Биология 8 класс форменные элементы крови таблица – «Урок биологии 8 класс. Форменные элементы крови Название клетки ФормаСтроение Место образования Функции Эритроциты Двояковогнут ый диск Нет ядра; содержит.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Содержание

плазма и форменные элементы. Их функции.» 8-й класс

Разделы: Биология


Два мира есть у человека:
Один, который нас творит,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.

Н. А. Заболоцкий

Задачи:

  • углубить понятия о внутренней среде организма, гомеостазе;
  • познакомить с составом крови и функциями ее компонентов,
  • механизмом свертывания крови; разъяснить значение анализа крови
  • как средства диагностики заболеваний; ввести понятие малокровия;
  • продолжить развитие навыков работы с микроскопом.

Оборудование: таблица “состав крови”, микроскопы, готовый микропрепарат крови человека, лягушки.

I. Организационный момент:

(готовность класса к уроку)

II. Проверка знаний, умений, навыков.

  1. Работа с понятиями: анатомия, физиология, гистология, ткань, рефлекс, гомеостаз.
  2. Работа у доски: составь схему.
    1. Работа с классом (фронтальная беседа)
    • Что называют внешней средой?
    • Что называют внутренней средой организма?
    • Каков состав внутренней среды?
    • Какое значение имеет внутренняя среда организма?

    III. Изучение нового материала.

    Долгое время за кровью признавали могучую силу: кровью скрепляли священные клятвы; жрецы заставляли своих деревянных идолов “плакать кровью”; древние греки приносили кровь в жертву своим богам.

    Некоторые философы Древней Греции считали кровь носителем души. С развитием науки человечество все глубже проникает во многие тайны крови.

    Кровь – жидкая соединительная ткань.

    Функции крови

    1. Дыхательная (перенос кислорода)
    2. Питательная (доставляет питательные вещества в клетки)
    3. Терморегуляторная (регулирует температуру тела)
    4. Защитная (вырабатывает в-ва необходимые для борьбы с микроорг-ми)
    5. Гуморальная (перенос в-в и связь органов в систему)

    Первые открытия. Плавающие в крови тельца впервые обнаружил итал. анатом и врач Марчелло Мальпиги. Эти включения он принял за жировые шарики, а не за клетки. Некоторые из первых исследователей принимали клетки крови за воздушные шарики, другие – за животных, якобы разумных существ. Только Антоний Левенгук назвал их кровяными шариками. Впоследствии их стали называть кровяными клетками.

    Плазма крови. Имеет относительно постоянный состав. 90% состоит из воды и 10% – белки, жиры, глюкоза, минеральные соли (около 0,9% плазмы приходится на поваренную соль). Среди белков имеется фибриноген, который принимает участие в свертывании крови.

    Самостоятельная работа с учебником по группам

    I группа – эритроциты, стр. 84-85.

    II группа – лейкоциты, стр. 86.

    III группа – тромбоциты, стр. 86-87

    Заполняем таблицу: “Клетки крови и их значение”.

    Название клеток

    Количество (в 1 мм3)

    Функция

    Где образуются

    Эритроциты (красные кровяные клетки) 4,5-5млн.- муж. 4 – 4,5 млн. – жен. Транспорт кислорода Красный костный мозг
    Лейкоциты (белые кровяные тельца)

    4 – 8 тыс.

    Распознавание, уничтожение чужеродных тел Лимфатические узлы,тимус, красный костный мозг
    Тромбоциты (кровяные пластинки)   Свертывание крови Красный костный мозг

    Работа с понятиями: фагоциты, Фагоцитоз, лимфоциты, антигены, антитела.

    • Фагоциты – вид лейкоцитов способных к амебоидному движению.
    • Фагоцитоз – поглощение инородных тел фагоцитами.
    • Антигены – чужеродные образования.
    • Антитела – особые химические вещества, вырабатываемые лимфоцитами для уничтожения антигенов.

    Взаимодействие между антителом и антигеном называется иммунной реакцией.

    Краткая историческая справка.

    Илья Ильич Мечников (1845-1916), биолог и патолог, открыл явление фагоцитоза. В своем знаменитом труде “Невосприимчивость в инфекционных болезнях” изложил фагоцитозную теорию иммунитета. Удостоен в 1908 г. Нобелевской премии.

    В среднем у здорового человека в 5.4 л. Крови содержится 25 трлн. эритроцитов, 50 млрд. лейкоцитов и около 2 трлн. тромбоцитов.

    Состав крови является важной характеристикой состояния организма. Анализ крови – одно из часто проводимых исследований.

    СОЭ – скорость оседания эритроцитов. При наличии воспаления СОЭ увеличивается. Норма СОЭ для мужчин – 2-10 мм/ч, для женщин – 2-15 мм/ч.

    При нарушении функции красного костного мозга, недостатке в организме железа, а также при значительной потере крови возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия).

    Кроветворение – форменные элементы образуются в красном костном мозге. Однако дозревание многих лимфоцитов происходит в тимусе (вилочковая железа) и лимфотических узлах. Продолжительность элементов крови небольшая. Лейкоциты живут до 3-5 суток, эритроциты – 120-130 суток, тромбоциты – 5-7 суток.

    Работа с таблицей “Свертывание крови”.

    IV. Закрепление.

    Лабораторная работа №6.

    Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом. Инструктивная карточка.

    1. На препарате крови лягушки рассмотреть эритроциты и лейкоциты.
    2. Выяснить в чем их различие.
    3. Зарисуйте эритроциты и лейкоциты в тетради.
    4. Рассмотрите препарат крови человека.
    5. Зарисуйте в тетради эти кровяные тельца.
    6. Найдите отличия эритроцитов человека от эритроцитов лягушки.
    7. Чья кровь, человека или лягушки, перенесет в единицу времени больше кислорода? Почему?

    V. Домашнее задание.

    § 17, понятия, таблица.

    Поделиться страницей:

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Дидактический материал по теме «Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови» (для учащихся 8 классов)

    МКОУ «Новокаякентская СОШ»

    с. Новокаякент

    Каякентский район Республика Дагестан

    Дидактический материал по теме «Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови»

    (для учащихся 8 классов)

    Автор: учитель биологии

    МКОУ «Новокаякентская СОШ»

    Умалатова Равганият Бийбулатовна

    с.Новокаякент

    2017 г.

    Пояснительная записка

    Данный дидактический материал по теме «Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови» рекомендуется для учащихся 8 класса. Материал включает карточки, на которые учащиеся дают письменный ответ. Карточки рекомендуются для проверки знаний, учащихся о плазме и форменных элементах крови.

    Задачи: проверка знаний учащихся о плазме и форменных элементах крови.

    Оборудование: карточки с заданиями.

    Деятельность учащихся: написание учащимися ответов на карточки.

    Деятельность учителя: обеспечение учащихся листками и карточками. Проверка и анализ ответов на карточки.

    Дидактический материал по теме «Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови»

    Карточка №1.

    1.Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запищите в текст цифры, выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) запищите в таблицу.

    … (А) крови – это межклеточное вещество одной из разновидностей соединительной ткани – крови. Плазма крови состоит из 90-92% …(Б).

    Входят органические вещества белки, …(В) и другие вещества. Плазма принимает участие в … (Г) веществ. Участвует в … (Д) крови.

    Перечень терминов:

    1) свертывание

    2) плазма

    3) вода

    4) транспортировка

    5) глюкоза

    Ответ:

    2.Под какой цифрой на рисунке обозначены лейкоциты? Какое имеют строение? Какую выполняют функцию?

    Карточка «№2.

    1. Заполни таблицу «Форменные элементы крови».

    Название форменных

    элементов

    Содержание в крови

    Продолжительность

    жизни

    Место образования в организме

    Особенности

    строения

    1.Эритроциты

    2.Лейкоциты

    3.Тромбоциты

    2.Что такое плазма, каков ее состав и значение?

    Карточка «№3.

    1.Какие клетки крови показаны на рисунке? Какое имеют строение? Какую выполняют функцию?

    2.Зачем больному делают анализ крови?

    Источники информации:

    1. Биология.8 класс. Человек: Учеб. Для общеобразовательных учреждений / Н. И. Сонин, М.Р. Сапин. – 6 –е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2004.- 216 с

    2.http://sportizdorovie.ru/wp-content/uploads/2013/12/состав-крови.jpg эритроциты

    3.http://savepic.net/7469925.png состав крови

    infourok.ru

    Конспект урока по биологии «Внутренняя среда организма. Состав крови. Форменные элементы крови» (8 класс).

    Волкова Татьяна Викторовна,

    учитель биологии,

    специалист высшей категории высшего уровня, ГУ «Средняя школа № 19 отдела образования акимата города Костаная»

    Класс: 8

    Тема урока: Внутренняя среда организма. Состав крови. Форменные элементы крови.

    Цели урока: познакомить учащихся с внутренней средой организма, составом крови, форменными элементами крови.

    Задачи урока:

    Образовательные: сформировать знания о внутренней среде организма, охарактеризовать состав внутренней среды, показать её роль в организме, значение её постоянства; сформировать знания о составе крови и её функциях, об особенностях строения эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов в связи с выполняемыми ими функциями;

    Развивающие: совершенствовать навыки работать учащимися с микроскопом и микропрепаратами; сформировать умения: сравнивать, выделять главное, обобщать, анализировать, мыслить логически.

    Воспитательные: ответственное отношение к выполнению полученного задания.

    Оборудование: таблицы «Кровь», микропрепараты «кровь лягушки», «кровь человека», микроскопы, «Открытая биология», «Электронное пособие по биологии»

    (ISBN 978-601-7438-01-2), видеофильм.

    Ход урока:

    I. Организационный момент.

    II. Изучение нового материала.

    (Использование ИСЭТа «Внутренняя среда организма. Состав крови. Форменные элементы крови»).

    1. Внутренняя среда организма – совокупность жидкостей (кровь, лимфа, тканевая и церебральная жидкости), принимающих участие в процессах обмена веществ и поддержания гомеостаза организма.

    2. Состав и функции внутренней среды:

    Внутренняя среда

    Кровь

    Лимфа

    Тканевая жидкость

    Состав

    Плазма (50-60% объема крови), вода 90-92%, белки 7%, жиры 0,8%, глюкоза 0,12%, мочевина 0,05%, мин.соли 0,9%, продукты жизнедеятельности клеток, ферменты, гормоны

    Вода с растворенными продуктами жизнедеятельности,

    белки – 1- 2%, лимфоциты, лейкоциты

    Вода, растворенные в ней питательные и неорганические вещества, О2, СО2, продукты распада, выделившиеся из клетки

    Местонахождение

    Сердце и кровеносные сосуды

    Лимфатическая система

    Промежутки между клетками всех тканей

    Источник и

    местообразования

    За счет поглощения белков, жиров, углеводов, воды, мин. солей из органов пищеварения, лимфатических сосудов и живых клеток

    За счет тканевой жидкости, всосавшейся в мешочки на концах лимфатических капилляров

    За счет плазмы крови и продуктов жизнедеятельности клеток

    Функции

    Транспортная, дыхательная, питательная, выделительная, терморегуляторная,

    поддержание гомеостаза, защитная, гуморальная.

    Возвращение в

    кровяное русло тканевой жидкости, а также её фильтрация и обеззараживание.

    Является промежу-точной средой между кровью и клетками организма. Перенос из крови в клетки О2, из клетки в кровь СО2.

    3. Кровь – один из видов соединительной ткани.

    4. Межклеточное Кровь Клетки крови (форменные элементы)

    вещество (плазма)

    5. Форменные элементы крови

    Название клетки

    Эритроциты

    Лейкоциты

    Тромбоциты (кровяные пластинки)

    Кол-во в 1мм3 крови

    до 5 млн.

    4 -9 тыс.

    180 – 320 тыс.

    Форма

    Двояковыпуклый диск

    Округлая

    Неправильная

    Строение

    Снаружи покрытый мембраной, нет ядра; содержит гемоглобин

    Бесцветная клетка, содержит ядро

    Являются фрагментами крупных клеток костного мозга, без ядра

    Место образования

    Красный костный мозг, селезенка

    Красный костный мозг, селезенка, лимфатические узлы

    Красный костный мозг

    Продолжитель

    ность жизни

    120 дней

    От 1 дня до нескольких дней

    5 – 8 дней

    Функции

    Переносит О2 и СО2

    Защитная (фагоци-тоз, иммунитет)

    Свертывание крови, восстановление сосудов

    6. Свертывание – защитное приспособление, предохраняющее организм от потери крови.

    Рана

    Тромбоциты разрушаются

    Соли Са2+ Тромбопластин Ферменты плазмы (глобулины)

    Протромбин Тромбин (в плазме)

    (в печени)

    Фибриноген Фибрин (в виде нитей)

    (растворимый)

    Тромб

    Клетки крови

    III. Закрепление:

    1. Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма? Какова её роль в жизни клеток?

    2. Откуда клетки тела получают кислород и питательные вещества?

    3. Почему должно поддерживаться относительное постоянство о внутренней среды организма?

    4. Как в организме поддерживается гомеостаз внутренней среды?

    5. Почему ученикам, хорошо знающим раздел биологии- «животные», легче усвоить строение и функции кровеносной системы человека? Ответ свой обоснуйте.

    6. Практическое задание. Подсчитайте, сколько процентов учеников вашего класса имеют кровь I, II, III, IV группы?

    7. Как происходит свёртывание крови? В чём заключается роль тромбоцитов?

    8. Почему при некоторых заболеваниях возникают воспалительные реакции в лимфатических узлах?

    9. Используя рис 86, материал на стр. 121- 122 учебника под редакцией Р.Алимкулова, заполните таблицу « Форменные элементы крови»:

    1

    Название клетки

    Эритроциты

    Лейкоциты

    Тромбоциты

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    Рисунок

    Количество в 1 мм крови

    Форма

    Строение

    Местообразование

    Продолжительность жизни

    Функции

    IV. Занимательная страница:

      • Известно ли вам, что ещё в 1857 г. французский учёный Клод Бернар справедливо заметил: «Постоянство внутренней среды организма — залог его свободной и независимой жизни».

      • Известно ли вам, что в 1805 г. шведский химик Берцелиус получил из красных телец крови бесцветный белок, который он назвал глобулином. Внутри телец глобулин соединен с красящим веществом, которое называли гематином. Всё соединение назвали гематоглобином. Со временем его название сократилось до гемоглобина.

      • А знаете ли вы, что в один день костный мозг производит 320 млрд. эритроцитов. В 1мм3 крови содержится 4- 5 млн. эритроцитов, а всего в крови человека их 25 триллионов. Общая поверхность всех эритроцитов составляет 3800м2.

    V. Подведение итогов урока.

    Формулируют вывод о степени достижения цели урока

    Осуществляют самоанализ деятельности на уроке и самооценку.

    VI. Домашнее задание: параграф 26.

    VII. Рефлексия

    Всегда полезно оценить самого себя, определить затруднения и найти пути их преодоления.


    infourok.ru

    урок биологии в 8 классе

    урок биологии в 8 классе

    Обновлено 02.07.2015 19:58 Автор: Ботикова Е.Ф. 17.12.2012 19:03

    Методическая копилка — Биология

    Открытый урок

    ПРЕДМЕТ: БИОЛОГИЯ КЛАСС: 8

    провела учитель Ботикова Е.Ф.

    ТЕМА: «Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма».

    Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

    Вид урока: УРОК – ЛАБОРАТОРИЯ

    Цель: Формирование понятия о крови ее составе, функциях.

    Задачи:

    Обучающие: продолжать формировать у обучающихся новые анатомо-физиологические понятия: о внутренней среде организма, составе крови, фагоцитозе; общеобразовательные понятия о взаимосвязи строения и функций кровяных клеток, формировать умение работать с учебником, микроскопом;

    Развивающие: продолжить формирование умений обучающихся сравнивать, обобщать, делать выводы об особенностях строения клеток крови; отрабатывать навыки работы с тестовыми заданиями; продолжать развивать логическое мышление, речь.

    Воспитательные: воспитывать культуру речи; бережное отношение к своему здоровью.

    Оборудование: таблицы: «Состав крови», дидактический материал, микроскопы, микропрепараты, пластилин, картон для уроков труда, рабочие листы для обучающихся, тесты.

    Планируемые результаты: обучающиеся узнают особенности строения клеток крови, осознают значимость крови.

    Обучающиеся должны:

    знать: особенности строения клеток крови в связи с их функциями; основные понятия урока: плазма, эритроцит, гемоглобин, оксигемоглобин, лейкоцит, лимфоцит, фагоцит, макрофаги, антигены, антитела, тромбоциты, фибриноген, фибрин.

    уметь: самостоятельно подготовить сообщение по теме, используя дополнительный материал; работать с учебником и в лабораторных листах; объяснять функции клеток крови и их сущность.

    Методы обучения :

    Объяснительно-иллюстративные: организация повторения изученного материала, рассказ, рассказ с использованием демонстрации таблиц и элементами беседы.

    Проблемные: частично-поисковый, эвристическая беседа.

    Технологии: традиционная, элементы проблемной технологии.

     

    Ход урока:

    1.Организационный этап. Приветствие гостей и ребят.

    2. Вступительное слово учителя. Актуализация опорных знаний обучающихся.

    Свой урок, ребята, я хотела бы начать словами итальянского кинорежиссера и сценариста Федерико Феллини: «Из всех приключений уготованных нам жизнью. Самое важное и интересное – отправиться в путешествие внутрь самого себя, исследовать неведомую часть себя самого». Сегодня мы продолжим путешествие по своему организму. Тема нашего урока «Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма». Давайте подумаем, а что можно узнать, исследуя нашу тему, какой багаж знаний вывезти? (Заслушиваются мнения обучающихся).

    1. Начнём наше путешествие. Первая наша остановка называется «Внутренняя среда организма».

    3.Создание проблемной ситуации.

    Я хотела бы у вас узнать, а чем внутренняя среда организма отличается от внешней среды?

    Интересны факты – белые медведи переносят колебания температуры от -70 до +30 С и в то же самое время отдельно взятые клетки очень чувствительны к изменениям температуры. Животные пустыни могут переносить водное голодание, а некоторые отдельно взятые клетки при недостатке воды сразу гибнут.

    Отчего же клетки так чувствительны к изменениям окружающей среды, а организм может переносить её изменения? Приходим к выводу, что дело во внутренней среде организма, способной по каким-то причинам противостоять неблагоприятным факторам.

    Слушая мой рассказ, составьте схему, выполнив задание № 1, в рабочем листе.

    Внутренняя среда организма состоит из крови, лимфы и тканевой жидкости. Эти три составляющие тесно связаны между собой. Так, подходя к капиллярам, жидкая часть крови частично покидает кровеносные сосуды и переходит в промежутки между клетками, превращаясь в тканевую жидкость. Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и кислород и в неё выделяют углекислый газ и продукты распада. Эти составляющие с маленькой скоростью впитываются в кровеносные сосуды и, попадая в кровь, уносятся ею. С другой стороны тканевая жидкость поглощается лимфатическими капиллярами, которые переправляют её в лимфатические сосуды, и там она приобретает другое название – лимфа. На пути лимфы находятся лимфатические узлы, которые фильтруют её. Лимфатические сосуды объединяются в грудной проток, впадающий в одну из крупных вен. Внутренняя среда организма находится в подвижном равновесии, поскольку одни вещества расходуются, а этот расход восполняется. Если концентрация каких-либо веществ приближается к верхней границе нормы, действуют рефлексы, снижающие их концентрацию, если опускается ниже нормы, возбуждаются рецепторы, которые повышают концентрацию данных веществ. Однако общий состав и свойства внутренней среды остаются постоянными, что необходимо для нормальной жизнедеятельности клеток в организме в целом. Т.е. главная функция внутренней среды организма – поддержание относительного постоянства ее характеристик – гомеостаза.

    Учитель: Как будет происходить регуляция этого постоянства, мы уже знаем

    (Ответ учеников: нервным и гуморальным путем).

    Учитель: Правильно, и это является примером саморегуляции процессов нашего организма.

    Определите функции каждого компонента внутренней среды организма и запишите их.

    А теперь я предлагаю вам поработать с тестами:

    1.Что из перечисленного относится к внутренней среде организма?

    2. Какие вещества выделяются из крови в тканевую жидкость?

    3. Какие вещества выделяются из клеток в тканевую жидкость?

    4. Назовите место нахождения крови в организме?

    5. Место нахождения лимфы в организме?

    6. Место нахождения тканевой жидкости?

    а- лимфатические сосуды;

    б- продукты жизнедеятельности клеток;

    в- питательные вещества;

    г- кровь;

    д- лимфа;

    е- между клетками;

    ж- кровеносные сосуды;

    з- кислород;

    и- тканевая жидкость;

    к- углекислый газ.

    (После выполнения тестового задания обучающиеся оценивают работы по оценочному листу).

    4.Открытие и усвоение новых знаний.

    2. Продолжим наше путешествие. Следующая остановка называется «КРОВЬ – что это?».

    Учитель: На протяжении всего занятия мы постараемся ответить на этот вопрос. Кровь является главной составляющей внутренней среды. Что мы о ней уже знаем? Какие функции она выполняет?

    (Ответы учеников: жидкость, красного цвета, солоноватого вкуса, тип ткани – соединительный. Функции – дыхательная, выделительная, питательная, терморегуляторная, гуморальную, защитную, поддерживает постоянство состава внутренней среды).

    Учитель: Наука, изучающая кровь называется – гематология, от двух греческих слов «гемо» – кровь, «логос» – наука, учение.

    (Ученики записывают определение в листах)

    Учитель: Зная эти начальные характеристики, перейдем к составу крови.

    (Рассказ учителя биологии с записью на доске и в рабочих листах о количестве плазмы и форменных элементах)

    Учителем осуществляется рассказ о составе крови по таблице.

    Если крови дать отстояться, предохраняя её от свёртывания, то произойдёт её расслоение на составные части. Прозрачную – плазму и красную – форменные элементы. Плазма составляет – 60%, а форменные элементы – 40%. Основную часть плазмы составляет вода – 90% и 10% другие вещества – это белки, жиры, углеводы, соли, витамины, гормоны, ферменты и многое другое. Форменные элементы представлены в крови эритроцитами, лейкоцитами, тромбоцитами.

    А сейчас, пожалуйста, закончите схему, предложенную в рабочих листах, используя слова, расположенные ниже схемы.

     

    Состав крови

     

     

     

    Используемые слова: плазма, форменные элементы, вода, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, другие вещества, 60%, 40%, 90%, 10%.

    А как вы думаете, ребята, зачем нашему организму нужны форменные элементы? Влияет ли строение форменных элементов на те функции, которые они выполняют? (Заслушиваются ответы).

    Судя по вашим ответам знаний ваших не достаточно для ответа на эти вопросы, поэтому сейчас мы разобьёмся на три группы. Каждая группа, изучая текст параграфа, будет решать свою исследовательскую задачу. Первая группа определит: «В чём выражается взаимосвязь строения эритроцита с той функцией, которую он выполняет?». Вторая « В чём выражается взаимосвязь строения и функции лейкоцитов?». Третья определит «Что было бы, если не было бы тромбоцитов?»

    Самостоятельная работа обучающихся (заполнение рабочих листов).

    Таблица: «Форменные элементы»

    Название

    Особенности строения

    Функции

    Место образования

    Продолжительность жизни

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    К ответам учитель добавляет, что не у всех животных кровь красная, у моллюсков и крабов голубая из-за входящего в состав крови гемоцианина, вещества, содержащего медь, у некоторых многощетинковых червей зелёная из-за содержания в ней хлорокруорина.

    5.Физкультминутка:

     

    Пальцы наши расслабляли и наклоны выполняли,

    Мы присели и опять кровь мы стали изучать.

    6. Наш экспресс трогается, и вот уже мы подъезжаем к следующей станции. Она называется « Первичное закрепление полученных знаний».

    Ну а сейчас ученые – исследователи мы можем перейти от теоретических вопросов к практическим действиям и изучим «Микроскопическое строение крови человека и представителя Земноводных — лягушки».

    Возьмите инструктивные карточки. Прочитайте цель работы и последовательность её выполнения. Если нет вопросов можно приступить к работе, соблюдая технику безопасности: будьте осторожными при работе с микропрепаратами аккуратно обращайтесь с микроскопом.

    Инструктивная карточка:

    Цель работы: выявить особенности строения эритроцитов крови человека и лягушки

    Ход работы:

    1. Подготовьте микроскоп к работе.
    2. Установите на предметном столике микропрепарат крови человека.
    3. Рассмотрите препарат. Найдите эритроциты.
    4. Запишите данные   в таблицу, учитывая   размеры эритроцита, форму и наличие в нем ядра.

    ЭРИТРОЦИТЫ

    ФОРМА, РАЗМЕРЫ                       / крупные или мелкие/

    НАЛИЧИЕ   ЯДРА

    человека

    Мелкие

    Двояковогнутый диск

     

    нет

    1. Теперь установите на предметный столик микропрепарат крови лягушки.
    2. Рассмотрите   эритроциты, крови лягушки.
    3. Запишите данные в таблицу, об эритроците, учитывая его размеры, форму и наличие в нем ядра.

    ЭРИТРОЦИТЫ

    ФОРМА, РАЗМЕРЫ                                   / крупные или мелкие/

    НАЛИЧИЕ   ЯДРА

    лягушки

    Крупные, овальной формы

     

    есть

    1. У вас на столах лежит пластилин и картон для моделей, используя полученные знания, смоделируйте эритроциты крови человека, лягушки.

    Используя модели и данные таблиц сделайте выводы, отвечая на вопросы:

    Чем эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов крови человека?

    Чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки. Почему?

    Вывод: Эритроциты человека и лягушки отличаются формой, размером.   Эритроциты крови лягушки содержат ядро и имеют овальную форму, а эритроциты крови человека не имеют ядра и их форма двояковогнутая, такая увеличенная поверхность клетки быстрее поглощает кислород, а отсутствие ядра позволяет использовать для транспортировки газов весь объем клетки .

    Учитель:

    Вывод сделан, прошу привести в нерабочее положение микроскопы и убрать их с рабочего   места, а мы продолжаем наше исследование.

    Состав крови является важной характеристикой состояния организма. Анализ крови – одно из часто проводимых исследований.

    При анализе крови должны быть в норме: количество клеток крови, содержание гемоглобина, и др. веществ, а так же СОЭ – скорость оседания эритроцитов, я уже рассказывала, если кровь предохранить от свертывания и оставить на несколько часов в пробирке, то форменные элементы крови в силу тяжести начинают оседать, в том числе и эритроциты. Они оседают с определенной скоростью: у мужчин 2-10 мм/ч, женщин — 2-15 мм/ч. С возрастом изменяется скорость оседания эритроцитов. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) широко используется как важный диагностический показатель.

    При наличии воспаления в организме:

    СОЭ увеличивается. Увеличивается также и численность лейкоцитов

    При нарушении функции красного костного мозга, недостатке в организме железа, а также при значительной потере крови возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия).

    в крови снижается количество гемоглобина и количество эритроцитов.

    Учитель:

    У вас на столах лежат бланки анализов крови пациентов Суджанской   амбулатории, с учетом медицинской этики Ф.И. людей вымышленные.

    Проведем медицинский консилиум

    Вы должны сравнить данные анализов пациентов с нормой кровяных клеток, используя карточку-подсказку определите: болен пациент или нет, и по возможности поставьте предварительный диагноз (работа детей).

    Ученик: /Данные анализа крови соответствуют норме, я считаю , что пациент абсолютно ЗДОРОВ!/

    Ученик:/В данном анализе СОЭ /скорость оседания эритроцитов/ превышает норму почти в 3 раза, а   количество лейкоцитов в 5 раз я считаю, что у пациента проходит в организме воспалительный процесс и ему нужно назначить дополнительное исследование, чтобы точно поставить диагноз!!!/

    Ученик: /Анализ пациента показывает, что в 2 раза упал гемоглобин, кол-во эритроцитов также в 2 раза меньше – это наталкивает нас на мысль , что пациент потерял значительное кол-во крови , т.е у него малокровие /анемия/ —

    Диагнозы поставлены, верно! Медицинский консилиум завершил свою работу.

    1. 7. Итог урока.

    Учитель:

    1. Лабораторные листы полностью заполнены, а это значит, что нами получены и теоретические и практические знания.
    2. Медицинский консилиум проведен, диагнозы поставлены.
    3. Подведем итог: вначале урока перед нами стоял вопрос: «КРОВЬ – ЧТО ЭТО?», как вы думаете, мы смогли ответить на этот вопрос?

    /Ученики: ДА!!!/

    Так что же такое кровь?

    Ученик: /Кровь – это вид соединительной ткани, межклеточное вещество, которой жидкое. Кровь состоит из плазмы и форменных элементов: эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов. Анализ крови – это показатель здоровья человека. Кровь самая главная жидкость в организме, без нее невозможна жизнь!!!/

    Рефлексия.

    Оцените свою работу на уроке. Поднимите карточку с оценкой, которую вы сегодня могли бы себе поставить. Если оценка совпадает с мнением учителя, то учащиеся подписывают на ней свою фамилию.

    Домашнее задание.

    Параграф 17,ответить на вопросы под знаком ! Составьте схему «Свёртывание крови».

    sud-ula.ru

    Сонина, Сапина 8 класс (ответы)

    112. Запишите основные функции крови.

    1. Осуществляет связь между органами тела.

    2. Принимает участие в регуляции  работы организма.

    3. Защищает организм от ядовитых веществ, болезнетворных организмов.

    4. Регуляция температура тела.


    113. Заполните таблицу.

    ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ.

    Названия форменных элементовФорма и цветНаличие ядраЧисо в 1 мм в кубеМесто образованияЗначение
    лейкоциты бесцветные есть, но различны 6000-8000 красный костный мозг защищают от болезнетворных микробов
    эритроциты красноватая окраска нет ядра 4,5-5,5 млн красный костный мозг выполняют дыхательную функцию, удаление углекислого газа из тканей
    кровяные пластинки бесцветны без ядра до 400 000 красный костный мозг процесс свертывания крови


    114. Используя материал учебника, составьте круговвую диаграмму «Состав плазмы крови».


    115. Выполните лабораторную работу «Микроскопическое строение крови».

    1. Рассмотрите выданный вам готовый микропрепарат крови человека под микроскопом.

    2. Найдите на препарате хорошо различимые клетки и зарисуйте их.

    3. Подпишите на рисунке клетки крови.

    4. Сделайте вывод, какие клетки входят в состав крови человека, каких клеток больше в крови.

    В состав крови входят лейкоциты, эритроциты и тромбоциты (кровяные пластинки). Эритроцитов больше.

    5. Объясните, как строение клеток крови связано с выполняемыми ими фунцкиями.

    Благодаря гемоглобину, эритроциты выполняют дыхательную функцию в крови, т.к. гемоглобин легко соединяется с кислородом. Лейкоциты защищают организм от болезнетворных микробов, обволакивая и затем переваривая микроб. У тромбоцитов форма пластинки, они участвуют в заживлении ран.


    pobio.ru

    Сравнительная характеристика форменных элементов крови « Катарина Канивец

    ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИЭРИТРОЦИТЫЛЕЙКОЦИТЫТРОМБОЦИТЫ
    1Происхождение названияГреч. erythros — красныйГреч. leukos — белыйГреч. thrombos — сгусток
    2ОткрытыеА. ван Левенгук (1673)В. Гевсон (1771)А. Донне (1842)
    3ФормаДвоввогнутый дискНепостояннаяОвальные пластинки
    4ЦветКрасныеБесцветныеБесцветные
    5Диаметр7 мкм5-20 мкм1,5-5 мкм
    6Количество в 1 мм 3 крови5,1 х 10 в 6 степени у мужчин и 4,6 х 10 в 6 степени у женщин4-10 х 10 в 3 степени150-300 х 10 в 3 степени
    7Наличие ядраБезъядерныеИмеют ядро??Безъядерные
    8Место образованияКрасный костный мозгКрасный костный мозг, селезенка, лимфатические узлы, загрудинная железаКрасный костный мозг
    9Продолжительность жизни120 суток3-5 суток (иногда до 200 дней)5-8 суток
    10Место разрушенияСелезенка, печеньСелезенка, место воспаленияСелезенка, при свертывании крови
    11ДвижениеПассивноеСпособны к амебоидному движениюСпособны к амебоидному движению
    12Основные функции1)транспорт дыхательных газов, 2)содержат аглютиногены1)фагоцитоз, 2)образуют антитела1)участие в свертывании крови, 2)фагоцитоз

    biology.kiev.ua

    Состав крови. 8 класс

    Состав крови. 8 класс
    Цели урока:

    1. предметные:

    ● сформировать представление о форменных элементах крови и их функциях;

    ● продолжить формировать умение работать с различными источниками и формами получаемой информации (текст, схемы, таблицы)


    2. личностные:

    ● стимулировать развитие познавательного интереса;

    ● развитие самостоятельности в информационной деятельности;

    ● формировать здоровый образ жизни.


    3. метапредметные:

    ● контролировать и оценивать результаты своей и чужой деятельности; адекватно формулировать результаты своей деятельности в устной и письменной форме;

    ● продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений сравнивать,обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;

    ● развивать коммуникативные способности через групповую работу.


    Методы обучения:объяснительно-иллюстративный метод,репродуктивный метод, исследовательский метод.
    Оборудование: таблица «Кровь», микроскоп, микропрепараты «Кровь человека» и «Кровь лягушки», мультимедийная презентация урока.
    Технология:Французской мастерской.
    ХОД УРОКА.

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Саморегуляция

    В одной популярной книге по физиологии было образно сказано (учитель зачитывает отрывок из книги Г. Юдина « Главное чудо света»): «В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из каменных гаваней вновь в плавание

    Эмоциональный настрой и мотивация для дальнейшей работы

    Индукция

    Вопрос к классу: О каком красном море идет речь? (Учащиеся верно отвечают, что образно морем названа кровь.) О каких кораблях идет речь? Из каких каменных гаваней выходят новые корабли?

    Чтобы ответить на все вопросы учитель предлагает ученикам поработать в мастерских: «Биологическая», «Статистическая», «Медицинская», «Исследовательская»



    Осмысление содержания

    Само конструкция

    Учитель оглашает алгоритм деятельности мастерской.

    Индивидуальная работа учащихся. Обдумав, ребята по интересам расходятся по мастерским, но учащиеся могут поменять свое решение.

    Социоконструкция

    Учитель направляет творческий процесс учащихся.

    Групповая работа. Ребята занимаются своей деятельностью в зависимости от направления (смотри приложение)

    Социализация

    Учитель – мастер тоже показывает свою работу в виде мультимедийной презентации.

    Учащиеся демонстрируют свои работу: таблицы, схемы, вывешивая их на доске.

    Афиширование

    Испокон веков с кровью ассоциировалось что-то таинственное, даже мистическое.Признав за ней право на особое положение. Люди ввели кровь как составную и главную часть в различные обряды и ритуалы. Ее окропляли землю и семена перед посевом, надеясь, что это придаст им особую жизненную силу и обеспечит хороший урожай.Именно из представлений о таинственной силе возник ритуал жертвоприношения. Например, когда Пифагор нашел изящное доказательство своей знаменитой теоремы, он тут же принес в жертву Богам 100 животных.Таинственный цвет крови стал неотъемлемой частью огромного числа ритуалов и обрядов. Долгое время самые торжественные и важные договоры, соглашения и клятвы скреплялись подписями, сделанными кровью. Такие договоры почитались особенно надежными и прочными, а клятва на крови считалась священной.. И немудрено: с тех пор как человек осознал себя человеком, он сотни раз убеждался на собственном опыте, что потеря крови грозит живому существу большими неприятностями и порой и гибелью. И поэтому нетрудно проследить за логическими построениями наших предков: «Есть кровь – есть жизнь. Нет крови – нет жизни».

    Демонстрация и защита своей работы. Ребята выслушивают каждую мастерскую.

    Рефлексия

    О каких кораблях идет речь? (Ответы учащихся: под кораблями подразумевались эритроциты, часть которых все время погибает, но их количество восстанавливается за счет новых эритроцитов, поступающих в кровь из кроветворных органов)

    Синквейн: кровь-это


    Подведение итогов работы на уроке. Выставление группой оценок учащимся

    Используемая литература:

    1.Е.Н.Демьянков «Биология мир человека. Задачи. Дополнительные материалы», Издательский центр «Владос», 2004 г.

    2 Д.В.Колесов, Р.Д. Маш «Биология. Человек», Издательский центр ООО«Дрофа», 2014г.

    3.Г.М.Муртазин «Активные формы и методы обучения биологии»Москва «Просвещение»,1988


    Мастерская «Исследовательская»

    «Микроскопическое строение крови человека и лягушки»

    Цель: Сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.



    1. Настройте микроскоп на свет.

    2. Рассмотрите микропрепарат крови человека.

    3. Рассмотрите микропрепарат крови лягушки.

    4. Сравните, заполнив таблицу:

    Эритроциты

    Размер (больше или меньше)

    форма

    Есть или нет ядро

    окраска

    человека

    лягушки

    1. Сделайте вывод:

    Кровь………….способна больше переносить кислорода, чем кровь………..,благодаря……….форме и отсутствию……….

    1. Озвучьте классу отличие клеток человека и лягушки и вывод.

    Мастерская «Статистическая»

    1.Прочитайте текст учебников «Биология. Человек» (авт. Д. В. Колесов) на стр. 109-112 и 114.

    2.Изучитеклетки крови по плану:


    • количество клеток в 1 мм3,

    • продолжительность жизни,

    • особенности строения

    • функции клеток крови;

    3.Заполните таблицу.

    Клетки крови

    Количество в 1 куб.мм

    Строение (форма, наличие ядра)

    Продолжительность жизни

    функция

    эритроциты

    лейкоциты

    тромбоциты

    4.Продемонстрируйте таблицу классу c помощью флешки.

    Мастерская «Биологическая»

    1.Изучите состав и значение плазмы, используя текст учебника «Биология. Человек»(автор А.С.Батуев) на стр51 пункт1и 3.

    2.Прочитайте текст учебника «Биология. Человек» (автор Д.В. Колесов) на стр.109-112,114. Изучитеклетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты) по плану:


    • количество клеток в 1 мм3,

    • продолжительность жизни,

    • особенности строения

    • функции клеток крови;

    3. Заполните таблицу.

    Клетки крови

    Количество в 1 куб.мм

    Строение (форма, наличие ядра)

    Продолжительность жизни

    функция

    эритроциты

    лейкоциты

    тромбоциты

    4.Устно дайте ответ по алгоритму.

    Алгоритм ответа.

    1. Расскажите о составе и значении плазмы.

    2. Рассказать о клетках крови по плану:


    • количество клеток в 1 мм3,

    • продолжительность жизни,

    • особенности строения

    • функции клеток крови;

    Мастерская «Медицинская»

    1.Прочитайте текст информационной карточки о заболеваниях крови.

    2. Устно дайте ответ по алгоритму.

    Алгоритм ответа.

    1. Расскажите о заболевании-малокровии и гемофилия по плану:



    • с какими клетками связано заболевание;

    • причина заболеваний;

    • лечение, если возможно.

    Информационная карточка.

    1.Впервые эти мельчайшие тельца в крови с помощью микроскопа увидел голландский естествоиспытатель Антони Ван Левенгук. Тельца имели красный цвет, и он назвал их корпускулами, что и означает по латыни тельца. Основная функция эритроцитов: перенос кислорода от органов дыхания к тканям и удаление углекислого газа из тканей. Гемоглобин, присоединивший кислород, превращается в оксигемоглобин. Оксигемоглобин имеет ярко красный цвет, гемоглобин темно красный, этим объясняется различие в окраске венозной и артериальной крови. В тканях оксигемоглобин легко отдает кислород и вновь превращается в гемоглобин. Наиболее прочно гемоглобин соединяется с угарным газом (СО). При содержании в воздухе 0,1% угарного газа ведет к превращению 80% гемоглобина в карбоксигемоглобин, который уже не способен присоединять и переносить кислород, что является опасным для жизни.

    При недостатке в крови гемоглобина развивается тяжелое заболевание анемия (малокровие). Анемия может быть связана с сокращением общего числа эритроцитов в крови (например, из-за нарушения процесса их образования или большой кровопотери), а также с уменьшением содержания гемоглобина в эритроцитах (при некоторых заболеваниях). При анемии уменьшается количество кислорода, переносимого кровью к тканям, и органы подвергаются кислородному голоданию. При малокровии назначают настои шиповника, рябины, гранатовый сок или назначают переливание крови.
    2.Гемофилия -наследственное заболевание, связанное с нарушением процесса свёртывания крови.Гемофилия появляется из-за изменения одного гена в хромосоме X. Женщины-носительницы передают дефектный ген 50% своего потомства.

    Исторический пример передачи гемофилии по женской линии – английская королева Виктория, носительница гемофилии . Она передала через свое потомство болезнь многим царственным домам Европы, в том числе и русскому: Царевич Алексей, сын Николая II , страдал этой болезнью.

    Таким образом, мужчины с дефектной Х-хромосомой всегда больны. Они не могут передать болезнь по наследству своим сыновьям, однако их дочери – всегда носительницы гемофилии.

    При этом заболевании появляются кровоизлияния в суставы, мышцы и внутренние органы, как спонтанные, так и в следствии любой, даже незначительной травмы или хирургического вмешательства.Хотя болезнь на сегодняшний день неизлечима, её течение контролируется при помощи введения в организм человека недостающего фактора свертывания крови непосредственно в вену пациента. Благодаря этому кровотечения или предотвращаются, или снижаются их негативные в последствия.

    Поделитесь с Вашими друзьями:

    zodorov.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *