Егэ грамматические нормы – «Урок русского языка по подготовке к ЕГЭ «Культура речи. Грамматические нормы». Учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Грамматические нормы (синтаксические нормы) | ЕГЭ по русскому языку

Рассмотрим основные виды нарушений синтаксических норм.

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Употребление некоторых предлогов требует особого внимания.
Важно знать, что после следующих предлогов существительные могут стоять только в дательном падеже:

Согласно
Благодаря
Вопреки
Подобно
Наперекор
          Кому?
Чему?
          правилу
Вам
непогоде
ракете
мнению

А эти предлоги сочетаются только с существительными в Родительном падеже:

в меру
в течение
в продолжение
в силу
в заключение
в виде
по причине
наподобие
          Чего?          возможностей
года
четверти
обстоятельств
лекции
чертежа
поездки
креста

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым


Подлежащее и сказуемое должны согласовываться друг с другом в роде и числе.


Сложные случаи

1) Согласование сказуемого со словами: ряд, большинство, меньшинство, множество, несколько, часть.
Сказуемое должно стоять в единственном числе:

  • если при данных словах нет зависимых слов.
    Например: Меньшинство проголосовало за правящую партию.
  • при неодушевлённых подлежащих.
    Например: Часть больниц закрыла свои двери для пациентов.
  • Если не подчеркивается активность действующих лиц.
    Например: Большинство слушателей отсутствовало.

Сказуемое должно стоять в множественном числе, если подчеркивается активность действующих лиц.
Например: Несколько старшеклассников не справились с заданием.

2) Подлежащее и сказуемое всегда стоят в единственном числе в следующих случаях:

  • Если подлежащее имеет только единственное число (листва, молодёжь, человечество)
    Например: Народ выбрал своего правителя.
  • Если подлежащее имеет в своём составе слова много, мало, немного.
    Например: Ночью на небе зажглось много звезд.
  • Если подлежащим является местоимение кто и слова, образованные от него: никто, кое-кто и д.т.
    Например: Кто постоянно опаздывает, не бережет время других.

3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Приложение – это определение, которое выражено именем существительным. Несогласованное приложение — это какое-то название, заключенное в кавычки.

Если перед несогласованным приложением есть нарицательное существительное, то изменяется только оно, а приложение остается в именительном падеже:
Например: О нем написали в газете «Ведомости».

Если перед несогласованным приложением нет нарицательного существительного, то изменяется само приложение:
Например: В «Ведомостях» написали заметку о нем.

4. Ошибка в построении предложения с однородными членами

Для определения этого нарушения стоит запомнить следующие правила:

1. Нельзя употреблять в качестве однородных членов одновременно и полное, и краткое прилагательное.
Пример с ошибкой: Закат был прекрасен и таинственный.
Пример без ошибки: Закат был прекрасный и таинственный. (или: Закат был прекрасен и таинственен.)

2. Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов:
Пример с ошибкой: В парке я увидел цветы, ромашки, васильки.
Пример без ошибки: В парке я увидел ромашки, васильки.

3. Недопустимо употребление в качестве однородных членов слов, логически
несовместимых (если это не средство для достижения комического эффекта).
Пример с ошибкой: Я надела маску равнодушия и пальто.
Пример без ошибки: Я надела маску равнодушия. (или: Я надела пальто.)

4. Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять только непосредственно перед однородными членом:
Пример с ошибкой: Ее как видели в парках, так и на оживленных улицах.
Пример без ошибки: Ее видели как в парках, так и на оживленных улицах.

5. Нельзя использовать один предлог для однородных членов, если какой-то из них имеет другой предлог:
Пример с ошибкой: Играть можно было повсюду: на поле, траве, лесу.
Пример без ошибки: Играть можно было повсюду: на поле, на траве, в лесу.
6. Однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово:

Пример с ошибкой: Мы обсуждали новые статьи о современных проблемах: культура, здоровье, политика.
Пример без ошибки: Мы обсуждали новые статьи о современных проблемах: о культуре, здоровье, политике.

7. Неверно, если однородные члены — существительное и инфинитив.

Пример с ошибкой: Она предпочитает здоровое питание и заниматься спортом.
Пример без ошибки: Она предпочитает здоровое питание и занятия спортом.

5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Вспомним, что деепричастие обозначает добавочное действие. Основное же действие в предложении выражено сказуемым.

В связи с этим, оба этих действия (действие, которое выражено деепричастным оборотом и действие, которое выражено сказуемым) должны относиться к подлежащему.
Например: Я, увидев ее, отвернулся.(я увидел и я отвернулся)

Если предложение односоставное определённо-личное, то подлежащее можно восстановить.
Например: Гуляем по пляжу, наслаждаясь морским воздухом. (мы гуляем и мы наслаждаемся)

Если предложение односоставное безличное, то в нем должен быть инфинитив и слова: можно, надо, нужно, необходимо, следует, хочется, рекомендуется, требуется, нельзя.
Например: Совершая звонок, необходимо представиться.

6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Причастный оборот должен быть согласован с определяемся словом.
Пример с ошибкой: Студетам, желающие сдать экзамен досрочно, необходимо зайти в деканат.
Пример без ошибки: Студетам, желающим сдать экзамен досрочно, необходимо зайти в деканат.
Как проверить себя? Задайте вопрос от определеяемого слова к причастному обороту и узнаете правильное окончание.
Например: Студентам — каким?— желающим.

2) Определяемое слово может занимать всего две позиции относительно причастно оборота: либо до него, либо после.
Пример с ошибкой: Остановившаяся машина у тротуара сверкала фарами.
Пример без ошибки: Машина, остановившаяся у тротуара, сверкала фарами.

7. Неправильное построение предложения с косвенной речью

Косвенная речь — это способ передачи чужой речи в виде сложноподчинённого предложения.
Нарушением является употребление местоимений 1 и 2 лица. В предложениях с косвенной речью следует употреблять только местоимения 3 лица.
Пример с ошибкой: Сергей сказал, что я не буду участвовать.
Пример без ошибки: Сергей сказал, что он не будет участвовать.

8. Нарушение порядка слов в простом предложении

Порядок слов в предложении основан на принципе синтаксического, смыслового и стилистического сочетания. Если этот принцип в предложении нарушен, то имеет место грамматическая ошибка.

Рассмотрим на примерах.

ОшибкаПримеры с ошибками:Примеры без ошибок:
Неправильное местоположение подлежащего.
Дополнение находится в отрыве от главного слова.
Определение находится в отрыве от определяемого слова.
Неправильное местоположение обстоятельства.
Неправильное местоположение предлога.
На премьерный показ пошли мы.
Мы хотим обсудить за чашечкой кофе с коллегами новый проект.
Живое и яркое ему понравилось представление артистов.
В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя.
Через дня три погода наладилась.
Мы пошли на премьерный показ.
Мы хотим обсудить с коллегами новый проект за чашечкой кофе.
Ему понравилось живое и яркое представление артистов.
В Ленинград из госпиталя он возвратился позже, после войны.
Через три дня погода наладилась.

examer.ru

Всё в одной таблице «Грамматические нормы русского языка»

Белякова Наталья Фёдоровна, учитель школы ВДЦ «Орлёнок»

Название ошибки

Разъяснение, правило

Пример

1.Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

а)окончание причастия в причастном обороте проверяем вопросом, который надо задать от определяемого слова

б)причастный оборот обычно стоит рядом с определяемым словом

в)причастный оборот нельзя разрывать другими словами

а)Чеховский интеллигент был человеком, сочетавший порядочность с неумением осуществлять свои идеалы. (человеком КАКИМ?, сочетавшим..)

б)Это произведение Василя Быкова я прочитал летом, посвящённое Великой Отечественной войне. (…произведение, посвященное…,я прочитал летом)

в)Взор гостей привлекли развешанные картины по стенам дома. (… развешанные по стенам дома…)

2.Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

а)деепричастие и глагол-сказуемое должны относиться к одному и тому же существительному или местоимению

Изучая фольклор, композитором были созданы прекрасные музыкальные произведения. (Кто изучал? Что создано?)

3.Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

а)Если какое-либо название в кавычках употреблено без определяемого слова, то оно может склоняться

б)Если перед каким-либо названием в кавычках стоит определяемое слово, то слова в кавычках не склоняются

а)В «Евгении Онегине» Пушкин вывел четырёх главных героев.

б)В романе «Евгении Онегине» Пушкин вывел четырёх главных героев. (.В романе «Евгений Онегин»…)

4.Ошибка в построении предложения с однородными членами

а)двойные союзы соединяют однородные члены

б)состав двойных союзов не изменяется

в)однородные члены предложения чаще всего являются одной и той же частью речи

г)союз И между двумя глаголами. Надо проверить, одинаковый ли вопрос задаётся от этих глаголов

а)На предсказания метеорологов как ориентируются городская хозяйственная, так и медицинская службы.

Книга не только имеет познавательную ценность, но и воспитательное значение.

б)Эта книга адресована не только специалистам, а также широкому кругу читателей. (союз не только…,но и)

в)К числу моих хобби могу отнести увлечение музыкой и заниматься спортом. (сущ. И инф.Надо: …увлечение… и занятия…)

г)Он любил и увлекался чтением. (любил ЧТО? Увлекался ЧЕМ? Надо: Он любил чтение и увлекался им)

5.Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

а)местоимения ТЕ, ВСЕ, НЕКОТОРЫЕ и под. употребляются со сказуемыми во МНОЖ.ЧИСЛЕ.

Местоимение КТО – в ЕД.Ч. б)собирательные сущ. употребляются только в ед.ч.

Все, кто любит поэзию, знает А.Фета как тонкого лирика любви и природы. (все….. знают….)

Те, кто участвовали в соревнованиях, получили дипломы. (…кто участвовал)

Крестьянство на протяжении веков боролись против помещиков. (боролОсь)

Название ошибки

Разъяснение, правило

Примеры

6.Смешение прямой и косвенной речи

а)При переводе прямой речи в косвенную местоимения 1 и 2 лица заменяются местоимениями 3 лица

а)Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами. (что он …не прячется….)

М.Ю. Лермонтов пишет о своём поколении, что «и ненавидим мы, и любим мы случайно». (что и ненавидИТ ОНО…)

7.Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

(Нарушение управления)

а)Предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ… употребляются с сущ. или мест. в Дат.п.

б)не смешивать Вин.п. и Предл.падеж (кого? Что? и о ком? О чём?)

в)Антонимичные пары предлогов: В – ИЗ, НА — С

а)Благодаря состоявшегося разговора решение о поездке было принято. (Благодаря ЧЕМУ? … разговорУ…)

б)В своих дневниках автор описывает о путешествии на Кавказ.

(… описывает ЧТО? путешествие…)

в)Каждый раз, возвращаясь с бассейна, она проходила мимо этого дома. (… из бассейна…, так как в бассейн)

8.Нарушение границ предложения

а)Придаточное предложение с союзами потому что, когда, который и т.п. не употребляются самостоятельно, без главного предложения.

а)Иван – очень добрый человек. Потому что видит в людях только хорошее.

9.Ошибка в построении сложного предложения

а)к союзному слову, связывающему придаточное предл. с главным, надо задать вопрос от опред.слова

Матрёна была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село. (праведником КАКИМ? без которого… — м.р.)

10.Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

(Нарушение способа выражения сказуемого)

а)вид и время глаголов в предложении чаще всего должны быть одинаковыми: сов.-сов., несов.-несов.; прош.вр.-прош.вр., наст. – наст. И т.д.

Внезапно ударил гром, блеснула молния, и люди на берегу кричали. (ударил, блеснула – сов.вид, кричали – несов.вид. Надо: закричали)

11.Неправильное употребление имени числительного

а)собирательные числит. не употр. с сущ., обозначающими лиц женского пола

б)собир.числит. употребляются с сущ., которые имеют только мн.ч. (брюки, очки, сутки …)

а)Трое одноклассниц: Виктория, Елена и Карина – занимались в разных спортивных секциях. (три одноклассницы)

б)Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток. (четверо суток)

multiurok.ru

ЕГЭ. Задание 7. Грамматические нормы. Тесты с ответами 2

  1. У меня есть предположение то, что рыбаков задержал шторм

  2. В газете «Аргументах и фактах» была опубликована метеосводка на предстоящую неделю

  3. Мы были не только в Иркутске, а также в Красноярске

  4. Это было увлекательное им путешествие

  5. В референдуме принимали участие представители разных стран: Англия, Франция, Германия, Америка.

  6. Ученикам, не сдавших зачёт, дали возможность его пересдать

  7. Ты не забудешь о дне рождения никогда, который порадовал тебя такими необычными подарками.

  8. Все очень ждут и переживают за рыбаков

  9. У девочек устремленный взгляд в море

  10. Страницу паспорта, содержащего сведения о семейном положении, нельзя копировать

  11. Выйдя со школы, мы отправились в парк

  12. Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю вещи

  13. Отдыхая в кресле, передо мной висит картина Левитана

  14. Уважаемые пассажиры, нужно оплатить за проезд!

  15. Все те, кто пришли на урок, уйдут удовлетворёнными

  16. Дедушка сказал, что в детстве мы дарили только то, что сделано своими руками

  17. Нашу школу летом отремонтировали: она побелена и покрашенная

  18. Надо поощрять школьников, участвующих в жизни класса и которые заботятся об одноклассниках

  19. По окончанию школы, вопреки предсказания учителей, все выпускники поступили в высшие учебные заведения

  20. Журналистов не только убивают в Донбассе, но и по всей Украине

  1. Нарушение согласования с главным словом в роде, числе и падеже слова зависимого, выраженного прилагательным, причастием (причастным оборотом), порядковым числительным, местоимением.

  2. Ошибочное (неправильное) согласование зависимого слова, выраженного прилагательным, причастием (причастным оборотом), порядковым числительным, местоимением, не с тем членом предложения (главным словом)

  3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

  4. Неправильное употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции

  5. Неправильное употребление беспредложной конструкции вместо предложного сочетания

  6. Неправильный выбор предлога

  7. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

  8. Неправильное употребление конструкций, в которых общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа или предлога

  9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

  10. Нарушение способа выражения сказуемого

  11. Ошибка в построении предложения с однородными членами: смешение компонентов двойного союза

  12. Ошибка в построении предложения с однородными членами: неправильное положение компонентов двойного союза

  13. Ошибка в построении предложения с однородными членами: нарушение в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова

  14. Ошибка в построении предложения с однородными членами: употребление в качестве однородных компонентов различных синтаксических элементов предложения

  15. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

  16. Неправильное построение предложения с причастным оборотом

  17. Неправильное построение предложения с косвенной речью

  18. Нарушение в построении сложного предложения: употребление ненужного указательного слов

  19. Нарушение в построении сложного предложения: пропуск необходимого указательного слова

  20. Нарушение в построении сложного предложения: отрыв придаточного определительного от определяемого слова в главном

multiurok.ru

Подготовка к ЕГЭ. Грамматические нормы. Упражнения

Грамматические нормы Морфологические нормы

Морфологические нормы — это нормы правильного употребле­ния частей речи и их грамматических форм. Ошибки, связанные с нарушением морфологических норм, возникают в словообразовании, а также в образовании форм сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий. Может быть нарушена морфологическая норма и при употреблении словосочетания с зависимым существи­тельным, при образовании падежной формы существительного или местоимения.

В устной и письменной речи часто допускаются ошибки, свя­занные с употреблением числительных, а также ошибки при образо­вании глагольных, причастных форм, форм имен существительных.

1. Образуйте простую и составную формы сравнительной степень прилагательных.

  1. Добрый —

  2. Легкий —

  3. Узкий —

  4. Хороший —

  5. Крутой —

2. Образуйте простую и составную формы превосходной степени прилагательных.

  1. Милый —

  2. Честный —

  3. Надежный —

  4. Плохой —

5. Великий —

3. Исправьте ошибки в употреблении сравнительной и превосход­ной степени прилагательных и наречий.

1.Постарайтесь выражать мысли более точнее и короче.

  1. Наиболее быстрейший способ передвижения — авиаперелет.

  2. Русский легкоатлет достиг финиша быстрее всего.

4.Есть путь более ближе, чем предложенный вами.

5. Надо искать менее затратнее проекты реформирования обра­зования.

4. Выберите существительные или местоимения в нужной форме и составьте предложения с полученными словосочетаниями.

1. Много (мест, местов)

2. Корзина (помидор, помидоров)

3. (Их, ихний) дом

4. Пара (чулок, чулков)

5. Несколько (кур, курей)

5. Найдите ошибки в употреблении формы местоимений и числи­тельных, замените их нормативными. Запишите предложения.

1. У ней и снегу зимой не выпросишь.

2. По обеим берегам реки растут ивы.

3. Все трое сестер очень похожи.

4. Добирался я до дому около полтора суток.

5. В лесу мы встретили двоих медведей.

6. Запишите, заменяя цифровые обозначения буквенными.

1.С 2007 года он учится в университете.

2.Более 20% избирателей проголосовали в первой половине Дня.

3. В 58 случаях из 100 причиной аварий становится человече­ский фактор.

4. Более 300 пассажиров задержались в аэропорту на 2 суток.

5. Это здание построено более 85 лет назад.

7. Образуйте словосочетания и запишите их.

1.Банка (томаты) —

2. Пакет (апельсины) —

3. Пара (гольфы) —

4. Трое (молдаване) —

5. Ящик (яблоки) —

8. Образуйте только с помощью приставок глаголы от данных ниже слов.

1.Класть — 2. Положить —

9. Среди данных существительных найдите те, которые употребля­ются только во множественном числе, выпишите их и образуйте форму родительного падежа.

Брызги, брюки, строчки, сумерки, крошки, каникулы, сани, носки, хлопоты, ноги, бусы, шахматы.

10. Образуйте от существительных форму именительного падежа единственного числа, определите род.

Банкноты, каскады, оладьи, мозоли, шампуни, перчатки, мла­денцы, пельмени, туфли, ладони, браслеты.

11. Найдите ошибки в употреблении глаголов. Запишите в исправ­ленном варианте.

1. Учебники можно покласть на место.

2. В этом поединке я его победю.

3. Ляжьте поудобнее и не вылазьте из-под одеяла.

4. Бежите быстро сюда, будем играться вместе.

5. Ты не ездий быстро, а едь потихоньку.

12. Запишите предложения, ставя глагол в нужную форму.

1.Мы не (хотеть) здесь оставаться.

2.На кухне бабушка (печь) оладьи.

3.Река с холма (течь) в долину.

4.Парикмахер (стричь) очень аккуратно.

5.Собака (глодать) кость, лежа у двери

13. Образуйте от данных глаголов возвратную форму. Укажите, в каких случаях это невозможно.

  1. Беречь —

  2. Мыть —

  3. Играть —

  4. Бежать —

  5. Радовать —

  6. Терять —

  7. Стоять —

  8. Обидеть —

  9. Дрожать —

  10. Держать —

14. Укажите, какие возвратные глаголы могут иметь невозвратную форму, запишите их.

Передвигаться, улыбаться, слушаться, надеяться, строиться, приблизиться, спрятаться, бороться, остановиться, упражняться.

15. Исправьте ошибки, связанные с нарушением словообразова­тельной нормы. Запишите правильные варианты.

1. Я с трудом разбираю твой подчерк. _.

2. В гололед можно подскользнуться и упасть.

3. Хотелось бы прийдти пораньше.

4. Не надо надсмехаться над чужими недостатками.

5. Не нужно ложить деньги в карман.

infourok.ru

Тест: Грамматические нормы образования формы слова (ЕГЭ А 3)

Тест служит для подготовки учащихся 11 классов к ЕГЭ по русскому языку. Задание 3 в части А — одно из самых сложных, так как охватывает огромный материал, зачастую не зафиксированный в учебниках. Выполняя данный тест, учащиеся смогут выявить пробелы в зна

Русский язык 11 класс | ID: 752 | Дата: 7.1.2014

«;} else {document.getElementById(«torf1″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(1)==»1″) {document.getElementById(«torf2″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf2″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(2)==»1″) {document.getElementById(«torf3″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf3″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(3)==»1″) {document.getElementById(«torf4″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf4″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(4)==»1″) {document.getElementById(«torf5″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf5″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(5)==»1″) {document.getElementById(«torf6″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf6″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(6)==»1″) {document.getElementById(«torf7″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf7″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(7)==»1″) {document.getElementById(«torf8″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf8″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(8)==»1″) {document.getElementById(«torf9″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf9″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(9)==»1″) {document.getElementById(«torf10″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf10″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(10)==»1″) {document.getElementById(«torf11″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf11″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(11)==»1″) {document.getElementById(«torf12″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf12″).innerHTML=»»;};
}
}

Получение сертификата
о прохождении теста

testedu.ru

10 класс. Грамматические нормы. Подготовка к ЕГЭ


Просмотр содержимого документа

«10 класс. Грамматические нормы. Подготовка к ЕГЭ»


10 класс. Грамматические нормы

Подготовка к ЕГЭ


Задание 1. Подберите согласованные определения, указав род существительных. Обоснуйте выбор.

  • Колибри, кашпо, носище, Гоби, авеню.
  • Мозоль, рельс, ручища, Баку, тюль.
  • Кенгуру, шампунь, соловушка, Сочи, чистюля.


Задание 2. Определите род сложносокращённого слова, подберите к нему глагол прошедшего времени или краткое причастие.


Задание 3. Раскройте скобки, поставив слова в нужную форму.

  • Обширных (пустыня), не хватает (ясли).
  • Средневековые (цех), ящик (бананы).
  • Нет детских (полотенца, одеяльца).


Задание 4. Продолжите текст, поставив имена и фамилии в нужную форму.

  • Я читал (а) книги (Марк Твен, Ганс Христиан Андерсен, Артур Конан Дойл, Жорж Санд).


Задание 5. Образуйте все возможные формы степеней сравнения

  • Живой.
  • Молодой.
  • Гордый.


Задание 6. Употребите местоимения в нужно падежной форме. Укажите падеж.

  • У (она), навстречу (они).
  • По (он), по (она).
  • Благодаря (он, она).


Задание 7. Запишите числительные словами. Помните, что у сложных количественных числительных склоняются обе части слова.

  • К 753 столам. 483 поезд.
  • О 367 учащихся. 975 деталь.
  • С 268 студентами. 896 задание.


Задание 8. Отредактируйте предложения и запишите.

Ох, такие ужасти рассказывал… стал рассказывать, как бомбять весь день… страх, да и только!

Счастье – осуществление желаний и мечт.

Грунька и к командиру ихнему писала, и в Москву . Нет сведеньев – ответ.

Я не читаю никаких пресс, хотя во всех прессах обсуждалась эта проблема.


Задание 9. Поставьте существительные в форму единственного числа

  • Ботинки, боты, ботфорты, кеды, сланцы.
  • Сандалии, тапки, тапочки, туфли, кроссовки.
  • Босоножки, бахилы, бутсы.

multiurok.ru

Презентация по русскому языку на тему «Грамматические нормы русского языка» (Задание 7 ЕГЭ)

Описание слайда:

Прочитайте текст и выполните задания 20—25. Текст для выполнения заданий 20—25 (1)Василий Конаков, или просто Вася, как звали мы его в полку, был командиром пятой роты. (2)Участок его обороны находился у самого подножия Мамаева кургана, господствующей над городом высоты, за овладение которой в течение всех пяти месяцев шли наиболее кровавые бои. (3)Участок был трудный, абсолютно ровный, ничем не защищённый, а главное, с отвратительными подходами, насквозь простреливавшимися противником. (4)Днём пятая рота была фактически отрезана от остального полка. (5) Снабжение и связь с тылом происходили только ночью. (6) Всё это очень осложняло работу участка. (7)Надо было что-то предпринимать. (8)И Конаков решил сделать ход сообщения между своими окопами и железнодорожной насыпью. (9)Однажды ночью он явился ко мне в землянку. (10)С трудом втиснул свою массивную фигуру в мою клетушку и сел у входа на корточки. (11)Смуглый кудрявый парень, с густыми чёрными бровями и неожиданно голубыми, при общей его черноте, глазами. (12)Просидел он у меня недолго — погрелся у печки и под конец попросил немного толу — «а то, будь оно неладно, все лопаты об этот чёртов грунт сломал». —(13)Ладно, — сказал я. —(14)Присылай солдат, я дам, сколько надо. —(15)Солдат? — он чуть-чуть улыбнулся краешком губ. —(16)Не так-то у меня их много, чтоб гонять взад-вперёд. (17) Давай мне, сам понесу. (18)И он вытащил из-за пазухи телогрейки здоровенный мешок. (19)На следующую ночь он опять пришёл, потом — его старшина, потом — опять он. (20)Спустя полторы-две недели нам с капитаном удалось попасть во владения Конакова, в пятую роту. (21)Сейчас прямо от насыпи, где стояли пулемёты и полковая сорокапятка, шёл не очень, правда, глубокий, сантиметров на пятьдесят, по всем правилам сделанный ход сообщения до самой передовой. (22)Конакова в его блиндаже мы не застали. (23) На ржавой, неизвестно откуда добытой кровати, укрывшись с головой шинелью, храпел старшина, в углу сидел скрючившись с подвешенной к уху трубкой молоденький связист. (24)Вскоре появился Конаков, растолкал старшину, и тот, торопливо засунув руки в рукава шинели, снял со стены трофейный автомат и ползком выбрался из блиндажа. (25)Мы с капитаном уселись у печки. —(26)Ну как? — спросил капитан, чтобы с чего-нибудь начать. —(27)Да ничего, — Конаков улыбнулся, как обычно, одними уголками губ. —(28)Воюем помаленьку. (29)С людьми вот только сложно… —(30)Ну с людьми везде туго, — привычной для того времени фразой ответил капитан. —(31)Вместо количества нужно качеством брать. (32)Конаков ничего не ответил. (33)Потянулся за автоматом. —(34)Пойдём, что ли, до передовой пройдёмся? (35)Мы вышли. (36)Вдруг выяснилось то, что ни одному из нас даже в голову не могло прийти. (37)Мы прошли всю передовую от левого фланга до правого, увидели окопы, одиночные ячейки для бойцов с маленькими нишами для патронов, разложенные на бруствере винтовки и автоматы, два ручных пулемёта на флангах — одним словом, всё то, чему и положено быть на передовой. (38) Не было только одного — не было солдат. (39)На всём протяжении обороны мы не встретили ни одного солдата. (40) Только старшину. (41) Спокойно и неторопливо, в надвинутой на глаза ушанке, переходил он от винтовки к винтовке, от автомата к автомату и давал очередь или одиночный выстрел по немцам… (42)Дальнейшая судьба Конакова мне неизвестна — война разбросала нас в разные стороны. (43)Но, когда вспоминаю, как он молча потянулся за автоматом в ответ на слова капитана, что за счёт количества надо нажимать на качество; когда думаю о том, что этот человек вдвоём со старшиной отбивал несколько атак в день и называл это только «трудновато было», мне становится ясно, что таким людям, как Конаков, и с такими людьми, как Конаков, не страшен враг. (44) Никакой! (45)А ведь таких у нас миллионы, десятки миллионов, целая страна. (по В. П. Некрасову*)

infourok.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о