Право обществознание егэ теория: теория ЕГЭ по обществознанию в таблицах и схемах

Содержание

Право. Иерархия норм права — подготовка к ЕГЭ по Обществознанию

Автор статьи — репетитор-профессионал Елена Викторовна Калужская

Материалы этого раздела часто используют для составления заданий ЕГЭ по обществознанию. Их не всегда можно найти в одном источнике, поэтому здесь они собраны вместе

Системы права. Источники права.

В мире существуют различные системы права.
Как правило, выделяют две основных: романо-германская (континентальная) и англосаксонская.

Первая сформировалась на основе римского права. В ней чётко разработанное законодательство, писаные конституции, кодексы, законы, многочисленные подзаконные акты, отраслевое деление права. К ней относится российская система права.
Англо-американская (англосаксонская) правовая система включает в основном англоязычные страны. Здесь основным источником права служит судебный прецедент, т.е. нормы, сформулированные судьями в их решениях. Отрасли права выражены не столь четко, как в романо-германской правовой системе.

Источники (формы) права – официально закрепленные формы внешнего выражения содержания права.

Основные источники права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт, естественное право.
Дополнительные источники права: договоры, принципы, аксиомы, презумпция, фикция.

У вас может возникнуть вопрос, как фикция может быть источником права? Очень просто. Фикция – фактически несуществующее положение, которое признается правом существующим и имеющим юридическое значение. Например, судимость снимается с человека, отбывшего срок наказания, через определенное время после освобождения и он считается несудимым с юридической точки зрения, несмотря на то что фактически судимость была.

Основным источником российского права является нормативно-правовой акт. Нормативно-правовые акты отличаются друг от друга по степени значимости. Самым главным источником права, которому подчиняются все нормативно-правовые акты РФ, является Конституция РФ. Рассмотрим источники российского права по их юридической силе.

Иерархия источников российского права:

Первый (высший) уровень – Конституция РФ;
Второй уровень – международные договоры РФ;
Третий уровень – федеральные конституционные законы РФ;
Четвертый уровень – федеральные законы РФ;
Пятый уровень – указы Президента РФ;
Шестой уровень – постановления Правительства РФ;
Седьмой уровень – приказы министров и руководителей государственных служб.

Что представляют собой федеральные конституционные законы? Такие законы принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции РФ. Например, ст. 65 п. 2 Конституции гласит: «Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом». Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» устанавливает основные условия и процедуру принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации.

Федеральные законы отличаются от федеральных конституционных законов тем, что принимаются как по вопросам, указанным в Конституции, так и по неуказанным в ней вопросам. Так как жизнь постоянно меняется, появляется что-то новое, что не могло быть предусмотрено Конституцией (как вы помните, она была принята 12 декабря 1993 г.), например Интернет и связанные с ним изменения во всех сферах жизни общества. Такие изменения регулируются принимаемыми федеральными законами. Федеральный закон от 28.06.2014 №179-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (закон об экстремизме в интернете), которым вводятся тюремные сроки за финансирование экстремистской деятельности, а также за призывы к экстремизму в интернете.

Следует различать законы и подзаконные акты. Законы (первые четыре уровня) принимаются народом и парламентом и обладают высшей юридической силой. Подзаконные акты (с пятого по седьмой) принимаются во исполнение законов и не должны противоречить законам.

Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!

Мы рассмотрели основные системы права и источники права. В следующих статьях мы расскажем о российской судебной системе и рассмотрим наши права и обязанности, предусмотренные российской системой права.

Право, обществознание — МГПУ

Половникова Анастасия Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент

Общий стаж: Трудовой стаж с 1991 года.

Научно-преподавательский стаж: В сфере науки и образования работает с 1991 года. В Московском городском педагогическом университете работает с 1999 года.

Профессор кафедры методики преподавания истории, обществознания и права МГПУ, работает на кафедре с 2014 года, кандидат педагогических наук, доцент.

С 1991 г. работает в системе общего и среднего профессионального образования. Прошла трудовой путь от учителя до заместителя директора школы. В 2008—2014 гг. работала директором Гуманитарно-правового колледжа МГПУ. Читала лекции в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, Каршинском государственном университете Республики Узбекистан. Институте развития образовательных технологий.

Принимала участие в межведомственной рабочей группе по разработке Концепции преподавания обществознания в Российской Федерации (2016−2018 гг.). Эксперт международного исследования PISA в области финансовой грамотности. Старший эксперт ЕГЭ по обществознанию. С 2016 г. — член экспертного совета по финансовой грамотности Центрального Банка РФ.

Является председателем жюри Московской олимпиады школьников по обществознанию, заместителем председателя методической комиссии Московской олимпиады школьников по праву, членом жюри Московской олимпиады школьников по истории. Член жюри и апелляционной комиссии по обществознанию муниципального этапа и член городской предметно-методической комиссии по обществознанию Всероссийской олимпиады школьников. Эксперт национального этапа чемпионата «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» по компетенции «Преподавание в основной и средней школе».

Автор более 120 публикаций, среди которых: федеральные учебники «Обществознание. 8 класс» (Просвещение, 2021), «Обществознание. 10 класс» (Просвещение, 2021), «Право. 10 класс» (Просвещение, 2021), а также: «Азбука молодого гражданина» (Арди-Принт, 2014), «Общие тенденции и перспективы развития социально-гуманитарного образования в российской школе» (МГПУ, 2017), «Социально-гуманитарное образование в современном образовательном пространстве: реалии и тенденции» (Книгодел, 2018), «Финансовая грамотность. 1−4 классы» (Интеллект-Центр, 2018), «Право. 10−11 классы» (РГУП, 2020), «Социально-гуманитарное образование и модели организации социокультурной практики студентов» (Книгодел, 2021). Автор правовых квестов и викторин.

Научный руководитель магистерской программы «Теория и методика преподавания обществознания и истории».

Принимает активное участие в разнообразных научных работах, в том числе в рамках реализации мероприятий проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование». Разработчик измерительных материалов по функциональной грамотности (проект Института стратегии образования Российской академии образования).

Ведет курс «Функциональная грамотность: развиваем в школе» на ресурсе «Я учитель».

Понятие права. Теории государства и права. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

Занятие с выпускниками 11 класса, сдающих ЕГЭ по обществознанию.

Тема: Право в системе социальных норм
Понятие права

Право – это система общеобязательных формально-определенных правил поведения, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения.

Термин «право» понимается в правовой науке двояко:

Причем надо понимать, что субъективному праву всегда соответствует чья-то субъективная обязанность. Например, праву гражданина избирать соответствует обязанность государства проводить выборы, праву покупателя получить товар соответствует обязанность продавца его передать.

Система права, правовая система, система законодательства

Право любой страны представляет собой систему, целостное, устойчивое и упорядоченное образование. Однако нужно различать понятия «система права», «правовая система», «система законодательства»:

Происхождение государства и права с древнейших времен было предметом изучения и дискуссий. Создано множество теорий, которые чаще всего объясняют происхождение и права, и государства одновременно.       

  • Теологическая теория происхождения государства и права. Объясняет происхождение государства и права божественной волей. Отстаивает идеи незыблемости, вечности государства и необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога. Так, законы Хаммурапи, один из древнейших законодательных памятников (Вавилон, 18 век до н.э.), начинаются перечислением богов, давших эти законы. А Моисей получил 10 заповедей (закон иудеев) прямо от Бога на горе Синай. 
    Представители: Фома Аквинский (1225-1274), Жак Маритен (1882-1973), многие религиозные деятели Древнего Востока, ислама и современной католической церкви (неотомизм).

  • Патриархальная теория, или патерналистская теория (от лат. pater – отец). Государство возникает из разрастающейся с каждым поколением семьи, глава которой становится главой государства – монархом. Монарх является отцом всех своих подданных, поэтому необходимо подчиняться государственной власти, как родному отцу.
    Представители: Аристотель (384-322 до н.э.), Роберт Филмер (1588–1653), Николай Константинович Михайловский (1842-1904).

  • Органическая теория. Государство уподобляется человеческому организму, а законы государства – процессам человеческой психики. Человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Эволюция приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы – внешние функции (оборона, нападение).
    Представители: Платон (427-347 до н.э.), Огюст Конт (1798-1857), Иоганн Блюнчли (1808-1881), Герберт Спенсер (1820-1903).

  • Теория насилия. Возникновение государства и права объясняется факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени создается государственный аппарат, принимаются законы. Возникновение государства рассматривается как реализация закономерного подчинения слабого сильному.
    Представители: Людвиг Гумплович (1838-1909), Карл Каутский (1854-1938), Евгений Дюринг (1833-1921).

  • Психологическая теория – Появление государства и права объясняется проявлением особенностей человеческой психики, импульсов и эмоций людей. У человека есть психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также чувство коллективного взаимодействия. Общество и государство становятся суммой психических взаимодействий людей и их объединений. Однако люди не равны по своим психологическим качествам. Одни люди склонны подчиняться авторитету, подражать. Другие люди, напротив, отличаются желанием повелевать и подчинять своей воле других. Они и становятся лидерами в обществе, служащими государственного аппарата.
    Также человеку свойственно испытывать определенные правовые чувства: например, что он должен сделать, что от него ждут. Эти переживания составляют так называемое интуитивное право. Если право существует вне сознания человека, то оно фиктивно.
    Представители: Габриэль Тард (1843-1904), Николай Михайлович Коркунов (1853-1904), Георг Фридрих Кнапп (1842-1926), Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931), Зигмунд Фрейд (1856-1939), Эрих Фромм (1900-1980) и др.
    Значение: в процессе создания права учитываются психология, правосознание и правовая культура общества. Но роль психологических факторов преувеличена, не учитываются социально-экономические факторы происхождения права.

  • Социологическая теория происхождения права. Предполагает, что право – это социальное явление, существующее независимо от государства. Истоки права нужно искать в обществе, в столкновении интересов людей, которые нужно регулировать. Закон – лишь один из источников права, наряду с судебной и арбитражной практикой, судейскими решениями, психологией общества, его социально-экономическим укладом и закономерностями его развития.
    Представители: Рудольф Иеринг (1818-1892), Николай Михайлович Коркунов (1853-1904), Максим Максимович Ковалевский (1851-1916), Сергей Андреевич Муромцев (1850-1910), Леон Дюги (1859-1928), Евгений Эрлих (1862-1922), Роско Паунд (1870-1964).
    Значение: теория придает большое значение изучению эффективности права, судебной практике. Но при этом она не учитывает опасности произвола со стороны судебных и административных органов.

  • Историческая теория происхождения права. Происхождение права – это стихийный исторический процесс, зависящий от особенностей истории общества. Среди источников права важнейшую роль играют не законы, а обычаи, закрепившиеся в нормах права с течением времени. Людям лучше всего не вмешиваться в эволюцию права, т.к. она сама собой приноравливается к потребностям и запросам эпохи. Бессмысленно пытаться искусственно конструировать ту или иную придуманную правовую систему.
    Представители: Густав Гуго (1764-1844), Фридрих Савиньи (1779-1861), Георг Фридрих Пухта (1798-1846).
    Значение: эта теория отстаивала необходимость изучения истории права. Но при этом она защищала устаревшие обычаи, феодально-крепостнические правовые институты.

  • Нормативистская теория происхождения права. Право создается само по себе и не зависит от внешних факторов, от чьих-либо интересов. Строится право как система норм, где в основе лежит «основная норма» (конституция), а все остальные нормы вытекают из нормы большей юридической силы. Таким образом, эта теория утверждает, что право полностью совпадает с законом, а значит, эта теория спорит с теорией естественного права.
    Представители: Рудольф Штаммер (1856-1938), Ганс Кельзен (1881-1973), Павел Иванович Новгородцев (1866-1924).
    Значение: эта теория доказывает связь права и государства, обязательное исполнение законов. Но при этом отрицаются естественные права человека, обосновывается всевластие государства, недооценивается роль объективных социально-экономических, политических и духовных факторов.

  • Теория общественного договора, или теория естественного права, или юснатурализм (от лат. jus naturalis – естественное право). До появления государства люди находились в «естественном состоянии» (неограниченная личная свобода, «война всех против всех», всеобщее благоденствие и т.п. ). В этом состоянии человек от рождения, просто в силу своей человеческой природы имеет естественные права. Однако пользоваться ими непросто, т.к. права одних людей приходят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой «общественный договор» о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав.
    Теория общественного договора позволила ставить вопрос об ответственности государства перед народом: раз власть дана государству народом (народный суверенитет), то и правители должны отчитываться перед народом. Если же монарх допускает злоупотребление властью и произвол, то народ имеет право на восстание.
    Что же касается естественного права, то его идея в том, что человек от рождения, в силу самих особенностей своей природы имеет некоторые права, которым должны подчиняться государственные законы. Например, человек – это живой организм, а значит, он имеет право на жизнь. Или у человека есть мышление, а значит, он имеет право на свободу мысли.
    Сама мысль о том, что закон государства может быть против природы человека, очень стара. Уже Аристотель не отождествлял закон с правом. Закон, по его мнению, может быть и несправедливым, и тогда его нужно совершенствовать. Гуго Гроций определял естественное право как предписание здравого разума, соответствующее разумной природе человека и не зависящее от чьей-либо воли, предписания. Джон Локк подчеркивал, что такие естественные права человека, как право на жизнь, свободу, равенство и владение имуществом, человек не передает никому ни при каком общественном договоре. Эти неотчуждаемые права власть не имеет права нарушать.
    Представители: раннебуржуазные мыслители Гуго Гроций (1583-1645), Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704), Бенедикт Спиноза (1632-1677), Шарль-Луи Монтескьё (1689-1755), Бенджамин Франклин (1706-1790), ЖанЖак Руссо (1712-1778), революционный демократ Александр Николаевич Радищев (1749-1802), Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900), Павел Иванович Новгородцев (1866-1924).
    Значение: признание естественных неотъемлемых прав человека стало величайшим достижением юридической науки. Но в этой теории не учитываются экономические причины происхождения права.

  • Историкоматериалистическая теория. Государство возникает как результат естественного экономического развития первобытного общества. Когда производительность труда древних людей растет, то появляются излишки продукта. Это постепенно приводит к имущественному расслоению, частной собственности, расколу общества на классы. Господствующий класс учреждает государство как аппарат насилия для подавления эксплуатируемого класса.
    Право тоже возникает из-за экономических изменений. Под правом понимается воля господствующего класса, направленная на угнетение эксплуатируемого класса и возведенная в закон.
    Представители: Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), Владимир Ильич Ленин (1870-1924).
    Значение: теория показывает, что право действительно часто создается господствующими классами в своих интересах, а не в интересах большинства общества. Но при этом теория преувеличивает роль классовых начал в ущерб началам общечеловеческим, роль экономики в ущерб иным факторам.
    Современные теории происхождения государства:

  • Кризисная теория (А.Б. Венгеров). Государство возникает как итог неолитической революции (перехода человечества от присваивающей экономики к экономике производящей). Этот переход был вызван экологическим кризисом 10-12 тыс. лет назад (отсюда и название теории). Неолитическая революция привела к расслоению общества, появлению классов и возникновению государства.

  • Дуалистическая теория (В.С. Афанасьев и А.Я. Малыгин) – Появление государства тоже связано с неолитической революцией. Но в отличие от кризисной теории, она говорит о двух путях возникновения государства: восточном (азиатском) и западном (европейском). Восточный путь: государство формируется на основе аппарата управления, сложившегося в первобытном обществе и постепенно превратившегося в замкнутую привилегированную касту чиновников. Западный путь: общество разделилось на классы, в основе которых лежит частная собственность на землю, скот, рабов и другие средства производства.

  • Теория специализации (Т.В. Кашанина) – Государство возникает как результат разделения труда, в ходе которого появилась и специализация управленцев.

  • ЕГЭ по обществознанию — Право

    Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, раздел кодификатора «Право».

    5.1 Право в системе социальных норм
    Основные понятия: норма права, структура нормы права, гипотеза, диспозиция, санкция, право, функции права

    5.2 Система российского права. Законотворческий процесс
    Основные понятия: система права, институт права, подотрасль права, отрасль права, материальные отрасли права, процессуальные отрасли права, источники (формы) права, нормативный правовой акт, система нормативных правовых актов РФ, закон

    5.3 Понятие и виды юридической ответственности
    Основные понятия: юридическая ответственность, принципы юридической ответственности, материальная ответственность, дисциплинарная ответственность, гражданско-правовая ответственность, административная ответственность, уголовная ответственность, функции юридической ответственности

    5.4 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации


    Основные понятия: Конституция Российской Федерации, структура Конституции РФ, отличие Конституции РФ от других нормативных правовых актов, функции Конституции РФ, конституционный строй РФ, принципы (основы) конституционного строя РФ

    5.5 Законодательство Российской Федерации о выборах
    Основные понятия: избирательное право, активное избирательное право, пассивное избирательное право

    5.6 Субъекты гражданского права
    Основные понятия: субъекты гражданского права, физическое лицо, юридическое лицо, гражданская правоспособность, гражданская дееспособность, уровни дееспособности граждан РФ

    5.7 Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности
    Основные понятия: индивидуальный предприниматель, полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество, производственный кооператив (артель), унитарное предприятие

    5.8 Имущественные и неимущественные права
    Основные понятия: имущественные права, вещные права, обязательственные права, обязательство, сделка, договор, личные неимущественные права, право на интеллектуальную собственность

    5.9 Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора
    Основные понятия: трудовые правоотношения, работник, работодатель, трудовой договор (контракт), бессрочный трудовой договор, срочный трудовой договор, документы, предъявляемые работодателю при приёме на работу, трудовая книжка, общие основания прекращения трудового договора

    5.10 Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака
    Основные понятия: брачный возраст, обстоятельства, препятствующие заключению брака, основания для прекращения брака, личные (неимущественные) права и обязанности супругов, имущественные права и обязанности супругов, совместная собственность супругов, личная собственность супругов, брачный договор

    5.11 Особенности административной юрисдикции
    Основные понятия: юрисдикция, административное правонарушение, субъекты административной ответственности, меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, участники производства по делу об административном правонарушении, стадии производства по делу об административном правонарушении, административное наказание, виды административного наказания

    5.12 Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты
    Основные понятия: благоприятная окружающая среда, основные экологические права граждан, экологическое преступление, способы защиты права на благоприятную окружающую среду

    5.13 Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)
    Основные понятия: международное гуманитарное право, основные положения международного гуманитарного права, принципы международного гуманитарного права, источники современного гуманитарного права, основные нормы международного гуманитарного права, Европейский суд по правам человека, основные механизмы, используемые международными органами, осуществляющими контроль за соблюдением прав человека

    5.14 Споры, порядок их рассмотрения
    Основные понятия: спор, трудовой спор, индивидуальный трудовой спор, коллективный трудовой спор, гражданско-правовой спор, семейно-правовой спор, международный спор, порядок разрешения спора, формы разрешения спора

    5.15 Основные правила и принципы гражданского процесса
    Основные понятия: гражданский процесс (гражданское судопроизводство), основные принципы гражданского судопроизводства, участники (субъекты) гражданского процесса, истец, ответчик, стадии (этапы) гражданского процесса, исполнительный лист, основные дела, рассматриваемые гражданским судопроизводством, судебный приказ

    5.16 Особенности уголовного процесса
    Основные понятия: уголовный процесс (уголовное судопроизводство), основные принципы уголовного судопроизводства, участники (субъекты) уголовного процесса, прокурор, следователь, дознаватель, подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, защитник, меры процессуального принуждения, этапы уголовного процесса, досудебное производство, судебное производство (прохождение дела в суде)

    5.17 Гражданство Российской Федерации
    Основные понятия: гражданство, подданство, принципы гражданства РФ, документы, подтверждающие гражданство, основания для приобретения гражданства РФ, оптация

    5.18 Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба
    Основные понятия: воинская обязанность, этапы исполнения воинской обязанности, военная служба, альтернативная гражданская служба

    5.19 Права и обязанности налогоплательщика
    Основные понятия: налогоплательщик, права налогоплательщика, обязанности налогоплательщика, налоговая декларация

    5.20 Правоохранительные органы. Судебная система
    Основные понятия: правоохранительные органы, суд, прокуратура, органы юстиции, органы внутренних дел, органы безопасности, органы государственной охраны, налоговые органы, таможенные органы, нотариат, адвокатура, основные функции правоохранительных органов, судебная система, федеральные суды, суды субъектов РФ

    Субъекты гражданского права • ЕГЭ по обществознанию

    Три вида субъектов гражданского права

    Физические лица

    Физлицо — это индивид, являющийся гражданином РФ, апатридом (лицом без гражданства) или иностранцем, наделённый правами и обязанностями.

    Уровни дееспособности
    1. Полная (с 18 лет, либо эмансипация, вступление в брак)
    2. Частичная несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (особенности в схеме ниже)
    3. Частичная малолетних в возрасте от 6 до 14 лет
    4. Ограниченная (если лицо ставит свою семью в тяжелое материальное положение вследствие пристрастия к спиртным напиткам, наркотикам, азартным играм ИЛИ может руководить своими действиями из-за психического расстройства только при помощи)
    5. Полная недееспособность

    Условия эмансипации
    1. Возраст не менее 16 лет
    2. Наличие работы по трудовому договору ИЛИ занятие предпринимательской деятельностью с согласия родителей
    3. По решение органов опеки и попечительства с согласия обоих родителей ИЛИ в судебном порядке

    В результате лицо объявляется полностью дееспособным, а родители перестают нести ответственность по обязательствам ребёнка.

    Юридические лица

    Юрлицо — организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

    Признаки юридического лица
    1. Организационное единство, то есть представляет собой независимый коллектив, некую правовую фикцию, а не реальных людей.
    2. Имущественная обособленность. Заключается в разграниченности имущества физлица и юрлица, а также его наличии на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
    3. Самостоятельная ответственность по своим обязательствам.
    Классификация юридических лиц
    1. По цели: коммерческие (нацелены на получение прибыли) и некоммерческие (для достижения уставных целей, не направленных на выгоду).
    2. В зависимости от организационно-правовой формы:

    Публично-правовые образования

    1. Российская Федерация
    2. Субъекты РФ (республики, края, области и т. д.)
    3. Муниципалитеты

    Дееспособность и правоспособность субъектов гражданских правоотношений

    Все участники отношений в сфере гражданского права являются правосубъектными.

    Это означает, что они имеют правоспособность, которая возникает с момента рождения или регистрации организации, а также дееспособность, то есть возможность приобретать своими действиями права и обязанности. Сюда же входит и деликтоспособность, которая отражает несение ответственности за причинённый вред.

    Таким образом, субъекты гражданского права — это участники правоотношений, на которых распространяется действие нормативной правовой базы данной отрасли.

    В кодификатор ЕГЭ по обществознанию по блоку право входит 20 тем — изучайте теорию по ним на нашем сайте.

    Как поступить на программу «Европейская традиция частного права»?

    Дополнительные баллы можно получить за ваши индивидуальные достижения. Например, за аттестат с отличием, полученный после окончания 11 класса школы. Сумма баллов, начисленных за индивидуальные достижения, не может быть более 10 баллов. Эти баллы включаются в сумму конкурсных баллов.

    2 БАЛЛА – за наличие статуса победителя (призера) национального и (или) международного чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».

    3 БАЛЛА – за наличие золотого знака отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

    3 БАЛЛА – за наличие статуса чемпиона, призера Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, лица, занявшего первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр.

    5 БАЛЛОВ – за наличие полученных в образовательных организациях Российской Федерации документов об образовании или об образовании и о квалификации с отличием.

    7 БАЛЛОВ – за результаты участия в 2020/21 учебном году в мероприятиях, включенных в перечень, утвержденный Министерством просвещения Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности и сопровождения их дальнейшего развития, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 1239.

    Где почитать подробнее про начисление баллов за индивидуальные достижения:

    • здесь – для абитуриентов программ «Современная социальная теория», «Менеджмент креативных проектов», «Менеджмент в индустрии моды».
    • здесь – для абитуриентов программ «Мировая политика», «Психологическое консультирование и коучинг», «Европейская традиция частного права», «Современный медиатекст», «Кино: кинокритика и кинопроизводство», «Предпринимательство в образовании», «Музыка и музыкальный театр», «Публичная политика и международные проекты».

    Теория для ЕГЭ по обществознанию

    ЕГЭ по обществознанию

    Сжатый конспект по теме: «Гражданство Российской Федерации» для ЕГЭ по обществознанию.

     Разбираем тему 5.17 по праву из кодификатора ЕГЭ .

    → скачать конспект

    Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

    — российские граждане, проживающие как на территории страны, так и за её пределами, в равной степени находятся под защитой и покровительством России.

    — документом, удостоверяющим российское гражданство, является паспорт гражданина РФ. Этот документ получает каждый 14-летний россиянин.

    — термин «подданство» употребляется в монархических государствах, формально означает личную верность монарху. В наше время фактически равнозначен понятию гражданства.

    Принципы гражданства

    — Принцип единого гражданства: граждане РФ, постоянно проживающие на территории республик в составе РФ, являются одновременно гражданами этих республик.
    — Принцип равного гражданства: все лица, имеющие гражданство РФ, обладают одинаковым конституционно-правовым статусом.
    — Принципы недопустимости лишения гражданства или права изменить его односторонним решением государства.
    — Принцип существования постоянного гражданства: сохранение гражданства РФ лицами, проживающими за пределами России, при заключении и расторжении брака, изменении гражданства другим супругом.
    — Принцип защиты и покровительства граждан РФ со стороны Российского государства.
    — Недопустимость выдачи граждан РФ другим государствам.
    — Разрешение гражданам РФ иметь гражданство иностранного государства (принцип двойного гражданства): таких лиц государство рассматривает как граждан РФ.
    — Предоставление гражданам РФ возможности изменить собственное гражданство

    Источник: vk.com/okege_soc

    Связанные страницы:

    Теория естественного права: определение, этика и примеры — видео и стенограмма урока

    Этика

    Понятие морали в соответствии с теорией естественного права не является субъективным . Это означает, что определение того, что «правильно» и что «неправильно», одинаково для всех и везде.

    Подход к решению этических дилемм, основанный на естественном праве, начинается с основного убеждения, что каждый имеет право жить своей жизнью . Исходя из этого, теоретики естественного права проводят грань между невинной жизнью и жизнью «несправедливого агрессора».«Теория естественного права признает правовую и моральную концепцию самообороны, которая часто используется для оправдания военных действий.

    Теория естественного права не всегда является простой школой мысли. Неудивительно, что этика, связанная с естественным правом, столь же сложна. Идею о том, что определение того, что «правильно» и что «неправильно» одинаково для «каждого человека», иногда трудно применить к сложным этическим дилеммам.

    Примеры

    Рассмотрим следующие примеры…

    Пример 1:

    Вы пассажир на корабле, плывущем через океан.Внезапно ваш корабль накрывает мощный шторм. Вы сбегаете в спасательную шлюпку с 25 другими пассажирами. Вы замечаете, что четверо пассажиров тяжело ранены и вряд ли проживут дольше недели. Вы также знаете, что в спасательной шлюпке достаточно еды и воды только для 22 пассажиров. Некоторые другие пассажиры рассматривают возможность выбросить четырех раненых пассажиров за борт, чтобы спасти остальных выживших. Если бы вы были теоретиком естественного права, как бы вы разрешили эту этическую дилемму?

    Акты насилия , такие как убийство, работают против нашей «человеческой цели» — жить хорошей жизнью.Таким образом, выбросить раненых пассажиров за борт является неестественным действием и противоречит законам природы. Даже если их смерть обеспечит выживание 22 другим пассажирам, акт убийства противоречит нашей человеческой природе. Естественный закон запрещает убивать раненых пассажиров ни при каких обстоятельствах. Закон против убийства — это справедливый закон в соответствии с теорией естественного права.

    Вы врач в оживленной больнице. Каждый день вы должны отворачивать больных, потому что у вас недостаточно кроватей для их размещения.Вы лечите пожилого пациента, умирающего от болезненной болезни. Болезнь является неизлечимой и убьет пациента в течение нескольких недель. Вы знаете, что большое количество обезболивающих успокоит вашего пациента в последние недели, но вы также знаете, что это лекарство приведет к смерти пациента в течение нескольких дней. Если ваш пациент умрет, для лечения нового пациента будет предоставлена ​​койка. Как вы должны действовать в соответствии с подходом естественного права?

    Эта дилемма является хорошей иллюстрацией принципа двойного эффекта .Двойной эффект возникает, когда традиционно «хорошее» действие приводит к «плохому» результату или результату, которого лучше всего избегать в соответствии с принципами естественного права. Например, дать сильное обезболивающее неизлечимо больному пациенту — это «хороший» поступок, так как он заставляет пациента чувствовать себя лучше. Если лекарство также приводит к более быстрой смерти пациента, принцип двойного эффекта гласит, что хорошее действие (уменьшение боли) оправдывает плохой результат (смерть). Однако освобождение места для нового пациента в больнице само по себе не оправдывает убийство неизлечимо больного пациента.

    Пример 3:

    Вы президент США. Nukeomia, недавно сформированная террористическая страна, вооружена ядерным оружием и готова стрелять по Нью-Йорку и Лос-Анджелесу. Вы знаете, что американские войска, если они будут развернуты, легко одолеют армию Nukeomia и обезвредят ее ядерное оружие. Но это действие разозлит союзников Nukeomia и приведет к крупномасштабной войне между несколькими странами. Вы нанимаете теоретика естественного права в качестве советника по внешней политике. Какого совета вы можете ожидать?

    Войну можно оправдать ради защиты невинных жизней.Однако убийство просто ради мести недопустимо. Здесь может быть применена доктрина справедливой войны . В соответствии с этой теорией военные действия оправданы, если агрессор нанес серьезный ущерб и шансы на успех нации велики. Принципы справедливой войны также требуют, чтобы человеческие жертвы были не больше, чем они были бы, если бы агрессор осуществил свою угрозу.

    Итоги урока

    Давайте рассмотрим. Теория естественного права — это юридическая теория, которая признает глубокую связь между законом и моралью.Согласно теории естественного права, следует соблюдать только справедливые законы, а несправедливые законы можно игнорировать. Теоретики естественного права считают, что желание жить хорошей жизнью является основным принципом человеческой природы , и, следовательно, человеческие законы должны отражать это желание.

    Теория естественного закона: ключевые термины

    • Теория естественного права : юридическая теория, глубоко соединяющая право и мораль
    • Природа человека : черты или характеристики, которые естественным образом присущи человеку как виду; он используется, чтобы выяснить, что такое человеческие законы, и соответствовать им
    • Юридический позитивизм : вера в то, что закон может быть несовершенным, но все же считается законом
    • Акты насилия : в теории естественного права насильственные действия (например, убийство) работают против нашей человеческой цели — жить хорошей жизнью
    • Двойной эффект : возникает, когда традиционно «хорошее» действие приводит к «плохому» результату
    • Доктрина справедливой войны : война оправдана, когда ущерб от агрессора настолько серьезен, что необходимо принимать меры, шансы на успех велики и этот успех сопровождается минимальными потерями жизней

    Результаты обучения

    По окончании урока студенты должны уметь:

    • Определить теорию естественного права
    • Опишите примеры того, как естественный закон будет работать в реальной жизни
    • Объясните, что означает двойной эффект в теории естественного права

    Комитет по социальным наукам

    Примечание : Прием зависит от предпочтений студентов и лотереи.Студенты, не занимающиеся концентрацией, могут записаться на эти учебные материалы при наличии свободного места.

    Общественные науки 98cl. Право и американское общество
    Терри Аладжем
    Половина курса (весенний семестр).
    Курс рассматривает право как средство политического конфликта и определяющую силу в американском обществе в четырех измерениях: 1.) поскольку оно устанавливает личные права, свободы и пределы терпимости; 2.) поскольку он пытается разрешить разногласия между конкурирующими округами; 3.), поскольку он устанавливает условия наказания и социального контроля, влияющие на расу и класс, и 4.) как источник информирования образов и идеологического значения. Мы рассмотрим эти темы от их исторических корней, их конституционных и теоретических корней до их проявлений в наших текущих политических дебатах. Мы будем рассматривать вопросы на уровне юриспруденции или политической теории, а также по мере их возникновения или разрешения в судебных делах — делах, в которых на карту поставлено расовое или гендерное равенство, религиозная или сексуальная свобода, дела, в которых природа ставятся под сомнение содержание политических выступлений, случаи, в которых утверждения религиозных общин кажутся непримиримыми, случаи, в которых обсуждались характер и степень наказания и решался вопрос о том, кто заслуживает наказания, а также печально известные публичные судебные процессы, в которых сформировалось самопонимание.Наша цель состоит в том, чтобы при каждом рассмотрении использовать теорию и практиковать ее (мы прочитаем Фуко, а также рассмотрим тюрьмы и массовые лишения свободы), и поскольку это первый президентский год, в котором конституционные рамки нашей демократии были проверены , мы будем много думать о поднятых соответственно проблемах.


    Общественные науки 98eo. Искусство, политическая культура и гражданская жизнь
    Кику Адатто
    Половина курса (весенний семестр).

    Семинар исследует взаимодействие искусства, политической культуры и гражданской жизни.Он будет опираться на исследования в области искусства, истории, политической философии, литературы, социологии и фотографии. Мы рассмотрим следующие вопросы: как строится историческая память и какие конкурирующие силы формируют ее? Какое значение имеют публичные извинения и создает ли солидарность моральную ответственность за историческую несправедливость? Как осуществляется культурное господство и как ему сопротивляться? Каким образом риторика формирует политику и какую роль она играет в национальных нарративах? Почему конкурс за контроль над изображениями так широко используется в политике, средствах массовой информации и в нашей повседневной жизни?

    Общественные науки 98mi.Миграция в теории и практике
    Николь Ньюендорп
    Половина курса (весенний семестр).

    В этом курсе мы рассмотрим, как и почему люди мигрируют из одного места в другое, уделяя особое внимание теоретическим парадигмам, которые ученые используют для объяснения миграционных процессов, а также индивидуальному опыту мигрантов. Темы включают транснационализм, диаспору, формирование идентичности, интеграцию и ассимиляцию, заявления о гражданстве и феминизацию миграции. Этнографические чтения сосредоточены в первую очередь на миграции в США, но также включают случаи из других регионов мира, в первую очередь из Азии.

    Социальные науки 98rc. Язык, культура, власть и создание Европы
    Эндрю Брандель
    Половина курса (весенний семестр).

    Как языки, которые мы используем, формируют наше мышление? И как наши представления о том, как работает язык, пересекаются с проблемами расы, пола и класса? Этот курс представляет собой введение в ключевые дискуссии в области социологических исследований языка как социального, культурного и политического явления.

    Наши чтения сосредоточены на широком спектре контекстов и проблем, происходящих в Европе — от колониальной практики языковой документации и перевода до дискурсов двуязычия и переключения кодов, от «мигрантской» литературы до публичных дебатов о корнях национальной идентичности.В то же время мы исследуем, как изучение самого языка исторически способствовало созданию и поддержанию идеи «Европы», в первую очередь, как в том, как она описывает историю языков и взаимоотношений между ними, так и в описывая их различные способности. Чтобы проследить эту историю, мы, в свою очередь, спросим, ​​как европейские идеи о языке были натурализованы в социальных науках и какие альтернативы появились, чтобы бросить вызов этой гегемонии.Поэтому вместо того, чтобы рассматривать язык как отдельную область исследования, мы увидим, как язык помогает конституировать социальные и политические миры, в которых мы живем, а также как наши представления о языке отражают и порождают различные нормативные допущения.


    Общественные науки 98se. Раса и этническая принадлежность в США
    Сара Джеймс
    Половина курса (весенний семестр).

    Соединенные Штаты более разнообразны в расовом и этническом отношении, чем когда-либо в своей истории.Однако расовые и этнические социальные категории остаются постоянными источниками неравенства в американском обществе. В этом руководстве будут исследованы отношения между расой, этнической принадлежностью и неравенством, исследуются теоретические и эмпирические подходы в различных социальных сферах. В частности, будет подчеркнуто, как раса и этническая принадлежность структурируют опыт, возможности и результаты в важных социальных контекстах, таких как районы, образовательные учреждения и рынок труда, среди прочего.

    Обществознание 98ш.Права человека в истории
    Ана Изабель Кейлсон
    Половина курса (весенний семестр).

    Права человека стали доминирующим моральным языком наших дней. Когда и как они впервые возникли как действующая система моральных и политических убеждений, и как их история может способствовать пониманию современной политики и общества? Сосредоточившись на европейском, американском и глобальном контексте, этот курс исследует историю идей и практики прав человека с 18 века до наших дней.


    Обществознание 98св. Капитализм, время и ценность
    Трейси Розен
    Половина курса (весенний семестр).

    Студентам колледжей часто советуют «максимально эффективно использовать свое время». «Составление бюджета» часов, дней и недель семестра часто основывается на оценке того, сколько времени стоит занятие. В этом уроке мы исследуем, как капитализм может повлиять на то, как мы воспринимаем, понимаем и ценим время. Мы исходим из того, что экономические системы делают больше, чем просто организуют производство и распределение товаров; они также помогают организовать то, как мы воспринимаем мир, а также значения и ценности, которые определяют наши действия в нем.Чтобы обосновать динамику времени и стоимости в рамках капитализма, мы начнем с антропологических и исторических примеров, чтобы рассмотреть взаимосвязь времени и стоимости в различных докапиталистических контекстах. Затем в курсе рассматривается способ, которым капиталистические преобразования координируют новые формы ценностей и восприятие времени. Мы заканчиваем исследованием нашего повседневного современного опыта времени на фоне «неолиберального» капитализма и подъема «фьючерсных» рынков.


    Social Studie 98ta. Что случилось с неравенством? Нормативные и эмпирические перспективы
    Glory Liu
    Половина курса (весенний семестр).

    Этот курс исследует различные способы, с помощью которых мы теоретизируем, изучаем и обсуждаем экономическое неравенство сегодня. Неравенство неправильно, потому что у одних слишком много, а у других слишком мало? Или это неправильно просто потому, что у некоторых людей больше, чем у других? Чтобы ответить на эти вопросы, этот курс исследует известные социологические объяснения природы, причин и последствий экономического неравенства в Соединенных Штатах наряду с нормативными теориями равенства и неравенства.Мы также исследуем теорию и практику различных «решений» неравенства, таких как перераспределение и «предварительное распределение», благотворительность и универсальный базовый доход.


    Общественные науки 98ти. Инновационная демократия: проектирование взаимодействия с общественностью в 21 веке
    Шон Грей
    Половина курса (весенний семестр).

    Этот курс исследует захватывающую область совместных инноваций в демократическом управлении и государственной политике. Наша цель будет заключаться в выявлении предложений, которые способствуют эффективному участию и вовлечению граждан при решении насущных общественных проблем.Будет рассмотрен ряд вызовов демократической реформы, включая роль экспертных знаний, невнимательность и дезинформацию, тиранию могущественных меньшинств, политическую поляризацию и растущее общественное недоверие и недовольство. На протяжении всего нашего обсуждения наши обсуждения будут основаны на анализе реальных случаев, от выборов и уголовного правосудия до международного развития и городского планирования.


    Общественные науки 98uc. Колониализм и постколониальность — NEW
    Ruodi Duan
    Половина курса (весенний семестр).

    К 1914 году европейское правление распространилось на 85% поверхности суши на Земле. В колонизированном мире множество идеологий и движений стремились к политическому самоопределению и прекращению империализма во всех его формах. Антиколониальный национализм в двадцатом веке столкнулся с ходом мировых войн и глобальной холодной войны, вызвав ожесточенные дебаты о взаимосвязи между расой, национальностью и международным порядком. Сосредоточив внимание на Азии и Африке, мы рассмотрим возникновение постколониальной мысли и ее центральные проблемы, связанные со знаниями, культурой и суверенитетом в ранее колонизированных обществах.Тематически мы обсудим наследие имперского насилия и научного расизма, влияние марксизма-ленинизма, войны и революции, а также различные межрегиональные связи, которые связывали государства и активистов деколонизирующегося мира.


    Обществознание 98уд. Критическая теория знаний, технологий и власти — NEW
    Bo-Mi Choi
    Половина курса (весенний семестр).

    Это руководство исследует роль и влияние науки и технологий на общество, культуру и политику с точки зрения критической теории.Основываясь на основах критической теории 20-го века таких мыслителей, как Бенджамин, Хайдеггер и Фуко, курс обеспечивает интеллектуальный мост к недавним теоретическим достижениям в области исследований науки и технологий (STS). Вопросы, которые мы будем решать по ходу дела, включают: как наука и технологии влияют на наш опыт и знания о мире и нас самих? как они способствуют созданию нашего политического и социального порядка? какое влияние они оказывают на демократические процессы и на регулирование поведения людей? каковы юридические последствия новых технологий? и какие этические последствия нам необходимо учитывать при их принятии?

    Хотя учебное пособие в значительной степени разработано как теоретический курс, мы также будем применять теоретические компоненты к конкретным материальным тематическим исследованиям, таким как искусственный интеллект и этика, гендерные аспекты в науке, конфиденциальность и большие данные или расовые предубеждения в алгоритмических системах.Помимо «классической» критической теории, чтения взяты из дисциплин социальных наук, включая антропологию и новые области, такие как исследования искусственного интеллекта. Вместо того, чтобы концептуализировать науку и технику в терминах Прометея как простые «инструменты» прогресса, мы внимательно исследуем, как они по своей сути определяют способы, которыми мы воспринимаем, упорядочиваем и управляем миром, к лучшему или к худшему. Цель этого учебного пособия — совместно разработать расширенную социальную теоретическую основу, которая позволяет нам критически участвовать и нормативно оценивать научные и технологические инновации с точки зрения социальной справедливости, демократической свободы и эмансипации человека.

    Введение в качественное исследование

    Indian J Community Med. 2010 июл; 35 (3): 379–381.

    N Nakkeeran

    Индийский институт общественного здравоохранения, Гандхинагар, Ахмедабад, Гуджарат, Индия

    Индийский институт общественного здравоохранения, Гандинагар, Ахмедабад, Гуджарат, Индия

    Адрес для корреспонденции: Dr. N Nakkeeran, Indian Institute of Public Здравоохранение, Кампус института Сардара Пателя, Драйв-ин-Роуд, Талтей, Гандинагар, Ахмадабад, Гуджарат, Индия.Эл. Почта: moc.liamg@nareekkann

    Поступила в редакцию 22 ноября 2009 г .; Принято 16 июня 2010 г.

    Copyright © Indian Journal of Community Medicine

    Это статья в открытом доступе, распространяемая в соответствии с условиями лицензии Creative Commons Attribution License, которая разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии, что оригинальная работа является правильно процитировано.

    Эта статья цитируется в других статьях в PMC.

    Введение

    Социальные науки внесли значительный вклад в исследования в области здравоохранения как с точки зрения конкретного содержания, так и с точки зрения методологии.Отдельные социальные дисциплины с их соответствующими характерными исследовательскими процедурами предоставили исследованиям в области здравоохранения большее разнообразие и возможности исследования. Особое значение имеет вклад социальных наук посредством качественных исследований. Это правда, что не все исследования в области социальных наук носят качественный характер, и не все качественные исследования проводятся социологами. Однако в равной степени верно и то, что качественные методы исследования развивались как неотъемлемая черта социальных наук вместе с тем, как эти дисциплины понимали реальность и то, что, по их мнению, составляло знание.Другими словами, базовое понимание социальных наук, их взглядов на реальность и их логики синтеза знаний и построения теории могло бы стать полезной отправной точкой для оценки природы и сильных сторон качественных методов.

    Формы знаний

    Знания — это опыт или навыки, которыми обладает или приобретает человек. Знание относится к пониманию мира вокруг нас, которое помогает нам вести свою жизнь как член общества. Это помогает прогнозировать события и, следовательно, уменьшать страдания или улучшать благополучие отдельных людей и групп.Мы обычно понимаем, что получение знаний возможно двумя основными способами: посредством опыта (эмпирического) и рассуждения (логического). Первые включают знания, которые мы получаем через сенсорное восприятие, а вторые — логические и математические знания. Однако на практике мы получаем знания посредством процессов, которые представляют собой сочетание опыта и рассуждений.

    Знания часто ассоциируются с истиной. Соответственно, если что-то следует рассматривать как знание, тогда это должно быть правдой.Только если это правда, это квалифицируется как форма знания, в противном случае это не считается частью знания. Я считаю, что Земля имеет сферическую форму и вращается вокруг Солнца. Я думаю, что инфекции вызваны микробами. Эти утверждения являются выражением знания, потому что они истины.

    Однако в практической жизни не все формы знания могут быть подвергнуты проверке на истину и ложь. Существуют формы знания, которые нельзя подвергнуть этому испытанию, но они очень важны для того, чтобы вести нашу жизнь.Как члены общества мы узнаем моральные принципы, которые управляют нашей жизнью. Мы учимся вести свою жизнь в соответствии с этими нормами, ценностями, мнениями, предпочтениями и т. Д. Есть вероятность, что некоторые люди более осведомлены, чем другие, в отношении этих ценностей и норм. Знание этих ценностей облегчает коллективную жизнь. Это знание нельзя проверить в измерениях истины и лжи, а только в измерениях хорошего или плохого. Эту область знаний можно назвать моралью. Большинство решений, которые мы принимаем в повседневной жизни, регулируются этой областью знаний.Наши решения о браке, в каком возрасте вступать в брак, сколько детей иметь, предпочитая ребенка мужского пола, какую пищу мы едим, наш образ жизни, кормление и воспитание ребенка, поиск и уход за ребенком, распределение и распределение средств в семье или даже в организациях решения о выборах и т. д. принимаются на основе этой формы знания, а не путем исчерпывающего поиска истины. Называя эту форму знания практическим знанием, Иммануил Кант (1864–1920) отличил ее от теоретического знания.(1)

    Точно так же у нас есть другие формы знания, такие как искусство (чтобы различать различные музыкальные раги), эстетика (оценка картины) и религиозные знания, которые не могут быть проверены в измерениях истины и лжи.

    Наука — Естественные и социальные науки

    Наука относится к определенной форме знания, на которую можно положиться для получения более надежного, правильного или истинного понимания мира и того, как он устроен. Это также относится к поиску знаний с использованием набора систематических принципов, таких как объективность и измеримость, которые являются общепринятыми.Он отличается от мировоззрения, основанного на религии, вере или убеждениях.

    Сказав это, мы должны понимать тот факт, что существует ряд академических дисциплин, от математики и физики до психологии и социологии, которые сгруппированы как науки. Их можно выстроить в иерархию по степени объективности, определенности и универсальности их объяснений. Теории в таких науках, как математика и физика, могут претендовать на очень высокую степень достоверности, объективности и универсальности, поскольку они в значительной степени независимы от человеческого опыта.В значительной степени то же самое можно сказать и об объяснениях в дисциплинах анатомии и физиологии. Однако, когда мы переходим к таким дисциплинам социальных наук, как социология, антропология или психология, их объяснения не могут и не претендуют на более высокую степень объективности, определенности или универсальности. Все науки стремятся понять реальность и / или пытаются объяснить, как устроен мир. Хотя это может быть общим для всех дисциплин, социальные науки сильно отличаются от естественных наук с точки зрения того, как они смотрят на реальность, части реальности, которую они выбирают для изучения, и того, какие проблемы они решают решать.

    Человеческое сознание и субъективность

    Реальность, которую естественные науки хотят изучать, лишена человеческих аспектов, таких как совесть и субъективность. С другой стороны, социальные науки включают изучение человеческого сознания и субъективности как на уровне наблюдаемого, так и на уровне наблюдателя. Он включает изучение убеждений, ценностей, намерений и значений, приписываемых человеческим действиям в рамках культуры. Логика объяснения падения яблока с дерева может быть применима и к человеку, падающему с этажа 14 -го , но этого явно недостаточно, и это не то объяснение, о котором мы говорим в социальных науках.Такая «реальность», изучаемая социальными науками, не является прозрачно доступной для внешнего взгляда, но должна быть извлечена изнутри, отсюда и возможность интерпретации, а также социального конструирования реальности. (2)

    Disconnect between Process и Объект исследования

    Естественные науки предполагают необходимое несоответствие между процессом изучения и изучаемым объектом. Изучаемая реальность или наблюдаемое явление считается внешним по отношению к процессу изучения.Падающее яблоко или качающийся маятник находятся «где-то там» как объективная реальность, отличная от наблюдателя. Наблюдаемая «реальность» не зависит от наблюдателя и наоборот. Их называют объектами изучения.

    «Реальность», которую хотят изучать социальные науки, — это не падающие яблоки или качающийся маятник, а человеческие существа и человеческий разум. Реальность не «где-то там». (3) Мы предпочитаем использовать слово «субъект», а не «объект». Объект пассивен и инертен по отношению к происходящему вокруг него процессу.Субъект по определению обладает субъективностью, сознанием или внутренним когнитивным процессом. Субъект означает активное восприятие любого внешнего процесса агентством. Другими словами, нет четкого разделения между процессом обучения и «предметом» обучения. Есть все возможности, что на наблюдаемое влияет присутствие наблюдателя и наоборот.

    Дедуктивная и индуктивная логика

    По причинам, указанным выше, подходы и методы, используемые в естественных и социальных науках, сильно различаются.В естественных науках новое наблюдение часто объясняется уже существующими аксиомами, законами или теориями. Другими словами, мы выводим наши объяснения из известного факта. указывает на один из таких типичных выводов.

    В социальных науках, однако, нет таких неизменных законов или теорий, которые действовали бы во времени и во всех обществах. Следовательно, мы не можем прибегать к каким-либо таким законам, чтобы вывести объяснение нового наблюдения. Вместо этого мы пытаемся собрать большое количество подобных наблюдений, в которых сохраняется конкретное объяснение, и, следовательно, приходим к объяснению, которое, вероятно, будет справедливым для новых наблюдений.Другими словами, мы постоянно вводим новые наблюдения в совокупность эволюционирующих объяснений, чтобы прийти к относительно более надежному объяснению для набора связанных наблюдений []. Однако это объяснение никогда не может считаться теорией или законом, поскольку всегда существует вероятность того, что новое наблюдение может опровергнуть разработанное объяснение. Это заставляет нас изменить или уточнить объяснение, чтобы включить это конкретное новое наблюдение и так далее.

    За годы своего существования через индукцию социальные науки пришли к объяснениям разной степени надежности для различных социальных явлений.Следовательно, с помощью этих объяснений можно объяснить целый ряд наблюдений. Однако, поскольку изучаемая реальность динамична и меняется в зависимости от общества и времени, всегда существует потребность во все более уточненных, измененных или нюансированных объяснениях.

    Заключение

    На предыдущих страницах мы рассмотрели, что составляет знание, и что могут быть разные формы знания. Социальные науки часто занимаются конкретными формами знания, которые не могут быть подвергнуты проверке на истину и ложь.Это связано с тем, что социальная наука чаще всего занимается человеческим поведением и решениями, которые руководствуются нормативными соображениями о хорошем / плохом и правильном / неправильном, а не в измерении истина / ложь. Многие проблемы общественного здравоохранения также связаны с пониманием и принятием решения о таком поведении или решениях. Социальные науки изучают здоровье и, таким образом, стремятся лучше понять такое поведение и решения в практической жизни, влияющие на здоровье.

    Сноски

    Источник поддержки: Нет

    Конфликт интересов: Не объявлен.

    Список литературы

    1. Кант И. Кант: Основы метафизики морали. В: Грегор MJ, редактор. Кембридж: Издательство Кембриджского университета; 1997. [Google Scholar] 2. Наккиран Н. Методология качественного исследования: эпистемологические основы и процедуры исследования. Индийская работа J Soc. 2006; 67: 104–18. [Google Scholar] 3. Хьюз Дж. Лондон: Лонгман; 1990. Философия социальных исследований. [Google Scholar]

    Позитивизм — обзор | Темы ScienceDirect

    Введение

    Позитивизм, позитивизм, позитивистская, позитивистская наука, позитивистская наука, позитивистская география, позитивистская география — эти слова широко и часто использовались в человеческой географии в течение последних 30 лет или около того, и почти никогда не в положительном смысле. смысл.Обычно они используются для того, чтобы какая-то предпочтительная философская, эпистемологическая, идеологическая или политическая позиция могла пропагандироваться как негативная позитивизм, что в чем-то похоже на канадскую конструкцию идентичности как «неамериканскую». Тон часто уничижительный.

    Родина позитивизма — философия, в частности философия науки. Итак, это то, с чего мы начинаем, описывая его исторический, интеллектуальный и социальный контексты, где, когда, как, почему и чьими действиями он появился, каковы были его утверждения, концепции и необходимые доктрины, каковы его проблемы. и провалы были, и то, что осталось.Одна из близоруков географии — это мнение, что география меняется, философия меняется, а наука остается прежней. Фактически, наука в том виде, в каком ее теоретизировали и практиковали, не одно и то же во времена Конта (1798–1857), логических позитивистов (1920-е и 1930-е), позитивистской географии (1953-73) и постпозитивистской географии (середина 1970-е — конец 1990-х: какое-то время нового не было). Многое изменилось с тех пор, как Ньютон разработал первую полноценную научную метатеорию. В его время была одна наука — натурфилософия.Вселенная Ньютона была детерминированной и достоверной. Химия, биология, геология, психология и социальные науки с тех пор привели к увеличению уровня сложности, к которому относительно простой анализ, соответствующий ньютоновской физике, может иметь ограниченное прямое применение. Самым большим изменением в теоретизации науки стало принятие объяснения, основанного на вероятностях, и признание того, что существуют неизменные ограничения для процессов производства знаний. К тому времени, когда Венский кружок официально распался в 1938 году, физика в частности и наука в целом начали бороться с последствиями эйнштейновской революции, квантовой теории, принципа неопределенности Гейзенберга и теорем о неполноте Годелля, всех научных продуктов, указывающих на невозможность когда-либо завершить науку, конечной целью которой является уверенность.

    Самым большим изменением в практике науки стало изменение масштаба, ее индустриализация и корпоратизация. После Второй мировой войны модель целенаправленных исследований и разработок, отточенная в Манхэттенском проекте, продолжилась в гонке вооружений после спутника и в проекте НАСА по отправке человека на Луну до конца 1960-х годов. Это была перестройка отношений между наукой и государством, которая привела к ситуации, которая теперь кажется «естественной». В «Научное знание и его социальные проблемы» Равец говорит, что прикладная наука стала основным средством производства в современной экономике.Наука и технологии теперь стали массовым занятием. Сам процесс открытий сейчас индустриализирован, осуществляется в рамках крупных иерархических институтов, которые существуют для выполнения такого рода работы, все больше и больше ориентируясь на приложения, которые определяются в первую очередь, с исследованиями, необходимыми для их дальнейшего развития.

    Можно разумно предположить, что позитивистская география — это любая и все географии, в основе которых лежат эпистемологические принципы и методологические практики позитивистской науки.Точно так же позитивистская наука будет любой наукой, в основе которой лежат эпистемологические принципы и методологические практики позитивизма, логического или какого-либо другого. Таким образом, позитивистская география будет связана с позитивистской философией. На самом деле это не так. Следуя по пути от философии к географическому использованию, мы видим, что позитивистская география не была особенно связана с позитивизмом. Вряд ли какие-либо аспекты науки, которые географы называют позитивистскими, можно отнести, даже косвенно, к логическому позитивизму.Суть логического позитивизма — это невероятно скупой и крайний эмпиризм, который можно резюмировать одним предложением. «Смысл предложения — это метод его проверки». Вот и все. Предположительно нежелательные аспекты науки, такие как объективность / незаинтересованность, свобода ценностей и рациональность, описанные несимпатичными социологами, не являются ни необходимыми частями позитивизма, ни необходимыми последствиями позитивизма для науки.

    Доктор философии в области социально-правовых исследований | Оксфордский университет

    Диссертация должна внести значительный и существенный вклад в область социально-правовых исследований.Ожидается, что вы разработаете тему, которая способствует пониманию права в обществе, опираясь в большей или меньшей степени на эмпирические данные и принимая теоретические и аналитические точки зрения из любой дисциплины социальных наук или сочетание дисциплинарных перспектив.

    В течение первого года вы будете посещать еженедельные семинары, организуемые сотрудниками Центра социально-правовых исследований (CSLS) на тему «Теория и методы социально-правовых исследований». Студенты-заочники смогут адаптировать свое обучение и методы обучения в сотрудничестве со своим руководителем и могут посещать семинары в течение двухлетнего периода.Семинары предназначены для развития понимания права как социального явления, ознакомления с различными теоретическими перспективами и рассмотрения разнообразных практических эмпирических методов, с помощью которых могут быть решены вопросы исследования.

    На протяжении всего курса вы сможете принимать участие в широком спектре программ семинаров и дискуссионных групп, предоставляя широкие возможности для взаимодействия как со своими сверстниками, так и с учеными, работающими в тех же или аналогичных исследовательских областях.

    Супервизия

    Выделение супервизии для этого курса является обязанностью CSLS, и не всегда возможно учесть предпочтения поступающих аспирантов в отношении работы с конкретным членом персонала. В исключительных случаях супервизор может быть найден вне CSLS.

    В течение всего периода обучения вы будете работать с руководителем, с которым вы будете встречаться индивидуально через регулярные промежутки времени для обсуждения вашего проекта и который будет давать отзывы и советы.В случае студентов, которым требуется конкретная помощь для адаптации к академической программе или для приобретения нового диапазона навыков, дополнительная поддержка может быть предоставлена ​​после консультации с руководителем.

    Экзамен

    Все студенты будут первоначально допущены к статусу студента-исследователя-испытателя (PRS). Ожидается, что в течение максимум четырех семестров в качестве студента очного отделения PRS (восемь семестров в качестве студента заочного отделения) вы подадите заявку и добьетесь перехода статуса от студента-исследователя к статусу DPhil, пройдя квалификационный тест. (QT), который оценивают два экзаменатора.Это требует, чтобы вы представили хорошо разработанный план исследования и значительную письменную работу. Это заявление обычно подается на третий семестр для студентов дневной формы обучения (шестой семестр для студентов-заочников). Аналогичное упражнение затем выполняется на вашем шестом или более позднем семестре (двенадцатый семестр для программы неполного рабочего дня), когда вы сообщаете о своем прогрессе и представляете значительную часть предложенного тезиса для дальнейшей оценки, которая приводит к подтверждению Статус DPhil.

    Через три или максимум четыре года (не позднее восьми лет для заочной формы обучения) вы отправляете свою итоговую диссертацию двум экзаменаторам, соответственно внутренним и внешним по отношению к университету.Экзаменаторы прочитают вашу диссертацию, а затем проведут с вами устный экзамен, известный как viva voce, прежде чем предоставить письменный отчет юридическому факультету. На этом основании ваша диссертация может быть признана пройденной, с тем чтобы вы могли получить степень DPhil или нуждались в доработке, и в этом случае она будет возвращена вам для повторной подачи в более поздний срок; в крайнем случае диссертация не может быть сдана.

    Направления для выпускников

    Студенты DPhil выбирают ряд карьерных путей после получения докторской степени.Многие занимают академические посты или занимаются постдокторскими исследованиями. Некоторые начинают заниматься юридической практикой, а другие делают карьеру в консалтинговых компаниях, в правительстве, регулирующих органах, неправительственных организациях и частных компаниях.

    Все курсы повышения квалификации, предлагаемые Центром социально-правовых исследований

    Все курсы повышения квалификации, предлагаемые юридическим факультетом

    LA217 — Социальная теория права

    • Код модуля: LA217
    • Название модуля: Социальная теория права
    • Отделение: Юридический факультет
    • Кредит: 30

    Содержание и обучение | Оценка | В наличии

    Содержание модуля и обучение

    Основные цели

    Модуль преподается совместно членами юридического факультета и факультета социологии.Его цель — познакомить с современными теориями и спорами о роли права в современном обществе. В ходе модуля будут обсуждены основные школы и теоретики, имеющие отношение к пониманию роли права в современном обществе. Программа может включать в себя некоторые или все из следующего: позитивистские и социологические теории права; критические юридические теории; право и капитализм; закон и власть; феминистская юриспруденция; теории справедливости; правовой плюрализм; закон и дискурс; право и антропология, теории справедливости и системная теория права.

    Ведомственная ссылка

    http://www2.warwick.ac.uk/fac/soc/law/current/undergraduate/materials/LA217

    Оценка модуля

    Оценочная группа Название оценки В процентах
    30 CATS (Код модуля: LA217-30)
    D3 (Оценочная / проверенная работа) Эссе на 2500 слов (Финалисты) 40%
    2-часовой экзамен (Финалисты) 60%
    VA (только студенты) Оценка 100% (неполный год) посещение 100%

    Наличие модуля

    Этот модуль доступен на следующих курсах:

    Ядро
    • Бакалавриат права и социологии (ML33) — 2 курс
    • Бакалавр права и социологии (квалификационная степень) (ML34) — 2 курс
    Дополнительное ядро ​​

    НЕТ

    Дополнительно
    • Бакалавр социологии (L301) — 2 курс
    • Бакалавр социологии (L302) — 2 курс
    • Бакалавр социологии (L303) — 2 курс
    • Бакалавр социологии (L304) — 2 курс
    • Бакалавр социологии (L305) — 2 курс
    • Бакалавр социологии (с промежуточным годом) (L307) — 2 курс
    • Бакалавр социологии (с промежуточным годом) (L308) — 2 курс
    • Бакалавр социологии (с промежуточным годом) (L309) — 2 курс
    • Бакалавр социологии (с промежуточным годом) (L310) — 2 курс
    • Бакалавриат по социологии и количественным методам (L311) — 2 курс
    • Закон о бакалавриате (год за рубежом) (M104) — 2 год
    • Закон о бакалавриате (год за рубежом) (M104) — год 4
    • Закон о бакалавриате (3 года) (квалификационная степень) (M105) — 2 год
    • Закон о бакалавриате (3 года) (квалификационная степень) (M105) — 3 год
    • Закон о бакалавриате (4 года) (квалификационная степень) (M106) — 2 год
    • Закон о бакалавриате (4 года) (квалификационная степень) (M106) — 3 курс
    • Закон о бакалавриате (4 года) (квалификационная степень) (M106) — 4 курс
    • Право бакалавриата (европейское) Квалификационная степень (M107) — 4 курс
    • Закон о бакалавриате (год за рубежом) QD (M108) — год 2
    • Закон о бакалавриате (год за рубежом) QD (M108) — год 4
    • Закон о бакалавриате (неполный рабочий день) (M109) — 3 курс
    • Закон о бакалавриате (неполный рабочий день) (M109) — 4 курс
    • Закон о бакалавриате (неполный рабочий день) (M109) — 5 курс
    • Закон о бакалавриате (неполный рабочий день) (M109) — 6 курс
    • Закон о бакалавриате с французским правом (квалификационная степень) (M10A) — 2 курс
    • Закон о бакалавриате с французским правом (квалификационная степень) (M10A) — 4 курс
    • Закон о бакалавриате с французским правом (M10B) — 2 курс
    • Закон о бакалавриате с французским правом (M10B) — 4 курс
    • Закон о бакалавриате с немецким правом (квалификационная степень) (M10C) — 2 курс
    • Закон о бакалавриате с немецким правом (квалификационная степень) (M10C) — 4 курс
    • Закон о бакалавриате с немецким правом (M10D) — 2 курс
    • Закон о бакалавриате с немецким правом (M10D) — 4 курс
    • Бакалавриат права с гуманитарными науками (3 года) (M110) — 3 курс
    • Бакалавриат права с гуманитарными науками (3 года) (квалификационная степень) (M111) — 2 курс
    • Бакалавриат права с гуманитарными науками (3 года) (квалификационная степень) (M111) — 3 курс
    • Бакалавриат права с гуманитарными науками (3 года) (квалификационная степень) (M111) — 4 курс
    • Бакалавриат права с гуманитарными науками (4 года) (M112) — 3 курс
    • Бакалавриат права с гуманитарными науками (4 года) (M112) — 4 курс
    • Бакалавриат права с гуманитарными науками (4 года) (квалификационная степень) (M113) — 2 курс
    • Бакалавриат права с гуманитарными науками (4 года) (квалификационная степень) (M113) — 3 курс
    • Бакалавриат права с гуманитарными науками (4 года) (квалификационная степень) (M113) — 4 курс
    • Бакалавриат права с социальными науками (3 года) (M114) — 3 курс
    • Бакалавриат права с общественными науками (3 года) (квалификационная степень) (M115) — 2 курс
    • Бакалавриат права с общественными науками (3 года) (квалификационная степень) (M115) — 3 курс
    • Бакалавриат права с общественными науками (4 года) (M116) — 3 курс
    • Бакалавриат права с общественными науками (4 года) (M116) — 4 курс
    • Бакалавриат права с социальными науками (4 года) (квалификационная степень) (M117) — 2 курс
    • Бакалавриат права с общественными науками (4 года) (квалификационная степень) (M117) — 3 курс
    • Бакалавриат права с социальными науками (4 года) (квалификационная степень) (M117) — 4 курс
    • Закон о бакалавриате (M300) — 2 год
    • Закон о бакалавриате (M300) — 3 год
    • Закон о бакалавриате (4 года) (M301) — 2 курс
    • Закон о бакалавриате (4 года) (M301) — 3 курс
    • Закон о бакалавриате (4 года) (M301) — 4 курс
    • Закон о бакалавриате (Европейский) (M355) — 4 курс
    • Бакалавриат по политике и социологии (ML13) — 2 курс
    • Бакалавриат в области права и бизнеса (MN31) — 2 курс
    • Бакалавриат в области права и бизнеса (MN31) — 3 курс
    • Бакалавриат в области права и бизнеса (MN32) — 2 курс
    • Бакалавриат в области права и бизнеса (MN32) — 3 курс
    • Бакалавриат в области права и бизнеса (MN32) — 4 курс
    • Право и бизнес, четыре года (квалификационная степень) (MN34) — 2 года
    • Право и бизнес, четыре года (квалификационная степень) (MN34) — 3 год
    • Право и бизнес, четыре года (квалификационная степень) (MN34) — 4 года
    • Бакалавриат в области права и бизнеса с промежуточным годом (3 + 1) (MN35) — год 2
    • Бакалавриат в области права и бизнеса с промежуточным годом (3 + 1) (MN35) — 3 курс
    • Бакалавриат в области права и бизнеса с промежуточным годом (3 + 1) (MN35) — курс 4
    • Бакалавриат в области права и бизнеса с промежуточным годом (4 + 1) (MN36) — год 4
    • Бакалавриат в области права и бизнеса с промежуточным годом (4 + 1) (MN36) — курс 5
    • Бакалавриат в области права и бизнеса (квалификационная степень) с промежуточным годом (MN37) — курс 4
    • Бакалавриат в области права и бизнеса (квалификационная степень) с промежуточным годом (MN37) — курс 5
    • Бакалавриат по истории и социологии (VL13) — 2 курс

    Теория подготовки к тесту социальной работы

    Теория подготовки к экзаменам по социальной работе

    Многие социальные работники запуганы использованием теории и могут задаться вопросом, как теория применима к экзамену по социальной работе.Теория помогает нам понять две основные концепции, которые применимы к экзамену по социальной работе и самой социальной работе: 1) как люди развивают проблемы 2) как помочь им с их проблемами. Принимая во внимание эти две концепции, мы можем видеть, что теория применима к следующим областям содержания экзаменов: 1) человеческий рост и развитие 2) человеческое поведение в социальной среде 3) планирование лечения и 4) вмешательства или психотерапия (в зависимости от на вашем уровне экзамена).

    Хотя вся теория может что-то предложить практикующему специалисту по социальной работе, вероятно, наиболее важными теориями, которые должен знать кандидат в социальную работу, являются: 1) теория систем (системы расширенной семьи {Боуэн}, метод Сатира, структурный и стратегический) 2) когнитивные поведенческая терапия (КПТ) и 3) терапия, ориентированная на решение.

    В качестве примера того, как теория рассматривает человеческое развитие и вмешательство, чтобы помочь клиентам измениться, Мюррей Боуэн оценил бы семью или семейную систему человека, используя генограмму, чтобы сделать вывод о том, какие модели были переданы в процессе передачи из поколения в поколение. . Терапия смотрит на то, какие виды конфликтов, треугольников и эмоционального слияния или отсечений бессознательно влияют на функционирование клиента. Вмешательства, чтобы помочь клиенту измениться, могут включать интерпретацию паттернов, выявленных генограммой, обучение клиента отличать свои мысли от своих чувств и работу с ними над отделением себя от неблагополучных семейных паттернов.Обратите внимание на то, как применение этой теории затрагивает человеческое развитие, человеческое поведение в социальной среде и лечение.

    Другая теория, с которой может столкнуться кандидат на тестирование по социальной работе, — это терапия, ориентированная на решение. Хотя терапия, ориентированная на решение, меньше связана с человеческим развитием, чем некоторые другие теории, она очень популярна и, вероятно, будет включена в ряд вопросов на экзаменах по социальной работе. Терапевты, ориентированные на решение проблемы, начинают с того, что помогают клиенту выработать видение желаемого будущего.Затем они побуждают клиентов находить в прошлом случаи, когда проблемы не возникали, и выяснять, что было по-другому в то время, и, возможно, применять некоторые из стратегий, которые помогли им тогда, в их нынешней ситуации. Терапевт настороже, если в данный момент у клиента нет проблемы. Затем терапевт помогает клиенту распознать то, что он делает, что на самом деле работает для него, и делать больше! Терапевт, ориентированный на решение, работает с клиентом, чтобы определить, что именно позволяет этим «исключениям» произойти, и актуализировать их внутренние сильные стороны, чтобы жить жизнью, более соответствующей их предполагаемой идеальной жизни.Области содержания экзамена, связанные с этой теорией: планирование лечения, поведение человека в социальной среде и вмешательства / психотерапия.

    Знание теории не только поможет вам сдать экзамен по социальной работе, но и сделает вас лучшим социальным работником! Каждая теория представляет собой набор инструментов, который дает практикующему практические навыки, помогающие реальным клиентам. Знание нескольких наборов теоретических инструментов позволяет социальному работнику «переключать» методы из разных теорий в зависимости от потребностей клиента.Хотя социальный работник может иметь «опору» в той или иной теории, всегда важно быть готовым адаптировать свой подход, если это необходимо, чтобы помочь клиенту, проблемы которого не поддаются предпочтительной теории.

    Вместо того, чтобы позволять фобии теории мешать вашей подготовке к экзаменам, относитесь к теории обучения как к возможности не только стать лучшим кандидатом на экзамен, но и лучшим социальным работником.


    Разберитесь с вариантами учебы

    Этот образец комплекта познакомит вас с экзаменом на получение лицензии, доступными вариантами обучения, а также с образцами наших учебных томов, практическими вопросами и бесплатными дидактическими карточками.

    Скачать бесплатно .

    Author: alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *