Егэ русский 7 задание теория – Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) на тему: ЕГЭ русский язык 7 задание таблица с примерами ошибок | скачать бесплатно

ЕГЭ Задание № 7.Грамматические ошибки. Теория

Задание № 7.Грамматические ошибки

Задание 7 Грамматические ошибки

Задание №7 на ЕГЭ по русскому языку сформулировано следующим образом:

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца  подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими  буквами

Типы грамматических ошибок

1.Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

  • Запомните, что предлоги БЛАГОДАРЯ,СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употребляются только с дательным падежом:

благодаря (кому) другу

вопреки (чему) ожиданию

согласно (чему?) расписанию

по приездЕ в Казань

по истечениИ срока

по прибытиИ домой

  1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Запомните правила:

1. согласование сказуемого со словами: РЯД,БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО,МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, ЧАСТЬ.

А).Сказуемое ставится в единственном числе, если при данных словах нет зависимых слов( меньшинство поддержало оратора).

Б).Единственное число и при  неодушевлённых подлежащих( ряд школ ввёл в свои программы элективные курсы по праву).

В). Множественное число в остальных случаях:

  • Ряд педагогов выступили за дополнительные часы по русскому языку (одушевлённое существительное).

  • Часть вырученных средств пойдут на лечение больных детей ( если и  подлежащем есть причастие или придаточное со словом КОТОРЫЙ).

  • Несколько писателей и поэтов присутствовали на вечере (если несколько подлежащих или   сказуемых).

  • Множество предложений по поводу изменения структуры выступления было предложено коллегами (если между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения).

                                                                                                                                                                                               

Подлежащее и сказуемое всегда стоят в единственном числе в следующих случаях:

  • Если подлежащее имеет только единственное число, например: молодёжь, крестьянство, народ, студенчество.

Например: Народ проголосовал аз принятие новой Конституции.

  • Если подлежащее имеет в своём составе слова МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО.

Например: Много лет прошло со дня окончания школы.

Например: Лишь небольшая часть читателей предпочитает классику.

( никто, кое-кто и д.т.)

Например: Кто встал на путь добра, не может не быть счастливым.

  • Если в качестве подлежащего выступают составные числительные , последнее слово в котором — ОДИН + существительное.

Например: Двадцать один человек пришёл на собрание.                                                 

 3.Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Приложение – это определение, выраженное именем существительным. Если приложение — название чего-либо, берущееся в кавычки, то такое приложение является несогласованным. Как же верно его употреблять?

  • Если перед приложением есть нарицательное существительное, то приложение употребляется в именительном падеже:

Я читаю книгу Л.Н.Толстого « Война и мир» ( Им.п.)

Моя мама работает на фабрике « Заря».

  • Если же нет такого нарицательного существительного, то приложение употребляется в том падеже, который необходим по контексту:

Я восхищаюсь « Войной и миром» ( Тв.п.)

Она работает на « Заре» ( П.п.)

Какая же бывает ошибка в задании № 7?

Пример:

Она работает на фабрике « Заре» (верно: на фабрике « Заря»).

Я читаю книгу Л.Н.Толстого «Войну и мир»( верно: книгу « Война и мир»).

4.Ошибка в построении предложения с однородными членами

Она была красивая и счастлива (красива и счастлива ЛИБО красивая и счастливая)

В корзине лежали фрукты, яблоки, груши (верно: в корзине лежали фрукты: яблоки, груши).

несовместимых :

Отъезжающие шли с сумками и радостными лицами.

  • Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять только непосредственно перед однородными членом:

Настроение было НЕ ТОЛЬКЕО главным для создателя, НО И для читателей

( верно: настроение было главным НЕ ТОЛЬКО для создателя, НО И для читателей).

Он вёл себя НЕ ТОЛЬКО  вызывающе, А И просто ужасно (верно: он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, НО И просто ужасно).

Народ был повсюду: НА улицах, площадях, скверах (верно: народ был повсюду: НА улицах, площадях, В скверах).

На конференции речь шла о многих писателях: Тургенев, Толстой, Чехов

 (верно: на конференции речь шла о многих писателях: Тургеневе, Толстом, Чехове)

Я люблю чтение, музыку и заниматься спортом (верно: я люблю чтение, музыку и занятия спортом).

5.Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Сначала вспомним, что деепричастие обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом- сказуемым.

Правильное употребление деепричастного оборота:

  • Запомните, что в правильно построенном предложении субъект действия — подлежащее- может одновременно выполнять и основное действие (сказуемое), и добавочное (деепричастие). В таких предложениях деепричастие легко заменить глаголом.

Например:

Готовясь к экзамену, я повторил все правила  (я готовлюсь и повторяю)

  • Правильным будет и односоставное определённо-личное, так как в нём подлежащее легко можно вставить в предложение.

Например:

Готовясь к экзамену, повторяю правила (я готовлюсь и повторяю).

  • Правильными будут и безличные предложения, но помните одно очень важное условие: в предложении должен быть инфинитив и следующие слова: МОЖНО, НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО, СЛЕДУЕТ, ХОЧЕСТЯ, РЕКОМЕНДУЕТСЯ, ТРЕБУЕТСЯ, НЕЛЬЗЯ.

Например:

Готовясь к экзамену, нужно вспомнить правила.

Примеры неправильного употребления деепричастного оборота:

  • Поднявшись на гору, стало очень холодно (в безличном предложении нет субъекта, который совершил бы добавочное действие, выраженное деепричастием).

  • Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа (подлежащее не может выполнить добавочное действие).

6.Нарушения в построении предложения с причастным оборотом

  • Нарушение согласования между определяемым словом и причастным оборотом. Необходимо задать вопрос от определяемого слова к причастию, и по его окончанию определить, какое окончание будет у причастия.

Например:

Браконьерам, нарушающИХ закон, грозит серьёзный штраф (браконьерам каким? нарушающИМ).

Например:

Причалившая лодка к берегу вызвала подозрение (верно: лодка, причалившая  к берегу).

7.Неправильное построение предложения с косвенной речью

  • Прямая речь — это чья-то речь, переданная без изменений. Косвенная речь — это передача чужой речи, её смысла в форме сложноподчинённого предложения. В  предложениях с косвенной речью нельзя употреблять местоимения 1 и 2 лица, нужно только 3 лицо.

Примеры.

 Неверно:

Некрасов писал, что « я лиру посвятил  народу своему»  (неправильное употребление 1 лица).

Верно:

Некрасов писал, что ОН «лиру посвятил народу своему»,

Таковы основные типы грамматических ошибок, примеры на которые  предложены в демоверсии 2015 года. Конечно, ошибок подобного рода значительно больше. В следующей статье я напомню их вам. Пока учите данные правила, выполняйте побольше тестовых заданий.

Удачи вам!

infourok.ru

Задание №7

Задние №7. Ошибки в построении предложений

Грамотная речь всегда привлекает окружающих людей. Приятно слышать ясную, чёткую, аргументированную речь собеседника.

К сожалению, часто допускаются ошибки в построении предложений и словосочетаний. Конечно, нужно учиться избегать их, говорить правильно, грамотно.

На ЕГЭ по русскому языку в задании № 7 2015 года нужно установить соответствие между предложениями , данными в первом столбике, и допущенными в них ошибками, данными во втором.

Давайте сначала разберём некоторые типы ошибок, которые могут быть в этом задании.

 

Типы грамматических ошибок               

Неверно:

Подъезжая к городу, начался дождь.

Правильно:

Когда мы подъехали к городу, начался дождь.

Неверно:

В сумке были яблоки, груши, фрукты.

Правильно:

В сумке были фрукты: яблоки, груши.

  • Ошибки, связанные с неправильным употреблением причастного оборота, неверное его расположение по отношению к определяемому слову.

Неверно:

Приехавшие родственник из Москвы остановились у нас.

Правильно:

Родственник, приехавшие из Москвы, остановились у нас.

Неверно:

Многие, кто пришли на праздник, остались в восхищении.

Правильно:

Многие, кто пришёл на праздник, остались в восхищении.

Неверно:

Я восхищаюсь романом « Войной и миром» Л.Толстого.

Правильно:

Я восхищаюсь романом « Война и мир» Л. Толстого.

Здесь приведены только некоторые из ошибок, которые могут встретиться в задании на экзамене. Более подробно о том, какие типы ошибок бываю, можно прочитать в разделе нашего сайта: ЕГЭ ТЕОРИЯ.

Как готовиться к выполнению задания № 7 на ЕГЭ по русскому языку?
  1. Начинайте всегда с теории. Внимательно прочитайте, какие типы ошибок бывают, вдумайтесь в предложенные примеры, поймите, в чём конкретно в данных примерах ошибка.

  2. Далее выполняйте тестовые задания по нахождению ошибок в предложении. Таких заданий сегодня много в Интернете. 

  3. Если возникают трудности с каким-то конкретным предложением, то обращайтесь за помощью к своим учителям. Они обязательно вам всё объяснят. Можете написать мне на электронный адрес. Он указан в разделе

    КОНТАКТЫ.

Учите, выполняйте побольше тестовых заданий, и тогда у вас всё получится!

УДАЧИ!

Мельникова Вера Александровна

 

                    

 

poznaemvmeste.ru

ЕГЭ русский язык. Задание 7: теория и практика.

ЕГЭ Задание 7. Грамматические ошибки в построении словосочетаний и предложений

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) По приезду домой мы распаковали вещи.

(по приезде, по окончании, по прибытии = после чего-либо (П.п.)

2) Согласно приказа зарплата будет выдавать двумя частями.

(Благодаря, согласно, вопреки (кому? чему?) Д.п.)

3) Я скучаю по вам.

(грустить, скучать, тосковать (по ком? П.п.)

1) По приезде домой мы распаковали вещи.

2) Согласно приказу зарплата будет выдавать двумя частями.

3) Я скучаю по вас.

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1) Все, кто интересуются филологией, знаком с понятием «текст».

2) Те, кто рано начинают учить язык, овладевают им в совершенстве.

1) Все, кто интересуется филологией, знакомы…

2) Те, кто рано начинает учить язык, овладевают…

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

1) Мы прочитали повесть «Капитанскую дочку».

2) В пьесе «Грозе» драматург изобразил все ужасы «тёмного царства».

3) Мне нравится главный герой в фильме «Матрице».

1) повесть «Капитанская дочка»

2) В пьесе «Гроза»…

3) в фильме «Матрица»

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

1) Мы не только собирали ягоды, но и грибы.

2) У меня дома есть как настольные игры, но и компьютерные.

3) Писатели стремятся приблизить и сказать о мире добра.

(приблизить (что?) и сказать (о чем?)

4) Тютчев тонко чувствовал и писал о красоте природы.

(чувствовал (что?) и писал (о чем?)

5) Я любовался и часто поливал цветы.

(любовался (чем?) и поливал (что?)

1) Мы собирали не только ягоды, но и грибы.

2) У меня есть как настольные, так и…

3) Писатели стремятся приблизить мир добра и сказать о нем.

4) Тютчев тонко чувствовал красоту природы и писал о ней.

5) Я часто поливал цветы и любовался ими.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

1) Найдя лодку, радость охватила туристов. (=Радость охватила и нашла лодку)

2) Выбегая из трамвая, с меня слетела шляпа. (=Шляпа слетела и выбегала).

1) Найдя лодку, туристы обрадовались.

1) Выбегая из трамвая, я потерял шляпу.

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Муж Катерины был человеком безвольным, полностью подчинившихся матери.

2) Большинство книг, рассказывающие о жизни рептилий, издано в нашей стране.

3) Росшие незабудки у ручья уже отцвели.

1) Человеком (каким?) подчинившимся.

2) Книг (каких?) рассказывающих.

3) Росшие у ручья незабудки уже отцвели.

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

1) Когда Раскольников встретился с Соней, то не сразу сказал ей, что это я убил старую процентщицу.

2) Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали.

3) Базаров говорит Аркадию, что твой отец – человек отставной.

1) что это он убил

2) куда они заехали

3) что его отец

8) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм (не совпадает вид глаголов; не совпадает время глаголов).

1) Бабушка вяжет шарф и подарила его своему внуку.

2) Летом небо на юге чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водили хоровод.

3) Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подошли к рассказчику.

1) Бабушка связала и подарила.

2) как будто водят

3) они разбрелись, а некоторые подошли

ЕГЭ. Задание 7.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.

2) Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.

3) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

4) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

5) Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном».

6) Мой отец хорошо знал повадки не только зверей, но и голоса птиц.

7) Отечественная война 1812 года описана в романе «Война и мир».

8) Согласно закону человек имеет право на бесплатное образование.

9) В мэрии состоялось обсуждение планов, касавшихся реконструкции старых зданий в центре Москвы.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

В) нарушение видо- временной соотнесённости глагольных форм

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Новая эстетика, возникшая в творчестве художников русского авангарда, коренным образом изменила прежние «греко-римские» представления о художественной ценности искусства.

2) У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов.

3) Обладая более высокой надёжностью, переносные приёмники потребляют гораздо меньше энергии.

4) Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретал квалификацию токаря.

5) По словам И.Н. Крамского, несмотря на то что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачах» А.К. Саврасова.

6) Большинство работ молодого учёного посвящено проблемам теоретической физики.

7) Внутренняя сила и мужество человека воспеты в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».

8) Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей.

9) Употребляя букву « ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

9

2

4

8

5

Ответ:

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) В эмиграции Марина Цветаева часто вспоминала и восхищалась поэзией Бориса Пастернака.

2) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.

3) В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.

4) С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игры актёров.

5) В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённых из поездки на Восток.

6) Изображая жизнь, для писателя важно его собственное мироощущение.

7) Занимаясь определённым делом, оно начинает хорошо получаться.

8) Администратор ответил опоздавшим слушателям, что ничем не могу вам помочь.

9) Те, кто думает, что хорошие манеры не нужны, ошибаются.

  

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

4

2

3

1

8

Ответ

Дополнительные задания к ЕГЭ 7.

Укажите предложения с грамматической ошибкой. Назовите вид ошибки (см. предыдущие задания).

1)

Вопреки расписания уроки начались после обеда.

2)

Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность и живописность.

3)

В картине художника Богатова «Соседках» обращает на себя внимание роскошный интерьер комнаты.

4)

Ни один из прохожих, спешившим на ярмарку, не обратил внимания на стоящие в стороне возы с домашней утварью.

1)

Вопреки моего желания, они познакомились.

2)

Преподаватель отобрал и посоветовал учащемуся воспользоваться дополнительной литературой.

3)

Учителя уделяют немало внимания правилам орфографии и пунктуации.

4)

Туристы пошли на опушку леса навстречу остальным участникам группы.

1)

Многие из крестьянских изб, сохранившимся с прошлого столетия в Архангельске, расписаны узорами из небывалой красоты растений.

2)

Начав записывать слова в 1829 году, работа над словарём потребовала более 30 лет.

3)

В картине Ф. Васильева «Оттепель» есть движение, неуловимое ощущение напряжённости мгновения.

4)

Кто бы ни читали о жизни Якова Брюса, все поражались глубине и широте его познаний в самых различных областях.

1)

Благодаря труда реставраторов мы можем любоваться фресками Ферапонтова монастыря.

2)

Многие из тех, кто бывал в парке Михайловского, поражались величине старинных усадебных деревьев.

3)

Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.

4)

Когда смотришь на памятник Лермонтову, складывается впечатление, что поэт оглядывает и вспоминает о любимом городе.

infourok.ru

Теория для выполнения задания 7 ЕГЭ русский

Теория задания 7

ЗАДАНИЕ: Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.В 1ом столбце под буквами А) Б) В) Г) Д) даются примеры, во 2ом столбце под цифрами 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) даются обоснования грамматических ошибок.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Как должен выглядеть ответ:

  1. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

    • В задании с буквой ищем производные предлоги (обычно предложение начинается с них) и проверяем падеж существительного, стоящего после предлога. Все следующие предлоги сочетаются только с Дательным падежом существительного:

      • Согласно (кому? чему?)

      • Благодаря (кому? чему?)

      • Вопреки (кому? чему?)

      • Подобно (кому? чему?)

      • Наперекор (кому? чему?)

    • Также в предложении могут быть предлоги, сочетающиеся с существительным в Родительном падеже:

      • в меру (чего?)

      • в течение (чего?)

      • в продолжение (чего?)

      • в силу (чего?)

      • в заключение (чего?)

      • в виде (чего?)

      • по причине (чего?)

      • наподобие (чего?)

    • Например: Благодаряповышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

  1. нарушение связи между подлежащим и сказуемым

    • Ищем в заданиях с буквой конструкцию «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…» и т.д., необходимо проверить согласование подлежащего и сказуемого (ед./мн. число) в главном и в придаточном предложениях.

мн.чед.чед.ч. мн.ч.

  • Например: Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.

ИЛИ

Все, кто читали пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.

  1. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

    • В задании с буквой должны быть кавычки

    • Например: Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге«Письмах о добром и прекрасном».

    • Объяснение: приложение – это определение, выраженное существительным.

    • Объяснение:

      • Если перед кавычками стоит родовое название (книга, газета, журнал, картина и т.д.), название в кавычках должно стоять вИм.п. Например, роман «Евгений Онегин»; картина «Осень»; песня «Дубинушка».

      • Если перед кавычками нет родового названия, название в кавычках склоняется. Например, в «Евгении Онегине»; в «Осени» Левитана; в «Дубинушке».

  1. ошибка в построении предложения с однородными членами

    • Если в предложении есть однородные члены предложения, соединенные союзом «и», после которых идет общее зависимое слово (слова), необходимо проверить, согласуется ли первый однородный член предложения с эти общим зависимым словом.

Например, в предложении «мы надеялись и верили в победу» первый однородный член предложения «надеялись» не согласуется с «в победу», поэтому в данном предложении есть грамматическая ошибка.

Например, «я люблю рисовать и живопись»

  • Если в предложении однородные члены связаны двойными союзами «не только – но и»,«как – так и», «если не – то», необходимо проверить, стоят ли однородные члены предложения непосредственно после этих союзов. Например, в предложении «Мы ждали не толькоМашу, но иВаню» союзы стоят правильно. Если мы поменяем место одного из них: «Мы не только ждали Машу, но и Ваню», в предложении появится грамматическая ошибка.

  1. нарушение однородности понятий

Например, «я люблю рисовать и живопись»

  1. нарушение однородности синтаксических элементов

    • Недопустимо нарушать однородность синтаксических элементов предложения. Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения.

    • Например, в предложении «Иван, учившийся в 9 классе и который принял участие в конкурсе, …» допущена ошибка.

  1. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

    • Задание с буквой начинается с деепричастного оборота

    • Например: Получивначальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.

    • Деепричастия отвечают на вопросы: что делая? что сделав?

    • Объяснение: деепричастие выражает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Лицо, совершающее оба действия, должно быть одно и то же. В предложении действие «зачислили» совершают «они, какие-то люди» (неопределенно-личное предложение), а действие «получив» совершает Радищев.

    • Объяснение: деепричастный оборот чаще всего нельзя использовать вместе с безличными предложениями, кроме тех случаев, когда действие выражено словами «можно, нельзя»

  1. нарушение в построении предложения с причастным оборотом

    • Ищем в заданиях с буквой причастный оборот

    • Причастие отвечает на вопросы: что делающий? что сделавший? что сделанный?

    • Примеры причастий: работающий, сомневающегося, приехавшему, написанного и т.д.

    • Например: Одному из героев романа, ищущимсмысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

    • Объяснение: Если в предложении есть причастие, его форма (окончание) должна быть согласована с определяемым существительным. Для этого задаем от определяемого слова вопрос к причастию. Например, «было много ребят, (каких?) приехавшИХ в лес». Окончание причастия должно совпадать с окончанием вопроса к нему.

  1. неправильное построение предложения с косвенной речью

    • Нельзя смешивать прямую и косвенную речь. Недопустимо использовать в придаточной части предложения в косвенной речи местоимения «Я, МЫ, ТЫ, ВЫ».

    • Например, «Дима признался, что ясегодня не готов к уроку».

  1. Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении

КЛАССИФИКАЦИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК:

  1. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

  2. неправильное употребление падежной формы существительного

  3. нарушение связи между подлежащим и сказуемым

  4. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

  5. ошибка в построении предложения с однородными членами

  6. нарушение однородности понятий

  7. нарушение однородности синтаксических элементов

  8. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

  9. нарушение в построении предложения с причастным оборотом

  10. неправильное построение предложения с косвенной речью

  11. нарушение порядка слов в простом предложении

  12. ошибки в употреблении предлогов

infourok.ru

Теория выполнения задания №7 ЕГЭ по русскому языку

ТЕОРИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ А7

Автор:

ЭФЕНДИЕВ МУРТАЗА

2017 год

ЗАДАНИЕ: Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.В 1ом столбце под буквами

А) Б) В) Г) Д) даются примеры, во 2ом столбце под цифрами 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) даются обоснования грамматических ошибок.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Как должен выглядеть ответ:

А

6

Б

В

4

Г

1

Д

5

7

1.неправильное употребление падежной формы

существительного с предлогом

  • В задании с буквой ищем производные предлоги (обычно предложение начинается с них) и проверяем падеж существительного, стоящего после предлога. Все следующие предлоги сочетаются только с Дательным падежом существительного:
  • В задании с буквой ищем производные предлоги (обычно предложение начинается с них) и проверяем падеж существительного, стоящего после предлога. Все следующие предлоги сочетаются только с Дательным падежом существительного:
  • Согласно (кому? чему?) Благодаря (кому? чему?) Вопреки (кому? чему?) Подобно (кому? чему?) Наперекор (кому? чему?)
  • Согласно (кому? чему?) Благодаря (кому? чему?) Вопреки (кому? чему?) Подобно (кому? чему?) Наперекор (кому? чему?)
  • Согласно (кому? чему?)
  • Благодаря (кому? чему?)
  • Вопреки (кому? чему?)
  • Подобно (кому? чему?)
  • Наперекор (кому? чему?)

-Также в предложении могут быть предлоги, сочетающиеся с существительным в Родительном падеже:

  • в меру (чего?) в течение (чего?) в продолжение (чего?) в силу (чего?) в заключение (чего?) в виде (чего?) по причине (чего?) наподобие (чего?)
  • в меру (чего?) в течение (чего?) в продолжение (чего?) в силу (чего?) в заключение (чего?) в виде (чего?) по причине (чего?) наподобие (чего?)
  • в меру (чего?)
  • в течение (чего?)
  • в продолжение (чего?)
  • в силу (чего?)
  • в заключение (чего?)
  • в виде (чего?)
  • по причине (чего?)
  • наподобие (чего?)
  • Например: Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
  • Например: Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

2.нарушение связи между подлежащим и сказуемым

  • Ищем в заданиях с буквой конструкцию « все, кто …» , « те, кто …» , « тот, кто …» и т.д., необходимо проверить согласование подлежащего и сказуемого (ед./мн. число) в главном и в придаточном предложениях.
  • Ищем в заданиях с буквой конструкцию « все, кто …» , « те, кто …» , « тот, кто …» и т.д., необходимо проверить согласование подлежащего и сказуемого (ед./мн. число) в главном и в придаточном предложениях.

Все , кто смотрел на него, не могли не заметить …

мн.ч ед.чед.ч. мн.ч.

  • Например: Все, кто читал пушкинского « Бориса Годунова » , помнит бродягу Варлаама.
  • Например: Все, кто читал пушкинского « Бориса Годунова » , помнит бродягу Варлаама.

ИЛИ

Все, кто читали пушкинского « Бориса Годунова » , помнят бродягу Варлаама.

3.нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

  • В задании с буквой должны быть кавычки Например: Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге « Письмах о добром и прекрасном » . Объяснение: приложение – это определение, выраженное существительным. Объяснение:
  • В задании с буквой должны быть кавычки
  • Например: Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге « Письмах о добром и прекрасном » .
  • Объяснение: приложение – это определение, выраженное существительным.
  • Объяснение:
  • Если перед кавычками стоит родовое название (книга, газета, журнал, картина и т.д.), название в кавычках должно стоять в Им.п. Например, роман « Евгений Онегин » ; картина « Осень » ; песня « Дубинушка » . Если перед кавычками нет родового названия, название в кавычках склоняется. Например, в « Евгении Онегине » ; в « Осени » Левитана; в « Дубинушке » .
  • Если перед кавычками стоит родовое название (книга, газета, журнал, картина и т.д.), название в кавычках должно стоять в Им.п. Например, роман « Евгений Онегин » ; картина « Осень » ; песня « Дубинушка » . Если перед кавычками нет родового названия, название в кавычках склоняется. Например, в « Евгении Онегине » ; в « Осени » Левитана; в « Дубинушке » .
  • Если перед кавычками стоит родовое название (книга, газета, журнал, картина и т.д.), название в кавычках должно стоять в Им.п. Например, роман « Евгений Онегин » ; картина « Осень » ; песня « Дубинушка » .
  • Если перед кавычками нет родового названия, название в кавычках склоняется. Например, в « Евгении Онегине » ; в « Осени » Левитана; в « Дубинушке » .
  • 4.ошибка в построении предложения с однородными членами
  • Если в предложении есть однородные члены предложения, соединенные союзом « и » , после которых идет общее зависимое слово (слова), необходимо проверить, согласуется ли первый однородный член предложения с эти общим зависимым словом.
  • Если в предложении есть однородные члены предложения, соединенные союзом « и » , после которых идет общее зависимое слово (слова), необходимо проверить, согласуется ли первый однородный член предложения с эти общим зависимым словом.

Например, в предложении « мы надеялись и верили в победу » первый однородный член предложения « надеялись » не согласуется с « в победу » , поэтому в данном предложении есть грамматическая ошибка.

  • в качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи
  • в качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи

Например, « я люблю рисовать и живопись »

  • Если в предложении однородные члены связаны двойными союзами « не только но и » , « как так и » , « если не то » , необходимо проверить, стоят ли однородные члены предложения непосредственно после этих союзов. Например, в предложении « Мы ждали не только Машу, но и Ваню » союзы стоят правильно. Если мы поменяем место одного из них: « Мы не только ждали Машу, но и Ваню » , в предложении появится грамматическая ошибка.
  • Если в предложении однородные члены связаны двойными союзами « не только но и » , « как так и » , « если не то » , необходимо проверить, стоят ли однородные члены предложения непосредственно после этих союзов. Например, в предложении « Мы ждали не только Машу, но и Ваню » союзы стоят правильно. Если мы поменяем место одного из них: « Мы не только ждали Машу, но и Ваню » , в предложении появится грамматическая ошибка.

5.нарушение однородности понятий

  • в качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи
  • в качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи

Например, « я люблю рисовать и живопись »

  • 6.нарушение однородности синтаксических элементов
  • Недопустимо нарушать однородность синтаксических элементов предложения. Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения. Например, в предложении « Иван, учившийся в 9 классе и который принял участие в конкурсе, …» допущена ошибка.
  • Недопустимо нарушать однородность синтаксических элементов предложения. Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения.
  • Например, в предложении
  • « Иван, учившийся в 9 классе и который принял участие в конкурсе, …» допущена ошибка.
  • 7.неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  • Задание с буквой начинается с деепричастного оборота Например: Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус. Деепричастия отвечают на вопросы: что делая? что сделав? Объяснение: деепричастие выражает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Лицо, совершающее оба действия, должно быть одно и то же. В предложении действие « зачислили » совершают « они, какие-то люди » (неопределенно-личное предложение), а действие « получив » совершает Радищев. Объяснение: деепричастный оборот чаще всего нельзя использовать вместе с безличными предложениями, кроме тех случаев, когда действие выражено словами « можно, нельзя »
  • Задание с буквой начинается с деепричастного оборота
  • Например: Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.
  • Деепричастия отвечают на вопросы: что делая? что сделав?
  • Объяснение: деепричастие выражает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Лицо, совершающее оба действия, должно быть одно и то же. В предложении действие « зачислили » совершают « они, какие-то люди » (неопределенно-личное предложение), а действие « получив » совершает Радищев.
  • Объяснение: деепричастный оборот чаще всего нельзя использовать вместе с безличными предложениями, кроме тех случаев, когда действие выражено словами « можно, нельзя »
  • 8.нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  • Ищем в заданиях с буквой причастный оборот Причастие отвечает на вопросы: что делающий? что сделавший? что сделанный? Примеры причастий: работающий, сомневающегося, приехавшему, написанного и т.д. Например: Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.
  • Ищем в заданиях с буквой причастный оборот
  • Причастие отвечает на вопросы: что делающий? что сделавший? что сделанный?
  • Примеры причастий: работающий, сомневающегося, приехавшему, написанного и т.д.
  • Например: Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.
  • Объяснение: Если в предложении есть причастие, его форма (окончание) должна быть согласована с определяемым существительным. Для этого задаем от определяемого слова вопрос к причастию. Например, « было много ребят, (каких?) приехавшИХ в лес » . Окончание причастия должно совпадать с окончанием вопроса к нему .
  • Объяснение: Если в предложении есть причастие, его форма (окончание) должна быть согласована с определяемым существительным. Для этого задаем от определяемого слова вопрос к причастию. Например, « было много ребят, (каких?) приехавшИХ в лес » . Окончание причастия должно совпадать с окончанием вопроса к нему .
  • 9.неправильное построение предложения с косвенной речью
  • Нельзя смешивать прямую и косвенную речь. Недопустимо использовать в придаточной части предложения в косвенной речи местоимения « Я, МЫ, ТЫ, ВЫ » . Например, « Дима признался, что я сегодня не готов к уроку » .
  • Нельзя смешивать прямую и косвенную речь. Недопустимо использовать в придаточной части предложения в косвенной речи местоимения « Я, МЫ, ТЫ, ВЫ » .
  • Например, « Дима признался, что я сегодня не готов к уроку » .
  • 10.Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении

 

  Вид ошибки

1)

  Пример

Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку. 

2)

Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет. 

О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. 

3)

Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. 

Определение находится в отрыве от определяемого слова. 

4)

Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку. 

Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. 

В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. 

5)

Ошибочное местоположение предлога. 

6)

Черезчаса два спор закончился (часа через два) 

Ошибочное местоположение составного союза. 

7)

Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. 

Ошибочное местоположение частицы бы. 

Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. 

  • 11.Ошибки в употреблении предлогов

  Вид ошибки

  Пример

1)

 

Смешение предлогов из и с (со) в и на от и с через и из-за 

Когда он приехал  с  деревни в город, то многому удивился. Вернувшись  со  школы, он сразу сел за уроки. Солдаты, принимавшие участие  на  войне, вернулись к мирной жизни. Настоящий героизм проявился  при  боях за Москву. От  утра до вечера он трудился в своей редакции. Он чуть не погиб  чере з предательство друга. 

2)

Отсутствие предлога. 

3)

Нельзя не приклоняться  его героизмом

Наличие ненужного предлога

Автор описывает  о  событиях послевоенного времени. 

КЛАССИФИКАЦИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК:

  • неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  • неправильное употребление падежной формы существительного
  • нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  • нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  • ошибка в построении предложения с однородными членами
  • нарушение однородности понятий
  • нарушение однородности синтаксических элементов
  • неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  • нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  • неправильное построение предложения с косвенной речью
  • нарушение порядка слов в простом предложении
  • ошибки в употреблении предлогов

УДАЧИ

ВАМ НА

ЭКЗАМЕНЕ!

multiurok.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *