Раздражимость. Раздражимость и возбудимость
Раздражимость – это способность организма или отдельных тканей реагировать на окружающую среду. Это также способность мышцы сокращаться в ответ на растяжение. Возбудимостью называют свойство клетки, позволяющее ей реагировать на раздражение или стимуляцию, например, способность нервных или мышечных клеток реагировать на электрический стимул.
Важнейшее биологическое свойство
Раздражимость – это в биологии свойство тканей, которые могут воспринимать внутреннее или внешнее вмешательство и отвечать на него путем перехода в возбужденное состояние. Такие ткани называются возбудимыми и имеют определенное количество характерных качеств. К ним относят следующие:
1. Раздражимость. Это когда клетки, ткани и органы способны на ответную реакцию при вмешательстве определенных раздражителей — как внешних, так и внутренних.
2. Возбудимость. Это такое качество животной или растительной клеток, при котором становится возможной смена состояния покоя на состояние физиологической активности организма.
3. Проводимость. Это способность к распространению возбудительных реакций. Она зависит от строения ткани и ее функциональных особенностей.
4. Память отвечает за фиксирование происходящих перемен на уровне молекул с занесением изменений в генетический код. Это качество дает возможность предвидеть поведение организма в ответ на повторные вмешательства.
Раздражимость: определение и описание
Что такое раздражимость? Является ли это свойство организма нормой или же это, скорее, состояние болезненной возбудимости и чрезмерная чувствительность органа или части тела? Естественная восприимчивость характерна для всех живых организмов, тканей и клеток, которые под влиянием определенных раздражителей реагируют определенным способом. В физиологии раздражимость – это свойство нервной, мышечной или другой ткани реагировать на раздражители. Способность реагирования на изменения в физической или биологической среде является свойством всего живого на Земле. Примерами может служить следующее: движение растений к свету, сужение и расширение зрачка в связи с изменением интенсивности света и так далее.
Этимология понятия
Термин происходит от латинского irritabilitas. Раздражимость — это реакция возбуждения на определенные внешние факторы. Этот термин используется для описания физиологических реакций на раздражители, а также патологических проявлений, связанных с чрезмерной чувствительностью. Это понятие не стоит путать с раздражительностью. Это свойство может быть продемонстрировано в поведенческих реакциях на окружающую среду, ситуационные, социологические и эмоциональные стимулы и проявляться в неконтролируемом гневе, злости и чувстве разочарования. Как правило, это качество присуще только людям. Раздражимость – это свойство всего живого, включая животный и растительный мир.
Раздражимость и адаптация
Все живые организмы обладают таким свойством, как раздражимость. Это способность организма воспринять и ответить на определенные стимулы, которые могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние. Растение обычно склоняется в ту сторону, где имеется больше солнечного света. Почувствовав тепло, человек может убрать руку от горячей печи.
Тесно связанной с понятием «раздражимость» является адаптация, которая отвечает за изменения в организме в ответ на внешнее воздействие. Например, человеческая кожа темнеет при воздействии интенсивного солнечного света. Термин «адаптация» часто используется для описания определенных перемен в популяциях, которые, как правило, не могут быть переданы потомству и поэтому не являются эволюционно значимыми. Кроме того, эти изменения обычно обратимы. Например, загар будет постепенно исчезать, если индивид перестанет пребывать на солнце. Условия окружающей среды также могут вызвать долгосрочные изменения в генетическом составе популяции, которые будут уже необратимы у отдельных организмов.
Основные понятия
Раздражимостью называют способность живых организмов реагировать определенным образом на внешнее воздействие путем изменения своей формы и некоторых функций. В роли раздражителей выступают те факторы окружающей среды, которые могут вызвать ответную реакцию. В ходе эволюционного развития были сформированы ткани, которые обладают повышенным уровнем чувствительности благодаря наличию в клетках специальных рецепторов. К таким восприимчивым тканям относятся нервная, мышечная и железистая ткань.
Взаимосвязь раздражимости и возбудимости
Раздражимость и возбудимость неразрывно связаны между собой. Возбудимостью называют такое свойство высокоорганизованных тканей, как реакция на внешнее воздействие путем изменения физиологических качеств. На первом месте по возбудимости будет находиться нервная система, за ней следуют мышцы и железы.
Виды раздражителей
Различают внешние и внутренние способы вмешательства. К внешним относятся:
- Физические (механические, тепловые, лучевые и звуковые). Примерами могут быть звук, свет, электричество.
- Химические (кислоты, щелочи, яды, лекарства).
- Биологические (бактерии, вирусы и тому подобное). Раздражителем может также считаться пища и особь противоположного пола.
- Социальные (для людей это могут быть обычные слова).
Что касается внутренних, то здесь идет речь о веществах, которые производятся самим организмом. Это могут быть гормоны и другие биологически активные составляющие. По силе воздействия выделяют три группы: подпороговые — те, которые могут и не вызывать ответа, пороговые – вмешательства умеренной интенсивности — и сверхпороговые, вызывающие наиболее сильную реакцию.
Раздражимость животных — Учебник по Биологии. 7 класс. Соболь
Учебник по Биологии. 7 класс. Соболь — Новая программа
Раздражимость — это универсальное свойство
всего живого реагировать на воздействия среды.
Из учебника
Основные понятия и ключевые термины: РАЗДРАЖИМОСТЬ ЖИВОТНЫХ. Таксисы. Рефлексы. ОРГАНЫ ЧУВСТВ.
Вспомните! Что такое раздражимость?
Подумайте
Ил. 162. Ростовые движения растения
Наличие раздражимости у растений доказывают с помощью опыта, демонстрирующего ростовые движения корня и побега у проростка бобов. Это связано с тем, что побег реагирует ростом на свет, а корень воспринимает силу земного притяжения и растёт вниз. А как убедиться в наличии раздражимости у животных?
СОДЕРЖАНИЕ
Каковы особенности раздражимости животных?
Ил. 163. Зяблик — одна из самых распространённых певчих птиц
Раздражимость у животных проявляется в способности отвечать на воздействия среды своей активной деятельностью. Например, на заре птицы просыпаются и начинают утреннее пение, прикосновение к улитке виноградной заставляет её прятаться в раковину. В этих примерах свет или прикосновение являются раздражителями, процесс действия этой силы — раздражением, а ответ птиц или улитки на действие факторов — биологической реакцией.
Раздражителями для животных могут быть свет, механические воздействия, температура, солевой состав воды, пища, влажность, вода, звуки, различные вещества и многие другие факторы.
На уровне клеток признаком раздражимости является положительный электрический заряд на поверхности клетки и отрицательный — внутри клетки. Эта разность зарядов может изменяться под воздействием различных факторов, что и является началом внутриклеточных процессов. Изменение клеточного обмена веществ обусловливает соответствующую реакцию клетки. Раздражимость характерна и для цитоплазмы клеток, которая способна воспринимать воздействия среды и реагировать на них возникновением или прекращением движения. У многоклеточных животных раздражимость обеспечивают ткани, обладающие возбудимостью. Это нервная, мышечная и отдельные виды эпителиальной ткани. Проведение возбуждения для обеспечения движений, выделение секретов связано с такими органами, как нервы, спинной и головной мозг, мышцы, железы секреции. В формировании ответной реакции животных на воздействия среды определяющее значение имеют нервная и эндокринная системы.
Итак, РАЗДРАЖИМОСТЬ ЖИВОТНЫХ — способность переходить из состояния покоя к действиям в ответ на действие факторов среды, которая реализуется на разных уровнях их организации.
Каковы формы раздражимости у животных?
Биологические реакции-ответы животных на воздействия среды проявляются в виде таксисов и рефлексов.
Таксисы — двигательная реакция в ответ на направленное воздействие фактора, которая осуществляется клетками или организмами. Например, выброс нити из стрекательной клетки гидры при прикосновении к чувствительному выросту является механотаксисом, а движение амёбоцитов к питательным веществам или от вредных веществ является положительным или отрицательным хемотаксисом. Таксисы обеспечивают пространственную ориентацию движений животных в ответ на действие благоприятных или неблагоприятных раздражителей.
Рефлексы — двигательная реакция организма на определённый пусковой раздражитель, которая происходит при обязательном участии нервной системы. Впервые рефлексы как формы раздражимости появляются у кишечнополостных в связи с возникновением у них диффузной нервной системы. Рефлексы могут быть врождёнными безусловными (сжатие тела гидры в комочек после механического воздействия) или приобретёнными условными (пищевые рефлексы рыб, которые формируются при кормлении в одно и то же время).
Ил. 164. Таксис амёбоцитов
Ил. 165. Безусловный защитный рефлекс гидры
Таксисы и рефлексы являются постоянными составляющими поведения животных. Если рефлексы обусловливают возникновение и ход биологической реакции животного, то таксисы обеспечивают её направленность. Например, появление крачки с кормом включает реакцию птенцов (безусловный пищевой рефлекс), а чёрный кончик их красного клюва направляет реакцию этих птенцов на его клюв (положительный фототаксис).
Ил. 166. Формы раздражимости у птенцов крачки
Итак, биологическими реакциями животных на воздействие факторов являются взаимосвязанные таксисы и рефлексы.
Каково значение органов чувств для организма животных?
ОРГАНЫ ЧУВСТВ — анатомические образования организма животных, воспринимают информацию из внешней или внутренней среды. Эта информация поступает в виде воздействий звука, света, химических соединений и является важной для запуска и прекращения различных биологических реакций.
Основными органами чувств у животных являются органы зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Для подвижных животных большое значение имеют органы равновесия. У отдельных групп животных могут быть специфические органы чувств, связанные с их образом жизни. Так, у рыб есть боковая линия, у ямкоголовых змей — органы восприятия тепловых лучей, у дельфинов и кашалотов — органы восприятия отражённых звуков.
Каково же значение органов чувств для животных?
Отличать свет от темноты позволяют примитивные органы зрения, которыми являются светочувствительные ячейки (медузы, плоские свободноживущие черви). Различать силу и направление света, улавливать перемещение объектов позволяют простые глаза (пауки). Сложные глаза насекомых, головоногих моллюсков и позвоночных животных уже различают форму, объём и цвет объектов. Благодаря органам зрения животные ориентируются в среде, успешно добывают пищу в светлое время суток и защищаются от врагов.
Звук — колебания воздушной или водной среды, твёрдого субстрата — играет в жизни животных двойную роль. С одной стороны, это сигнал об опасности, а с другой — это способ общения. Звуковоспринимающие органы есть уже у медуз. У них эти органы воспринимают низкочастотные колебания и позволяют «предвидеть» бурю. Восприятие и воспроизведение звуков хорошо развиты у членистоногих, в частности у насекомых. Их органы слуха могут быть размещены на ногах, брюшке, усиках. Наибольшее значение имеет орган слуха для наземных позвоночных, поэтому у них наблюдается усложнение слуховой системы: у амфибий появляется барабанная перепонка, у рептилий — наружный слуховой проход, у некоторых птиц и млекопитающих — наружное ухо, у млекопитающих — уже есть все три слуховые косточки.
Чувствительность к химическим раздражителям является одним из древнейших видов чувств. У животных её обеспечивают органы обоняния и вкуса, которые играют важную роль в поисках пищи и особей другого пола, распознавании особей своего вида, спасении от хищников и вредных воздействий. Среди наземных беспозвоночных наиболее развиты органы химического чувства у членистоногих, особенно у насекомых, а среди позвоночных — у млекопитающих.
Механические воздействия среды (прикосновение, давление, вибрация) у беспозвоночных воспринимают чувствительные образования на покровах в виде ресничек, волосков, усиков, а у позвоночных — рецепторы кожи (воспринимают прикосновения, температуру и болевые воздействия).
Итак, информация среды очень разнообразна, поэтому разнообразны и органы чувств у животных.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Самостоятельная работа с иллюстрациями
1. Рассмотрите речного рака (1) и определите название, особенности и расположение органов зрения, осязания, обоняния.
2. Рассмотрите судака обыкновенного (2) и определите название, особенности и расположение органов зрения, обоняния, вкуса и боковой линии.
3. Заполните таблицу.
Название органов чувств | Рак речной | Судак обыкновенный |
Органы зрения | ||
Органы обоняния | ||
Органы вкуса | ||
Органы осязания |
4. Сформулируйте вывод.
Учимся познавать
Мини-проект «Как видят животные?»
На протяжении веков люди даже не догадывались, как видят мир животные. Но сегодня наука даёт нам возможность заглянуть в удивительный мир разнообразия органов зрения животных. Воспользуйтесь правилом-ориентиром (см. приложение) для создания мини-проекта и на примере предложенных шести животных (кот, лошадь, стрекоза, голубь, обезьяна, змея) или животных, которых вы выберете самостоятельно, опишите возможности органов зрения животных.
РЕЗУЛЬТАТ
Оценка | Вопросы для самоконтроля |
1-6 | 1. Что такое раздражимость? 2. Каково значение раздражимости? 3. Назовите основные формы раздражимости животных. 4. Приведите примеры таксисов и рефлексов животных. 5. Что такое органы чувств? 6. Назовите основные органы чувств животных. |
7-9 | 7. Каковы особенности раздражимости животных? 8. Каковы особенности таксисов и рефлексов? 9. Каково значение органов чувств для организма животных? |
10-12 | 10. Дайте характеристику органов чувств разных групп животных на примере конкретных представителей |
Ответ §13. Координация и регуляция
РАЗМЕЩЕНИЕ102) Дайте определение
Ответ: Раздражимость – это способность организмов реагировать на воздействие окружающей среды.
103) Какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы животного организма?
104) Дайте определения и приведите примеры
-
Ответ: Рефлекс – это стереотипная реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы.
Примеры: дыхание, пищеварение.
Инстинкт – это врожденный комплекс видовых определенных реакций на раздражение окружающей среды.
Примеры: материнский инстинкт, инстинкт самосохранения.
105) Рассмотрите рисунки. Напишите типы нервных систем животных, изображенных на рисунках, и подпишите части нервных систем (где это возможно).
-
Ответ:
106) Рассмотрите рисунок. Подпишите отделы нервной системы позвоночного животного (лягушки).
-
Ответ:
107) Объясните, с развитием какой системы связано более сложное поведение птиц по сравнению с рыбами, земноводными и пресмыкающимися
108) Рассмотрите рисунок головного мозга млекопитающего. Напишите названия структур, обозначенных цифрами
-
Ответ: 1 – передний мозг
2 – средний мозг
3 – задний мозг
109) Чем эндокринная регуляция отличается от нервной?
-
Ответ: Нервная система получает импульсы и выдает ответную реакцию, а эндокринная в ответ на импульс выделяет секрет.
110) Сравните регуляцию процессов жизнедеятельности у растений и животных. В чем их сходство и различия?
111) Как ростовые вещества влияют на жизнедеятельность растений?
-
Ответ: Ростовые вещества – это органические соединения, способствующие активации биохимических процессов в клетках растений, регенерации и образованию корневой системы.
112) Вставьте пропущенные буквы
-
Ответ: Раздражимость, возбуждение, инстинкт, гармон, гипофиз, нейрон.
Раздражимость растений | Биология. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест
Тема: Раздражимость и движение растений
Одним из основных свойств живых организмов является раздражимость. Раздражимость — свойство, присущее как животным, так и растениям. Это было впервые подчеркнуто Ч. Дарвином, им же было разработано учение о раздражимости растений. Воспринимая разнообразные влияния окружающей среды, растительные организмы реагируют на них различными способами (усилением интенсивности обмена, ускорением движения протоплазмы, ростовыми и другими движениями).
Воспринимают раздражения все растительные клетки высшего растения, но особенно высокой чувствительностью обладают клетки верхушек (конуса нарастания) стебля и корня. Воспринятое клетками раздражение передается по растению другим клеткам и тканям по протоплазматическим тяжам плазмодесмам, а затем уже следует ответ растения как целого на раздражение. Материал с сайта http://worldofschool.ru
При раздражении возбужденная часть растения приобретает отрицательный заряд по отношению к невозбужденному участку. В результате между обоими участками возникает электрический ток (биоэлектрический потенциал). Особенно быстро передаются раздражения по проводящим путям (сосудисто-волокнистым пучкам) и сравнительно медленно по паренхимным клеткам. Скорость распространения раздражения по растению составляет десятки микрон в секунду. Реакции раздражения протекают за счет энергии, накопленной растением в виде тех или иных химических соединений. Если растение раздражать несколько раз подряд, то оно перестает реагировать на раздражение, так как израсходует имеющийся у него запас энергии. Реагировать на новое раздражение оно станет только тогда, когда восстановит свой энергетический уровень. Если стыдливую мимозу, которая складывает свои листочки при прикосновении к ней, раздражать несколько раз подряд, то она перестает на некоторое время реагировать на раздражение. Небольшие раздражения вызывают стимуляцию (усиление), а сильные раздражения, наоборот, угнетают жизнедеятельность растения.
Из изложенного ясно, что раздражимость является одной из основных форм связи растения с окружающей его средой.
На этой странице материал по темам:Растения. раздражимость
Раздражимость растений
Свойство растений раздражимость фото биология
Краткое сообщение раздражение у растений
Тест по биологии Свойства живого 5 класс
Тест по биологии Свойства живого для учащихся 5 класса с ответами. Тест состоит из двух вариантов в каждом по 5 заданий.
1 вариант
1. Все живые организмы способны к
1) неограниченному росту
2) полету
3) питанию готовыми питательными веществами
4) обмену веществ
2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы,
1) состоят из химических элементов
2) имеют клеточное строение
3) способны к пассивному движению
4) имеют цвет
3. Раздражимость — это
1) способность реагировать на изменения в окружающей среде
2) выделение ненужных веществ
3) поступление в организм воздуха
4) поступление в организм питательных веществ
4. Питание — это
1) способность реагировать на изменения в окружающей среде
2) поступление в организм питательных веществ
3) поступление в организм воздуха
4) выделение ненужных веществ
5. Часть организма, выполняющая в нем свою особую функцию, называется
1) объект
2) предмет
3) орган
4) органоид
2 вариант
1. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы
1) состоят из химических веществ
2) имеют вес
3) способны к обмену веществ
4) имеют форму
2. Способность организмов к воспроизведению себе подобных называется
1) обмен веществ
2) рост
3) размножение
4) развитие
3. Рост живых организмов — это
1) приобретение ими новых свойств
2) увеличение размеров их тела
3) способность к воспроизведению себе подобных
4) способность реагировать на изменения в окружающей среде
4. Развитие живых организмов — это
1) приобретение новых свойств
2) выделение ненужных веществ
3) способность усваивать полезные вещества
4) поступление в организм воздуха
5. Органом называется
1) способность организма реагировать на изменения окружающей среды
2) обмен веществ и энергии
3) способность организма приобретать новые свойства
4) часть организма, выполняющая в нем особую функцию и имеющая определенное строение
Ответы на тест по биологии Свойства живого
1 вариант
1-4, 2-2, 3-1, 4-2, 5-3
2 вариант
1-3, 2-3, 3-2, 4-1, 5-4
Раздражительность — Биология Trpoism — StOP! Learn
Раздражительность — это способность организма воспринимать изменения во внутренней и внешней среде или раздражителях и реагировать на них. Стимул — это изменение состояния, которое вызывает изменение деятельности организма или части его тела. Стимул может быть внешним или внутренним. Внешние раздражители — это те факторы окружающей среды, которые вызывают реакцию. Организмы реагируют на стимул тремя способами, а именно тактической, настической и трофической реакцией.
Тактический ответ или такси — это направленный тип ответа или движения, при котором весь организм перемещается из одного места в другое в ответ на внешние раздражители, такие как свет, температура, вода или определенные химические вещества. Таким образом, ответ считается направленным и положительным, если организм движется к стимулу, или отрицательным, если он удаляется от стимула.
— Фототакси — это реакция на изменение интенсивности света
— Химиотакси — это реакция на изменение концентрации химического вещества
— Аэротакси — это реакция на изменение концентрации кислорода
— Осмотаксис — это реакция на изменение осмотического состояния
— Реотаксис — это реакция на изменение направления потока жидкости e.г.
Настическая реакция или настизм: это тип реакции, при которой часть растения движется в ответ на ненаправленный раздражитель, такой как изменения интенсивности света, температуры и влажности.
Настические движения разнообразны по своей природе и могут быть результатом искривления роста или внезапных изменений тугора.
Настические реакции обычно описываются в соответствии с вызывающим их стимулом.
(i) Никтинастия — это реакция на изменение дневных и ночных условий (температуры) или света e.г.
— Открытие лепестков подсолнечника на свету и закрытие в темноте
— Закрывание цветка ипомеи при низкой интенсивности света
(ii) Хаптонастия — это реакция на контакт или прикосновение
— Зависание листка мимозы при прикосновении.
— Закрытие листочка яркого дерева.
— Резкое движение частей цветка во время механизма опыления и движения листьев насекомоядных растений
(iii) Hydronasty — это реакция на изменения влажности
(iv) Chemonasty — это реакция на присутствие химического вещества
youtube.com/embed/J9D8a7lHZSQ?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>
Это тип реакции, при которой часть растения движется в ответ на направленный стимул.
Тропизм — это движение роста, названное в соответствии со стимулом, например фототропизм, гидротропизм, хемотропизм, гаптотропизм или тигмотропизм, геотропизм.
Фототропизм — это движение роста в ответ на свет, поэтому направление движения роста зависит от направления света. Побег растения положительно фототропный.
Эксперимент
Цель: показать, что побеги обладают положительной фототрофностью
Требуемый материал: две коробки, саженец, растущий в горшке, нож, алюминиевая фольга
Процедура: Две коробки расположены надлежащим образом.Некоторые семена ферментирующих бобов помещают в два ящика с вырезанным на одном конце отверстием. Ящик A содержит нормальные саженцы, а B — саженцы с алюминиевыми крышками. Внутренняя часть каждой коробки окрашена в черный цвет для предотвращения отражения света. Весь эксперимент помещается в окно и наблюдается в течение нескольких дней
Наблюдение : будет наблюдаться изгиб побега саженца в ящике А в сторону источника света, а в ящике Б — нет
Заключение : Поскольку ростки проростков наклоняются к свету, это показывает, что они являются положительно фототрофными.
Геотропизм : Это реакция на силу тяжести.Побег растения отрицательно геотропный, а корень положительно геотропный.
Эксперимент
Цель: показать, что корни растений положительно реагируют на силу тяжести
Требуемый материал : Саженцы фасоли, штифты и клиностат
Процедура : Отобрать шесть одинаковых саженцев с прямыми корешками и перьями. Приколите три саженца к поворотной части клиностата так, чтобы они располагались горизонтально. В реальном эксперименте не позволяйте телеграфу вращаться, чтобы он мог воспринимать гравитационное воздействие с одного направления.Прикрепите оставшиеся три саженца к другому клиностату таким же образом, но позвольте поворотному устройству медленно вращаться так, чтобы саженцы получали стимул силы тяжести одинаково со всех сторон (для использования в качестве контрольного эксперимента)
Наблюдение : на неподвижных сеянцах , плюмы будут изгибаться и расти вертикально вверх, в то время как корешки будут изгибаться и расти вертикально вниз. Но сеянцы во вращающемся клиностате будут продолжать расти горизонтально.
Результат : Перышко отреагировало на одностороннюю гравитацию, отрастя от него i.е. они отрицательно геотропны. Однако корешки (корень) ответили ростом в направлении стимула, то есть они положительно геотропны.
Заключение : Это показывает, что корни растений имеют положительную геотропность.
Гидротропизм : Это реакция на источник воды. Корни растений всегда будут расти к источнику воды
Хемотропизм — это реакция растения на концентрацию химического вещества, например. корни положительно реагируют на присутствие соли, особенно соли кальция, но отрицательно на щелочную или кислотную концентрацию.
Гаптротропизм / (тигмотропизм) — это реакция растения на контакт, характерная для усиков и других органов, с помощью которых растение обеспечивает опору. Усики положительно реагируют на прикосновение, мигая вокруг опоры, в то время как корни, с другой стороны, демонстрируют отрицательную реакцию на прикосновение, отрастая от камней.
Травмотропизм : реакция на ранение. Некоторые корни имеют искривление в результате повреждения с одной стороны, причем искривление всегда идет в сторону от травмированной стороны.
Термотропизм : реакция на тепло
Реотропизм это реакция на течение воды
Мы заинтересованы в продвижении БЕСПЛАТНОГО обучения. Расскажите своим друзьям о Stoplearn.com. Нажмите кнопку «Поделиться» ниже! Загрузите наше бесплатное приложение для Android Mobile : Сохраните свои данные при использовании нашего бесплатного приложения. Нажмите, чтобы загрузить приложение StopLearn. Выполни свое задание : Находите вопросы в конце каждого урока. Обсуждайте свои ответы на этом форуме. Для размещения рекламы / партнерства напишите ask @ stoplearn.com СвязанныеЧто такое определение раздражительности в биологии?
Медицинское определение раздражительности 1: свойство протоплазмы и живых организмов, позволяющее им реагировать на раздражители . 2а: быстрое возбуждение до раздражения, нетерпения или гнева. b: ненормальная или чрезмерная возбудимость органа или части тела (например, желудка или мочевого пузыря)
Что такое раздражительность в терминологии биологии?
Определение.(физиология) Способность клетки получать раздражитель и реагировать на него. (патология) Чрезмерная чувствительность органа или части тела к раздражителю; чрезмерная восприимчивость к воздействию раздражителя. (общий) Качество или состояние раздражительности.
Какой пример раздражительности в биологии?
Раздражительность означает, что организм может ощущать окружающую среду и реагировать на нее. Некоторые растения проявляют раздражительность в виде движения; примерами могут быть закрытие ловушек на ловушке для мух Венеры или движение листьев чувствительного растения.
Что такое раздражительность клеток?
Раздражительность или чувствительность — это способность клетки реагировать на раздражители. Все живые существа реагируют на раздражители. Изменение активности клетки известно как ее ответ на раздражитель. Клетка реагирует на изменения как внешне, так и внутренне.
Что такое раздражительность в 11 классе биологии?
Раздражительность: способность организма реагировать на раздражители определенным образом, известная как раздражительность.Стимул — это любое изменение окружающей среды, на которое реагируют организмы.
Что такое раздражительность в ботанике?
Раздражительность — это возбудительная способность живых организмов реагировать на изменения в окружающей их среде. Этот термин используется как для физиологической реакции на раздражители, так и для патологической, ненормальной или чрезмерной чувствительности к раздражителям.
Какое определение является раздражительным?
: способен раздражаться: например. а: легко приходит в ярость или возбуждение; становится раздражительным, когда он устает.б: реагирует на раздражители.
Что такое раздражительность в нервной системе?
Аннотация. Раздражительность — это стойкое и неприятное настроение, характеризующееся низкой терпимостью к фрустрации, враждебностью, импульсивностью и агрессией. Это может быть нормальная реакция на стресс или отражать значительную дисфункцию центральной нервной системы (ЦНС), например, деменцию.
Что подразумевается под раздражительностью мышцы?
Нормальный ответ мышцы на раздражитель.
Что такое раздражительность и возбудимость?
Как существительные разница между возбудимостью и раздражительностью.состоит в том, что возбудимость — это (бесчисленное множество) состояние возбудимости, в то время как раздражительность — это состояние или качество раздражительности; быстрая возбудимость; раздражительность; капризность; как, раздражительность нрава.
Что такое раздражительность в психологии?
Раздражительность часто описывают как черту характера. В частности, это измерение личности, характеризующееся склонностью к гневу и реакцией на незначительные провокации и разногласия (Caprara et al., 1985). Это отличается от гнева, который является аффективным состоянием, и реактивной агрессии, которая представляет собой поведение.
Что вызывает мою раздражительность?
Многие факторы могут вызывать раздражительность или способствовать ей, включая жизненный стресс, недостаток сна, низкий уровень сахара в крови и гормональные изменения. Сильная раздражительность или чувство раздражительности в течение длительного периода иногда могут указывать на основное заболевание, такое как инфекция или диабет.
Чем объяснить раздражительность?
Раздражительность — это чувство возбуждения. Хотя некоторые описывают «возбуждение» как более серьезную форму раздражительности.Независимо от того, какой термин вы используете, когда вы раздражительны, вы, скорее всего, легко расстроитесь или расстроитесь. Вы можете испытать это в ответ на стрессовые ситуации.
Что такое раздражительность у Гримнера?
Раздражительность. способность обнаруживать раздражение и реагировать на него. движение.
Что такое тест на раздражительность?
Определите раздражительность. Способность ОБНАРУЖАТЬ и ОТВЕТИТЬ на СТИМУЛЫ.
Раздражительность — определение и значение
Я так устал, что с трудом могу держать глаза открытыми, а раздражительность просто поразительна.
Беременность. Отстой. | Ее плохая мать
Они могут включать: затрудненное дыхание, потливость во время кормления грудью или бутылочку, плохое увеличение веса раздражительность , вялость или невосприимчивость (ребенок кажется «не в себе»)
Кардиомиопатия
Его раздражительность настолько ужасна для политики, что едва они становятся предметом обсуждения, как они бросают на его лицо выражение человека, который собирается защищаться от убийц!
Можжевельник-холл: встреча некоторых выдающихся личностей во время Французской революции, включая Александра Д’Арбле и Фанни Берни
Тем не менее к тем слабым привычкам с бледной кожей и большими зрачками глаз, степень раздражительности которых меньше, чем требует здоровье, как у золотулезных, истерических и чахоточных конституций,
Примечание VII
А в 1752 году он описал сто девяносто экспериментов по определению, какие части тела обладают « раздражительностью, », то есть свойством сокращаться при стимуляции.
История науки: в пяти томах. Том IV: Современное развитие химических и биологических наук
раз на холодном воздухе, сенсорная сила раздражительности накапливается, и они становятся сильнее.
Примечание VII
Это полностью моя собственная теория, но, наблюдая за отлучением кошки от груди, я подозреваю, что эта раздражительность характерна для всех млекопитающих.
»Отлучение, частичное отлучение и смешанные чувства Strocel.com
Сопровождающая раздражительность было недомоганием, не имевшим ничего общего с пропуском моей ежедневной дозы кофе.
2008 27 марта «Ссылка на Девятой улице
Сопровождающая раздражительность было недомоганием, не имевшим ничего общего с пропуском моей ежедневной дозы кофе.
К содержанию моей жизни нет приложения (часть 2) «Изгнание на Девятой улице
Сопровождающая раздражительность было недомоганием, не имевшим ничего общего с пропуском моей ежедневной дозы кофе.
Март 2008 г. «Ссылка на Девятой улице
»Что такое раздражительность как свойство живых существ? — Restaurantnorman.com
Что такое раздражительность как свойство живых существ?
Раздражительность — это характеристика живых организмов, когда они осознают и могут реагировать на раздражители, которые имеют тенденцию нарушать устойчивое состояние или гомеостаз, которые все организмы предпочитают для поддержания жизни.
Как животные проявляют раздражительность?
Раздражительность растений и животных — это реакция на любую опасность, выпас скота или другие изменения окружающей среды.В опасном состоянии животное может проявлять реакцию борьбы и бегства. Растения проявляют тигмонастический эффект и в ответ на прикосновение скручивают листья.
На что похоже раздражительность?
Раздражительность — это чувство возбуждения. Хотя некоторые описывают «возбуждение» как более серьезную форму раздражительности. Независимо от того, какой термин вы используете, когда вы раздражительны, вы, скорее всего, легко расстроитесь или расстроитесь. Вы можете испытать это в ответ на стрессовые ситуации.
Что такое раздражительность у растений?
(также возбудимость), свойство внутриклеточных образований, клеток, тканей и органов реагировать на различные факторы внешней и внутренней среды посредством структурных и функциональных изменений. Растения могут реагировать на множество агентов.
Какое значение имеет воспроизводство живых организмов?
Репродукция — это процесс, с помощью которого родители производят новых особей. Процесс воспроизводства гарантирует, что растения или животные не исчезнут с Земли.Этот процесс очень важен для поддержания стабильности в экосистеме и для продолжения жизни на Земле.
Что такое размножение и почему оно важно для живых организмов?
Размножение — это биологический процесс получения потомства, идентичного своим родителям. Каждый живой организм, существующий на этой планете — растение, животное или другой живой организм, подвергается воспроизводству, чтобы продолжить свое происхождение. Значение воспроизводства включает: Помогает в поддержании количества видов.
Какое значение имеет пища для живых организмов?
Организмам необходимо принимать пищу, чтобы получать энергию и выполнять жизненные процессы. Живой организм претерпевает множество жизненных процессов, таких как питание, дыхание, пищеварение, транспортировка, выделение, кровообращение и размножение. Для выполнения всех этих жизненных процессов организму необходимы энергия и питательные вещества.
Как вы думаете, цель воспроизведения?
Размножение, процесс, посредством которого организмы воспроизводят себя.В общем смысле воспроизводство — одно из важнейших понятий в биологии: оно означает создание копии, подобия и, таким образом, обеспечение продолжения существования видов.
Как воспроизводство поддерживает жизнь?
Размножение осуществляется различными живыми организмами для сохранения своего вида. Размножение важно для выживания всего живого. Без механизма воспроизводства жизнь подошла бы к концу. Размножение помогает поддерживать надлежащий баланс между различными биотическими составляющими экосистемы.
Построение определения раздражительности на основе академических определений и непрофессиональных описаний
Реферат
Текущая работа строит определение раздражительности как с академической точки зрения, так и с точки зрения непрофессионала. В исследовании 1 количественный анализ содержания академических определений привел к восьми основным категориям содержания (т. Е. Поведение, эмоция или аффект, познание, физиологические, квалификаторы, раздражитель, стабильность или выносливость и другие). В исследовании 2 выборка из 39 взрослых участвовала в качественных интервью.Дедуктивный тематический анализ привел к двум основным темам. Первая основная тема касалась того, как участники позиционируют раздражительность по отношению к другим негативным состояниям. Второй был посвящен тому, как участники конструировали раздражительность как потерю контроля и как опыт, который следует контролировать. Обсуждение объединяет результаты обоих исследований и дает краткое, но исчерпывающее определение.
Ключевые слова: аффект, определение, интервью, раздражительность, раздражение, качественный
Введение
Раздражительность — нормальная, но отталкивающая реакция, которую большинство людей будет испытывать хотя бы изредка в течение своей жизни.Это может быть вызвано целым рядом повседневных неприятностей, включая плохой ночной сон, застревание в пробке или разногласия с любимым человеком. Хронически высокий уровень раздражительности также может указывать на основное соматическое или психическое расстройство (Fava et al., 2010; Yang, Hua, Lin, Tsai, & Huang, 2012). Независимо от причины хронически повышенная раздражительность и / или частые эпизоды раздражительности могут вызвать межличностный конфликт, разрушить супружеские отношения и снизить общее качество жизни человека и окружающих (Fava et al., 2010; Сахл, Коэн и Даш, 2009 г .; Stringaris, Cohen, Pine, & Leibenluft, 2009).
Растущее количество данных о распространенности и влиянии раздражительности у здоровых и больных людей вызвало повсеместные призывы к дальнейшим исследованиям причин, последствий и методов лечения раздражительности (DiGiuseppe & Tafrate, 2007; Fava et al., 2010). Однако значительная неоднородность нынешних определений раздражительности препятствует прогрессу исследований в этой области. Одна из серьезных проблем заключается в том, что существующие определения обычно не позволяют отличить раздражительность от связанных конструктов, таких как гнев, агрессия и враждебность.Самая последняя версия Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам не является исключением, в котором раздражительность описывается как «постоянный гнев, тенденция реагировать на события вспышками гнева или обвинением других, преувеличенное чувство разочарования по второстепенным вопросам» (American Психиатрическая ассоциация [APA], 2013, стр. 163). Исследователи также не пришли к единому мнению о том, в какой степени раздражительность является многогранной конструкцией. Некоторые подчеркивали необходимость учитывать эмоциональные, физиологические, когнитивные и поведенческие аспекты раздражительности (Born & Steiner, 1999; Craig, Hietanen, Markova, & Berrios, 2008), в то время как другие сосредотачивались исключительно на одном аффективном измерении (DiGuiseppe). И Тафрат, 2007).
Целью настоящего исследования было выработать определение конструкта раздражительности, которое включало бы непрофессиональное понимание опыта с установленными академическими определениями. Были использованы два различных, но дополняющих друг друга методологических подхода. В исследовании 1 мы провели систематический обзор и анализ содержания академических определений раздражительности, которые предлагались за последние три с половиной десятилетия. В исследовании 2 мы использовали качественные интервью, чтобы изучить понимание непрофессионалами концепции раздражительности.Это первый случай, когда глубинные интервью были использованы для изучения опыта раздражительности у разнообразной выборки взрослых, проживающих в сообществах. Результаты каждого исследования были проанализированы независимо, а затем тщательно интегрированы для выработки определения раздражительности, представляющего как академическую, так и непрофессиональную точку зрения.
Исследование 2
Исследование 2: Метод
Выборка, набор и сбор данных
Выборка сообщества была набрана из Гвельфа, Онтарио и Келоуна, Британская Колумбия.Участники были проинформированы об исследовании с помощью рекламных плакатов, размещенных в различных общественных местах. Участники имели право на участие, если они были старше 18 лет, свободно говорили по-английски и испытывали раздражительность в течение последних 2 недель. Мы приняли целенаправленную стратегию выборки, предварительно проверив потенциальных участников по телефону, чтобы добиться максимального разброса по возрасту, полу, этнической принадлежности, физическому и психическому здоровью. В 2010 году было проведено 39 интервью (23 женщины). Дается подробное описание демографических данных. Шестнадцать участников сообщили по крайней мере об одном психическом заболевании, включая депрессию ( n = 10), биполярное расстройство ( n = 4), шизофрению ( n = 2), социальную тревогу ( n = 2), СДВГ ( n = 2) и посттравматическое стрессовое расстройство ( n = 1). Пятнадцать участников сообщили по крайней мере об одном физическом состоянии, наиболее распространенными из которых были хроническая боль ( n = 9), диабет ( n = 3) и артрит ( n = 2). Гепатит С, синдром хронической усталости, эндометриоз, проблемы с щитовидной железой, сердечное заболевание, гипертония, апноэ во сне и постоянная инвалидность (причина не указана) были зарегистрированы одним участником, соответственно.
Таблица 1
Демографические данные участников ( N = 39).
Переменная | N | % от общего количества N | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Возраст | ||||||||
19–29 | 14 | 14 | 35,8 | |||||
40 с | 6 | 15,4 | ||||||
50 с | 7 | 17. 9 | ||||||
60-е годы | 4 | 10,3 | ||||||
Семейное положение | ||||||||
Холост | 17 | 43,6 | ||||||
В браке / гражданском праве | 5 | 12,8 | ||||||
Овдовевшие | 2 | 5,1 | ||||||
Прочие | 2 | 5,1 | ||||||
1 | ||||||||
1-2 | 9 | 23,1 | ||||||
3–4 | 4 | 10,3 | ||||||
Занятость a | ||||||||
Полная занятость | 8 | 20,5 | ||||||
В отпуске по болезни / инвалидности | 6 | 15,4 | ||||||
Студент | 6 | 15. 4 | ||||||
Пенсионеры | 4 | 10,3 | ||||||
Этническая принадлежность a | ||||||||
Европейский (белый) | 29 | 74,4 | ||||||
74,4 | 903 Южная Азия | 1 | 2,6 | |||||
Другое | 6 | 15,4 | ||||||
Сексуальная ориентация | ||||||||
Гетеросексуальная | 38 | 97. 4 | ||||||
Гей / лесбиянка | 1 | 2,6 | ||||||
Образование | ||||||||
Некоторая средняя школа | 5 | 12,8 | ||||||
Окончил среднюю школу (12/392 | ) 10,3 | |||||||
Некоторые колледжи / университеты | 15 | 38,5 | ||||||
Колледж / университет | 12 | 30,8 | ||||||
Ученая степень | 3 | 7. 7 | ||||||
Доход a | ||||||||
0–19,999 | 20 | 51,3 | ||||||
20,000–39,999 | 7 | 10392 | 17,9 | |||||
60,000–79,999 | 1 | 2,6 |
Интервью проводились одним из двух обученных младших научных сотрудников (один мужчина и одна женщина) и записывались на звук для последующей расшифровки. Интервью длились от 35 минут до 2 часов. Участников попросили описать, что для них означает раздражительность, и два или более недавних личного опыта воспринимаемой раздражительности. Это исследование было одобрено с этической точки зрения Гвельфским университетом и Университетом Британской Колумбии — Оканаган.
Анализ интервью
Был проведен дедуктивный тематический анализ (Braun & Clarke, 2006). Интервью были записаны дословно и прочитаны несколько раз, чтобы выявить основные проблемы.Два автора (PB и SH) регулярно встречались для обсуждения этих вопросов и согласования основных категорий. Ассистенты-исследователи отслеживали и подкодировали эти категории в каждом интервью с помощью Nvivo 9 (QSR International, 2010). В этой статье мы сосредотачиваемся на подмножестве кодов, связанных с явными определениями участников раздражительности и их описаниями способов, которыми раздражительность проявлялась.
Исследование 2: выводы
Все участники попытались дать четкое определение; однако многим это показалось трудным. Некоторые заявили о своей трудности. «Трудно выразить словами» (P9). Некоторые участники дискурсивно продемонстрировали свои трудности, используя в качестве определения вариант термина «раздражительность» (например, «Когда я раздражаюсь, меня легко раздражать», P13). Другие продемонстрировали свою дискурсивную трудность, изменив свое определение в ходе интервью.
Вопреки трудностям, с которыми участники столкнулись при формулировании четкого определения раздражительности, они продемонстрировали относительную дискурсивную легкость, описывая примеры раздражительности.Анализ явных определений и описаний раздражительности участниками привел к выявлению двух основных тем: (а) раздражительность и различные негативные аффективные состояния и (б) контроль , а также ряд подтем.
Основная тема 1: Раздражительность и различные негативные аффективные состояния
Эта основная тема отражает способы, которыми участники дискурсивно конструировали отношения между раздражительностью и различными негативными аффективными состояниями (см. ).
Связь между раздражительностью и различными негативными аффективными состояниями.
Подтема 1: Синонимы раздражительности
Все участники приравняли понятие раздражительности по крайней мере к одному негативному аффективному состоянию. Наиболее распространенными синонимами были « гнев, », « разочарование, » и « раздражение, ». Многие участники поначалу сравнивали раздражительность с гневом, но по ходу интервью они разъяснили, что они имели в виду, используя наречия (напр.g., «мягкий» [гнев]) и фразы наречия (например, «менее жестокий» [гнев]), чтобы преуменьшить изменчивые коннотации. Наречия также использовались (в меньшей степени) с другими синонимами (например, «слегка» [взволнованный]). В отличие от разговоров, которые преуменьшают значение синонимов для раздражительности , некоторые из негативных аффективных состояний раздувались наречиями, чтобы усилить их значение (например, « действительно» [расстроен], « сильно» [взволнован]).
Подтема 2: Размещение раздражительности в континууме
Многие участники неявно относили раздражительность к континууму: «Раздражительность — это подготовка к гневу» (P23).Однако некоторые участники сделали более явные ссылки на континуум. «Раздражительность перешла в разочарование, разочарование перешло в гнев» (P31).
При этом участники представили раздражительность как особое место в ряду отрицательных эмоций. То есть произошел эмоциональный процесс, в котором эти участники «довели» до переживания раздражительности, а в некоторых случаях прошли мимо него.
Подтема 3: Кумулятивный эмоциональный процесс
Идея о том, что раздражительность — это процесс, также была очевидна в описаниях участников кумулятивного эффекта.То есть небольшие источники раздражения могут перерасти в более сильное чувство. Этот процесс подъема на более высокий уровень интенсивности иногда описывался как раздражительность, а иногда описывался как ведущий с к раздражительность.
Думаю, я обнаружил, что когда я раздражаюсь, для меня это означает, что я имею в виду, что я, вероятно, со временем уйду… вроде как мелочь, которая постоянно вас беспокоит, пока вы, наконец, не взорветесь. (P6)
Основная тема 2: Контроль
Рассуждения участников о контроле в отношении раздражительности широко распространены в данных (почти 90% участников упомянули контроль; n = 35/39).
Подтема 1: Ощущение потери контроля над эмоциями
Многие участники сказали, что они не хотят чувствовать раздражение, но они чувствовали потерю контроля над своими эмоциями в некоторых ситуациях.
Как будто что-то действительно раздражает, раздражает вас, и тогда трудно не отреагировать. Но ты не хочешь на это реагировать. Вы хотите быть спокойным, но если это что-то действительно действует вам на нервы, это меня очень расстраивает, потому что я чувствую себя действительно раздраженным, но я не могу, не хочу выражать это. (P38)
В дополнение к конкретному разговору о чувстве потери контроля над своими эмоциями, эта потеря контроля также была очевидна в разговоре участников о склонности к раздражению и отсутствии оправдания для чувства раздражения. Был ряд причин, по которым участники считали, что они склонны к (и не могут контролировать) чувство раздражительности, например, физические (например, боль, диабет) и психические (например, биполярное расстройство, шизофрения) проблемы со здоровьем.Кроме того, некоторые участники полагали, что они могут просто находиться в определенном настроении, которое увеличивает вероятность раздражительности. Например, несколько участников говорили о том, что у них был «один из тех дней», когда они были склонны чувствовать раздражение из-за раздражителей, которые обычно их не беспокоят.
Также в связи с ощущением потери контроля над раздражительностью, участники часто говорили о чувстве неоправданности своего раздражения. Например, P10 сказал: «Я считаю периоды раздражительности, когда вы сердитесь на вещи, на которые не должны сердиться. В этих случаях необоснованной раздражительности участники часто отмечали, что они не могут контролировать свои чувства. Например, P-12 рассказывала о том, как брала свою пожилую мать по делам и как эти прогулки часто приводили к «очень быстрому раздражению». Она подчеркнула неоправданный характер своей раздражительности, подчеркнув хорошие качества матери и отметив, что мать не делала ничего, чтобы спровоцировать ее раздражительность.
Подтема 2: Автоматические физиологические реакции
Все участники описали некоторый тип неприятной физиологической реакции, связанной с раздражительностью, которая часто была автоматической и воспринималась как находящаяся вне их контроля.Физические ощущения, описанные участниками, были относительно однородными: учащенное сердцебиение, ощутимое повышение температуры тела, покраснение лица, стеснение или напряжение во всем теле, а также чувство тошноты или тошноты.
Подтема 3: Ограничение проявления раздражительности
Описание участниками вербального и невербального поведения, связанного с раздражительностью, варьировалось от едва уловимого (например, необычно тихое, хмурое, косоглазое) до очень заметного (напр. g., бросать и / или ломать предметы, кричать, хлопать дверьми). Некоторые участники говорили о мыслях об экстремальных физических реакциях; однако они быстро уточнили свои описания с заверением, что они не разыгрывали и не будут разыгрывать свои насильственные мысли, указывая на то, что они контролировали свое поведение, если не свои мысли и чувства. Участники также заявили, что то, как они выражали раздражительность, варьировалось в зависимости от контекста. Участники подчеркнули, что социальные правила и нормы на рабочем месте и в общественных местах диктуют высокую степень контроля над проявлениями раздражительности, тогда как проявления раздражительности часто более свободно проявляются в знакомой частной обстановке.
На работе нужно проявлять определенную сдержанность… Поэтому я не могу сказать: «Уходи. Ты меня сейчас чертовски раздражаешь »… так что я буду намного сдержаннее. (P13)
Разница в поведенческих реакциях участников на воспринимаемые раздражители ясно показывает, что участники в значительной степени контролируют свои действия. Потеря контроля, которая до сих пор подчеркивалась в этой теме, связана с чувством раздражения (эмоционального и физиологического) в ответ на что-то, что не может однозначно оправдать это чувство.
Подтема 4: Ощущение потери контроля над ситуацией
Последний способ, которым участники обсуждали контроль, заключался в потере контроля над источником раздражения. Участники описали множество воспринимаемых внешних раздражителей, которые были им неподвластны (например, движение, требовательный начальник). Кроме того, некоторые полагали, что их кажущаяся потеря контроля способствовала их чувству раздражительности и, в меньшей степени, их физической реакции.
Может быть, дело в контроле… может быть, это потому, что я не контролирую ситуацию.Мне нравится порядок, мне нравится, когда все работает по порядку … Это ситуация, когда вы не можете контролировать это, верно. Ты там, ты в аэропорту, тебе некуда идти … Думаю, раздражительность вызвана посторонним . .. неподконтрольным тебе. (P20)
Обсуждение
Конструкция раздражительности нелегко уловить. Это проявляется как в разнообразных определениях, которые использовались в академической литературе, так и в дискурсивных трудностях, которые проявляют участники сообщества, когда их специально просят дать определение.Тем не менее, текущая работа дает направление для все большего количества исследований раздражительности. В обоих исследованиях были общие темы, но также имелся ряд важных различий, которые способствовали более полному пониманию конструкции. В этом обсуждении мы покажем, как мы использовали результаты обоих исследований, чтобы построить новое определение раздражительности. Затем мы рассмотрим, как наше определение соотносится с предыдущими определениями и связанными конструкциями, и как его можно использовать на практике и для продвижения исследований в этой области.
Аффект
И академические определения, и описания для непрофессионалов сопоставляют раздражительность с рядом эмоций / аффектов, но гневу уделяется особое внимание. Гнев был составной частью большинства академических определений, но слово «гнев» обычно каким-то образом определялось. Точно так же участники сообщества иногда описывали раздражительность как гнев, но обычно преуменьшали значение этого опыта как нечто меньшее, чем гнев. Таким образом, гнев явно важен для понимания конструкции раздражительности, но гнева недостаточно для его описания и неточности во всех случаях.Иногда раздражительность испытывалась или определялась по отношению к чему-то, кроме гнева; в первую очередь на похожие конструкции, такие как раздражение и разочарование, но иногда и на очень разные эмоции (например, печаль и тревогу). Таким образом, определение раздражительности кажется неполным без признания отношения к гневу, но оно должно быть достаточно гибким, чтобы допускать различные переживания. В нашем определении мы следовали примеру авторов, которые использовали общие фразы, такие как «отрицательный аффект» (Smith, Houston, & Stucky, 1984), но мы также предоставили конкретные примеры, чтобы помочь читателю сориентироваться.
Внешнее выражение
В академических определениях поведенческое проявление раздражительности чаще всего описывалось как форма агрессии. Многие описывали взрывные вспышки, вспыльчивость или выраженный гнев, но ни один из них не описывал насильственную агрессию. Следовательно, хотя поведение может быть «взрывным», оно до некоторой степени неявно ограничено. Это ограничение было еще более очевидным в описаниях непрофессионалов, которые проясняют, что внешнее выражение не всегда может иметь место, а когда это происходит, его проявление чрезвычайно разнообразно.Таким образом, наше определение отмечает, что может иметь место внешнее проявление раздражительности, но не делает поведенческий компонент доминирующим элементом.
Процесс
Выступление непрофессионалов ясно показало, что раздражительность воспринимается как процесс. Они часто помещали это в континуум аффекта и говорили о кумулятивном эмоциональном процессе, в котором ряд вещей может перерасти в переживание раздражительности. Другими словами, источником раздражительности могло быть несколько факторов, а пресловутая «соломинка, которая ломает спину верблюда» могла быть довольно маленькой.Это ключевой момент, который помогает объяснить, почему раздражительность может казаться неоправданной или несоразмерной источнику. Это также несколько расходится с академическими определениями, в которых использовались такие фразы, как «вспыльчивость» (Caprara et al., 1985; Smith et al., 1984) и описывались поведенческие «вспышки» (Snaith & Taylor, 1985; Stringaris, 2011). . Наше определение пытается примирить это, описывая раздражительность как эмоциональный процесс.
Контроль
Опыт контроля был доминирующей темой в интервью.Участники явно описали чувство потери контроля над своими эмоциями, физиологическими реакциями и ситуацией, но часто очень сознательный контроль над своим поведением. Напротив, слово «контроль» используется только в четырех академических определениях для описания потери контроля над вспыльчивостью (Born & Steiner, 1999; Snaith & Taylor, 1985), гнева (Elbe & Lalani, 2012; Snaith et al. , 1978). и агрессия (Elbe & Lalani, 2012). Однако, если внимательно посмотреть на то, как участники описывали отсутствие контроля над своей раздражительностью, можно увидеть некоторое сходство между этими двумя исследованиями.Например, участники часто описывали склонность к раздражительности, что было похоже на то, как некоторые академические определения квалифицируют переживание раздражительности как предрасположенность, предрасположенность, готовность или склонность к определенной эмоции, поведению или познанию.
Основные различия здесь в значительной степени связаны с тем, что академические определения учитывают точку зрения человека, наблюдающего чью-то раздражительность (т.е., которому трудно контролировать эмоциональную реакцию, которая кажется несоразмерной непосредственному источнику). Оглядываясь назад, это очевидная разница; однако это не несущественно. Мы полагаем, что, поскольку предыдущие академические определения рассматривали опыт с точки зрения наблюдателя, они в значительной степени упускали из виду, как контроль является ключевым элементом опыта раздражительности, и, возможно, переоценивали важность взрывных вспышек и других явных поведенческих проявлений, недооценивая при этом степень, в которой поведение фактически контролируется. Наше определение делает контроль явным, и позже мы обсудим, почему это важно для измерения и лечения раздражительности.
Источник раздражительности
В некоторых академических определениях и многих непрофессиональных описаниях упоминается источник раздражительности, часто указывая на то, что источник, кажется, не оправдывает эмоциональную реакцию. Обдумывая, как включить источник раздражительности в определение, мы очень осознавали тот факт, что простое включение потенциальных источников было бы чрезвычайно критичным.Кроме того, это было бы неточно, потому что, как обсуждалось ранее, переживание раздражительности может быть кумулятивным процессом, а непосредственный источник может быть только одним из многих, вызывающих переживание раздражительности. Однако мы хотели, чтобы определение признавало, что непосредственный источник часто кажется несоразмерным индивидуальному опыту раздражительности.
Определение
При построении этого определения мы уделили особое внимание основным результатам обоих исследований и включили аффект, внешнее выражение, процесс, контроль и источник:
Раздражительность — это эмоциональный процесс, который характеризуется склонностью к негативным аффективным состояниям, таким как гнев, раздражение и разочарование, которые могут выражаться или не выражаться внешне. Раздражительность часто включает чувство, что эмоциональные реакции неоправданы или несоразмерны непосредственному источнику, но их трудно контролировать.
Связь нашего определения с предыдущими определениями раздражительности
Анализ содержания опубликованных определений раздражительности послужил основой для разработки нашего определения. Это усиливает наше определение, поскольку основывается на современном академическом понимании концепции. Таким образом, в нашем определении есть общие черты по сравнению с другими, но есть и важные отправные точки.Например, в академических определениях чаще всего используется уточняющий термин: раздражительность возникает при минимальной провокации. Это похоже на описания участниками ощущения неоправданности своей раздражительности и ощущения потери контроля. Мы решили использовать язык чувства неоправданности, потому что это учитывает точку зрения человека, испытывающего раздражительность. Это также помогает отличить раздражительность от гнева, который обычно сопровождается убеждением, что гнев оправдан и что произошел какой-то проступок. Большинство академических определений ссылаются на агрессивное поведенческое выражение раздражительности. Мы решили свести к минимуму внешнее проявление раздражительности, потому что данные нашего интервью предполагали, что поведенческие результаты часто были ограниченными. Это также помогает избежать путаницы со связанными конструкциями, такими как агрессия.
Два наиболее значительных различия в нашем определении по сравнению с предыдущими академическими определениями заключаются в том, что мы описали раздражительность как процесс, который воспринимается как трудноуправляемый.Ни в одном из рассмотренных нами определений не используется слово «процесс». Тем не менее участники, с которыми мы беседовали, часто говорили о раздражительности как о совокупном процессе, который разворачивается во времени. Отсутствие слова «процесс» в предыдущих определениях говорит о многом, и мы полагаем, что это может быть связано с акцентом на поведенческом проявлении раздражительности (которая для наблюдателя может показаться внезапной).
Идея о том, что эмоциональное переживание раздражительности трудно контролировать, также является отходом от предыдущих определений.Кто-то может возразить, что трудности с контролем эмоциональных переживаний связаны не только с раздражительностью, и что ощущение потери контроля над эмоциями может быть более важным при различении клинических и доклинических популяций. Однако в нашу выборку сообщества вошли мужчины и женщины с медицинскими или психиатрическими диагнозами и без них. Во всей нашей выборке представление о том, что человек должен уметь контролировать свое чувство раздражительности (т.
Связанные конструкции
Участники обычно использовали слово гнев, но, как мы уже утверждали, раздражительность всегда преуменьшалась как нечто меньшее, чем гнев. Наше определение ясно показывает, что гнев может быть результатом раздражительности, но отличается от нее. Есть также ряд академических терминов, связанных с раздражительностью, но которые, по нашему мнению, отличаются от предложенного нами определения. Например, черта гнева была определена как «стабильное личностное измерение склонности к гневу или тенденции испытывать государственный гнев» (Deffenbacher et al., 1996, с. 131). Подобно нашему определению, существует склонность к гневу, но мы не определили раздражительность как черту характера и оставили открытой возможность того, что раздражительность может сделать человека склонным к негативным эмоциональным переживаниям, отличным от гнева. Враждебность аналогичным образом описывается как черта характера и, таким образом, считается отличной от раздражительности (Born & Steiner, 1999). Атака гнева также связана и определяется как «быстрое начало сильного гнева и крещендо вегетативного возбуждения, которые происходят после провокации, описанной человеком как тривиальная» (Mammen et al., 1999, с. 633). Ключевое различие между приступом гнева и нашим определением раздражительности заключается в том, что раздражительность не обязательно бывает быстрой. Фактически, мы подчеркнули, что опыт может накапливаться довольно медленно. Мы также решили не включать в наше определение физиологические переживания. Они редко включались в академические определения, и хотя участники исследования рассказывали о своих физиологических реакциях, они почти всегда были ответом на прямой вопрос, а не на спонтанные описания.
Применение и будущие исследования
Объединяя академические и непрофессиональные взгляды, мы считаем, что наше определение облегчит дальнейшие исследования и обеспечит лучшее понимание раздражительности для практикующих врачей. В частности, включение контроля является новым, открывает новые вопросы для исследований и указывает на потенциальную клиническую направленность. Например, в ходе исследований можно было бы изучить, испытывают ли люди с высокой потребностью в контроле больше раздражительности, и изучить факторы, которые помогают одним людям контролировать свою раздражительность лучше, чем другим.С клинической точки зрения терапевты могут определить степень, в которой клиенты воспринимают свою раздражительность как неподвластную им. В этом отношении могут быть особенно полезными подходы, основанные на внимательности и принятии, которые культивируют чувство осознания, принятия и непредумышленности (Baer, 2003; Hayes, Levin, Plumb-Vilardaga, Villatte, & Pistorello, 2013).
Хотя отсутствие контроля обычно считалось причиной раздражительности в нашей выборке сообщества, наше первоначальное микрокодирование привело к более чем 200 различным источникам раздражительности.При таком большом количестве различных источников возможно, что люди либо не очень хорошо определяют «настоящую» причину своей раздражительности, либо почти что-либо может быть источником раздражительности. Интересно, что это соответствует отсутствию ясности в научной литературе относительно того, что вызывает раздражительность. В клиническом контексте клиентам может быть полезно выявить закономерности в источниках их раздражительности. Новые исследования подтверждают сообщения участников о том, что раздражительность иногда вызывается основным медицинским или психиатрическим заболеванием, и существует острая необходимость в лучшем понимании биологических основ этого процесса и того, как социальный опыт взаимодействует с биологическим.
Различия между академическим и непрофессиональным описанием раздражительности подчеркивают, что раздражительность может проявляться по-разному с точки зрения личности или с другой точки зрения. Это согласуется с исследованиями, предполагающими несоответствие между самооценкой раздражительности и отчетами «других оценщиков» (Yang et al., 2012), и указывает на важность получения самоотчетов и отчетов наблюдателей в клинической практике. Наши результаты также предполагают необходимость качественных исследований, в которых участников просят описать и сравнить различные аффективные переживания, такие как раздражительность и гнев.
Наконец, будущие исследования могут также изучить, как гендерные роли предсказывают чувство раздражительности и воспринимается ли раздражительность по-разному, когда она выражается мужчиной по сравнению с женщиной. Наше определение в равной степени применимо к мужчинам и женщинам, что важно, поскольку недавняя работа по разработке шкалы раздражительности предполагает, что раздражительность одинаково переживается мужчинами и женщинами (Holtzman, O’Connor, Barata, & Stewart, 2014). Однако, хотя опыт может быть похожим, возможно, что мужчины и женщины могут связывать свою раздражительность с разными источниками или по-разному выражать раздражительность из-за своих гендерных ролей.
Ограничения
Наше определение преуменьшает важность поведенческого выражения раздражительности в значительной степени потому, что непрофессиональные участники ясно дали понять, что они часто сдерживают свое поведение, когда испытывают раздражительность. Однако возможно, что люди недооценивают, насколько хорошо они на самом деле ограничивали свое поведение, и / или намеренно не учитывали поведение, которое может быть нелестным. Тем не менее, наше определение оставляет открытой возможность того, что наблюдаемое поведение проявляется во время переживания раздражительности.Наш анализ контроля в переживании раздражительности развивался медленно, и только после завершения интервью и анализа авторы полностью осознали важность контроля. Таким образом, мы не задавали участникам конкретные вопросы о контроле, и это необходимо более полно изучить в будущей работе.
Мы также отмечаем, что наши качественные интервью проводились преимущественно с представителями европеоидной расы и что академические определения раздражительности почти исключительно были предложены исследователями из институтов Северной Америки и Западной Европы.Роль социальных и культурных факторов в переживании и выражении раздражительности требует дальнейшего изучения. Наша выборка взрослых также ограничивает наше определение. Уровни раздражительности были задокументированы среди младенцев, детей и подростков, и подход к изучению раздражительности на протяжении всей жизни будет наиболее подходящим по мере развития этой области.
Информация для авторов
Паула К. Барата, факультет психологии, Университет Гвельфа, Канада.
Сьюзан Хольцман, факультет психологии, Университет Британской Колумбии, Канада.
Шеннон Каннингем, медицинский факультет Университета Альберты, Канада.
Брайан П. О’Коннор, факультет психологии, Университет Британской Колумбии, Канада.
Донна Э. Стюарт, Программа женского здоровья, Департамент психиатрии, Университетская сеть здравоохранения, Университет Торонто, Канада.
Красный флаг: детская раздражительность может сигнализировать о будущих проблемах
Истерики в супермаркете и срывы на общественных собраниях — это почти обряд посвящения для многих детей и урок терпения для их родителей.
Но что, если эта раздражительность носит хронический характер и является признаком серьезных проблем с психическим здоровьем, которые могут проявиться только в более позднем возрасте?
Это вопрос, на котором исследователь Джиллиан Ли Уиггинс сосредотачивается в своем стремлении разработать модель для оценки того, перерастет ли ребенок капризное поведение или оно представляет риск таких состояний, как депрессия, тревога и суицидальные мысли, или плохие академические результаты.
Психолог из государственного университета Сан-Диего недавно получил два значительных гранта от Национального института здоровья (NIH): 3 доллара. 5 миллионов долларов на изучение раздражительности в раннем детстве (Национальный институт психического здоровья) и 1,9 миллиона долларов на изучение нейронных механизмов риска серьезных проблем при переходе к подростковому возрасту (Национальный институт злоупотребления наркотиками).
Уиггинс впервые встала на путь этого исследования в качестве постдокторанта в NIH в Бетесде, штат Мэриленд. Ее лаборатория TEND (Translational Emotion Neuroscience and Development) в SDSU фокусируется на развитии социального и эмоционального функционирования.
В исследованииWiggins ’Brains in Growth (BIG) Emotions будут изучены поведенческие проблемы при переходе детей дошкольного возраста в детский сад путем сканирования мозга в центре МРТ SDSU и видеозаписи их взаимодействия с родителями.Ее коллега Леа Роуз Догерти, психолог из Университета Мэриленда, будет кодировать поведение и выражения лиц детей в своем исследовании, чтобы помочь сопоставить разницу между тем, как они выглядят снаружи, и тем, как они устроены изнутри.
Для группы подростков Виггинс рассмотрит данные визуализации мозга из более крупного исследования 11000 детей, проведенного консорциумом университетов по всей стране, чтобы отобразить нейронные механизмы, указывающие на признаки более серьезной проблемы.
«Джиллиан Уиггинс творчески применяет современные методы нейровизуализации, чтобы получить важные практические сведения о поведении детей и подростков», — сказал Джефф Робертс , декан Колледжа наук. «Она иллюстрирует приверженность SDSU исследованиям, которые имеют значение и улучшают условия жизни людей».
Виггинс поговорил с отделом новостей SDSU об этих исследовательских проектах, которые будут продлены в течение пяти лет.
Когда раздражительность становится поводом для серьезного беспокойства?
Раздражительность дошкольного возраста является обычным явлением, но если она продолжается и в школьном возрасте, то имеет пагубные последствия.Дети, сохраняющие раздражительность до школьного возраста, с большей вероятностью позже разовьются проблемами психического здоровья, включая депрессию, тревожность и суицидальность, а также ухудшат успеваемость и увеличат вероятность финансовых проблем. Наш проект направлен на то, чтобы предсказать, какие дети сохранят раздражительность и, следовательно, будут подвержены риску множества проблем, вместо того, чтобы увидеть уменьшение раздражительности, путем изучения профиля их мозга.
Статья о раздражительности по The Free Dictionary
(также возбудимость), свойству внутриклеточных образований, клеток, тканей и органов реагировать на различные внешние и внутренние факторы среды посредством структурных и функциональных изменений.
Растения могут реагировать на множество агентов. Они особенно чувствительны к таким жизненно важным факторам, как свет, температура, сила тяжести, влажность, аэрация, концентрация и состав солей, а также кислотность и щелочность почвенного раствора. Реакция на изменения окружающей среды определяет положение органов растений в воздухе и в почве.
Все живые клетки растений проявляют раздражительность, но наиболее чувствительны верхушки побегов и кончики корней, от которых возбуждение передается в зоны роста побегов и корней, где происходят соответствующие изменения направления их роста. Очень высокая чувствительность к контакту характерна для стеблей, черешков и усиков вьющихся и вьющихся растений, а также для тычинок и пестиков некоторых других растений. Цветки и листья многих растений остро реагируют на смену света или температуры. Высокочувствительные растения, в том числе такие насекомоядные, как мимоза, мухоловка Венеры и росянка, очень быстро реагируют на раздражение, как и гифы плотоядных грибов. Стимулы могут изменять движение цитоплазмы, ядра, хромосом, хлоропластов, митохондрий и других структур растительных клеток, а также движения низших растений, зооспор и сперматозоидов, не прикрепленных к субстрату.
Явления раздражительности у растений и животных имеют много общего, хотя их проявления у растений резко отличаются от обычных форм двигательной и нервной деятельности животных. Возбуждение также развивается у растений в ответ на раздражение; Другими словами, происходит временное усиление жизнедеятельности клеток, тканей и органов. Степень возбуждения обычно пропорциональна интенсивности стимуляции (произведение силы и продолжительности стимуляции). Возбужденная часть ткани или органа приобретает отрицательный заряд по сравнению с невозбужденными частями из-за изменения ионной проницаемости клеточных мембран в месте стимуляции. Если раздражение слабое, возбуждение будет локальным; если оно достаточно сильное, возбуждение распространяется на соседние клетки в основном в виде биологических токов (потенциала действия) с участием растительных гормонов. Например, потенциал действия в многоклеточных водорослях ( Nitella ), в особо чувствительных растениях (мимоза, мухоловка Венеры) и в проводящих тканях обычных растений аналогичен потенциалу действия в тканях животных.Скорость возбуждения растений зависит от вида и состояния растения, типа тканей и свойств возбудителя. Геотропные и фототропные возбуждения распространяются медленнее всего (около 1 см / час), а возбуждение, вызванное движением органического вещества во флоэме, передается быстрее (несколько десятых см / час). Проведение возбуждения потоком воды в ксилеме достигает скорости 5–10 м / час; токи действия распространяются через клетки-компаньоны, окружающие ситовидные клетки сосудистых пучков, со скоростью 50–100 м / час. Очень сильные раздражители угнетают жизненные процессы растений. Чем выше физиологическая активность стимула, тем быстрее переход от стимулирующих доз и концентраций к подавляющим.
Каждая клетка растения содержит полную генетическую программу роста и развития конкретного растения. Однако каждая клетка очень чувствительна к определенным внешним и внутренним раздражителям. Конкретные стимулы, к которым чувствительна клетка, определяются ее функцией и специализацией.Наследственные требования и меняющиеся условия окружающей среды требуют комплексной и согласованной деятельности всех клеток, тканей и органов на каждой стадии развития растений. Эта координация достигается с помощью регулирующей системы, которая включает плазматические, гормональные, сосудистые и биоэлектрические отношения и объединяет миллиарды клеток в единый организм.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Талиев В.И. Единство жизни. (Растение как животное. ) Москва [1925].Darwin, C. Способность к движению у растений: Соч.