Егэ по литературе задание 8 – 8 15

ЕГЭ. Задание № 9.Рекомендации по подготовке

В задании № 9 необходимо привести ДВА примера из литературы, в которых раскрывается та тема, о  которой речь идёт в данном задании. Начинаю работу по подготовке к данному заданию. Привожу список тем, которые могут встретиться в задании. Список, возможно, будет добавляться. Постепенно по каждой теме предложу варианты произведений, их краткий анализ по данным темам.

Задание № 8. РЕКОМЕНДАЦИИ. Пример ответа.

Война

«Говорящие»  имена и фамилии

«Говорящие»  имена и фамилии в художественной литературе. Вступительная статья.

Гордый человек

  • Три аргумента, сопоставление произведений.

Город

Грех и покаяние

Дорога

  • Три аргумента, сопоставление произведений

Дуэль

  • Три аргумента, сопоставление произведений

Заветы отца

  • Три аргумента, сопоставление произведений

История России

Тема истории России в литературе. Вступительная статья.

Маленький человек

Тема «маленького человека» в литературе. Вступительная статья

Мечущийся герой

  • Три аргумента, сопоставление произведений

Название произведения

Смыл названия произведения. Вступительная статья.

Смысл названия пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Смысл названия повести А.С.Пушкина » Капитанская дочка»

Нравы дворян

Отцы и дети

Тема «отцов и детей в литературе». Вступительная статья.

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка».

И.С. Тургенев. «Отцы и дети».

 

Петербург

  • Три аргумента, сопоставление произведений

Письма героев

Тема писем героев в художественной литературе.Вступительная статья.

Подвиг

Поиск истины

Поиск истины в художественной литературе. Вступительная статья.

Предприниматели

Преступление и возмездие

Тема «преступления и наказания » в литературе. Вступительная статья.

Природа

Сатира

  • Три аргумента, сопоставление произведений.

Семья

«Мысль семейная » в художественной литературе. Вступительная статья.

Слуги

Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Слуги Простаковой.

А.С.Грибоедов. «Горе от ума» .Лиза

А.С.Пушкин.»Капитанская дочка». Савельич

А.П.Чехов .» Вишнёвый сад».Слуги в доме Раневской и Гаева.

 

Сны

  • Вступительная статья. Список произведений по теме:  «Тема сна в художественной литературе»
  • Три аргумента, сопоставление произведений

Творчество

  • Три аргумента, сопоставление произведений

Фантастика

  • Три аргумента, сопоставление произведений

Хамелеонство

  • Три аргумента, сопоставление произведений

Честь

Чиновники

 Мельникова Вера Александровна

 

literatura-ege.ru

вопрос 14 / Содержание блога / Статьи о подготовке к ЕГЭ и ОГЭ на Ege-Merlin.ru

Почти обязательным считается, что при работе с поэтическим текстом необходимо указать его стихотворный размер. Для ребят это очень часто представляет сложность.

Пример.

14. Укажите размер, которым написано стихотворение Г. Р. Державина «Памятник» (без указания количества стоп).

Ответ:____________________________

Подробный разбор задания 14 вы можете посмотреть на видео.

Справочный материал

СТИХОТВОРНАЯ РЕЧЬ

Речь бывает прозаическая и стихотворная. Стихотворная отличается от прозаической своей ритмичностью.

Ритм – это закономерное повторение каких либо явлений.

Стихотворный ритм – равномерное чередование ударных и безударных слогов.

Стихотворная речь выделяется своим ритмическим построением и музыкальностью. Всякое слово, которое мы произносим, обязательно несет на себе ударение. В слове, как известно, чаще всего несколько слогов и один из них ударный. Если в прозаическом тексте не имеет значение расположение слов, то в стихотворном тексте слова строго организованы. Стихотворные строки отличаются организованностью, размеренным и правильным чередованием ударных слогов с неударными, т.е.

ритмичностью.

Определите схему одного предложения:

«Ма́рья Гаври́ловна была́ воспи́тана на францу́зских рома́нах» (А. С. Пушкин «Метель»).

_́ _ _ _́ _ _ _ _́ __́ _ _ _ _ _́  _ _ _́ _
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Это речь прозаическая, так как в ней ударения чередуются неравномерно. А теперь составим схему одного из стихотворений А. С. Пушкина:

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет

_́ _ _́ _ _́ _ _́ _
1 2 3 4 5 6 7

В этом стихе ударение чередуется равномерно. Ударный слог следует через один безударный. Это речь стихотворная.

Стихотворная речь разделяется почти всегда на строки, которые называются стихами.

Запомните еще одно определение:

Стопа – это сочетание одного ударного слога с одним или двумя безударными. Возьмем отрывок из стихотворения «Зимняя дорога» А. С. Пушкина:

По́ доро́ге зи́мней, ску́чной
Тро́йка бо́рзая бежи́т

Представим схему этих строк:

_́ _ |_́ _ |_́ _ |_́ _

_́ _ |_́ _ |_ _ |_́

После ударного слога следует неударный, они чередуются в определенном порядке. Вы, вероятно, заметили, что все слова разбиваются на группы, в каждой из которых ударный слог сочетается с неударным. Такая группа носит название стопы. В зависимости от количества слогов стопа может быть двусложной и трехсложной. В нашем примере стопа двусложная. Порядок расположения ударных и неударных слогов называется размером. Василий Тредиаковский и Михайло Ломоносов еще в 18 веке выделили две двусложные стопы (ямб и хорей) и три трехсложные стопы (дактиль, амфибрахий и анапест).

ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА

Если ударение падает на первый слог в двусложной стопе, то этот размер носит название хорей (|_́ _|). Стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога» написано хореем. Второй двусложный размер – ямб. Ударение в этом случае падает на второй слог: сначала слог неударный, а потом – ударный. Вот строки из стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»:

Моро́з и со́лнце! Де́нь чуде́сный!
Ещё ты дре́млешь, дру́г преле́стный…

На схеме это стихотворение выглядит так:

_ _́ | _ _́ | _ _́ | _ _́ | _
_ _́ | _ _́ | _ _́ | _ _́ | _

Это стихотворение написано ямбом.

ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА

Существуют и трехсложные размеры. Они отличаются от хорея и ямба тем, что в их стопе не два, а три слога. Вот строки из стихотворения П. А. Вяземского «Зима»:

Но по́здняя о́cень наста́нет:
Приро́да соста́рится вдру́г;
С днём ка́ждым все вя́нет, все вя́нет,
И но́ет в ней та́йный неду́г.

Схема этого стихотворения такова:

_ _́ _ | _ _́ _ | _ _́ _
_ _́ _ | _ _́ _ | _ _́

Как видим, здесь повторяются группы из трех слогов: безударный, ударный, безударный, т.е. ударный является второй слог. Такой трехсложный размер называется амфибрахием.

Рассмотрим строчки лермонтовского стихотворения «Тучи»:

Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники!

Сте́пью лазу́рною, це́пью жемчу́жною

Расставим ударение и изобразим схему:

_́ _ _ | _́ _ _ | _́ _ _ | _́ _ _

Ударение падает на первый слог, а за ним следуют два безударных слога. Трехсложный размер с ударением на первом слоге называется дактилем.

И еще один пример: стихотворение Н. А. Некрасова «Тройка»:

Что так жа́дно гляди́шь на доро́гу
В стороне́ от весёлых подру́г?

Схема этого размера:

_ _ _́ | _ _ _́ | _ _ _́ |_

В этой стопе, состоящей из трех слогов, ударный слог третий. Это – анапест. Таким образом, дактиль – это трехсложная стопа с ударением на первом слоге. Амфибрахий – трехсложная стопа с ударением на втором слоге. Анапест – трехсложная стопа с ударением на третьем слоге.

ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА (сложный способ).

Двусложная стопа с ударением на первом слоге называется хореем ( _́ _). В стихе, написанным хореем, ударение падает на 1,3,5,7… (то есть на нечетные) слоги:

Ударные слоги – 1,3,5,7 – значит, это хорей. Стопа хорея – ( _́ _ ). Значит, в этом стихе четыре стопы хорея. Это четырехстопный хорей.

Двусложная стопа с ударение на втором слоге называется ямбом ( _ _́ ). В стихе, написанном ямбом, ударение падает на 2,4,6,8… (четные слоги):

Ударные слоги – 2,4,6,8, значит, это ямб. Стопа ямба — ( _ _́ ). Значит, в этом стихе четыре стопы ямба. Это четырехстопный ямб.

ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА (сложный способ)

Стопа, состоящая из трех слогов, называется трехсложной. В трехсложной стопе ударение может стоять на первом, втором или третьем слоге.

Трехсложная стопа с ударением на первом слоге называется дактилем (_́ _ _). В стихе, написанном дактилем, ударение падает на 1,4,7,10… слоги:

Ударные слоги – 1,4,7,10, значит это дактиль. Стопа дактиля — (_́ _ _ ). Значит, в этом стихе четыре стопы дактиля. Это четырехстопный дактиль.

Трехсложная стопа с ударение на втором слоге – амфибрахий ( _ _́ _). В стихе, написанном амфибрахием, ударение падает на 2,5,8,11… слоги:

Ударные слоги – 2,5,8,11, это амфибрахий. Стопа амфибрахия — ( _ _́ _). Значит, в этом стихе четыре стопы амфибрахия. Это четырехстопный амфибрахий.

Трехсложная стопа с ударением на третьем слоге – анапест ( _ _ _́). В стихе, написанном анапестом, ударение падает на 3,6,9,12… слоги:

Ударные слоги – 3,6,9, это анапест. Стопа анапеста — ( _ _ _’). Значит, в этом стихе три стопы анапеста. Это трехстопный анапест.

ege-merlin.ru

ЕГЭ по литературе | Задание 8

За это задание вы можете получить 6 баллов на ЕГЭ в 2019 году

Восьмое задание ЕГЭ по литературе предназначено для оценки умения учащихся понимать и анализировать прочитанное. Как и предыдущие задания в первой части экзамена, оно содержит вопрос к фрагменту литературного произведения.

От выпускника требуется подробный развернутый ответ. Недостаточно просто высказать свое мнение или привести подходящую цитату – требуется аргументированно доказать свою точку зрения. Средний объем ответа – от 5 до 10 предложений, однако оценка зависит от содержательности рассуждений, а не от количества фраз.

Критерии проверки

Работа оценивается по трем параметрам, за каждый начисляется максимум 2 балла.

  • Самый важный критерий – соответствие ответа поставленному вопросу. Нужно, чтобы из эссе явствовало, что ученик правильно понял текст и не исказил позицию автора.
  • Второй критерий – использование текста произведения для аргументации ответа. Для получения максимального балла по этому критерию необходимо привлекать авторский текст, анализируя те его фрагменты, которые имеют значение для выполнения задания. Фактические ошибки при этом должны отсутствовать.
  • Третий критерий – отсутствие логических, речевых ошибок. Если суммарно ученик допустит две ошибки, он получит 0 баллов.

Оценка производится поочередно по всем трем критериям. Если по первому работа набирает ноль баллов, то задание считается невыполненным. Если ученик получает 0 баллов по второму критерию, то наличие или отсутствие ошибок в рассуждениях уже не играет роли: по третьему критерию автоматически выставляется тоже 0.

Возможные трудности

Наиболее частая причина ошибок – непонимание вопроса вследствие невнимательного изучения задания. В результате ученики часто вместо конкретного ответа пускаются в пространные рассуждения о произведении, и задание 8 ЕГЭ по литературе считается невыполненным.

Многие выпускники считают задачу наиболее сложной из всех. Опасения связаны с тем, что в данном случае школьник должен дать подробный аргументированный ответ, доказать свою точку зрения.

Но бояться нечего: все необходимые аргументы есть в тексте, и внимательный читатель их без труда обнаружит. Таким образом, правильно выполнить задание смогут даже те, кто не очень твердо знает литературное произведение, к отрывку из которого поставлен вопрос. Главное – это внимательность, навыки анализа, умение выделить ключевые моменты. Важно суметь облачить свои мысли в слова, четко и внятно сформулировать ответ на поставленный вопрос.

Практические рекомендации

  • Следует заранее потренироваться выполнять задание 8 ЕГЭ по литературе, чтобы иметь представление о том, с чем придется столкнуться во время испытания.
  • На экзамене необходимо несколько раз прочитать задание и убедиться в том, что вопрос понятен.
  • Ответ пишется без вступления. Необходимо избегать сторонних рассуждений, концентрируясь именно на поставленном вопросе.
  • Тезис, который необходимо доказать, следует сформулировать в первом же предложении. Далее ответ аргументируется: приводятся доводы, выполняются отсылки к тексту фрагмента и произведения в целом.
  • Рекомендуется сразу выделить в вопросе ключевые слова, вокруг которых будет строиться ответ. Такой метод позволяет избежать ошибок и ухода рассуждений в сторону от заявленной темы.
  • Обязательно следует перечитать ответ перед сдачей, чтобы выявить возможные ошибки, несогласованности, пропуски в рассуждениях.

Желаем вам удачной сдачи экзамена!

examer.ru

Пример выполнения задания 9 [ЕГЭ по литературе] по «Слову о полку Игореве…»

Октябрь 10th, 2015 risusan7

За данное задание можно получить 4 балла. Чтобы их получить, вам нужно аргументированно ответить на поставленный вопрос. Задание 9 предполагает обоснованное сопоставление литературных произведений с опорой на авторскую позицию. Обратите внимание, что для сравнения надо привести два произведения. Допустимо указать произведения одного писателя, но не того автора, фрагмент текста которого рассматривается. Оценка ответа зависит от глубины анализа приведённых примеров на основе идейно-художественного сопоставления, а не от объёма.

Главный совет: сосредоточьтесь только на тех аспектах, которые фигурируют в задании!

Примерная «формула» вашего ответа:

  1. Такая-то тема(проблема, идея) фигурирует в таких произведениях, как…
  2. В произведении 1 такое-то сходство (различие) в изображении данной темы с исходным текстом X…
  3. Подобная тема (проблема, идея) затронута в произведении 2. С текстом X их объединяет …., различия между двумя произведениями состоят в…

А теперь давайте посмотрим, как это может выглядеть на практике. Обратимся к заданию 9 в формате ЕГЭ по литературе из пособия Аристовой М.А.*

В каких произведениях русской литературы изображается храбрость и доблесть воинов и чем они похожи на героев «Слова о полку Игореве»? 

Тема храбрости и доблести русских воинов нашла отражение в таких произведениях русской литературы, как «Война и мир» Л.Н.Толстого и «Бородино» М.Ю.Лермонтова. В каждом из этих творений писатели, подобно автору «Слова…» воспевают стойкость духа и героизм воинов. Так, Л.Н.Толстой в своём романе изображает бесстрашных участников Отечественной войны. Он с повествует о подвиге капитана Тушина, батарея которого героически держит оборону. Также можно вспомнить храброго Тимохина, простого командира роты, ведущего по своей инициативе в атаку на французский фланг. 

Стойкость и силу духа русского солдата отразил и М.Ю.Лермонтов в своём стихотворении «Бородино». Уже в первой строфе поэт называет участников сражения «богатырями». Сходство со «Словом…» можно заметить в том, что лермонтовские герои недовольны отступлением, они готовы сражаться («досадно было, боя ждали»), чтобы проявить свою храбрость в деле. Описание сражения красноречиво свидетельствует о том, что русские солдаты проявили доблесть на поле боя («рука бойцов колоть устала»). Кроме того, оба произведения: и «Война и мир», и «Бородино» — проникнуты героическим и патриотическим пафосом, как и «Слово о полку Игореве».

*Текст задания публикуется по изданию: Аристова М.А. ЕГЭ. Литература. Древнерусская литература. Литература XVIII-XIX веков. Полный курс. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ — М: Издательство «Экзамен», 2015

Материал подготовила Зубова Наталья Александровна, создатель online школы «САМАРУС»


на Ваш сайт.

samarus-school.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *