Разбор задания №23 ЕГЭ по истории |
Объяснение исторической ситуации
Двадцать третье задание ЕГЭ по истории – задание-задача, в котором экзаменуемому предлагается привести объяснения какой-либо исторической ситуации. Она может относиться к любому периоду отечественной истории – от 8 до 21 века. Это задание несколько сложнее предыдущих – здесь уже никак нельзя опереться на информацию, данную в тексте, потому что оно не связано с историческим источником и предполагает использование собственных знаний по предмету.
За данное задание можно получить не 2, а 3 первичных балла. Но если человек пишет не конкретные и верные формулировки, относящиеся к исторической ситуации, а пространные рассуждения, которые не соответствуют теме, его ответ оценят в 0 баллов. Если же верных ответов написано меньше, чем нужно – например, указано не 3 предпосылки события, а 2 или 1 – можно получить 1-2 первичных балла. Однако в этом задании нет ничего страшного – при должной подготовке к экзамену все, что там спрашивается, есть в голове, и хотя бы 1-2 балла получить не очень сложно.
Разбор типовых вариантов задания №23 ЕГЭ по истории
Первый вариант задания
Процесс объединения земель в единое Русское государство сопровождался драматической борьбой за лидерство между отдельными политическими центрами Северо-Восточной Руси в первой трети XIV в. и закончился веком позже превращением Москвы в столицу объединённых русских земель.
Какие причины обусловили возвышение Москвы в XIV в.? Приведите не менее 3-х объяснений. Назовите не менее двух московских князей XIV в., сыгравших значительную роль в возвышении Москвы.
Как известно, московское княжество было не единственным претендентом на становление центра объединенных русских территорий – на эту роль также рассчитывали, например, Тверь и Новгород. Однако «победу» одержала именно Москва. Этому способствовало не только то, что московские князья проводили умелую политику, направленную на становление города центром, но и выгодное географическое положение этого города. Также московские князья поддерживались православной церковью; свою роль сыграл и тот факт, что в Куликовской битве, где русское войско одержало победу, командование осуществлял московский правитель Дмитрий Донской. В 14 веке в Москве княжили: Юрий Данилович, Иван Калита, Симеон Гордый, Иван Красный и Дмитрий Донской, однако самую значительную роль сыграли первые два и последний.
Ответ может выглядеть так:
Возвышение Москвы было обусловлено следующими причинами:
- выгодное географическое положение города;
- активная политика московских князей, нацеленная на укрепление позиций города;
- поддержка московских князей русской православной церковью.
Значительную роль в возвышении Москвы сыграли:
- Иван Калита;
- Дмитрий Донской.
Второй вариант задания
В период правления Александра I в России были созданы военные поселения — система организации войск, сочетавшая военную службу с занятием производительным трудом, прежде всего сельскохозяйственным. При Александре II военные поселения были отменены, опыт их создания был признан неудачным.
Укажите две цели создания военных поселений. Назовите одну причину неудачи реализации идеи их создания.
Военные поселения существовали с 1810 до 1857; они были образованы во время правления императора Александра Первого. Их суть заключалась в том, что жившие там военные занимались как военной службой, так и сельскохозяйственной деятельностью. По замыслу организаторов, такая форма поселения должна была позволить государству сэкономить средства на содержание войск, а также решала задачи самообеспечения армии и обучения населения военному делу. Появились поселения, где жили государственные крестьяне, занимавшиеся ведением хозяйства, и теперь начавшие приобщаться к военному ремеслу. Новая жизнь, в которой все было строго регламентировано, была для них очень тяжела. Вспыхивали восстания, жестоко подавляющиеся руководством. Экономически такая форма организации войска не была эффективной.
Напишем ответ:
Цели создания военных поселений:
- уменьшение государственных расходов на содержание войска
- увеличение численности армии
Причина неудачи создания военных поселений:
- жесткая регламентация и бесправие население вызывали их недовольство, из-за чего такая форма организации войска была неэффективной
Третий вариант задания
В конце 1950-х гг. Н. С. Хрущёв добился максимального укрепления своих позиций в политическом руководстве СССР.
Укажите не менее трёх внутриполитических событий (явлений), способствовавших укреплению позиций Н. С. Хрущёва в политическом руководстве СССР.
Конец 1950-х годов – то время, когда Н. С. Хрущев только приступил к руководству страной. Перед этим он одержал победу над оппозицией – Берией, Молотовым, Маленковым, Кагановичем. В 1953 году он стал первым секретарем ЦК КПСС. Его позиции были значительно укреплены после прочтения доклада о разоблачении культа личности И. Сталина, зачитанном на 20 съезде партии. В 1958 году он стал председателем Совета Министров СССР, что также способствовало укреплению его позиций. Также в это время начался период «оттепели», характеризующийся либерализацией общественной жизни, освобождением политзаключенных, ликвидацией ГУЛАГов, ослаблением цензуры – все это укрепляло позиции политика.
Напишем ответ:
- Разоблачение культа личности Сталина на 20 съезде КПСС;
- Начало политики «оттепели», основными чертами которой стали ослабление тоталитаризма, либерализация жизни общества;
- Его назначение Председателем Совета Министров СССР.
spadilo.ru
Задание 23 ЕГЭ по истории
Разберем одно из заданий второй части единого государственного экзамена.
На первом занятии курса мы с вами разобрали часть заданий из демонстрационного варианта ЕГЭ 2016 года: и по работе с терминами, и по работе с документами, и по работе с хронологическим рядом, заполнением таблиц и так далее. Но вторую часть мы с вами не разбирали. И сейчас я вам предлагаю разобрать подходы к решению задания номер 23.
В этом задании вам надо привести объяснение какого-либо события или исторического явления. В демонстрационном варианте 2016 года оно посвящено периоду, который мы уже разбирали на предыдущих занятиях. Давайте прочитаем задание.
Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Объясните, в чем состояли преимущества такого расположения города (приведите три объяснения).
Как выставляются баллы?
Вы обязательно должны привести три объяснения. Потому что за это задание максимальный балл – три. Он выставляется только в том случае, если приведено три правильных объяснения. Вы можете привести и четыре, условия ЕГЭ этого не запрещают, но не меньше трех.
Если будет два объяснения – значит, вы получите не три балла, а только два. Разумеется, если это будут два правильных объяснения. Если только одно правильное объяснение – значит, вы получите только один балл. Например, если одно правильное, а два неправильных или всего только одно.
Независимо от того, как много вы напишете (вы можете очень подробно расписать), но если это будет только одно объяснение, вы получите только один балл.
И разумеется, можете получить ноль баллов, если ответ полностью неправильный либо приведены общие рассуждения (не выделены четко три объяснения).
Решение задания
Давайте представим себе Древнерусское государство и подумаем, а какие объяснения этому факту – возникновение большинства городов на берегах рек – мы можем дать.1. Мы можем вспомнить, что древнерусским землям угрожала внешняя опасность, в первую очередь, со стороны кочевников. И вспомнить тот факт, что большинство рек, которые протекают сейчас и протекали раньше на территории Древнерусского государства, имеют один высокий берег, а именно западный берег. Расположение на высоком берегу реки позволяло лучше организовать защиту от наступающих врагов.
Обычно, кстати, не просто какое-то место выбирали на реке, а то, которое имело еще и дополнительную защиту: например, там, где более мелкая река впадала в более крупную. В этом случае естественная защита была с нескольких (двух-трёх) сторон.
2. В случае пожара близость реки давала возможность быстро получить воду для его тушения.
Только не забывайте, что вам надо дать некоторое минимальное
3. Ну и то, что приходит на ум в первую очередь: реки – это водные пути. Пути, которые можно было использовать для торговых связей и иных сношений с близкими и дальними соседями. И здесь бы тоже желательно немножечко пояснить: а почему именно водные пути имели такое значение? Можно обратить внимание на тот факт, что значительная часть территории Древнерусского государства была расположена в лесных зонах, где иные дороги найти было весьма затруднительно. И конечно же, можно пояснить этот факт ссылкой на грузоподъемность судов, гораздо большую, чем тогдашнего сухопутного транспорта. Это делало перевозки более удобными и дешевыми.
Давайте разберем ещё одно задание этого типа. Прочитаем условие.
Согласно летописной легенде, перед князем Владимиром стоял вопрос о выборе религии между христианством западным, восточным (православием), исламом и иудаизмом. В результате он остановился на православии. Дайте не менее трёх объяснений такого выбора.
Не забываем: в 988 году официального деления на католичество и православие еще не произошло. Это произойдет позже, в 1054 году. Но различия между западным и восточным христианством уже были налицо.
Дело в том, что объяснения даны и в летописном источнике: почему Владимир выбрал именно такую монотеистическую религию. Обратите внимание: в данном случае не стоит вопрос о том, почему князь отказался от язычества в принципе. Здесь стоит вопрос о том, почему вместо язычества он выбрал именно эту религию. Если вы помните летописное объяснение, то там можно найти как раз три объяснения. Их можно и привести. Это возможно, только желательно уточнить, что так объяснял летописец.
Летописные объяснения:
1. Владимира привлекла красота и торжественность греческого варианта христианства, что, так сказать, упрощало восприятие идеи господства религии в сознании людей. Этот момент, конечно, играл роль.
2. Затем, как вы помните, в летописи есть объяснение, почему Владимир не остановил свой выбор на мусульманстве. Якобы он произнес, что “на Руси без пития и веселия нет”. Как известно, мусульманской религией запрещается употребление вина. Ну и это якобы для восточных славян неприемлемо.
3. И еще одно объяснение, почему Владимир не выбрал иудаизм. С иудаизмом, собственно говоря, Русь была знакома через хазар. Это была государственная религия Хазарского каганата. Хазарский каганат к тому времени был разгромлен. Мы помним, что Древнееврейское государство, где впервые иудаизм стал государственной религией, тоже было разгромлено (еще древними римлянами). Как-то не с руки было для развивающегося и процветающего государства принимать эту религию.
Ну а если отвлечься от летописи, то какие можно объяснения привести?
1. Во-первых, стоит вспомнить о тех тесных связях, которые существовали с Византией у Древнерусского государства еще со времен князя Олега. Тогда в результате военных походов были подписаны очень выгодные для Киевской Руси договоры с Константинополем.
2. Можно также охарактеризовать и саму Византию. В тогдашней Европе Византия, Восточная римская империя, могла восприниматься как самое развитое общество, наследница античной цивилизации. То есть престижность государства тоже играла свою роль.
3. Кроме того, можно говорить о некоторых особенностях христианства: оно позволяло возвысить княжескую, монархическую власть. А в православном, восточном, греческом варианте этой идее – поддержке со стороны Бога светской власти – придавалось особенно большое значение.
Если у вас есть много объяснений (больше трех), останавливайтесь на тех, которые вы кратко, но емко можете пояснить.
Удачи на экзамене!
urokidoma.org
Сборник готовых объяснений (№23) Маркина — Задания на объяснение — Решебник заданий ЕГЭ — Все статьи
Пособие включает в себя 13 разделов, каждый из которых посвящен определенному веку – с IX по XXI вв. Таким образом, приводятся задания на объяснение по каждому периоду истории России. Логика изложения материала вполне понятна: сначала дается текст задания, далее предлагаются варианты ответа.
Относительно содержания пособия С.А. Маркина хотелось бы сказать следующее:
1) Очень радует комплексный подход автора к рассмотрению некоторых тем.
Например, по церковной реформе Никона приводятся следующие задания (с.70-73):
— назовите три причины, обусловившие проведение реформы
— приведите три изменения в церковной жизни, осуществленные в ходе реформы
— укажите три последствия реформы
Это, безусловно, большой плюс данного пособия. Его можно использовать для проработки разных вариантов заданий на одну и ту же тему.
2) С другой стороны, формулировки некоторых заданий вызывают вопросы.
Задание «Внешняя политика Анны Иоанновны была неудачной; приведите три опровержения данной точки зрения» (с.96) очень похоже на задание 24 на аргументацию. Дается спорная точка зрения, и необходимо привести доводы за и против. В вышеприведенном примере мы видим «половинку» задания на аргументы, т.к. требуется привести только аргументы «против».
Непонятно, почему подобные задания оказались в учебном пособии по заданию на объяснение. Специфика задания №23 ЕГЭ по истории в том, что предлагается безапелляционное утверждение, с которым не нужно спорить (
В задании на объяснение не может быть дискуссии, обсуждения различных точек зрения – для проверки этих навыков есть задание на аргументы. Поэтому при работе с данным пособием я рекомендовал бы обращать внимание, что здесь перемешаны задания №23 и №24. Примеры «половинчатых» заданий на аргументы можно найти на стр. 13, 30, 44, 175, 191 и др.
3) Некоторые ответы включают в себя излишние подробности, которые не требуются от ученика.
Например, в качестве итога поездки Петра I в Европу автор указывает, что «в Россию были приглашены около 800 иностранных специалистов» (с.82-83). Быть знатоком цифр, конечно, хорошо, но не стоит щеголять этим на реальном экзамене. Чтобы не ошибиться и не заработать фактическую ошибку, лучше использовать более осторожные формулировки: « несколько сотен», «достаточно большое количество», «много».
4) Количество вариантов ответов существенно меняется от задания к заданию.
Например, в том же задании про поездку Петра I в Европу («Великое посольство») на с.82 автор приводит лишь три объяснения. На мой взгляд, в заданиях повышенной сложности всегда нужно писать чуть больше, чем требуется; то есть в задании №23 лучше привести не три объяснения, а «3+1». В других же заданиях мы можем найти и пять, и семь, и восемь вариантов ответа.
5) Качество предлагаемых примеров ответов также крайне неоднородно.
К одним заданиям даются хорошие развернутые объяснения (к примеру, про причины возвышение Москвы в XIV веке, с.38). В иных случаях варианты ответов представляют собой только общие слова, и нуждаются в пояснении.
Например, к заданию про последствия церковной реформы Никона на с.72 предлагаются такие ответы: «
В действительности же ответ должен представлять собой развернутое предложение, связный текст, а не просто словосочетание. Все-таки задание №23 – на объяснение, а не на краткий ответ.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что данное пособие по заданию №23 заслуживает отдельного внимания хотя бы потому, что не имеет аналогов. Справочник С.А. Маркина однозначно стоит использовать при подготовке к заданию на объяснение ЕГЭ по истории; при этом стоит помнить, что простое заучивание или копирование ответов вряд ли будет полезным, т.к. немало предлагаемых примеров являются лишь «наводками» и нуждаются в дополнительной конкретизации и пояснении.
Cсылка — скачать справочник Маркина по заданию на объяснение (№23)
historystepa.ru
Три типа заданий на объяснение (№23 ЕГЭ по истории): характеристика и рекомендации — Задания на объяснение — Решебник заданий ЕГЭ — Все статьи
По моим наблюдениям в заданиях ЕГЭ по истории 2016-18 гг. встречались три основные разновидности задания на объяснение:
Тип 1. «Укажите причины или последствия»
Что это:
Задание на объяснение, где нужно указать причины/последствия какого-то конкретного события/процесса/явления. Например:
«Укажите не менее 3-х причин победы большевиков в Гражданской войне».(пример взят из досрочного варианта ЕГЭ-2018 по истории)
Особенности:
На мой взгляд, это самый лёгкий тип задания №23, поскольку здесь просто нужно вспомнить и перечислить причины/последствия того или иного события/явления/процесса.
Минус в том, что это задание имеет весьма малую (если вообще имеет) познавательную ценность, поскольку проверяет в первую очередь механическую способность к запоминанию. При решении задания такого типа никак не демонстрируется умение экзаменуемого выдвигать собственные обоснованные предположения с опорой на исторические факты, т.е. остаётся нереализованным творческий потенциал выпускника.
Возвращаясь к приведенному выше примеру задания (про победу большевиков в Гражданской войне), хочу отметить не очень понравившуюся лично мне тенденцию, когда составители ограничивают учащегося в выборе им возможных вариантов ответа. В частности, в тексте задания 23 из досрочного варианта ЕГЭ по истории 2018 г. было сказано, что «ошибки Белого движения указывать не надо». Как-то нехорошо решать за людей, какие объяснения им приводить, а какие нет.
Рекомендации:
Больше половины успеха в решении данного типа заданий – ещё в процессе подготовки. Не ленитесь разобраться в связи различных событий между собой и запомнить причины и последствия хотя бы наиболее крупных и значимых процессов, явлений в истории России (например, Крещения Руси, отмены крепостного права, Великой Российской революции, перестройки и т.д.).
Учитывая, что в тексте задания могут быть установлены ограничения по кругу возможных ответов, читайте формулировки заданий ещё внимательнее, чтобы не написать того, чего не нужно.
Тип 2. «Укажите факт + причины/последствия» (сочетание)
Что это:
Задание на объяснение, в котором нужно указать 1 конкретный факт (назвать имя человека – знаменитого участника события; город – место проведения дипломатических переговоров; государство – противника в войне и т.д.) и привести не менее 2-х вариантов объяснений того или иного процесса/явления. Или иногда наоборот – 1 причина и 2 факта, как в приведённом ниже примере:
«Укажите одну причину, по которой Великобритания и США откладывали открытие Второго фронта в Европе вплоть до июня 1944 г. Назовите не менее 2-х решений, принятых на конференциях с участием лидеров стран «Большой тройки» (кроме решения об открытии Второго фронта)». (формулировка примерная, само задание взято из реального варианта ЕГЭ по истории 2018 г.)
Особенности:
В данном случае мы опять видим ограничение по выбору вариантов ответа, хотя здесь оно выглядит более разумным, чем в случае с большевиками. Сложность при решении задания на объяснение 2-го типа может быть в том, что потребуется привести не только «шаблонные» причины-последствия или вспомнить решения Тегерана-Ялты-Потсдама. Также будет необходимо, допустим, сформулировать какие-то положения, которые далеко не всегда могут достаточно подробно разбираться на уроках-курсах-занятиях (как в этом случае – причины затягивания союзниками СССР открытия Второго фронта в Европе).
Рекомендации:
Преподавателям. По возможности, уделять внимание не только «общеизвестным» и «крупным» вопросам в рамках какой-то темы (например, боевым действиям в ходе ВМВ и ВОВ), но и стараться подробно разбирать и менее очевидные, хотя и не менее важные вопросы (например, складывание антигитлеровской коалиции, борьба за открытие Второго фронта, ленд-лиз и т.д.).
Ученикам. Не стесняться задавать вопросы по тем моментам, которые кажутся недостаточно изученными и/или самим расширять свои познания с помощью учебников, справочников, лекций и т.д.
Не забывать отделять одну часть вопроса от другой при ответе, а при самом ответе для упрощения формулирования использовать клише. Например:
«США и Великобритания откладывали открытие второго фронта в Европе т.к./потому что/вследствие того, что… »
При ответе на вторую часть данного задания стоит избегать формулировок решений в общем виде (например, «страны договорились о взаимной помощи») и указания тех мероприятий, которые трудно отнести к наиболее известным среди прочих. Однако излишняя конкретизация тоже не требуется, если о ней вас не просят (скажем, указание, какое решение на какой именно конференции было принято), поскольку попытка «блеснуть интеллектом» может привести к досадным фактическим ошибкам и потере баллов.
Ответ можно записать примерно в таком виде:
Решения, принятые на конференциях «Большой тройки»:
1)
2)
3)
Тип 3. «Историческая ситуация»
Что это:
Задание, связанное с какой-либо ситуацией, имевшей место в тот или иной исторический период, которую предлагается объяснить ученику. Например:
«В жизни русских земель XIV–XV вв. важную роль играли бояре. Приведите три положения, в которых на основе исторических фактов раскроете, в чём эта роль проявлялась». (пример взят из тренировочной работы ЕГЭ по истории 2018 г.)
Особенности:
С моей точки зрения, это наиболее сложный тип задания на объяснение. От экзаменуемого требуется не просто изложить/перечислить/назвать какие-то конкретные известные ему факты-события, а интерпретировать эти факты и события так, чтобы они объясняли, например, как в данном случае, в чём заключалась важная роль боярского сословия в жизни русских земель в период объединения земель вокруг Москвы и образования централизованного государства.
Рекомендации:
Преподавателям. При подготовке обращать особое внимание на формирование умения объяснять (поначалу устно, но постепенно и письменно) сначала простые, а затем всё более сложные процессы и явления.
Демонстрировать этот навык на собственном примере, максимально понятно и доходчиво излагая материал с постоянным «это получилось так, потому что…; события разворачивались именно таким образом из-за того, что…».
Положительную роль сыграют также частые вопросы и задания (в том числе, придуманные самостоятельно) из серии «предположи, почему вот так, а не вот эдак», в том числе при коллективной работе, используя методику «мозгового штурма».
Ученикам. Постоянно оттачивать навык формулирования собственных мыслей и устно, и письменно.
Читать по возможности не только школьные учебники или краткие справочники, но и вузовские учебники. В них, как правило, рассматривается намного больше ситуаций, которые вполне могут стать темой для задания на объяснение.
Обращать внимание (как и всегда, впрочем) на формулировку задания. Из ответа должно быть понятно, в чём заключалась важная роль боярства в жизни государства (поэтому факты для объяснения подбирайте не мелкие и второстепенные, а известные и масштабные). Также следить за тем, чтобы случайно не «залезть» по времени в ответе в более ранние или поздние периоды (до XIV или после XV вв.).
Подводя итог, советую ещё раз обратить внимание, что во всех 3-х случаях необходимо привести не менее 3-х правильных позиций (т.е. либо 3 однотипных ответа-объяснения, либо 1 название/имя и т.п. и 2 объяснения). Это «магическое число» 3 связано с количеством баллов, дающимся за задание – 3, т.е. по 1 баллу за каждый правильный вариант.
Не забывайте также, что для наилучшего выполнения задания стоит пользоваться правилом «+1», т.е. писать по возможности всегда больше (ну или хотя бы не меньше) ответов, чем от вас требуется. Это необходимо для подстраховки. Если вы напишете больше, чем нужно, и среди ответов будут неправильные позиции, за них баллы никто специально не снимет. Эксперты засчитают лишь верные ответы (главное, опять же, чтобы их было не менее 3-х)!.
___
См. также обзор сборника готовых объяснений (№23) С.А. Маркина — ссылка
historystepa.ru
Как решать задание В2/23 ЕГЭ по истории?
Привет, читателям моего сайта. Сегодняшний пост будет посвящен решению заданий В2 по Истории России. Данный пост будет посвящен ЕГЭ, а в следующих постах, будет разобрано задание В2, уже для тех, кто готовится к ГИА или ОГЭ.
Теперь, о самом задании В2 ЕГЭ по истории. За него Вы можете получить 2 первичных балла — это если в этом задании не допущено ошибок. Если допущена одна ошибка, тогда Вы получите только 1 первичный балл. Если Вы сделаете более одной ошибки, то задание будет завалено. А теперь приступим к выполнению заданий типа В2.
Таким образом в указанном тестовом задании В2 ЕГЭ по истории надо отсеять из 6 понятий, терминов, событий, только три, которые точно подходят под текст самого задания.
Итак, какие же в этом задании по истории будут верные ответы?
Я настоятельно рекомендую, прежде чем читать дальше, самому (ой) записать на бумаге свой вариант ответа.
1) Совет всея земли — орган руководства второго ополчения; Смутное время.
2) Посадник — должностное лицо в Новгороде
3) Вече — народное собрание в Новгороде
4) Земский собор — государственный орган при царе Иване IV.
5) Тысяцкий — помощник посадника в Новгороде
Дальше можно и не решать…
Правильный ответ: 235
Следующее задание:
Я настоятельно рекомендую, прежде чем читать дальше, самому (ой) записать на бумаге свой вариант ответа.
1) Мокошь — богиня плодородия в Древней Руси
2) Деметра — греческая богиня плодородия
3) Тор — скандинавский бог грома и молнии
4) Велес — древнерусский покровитель скота, природы
5) Сварог — бог кузнец, огня в славянской мифологии
6) Арес — бог войны у древних греков
Ответ на задание: 145
А сейчас проверьте себя на окончательное знание темы Древняя Русь, решив эти два задания В2 ЕГЭ по истории.
Правильные ответы будут даны в следующем посте на сайте сдать-егэ.рф, так что добавьте этот сайт в закладки )) Ваши получившиеся ответы пишите в комментариях. На этом все! До встречи в следующих постах!
P.S. Для качественной подготовки к заданиям части с кратким ответом, рекомендую приобрести вот такой классный сборник тематических тестов ЕГЭ по истории. Тесты из данного поста были взяты именно из него. Книжка гораздо лучше всех этих книжек ФИПИ и т.п. Ознакомиться с книгой можно по ссылке ниже:
[urlspan]Приобрести пособие =>>[/urlspan]
© Иван Некрасов 2014
Читай также:
Деятельность первых киевских князей =>>
Периодизация истории России =>>
Теории образования государственности на Руси =>>
xn—-7sbkbh2ej4fm.xn--p1ai
Все варианты 20-22,23,24,25 задания из ЕГЭ 2016 по истории
Все варианты 23,24,25 задания из ЕГЭ 2016 по истории
Темы текстов для заданий 20-22:
1. Князь Святослав (о взятии Доростола)
2. Про Дмитрия Донского
3. Про Ивана III (о битве на Шелони)
4. Про члена Избранной рады
5. Письмо Стефана Батория Ивану Грозному
6. Смута
7. Соляной бунт
8. Уложенная комиссия
9. О присоединении Крыма
10. Отечественная война 1812
11. О Герцене
12. Манифест 19 февраля 1861
13. Революция 1905 г.
14. Манифест 17 октября 1905
15. Паспортизация в 1930-е
Задание 23 из всех вариантов по истории на ЕГЭ 2016
1. Укажите 3 политических последствия принятия христианства.
2. В XII веке установилась республика в Новгороде, но княжеская власть продолжала существовать. Указать причины её существования и назвать имя московского князя, который ликвидировал республиканскую форму правления в Новгороде.
3. Укажите 3 предпосылки того, почему Новгородское княжество одним из первых стало бороться против власти киевского князя в XII в.
4. Укажите год создания Судебника Ивана III. По какой причине он был создан? Как при этом изменились отношения между помещиком и крестьянами?
5. Приведите 3 объяснения тому, почему Лжедмитрию I удалось захватить московский престол
6. Укажите документ, окончательно закрепостивший крестьян. Укажите две причины процесса закрепощения крестьян в XVII в.
7. Укажите не менее 3 фактов, свидетельствующих об усилении крепостничества в период правления Екатерины II.
8. Объясните, почему реформы, планируемые Негласным комитетом, не осуществились.
9. Существует точка зрения, что Отечественная война 1812г. была объявлена подписанием в 1807 году мира с Наполеоном в Тильзите. Приведите 3 объяснения данной точки зрения.
10. Почему восстание декабристов произошло именно в декабре? Причины поражения декабристов.
11. Укажите 3 мероприятия Лорис-Меликова при Александре II.
12. По протекционистскому тарифу 1891 г. — причина увеличения импорта товаров в Россию в конце 19 начале 20 века и два последствия принятия таможенного тарифа.
13. Почему 1943 год считается переломным в ходе ВОВ
14. Указать черты государственной политики СССР, приведшие к бедственному положению деревни в 1945-1953 гг.
15. Факты реализации СССР до 1985 года политики укрепления международной социалистической системы.
Все варианты 24 задания из ЕГЭ 2016 по истории:
1. Войны князя Святослава были бесполезными2. Тверь могла соперничать с Москвой как центр объединения русских земель
3. Свержение Лжедмитрия I было закономерным
4. В период Смуты политическая система России не изменялась
5. Восстание декабристов 1825 г. не могло быть успешным
6. Политика Николая I тормозила социально-экономическое развитие
7. Промышленная и финансовая реформа Александра III положительно повлияла на социальную сферу
8. Результатом революции 1905-1907 гг. стало радикальное изменение политической системы страны
9. Военный коммунизм способствовал становлению Советского государства
10. В 1920-е гг. СССР достиг больших успехов на международной арене
11. Индустриализация способствовала прогрессивному развитию советской экономики в конце 1920х-1930-е гг
12. Политика Хрущева способствовала либерализации культурной жизни
13. О внешней политике СССР в 1960е-1980е (о мирном сосуществовании)
14. О рыночных отношениях в 1980-е гг.
15. Внешняя политика Горбачева способствовала повышению авторитета СССР
16. Политика гласности и демократизации во второй половине 1980х гг. была полезна для страны
17. Правительству Ельцина-Гайдара удалось вывести страну из социально-экономического и политического кризиса
Все периоды из 25 задания
Периоды для сочинений (задание 25) в основном совпадают с годами правления того или иного правителя государства.
Примеры периодов, не совпадавших с правлениями:
945-972
1132-1236
1237-1257
1547-1565
1565-1572
1812-1825
Периоды по ХХ веку:
1894-1914
1914-1918
1917-1922
1921-1928
1929-1941
июнь 1941-ноябрь 1942
ноябрь 1942-декабрь 1943
январь 1944-май 1945
1945-1953
1953-1964
1964-1985
1985-1991
onlyege.ru