Демонстрационные варианты ЕГЭ по литературе (11 класс)
Демонстрационные варианты ЕГЭ по литературе состоят из двух частей: в первую часть входят задания с кратким ответом и задания, выполнение которых требует развернутого ответа в объеме 5 — 10 предложений. Вторая часть включает в себя 4 задания, из которых нужно выбрать одно и дать на него развернутый аргументированный ответ в виде сочинения объемом не менее 200 слов.
Все демонстрационные варианты ЕГЭ по литературе содержат ответы ко всем заданиям,а также критерии оценивания для заданий с развернутым ответом.
В демонстрационный вариант ЕГЭ 2018 года по литературе по сравнению с демонстрационным вариантом 2017 года внесены следующие изменения:
Уточнены требования к выполнению заданий 9 и 16 (отменено
Введена четвертая тема сочинения.
Полностью переработаны критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом (8, 9, 15, 16, 17).
Максимальный балл за выполнение всей работы увеличен с 42 до 58 баллов.
Приведенные материалы опубликованы на официальном информационном портале Единого Государственного Экзамена.
Демонстрационные варианты ЕГЭ по литературе
Отметим, что демонстрационные варианты ЕГЭ по литературе представлены в формате pdf, и для их просмотра необходимо, чтобы на Вашем компьютере был установлен, например, свободно распространяемый программный пакет Adobe Reader.
Изменения в демонстрационных вариантах ЕГЭ по литературе
Демонстрационные варианты ЕГЭ по литературе для 11 класса за 2003 — 2007 годы состояли из заданий трех видов: А — задания, в которых нужно выбрать один из предложенных ответов, В — задания, на которые требуется дать краткий ответ, С — задания, выполнение которых требует развернутого ответа.
В 2008 году из демонстрационного варианта ЕГЭ по литературе были исключены задания с выбором ответа.
В 2015 году в демонстрационном варианте по литературе была изменена структура варианта:
Вариант стал состоять из двух частей (часть 1 — задания с кратким ответом, часть 2 — задания с развернутым ответом).
Нумерация заданий стала сквозной
В демонстрационных вариантах ЕГЭ 2016 — 2017 годов по литературе по сравнению с демонстрационным вариантом 2015 года изменений не было.
В демонстрационный вариант ЕГЭ 2018 года по литературе по сравнению с демонстрационным вариантом 2017 года были внесены следующие изменения:
Уточнены требования к выполнению заданий 9 и 16 (отменено требование обосновать выбор примера для сопоставления)
Введена четвертая тема сочинения.
Полностью переработаны критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом (8, 9, 15, 16, 17).
Максимальный балл за выполнение всей работы увеличен с 42 до 58 баллов.
На нашем сайте можно также ознакомиться с подготовленными преподавателями нашего учебного центра «Резольвента» учебными материалами для подготовки к ЕГЭ по математике.
Приглашаем школьников (можно вместе с родителями) на бесплатное тестирование по математике, позволяющее выяснить, какие разделы математики и навыки в решении задач являются для ученика «проблемными». Запись по телефону (495) 509-28-10 |
Для школьников, желающих хорошо подготовиться и сдать ЕГЭ по математике или русскому языку на высокий балл, учебный центр «Резольвента» проводит
У нас также для школьников организованы
МОСКВА, СВАО, Учебный центр «РЕЗОЛЬВЕНТА»
www.resolventa.ru
ЕГЭ 2019. Литература. Демонстрационный вариант.
– Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович, снимая картузи встряхивая волосами. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.– Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базарови опустился на диван.всякой видимой причины потопал ногами. – Вот кстати и Прокофьич.
Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый,
в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.
– Вот он, Прокофьич, – начал Николай Петрович, – приехал к нам
наконец… Что? как ты его находишь?
– В лучшем виде-с, – проговорил старик и осклабился опять, но тотчас
же нахмурил свои густые брови. – На стол накрывать прикажете? –
проговорил он внушительно.
– Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату,
Евгений Васильич?
– Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой
туда стащить да вот эту одежонку, – прибавил он, снимая с себя свой
балахон.
– Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы
с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?
– Да, надо почиститься, – отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил
юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое
большею частью исчезает после двадцатых годов.
Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку
с длинными розовыми ногтями, – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shakehands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».
Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка
наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.
– Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным
голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. – Разве что на дороге случилось?
– Ничего не случилось, – отвечал Аркадий, – так, замешкались немного.
(И.С. Тургенев, «Отцы и дети»)
literatura-ege.ru
ЕГЭ 2018. Литература. Демонстрационный вариант (проект)
– Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович, снимая картузи встряхивая волосами. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.
– Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров
и опустился на диван.
– Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. – Николай Петрович без
всякой видимой причины потопал ногами. – Вот кстати и Прокофьич.
Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый,
в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.
– Вот он, Прокофьич, – начал Николай Петрович, – приехал к нам
наконец… Что? как ты его находишь?
– В лучшем виде-с, – проговорил старик и осклабился опять, но тотчас
же нахмурил свои густые брови. – На стол накрывать прикажете? –
проговорил он внушительно.
– Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату,
Евгений Васильич?
– Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой
туда стащить да вот эту одежонку, – прибавил он, снимая с себя свой
балахон.
– Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы
с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?
– Да, надо почиститься, – отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил
юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое
большею частью исчезает после двадцатых годов.
Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку
с длинными розовыми ногтями, – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shakehands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».
Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка
наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.
– Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным
голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. – Разве что на дороге случилось?
– Ничего не случилось, – отвечал Аркадий, – так, замешкались немного.
(И.С. Тургенев, «Отцы и дети»)
literatura-ege.ru
Демоверсия ЕГЭ 2017 по литературе с ответами
Демоверсия ЕГЭ 2017 по литературе с ответами
14.11.2016 года на сайте ФИПИ опубликованы утвержденные демонстрационные варианты, кодификаторы и спецификации контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена и основного государственного экзамена 2017 года.
Демоверсия ЕГЭ по литературе 2017 год с ответами
Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе 2016 — 2015 г.
Изменения в КИМ ЕГЭ 2017 года в сравнении с 2016 годом
Изменения структуры и содержания КИМ по литературе отсуствуют.
При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2017 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в него, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2017 г.
Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2017 г., приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена 2017 г. по литературе.
Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ 2017 по литературе
Принципы отбора содержания и разработки структуры КИМ ЕГЭ по литературе соответствуют цели получения объективных и достоверных сведений о готовности выпускника к продолжению образования на гуманитарных специальностях в организациях среднего и высшего профессионального образования.
В каждый вариант КИМ включаются различные как по форме предъявления, так и по уровню сложности задания, выполнение которых выявляет уровень усвоения участниками ЕГЭ основных элементов содержания различных разделов курса, степень сформированности предметных компетенций и общеучебных навыков. Содержание и структура экзаменационной работы дают возможность проверить знание выпускниками содержательной стороны курса (истории и теории литературы), а также необходимый комплекс умений по предмету.
Структура КИМ демоверсии ЕГЭ по литературе 2017 г
В экзаменационной работе выделены две части и принята сквозная нумерация заданий. КИМ включает в себя 17 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
В части 1 предлагается выполнение заданий, содержащих вопросы к анализу литературных произведений. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т.п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с материалом курса. Часть 1 включает в себя два комплекса заданий.
Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1–7), требующих написания слóва, или словосочетания, или последовательности цифр, и 2 задания с развернутым ответом в объеме 5–10 предложений (8, 9).
Второй комплекс заданий относится к лирическому произведению: 5 заданий с кратким ответом (10–14) и 2 задания с развернутым ответом в объеме 5–10 предложений (15, 16).
Часть 2 работы требует от участников ЕГЭ написания полноформатного развернутого сочинения на литературную тему (таким образом, к отработанному в части 1 литературному материалу добавляется еще один содержательный компонент проверяемого курса). Выпускнику предлагаются 3 вопроса (17.1–17.3), охватывающих важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса: 17.1 – по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII в. и первой половины XIX в.; 17.2 – по произведениям второй половины XIX в.; 17.3 – по произведениям конца XIX–XX в.
Смотрите также:
ucthat-v-skole.ru
Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе 2018 — задания, сочинения
ЕГЭ по литературе в 2018 году является предметом по выбору. Тем, кто решил сдавать этот экзамен, рекомендуется, прежде всего, ознакомиться с демоверсией, которая представлена на сайте ФИПИ. Разберем задания из демонстрационного варианта ЕГЭ по литературе 2018 года. Более подробную информацию о заданиях по ЕГЭ вы можете узнать у наших репетиторов, записавшись на курсы повторения школьных предметов.
Задания ЕГЭ по литературе 2018.
Часть 1
Задание 1. Нужно указать литературное течение/направление, в рамках которого написано приведенное произведение, или же его жанр: «К какому жанру относится произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети»?». Жанры прозы, которые мы знаем: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча. «Отцы и дети» — это роман.
Задание 2 в ЕГЭ по литературе. Необходимо обозначить какой-либо общеизвестный историко-литературный факт или термин. «Как называется идеология полного отрицания общепринятых ценностей, культивируемая Базаровым и Аркадием Кирсановым?». Вспоминаем, что такая идеология называется нигилизм.
Задание 3. Проверяется знание истории литературы. «Внутренний и внешний демократизм Базарова созвучен духу описываемой автором эпохи. Укажите фамилию властителя дум революционно-демократической молодежи тех лет – литературного критика, памяти которого посвящены «Отцы и дети». Читавший это произведение выпускник с легкостью вспомнит, что в самом начале текста написано следующее: «Посвящается памяти Виссариона Григорьевича БЕЛИНСКОГО». Ответ – Белинский
Задание 4. Как правило, проверяет знание содержания произведения, представленного в первом блоке заданий: необходимо сопоставить персонажа и его характеристику. «Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца». Нам даны персонажи: А) Евгений Базаров, Б) Николай Петрович Кирсанов, В) Павел Петрович Кирсанов и их дальнейшая судьба: 1) получает ранение на дуэли, 2) женится на сестре Одинцовой, 3) умирает от тяжёлой болезни, 4) женится на Фенечке. Вспоминая сюжет романа, делаем вывод: Евгений Базаров умирает от тифа, заразившись от больного; Николай Петрович Кирсанов женится на Фенечке, а Павел Петрович Кирсанов стреляется на дуэли с Базаровым. Ответ: 341
Задание 5 проверяет знание теоретико-литературных понятий. «Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)?» Ответ: деталь.
Задание 6 также проверяет знание литературных терминов, в частности средств художественной выразительности. «Старший Кирсанов и Базаров с первых страниц произведения противопоставлены друг другу. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?». Ответ: антитеза или контраст.
Задание 7 по литературе требует знания других произведений литературы в рамках данного творческого метода. «“Отцы и дети” образно и тематически перекликаются с известным произведением И.А. Гончарова, названным по фамилии главного героя. Укажите фамилии двух гончаровских персонажей, один из которых в чём-то внутренне близок Базарову, а другой, подобно старшему Кирсанову, является его полной противоположностью». Единственный роман Гончарова, который представлен в кодификаторе – это «Обломов». Каждый читавший этот роман, помнит, что два контрастирующих персонажа там – Обломов и Штольц.
Задания 8 и 9 – это развернутые ответы объемом в 5-6 предложений.
В задании 8 «Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?» нужно прямо и как можно более ёмко ответить на поставленный вопрос, без «воды» и «не растекаясь мыслию по древу», аргументируя свой ответ цитированием. Подсказка: стоит обратить внимание на детали одежды и внешность Кирсанова и Базарова, их манеры, фразы и реплики – в этих мелочах и проявляется начало основного конфликта поколений.
В задании 9 в ЕГЭ по литературе необходимо провести параллель со схожими по теме произведениями: «В каких произведениях русской классики отображён конфликт между представителями разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?» Подсказка: здесь можно вспомнить «Недоросля» Д.Фонвизина, «Горе от ума» А.А. Грибоедова, «Вишневый сад» А.П.Чехова.
Задания ЕГЭ по литературе 2018.
Часть 2
В задании 10, аналогично 1, нужно указать литературное течение/направление, в рамках которого написано приведенное произведение. «Назовите модернистское поэтическое течение, одним из ярких представителей которого являлся А.А. Блок». Это, конечно, символизм.
Задание 11 по литературе. Знание теоретико-литературных понятий. «Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), которой поэт использует анафору». Вспоминаем, что анафора – это единоначатие. Находим анафору «Когда блеснёт в дали дорожной//Мгновенный взор из-под платка,//Когда звенит тоской острожной// Глухая песня ямщика!» в 6-й строфе. Ответ: шестая.
Задание 12. Снова владение теоретико-литературными понятиями и терминами. «Из третьей строфы выпишите эпитет, являющийся одной из характеристик центрального образа стихотворения А.А. Блока». Единственный эпитет, который встречается в этой строфе – «разбойная». Это и есть ответ.
Задание 13. Опять знание художественных средств и приёмов. «Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) гипербола 2) инверсия 3) ирония 4) повтор 5) сравнение». Внимательно смотрим на вторую строфу и видим, что «Россия, нищая Россия» — это повтор, «Мне избы серые твои» — инверсия, «Как слёзы первые любви» — сравнение. Ответ записываем по порядку: 245.
Задание 14. Проверяется знание системы силлабо-тонического стихосложения. «Укажите размер, которым написано стихотворение А.А. Блока «Россия» (без указания количества стоп)». Выделив ударные и безударные слоги (опЯть, как в гОды золотЫе, три стЁртых трЕплются шлеИ), и составив их схему, можно легко определить, что в основном каждый второй слог – ударный, а значит, размер стихотворения – ямб.
Задания 15 и 16 похожи на 8 и 9 – это развернутые ответы объемом в 5-6 предложений.
В задании 15 «Каким чувством проникнуто обращение поэта к России?» отвечаем на вопрос прямо. Подсказка: любовь к родной земле и вера в то, что никакие потрясения не сломят страну.
Задание 16 в ЕГЭ по литературе звучит так: «В каких произведениях русских поэтов создан образ России и в чём его сходство и различие в этих произведениях и стихотворении А.А. Блока?». Вспоминаем, кто из поэтов ещё писал о России (да, по сути, все) и выбираем наиболее выдающихся. Подсказка: о России писал Ф. Тютчев «Умом Россию не понять», С.Есенин «Гой ты, Русь моя родная», «Русь», А.Ахматова «Не с теми я кто бросил землю» и др.
Сочинение в ЕГЭ по литературе 2018
В задании 17 вам нужно написать развернутое сочинение объемом в 200 слов синимум только на ОДНУ из предложенных тем. В демоверсии ЕГЭ-2018 по литературе предложены следующие темы:
17.1. Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?
17.2. В чём противопоставлены образы Катерины и Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
17.3. Как в прозе М.А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита»).
Какую тему выбрать – решать вам. Какое произведение знаете лучше, о том и пишите. При написании нужно сформулировать свою точку зрения, опираясь на авторскую позицию, после чего аргументировать свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Особое внимание уделяйте композиции сочинения – оно должно иметь вступление, основную часть и заключение. Мысли должны быть изложены связно и логически последовательно, с соблюдением норм речи. Подобные задания похожи на обычные школьные сочинения, поэтому не пренебрегайте ими.
Самый главный совет: читайте больше, пишите сочинения, тренируйтесь и у вас получится решить ЕГЭ по литературе 2018 без труда! И последний совет, не отказывайтесь от помощи специалистов — записывайтесь на курсы подготовки к ЕГЭ в учебном центре «Годограф».
godege.ru
Демонстрационный вариант ЕГЭ — 2015 по литературе
- Подробности
- Категория: Тесты ЕГЭ — 2015 по литературе
{module Адаптивный блок Адсенс в начале статьи}
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ЕГЭ — 2015 ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Официальная демоверсия ФИПИ
Важнейшим этапом всего процесса подготовки к ЕГЭ по литературе (как, впрочем, и любого другого предмета), является ознакомление выпускника с демонстрационным вариантом КИМ (контрольных измерительных материалов). Этот документ разрабатывается Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) к началу каждого учебного года.
Демонстрационный вариант ЕГЭ — 2015 по литературе представляет собой структурную модель будущих реальных вариантов экзаменационной работы. Неправильно было бы организовывать подготовку к экзамену без его подробнейшего изучения. Ознакомившись с демонстрационным вариантом, Вы будете ясно представлять себе как устроен экзаменационный вариант, сколько заданий в него входит, задания какой сложности и по каким темам будут включены в реальные варианты. Кроме того, в демонстрационном варианте даны ответы на задания, приведены примеры развернутых ответов и критерии их оценивания.
Вся эта информация будет весьма полезной для выпускников выбравших, в качестве предмета на выбор, литературу. На основе демонстрационного варианта ЕГЭ — 2015 по литературе, разрабатываются и тренировочные тесты.
Здесь размещена официальная демоверсия КИМ ЕГЭ — 2015 по литературе.
{module Адаптивный блок Адсенс в конце статьи}
samopodgotovka.com
– Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть. – Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван. – Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. – Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. – Вот кстати и Прокофьич. Вошел человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошел к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину. – Вот он, Прокофьич, – начал Николай Петрович, – приехал к нам наконец… Что? как ты его находишь? – В лучшем виде-с, – проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. – На стол накрывать прикажете? – проговорил он внушительно. – Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич? – Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, – прибавил он, снимая с себя свой балахон. – Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв ее над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь ксебе на минутку? – Да, надо почиститься, – отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов. Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, – руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать». Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман. – Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подергивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. – Разве что на дороге случилось? – Ничего не случилось, – отвечал Аркадий, – так, замешкались немного. И.С.Тургенев, «Отцы и дети». |
5litra.ru