Алгоритм выполнения 11 задания ЕГЭ по русскому языку
Алгоритм выполнения задания 11
шаг 1
Среди пяти предложенных слов необходимо найти слово, в котором пропущена заданная буква (например, Е.И и т.д.)
Определите, какой частью речи являются данные слова.
Буква бывает пропущена либо в суффиксах причастий, либо в суффиксах или окончаниях глаголов. Как отличить эти части речи?
шаг 2
Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? (в инфинитиве) и на вопросы что делает? что сделает? и др. ( в личных формах глаголов)
Например: пишет- напишет – писать – написать и т.д.
Причастие некоторые путают с глаголами, так как они образуются от глаголов и к ним можно задать вопросы¸ похожие на глагольные: что делающий? что сделавший? и т.д.
Однако причастие похоже и на прилагательное, потому что оно тоже обозначает признак, но по действию. Поэтому к причастию можно задать вопросы:
Например: написавший – пишущий — написанный.
шаг 3
Определив часть речи, посмотрите, в какой части слова пропущена буква.
С причастиями проще: буква всегда пропущена в суффиксах. В глаголах же может быть пропущена буква и в суффиксах, и в окончаниях — везде разные правила.
Если пропущена буква перед Н-НН, то тогда посмотрите, от какого глагола образовано слово, поставьте это слово в инфинитив ( то есть чтобы оно отвечало на вопросы делать ? что сделать ?)
Если в инфинитиве есть буквы А-Я, то они сохраняются перед Н-НН, например: написАть- написАнный, посеЯть – посеЯнный
Если нет этих букв, то ВСЕГДА перед Н-НН пишется Е, например:
напилИть – напилЕнный, увид Еть – увидЕнный.
Запомните: когда вставляете буквы в суффиксах причастий перед Н-НН, не надо определять спряжение глагола, это не играет никакой роли!!!
Если пропущена гласная перед ВШ, то смотрим на гласную в инфинитиве и пишем ту же самую.
Примеры:
сеЯвший – от сеЯть
сказАвший – от сказАть
видЕвший – от видЕть
строИвший – от строИть
Если пропущены буквы в других суффиксах причастий, то определяем эти гласные поСПРЯЖЕНИЮ глаголов, от которых причастия образованы.
Если глагол 1 спряжение— то гласные У,Ю,Е,
Если глагол 2 спряжения- то А,Я,И
УЩ, ЮЩ, ЕМ – в причастиях от глаголов 1 спряжения
АЩ, ЯЩ, ИМ – в причастиях от глаголов 2 спряжения
Примеры:
рисуЮЩий — от рисовать , 1 спр.
скачУЩий — от скакать , 1 спр.
уважаЕМый – от уважать, 1 спр.
красЯЩий- от красить , 2 спр.
рушАЩий- о рушить, 2 спр.
гонИМый – от гнать, 2 спр.
1.Если пропущена буква в окончаниях глаголов, то она зависит тоже от спряжения глагола.
Примеры:
пишЕшь- от писать, 1 спр.
рисуЮт- от рисовать , 1 спр.
скажУт – от сказать, 1 спр.
держИшь – от держать, 2 спр.
смотрЯт- от смотреть, 2 спр.
дышАт – от дышать, 2 спр.
2.Если пропущена гласная в суффиксах глаголов перед Л, то она зависит от гласной в инфинитиве.
Примеры:
написАл – написАть
реЯл – реЯть
сидЕл – сидЕть
строИл – строИть
Разберём пример
Задание 11: выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.Кле…вший
Возвраща…мый
Погон…шься
Продерж….мся
Выполн…шь
КлеИвший- так как глагол в инфинитиве клеИть, эту же букву пишем и в причастии.
ВозращаЕмый- о глагола возвращАть, в суффиксе причастия пишем Е, так как глагол 1 спряжения.Это ответ.
ПогонИшься — что сделаешь? Что сделать ? – погнАться, 2 спряжение, от глагола — исключениягнать. Поэтому в окончании пишем И.
ПродержИмся — от глагола 2 спряжения — держать, это исключение, поэтому пишем И.
ВыполнИшь – от глагола выполнИть, 2 спряжения.
multiurok.ru
Задание 1-3, алгоритмы выполнения — Алгоритм выполнения заданий 1 3 егэ по русскому языку
С этим файлом связано 71 файл(ов). Среди них: Biologia_DEMO_EGE_2018.pdf, Biologia_2018.pdf, Khimia.pdf, The_Gun_Seller.pdf, Future.pdf, Fizika.pdf, Khimia_EGE_-_Expertiza_ot_MAXIMUM.pdf, Remember_me_-_Sophie_Kinsella.pdf, Future_Simple.pdf, Zadanie_7_teoria.pdf и ещё 61 файл(а).
Показать все связанные файлы
Алгоритм выполнения заданий 1 – 3 ЕГЭ
по русскому языку.
Задание 1.В каких из приведенных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
Особое внимание следует уделить второму и третьему предложениям:
• в них (аргументе и выводе) и содержится главная информация;
• поэтому среди вариантов ответов следует искать такой, в котором объединена информация именно 2-го и 3-го предложений.
• Помните главная информация дана только в прямом значении.(ТОЧНО и КОНКРЕТНО)
Алгоритм выполнения задания:
1. Выделите в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается в данном тексте; обратите внимание на главную часть сложноподчинённых предложений.
2. Определите причинно-следственные отношения между предложениями в тексте, проанализировав союзы, союзные слова, вводные конструкции.
3. Сократите текст, вычеркнув второстепенную информацию (разного рода пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии, лексические повторы).
4. Передайте в одном предложении главную информацию, которая содержится в тексте.
5. Соотнесите свой вариант сжатия текста (своё предложение, передающее основную его мысль) с вариантами ответов.
Задание 2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
Алгоритм выполнения задания:
1. Внимательно вчитайтесь в текст.
2. Путём последовательного подбора предлагаемых средств связи установите логическое соответствие между предложением с пропуском и тем, которое ему предшествует. Этот приём поможет вам определить, какое слово должно быть на месте пропуска.
Задание 3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова (……… ). Определите значение, в котором это слово употреблен(…….) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
Алгоритм выполнения задания:
1) внимательно прочитайте задание;
2) найдите указанное предложение;
3) включите каждое из предложенных лексических толкований взамен слова, данного для анализа;
4) вслушайтесь в новое звучание и значение предложения;
5) определите, потеряло или не потеряло предложение в ходе лингвистического эксперимента свою смысловую цельность:
• если предложение не потеряло своей смысловой цельности – ответ верен;
• если смысл предложения изменился – ответ верен.
перейти в каталог файлов
biologo.ru
Алгоритм выполнения задания №7 на ЕГЭ по русскому языку.
Задание 7
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
1) Путники невольно залюбовались
появившейся радугой на небе после
дождя.
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
2) Картину И.И. Шишкина «Корабельную рощу» считают одной из самых величественных по замыслу картин художника.
В) ошибка .в построении предложения с
однородными членами
3) Все, кто бывал в небольших городах
Италии, видел каменные мосты, заросшие плющом, обветшалые старинные мраморные фасады зданий, мерцание позолоченных куполов.
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
4) В журнале «Этнографическое обозрение» Д.Н. Ушаков не только опубликовал ряд статей об обычаях, но и о поверьях русских крестьян.
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
5) Научившись 40 тысяч лет назад добывать огонь, развитие человечества заметно ускорилось.
6) Вопреки мнению скептиков, есть факты, подтверждающие существование внеземных цивилизаций.
7) В.Г. Белинский написал около двадцати статей и рецензий, посвящённых творчеству Н.В. Гоголя.
8) Читая древние рукописи, можно узнать много любопытного.
9) Циолковский писал, что основная цель его жизни – продвинуть человечество хоть немного вперёд.
Б
В
Г
Д
3
2
4
5
1
Алгоритм выполнения задания №7:
Обращаем внимание на первую грамматическую ошибку:
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Для этого надо сначала определить грамматическую основу каждого предложения. Замечаем, что чаще всего ошибка проявляется в предложении следующим образом: не совпадает число или род подлежащего и сказуемого.
Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять грамматическую основу, а также повторить основные правила:
сказуемое должно быть согласовано с подлежащим, а не со второстепенными членами предложения;
если подлежащее является существительным мужского рода, обозначающее должность или профессию, то род сказуемого определяется из контекста;
местоимение КТО употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде;
Обособленный оборот не влияет на форму сказуемого;
Если числительное является подлежащим и оканчивается на ОДИН, то сказуемое должно быть в единственном числе.
Следующая грамматическая ошибка –
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
Во-первых, вспоминаем правило:
Приложение – это определение (признак предмета, отвечающий на вопрос: какой?), выраженное существительным.
Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении приложение, а также знать, что приложение всегда должно быть согласовано с определяемым словом.
Переходим к следующей ошибке –
В) ошибка в построении предложения с однородными членами.
В данном случае возникает необходимость повторить тему «Однородные члены предложения». Важно знать :
Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные, полные и краткие формы прилагательных и причастий, причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение, родовые и видовые понятия, а также далекие понятия;
Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах, требующих разного управления;
Необходимо соблюдать верный порядок слов при использовании двойных союзов
Следующая грамматическая ошибка
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении деепричастный оборот, а также знать, что деепричастие и глагол должны относиться к одному и тому же лицу.
И, наконец, последняя ошибка, которую нужно найти в предложениях
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
Важно уметь находить в предложении причастный оборот, а также знать основные правила:
Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом;
Причастный оборот не должен быть удален от определяемого слова;
Причастный оборот не должен разбиваться на части определяемым словом.
Б
В
Г
Д
3
2
4
5
1
А
Б
В
Г
Д
3
2
4
5
1
А Б В Г Д
3 2 4 5 1
infourok.ru
Алгоритм выполнения задания № 7 ЕГЭ по русскому языку
Задание № 7
- Ошибки в построении предложений с ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
- Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять причастный оборот и придаточное определительное, начинающиеся со слов КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ
- Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять дополнение, выраженное ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, и придаточное предложение.
- Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять как однородные члены имя существительное и инфинитив.
- Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять два сказуемых, если идущее за ними имя существительное грамматически связано только с одном из них: нельзя, чтобы от глаголов-сказуемых к общему зависимому слову задавались разные вопросы.
ЗАПОМНИТЕ: : к предложениях, в которых сказуемые имеют при себе одно и то же зависимое слово и соединяются союзом И, от каждого из сказуемых должен задаваться ОДИН И ТОТ ЖЕ ВОПРОС к общему зависимому слову.
- Недопустимо, чтобы части двойных союзов не только…, но и..; как…, так и… связывали разные понятия: части двойного союза должны соединять только однородные члены, выраженные словами одной части речи и отвечающие на один и тот же вопрос.
ЗАПОМНИТЕ: нельзя связывать при помощи двойных союзов не только…, но и…; как…, так и… как однородные члены предложения слова, выраженные разными частями речи.
- Части двойных союзов «не только…, но и…», «как.., так и…» являются постоянными. Недопустимо заменять никакие слова в их составе и создавать неправильные пары двойных союзов; «не только…, а также…».
- Недопустимо, чтобы однородные члены, следующие за обобщающим словом, стояли НЕ в том же падеже, что и обобщающее слово.
ЗАПОМНИТЕ: однородные члены, следующие за обобщающим словом, должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово.
- Недопустимо, чтобы при перечислении однородных членов были опущены разные предлоги.
ЗАПОМНИТЕ: при перечислении однородных членов можно отбрасывать одинаковые предлоги: разные предлоги опускать нельзя.
- Ошибки в построении предложений с ПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ
- Недопустимо помещать определяемое слово ВНУТРЬ причастного оборота: причастный оборот должен полностью стоять до или после определяемого слова и не должен разрываться им на части.
- Недопустимо, чтобы определяемое слово и причастие были употреблены в разном роде, числе и падеже (что проверяется по вопросу, который задается от определяемого слова к причастию).
- Недопустимо употреблять в предложении причастный оборот ПОСЛЕ имени существительного, которое не является определяемым словом для этого причастного оборота.
- Ошибки в построении предложений с ДЕЕПРИЧменяется по падежам.АСТНЫМИ ОБОРОТАМИ.
- Грамматически неправильным является такое предложение, в котором действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, совершаются разными лицами.
ЗАПОМНИТЕ: грамматически правильным является такое предложение, в котором подлежащее выполняет основное действие, названное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, названное глаголом-сказуемым.
- Ошибки в построении предложений с НЕСОГЛАСОВАННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
- Название, заключенное в кавычки и данное вместе с родовым словом («повесть», «рассказ», «поэма», «роман», «статья», «картина», «книга» и т.д.)
ЗАПОМНИТЕ: название, заключенное в кавычки и данное ПОСЛЕ родового слова должно стоять в форме ИМЕНИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА.
ПРИМЕЧАНИЕ: Название, заключённое в кавычки и данное Без родового слова («роман», «повесть», «ода» и т.д.), изменяется по падежам.
Класс6 Не очень1
xn--80aanaqppchjl1h.xn--p1ai
Алгоритм выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку
Алгоритм выполнения заданий ЕГЭ
по русскому языку.
Часть 1.
Задание 1.В каких из приведенных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
Особое внимание следует уделить второму и третьему предложениям:
в них (аргументе и выводе) и содержится главная информация;
поэтому среди вариантов ответов следует искать такой, в котором объединена информация именно 2-го и 3-го предложений.
Помните главная информация дана только в прямом значении.(ТОЧНО и КОНКРЕТНО)
Алгоритм выполнения задания:
1. Выделите в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается в данном тексте; обратите внимание на главную часть сложноподчинённых предложений.
2. Определите причинно-следственные отношения между предложениями в тексте, проанализировав союзы, союзные слова, вводные конструкции.
3. Сократите текст, вычеркнув второстепенную информацию (разного рода пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии, лексические повторы).
4. Передайте в одном предложении главную информацию, которая содержится в тексте.
5. Соотнесите свой вариант сжатия текста (своё предложение, передающее основную его мысль) с вариантами ответов.
Задание 2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
Алгоритм выполнения задания:
1. Внимательно вчитайтесь в текст.
2. Путём последовательного подбора предлагаемых средств связи установите логическое соответствие между предложением с пропуском и тем, которое ему предшествует. Этот приём поможет вам определить, какое слово должно быть на месте пропуска.
Задание 3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова (……… ). Определите значение, в котором это слово употреблен(…….) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
Алгоритм выполнения задания:
внимательно прочитайте задание;
найдите указанное предложение;
включите каждое из предложенных лексических толкований взамен слова, данного для анализа;
вслушайтесь в новое звучание и значение предложения;
определите, потеряло или не потеряло предложение в ходе лингвистического эксперимента свою смысловую цельность:
если предложение не потеряло своей смысловой цельности – ответ верен;
если смысл предложения изменился – ответ верен.
Задание 4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
Помните: подвижность русского ударения создаёт объективные трудности при выполнении этого задания.
агЕнт, Августовский, агЕнство, агОния, акрОполь, алкогОль, алфавИт, анАпест, анАтом, антитЕза, апострОф, арбУз, арЕст, аристокрАтия, аргумЕнт, асимметрИя, астронОм, Атлас (собрание географических карт), атлАс (ткань), буржуазИя, бытиЕ,
бюракрАтия, аэропОртыафЕра, багровЕть, баллотИроват, баловАть, баловнИк, балОванный, бант ( бАнта, бАнты)
бАрмен, безУдержный, берёста и берестА, бензопровОд, блАговест, благоволИть, блокИровать, бомбардировАть, бОчковый, бредовОй и бредОвый, брОня (закрепление чего-нибудь за кем-нибудь), бронЯ (защитная обшивка), бУлочная, буржуазИя, бутербрОд, бытиЕ, бюрокрАтияваловОй, варИть (вАрит, вАришь, вАрят, варЯщийся), вахтёр, вЕрба, ветеринАрия, включИть, водопровОд, волгодОнский, волк (вОлка, вОлки, волкОв), вор (вОры, ворОв, ворАм, о ворАх), волшебствО, вложИть, вОгнутый, всполошИть, втрИдорогагазопровОд, гастронОмия, гектАр, гЕнезис, граждАнство, гренадЕр, грУшевыйдвоЮродный, дЕвичий, демокрАтия, департАмент, дЕспот, дефИс, деЯние, диАгноз, диалОг, диспансЕр, добелА, добЫча, дОгмат, дог
weburok.com
Задание 1-3, алгоритмы выполнения — Алгоритм выполнения заданий 1 3 егэ по русскому языку
С этим файлом связано 46 файл(ов). Среди них: 4_Dykhanie__opornye_konspekty_po_biologii.pdf, 4_Zagryaznenie_rek__biologia_v_skhemakh_i_tablitsakh.pdf, Khimia_Biologia_V_pomosch_starsheklassniku.pdf, 1_Biologia_kak_nauka_Rol_biologii_v_zhizni_i_prakticheskoy_deyat, 3_Organy_pischevarenia__opornye_konspekty_po_biologii.pdf, 3_Unichtozhenie_lesov__biologia_v_skhemakh_i_tablitsakh.pdf, 9_DNK_i_RNK__biologia_v_skhemakh_i_tablitsakh.pdf, 2_Pischevarenie__opornye_konspekty_po_biologii.pdf, 2_Ozon__biologia_v_skhemakh_i_tablitsakh.pdf, 8_ATF__biologia_v_skhemakh_i_tablitsakh.pdf и ещё 36 файл(а).
Показать все связанные файлы
Алгоритм выполнения заданий 1 – 3 ЕГЭ
по русскому языку.
Задание 1.В каких из приведенных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
Особое внимание следует уделить второму и третьему предложениям:
• в них (аргументе и выводе) и содержится главная информация;
• поэтому среди вариантов ответов следует искать такой, в котором объединена информация именно 2-го и 3-го предложений.
• Помните главная информация дана только в прямом значении.(ТОЧНО и КОНКРЕТНО)
Алгоритм выполнения задания:
1. Выделите в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается в данном тексте; обратите внимание на главную часть сложноподчинённых предложений.
2. Определите причинно-следственные отношения между предложениями в тексте, проанализировав союзы, союзные слова, вводные конструкции.
3. Сократите текст, вычеркнув второстепенную информацию (разного рода пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии, лексические повторы).
4. Передайте в одном предложении главную информацию, которая содержится в тексте.
5. Соотнесите свой вариант сжатия текста (своё предложение, передающее основную его мысль) с вариантами ответов.
Задание 2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
Алгоритм выполнения задания:
1. Внимательно вчитайтесь в текст.
2. Путём последовательного подбора предлагаемых средств связи установите логическое соответствие между предложением с пропуском и тем, которое ему предшествует. Этот приём поможет вам определить, какое слово должно быть на месте пропуска.
Задание 3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова (……… ). Определите значение, в котором это слово употреблен(…….) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
Алгоритм выполнения задания:
1) внимательно прочитайте задание;
2) найдите указанное предложение;
3) включите каждое из предложенных лексических толкований взамен слова, данного для анализа;
4) вслушайтесь в новое звучание и значение предложения;
5) определите, потеряло или не потеряло предложение в ходе лингвистического эксперимента свою смысловую цельность:
• если предложение не потеряло своей смысловой цельности – ответ верен;
• если смысл предложения изменился – ответ верен.
перейти в каталог файлов
biologo.ru
Разбор задания №2 ЕГЭ по русскому языку |
Средства связи предложений в тексте
Задание №2 в ЕГЭ по русскому направлено на выявление умения выпускников верно использовать различные средства связи предложений текста. Оно выполняется на основе того же текста, который был приведен в задании №1. Специально пропущенное слово, являющееся связкой — верное слово, подходящее по смыслу, учащимся и необходимо выбрать из пяти предложенных вариантов.
Во многих случаях нужное слово само «просится» на пустое место, однако для верного выполнения задания, за которое можно получить один первичный балл, нужно хорошо разбираться в средствах связи предложения.
Теория к заданию №2 ЕГЭ по русскому языку
Средства связи предложений в тексте
Лексические средства связи:
- Повторение одного и того же слова – лексический повтор.
Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесахпопадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
- Однокоренные слова.
Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу — разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному — первый признак талантливости.
- Синонимы.
В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
- Антонимы.
У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
- Описательные обороты.
Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизнисоединила область со столицей.
Грамматические средства связи:
- Личные местоимения.
А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком.
- Указательные местоимения (такой, тот, этот)
Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью.
- Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)
Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал.
- Союзы (обычно сочинительные)
Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо.
- Частицы
- Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)
Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко.
- Единство видовременных форм глаголов— использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.
Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами.
- Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:
Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь.
- Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.
Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура.
Больше всего нас интересуют грамматические средства связи, а именно пункты 2, 3, 4, 5 и 6, так как обычно пропущенными являются либо вводные конструкции, либо такие части речи, как союзы, частицы, наречия.
Слова, которые наиболее часто оказываются пропущенными в тексте:
- кроме того – используется, чтобы дополнить и расширить приведенное раннее предложение;
- другими словами – применяется в том случае, когда сообщается уже известная информация, но сформулированная иначе;
- таким образом, следовательно, итак – слова, необходимые для подведения итога приведенным выше рассуждениям;
- например, так – используются, когда нужно ввести пояснение сказанного раннее;
- наоборот – нужно для противопоставления различной информации;
- во-первых, с одной стороны – отображают порядок следования аргументов;
- несмотря на, хотя, вопреки – применяются, когда что-то, о чем говорится в предложении, происходит вопреки приведенным раннее фактам;
- потому что, поскольку, дело в том, что – нужны для пояснения причин упомянутых ранее явления;
- поэтому, отсюда – помогают сделать вывод из сказанного выше;
- однако, зато, но – противопоставляют одно предложение другому;
- именно, ведь – используются для того чтобы подчеркнуть значение какой-то информации, уточнить ее;
- даже – усилительная частица;
- не случайно– «по этой причине».
Алгоритм выполнения задания:
- Внимательно читаем текст.
- Используем метод подбора – попробуем прочитать текст с каждым из предложенных вариантов и подобрать тот, который смотрится наиболее гармонично.
Разбор типовых вариантов задания №2 ЕГЭ по русскому языку
Второе задание демонстрационного варианта 2018
(1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3)<…> они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
C другой стороны,
Ведь
Напротив,
Хотя
Несмотря на это,
Алгоритм выполнения:
- Текст повествует о законах естественного отбора, о том, что более жизнеспособные животные имеют преимущество перед более слабыми.
- Если представить, что вместо пропуска стоят слова и сочетания слов с другой стороны, напротив, хотя, несмотря на это, которые имеют значение противопоставления, то получится, что возможность давать здоровое потомство противопоставляется приспособленности к сложившимся условиям окружающей среды. Это неверное утверждение. Напротив, последнее предложение поясняет причину предпочтения природой более жизнеспособных животных: Ведь они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.
Ответ: ведь.
Первый вариант задания
(1)Древние греки чтили победителей спортивных игр. (2)Самым знаменитым атлетом всех времен был Милон Кротонский, ученик философа Пифагора. (3)Это он мальчиком стал тренировать силу, поднимая на плечи телёнка и каждый день обнося его вокруг площадки для упражнений. (4)Телёнок рос, но росли и силы Милона. (5) … прошло года три, он с такой же легкостью носил вокруг стадиона большого быка.
(6)Когда Милон одержал победу, в его честь отлили бронзовую статую в полный рост; он вскинул её на плечо и сам принес в храм. (По М.Л. Гаспарову)
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом (5) предложении?
- Когда
- Тогда
- Поэтому
- Напротив,
- С одной стороны
Алгоритм выполнения:
- В данном примере все довольно очевидно – на экзамене может встретиться и такое несложное задание, что лишний раз доказывает возможность его сдачи каждым учеником на высокие баллы. В тексте идет повествование — упоминание о том, что через три года он с легкостью носил большого быка. Это ясно указывает на то, что пропущенным словом является «когда».
- Даже если попробовать подставить все приведенные варианты, видно, что они абсолютно не подходят. Следовательно, ответ – 1.
Ответ: 1
Второй вариант задания
(1)Создать надёжную вакцину от гриппа никак не удаётся, поскольку вирус каждый год меняет состав белков своей оболочки, против которых вакцина должна тренировать иммунную систему привитого.(2)… на каждую эпидемию приходится разрабатывать новый вариант вакцины.(3)Французские иммунологи из университета Лиона решили подойти к задаче с другого конца: блокировать активность не вируса, а белка PAR — 1, который имеется в слизистых оболочках лёгких и участвует в процессе их воспаления под действием вирусов. (4)Предполагают, что новая вакцина будет выпускаться в форме спрея для носа. («Вакцина против гриппа: новый подход», «Наука и жизнь», №8 2013)
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении?
- Если
- Хотя
- Потому что
- Сверх того,
- Поэтому
Алгоритм выполнения:
- Первое предложение заключает в себе причину, а второе следствие: вирус меняет состав белков, и для каждой эпидемии нужно создавать новую вакцину. В нашем пересказе основного смысла текста союз «и» легко заменяется на «поэтому»; это слово и есть верный ответ на задание.
- Однако можно попробовать подставить другие варианты – для самопроверки. Слово «если» не подходит, так как в предложении не встречается следующее за ним «то». «Хотя» абсолютно не удовлетворяет смыслу предложений; также можно сказать о «потому что» и «сверх того».
Ответ: 5.
Третий вариант задания
(1)Любители понаблюдать за живой палитрой осенних листьев обратили внимание на то, что она потускнела, и пришли к такому выводу: глобальное потепление климата планеты влияет на интенсивность окраски осенней листвы. (2)Изучая, каким образом климат влияет на цвет листьев, учёные пришли к выводу, что при засухе листья коричневеют и опадают, а при облачной погоде в листе замедляется образование красного пигмента. (3)<…>, интенсивность цвета осенних листьев зависит от погоды.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении?
- Наоборот
- Более того
- С другой стороны
- Поэтому
- Таким образом
Алгоритм выполнения:
- При прочтении текста очевидно, что варианты 1, 2 и 3 не подходят. Однако с первого взгляда сделать выбор между «поэтому» и «таким образом» не так просто: они оба удовлетворяют смыслу предложений – когда засуха, листья опадают, а когда облачно, в листьях медленнее образуется красный пигмент, следовательно, их цвет зависит от погоды. Варианты 4 и 5 оба используются для того, чтобы сделать вывод и подвести итог.
- Давайте прочитаем текст более внимательно: в третьем предложении сразу после пропущенного слова стоит запятая. После наречия «поэтому» она не ставится, зато «таким образом» всегда обособляется этим знаком препинания! Следовательно, верный ответ – 5.
Ответ: 5.
spadilo.ru