теория и практика / Блог :: Бингоскул
- Блог
- →
- Задание 2 по русскому языку ЕГЭ 2019: теория и практика
Средства связи предложений в тексте
Лексические средства связи:
- Лексический повтор – повторение одного и того же слова. Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
- Однокоренные слова. Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу — разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному — первый признак талантливости.
- Синонимы. В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
- Антонимы. У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
- Описательные обороты. Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей.
Грамматические средства связи:
- Личные местоимения. 1) А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. 3) Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.
- Указательные местоимения (такой, тот, этот) 1) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. 2) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».
- Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.) Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал.
- Союзы (преимущественно сочинительные) Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону»
- Частицы.
- Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.) Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко.
- Единство видовременных форм глаголов — использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций. Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
- Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста: Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь.
- Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура.
Вводное слово, союз, частица, наречие | Когда используется ? |
ИНЫМИ СЛОВАМИ, ДРУГИМИ СЛОВАМИ | Применяется тогда, когда автор текста хочет сказать то же самое, но понятнее. |
КРОМЕ ТОГО | Употребляется, когда необходимо дополнить сказанное некоторыми, по мнению автора, важными мыслями или обстоятельствами. |
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИТАК, СЛЕДОВАТЕЛЬНО | Используются, когда автор текста подводит итог своим рассуждениям. |
НАПРИМЕР, ТАК | Используются тогда, когда автор хочет пояснить то, о чём он говорил прежде. |
НАОБОРОТ | Используется тогда, когда автор текста противопоставляет одно предложение другому. |
ВО-ПЕРВЫХ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ | Указывают на порядок изложения аргументов. |
НЕСМОТРЯ НА ЭТО, ХОТЯ, ВОПРЕКИ ЭТОМУ | Вносят в авторские рассуждения следующее значение: «вопреки тем обстоятельствам, которые указаны в предыдущей части текста». |
ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ПОСКОЛЬКУ, ДЕЛО В ТОМ, ЧТО | Автор использует тогда, когда указывает на причину описываемых явлений. |
ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО, ОТСЮДА | Автор текста использует, когда хочет сделать вывод из своих рассуждений. |
ТО ЕСТЬ | Используется для уточнения сказанного ранее. |
ОДНАКО, ЗАТО, НО | Используются для противопоставления смысла одного предложения другому. |
ИМЕННО, ВЕДЬ | Вносят значение уточнения и подчёркивают важность мысли. |
ДАЖЕ | Вносят значение усиления. |
НЕ СЛУЧАЙНО | Имеет значение «по этой причине». |
ОЗНАЧАЕТ | Автор хочет привести пояснение к сказанному прежде в качестве образца, иллюстрации своей мысли. |
Смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами:
- Соединительные: и, да(=и), и…и…, не только… но и, как… так и, также, тоже
- Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли
- Противительные: а, но, да (=но), однако, зато
- Градационные: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а
- Пояснительные: то есть, а именно
- Присоединительные: также, тоже, да и, и притом, причём
- В начале предложения не употребляются союзы: тоже, да и, то есть, а именно.
Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами:
- Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь
- Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что
- Условные: если (кабы, коли, ежели – устар.), если бы, раз, как скоро
- Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы
- Следствия: так что
- Уступительные: хотя, несмотря на то что
- Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)
- Изъяснительные: что, как, чтобы
- В начале предложения не употребляются союзы: так что, чем, нежели, а также изъяснительные союзы: что, как, чтобы.
Дополнительные материалы по теме: Средства связи предложений в тексте
bingoschool.ru
Задание 2 ЕГЭ по русскому языку.
Чтобы правильно сделать задание 2 ЕГЭ, необходимо:
- внимательно прочитать текст;
- вникнуть в его содержание;
- понять, какая связь между предложением, в котором пропущено слово, и предыдущим предложением;
- выбрать слово из предложенных вариантов по смыслу и вставить его на место пропуска.
Теория
Иногда ответ очевиден. Но иногда варианты ответов очень похожи между собой или смысл места пропуска слова неясен. В таком случае надо брать каждый вариант ответа и подставлять его на это место.
Примеры
Пример 1.
(1)Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными. (2)<…>состояния веществ называют их агрегатными состояниями. (3)Многие вещества при охлаждении или нагревании можно перевести из одного агрегатного состояния в другое, и при этом они неожиданно приобретают совсем другие свойства.
Задание 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором предложении? Выпишите это слово.
Хотя
Эти
Таким образом,
Вопреки этому
Наоборот,
Второе предложение является логическим продолжением первого. Вещества бывают жидкими, твердыми или газообразными. Речь идет о состояниях веществ, как поясняется далее. Но не о «каких-то», а об «этих», описанных в предыдущем предложении. Правильный ответ — «эти».
Пример 2.
(1)Уже в настоящее время человечество остро ощущает недостаток пресной воды, и с каждым годом проблема обеспечения водой приобретает всё большую остроту; ведь общее потребление воды в мире в тысячу раз превышает использование всех остальных видов ресурсов вместе взятых. (2)Для утоления «водного голода» жителей нашей планеты существуют различные пути. (3)<…> наиболее эффективных — опреснение солёных вод Мирового океана, тем более что большие площади засушливых и малообводнённых территорий примыкают к его берегам.
Задание 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста?
За исключением того, что
Поэтому
Наоборот,
Потому что
Один из
На первый взгляд между вторым и третьим предложением связь вообще отсутствует. Вот говорили о различных путях утоления «водного голода», а вот уже говорят об опреснении соленых вод. Но, если приглядеться, опреснение соленых вод и предлагается как способ утоления «водного голода». Следовательно, правильный ответ — «один из».
Пример 2.
(1)В конце ХVIII века в философии и искусстве возникло направление, известное под названием «романтизм». (2)Вместо культа здравого смысла, разума романтизм стал утверждать культ человеческих чувств. (3)<…> в области искусства романтизм выдвинул на первый план жанр пейзажной живописи: картины природы вызывают в душе человека преимущественно внерациональный, эмоциональный отклик.
Задание 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Однако
Вопреки этому
Хотя
Неслучайно
Несмотря на то что
Разберемся. Возникло направление «романтизм», оно стало утверждать культ человеческих чувств. Внезапно от чувств романтизм перекидывается на пейзажную живопись, но далее поясняется, что картины природы вызывают в душе человека яркий эмоциональный отклик, именно поэтому романтизм и выдвинул пейзаж на первый план — это произошло неслучайно. Это и есть верный ответ.
yagramotniy.ru
Задание 2. Средства связи предложений в тексте
Справочная информация
В задании 2 вы работаете с текстом, в котором допущен пропуск слова (или слов). Один из предложенных вариантов ответов вам помогает выбрать сама природа текста, такое его свойство, как целостность. Целостность достигается благодаря смысловой законченности его содержания. Чаще всего, внимательно прочитав текст, вы сможете интуитивно сделать правильный выбор.
Допустим, там встретились слова: с одной стороны или во-первых. Это значит, что почти наверняка далее последует продолжение:
Если вы сомневаетесь в правильности ответа, используйте метод подстановки: последовательно подставляйте предложенные варианты ответов в предложение с пропуском. И следите за изменениями смысла. В четырёх случаях смысловая целостность текста будет нарушена. Лишь правильно подобранный ответ её сохранит.
Совет
Текст прочитай не менее трёх раз. Первый раз — для общего ознакомления, второй — после ознакомления с вариантами ответов. Третий раз, проверочный, чтобы убедиться, что текст с выбранным ответом воспринимается целостно.
Обычно в задании 2 пропущены союзы и союзные слова либо вводные слова и сочетания, выступающие как средства связи предложений в тексте. Вспомним, что это такое.
Союзы
Вспомним, функция (роль) союзов — выражение синтаксических связей: сочинительных и подчинительных. Сочинительная связь — это связь, которая выражает равноправные отношения элементов. Подчинительная связь – это связь неравноправных компонентов, при которой один из компонентов зависит от другого. Так связаны части сложноподчинённых предложений. Союзы могут служить и средством связи предложений в тексте. Вот основные виды смысловых отношений, которые выражаются при этом в тексте.
Смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами:
- Соединительные: и, да(=и), и…и…, не только… но и, как… так и, также, тоже
- Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли
- Противительные: а, но, да (=но), однако, зато
- Градационные: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а
- Пояснительные: то есть, а именно
- Присоединительные: также, тоже, да и, и притом, причём
В начале предложения не употребляются союзы: тоже, да и, то есть, а именно.
Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами:
- Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь
- Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что
- Условные: если (кабы, коли, ежели – устар.), если бы, раз, как скоро
- Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы
- Следствия: так что
- Уступительные: хотя, несмотря на то что
- Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)
- Изъяснительные: что, как, чтобы
В начале предложения не употребляются союзы: так что, чем, нежели, а также изъяснительные союзы: что, как, чтобы
Совет
Заучивать списки союзов для выполнения задания 2 не нужно: варианты ответов будут представлены в задании. Это лишь справочный материал, демонстрирующий множество значений, которые помогают выразить союзы.
Вводные слова и сочетания
Вспомним тему: «Вводные слова и сочетания». Неслучайно их делят на группы по значению. Вот основные из них:
Эмоции, чувства, оценка
К счастью, к радости, к несчастью, к огорчению, к досаде, к сожалению, к стыду, к удивлению, к изумлению, на счастье, на радость, на удивление, по счастью, по правде, по совести, по справедливости, чего доброго, странное дело, удивительное дело, смешно сказать, не в укор будь сказано
Степень достоверности, возможности, уверенности
Без сомнения, без всякого сомнения, несомненно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, конечно, видимо, по-видимому, наверное, верно, возможно, вероятно, по всей вероятности, пожалуй, кажется, должно быть, может быть, может, надо полагать, можно полагать, надо думать, (я) думаю, (я) полагаю, (я) надеюсь, (я) считаю
Источник сообщения
По сообщению, по сведениям, по мнению, по слухам, в соответствии с, говорят, сообщают, передают, по-моему, по моему мнению, на мой взгляд, помнится, вспоминается
Последовательность изложения, связность речи (слова из этой группы часто используют как средства связи предложений в тексте)
Следовательно, итак, таким образом, значит, наконец, стало быть, далее, кстати, к слову сказать, впрочем, между прочим, в общем, в общих чертах, в частности, кроме того, сверх того, наоборот, напротив, например, к примеру, во-первых, во-вторых (и прочие подобные), с одной стороны, с другой стороны
Приёмы формулирования, способы выражения мысли (слова из этой группы часто используют как средства связи предложений в тесте)
Словом, одним словом, иначе говоря, другими словами, иными словами, точнее, точнее говоря, короче, коротко говоря, откровенно говоря, правду говоря, прямо говоря, не ходя вокруг да около, мягко выражаясь, называя вещи своими именами, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, с вашего позволения, лучше сказать, точнее сказать, так сказать, как говорится
Активизация внимания собеседника, в том числе с целью установления доверительности
Понимаешь(-ете), знаешь(-ете), видишь(-ите), пойми(-те), поверь(-те), послушай(-те), согласись(-тесь), представь(-те), представь(-те) себе, вообрази(-те), веришь(-ите) ли, знаешь(- ете) ли, повторяю, подчеркиваю, между нами говоря, между нами , будь сказано
Мера того, о чём говорится
Самое большее, самое меньшее, самое необычное, самое удивительное, по крайней мере
Обычность, типичность того, о чём говорится
Бывает, бывало, случается, случалось, по обычаю, по обыкновению, в крайнем случае
— Понравилась статья?:)
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
russkiy-na-5.ru
Задание 2. ЕГЭ по русскому языку. Средства связи предложений в тексте — Теория заданий ЕГЭ — Русский язык — Публикации
Скачать материал
Формулировка задания:
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.
(1)Согласно наблюдениям современных исследователей у человека, получающего основную информацию в Сети, меняется «природа» чтения. (2)Развиваются навыки поверхностного, сканирующего чтения, а оставшийся без употребления навык внимательного чтения длинного текста исчезает, как любая способность, которую не тренируют. (3)<…> сознание, привыкшее работать с мелкими кусочками и отдельными фрагментами, не связанными между собой, плохо справляется с большими текстами, требующими времени и внимания.
Комментарий:
Слово «следовательно» и ему подобные не подходят, так как после них нужно было бы поставить запятую, это вводные слова, являющиеся выводом из цепочки доказательного ряда. От нас требуется подобрать подчинительный союз.
Союз «вследствие этого» можно заменить «поэтому».
Что нужно знать:
Предложения в тексте связаны между собой и по смыслу, и грамматически. Грамматическая связь означает, что формы слов зависят от других слов, находящихся в соседнем предложении, что согласуются между собой.
Лексические средства связи:
1) Лексический повтор – повторение одного и того же слова
Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
2) однокоренные слова
Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу — разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному — первый признак талантливости. (В.Белов)
2) Синонимы. В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
3) Антонимы У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
4) Описательные обороты
Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)
Грамматические средства связи:
1) личные местоимения, притяжательные местоимения
1. А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком.2. Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов).3. Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)
2) указательные местоимения (такой, тот, этот)
1. Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев). 2. Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».
3) местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)
Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).
4) союзы (преимущественно сочинительные)
Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)
5) частицы
6) вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)
Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин).
7) единство видовременных форм глаголов — использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.
Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
8) неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:
Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв)
9) синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)
Добавьте ссылку на страничку социальной сети:
www.xn--90aalbidhgplslghha6a.xn--p1ai
Задание 2 ЕГЭ по русскому языку
Задание 2 ЕГЭ по русскому языкуДавайте изучим не много теории к этому заданию, прежде чем приступить к выполнению тестовых примеров.
Средства связи предложений в тексте
Лексические средства связи:
Лексический повтор – повторение одного и того же слова. Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
Однокоренные слова. Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу — разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному — первый признак талантливости.
Синонимы. В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
Антонимы. У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
Описательные обороты. Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей.
Грамматические средства связи:
Личные местоимения. 1) А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. 3) Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.
Указательные местоимения (такой, тот, этот) 1) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. 2) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».
Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.) Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал.
Союзы (преимущественно сочинительные) Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону»
Частицы
Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.) Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко.
Единство видовременных форм глаголов — использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций. Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста: Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь.
Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура.
Чтобы правильно определить необходимое для данного текста слово необходимо:
Внимательно прочитайте текст
Путем последовательного подбора предлагаемых средств связи установите логическое соответствие между предыдущим предложением и предложением с пропуском. Этот прием поможет вам определить, какое слово должно быть на месте пропуска.
Попробуйте решить их самостоятельно и сравнить с ответами в конце страницы
Пример 1:
(1)Геологические процессы, формирующие облик и внутреннюю структуру нашей планеты, протекают чрезвычайно медленно и не поддаются непосредственному наблюдению. (2)Единственным исключением служит вулканическая деятельность — явление грандиозное и впечатляющее: при извержении вулканов облик отдельных участков Земли может измениться до неузнаваемости за считаные дни (а порой часы и даже минуты). (3), что уже одно это и возможность непосредственного контакта с «внутренним содержанием» планеты заставляют учёных с особым интересом относиться к процессу вулканизма.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором предложении? Выпишите это слово.
Поэтому
Естественно
Вследствие этого
Но
Пример 2:
(1)Вулканическая магма состоит из многих компонентов: кальция, магния, железа и некоторых других, она содержит пары воды и газы. (2) главной составляющей магмы является окись кремния. (3)От количества этого элемента зависят свойства магмы, характер извержения — спокойный или взрывной, форма вулкана.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором предложении? Выпишите это слово.
Значит,
Вследствие этого
Поэтому
Но
Пример 3:
(1)Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными. (2)состояния веществ называют их агрегатными состояниями. (3)Многие вещества при охлаждении или нагревании можно перевести из одного агрегатного состояния в другое, и при этом они неожиданно приобретают совсем другие свойства.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором предложении? Выпишите это слово.
Хотя
Эти
Таким образом,
Вопреки этому
Пример 4:
(1)По подсчётам учёных, глагол занимает второе место после существительного по частоте употребления в речи. (2)Но в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль: так, в официально-деловом стиле примерно 6% глаголов, в научном — около 10%, тогда как в художественных текстах глаголы употребляются значительно чаще, потому что с их помощью писатели и поэты могут ярко и образно описать действие. (3), повелительные формы глагола служат средством создания эмоционально ярких побудительных конструкций.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором предложении? Выпишите это слово.
Кроме того
Так, например
В результате
Ведь
Пример 5:
(1)Создание хорошо защищенной компьютерной системы невозможно без тщательного анализа потенциальных угроз для её безопасности. (2)Специалисты составили перечень действий, которые необходимо провести в каждом конкретном случае, чтобы представлять сценарии возможных нападений на компьютерную систему. (3), что при проведении анализа потенциальных угроз безопасности компьютерной системы эксперт ставил себя на место злоумышленника, пытающегося проникнуть в эту систему, то есть специалисту необходимо было понять, что представляет собой злоумышленник, от которого нужно защищаться.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором предложении? Выпишите это слово.
Ведь
Именно
Наоборот,
Оказалось
Пример 6:
(1)Бактерии поистине вездесущи. (2),в воздухе и воде, в любом комочке почвы и в каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий. (3)Их удаётся обнаружить в верхних слоях атмосферы на высоте нескольких десятков километров и в глубоких подземных скважинах; в кипящих вулканических источниках и в толще антарктических ледников.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором предложении? Выпишите это слово.
Следовательно,
Например,
Не случайно
И действительно
Пример 7:
(1)От работы нефте- и газопромыслов Западной Сибири зависит благополучие экономики нашей страны и всех россиян – ведь экспорт углеводородов даёт более 60 % валютной выручки России и бόльшую часть доходов бюджета. (2)Высокие цены на нефть и газ в 2000-е гг. способствовали быстрому экономическому росту страны, а поступления в бюджет от их экспорта позволяли повышать зарплату работникам бюджетной сферы и пенсии. (3) такая зависимость России от экспорта нефти и газа несёт в себе постоянную угрозу нового спада экономики из-за падения мировых цен на энергоносители, которое предсказать невозможно.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором предложении? Выпишите это слово.
Вопреки этому
Несмотря на это,
Понятно, что
Другими словами,
Пример 8:
(1)Для антарктического плавания под командованием Беллинсгаузена Адмиралтейство снарядило два корабля: шлюпы «Мирный» и «Восток», что оказалось не самым удачным выбором и негативно отразилось на планах экспедиции. (2) «Мирный», построенный по проекту русских инженеров Колодкина и Курепанова и укреплённый капитаном Лазаревым перед началом экспедиции, блестяще проявил себя в ледовом походе, то «Восток», спроектированный британскими инженерами, качественно уступал «Мирному» и оказался настолько слаб для плавания в полярных льдах, что к концу экспедиции состояние шлюпа было неудовлетворительным. (3)Это побудило Беллинсгаузена задуматься о досрочном прекращении экспедиции, а затем вынудило его принять решение о возвращении.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором предложении? Выпишите это слово.
И если
Потому что
Однако
В результате
Пример 9:
(1)Одним из способов получения эфирных масел является анфлераж, который основан на использовании очищенного жира, позволяющего впитывать эфирные масла. (2)Этот процесс хорош тем, что можно извлечь эфирное масло, не подвергая сами растения или предметы, содержащие пахучие вещества, термической обработке. (3) в ненастоящее время анфлераж в парфюмерии не используется, так как он требует больших затрат времени и сырья.
Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в третьем предложении? Выпишите это слово.
Потом
Сегодня
Однако
Затем
Ответы:
2
4
2
2
4
4
2
1
3
multiurok.ru
Задание 2 ЕГЭ по русскому языку
Задание 2 ЕГЭ — 2015
Подготовила учитель русского языка и литературы
МБОУ «МПЛ №8» г. Пскова
Болдырева Наталия Николаевна
Что требуется для выполнения задания:
Выбрать из предложенных средств связи подходящее по смыслу
вводное слово или союз, при помощи которого указанное
предложение связывается с предыдущим .
Что нужно знать:
средства связи
предложений в тексте.
Средства связи
предложений в тексте:
- лексические повторы;
- синонимы и синонимические замены;
- контекстные синонимы;
- антонимы;
- союзы;
- местоимения;
- наречия;
- степени сравнения прилагательных и наречий;
- вводные слова, обращения, риторические вопросы;
- парцелляция;
- неполные предложения.
Алгоритм выполнения задания:
- Внимательно вчитайтесь в текст.
- Путем последовательного подбора предлагаемых средств связи
установите логическое соответствие между предложением
с пропуском и тем, которое ему предшествует. Этот прием
поможет вам определить, какое слово должно быть на месте пропуска
( 1)Создать надёжную вакцину от гриппа никак не удаётся, поскольку вирус каждый год меняет состав белков своей оболочки, против которых вакцина должна тренировать иммунную систему привитого.(2)… на каждую эпидемию приходится разрабатывать новый вариант вакцины.(3)Французские иммунологи из университета Лиона решили подойти к задаче с другого конца: блокировать активность не вируса, а белка PAR — 1, который имеется в слизистых оболочках лёгких и участвует в процессе их воспаления под действием вирусов. (4)Предполагают, что новая вакцина будет выпускаться в форме спрея для носа.
(«Вакцина против гриппа: новый подход», «Наука и жизнь», №8 2013)
Какое из приведенных ниже слов
( сочетание слов)
должно быть на месте пропуска?
- Если
- Хотя
- Потому что
- Сверх того
- Поэтому
Поэтому
( 1)Обследование здоровья оркестрантов Цюрихской филармонии показало, что из 77 музыкантов 18% жалуются на слишком шумную обстановку в процессе работы, 14% — на снижение слуха, 13% страдают тиннитом (писк, звон или свист в ушах) и 10 % говорят о других расстройствах слуха. (2)… 20% жалуются на боль в плечах или шее (остеохондроз), а 12% — на проблемы со зрением из-за плохого освещения в оркестровой яме и на нотных пюпитрах.
(«Музыкант — опасная профессия», «Наука и жизнь», №8 2013)
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении?
- Когда
- Тогда
- Кроме того
- Чтобы
- С одной стороны
Кроме того
(1) Цифровая фотокамера с объективом, скопированным с фасеточного глаза насекомых, создана в университете Иллинойса (США).
(2) Новый объектив имеет полусферическую форму, как глаза пчёл, жуков или стрекоз, и состоит из большого числа пластиковых микролинз.(3) Каждой из них соответствует миниатюрный фотодиод. (4)… изображение получалось неискажённым, матрица, на которой расположены фотодиоды, также выпуклая, полусферическая в отличие от плоской матрицы обычной цифровой камеры. (5) Преимущество системы — очень широкое поле зрения (до 180 градусов), низкий уровень оптических абераций и огромная глубина резкости.
(«Фотокамера «Пчелиный глаз», «Наука и жизнь», №8 2013)
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в четвёртом (4) предложении?
- В заключение
- Чтобы
- А
- Хотя
- Если
Чтобы
(1) В 2013 году исполнилось пятьсот лет со дня открытия Гольфстрима. (2) В 1513 году экспедиция испанца Хуана Понсе де Леона направилялась к берегам Америки. (2) В этом плавании было открыта Флорида. (3) Но ещё до прибытия к материку опытный рулевой флагманской каравеллы Антон де Аламинос заметил нечто странное. (4) Он записал в судовой журнал: «Тут такое сильное течение, что корабли даже при сильном ветре и всех парусах не могли продвинуться вперёд и были вынуждены повернуть. (5) …течение сильнее ветра». (6) Открытие держали в секрете, чтобы течением не воспользовались конкуренты. (7) Первая карта Гольфстрима появилась только в 1770 году по заказу американской почты, которая искала возможности побыстрее доставлять корреспонденцию в Европу.
(«Кунсткамера», «Наука и жизнь», №8 2013)
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом (5) предложении?
- К примеру
- Тоже
- А
- То есть
- Лишь только
То есть
( 1)Опрос 300 школьников в возрасте от 14 до 18 лет из Германии и Нидерландов показал, что в обеих странах учителя родного или иностранного языка кажутся школьникам симпатичнее, общительнее, креативнее и эмоциональнее, чем преподаватели точных и естественных наук. (2)… этих последних ученики считают более умными. (3) Образ учителя сильно влияет на то, какую специальность выбирают школьники в дальнейшем.
(«Многое зависит от учителя», «Наука и жизнь», №8 2013
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в втором (2) предложении?
- Зато
- Или
- Например
- Таким образом
- Если бы
Зато
multiurok.ru
ЕГЭ по русскому языку «Задание 2. Практика. Средства связи предложений в тексте»
Средства связи предложений в тексте. ПРАКТИКА.1. ЕГЭ по русскому языку. Задание 2
Самостоятельно подберите сочетание слов, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.
(1)Одни киноведы-специалисты считают, что у немого кино есть свои законы, своя эстетика, а отсутствие слова признают достоинством, отличительным признаком этого искусства. (2)Особая стилистика немого кино достигалась с помощью искусного монтажа снятых на плёнку эпизодов, крупного плана, света, композиции кадра и других компонентов. (3)<…> полагают, что с самого своего рождения немое кино стремилось к цвету, стереоскопии, а главное — к звуку, и ссылаются на то, что ещё в ранние годы снимались фильмы, рассчитанные на демонстрацию в сопровождении чтецов, находящихся за экраном, или на звуковое сопровождение с использованием музыки. |
Ответ _____________________________________________________________________________
2. ЕГЭ по русскому языку. Задание 2
Самостоятельно подберите сочетание слов, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.
(1)Немало было на Руси искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов; славилась наша земля воинами, мудрыми государственными деятелями. (2)<…> основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие. (3)Поэтому и древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца. |
Ответ _____________________________________________________________________________
3. ЕГЭ по русскому языку. Задание 2
Самостоятельно подберите слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.
(1)Все морские животные прямо или косвенно зависят от растительного планктона, лежащего в основе пищевой цепи, а растительный планктон может существовать лишь там, где в толщу воды проникает достаточное для фотосинтеза количество солнечного света. (2)Ниже этого слоя жизнь быстро скудеет, так как глубоководные организмы всецело зависят от поступающих сверху останков растений и животных. (3)<…> достаточно загрязнить только малую часть верхнего слоя, чтобы погибла вся жизнь в океане. |
Ответ _____________________________________________________________________________
4. ЕГЭ по русскому языку. Задание 2
Самостоятельно подберите слово, которое должно быть на месте пропуска в первом предложении текста.
(1)В начале XIX века Французская академия вынесла постановление не рассматривать работы, содержащие описание камней, падающих с неба: учёным казалось, что все описания метеоритов — «небесных камней» — плод фантазии, <…> камням неоткуда падать. (2)Это очень опасный путь — отрицать всё, что ещё не нашло объяснения. (3)Отрицание существования непонятного не раз тормозило развитие науки. |
Ответ _____________________________________________________________________________
5. ЕГЭ по русскому языку. Задание 2
Самостоятельно подберите производный предлог, который должен быть на месте пропуска в первом предложении текста.
(1)<…> сопротивлению воздуха скорость снижения парашютиста падает, что должно предотвратить получение им травм при приземлении. (2)У парашюта большая площадь, и поэтому он встречает сильное сопротивление воздуха: при падении ему приходится «расталкивать в стороны» большое количество молекул воздуха, что сильно тормозит падение. (3)Без парашюта человек камнем падал бы на землю. |
Ответ _____________________________________________________________________________
6. ЕГЭ по русскому языку. Задание 2
Самостоятельно подберите противительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении текста.
(1)Одним из способов получения эфирных масел является анфлераж, который основан на использовании очищенного жира, позволяющего впитывать эфирные масла. (2)Этот процесс хорош тем, что можно извлечь эфирное масло, не подвергая сами растения или предметы, содержащие пахучие вещества, термической обработке. (3)<…> в настоящее время анфлераж в парфюмерии не используется, так как он требует больших затрат времени и сырья. |
Ответ _____________________________________________________________________________
7. ЕГЭ по русскому языку. Задание 2
Самостоятельно подберите сочетание слов, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.
(1)В некоторых моделях современных автомобилей раскрытие подушек безопасности при непристёгнутых ремнях автоматически блокируется. (2)<…>, что срабатывание подушек, происходящее с огромной скоростью, сродни сильному удару. (3)Если тело непристёгнутого человека в момент аварии не будет зафиксировано ремнём и сместится в сторону, подушка не только окажется плохим помощником, но и сама может стать причиной серьёзной травмы. |
Ответ _____________________________________________________________________________
8. ЕГЭ по русскому языку. Задание 2
Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.
(1)Орошение, или ирригация, — это подвод воды на поля, испытывающие недостаток влаги, и увеличение её запасов в корнеобитаемом слое почвы. (2)Основная цель орошения состоит в увеличении плодородия почвы: ирригация улучшает снабжение корней растений влагой и питательными веществами, снижает температуру приземного слоя воздуха и увеличивает его влажность. (3)<….> важнейший способ мелиорации зародился ещё в древности и продолжает активно применяться в сельском хозяйстве по сей день.
Ответ _____________________________________________________________________________
9. ЕГЭ по русскому языку. Задание 2
Самостоятельно подберите сочетание слов, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.
(1)Непал — самая высокогорная страна в мире: именно здесь находится высочайшая гора Эверест и ещё семь из четырнадцати пиков планеты, чей «рост» достигает 8000 м. (2)Свыше 40% территории Непала расположено на высоте более 3000 м над уровнем моря, в то же время самая низкая точка находится на высоте всего 60 м. (3)<…> этого перепада высот климат Непала отличается удивительным разнообразием: белоснежный покров гималайских вершин сменяется альпийскими лугами, а в пограничной с Индией зоне растут тропические леса. |
Ответ _____________________________________________________________________________
10. ЕГЭ по русскому языку. Задание 2
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен быть на месте пропуска в первом предложении.
( 1 )Язык — это живая система, ( …. ) в ней постоянно появляются новые слова, а устаревающие отходят на периферию, употребляются всё реже, иногда отмирают. (2)Темп перемен в русской лексике неравномерен; во время больших социальных изменений происходит активное обогащение словарного состава языка. (3)Это связано с необходимостью обозначить множество новых понятий самых разных сфер жизни. |
Ответ _____________________________________________________________________________
11. ЕГЭ по русскому языку. Задание 2
Самостоятельно подберите союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении текста.
( 1 )В VI веке до нашей эры небывалого расцвета достиг древнегреческий город Эфес, который был основан на западном побережье Малой Азии в Кари ещё в XII веке до нашей эры. (2)Покровительницей города была Артемида — богиня плодородия, покровительница животных и охоты, а позже — покровительница целомудрия и охранительница рожениц, поэтому вполне понятно и естественно решение процветающих горожан построить храм·в честь такой богини. (3) ( … )это намерение имело и практическое значение: эфесцы вели крупные ростовщические операции, под большие проценты отдавали деньги взаймы и надеялись, что новое сооружение увеличит оборот их «банков». |
Ответ _____________________________________________________________________________
12. ЕГЭ по русскому языку. Задание 2
Самостоятельно подберите вводное словосочетание, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.
(1)Фосфор — незаменимый элемент питания растений, как, впрочем, и всех других организмов, и поддержание высоких урожаев сельскохозяйственных культур, необходимое для обеспечения продовольствием растущего населения Земли, возможно только благодаря массированному применению минеральных удобрений. (2)Фосфорные удобрения получают, разрабатывая имеющиеся в некоторых местах залежи горных пород, богатых фосфатами. (3)Связанный растениями фосфор переходит далее по пищевым цепям (достаётся животным, человеку), выделяется с продуктами обмена, попадает в сточные воды, реками выносится в океан, где в конце концов оказывается в морских осадках, но уже в очень малом количестве; ( …. ) имеющиеся на Земле запасы фосфатов- это фактически невозобновляемые ресурсы. |
Ответ _____________________________________________________________________________
13. ЕГЭ по русскому языку. Задание 2
Самостоятельно подберите сочетание слов, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.
(1)Известно, что в предпушкинскую эпоху звукопись являлась утончённым стилистическим приёмом и использовалась только при описании высоких образов, красоты природы, возвышенных чувств. (2)Пушкин расширил диапазон художественного использования звукописи, включив в него всё лексическое богатство языка, в том числе просторечие (разговорную речь городского населения: части духовенства, мелкого и среднего чиновничества, разночинной интеллигенции, мещанства) и язык народных песен, былин, сказок. (3)( … ) Пушкин в своём творчестве добился единства слова и образа, в его поэзии художественная форма никогда не вступала в противоречие с содержанием, ибо настоящий художник никогда не допустит, чтобы красивые звуки затеняли или обедняли мысль, содержание. |
Ответ _____________________________________________________________________________
14. ЕГЭ по русскому языку. Задание 2
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении.
( 1 )Сражения выигрывают не только при перевесе в живой силе и снаряжении, но и превосходстве стратегии и тактики. (2)Наполеон доказал это современникам своими блестящими победами почти во всех странах Европы. (3)Возглавляя французскую армию в Италии, он впервые поднялся на вершину славы благодаря тактике быстрых передвижений, разъединения и раздробления вражеских армий, ( … ) неприятель успевал собраться с силами: за одиннадцать дней сардинская армия потерпела пять сокрушительных ударов от разутой, не имеющей ни кавалерии, ни артиллерии армии Наполеона. |
Ответ _____________________________________________________________________________
15. ЕГЭ по русскому языку. Задание 2
Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении.
(1)Диалектология теснейшим образом связана с такими науками, как история языка, этнография. (2)Историки языка всегда обращались к данным современных диалектов, поскольку в них в силу неравномерности развития нередко сохраняются архаичные элементы фонетического и грамматического строя, которые могут быть использованы при объяснении истории звуков. (3)<…> этнографов и историков народной культуры интересует прежде всего диалектная лексика, так как в основных тематических группах диалектной лексики выражены народные представления о мире. |
Ответ _____________________________________________________________________________
16. ЕГЭ по русскому языку. Задание 2
Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска во втором предложении.
(1)Норма — одно из основных условий стабильности, устойчивости языка, ведь без устойчивости нормы языковая связь между поколениями была бы нарушена и мы перестали бы понимать людей, живших каких-нибудь сто лет назад. (2)<…> устойчивость нормы не абсолютна, а относительна: как и всё в языке, она постоянно меняется — под влиянием разговорной речи, диалектов, заимствований и т. п. (З)Это, в свою очередь, является важнейшим условием непрерывного исторического развития литературного языка, которое представляет собой в том числе установление и устаревание его норм в соответствии с потребностями общества и в силу внутренних закономерностей языкового развития. |
Ответ _____________________________________________________________________________
17. ЕГЭ по русскому языку. Задание 2
Самостоятельно подберите союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении.
(1) В старину пчеловоды умели управлять деятельностью пчёл, вырабатывая у них условный рефлекс на определённые медоносные растения: стремясь направить пчёл, например, на цветущую липу, на ночь или рано утром угощали их липовым мёдом, а когда зацвела гречиха — гречишным мёдом. (2) Этот простой приём, называемый условно дрессировкой, широко используется и в современном пчеловодстве, только вместо мёда пчёлам дают надушенный сахарный сироп. (3)<…> пчёлы, попробовавшие сироп с определённым запахом, не только сами участвуют в собирании нектара с этим запахом, но и мобилизуют своих сестёр на поиски нужного медоноса, что позволяет значительно увеличить количество нектара, собранного с определённых растений. |
Ответ _____________________________________________________________________________
18. ЕГЭ по русскому языку. Задание 2
Самостоятельно подберите сочетание слов, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.
(1)Впервые автомобиль под торговой маркой «Мерседес» был выпущен в 1902 году компанией «Даймлер-Мотор-Гезельшафт», однако своему названию автомобиль был обязан вовсе не основателю и руководителю компании Готлибу Даймлеру. (2)<… > название автомобилю было дано австрийским дипломатом и автолюбителем Эмилем Эллинеком, который согласился купить у фирмы крупную партию из 36 машин на сумму более полумиллиона золотых марок для перепродажи при условии, что он получит право «дать имя» новой серии разрабатываемых Даймлером автомобилей. (3)В результате Эллинек назвал новый автомобиль в честь своей любимой десятилетней дочери Мерседес. |
Ответ _____________________________________________________________________________
19. ЕГЭ по русскому языку. Задание 2
Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении.
(1)Расположенный в северо-восточном углу Африки Египет — родина древнейшей цивилизации. (2)Известно, что за три, четыре и даже пять тысячелетий до нашего времени, когда обитавшие в Средней Европе варварские племена ещё носили звериные шкуры и жили в пещерах, Египет уже был страной с высокоразвитым общественным устройством, где процветали сельское хозяйство, ремёсла и литература. (3)<…> больше всего египетская цивилизация прославилась грандиозными инженерными работами по созданию сети водоотводных каналов и колоссальными архитектурными сооружениями, развалины которых вызывают удивление даже у современных техников. |
Ответ _____________________________________________________________________________
20. ЕГЭ по русскому языку. Задание 2
Самостоятельно подберите наречие, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.
(1)Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь — это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно <…> в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.
Ответ _____________________________________________________________________________
21. ЕГЭ по русскому языку. Задание 2
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен быть на месте пропуска в первом предложении.
(1)В начале XIX века Французская академия вынесла постановление не рассматривать работы, содержащие описание камней, падающих с неба: учёным казалось, что все описания метеоритов — «небесных камней» — плод фантазии, <…> камням неоткуда падать. (2)Это очень опасный путь — отрицать всё, что ещё не нашло объяснения. (З)Отрицание существования непонятного не раз тормозило развитие науки. |
Ответ _____________________________________________________________________________
22. ЕГЭ по русскому языку. Задание 2
Самостоятельно подберите слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении.
(1 )Все морские животные прямо или косвенно зависят от растительного планктона, лежащего в основе пищевой цепи, а растительный планктон может существовать лишь там, где в толщу воды проникает достаточное для фотосинтеза количество солнечного света. (2)Ниже этого слоя жизнь быстро скудеет, так как глубоководные организмы всецело зависят от поступающих сверху останков растений и животных. (3)<…> достаточно загрязнить только малую часть верхнего слоя, чтобы погибла вся жизнь в океане. |
Ответ _____________________________________________________________________________
23. ЕГЭ по русскому языку. Задание 2
Самостоятельно подберите слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении.
(1)Немало было на Руси искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов; славилась наша земля воинами, мудрыми государственными деятелями. (2)И всё-таки основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие. (3)<…> и древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца. |
Ответ _____________________________________________________________________________
24. ЕГЭ по русскому языку. Задание 2
Самостоятельно подберите сочетание слов, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении.
(1)В отличие от животных, человек действует не инстинктивно, а сознательно. (2)Он заранее определяет цель, обдумывает способ и средства её достижения, подбирает необходимый материал, намечает последовательность операций, <…> разрабатывает проект того, что ему нужно, а проектирование уже творчество, сознательное созидание того, чего в природе ещё не существовало. (3)На такие действия не способно ни одно животное. |
Ответ _______________________________________________________
Карточки созданы по материалам сайта «Решу ЕГЭ» https://rus-ege.sdamgia.ru/
ОТВЕТЫ:
1. другие же | 14. прежде чем |
2. и всё-таки|но всё же | 15. а |
3. поэтому | 16. однако |
4. поскольку | 17. причём |
5. благодаря | 18. на самом деле |
6. однако | 19. но |
7. дело в том | 20. поэтому |
8. этот | 21. поскольку |
9. именно из-за | 22. поэтому |
10. потому что | 23. поэтому |
11. впрочем|хотя|однако | 24. то есть |
12. таким образом | |
13. именно так |
Устинова Валентина Ивановна
xn--j1ahfl.xn--p1ai