных работ друг от друга, а также с критериями оценки и в одном и в другом варианте. Обычно учащиеся сами выбирают, какой вариант они будут решать, но при необходимости я могу настоять на том или ином выборе. Отстающие ученики решают обязательный уровень контрольной работы, при выполнении работы им также может быть разрешено использование справочного материала. В том случае, если работа написана на отметку в два балла, ученик обязан не просто сделать работу над ошибками, но и затем выполнить другой вариант данной контрольной работы.

      Особое внимание при подготовке к занятиям я стараюсь уделять проработке вариантов оказания помощи отстающим ученикам. Чаще всего я использую следующие варианты:

      • доброжелательная атмосфера в процессе проведения опросов;
      • при необходимости снижение темпов опроса, разрешение на более длительную подготовку к ответу;
      • в случае необходимости предложение плана, на основе которого стоит выстроить ответ на поставленный вопрос;
      • использование наглядных пособий;
      • стимулирование: оценками, похвалой, подбадриванием;
      • частое обращение с вопросами к отстающим ученикам с целью определения уровня освоения материала;
      • структурирование самостоятельной работы на этапы в зависимости от сложности заданий;
      • ссылки на выполненные ранее задания подобного типа или напоминание способов решения подобных заданий;
      • стимулирование самостоятельности отстающих учеников;
      • контроль за ходом решения задач с обязательным последующим разбором ошибок.

      Итоговая аттестация по итогам обучения в виде единого государственного экзамена имеет как свои плюсы, так и минусы. Так, учителю в процессе подготовки учеников к экзамену необходимо минимизировать отрицательные стороны ЕГЭ, а для этого ему необходимы знания о формате, структуре и особенностях проведения данного экзамена. Такая информация позволяет учителю решить такую задачу, как освоение технологии обучения и итогового повторения, которые позволяют ученикам продемонстрировать свой уровень знаний, соответствующий их годовой оценке.

      Если проанализировать содержание различных вариантов ЕГЭ по математики, можно сделать вывод о том, что в базовом уровне содержится около 90% материала, который изучается в курсе основной школы. В связи с этим я при обучении использую в своей практике разноуровневые тематические тесты, которые позволяют проверить уровень подготовки ученика, а также провести экспресс-анализ уровня освоения конкретной темы. Данные тесты я ввожу в курс обучения, начиная с седьмого класса. Тесты могут быть использованы и как средство обучения, и как средство контроля. Чаще всего я использую задания из «Сборника тестовых заданий для тематического и итогового контроля», издательства «Интеллект-Центр» (2010 год), а также из сборника задач «Геометрия» издательства «Лицей» (2009 год). В эти сборники включены задания разных типов, соответствующие по своей форме заданиям, встречающимся в ЕГЭ.

      Ученикам предлагается для решения все части ЕГЭ, чтобы они могли самостоятельно оценить разницу в требованиях и свой уровень подготовки. В ходе проведения тестов я использую метод самопроверки – таблица с верными ответами выдается ученикам по окончании решения. Это позволяет учителю взять на себя мотивационную роль, без каких-либо нотаций и наказаний, так как ученик сам должен выявить свои сильные и слабые стороны, похвалить или поругать себя. Таким образом, проводимые мной тесты играют не только обучающую и контролирующую, но и развивающую роль.

      www.metodichka.org

      Из опыта работы по подготовке учащихся к ЕГЭ по математике

      Из опыта работы по подготовке учащихся к ЕГЭ по математике.

      Подготовка к ЕГЭ требует индивидуального, личностно ориентированного подхода. Для реализации такого подхода в учебном плане 11 классе есть обязательные предметы «Алгебра и начала анализа», «Геометрия

      Одним из немаловажных факторов качественной подготовки к ЕГЭ, на мой взгляд, является работа кабинета математики, где мною оформлен информационный стенд, отражающий общую информацию, связанную с ЕГЭ, а также материалы ЕГЭ по математике: демонстрационный вариант КИМ 2011 года, инструкцию по выполнению работы, инструкцию по заполнению бланков, спецификацию экзаменационной работы по математике единого государственного экзамена, методические и психолого-педагогические особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по математике (рекомендации для выпускников), график индивидуальных занятий по подготовке к ЕГЭ, список литературы и адреса сайтов, график проведения КДР.

      Хороший результат отслеживания показателей обучения каждого выпускника дают диагностические карты учебных достижений каждого ученик (по результатам КДР.

      Этот трудоёмкий процесс более эффективен в случае, когда сами учащиеся осознанно прогнозируют результаты своего обучения. Так, отдельные ученики 11А класса сами заполняют такие карты после самостоятельных работ или тестов по определенным темам программы и видят свое продвижение к успеху. Диагностические карты регулярно доводятся до сведения учащихся и их родителей, классного руководителя.

      Определив типологию пробелов в знаниях учащихся по итогам очередной тестовой диагностической работы, я вношу корректировку в календарно-тематическое планирование, организую уроки разноуровнего обобщающего повторения. Сейчас издано огромное количество сборников тестов для подготовки в ЕГЭ. По таким сборникам мы работаем в течение двух лет.

      Хорошим подспорьем в разработке таких уроков является необходимая методическая литература, прежде всего — это книги серии «Готовимся к ЕГЭ по математике. Обобщающее повторение курса алгебры и начал анализа» под редакцией Е.А. Семенко, а также различные КИМы и тренировочные тематические задания, разработанные ФИПИ, информационные ресурсы Интернета.

      Использование новых информационных технологий (мультимедиа, интерактивная доска) оказывают существенную помощь в моей работе.

      Мультимедийные презентации позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов (схем-опор), наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.

      Использование мультимедийных презентаций при подготовке к ЕГЭ позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения с позиций целостности.

      Урок, проведенный с использованием мультимедийной презентации, оказывается эффективнее, чем традиционный. Последующее изучение темы показывает, что знания, полученные учащимися на таком уроке, откладываются в долговременную память.

      Наиболее успешных учеников я привлекаю к созданию презентаций из подборок заданий и способов их решений как базового, так и повышенного уровня сложности по различным темам программы. В процессе работы над этой презентацией ученик повторяет и систематизирует материал, подбирает типовые задания по данной теме определенного уровня сложности, самостоятельно их решает и защищает проект во время урока. В результате чего, усвоение материала повышается в несколько раз.

      Одним из принципов построения методической подготовки к ЕГЭ считается принцип жесткого ограничения времени при выполнении тестов. Считаю, что здесь тоже нужен индивидуальный подход в зависимости от того, какой «актуальный потолок» выбрал для себя каждый ученик, с учётом опережающей цели. Ограничив для себя объём заданий, которые он наверняка должен решить, школьник будет иметь возможность посвятить подготовке к ним больше времени, что повышает шансы на успех. Если ученик мотивирован только на базовый уровень, то не стоит нагнетать напряжение, работать в скоростном режиме, а лучше спокойно и внимательно решать задания и осуществлять самоконтроль и самопроверку. Отведённого времени также вполне хватает и на решение заданий повышенного уровня. К жесткому самоконтролю времени следует приучать только тех учащихся, которые подготовлены к выполнению заданий уровня С.

      Неотъемлемым элементом подготовки к ЕГЭ является обучение заполнению бланков.

      На консультационных занятиях я провожу индивидуальную работу с каждым отдельным учеником по устранению пробелов в знаниях и умениях. При индивидуальной работе с учащимися я использую не только тесты сборников, но и тесты в режиме и on-line, а также готовые электронные продукты, составленные самостоятельно тестовые задания, созданные мультимедийные презентации, ресурсы сети Интернет, собственные ресурсы медиатеки.

      Компьютерный контроль усвоения отдельных навыков даёт существенные преимущества, которые позволяют осуществить индивидуализацию процесса, сэкономить время, делает результаты наглядными.

      Их применение позволяет решить следующие дидактические задачи:

      • усвоить базовые и углубленные знания по предмету,

      • систематизировать усвоенные знания;

      • психологически настроить учащихся на атмосферу экзамена,

      • натренировать отвечать на нестандартные вопросы,

      • подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.

      Сегодня школы поставлены перед необходимостью подготовить ученика к проверке знаний в форме ЕГЭ. Использование информационных технологий здесь оказывает огромную помощь. Тестирование – это один из видов контроля знаний, который в последнее время всё больше входит в жизнь современной школы. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель – ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Так, решая тесты по всем темам, учащиеся ведут личный диагностический контроль, где отмечают всякий раз западающие ими темы с тем, чтобы повторять теорию, получить консультацию учителя, пройти тестирование по этой же теме снова. И так до тех пор, пока тема не будет совершенно освоена.

      multiurok.ru

      Доклад «Из опыта работы по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике»

      Из опыта работы по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике

      Подготовила учитель математики: Маркова Т.А.

      Ведущей целью школьного математического образования является интеллектуальное развитие и формирование качеств мышления учащихся, необходимых для полноценной жизни в обществе. Каждый школьник в процессе обучения должен иметь возможность получить качественную подготовку к выпускным экзаменам, освоить тот объём знаний, умений и навыков, который необходим для успешной сдачи ОГЭ в 9 классе, дальнейшее обучение в 10-11 классах, сдачи ЕГЭ и дальнейшего обучения в вузе.

      И учащиеся, и их родители, и их учителя заинтересованы в получении лучших результатов. Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные формы, методы и технологии обучения.

      Мне довелось дважды готовить учащихся к ЕГЭ и три раза к ОГЭ.

      В ходе подготовки учащихся к итоговой аттестации сложилась некоторая система подготовки:

      Учебные

      проекты

      Главное в подготовке учащихся к итоговой аттестации – это урок. Повысить эффективность уроков и интерес учащихся к ним позволяет применение информационно-коммуникационных технологий, дифференцированного, деятельностного подходов в обучении, работу в парах и группах.

      Подготовка к сдаче экзамена начинается с пятого класса. Основной задачей в 5-6 классах считаю формирование вычислительной культуры учащихся. Устный счёт на каждом уроке строю на основе упражнений ЕГЭ и ОГЭ. Кроме этого, систематически на уроках каждому раздаю КИМ ЕГЭ: в 8-9  классах – за основную школу, в 10-11 классах – за полную среднюю школу. Прошу ребят найти в тесте те задания, с которыми они могут справиться уже сегодня, выслушиваю их предложения по решению, а затем вместе ищем рациональное решение; ряд проверочных работ даю по материалам итоговой аттестации.

      Пользоваться калькулятором не рекомендую, объясняя его вред. Показываю ребятам некоторые способы быстрого вычисления. Моими учениками разработаны учебные проекты: приёмы быстрого вычисления, нестандартные приёмы решения квадратных уравнений, процентные вычисления, функции и их графики, вероятность и частота. Своим опытом учащиеся делятся с другими учениками.

      Большое внимание уделяю обязательному заучиванию правил и формул, это одна из важнейших задач при подготовке учащихся к экзаменам. Для этого после изучения теоретических вопросов темы систематически провожу математические диктанты по основным формулам и простейшим примерам их применения.

      Знакомлю учащихся со структурой теста, временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена и начинаю обучать «технике сдачи теста»:

      — строгий самоконтроль времени;

      — определение трудности заданий;

      — применение приёма «прикидки» результата подстановкой;

      — использование метода «пристального взгляда».

      Одним из немаловажных факторов качественной подготовки к ЕГЭ, на мой взгляд, является работа кабинета математики, где мною оформлен информационный стенд, отражающий общую информацию, связанную с итоговой аттестацией. Имеются материалы ЕГЭ и ОГЭ по математике: демонстрационный вариант КИМ, инструкция по выполнению работы, инструкция по заполнению бланков, спецификация экзаменационной работы по математике, методические и психолого-педагогические рекомендации подготовки к сдаче ЕГЭ, график индивидуальных занятий по подготовке к ЕГЭ, список литературы и адреса сайтов. В кабинете математики собраны образцы демоверсий экзаменационных работ, диагностические работы за предшествующие годы, литература для подготовки к ЕГЭ и ГИА.

      Каждый месяц проводятся диагностические работы, позволяющие проверить уровень усвоения материала, для каждой контрольной работы заведены папки, в которых находятся КИМы, их решения, мониторинг, который позволяет проводить отслеживание результативности каждого ученика.

      Также провожу домашние контрольные работы, «запускаю» в класс несколько вариантов тестов, с которыми учащиеся работают в течение недели или двух, затем провожу консультацию, на которой они разбиваются на группы с одним вариантом тестов, после работы в группах отвечаю на их вопросы. На доску выносятся задания, вызвавшие затруднения у большинства учащихся.

      Конечно, за последние годы научилась использовать урочное время для подготовки к экзамену, но этого недостаточно, поэтому в 8-11 классах систематически провожу углублённую факультативную работу по предмету: элективные курсы «Избранные задачи планиметрии», «Модуль алгебры», «Нестандартные решения квадратных уравнений», «Решение уравнений и неравенств с параметрами». Учащиеся по желанию делятся на две группы: те, кто работает с обязательной частью теста, и те, кто работает со второй частью, иногда приходится выделять и третью группу – детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Ежегодно пополняю кабинет математики  новыми дидактическими материалами для урочной и внеурочной деятельности, способствующими развитию у школьников интереса к математике, активизации мыслительной деятельности, выявлению детей, проявляющих особый интерес к предмету и в первую очередь повышению качества знаний по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.

      Неотъемлемым элементом подготовки к ЕГЭ является обучение заполнению бланков, некоторые диагностические контрольные работы провожу на бланках ЕГЭ.

      Родителей учащихся знакомлю с процедурой подготовки и проведения экзаменов, с результатами их детей в решении тестов. Убеждаю интенсивно использовать домашний компьютер для успешной подготовки к итоговой аттестации.

      Только совместная кропотливая работа учителя и учащихся при поддержке родителей может привести к успеху.

      infourok.ru

      Из опыта работы по подготовке учащихся к егэ и огэ по математике

      Из опыта работы по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике

      Сивкова И.М.,

      учитель математики

      МОУ Красночикойская СОШ

      Ведущей целью школьного математического образования является интеллектуальное развитие и формирование качеств мышления учащихся, необходимых для полноценной жизни в обществе. Каждый школьник в процессе обучения должен иметь возможность получить качественную подготовку к выпускным экзаменам, освоить тот объём знаний, умений и навыков, который необходим для успешной сдачи ОГЭ в 9 классе, дальнейшее обучение в 10-11 классах, сдачи ЕГЭ и дальнейшего обучения в вузе.

      И учащиеся, и их родители, и их учителя заинтересованы в получении лучших результатов. Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные формы, методы и технологии обучения.

      Мне довелось трижды готовить учащихся к ЕГЭ и один раз к ГИА. Первый раз в 2003 году, когда впервые Читинская область участвовала в эксперименте по проведению итоговой аттестации в новой форме, а последний раз в 2013 году мои девятиклассники сдавали ГИА. Результаты экзаменов:

      Год выпуска

      Класс/количество учеников

      Успеваемость

      качество

      Высший балл

      2003

      11/17

      100%

      59%

      78

      2004

      11/21

      86%

      67%

      81; 78

      2010

      11/20

      100%

      65%

      63

      2013

      9-а/19

      100%

      74%

      84

      2013

      9-б/19

      100%

      79%

      89

      Несмотря на то, что результаты неплохие, хочется  не только сохранить 100% успеваемость, но и попытаться подготовить 2-3 учеников на более высокий результат.

      В ходе подготовки учащихся к итоговой аттестации сложилась некоторая система подготовки:

      Учебные

      проекты

      Главное в подготовке учащихся к итоговой аттестации – это урок. Повысить эффективность уроков и интерес учащихся к ним позволяет применение информационно-коммуникационных технологий, дифференцированного, деятельностного подходов в обучении, работу в парах и группах.

      Подготовка к сдаче экзамена начинается с пятого класса. Основной задачей в 5-6 классах считаю формирование вычислительной культуры учащихся. Устный счёт на каждом уроке строю на основе упражнений ЕГЭ и ОГЭ. Кроме этого, систематически на уроках каждому раздаю КИМ ЕГЭ: в 8-9  классах – за основную школу, в 10-11 классах – за полную среднюю школу. Прошу ребят найти в тесте те задания, с которыми они могут справиться уже сегодня, выслушиваю их предложения по решению, а затем вместе ищем рациональное решение; ряд проверочных работ даю по материалам итоговой аттестации.

      Пользоваться калькулятором не рекомендую, объясняя его вред. Показываю ребятам некоторые способы быстрого вычисления. Моими учениками разработаны учебные проекты: приёмы быстрого вычисления, нестандартные приёмы решения квадратных уравнений, процентные вычисления, функции и их графики, вероятность и частота. Своим опытом учащиеся делятся с другими учениками. Работы учащихся заняли высокие места на районных и краевых конференциях «Шаг в науку».

      Большое внимание уделяю обязательному заучиванию правил и формул, это одна из важнейших задач при подготовке учащихся к экзаменам. Для этого после изучения теоретических вопросов темы систематически провожу математические диктанты по основным формулам и простейшим примерам их применения.

      Знакомлю учащихся со структурой теста, временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена и начинаю обучать «технике сдачи теста»:

      — строгий самоконтроль времени;

      — определение трудности заданий;

      — применение приёма «прикидки» результата подстановкой;

      — использование метода «пристального взгляда».

      Одним из немаловажных факторов качественной подготовки к ЕГЭ, на мой взгляд, является работа кабинета математики, где мною оформлен информационный стенд, отражающий общую информацию, связанную с итоговой аттестацией. Имеются материалы ЕГЭ и ОГЭ по математике: демонстрационный вариант КИМ, инструкция по выполнению работы, инструкция по заполнению бланков, спецификация экзаменационной работы по математике, методические и психолого-педагогические рекомендации подготовки к сдаче ЕГЭ, график индивидуальных занятий по подготовке к ЕГЭ, список литературы и адреса сайтов. В кабинете математики собраны образцы демоверсий экзаменационных работ, диагностические работы за предшествующие годы, литература для подготовки к ЕГЭ и ГИА.

      Каждый месяц проводятся диагностические работы, позволяющие проверить уровень усвоения материала, для каждой контрольной работы заведены папки, в которых находятся КИМы, их решения, мониторинг, который позволяет проводить отслеживание результативности каждого ученика.

      Также провожу домашние контрольные работы, «запускаю» в класс несколько вариантов тестов, с которыми учащиеся работают в течение недели или двух, затем провожу консультацию, на которой они разбиваются на группы с одним вариантом тестов, после работы в группах отвечаю на их вопросы. На доску выносим задания, вызвавшие затруднения у большинства учащихся.

      Конечно, за последние годы научилась использовать урочное время для подготовки к экзамену, но этого недостаточно, поэтому в 8-11 классах систематически провожу углублённую факультативную работу по предмету: элективные курсы «Процентные расчеты на каждый день», «Модуль», «Нестандартные решения квадратных уравнений», «Решение уравнений и неравенств с параметрами». Учащиеся по желанию делятся на две группы: те, кто работает с обязательной частью теста, и те, кто работает со второй частью, иногда приходится выделять и третью группу – детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Индивидуальные консультации по запросу учащихся провожу каждое утро в 8-30 часов (занятия в нашей школе начинаются с 9-00), данные консультации проводятся только по первой части КИМ.

      Ежегодно пополняю кабинет математики  новыми дидактическими материалами для урочной и внеурочной деятельности, способствующими развитию у школьников интереса к математике, активизации мыслительной деятельности, выявлению детей, проявляющих особый интерес к предмету и в первую очередь повышению качества знаний по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.

      Неотъемлемым элементом подготовки к ЕГЭ является обучение заполнению бланков, некоторые диагностические контрольные работы провожу на бланках ЕГЭ.

      Родителей учащихся знакомлю с процедурой подготовки и проведения экзаменов, с результатами их детей в решении тестов. Убеждаю интенсивно использовать домашний компьютер для успешной подготовки к итоговой аттестации.

      Только совместная кропотливая работа учителя и учащихся при поддержке родителей может привести к успеху.

      gigabaza.ru

      Author: alexxlab

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *