ЕГЭ. Русский язык Задание 16. Как легко выполнить?
Задание 16. Как легко выполнить?
В задании № 16 дано предложение. Необходимо отметить, на месте каких цифр необходимо поставить в нём запятые.
Данное задание по теме: обособленные члены предложения. Однако чаще всего даются предложения с причастными и деепричастными оборотами.
На данном сайте есть теоретический материал, необходимый для выполнения задания, алгоритм рассуждения. Повторите всё это ещё раз.
Самый простой способ выполнения задания 16
Причастный оборот
-
Найдите причастный оборот в предложении. Как это сделать? Запомните, что причастие отвечает на вопросы какой? что делающий? что сделавший? что с ним сделали? и имеет суффиксы
Примеры
Читающий (что делающий?)
Прочитавший ( что сделавший?
Построенный ( что с ним сделали?)
Поднятый ( что с ним сделали?)
Ко всем данным словам можно задать и вопрос какой? (Этим причастие похоже на прилагательное)
-
Итак, причастие нашли. Теперь посмотрите, нет ли слева и справа от него зависимых слов, то есть тех, которые зависят от причастия. Если есть, то перед вами причастный оборот.
Пример
Девочка, с интересом читающая книгу.
( Девочка какая? Читающая.
Читающая как? С интересом.
Читающая что? Книгу)
Причастие читающая нашли по суффиксу УЩ и вопросам: какая? что делающая?
Справа и слева от причастия есть слова, к которым можно задать вопрос от причастия, то есть зависимые слова. Это всё вместе будет причастный оборот.
-
Далее находим определяемое слово, то есть то, ОТ КОТОРОГО уже К причастию задаётся вопрос (девочка).
-
Посмотрите, где находится причастный оборот по отношению к этому определяемому слову.
-
Если причастный оборот стоит ПОСЛЕ определяемого слова, то ставим запятые, выделяем оборот с ОБЕИХ сторон ( не забывайте ставить запятую после причастного оборота).
-
Если же причастный оборот стоит ПЕРЕД определяемым словом, то нет запятых вообще.
Сравните:
-
Девочка, читающая книгу.
-
Читающая книгу девочка.
Как видите, в зависимости от того, где находится определяемое слово девочка, мы либо ставим, либо нет запятые.
Помните, что есть исключения, повторите их все в статьях на данном сайте.
Деепричастный оборот
Отвечает на вопросы КАК? ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?
Имеет суффиксы Я, В, А, ВШИ
Не изменяется ( этим оно похоже на наречие, тоже не имеет окончания, а сразу заканчивается суффиксом)
Примеры
Рисуя (что делая?)
Нарисовав (что сделав?)
Рассмеявшись (что сделав?)
-
Нашли деепричастие. Теперь находим деепричастный оборот ( тоже смотрите на слова справа и слева, можно ли к ним задать вопрос от деепричастия)
Пример
Девушка , мечтая поступить в престижный вуз, усердно занималась самоподготовкой( выделенные слова- деепричастный оборот)
-
Со знаками препинания здесь намного проще. Деепричастный оборот и даже одиночное деепричастие всегда выделяются запятыми, то есть обособляются с обеих сторон.
Имейте в виду, что в данном правиле тоже есть исключения. Прочитайте про них на данном сайте, вспомните все исключения.
Два одинаковых оборота
- Часто предлагаются предложения, в которых сразу два одинаковых оборота, то есть или два причастных, или два деепричастных.
Пример
Сергей, серьёзно подумав над последствиями и взвесив все плюсы и минусы от предстоящего путешествия, всё же решил рискнуть и отправиться в путь.
Комментарий
- В предложении два деепричастных оборота (они выделены, деепричастия подумав и взвесив)
- Между одинаковыми оборотами стоит союз И, поэтому МЕЖДУ оборотами запятая НЕ ставится, а перед и после оборотов — ставится.
Пример задания с комментариями
Задание 16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Паровоз (1)сверху освещённый матовыми шарами(2)и (3)оттого походивший на состав из сказки( 4)медленно тронулся(5) оставляя после себя клубы дыма.
-
Сначала находим причастия ( по вопросам и суффиксам)- это освещённый и походивший.
-
Определив по словам справа и слева причастий зависимые слова, находим обороты. Здесь их два: 1- сверху освещённый матовыми шарами , 2- оттого походивший на состав из сказки.
-
МЕЖДУ ними союз И, поэтому запятые 2 и 3 НЕ ставятся.
-
Определяемое слово – паровоз. Оно стоит ПЕРЕД причастными оборотами. Поэтому запятые 1( начало первого оборота) и 4( конец второго оборота ) ставим.
-
Далее находим деепричастие. Его мы сразу узнаём по суффиксу Я и вопросам: тронулся как? что делая?- оставляя.
-
Уже известным способом находим деепричастный оборот: оставляя после себя клубы дыма.
Ответ: 145
Желаю удачи!
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
poznaemvmeste.ru
Задание 16 ЕГЭ русский язык — 2016. Тест
В-1. Расставьте знаки препинания: укажите цифры (цифру), на месте которых в предложении должны стоять запятые.
1. Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2 убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.
2. Туча (1) нависшая (2) над высокими вершинами тополей (3) уже сыпала (4) моросящим дождиком.
3. Старый штурман (1) перенесший на своем долгом веку (2) немало штормов (3) не растерялся (4) попав в незнакомую обстановку.
4. Горная река (1) сжатая с обеих сторон неприступными стенами леса (2) пенилась (3) вздымая валы (4) и стремительно скользила вдаль.
5. С непривычки облака (1) отраженные в воде (2) можно спутать со слегка розовеющими (3) островами (4) похожими на материки.
6. Остап (1) воодушёвлённый красотами Кавказа (2) кричал что-то (3) стараясь (4) перебороть грохот и стоны Терека.
7. Для народов (1) жестикулирующих мало (2) русское общение (3) насыщенное жестами (4) кажется излишне эмоциональным.
8. Великий комбинатор (1) заложив руки в карманы (2) гулял вдоль борта (3) не замечая оставшегося на берегу (4) Воробьянинова.
9. Материал (1) собираемый писателем для работы (2) хранится в записных книжках (3) представляющих особую художественную ценность.
10. Птицы (1) сверху донизу занимавшие отвесные скалы (2) ни малейшего внимания не обращали (3) на проплывавшую внизу (4) шлюпку.
В-2.Расставьте знаки препинания: укажите цифры (цифру), на месте которых в предложении должны стоять запятые.
1. Испуганный (1)шорохом (2) конь шарахнулся в сторону (3) звеня (4)колечками уздечки (5) тревожно всхрапывая.
2. Иван Яковлевич бросил перо (1) и (2) откинувшись на спинку стула (3) стал смотреть за окно на поляну (4) залитую (5) лунным светом.
3. Четыре орудия поочерёдно слали снаряды туда (1) но (2) сверх Григорьева ожидания (3) орудийный огонь не внёс заметного замешательства (4) в ряды красных.4. Среди развалин древнего Херсонеса (1) висит (2) раскачиваясь над морем (3) колокол (4) установленный на невысоких прочных столбах.
5. Но вот (1) выбрав момент (2) сержант рывком вскочил на ноги (3) и (4) что-то прокричав (5) головой вперед бросился через рельсы (6) сразу исчезнув на той стороне однопутки.
6. Обрадованные такими приятными надеждами (1) мы весело пошли гулять (2) и (3) бегать сначала по двору (4) а потом и по саду.
7. За это время Тимофей (1) и Роман успели крепко сжиться (2) и (3) несмотря на разницу в возрасте (4) стать большими друзьями.
8. Пестрая шкура леопарда (1) перехваченная золотой стрелою (2) легко повисла с округлого плеча на выгнутое бедро (3) и (4) переливаясь на солнце (5) казалась живым существом.
9. Я (1) встревоженный (2) и (3) огорченный до глубины души (4) сидел молча (5) надеясь на благоприятный исход дела.
10. Горделиво выгнувший шею (1) лебедь подплыл к берегу и (2) встряхнувшись (3) и (4) замахав крыльями (5) направился к кормушке.
В-3.Расставьте знаки препинания: укажите цифры (цифру), на месте которых в предложении должны стоять запятые.
1) Эпоха (1) начавшаяся после открытий Галилео Галилея (2) и (3) завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила важный поворот в истории человечества.
2) У низенькой полуоткрытой двери дремал (1) опираясь (2) на ружьё (3) солдат (4) одетый в мундир Преображенского полка (5) и треуголку.
3) Впечатление от этой глубокой тишины (1) было особенно сильно на опустевшем корабле (2) неподвижно стоявшем (3) посреди (4) наполнявшейся редкими льдами (5) бухты.
4) Вокруг меня (1) прижимаясь к самой дороге (2) зеленел лес (3) изредка уступая место поросшим осокой (4) полям.
5) Словарь языка А.С. Пушкина (1) созданный под редакцией академика В.В.Виноградова (2) содержит лексику общенационального языка (3) использованную поэтом в своих произведениях.
6) В мире не счесть мастеров-виртуозов (1) артистично владеющих (2) рисунком (3) живописью (4) композицией (5) и (6) создающих великолепные полотна.
7) Иван Яковлевич бросил перо (1) и (2) откинувшись на спинку стула (3) стал смотреть за окно на поляну (4) залитую (5) лунным светом.
8) В прошлом году (1) роясь в домашнем архиве (2) я случайно напал на довольно объемистую связку писем (3) перевязанных голубой тесьмой (4) и решил прочесть их.
9) Увидев в своей комнате человека (1) уносящего опечатанный стул (2) Авессалом Владимирович взмахнул (3) выглаженными у портного (4) брюками (5) и подпрыгнул.
10) Дорога шла через огромное поле (1) засеянное яровыми (2) и (3) поворачивая вправо (4) углублялась в лес.
В-4 Расставьте знаки препинания: укажите цифры (цифру), на месте которых в предложении должны стоять запятые.
1) Вокруг было только торжественное море (1) посеребренное луной (2) и (3) усеянное звездами (4) небо.
2) Среди развалин древнего Херсонеса (1) висит (2) раскачиваясь над морем (3) колокол (4) установленный на невысоких прочных столбах.
3) Лицо Егора было покрыто мелкими каплями пота (1) и (2) медленно поднимая непослушные руки (3) он отёр ладонью лоб.
4) Неслышно осыпая звёзды (1) ночь над деревнею идёт (2) и месяц (3) выглянувший поздно (4) несмело смотрит в небосвод.
5) Он (1) встревоженный (2) и (3) огорченный до глубины души (4) сидел молча (5) надеясь на благоприятный исход дела.
6) Первым искусственным материалом (1) изобретенным человеком (2) в каменном веке (3) была огнеупорная глина.
7) В зеленоватом небе (1) чисто вымытом (2) дождем (3) догорало осеннее солнце.
8) Стиль модерн (1) выдвинув на первый план (2) идею создания новых форм(3) и выразительных средств (4) изменил сознание мастеров.
9) Вокруг меня (1) прижимаясь к самой дороге (2) зеленел лес (3) изредка уступая место поросшим осокой (4) полям.
10) Великий комбинатор (1) заложив руки в карманы (2) гулял вдоль борта (3) не замечая оставшегося на берегу (4) Воробьянинова.
Ответы.
В-1
В2
В-3
В-4
1
1,2
2,3,5
1,4
1,2
2
1,3
2,3,4
1,3,4
2,3,4
3
1,3,4
1,2,3
2
2,3
4
1,2,3,4
2,3,4
1,2,3
1,2,3,4
5
1,2,4
1,2,4,5,6
1,2,3
1,4,5
6
1,2,3
1,4
1,3,4
1,3
7
1,2,3,4
3,4
2,3,4
1,3
8
1,2,3
1,2,4,5
1,2,3,4
1,4
9
1,2,3
1,4,5
1,2
1,2,3
10
1,2
2,5
1,2,3,4
1,2,3
infourok.ru
ЕГЭ. Русский язык Задание 16. Как легко выполнить?
Задание 16. Как легко выполнить?
В задании № 16 дано предложение. Необходимо отметить, на месте каких цифр необходимо поставить в нём запятые.
Данное задание по теме: обособленные члены предложения. Однако чаще всего даются предложения с причастными и деепричастными оборотами.
На данном сайте есть теоретический материал, необходимый для выполнения задания, алгоритм рассуждения. Повторите всё это ещё раз.
Самый простой способ выполнения задания 16
Причастный оборот
-
Найдите причастный оборот в предложении. Как это сделать? Запомните, что причастие отвечает на вопросы какой? что делающий? что сделавший? что с ним сделали? и имеет суффиксы УЩ, ЮЩ, АЩ, ЯЩ, ЕНН, АНН, ЯНН, Т, ВШ.
Примеры
Читающий (что делающий?)
Прочитавший ( что сделавший?
Построенный ( что с ним сделали?)
Поднятый ( что с ним сделали?)
Ко всем данным словам можно задать и вопрос какой? (Этим причастие похоже на прилагательное)
-
Итак, причастие нашли. Теперь посмотрите, нет ли слева и справа от него зависимых слов, то есть тех, которые зависят от причастия. Если есть, то перед вами причастный оборот.
Пример
Девочка, с интересом читающая книгу.
( Девочка какая? Читающая.
Читающая как? С интересом.
Читающая что? Книгу)
Причастие читающая нашли по суффиксу УЩ и вопросам: какая? что делающая?
Справа и слева от причастия есть слова, к которым можно задать вопрос от причастия, то есть зависимые слова. Это всё вместе будет причастный оборот.
-
Далее находим определяемое слово, то есть то, ОТ КОТОРОГО уже К причастию задаётся вопрос (девочка).
-
Посмотрите, где находится причастный оборот по отношению к этому определяемому слову.
-
Если причастный оборот стоит ПОСЛЕ определяемого слова, то ставим запятые, выделяем оборот с ОБЕИХ сторон ( не забывайте ставить запятую после причастного оборота).
-
Если же причастный оборот стоит ПЕРЕД определяемым словом, то нет запятых вообще.
Сравните:
-
Девочка, читающая книгу.
-
Читающая книгу девочка.
Как видите, в зависимости от того, где находится определяемое слово девочка, мы либо ставим, либо нет запятые.
Помните, что есть исключения, повторите их все в статьях на данном сайте.
Деепричастный оборот
Отвечает на вопросы КАК? ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?
Имеет суффиксы Я, В, А, ВШИ
Не изменяется ( этим оно похоже на наречие, тоже не имеет окончания, а сразу заканчивается суффиксом)
Примеры
Рисуя (что делая?)
Нарисовав (что сделав?)
Рассмеявшись (что сделав?)
-
Нашли деепричастие. Теперь находим деепричастный оборот ( тоже смотрите на слова справа и слева, можно ли к ним задать вопрос от деепричастия)
Пример
Девушка , мечтая поступить в престижный вуз, усердно занималась самоподготовкой( выделенные слова- деепричастный оборот)
-
Со знаками препинания здесь намного проще. Деепричастный оборот и даже одиночное деепричастие всегда выделяются запятыми, то есть обособляются с обеих сторон.
Имейте в виду, что в данном правиле тоже есть исключения. Прочитайте про них на данном сайте, вспомните все исключения.
Два одинаковых оборота
- Часто предлагаются предложения, в которых сразу два одинаковых оборота, то есть или два причастных, или два деепричастных.
- Запомните: если два одинаковых оборота соединены союзом И, то они становятся однородными и запятая МЕЖДУ ними не ставится.
Пример
Сергей, серьёзно подумав над последствиями и взвесив все плюсы и минусы от предстоящего путешествия, всё же решил рискнуть и отправиться в путь.
Комментарий
- В предложении два деепричастных оборота (они выделены, деепричастия подумав и взвесив)
- Между одинаковыми оборотами стоит союз И, поэтому МЕЖДУ оборотами запятая НЕ ставится, а перед и после оборотов — ставится.
Пример задания с комментариями
Задание 16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Паровоз (1)сверху освещённый матовыми шарами(2)и (3)оттого походивший на состав из сказки( 4)медленно тронулся(5) оставляя после себя клубы дыма.
-
Сначала находим причастия ( по вопросам и суффиксам)- это освещённый и походивший.
-
Определив по словам справа и слева причастий зависимые слова, находим обороты. Здесь их два: 1- сверху освещённый матовыми шарами , 2- оттого походивший на состав из сказки.
-
МЕЖДУ ними союз И, поэтому запятые 2 и 3 НЕ ставятся.
-
Определяемое слово – паровоз. Оно стоит ПЕРЕД причастными оборотами. Поэтому запятые 1( начало первого оборота) и 4( конец второго оборота ) ставим.
-
Далее находим деепричастие. Его мы сразу узнаём по суффиксу Я и вопросам: тронулся как? что делая?- оставляя.
-
Уже известным способом находим деепричастный оборот: оставляя после себя клубы дыма.
Ответ: 145
Желаю удачи!
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
poznaemvmeste.ru
Определение | |
Выделяется запятыми | Пример |
Причастный оборот после определяемого слова | Ребёнок,| заснувший у меня на руках|, внезапно проснулся. |
Причастный оборот и до, и после определяемого слова, если относится к местоимению | |Расстроившаяся из-за сына|, она никак не могла взять себя в руки. |
Причастный оборот до определяемого слова, если он имеет добавочное обстоятельственное значение( причины, условия, уступки) | Пораженная новостью, мать медленно опустилась на стул. (почему? по какой причине?) |
Два и более одиночных согласованных определения, стоящие после определяемого слова | Ребёнок, сытый и довольный, заснул у меня на руках. |
Согласованное определение, возможно и одиночное, если определяемое слово – личное местоимение | Он, сытый, быстро заснул. Сытый, он быстро заснул. |
Если оторвано от определяемого слова другими членами предложения | Благоухающая и красивая, выросла у нашего дома сирень. |
Несогласованное определение обособляется, если определяемое слово: 1) местоимение ; 2) имя собственное | 1) Как вы, с вашим умом, не поняли её замысла? 2) Лёшка, в старой куртке, ничем не отличался от деревенских ребятишек. |
Не обособляется запятыми причастный или определительный оборот: 1) Если определяемое слово стоит после него (кроме исключений). Лежащая на полу книга была открыта на пятой странице. 2) Если определение входит в состав сказуемого( составного именного). Она была красивая. 3) Если стоит после неопределенного местоимения. Я обязан рассказать вам что-то важное. | |
Обстоятельство | |
Выделяются запятыми | Пример |
Деепричастные обороты и деепричастия, сохранившие глагольность( значение добавочного действия) | Он бежал, крича мне что-то. Поев, ребёнок заснул. |
Обстоятельство с предлогом несмотря на | Несмотря на дождь, дети убежали гулять. |
Сравнительные обороты с союзами как, будто, точно, словно, как будто, что, чем, нежели и др. подобными | Облака плыли над самой землёй низко, неспешно, как ватные. Это не танец: двигается, как деревянная. |
Не обособляются деепричастия и деепричастный обороты 1) Если они потеряли свою глагольность и имеют значение образа действия Не спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей. — бегут как? В метро я ехал стоя. (это положение в пространстве, а не добавочное действие) 2) Если включаются во фразеологический оборот (устойчивые словосочетания) В трудные дни он работал с нами не покладая рук. Он скрепя сердце отдал мне конфету. | |
| |
Приложение | |
Как одиночное, так и распространённое приложение, если определяемое слово местоимение | Он, отличный врач, очень помог мне. |
Распространённое приложение, если стоит после определяемого слова, выраженного существительным | Мой брат, отличный врач, лечит всю нашу родню. |
Если приложение «оторвано» от определяемого слова | Дверь открыл сын наших соседей, пятилетний малыш. |
Одиночное нераспространённое определение, если определяемое слово существительное с пояснительными словами | Он увидел своего сына, малыша, и улыбнулся. |
Любое приложение, если стоит после определяемого слова — имени собственного | Мишка, сын соседа, отчаянный сорванец. |
Обособление, выраженное именами собственными, если служат для уточнения или пояснения | А устроил пожар сын соседа, Мишка, отчаянный сорванец. |
Приложение, если стоит перед определяемым словом — именем собственным, если при этом выражается добавочное обстоятельственное значение | Архитектор от Бога, Гауди не мог построить обычный собор. |
1) Если союз как имеет значение «в качестве», то присоединяемый им оборот не является приложением и не обособляется. Полученный ответ рассматривается как согласие. 2) Не обособляется также приложение с союзом как, характеризующее предмет с какой-либо одной стороны. Мы больше знаем Лермонтова как поэта и прозаика и меньше как драматурга. | |
Дополнение | |
Обособляются дополнения, выраженные существительными с предлогами: кроме, помимо, сверх, за исключением, включая, исключая, вместо, наряду с. В них передаются значения включения — исключения или замещения. | Никто, кроме Ивана, не знал ответа на вопрос учителя. |
rustutors.ru
Определение |
|
Выделяется запятыми |
Пример |
Причастный оборот после определяемого слова |
Ребёнок,| заснувший у меня на руках|, внезапно проснулся. |
Причастный оборот и до, и после определяемого слова, если относится к местоимению |
|Расстроившаяся из-за сына|, она никак не могла взять себя в руки. |
Причастный оборот до определяемого слова, если он имеет добавочное обстоятельственное значение( причины, условия, уступки) |
Пораженная новостью, мать медленно опустилась на стул. |
Два и более одиночных согласованных определения, стоящие после определяемого слова |
Ребёнок, сытый и довольный, заснул у меня на руках. |
Согласованное определение, возможно и одиночное, если определяемое слово – личное местоимение |
Он, сытый, быстро заснул. |
Если оторвано от определяемого слова другими членами предложения |
Благоухающая и красивая, выросла у нашего дома сирень. |
Несогласованное определение обособляется, если определяемое слово: |
1) Как вы, с вашим умом, не поняли её замысла? |
Не обособляется запятыми причастный или определительный оборот:
|
|
Обстоятельство |
|
Выделяются запятыми |
Пример |
Деепричастные обороты и деепричастия, сохранившие глагольность( значение добавочного действия) |
Он бежал, крича мне что-то. |
Обстоятельство с предлогом несмотря на |
Несмотря на дождь, дети убежали гулять. |
Сравнительные обороты с союзами как, будто, точно, словно, как будто, что, чем, нежели и др. подобными |
Облака плыли над самой землёй низко, неспешно, как ватные. |
Не обособляются деепричастия и деепричастный обороты 2) Если включаются во фразеологический оборот (устойчивые словосочетания) |
|
|
|
Приложение |
|
Как одиночное, так и распространённое приложение, если определяемое слово местоимение |
Он, отличный врач, очень помог мне. |
Распространённое приложение, если стоит после определяемого слова, выраженного существительным |
Мой брат, отличный врач, лечит всю нашу родню. |
Если приложение «оторвано» от определяемого слова |
Дверь открыл сын наших соседей, пятилетний малыш. |
Одиночное нераспространённое определение, если определяемое слово существительное с пояснительными словами |
Он увидел своего сына, малыша, и улыбнулся. |
Любое приложение, если стоит после определяемого слова — имени собственного |
Мишка, сын соседа, отчаянный сорванец. |
Обособление, выраженное именами собственными, если служат для уточнения или пояснения |
А устроил пожар сын соседа, Мишка, отчаянный сорванец. |
Приложение, если стоит перед определяемым словом — именем собственным, если при этом выражается добавочное обстоятельственное значение |
Архитектор от Бога, Гауди не мог построить обычный собор. |
1) Если союз как имеет значение «в качестве», то присоединяемый им оборот не является приложением и не обособляется.
|
|
Дополнение |
|
Обособляются дополнения, выраженные существительными с предлогами: кроме, помимо, сверх, за исключением, включая, исключая, вместо, наряду с. В них передаются значения включения — исключения или замещения. |
Никто, кроме Ивана, не знал ответа на вопрос учителя. |
libaid.ru
ЕГЭ русский язык задание 17
09 Авг
2014
Знаки препинания при обособленных членах
Предлагаю вашему вниманию видеоурок по этой теме, если вам удобнее слушать и смотреть, а не читать.
Начать знакомство с обособленными членами лучше с этой статьи. Там вы вспомните, что такое обособление, какие члены предложения бывают обособленными. Здесь я расскажу только про условия обособления (выделения с двух сторон) разных отрезков предложения.
Определение
Всегда выделяются запятыми, если относятся к личному местоимению.
Всегда выделяются запятыми, если имеют значение уступки (хотя..), причины или условия.
Примеры: Довольный, он забрал заработанные деньги. Определение «довольный» выделяем, а определение «заработанные» — нет. Потому что первое относится к личному местоимению, а второе — нет. Уставший после битвы, Геральт не хотел спорить с солтысом. Здесь значение причины: не хотел спорить, потому что был уставший.
Всегда выделяются запятыми все распространённые определения, которые идут после главного слова. И выделяем их от начала распространения и до конца. Почему так? Да потому что вообще место определения перед главным словом. А если оно идёт после, на него падает логическое ударение. И выражается это ударение в обособлении.
Одиночные согласованные определения тоже могут выделяться после главного слова при условии, что их несколько, больше одного. Ведьмак, беловолосый, немногословный, вошёл в пиршественную залу.
В принципе, для ЕГЭ вам этого минимума хватит. Есть отдельные тонкости в обособлении несогласованных определений и приложений, однако лучше не заморачиваться…
Обстоятельства
В статье вы уже читали, что деепричастные обороты, деепричастия и обстоятельсва с предлогами вроде «несмотря на…» всегда обособляются. Исключение составляют фразеологизмы (работал спустя рукава) и деепричастия, похоие на наречия. Их и обособлять не хочется: работал сидя.
Сложнее обстоят дела с двумя оборотами при союзе И. Здесь два варианта: либо И соединяет обороты и тога запятой не выделяется, либо И соединяет однородные члены.
Пример 1: Ведьмак отправился к камням, прихватив с собой Лютика и вооружившись двумя мечами. Тут И соединяет обороты, поэтому мы ставим запятую в самом начале первого оборота и в конце второго единым отрезком (правда, в конце второго уже идёт точка). Проверить легко: уберите обороты из предложения. И останется лишней. Она их соединяла, и теперь ей нечего делать.
Пример 2: Ведьмак отправился к камням, прихватив с собой Лютика, и, вооружившись двумя мечами, медленно приближался к краю обрыва. Здесь И соединяет однородные сказуемые «отправился» и «приближался». Уберём обороты — И всё равно при делах. Первый оборот относится к первому сказуемому, второй — к своему, второму. Потому выделяем их оба, по отдельности.
В принципе, если встретите два причастных оборота с союзом И, на всякий случай, тоже проверьте.
Про остальные обособленные члены и писать не стоит. Потому давайте-ка разберём КИМ.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.
Что мы здесь имеем? То есть, на какие обособления автор КИМа нас хотел навести?
Видим цифры на месте двух обособленных определений. Ибо вопросы: какая? (открывавшаяся) какого? (складывавшегося). Найдём к ним главные слова. Открылась у нас «выставка», складывалось «направление». Ага, это не местоимения. Значения причины-уступки-условия тоже не наблюдается. Значит, смотрим, где находятся определения по отношению к главному слову. Первое — после, второе — до. Вывод: второе точно не выделяем запятыми: ни местоимения, ни причины-уступки-условия, ни после главного. Первое будет выделяться, если их несколько или если оно распространённое. Выставка у нас только «открывшаяся», значит, оно одно. Есть зависимые слова? Да: открылась когда? В 1871 году. Значит, выделяем его.
И тут надо быть внимательными: чтобы правильно выделить, находите все до последнего зависимые слова и выделяйте с первого до последнего завиисмого включительно. Сомневаетесь: уберите причастие из текста. Те слова, что попросятся с ним, и будут оборотом. у нас это только «в 1871 году». Значит, запятые выпишем 1 и 2.
Конечно, я рассуждал немного дотошно и подробно. Вы можете сделать всё гораздо быстрее. Особенно, когда потренируетесь на двух вариантах тестов.
ЕГЭ: Задание 16 — Вариант 1
Пожалуйста, подождите пока страница загрузится полностью.Если эта надпись не исчезает долгое время, попробуйте обновить страницу. Этот тест использует javascript. Пожалуйста, влкючите javascript в вашем браузере.
If loading fails, click here to try again
Предложения взяты из романа Анджея Сапковского «Меч предназначения», глава 4 «Немного жертвенности» (в переводе Е.Вайсброта)
Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%.
Результат оценивается как %%RATING%%
Ваши ответы выделены серым.
Количество оставшихся вопросов: 10.
ЕГЭ: Задание 16 — Вариант 2
Пожалуйста, подождите пока страница загрузится полностью.Если эта надпись не исчезает долгое время, попробуйте обновить страницу. Этот тест использует javascript. Пожалуйста, влкючите javascript в вашем браузере.
If loading fails, click here to try again
Предложения взяты из романа Анджея Сапковского «Меч предназначения», глава 4 «Немного жертвенности» (в переводе Е.Вайсброта)
Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%.
Результат оценивается как %%RATING%%
Ваши ответы выделены серым.
Количество оставшихся вопросов: 10.
Главная → ЕГЭ русский язык → ЕГЭ: задание 17
alfring.ru
Теория к заданию 16 по русскому языку ЕГЭ 2019 / Блог :: Бингоскул
- Блог
- →
- Теория к заданию 16 по русскому языку ЕГЭ 2019
Знаки препинания в простом осложненном предложении (однородные члены предложения) и в сложносочиненном предложении
Знаки препинания при однородных членах
Однородные члены предложения — это слова,которые являются одним и тем же членом предложения, зависят от одного и того же слова и отвечают на один и тот же вопрос.
Однородные члены в предложении разделяются запятой, если:
- между однородными членами нет союзов. Например: Наш путь лежит через Воронеж, Рязань, Пензу.
- между однородными членами есть повторяющиеся союзы: и…и, или…или, не то…не то и т.д. Например: Мы собрали и одежду, и книги, и посуду.
- Запятая ставится перед второй частью двойного союза как…, так; не только…, но и; не столько…, сколько; насколько…, настолько; хотя и…, но; если не…, то; не только не…, а; не то чтобы…, а и др. Например: Перед нами появились не только мужественные воины, но и прекрасные амазонки.
Запятая между однородными членами не ставится в следующих случаях:
- между однородными членами есть одиночные союзы и, или, да (в значении и). Например: Надень пальто или куртку.
- однородные члены представляют собой фразеологический оборот с повторяющимися союзами. Например: и день и ночь, и смех и грех, и там и сям, ни то ни се, и так и сяк и т. д.
Однородные и неоднородные определения.
Однородные определения, выраженные прилагательными и причастиями и стоящие перед определяемым словом, отделяются друг от друга запятой, неоднородные – не отделяются. Например: Бестужев снял с её руки зелёную вязаную перчатку.
Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом
Обобщающие слова – слова, имеющие общее значение для всех однородных.
- Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то между ними ставится двоеточие. Например: Снег лежал всюду: на крышах, на скамейках, на траве.
- Если обобщающее слово стоит после ряда однородных членов, то между ними ставится тире. Например: В театре, в цирке, в кино — везде мне было скучно.
- Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, но дальше предложение продолжается, то после ряда однородных ставим тире. Например: Во всех мировых столицах: Лондоне, Париже, Риме — есть свои достопримечательности.
Дополнительный материал
Знаки препинания:
bingoschool.ru