Задания по русскому языку 11 класс – Тест по русскому языку (11 класс) на тему: Типовые задания ЕГЭ по русскому языку на материале упражнений учебника В.Ф. Грекова и др. «Русский язык. 10–11-е классы». | скачать бесплатно

Задания по русскому языку для 11 класса

I тур

1. В каком топониме не наблюдается озвончения согласных звуков?

Кёнигсберг, Кексгольм, Питтсбург, Гримсби, Оксфорд.

Ответ: Оксфорд.

2. Дайте толкование слов или подберите к каждому из заимствованных слов русские синонимы: альтерн…тива, к…нфр…нтация, к…рдинальный, к…мп…тенция, престиж, импичм…нт, к…нсенсус, х..ризма.

Ответ: Альтернатива – необходимость выбора одного из двух (или нескольких) возможных решений. Конфронтация – противопоставление, противоборство. Кардинальный –главнейший, важнейший. Компетенция – 1)область знаний, круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен; 2) круг полномочий, прав какого-либо органа  Престиж – авторитет, влияние, которым пользуется кто-либо. Импичмент – привлечение к ответственности высших должностных лиц за нарушение законов страны. Консенсус – общее согласие по спорным вопросам, достигаемое в результате обсуждения.  Харизма –1)наделенность авторитетом, основанным на исключительных – интеллектуальных, духовных или каких-л. иных – качествах личности. 2)(божий дар, благодать) – особое духовное свойство (пророческий дар и т.п.), позволяющее оказывать влияние на большие массы людей.

3. Установите авторство и объясните смысл следующего высказывания: «Имя (ему, им) легион».

Ответ: Слово «легион» в Древнем Риме означало крупное во­инское соединение в разное время разной величины  —  то вроде нашего полка (3  —  4 тысячи воинов), то близкое к на­шим бригадам и даже дивизиям (до 10 тысяч человек). Восходит к Новому завету, где в одной из притч рассказывается о встрече Иисуса с человеком, одержимым бесом. Желая исцелить больного, Иисус спросил: «Как твое имя?». Тот ответил «Легион имя мне, потому что нас много», то есть «Во мне живет не один бес, а мно­жество». По­степенно это слово стало значить в народе просто «очень много», «множество».

4. Существуют сходные по смыслу выражения: «власти пр…держащие» и «власть имущие». Почему в выражении «власти пр…держащие» склоняются оба слова (властей пр…держащих, о властях пр…держащих и т.д.), а в выражении «власть имущие» изменяется только вторая часть? Какое значение имеет слово «пр…держащие»?

Ответ: В 1 выражении главное слово в словосочетании – власти, склоняются оба слова в словосочетании, способ связи – согласование, а во 2 выражении главное слово – имущие, способ подчинительной связи — управление. Предержащие – высшие, верховные.

5. Расставьте ударения в фамилиях деятелей русской культуры. Поэт Константин Бальмонт, художник Александр Иванов, писатель Фазиль Искандер, скульптор Сергей Конёнков, художник Борис Кустодиев, писатель Иван Лажечников, поэт Аполлон Майков, просветитель Николай Новиков, языковед Сергей Ожегов, певец Леонид Собинов.

Ответ: Поэт Константин Бальмонт, художник Александр Иванов, писатель Фазиль Искандер, скульптор Сергей Конёнков, художник Борис Кустодиев, писатель Иван Лажечников, поэт Аполлон Майков, просветитель Николай Новиков, языковед Сергей Ожегов, певец Леонид Собинов.

6. Что изучает наука палеография? Известно, что среди этимологических (исторических) родственников этого слова география, биография, палеолит (древнейший период каменного века), палеоботаника (наука, изучающая ископаемые растения), палеоантропы (древние люди).

Ответ: Палеография изучает письмо и его развитие в древности. Образовано от palaios – древний и grapho – пишу.

7. Установите соответствие между латинскими изречениями и их русским переводом.

1. Exeg monumntum.
2. Per spera ad stra.
3. Sic trnsit glria mndi.
4. Repetitio est mater studiorum.
5. Nil novi sub sole
6. Fortes fortuna adjuvat.
7. Natura abhorret vacuum.

A. Природа не терпит пустоты.
B. Нет ничего нового под солнцем.
C. Повторение – мать учения.
D. Через тернии к звездам.
E. Я воздвиг себе памятник.
F. Так проходит слава земная.
G. Судьба помогает смелым

Ответ: 1 – E. 2 – D. 3 – F. 4 – C. 5 – B. 6 – G. 7 – A

8. Какие синтаксические функции может выполнять наречие (в том числе наречие состояния)? Придумайте примеры на все возможные случаи, используя приведенные ниже слова, распределите наречия по группам в зависимости от их возможных функций в предложении: быстро, вдвоем, верхом, влево, где, деятельно, заново, зловеще, кое-как, можно, натощак, по-твоему, по-турецки, тоскливо, чуть-чуть.

Ответ: 1. Часть СИС в двусоставном предложении: Танцевать было весело.
2. Часть СГС или СИС в безличном предложении: Стало тоскливо (наречие состояния)-СИС. Здесь можно работать( можно — наречие состояния)-СГС
3.Обстоятельство (желательно указать виды обстоятельств):
4.Определение: Она любила прогулки верхом. Люблю кофе по-турецки.
Распределение на группы:
1) обстоятельство: быстро, чуть-чуть, где, деятельно, заново, зловеще.
2) Компонент сказуемого: можно
3) Обстоятельство и определение: влево, натощак, по-турецки.
4) Обстоятельство, определение, компонент сказуемого: вдвоем, верхом, исподлобья, кое-как
5) Обстоятельство и компонент сказуемого: весело, тоскливо
Обстоятельство, вводное слово, компонент сказуемого: Мы поступим по-твоему. По-твоему, мы заблудились? Все оказалось по-твоему. В каждом контексте только одна функция.

9. Выпишите номера предложений, в которых есть сравнительный оборот.

1)Зарецкий мой, под сень черемух и акаций от бурь укрывшись, наконец, живет, как истинный мудрец.
2)Капусту садит, как Гораций, разводит уток и гусей и учит азбуке детей.
3) Как это часто бывает, Елена Васильевна все поняла неправильно.
4) Чайковский, как известно, очень ценил оперы Глинки.
5) Как истинный француз, в кармане Трике привез куплет Татьяне.

Ответ: Сравнительный оборот – в 1, 2 предложениях.

10. Определите способ образования слов: лесостепной, заречье, выдумщик, насыпь, окоп, ультрасовременный, надпочечник, барсучий, блестящий (на солнце), блестящий (ответ).

Ответ: Лесостепной (суфф.), заречье (прист.-суфф.), выдумщик (суфф.), насыпь (бессуфф.), окоп (бессуффю.), ультрасовременный (прист.), надпочечник (прист.-суфф.), барсучий (суфф.), блестящий на солнц (суфф.)), блестящий ответ – переход слов из одной части речи в другую.

11. Определите экспрессивную функцию использованных в данных примерах синтаксических конструкций.

1) Догорает в руке моей тонкая жизни свеча. (К. Скворцов).
2) Вода живая ключевая была как детская слеза (Л. Татьяничева).
3) Слово сохраняет историю Рода, Культуру, Обычаи. Сохраняет нацию.
4) Давай, поэт, взорим, споем у мира в сером хламе! Ты будешь солнце лить свое, а я – свое – стихами! (В. Маяковский)

Ответ: Догорает в руке моей тонкая жизни свеча. (К. Скворцов). – инверсия. 2) Вода живая ключевая была как детская слеза (Л. Татьяничева) – сравнение.. 3) Слово сохраняет историю Рода, Культуру, Обычаи. Сохраняет нацию. – ряд однородных членов, парцелляция. 4) Давай, поэт, взорим, споем у мира в сером хламе! Ты будешь солнце лить свое, а я – свое – стихами! (В. Маяковский) – восклицательные предложения, синтаксический параллелизм.

II этап

Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Что такое комичность?» (объём 1 стр.)

Кому из литературных героев присуще данное качество?

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

olimpotvet.ru

Олимпиадные задания по русскому языку 11 класс (с ответами) на Сёзнайке.ру

Задание 1.

Общеславянское слово пшено, буквально означающее «толченое», образовано от пъхати – «толочь, пихать». Как в современном русском языке называется такой способ словообразования?  Приведите примеры слов из современного русского языка  с аналогичным историческим чередованием  корневых согласных . Назовите существительные, входящие в тематическую группу «наименование кушаний», которые образованы таким же способом. Восстановите весь словообразовательный путь одного из них.

Итоговое количество баллов — 5.

Ответ.

Такой способ образования слов называется субстантивацией, или переходом из класса причастий (прилагательных) в класс существительных.  
Дух – душа, сухой – суша (сушить), глухой – оглушить, плохой – оплошать и др.  
Холодное, горячее, сладкое, мучное, жаркое, заливное, отбивная, пирожное, мороженое, содовая, а также первое, второе, третье и др.

Определяемое существительное опускается, передавая определительному слову (прилагательному, причастию) свое значение. Или:  эллипсис существительного и концентрация семантики именного оборота в целом в прилагательном (причастии).

Критерии оценивания.

Определение способа образования – 1 б.

Одна пара  слов с чередованием  — 1 б.

Один пример существительного —  1 б.

Восстановление пути образования существительного – от 0,5 до 2 баллов в зависимости от полноты и точности.

Задание 2.

Определяя каждый из двух типов характера русского человека («русского люда»), автор приведенного ниже стихотворения  дважды употребляет слово предан. Определите его значение в каждом из употреблений и объясните, что позволило вам  сделать именно такое заключение. Дайте грамматическую характеристику  этому слову.

Насколько категоричен автор в своей характеристике? Почему вы так считаете?

Преданность вечно была в характере русского люда.

Кто же не предан теперь? Ни одного не найдешь.

Каждый, кто глуп или туп, наверное, предан престолу.

Каждый, кто честен, умен, предан, наверно, суду.

Итоговое количество баллов –  9.

Ответ.

В предложении Каждый, кто глуп или туп, наверное, предан престолу предан – это прилагательное, оно употреблено в значении «верен». В предложении Каждый, кто честен, умен, предан, наверно, суду предан – это краткое страдательное причастие, употребленное в значении «отдан под суд, обвиняется, преследуется». На такое толкование указывает контекст и его интерпретация, опирающаяся на фоновые знания: глупые, ограниченные люди, не способные анализировать, критически осмысливать действительность, безоговорочно верят власти и подчиняются ей. Честные же и мыслящие часто находятся в оппозиции к власти, критикуя ее действия, борясь за справедливость, за что преследуются ею, бывают наказаны. Однако поэт не утверждает это категорически, а только высказывает предположение, на что указывает вводное слово наверное (наверно).

Критерии оценивания.

Определение одного значения – 1балл. В сумме 2 балла.

Грамматическая характеристика – 1 балл. В сумме 2 балла.

Интерпретация  каждого контекста и привлечение фоновых знаний – до 2 баллов. В сумме до 4 баллов.

Ответ на вопрос – до 1 балла в зависимости от полноты ответа.

    Задание 3.

    Прочитайте приведенный ниже текст. Как бы вы определили такой тип речи? Дайте стилистические пометы к словам, называющим одежду Петра. Знаете ли вы значение этих слов? Дайте им толкование. Подберите родственные слова к исподнее. Как вы объясните употребление в качестве однородных членов предложения слов с антонимичными корнями (См. предложение Царевич  рассматривал…

    )?

    За окном, заваленном бумагами, Петр сидел в старом кожаном кресле с высокою спинкою у жарко натопленной печи. На Петре был голубой полинялый и заношенный халат, который царевич помнил еще до Полтавского сражения, с тою же заплатою более яркого цвета на месте, прожженном трубкою; шерстяная красная фуфайка с белыми костяными пуговицами; от одной из них, сломанной, осталась только половинка; он узнал её и сосчитал, как почему-то всегда это делал во время длинных укоризненных речей отца, — она была шестая снизу; исподнее платье из грубого синего стамеда; серые гарусные штопаные чулки, старые,  стоптанные туфли. Царевич рассматривал эти мелочи, такие привычные, родные, чужие. Из окна, за которым белела снежная скатерть Невы, косой луч желтого зимнего солнца падал между ними, тонкий, длинный и острый, как меч.

    (По Мережковскому)

    Итоговое количество баллов – 16.

    Ответ.

    1. Тип речи – описание.

    2. Халат (без пометы или нейтр.) – одежда, обычно домашняя, запахивающаяся сзади или спереди.

    Фуфайка (без пометы или нейтр.) – теплая вязаная рубашка.

    Исподнее платье (просторечн.) – нижнее, находящееся под чем-нибудь другим; белье.

    Стамед (устар.) – шерстяная ткань с нитями, направленными по косой.

    Гарусные (чулки) —  из гаруса, мягкой крученой шерстяной пряжи.

    Туфли (без пометы или нейтр.) – род обуви, закрывающий ногу не выше щиколотки.

    3.  Из-под, под (предлог), допустимо также подол, исподница, под, подовый и др.

    4. В тексте речь идет о царе Петре 1 и его сыне царевиче Алексее, который был обвинен в государственной измене и арестован. Его по приказу Петра пытали и приговорили к смертной казни. Не выдержав душевных и телесных истязаний, царевич умер в застенках Петропавловской крепости.  Соединение в ряду однородных антонимичных прилагательных родные, чужие так же, как и  находящиеся в смысловой оппозиции слова, описывающие домашнюю, теплую обстановку, и лексическое наполнение последнего предложения  (

    белела снежная скатерть Невы, косой луч зимнего солнца, тонкий, длинный, острый, как  меч) подчеркивает трагизм противостояния и борьбы родных по крови, но чужих (чуждых) по духу людей – отца-императора и сына-царевича, который будет лишен престола и жизни.

    Критерии оценивания.

    Определение типа речи – 1 балл.

    Одна стилистическая помета –  0,5 балла. В сумме – 3 балла.

    Толкование одного слова -1 балл. В сумме – 6 баллов.

    Одно однокоренное слово – 1 балл.

    Развернутый ответ на вопрос – до 5 баллов.

    {module 54}

    Задание 4.

    В некоторых русских поговорках упоминаются старинные меры веса или длины. Назовите эти поговорки. Каков смысл каждой из них?

    Итоговое количество баллов – 2.

    Ответ.

    1. Как аршин проглотил; видеть на три аршина в землю; от горшка два  вершка; семь верст до небес; коломенская верста; косая сажень; семи пядей во лбу; пуд соли съесть и др.

    2. Как аршин проглотил – держаться неестественно прямо.

    Видеть на три аршина в землю – отличаться большой проницательностью.

    От горшка два вершка – очень низкий, маленький (о человеке).

    Семь верст до небес – очень много (наобещать, наговорить и т.д.)

    Коломенская верста – человек очень высокого роста, верзила

    Косая сажень (плечи) – в плечах – очень широкие; очень широкоплечий, могучего сложения.

    Семи пядей во лбу – очень умный, мудрый, выдающийся.

    Пуд соли съесть – прожить долгое время вместе, часто общаться.

    Критерии оценивания.

    1. Одна поговорка – 1 б.

    2. Толкование одной пословицы  — 1 б.

    Задание 5.

    Почему в дореволюционном справочнике «Весь Петроград»  фамилии Фёдоров,

    принадлежащие разным людям

    , были помещены в двух разных местах?

    Итоговое количество баллов – 2.

    Ответ.

    Эта фамилия, принадлежащая разным людям, могла начинаться как с буквы F («фита»), так и  с буквы Ф («фрьтъ»).

    Критерии оценивания.

    До 2 баллов в зависимости от полноты и правильности ответа.

    Задание 6.

    Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом?

    Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец. (Лесков).

    Количество баллов – 2.

    Ответ.

    Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его, скота, нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец

    Критерии оценивания.

    Обособление  приложения  скота – 2 б.

    Задание 7.

    Предложите вариант(ы) раскрытия скобок при написании слова (с, сс)у(ж,жж)е(н,нн)ый. Обоснуйте свой ответ.

    Итоговое количество баллов – 6.

    Ответ.

    Выбор написания зависит от  значения // происхождения  и грамматических признаков слова, а именно:

      — образованное от  глагола совершенного вида сузить страдательное причастие пишется как  суженный;

      — образованное от глагола совершенного вида ссудить страдательное причасти пишется как ссуженный;

      — существительное, образованное  путем перехода отглагольного прилагательного в разряд существительных, в свою очередь образованного от глагола несовершенного вида судить,  пишется как суженый.

      Критерии оценивания.

      1. Выбор верного варианта написания одного слова – 1 б.  В сумме  3б.

      2. Обоснование каждого  варианта написания – 1 б. В сумме – 3 б.

        Задание 8.

        «Домострой»  — один из известнейших  древнерусских памятников письменности середины ХУI века. В полном его названии содержатся ключевые слова всего  произведения — «поучение и наказание всякому христианину». В каком значении употреблено в нем слово наказание? Совпадает ли  это значение со значением этого слова в современном русском языке?  Какие слова ему родственны?  Что в древнерусском языке означало слово домострой?

        Итоговое количество баллов –

        Ответ.

        1. Наказание в данном случае означает «наставление».
        2. Наказание в современном русском языке означает «кара».
        3. Слову наказание в значении «наставление»  родственны  все слова, восходящие к казати (= говорить, наставляя, приказывая , поручая), —  приказать, приказ, сказать и др.
        4. Значение слова домострой выводится из значений  многозначных слов дом, строй. Первое включало в себя представление не только о здании, жилище, но и о хозяйстве, семье, домочадцах;  под вторым подразумевалось «строительство», «устройство», «управление», «благо», «польза».

        Критерии оценивания.

        1. Выявление значения  слова наказание – 1 б.
        2. Выявление значения современного слова – 1 б.
        3. Подбор  одного родственного слова – 0,1 б. В сумме –
        4. Выявление значения слова домострой — 3 б.

        Задание 9.

        Что общего в происхождении слов ясли, гусли, масло, весло?

        Итоговое количество баллов – 7.

        Ответ.

        Все эти слова образованы от глаголов ( ясти ср. яд, еда, гудеть, мазать, вести).

        Во всех этих словах есть общий словообразовательный элемент – суффикс  -сл-(-л-).

        Критерии оценивания.

        Указание на происхождение от глаголов —  до 5 баллов в зависимости от полноты ответа.

        Указание на словообразовательный суффикс  — 2 б.

        Задание 10.

        Найдите «четвёртое лишнее»: Нефтегорск, Белогорск, Электрогорск, Зеленоградск. Прокомментируйте свой выбор.

        Итоговое количество баллов –6.

        Ответ.

        1. Зеленоградск
        2. Зеленоградск ¬ зелёный + град (город) + -ск-

        а). Топонимы, имеющие в своём составе -град-, образованы путём сложения основ без помощи суффикса –ск-: Ленинград, Калининград, Петроград, Сталинград. б). Имеющие же в составе основы суффикс –ск- названия образованы при помощи этого суффикса и сложения с производящей основой элемента –гор-, который  может быть связан как с город, так и с  горы. Модель же, по которой образовано название Зеленоградск , включает в себя элементы как модели а), так и модели б).

        Критерии оценивания.

        1. Выявление «четвёртого лишнего» – 1 балл.
        2. Комментарий выбора – до 5 баллов, в зависимости от полноты и правильности ответа.

        Задание 11.

        Каково происхождение слова лилипут в русском языке? Когда оно появилось?

        Итоговое количество баллов – 3.

        Ответ.

        Это слово придумано Джонатаном Свифтом (1667 – 1745), известным английским писателем, автором знаменитого романа «Путешествие Гулливера». Он придумал целую сказочную страну и назвал её Лилипутия, а крошечных человечков, живших в ней, — лилипутами.

        Впервые на русский язык это произведение было переведено в 1772 г. // в конце XVIII в. // в XVIII в.

        Критерии оценивания.

        Происхождение слова – до 2 баллов, в зависимости от полноты и правильности ответа.

        Время появления слова – 1 балл.

        www.seznaika.ru

        Олимпиадные задания по русскому языку 11 класс (с ответами)

        Задание 1.

        Общеславянское слово пшено, буквально означающее «толченое», образовано от пъхати – «толочь, пихать». Как в современном русском языке называется такой способ словообразования?  Приведите примеры слов из современного русского языка  с аналогичным историческим чередованием  корневых согласных . Назовите существительные, входящие в тематическую группу «наименование кушаний», которые образованы таким же способом. Восстановите весь словообразовательный путь одного из них.

        Итоговое количество баллов — 5.

        Ответ.

        Такой способ образования слов называется субстантивацией, или переходом из класса причастий (прилагательных) в класс существительных.  
        Дух – душа, сухой – суша (сушить), глухой – оглушить, плохой – оплошать и др.  
        Холодное, горячее, сладкое, мучное, жаркое, заливное, отбивная, пирожное, мороженое, содовая, а также первое, второе, третье и др.

        Определяемое существительное опускается, передавая определительному слову (прилагательному, причастию) свое значение. Или:  эллипсис существительного и концентрация семантики именного оборота в целом в прилагательном (причастии).

        Критерии оценивания.

        Определение способа образования – 1 б.

        Одна пара  слов с чередованием  — 1 б.

        Один пример существительного —  1 б.

        Восстановление пути образования существительного – от 0,5 до 2 баллов в зависимости от полноты и точности.

        Задание 2.

        Определяя каждый из двух типов характера русского человека («русского люда»), автор приведенного ниже стихотворения  дважды употребляет слово предан. Определите его значение в каждом из употреблений и объясните, что позволило вам  сделать именно такое заключение. Дайте грамматическую характеристику  этому слову.

        Насколько категоричен автор в своей характеристике? Почему вы так считаете?

        Преданность вечно была в характере русского люда.

        Кто же не предан теперь? Ни одного не найдешь.

        Каждый, кто глуп или туп, наверное, предан престолу.

        Каждый, кто честен, умен, предан, наверно, суду.

        Итоговое количество баллов –  9.

        Ответ.

        В предложении Каждый, кто глуп или туп, наверное, предан престолу предан – это прилагательное, оно употреблено в значении «верен». В предложении Каждый, кто честен, умен, предан, наверно, суду предан – это краткое страдательное причастие, употребленное в значении «отдан под суд, обвиняется, преследуется». На такое толкование указывает контекст и его интерпретация, опирающаяся на фоновые знания: глупые, ограниченные люди, не способные анализировать, критически осмысливать действительность, безоговорочно верят власти и подчиняются ей. Честные же и мыслящие часто находятся в оппозиции к власти, критикуя ее действия, борясь за справедливость, за что преследуются ею, бывают наказаны. Однако поэт не утверждает это категорически, а только высказывает предположение, на что указывает вводное слово наверное (наверно).

        Критерии оценивания.

        Определение одного значения – 1балл. В сумме 2 балла.

        Грамматическая характеристика – 1 балл. В сумме 2 балла.

        Интерпретация  каждого контекста и привлечение фоновых знаний – до 2 баллов. В сумме до 4 баллов.

        Ответ на вопрос – до 1 балла в зависимости от полноты ответа.

          Задание 3.

          Прочитайте приведенный ниже текст. Как бы вы определили такой тип речи? Дайте стилистические пометы к словам, называющим одежду Петра. Знаете ли вы значение этих слов? Дайте им толкование. Подберите родственные слова к исподнее. Как вы объясните употребление в качестве однородных членов предложения слов с антонимичными корнями (См. предложение Царевич  рассматривал…)?

          За окном, заваленном бумагами, Петр сидел в старом кожаном кресле с высокою спинкою у жарко натопленной печи. На Петре был голубой полинялый и заношенный халат, который царевич помнил еще до Полтавского сражения, с тою же заплатою более яркого цвета на месте, прожженном трубкою; шерстяная красная фуфайка с белыми костяными пуговицами; от одной из них, сломанной, осталась только половинка; он узнал её и сосчитал, как почему-то всегда это делал во время длинных укоризненных речей отца, — она была шестая снизу; исподнее платье из грубого синего стамеда; серые гарусные штопаные чулки, старые,  стоптанные туфли. Царевич рассматривал эти мелочи, такие привычные, родные, чужие. Из окна, за которым белела снежная скатерть Невы, косой луч желтого зимнего солнца падал между ними, тонкий, длинный и острый, как меч.

          (По Мережковскому)

          Итоговое количество баллов – 16.

          Ответ.

          1. Тип речи – описание.

          2. Халат (без пометы или нейтр.) – одежда, обычно домашняя, запахивающаяся сзади или спереди.

          Фуфайка (без пометы или нейтр.) – теплая вязаная рубашка.

          Исподнее платье (просторечн.) – нижнее, находящееся под чем-нибудь другим; белье.

          Стамед (устар.) – шерстяная ткань с нитями, направленными по косой.

          Гарусные (чулки) —  из гаруса, мягкой крученой шерстяной пряжи.

          Туфли (без пометы или нейтр.) – род обуви, закрывающий ногу не выше щиколотки.

          3.  Из-под, под (предлог), допустимо также подол, исподница, под, подовый и др.

          4. В тексте речь идет о царе Петре 1 и его сыне царевиче Алексее, который был обвинен в государственной измене и арестован. Его по приказу Петра пытали и приговорили к смертной казни. Не выдержав душевных и телесных истязаний, царевич умер в застенках Петропавловской крепости.  Соединение в ряду однородных антонимичных прилагательных родные, чужие так же, как и  находящиеся в смысловой оппозиции слова, описывающие домашнюю, теплую обстановку, и лексическое наполнение последнего предложения  (белела снежная скатерть Невы, косой луч зимнего солнца, тонкий, длинный, острый, как  меч) подчеркивает трагизм противостояния и борьбы родных по крови, но чужих (чуждых) по духу людей – отца-императора и сына-царевича, который будет лишен престола и жизни.

          Критерии оценивания.

          Определение типа речи – 1 балл.

          Одна стилистическая помета –  0,5 балла. В сумме – 3 балла.

          Толкование одного слова -1 балл. В сумме – 6 баллов.

          Одно однокоренное слово – 1 балл.

          Развернутый ответ на вопрос – до 5 баллов.

          Задание 4.

          В некоторых русских поговорках упоминаются старинные меры веса или длины. Назовите эти поговорки. Каков смысл каждой из них?

          Итоговое количество баллов – 2.

          Ответ.

          1. Как аршин проглотил; видеть на три аршина в землю; от горшка два  вершка; семь верст до небес; коломенская верста; косая сажень; семи пядей во лбу; пуд соли съесть и др.

          2. Как аршин проглотил – держаться неестественно прямо.

          Видеть на три аршина в землю – отличаться большой проницательностью.

          От горшка два вершка – очень низкий, маленький (о человеке).

          Семь верст до небес – очень много (наобещать, наговорить и т.д.)

          Коломенская верста – человек очень высокого роста, верзила

          Косая сажень (плечи) – в плечах – очень широкие; очень широкоплечий, могучего сложения.

          Семи пядей во лбу – очень умный, мудрый, выдающийся.

          Пуд соли съесть – прожить долгое время вместе, часто общаться.

          Критерии оценивания.

          1. Одна поговорка – 1 б.

          2. Толкование одной пословицы  — 1 б.

          Задание 5.

          Почему в дореволюционном справочнике «Весь Петроград»  фамилии Фёдоров,

          принадлежащие разным людям, были помещены в двух разных местах?

          Итоговое количество баллов – 2.

          Ответ.

          Эта фамилия, принадлежащая разным людям, могла начинаться как с буквы F («фита»), так и  с буквы Ф («фрьтъ»).

          Критерии оценивания.

          До 2 баллов в зависимости от полноты и правильности ответа.

          Задание 6.

          Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом?

          Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец. (Лесков).

          Количество баллов – 2.

          Ответ.

          Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его, скота, нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец

          Критерии оценивания.

          Обособление  приложения  скота – 2 б.

          Задание 7.

          Предложите вариант(ы) раскрытия скобок при написании слова (с, сс)у(ж,жж)е(н,нн)ый. Обоснуйте свой ответ.

          Итоговое количество баллов – 6.

          Ответ.

          Выбор написания зависит от  значения // происхождения  и грамматических признаков слова, а именно:

            — образованное от  глагола совершенного вида сузить страдательное причастие пишется как  суженный;

            — образованное от глагола совершенного вида ссудить страдательное причасти пишется как ссуженный;

            — существительное, образованное  путем перехода отглагольного прилагательного в разряд существительных, в свою очередь образованного от глагола несовершенного вида судить,  пишется как суженый.

            Критерии оценивания.

            1. Выбор верного варианта написания одного слова – 1 б.  В сумме  3б.

            2. Обоснование каждого  варианта написания – 1 б. В сумме – 3 б.

              Задание 8.

              «Домострой»  — один из известнейших  древнерусских памятников письменности середины ХУI века. В полном его названии содержатся ключевые слова всего  произведения — «поучение и наказание всякому христианину». В каком значении употреблено в нем слово наказание? Совпадает ли  это значение со значением этого слова в современном русском языке?  Какие слова ему родственны?  Что в древнерусском языке означало слово домострой?

              Итоговое количество баллов –

              Ответ.

              1. Наказание в данном случае означает «наставление».
              2. Наказание в современном русском языке означает «кара».
              3. Слову наказание в значении «наставление»  родственны  все слова, восходящие к казати (= говорить, наставляя, приказывая , поручая), —  приказать, приказ, сказать и др.
              4. Значение слова домострой выводится из значений  многозначных слов дом, строй. Первое включало в себя представление не только о здании, жилище, но и о хозяйстве, семье, домочадцах;  под вторым подразумевалось «строительство», «устройство», «управление», «благо», «польза».

              Критерии оценивания.

              1. Выявление значения  слова наказание – 1 б.
              2. Выявление значения современного слова – 1 б.
              3. Подбор  одного родственного слова – 0,1 б. В сумме –
              4. Выявление значения слова домострой — 3 б.

              Задание 9.

              Что общего в происхождении слов ясли, гусли, масло, весло?

              Итоговое количество баллов – 7.

              Ответ.

              Все эти слова образованы от глаголов ( ясти ср. яд, еда, гудеть, мазать, вести).

              Во всех этих словах есть общий словообразовательный элемент – суффикс  -сл-(-л-).

              Критерии оценивания.

              Указание на происхождение от глаголов —  до 5 баллов в зависимости от полноты ответа.

              Указание на словообразовательный суффикс  — 2 б.

              Задание 10.

              Найдите «четвёртое лишнее»: Нефтегорск, Белогорск, Электрогорск, Зеленоградск. Прокомментируйте свой выбор.

              Итоговое количество баллов –6.

              Ответ.

              1. Зеленоградск
              2. Зеленоградск ¬ зелёный + град (город) + -ск-

              а). Топонимы, имеющие в своём составе -град-, образованы путём сложения основ без помощи суффикса –ск-: Ленинград, Калининград, Петроград, Сталинград. б). Имеющие же в составе основы суффикс –ск- названия образованы при помощи этого суффикса и сложения с производящей основой элемента –гор-, который  может быть связан как с город, так и с  горы. Модель же, по которой образовано название Зеленоградск , включает в себя элементы как модели а), так и модели б).

              Критерии оценивания.

              1. Выявление «четвёртого лишнего» – 1 балл.
              2. Комментарий выбора – до 5 баллов, в зависимости от полноты и правильности ответа.

              Задание 11.

              Каково происхождение слова лилипут в русском языке? Когда оно появилось?

              Итоговое количество баллов – 3.

              Ответ.

              Это слово придумано Джонатаном Свифтом (1667 – 1745), известным английским писателем, автором знаменитого романа «Путешествие Гулливера». Он придумал целую сказочную страну и назвал её Лилипутия, а крошечных человечков, живших в ней, — лилипутами.

              Впервые на русский язык это произведение было переведено в 1772 г. // в конце XVIII в. // в XVIII в.

              Критерии оценивания.

              Происхождение слова – до 2 баллов, в зависимости от полноты и правильности ответа.

              Время появления слова – 1 балл.

              iumka.ru

              Олимпиадные задания по русскому языку 11 класс. 2016 год

              1. Какое слово образовано иначе, чем остальные?

              А) подставка
              Б) подборка
              В) подножка
              Г) подпорка
              Д) подсечка

              2. Выберите слово, которое относится только к одной части речи:
              А) но
              Б) уж
              В) чай
              Г) ведь
              Д) мол

              3. Некоторые лингвисты считают, что русское слово «а-ля» (напр., «причёска а-ля Софи
              Лорен») — это предлог. Каким падежом управляет этот предлог?
              А) именительным
              Б) родительным
              В) дательным
              Г) винительным
              Д) творительным

              4. Поставьте ударения в следующих словах:

              Баловать, газопровод, жалюзи, заржаветь, завсегдатай, кашлянуть, красивее, иначе, дремота, квартал.

              5. Какой лексико-грамматической функцией объединены приведенные ниже слова? Дайте им грамматическую характеристику. Значения каких из слов вам известны?
              Индиго, маренго, прюн, хаки, пансе, беж, электрик, массака.

              6. В нашем языке много «парных слов»: сторож-страж, Млечный — молоко, дерево — древо. В корнях этих слов чередуются полногласные и неполногласные сочетания букв. Напишите, что вы знаете об этом фонетическом явлении в русском языке.
              Это фонетическое явление лежит в основе названия реки Смородины, знакомой вам по сказкам и былинам. Как вы думаете, существовала ли такая река на самом деле? Что могло означать её название? Свой ответ аргументируйте

              7. Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах:
              А) Мать любила и гордилась своим сыном.
              Б) Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января.
              В) Мемориальный памятник установлен на площади.
              Г) С ним произошел неприятный инцидент.

               

              Ответы. Русский язык. 11 класс

              1.В) 1балл

              2.Г) 1 балл

              3.А) 1 балл

              4. БаловАть, газопровОд, жалюзИ, заржАветь, завсегдАтай, кашлянуть, красИвее, инАче, дремОта, квартАл.

              За каждое верное слово – 1 балл

              Максимальное количество баллов: 10

              5. Это слова-цветообозначения.
              Это несклоняемые (неизменяемые) прилагательные; в предложении являются определением.
              Индиго – синий цвет. Маренго – черный с серым отливом или черный с светлыми вкраплениями. Прюн – темно-лиловый цвет. Хаки – коричнево-зеленый. Пансе – темно-фиолетовый. Беж – светло-коричневый с желтоватым или сероватым оттенком. Электрик – ярко-синий цвет с сероватым оттенком. Массака – темно-красный цвет с синеватым оттенком.

              За каждый верный ответ – 1 балл

              Максимальное количество баллов: 8

              6. Слова с неполногласием пришли к нам в русский язык из старославянского. Наличие неполногласия – примета старославянизмов. Они считались словами торжественного высокого стиля – 1 балл
              Река Смородина – эпическая, зловещая река. Смородина – смрадная, пахнущая смрадом -1 балл

              Максимальное количество баллов:2

              7. А) Мать любила и гордилась своим сыном. — Мать любила своего сына и гордилась им.
              Б) Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января.
              Свидетель показал, что видел …
              В) Мемориальный памятник установлен на площади. — Памятник установлен на площади.
              Г) С ним произошел неприятный инцидент. — С ним произошел инцидент.

              За каждый правильный ответ – 1 балл

              Максимальное количество баллов: 4

              Максимальное количество баллов за всю работу: 27

              Вконтакте

              Facebook

              Twitter

              Google+

              Одноклассники

              olimpotvet.ru

              Олимпиадные задания по русскому языку 11 класс (с ответами)

              Задание 1.

              Общеславянское слово пшено, буквально означающее «толченое», образовано от пъхати – «толочь, пихать». Как в современном русском языке называется такой способ словообразования?  Приведите примеры слов из современного русского языка  с аналогичным историческим чередованием  корневых согласных . Назовите существительные, входящие в тематическую группу «наименование кушаний», которые образованы таким же способом. Восстановите весь словообразовательный путь одного из них.

              Итоговое количество баллов — 5.

              Ответ.

              Такой способ образования слов называется субстантивацией, или переходом из класса причастий (прилагательных) в класс существительных.  
              Дух – душа, сухой – суша (сушить), глухой – оглушить, плохой – оплошать и др.  
              Холодное, горячее, сладкое, мучное, жаркое, заливное, отбивная, пирожное, мороженое, содовая, а также первое, второе, третье и др.

              Определяемое существительное опускается, передавая определительному слову (прилагательному, причастию) свое значение. Или:  эллипсис существительного и концентрация семантики именного оборота в целом в прилагательном (причастии).

              Критерии оценивания.

              Определение способа образования – 1 б.

              Одна пара  слов с чередованием  — 1 б.

              Один пример существительного —  1 б.

              Восстановление пути образования существительного – от 0,5 до 2 баллов в зависимости от полноты и точности.

              Задание 2.

              Определяя каждый из двух типов характера русского человека («русского люда»), автор приведенного ниже стихотворения  дважды употребляет слово предан. Определите его значение в каждом из употреблений и объясните, что позволило вам  сделать именно такое заключение. Дайте грамматическую характеристику  этому слову.

              Насколько категоричен автор в своей характеристике? Почему вы так считаете?

              Преданность вечно была в характере русского люда.

              Кто же не предан теперь? Ни одного не найдешь.

              Каждый, кто глуп или туп, наверное, предан престолу.

              Каждый, кто честен, умен, предан, наверно, суду.

              Итоговое количество баллов –  9.

              Ответ.

              В предложении Каждый, кто глуп или туп, наверное, предан престолу предан – это прилагательное, оно употреблено в значении «верен». В предложении Каждый, кто честен, умен, предан, наверно, суду предан – это краткое страдательное причастие, употребленное в значении «отдан под суд, обвиняется, преследуется». На такое толкование указывает контекст и его интерпретация, опирающаяся на фоновые знания: глупые, ограниченные люди, не способные анализировать, критически осмысливать действительность, безоговорочно верят власти и подчиняются ей. Честные же и мыслящие часто находятся в оппозиции к власти, критикуя ее действия, борясь за справедливость, за что преследуются ею, бывают наказаны. Однако поэт не утверждает это категорически, а только высказывает предположение, на что указывает вводное слово наверное (наверно).

              Критерии оценивания.

              Определение одного значения – 1балл. В сумме 2 балла.

              Грамматическая характеристика – 1 балл. В сумме 2 балла.

              Интерпретация  каждого контекста и привлечение фоновых знаний – до 2 баллов. В сумме до 4 баллов.

              Ответ на вопрос – до 1 балла в зависимости от полноты ответа.

                Задание 3.

                Прочитайте приведенный ниже текст. Как бы вы определили такой тип речи? Дайте стилистические пометы к словам, называющим одежду Петра. Знаете ли вы значение этих слов? Дайте им толкование. Подберите родственные слова к исподнее. Как вы объясните употребление в качестве однородных членов предложения слов с антонимичными корнями (См. предложение Царевич  рассматривал…)?

                За окном, заваленном бумагами, Петр сидел в старом кожаном кресле с высокою спинкою у жарко натопленной печи. На Петре был голубой полинялый и заношенный халат, который царевич помнил еще до Полтавского сражения, с тою же заплатою более яркого цвета на месте, прожженном трубкою; шерстяная красная фуфайка с белыми костяными пуговицами; от одной из них, сломанной, осталась только половинка; он узнал её и сосчитал, как почему-то всегда это делал во время длинных укоризненных речей отца, — она была шестая снизу; исподнее платье из грубого синего стамеда; серые гарусные штопаные чулки, старые,  стоптанные туфли. Царевич рассматривал эти мелочи, такие привычные, родные, чужие. Из окна, за которым белела снежная скатерть Невы, косой луч желтого зимнего солнца падал между ними, тонкий, длинный и острый, как меч.

                (По Мережковскому)

                Итоговое количество баллов – 16.

                Ответ.

                1. Тип речи – описание.

                2. Халат (без пометы или нейтр.) – одежда, обычно домашняя, запахивающаяся сзади или спереди.

                Фуфайка (без пометы или нейтр.) – теплая вязаная рубашка.

                Исподнее платье (просторечн.) – нижнее, находящееся под чем-нибудь другим; белье.

                Стамед (устар.) – шерстяная ткань с нитями, направленными по косой.

                Гарусные (чулки) —  из гаруса, мягкой крученой шерстяной пряжи.

                Туфли (без пометы или нейтр.) – род обуви, закрывающий ногу не выше щиколотки.

                3.  Из-под, под (предлог), допустимо также подол, исподница, под, подовый и др.

                4. В тексте речь идет о царе Петре 1 и его сыне царевиче Алексее, который был обвинен в государственной измене и арестован. Его по приказу Петра пытали и приговорили к смертной казни. Не выдержав душевных и телесных истязаний, царевич умер в застенках Петропавловской крепости.  Соединение в ряду однородных антонимичных прилагательных родные, чужие так же, как и  находящиеся в смысловой оппозиции слова, описывающие домашнюю, теплую обстановку, и лексическое наполнение последнего предложения  (белела снежная скатерть Невы, косой луч зимнего солнца, тонкий, длинный, острый, как  меч) подчеркивает трагизм противостояния и борьбы родных по крови, но чужих (чуждых) по духу людей – отца-императора и сына-царевича, который будет лишен престола и жизни.

                Критерии оценивания.

                Определение типа речи – 1 балл.

                Одна стилистическая помета –  0,5 балла. В сумме – 3 балла.

                Толкование одного слова -1 балл. В сумме – 6 баллов.

                Одно однокоренное слово – 1 балл.

                Развернутый ответ на вопрос – до 5 баллов.

                Задание 4.

                В некоторых русских поговорках упоминаются старинные меры веса или длины. Назовите эти поговорки. Каков смысл каждой из них?

                Итоговое количество баллов – 2.

                Ответ.

                1. Как аршин проглотил; видеть на три аршина в землю; от горшка два  вершка; семь верст до небес; коломенская верста; косая сажень; семи пядей во лбу; пуд соли съесть и др.

                2. Как аршин проглотил – держаться неестественно прямо.

                Видеть на три аршина в землю – отличаться большой проницательностью.

                От горшка два вершка – очень низкий, маленький (о человеке).

                Семь верст до небес – очень много (наобещать, наговорить и т.д.)

                Коломенская верста – человек очень высокого роста, верзила

                Косая сажень (плечи) – в плечах – очень широкие; очень широкоплечий, могучего сложения.

                Семи пядей во лбу – очень умный, мудрый, выдающийся.

                Пуд соли съесть – прожить долгое время вместе, часто общаться.

                Критерии оценивания.

                1. Одна поговорка – 1 б.

                2. Толкование одной пословицы  — 1 б.

                Задание 5.

                Почему в дореволюционном справочнике «Весь Петроград»  фамилии Фёдоров,

                принадлежащие разным людям, были помещены в двух разных местах?

                Итоговое количество баллов – 2.

                Ответ.

                Эта фамилия, принадлежащая разным людям, могла начинаться как с буквы F («фита»), так и  с буквы Ф («фрьтъ»).

                Критерии оценивания.

                До 2 баллов в зависимости от полноты и правильности ответа.

                Задание 6.

                Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом?

                Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец. (Лесков).

                Количество баллов – 2.

                Ответ.

                Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его, скота, нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец

                Критерии оценивания.

                Обособление  приложения  скота – 2 б.

                Задание 7.

                Предложите вариант(ы) раскрытия скобок при написании слова (с, сс)у(ж,жж)е(н,нн)ый. Обоснуйте свой ответ.

                Итоговое количество баллов – 6.

                Ответ.

                Выбор написания зависит от  значения // происхождения  и грамматических признаков слова, а именно:

                  — образованное от  глагола совершенного вида сузить страдательное причастие пишется как  суженный;

                  — образованное от глагола совершенного вида ссудить страдательное причасти пишется как ссуженный;

                  — существительное, образованное  путем перехода отглагольного прилагательного в разряд существительных, в свою очередь образованного от глагола несовершенного вида судить,  пишется как суженый.

                  Критерии оценивания.

                  1. Выбор верного варианта написания одного слова – 1 б.  В сумме  3б.

                  2. Обоснование каждого  варианта написания – 1 б. В сумме – 3 б.

                    Задание 8.

                    «Домострой»  — один из известнейших  древнерусских памятников письменности середины ХУI века. В полном его названии содержатся ключевые слова всего  произведения — «поучение и наказание всякому христианину». В каком значении употреблено в нем слово наказание? Совпадает ли  это значение со значением этого слова в современном русском языке?  Какие слова ему родственны?  Что в древнерусском языке означало слово домострой?

                    Итоговое количество баллов –

                    Ответ.

                    1. Наказание в данном случае означает «наставление».
                    2. Наказание в современном русском языке означает «кара».
                    3. Слову наказание в значении «наставление»  родственны  все слова, восходящие к казати (= говорить, наставляя, приказывая , поручая), —  приказать, приказ, сказать и др.
                    4. Значение слова домострой выводится из значений  многозначных слов дом, строй. Первое включало в себя представление не только о здании, жилище, но и о хозяйстве, семье, домочадцах;  под вторым подразумевалось «строительство», «устройство», «управление», «благо», «польза».

                    Критерии оценивания.

                    1. Выявление значения  слова наказание – 1 б.
                    2. Выявление значения современного слова – 1 б.
                    3. Подбор  одного родственного слова – 0,1 б. В сумме –
                    4. Выявление значения слова домострой — 3 б.

                    Задание 9.

                    Что общего в происхождении слов ясли, гусли, масло, весло?

                    Итоговое количество баллов – 7.

                    Ответ.

                    Все эти слова образованы от глаголов ( ясти ср. яд, еда, гудеть, мазать, вести).

                    Во всех этих словах есть общий словообразовательный элемент – суффикс  -сл-(-л-).

                    Критерии оценивания.

                    Указание на происхождение от глаголов —  до 5 баллов в зависимости от полноты ответа.

                    Указание на словообразовательный суффикс  — 2 б.

                    Задание 10.

                    Найдите «четвёртое лишнее»: Нефтегорск, Белогорск, Электрогорск, Зеленоградск. Прокомментируйте свой выбор.

                    Итоговое количество баллов –6.

                    Ответ.

                    1. Зеленоградск
                    2. Зеленоградск ¬ зелёный + град (город) + -ск-

                    а). Топонимы, имеющие в своём составе -град-, образованы путём сложения основ без помощи суффикса –ск-: Ленинград, Калининград, Петроград, Сталинград. б). Имеющие же в составе основы суффикс –ск- названия образованы при помощи этого суффикса и сложения с производящей основой элемента –гор-, который  может быть связан как с город, так и с  горы. Модель же, по которой образовано название Зеленоградск , включает в себя элементы как модели а), так и модели б).

                    Критерии оценивания.

                    1. Выявление «четвёртого лишнего» – 1 балл.
                    2. Комментарий выбора – до 5 баллов, в зависимости от полноты и правильности ответа.

                    Задание 11.

                    Каково происхождение слова лилипут в русском языке? Когда оно появилось?

                    Итоговое количество баллов – 3.

                    Ответ.

                    Это слово придумано Джонатаном Свифтом (1667 – 1745), известным английским писателем, автором знаменитого романа «Путешествие Гулливера». Он придумал целую сказочную страну и назвал её Лилипутия, а крошечных человечков, живших в ней, — лилипутами.

                    Впервые на русский язык это произведение было переведено в 1772 г. // в конце XVIII в. // в XVIII в.

                    Критерии оценивания.

                    Происхождение слова – до 2 баллов, в зависимости от полноты и правильности ответа.

                    Время появления слова – 1 балл.

                    lib.repetitors.eu

                    Олимпиадные задания по русскому языку с 5 по 11 класс

                    Олимпиада по русскому языку

                    ( школьный этап)

                    2015- 2016 учебный год

                    11класс

                    1. В Орфоэпическом словаре русского языка под редакцией Р. И. Аванесова (М., 1983г.) отмечены следующие различия в произношении приставки дез-: в одних оба согласных

                    приставки мягкие, в других – оба твёрдые, в третьих второй согласный твёрдый, а

                    первый может произноситься как твёрдо, так и мягко.

                    • Распределите слова дезинформировать, дезинтегрировать, дезинфицировать по

                    этим группам:

                    оба согласных приставки мягкие: ____________________ ,

                    оба согласных приставки твёрдые: __________________ ,

                    второй согласный твёрдый, а первый может произноситься как твёрдо, так и мягко:____.

                    Критерии: За правильный ответ — 3 балла

                    1. Какие слова современного русского языка, содержащие иноязычные элементы, скрываются под следующими словообразовательными кальками:

                    светооборудование, тысячемера, сопроводитель?Критерии: За каждое правильное слово по 1 баллу. Всего за задание: 3 балла

                    1. В своей книге «Основы психолингвистики» (М., Лабиринт, 2001 г.,стр. 182) И.Н. Горелов и К.Ф. Седов говорят о таком приёме языковой игры,как переиначивание русского фразеологизма на иностранный лад: баба с возу– кобыле легче – леди с дилижанса – пони легче; не по Сеньке шапка – не поХуану сомбреро.

                     Какие фразеологизмы русского языка «переиначены» таким образом? Напишите их и

                    дайте толкование значения.

                    Как о бордюр арахис, аннексировать лаваш (у кого-л.), фрагментировать идиота,

                    абсорбировать (что-л.) с лактозой матери, не в пони фастфуд, выносить утиль из

                    офиса, куда Джон муфлонов не экстрадировал.

                    Схема ответа:

                    «переиначенный» фразеологизм – фразеологизм, существующий в русском

                    языке и соответствующий «переиначенному» – толкование фразеологизма.

                    Критерии: по 1 баллу за восстановление фразеологизма и его толкование. Всего за задание: 7 баллов

                    1. Как можно объяснить правописание О в слове крыжовник? Предложитеверсию, соответствующую правилам современной русской орфографии.

                    Критерии: За аргументированное объяснение 5 баллов.

                    1. Из букв слова валенки составьте слово(-а)-анаграмму(-ы).

                    Критерии: За правильный ответ – 1 балл.

                    1. Укажите все возможные пути словообразования слова перекупаться.

                    В каждом случае представьте словообразовательную цепочку и укажите способ

                    словообразования.

                    Примечание: исходное слово перекупаться может быть однокоренным как со словом

                    купать, так и со словом купить.

                    Критерии: За каждую полную и правильную словообразовательную цепочку – 3 балла. Всего: 9 баллов

                    7. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил…»:

                    Я вас любил: любовь ещё, быть может,

                    В душе моей угасла не совсем;

                    Но пусть она вас больше не тревожит;

                    Я не хочу печалить вас ничем.

                    Я вас любил безмолвно, безнадежно,

                    То робостью, то ревностью томим;

                    Я вас любил так искренно, так нежно,

                    Как дай вам Бог любимой быть другим.

                    • В 6-й строке стихотворения с помощью лингвистических средстввыражено особое

                    соотношение двух состояний (робости и ревности). С одной стороны, они

                    противопоставляются друг другу, с другой –объединяются как разные проявления

                    одного и того же чувства любви.

                    Укажите использованные в тексте лингвистические средства, позволяющие как противопоставить, так и объединить эти качества.

                    Критерии: По 2 балла за каждую позицию в зависимости от полноты и правильностиответа.

                    Всего: 8 баллов.

                    8. Даны следующие предложения со словом как:

                    1. Как ты себя чувствуешь?

                    2. Мы не знаем, как решать задачу.

                    3. Катя видела, как Володя перепрыгнул через канаву и скрылся в чаще.

                    4. Ему как биологу будет интересно послушать доклад химиков.

                    5. Как хорошо в лесу весной!

                    6. Ему уже десять лет, а он ведёт себя, как младенец.

                    функция в высказывании.

                    Критерии: За правильное определение части речи — 1 балл.

                    За определение функции в высказывании – 1 балл. Всего – 12 баллов.

                    1. Чем отличаются слова: выкачанный и выкаченный? Критерии: 1 балл за каждый правильный пункт ответа. Всего: 2 балла.

                    1. Переведите текст на современный русский язык:

                    Безумных бо ни сеють, ни орють, ни в житницю сбирают, но сами ся родят.

                    Как в утел мех лити, так безумнагоучити; псом бо исвиниам не надобезлато, ни сребро,

                    ни безумному драгии словеса; ни мертвеца росмешити, ни безумнагонаказати. Коли

                    пожретьсиниця орла, коли камениевъсплавлет по воде, и коли иметь свиниа на белку

                    лаяти, тогды безумный уму научится.

                    (Слово Данила Заточеника, еже написа своему князю Ярославу Володимеровичю)

                     Приведите к слову орютъ однокоренное слово, часто используемое в былинах.

                     Почему слово житницю написано с ю, а синиця– ся после ц?

                     Выпишите слово(-а) с неполногласием.

                    Критерии: За правильно переведённый текст и ответ на вопросы – 10 баллов. За каждую ошибку, существенно меняющую смысл предложения, снимается по 1 баллу.

                    Всего за работу: 60 баллов

                    infourok.ru

                    Олимпиада по русскому 11 класс

                    Для успешной подготовки к олимпиаде по русскому языку, рекомендую ознакомиться и попробовать ответить на реальные варианты олимпиадных заданий по русскому языку.
                    На моем сайте размещены наиболее реалистичные варианты заданий и ответы на большинство из этих заданий. Все варианты заданий взяты с реальных олимпиад по русскому.
                    Представленные примеры ответов на задания, позволят Вам хорошо подготовиться к олимпиадам и даже стать их призерами, а это очень серьезный шаг к поступлению в ВУЗ, ведь победителям олимпиад льготы при поступлении никто не отменял. Правильность ответов на выполненные задания можно проверить на страницах с ответами. Удачи.


                    Олимпиада по русскому языку 11 класс с ответами.

                          Задание 1.

                           Объясните фонетические различия в области согласных в словах, обозначающих фасоль: украинский – квасоля, сербохорватский – пасул, русский – фасоль.


                          Задание 2.

                           Докажите, что указанные слова являются близкими «родственниками»:

                    дуть – надменный; горло – ожерелье


                          Задание 3.

                           Раньше одно из названных слов никак не могло быть женского рода: постель, кровать, дверь, тень. Определите это слово и поясните ваши аргументы.


                          Задание 4.

                          4. Какую художественную роль выполняет ТИРЕ в отрывке из стихотворения М. Цветаевой?

                    Площадка. – И шпалы. – И крайний куст

                    В руке. – Отпускаю. – Поздно

                    Держаться. – Шпалы. – От стольких уст

                    Устала. – Гляжу на звезды.


                          Задание 5.

                           Объясните смысл стихотворения В. Маяковского «Исчерпывающая картина весны» (1913г.). Какие языковые средства использует поэт для создания образа весны?

                    Листочки.

                    После строчек лис-

                    Точки.


                          Задание 6.

                           Одна из стилистических фигур русского языка называется хиазмом. Эта стилистическая фигура стала одним средств выразительности поэтического синтаксиса в следующем фрагменте стихотворения А. Блока:

                    Жду я холодного дня,

                    Сумерек серых я жду.

                    Замерло сердце звеня:

                    Ты говорила: «Приду…»

                    Дайте определение термину хиазм.


                          Задание 7.

                           Укажите ударение в словах и словосочетаниях.

                    Мастерский, облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, тигровая шкура, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса.


                          Задание 8.

                           Комплексный анализ стихотворного текста.

                    Тишь двоякая.

                    Высокая стоит луна.
                    Высокие стоят морозы.
                    Далекие скрипят обозы.
                    И кажется, что нам слышна Архангельская тишина.
                    Она слышна, она видна:
                    В ней всхлипы клюквенной трясины.
                    В ней хрусты снежной парусины,
                    В ней тихих крыльев белизна — Архангельская тишина.


                          Задание 9.

                           Какие черты русского национального самосознания выражены в следующих фразах из песен В. Высоцкого?

                    1. А когда ты упал со скал, он стонал, но держал.

                    2. Купола в России кроют золотом, чтобы чаще Господь замечал.

                    3. Пусть Жираф был не прав, но виновен не Жираф, а тот, кто крикнул из ветвей «Жираф большой — ему видней».

                    Приведите пример пословицы (поговорки, крылатого выражения), в котором, на ваш взгляд, отразилась основная черта русского национального характера.


                          Задание 10.

                           В приводимых ниже фразах дана оценка разных сторон политической жизни страны, отдельных политических событий и политических лидеров, высказанная современными политиками. Что общего в этих высказываниях с языковой точки зрения, что их объединяет?

                    1.«Призываю сделать ЦК и президиум КПРФ боевыми органами. С тем, чтоб они, если надо, воевали по-настоящему».
                    2.«Демдвижение: пейзаж после битвы».
                    3.«Кампанию лидеру «Яблока» пришлось вести под массированным огнем государственных СМИ».
                    4.«Атаковать Путина в лоб сейчас — все равно, что защищать Басаева и Хаттаба — это самоубийство для российского политика».
                    5. «Обстановка в Думе типа «затишье перед атакой». Бойцы готовятся к новым походам».
                    6. «Идет третья мировая война. Мы готовы рисковать собой и идти в штыковую».

                    Ответы на задания олимпиады по русскому языку 11 класс

                    1.
                    Звук Ф в славянских языках первоначально отсутствовал. В заимствованных словах он заменялся на П, Х, ХВ, КВ. Например, др.-греч. faros и парус. Лишь после падения редуцированных в результате оглушения В звук Ф входит в систему русских согласных.

                    2.
                    Дуть – надменный. Древнерусская форма глагола дуть, дую – дути, дъму. Древнерусский корень дъм- представлен в современном русском языке в виде: -дм-/дым, например, в словах дым, на-дм-енный (т.е. ‘надутый’). Таким образом, глагол дуть и прилагательное надменный этимологически являются родственными.

                    Горло – ожерелье. В древнерусском языке в значении ‘горло’ употреблялись два слова: гърло и жерело (реже жерло), которые восходили к одному общеславянскому корню с чередованием г/ж. От слова жерело образовано слово ожерелье – ‘то, что вокруг горла’. Таким образом, горло и ожерелье являются этимологически родственными словами.

                    3.
                    Судя по уменьшительно-ласкательным формам этих слов, слово «тень» ранее относилось к мужскому роду. Все слова: «постель», «кровать», «дверь» имеют женский род в уменьшительно-ласкательной форме: постелька, кроватка, дверка. Слово же «тень» в уменьшительной форме будет мужского рода: «тенёк». Очевидно, этот факт указывает на принадлежность слова «тень» к мужскому роду в более раннее время. Вот так: вроде замаскировалась «тень» под остальные слова, а этот предательский суффикс его выдает.

                    4.
                    Интерпретация. Сжатие смысла. Тире – смысловой авторский знак, организует пространственно-временную картину.

                    5.
                    В тексте Маяковского прежде всего бросается в глаза кажущееся несоответствие заглавия стихотворения и небольшого его объема (четыре слова полнозначных, один предлог). Цель автора — передать замысел максимально скупыми языковыми средствами. Налицо компрессия. Использованы только существительные.

                    Листочки. Смысл восстанавливается в опоре на заглавие, которому соответствует ситуация весны.. Восстанавливается отсутствующий глагол «появились» Метафоризация отсутствует. Образная функция осуществляется через суффикс.

                    После — смысл предлога равен его языковому значению «спустя некоторое время, а потом», к которому присоединяется пространственное значение.

                    Строчек — смысл определяется лишь в опоре на последующее слово.

                    Лис — множественное число от «лиса» (животное).

                    После строчек лис. Первое понимание: после того, как пробежали лисы. Глагол пропущен. Наблюдается явление неполноты. Второе понимание — образное, метафорическое. Чтобы определить образный смысл, необходимо учесть последующий контекст: после строчек листочки, а также все семантические признаки, которые ассоциативно связаны с прямым производящим значением существительного «строчка» — по толковым словарям: строчка — ряд слов, букв, иных знаков, написанных в одну линию.

                    Итак, строчки лис — мелкие, частые ровные следы, которые оставляют животные, как бы расписываясь в приходе весны.

                    В контексте предшествующей метафоры существительное точки также метафоризируется. Строчка, точка — слова одной тематической группы. Поэтому смысл метафорического существительного осознается через образ прямого значения — знак препинания.

                    Точка — темные, устойчивые следы от прикосновения маленьких теплых лапок. Все существительные стоят в форме множественного числа, это помогает передать мысль о распространенности весны. В стихотворении применен типичный для раннего творчества Маяковского словесный эксперимент: разложение различных слов на созвучные части, подчеркивающие взаимосвязь описываемых явлений. Наблюдается своеобразный каламбур на основе омофонов, который направляет мысль читателя по руслу, нужному автору: листочки/ лис/ точки.

                    6.
                    Стилистическая фигура – инверсия, перестановка слов на фоне параллелизма, подобия предложений (Например, Поэт – издалека заводит речь, Поэта – далеко заводит речь.). В приведенном фрагменте – несколько хиазмов: инверсия подлежащего и сказуемого (жду я – я жду), инверсия определения и определяемого слова (холодного дня – сумерек серых), инверсия главных и второстепенных членов ( жду …дня – сумерек …жду).

                    7.
                    МАстерский, облегчИть, ободрИть, оптОвый, предвосхИтить, о скОльких, сосредотОчение, танцОвщица, христианИн, чЕрпать, щавЕль, экспЕрт, тигрОвая шкУра, пломбирОванный зуб, языковАя полИтика, языковОй барьЕр, языкОвая колбасА.

                    10.
                    Общим, объединяющим все приведенные высказывания, является использование образа войны, военных действий для оценки политических событий, акций, реалий политической жизни и политиков. Круг военной лексики, включающей боевые органы, воевать, битва, массированный огонь, атака, атаковать, поход, война, штыковая, определенным образом настраивает читателя на восприятие политики как войны, укрепляет в его сознании ассоциацию «политика — это война», со всеми вытекающими из такого понимания следствиями.

                    Вопросы олимпиады по русскому языку 11 класс

                    1.
                    Каким писателям принадлежат следующие высказывания о русском языке?

                    а) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтенно с этим могущественным орудием.

                    б).. нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

                    в) Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятельми, италианским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно Ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка.

                    2.
                    Какие звуки повторяются в приведенном тексте? Какого эффекта добивается поэт? Как называется такой художественный прием?

                    Мазурка раздалась. Бывало,

                    Когда гремел мазурки гром,

                    В огромной зале все дрожали,

                    Паркет трещал под каблуком,

                    Трясяся, дребезжали рамы.

                    А. С. Пушкин

                    Сухие листья, сухие листья,

                    Сухие листья, сухие листья,

                    Под тусклым ветром кружат, шуршат.

                    Сухие листья, сухие листья,

                    Под тусклым ветром сухие листья,

                    Кружась, что шепчут, что говорят?

                    В.Ю. Брюсов

                    3.
                    Объясните, как образованы авторские неологизмы. Приведите примеры общенародных слов, образованных по тем же моделям.

                    Там, где жили свиристели,

                    Где качались тихо ели,

                    Пролетели, улетели

                    Стая легких времирей.

                    Где шумели тихо ели,

                    Где погоны крик пропели,

                    Пролетели, улетели

                    Стая легких времирей.

                    В. Хлебников

                    4.
                    В стихотворении Е.А. Баратынского есть строки:

                    Величествен и грустен был позор

                    Пустынных вод, лесов, долин и гор.

                    По-прежнему животворя природу,

                    На небосклон светило дня взошло,

                    Но на земле ничто его восходу Произнести привета не могло.

                    Что означает слово позор? Найдите слова, помогающие установить первоначальное значение этого слова. В каком словаре можно подчерпнуть сведения о происхождении слов?

                    5.
                    Определите вид придаточных предложений. Обоснуйте ответ. Какой частью речи является слово что в каждом из предложений?

                    Татьяна Васильевна написала, что приедет в двадцатых числах июня. (К.Г. Паустовский). Предметы на письменном столе были расставлены так, что самые необходимые были под рукой. Она не сводит глаз с дороги, что идет через рощу. (И.А. Гончаров). Я поместил в этой книге только то, что относилось к пребыванию Печорина на Кавказе. (М.Ю. Лермонтов).

                    6.
                    Переведите на современный русский язык отрывок из «Слова о полку Игореве». Приведите примеры устаревших слов и грамматических форм.

                    7.
                    Перед вами отрывок из произведения Льюиса Кэррола.

                    Выркалось. Хливкие шорьки

                    Пыркались по наве,

                    И хрюкотали зелюки,

                    Как мюмзики в мове.

                    По каким признакам можно отнести выдуманные слова к той или иной части речи? Какими морфологическими признаками они обладают?

                    8.
                    Можно ли считать местоимения мы и я формами одного слова, как являются формами одного слова дом и дома?

                    9.
                    Какие художественные приемы использовал поэт в данном стихотворении?

                    На стоге сена ночью южной

                    Лицом ко тверди я лежал,

                    И хор светил, немой и дружный,

                    Кругом раскинувшись, дрожал.

                    Земля, как смутный сон немая, Безвестно уносилась прочь,

                    И я, как первый житель рая,

                    Один в лицо увидел ночь.

                    Я ль несся к бездне полуночной,

                    Иль сонмы звезд ко мне неслись? Казалось, будто в длани мощной

                    Над этой бездной я повис.

                    И с замираньем и смятеньем

                    Я взором мерил глубину

                    В которой с каждым я мгновеньем

                    Все невозвратнее тону.

                    А. А. Фет

                    10.
                    Прочитайте отрывок из стихотворения А. Кушнера.

                    Русский язык, как латынь, постепенно сойдет на нет.

                    Те, кто писал на нем, промахнулись с заветной лирой …

                    Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;

                    Скоро мы на верлибр перейдем и забудем рифму;

                    Учатся сторожевые рычать по-английски львы;

                    Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву.

                    Какую проблему поднимает автор? Что вы думаете о будущем русского языка? Напишите сочинение-миниатюру. К какому стилю относится созданный вами текст?

                    www.rus.fizolimpiada.ru

              Author: alexxlab

              Добавить комментарий

              Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *