24 задание егэ по русскому языку – Методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему: Алгоритм выполнения задания 24 ЕГЭ по русскому языку | скачать бесплатно

Памятка к занятию по подготовке к ЕГЭ по русскому языку (задание 24)

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку, задание 24.

Рассмотрим следующее задание высокого уровня сложностиэто 24 задание.

Перед заданием дан комментарий:

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Задание 24

«Передать красоту родной природы автору помогают тропы: (А)_________ («тени ветвей дрожали», «разлилась… синева» в предложении 37) и (Б)_________ (торжественный край» в предложении 24, «необыкновенной осени» в предложении 28). Чтобы показать эволюцию чувств Берга, их силу и глубину, писатель использует синтаксическое средство – (В)_________ (предложения 42, 52) и приём – (Г)_________ (предложения 55–56)».

Список терминов:

1) эпитет

2) сравнительный оборот

3) восклицательные предложения

4) метафора

5) фразеологизм

6) лексический повтор

7) парцелляция

8) ирония

9) ряды однородных членов предложения

Для правильного выполнения этого задания учащимся следует знать лексические и синтаксические средства выразительности речи.

Необходимо отличать лексические и синтаксические средства выразительности. Лексические средства – это тропы, а синтаксические – фигуры речи.

Тропы (эпитет, олицетворение, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония, перифраза) – это слова и выражения, используемые автором текста в переносном значении.

Фигуры речи (антитеза, инверсия, градация, оксюморон, парцелляция, анафора, эпифора, риторический вопрос, риторическое обращение, эллипсис, лексический повтор, вопросно-ответная форма изложения, синтаксический параллелизм, однородные члены предложения) – это особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность.

Алгоритм выполнения задания 24 :

  1. Внимательно прочитайте список изобразительно-выразительных средств языка, представленных в выборе ответов.

  2. Вспомните, что означает каждый из этих терминов.

  3. Прочитайте текст рецензии еще раз и подумайте, какие средства выразительности пропущены в нем.

  4. В случае затруднения можно воспользоваться приемом исключения (вычеркивания) из списка тех терминов, которые по смыслу не могут быть на месте пропусков в тексте рецензии.

Обратимся к указанным предложениям:

А_____ (37)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью разлилась тихая синева.

Выделенные слова являются метафорой, т. к. метафора- это перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение.

(Б)_____ (24)Они бросали без сожаления этот пустынный, лесной и

торжественный край, полный безымянных озёр и непролазных зарослей. (28)Как можно было уезжать в разгар этой необыкновенной осени?

Выделенные слова — эпитеты – образные, эмоционально-оценочные определения, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? и обычно выраженное именем прилагательным

(В)_____ (42)Он хотел всю силу красок, всё умение своих рук и зоркого глаза, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (52)Оно зрело годами, но последний толчок дали лесной край, осень, крики журавлей… — ряды однородных членов предложения

Чтобы показать эволюцию чувств Берга, их силу и глубину, писатель использует однородные члены предложения

(Г)______ (55)Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к Родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой. (56)Во сто крат более прекрасной, чем раньше.

В предложениях 55 и 56 наблюдается намеренное нарушение границ предложения, автор текста использует прием — парцелляция.

Таким образом, правильный ответ:

Б

В

Г

infourok.ru

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ К ЗАДАНИЮ № 24 ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ  К ЗАДАНИЮ № 24   ЕГЭ   ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(1)Недавно в средствах массовой информации развернулась дискуссия о том, какое именно образование нужно обществу. (2)Одни утверждали, что образование должно быть подчинено прагматичным целям, потому что требует огромных материальных затрат. (3)Другие (в числе которых и автор данной статьи) настаивали на том, что образование всегда социально рентабельно и чем больше в обществе образованных людей, тем выше его интеллектуальный и культурный потенциал.

(4)В развитых западных странах образование доступно всем при наличии соответствующего желания, средств и стараний. (5)Однако свобода в получении образования имеет и другую сторону. (6)Это относится и к школам, и к высшим учебным заведениям. (7)Статистика свидетельствует, что выпускники не только государственных, но и частных школ далеко не всегда являются носителями высокой культуры, людьми высоких нравственных критериев.

(8)Принято считать, что человек с университетским дипломом олицетворяет не только профессионализм, но и высокий уровень культуры. (9)Но какой уровень культуры может олицетворять выпускница университета, которая на вопрос профессора о роли языка в её жизни ответила: «Чтобы на тусовке сказать молодым людям что-нибудь эдакое»?.

(10)То же самое можно сказать о других средствах воздействия на сознание, поведение людей, особенно молодёжи. (11)Я имею в виду средства массовой информации, литературу, телевидение, кино.

(12)Позволю себе небольшое отступление, обратившись к русской классике. (13)Лев Толстой – это писатель, которого я читаю, можно сказать, всю жизнь, без перерыва. (14)Но что-то заставляет меня вновь и вновь перечитывать, переосмысливая заново то, с чего начинается роман: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». (15)И в этой ставшей афоризмом и сохранённой в памяти с юных лет фразе мне явилось обобщение, чрезвычайно актуальное в наши дни. (16)Действительно, почему все счастливые семьи похожи друг на друга, а несчастливые несчастливы каждая по-своему? (17)Да потому, что так уж мы организовали свою жизнь, что в негативном, во зле мы более изобретательны, чем в позитивном. (18)И так называемое счастье превращаем в рутину, а во имя зла «творчески» преуспеваем. (19)И потому зло становится более привлекательным. (20)И может, потому и стоим в очередях, чтобы посмотреть очередной фильм про изощрения всяких монстров, вампиров, гангстеров, без душевных потрясений глядя на жестокость.

(21)И это всё обязывает нас посмотреть на себя, переосмыслить наш образ жизни, отношение друг другу и к самому себе не только внутренне, но и внешне. (22)И тогда, я думаю, мы поймём, что нужно вспомнить и те времена, когда мы не позволяли себе и дома ходить так, как теперь выходим на улицу, когда вместо элегантного костюма мы надеваем футболки, когда вместо красивых туфель на нас надеты шлёпки. (23)И уже на улице, в гостях, в ресторане, даже в театре, на концерте редко встретишь элегантно одетых людей. (24)И если раньше всегда стремились быть не хуже других в одежде, то сейчас каждый боится оказаться элегантней других. (25)И мы не задумываемся, что это тоже снижает планку нашей культуры, требований к самому себе, самоуважения и уважения к окружающим. (26)Думаю, не ошибусь, если скажу, что с элегантно одетой, подтянутой девушкой мы разговариваем по-иному и ведём себя по-иному. (27)И ненормативная лексика с футболкой и шлёпками больше сочетается, чем с элегантной

блузкой и туфлями.

(28)Критерием качества каждого человека и общества может послужить афоризм великого классика А. Чехова, который утверждал: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (29)Так давайте же спасать прекрасное – красоту наших лиц, одежды, души, мыслей. 

(По Л.Г. Матрос*)

* Лариса Григорьевна Матрос – доктор философских наук, писатель, литературный критик.

Задание 1

Л.Г.Матрос, размышляя над проблемой, включает (А) ____(предложения  3, 20,26). Используемые в большом  количестве (Б)___ в предложениях  10,11,26  дают возможность перечисления признаков, фактов, явлениях. Яркость и актуальность размышлениям над проблемой придают (В) ______ ( (предложения  14, 21), а также использование (Г) ______ (предложения 14,28).

Список терминов:

1) цитата

2)антонимы

3)вопросно-ответная форма изложения

4)профессиональная лексика

5)вводные конструкции и вводные слова

6)лексический повтор

7)вопросительное предложение

8)сравнение

9)ряды однородных членов предложения

Задание 2

«Для того чтобы подчеркнуть  злободневность, неоднозначность поднимаемой проблемы, а также её многогранность,  Л.Г.Матрос использует приём (А)_________ (предложения 23), а также синтаксическое средство (Б)___________ (предложения 4, 6). Такой приём, как (В)___________ (предложения 1620), создаёт впечатление доверительного разговора, которое усиливает другой приём (Г)________ («потому» в предложениях 19, 20)».

Список терминов:

1) противопоставление

2) парцелляция

3) вопросно-ответная форма изложения

4) профессиональная лексика

5) эпитеты

6) лексический повтор

7) вопросительное предложение

8) сравнение

9) ряды однородных членов предложения

Задание 3

В предложениях 6,20,29 автор использует (А)  ______, а также другое синтаксическое средство (Б) _____ (предложения  9,16). Приёмы (В)_______  («явилось обобщение» в предложении 15, «это всё обязывает нас» в предложении 21) и (Г)______ («каждый боится оказаться элегантней других» в предложении 24) придают публицистическому тексту особую образность.

Список терминов:

1) цитата

2)олицетворение

3)вопросно-ответная форма изложения

4)профессиональная лексика

5)вводные конструкции и вводные слова

6)гипербола

7)вопросительное предложение

8)сравнение

9)ряды однородных членов предложения

Задание 4

Чтобы придать тексту художественную образность Л.Г.Матрос использует такой троп, как (А)________(«планка культуры» в предложении 25, «носитель культуры» в предложении 7, «уровень культуры» в предложении 8, «роль языка» в предложении 9). (Б)______ («тусовка» в предложении 9), включаемый в речь выпускницы университета в разговоре с автором текста, свидетельствует об общем уровне культуры говорящего. Во многих предложениях автором используются (В)_____. Понимая масштаб «беды» низкого уровня даже образованных людей, Матрос включила (Г)____ (предложение 29) с целью призвать нас к особому отношению к традициям общества.

1)цитата

2)жаргонизм

3)повелительное предложение

4)профессиональная лексика

5)вводные конструкции и вводные слова

6)гипербола

7)вопросительное предложение

8)метафора

9)ряды однородных членов предложения

Задание 5

Несмотря на публицистический стиль рассуждения, Матрос включает в текст (А) _____ («ненормативная лексика» в предложении 27, «афоризм» в предложении 28, «дискуссия» в предложении 1, «рентабельно» в предложении 3). Что общий тип речи текста — рассуждение, доказывается обилием (Б) ___ (предложения 22, 23,27). Для усиления противопоставления автором используются и лексические средства — (В) ____ (предложение 17). Наличие стилистического приёма (Г) ___  (предложения 21-25, 27) призвано усиливать впечатление от прочитанного.

1)цитата

2)научная лексика

3)повелительное предложение

4)ряды однородных членов предложения

5)вводные конструкции и вводные слова

6)гипербола

7)анафора

8)метафора

9)антонимы

Задание 6

В тексте Л.Г.Матрос поднимается проблема низкого культурного уровня современных людей. Для особого подчёркивания значимости этого вопроса автор использовала (А) ______ («раньше — сейчас» в предложении 24) и (Б) _____ «образ жизни» в предложении 21,  «иметь в виду» в предложении 11). В предложениях 23-24 в качестве связи предложений умело включены в текст  (В)_____. С целью усилить выразительность речи Матрос воспользовалась таким приёмом, как (Г)  ___ ( в предложениях 1,9,15, 23).

1)цитата

2)фразеологизмы

3)повелительное предложение

4)инверсия

5)вводные конструкции и вводные слова

6)гипербола

7)анафора

8)однокоренные слова

9)антонимы

Задание 7

Писателем и юристом Л.Г.Матрос поднимаются важные проблемы современного общества. Чтобы читателю более понятны была главная мысль, автором часто в тексте использовались (А) _____ (в предложении  22: дом — улица, туфли — шлепки; в предложении  2,3: одни — другие; в предложения 14: все — каждая) и (Б) _____ (предложения 14 и 28). Включенные в разные предложения (В)____ (например, в  предложениях 13,16,26) дают возможность удостовериться в конкретном типе речи данного текста. А публицистический стиль текста и актуальность проблемы требуют обязательность таких слов, как: «информация, дискуссия» в предложении 1, «прагматичный» в предложении 2, «рентабельно, потенциал» в предложении 3, «элегантный» в предложении 27).

1)афоризмы

2)фразеологизмы

3)повелительное предложение

4)инверсия

5)вводные конструкции и вводные слова

6)гипербола

7)анафора

8)заимствованная лексика 

9)контекстные антонимы

Ответы:

                Задание 1

А

Б

В

Г

5

9

2

1

                Задание 2

А

Б

В

Г

1

9

3

6

                Задание 3

А

Б

В

Г

9

7

2

6

                Задание 4

А

Б

В

Г

8

2

9

3

                Задание 5

А

Б

В

Г

2

5

9

7

                Задание 6

А

Б

В

Г

9

2

8

4

                Задание 7

А

Б

В

Г

9

1

5

8

Просмотр содержимого документа
«ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ К ЗАДАНИЮ № 24 ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ К ЗАДАНИЮ № 24 ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(1)Недавно в средствах массовой информации развернулась дискуссия о том, какое именно образование нужно обществу. (2)Одни утверждали, что образование должно быть подчинено прагматичным целям, потому что требует огромных материальных затрат. (3)Другие (в числе которых и автор данной статьи) настаивали на том, что образование всегда социально рентабельно и чем больше в обществе образованных людей, тем выше его интеллектуальный и культурный потенциал.

(4)В развитых западных странах образование доступно всем при наличии соответствующего желания, средств и стараний. (5)Однако свобода в получении образования имеет и другую сторону. (6)Это относится и к школам, и к высшим учебным заведениям. (7)Статистика свидетельствует, что выпускники не только государственных, но и частных школ далеко не всегда являются носителями высокой культуры, людьми высоких нравственных критериев.

(8)Принято считать, что человек с университетским дипломом олицетворяет не только профессионализм, но и высокий уровень культуры. (9)Но какой уровень культуры может олицетворять выпускница университета, которая на вопрос профессора о роли языка в её жизни ответила: «Чтобы на тусовке сказать молодым людям что-нибудь эдакое»?..

(10)То же самое можно сказать о других средствах воздействия на сознание, поведение людей, особенно молодёжи. (11)Я имею в виду средства массовой информации, литературу, телевидение, кино.

(12)Позволю себе небольшое отступление, обратившись к русской классике. (13)Лев Толстой – это писатель, которого я читаю, можно сказать, всю жизнь, без перерыва. (14)Но что-то заставляет меня вновь и вновь перечитывать, переосмысливая заново то, с чего начинается роман: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». (15)И в этой ставшей афоризмом и сохранённой в памяти с юных лет фразе мне явилось обобщение, чрезвычайно актуальное в наши дни. (16)Действительно, почему все счастливые семьи похожи друг на друга, а несчастливые несчастливы каждая по-своему? (17)Да потому, что так уж мы организовали свою жизнь, что в негативном, во зле мы более изобретательны, чем в позитивном. (18)И так называемое счастье превращаем в рутину, а во имя зла «творчески» преуспеваем. (19)И потому зло становится более привлекательным. (20)И может, потому и стоим в очередях, чтобы посмотреть очередной фильм про изощрения всяких монстров, вампиров, гангстеров, без душевных потрясений глядя на жестокость.

(21)И это всё обязывает нас посмотреть на себя, переосмыслить наш образ жизни, отношение друг другу и к самому себе не только внутренне, но и внешне. (22)И тогда, я думаю, мы поймём, что нужно вспомнить и те времена, когда мы не позволяли себе и дома ходить так, как теперь выходим на улицу, когда вместо элегантного костюма мы надеваем футболки, когда вместо красивых туфель на нас надеты шлёпки. (23)И уже на улице, в гостях, в ресторане, даже в театре, на концерте редко встретишь элегантно одетых людей. (24)И если раньше всегда стремились быть не хуже других в одежде, то сейчас каждый боится оказаться элегантней других. (25)И мы не задумываемся, что это тоже снижает планку нашей культуры, требований к самому себе, самоуважения и уважения к окружающим. (26)Думаю, не ошибусь, если скажу, что с элегантно одетой, подтянутой девушкой мы разговариваем по-иному и ведём себя по-иному. (27)И ненормативная лексика с футболкой и шлёпками больше сочетается, чем с элегантной

блузкой и туфлями.

(28)Критерием качества каждого человека и общества может послужить афоризм великого классика А. Чехова, который утверждал: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (29)Так давайте же спасать прекрасное – красоту наших лиц, одежды, души, мыслей.

(По Л.Г. Матрос*)

* Лариса Григорьевна Матрос – доктор философских наук, писатель, литературный критик.

Задание 1

Л.Г.Матрос, размышляя над проблемой, включает (А) ____(предложения 3, 20,26). Используемые в большом количестве (Б)___ в предложениях 10,11,26 дают возможность перечисления признаков, фактов, явлениях. Яркость и актуальность размышлениям над проблемой придают (В) ______ ( (предложения 14, 21), а также использование (Г) ______ (предложения 14,28).

Список терминов:

1) цитата

2)антонимы

3)вопросно-ответная форма изложения

4)профессиональная лексика

5)вводные конструкции и вводные слова

6)лексический повтор

7)вопросительное предложение

8)сравнение

9)ряды однородных членов предложения

Задание 2

«Для того чтобы подчеркнуть злободневность, неоднозначность поднимаемой проблемы, а также её многогранность, Л.Г.Матрос использует приём (А)_________ (предложения 23), а также синтаксическое средство (Б)___________ (предложения 4, 6). Такой приём, как (В)___________ (предложения 1620), создаёт впечатление доверительного разговора, которое усиливает другой приём (Г)________ («потому» в предложениях 19, 20)».

Список терминов:

1) противопоставление

2) парцелляция

3) вопросно-ответная форма изложения

4) профессиональная лексика

5) эпитеты

6) лексический повтор

7) вопросительное предложение

8) сравнение

9) ряды однородных членов предложения

Задание 3

В предложениях 6,20,29 автор использует (А) ______, а также другое синтаксическое средство (Б) _____ (предложения 9,16) . Приёмы (В)_______ («явилось обобщение» в предложении 15, «это всё обязывает нас» в предложении 21) и (Г)______ («каждый боится оказаться элегантней других» в предложении 24) придают публицистическому тексту особую образность.

Список терминов:

1) цитата

2)олицетворение

3)вопросно-ответная форма изложения

4)профессиональная лексика

5)вводные конструкции и вводные слова

6)гипербола

7)вопросительное предложение

8)сравнение

9)ряды однородных членов предложения

Задание 4

Чтобы придать тексту художественную образность Л.Г.Матрос использует такой троп, как (А)________(«планка культуры» в предложении 25, «носитель культуры» в предложении 7, «уровень культуры» в предложении 8, «роль языка» в предложении 9). (Б)______ («тусовка» в предложении 9), включаемый в речь выпускницы университета в разговоре с автором текста, свидетельствует об общем уровне культуры говорящего. Во многих предложениях автором используются (В)_____. Понимая масштаб «беды» низкого уровня даже образованных людей, Матрос включила (Г)____ (предложение 29) с целью призвать нас к особому отношению к традициям общества.

1)цитата

2)жаргонизм

3)повелительное предложение

4)профессиональная лексика

5)вводные конструкции и вводные слова

6)гипербола

7)вопросительное предложение

8)метафора

9)ряды однородных членов предложения

Задание 5

Несмотря на публицистический стиль рассуждения, Матрос включает в текст (А) _____ («ненормативная лексика» в предложении 27, «афоризм» в предложении 28, «дискуссия» в предложении 1, «рентабельно» в предложении 3). Что общий тип речи текста — рассуждение , доказывается обилием (Б) ___ (предложения 22, 23,27). Для усиления противопоставления автором используются и лексические средства — (В) ____ (предложение 17). Наличие стилистического приёма (Г) ___ (предложения 21-25, 27) призвано усиливать впечатление от прочитанного.

1)цитата

2)научная лексика

3)повелительное предложение

4)ряды однородных членов предложения

5)вводные конструкции и вводные слова

6)гипербола

7)анафора

8)метафора

9)антонимы

Задание 6

В тексте Л.Г.Матрос поднимается проблема низкого культурного уровня современных людей. Для особого подчёркивания значимости этого вопроса автор использовала (А) ______ («раньше — сейчас» в предложении 24) и (Б) _____ «образ жизни» в предложении 21, «иметь в виду» в предложении 11). В предложениях 23-24 в качестве связи предложений умело включены в текст (В)_____. С целью усилить выразительность речи Матрос воспользовалась таким приёмом, как (Г) ___ ( в предложениях 1,9,15, 23).

1)цитата

2)фразеологизмы

3)повелительное предложение

4)инверсия

5)вводные конструкции и вводные слова

6)гипербола

7)анафора

8)однокоренные слова

9)антонимы

Задание 7

Писателем и юристом Л.Г.Матрос поднимаются важные проблемы современного общества. Чтобы читателю более понятны была главная мысль, автором часто в тексте использовались (А) _____ (в предложении 22: дом — улица, туфли — шлепки; в предложении 2,3: одни — другие; в предложения 14: все — каждая) и (Б) _____ (предложения 14 и 28). Включенные в разные предложения (В)____ (например, в предложениях 13,16,26) дают возможность удостовериться в конкретном типе речи данного текста. А публицистический стиль текста и актуальность проблемы требуют обязательность таких слов, как: «информация, дискуссия» в предложении 1, «прагматичный» в предложении 2, «рентабельно, потенциал» в предложении 3, «элегантный» в предложении 27).

1)афоризмы

2)фразеологизмы

3)повелительное предложение

4)инверсия

5)вводные конструкции и вводные слова

6)гипербола

7)анафора

8)заимствованная лексика

9)контекстные антонимы

Ответы:

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание 6

Задание 7

kopilkaurokov.ru

ЕГЭ русский язык задание 26

17 Июл

2014

Средства речевой выразительности

К этому заданию надо быть хорошо подготовленным теоретически. Предлагаю вашему вниманию серию моих видеоуроков, где я стараюсь доступно рассказать обо всех встречающихся в КИМах терминах.

Посмотрев 4 коротких видео, вы получите, я надеюсь, за это задание 4 балла.

«А я угадаю это средство выразительности с двух примеров!» — примерно это вы должны сделать в задании В8, узнавая в лицо 4 разных средства выразительности. Благо, список из 9 возможных вам уже предоставят. Повторяться они не могут, так что определённым образом вам поможет метод исключения.

А ещё вам поможет рецензия, в которую вы и должны эти номера вставлять. Средства выразительности делятся на группы, а в рецензии часто указывается название этой группы.

Начнём с первой — лексические средства выразительности. Их яркость связана с лексикой, значением слова. Понятно, что гораздо ярче всегда переносное значение.

Я не стану повторять определения тропов (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, фразеологизм) и способы их нахождения, потому что писал об этом в статье. Почитайте её. Здесь добавлю ещё несколько встречающихся в ЕГЭ.

Ещё из тропов остались следующие:

Метонимия — предмет называют другим предметом. Причины тому разные: они похожи или рядом находятся. Прочитал всего Сапковского — говорим мы, подразумевая его книги. Деревня встретила ведьмака недружелюбно — читаем мы и понимаем, что речь не о деревне, а о её жителях.

Синекдоха — вид метонимии, когда целое заменяется частью или часть на целое. Обычно употребляется с частями тела и плодами. Малина растёт. Шесть ног протопали следом.

Перифраз — та же метонимия, с одним отличием: предмет заменяют не предметом, а описательным оборотом (словосочетанием). Ещё на заре жизни Геральт познал многое. «Заря жизни» — детство.

Гипербола — сознательное преувеличение. Рану Геральта зашили чудовищно толстыми швами. Ещё выделяют литоту как сознательное преуменьшение. Но по-моему, если человек перебарщивает в уменьшении признака, он всё равно перебарщивает, а значит, гиперболизирует.

Ирония — предмет заменяют другим предметом, признак признаком, действие действием. Но… прямо противоположным. Чтобы в результате получилось типа смешно. «Ты просто мастер меча, Лютик» —  иронизирует над поэтом, плохо владеющим мечом, ведьмак.

Всё, основные тропы закончились. Прочие вроде бы в ЕГЭ не встречались.

Есть и другие средства выразительности, связанные со значением слова. Но их не называют тропами.

Синонимы, контекстыне синонимы, антонимы. Про них читайте в статье по вопросу ГИА. Слово «контекстные» подразумевает, что синонимы или антонимы они в этом тексте, а за его пределами — не всегда.

Устаревшие слова делят на две группы. Одна, архаизмы, обычно встречается в диалогах. Они нужны, чтобы воссоздать речь эпохи. Так люди говорили раньше, сейчас они эти вещи называют иначе. Мы не гвоорим «сей», говорим «этот». Не «око», а «глаз». У всех архаизмов в современном языке должен быть совсременный же синоним. Вторая, историзмы, используется при создании колорита эпохи: название древних профессий, орудий труда, видов одежды. В общем, специфика ушедшего времени. Точных синонимов в современном языке у них нет, ибо ушла вещь, ушло и слово. кстати, «ибо» — архаизм или историзм?

Развернуть »

«ибо» — архаизм, в современном языке заменяем на «потому что»

Неологизмы — относительно новые для языка слова. В последнее время, в большей степени заимствования. Флешка, вай-фай, аватарка, мерчандайзер, ресепшен. Среди них выделяют окказионализмы — неологизмы авторские, чаще всего в речи так и не устоявшиеся.

Диалектизмы — их вкрапляют в речь жители дальних регионов, эдакий местный географический жаргон. Для вас эти слова будут как «нечто смешное деревенское и непонятное».

Собственно, сам жаргон. Все знают, что это кодовый язык для определённой группы лиц (социальной ли,  возрастной). Главное, не забывайте, что жаргон, какой бы ни был, не нормирован правилами, не входит в литературный язык, в отличие от разговорной лексики. Это слова вне всяких правил. В конце прошлого века популярен был криминальный жаргон, сейчас — Интернет-жаргон, форумный.

Экспрессивная лексика. Это разговорные слова, жаргон или просто ёмкие выражения, которыми говорящий показывает своё небезраличное отношение к описываемому предмету. «Это какой-то сумасшедший дом«, — может, говорите вы, когда вещи выходят у вас из-под контроля.

Граничит с лексическими следующая группа средств. Они уже и не просто слова, а целые фигуры, то есть ряд слов.

Антитеза — слова по смыслу выстроены так, чтобы получилось противопоставление образов, событий, признаков. Это уже не весёлый праздник, а печальное зрелище.

Оксюморон — соединение антитезы в одно целое для эффекта неожиданности. Печальный праздник. Живой труп. Смотрите, «Война и мир» — антитеза. «Военный мир» — оксюморон.

Градация — слова по смыслу размещают так, чтобы усилить эффект от фразы. От количества терминов стало не по себе, страшно, ужасно страшно.

Следующая группа — риторические средства. Даже объяснять не буду. Это всякие восклицательные предложения, обращения, вопросы, умолчания…

Переходим к синтаксическим средствам. Здесь уже значение слова в расчёт не берём, чистой воды построение предложений или стихов.

Повтор. Хоть его и называют лексическим повтором, средство-то это синтаксическое. Намеренно повторяют одни и те же слова по отношению к разным предметам, чтобы вызвать оскомину у читателя. Обратите внимание на слово «намеренно». Вспомните задание 24 ЕГЭ. Вот там лексический повтор служил средством связи предложений, а не был средством именно выразительности. А вот если повторяют, чтобы это слово подчеркнуть, тогда — да.

Однородные члены. Вы и так помните, что это такое. Просто в задании встречается термин «ряды однородных членов». Подразумевается, что однородных членов не два, а больше у одного слова. Ведьмак шёл и остановился. Это не ряд. Ведьмак прошёл встретился с мантикорой, ехидной, упырицей, бруксой и, наконец, с Йеннифэр. Это ряд.

Инверсия — автор так поменяет места слов в предложении, чтобы выделить какое-то одно слово или кусок. И поверили тогда все в ведьмака предназначение истинное.

Анафора — повторение слова, сочетания в НАЧАЛЕ каждого стиха, абзаца, преждложения.

Эпифора — то же самое, только в КОНЦЕ стиха, абзаца. Встречается редко.

Параллелизм — повторение, но не слов. Просто похожие или одинаковые  конструкции. И сказала колдунья заклятие сильное. И ответил ведьмак бранью отменною.

Эллипсис — пропуск важного члена предложения. Обычно на его месте ставят тире. Иногда эллипсис выглядит как обрывок предложения. Например: «Чаю?» Полное предложение «Не хотите ли чаю?» Эллипсисом его укоротило.

Парцелляция — разделение точкой частей одного предложения. Ведьмак спросил. Йеннифер ответила. Не совсем парцелляция. В принципе, это два полноценных предложения. Парцелляцией будет считаться лишь в том случае, если одна из частей предложением называться ну никак не может. Ведьмак спросил. Громко. Парцелляция частый гость в художественных текстах, так как авторы хотят придать текстам эмоциональности, интонационно выделить части предложения.

Последняя группа из спрашиваемых на ЕГЭ средств выразительности — фонетические средства. Впрочем, очень редко встречающаяся в кимах. Процентов на 99 они в стихах идут. Но на всякий случай…

Ассонанс — повторение в одной строке или предложении одних и тех же гласных звуков. Чаще повторяют звук «у», чтобы создать эффект завывания.

Аллитерация — повторение сочетаний согласных звуков. Опять-таки преимущество отдают шипящим (звук шума), свистящим, звуку «л» (принято считать звуком волн и лунного сияния).

Теперь всё. Пользуйтесь этим словариком первое время для ответов на вопросы, потом привыкнете.

Попробуем потренироваться на тестовых заданиях, связанных с данной темой. Может, мои тесты вам покажутся немного сложнее, чем само задание, потому что вам придётся проверять наличие всех 9 предложенных средств в тексте. Зато на экзамене будет проще.

ЕГЭ: Задание 25 — Вариант 1

Пожалуйста, подождите пока страница загрузится полностью.
Если эта надпись не исчезает долгое время, попробуйте обновить страницу. Этот тест использует javascript. Пожалуйста, влкючите javascript в вашем браузере.

If loading fails, click here to try again

Предложения взяты из романа Анджея Сапковского «Последнее желание» главы «Глас рассудка II-VII» (в переводе Е.Вайсброта)

Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%.   Результат оценивается как %%RATING%%

Ваши ответы выделены серым.

Количество оставшихся вопросов: 10.

ЕГЭ: Задание 25 — Вариант 2

Пожалуйста, подождите пока страница загрузится полностью.
Если эта надпись не исчезает долгое время, попробуйте обновить страницу. Этот тест использует javascript. Пожалуйста, влкючите javascript в вашем браузере.

If loading fails, click here to try again

Предложения взяты из романа Анджея Сапковского «Последнее желание» главы «Глас рассудка II-VII» (в переводе Е.Вайсброта)

Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%.   Результат оценивается как %%RATING%%

Ваши ответы выделены серым.

Количество оставшихся вопросов: 10.

Главная → ЕГЭ русский язык → ЕГЭ: задание 26

alfring.ru

Разбираем задание 26 [ЕГЭ по русскому языку 2019]


задание 26 ЕГЭ русский язык 2019

Задание 26 в ЕГЭ по русскому языку занимает особое место.

Это задание может принести четыре балла: за каждый пункт правильного ответа (а их четыре) дается  один балл.

Задание, как и сочинение,  выполняется по предложенному в КИМе  тексту. Как правило, это фрагмент из  произведения художественного или публицистического  стиля, а значит, в нем присутствуют средства языковой выразительности, которые свойственны для образной, эмоциональной речи.  Эти средства изучаются на уроках литературы на протяжении всего курса школьного обучения. Эти литературные приемы делают речь богаче, интереснее, красочнее.

В задании 26 из ЕГЭ по русскому языку выпускнику предлагается узнать в тексте некоторые средства выразительности. Как правило, это девять тропов и литературных приемов, список которых можно увидеть в списке терминов – вариантах ответа к заданию.

Рассмотрим эти литературные средства выразительности.

Разберемся в терминологии. Тропы

Под тропами подразумевается художественный прием, когда слово употребляется не в своем прямом значении, а в переносном, которое может быть понятно только в контексте.

Например, если мы скажем слово «хвост», то первое, что приходит нам в голову – это хвост какого-то зверя, животного. Но если мы услышим сочетание слов «в хвосте самолета», или «хвост очереди», то поймем, что это то, что находится в конце чего-то. Подобные переносы значения слов имеют различные оттенки образности, поэтому и называются они по-разному.

Эпитет – это образное, эмоциональное определение чего-то или кого-то. Обычно, эпитет (как и член предложения определение) отвечает на вопрос «какой?» и называет признак предмета, выраженный словом в переносном значении:

золотые волосы (по сходству с золотом по цвету и блеску),

стальные нервы (то есть, очень крепкие, как сталь).

Метафораперенесение каких-то качеств одного предмета или явления на другой предмет. Метафора может быть как одним словом, так и развернутым предложением:

Сердце – камень. (то есть твердое, жесткое, бесчувственное).

Пример метафоры

За окном плачет дождик. (эта метафора называется олицетворением – свойство живого существа переносится на явление природы, предмет, животное)

У меня в душе ни одного седого голоса – о молодости души поэта.

Метонимия – переименование предмета не его прямым именем, а близким по какому-то признаку:

Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал  (фамилия автора вместо названия книги)

Гипербола – художественное преувеличение:

В сто сорок солнц закат пылал (Маяковский)

море слез

я вам тысячу раз повторила

Литота – художественное преуменьшение:

я съем капельку, выйди на секунду.

Ирония – оценка лица или события с помощью высмеивания, когда дается характеристика, противоположная реальной:

Какой ты красивый сегодня! (говорят кому-то очень некрасивому в данный момент)

Прекрасный человек Иван Иванович! Он очень любит дыни. Это его любимое кушанье.

Сравнение – сопоставление двух объектов или лиц, часто используется со словами «как», «словно», «точно»,
« подобно» или выражается сущ. в Тв.п.:

А сама-то величава, выступает, словно пава

Как скала, возвышается небоскреб.

Нева металась, как больной в своей постели беспокойной.

Синтаксические  средства

Однородные члены предложения – члены предложения (подлежащие, сказуемые, определения, обстоятельства, дополнения), отвечающие на один вопрос:

Улицы, крыши домов, заборы и деревья были укрыты снегом.

Ряды однородных членов —  наличие в одном предложении однородных членов разных видов: например, однородные подлежащие и однородные определения (два ряда):

Одинокие, грустные, обнаженные березки, а вдали осинки и клены  составляли осеннюю картину местности.

Синтаксический параллелизм – это такое построение предложений, когда их структура похожа или точно повторяется:

Саша уехал автобусом, Марина побежала на трамвай, а Лена пошла пешком. (три простых предложения с одинаковой структурой: подлежащее, сказуемое, обстоятельство).

Анафора – одинаковое начало предложений или фраз, строк в стихотворении:

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод.

Эпифора —  одинаковое окончание предложений, фраз, строк в стихотворении:

Мы втягивали его в диалог – он молчал, мы спорили  — он молчал, мы закончили   обсуждение – а он все молчал.

Анафора и эпифора относятся к экспрессивным повторам. Но повторяться могут и целые предложения: Иди домой! Иди домой, я сказала.

Риторический вопрос и риторическое восклицание – соответственно предложение – вопрос и предложение-восклицание, не обращенные ни к кому конкретно, но ко всем сразу. Они, как правило, не требуют и не предполагают ответа, так как он очевиден или автор сам же на него и отвечает:

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!

Товарищ, верь, взойдет она,

Звезда пленительного счастья!

Лексические средства

Синонимы – разные слова, но близкие по смыслу: грустный, печальный, угрюмый.

Антонимы – слова, противоположные по смыслу: грустный — веселый, светлый — темный.

Фразеологизм – неделимый лексический оборот, в котором смысл раскрывается только всем словосочетанием, а не отдельными словами: поставил в тупик (привел в замешательство), душа в пятки ушла (испугался), зарубить на носу (запомнить).

Перечисленные средства выразительности используются в заданиях ЕГЭ по русскому языку наиболее часто, но список их можно продолжить.

В задании 26 на ЕГЭ по русскому языку  предлагаются номера предложений из текста, в которых надо найти что-то из них, и в клеточках для ответов написать нужную цифру, под которой значится данное средство выразительности.

В формулировке уже есть некоторая подсказка: найдите троп, приём, лексическое или синтаксическое средство.

Соответственно из этих разновидностей и следует выбирать ответ. Поэтому важно запомнить, не только само средство выразительности, но и к какому виду оно относится (лексическому, синтаксическому или к тропам). Сопоставьте подсказку вида из задания, подсказку из вариантов ответа, внимательно просмотрите указанное предложение и сделайте логически правильный вывод.

Удачи на ЕГЭ по русскому языку 2019!

Копирование материала допускается только при наличии активной ссылки на наш сайт.


на Ваш сайт.

samarus-school.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *