Егэ по литературе островский гроза – Тест. ЕГЭ. Литература. Н.А. Островский. «Гроза». Вариант № 1.Версия для копирования.

Задания ЕГЭ по литературе по драме «Гроза»

Текст 1

ДЕЙСТВИЕ 1

Явление 5

Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара.

 

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.

Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!

Кабанов. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.

Кабанова. Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.

Кабанов. Я, маменька...

Кабанова. Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А! как ты думаешь?

Кабанов

. Да когда же я, маменька, не переносил от вас?

Кабанова. Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.

Кабанов (вздыхая, в сторону). Ах ты, господи! (Матери.) Да смеем ли мы, маменька, подумать!

Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, всё думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не даёт, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошёл разговор, что свекровь заела совсем.

Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?

Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори что хочешь про меня. Никому не закажешь говорить; в глаза не посмеют, так за глаза станут.

Кабанов

. Да отсохни язык.

Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.

Кабанов. В чём же вы, маменька, это видите?

Кабанова. Да во всём, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.

Кабанов. Да нет, маменька! что вы, помилуйте!

Катерина. Для меня, маменька, всё одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу, небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.

Варвара (про себя). Нашла место наставления читать.

Катерина. Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я всё одна, ничего я из себя не доказываю.

Кабанова. Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.

 (А.Н. Островский, «Гроза».)

- Как в драматургическом произведении называются авторские пояснения, описания обстановки на сцене, поведения, интонации, жестов действующих лиц (вздыхая, в сторону; про себя)?

- Во фрагменте пьесы происходит обмен репликами между персонажами. Укажите термин, обозначающий разговор между двумя и более лицами.

- Укажите авторское определение жанра пьесы А.Н. Островского «Гроза».

- В пьесе А.Н. Островского резко противопоставлены два поколения. Как называется приём противопоставления различных явлений в художественном произведении?

- Какое прозвище дали обитатели Калинова Марфе Игнатьевне Кабановой?

- Каким термином обозначается нарушение закреплённого нормой порядка слов в фразе («Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают»)?

- Жизненные позиции и мнения участников данной сцены различны. Укажите термин, обозначающий столкновение, противоборство персонажей или каких-либо сил, лежащее в основе развития действия литературного произведения.

8. Как в данном фрагменте проявляется неблагополучие семейных отношений в доме Кабановых?

9. Какие произведения русской классики, затрагивающие проблемы взаимоотношений поколений, близки пьесе  А.Н. Островского и чем?

Текст 2

Борис. Ах ты, господи! Хоть бы одним глазком взглянуть на нее! В дом войти нельзя: здесь незваные не ходят. Вот жизнь-то! Живем в одном городе, почти рядом, а увидишься раз в неделю, и то в церкви либо на дороге, вот и все! Здесь что вышла замуж, что схоронили – все равно.

Молчание.

Уж совсем бы мне ее не видать: легче бы было! А то видишь урывками, да еще при людях; во сто глаз на тебя смотрят. Только сердце надрывается. Да и с собой-то не сладишь никак. Пойдешь гулять, а очутишься всегда здесь у ворот. И зачем я хожу сюда? Видеть ее никогда нельзя, а еще, пожалуй, разговор какой выйдет, ее-то в беду введешь. Ну, попал я в городок!

Идет ему навстречу Кулигин.

Кулигин. Что, сударь? Гулять изволите?

Борис. Да, гуляю себе, погода очень хороша нынче.

Кулигин. Очень хорошо, сударь, гулять теперь. Тишина, воздух отличный, из-за Волги с лугов цветами пахнет, небо чистое...

Открылась бездна, звезд полна,

Звездам числа нет, бездне – дна.

Пойдемте, сударь, на бульвар, ни души там нет.

Борис. Пойдемте!

Кулигин. Вот какой, сударь, у нас городишко! Бульвар сделали, а не гуляют. Гуляют только по праздникам, и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать. Только пьяного приказного и встретишь, из трактира домой плетется. Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь работа. И спят-то всего часа три в сутки. А богатые-то что делают? Ну, что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты, и собаки спущены... Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь. И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! Да что вам говорить, сударь! По себе можете судить. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто – никто ничего не видит и не знает, видит только один бог! Ты, говорит, смотри, в людях меня да на улице, а до семьи моей тебе дела нет; на это, говорит, у меня есть замки, да запоры, да собаки злые. Семья, говорит, дело тайное, секретное! Знаем мы эти секреты-то! От этих секретов-то, сударь, ему только одному весело, а остальные волком воют. Да и что за секрет? Кто его не знает! Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пискнуть не смели. Вот и весь секрет. Ну, да бог с ними! А знаете, сударь, кто у нас гуляет? Молодые парни да девушки. Так эти у сна воруют часок-другой, ну и гуляют парочками.

(А.Н. Островский «Гроза»)

- Как называется фамилия персонажа, несущая в себе авторскую «подсказку» в оценке его характера, внутренней сущности (например, Кулигин – от известного мастера-самоучки Кулибина)?

- К какому малому жанру устного народного творчества близки реплики участников диалога («здесь что вышла замуж, что схоронили – все равно»; «и все шито да крыто»)?

- В разговоре с Борисом Кулигин цитирует стихи известного поэта XVIII века (в ходе действия Кулигин не раз ссылается на него). Напишите фамилию этого поэта.

- Первая реплика Бориса и последняя реплика Кулигина представляют собой развернутые законченные высказывания. Назовите тип подобного высказывания в драматургии.

- Как называется авторское замечание, пояснение по ходу действия пьесы («Идет ему навстречу Кулигин»)?

- С какой формой изображения, имеющего обличительную направленность и выявляющего социальные пороки, сближается высказывание Кулигина о нравах жителей города?

8. Что лежит в основе конфликта, направляющего развитие действия в «Грозе»?

9. В каких произведениях русской классики изображены подобные конфликты?

Текст 3

Действие третье

Явление второе

Т е же и Д и к о й.

К а б а н о в а. Так ступай, спи!

Д и к о й. Куда же это я пойду?

К а б а н о в а. Домой. А то куда же!

Д и к о й. А коли я не хочу домой-то?

К а б а н о в. Отчего же это, позволь тебя спросить?

Д и к о й. А потому, что у меня там война идёт.

К а б а н о в а. Да кому ж там воевать-то? Ведь ты один только там воин-то и есть.

Д и к о й. Ну так что ж, что я воин? Ну, что ж из этого?

К а б а н о в а. Что? Ничего. А и честь-то не велика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами. Вот что.

Д и к о й. Ну, значит, они и должны мне покоряться. А то я, что ли, покоряться стану!

К а б а н о в а. Уж немало я дивлюсь на тебя: столько у тебя народу в доме, а на тебя на одного угодить не могут.

Д и к о й. Вот поди ж ты!

К а б а н о в а. Ну, что ж тебе нужно от меня?

Д и к о й. А вот что: разговори меня, чтобы у меня сердце прошло. Ты только одна во всем городе умеешь меня разговорить.

К а б а н о в а. Поди, Феклуша, вели приготовить закусить что-нибудь.

Ф е к л у ш а уходит.

Пойдем в покои!

Д и к о й. Нет, я в покои не пойду, в покоях я хуже.

К а б а н о в а. Чем же тебя рассердили-то?

Д и к о й. Ещё с утра с самого.

К а б а н о в а. Должно быть, денег просили.

Д и к о й. Точно сговорились, проклятые; то тот, то другой целый день пристают.

К а б а н о в а. Должно быть, надо, коли пристают.

Д и к о й. Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а всё добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить – обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому- только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека.

К а б а н о в а. Нет над тобой старших, вот ты и куражишься.

Д и к о й. Нет, ты, кума, молчи! Ты слушай! Вот какие со мной истории бывали. О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришёл, дрова возил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня! После прощенья просил, в ноги ему кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся.

К а б а н о в а. А зачем ты нарочно-то себя в сердце приводишь? Это, кум, нехорошо.

Д и к о й. Как так нарочно?

К а б а н о в а. Я видала, я знаю. Ты коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмешь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не пойдёт. Вот что, кум!

Д и к о й. Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко!

(А.Н. Островский, «Гроза»)

- Установите соответствие между персонажами пьесы и их высказываниями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.

А) 

Кабаниха

Б) 

Варвара

В) 

Феклуша

   

1) 

«Делай что хочешь, только бы шито да крыто было»

2) 

«Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают»

3) 

«Отчего люди не летают так, как птицы?

4) 

«Бла-алепие, милая, бал-алепие».

- Данный фрагмент содержит обмен репликами между героями пьесы. Укажите термин, обозначающий в литературоведении речевое общение персонажей, разговор между двумя и более лицами.

- Как называются фамилии, характеризующие персонажа художественного произведения, подчёркивающие наиболее яркую его черту (Дикой, Кабанова)?

- Как называются герои, которые участвуют в развитии действия, но прямого отношения к развитию конфликта не имеют, (например, Дикой и Феклуша)?

- Выпишите из текста первую ремарку, с помощью которой автор поясняет действия Марфы Игратьевны Кабановой.

- Укажите название провинциального приволжского города, в котором происходит действие пьесы А.Н. Островского «Гроза».

- Каково авторское определение жанра «Грозы»?

8. В чём заключается самодурство, носителями которого в пьесе являются Дикой и Кабаниха?

9. В каких произведениях русских писателей представлены деспотичные, «самодурные» характеры и в чём их можно сопоставить с характерами Дикого и Кабанихи?

Темы сочинения 17.2

Какую роль играет образ Кулигина в пьесе? (По драме А.Н. Островского «Гроза».)

В чём заключается нравственный смысл пьесы А.Н. Островского «Гроза»?

Какие черты личности Катерины позволили Н.А. Добролюбову назвать её «сильным характером»? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)

Почему нравы города Калинова Кулигин называет жестокими? (По драме А.Н. Островского «Гроза».)

Почему Кулигин не вступает в открытый конфликт с «тёмным царством» города Калинова? (По драме А.Н. Островского «Гроза»)

multiurok.ru

Вариант 3

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7; 8, 9.

«Гроза» А.Н. Островский

Кабанова. Поди, Феклуша, вели приготовить закусить что-нибудь.

Феклуша уходит.

Пойдём в покои!

Дикой. Нет, я в покои не пойду, в покоях я хуже.

Кабанова. Чем же тебя рассердили-то?

Дикой. Ещё с утра с самого.

Кабанова. Должно быть, денег просили.

Дикой. Точно сговорились, проклятые; то тот, то другой целый день пристают.

Кабанова. Должно быть, надо, коли пристают.

Дикой. Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а всё добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому — только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека.

Кабанова. Нет над тобой старших, вот ты и куражишься.

Дикой. Нет, ты, кума, молчи! Ты слушай! Вот какие со мной истории бывали. О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелёгкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришёл, дрова возил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня! После прощенья просил, в ноги кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся.

Кабанова. А зачем ты нарочно-то себя в сердце приводишь? Это, кум, нехорошо.

Дикой. Как так нарочно?

Кабанова. Я видала, я знаю. Ты коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмёшь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не пойдёт. Вот что, кум!

Дикой. Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко!

Глаша входит.

Марфа Игнатьевна, закусить поставлено, пожалуйте!

Кабанова. Что ж, кум, зайди! Закуси чем бог послал!

Дикой. Пожалуй.

Кабанова. Милости просим!

(Пропускает вперёд Дикого и уходит за ним.)

neznaika.info

Тест по литературе на тему: Готовимся к ЕГЭ по литературе. А.Н.Островский

        Александр Николаевич Островский (1823-1886)

Островский всё своё время отдавал драматургии и Малому театру. Из 63 лет жизни 40 лет посвятил театру. За эти годы написал 47 оригинальных пьес, которые сейчас считаются мировой классикой. 7 пьес он написал в соавторстве с другими драматургами, 22 пьесы перевёл с иностранных языков. Он создал 728 действующих лиц, которые имеют имя.

- О. (Островский) обладал глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные её стороны.

- О.изобразил все слои русского общества, дал реалистическую картину русской жизни 40-80 годов 19 века, а в исторических пьесах показал далёкое прошлое

- Поведение действующих лиц определяется их общественным и семейным положением, каждые обладает своими индивидуальными чертами

- Социально-острая и психологическая драма О. явилась большим завоеванием в истории театра

- Особое внимание к любовной коллизии, т.к., с точки зрения О., через изображение любви можно оценить состояние современного общества

- Создал галерею женских образов, героинь с богатым внутренним миром.

Добролюбов назвал пьесы О. «пьесами жизни».

Литературную известность 23-летнему О. приносит комедия «Банкрут»(первоначальное название – «Несостоятельный должник»), над которой он работал в 1846-1849 годах и опубликовал в 1850 г. в Жур. «Москвитянин» под названием «Свои люди – сочтёмся!». Николай I запретил ставить на сцене пьесу, свет рампы пьеса увидела только в 1859 г.

Живя в купеческом районе старой Москвы, в Замоскворечье, О. впервые в русской лите-ратуре «открыл» «замоскворецких жителей», за что его и прозвали «Колумбом Замоскво-речья».

Многие названия пьес О. стали пословицами:                                                         «Свои люди – сочтёмся!»

«Не так живи, как хочется»

«Не в свои сани не садись»

«Старый друг лучше новых двух»

«Правда хорошо, а счастье лучше»

«»Без вины виноватые»

«На всякого мудреца довольно простоты» и др.

        Пьеса «Гроза».

Пьеса «Гроза» была написана О. в течение лета и осени 1859 г., в этом же году поставлена на сцене, напечатана в 1860 г. Это период общественного подъёма, когда трещали устои крепостничества. В драме отразился подъём общественного движения, те настроения, ко-торыми жили передовые люди эпохи 50-60-х годов.

Гроза – это не просто величественное явление природы, это напряжённое состояние обще-ства, это ощущение в душах людей.

Композиция:

Экспозиция – картины волжского простора и духоты Калиновских нравов Д I, явл. 1-4)

Завязка – на придирки свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я всё одна, ничего из себя не доказываю». (ДI, явл.5)

Далее идёт развитие конфликта между героями, в природе дважды собирается гроза (Д I явл.9)Катерина признаётся Варваре, что полюбила Бориса – и пророчество старой барыни, отдалённый удар грома. Грозовая туча ползёт, как живая; полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде, и Катерина признаётся в грехе (первая кульминация), падает без чувств. Но гроза так и не обрушилась на город, только предгрозовое напряжение.

Вторая кульминация – Катерина произносит последний монолог, когда прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью: «Друг мой! Радость моя! Прощай! (ДV явл.4)

Развязка – самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона, который, будучи живым, завидует умершей жене: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить да мучиться!..» (Д V явл. 7)

Жанр. О.назвал пьесу драмой, подчёркивая этим широкую распространённость конфликта пьесы, повседневность изображённых в ней событий.

Конфликт – между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности.

Это столкновение определяет основную тему «Грозы», которая влечёт за собой ряд частных тем:

- рассказами Кулигина, словами Кудряша и Бориса, поступками Дикого и Кабанихи О. даёт подробную характеристику материально-правового положения всех слоёв общества той эпохи;

- излагая взгляды и мечты Кулигина, автор знакомит нас с уровнем культрных запросов и состоянием общественных нравов;

- автор с разных сторон воспроизводит общественный и семейно-бытовой уклады купечества и мещанства. Т.о., освещается проблема социальных и семейно-бытовых отношений. Ярко обрисовано положение женщины в мещанско-купеческой среде;

-отображён жизненный фон и проблемы того времени. Герои говорят о важных для своего времени общественных явлениях: о возникновении первых железных дорог, о холерных эпидемиях, о развитии торгово-промышленной деятельности ;

- автор мастерски нарисовал и окружающую природу.

Итак, в «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов» (Гончаров) Предреформенная Россия представлена и социально-экономическим, и культурно-нравственным, и семейно-бытовым обликом.

Герои:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.Укажите род литературы, к которому принадлежит «Гроза» Островского.

2.К какому литературному направлению принадлежит «Гроза» Островского.

3.Назовите жанр пьесы Островского «Гроза».

4.В каком городе происходят изображённые в пьесе события?

5. Назовите реку, на берегу которой любят гулять герои пьесы.

6.Как начинается пьеса «Гроза»?

7.Кто произносит финальную реплику в «Грозе»?

8.Какую социальную среду изображает О. в пьесе «Гроза»?

9.Назовите художественный тип, который стал открытием Островского в пьесе «Гроза» и к которому принадлежат Дикой и Кабаниха.

10.По утверждению критиков, действие пьесы О. «Гроза» достигает наивысшего напряжения в сцене покаяния Катерины в 4 действии. Как называется подобный момент в развитии драматического сюжета?

11.Назовите тип устного развёрнутого высказывания, характерный для драматургии, к которому принадлежит рассказ Кулигина о «жестоких нравах» города Калинова.

12.Первое действие драмы О. «гроза» открывает авторское пояснение: «Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид; на сцене две скамейки и несколько кустов». Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе?

13.Как в литературоведении называют обмен репликами героев драматургического произведения?

14.В своих репликах Дикой употребляет слова: «дурак», «рыло», «елестричество» и др., свидетельствующие   о его невежестве и грубости. Как называется обиходно-бытовая речь, допускающая искажение литературного языка, элементы которой присутствуют в речи Дикого?

15.Дикой в разговоре с Кулигиным упоминает городничего, который не принимает непосредственного участия в пьесе. Как  называется такой персонаж?

16.Характеры и взгляды на жизнь Дикого и Кулигина противоположны. Как в драматургическом произведении называется непримиримое противоречие между героями?

17.Как в драматургии называется отдельно взятая фраза собеседника в сценическом диалоге?

18.В пьесе в речи отдельных персонажей (например, Бориса) встречаются восклицания, имеющие цель привлечь внимание слушателей. Как называются такие восклицания?

19.Какое словосочетание является поэтическим лейтмотивом образа Катерины?

20.Кто из героев пьесы «Гроза»…

        А)…мечтал изобрести вечный двигатель, получить за него миллион  и обеспечить работой бедных людей?

        Б)…утверждал, что есть люди с пёсьими головами, что «огненного змия стали запрягать.. для ради скорости»?

        В)… при упоминании о том, что должен кому-то долг отдать, свирепел и ругался?

        Г)…утверждал, что Литва на нас с неба упала?

        Д)…будучи человеком образованным, беспрекословно подчинялся самодуру?

        Е)…обещает отправить Кулигина к городничему за стихи Державина «Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю»?

        Ё)…довела сына до абсолютного безволия, дочь – до бегства из дома, невестку – до самоубийства?

Ж)…говорил, что возьмёт да и пропьёт свой последний ум, и пусть тогда маменька с ним, с дураком, и мучится?

З)приехал в Калинов из Москвы?

21. Кто о ком сказал:

        А) «Какой хороший человек! Мечтает себе и счастлив».

        Б) «Уж такого-то ругателя, как у нас Савёл Прокофьич, поискать ещё! Ни за что человека оборвёт».

        В) «Пронзительный мужик»

        Г) «А вот  беда-то, когда его обидит такой человек, которого он обругать не посмеет: тут уж домашние держись!»

        Д) «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем»

        Е) «Сокрушила она меня… от неё мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны»

        Ё) «Да, как же, связанный! Он как выедет, так запьёт. Он теперь слушает, а сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей»

        Ж) «Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!»

        З) «Дрожит вся, точно её лихорадка бьёт; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной! Давеча утром плакать принялась, так и рыдает»

22. Кто сказал

        А) «Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и всё наглядеться не могу»

        Б) «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной  , не увидите…»

        в) «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить»

        г) «Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются»

        д) «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»

        е) «Как не ругать! Он без этого дышать не может. Да не спускаю и я: он слово, а я десять; плюнет, да и пойдёт. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану»

        ё) «Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них!.. Ничего-то не знают, никакого порядка… Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять? Уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего»

        ж) «…А уж коли очень мне здесь опостынет, то не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

23. Укажите название и автора критической статьи, посвященной пьесе «Гроза».

24.Почему пьесы А.Н.Островского назвали «пьесами жизни»?

25.Как вы понимаете название пьесы «Гроза»?

26.Почему действие пьесы «Гроза» происходит в провинциальном городе?

27.Что отличает Катерину от обывателей города Калинова?

28.Почему главная героиня пьесы «Гроза» - женщина?

nsportal.ru

Гроза. Анализ. Островский. » Рустьюторс

Анализ  драмы "Гроза" А.Н. островского для тех, кто сдает ЕГЭ по русскому языку и литературе.
Краткое содержание пьесы "Гроза"
Литературный герой Катерина

 
 
 

Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза» (1859)

Метод – реализм.

а)  «Гроза» как произведение 60-х гг. XIX века (см. ниже).

б)  Типические характеры в типических обстоятельствах, социальные типы (смотри пункт «Город Калинов и его обитатели»).

в)  Самобытные черты реализма Островского:

Одним из первых в русской драматургии Островский вводит пейзаж, который выступает не просто фоном, но воплощает естественную стихию, которая противостоит «темному царству» (в начале произведения, сцены на Волге, гибель Катерины).

Островский использует традиции фольклора при создании образа Катерины, Кулигина, Кудряша, а в образах Дикого и Кабанихи прослеживаются некоторые сказочные черты.

Речь персонажей изобилует просторечиями.

Использование символов: гроза – символ разлада в душе Катерины; громоотвод, предлагаемый Кулигиным, – символ просвещения и т. д.

Жанр – драма

Драма характеризуется тем, что в ее основе лежит конфликт, отдельной личности и окружающего общества. Для трагедии же характерно чувство трагической вины, которое преследует главного героя, приводя его к гибели; идея рока, фатума; катарсис (чувство духовного очищения, которое возникает у зрителя, созерцающего гибель главного героя).

«Грозу», несмотря на то, что главная героиня погибает, принято считать драмой, так как в основе произведения лежит конфликт Катерины и «темного царства».

Комедийные традиции у Островского: сатирическое изображение нравов патриархальной купеческой среды.

Город Калинов и его обитатели

1.  «Гроза» как произведение 60-х гг. XIX века

«Гроза» вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в «предгрозовую» эпоху). Историзм «Грозы» заключен в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. В «Грозе» нет идеализации купечества, есть лишь острая сатира, что свидетельствует о том, что Островский во многом преодолел свои славянофильские воззрения.

«Луч света в темном царстве» Добролюбова – пример революционно-демократического истолкования «Грозы». Добролюбов делает акцент на тех сторонах драмы, которые отвечают духу времени, остроте общественной борьбы.

Добролюбов: «...пьесы жизни: борьба, требуемая теориею от драмы, совершается в пьесах Островского не в монологах действующих лиц, а в фактах, господствующих над ними... «Гроза» представляет собою идиллию «темного царства»... «Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского... Взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий... В «Грозе» есть даже что-то освежающее и ободряющее – фон пьесы... характер Катерины... предвещают шаткость и близкий конец самодурства... Русская жизнь и русская сила вызвана художником в «Грозе» на решительное дело».

2.  «Темное царство» и его жертвы.

Новаторство драматурга проявляется в том, что в пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию ее характера уделено основное внимание, а мирок города Калинова и сам конфликт описываются более обобщенно.

Добролюбов: «Их жизнь течет ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат, потому, что не доходят до них; царства могут рушиться, новые страны открываться, лицо земли... изменяться... – обитатели городка Калинова будут себе существовать по-прежнему в полнейшем неведении об остальном мире... Принятые ими понятия и образ жизни – наилучшие в мире, все новое происходит от нечистой силы... находят неловким и даже дерзким настойчиво доискиваться разумных оснований... Сведения, сообщаемые Феклушами, таковы, что не способны внушить большого желания променять свою жизнь на иную... Темная масса, ужасная в своей наивности и искренности».

Странники

«Сами по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали» (бесконечные разговоры о грехах, шести или двенадцати смущающих врагах, о странах, где салтаны землей правят, о людях с песьими головами, о суете в Москве, где «наступают времена последние», об «огненном змие» (машине), о нечистом, о худых и печальных женщинах, о том, что время короче делается за человеческие грехи).

Самодуры

Добролюбов: «Отсутствие всякого закона, всякой логики – вот закон и логика этой жизни... Самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему... Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь... тяжело дышат старые Кабановы, чувствуя, что есть сила выше их, которую они одолеть не могут, к которой и подступить не знают как... Дикие и Кабановы, встречая себе противоречие и не будучи в силах победить его, но желая поставить на своем, прямо объявляют себя против логики, то есть ставят себя дураками перед большинством людей».

Кабанова

Кабанова ханжа, деспот, свою тиранию прикрывает приверженностью старым порядкам. Ее женское самодурство мельче и несноснее мужского. Следствием ее бессилия становится мелкий мирок обрядов, обычаев и тупоумия. Тихон для Кабанихи не мужчина – не самостоятельная единица. Она кстати и некстати напоминает сыну о необходимости уважения к себе, постоянно пилит его, отношение Тихона к Катерине обусловлено боязнью материнского гнева. Катерину Кабаниха ненавидит тупой, неосознанной ненавистью. Кабанихе нельзя угодить, ее мелочная требовательность, настырность и бесконечные претензии Отравляют атмосферу в доме. Семейный деспотизм Кабанихи основан на религиозном ханжестве (Феклуша).

Дикой

Добролюбов: «Ему кажется, что если он признает над собою законы здравого смысла, общего всем людям, то его важность сильно пострадает от этого... Он сознает, что он нелеп... Привычка дурить в нем так сильна, что он подчиняется ей даже вопреки голосу собственного здравого смысла».

Варвара и Кудряш

Внешне противостоят, а внутренне тесно связаны с «темным царством» – пытаются приспособиться, но, не справившись с этой задачей, уходят.

Кулигин

Противостоит невежеству и мракобесию «темного царства». Это носитель идей просвещения, народный тип, в котором сильно здоровое человеческое начало. Однако Кулигин – не борец, а пассивный наблюдатель. Он не может добиться воплощения своих изобретений в жизнь. Хотя Кулигин искренне пытается принести пользу, в условиях «темного царства» его способности не развиваются – напр., он одержим несбыточной идеей изобрести панацею от всех бед – «вечный двигатель». Он не способен на великие свершения, так как зависим от «сильных мира сего».

Тихон

Добролюбов: «Простодушный и пошловатый, совсем не злой, но до крайности бесхарактерный... из множества тех жалких типов, которые обыкновенно называются безвредными, хотя они в общем-то смысле так же вредны * как и сами самодуры, потому, что служат их верными помощниками... в нем никакого сильного чувства, никакого решительного стремления развиться не может».

 Борис

Добролюбов: «Не герой... Он хватил образования и никак не справится ни с старым бытом, ни с сердцем своим, ни с здравым смыслом – ходит точно потерянный... один из тех людей, которые не умеют делать того, что понимают, и не понимают того, что делают». Несмотря на то, что Борис понимает, что наследства ему не видать, он зависит от Дикого и будет впредь состоять при нем. Ключевая фраза к пониманию характера: «Эх, кабы сила!»

  Образ Катерины и средства его создания.

а)  Тип народный, природное начало.

Добролюбов: «Катерина не убила в себе человеческую природу...»

б)  Чутье естественной правды, цельность характера.

Добролюбов: «Русский сильный характер... поражает нас своей противоположностью всяким самодурным началам... Характер... созидающий, любящий, идеальный... Всякий внешний диссонанс она старается сгладить... всякий недостаток покрывает из полноты своих внутренних сил... Она странная, сумасбродная с точки зрения окружающих, но это потому, что она никак не может принять в себя их воззрений и наклонностей».

в)  Стремление к свободе, духовному раскрепощению.

Добролюбов: «Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве... Возмужалое, из глубины всего организма возникающее требование права и простора жизни...»

г)  Противоречивость.

Добролюбов: «В сухой однообразной жизни своей юности, в грубых и суеверных понятиях окружающей среды, она постоянно умела брать то, что соглашалось с ее естественными стремлениями к красоте, гармонии, довольству, счастью... Все идеи, внушенные ей с детства, все принципы окружающей среды восстают против ее естественных стремлений и поступков. Все против Катерины, даже и ее собственные понятия о добре и зле».

д)  Отношение к Борису.

Бориса Катерина полюбила на безлюдье. Причины: потребность любви, оскорбленные чувства жены и женщины, смертельная тоска ее однообразной жизни, желание воли, простора.

Катерина борется сама с собой, но в конечном итоге внутренне оправдывает себя.

Средства создания образа Катерины:

1.  Традиции устного народного творчества.

а)  Мотивы народных песен («Отчего люди не летают так, как птицы?»),

б)  Обращение к «другу милому», без которого не мил белый свет («Друг мой, радость моя»),

в)  Обращение к «буйным ветрам» («Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску»),

г)  Образ «могилушки» («Да что домой, что в могилу...», «В могиле лучше... под деревцом могилушка... как хорошо!»).

2.  Церковно-житийные образы в народном понимании.

а)  Посещение церкви («И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду...»),

б)  Рассказы странниц («У нас полон дом был странниц и богомолок...»),

в)  Сны Катерины («Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса...»).

3.  Речевая характеристика.

Просторечные выражения («Чтоб не видеть мне ни отца, ни матери...», «Кто-то ласково говорит со мной, точно голубь воркует...»). 

1. Жанровое своеобразие «Грозы».

2. Особенности конфликта в драме.

3. Система персонажей драмы.

4. Символика названия.

Ни одна пьеса Островского не вызывала столько споров, сколько написанная накануне великой реформы «Гроза». И спорили даже не о пьесе – о главной героине. Кто она – «луч света в темном царстве», по знаменитому определению Добролюбова, или «зачумленная личность», зараженная «до мозга костей всеми нелепостями понятий, господствующих в обществе самодуров», по словам Писарева; «народный характер», который «сосредоточенно решителен, неуклонно верен чутью естественной правды, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен, в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны» (Добролюбов), или истеричка, которая «на каждом шагу путает и свою собственную жизнь, и жизнь других людей... разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством, да еще таким самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой» (Писарев). Непредвзятый читатель Островского видит, что оба объяснения лишены полноты, лишены той сложности в понимании и характера героини, и мира, в котором она живет, и конфликта – «грозы», над ней разразившейся, которая есть в пьесе Островского.

Важнейшая часть любого драматического произведения – место действия, и оно у Островского строится на противоречии. С одной стороны, Калинов – старинный купеческий городок, в котором неподвижность и неизменность существования подчиняется веками существующим законам патриархальной жизни. Дом Кабановых – концентрация этого. «Ну, теперь тишина у нас в доме воцарится. Ах, какая скука!» – скажет Катерина. Но не зря Островский в этой пьесе впервые вывел действие из помещения на природный ландшафт: высокий берег Волги, частые грозы – знаки природной свободы – не просто элемент декорации, они активно участвуют в действии. На берегу Волги Катерина произнесет в первом действии свое знаменитое: «Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь». И ее самоубийство – тоже полет, освобождение от земной тяжести. Калинов замкнут в себе, изолирован от внешней жизни, но она, эта жизнь, не то что вторгается в его пределы, но как будто стучится в дверь, напоминает о себе рассказами «дорожного человека» – странницы Феклуши, которая повествует о «последних временах», когда извратился привычный порядок вещей и само время «стало в умаление приходить»: «шум, беготня, езда беспрестанная», «гульбища да игрища», «огненного змия стали запрягать». От этой жизни у Калинова нет настоящей защиты, и на жалобные Феклушины слова: «Нам-то бы только не дожить до этого» – Кабаниха отвечает коротко и весомо: «Может, и доживем».

Проблема жанра для любой пьесы не просто научный вопрос, понимание жанра определяет и характер героя и особенности конфликта. Добролюбов исходит из понимания «Грозы» как социально-бытовой драмы. Для него конфликт пьесы – резкое противостояние двух миров: самодуров и их жертв. И исключительность Катерины в том, что рядом с другими – с полностью покорными Тихоном и Борисом, с приспособившимися к калиновской жизни Варварой и Кудряшом – она единственная последовательна и решительна в своем неприятии насилия. Дело обстоит не так просто. Начать с лагеря «самодуров». Понятие «самодурства» у Островского, отмечает современный исследователь, – не порядок патриархального мира, а разгул своеволия властного человека, тоже по-своему нарушающего порядок и ритуал. Это определение полностью подходит к Савелу Дикому, «безобразному» в своей эмоциональной неуемности, но не к Марфе Игнатьевне Кабановой, рассудительной хранительнице устоев патриархальной жизни. Добролюбов же понимает самодурство расширительно – как весь уклад русской жизни. Но несмотря на контрастность характеров, Кабаниха и Дикой («говорящее» сочетание имен!) составляют пару в системе персонажей. «Парность» – свойство характерное для «Грозы», и создается она разными способами: на основе сходства – Тихон и Борис, Варвара и Кудряш; при различии характеров сходство положений – Кабаниха и Дикой; на основе противоположности – Феклуша и Кулигин (оба не участвуют непосредственно в сюжете, а выполняют функцию резонеров, обосновывая либо правоту (Феклуша), либо неправедность (Кулигин) калиновской жизни.

Особенность положения Катерины в системе персонажей в том, что для нее не находится пары. Она любит Бориса, жалеет Тихона, любит, как сестру, Варвару, и они отвечают ей тем же, но притом она совершенно одинока. Ее не понимает никто из них. Ни с кем она не соразмерна. Что же в ней особенного, в этой купеческой жене, о которой столько спорила русская критика и до сегодняшнего дня продолжает спорить русский театр? Для того чтобы понять это, надо вернуться немного назад, к изображению Островским мира. Этот мир, как уже говорилось, соединяет в себе два противоположных начала: иерархически устроенного (отношения старших и младших), основанного на жесткой системе правил и ритуалов патриархального общественного уклада и природного начала, с его свободой и стихийной непредсказуемостью. Но и в человеке воплощены те же два начала: нравственный закон, выраженный в системе общественных (человеческих) и религиозных (божественных) правил и запретов, и природное начало – сила свободной страсти. Присутствие этих начал в человеке и определяют личность. Тихон и Борис, персонажи, которые в сюжете и конфликте любой другой драмы или комедии были бы антагонистами (муж и любовник), здесь объединены своей предельной слабостью: закону они следуют не по свободному выбору, а подчиняясь силе (Тихон – силе матери, Борис–дяди), нарушение закона (у Тихона – загул, у Бориса – любовные встречи с Катериной) всегда временное, калиновская жизнь возвращает их в прежнее русло; и природное начало не определяет их жизни, они ничем не способны пожертвовать для любви. Варвара и Кудряш вполне наделены природной свободой, но начало нравственное подавлено в них полностью, они способны успешно приспособиться к любым условиям жизни. С Катериной все по-другому. Она максимально наделена и природно и духовно. На слова Варвары: «... у тебя сердце-то ... не уходилось еще» – она отвечает: «И никогда не уходится... Такая уж я зародилась, горячая!» Жизнь «горячего сердца» – и одновременно максимализм в сознании нравственного долга, который для нее может принять единственно возможную форму религиозного закона. И она принимает его свободно, как свой личный закон. Нарушение его, незаконная, «грешная» любовь, осознается ею как разрушение всего мира.

Исключительная наделенность духовными и природными дарами – свойство героя трагедии. И конфликт между этими сторонами его души– трагический конфликт, он не может найти разрешения и выхода. Катерина гибнет не потому, что свекровь ее жестка, муж слаб, не потому, что ее запирают, а Борис не решается ее увезти, – она гибнет потому, что «уж все равно., душу свою погубила». В кульминационной сцене грозы покаяние для Катерины отнюдь не искупление вины, а только проявление ее неспособности лгать. Она не может изменить своему «горячему сердцу» и не может изменить нравственному закону. Исходом может стать только смерть.

В системе персонажей Катерина соотносима только с Кабанихой: обе максималистки, обе не способны к компромиссу. Но если Кабаниха – блюститель окостеневшей и неживой формы и ритуала, то Катерина воплощает сердце и поэзию этого мира. Противоположность их и в том, что Кабаниха чувствует вполне по-старому, но ясно видит, что мир ее гибнет, Катерина же чувствует по-новому, но не понимает, что старый мир исчерпан и обречен.

Поэтичность «Грозы» связана не только с образом Катерины, с ее свободными «мечтаниями» и светлыми и страшными видениями, но и с высокой насыщенностью пьесы символикой. Она проявляется и в образе сумасшедшей барыни – символе иррациональных сил, действующих в мире, и в «райских» видениях Катерины – символе идеальной красоты и гармонии, к которой стремится ее душа, и в некоторых деталях, таких как громоотвод Кулигина – символе активного вмешательства в жизнь. Главный символ – название трагедии. Оно многосложно: гроза – реальность, о ней часто говорят, Кулигин предлагает сделать громоотвод; гроза «участвует» в действии – признание Катерины вызвано ужасом перед ней, гроза здесь как обнаружение греха; гроза – катастрофа, и в этом смысле она оказывается моделью конфликта; но гроза и очищение, необходимое обновление жизни, к которому призывает трагедия.

rustutors.ru

Все для подготовке к ЕГЭ по драме Островского "Гроза"

  • Главная
  • Изложения
  • Форум
  • 460 сочинений для ЕГЭ
    • Выпускное 2018
      • Общие материалы
      • Человек и общество
      • Смелость и трусость
      • Верность и измена
      • Цели и средства
      • Равнодушие и отзывчивость
    • Выпускное 2017
      • Общие материалы
      • Дружба и вражда
      • Победа и поражение
      • Разум и чувства
      • Опыт и ошибки
      • Честь и бесчестье
    • Выпускное 2016
      • Время
      • Путь
      • Дом
      • Любовь
      • Год литературы в России
    • Выпускное 2015
      • «Недаром помнит вся Россия…»
      • Вопросы, заданные человечеству войной
      • Человек и природа в отечественной и мировой литературе
      • Спор поколений: вместе и врозь
      • Чем люди живы?
    • Нравственная проблематика
    • Отцы и дети. Проблемы молодежи
    • Любовь к Родине, женщине. Ревность
    • О культуре, искусстве, науке…
    • О природе, животных
    • О войне
  • Для учеников
    • ЕГЭ по русскому языку
      • ЕГЭ 2019
      • ЕГЭ 2019. Задание 25
      • Демоверсия
      • Тесты 2017
      • Консультации
      • Устное собеседование 2019
    • ЕГЭ по литературе
      • Демоверсия
      • Тесты
      • Консультации
      • Выполнение заданий части В
      • Выполнение заданий части С (сочинения)
      • Традиционные сочинения
    • ОГЭ (для 9 классов)
      • Уроки ГИА
      • Демоверсия
      • Консультации
      • Сочинения, ГИА
      • Выполнение заданий части А
      • Выполнение заданий части В
      • Выполнение заданий части С
        • Сочинения на морально-этическую тему
        • Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2011г.)
        • Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2012г.)
        • Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2013г.)
        • Презентация: Советы по написанию сочинения
        • C2 - 2013. Презентации
      • 15.2 - сочинение 2018
      • 15.3 - сочинение 2018
      • 15.2 - сочинение 2017
      • 15.3 - сочинение 2017
      • Сочинения 2016 года
        • Сочинения 2016 года (15.2)
        • Сочинения 2016 года (15.3)
      • УСТНЫЙ ЭКЗАМЕН (ОГЭ)
    • ОГЭ по литературе
    • ОГЭ 2020 года
  • 700 cочинений ОГЭ
    • Сочинение 2017 года
      • Сочинение 15.2 (2017)
      • Сочинение 15.3 (2017)
    • Сочинения 2016 года
      • сочинение 15.2 (2016)
      • Сочинение 15.3 (2016)
    • Сочинения 2015 года
      • задание 15.1
      • задание 15.2
        • По текстам банка заданий
        • Сочинения о войне (15.2)
      • задание 15.3
        • По текстам банка заданий
        • Сочинения о войне (15.3)

www.xn----7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai

Тестовая работа по литературе в формате ЕГЭ. А. Н. Островский, 10 класс

Александр Николаевич Островский (1823-1886)

Островский всё своё время отдавал драматургии и Малому театру. Из 63 лет жизни 40 лет посвятил театру. За эти годы написал 47 оригинальных пьес, которые сейчас считаются мировой классикой. 7 пьес он написал в соавторстве с другими драматургами, 22 пьесы перевёл с иностранных языков. Он создал 728 действующих лиц, которые имеют имя.

- О. (Островский) обладал глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные её стороны.

- О.изобразил все слои русского общества, дал реалистическую картину русской жизни 40-80 годов 19 века, а в исторических пьесах показал далёкое прошлое

- Поведение действующих лиц определяется их общественным и семейным положением, каждые обладает своими индивидуальными чертами

- Социально-острая и психологическая драма О. явилась большим завоеванием в истории театра

- Особое внимание к любовной коллизии, т.к., с точки зрения О., через изображение любви можно оценить состояние современного общества

- Создал галерею женских образов, героинь с богатым внутренним миром.

Добролюбов назвал пьесы О. «пьесами жизни».

Литературную известность 23-летнему О. приносит комедия «Банкрут»(первоначальное название – «Несостоятельный должник»), над которой он работал в 1846-1849 годах и опубликовал в 1850 г. в Жур. «Москвитянин» под названием «Свои люди – сочтёмся!». Николай I запретил ставить на сцене пьесу, свет рампы пьеса увидела только в 1859 г.

Живя в купеческом районе старой Москвы, в Замоскворечье, О. впервые в русской лите-ратуре «открыл» «замоскворецких жителей», за что его и прозвали «Колумбом Замоскво-речья».

Многие названия пьес О. стали пословицами: «Свои люди – сочтёмся!»

«Не так живи, как хочется»

«Не в свои сани не садись»

«Старый друг лучше новых двух»

«Правда хорошо, а счастье лучше»

«»Без вины виноватые»

«На всякого мудреца довольно простоты» и др.

Пьеса «Гроза».

Пьеса «Гроза» была написана О. в течение лета и осени 1859 г., в этом же году поставлена на сцене, напечатана в 1860 г. Это период общественного подъёма, когда трещали устои крепостничества. В драме отразился подъём общественного движения, те настроения, ко-торыми жили передовые люди эпохи 50-60-х годов.

Гроза – это не просто величественное явление природы, это напряжённое состояние обще-ства, это ощущение в душах людей.

Композиция:

Экспозиция – картины волжского простора и духоты Калиновских нравов Д I, явл. 1-4)

Завязка – на придирки свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я всё одна, ничего из себя не доказываю». (ДI, явл.5)

Далее идёт развитие конфликта между героями, в природе дважды собирается гроза (Д I явл.9)Катерина признаётся Варваре, что полюбила Бориса – и пророчество старой барыни, отдалённый удар грома. Грозовая туча ползёт, как живая; полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде, и Катерина признаётся в грехе (первая кульминация), падает без чувств. Но гроза так и не обрушилась на город, только предгрозовое напряжение.

Вторая кульминация – Катерина произносит последний монолог, когда прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью: «Друг мой! Радость моя! Прощай! (ДV явл.4)

Развязка – самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона, который, будучи живым, завидует умершей жене: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить да мучиться!..» (Д V явл. 7)

Жанр. О.назвал пьесу драмой, подчёркивая этим широкую распространённость конфликта пьесы, повседневность изображённых в ней событий.

Конфликт – между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности.

Это столкновение определяет основную тему «Грозы», которая влечёт за собой ряд частных тем:

- рассказами Кулигина, словами Кудряша и Бориса, поступками Дикого и Кабанихи О. даёт подробную характеристику материально-правового положения всех слоёв общества той эпохи;

- излагая взгляды и мечты Кулигина, автор знакомит нас с уровнем культрных запросов и состоянием общественных нравов;

- автор с разных сторон воспроизводит общественный и семейно-бытовой уклады купечества и мещанства. Т.о., освещается проблема социальных и семейно-бытовых отношений. Ярко обрисовано положение женщины в мещанско-купеческой среде;

-отображён жизненный фон и проблемы того времени. Герои говорят о важных для своего времени общественных явлениях: о возникновении первых железных дорог, о холерных эпидемиях, о развитии торгово-промышленной деятельности ;

- автор мастерски нарисовал и окружающую природу.

Итак, в «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов» (Гончаров) Предреформенная Россия представлена и социально-экономическим, и культурно-нравственным, и семейно-бытовым обликом.

Герои:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.Укажите род литературы, к которому принадлежит «Гроза» Островского.

2.К какому литературному направлению принадлежит «Гроза» Островского.

3.Назовите жанр пьесы Островского «Гроза».

4.В каком городе происходят изображённые в пьесе события?

5. Назовите реку, на берегу которой любят гулять герои пьесы.

6.Как начинается пьеса «Гроза»?

7.Кто произносит финальную реплику в «Грозе»?

8.Какую социальную среду изображает О. в пьесе «Гроза»?

9.Назовите художественный тип, который стал открытием Островского в пьесе «Гроза» и к которому принадлежат Дикой и Кабаниха.

10.По утверждению критиков, действие пьесы О. «Гроза» достигает наивысшего напряжения в сцене покаяния Катерины в 4 действии. Как называется подобный момент в развитии драматического сюжета?

11.Назовите тип устного развёрнутого высказывания, характерный для драматургии, к которому принадлежит рассказ Кулигина о «жестоких нравах» города Калинова.

12.Первое действие драмы О. «гроза» открывает авторское пояснение: «Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид; на сцене две скамейки и несколько кустов». Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе?

13.Как в литературоведении называют обмен репликами героев драматургического произведения?

14.В своих репликах Дикой употребляет слова: «дурак», «рыло», «елестричество» и др., свидетельствующие о его невежестве и грубости. Как называется обиходно-бытовая речь, допускающая искажение литературного языка, элементы которой присутствуют в речи Дикого?

15.Дикой в разговоре с Кулигиным упоминает городничего, который не принимает непосредственного участия в пьесе. Как называется такой персонаж?

16.Характеры и взгляды на жизнь Дикого и Кулигина противоположны. Как в драматургическом произведении называется непримиримое противоречие между героями?

17.Как в драматургии называется отдельно взятая фраза собеседника в сценическом диалоге?

18.В пьесе в речи отдельных персонажей (например, Бориса) встречаются восклицания, имеющие цель привлечь внимание слушателей. Как называются такие восклицания?

19.Какое словосочетание является поэтическим лейтмотивом образа Катерины?

20.Кто из героев пьесы «Гроза»…

А)…мечтал изобрести вечный двигатель, получить за него миллион и обеспечить работой бедных людей?

Б)…утверждал, что есть люди с пёсьими головами, что «огненного змия стали запрягать.. для ради скорости»?

В)… при упоминании о том, что должен кому-то долг отдать, свирепел и ругался?

Г)…утверждал, что Литва на нас с неба упала?

Д)…будучи человеком образованным, беспрекословно подчинялся самодуру?

Е)…обещает отправить Кулигина к городничему за стихи Державина «Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю»?

Ё)…довела сына до абсолютного безволия, дочь – до бегства из дома, невестку – до самоубийства?

Ж)…говорил, что возьмёт да и пропьёт свой последний ум, и пусть тогда маменька с ним, с дураком, и мучится?

З)приехал в Калинов из Москвы?

21. Кто о ком сказал:

А) «Какой хороший человек! Мечтает себе и счастлив».

Б) «Уж такого-то ругателя, как у нас Савёл Прокофьич, поискать ещё! Ни за что человека оборвёт».

В) «Пронзительный мужик»

Г) «А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он обругать не посмеет: тут уж домашние держись!»

Д) «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем»

Е) «Сокрушила она меня… от неё мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны»

Ё) «Да, как же, связанный! Он как выедет, так запьёт. Он теперь слушает, а сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей»

Ж) «Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!»

З) «Дрожит вся, точно её лихорадка бьёт; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной! Давеча утром плакать принялась, так и рыдает»

22. Кто сказал

А) «Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и всё наглядеться не могу»

Б) «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной , не увидите…»

в) «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить»

г) «Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются»

д) «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»

е) «Как не ругать! Он без этого дышать не может. Да не спускаю и я: он слово, а я десять; плюнет, да и пойдёт. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану»

ё) «Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них!.. Ничего-то не знают, никакого порядка… Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять? Уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего»

ж) «…А уж коли очень мне здесь опостынет, то не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

23. Укажите название и автора критической статьи, посвященной пьесе «Гроза».

24.Почему пьесы А.Н.Островского назвали «пьесами жизни»?

25.Как вы понимаете название пьесы «Гроза»?

26.Почему действие пьесы «Гроза» происходит в провинциальном городе?

27.Что отличает Катерину от обывателей города Калинова?

28.Почему главная героиня пьесы «Гроза» - женщина?

infourok.ru

КИМ ЕГЭ "Гроза" - А.Н. Островский - Литература - Каталог статей

Общественный сад на высоком берегу ________; за __________ сельский вид.

На сцене две скамейки и несколько кустов.

Явление первое

Кулигин сидит на скамье и смотрит за реку. Кудряш и Шапкин прогуливаются.

Кулигин (поет). «Среди долины ровныя, на гладкой высоте...» (Перестает петь.) Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за ________и все наглядеться не могу.

Кудряш. А что?

Кулигин. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется.

Кудряш. Нешто!

Кулигин. Восторг! А ты: «нешто!» Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита.

Кудряш. Ну, да ведь с тобой что толковать! Ты у нас антик, химик!

Кулигин. Механик, самоучка-механик.

Кудряш. Все одно.

Молчание

Кулигин (показывая в сторону). Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает?

Кудряш. Это? Это Дикой племянника ругает.

Кулигин. Нашел место!

Кудряш. Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит.

Шапкин. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет.

Кудряш. Пронзительный мужик!

Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.

Кудряш. Ну, да та хоть по крайности все под видом благочестия, а этот как с цепи сорвался!

Шапкин. Унять-то ею некому, вот он и воюет!

Кудряш. Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили.

Шапкин. А что бы вы сделали?

Кудряш. Постращали бы хорошенько.

Шапкин. Как это?

Кудряш. Вчетвером этак, впятером в переулке где-нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он бы шелковый сделался. А про нашу науку-то и не пикнул бы никому, только бы ходил да оглядывался.

Шапкин. Недаром он хотел тебя в солдаты-то отдать.

Кудряш. Хотел, да не отдал, так это все одно что ничего. Не отдаст он меня: он чует носом-то своим, что я свою голову дешево не продам. Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею.

Шапкин. Ой ли!

Кудряш. Что тут: ой ли! Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.

Шапкин. Уж будто он тебя и не ругает?

Кудряш. Как не ругать! Он без этого дышать не может. Да не спускаю и я: он — слово, а я — десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану.

Кулигин. С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть. <…>

Явление второе

Те же, Дикой и Борис.

Дикой. Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!

Борис. Праздник; что дома-то делать!

Дикой. Найдешь дело, как захочешь. Раз тебе сказал, два тебе сказал: «Не смей мне навстречу попадаться»; тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни поди, тут ты и есть! Тьфу ты, проклятый! Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?

Борис. Я и слушаю, что ж мне делать еще!

Дикой (посмотрев на Бориса). Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом. (Уходя.) Вот навязался! (Плюет и уходит.)

Александр Островский «Гроза»

 

1.К какому из трех родов литературы относится пьеса «Гроза» (ответ запишите в именительном падеже)?

 

Ответ: ______________________________________________

 

2.Какое название реки пропущено в тексте (в именительном падеже)?

 

Ответ: ______________________________________________

 

3.За Диким, Кабанихой (и другими героями их типа) закрепилось слово, выведенное на сцену Островским и сделавшееся после его пьес общеупотребительным. Им обычно обозначают «властного человека, который руководствуется во взаимоотношениях с людьми личным произволом». Один из героев Островского протолковал это слово так: «это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он всё свое. Топнет ногой, скажет: кто я? Тут уж все домашние ему в ноги должны, так и лежат, а то беда...» Запишите это слово.

 

Ответ: ________________________________________________

 

4.Как называют острое столкновение, противостояние характеров и обстоятельств, положенное в основу сценического действия (начало такого противостояния мы видим в приведенном фрагменте)?

 

Ответ: _________________________________________________

 

 

5.Как называется речевое общение двух или более лиц, построенное на чередовании их высказываний в разговоре?

 

Ответ: _________________________________________________

 

6.Как называется небольшое высказывание персонажа, фраза, которую он произносит в ответ на слова другого персонажа?

 

Ответ: __________________________________________________

 

7.В приведенном фрагменте есть авторские пояснения к тексту пьесы и высказываниям героев, набранные курсивом. Каким термином их обозначают?

 

Ответ: ______________________________________________

 

8.Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами.

 

ПЕРСОНАЖИ

 

ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

 

А) Дикой

Б) Борис

В) Кулигин

 

 

1) уезжает в Сибирь

2) вытаскивает Катерину из воды

3) высылает племянника из Калинова

4) бросает упрек матери

 

Ответ:

               

 

 

9.Представителем какого сословия, изображенного Островским, является Дикой.

Ответ: _________________________________________________

 

10.Как автор обозначил жанр пьесы «Гроза»?

Ответ: ____________________________________________

 

11.Запишите название города, в котором происходит действие пьесы.

 

Ответ: ____________________________________________

 

12.Дикой упоминает городничего, который не принимает непосредственного участия в пьесе. Как называется такой персонаж?

 

Ответ: _____________________________________________

 

13.Какое устройство предлагает установить на бульваре механик-самоучка Кулигин в первой части фрагмента?

Ответ: __________________________________________

 

14.Какое прозвище дали обитатели Калинова Марфе Игнатьевне Кабановой?

 

Ответ: _______________________________________________

 

15.Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами.

 

ПЕРСОНАЖИ

 

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

 

А) Дикой

Б) Борис

В) Кулигин

 

 

1) незлобивость и покорность

2) грубость, своеволие, невежество

3) ханжество и притворная религиозность

4) любовь к знанию и умение видеть красоту

 

Ответ:

               

 

 

16.Гроза в пьесе — это иносказательный образ, имеющий множество значений и обладающий особой смысловой ёмкостью. Как называется такой образ в литературоведении?

 

Ответ: ________________________________________________

 

17.Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами.

 

ПЕРСОНАЖИ

 

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

 

А) Кабанова

Б) Тихон Кабанов

В) Катерина

 

 

1) покорность и отсутствие воли

2) горячность и неумение скрывать правду

3) любовь к просвещению и стремление к поиску истины

4) грубость, невежество, притворная религиозность

 

Ответ:

               

 

 

С1.Какова роль Кулигина в приведенном фрагменте и пьесе в целом?

 

С2.В каких произведениях русской литературы встречаются мотивы рабства, покорности, терпения, грубой силы (на выбор) и как эти произведения перекликаются с пьесой А.Н.Островского?

banakhevich.ucoz.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *