Рабочая программа репетиционного элективного курса «Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. 10 класс»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Никитинская средняя общеобразовательная школа»
Саракташского района Оренбургской области
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол №____ от «____» _________20___г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОБУ Никитинская СОШ ___________Алистратова Н.С. |
Рабочая программа
репетиционного элективного курса
по русскому языку
«Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. 10 класс»
Разработана
Кильмухаметовой Л.М.,
учителем русского языка и литературы
высшей категории
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный компонент государственного, образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004г № 1089.
2. Основная образовательная программа среднего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Никитинская средняя общеобразовательная школа»
3. Учебный план муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Никитинская средняя общеобразовательная школа» на 2016- 2017 учебный год.
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 10 классов и рассчитан на 34 часа( 1 час в неделю). Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе. Курс может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий. Курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста. Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики. Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников. Планирование построено на основе «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл», составитель: Е.И.Харитонова. – М.:Дрофа, 2010г, по программе М.М.Разумовской, предназначенной для изучения программы на базовом уровне.
Описание места учебного предмета.
Программа репетиционного элективного курса предназначена для учащихся 10 класса и рассчитана на 34 часа. Данный курс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10 классе.
Количество недельных часов — 1
Количество часов в год – 34
Цель: обеспечить качественную подготовку учащихся 10 классов к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ, упорядочив процесс обучения путем алгоритмизации всех правил, орфографических, пунктуационных, речевых.
Задачи курса:
изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы.
Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения,
Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-11 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности.
Формы контроля достижений учащихся
Контролируемость промежуточных и итоговых результатов реализации программы осуществляется через следующие виды контроля:
Входной контроль – для определения уровня подготовки обучаемых и дифференциации заданий для самостоятельной работы.
Рубежный контроль (после каждой темы) – для выявления уровня усвоения программы и познавательной мотивации.
Итоговый контроль проводится через оценку самостоятельной деятельности.
Методы контроля:
— решение задач,
— составление задач,
— тесты,
-составление опорных конспектов,
-представление слайд-презентации ответа, сообщений.
самопроверка:
-усвоение идей, понятий курса (ведение «Листа самопроверки» по позициям «знаю», «имею представление», «не знаю»),
— активность: уровень выполнения самостоятельных заданий, участие в ситуативном диалоге (умение задавать вопросы) и др.
Требования к подготовке обучащихся.
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
— связь языка и истории, культуры русского и других народов;
— смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
— основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
— орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
Уметь:
Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
— адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
— использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
— осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
— осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
— извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
— свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
-передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов;
— уместно употреблять цитирование;
— использовать информацию исходного текста при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов.
Создание устного и письменного речевого высказывания:
— создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
— формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
— выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
— высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
— владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы;
— использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
— создавать устное высказывание на лингвистические темы;
— владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
— оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания.
Анализ текста и языковых единиц:
— проводить разные виды языкового разбора;
— опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
— анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка.
Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
— применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
— соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы; эффективно использовать языковые единицы в речи;
— соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
— участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
— фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Формы контроля: устное сообщение на лингвистическую тему, тест, изложение с творческим заданием, сочинение, осложненное и творческое списывание и другие.
Содержание курса
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Орфоэпия. Орфоэпические нормы.
Средства связи предложений в тексте
Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления.
Лексические выразительные средства. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров
Лексические выразительные средства. Тропы.
Лексическое значение слова. Фразеология.
Морфология. (образование форм слова)
Синтаксис. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления
Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций.
Орфография. Правописание НЕ и НИ
Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами).
Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами
Орфография. Правописание корней
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)
Орфография. Правописание приставок
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
Текст. Способы и средства связи предложений в тексте.
Орфография. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
Текст. Стили и типы речи.
Слитное, дефисное, раздельное написание слов
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста.
Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий)
Выявление и формулировка авторской позиции.
Способы аргументации собственного мнения.
Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.
Практикум по написанию сочинения.
Практикум по написанию сочинения.
Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.
Тематическое планирование
10 класс
№ | Тема | Количество часов |
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. | 1 | |
Орфоэпия. Орфоэпические нормы. | 1 | |
Средства связи предложений в тексте | ||
Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. | 1 | |
Лексические выразительные средства. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы | 1 | |
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров | 1 | |
Лексические выразительные средства. Тропы. | 1 | |
Лексическое значение слова. Фразеология. | 1 | |
Морфология. (образование форм слова) | 1 | |
Синтаксис. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления | 1 | |
Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. | 1 | |
Орфография. Правописание НЕ и НИ | 1 | |
Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). | 1 | |
Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами | 1 | |
Орфография. Правописание корней | 1 | |
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями) | 1 | |
Орфография. Правописание приставок | 1 | |
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста | 1 | |
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) | 1 | |
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении | 1 | |
Текст. Способы и средства связи предложений в тексте. | 1 | |
Орфография. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий | 1 | |
Текст. Стили и типы речи. | 1 | |
Слитное, дефисное, раздельное написание слов | 1 | |
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи | 1 | |
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения | 1 | |
Тема, проблема, идея текста. Способы фо%D |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Работа с текстом на уроках подготовки к ЕГЭ по русскому языку, 10-11 класс
Автономная некоммерческая организация «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 10-11 КЛАССЕ
«Работа с текстом на уроках подготовки к ЕГЭ по русскому языку»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Андреева Екатерина Александровна
г. Москва
2014
Цели и задачи:
—сформировать умение работать с предлагаемым текстом, делать его анализ;
-повторить изученный материал по темам «грамматическая основа предложения», «сочинительные и подчинительные союзы», «словосочетания», «способы словообразования»;
-закрепить умение находить проблему текста, выявлять авторскую позицию.
Конспект урока:
Ученики под диктовку учителя записывают в тетрадях текст. Во время записи учащиеся комментируют орфограммы и объясняют постановку знаков препинания в тексте.
1)В раннем детстве, когда мне еще не было года, слова казались мне сладким чудесным напитком. 2)Я его пила, и все становилось на свои места: сумбурные мысли и ощущения получали имена. 3)Не знаю, как я научилась разбираться в путанице слов и мыслей, это произошло само собой. 4) К двум годам для каждого воспоминания у меня уже было свое слово и у каждого слова был свой смысл.
5)Вообще у меня в голове засело много всякой ерунды: я помню, как к нёбу прилипло несколько овсяных хлопьев, помню, как однажды плохо прополоскала рот и полдня не могла избавиться от привкуса зубной пасты.
6)В памяти просто сидит утренний запах только что сваренного кофе, он смешивается с запахом жареной ветчины и с выкриками разносчиков газет.
7)Но больше всего места в моей памяти занимают слова. 8)Вокруг миллионы слов, и все, кого я знаю, пользуются ими легко, даже не задумываясь.
(по Ш.Дрейпер «Привет, давай поговорим»)
Задания к тексту:
1)Выделите грамматические основы в предложениях. Какие типы сказуемых вам встретились? Найдите односоставные предложения, определите их вид.
2)Выделите в предложениях союзы, охарактеризуйте их.
3)Из 3 абзаца выпишите словосочетания со связью примыкание (прочно сидит, только что сваренного). Расскажите об этом типе связи.
4)Из 2 абзаца выпишите слова, образованные приставочным способом (засело, прилипло, несколько, прополоскала, привкус). Какие еще способы словообразования вы знаете? Приведите примеры из текста (чудесным, разносчиков – суффиксальный).
5)Какие художественные и синтаксические средства использует автор в тексте? (в памяти сидит запах – метафора; слова казались сладким чудесным напитком – сравнение; разговорная лексика – ерунда, засело; однородные члены предложения)
5)Какова проблема данного текста?
(Проблема первых воспоминаний. Какими бывают первые воспоминания человека о детстве? Что ребенок помнит о детстве?)
Какова авторская позиция?
(Ребенок вспоминает прежде всего то, что его тревожило, что-то важное, значимое для него)
В каких текстах мы встречались с подобной проблемой?
(Л.Н.Толстой «Детство», С.Т.Аксаков «Детские годы Багрова-внука», И.Шмелев «Лето Господне»)
Домашнее задание: написать сочинение по прочитанному тексту (не менее 150 слов), прокомментировав проблему, поставленную автором.
Список использованной литературы:
1.Дрейпер Ш. «Привет, давай поговорим». – М.: «Розовый жираф», 2012.
2.Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды // Русский язык в школе. – 2000, №4. – С. 10-18.
3.Пахнова Т.М. Художественный текст на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 1993, №3. – С. 31-38.
doc4web.ru
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 10 классе
Прошёл экзамен ОГЭ в 9 классе… До следующего экзамена ещё 2 года и впереди 10 класс. Некоторые ( а точнее, большинство) воспринимают этот год как передышку перед подготовкой к экзаменам в 11 классе и поэтому с чистой совестью отдыхают от любых дополнительных занятий. Правда, они не знают, что в мае 10 класса их ждёт сюрприз – итоговая работа, которая проводится во всех школах Москвы – либо в формате ЕГЭ, либо в формате декабрьского сочинения. Почему сюрприз? Потому что в школах, как ни странно, учителя и завучи ничего не знают об этой работе: будет ли она и в какой форме? И молчат до последнего. Ну что ж, зима, как известно в ЖЭКах, приходит неожиданно – так и итоговая работа спускается сверху городом тоже неожиданно, но, на удивление, в точные сроки – середину мая. Я даже могу назвать ориентировочный интервал – с 12 по 18 мая. И так каждый год уже несколько лет подряд! Школьные учителя и завучи молчат про работу, ученики, ни о чём не подозревая, спокойно учатся по программе, а потом ( хорошо если в конце апреля, а то и в первых числах мая) им торжественно объявляют, что они должны будут написать ЕГЭ по русскому языку в формате 11 класса.
Правда, родители некоторых десятиклассников ( интуитивно чувствующие какой-то подвох от нашей системы образования) звонят мне – обычно зимой – в начале весны 10 класса — и спрашивают, не пора ли им уже начинать подготовку к ЕГЭ? И слышат от меня, что через несколько месяцев вообще-то их ребёнку его придётся писать в рамках итоговой работы. Первая реакция ( после минутного ступора) обычно такая : «А нам в школе ничего не говорили!» И я начинаю чувствовать себя, как ясновидящий на «Битве Экстрасенсов», который умеет предвидеть будущее. Представляете мой восторг, когда моё «предсказание» сбывается? Но я же не работаю экстрасенсом – я готовлю учеников к экзамену по русскому языку, поэтому восторг от моих «предсказательных» способностей быстро заглушается чувством беспокойства по поводу того, как можно за 2-4 месяца подготовить не то к ЕГЭ по русскому, не то к декабрьскому сочинению – форму экзамена может установить и сама школа. Самое яркое впечатление у меня осталось от обратившегося ко мне ученика примерно в марте 10 класса, который сказал, что их в школе к ЕГЭ в 10 классе не готовят, но, поскольку он идёт на медаль, то учительница ему сказала: «Если напишешь на 5(!) итоговую работу в мае, то я тебе поставлю 5 за год». Сказать, что мальчик пахал как лошадь на моих занятиях и дома, чтобы подтвердить свою пятёрку, это не сказать ничего. К счастью, всё закончилось благополучно – оценку он подтвердил.
Таким образом, могу сказать следующее: если Вам по каким-то причинам небезразличен результат итоговой работы в мае 10 класса, начинайте готовиться – и желательно с сентября, чтобы не устраивать себе весеннего аврала.
Скептически настроенный читатель может мне возразить: «Если я в 10 классе пройду весь ЕГЭ, то чем я буду заниматься в 11 классе?» Спешу успокоить такого скептика: во-первых, с сентября по начало декабря у Вас не будет физической возможности готовиться к ЕГЭ по русскому языку, так как впереди будет декабрьское сочинение, а во-вторых, подготовка с декабря по май к ЕГЭ по русскому ( урезанная фактически на 30% по сравнению с теми годами, когда декабрьского сочинения не было) – это «удовольствие» ещё то – как раз для тех, кто обожает заниматься чем-то в спешном и авральном режиме либо для сильных учеников, которым не надо проходить с нуля орфографию и пунктуацию, потому что они уже пишут грамотно. Если всю основную массу материала в спокойной обстановке пройти в 10 классе – всё же это полноценный учебный год, а не полугодие, как в 11 – то уже в 11 классе можно спокойно повторить материал, и это будет в нормальном темпе и с хорошим качеством.
-
Кому обязательно нужно заниматься в 10 классе?
- Ученикам, медлительным в усвоении учебного материала, имеющим большие пробелы в школьной программе или не выдерживающим интенсивной нагрузки, которая неизбежно свалится на них в 11 классе.
- Ученикам, претендующим на высокий балл ЕГЭ и, соответственно, бюджетное место в вузе.
- Ученикам, которые могут заниматься в 11 классе только 1 раз в неделю из-за большого количества дополнительных занятий.
Сразу скажу, что 1 раз в неделю – это фактически заочное обучение, на которое способен лишь сильный и организованный ученик. Я слабых на 1 раз в неделю просто не беру в 11 классе, а вот в 10 – пожалуйста. Можно заниматься 1 раз в неделю в 10 и 11 классах и спокойно пройти весь нужный материал.
Если мои аргументы в пользу занятий в 10 классе показались Вам убедительными и Вы решили всё же начать свою подготовку к ЕГЭ по русскому заранее, можете написать мне на почту [email protected] или позвонить по телефону 8-903-230-40-54.
rusrepet.ru
Тесты и задания по русскому языку для подготовки к ЕГЭ. 10 класс. К учебнику А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык. 10
ТЕСТЫ И ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ
10 КЛАСС
к учебнику А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык. 10 — 11 классы».
ТЕКУЧЕВА И.В.
2011 г.
Скачать пособие бесплатно в формате PDF можно по ссылке ниже (кнопка).
Москва, 2011
Тесты и задания по русскому языку для подготовки к ЕГЭ. 10 класс. К учебнику А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык. 10 — 11 классы». И.В. Текучева, 2011 г.
Предлагаемое пособие содержит тесты и задания по русскому языку к учебнику А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык. 10 — 11 классы» для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений. Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и включен в Федеральный перечень учебников.
Задания в совокупности охватывают всё содержание изучаемых тем и ориентированы на проверку знаний в формате ЕГЭ.
В пособие включены итоговые тесты для повторения материала курса в целом.
В конце книги представлены ответы на все задания, что позволит проверить знания и объективно оценить уровень подготовки учащихся по предмету.
Пособие могут использовать как учителя, так и учащиеся.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
www.1variant.ru
Тестовая работа для 10 класса по русскому языку в формате ЕГЭ.
ТЕСТ № 1
1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(Не)счастье обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета.
(Не)кого было спросить, как проехать к концертному залу.
Дуня (не)лишена обаяния.
Наш спутник тоже (не)сидел сложа руки.
(Не)мешкая ни минуты, ребята собрали чемоданы.
2. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ТЕЧЕНИЕ года в репертуар оркестра вошли русские народные песни и танцы, а ТАК(ЖЕ) произведения современных зарубежных композиторов.
Пережёвывать пишу в клюве птицы не умеют, ЗА(ТО) некоторые способны заглатывать целиком (ПО)ИСТИНЕ гигантскую добычу.
(НА)ВСТРЕЧУ эскадре адмирала Макарова (ТАК)ЖЕ быстро двигались пограничные катера.
(ПО)ЭТОМУ поводу Роберт решил посоветоваться ТАК(ЖЕ) с тестем, человеком умным и здравым, разбиравшимся в тонкостях юриспруденции.
(В)ПОСЛЕДСТВИИ студенты не раз убеждались, что профессор ТАК(ЖЕ) разборчив в людях, как и в книгах.
3. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Разработа(1)ые китайскими лингвистами различные проекты перехода на буквенно-звуковое письмо так и не были реализова(2)ы: обществе(3)ость увидела угрозу разрыва с многовековой культурой, воплощё(4)ой в иероглифическом письме.
4. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1) Ученье да труд к славе ведут. 2) Луна глядит загадочно и ласково и манит своим тусклым светом. 3) Рыцарской верностью и преданностью слову отличались Даль и Срезневский Щерба и Виноградов. 4) Сначала они шли с матерью под дождём то по скошенному полю то по лесным тропинкам. 5) Шум говор толпа людей – всё это было непривычно для Егора.
5. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Степной воздух (1) наполненный тысячью разных птичьих свистов (2) был жарким, а в высоком небе неподвижно стояли ястребы (3) распластав свои крылья (4) и неподвижно устремив глаза свои в траву…
6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Загрязнённая вода, проходя через глины, очищается. Поэтому (1) вода из подземных источников (2) как правило (3) чище, чем из поверхностных. Однако (4) количество загрязнений, которое может поглотить глина, не беспредельно.
7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Молодой дирижёр весьма темпераментно и строго управлял оркестром (1) музыканты (2) которого (3) годились ему в отцы (4) и в итоге вызвал к себе всеобщее уважение.
8. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Алексей Павлович вставал с ранней зарёй (1) и (2) когда он вдыхал напоённый влажным запахом росы прохладный воздух (3) то на душе у него становилось (4) легко и просторно.
9. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1) С самолёта открывался вид на побитый стрельбами да взрывами каменисто-песчаный участок степи. 2) Серьёзность своего положения он вывел не столько из слов сколько из преувеличенно бодрых лиц врачей.
3) И через морозный и терпкий запах они оба слышали милый и пьянящий дух родного дома. 4) Молодые люди замолчали и стали слушать и смотреть. 5) Деревья шумели то убаюкивающее и певуче то порывисто и тревожно.
9. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Вера (1) отпрянув от (2) озарённого ярким светом (3) окна (4) испуганно смотрела по сторонам.
10. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Из него и вправду (1) может (2) выйти неплохой работник, если (3) конечно (4) он возьмётся за ум.
11. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Первым опомнился старый матрос (1) морское детство (2) которого (3) прошло на китобойных судах (4) и бросился к рулевому колесу.
12. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Встало солнце (1) и (2) пока люди спали (3) согрело город своими лучами (4) так что день обещал быть тёплым и ясным.
13. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. исчЕрпать загнУтый дозвонИтся столЯр тОрты
14. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку в образовании формы слова и запишите слово правильно.
несколько АМПЕР ТРОЕ юношей часто ЕЗДИЮ многие ПРОФЕССОРА около ПЯТИСОТ фотографий
15. Определите слово, в котором пропущена чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. г..рдиться прил..гательное ч..рующий бл..городный сокр..щение
16. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е
памятл…вый преодол…вать перешаг…вать милост..вый раскра..вать
ТЕСТ № 2
1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) С самолёта открывался вид на побитый стрельбами да взрывами каменисто-песчаный участок степи. 2) Серьёзность своего положения он вывел не столько из слов сколько из преувеличенно бодрых лиц врачей. 3) И через морозный и терпкий запах они оба слышали милый и пьянящий дух родного дома. 4) Молодые люди замолчали и стали слушать и смотреть. 5) Деревья шумели то убаюкивающее и певуче то порывисто и тревожно.
2.Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Из него и вправду (1) может (2) выйти неплохой работник, если (3) конечно (4) он возьмётся за ум.
3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Первым опомнился старый матрос (1) морское детство (2) которого (3) прошло на китобойных судах (4) и бросился к рулевому колесу.
4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. исчЕрпать загнУтый дозвонИтся столЯр тОрты
5.Определите слово, в котором пропущена чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. зат…иться сем…нар соч…тать уст…реть г…лосовать
6. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
ра…буженный, бе…граничный не…валенные, бе…дельник
пр…купить, пр…красный под…зревать, н…писать
пр…кратить, пр..чудливый
7. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е
ута…вать фасол…вый назойл…вый взвинч…вать привередл…вый
8. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е
хлопоч…т вылет…т дыш…т вид…шь гон…шься
9. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
В Наташином пении уже (не)было детской старательности. Солнце, ещё (не)скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу. Эта (не)приятная история надолго осталась в моей памяти. Ученье без уменья — (не)польза, а беда. В лёгкой синеве неба, ещё (не)потеплевшей после ночи, розовели облака. (Не)законченная нами шахматная партия перенесена на завтра.
10. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Надо было дождаться Семёнова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что его приезд многое решал.
Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.
Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.
(В)ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне пришлось жить в старинной подмосковной усадьбе, (ПРИ)ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы.
(НА)ПРОТЯЖЕНИИ многих веков из леса (В)ВИДЕ брёвен вывозятся лишь стволы деревьев, а пни остаются в земле.
11. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Ночью местечко (1) казалось (2) вымерло, даже собаки не лаяли, ни из одного окна не струился свет. От дождя, от мокрых заборов, от сырой коры пахло чем-то (3) невероятно (4) бодрым, весенним, счастливым.
12. Расставьте знаки препинания: укажите цифру, на месте которой в предложении должна стоять запятая. В последующие годы (1) поэт будет часто встречаться со школьным другом (2) мнение (3) которого (4) ему небезразлично.
13. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Сейчас мне придётся ненадолго отлучиться (1) но (2) когда я вновь вернусь в Москву (3) то буду искренне рад с Вами увидеться (4) если и Вы соизволите согласиться на встречу.
14. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
кухОнный надОлго влилАсь закУпорить
15. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово. Кусту сирени под окном (НЕ)МЕНЬШЕ десяти лет. Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.
(НЕ)СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки. (НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Насте сходство с матерью.
Честолюбие есть (НЕ)ЖЕЛАНИЕ быть честным, а жажда власти.
16. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
и..правил, ра..делил пр..высил, пр..колол
на..строил, по..пункт под..брал, н..правил
пр..дорогой, пр..зыв
infourok.ru