Биология ткани человека таблица 8 класс – План-конспект урока по биологии (8 класс) на тему: Конспект урока биологии в 8 классе по теме: «Ткани. Лр№1 Изучение микроскопического строения тканей» | скачать бесплатно

«Ткани человека» 8 класс

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд
Описание слайда:

Чирикова Ольга Алексеевна

2 слайдОписание слайда:3 слайдОписание слайда:

ПОКРОВНЫЙ ЭПИТЕЛИЙ ЖЕЛЕЗИСТЫЙ ЭПИТЕЛИЙ ХАРАКТЕРИСТИКА Образуется в онтогенезе раньше всех из всех зародышевых листков. Хорошо регенерирует. Лишена кровеносных сосудов. Клетки плотно прилегают друг к другу. Мало межклеточного вещества. Может состоять из нескольких слоёв клеток. ФУНКЦИИ защита (кожа) всасывание (кишечник) секреция (железы) избирательный транспорт (почки, сосуды) ткани

4 слайдОписание слайда:

цилиндрический эпителий кожа мерцательный эпителий внутренняя поверхность цилиндрический эпителий кубическийй эпителий нефрон бронхи многослойный плоский эпителий канальцы почки кишечник многослойный чешуйчатый эпителий слизистая оболочка полости рта ткани назад

5 слайдОписание слайда:

ЖЕЛЕЗЫ ВНЕШНЕЙ СЕКРЕЦИИ ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ Секрет – не гормоны. Выделяется через протоки наружу или в полости тела. Секрет –гормоны. Выделяется в кровь ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА ЭКЗОКРИННАЯ часть – вырабаты-ваются пищева-рительные фер-менты ЭНДОКРИННАЯ часть – вырабаты-ваются гормоны протоки кровеносные сосуды ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА (микроскопическое строение) капилляры кровеносной системы клетки вырабатывающие гормоны клетки вырабатываю-щие ферменты эпителий пузырьков вырабатывает гормоны клетки гипофиза вырабатывающие гормоны кровеносные сосуды строение желёз внешней секреции ткани назад

6 слайдОписание слайда:

ХАРАКТЕРИСТИКА Образуется в онтогенезе из мезодермы. Клетки не прилегают друг к другу. Много межклеточного вещества. Большое разнообразие клеток. ФУНКЦИИ: опорная (кости, хрящи) обмен веществ (кровь, лимфа, жировая) защитная (лимфоидная ткань, кровь) клетки коллаген межклеточное вещество эластин коллаген клетки клетки (остеобласты) межклеточное вещество межклеточное вещество канал межклеточное вещество клетки КОСТНАЯ ТКАНЬ ЖИРОВАЯ ТКАНЬ ХРЯЩЕВАЯ ТКАНЬ КРОВЬ ЛИМФА коричневый жир белый жир ткани

7 слайдОписание слайда:

ХАРАКТЕРИСТИКА Образуется в онтогенезе из мезодермы. Поперечно-полосатые скелетные: Многоядерные волокна. Длина около 10 см. Поперечно исчерчены (миозин и актин). Сердечные мышцы: Одноядерные клетки. Способны к автоматичес-ким сокращениям. Волокна переплетены в пучки (соеденины мости-ками). Гладкие мышцы: Клетки узкие, веретено-видные. Одноядерные. Входит в состав внутрен-них органов. Медленные длительные сокращения. Результат их работы – сокращение просветов органов. ФУНКЦИИ: возбуждение сокращение ПОПЕРЕЧНО-ПОЛОСАТАЯ СКЕЛЕТНАЯ диаметр – до 100 мкм длина – до 40 мм ПОПЕРЕЧНО-ПОЛОСАТАЯ СЕРДЕЧНАЯ диаметр – до 20 мкм длина – до 80 мкм ГЛАДКАЯ диаметр – до 8 мкм длина – до 200 мкм ткани

8 слайдОписание слайда:

ХАРАКТЕРИСТИКА Образуется в онтогенезе раньше всех из всех зародышевых листков. Хорошо регенерирует. Лишена кровеносных сосудов. Клетки плотно прилегают друг к другу. Мало межклеточного вещества. Может состоять из нескольких слоёв клеток. ФУНКЦИИ: возбуждение проведение нервного импульса 1. Эпендима 2. Нейрон 3. Аксон 4. Шванновская клетка 5. Астроцит 6. Миелин 7. Микроглия 8. Капилляр НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ НЕРВНОГО ИМПУЛЬСА КЛЕТКИ НЕРВНОЙ ТКАНИ клетки-спутники (нейроглия) нейрон ткани

9 слайд
Описание слайда:

ТКАНИ (что нужно знать) Типы тканей. Особенность строения каждой ткани. Функции каждой ткани. В каких органах находятся.

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-073450

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий
Почему учителям и воспитателям следует проходить курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в учебном центре «Инфоурок» ?• Огромный каталог:  677 курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации;• Очень низкая цена, при этом доступна оплата обучения в рассрочку – первый взнос всего 10%, оставшуюся часть необходимо оплатить до конца обучения;

• Курсы проходят полностью в дистанционном режиме (форма обучения в документах не указывается);

• Возможность оплаты курса за счёт Вашей организации.

• Дипломы и Удостоверения от проекта «Инфоурок» соответствуют всем установленным законодательству РФ требованиям. (Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года).

infourok.ru

рабочий лист биология 8 класс

Рабочий лист. Биология 8 класс.

I Задание№1 Упорядочите: клетка, орган, молекула, органоид, ткань, организм, система органов.

Тема урока Ткани. Типы тканей и их свойства.

№1 Рассмотрите рисунок и дайте определение термину ткань.

№2 какие вопросы вы бы хотели задать?

  1. Что такое ткань?

  2. Какие виды тканей бывают?

  3. Какие функции выполняет каждый тип тканей?

  4. Как отличить один тип ткани от другого?

II №3 заполните таблицу в тетради.

Группа тканей

Виды тканей

Строение ткани

местонахождение

функции

Покровные(эпителий)

Плоский

Железистый

мерцательный

соединительная

Хрящевая

Костная

Кровь и лимфа

мышечная

Гладкая

Поперечнополосатая

сердечная

нервная

—————————

III 1. Можно ли назвать тканью любую группу клеток?

  1. Соотнесите ткани, особенности строения тканей и функции.

I. Ткани:

1) Эпителиальная;
2) Соединительная;
3) Мышечная.

II. Особенности строения:

А) Имеются три разновидности ткани, основная особенность которых способность сокращаться.
Б) Клетки лежат рыхло: межклеточное вещество развито хорошо.
В) Клетки лежат плотно друг к другу в один или в несколько рядов, способны к быстрой регенирации.

III. Функции тканей.

а) Двигательная.
б) Защитная, секреторная.
в) Опора, защита, транспортная.

  1. Какими свойствами обладает нервная ткань? Расскажите, что изображено под цифрами 1-5

  1. Известно, что грудную и брюшную полость разделяет диафрагма, участвующая в дыхании. Из гладких или поперечнополосатых мышц она состоит?

  2. Попробуйте определить какой вид ткани изображен под номерами 1-9. По каким признакам вы это определили.

www.metod-kopilka.ru

Конспект урока+Презентация по биологии на тему «Ткани» (8класс)

Урок –исследование.

Тема: ткани.

Цель урока: исследовать ткани организма человека

Задачи:

  1. Определить тему урока

  2. Найти отличия и сходство между группами тканей

2.Выполнить лабораторную работу «Клетки и ткани под микроскопом» Выявить особенности строения соединительной, эпителиальной, мышечной, нервной тканей.

Планируемые достижения:

Предметные:

Знания:

представления о четырёх видах тканей организма человека

Умения:

отличать между собой разные виды тканей организма человека

уметь составлять описание ткани

определять какой тканью образован орган

Личностные:

характеризовать значимость каждой ткани для организма человека

развивать умения строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы

Метапредметные :

работать с разными источниками знаний для получения информации

преобразовывать информацию из одной формы в другую

аргументировать свою точку зрения

Ход урока :

  1. Орг. момент.

  2. Самостоятельное определение темы урока, цели, задач

  3. Актуализация знаний

Для определения темы урока детям предложен слайд 1.

Что изображено на рисунке, где отсутствует название? Вспомним ткани, которые есть в организме растений. Что такое ткань? Слайд 2.

???

клетка орган организм

Ткани растений

Приводятся примеры тканей растений, особенности строения и их расположенния.

Слайд 4. Что изображено на рисунке? Можете ли вы сформулировать тему урока?

?????

Клетка орган система организм

органов

Ученики: ткани организма человека.

Учитель: какие вопросы мы будем рассматривать?

Ученики делают предположения: какие есть ткани у человека, особенности строения, где расположены.

Учитель: слайд5.

4. Изучение нового материала. Исследование

Наука о тканях — гистология

Дети работают в 4-х группах. Каждая группа получает рисунки с изображение тканей. Рассмотрев и обсудив изображённые объекты, ученики делают выводы на основе рисунков, почему эти ткани относятся к одному типу?

Слайд 6,7,8,9

По каким признакам микропрепараты объединены в одну группу?

1.

1-я группа. Клетки расположены друг от друга на расстоянии. Между ними – межклеточное пространство, заполненное межклеточной жидкостью.

2-я группа. Клетки плотно прилегают друг к другу. Межклеточное вещество практически отсутствует. Плотно прилегая друг к другу , клетки образуют стенку трубочки.

3-я группа. Клетки вытянуты. На втором препарате клетки веретеновидной формы. На двух микропрепаратах имеется поперечная исчерченность. Клетки третьего препарата соединяются между собой.

4-я группа. Клетки имеют звёздчатую форму, есть отростки, клетки соединяются между собой благодаря отросткам.

Каждая группа после обсуждения выбирает представителя, который даёт пояснения. Дети задают вопросы, уточняют.

Даётся взаимооценка при сравнении ответа с образцом на слайде

После обсуждения дети приступают к выполнению лабораторной работы.

Слайд 9.

5.Закрепление. Исследование

Выполнение лабораторной работы «Клетки и ткани под микроскопом»

  • Привести в рабочее состояние микроскоп.

  • Рассмотреть препарат сначала при малом, затем при большом увеличении.

  • Определить тип ткани, пользуясь рисунками учебника 7,8,9,10.

  • Заполнить таблицу на основе выполненной работы

Порядок описания препарата

Результаты наблюдений

1.Название препарата

однослойный эпителий почечных канальцев

гиалиновый хрящ

скелетные мышцы

клетки головного мозга

2.Тип ткани

3.Местонахождение ткани

4.Тип клеток

5.Расположение клеток

6.Вид клеток и ядра

7.Наличие межклеточного вещества

8.Рисунок ткани

6.Контроль

Проверка усвоения знаний. Заполнение таблицы.

название органа

название ткани

1.стенки желудка

2.кожа

3.потовые железы

4.кость

5.кровь

6.головной мозг

7.печень

8.скелетные мышцы

9.ногти

10.подкожный жир

7. Рефлексия

Какие этапы урока показались особенно интересными?

Какие этапы урока показались особенно трудными?

Какие этапы урока показались особеннозанимательными?

Общие ощущения?

8. Домашнее задание §4, вопрос

Приложение1 (для работы в группах)

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

infourok.ru

Урок-лаборатория по биологии в 8 классе «Ткани человека»

Муниципальная образовательная организация

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Урок-лаборатория в 8 классе

«Ткани человека»

Подготовила учитель биологии 1 категории

Павлова Татьяна Николаевна

Омская область, г.Исилькуль 2013

Цель: изучить ткани человека.

Задачи: 1) дать общее представление о тканях, раскрыть принцип их строения, показать

на примерах взаимосвязь строения и функции;

2) развивать умение работать с микроскопом, анализировать информацию,

делать выводы;

3) воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

Оборудование: микроскопы, препараты тканей человека (однослойный эпителий,

гиалиновый хрящ, поперечно-полосатые мышцы, рыхлая

соединительная ткань, нервные клетки).

Ход урока: Ученые давно пытаются понять, каким образом земноводные — например, тритоны и саламандры — регенерируют оторванные хвосты, конечности, челюсти. Более того, у них восстанавливаются и поврежденное сердце, и глазные ткани, и спинной мозг.

А как у человека? Известно только два вида клеток, которые могут регенерировать, — это клетки крови и клетки печени.

Есть ли шансы на то, что человеческое тело обретет способность регенерировать недостающие части? Или подобное остается уделом научной фантастики?

Можно ли выращивать новые зубы?

Что нужно человеку, чтобы сохранить ткани?

Что вы знаете о трансплантации?

С этими вопросами мы обратились в НИИ «Цитологии и генетики» и сейчас представьте себе, что вы сотрудники научной лаборатории. Всё необходимое для исследования тканей человека у вас есть. Мы увидим, что представляют собой ткани человека, какие функции они выполняют в нашем организме, а также поговорим о том, как сохранить собственное здоровье на клеточном уровне. Самые свежие новости Интернет ресурса помогут вам разобраться в этих сложных вопросах.

Примерный подсчёт показывает, что тело взрослого человека состоит из 10 триллионов клеток, не считая клеток крови, которых около 25 триллионов. И все эти клетки, все состоящие из них ткани и органы, весь целостный организм работают согласованно. Эта согласованность – результат длительной эволюции, продолжавшейся сотни миллионов лет.

Ткани – группы клеток и межклеточное вещество, объединённые общим строением, функциями и происхождением.

У человека, как и у всех животных, существует 4 типа тканей:

1) эпителиальная;

2) соединительная;

3) мышечная;

4) нервная.

  1. Каковы особенности строения эпителиальных тканей? (Учащиеся работают с таблицей «Характеристика тканей», учитель показывает особенности строения на таблице «Ткани человека»).

ТКАНИ И ИХ ВИДЫ

СТРОЕНИЕ ТКАНИ

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ В ОРГАНИЗМЕ

ФУНКЦИИ

Эпителий:

Плоский

(многослойный и однослойный)

Железистый

Мерцательный

Поверхность клеток гладкая. Клетки плотно прилегают друг к другу.

Железистые клетки вырабатывают секрет.

Состоит из клеток с многочисленными волосками (реснички).

Поверхность кожи, ротовая полость, пищевод, альвеолы, капсулы нефронов.

Железы кожи, желудок, кишечник, железы внутренней секреции, слюнные железы.

Дыхательные пути.

Покровная, защитная, выделительная.

Выделительная (пот, слёзы), секреторная (слюна, пищеварительные соки, гормоны).

Защитная (реснички удаляют частички пыли).

Ролевая игра «Живая скульптура». Несколько учащихся должны расположиться так, как клетки эпителиальной ткани (плотно друг к другу). Ещё один ученик изображает чужеродный объект, пытающийся проникнуть через клетки эпителия. В каком случае ему это удастся?

Вывод: клетки микроорганизмов не проникнут через неповреждённые покровы. Эпителиальные ткани выполняют защитную функцию в нашем организме.

Практикум: рассмотрите клетки плоского эпителия, зарисуйте, отразив особенности строения, подпишите рисунок.

1-й учащийся работает с микроскопом, 2-й в это время выполняет маркировку текста «Регенерация тканей». Затем меняются ролями.

Фронтально (устно) сделать описание ткани по таблице на стр. 24.

Инсерт (маркировка текста).

Читая текст, пометьте соответствующим значком на полях отдельные предложения.

V «галочка» (то, что уже известно)

-(то, что противоречит представлению)

+(то, что является интересным, неожиданным)

?(если что-то неясно, возникло желание узнать больше)

Регенерация тканей.

Ученые давно пытаются понять, каким образом земноводные — например, тритоны и саламандры — регенерируют оторванные хвосты, конечности, челюсти. Оказывается, на ранних стадиях развития клетки будущего существа незрелы, их участь вполне может измениться.

Это показали эксперименты над эмбрионами лягушек. Когда эмбрион имеет всего лишь нескольких сотен клеток, из него можно вырезать часть ткани, которой уготована участь стать шкурой, и поместить ее в область мозга. И эта ткань станет частью мозга. Если же подобная операция производится с более зрелым эмбрионом, то из клеток кожи все равно развивается кожа — прямо посреди мозга. Потому что судьба этих клеток уже предопределена.

А как у человека? Известно только два вида клеток, которые могут регенерировать, — это клетки крови и клетки печени. Но здесь принцип регенерации иной. Когда эмбрион млекопитающего развивается, немножко клеток остается в стороне от процесса специализации. Это — стволовые клетки. Они обладают способностью пополнять запасы крови или отмирающих клеток печени. Костный мозг тоже содержит стволовые клетки, которые могут становиться мышечной тканью, жиром, костями или хрящами — в зависимости от того, какие питательные вещества им даются.

2) Что такое соединительные ткани?

Это связующее звено между всеми тканями организма. 85% от массы тела человека – это соединительная ткань.

Цитата из книги д.м.н Алексеева Александра Алексеевича :

«В полноценном питании особенно остро нуждается соединительная ткань нашего организма.

Вспомните: хоть однажды зубной врач или окулист спрашивал вас, страдаете ли вы каким-либо другим заболеванием? Конечно, нет. А ведь зубы и глаза испокон веков были признаком хорошего или плохого здоровья всего организма. Когда покупают лошадь, всегда оценивают состояние ее зубов, глаз, «хребта» и копыт. А ведь все эти органы почти на 100 процентов представлены соединительной тканью! … Нарушение прочности соединительнотканных компонент в результате наследственного или приобретенного нарушения обмена веществ ведет одновременно к сотням различных заболеваний.

Соединительная ткань состоит из:

Межклеточного вещества:

— Волокна (структурные белки – коллагены и эластины). Это «пружины». Женщины хорошо знают, что именно от их здоровья упругости зависит внешний вид;

— Основного (аморфного вещества). Это «гель», выполняющий важнейшие функции.

Соединительная ткань характеризуется большим количеством межклеточного вещества.

Соединительная ткань различных органов имеет различное соотношение своих элементов – где-то больше волокон, где-то больше основного вещества; в костях и зубах дополнительно присутствуют белки, способные связывать металлы и минералы (кальций, магний, фосфор т.д.).

Функции соединительной ткани – опорная, защитная. Особое внимание я хочу уделить трофической функции– то есть регуляции питания различных тканевых структур и участии в обмене вещества. Имеется в виду, что через основное вещество соединительной ткани осуществляется транспорт воды и питательных веществ. Не будем забывать и про транспорт гормонов.

ТКАНИ И ИХ ВИДЫ

СТРОЕНИЕ ТКАНИ

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ В ОРГАНИЗМЕ

ФУНКЦИИ

Соединительная:

Плотная волокнистая

Рыхлая волокнистая

Хрящевая

Костная

Кровь и лимфа

Группы волокнистых, плотно прилегающих клеток без межклетников.

Рыхло расположенные волокнистые клетки, переплетающиеся между собой; межклеточное вещество не имеет структуры.

Живые круглые или овальные клетки, лежащие в капсулах, межклеточное вещество плотное, упругое, прозрачное.

Живые клетки с длинными отростками, соединённые между собой, межклеточное вещество твёрдое (соли кальция).

Жидкое межклеточное вещество.

Собственно кожа, сухожилия, связки, оболочки кровеносных сосудов, роговица глаза.

Подкожная жировая клетчатка, околосердечная сумка, проводящие пути нервной системы.

Межпозвоночные диски, хрящи гортани, трахей, ушная раковина, поверхность суставов.

Кости скелета.

Внутренняя среда организма.

Покровная, защитная, двигательная.

Соединение кожи с мышцами, поддерживание органов в организме, заполнение промежутков между органами; осуществление регуляции температуры.

Сглаживание трущихся поверхностей костей; защита от повреждения дыхательных путей, ушных раковин.

Опорная, двигательная, защитная.

Транспортная.

Практикум: рассмотрите клетки гиалинового хряща или рыхлой соединительной ткани, зарисуйте, отразив особенности строения, подпишите рисунок.

1-й учащийся работает с микроскопом, а другой начинает заполнять кластер «Ткани человека». Затем меняются ролями.

ТИПЫ ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА

1)______________________

2) ______________________

3) ______________________

4) ______________________

ЧЕМ ЭПИТЕЛИАЛЬНЫЕ ТКАНИ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ СОЕДИНИТЕЛЬНЫХ?

  1. _____________________

  2. _____________________

НАЗОВИТЕ СВОЙСТВА ГЛАДКОЙ И ПОПЕРЕЧНОПОЛОСАТОЙ МЫШЕЧНЫХ ТКАНЕЙ.

  1. гладкая мышечная ткань: ______________________________

  2. поперечнополосатая мышечная ткань: _________________________

ПЕРЕЧИСЛИТЕ ТИПЫ НЕЙРОНОВ:

  1. __________________________

  2. __________________________

  3. __________________________

Ролевая игра «Живая скульптура». Несколько учащихся должны расположиться так, как клетки соединительной ткани (на расстоянии друг от друга). Показать, как происходит транспорт элементов в клетку и из клетки через межклеточное вещество.

Вывод: соединительная ткань в общей массе любого органа не только составляет 60-90 процентов, но и обеспечивает правильное питание и очищение основных клеток нашего организма.

Как сохранить здоровье соединительной ткани? (Участники ролевой игры в подарок получают карточки с названиями полезных элементов).

Витамин С – участвует в синтезе коллагена путем содействия специальным ферментами. Организм человека не вырабатывает витамин С и он должен поступать с пищей. Следствием нарушения синтеза коллагена является повышение проницаемости стенок кровеносных сосудов, что ведет к кровоизлияниям в кожу, суставы, кровоточивости десен и т.д.

Сера – входит в состав структурных белков (коллагенов), в состав определенных гликозамингликонов которые присутствуют в хряще, в склере глаза (придают прочность склере, участвуя в поддержке формы глаза), в роговице глаза (обеспечивают прозрачность роговицы), а также препятствуют образованию тромбов.

Кремний — включается в состав эластина — вещества, определяющего прочность, эластичность и проницаемость кровеносных сосудов.

Медь – упрочняет поперечные «сшивки» коллагена (коллагеновое волокно состоит из «ниточек» — коллагеновых фибрилл, для «сшивки» которых нужен фермент, активируемый ионами меди)

Цинк влияет на все процессы в соединительной ткани – как на синтез, так и на распад. Он способствует быстрому заживлению ран.

3) Какие существуют разновидности мышечных тканей человека?

Мы́шечными тка́нями (textus muscularis) называют ткани, различные по строению и происхождению, но сходные по способности к выраженным сокращениям. Состоят из вытянутых клеток, которые принимают раздражение от нервной системы и отвечают на него сокращением. Они обеспечивают перемещения в пространстве организма в целом, его частей и движение органов внутри организма (сердце, язык, кишечник и др.) и состоят из мышечных волокон. Свойством изменения формы обладают клетки многих тканей, но в мышечных тканях эта способность становится главной функцией.

Гладкая мышечная ткань

Состоит из одноядерных клеток — миоцитов веретеновидной формы длиной 20 — 500 мкм. Их цитоплазма в световом микроскопе выглядит однородно, без поперечной исчерченности. Эта ткань обладает особыми свойствами: она медленно сокращается и расслабляется, обладает автоматией, является непроизвольной (то есть ее деятельность не управляется по воле человека). Входит в состав стенок внутренних органов: кровеносных и лимфатических сосудов, мочевыводящих путей, пищеварительного тракта (сокращение стенок желудка и кишечника).

Поперечно-полосатая скелетная мышечная ткань

Состоит из миоцитов, имеющих большую длину (до нескольких сантиметров) и диаметр 50-100 мкм; эти клетки многоядерные, содержат до 100 и более ядер; в световом микроскопе цитоплазма выглядит как чередование темных и светлых полосок. Свойствами этой мышечной ткани является высокая скорость сокращения и расслабления и произвольность (то есть ее деятельность управляется по воле человека). Эта мышечная ткань входит в состав скелетных мышц, а также стенки глотки, верхней части пищевода, ею образован язык, глазодвигательные мышцы.

Поперечно-полосатая сердечная мышечная ткань

Состоит из многоядерных кардиомиоцитов, имеющих поперечную исчерченность цитоплазмы. Кардиомиоциты разветвлены и образуют между собой соединения — вставочные диски, в которых объединяется их цитоплазма. Этот вид мышечной ткани образует миокард сердца. Особым свойством этой ткани является автоматия — способность ритмично сокращаться и расслабляться под действием возбуждения, возникающего в самих клетках. Эта ткань является непроизвольной.

ТКАНИ И ИХ ВИДЫ

СТРОЕНИЕ ТКАНИ

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ В ОРГАНИЗМЕ

ФУНКЦИИ

Мышечные:

Поперечно-полосатая скелетная, сердечная

гладкая

Многоядерные клетки цилиндрической формы

до 10 см длины, исчерченные поперечными полосами.

Одноядерные клетки до 0,5 мм длины с заострёнными концами

Скелетные мышцы, сердечная мышца

Стенки пищеварительного канала, кровеносных и лимфатических сосудов

Произвольное движение тела и его частей, мимика лица, речь. Непроизвольные сокращения сердечной мышцы.

Непроизвольные сокращения стенок внутренних органов. Поднятие волос на коже.

Практикум: рассмотрите клетки поперечно-полосатых мышц, зарисуйте, отразив особенности строения, подпишите рисунок.

1-й учащийся работает с микроскопом, а другой продолжает заполнять кластер.

Ролевая игра «Живая скульптура». Несколько учащихся должны расположиться так, как клетки гладкой мускулатуры (взявшись за вытянутые руки, образовав ряд). Как будет происходить сокращение гладкой мускулатуры (рукопожатие передаются от одного к другому). А теперь как клетки поперечно-полосатой мышечной ткани (взявшись за руки, образовав кольцо). Все одновременно пожали друг другу руки.

Вывод: гладкая мускулатура сокращается медленно и непроизвольно, а поперечно-полосатая – быстро и произвольно (сердечная автономно).

4) Что такое нервная ткань?

Это огромное скопление связанных между собой и влияющих друг на друга микроскопически малых нервных клеток. Общее число клеток огромно. Приближенные расчёты показывают, что нервная система человека содержит раз в десять больше клеточек, чем число всех людей на земном шаре.

Нейроны

Нейроны способны воспринимать раздражения, приходить в состояние возбуждения, вырабатывать и передавать нервный импульс. Они участвуют в переработке, генерации, хранении и извлечении из памяти информации. Нейрон имеет тело и отростки различной длины, а также нервные окончания.

Аксоны (нейриты)

Это отросток, по которому нервный импульс движется от тела нервной клетки к концевым аппаратам, к рабочим органам (мышце, железе) или к другой нервной клетке.

Дендриты

Это отростки (один или несколько), обычно древовидно ветвящиеся, по которым нервный импульс направляется к телу клетки. Их окончания получают нервный импульс от другой нервной клетки или воспринимают различного вида внешние воздействия.

Виды нервных окончаний

По функциональному значению нервные клетки делятся на:

рецепторные нейроны, или афферентные — чувствительные.

эффекторные, или эфферентные — двигательные, т.е. передающие импульс на сократительные, или секреторные, элементы рабочего органа.

ассоциативные, или вставочные — межнейронные,т.е. осуществляющие связь между приносящими и выносящими нейронами.

Ролевая игра «Живая скульптура». Несколько учащихся должны расположиться так,

как располагаются нервные клетки.

Синапс – это такой участок, где одна нервная клетка соприкасается или почти соприкасается с другой. Нервные импульсы распространяются с большой скоростью и являются электрохимической реакцией.

Практикум: рассмотрите нервные клетки, зарисуйте, отразив особенности строения, подпишите рисунок.

1-й учащийся работает с микроскопом, а другой – заканчивает заполнять кластер. Затем меняются ролями.

5) Мы изучили ткани человека, прежде всего, чтобы сохранить их здоровыми. Но вы также должны знать, что существует трансплантация — средство спасения жизни и восстановления здоровья граждан и должна осуществляться на основе соблюдения законодательства Российской Федерации и прав человека в

соответствие с гуманными принципами, провозглашенными

международным сообществом, при этом интересы человека должны

превалировать над интересами общества или науки.

ЗАКОН

22 декабря 1992 года N 4180-1

О ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА

(в ред. Федерального закона от 20.06.2000 N 91-ФЗ)

Статья 1. Условия и порядок трансплантации органов и (или)

тканей человека

Трансплантация органов и (или) тканей от живого донора или

трупа может быть применена только в случае, если другие

медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни

больного (реципиента) либо восстановления его здоровья.

Изъятие органов и (или) тканей у живого донора допустимо

только в случае, если его здоровью по заключению консилиума

врачей — специалистов не будет причинен значительный вред.

Трансплантация органов и (или) тканей допускается

исключительно с согласия живого донора и, как правило, с согласия

реципиента.

Органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли —

продажи. Купля — продажа органов и (или) тканей человека, а также

реклама этих действий влекут уголовную ответственность в

соответствии с законодательством Российской Федерации.

Операции по трансплантации органов и (или) тканей реципиентам

производятся на основе медицинских показаний в соответствии с

общими правилами проведения хирургических операций.

  1. Рефлексия. Заполните анкету.

  1. Что нового вы узнали на уроке? ___________________________________________

  2. Где в жизни вам пригодятся эти знания? ____________________________________

  3. Какую оценку за работу на уроке вы поставите вашему соседу по парте? Почему? _______________________________________________________________________

  4. Какую оценку вы поставите себе? __________________________________________

Домашнее задание. П.4, ответить на вопросы, подготовить описание микропрепаратов тканей по таблице на стр. 24.

Литература:

Учебник «Биология» 8 класс, А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш, М. «Вентана-Граф», 2010

Биология «Справочник школьника»

https://compagniailsogno.com

http://anatomka.ru

http://medinfo.ru

www.alllessons.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *