Клише проблемы текста егэ – —

Речевые клише для идеального сочинения ЕГЭ 2019 / Блог :: Бингоскул

  • Блог
  • Речевые клише для идеального сочинения ЕГЭ

При работе над сочинением очень помогают стандартные наборы фраз – клише, использования которых нельзя избежать ни выпускникам школ, ни даже матерым авторам, из-под пера которых вышел не один десяток статей.

 

Как бы ни ругали критики клишированные тексты, без клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку обойтись невозможно. Для чего же нужны эти банальные речевые штампы?

  1. Шаблонные фразы очень крепко держатся в памяти, их неспособно выбить из головы даже волнение, характерное для всех экзаменующихся.
  2. Клише лучше воспринимают проверяющие, которые заведомо настроены увидеть шаблонную, а не креативную работу.
  3. Шаблоны задают тон тексту в целом, с их помощью сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения.

Хотим предложить вам несколько клише для сочинения ЕГЭ:

Для вступления

  • Думаю, эта тема интересует многих…. Не ошибусь , если скажу, что данная тема актуальна для большинства… Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент… Всем известен факт…
  • Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена… Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)… Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба…
  • «Береги честь смолоду», в этой фразе выражена главная мысль произведения… «Единственный путь найти друга — быть им» – это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя…

Для формулировки проблемы

  • Можно понять, что автора глубоко волнует тема…
  • Эта проблема не может оставить равнодушным современного человека. Это подтверждает и автор…
  • Проблема, рассматриваемая автором, заключается…
  • Что такое дружба? Какую роль она играет в жизни любого из нас? Эту важную тему затрагивает автор…

Для комментариев

  • Проблема, обозначенная автором, очень актуальна (важна, злободневна)…
  • Вопрос о…. никого не может оставить равнодушным, в большей или меньшей мере он касается каждого (объяснение, почему)…
  • Чувствуется заинтересованность автора произведения в поднятой им проблеме, он не может рассуждать на эту тему отстраненно и холодно (объяснение со ссылкой на текст)…

Для отражения авторской позиции

  • Точка зрения автора, по моему мнению, выражена очень четко…
  • Автору удалось убедить читателя в том, что…
  • В произведении доказана мысль о…
  • Хоть автор и несколько размыто выражает собственную позицию, но логика текста способна убедить читателя…

Для выражения собственного мнения

  • Я вполне согласен с точкой зрения автора…
  • Не могу полностью разделить мнение автора…
  • Нельзя не согласиться с вескими доводами автора по поводу…
  • Мне близка позиция повествующего…

Для аргументов

  • Жизненный опыт: часто приходится сталкиваться с… подобные явления, увы, стали нормой … кто из нас не был свидетелем подобного…
  • Читательский опыт:  эта проблема волновала многих писателей-классиков… очень остро этот вопрос поставлен в произведениях… многие авторы обращаются к этой злободневной (актуальной, важной) проблеме…
  • Зрительский опыт: этот вопрос часто обсуждаем в Интернете… по статистике телепередач, этой проблеме посвящено 50% эфира…

Для вывода

  • После прочтения этого произведения становится понятно… После знакомства с героями произведения понимаешь… Прочитав  произведение, осознаешь…
  • Автор стремился показать… Автор хочет, чтобы читатель понял… Автор текста считает проблему важной…

В качестве клише для сочинения можно использовать цитаты, афоризмы, известные пословицы, но в умеренном количестве и гармонично вписанные в основной текст. 

Решай задание 27 по русскому языку.

 

Смотри также:

bingoschool.ru

Клише для сочинения ЕГЭ — Ирина Шульгина

Элементы сочинения

Языковые средства

Для вступления
  • (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье …
  • (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми.  Некоторые считают, что … Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. (далее сразу формулируем проблему)
  • (Риторический вопрос ). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.
  • Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: …
Проблема текста
  • Текст посвящен проблеме (чего? подставляем сущ. в Р.п.)…
  • В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает проблему (чего?)…
  • В данном тексте писателя (имя) волнует проблема (чего?) …
  • Данный текст посвящён проблеме …
  •  (Имя автора) останавливается на проблеме (чего?) …
  • Проблема (чего?) … не может не волновать современного человека. Задумался над ней и {указываем автора}.
  • формулировка с помощью вопроса Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает {указываем автора}.
Комментирование проблемы
обязательно на основе прочитанного текста
  • В тексте рассматриваются вопросы, имеющие важное значение для…
  • Автор рассуждает (размышляет, делится своими впечатлениями) о…
  • Вопрос о … {идея о… Заменяем слово проблема синонимами, чтобы не повторяться} никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. {Объясняем почему}
  • Рамышляя над проблемой …, {указываем автора} обращается … {указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}.
Позиция автора
  • Автор так определяет свое отношение к поднятой проблеме: …
  • Автор утверждает (убежден), что…
  • Автор полагает, что…
  • Цель автора — заставить читателя обратить внимание на…
  • Позиция автора очевидна: …
  • Автор не может не восхищаться…(удивляться, восторгаться)…
  • Он помогает и нам понять (осознать…) всю красоту (значимость)…
  • Автор стремится к осмыслению общественно важных проблем и хочет вызвать у читателя определённый отклик. Я считаю, что это ему удалось. (Несомненно, безусловно, без всякого сомнения, это ему удалось).
  • Автор статьи (очерка), (рассказа) побуждает читателя по-новому оценить ситуацию с…(взглянуть на…), и с его мнением нельзя не согласиться ( и я полностью разделяю его позицию).
  • Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется. Анализируем худ. средства и приёмы автора}.
  • Автор не даёт конкретных советов, он лишь обозначает проблему и предлагает читателю подумать о том, как сохранить окружающую нас природу (чистоту русского языка), (нравственность), (милосердие)…
  • Автор словно предлагает читателю внимательнее приглядеться к герою ( какому?): а вдруг он узнает в нём себя.
Собственное мнение по проблеме, поднятой автором текста (согласие с автором)
  • Я придерживаюсь точки зрения автора и считаю, что…
  • Я разделяю 
    позицию
     автора по поводу того, что…
  • Я присоединяюсь к мнению автора по поднятой им проблеме.
  • Трудно не согласиться с автором текста в том, что …
  • С мнением автора нельзя не согласиться, настолько оно убедительно.
  • Автор предстал перед нами как настоящий публицист (художник, лирик, философ, патриот, гражданин). Я полностью разделяю его позицию.
  • Нельзя не признать правоту автора, который призывает нас …
  • Я согласен с автором в том, что …
+ Нужно обязательно пояснить свою позицию!
Возражение автору
  • Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с его утверждениями,т.к.…
  • Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что…
  • На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
  • Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что…
  • я не во всём разделяю его позицию…
  • Однако я не во всём согласен с автором.
АргументыПервый аргумент:
  • Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности …
  • Особенно остро эта проблема поставлена в рассказе (повести, романе (автор) …
    Первый аргумент:
  • В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним роман (повесть, рассказ, пьесу) Ф.И.О. и название.
  • Об этом неоднократно говорили в своих произведения русские писатели-классики. Вспомним рассказ (роман, повесть, пьесу) Ф.И.О. и название. В этом произведении.

Второй аргумент:

  • Приведу еще один литературный аргумент, который показывает…
  • Данная проблема раскрыта в фильме…
  • Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что…
  • У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного опыта, которые доказывают необходимость (важность) …
Заключение. Выводы
  • В заключение всего вышесказанного еще раз подчеркну:… (суммируем размышления).
  • Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой в тексте Ф.И.О., расставят приоритеты в своей жизни не только исключительно для себя, но и для других людей.
  • Таким образом, можно сделать вывод, что…

 

 

 

Приём «Отклик». Сигналом этого приёма является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст…»:

  • Прочитав этот текст, понимаешь, как( что) … .
  • Размышляя над прочитанным, можно сделать вывод о том, что…
 

irishu.ru

ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 27. Сочинение. Рекомендации.Клише.

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 27. Сочинение. Рекомендации. Клише.

 

 

 

 

Задание № 27. Сочинение.

Вот и подъехал наш с вами, ребята, экспресс к последней станции. Сегодня разговор пойдёт о том, как нужно писать сочинение по тексту, то есть как выполнять задание № 27.

 

Требования к написанию сочинения и критерии оценивания его в 2019 году значительно изменились. Предлагаю рекомендации по написанию сочинения в свете данных изменений.

1.С чего начать?

Внимательно читаем текст.

Сочинение пишется по тексту. Теперь не нужно приводить аргументы из литературы и жизненного опыта. Поэтому начинаете, ребята, с

внимательного прочтения текста, подчёркивания в нём основных мыслей, важных слов, фраз, художественных средств, которые использует автор. Вы должны найти в нём тот материал, который будете использовать при анализе.

Пример.

Предлагаю текст для сочинения. Обратите внимание, какие фразы, слова я в нём выделила.

(1)Было мне тогда всего девять лет от роду. (2)Как-то раз в лесу, среди глубокой тишины, ясно и отчётливо почудился мне крик: «Волк бежит!» (3)Я вскрикнул и вне себя от испуга выбежал на поляну, прямо на пашущего землю мужика.

(4)Это был Марей – наш крепостной лет пятидесяти, плотный, довольно рослый, с сильною проседью в тёмно-русой бороде. (5)Я немного знал его, но до того почти никогда не случалось мне заговорить с ним. (6)Я в детстве мало общался с крепостными: эти чужие, с грубыми лицами и узловатыми руками мужики казались мне опасными, разбойными людьми.

(7)Марей остановил кобылёнку, заслышав мой напуганный голос, и когда я, разбежавшись, уцепился одной рукой за его соху, а другою за его рукав, то он разглядел мой испуг.

− (8)Волк бежит! – прокричал я, задыхаясь.

(9)Он вскинул голову и невольно огляделся кругом, на мгновенье почти мне поверив.

− (10)Что ты, какой волк, померещилось: вишь! (11)Какому тут волку быть! – бормотал он, ободряя меня. (12)Но я весь трясся и ещё крепче уцепился за его зипун и, должно быть, был очень бледен. (13)Он смотрел с беспокойною улыбкою, видимо боясь и тревожась за меня.

− (14)Ишь ведь испужался, ай-ай! – качал он головой. – (15)Полно, родный. (16)Ишь, малец, ай!

(17)Он протянул руку и вдруг погладил меня по щеке.

− (18)Полно же, ну, Христос с тобой, окстись.

(19)Но я не крестился: углы моих губ вздрагивали, и, кажется, это особенно его поразило. (20)И тогда Марей протянул свой толстый, с чёрным ногтем, запачканный в земле палец и тихонько дотронулся до вспрыгивающих моих губ.

− (21)Ишь ведь, − улыбнулся он мне какою-то материнскою и длинною улыбкой, − господи, да что это, ишь ведь, ай, ай!

(22)Я понял наконец, что волка нет и что мне крик про волка померещился.

− (23)Ну, я пойду, − сказал я, вопросительно и робко смотря на него.

− (24)Ну и ступай, а я те вослед посмотрю. (25)Уж я тебя волку не дам! − прибавил он, всё так же матерински мне улыбаясь. – (26)Ну, Христос с тобой, − и он перекрестил меня рукой и сам перекрестился.

(27)Пока я шёл, Марей всё стоял со своей кобылёнкой и смотрел мне вслед, каждый раз кивая головой, когда я оглядывался. (28)И даже когда я был далеко и уже не мог разглядеть его лица, чувствовал, что он всё точно так же ласково улыбается

.

(29)Всё это разом мне припомнилось сейчас, двадцать лет спустя, здесь, на каторге в Сибири… (30)Эта нежная материнская улыбка крепостного мужика, его неожиданное сочувствие, покачивания головой. (31)Конечно, всякий бы ободрил ребёнка, но в той уединённой встрече случилось как бы что-то совсем другое. (32)И только бог, может быть, видел сверху, каким глубоким и просвещённым человеческим чувством было наполнено сердце грубого, зверски невежественного человека и какая тонкая нежность таилась в нём.

(33)И вот когда здесь, на каторге, я сошёл с нар и огляделся кругом, я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных каторжников совсем другим взглядом и что вдруг исчезли всякий страх и всякая ненависть в сердце моём. (34)Я пошёл, вглядываясь в встречавшиеся лица. (35)Этот обритый и шельмованный мужик, с клеймами на лице, хмельной, орущий свою рьяную сиплую песню, может быть, такой же Марей. (36)Ведь я же не могу заглянуть в его сердце.

 

(по Ф.М. Достоевскому*)

*Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881 г.) – русский писатель,

мыслитель.

 

Источник текста: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская работа № 4 по рус­ско­му языку 23.10.2013 ва­ри­ант РУ10103.

 

 

Итак, текст прочитан, выделены фразы, помогающие его понять.

2.Определяем проблему текста, пишем вступление.

Приступаем к самой важной части сочинения – определяем проблему. Если  неверно будет указана одна из проблем, по которой вы будете писать сочинение, то такая работа НЕ будет засчитана.

Вспомним, что проблема текста – это то, над чем размышляет автор, что его волнует; это вопрос, понять ответ на который пытается автор.

В данном случае речь идёт об оценке человека, о его восприятии другими людьми. Как нужно оценивать людей? Всегда ли по внешности можно верно понять человека?

Определили проблему, начинаем писать вступление.

Человеку свойственно желание понять других.  Как это сделать, как не ошибиться? Должно ли складываться восприятие окружающих только по внешности, по первому впечатлению, или важно почувствовать внутренний мир человека, его душу? Именно над этим размышляет Ф.М. Достоевский, поднимая проблему оценки личности.

 

3.Следующий этап сочинения – комментарий проблемы.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

 За него можно получить 5 баллов.

План данной части сочинения:

  • Первый аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия.
  • Второй аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия.
  • Определение смысловой связи данных примеров для раскрытия проблемы текста.

Категорически запрещено:

  • просто пересказывать текст, не анализируя его.
  • использовать в анализе большое количество цитат.

В критериях чётко указано, что если сочинение представляет собой пересказ текста без анализа, то оно оценивается 0 баллов.

Если пересказа слишком много, но в то же время экзаменуемый приводит свои размышления над прочитанным, то при подсчёте слов учитываются только эти размышления. Сочинение, в котором менее 70 слов, не засчитывается.

 

Необходимо выделить эти два аргумента. Постарайтесь подобрать примеры, с разной точки зрения освещающие проблему.

В нашем тексте можно чётко определить, что 1-ый аргумент будет подтверждать то, что ребёнок судил крепостных только по внешности, а 2-ой – как изменилось его отношение к крепостным, а позже к каторжникам, вообще к людям с трудной судьбой и неприглядной внешностью.

Приведя два противоположных по смыслу аргумента, вам будет легко определить их смысловую связь, ведь оба они, но с разных точек зрения более полно раскрывают проблему.

Пример.

Размышляя над проблемой, автор вспоминает эпизод из своего детства, когда он, будучи девятилетним ребёнком, вдруг осознал, как внешность может не соответствовать внутреннему миру человека, его доброму и отзывчивому характеру.

Ребёнок мало общался с крепостными. Они всегда казались ему «опасными, разбойными людьми». Их «грубые» лица, «узловатые» руки отталкивали  мальчика. Он считал этих людей «чужими». Автор подчёркивает, что до определённого момента мальчик оценивал крепостных лишь по внешности, по тому, какими он их видел, ведь знал он о них немного.

Однако один случай полностью изменил взгляды ребёнка. В минуту опасности, когда ему почудилось, что за ним бежал волк, он вынужден был искать помощи у крепостного Марея. Каким же добрым и отзывчивым оказался этот мужчина лет пятидесяти! Боясь и тревожась за мальчика, он «с материнской улыбкой» успокаивал ребёнка. Несколько раз автор повторяет эти слова — «материнская улыбка», чтобы подчернуть, как нежен был Марей,  каким «глубоким и просвещённым человеческим чувством было наполнено сердце грубого, зверски невежественного человека и какая тонкая нежность таилась в нём», как до глубины души тронула мальчика его забота. Спокойно стало на душе ребёнка, открывшего для себя, что за внешней суровостью скрывается нежная душа человека, доброго, сочувствующего. Отношение к людям у него стало иным.

Будучи на каторге, уже известный писатель, вспоминает этот эпизод, по-иному смотрит на каторжан, окружающих его, пытаясь в каждом понять его сердце, душу.

Оба эпизода с разных сторон раскрывают проблему, поднятую автором. Изменение в отношениях к людям, которое произошло в душе мальчика, — это важный момент в его жизни, познание того, что человек ценится по его душевным качествам, по отношению к людям, доброте и внимательности, с которой он относится к людям. Внешность может быть очень неприглядной в силу жизненных обстоятельств.

 

  1. Отражение позиции автора исходного текста.1 балл.

Позиция автора – это его ответ на решение проблемы, поднятой в тексте.

Однако он не только высказывает свою точку зрения, а ставит для себя более важную цель – донести это до читателей, взволновать души людей, привлечь их внимание к проблеме, даже призвать к каким-то определённым действиям.

Поэтому лучше, если данная часть сочинения будет строиться по плану:

  • автор считает, что…
  • автор хочет, чтобы…; автор стремится к тому, чтобы…

Пример.

Позиция автора выражена чётко: он считает, что оценивать людей только по их внешнему виду неверно. Нужно уметь разглядеть душу человека, понять его характер, поступки, конкретные действия, «заглянуть…в сердце». Он хочет, чтобы люди осознали это как можно раньше, чтобы видели красоту окружающих людей, не считали их «чужими» только по внешности, которая почему-то не понравилась.

 

  1. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста.1 балл.

В данной части работы необходимо выразить своё согласие или несогласие с позицией автора и обосновать свою точку зрения.

Пример.

Трудно не согласиться с мнением автора. Действительно, умение понимать людей, ценить их по делам и поступкам, видеть лучшее в каждом – это очень важно. Внешность может быть неприглядной в силу природных данных, да и трудные жизненные обстоятельства часто отражаются на ней.

 

6.Заключение.

Необходимо подвести итог, отметить важность проблемы, если возможно, предложить своё видение решения проблемы.

Пример.

Таким образом, Ф.М. Достоевский поднял одну из актуальных проблем любого времени – проблему оценивания человека, умения видеть лучшее в каждом, не отворачиваться только потому, что внешне человек может вызывать отрицательные эмоции. Вспомним известную пословицу: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Доброта, милосердие, внимательность, сострадание и многие другие качества личности всегда найдут отклик в сердцах людей. И неважно, красив человек или нет. Душа, внутренний мир, открытое сердце – вот что привлекает нас в людях.

 

Таковы рекомендации по содержанию сочинения.

 

 

Долгий путь мы прошли, проехали с вами, ребята. Спасибо экспрессу, весело нам было в нём и комфортно двигаться от станции к станции, к конечному пункту пути. Буду рада, если мои рекомендации помогут вам на ЕГЭ.

Теперь мне остаётся только помахать вам вслед рукой и сказать: «Успеха вам, дорогие мои, на ЕГЭ! Ваша Вера Александровна».

 

 

 

 

 

 

poznaemvmeste.ru

Речевые клише для сочинения на ЕГЭ по русскому языку

Комментарий — это не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.

Можно выделить два типа комментария:

1) Текстуальный — объяснение структуры текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы:

  • как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?
  • как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему?
  • какие поступки совершает герой и как это его это характеризует?
  • какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему?

2) Концепционный — интерпретация пишущим проблемы исходного текста (рассмотрение ее актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу):

  • как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?
  • к какой категории относится затронутая автором текста проблема? (нравственная, экологическая, философская, социальная, психологическая)
  • насколько актуальна в наши дни эта проблема?
  • почему эта проблема относится к разряду вечных?
  • кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?
  • традиционна эта проблема или нова?
  • если традиционна, то какие точки зрения существуют по ее поводу?
  • если нова, то что стало причиной ее появления?

Речевые клише для введения текстуального комментария:

  1. Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, Ф.И.О. рассказывает историю о… (повествует о…, приводит факты…).
  2. Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, Ф.И.О. повествует о… . Особенно грустно (страшно),  по мнению автора, что…

Речевые клише для введения концепционного  комментария:

Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный писатель не обошел ее вниманием:

  1. Действительно, проблема: очень серьезная и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в сферах массовой информации. Например, мы узнаем из новостей о том, что… . Все это, к сожалению, является результатом безответственной деятельности человека, его равнодушия к …
  2. Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано: . Вот почему обозначенная выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой информации. Участники дискуссии уверены в одном: .

www.egeigia.ru

что это такое, где и как уместно использовать

Сочинение на ЕГЭ по русскому языку – важная часть. Оно может принести вам целых 24 (если в переводе, то 42, а это почти половина) балла, а на ЕГЭ воевать нужно за каждый балл. Для того, чтобы к вашему сочинению не было никаких вопросов по оформлению, можно использовать речевые клише.

Что такое клише

Клише — это какие-то стандартные словосочетания, «дежурные фразы». В качестве клише часто используют риторические вопросы.

Для понимания, можно привести такой пример: — Привет. Как ты? Это стандартная фраза для начала разговора. А дальше, когда собеседник ответил, вы можете уже развивать разговор.

Так же в сочинении. Чтобы не изощряться и не думать полчаса, как же начать, можно сразу написать клише, а потом просто дописать собственное мнение.

Для чего нужны клише

От клише для сочинения много пользы

От клише масса пользы:

  • сохранение баллов за смысловую цельность;
  • точность и выразительность речи;
  • соблюдение пунктуационных, языковых, речевых и этических норм

А это большое количество баллов.

Так как клише – стандартная фраза, её очень трудно неправильно использовать. Да и их надо просто выучить.

Если к экзамену вы будете знать несколько клише, для вас не будет трудностью составить в голове структуру текста. А потом нужно будет просто на этот скелет накидать своего мнения, мнения автора и так далее.

Какие минусы у клише

Многие не любят клише, так как это мешает творческому процессу, делает тексты слишком похожими, сухими и так далее. Но на ЕГЭ от вас творчества, к сожалению, не требуют.

Проверяющим важно увидеть соответствие критериям, а не вашу разносторонне развитую личность. Так что о творчество на период ЕГЭ лучше забыть. Это может сыграть с вами злую шутку.

Нужно понимать значение каждой используемой вами фразы. Если в первом абзаце вы используете клише «Таким образом, можно подвести итог, что…», это будет категорически неправильно.

Это клише для вывода или для конца аргумента, но никак не для начала. Будьте внимательны.

Какие существуют клише

Свои клише есть для каждой части сочинения

Клише есть для каждой части сочинения: вступления, доказательства, вывода.

Есть огромное количество клише, рассмотрим некоторые.

Используйте именно то клише, которое подходит к вашей теме и не забывайте его видоизменять: склонять, вставлять новые слова, подгонять под ваш смысл.

Клише для вступления:

  1. Что самое важное в жизни? Кто-то назовёт <варианты>, а я считаю, что <ваше мнение>. Пример: Что самое важное в жизни? Кто-то назовёт учёбу, кто-то деньги или любовь, а я считаю, что самое важное в жизни – это семья.
  2. Каждый сталкивался с <название>. Пример: Каждый сталкивался с хамским поведением окружающих.
  3. Как говорил <имя>: «цитата». И я с этим полностью согласен/категорически не согласен. Как говорил Белинский: «Без любви и ненависти, без симпатии и антипатии человек есть призрак». И я с этим полностью согласен.

К слову, цитирование помогает набрать объём.

Нужно использовать только подходящие клише

Клише для доказательства, как обратиться к источнику доказательства:

  1. Высказываясь по этой теме не могу не вспомнить… Тут можно использовать много всего: название произведения, какой-то случай из вашей жизни, всё что угодно, что будет подтверждать вашу точку зрения. Пример: Высказываясь по этой теме не могу не вспомнить произведение Карамзина «Бедная Лиза».
  2. Тема <название темы> поднимается в <название источника>. Пример: Тема любви поднимается во многих произведениях, в том числе в романе в стихах Пушкина «Евгений Онегин». Совет: старайтесь не использовать жанры, легко можно ошибиться. Если вы не уверены: роман это, поэма или же рассказ, пишите «произведение».
  3. С <название проблемы> мы часто сталкиваемся в обычной жизни, у меня был подобный случай. Пример: С предательством мы часто сталкиваемся в обычной жизни, у меня был случай с этим связанный…

Клише для вывода:

  1. Таким образом, <название проблемы> действительно актуальна, она встречается во многих произведениях, и мы ежедневно сталкиваемся с её проявлениями. Пример: Таким образом, культурная деградация – действительно актуальная сейчас проблема, она поднимается во многих произведениях, и мы ежедневно сталкиваемся с её проявлениями.
  2. Хочется верить, что когда-нибудь <название проблемы> исчезнет, но то, сколько она уже существует, заставляет думать об обратном. Пример: Хочется верить, что проблема отцов и детей исчезнет, но о ней пишут с незапамятных времён, и это заставляет думать об обратном.
  3. Всё вышесказанное заставляет задуматься над <название проблемы>. Возможно, если каждый человек постарается исправить ситуацию, всё изменится в лучшую сторону. Пример: Всё вышесказанное заставляет задуматься над проблемами экологии. Возможно, если каждый человек постарается исправить ситуацию, всё изменится в лучшую сторону.

Речевые клише – хороший способ не потерять баллы по многим пунктам, не беспокоится за композиционную стройность сочинения и меньше тратить времени на придумывание конструкций, соответственно, потратить больше времени на размышления о самой проблеме.

А на ЕГЭ важна каждая минута.

В этом видео вы узнаете, как написать вступление в итоговом сочинении:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

vyuchit.work

Учебно-методический материал по русскому языку (11 класс): Клише для сочинения ЕГЭ 2019

Клише для сочинения ЕГЭ 2019

Проблема текста

– Какими должны быть отношения отцов и детей? Этой проблеме посвящен текст (ФИО автора)

– Что такое настоящая дружба? Над этой проблемой размышляет автор.

– В чем заключается доброта? Такова проблема, которую рассматривает автор.

– Автор поднимает проблему взаимоотношения поколений.

– В центре внимания автора проблема дружбы.

– (ФИО автора) помогает нам задуматься над проблемой проявления доброты.

Комментарий

Примеры-иллюстрации

– Автор обращается к собственному опыту и вспоминает….

– Писатель не случайно приводит слова (кого): «Цитата»

– Автор разделяет мнение (кого)…

– Публицист спорит (с кем)….

– Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что…

– Особого внимания заслуживает мнение автора о…

– В центре внимания автора случай…

– Писатель изображает (кого/что)…

– Герой говорит: «Цитата»

– Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя…

– Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…

– Симпатии автора на стороне героя, который…

Пояснение к примерам

– Писатель хочет сказать, что…

– Этот пример показывает, что…

– Смысл этого высказывания в том, что…

– Эти слова убедительно доказывают, что…

– Я думаю, этим примером автор хотел показать…

– Приведенные слова содержат грубокий смысл…

– Автор не случайно обращает наше внимание на…

– Поступок героя показывает, что…

– Слова (мысли) героя позволяют понять…

– Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…

– Эти события автор описывает, чтобы…

Смысловая связь между примерами

– Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает…

– Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…

– Что стало причиной этих событий? Об этом автор пишет далее.

– Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

– Несмотря на то что все убеждены в правильности…, герой (автор) думает иначе.

Позиция автора

– Автор не выражает прямо свою позицию, но она прослеживается в логике текста…

– Авторское отношение к проблеме выражено в предложении: «…»

– Автор считает, что….

Собственное отношение к позиции автора Мой ответ на этот вопрос + обоснование(опора на общечеловеческие ценности, общеизвестные факты истории и науки, обращение к обобщенному опыту, к собственному читательскому опыту)

– Я согласен с автором и тоже считаю, что…

– Невозможно не согласиться с автором, потому что…

– Я полностью разделяю мнение автора, поскольку считаю, что…

ВЫВОД

В качестве клише для сочинения еще можно использовать цитаты, афоризмы, известные пословицы

nsportal.ru

Речевые клише для написания сочинения в формате ЕГЭ

В ПОМОЩЬ ПРИ НАПИСАНИИ ЗАДАНИЯ №25 ЕГЭ.

Речевые клише

1. Для формулировки темы / проблем(-ы) исходного текста:

1) В предложенном для анализа тексте (указываем автора) поднята/затронута проблема(-ы)…

2) В данном тексте автора (указываем его) волнует проблема…

3) Данный текст посвящён теме/проблеме…

4) В тексте представлена точка зрения (указываем автора) на проблему…

5) В предложенном для анализа тексте автор (указываем его) касается следующих вопросов: …/останавливается на следующих проблемах: …

6) Проблема, которую рассматривает автор предложенного для анализа текста, заключается в том, что…

7) Текст (указываем автора) заставил / заставляет меня / нас задуматься над проблемой …

8) Волнующую всех нас проблему … поднимает (указываем автора).

9) Проблема, поднятая / поставленная (указываем автора), — это …

10) Проблема … не может не волновать современного человека. Задумался над ней и автор текста – (указываем автора).

11) Что такое … ? / В чём заключается проблема … ? / Какую роль в жизни человека играет … ? Эту важную проблему поднимает автор текста – (указываем автора).

2. Для комментирования проблемы:

1) Вопрос о … (обозначаем проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце) никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. (Объясняем почему.)

2) Проблема, поднятая / обозначенная автором, особенно актуальна / важна / существенна / насущна в наши дни, потому что …

3) Автор рассуждает над поднятым им вопросом не отстранённо: чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. (Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется.)

4) Размышляя над проблемой автор обращается к … (указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т.д. Передаём содержание текста, а не пересказ!).

3. Для отражения позиции автора:

1) Позиция автора заключается в том, что …

2) Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: …

3) По мнению автора, … / С позиции автора, … / С точки зрения автора, …

4) Автор считает, что …

5) Автор пытается донести до читателя мысль о том, что …

6) автор убеждает нас в том, что …

7) В тексте доказывается мысль о том, что …

8) Основная мысль текста заключается в том, что …

9) Хотя позиция автора не выражена чётко / явно, содержание / логика текста убеждает читателя в то, что …

4. Для выражения собственной позиции:

1) Я разделяю / не разделяю точку зрения / позицию автора на проблему …

2) Я придерживаюсь / не придерживаюсь того же мнения на проблему, что и автор.

3) Я согласен / не согласен с автором в том, что…

4) Трудно / нельзя не согласиться с автором в том, что …

5) Мне близка позиция автора тем, что …

5. Для аргументации собственной позиции

с использованием жизненного опыта:

1) Как часто приходится сталкиваться с …

2) Разве не стали обычными / нормой жизни такие явления, как … ?

3) Кто из нас не наблюдал / не сталкивался / не замечал (за собой) / не оказывался свидетелем того, как … ?

4) К сожалению, часто в наши дни / среди нас / вокруг нас … ;

из читательского опыта:

1) Данная проблема волновала многих великих русских и зарубежных писателей. К ней в своём произведении (указываем жанр и название) обращался (указываем имя писателя / поэта) .

2) Особенно остро эта проблема поставлена / звучит в произведении … (указываем имя автора и название произведения).

3) Актуальность проблемы, затронутой автором текста, доказывает то, что и русские / зарубежные авторы в своих произведениях обращались к ней, в частности … (указываем имя автора и название произведения);

из зрительского опыта:

1) Проблема часто обсуждается в Интернете / на страницах газет и журналов / в различных телепередачах. (Указать, в каком издании / телепередаче дискутировали на эту тему.)

2) Обращает на себя внимание и то, что данной проблеме посвящены многочисленные статьи в печатных СМИ и телепередачи. (Указать автора статьи и название издания / название телепередачи и её сюжет. )

infourok.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *