18 задание егэ по русскому языку – Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) на тему: Тестирование по русскому языку 11 класс ЕГЭ. Задания 18,19. | скачать бесплатно

Задание 18 — материалы для подготовки к ЕГЭ по Русскому языку

В задании 18 ЕГЭ по русскому языку вы работаете со сложноподчиненными предложениями, состоящими из главного и придаточного предложения. Вам известно, что на границах простых предложений в составе сложного должны стоять запятые. Какие трудности могут встретиться при определении этих границ?

Формулировка задания:

 

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Государственная Третьяковская галерея (1) коллекция (2) которой (3)

насчитывает более шестидесяти тысяч художественных произведений(4) отражает развитие русского искусства начиная с XI века.

 

Напомним, что нужно знать, чтобы определить границы между главным и придаточным предложением.

Придаточное предложение присоединяется к главному с помощью союзов или союзных слов, которые, как правило, располагаются на границе предложений, т. е. начинают придаточную часть. Но есть некоторые предложения, в которых союз или союзное слово  стоит не после запятой на границе предложений, а  внутри придаточного предложения.

Придаточное может стоять перед главным предложением, после него и внутри него. Запятые ставим на границе предложений:

 

1) [      ], ( союз или союзное слово )       2) ( союз или союзное слово ),  [     ]

                      3)  [     , ( союз или союзное слово ),     ]

 

Какие синтаксические конструкции чаще всего встречаются на экзамене? Сложноподчиненные предложения с придаточной частью, которая располагается внутри главного предложения (см. схему 3) и присоединяется к нему с помощью союзного слова который. (Не забудьте, что  это слово склоняется и может иметь предлог.)

Как выполнить такое задание? Прочитайте предложение выразительно, смысловые паузы укажут вам на границу предложений. Прочитайте каждое простое предложение (не забудьте, что вам надо соединить две части главного предложения, если придаточное разделило его). Убедитесь, что вы правильно определили союз или союзное слово, соединяющее предложения.

 

Выполним задание:

Государственная Третьяковская галерея (1) коллекция (2) которой (3)

насчитывает более шестидесяти тысяч художественных

произведений (4) отражает развитие русского искусства начиная с

XI века.

 

Прочитаем выразительно, делая смысловые паузы.

Прочитаем отдельно главное: Государственная Третьяковская галерея отражает развитие русского искусства начиная с XI века.

Прочитаем придаточное предложение: коллекция  которой насчитывает более шестидесяти тысяч художественных произведений.

Определим средство связи: которой.

 

Ответ: запятые стоят на границе предложений 1, 4.

 

Еще примеры:

Он поинтересовался, возле  какого дома  остановить машину, и снова замолчал. Главное предложение: Он поинтересовался и снова замолчал. Союз И соединяет сказуемые в главном предложении. Придаточное предложение: возле какого дома остановить машину. Союзное слово возле какого.

Схема: [     ], (возле какого)

Мы увидели замок, непривычный архитектурный стиль которого так и не смогли определить. Союзное слово которого стоит внутри придаточного предложения. Схема: [      ], (которого)

Он спросил, хотим ли мы есть, и пригласил всех к столу.  Главное предложение: Он спросил и пригласил всех к столу. Придаточное предложение: Хотим ли мы есть. Соединяющее слово ли.

Схема: [      , (ли…),     ]

Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!

Звоните нам:
8 (800) 775-06-82 (бесплатный звонок по России)
                       +7 (495) 984-09-27 (бесплатный звонок по Москве)

Или нажмите на кнопку «Узнать больше», чтобы заполнить контактную форму. Мы обязательно Вам перезвоним.

ege-study.ru

ЕГЭ русский язык задание 19

21 Авг

2014

Знаки препинания при определительном придаточном
Кому проще слушать и смотреть, воспользуйтесь моим видеоуроком:



У придаточного определительного есть одно принципиальное отличие в плане пунктуации. О нём чуть позже. По всем прочим показателям действуют те же правила. Давайте их вспомним.
Придаточное необходимо выделять запятыми. Первая запятая обозначает начало придаточного, вторая – его окончание. Иногда вместо второй запятой идёт точка, если предложение завершилось.
Придаточных может быть сразу несколько. Если это одни и те же придаточные, то для них действует правило однородных членов. Чтобы не заглядывать с статью задания А23, напомню основное: при одиночном союзе «И» запятую между придаточными не ставим. В Брокилоне Геральт встретил друида Мышовура, с которым познакомился ещё в Цинтре и который советовал ведьмаку не играть с Предназначением. Первая запятая показывает, что началось придаточное. Потом идёт второе придаточное, но они однородны и между ними союз «И», потому запятую не ставим. А потом вместе с придаточными предложение заканчивается. Всё, финита ля комедия, точка.
А теперь коротко про ту самую особенность придаточных определительных. Если границу других придаточных мы легко находили по союзу или союзному слову, то здесь союзное слово «который» блуждает по пределам придаточного и может находиться хоть в его середине или ближе к концу. (Только в самом конце оно находиться никак не может, поверьте.)
И найти, где же заканчивается главное и начинается придаточное, можно только одним способом: пробовать убрать придаточную часть целиком. Все слова, идущие до «который» и просящиеся с ним, будут относиться к придаточному.
Допустим, как в предложении из КИМа.
Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.
Убирайте «которой был первый директор». Что просится уйти с грамматической основой и союзным словом? Конечно, «поклонником» и «Царскосельского лицея Малиновский». Обратите внимание на запятую под номером 3. Её никогда не будет, ни в одном предложении. После «который» запятая не может ставиться чисто теоретически.
На заметку стобалльнику: если слово «который» входит в деепричастный оборот, то деепричастный оборот запятыми не выделяется. Рассмотрим такой пример. Геральт повстречал в Брокилоне княжну Цири, узнав которую он вспомнил о Предназначении. Запятая ставится перед началом придаточного (оборот же входит в его состав), а сам деепричастный оборот не выделяется.
Задание несложное, поэтому пока только один вариант теста.

ЕГЭ: Задание 18

Пожалуйста, подождите пока страница загрузится полностью.
Если эта надпись не исчезает долгое время, попробуйте обновить страницу. Этот тест использует javascript. Пожалуйста, влкючите javascript в вашем браузере.


If loading fails, click here to try again

Предложения взяты из романа Анджея Сапковского «Меч предназначения» (в переводе Е.Вайсброта)

Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%.

 

Результат оценивается как %%RATING%%


Ваши ответы выделены серым.


Количество оставшихся вопросов: 10.



Главная → ЕГЭ русский язык → ЕГЭ: задание 19

alfring.ru

Русский язык ЕГЭ Задание № 19 Теория

Задание № 18 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Сложноподчинённое предложение имеет в своём составе главное и придаточное, то есть зависимое предложение. Между ними в одних случаях ставятся запятые , в  других нет. Рассмотрим данные случаи.

Запятые в сложноподчинённых предложениях ставятся:

  • Основное правило: запятая ставится между главным и придаточным предложением.

Например:

Ученики писали контрольную работу по теме, которую повторили  на предыдущем уроке.

  • Если придаточное предложение находится в середине главного, то оно выделяется запятыми с обеих сторон.

Например:

Книга, которую так рекламировали, действительно оказалась очень интересной.

Запятые в сложноподчинённых предложениях НЕ ставятся:

  • Если два придаточных предложении соединены союзом И, то между ними запятая не ставится.

Например:

  • Если придаточное состоит из одного слова.

Например:

Он ушёл, но не сказал ЗАЧЕМ.

  • Если придаточное начинается с частицы НЕ:

Важно НЕ что вы сказали, а как  вы это сделали.

  • Если перед придаточным стоит повторяющийся  сочинительный союз, то перед первым придаточным запятая не ставится

Например:

Было шумно И когда дети играли в комнате, И когда они вышли на улицу.

  • Если придаточное предложение — это фразеологизм или цельное по смыслу выражение.

Например:

Играли  кто во что горазд.

Он терпел что есть силы.

Ему было над чем задуматься.

  • Если придаточное предложение начинается с оборота НЕ ТО ЧТО или  НЕ  ТО ЧТОБЫ.

Например:

Мы не то чтобы испугались, скорее очень удивились .

В задании № 18 чаще всего предлагаются предложения, в которых придаточное присоединено к главному союзным словом  КОТОРЫЙ. Что необходимо помнить ?

Запятая в сложноподчинённом предложении с союзным словом КОТОРЫЙ.

  • Между главным и придаточным в сложноподчинённом предложении ставится запятая, если придаточное начинается со слова КОТОРЫЙ.

Например:

Я купил в магазине книгу, которую долго искал.

  • Если слово КОТОРЫЙ стоит не в начале придаточного, то запятая ставится не перед ним, а после главного — по смыслу предложения. После слова  КОТОРЫЙ запятая не ставится никогда.

Например:

Мы подошли к озеру, по берегам КОТОРОГО росла ива.

Таковы правила, которые необходимо помнить, когда ставите знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Конечно, сложноподчинённое предложение имеет и другие знаки препинания, однако в задании № 18 достаточно этих, особенно помните последнее правило: запятая при союзном слове КОТОРЫЙ.

Удачи вам!

Мельникова Вера Александровна

 

poznaemvmeste.ru

ЕГЭ -2016.Задание 18. Знаки препинания в СПП.

18 -1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1. Перед матерью (1) был разведён небольшой огонь и курились две-три головешки (2) дым (3) от которых (4) шёл прямо на неё.

2. Мы поднялись (1) на довольно крутой пригорок (2) на ровной поверхности (3) которого (4) стояло несколько новых и старых недостроенных изб.

3. Поручик Вулич (1) на лице (2) которого (3) герой «читал печать смерти» (4) остаётся жив.

4. Мы должны были поспеть на перевоз до зари (1) чтобы переправиться через реку в тихое время (2) поскольку каждый день (3) как только солнышко начинало пригревать (4) разыгрывался сильный ветер.

5. Железо — важнейший из жизненно необходимых микроэлементов (1) главная роль (2) которого (3) — обеспечение организма кислородом.

6. Батюшков был признанным кумиром Пушкина-лицеиста (1) в стихах (2) которого (3) «отголоски лиры Батюшкова» (4) были весьма многочисленны.

7. Фразеологизм — это такое словосочетание (1) общее значение (2) которого (3) не выводится (4) из самостоятельных значений, входящих в него слов.

8. Основа реалистического творчества Ф. Достоевского — мир человеческих страданий (1) в изображении (2) которых (3) он не знает себе равных.

9. От каменной пристани (1) ступени (2) которой (3) спускались прямо в воду (4) начинался город с европейскими гостиницами и ресторанами.

10. В отличие от И.С. Тургенева (1) в романах (2) которого (3) были освещены этапы духовных поисков интеллигентов 40–70-х годов XIX века (4) И.А. Гончаров был увлечён исследованием явлений иного порядка.

18-2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1. Лёгкая светская комедия представляет собой пьесу (1) интрига (2) которой весьма изящна.

2.Древоввидные пионы (1) листья (2) которых (3) облетают на зиму (4) со временем превращаются в пышно цветущие раскидистые кусты.

3. Чеховские мечты о будущей жизни говорят о высокой культуре духа, о Мировой Душе, о новой прекрасной жизни (1) для создания которой нам надо (4) ещё двести-тристалет работать, трудиться, страдать.

4. Особенно часто (1) поэт бывал у Олениных (2) дочь (3) которых (4) была предметом его серьёзного увлечения.

5. Роза (1) первые упоминания (2) о которой (3) относятся к пятому веку до н.э. (4) описана в древнеиндийских сказаниях.

6. Учёные создали уникальный материал (1) гранулы (2) которого (3) обладают способностью (4) удерживать огромное количество влаги.

7. Первым этапом деловых бесед или переговоров (1) может быть ознакомительная встреча (2) в процессе (3) которой (4) уточняется предмет переговоров, а также решаются организационные вопросы.

8. В одной из бухт Тихого океана (1) был обнаружен гигантский кальмар (2) диаметр глаза (3) которого (4) равен полутора метрам.

9. Это была поэтесса (1) в чарующих стихах (2) которой (3) скрывалась некая загадка.

10. Однажды в Царском Селе (1) медвежонок сорвал цепь со столба (2) возле которого (3) была устроена его будка (4) и побежал в сад.

ОТВЕТЫ.

18-1.

18-2.

1-2

1-1

2-2

2-14

3-14

3-1

4-1234

4-2

5-1

5-14

6-1

6-1

7-1

7-2

8-1

8-2

9-14

9-1

10-14

10-24

infourok.ru

задания 18 и 19 / Содержание блога / Статьи о подготовке к ЕГЭ и ОГЭ на Ege-Merlin.ru

Задания 18 и 19 КИМ ЕГЭ по русскому языку завершают блок заданий на знание пунктуации. Как и в предыдущих заданиях, в них необходимо вместо цифр поставить (или не поставить) запятую, а затем указать необходимые цифры в ответе.

Пример.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Российские ученые создали (1) уникальный по своим функциональным характеристикам (2) материал (3) гранулы (4) которого обладают невероятной способностью (5) удерживать огромное количество влаги(6) впитывающейся моментально.
Ответ:____________________

Подробный разбор задания можно посмотреть на видео.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Всегда трудно приступать к выполнению нелюбимой (1) постылой работы (2) и (3) чтобы (4) хоть немного оттянуть неприятный (5) гнетущий душу (6) момент (7) мы часто ищем любые (8) подходящие предлоги (9) которые могут (10) хоть как-то оправдать наше безволие.
Ответ:____________________

Подробный разбор задания можно посмотреть на видео.

Справочный материал

Сложноподчиненные предложения.

Сложные предложения с различными видами связи.

Сложные предложения, в которых одно простое предложение по смыслу подчиненно другому и связано с ним подчинительными союзами или союзным словом, называются СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫМИ.

РАЗЛИЧАЙТЕ:

Союз

1) союз можно опустить: Я сказал, что люблю горы (Я сказал: люблю горы).

2) союз можно заменить другим союзом: Когда включили свет, комната. показалась большой (когда = как только,едва, лишь только).

3) на союз не падает логическое ударение.

Союзное слово.

1) С.с. является членом предложения, его нельзя опустить: Я знаю, что скажет тебе отец (местоим., наречие).

2) С.с. можно заменить другим словом: Не знаю, что меня привлекает в этом человеке (что = какие черты).

3) на С.с. падает логическое ударение.

ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ К ГЛАВНОМУ:

Только союзами:

Сравнительными (как что?): будто, как, чем, словно, точно.

Времени (когда?): когда, пока, едва, как только, в то время как

Цели (для чего?): чтобы, для того чтобы.

Причины (почему?): ибо, потому что, так как,благодаря тому что

Следствия (в следствие чего?): так что.

Условия (при каком условии?): когда, если (…то, так), коли,ежели,раз.

Только союзными словами:

Определительными (который?): который, что, кто, где, куда, какой, когда, откуда, чей

Места (где? куда?): где, куда, откуда.

Союзами и союзными словами:

Изъяснительными (относятся к словам со значением речи, мысли, чувства): союзы – что, чтобы, как, будто, (так) … как будто, словно, точно; С.с. – когда, куда, сколько, что.

Образа действия меры и степени (как? каким образом?): союзы — будто, как будто, словно,точно; Сс – как, сколько, насколько, что.

Уступительными (несмотря на что?): Союзы – хотя, несмотря на что, пускай, даром что;

С.с. — где ни, как ни, когда ни, сколько ни, что ни, кто ни.

ОСОБЕННОСТИ ПУНКТУАЦИИ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.

Если придаточное присоединяется к главному предложению при помощи составного союза (потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, так же как, ввиду того что, в случае если, несмотря на то что, перед тем как, прежде чем и др.), запятая ставится 1 раз – в зависимости от смысла и интонации, или перед союзами что, чтобы, как.

ЗАПОМНИТЬ:

[Однако…]. Однако дождь кончился.

[  ], [однако… ]. Хотел прийти, однако родители не разрешили. (=но)

[…, однако,…]. Дождь, однако, закончился. (вводное слово)

[Однако,( когда) …]. Однако, когда надо было принять срочное решение, я советовался с отцом.

НЕ ВСЕ ОБОРОТЫ ЯВЛЯЮТСЯ ПРИДАТОЧНЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ.

1. Сядь как следует…(целое словосочетание). Мне всё равно куда идти. Может прийти кто угодно.

2. Запятыми выделяются уступительные обороты с союзами хотя, пусть, даром, что: Ему должен хороший, пусть и непродолжительный, отдых.

РАЗЛИЧАЙТЕ:

Запятая перед словосочетаниями и предложениями с союзом КАК.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ, когда первое придаточное подчиняется главному, а остальные ­ последовательно друг другу:

[ Молодые казаки ехали еле сдерживая слёзы ], (так как боялись отца), (который был тоже несколько смущён), (хотя старался этого не показать).

[…гл.+ гл…], (союз так как…), (С.с. который…), (союз хотя).

ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ, когда придаточные относятся к разным словам одного и того глав. предложения:

(Когда бричка была уже на конце деревни), [Чичиков подозвал к себе первого мужика ], (который тащил на себе бревно).

(союз когда…), […гл…], (С.с. который).

ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ, когда придаточные относятся к одному и тому же слову и отвечают на один вопрос:

[Видел Егорушка ], (как мало-помалу темнело небо), (как опускалась на землю мгла),(как засветились звёзды.

[гл…], (союз как…), (союз как…), (союз как…).

КОМБИНИРОВАННОЕ ПОДЧИНЕНИЕ,

[В воздухе, (куда ни взглянешь), кружатся облака снежинок ], (так что не разберешь), (идёт ли снег с неба или с земли).

[…, (союз куда…), гл…], (союз так что…), (…союз ли…).

БЕССОЮЗНЫЕ сложные предложения (БСП) – предложения, связанные только по смыслу и интонацией.

ТАБЛИЦА ПРИДАТОЧНЫХ

ege-merlin.ru

Задание 18 для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Задание 18 для подготовки к ЕГЭ по русскому языку 1 вариант

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1. Задание 18 № 25

Одинокий путник (1) приближение (2) которого (3) я слышал ранее среди чуткого безмолвия морозной ночи (4) соблазнился моим веселым огнем.

2. Задание 18 № 62 

Утром горы (1) лежали в тумане (2) сквозь (3) который (4) едва виднелись их очертания.

3. Задание 18 № 138 

Большие (1) светлые здания (2) окна которых (3) отражали первые солнечные лучи (4) бежали по обе стороны дороги.

4. Задание 18 № 176

Сочетание лексического и грамматического значений (1) может образовывать сложные смысловые образы (2) анализ которых (3) позволяет глубже проникнуть в содержание стихотворения.

5. Задание 18 № 214

По облакам (1) контуры (2) которых казались недостаточно чёткими (3) можно было догадаться о предстоящей перемене погоды.

6. Задание 18 № 252

В 80-е годы XIX века Шишкин (1) создаёт много картин (2) в сюжетах (3) которых (4) он по-прежнему обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей.

7. Задание 18 № 290 

Мы с восторгом (1) смотрели на великолепные берега пролива (2) мимо (3) которых (4) проплывал наш катер.

8. Задание 18 № 328 

Мужество (1) похоже на добродетель (2) повинуясь (3) которой люди (4) совершают прекрасные дела.

9. Задание 18 № 366 

В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства.

10. Задание 18 № 404

Валовой внутренний продукт является тем показателем (1) на основании (2) которого (3) производится подразделение стран на развитые и развивающиеся.

11. Задание 18 № 442 Вопросы юного помощника снова напомнили ему (1) тот случай (2) вспоминать о котором (3) он не любил.

12. Задание 18 № 480  Психологический портрет героя литературного произведения (1) примером (2) которого является (3) описание Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность.

Задания для подготовки 2 вариант

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1. Задание 18 № 518

Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.

2. Задание 18 № 556 

Для понимания вашего конспекта (1) необходимо иметь перед глазами ту книгу (2) по поводу (3) которой (4) сделаны заметки.

3. Задание 18 № 594 

Чувствительной героине (1) роль (2) которой (3) играет дочь Фамусова (4) нужен мечтательный и робкий собеседник.

4. Задание 18 № 632

В Киеве на высокой горе на берегу Днепра установлен памятник (1) князю Владимиру (2) во времена княжения (3) которого (4) состоялось крещение Руси.

5. Задание 18 № 670

Мышление (1) обеспечивает способность человека правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.

6. Задание 18 № 708

В русской литературе (1) начало (2) которой исчисляется (3) со второй половины X века (4) сформировалось представление о единстве мира и его истории.

7. Задание 18 № 746 

Я устроился (1) под деревом (2) крона (3) которого защитила меня (4) от дождя.

8. Задание 18 № 784 

Каждый писатель является психологом (1) в задачи (2) которого (3) входит понимание мотивов поступков героя и раскрытие его души.

9. Задание 18 № 822 

Иногда (1) в экспериментах используются задачи (2) логическая структура (3) которых (4) не имеет аналогов в реальной жизни.

10. Задание 18 № 860 

Мохнатые ветви деревьев (1) образуют тёмный свод (2) сквозь (3) который только кое-где (4) весело проглядывает солнечный лучик.

11. Задание 18 № 899 

Чувствительной героине (1) роль (2) которой (3) играет дочь Фамусова (4) нужен мечтательный и робкий собеседник.

12. Задание 18 № 937

Для ловли протоптеров жители Судана используют специальный барабан (1) с помощью (2) которого (3) издаются звуки (4) падающих дождевых капель.

Задания для подготовки 3 вариант

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 1. Задание 18 № 975

У некоторых видов тропических и субтропических рыб на голове имеется присоска (1) с помощью (2) которой (3) они прикрепляются (4) к самым различным животным.

2. Задание 18 № 1013

Тренер распределил участников соревнований в команды (1) каждая (2) из которых (3) включала пять человек (4) и ещё раз напомнил правила игры.

3. Задание 18 № 1051 

Природа была важной частью той «живой правды жизни» (1) запечатлевать (2) которую (3) поставили своей целью (4) пейзажисты-передвижники.

4. Задание 18 № 1089

Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.

5. Задание 18 № 1127 

Для лечения самых разных болезней в медицине широко используется (1) пчелиный яд (2) потребность (3) в котором (4) постоянно растёт.

6. Задание 18 № 1165

Художественная деталь постепенно становится символом (1) появление (2) которого (3) в тексте романа (4) отмечает существенные для понимания авторского замысла эпизоды.

7. Задание 18 № 1203 

В 80-е годы XIX века Шишкин (1) создаёт много картин (2) в сюжетах (3) которых (4) он по-прежнему обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей.

8. Задание 18 № 1241 

Валовой внутренний продукт является тем показателем (1) на основании (2) которого производится подразделение стран (3) на развитые и развивающиеся.

9. Задание 18 № 1279

Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) было известно всему городу.

10. Задание 18 № 1317 

В садах романтического стиля (1) невозможно обойтись без дорожек из натурального камня (2) естественность (3) которых (4) подчёркивает поселившийся между камнями мох.

11. Задание 18 № 1355 

Роман Гончарова «Обломов» (1) выгодно отличался от нравоописательных повестей натуральной школы обстоятельностью и «монографичностью» картины (2) естественным началом (3) которой (4) было изображение обычного дня героя.

12. Задание 18 № 1393 

Учёные создали уникальный материал (1) гранулы (2) которого (3) обладают способностью (4) удерживать огромное количество влаги.

Задания для подготовки 4 вариант

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1. Задание 18 № 1431 

Более всего П.И. Чайковского вдохновляла поэзия А.С. Пушкина (1) по произведениям (2) которого (3) он создал лучшие свои оперы.

2. Задание 18 № 1469 

Лена — главная судоходная восточносибирская артерия (1) значение (2) которой (3) для интенсивно развивающегося хозяйства (4) огромно.

3. Задание 18 № 1507 

Отец Аркадия Кирсанова (1) сохранил юношескую любовь к Пушкину (2) перед стихами (3) которого (4) он испытывает истинное преклонение.

4. Задание 18 № 1545 

В настоящее время рассматривается возможность использования айсбергов Антарктики для получения пресной воды (1) дефицит (2) которой (3) вскоре может охватить две трети жителей Земли.

5. Задание 18 № 1583 

В «Фаталисте» (1) Печорин рассказывает о происшествии (2) свидетелем (3) которого (4) он был.

6. Задание 18 № 1621 

Банковский кредит — выдаваемая на какой-либо срок ссуда (1) в пределах (2) которой (3) возможен расход (4) на определённую потребность.

7. Задание 18 № 1659 

Самым популярным вариантом дома в Архангельске является сруб из сосны (1) внутренняя отделка (2) которого (3) изготовлена из осины или берёзы.

8. Задание 18 № 1697

Теперь все живые сцены путешествия вошли в поэму (1) сюжет (2) которой (3) был достаточно неопределённым.

9. Задание 18 № 1735 

Перед глазами путника расстилалась река (1) по обоим берегам (2) которой (3) теснились маленькие домики.

10. Задание 18 № 1773 

Маленькие горные речки (1) превратились теперь в бурные потоки (2) переправа (3) через которые (4) отняла у нас много времени.

11. Задание 18 № 1811 

Типичными героями (1) за равенство и права (2) которых (3) боролся просветитель (4) оказываются женщина или ребёнок.

12. Задание 18 № 1849  Долгое время киты (1) наблюдать (2) которых (3) удавалось раньше немногим (4) считались рыбами.

Ответы к заданиям:

Вариант 4

1

14

14

1

1

2

2

2

14

1

3

24

14

1

2

4

2

2

14

1

5

13

2

2

2

6

2

14

1

1

7

2

2

2

1

8

2

1

1

1

9

14

2

2

1

10

1

2

2

2

11

2

14

2

14

12

14

1

1

14

infourok.ru

Презентация для подготовки к ЕГЭ-2017 по русскому языку. Задание 18


ЕГЭ 2017 Задание 18

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении


Так выглядит это задание в демоверсии 2017

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея

Малиновский (4) обрела множество сторонников.

Ответ: 14


Что требуется от Вас при выполнении этого задания?

Правило

Как правило, грамматические основы отделяются друг от друга запятыми.

( Мелеховы выехали на покос], ( когда уже на лугу была чуть не половина хутора) .

 

(Как дерево роняет листья),[так я роняю грустные слова] (С. Есенин).


Повторим основные понятия

Сложноподчиненное предложение – предложение, которое включает главное и одно или несколько придаточных.

Ловушка №1!

В простых предложениях, входящих в состав сложного, могут быть либо только подлежащие, либо только сказуемые. Не ошибись, когда определяешь основы!

[ Скоро пять лет] , ( как я работаю в институте).


Ловушка №2!

Придаточное предложение может находиться внутри главного предложения.

Его необходимо выделять запятыми с двух сторон!

Помни!

В сложном предложении есть вводные конструкции, определения, приложения и обстоятельства, которые требуют выделения запятыми!


Не ставится запятая в сложном предложении ПОСЛЕ главной грамматической основы:

с одним придаточным

1) если придаточное = одно союзное слово (относительное местоимение или наречие):

с двумя однородными придаточными (зависят от одного и того же слова или основы и отвечают на один и тот же вопрос)

2) если перед ним слова особенно, в частности, а именно, то есть, а также. Запятая будет стоять перед этими словами:

Меня упрекают , но не знаю в чем

1) если перед ними стоит отрицание не:

[ ], но [ ] (в чем).

2) если придаточные предложения соединяются с помощью союзов и, или, либо, ни (обычно повторяющихся):

Экспедицию придется закончить досрочно при неблагоприятных условиях, а именно если начнется сезон дождей.

Я пришел НЕ чтобы помешать вам, а чтобы помочь .

Студент не мог вспомнить ни как называется произведение , ни кто его автор .

[ ], а именно (если ).

[ ] (не чтобы), а (чтобы )

[ ] (ни как ), (ни кто )


При составных союзах:

благодаря тому что

ввиду того что

В начале предложения — запятой НЕ разделяется

вследствие того что

(После того как я послушал скрипку), [мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга].

 

в силу того что

собирался стать геологом] , ( потому что геологом был Сергей) .

В середине предложения – запятая – ОДИН РАЗ!

НЕ + составной союз:

оттого что

потому что

пришел на спектакль НЕ потому], (что он был интересный).

Усилительная частица + составной союз :

несмотря на то что

[ Слушатели набились в концертный зал ТОЛЬКО потому], (что представление было бесплатное ).

вместо того чтобы

Вводное слово + составной союз:

для того чтобы

с тем чтобы

[Мы проиграли футбольный матч, ВОЗМОЖНО, в силу того], (что были просчеты в тактике игры).

в то время как

после того как

перед тем как

с тех пор как

так же как


Алгоритм действий

1. Выделить грамматические основы.

2. Выделить союз или союзное слово.

3. Определить границы главного и придаточного предложений.

4. Выяснить, есть ли условия, при которых запятая перед придаточным не ставится.

5. Проставить знаки препинания.

6. Выбрать вариант ответа.

7. Выписать все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В КИМах ЕГЭ последних лет чаще всего задание касается расстановки знаков препинания в СПП с придаточным ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ , поэтому более подробно рассмотрим этот тип предложений.


Придаточные определительные относятся к члену главного предложения, выраженному существительным или другим словом, употреблённым в значении существительного, и отвечают на вопросы определений (какой? какая?…).

Придаточные определительные предложения прикрепляются к главному чаще всего с помощью союзных слов: какой, который, что, когда, где и др.

Придаточное определительное ВСЕГДА стоит либо после главного предложения, либо внутри главного:

На пригорке стоит дом, в котором мы живём.

Дом, в котором мы живём, стоит на пригорке.


Обратите внимание!

  • Никогда не ставится запятая после союзного слова который:

События, свидетелями которых мы стали , потрясли город.

2. Если союзное слово который является зависимым словом при деепричастии, запятая ставится перед деепричастным оборотом, а после слова который – нет:

Вот книга, прочитав которую ты многое для себя откроешь .

3. Если придаточные определительные однородные и соединяются неповторяющимся союзом И, между ними запятая не ставится:

Книги, которые я прочитал и которые бы посоветовал вам , написаны нашими современниками.


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) было известно всему городу.

2


2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цицерон (1) речи (2) которого (3) признаны образцом ораторского искусства (4) был убежденным сторонником сохранения и укрепления «сенатской республики».

14


3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

На Кольском полуострове (1) до сих пор сохранились места (2) добраться (3) до которых (4) можно только вертолётом или гусеничной техникой.

2


4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мы те(1), которые(2) здесь(3) роясь в темноте(4) питаем вас.

134


5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вот книга(1) прочитав (2) которую (3) ты многое для себя откроешь.

1


6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Теплота(1) с которой дочь говорила о своей матери(2) и (3)которая освещала её лицо(4) невольно привлекала внимание.

14


7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Принесен был к чаю черничный пирог (1) от вида которого все оживились (2) задвигались (3) и весело заговорили.

12


8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

История научной фантастики — это история идей (1) которые (2) изменяли мир (3) но (4) которые сначала были осмеяны и отвергнуты.

13


8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Спелеологи при свете фонаря (1) освещавшего всю пещеру (2) увидели осколок скалы (3) на котором (4) нарисованы были фигурки людей и животных.

123


9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

На высоком (1) зеленом стержне Столетника расцвели пышные гроздья белоснежных цветов (2) невиданной красоты (3) которые издавали неописуемый аромат (4) сразу наполнивший всю оранжерею.

34


Спасибо за внимание!

Успешной сдачи ЕГЭ — 2017

multiurok.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о