20 вариант русский язык – Васильевых. 50 вариантов ответов по русскому языку. Вариант 20 ч.2 Задание 13 ОГЭ Русский язык 9 класс Однородные и неоднородные подчиненные

Цыбулько Вариант 20 ЕГЭ-2018-русский.

Вариант 20. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3

(1)В теле большинства беспозвоночных и всех позвоночных животных и человека есть мышцы, которые играют основную роль в осуществлении двигательных актов. (2)Функциональные свойства различных мышц неодинаковы. (3) гладкие мышцы отличаются от поперечнополосатых меньшей скоростью протекания процессов возбуждения, более замедленным сокращением.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) В теле большинства беспозвоночных и позвоночных животных есть мышцы, которые участвуют в осуществлении двигательных актов.

2) В организме человека и животных есть гладкие и поперечнополосатые мышцы, которые характеризуются небольшой скоростью протекания процессов возбуждения, медленным сокращением.

3) Различные мышцы, функциональные свойства которых неодинаковы, в организме большинства животных и человека выполняют двигательные функции.

4) Гладкие и поперечнополосатые мышцы, которые существуют в организме человека, отличаются медленным сокращением и маленькой скоростью протекания процессов возбуждения.

5) В осуществлении движения большинства животных и человека основную роль играют различные мышцы, обладающие неодинаковыми функциональными свойствами.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Но

Например,

А

Наоборот,

Вследствие этого

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РОЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РОЛЬ, -и, мн. -и, -ей, ж.

1) Художественный образ, созданный драматургом в пьесе, сценарии и воплощаемый в сценической игре актёром. Трагические, комические роли. Р. Гамлета. Играть р. благодетеля. Главная р. (также перен.: главенствующее положение).

2) Род деятельности, проявление себя в качестве кого-л. Взять на себя р. переводчика. Избрать р. арбитра. Отстаивать р. лидера. Сочетать р. руководителя с ролью наставника.

3) Совокупность реплик одного действующего лица в пьесе, фильме. Учить р.

4) Мера влияния, значения, степень участия в чём-н. Р. личности в истории. Сыграть неблаговидную р. в чём-л. Усилить р. государства на международной арене. Ваше признание не играет большой роли.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

пОручни

крАлась

шАрфы

прожИвший

зАвидно

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку» подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Представители передовой части общества ставили перед собой ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ цели.

Приятель моего соседа изобретательный и ДЕЛОВИТЫЙ, он никогда не бывает без дела сам и не позволяет скучать окружающим.

Новый вожатый был КОРЕНАСТЫМ юношей лет восемнадцати.

Вследствие большого разлива реки несколько деревень оказалось в БЕДНОМ положении.

Сегодня люди широко пользуются современными ИНФОРМАЦИОННЫМИ носителями.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пара САПОГ

не ЕЗДИ быстро

килограмм ПОМИДОРОВ

за ТЫСЯЧУ вёрст

смотрит БОЛЕЕ ВЕСЕЛЕЕ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное употребление имени числительного

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Принадлежность крови человека к одной из четырёх групп является его индивидуальной биологической особенностью, которая начинает формироваться уже в раннем периоде внутриутробного развития и не изменяется в течение всей последующей жизни.

2) О своём отношении к классической музыке В. П. Астафьев написал в очерке «Постскриптуме».

3) Среди сподвижников молодого царя, прежде хранившим верность своему повелителю, послышался возмущённый ропот.

4) Все, кто любит русскую культуру, знает имена великих поэтов и писателей: А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого.

5) План Нансена заключался в том, что начать поход не с обжитого западного побережья Гренландии, а с её восточного ненаселённого берега.

6) Пятерым медицинским сёстрам для работы в новых условиях необходимо было пройти курсы повышения квалификации.

7) А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» затронул ту же тему, которую потом стали разрабатывать другие писатели-классики.

8) Можно согласиться с теми, кто считает, что уже на самом раннем этапе творчества психолингвист А. Р. Лурия предпринял первые шаги в разработке проблемы социальной обусловленности речевого развития.

9) Между двумястами спортсменами, принимавшими участие в соревнованиях, вскоре установились почти дружеские отношения.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

оз..рять зап..рает в..негрет ст..ринный диф..рамбы

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..беречь, пр..града

и..пользую, бе..дарен

нед..бор, пр..душка

раз..грал, сверх..дея

по..сказка, на..кусив

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

забывч..вый подпрыг..вающий изменч..вый рул..вой раскашл..лся

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

незабыва..мый

раскол..шь

увлека..мый

слыш..мый

несгиба..мый

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ЗАЧЕМ повышать голос, вас прекрасно слышно.

Кате вдруг стало обидно за тех людей, которые (НЕ)СЛЫШАТ этой прекрасной музыки.

Не надо сейчас думать о (НЕ)ВЫПОЛНЕННОМ вчера обещании.

Усадьбу окружал вовсе (НЕ)ЧАСТЫЙ высокий забор.

В русском языке есть слова, грамматически (НЕ)СВЯЗАННЫЕ с предложением.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ТАК(ЖЕ) как и её родители, Варя всегда стремилась говорить только правду, (ПО)ЭТОМУ ей нечего было стыдиться.

(В)ТЕЧЕНИЕ всего года спортсмены серьёзно готовились к отборочному туру, ЧТО(БЫ) завоевать право представлять свою страну на чемпионате мира.

(ПО)ТОМУ туристы с улыбкой и вспоминали своё первое восхождение к вершине, которая (С)НАЧАЛА казалась им недосягаемой.

(ИЗ)ЗА сильных дождей ТАК(ЖЕ) нарушилось движение городского транспорта, и многим пришлось добираться до работы пешком.

(КАК)ТОЛЬКО берега скрываются за горизонтом, корабль ТУТ(ЖЕ) оказывается во власти океана.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

На праздничном вечере было сказа(1)о немало тёплых слов, адресова(2)ых юбиляру, который растрога(3)о благодарил пришедших поздравить его гостей.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите эти предложения.

1) Огонь костра то разгорается то угасает.

2) На новогодних гирляндах сияли и искрились синие и красные розовые и голубые жёлтые и зелёные фонарики.

3) Задумайте любое число и увеличьте его на три.

4) Про воду ветер туманы и мели можно многое рассказать.

5) Однажды вечером сидел я на своей любимой скамье и глядел на реку на холмы да на виноградники.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Выпускники (1) всё чаще задумываясь о предстоящем расставании со школой (2) по-новому смотрят на незаметно повзрослевших (3) одноклассников (4) стремясь видеть в них только хорошее.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Вот —

пустили сплетню,

тешат душу ею.

Александр Сергеич (1)

да не слушайте ж (2) вы (3) их!

Может (4)

я

один

(5) действительно (6) жалею,

что сегодня

нету вас в живых.

(В. В. Маяковский)

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Однажды я ловил рыбу на небольшом озере (1) крутые берега (2) которого (3) густо заросли цепкой ежевикой.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Зрители замерли в ожидании (1) и (2) когда занавес медленно поднялся (3) и показались великолепные декорации (4) в зале послышались восхищённые возгласы.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Особые слова благодарности за тяжёлый труд хочется адресовать медицинским медсёстрам, спасшим во время Великой Отечественной войны миллионы раненых солдат.

Прочитайте текст и выполните задания 21 — 26

 (1)Можно ли без ощущения трагической утраты представить современный мир, лишённый печатного знака?

(2)На мой взгляд, эта утрата была бы более невосполнимой, чем исчезновение в нашей жизни электрического света, ибо потерян был бы важнейший механизм в передаче и научных знаний, и накопленных всеми эпохами чувств, а человеческий разум погрузился бы в пучину темноты и нравственного застоя. (3)Мир стал бы удручающе обеднён, прервались бы нити от одного человека к другому, и, надо полагать, наступило бы время невежества, подозрительности и отчуждения.

(4)Подобно разговорному языку, книга в наши дни не только средство общения людей, не только проводник информации: самое главное, это инструмент проникновения в окружающую действительность, взгляд человека на самого себя как на разумную частицу природы.

(5)Вместе с тем книга — это и констатация вех истории, и одновременно верная память человечества. (6)Что знали бы мы о быте, нравах, умонастроении и характерах людей давно и не так давно ушедших эпох, если бы это прошлое не было сохранено в печатном знаке, способном волшебно восстановить биографию человечества во всех её сложностях, поисках, заблуждениях, открытиях и попытках найти и утвердить смысл бытия? (7)Будущее рождается не только из непосредственного настоящего, оно рождается и из прошлого. (8)Ведь наше современное сознание и наше отношение к настоящему — это результат всего опыта миллионов живших до нас, предельно сжатая и трансформированная сумма их чувств.

(9)Не будь возможности разумом и эмоциями пройти по дальним и ближним дорогам истории, мы оглядывались бы назад, будто в туман и пустоту, утратив начала, а стало быть, и концы, ибо ничего нет и не может быть без великих точек отсчёта.

(10)Книга — это безупречный хранитель духовных ценностей всех веков и всех народов. (11)Это негаснущий источник света, посланный ещё из детства человечества к нам. (12)Это сигнал и предупреждение, боль и страдание, смех и радость, жизнеутверждение и надежда. (13)Это символ превосходства силы духовной над силой материальной, что является высшим достижением сознания.

(14)Книга — это познание развития мысли, философских течений, национально-исторических условий общества, породивших на разных этапах веру в добро, разум, просветительство, свободу, равенство и справедливость.

(15)Многое, неизмеримо многое может объяснить, открыть и подчинить наука, мыслящая категориями понятий, создающая вещи, системы и формулы, но по своей сути наука всё-таки не способна исследовать одно — чувства людей, творить образы людей во времени, что делает в силу своей судьбы литература.

(16)Они близки, наука и искусство. (17)Они познают даже близкие сферы — возможности человека в этом мире, — и вместе с тем инструмент познания различен. (18)Например, «Одиссею» Гомера, русскую одиссею Льва Толстого «Война и мир» или наши современные одиссеи «Тихий Дон» Михаила Шолохова, «Хождение по мукам» Алексея Толстого немыслимо заключить в формулу, подобно тому как это можно сделать в науке после открытия какого-либо закона Вселенной.

(19)Искусство — это историческая энциклопедия человеческих ощущений, противоречивых страстей, желаний, взлётов и падений духа, самоотверженности и мужества, поражений и побед.

(20)Человек, раскрывающий книгу, всматривается во вторую жизнь, как в глубинную сферу зеркала, ища собственного героя, ответы на собственные мысли, невольно примеряя, скажем, чужую судьбу и чужое мужество к личным чертам характера, сожалея, сомневаясь, досадуя, смеясь, плача, сочувствуя и соучаствуя, — и здесь начинается воздействие книги. (21)Всё это и есть «заражение чувствами», по выражению Льва Толстого.

(22)В судьбе почти каждого печатное слово сыграло неповторимую роль, и величайшего сожаления достоин тот, кто не был в плену серьёзной книги. (23)Тем самым он обеднил себя, отринув вторую действительность, второй опыт, наконец.

(По Ю. В. Бондареву)

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Печатный знак стал символом превосходства материального над духовным.

2) Читая книгу, человек примеряет чужой жизненный опыт на себя.

3) «Заражение чувствами», по мнению Л. Н. Толстого, опасно для человека.

4) Сознание современного человека — это результат всего опыта живших до нас людей.

5) Поскольку наука и искусство близки, инструменты познания у них одни и те же.

22. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-3 представлено рассуждение.

2) Предложение 8 содержит обоснование того, о чём говорится в предложении 7.

3) В предложении 9 представлено повествование.

4) В предложении 18 представлено описание.

5) Предложение 21 противопоставлено по содержанию предложению 20.

23. Из предложений 20-23 выпишите книжное слово со значением «не приняв, отказав в получении чего-либо».

24. Укажите средство связи, при помощи которого предложение 18 связано с предыдущим.

25. «Особый приём — (А)___ (предложения 1—3) — помогает автору вовлечь читателя в беседу. Рассуждая о книгах, Ю. В. Бондарев использует такой приём, как (Б)___ (предложения 11—13). Эмоциональную окраску текста создают различные лексические средства, например (В)___ («чувство» — «разум» в предложении 2, «дальним» — «ближним», «начала» — «концы» в предложении 9), а также тропы, такие как (Г)___ («будто в туман и пустоту» в предложении 9, «как в глубинную сферу зеркала» в предложении 20)».

Список терминов:

1) олицетворение

2) фразеологизмы

3) сравнение

4) анафора

5) восклицательные предложения

6) вопросно-ответная форма изложения

7) парцелляция

8) синонимы

9) антонимы

26. Напишите сочинение.

Вариант 20

Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

1

35 53

13

потомусначала

2

например

14

1

3

4

15

15 или 51

4

завидно

16

124 или любая комбинация этих цифр

5

бедственном

17

14 или 41

6

болеевесело

18

1

7

35246

19

124 или любая комбинация этих цифр

8

старинный

20

медицинским

9

подсказканадкусив

21

24 или 42

10

рулевой

22

345 или любая комбинация этих цифр

11

слышимый

23

отринув

12

незачем

24

вводноеслово

 

25

6493

Проблема

Проблема роли книги в жизни человека. (Какую роль играют книги в жизни человека?)

Авторская позиция

Книги помогают человеку прежде всего познавать окружающий мир, знакомиться с жизненным опытом других людей, передавать последующим поколениям духовные ценности.

5


multiurok.ru

ЕГЭ 2015 по русскому языку (Вариант 20)

ВАРИАНТ 20 ЕГЭ-2015

Часть 1

Ответами к заданиям 1- 24 являются число, слово, словосочетание или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите

в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки,  без  пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву и цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.

(1)С появлением компьютера в жизни художника-дизайнера появилась масса преимуществ. (2) Преимущества ясны: достаточно короткий путь от идеи к воплощению, работа без привлечения дополнительных специалистов, доступность оборудования и возможность работы в комфортных условиях; при этом у многих создаётся впечатление, что умная машина сама всё делает, например, творит нечто в стиле Энди Уорхола, но в цветовой гамме Рембрандта. (3) компьютер – такой же инструмент для художника, как карандаш или краска, разве что возможностей тех-нических во много раз больше.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. С появлением компьютера в жизни художника-дизайнера появилось огромное количество проблем.

2. Компьютер – умная машина, способная к самостоятельному творчеству.

3. Компьютер, инструмент художника наряду с карандашами и красками, работает без привлечения дополнительных специалистов.

4. Компьютер – удобный современный инструмент реализации творческого замысла художника-дизайнера; вопреки мнению многих, компьютер не наделён творческим потенциалом.

5. Компьютер помогает на современном уровне реализовать творческий замысел дизайнера; при этом сам компьютер лишён творческого потенциала.

Ответ:_______________________________________

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Когда Если Однако Ведь Во-первых,

Ответ:_______________________________________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИНСТРУМЕНТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИНСТРУМЕНТ, -а, м.

1. Орудие для производства каких-н. работ. Ручной и. Станочный и. Контрольно- измерительный и. Хирургический и.

2. собир. То же, что инструментарий.

3. То же, что музыкальный инструмент. Струнные инструменты. Ударный и.

4. перен. Средство, способ, применяемый для достижения чего-н. (книжн.). И. познания.

Ответ:_______________________________________

4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

слИвовый знАчимость зАперла квартАл клАла

Ответ:_______________________________________

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

«Гигантизм» на Алтае встречается не только в растительном, но и в ЖИВОТНОМ мире: даже широко распространённые в Западной и Восточной Сибири бурый медведь и марал достигают здесь иногда внушительных размеров.

Приятель моего соседа изобретательный и ДЕЛОВИТЫЙ, он никогда не бывает без дела сам и не позволяет скучать окружающим.

Если вы получили денежную НАЛИЧНОСТЬ в банке, то тратить её вы имеете право только по тому целевому назначению, которое указано в банковском чеке.

Диетологи советуют включать в рацион морскую капусту, или ламинарию, чтобы ПОПОЛНИТЬ недостаток йода в организме, а кроме того, ламинарию можно использовать как средство ухода за кожей лица и тела.

Сегодня люди широко пользуются современными ИНФОРМАЦИОННЫМИ носителями.

Ответ:_______________________________________

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пара САПОГ ПОЕЗЖАЙ вперёд

килограмм ПОМИДОРОВ в ДВЕ тысячи пятом году

посмотрел БОЛЕЕ ВЕСЕЛЕЕ

Ответ:_______________________________________

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Внимательно прочитав задание, мне всё стало понятно.

Б) Благодаря острого ума Алексей вышел из словесного поединка абсолютным победителем.

В) Футболист, игравший в нападении и который забил два гола, был воспитанником известного тренера.

Г) Задержавшись у дверей, сестра ещё раз помахала рукой и сказала, что «я буду рада всех вас видеть в воскресенье у себя на даче».

Д) Те, кто хотя бы раз любовался закатом солнца, не сомневается, что это одно из самых прекрасных зрелищ.

Ответ:

А

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

оз..рять зап..рает в..негрет ст..ринный заг..релый

Ответ:_______________________________________

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..брежный, пр..интересный и..пользовать, бе..доказательный

нед..сказал, пр..дедушка раз..граться, меж..нститутский

по..сказка, на.кусив

Ответ:_______________________________________

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

забывч..вый подпрыг..вающий изменч..вый рул..вой раскашл..лся

Ответ:_______________________________________

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

незабыва..мый раскол..шь увлека..мый слыш..мый несгиба..мый

Ответ:_______________________________________

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ЗАЧЕМ повышать голос, вас прекрасно слышно.

Кате вдруг стало обидно за тех людей, которые (НЕ)СЛЫШАТ сейчас этой прекрасной музыки.

Не надо сейчас думать о (НЕ)ВЫПОЛНЕННОМ вчера обещании.

Усадьбу окружал вовсе (НЕ)ЧАСТЫЙ, высокий забор.

В русском языке есть слова, грамматически (НЕ)СВЯЗАННЫЕ с предложением.

Ответ:_______________________________________

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ТАК(ЖЕ) как и её родители, Варя всегда стремилась говорить только правду, (ПО)ЭТОМУ ей нечего было стыдиться.

(В)ТЕЧЕНИЕ всего месяца спортсмены серьёзно готовились к отборочному туру, ЧТО(БЫ) завоевать право представлять свою страну на чемпионате мира.

(ПО)ТОМУ туристы с улыбкой и вспоминали своё первое восхождение к вершине, которая (С)НАЧАЛА казалась им недосягаемой.

(ИЗ)ЗА сильных дождей ТАК(ЖЕ) нарушилось движение городского транспорта, и многим пришлось добираться до работы пешком.

(КАК)ТОЛЬКО берега скрываются за горизонтом, корабль ТУТ(ЖЕ) остаётся во власти океана.

Ответ:_______________________________________

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

На праздничном вечере было сказа(1)о немало тёплых слов, адресова(2)ых юбиляру, который растрога(3)о благодарил пришедших его поздравить гостей.

Ответ:_______________________________________

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Огонь костра то разгорается то угасает.

2) На новогодних гирляндах сияли и искрились синие и красные розовые и голубые жёлтые и зелёные фонарики.

3) Задумайте любое число и увеличьте его на три.

4) Про воду про ветер про туманы и мели много не расскажешь.

5) Однажды вечером сидел я на своей любимой скамье и глядел то на реку то на виноградники.

Ответ:_______________________________________

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Выпускники (1) всё чаще задумываясь о предстоящем расставании со школой (2) по-новому смотрят на незаметно повзрослевших (3) одноклассников (4) стремясь видеть в них только хорошее.

Ответ:_______________________________________

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Мой брат (1) кажется (2) начинал понимать всю важность предстоящих событий. Иногда наш класс (3) кажется (4) мне большой дружной семьёй.

Ответ:_______________________________________

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Однажды я ловил рыбу на небольшом озере (1) крутые берега (2) которого (3) густо заросли цепкой ежевикой.

Ответ:_______________________________________

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Зрители замерли в ожидании (1) и (2) когда занавес медленно поднялся (3) и показались великолепные декорации (4) в зале послышались восхищённые возгласы.

Ответ:_______________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.

(1)Первое появление Сан Саныча запомнилось не случайно. (2)По программе на этом уроке полагалось начинать «проходить Толстого». (3)Мы и начали. (4)Но как!

(5)Не было ничего сказано ни о мировом значении нашего самого великого классика, ни о его биографии – родился-умер, что написал, что говорил о других, что говорили о нём, – ничего, что полагалось бы и потому было ожидаемо, не случилось. (6)Уже через несколько минут новый учитель оседлал первую парту – лицом к классу, ногу на скамью, и, раскрыв томик Горького, стал неторопливо и вразумительно читать по нему очерк о Льве Толстом.

(7)Мы, что называется, оторопели. (8)Оторопели прежде всего от непривычности проявленного к нам доверия: можно слушать, можно и отключиться. (9)В классе повисла абсолютная тишина. (10)Захватила сама увлекательность такого труда – только слушать, а не записывать, и не напрягаться для ответов, не тосковать от обязательности запоминания. (11)А ещё захватила магия звучащего мастерского литературного слова, которое в исполнении чтеца как будто разогревало воздух, погружало нас, слушающих, в гипнотическую словесную ауру.

(12)Добавлю, что весьма непростая эта литературная вязь была адресована нам без скидок на нашу возможную неготовность оценить её по достоинству. (13)Тем не менее, слушайте, тянитесь, верьте в себя – это теперь принадлежит и вам тоже! (14)Так можно было понять, да так и хотелось понимать происходящее.

(15)В очерке Горького много таких деталей, таких живых и точных описаний, что Толстой делается буквально видимым. (16)Учитель верно рассчитал, что если захотеть заразить образом живого Толстого без лишних, как говорится, слов, то надо озвучить слова, расставленные на бумаге Максимом Горьким, исполненные тогда ещё, когда великий Лев был жив или сразу после того, как он ушёл…

(16)В центре нищей и хулиганистой Марьиной Рощи, в оторопевшем от предложенных ему гуманитарных горизонтов классе, сплошь состоящем из всегда голодных, обношенных и при этом, конечно, искрящихся тайным подростковым зовом непременно состояться ребятишек, в таком вот классе звучал удивительный текст об удивительном их соотечественнике. (18)«Видел я его однажды так, как, может быть, никто не видел: шёл к нему в Гаспру берегом моря и под имением Юсупова, на самом берегу, среди камней, заметил его маленькую, угловатую фигурку, в сером, помятом тряпье и скомканной шляпе. (19)Сидит, подперев скулы руками, – между пальцев веют серебряные волосы бороды, – и смотрит вдаль, в море, а к ногам его послушно подкатывают, ластятся зеленоватые волнишки, как бы рассказывая нечто о себе… (20)В задумчивой неподвижности старика почудилось нечто вещее, чародейское, углублённое во тьму под ним, пытливо ушедшее вершиной в голубую пустоту над землёй, как будто это он – его сосредоточенная воля – призывает и отталкивает волны, управляет движением облаков и тенями, которые словно шевелят камни, будят их… (21)Не изобразить словом, что почувствовал я тогда; было на душе и восторженно и жутко, а потом всё слилось в счастливую мысль:

“Не сирота я на земле, пока этот человек есть на ней!”»

(22)Не сиротами были и мы, потому что был этот человек.

(23)Сан Саныч пронзил нас Толстым – с помощью горьковского текста…

(24)Позже нашу школу сделали «с математическим уклоном». (25)К тому времени класс Александра Александровича Титова давно с ней распрощался.

(26)Он и не вписался бы в неё, поскольку сложился в конце концов образцово гуманитарным. (27)И не могло быть иначе. (28)Мы становимся теми, кто нас учит.

(По Д. Орлову*)

* Даль Константинович Орлов (род. в 1935 г.) – киносценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Выпускники гуманитарного класса стали учителями литературы.

2. Многие ученики Сан Саныча перешли в математический класс, поскольку не склонны были к гуманитарным наукам, литература их не заинтересовала.

3. Лев Николаевич Толстой был истинным Учителем для тех, кто погружался в созданный им художественный мир.

4. Влияние Александра Александровича Титова – учителя литературы – было столь значительно, что у ребят пробудился истинный интерес к книгам, литературе, людям и их проблемам.

5. Истинный интерес к предмету пробуждает учитель, который сам искренне увлечён своей профессией.

Ответ:_______________________________________

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1. В предложениях 5-6 содержится пояснение того, о чём говорится в предложениях 2-3.

2. В предложениях 18-19 содержится описание.

3. В предложении 21 представлено описание состояния человека.

4. Предложения 22-23 содержат повествование.

5. В предложениях 24-25 представлено описание.

Ответ:_______________________________________

22. Из предложений 24-26 выпишите фразеологизм.

Ответ:_______________________________________

23. Среди предложений 6-11 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_______________________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термин из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Фрагмент из очерка Даля Орлова погружает читателя в размышления о том, какое влияние оказал художественный текст на школьников послевоенной поры. И в этом заслуга учителя литературы. Свои впечатления автор передаёт с помощью разнообразных средств выразительности, среди которых тропы: (А)____ («повисла абсолютная тишина» в предложении 9, «пронзил нас Толстым» в предложении 23), (Б) ______ («гипнотическую словесную ауру» в предложении 11, «удивительный текст» в предложении 17) и приёмы: (В) _______ (предложения 18-21), (Г) _____ («захватила» в предложениях 10-11). Все эти средства выразительности фиксируют внимание читателя на главном, подчёркивают важнейшие мысли автора. Речь автора очерка эмоциональна, образна, убедительна».

Список терминов:

1) разговорная лексика

2) метафора

3) литота

4) контекстные синонимы

5) парцелляция

6) лексический повтор

7) противопоставление

8) эпитет

9) цитирование

Ответ:

А

Часть 2

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Б

В

Г

Д

Б

В

Г

doc4web.ru

И П Цыбулько ЕГЭ-20-17 Русский язык 36 типовых варианта Вариант 30

Вариант 30

Часть 1

Прочитайте и выполните задания 1- 3

(1 )Обычную речь с музыкой не спутать, они всё-таки достаточно разные, однако кое-что общее у них есть, и это общее — ритмическая организация.

  1. Музыкалъный ритм — вещь вполне очевидная, но ведь и речевые звуки вовсе не хаотичны, они распределяются по слогам и словам, и, когда мы слышим, как кто-то что-то говорит, мы ясно ощущаем границы между слогами, словами, частями предложения, что позволяет нам понять услышанное. (3) по некоторым данным, язык вообще очень глубоко связан с музыкой и даже во многом определяет структуру не только народных мелодий и ритмов, но даже авторских музыкальных произведений

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Речевые звуки не хаотичны, они распределяются по слогам и словам, поэтому мы ясно ощущаем границы между слогами, словами, частями предложения, что позволяет нам понять услышанное.

  2. Ритмическая организация не единственное, что связывает музыку и обычную речь: по некоторым данным, язык определяет структуру как народных мелодий и ритмов, так и авторских музыкальных произведений.

  3. У обычной речи много отличий от музыки, однако есть и объединяющее начало: музыкальный ритм народных мелодий определяет структуру народного языка.

  4. Ритмичность, присущая музыке, характерна и для языка, который способен определять структуру не только народных мелодий и ритмов, но даже авторских музыкальных произведений.

5) По некоторым данным, язык очень глубоко связан с музыкой, так как речевые звуки вовсе не хаотичны, они распределяются по слогам и словам.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Прежде всего

Но

Напротив,

Зато

Кроме того,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОРГАНИЗАЦИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОРГАНИЗАЦИЯ, и, ж.

  1. Процесс действия, направленный на обустройство чего-н. О. праздника. О. отдыха.

  2. Организованность, планомерное, продуманное устройство. Чёткая о. производства.

  3. Общественное объединение или государственное учреждение. Всемирная торговая о. Профсоюзная о. Строительная о. Молодёжная о. О. ветеранов труда.

  4. То же, что организм (устар.). У ребёнка слабая о.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

заселЁнный

мЕстностей

начАв

цепОчка

щЕмит

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ФАКТИЧЕСКОЕ положение дел оказалось совсем не таким, каким оно было представлено в отчёте.

Мне вспомнился город моего детства, а с ним и те самые знаменитые ГЛИНИСТЫЕ свистульки, которыми торговали на базарах.

Было тихо, лишь временами доносились ОКЛИКИ часовых.

После разговора с Натали Андрея охватило одновременно чувство любви и ненависти, и это ДВОЙСТВЕННОЕ чувство не покидало его до вечера.

Старик уже не чувствовал в своих руках БЫЛОЙ силы.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ОБЕИХ сестёр

ДЛИННЕЕ ленты

банка САРДИН

пара ПОЛОТЕНЕЦ

почти в СТАХ странах


7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1)Главная роль в комедии «Ревизор», бесспорно, принадлежит Хлестакову.

Б) нарушение видовременной соотнесённости

глагольных форм

2) Ф. И. Тютчев написал своё первое стихотворение в одиннадцать лет, ставший крупнейшим представителем русской философской лирики.

В) неправильное построение предложения

с деепричастным оборотом

3)Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч, закрывавших небо.

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4) Согласно библейской легенды, жители Древнего Вавилона пытались построить башню, которая должна была достигнуть неба.

Д) неправильное употребление падежной формы

существительного с предлогом

5)Те, кто никогда не был на колокольне Ивана Великого, кто ни разу не любовался величественной панорамой столицы, не имеет представления о Москве.

6) Лесные поляны покрыты яркими звёздочками земляники, обильно цветущей в этом году.

7) Я не забыл заметить, где поставили наших лошадей.

8) Когда учитель узнал о конфликте, он не обсуждает его с классом.

9) Подъезжая к городу, мне встретился на окраине краеведческий музей.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

в..шнёвый

см. .гчить

укр..щать

ок…лдовать

гл..тать

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Ра..ширил, и..брать

по..певать, о..гибать

не..глядный, н..длом

пр..красный, пр..грел

пр..обрёл, пр..уныл

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

вдумч..вый обла..вать

обур..вать затяг..вать

непосед л., вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

обид..вший

вывал., шь

растрепл..шь

неотъемл..мый

перенима. .мый

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Со мной поздоровался никому (НЕ)ЗНАКОМЫЙ человек.

Всех смутили (НЕ)ПРОВЕРЕННЫЕ ещё слухи.

А. Н. Толстой умер, (НЕ)УСПЕВ дописать роман «Пётр Первый».

(НЕ)ЛЁГКИЙ, а довольно суровый удел ожидает нашего героя.

Язык — это самая живая и прочная, (НЕ)РАЗРЫВНАЯ связь, которая соединяет все поколения в одно великое историческое целое — народ.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысль ТАК(ЖЕ) сильно, как и на чувство.

Заплакала она (ОТ)ТОГО, что Саша уже не казался ей таким новым, интеллигентным, интересным, каким представлялся (В)ТЕЧЕНИЕ прошлого года.

Фаина, по-старушечьи строго поджав губы, следила (ЗА)ТЕМ, как Степан шумно и грузно передвигался по избе, ЧТО(БЫ) выпить воды и подбросить дрова в печь.

На разрезе волнушки выделяется горький белый сок, (ПО)ЭТОМУ эти грибы нужно сначала подержать в холодной воде, ЧТО(БЫ) вся горечь из них вышла.

Эпоха реакции, которая наступила в России СРАЗУ(ЖЕ) после восстания декабристов, породила людей (НА)ПОДОБИЕ Печорина.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Опера С. С. Прокофьева «Война и мир», написа(1)ая по роману Л. Н. Толстого, реше(2)а в духе традицио(3)ой русской оперной музыки XIX века.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Весь январь деревья спали и холодное солнце не могло пробудить лес от молодого зимнего сна.

  2. В XV веке применяли как тяжёлые пушки для осады крепостей так и лёгкие орудия в полевых сражениях.

  3. Слово выражает мысли и может служить для соединения и разделения людей.

  4. Микеланджело изображал людей с могучим телом и сильной волей смелых и неукротимых спокойных и решительных.

  5. В лукавом и озорном необыкновенно лиричном и звонком голосе русской балалайки слышится скоморошья удаль первых музыкантов на Руси.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В мире не счесть мастеров-виртуозов (1) артистично владеющих (2) рисунком, живописью, композицией и (3) создающих (4) великолепные полотна.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

И. С. Соколов-Микитов, повидавший немало далёких краёв, всегда бережно (1) по мнению литературоведов (2) хранил воспоминания о родной Смоленщине, и (3) быть может (4) эта особенность сообщает его рассказам и очеркам задушевную, доверительную интонацию, которая так располагает к нему читателя.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Печорин рассказывает о происшествии (1) свидетелем (2) которого (3) он был (4) в главе «Фаталист».

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил неопрятного вида крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.

Прочитайте текст и выполните задания 20—25.

(1) Выражение «гамбургский счёт» появилось у меня так.

  1. В 20-е годы Союз писателей в старом своём составе, как одна из писательских организаций, находился в Доме Герцена по Тверскому бульвару Москвы. (З)Было лето. (4)На первый этаж прямо в сад выходил большой тент: под тентом был ресторан, и весь первый этаж тоже был рестораном.

  1. Поваром ресторана был человек, фамилию которого я забыл; знаю, что по прежней своей профессии он являлся цирковым борцом.

К нему приходили большие, уже немолодые люди, они садились тяжело на стулья и, как помнится мне, иногда их ломали. (7)Шеф-повар для своих друзей приготовлял винегрет; порции подавались в больших, специально купленных умывальных тазах. (8)После такой закуски эти люди ели ещё и обед.

  1. Раз пришёл человек, менее других отяжелевший, но всех крупнее. (Ю)Вокруг него сразу образовалась свита, расположившаяся по рангам: это был Иван Поддубный. (И)Пришёл он с борьбы: боролись в цирке Шапито. (12)Было тогда Поддубному 70 лет. (13)Его попросили выступить, побороться. (14)Рассказал он об этом спокойно:

  • Бороться в 70 лет, — говорил Поддубный, — нельзя, но показать, как борются, можно. (15)Да и знали все, что меня по моему рангу положить нельзя.

  1. Нехорошо пожилого человека вдруг взять да и положить на лопатки.

  2. Показываю я перекат и вдруг чувствую, что мой молодой напарник толкает меня и хочет прижать, вместо того чтобы дать мне показать классический мост.

  3. Далыне я передаю его слова точно.

  • (19)Бороться в 70 лет нельзя, однако две минуты или одну минуту я ещё могу быть сильнее любого другого борца. (20)Но я никогда не толкался. (21)Если бы мы в наше время толкались, живых бы не было. (22)А тут я его толкнул; его унесли на доске. (23)На что шеф-повар сказал спокойно: «Пускай помнит гамбургский счёт!»

  1. Я спросил, что такое гамбургский счёт, и мне объяснили, что это счёт без условностей, без наигрышей, настоящий счёт. (25)Его в старину устанавливали в Гамбурге на закрытых состязаниях — без публики.

(26)Я написал о Поддубном и гамбургском счёте и, издавая книгу, включил туда этот рассказ. (27)В издательстве мне посоветовали вынести это название на обложку. (28)Было это в 1924 году.

  1. Через 25 лет поэт Константин Симонов во время борьбы с писателями- космополитами (политическая кампания, проводившаяся в СССР в 1948-1953 годах и направленная против тех представителей интеллигенции, кто испытывал симпатии к Западу) вспомнил этот мой рассказ и на много лет прижал меня и положил на лопатки.

  2. Как говорил мне тогдашний председатель правления Союза писателей СССР Александр Фадеев, меня в той дискуссии «не должны были упоминать».

  3. Я сейчас не собираюсь толкаться, но скажу, что речь Константина Симонова напечатала центральная газета «Правда» в 1949 году. (32)С тех пор мои рассказы не принимал ни один журнал.

(33)А через год в одном из очерков о жизни деревни, в разговоре колхозников, я прочитал: «А вот мы сейчас ему устроим гамбургский счёт, положим его на лопатки». (34)Это говорилось, насколько я помню, про соседа, который жил нечестно, занимался показухой.

  1. 3начит, читали мой рассказ эти простые люди, если запомнилось им и само выражение, и его смыслы.

  2. В спорте существует олимпийский счёт, который, благодаря значению состязания, является истинным счётом, потому что у него есть показатели, которые можно проверить.

  3. В искусстве правила счёта иногда нарушают, но человек, объявленный чемпионом, вдруг появляется на лотке уценённых книг. (38)Так что, значит, гамбургский счёт, без показухи, без обмана, есть и в литературе.

(По В. Б. Шкловскому*)

* Виктор Борисович Шкловский (1893-1984)— русский советский писатель, литературовед, критик, киновед, киносценарист.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. В свои 70 лет Иван Поддубный принял участие в борьбе, организованной в цирке Шапито.

  2. Молодого соперника Иван Поддубный положил на лопатки, использовав классический приём «мост».

  3. Сразу после выхода статьи об Иване Поддубном на автора обрушились с критикой и отказались публиковать его рассказы.

  4. Появление выражения «гамбургский счёт» в очерке о жизни деревни говорило о том, что оно вошло в разговорный обиход обычных людей.

  5. В Гамбурге существовала традиция проводить закрытые соревнования, чтобы бороться, не обманывая зрителей, а по-настоящему.

21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

  1. В предложениях 3-5 представлено повествование.

  2. В предложениях 9-12 представлено повествование с элементами описания.

  3. В предложениях 19-21 представлено рассуждение.

  4. В предложениях 26, 27 представлено описание.

5) В предложении 35 содержится вывод из того, о чём говорится в предложениях 33 и 34.

22. Из предложений 16, 17 выпишите антонимы (антонимическую пару).

23. Среди предложений 5-13 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательных местоимений и контекстных синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

24. «Вспоминая события прошлого, В. Б. Шкловский стремится быть предельно

точным — этим во многом объясняется использование такого приёма, как (А)

(например, в предложениях 30, 33). Описывая, как одно событие в его жизни стало спустя четверть века причиной других событий, автор использует

синтаксическое средство — (Б) (в предложениях 34, 35, 38). Несмотря на то

что писателю пришлось жить и творить в непростую эпоху, текст его достаточно

образный, в чём-то даже ироничный. Об этом свидетельствуют троп — (В)

(„прижал меня и положил на лопатки» в предложении 29, „не собираюсь толкаться» в предложении 31, „человек… появляется на лотке уценённых книг»

в предложении 37) и лексическое средство — (Г) („без показухи»

в предложении 38)».

Список терминов:

  1. градация

  2. цитирование

  3. олицетворение

  4. метафора

  5. сравнительный оборот

  6. уточняющие члены предложения

  7. вставные конструкции

  8. книжная лексика

  9. эмоционально-окрашенное слово

25. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

задания

Ответ Вариант 30

1

24 42

2

крометого

3

2

4

щемит

5

глиняные

6

ста

7

28954

8

околдовать

9

приобрёлприуныл приунылприобрёл

10

обуревать

11

вывалишь

12

неразрывная

13

поэтомучтобы чтобыпоэтому

14

13 31

15

25 52

16

1

17

1234 любая другая последовательность этих цифр

18

14 41

19

1234 любая другая последовательность этих цифр

20

145 любая другая последовательность этих цифр

21

14 41

22

пожилогомолодой молодойпожилого

23

8

24

2749

ВАРИАНТ 30

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема допустимости обмана. (Допустимо ли обманывать, нарушать правила?)

1. Недопустимо нарушать правила, ведь обман способен отразиться на жизни других людей.

2. Проблема торжества справедливости. (Важно ли для человека установить истину?)

2. Стремление установить истину важно для людей: справедливость помогает выявить и разоблачить обман.

3. Проблема критериев оценки творчества писателя. (Что является критериями оценки творчества писателя?)

3. Истинным критерием оценки творчества писателя является его востребованность у читателей, а не политические убеждения и близость к власти.

4. Проблема жизнеспособности, живучести образных выражений. (Какое выражение входит в речевой обиход людей?)

4. Выражение, смысл которого близок и понятен людям, входит в их речевой обиход, становится жизнеспособным, начинает активно использоваться в речи.

6


multiurok.ru

Г Т Егораева ЕГЭ-2018 Типовые тестовые задания Русский язык Вариант 20

Егораева Г. Т. ЕГЭ 2018. 20 вариантов. Типовые тестовые задания

ВАРИАНТ 20

Часть 1

Ответами к заданиям 1-25 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последова­тельность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, за­пятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной кле- точке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

(1)Надо всячески стараться, чтобы тезис был возможно проще и выражен короче, потому что сложный тезис намечает несколько мыслей, а значит, несколько пунктов разногласий. (2)Составные тезисы вносят в спор крайнюю запутанность, сбивчивость и неопределенность. (3)(…), встретившись с ними, необходимо сейчас же расчленить их на составные элементарные суждения и рассматривать каждый пункт разногласия отдельно.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содер­жащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) В споре разбивка составного тезиса на простые суждения помогает без проблем рас­смотреть пункты разногласия.

2) Простой и короткий тезис содержит одну мысль, он лучше составного.

3) Разногласия в споре могут возникнуть из-за сложности тезиса, намечающего не­сколько мыслей.

4) Составные тезисы могут внести в спор запутанность и неопределённость, так как они намечают несколько мыслей, которые приведут к разногласию.

5) В споре доказательство тезиса, сформулированного в форме простого предложения, вы­страивается и воспринимается яснее, поэтому нужно составные тезисы расчленять на элементарные суждения.

Ответ:

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Поэтому / Вопреки этому / Во-первых, / Однако / Да и

Ответ:____________________________________.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПУНКТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом(1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словар­ной статьи.

ПУНКТ, а; м.

1) Определённое место на земной поверхности. П. пересечения дорог. Стратегический п. Населённый п. (город, посёлок и т.п.).

2) Учреждение или отдел учреждения с узко определённым кругом функций. Меди­цинский п. Переговорный п. Приёмный п.

3) Раздел официального документа или какого-л. текста, обозначаемый номером или буквой. П. договора. Перечислить основные п. доклада. П. обвинения.

4) Вопрос, тема, предмет (внимания, рассуждения). Не сойтись в каком-л. п. П. разно­гласий. Разойтись по трём п.

5) Отдельный момент в развитии чего-л. Кульминационный п. Переломный п. в исто­рии. Отправной п. умозаключений. Поворотный пункт войны.

Ответ:

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

пОручни / насорИт / прИданое / щЁлкать / свЁкла

Ответ:____________________________________.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

При расследовании обстоятельств выяснилось, что Ефим вёл ДВОЙСТВЕННУЮ жизнь, но никто даже не подозревал об этом.

В ДИКТАНТЕ были словарные слова, изученные ранее.

«Пустяки, дело ЖИТЕЙСКОЕ, не переживай, с кем не бывает!» — успокаивал Малыша Карлсон.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ решения воспитательных задач зависит от многих факторов.

Эта ЦАРСТВУЮЩАЯ особа вызывала у подданных разочарование и досаду.

Ответ:____________________________________.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Ис­правьте ошибку и запишите слово правильно.

пойти без САПОГ к ШЕСТИСТАМ экземплярам сочных ЯБЛОК более ЯРКО ОБЕИХ сыновей

Ответ:____________________________________.

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматически­ми ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) нарушение видовременной соотне­сённости глагольных форм

1) Надо побыстрее сдавать экзамены и по­ступить в институт.

Б) нарушение связи между подлежа­щим и сказуемым

2) В исторических картинах 1890-х годов Суриков вновь обращается к националь­ной истории, останавливаясь на событи­ях, в которых проявлялись исторический дух, единство и мощь русского народа.

B) ошибка в построении предложения с однородными членами

3) И дерзкая непокорность стрельцов во время их казни, и старообрядческий фа­натизм опальной боярыни Морозовой, и стоическая отрешенность ссыльного Меншикова в Березове Сурикову была близка и понятна.

Г) неправильное построение предло­жения с косвенной речью

4) Соблюдая правила этикета, моя вежли­вость не знала границ.

Д) неправильное построение предло­жения с деепричастным оборотом

5) В начале лютой зимы 1868 года Суриков с двумя попутчиками тронулись в возке по ямскому тракту.

6) Учитель рисования Васю быстро запри­метил и стал осторожно развивать явные способности мальчика.

7) Мы помним и заботимся о своих ветера­нах.

8) Уже в годы своего учения, обратившись к жанру исторической живописи, Сури­ков открыто стремился преодолеть ус­ловности академического искусства с его пустотой и холодностью, смело вводя в свои картины бытовые мотивы.

9) Гринёв вспоминал, что мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Вы­пишите это слово, вставив пропущенную букву.

заг..релый / развл..чение / прот..рает / ум..реть / попл..вок

Ответ:____________________________________.

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..возмочь, пр..чуды / ..добрить, в..рыхлить / з..рисовка, от..брать

сверх..зящный, пост..нфарктный / пр..вилегия, пр..добрый

Ответ:____________________________________.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

присва..вать / заворач..вать / врач..вать / влюбч..вый / накач..вать

Ответ:____________________________________.

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

выруч..л / остав..вший / потяг..ваться / отутюж..шь / срубл..нный

Ответ:____________________________________.

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В жене Суриков нашел (НЕ)ТОЛЬКО любимую и любящую женщину, но и верную по­мощницу.

Устоять перед (НЕ)МНОГОСЛОВНЫМ, но таким мужественным красавцем в шелковой косоворотке, с густыми бровями вразлет и глубоким взглядом больших темных глаз было невозможно.

Суриков, (НЕ)ДАВАЯ себе передышки, приступил к работе над «Меншиковым в Бере­зове» .

Слава и материальное благополучие (НЕ)ИЗМЕНИЛИ художника.

Исторические полотна были (НЕ)ЗАВЕРШЕНЫ.

Ответ:____________________________________.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Рас­кройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ПРИЧИНЕ невероятного воздействия картины на зрителей, а ТАК(ЖЕ) её необъ­яснимой магии Куинджи суеверно обвиняли (В)СВЯЗИ с нечистой силой.

(В)ОТЛИЧИЕ от Репина Куинджи не писал больших эпических полотен, ЗА(ТО) про­славился как мастер пейзажной живописи.

(ПО)ТОМУ, как восторженно отзывались о картине в печати (В)ТЕЧЕНИЕ продолжи­тельного времени, можно судить о мастерстве этого скромного художника.

Художник мечтал о том, ЧТО(БЫ) картина передавала неповторимое очарование ночи, а (ПО)ТОМУ экспериментировал с её освещением.

ЕСЛИ(БЫ) Пётр (В)СКОРЕ не появился в Москве, то многое бы изменилось в судьбе России.

Ответ:____________________________________.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Картины Крамского были купле(1)ы П.М. Третьяковым и позже выставле(2)ы на всеобщее обозрение почте(3)ейшей публике, восторже(4)о принявшей это решение.

Ответ:____________________________________.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Суриков явился не только наследником но и великим новатором русской историче­ской живописи.

2) Сама личность А.И. Куинджи привлекала молодёжь и служила ей ярким примером беззаветной преданности искусству.

3) На долю Архипа Куинджи выпали громкая слава и забвение широкая популярность и непонимание.

4) И стар и млад приобщается к красоте пейзажей Куинджи.

5) На выставке картин Куинджи выступали художники и горячо спорили критики.

Ответ:____________________________________.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Рисуя свой идеальный мир (1) А.И. Куинджи воспринимает жизнь (2) как благо (3) дарующее человеку красоту и радость впечатлений (4) позволяющих творить неус­танно.

Ответ:____________________________________.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

В картине «Лунная ночь на Днепре» публику (1) буквально (2) приводила в восторг иллюзия натурального лунного света, и люди (3) по словам Репина (4) в «молитвенной тишине стоявшие перед полотном Куинджи, выходили из зала со слезами на глазах».

Ответ:____________________________________.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Куинджи продолжал писать, изредка показывая свои картины ученикам, и препода­вать в Академии художеств (1) в пейзажном классе (2) из стен (3) которого (4) вышли многие выдающиеся мастера.

Ответ:____________________________________.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

А.И. Куинджи велел задрапировать окна в выставочном зале (1) зная (2) что (3) ко­гда картину увидят (4) в сфокусированном на ней луче электрического света (5) то эф­фект лунного сияния проявится в полной мере.

Ответ:____________________________________.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее сло­во. Выпишите это слово.

Лихорадочная суета, цейтнот времени, стрессы на работе, напряжение, постоянный избыток раздражений и информации, проблемы в семье и недостаточно внимательное отношение к собственному здоровью превращают в наше время отдых в одно из самых заветных желаний и потребностей.

Ответ:____________________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Шёл май сорок третьего года. (2)На отдыхе нам выдали к обеду один котелок на двоих. (З)Суп был сварен с макаронами, и в мутной глубине котелка невнятно что-то белело.

(4)В пару со мной угодил пожилой боец. (5)Мы готовились похлебать горячей еды, ко­торую получали редко.

(6)Мой напарник вынул из тощего вещмешка ложку, и сразу я упал духом: большая дере­вянная ложка была уже выедена по краям, а у меня ложка была обыкновенная, алюминиевая…

(7)Я засуетился было, затаскал свою узкорылую ложку туда да обратно, как вдруг за­метил, что напарник мой не спешит и своей ложкой не злоупотребляет. (8)Зачёрпывать-то он зачёрпывал во всю глубину ложки, но потом, как бы случайно, задевал за котелок, из лож­ки выплёскивалась половина обратно, и оставалось в ней столько же мутной жижицы, сколько и в моей ложке, может, даже и поменьше.

(9)В котелке оказалась одна макаронина. (10)Одна на двоих. (11)Длинная, из довоенно­го теста, может, и из самой Америки, со «второго фронта». (12)Мутную жижицу мы перели­ли ложками в себя, и она не утолила, а лишь сильнее возбудила голод. (13)Ах, как хотелось мне сцапать ту макаронину, не ложкой, нет, с ложки она соскользнёт обратно, шлёпнется в котелок, рукою мне хотелось её сцапать — ив рот!

(14)Если бы жизнь до войны не научила меня сдерживать свои порывы и вожделения, я бы, может, так и сделал: схватил, заглотил, и чего ты потом со мной сделаешь? (15)Ну, завезёшь по лбу ложкой, ну, может, пнёшь и скажешь: «Шакал!»

(16)Я отвернулся и застланными великим напряжением глазами смотрел на окраины древнего городка, ничего перед собой не видя. (17)В моих глазах жило одно лишь трагическое видение — белая макаронина…

(18)Раздался тихий звук. (19)Я вздрогнул и обернулся, уверенный, что макаронины давно уж на свете нет… (20)Но она лежала, разваренная, и, казалось мне, сделалась ещё до­родней и привлекательней своим царственным телом.

(21)Мой напарник первый раз пристально глянул на меня — ив глубине его усталых глаз я заметил какое-то всепонимание и усталую мудрость, что готова и ко всепрощению, и к снисходительности. (22)Он молча же своей зазубренной ложкой раздвоил макаронину, но не на равные части, и я затрясся внутри от бессилия и гнева: ясное дело, конец макарони­ны, который подлиныне, он загребёт себе.

(23)Но деревянная ложка коротким толчком подсунула к моему краю именно ту часть макаронины, которая была длиныне.

(24)Напарник мой безо всякого интереса, почти небрежно забросил в рот макаронину, облизал ложку, сунул её в вещмешок и ушёл куда-то. (25)В спине его серой, в давно небри­той, дегтярно чернеющей шее, в кругло и серо обозначенном стриженом затылке чудилось мне всесокрушающее презрение.

(26)И никогда, нигде я его более не встретил, но и не забыл случайного напарника по котелку, не забыл на ходу мне преподанного урока, может, самого справедливого, самого нравственного из всех уроков, какие преподала мне жизнь. (По В. Астафьеву*)

*Виктор Петрович Астафьев — советский и российский писатель, публицист.

21. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера от­ветов.

1) Горячую пищу на фронте бойцы получали довольно часто.

2) Пожилого бойца отличает бескорыстная уступчивость, снисходительность, способ­ность жертвовать своими интересами.

3) Голод превратил молодого солдата в жадное и озлобленное существо.

4) Пожилой солдат откровенно презирал рассказчика за его малодушие и жадность.

5) Молодой солдат искренне поблагодарил своего напарника за преподанный урок ве­ликодушия.

Ответ:____________________________________.

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 6 представлено рассуждение.

2) Предложения 9-11 содержат описательный фрагмент.

3) В предложениях 7-8 представлено повествование с элементами описания.

4) Предложение 13—14 содержат эмоционально-оценочное суждение рассказчика по пово­ду того, что высказывается в предложении 12.

5) Предложения 24 и 25 противопоставлены друг другу по содержанию.

Ответ:____________________________________.

23. Из предложений 8-9 выпишите устаревшее слово.

Ответ:____________________________________.

24. Среди предложений 16-20 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при по­мощи союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответ:____________________________________.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21-24.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, ис­пользованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соот­ветствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответст­вующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 25, на­чиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

25. «Внутреннее состояние рассказчика, молодого бойца, который был очень голоден и бо­ялся, что его напарник будет «злоупотреблять» своей ложкой, передают лексические средства (А):___(предложение 6) и (Б)___(«хотелось сцапать» в предложении 13), а такое синтаксическое средство (В)___, как (предложения 14-15), лишь усиливает психологическую глубину переживаний. Синтаксический приём (Г)___ (предложения 9-11) позволяет увидеть причину терзаний молодого солдата».

Список терминов:

1) парцелляция

2) градация

3) вопросно-ответная форма изложения

4) фразеологизм

5) ряд однородных членов

6) разговорная и просторечная лексика

7) метафора

8) синтаксический параллелизм

9) диалектизм

Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 в соответствии с инструкцией

по выполнению работы.

Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

26. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два приме­ра-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для по­нимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргу­ментируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оцени­вается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписан­ный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценива­ется 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

8

multiurok.ru

Разбор задания №20 ЕГЭ по русскому языку |

Нарушение лексической сочетаемости словСлова в речи и в тексте должны сочетаться по смыслу и значению. При нарушении данного правила возникает лексическая несочетаемость.Облокотиться спиной, потерпеть победу
Неточное использование фразеологизмовФразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (повесить нос, сесть в калошу). «И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит»; «львиная часть» вместо «львиная доля»; «играет большое значение» вместо «играет роль» или «имеет большое значение»
Неразличение оттенков значения паронимовПаронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный).Длительный день утомил меня.
Употребление лишних слов, в том числе плеоназмыПлеоназмы — словосочетания, в которых одно из двух слов является лишним, потому что его значение совпадает со значением рядом стоящего слова.главная суть, свободная вакансия, моя автобиография, строгое табу
Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология)повторение однокоренных или одинаковых словорганизовать организацию, спросить вопрос, предложить предложение
Ошибки в использовании синонимовСинонимы – слова одной и той же части речи, близкие по значению. Синонимы не всегда могут заменять друг друга в речи, особенно стилистически разные слова (друг – товарищ – приятель, молодость – юность, умный – толковый, работать вкалывать и т.д.)Она пошла к врачу, потому что у нее болели очи (вместо глаза). Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили (вместо оправдали).
Неверное употребление антонимов и омонимовАнтонимы – слова, одной части речи противоположные по своему лексическому значению (холодный – горячий, друг – враг).В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться (неуместное использование антонимов «сила» и «слабость»).
Омонимы – слова, совпадающие по форме (в произношении, на письме), но разные по значению (мУка, мукА).
На олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности (очки – баллы или очки – оптический прибор, защищающий глаза).  
Неуместное употребление устаревшей лексики, неологизмов, профессионализмов, жаргонизмов, диалектизмов, заимствованных слов, многозначных слов.Историзмы – это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д.).Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю. (свеклы)
Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей — актер). Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (комбайн, космонавт, спутник).Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт.
Диалектизм — лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.У него было низкое здоровье (в значении плохое здоровье).
Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.Наша спортсменка отстала от соперницы в развитии. (шахматный термин – развитие партии)  
Многозначные слова – слова, имеющие несколько значений.  

spadilo.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *