Темы проектов по русскому языку 11 класс
На этой страничке одиннадцатиклассникам предлагается выбрать тему проекта по русскому языку 11 класса для осуществления индивидуальной или групповой исследовательской деятельности, с возможностью изменения формулировки темы и дополнения ее на свое усмотрение.
Многие из перечисленных тем проектов по русскому языку для 11 класса носят углубленный и в свою очередь современный и актуальный характер для проведения исследования, изучения нового интересного материала.
Немалые трудности у ученика 11 класса в проектной исследовательской работе возникают при определении актуальности, происходит путаница при точной формулировке объекта и предмета исследования.
Приведенные ниже темы исследовательских работ по русскому языку для 11 класса предоставляют учащимся возможность проведения исследования не только в границах предмета русский язык, но и коснуться литературы, истории, английского языка, журналистики, психологии, культуры.
Темы проектов по русскому языку для 11 класса
Англицизмы в русском компьютерном жаргоне.
Влиянии зарубежных мультипликационных фильмов и компьютерных игр на формирование разговорной речи учащихся 2-11 классов.
Виды тропов и стилистических фигур.
Говор жителей Половино-Черемхово как старожильческий диалект Приангарья.
Жанр интервью в современных газетах.
Жаргоны и жаргонизмы
Значение абстрактного и его отражение в языке.
Нормативное построение словосочетаний. Интонационное богатство русской речи.
Искусство вести беседу.
История возникновения русских имен.
История русского алфавита.
Использование устаревших слов в повседневной жизни.
Как влияют социальные сети на язык.
Концепты «истина» и «правда» в русском языке и произведениях Платонова.
Край родной в легендах и преданиях.
Научные открытия А.А. Шахмотова.
Некоторые особенности обособления определений.
Основные законы орфоэпии русского языка.
Особенности имени числительного как части речи.
Отражение процесса ассимиляции в письменной речи современной молодежи.
Переход имен существительных из собственных в нарицательные.
Причины заимствования в современном русском языке.
Приемы речевого воздействия в газетных публикациях.
Происхождение русских имен.
Роль фразеологизмов в современном русском языке.
Роль эвфемизмов в современном русском языке.
Синтаксические и лексические средства выразительности.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Структурные особенности русских метафор.
Средства речевой выразительности в различных типах политического текста (на материале предвыборных публикаций).
Средства художественной выразительности в русском языке.
Тексты современных песен – поэзия и антипоэзия.
Тропы и функции.
Употребление эвфемизмов в обиходно-бытовой речи.
Функциональные стили.
Этимология фразеологизмов и крылатых выражений.
Язык как способ существования культуры.
Перейти к разделам:
Исследовательские работы по русскому языку
Темы исследовательских работ по русскому языку
Если Вы желаете разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте, блоге или форуме один из следующих кодов:
Код ссылки на страницу «Темы проектов по русскому языку 11 класс«:
<a href=»http://obuchonok.ru/node/1167″ target=»_blank»>Темы проектов по русскому языку для 11 класса</a>
Код ссылки на форум:
[URL=http://obuchonok.ru/node/1167]Темы исследовательских работ по русскому языку 11 класс[/URL]
obuchonok.ru
Русский язык, 11 класс: уроки, тесты, задания
Основные понятия синтаксиса и пунктуации
-
Основные принципы русской пунктуации
-
Словосочетание
Простое предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений
-
Виды предложений по структуре
-
Грамматический состав предложения
Простое осложнённое предложение
-
Предложения с однородными членами. Обобщающие слова
-
Знаки препинания при определениях и приложениях
-
Пунктуация при однородных членах, соединенных неповторяющимися, повторяющимися и парными союзами
-
Обособленные и необособленные члены предложения
-
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением
Сложное предложение
-
Понятие о сложном предложении
-
Сложносочинённое предложение
-
Сложноподчинённое предложение с одним придаточным
-
Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными
-
Бессоюзное сложное предложение
-
Период
Предложения с чужой речью
-
Знаки препинания при передаче чужой речи
-
Знаки препинания при прямой речи
-
Знаки препинания при диалоге
-
Знаки препинания при цитатах
Употребление знаков препинания
-
Особенности употребления знаков препинания
Стилистика
-
Функциональные стили
www.yaklass.ru
Электронный учебник по русскому языку: все темы школьной программы
Русский язык – официальный язык нашей страны, на нем говорит большая часть населения России. Изучение русского языка начинается в 1 классе, и продолжается до конца обучения в школе. Причем на начальном этапе, школьники учатся писать, и лишь потом начинают изучение правил русского языка.
- Обучение примерно разделяется на три раздела соответственно начальная школа, средняя школа и старшая школа.
Что проходят по русскому языку в школе
В начальной школе (1-4 класс) школьники изучают основы орфографии и орфоэпии, а также получают основные сведения о словах, предложениях и тексте. Кроме того изучаются основные правила синтаксиса.
5 класс является связующим между программой начальной и средней школы по русскому языку. Изучаются основные части речи, а также дается понятие об основных понятиях из лексики.
6 и 7 классы посвящены изучению самостоятельных и служебных частей речи. Рассматриваются основные правила орфографии и пунктуации связанные с употреблением этих частей речи.
8 и 9 классы посвящены изучению синтаксиса. Изучаются основные типы предложений: простые, осложненные и сложные (сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные). После 9 класса предусмотрено сдача экзамена по русскому языку в форме ГИА.
10 и 11 классы больше посвящены повторению уже изученного, а также изучению культуры и стилистики языка, изучению языковых средств выразительности.
Стоит отметить, что после окончания школы учащиеся сдают ЕГЭ по русскому языку в обязательном порядке.
Все материалы разбиты по классам:
Русский язык 1 классРусский язык 2 классРусский язык 3 классРусский язык 4 классРусский язык 5 классРусский язык 6 классРусский язык 7 классРусский язык 8 классРусский язык 9 классРусский язык 10 классРусский язык 11 классНужна помощь в учебе?
Все неприличные комментарии будут удаляться.
www.nado5.ru
Русский язык 11 класс
Для успешной подготовки к олимпиаде по русскому языку, рекомендую ознакомиться и попробовать ответить на реальные варианты олимпиадных заданий по русскому языку.
На моем сайте размещены наиболее реалистичные варианты заданий и ответы на большинство из этих заданий. Все варианты заданий взяты с реальных олимпиад по русскому.
Представленные примеры ответов на задания, позволят Вам хорошо подготовиться к олимпиадам и даже стать их призерами, а это очень серьезный шаг к поступлению в ВУЗ, ведь победителям олимпиад льготы при поступлении никто не отменял.
Правильность ответов на выполненные задания можно проверить на страницах с ответами. Удачи.
Задания по русскому языку для 11 класса.
Задание 1.
Общеславянское слово пшено, буквально означающее «толченое», образовано от пъхати – «толочь, пихать». Как в современном русском языке называется такой способ словообразования? Приведите примеры слов из современного русского языка с аналогичным историческим чередованием корневых согласных . Назовите существительные, входящие в тематическую группу «наименование кушаний», которые образованы таким же способом. Восстановите весь словообразовательный путь одного из них.
Ответ.
Такой способ образования слов называется субстантивацией, или переходом из класса причастий (прилагательных) в класс существительных.
Дух – душа, сухой – суша (сушить), глухой – оглушить, плохой – оплошать и др.
Холодное, горячее, сладкое, мучное, жаркое, заливное, отбивная, пирожное, мороженое, содовая, а также первое, второе, третье и др.
Определяемое существительное опускается, передавая определительному слову (прилагательному, причастию) свое значение. Или: эллипсис существительного и концентрация семантики именного оборота в целом в прилагательном (причастии).
Задание 2.
Определяя каждый из двух типов характера русского человека («русского люда»), автор приведенного ниже стихотворения дважды употребляет слово предан. Определите его значение в каждом из употреблений и объясните, что позволило вам сделать именно такое заключение. Дайте грамматическую характеристику этому слову.
Насколько категоричен автор в своей характеристике? Почему вы так считаете?
Преданность вечно была в характере русского люда.
Кто же не предан теперь? Ни одного не найдешь.
Каждый, кто глуп или туп, наверное, предан престолу.
Каждый, кто честен, умен, предан, наверно, суду.
Ответ.
В предложении Каждый, кто глуп или туп, наверное, предан престолу предан – это прилагательное, оно употреблено в значении «верен». В предложении Каждый, кто честен, умен, предан, наверно, суду предан – это краткое страдательное причастие, употребленное в значении «отдан под суд, обвиняется, преследуется». На такое толкование указывает контекст и его интерпретация, опирающаяся на фоновые знания: глупые, ограниченные люди, не способные анализировать, критически осмысливать действительность, безоговорочно верят власти и подчиняются ей. Честные же и мыслящие часто находятся в оппозиции к власти, критикуя ее действия, борясь за справедливость, за что преследуются ею, бывают наказаны. Однако поэт не утверждает это категорически, а только высказывает предположение, на что указывает вводное слово наверное (наверно).
Задание 3.
Прочитайте приведенный ниже текст. Как бы вы определили такой тип речи? Дайте стилистические пометы к словам, называющим одежду Петра. Знаете ли вы значение этих слов? Дайте им толкование. Подберите родственные слова к исподнее. Как вы объясните употребление в качестве однородных членов предложения слов с антонимичными корнями (См. предложение Царевич рассматривал…)?
За окном, заваленном бумагами, Петр сидел в старом кожаном кресле с высокою спинкою у жарко натопленной печи. На Петре был голубой полинялый и заношенный халат, который царевич помнил еще до Полтавского сражения, с тою же заплатою более яркого цвета на месте, прожженном трубкою; шерстяная красная фуфайка с белыми костяными пуговицами; от одной из них, сломанной, осталась только половинка; он узнал её и сосчитал, как почему-то всегда это делал во время длинных укоризненных речей отца, — она была шестая снизу; исподнее платье из грубого синего стамеда; серые гарусные штопаные чулки, старые, стоптанные туфли. Царевич рассматривал эти мелочи, такие привычные, родные, чужие. Из окна, за которым белела снежная скатерть Невы, косой луч желтого зимнего солнца падал между ними, тонкий, длинный и острый, как меч.
(По Мережковскому)
Ответ.
1. Тип речи – описание.
2. Халат (без пометы или нейтр.) – одежда, обычно домашняя, запахивающаяся сзади или спереди.
Фуфайка (без пометы или нейтр.) – теплая вязаная рубашка.
Исподнее платье (просторечн.) – нижнее, находящееся под чем-нибудь другим; белье.
Стамед (устар.) – шерстяная ткань с нитями, направленными по косой.
Гарусные (чулки) — из гаруса, мягкой крученой шерстяной пряжи.
Туфли (без пометы или нейтр.) – род обуви, закрывающий ногу не выше щиколотки.
3. Из-под, под (предлог), допустимо также подол, исподница, под, подовый и др.
4. В тексте речь идет о царе Петре 1 и его сыне царевиче Алексее, который был обвинен в государственной измене и арестован. Его по приказу Петра пытали и приговорили к смертной казни. Не выдержав душевных и телесных истязаний, царевич умер в застенках Петропавловской крепости. Соединение в ряду однородных антонимичных прилагательных родные, чужие так же, как и находящиеся в смысловой оппозиции слова, описывающие домашнюю, теплую обстановку, и лексическое наполнение последнего предложения (белела снежная скатерть Невы, косой луч зимнего солнца, тонкий, длинный, острый, как меч) подчеркивает трагизм противостояния и борьбы родных по крови, но чужих (чуждых) по духу людей – отца-императора и сына-царевича, который будет лишен престола и жизни.
Задание 4.
В некоторых русских поговорках упоминаются старинные меры веса или длины. Назовите эти поговорки. Каков смысл каждой из них?
Ответ.
1. Как аршин проглотил; видеть на три аршина в землю; от горшка два вершка; семь верст до небес; коломенская верста; косая сажень; семи пядей во лбу; пуд соли съесть и др.
2. Как аршин проглотил – держаться неестественно прямо.
Видеть на три аршина в землю – отличаться большой проницательностью.
От горшка два вершка – очень низкий, маленький (о человеке).
Семь верст до небес – очень много (наобещать, наговорить и т.д.)
Коломенская верста – человек очень высокого роста, верзила
Косая сажень (плечи) – в плечах – очень широкие; очень широкоплечий, могучего сложения.
Семи пядей во лбу – очень умный, мудрый, выдающийся.
Пуд соли съесть – прожить долгое время вместе, часто общаться.
Задание 5.
Почему в дореволюционном справочнике «Весь Петроград» фамилии Фёдоров,
принадлежащие разным людям, были помещены в двух разных местах?
Ответ.
Эта фамилия, принадлежащая разным людям, могла начинаться как с буквы F («фита»), так и с буквы Ф («фрьтъ»).
Задание 6.
Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом?
Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец. (Лесков).
Ответ.
Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец
Задание 7.
Предложите вариант(ы) раскрытия скобок при написании слова (с, сс)у(ж,жж)е(н,нн)ый. Обоснуйте свой ответ.
Ответ.
Выбор написания зависит от значения — происхождения и грамматических признаков слова, а именно:
— образованное от глагола совершенного вида сузить страдательное причастие пишется как суженный;
— образованное от глагола совершенного вида ссудить страдательное причасти пишется как ссуженный;
— существительное, образованное путем перехода отглагольного прилагательного в разряд существительных, в свою очередь образованного от глагола несовершенного вида судить, пишется как суженый.
Задание 8.
«Домострой» — один из известнейших древнерусских памятников письменности середины ХУI века. В полном его названии содержатся ключевые слова всего произведения — «поучение и наказание всякому христианину». В каком значении употреблено в нем слово наказание? Совпадает ли это значение со значением этого слова в современном русском языке? Какие слова ему родственны? Что в древнерусском языке означало слово домострой?
Ответ.
- Наказание в данном случае означает «наставление».
- Наказание в современном русском языке означает «кара».
- Слову наказание в значении «наставление» родственны все слова, восходящие к казати (= говорить, наставляя, приказывая , поручая), — приказать, приказ, сказать и др.
- Значение слова домострой выводится из значений многозначных слов дом, строй. Первое включало в себя представление не только о здании, жилище, но и о хозяйстве, семье, домочадцах; под вторым подразумевалось «строительство», «устройство», «управление», «благо», «польза».
Задание 9.
Что общего в происхождении слов ясли, гусли, масло, весло?
Ответ.
Все эти слова образованы от глаголов ( ясти ср. яд, еда, гудеть, мазать, вести).
Во всех этих словах есть общий словообразовательный элемент – суффикс -сл-(-л-).
Задание 10.
Найдите «четвёртое лишнее»: Нефтегорск, Белогорск, Электрогорск, Зеленоградск. Прокомментируйте свой выбор.
Ответ.
- Зеленоградск
- Зеленоградск ¬ зелёный + град (город) + -ск-
а). Топонимы, имеющие в своём составе -град-, образованы путём сложения основ без помощи суффикса –ск-: Ленинград, Калининград, Петроград, Сталинград. б). Имеющие же в составе основы суффикс –ск- названия образованы при помощи этого суффикса и сложения с производящей основой элемента –гор-, который может быть связан как с город, так и горы. Модель же, по которой образовано название Зеленоградск , включает в себя элементы как модели а), так и модели б).
Задание 11.
Каково происхождение слова лилипут в русском языке? Когда оно появилось?
Ответ.
Это слово придумано Джонатаном Свифтом (1667 – 1745), известным английским писателем, автором знаменитого романа «Путешествие Гулливера». Он придумал целую сказочную страну и назвал её Лилипутия, а крошечных человечков, живших в ней, — лилипутами.
Впервые на русский язык это произведение было переведено в 1772 г. — в конце XVIII в. — в XVIII в.
www.rus.fizolimpiada.ru
Первый урок в 11 классе по русскому языку УМК любой «Вводный урок. Экология русского языка»
Комбинированный, интегрированный, с элементами исследовательской работы учащихся, урок комплексного развития речи с использованием ИКТ. Урок содержит повторение грамматического материала из русского языка, решает задачи развития речи. Он построен на интеграции, которая позволяет показать проблему экологии языка во всём её многообразии, с привлечением научных знаний, литературы, что способствует эмоциональному развитию учащихся и формированию творческого мышления.Интегрированный урок позволяет сделать процесс обучения доступным, увлекательным и эффективным. Визуальный материал способствует лучшему закреплению и усвоению знаний и повышает мотивацию учащихся к предмету.
Урок актуальный, так как каждое задание требует от обучающихся активной мыслительной деятельности, рассуждений, объяснений и доказательств. Результативность урока определяется умением обучающихся использовать разные способы аргументации для построения текста-рассуждения на основе исходного текста.
Понравилось? Сохраните и поделитесь:
По кнопке ниже вы можете скачать Первый урок в 11 классе по русскому языку УМК любой «Вводный урок. Экология русского языка» категории Русский язык 11 класс бесплатно. Будем благодарны, если вы оставите отзыв или посмотрите еще другие материалы на нашем сайте. Документ является презентация, конспект.
Скачать материал 6.7Mb
Загрузка началась… Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно! Подарок каждому подписчику!
easyen.ru