Задания олимпиадные по биологии – Всероссийская олимпиада по биологии, задания

Московская олимпиада школьников | Архив заданий

Архив заданий Московской олимпиады школьников по биологии | Главная

2017-2018 учебный год

Дистанционный этап

задания: 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс
решения: 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс

Заключительный этап

Теоретически тур
задания: 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс 
решения: 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс  

Практический тур
задания: 5 класс
решения: 5 класс


2016-2017 учебный год

Дистанционный этап

задания: 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс
решения: 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс

Заключительный этап

Теоретический тур
задания: 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс
решения: 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс

Практический тур
задания и решения: 5 класс


2015-2016 учебный год

Дистанционный этап

задания: 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс
решения: 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс

Заключительный этап

задания: 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс
решения: 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс


2014-2015 учебный год

Отборочный этап

задания: 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс
решения: 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс

Заключительный этап

задания: 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс
решения: 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс


2013-2014 учебный год

Отборочный этап

задания: 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс
решения: 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс

Заключительный этап

задания: 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс
решения: 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс


2012-2013 учебный год

Отборочный этап

задания: все классы (6-8)
решения: все классы (6-8)

Заключительный этап

задания: 6 класс | 7 класс | 8 класс
решения: 6 класс | 7 класс | 8 класс


2011-2012 учебный год

Отборочный этап

задания: все классы (6-8)

решения: все классы (6-8)

Заключительный этап

задания: 6 класс | 7 класс | 8 класс
решения: 6 класс | 7 класс | 8 класс

mos.olimpiada.ru

Олимпиады по биологии

on 06 Январь 2015.

Автор: Цинкевич В.А.

Издательство: Минск: Аверсэв

Год: 2014

Формат: pdf

Пособие по биологии для углубленной подготовки «Олимпиады по биологии» подойдет для одаренных школьников, проявляющих наибольший интерес к предмету.

Подготовка к олимпиаде по биологии

Структурно пособие состоит из нескольких разделов. Первый раздел - задания, рекомендуемые для подготовки к олимпиадам. Он включает тесты, сгруппированные по категориям. Первая категория - это тесты с одним правильным ответом. Обычно при проведении олимпиад аналогичные задания включают в часть А теоретического тура. В пособии они сгруппированы по разделам биологии.

Вторая категория - вопросы, требующие нестандартного (математического) обозначения правильного ответа. Здесь представлены задания двух типов. Первый тип - определение правильности предложенных высказываний (утверждений). Верные утверждения обозначаются знаком «+», неверные — знаком «-». Второй тип - решение неравенства, где между двумя утверждениями необходимо поставить знак «>», «<» или «=».

Третья категория - практические задания. Обязательным элементом здесь является практическая (экспериментальная) работа, а также такие теоретические задания, решение которых требует умений применять знания в нестандартной ситуации. Успех выполнения заданий практического тура зависит от навыков работы в лабораторных условиях, использования в исследовательской деятельности оптических приборов, умений наблюдать и фиксировать ход эксперимента, пользоваться определительными таблицами, анатомировать биологические объекты, изготавливать срезы, а также от неукоснительного следования инструкциям, в которых описан алгоритм выполнения работы. Задания, отмеченные в пособии звездочкой, заимствованы без изменений из различных источников.

После заданий для подготовки к олимпиадам, даются районные, областные и республиканские олимпиады по биологии с ответами-всего 14 олимпиад.

 

Размер: 25.3 Mb

Смотреть


Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!

school-box.ru

Олимпиадные задания по биологии

Олимпиадные задания по биологии

по теме раздела:

«Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов» (5 класс.)

Разработал: учитель биологии МБОУ Новоникольской СОШ Орлова Э.Э.

Пояснительная записка.

Главная цель проведения олимпиады - существенная мотивация изучения биологии, выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одарённых детей, распространение и популяризация научных знаний среди молодежи. Исходя из цели данного этапа, разрабатывалось содержание олимпиады.

Содержание олимпиадных заданий для учащихся 5-х классов ориентировано на школьную программу по биологии, на более широкий кругозор учащихся, на их способность логически мыслить. Учитывая юный возраст участников, задания подобраны больше увлекательные, игровые, предполагающие смену видов умственной деятельности.

Задание 1. Выбрать один правильный ответ

Задание 2. Проанализировать текст и ответить на вопросы

Задание 3. В задании необходимо вставить пропущенные слова

Задание 4. В задании необходимо найти ошибку

Задание 5. Из предложенных букв необходимо составить названия органоида клетки.

Задание 6.Установите последовательность приготовления препарата:

Задание 7. В предложенном списке необходимо выбрать названия органоидов.

Задание 8. Из предложенного перечня определить основные части клетки.

К олимпиадным заданиям прилагаются ключи ответов.

Рекомендуемое время написания работы – 1 урок.

Задание 1. Выбрать один правильный ответ

1. Хромосомы в клетке находятся:

а) в цитоплазме в) в вакуолях

б) в ядре г) в хлоропластах

2. Размножение — это:

а) увеличение количества организмов

б) увеличение размера организма

в) образование новых побегов

г) образование придаточных корней

3. К неорганическим веществам относится(ятся)

а) клетчатка в) соли натрия

б) белок г) жир

4.Хлоропласты в клетке:

а) осуществляют синтез органических веществ из неорганических

б) выполняют защитную функцию

в) осуществляют связь между частями клетки

г) обеспечивают сходство с дочерними клетками

5. Часть растительной клетки, в которой накапливается клеточный сок, - это:

а) клеточный центр в) вакуоль

б) лизосомы г) пластиды

6. К ядерным организмам относятся:

а) растения, животные, грибы в) бактерии, цианобактерии, грибы

б) растения, цианобактерии, животные г) животные, грибы, бактерии

7. Рибосомы участвуют:

а) в образовании белков

б) в передаче наследственной информации от родителей потомству

в) в обеспечении избирательной проницаемости веществ

г) в выработке веществ, служащих источником энергии

8. В растительной клетке в отличие от клетки животной имеется:

а) цитоплазма в) оболочка из клетчатки

б) ядро г) плазматическая мембрана

9. Фотосинтез, осуществляемый растениями, - это процесс:

а) образования органических веществ на свету из воды и углекислого газа

б) расходования органических веществ с освобождением энергии

в) поглощения кислорода

г) удаления из растения лишней воды

Задание 2. Проанализируйте текст и ответьте на вопросы

Впервые ядро в растительной клетке обнаружил английский ботаник Роберт Броун. Рассматривая разные части растения в микроскоп, он сделал вывод, что все растительные клетки содержат ядра.


  1. Все ли клетки цветкового растения содержат ядра? Приведите примеры.

  2. Укажите функцию ядра в растительной клетке.

Задание 3. Вставьте пропущенные слова.

1) Органоид клетки, способный переваривать пищевые частицы, уничтожать

отслужившие органоиды и даже целые клетки…

2) Поглощение клеткой крупных молекул органических веществ и даже целых клеток…

3) Органоид клетки, связывающий все части клетки между собой, участвующий в образовании и транспортировке различных органических веществ…

Задание 4. Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист. Он пытался увидеть под микроскопом хлоропласты в его клетках. Ничего, кроме темно-зеленого поля, он не увидел. В чем была его ошибка?

а) в неправильной установке света

б) нужно было поставить большее увеличение

в) нужно было сделать тонкий срез листа

г) нужно было подкрасить лист красителем

Задание 5. Из предложенных букв необходимо составить названия органоида клетки.

асрхтлоопл

Задание 6. Установите последовательность приготовления препарата:

А. При помощи препаровальной иглы снять кусочек кожицы чешуи лука

Б. Пипеткой нанести1-2 капли воды на предметное стекло

В. Положить кусочек кожицы в каплю воды и расправить кончиком иглы

Г. Накрыть покровным стеклом

Д. Тщательно протереть предметное стекло марлей (дбавг)

Задание 7. В предложенном списке необходимо выбрать названия органоидов.

Подчеркни названия органоидов:

Ядро, вакуоль, хромосомы, цитоплазма, клеточная стенка, хлоропласты

Задание 8.В предложенном перечне определите основные части клетки. Аргументируйте свой выбор. Укажите все возможные варианты отбора

1. Цитоплазма

2. Наружная клеточная мембрана (оболочка)

3. Ядро

4. Хлорофилл

5. Рибосомы

6. Хромосома

7. Пищеварительная вакуоль

Ключи:

Задание 1

1-б, 2-а, 3-в, 4-а, 5-в, 6-а, 7-а, 8-в, 9-а

Задание 2


  1. В тканях живого растительного организма есть клетки, не содержащие ядер. Как правило, это мертвые клетки, например сосуды древесины.

  2. Ядро в растительной клетке регулирует все процессы жизнедеятельности

Задание 3.

  1. Лизосомы

  2. Фагоцитоз

  3. Эндоплазматическая сеть

Задание 4-в

Задание 5-хлоропласты

Задание 6- ДБАВГ

Задание 7. Вакуоль, хлоропласты

Задание 8. А) Прокариоты или доядерные организмы. Исключение составляет ядро (3)

Б) Растительная клетка. Исключение составляет пищеварительная вакуоль (7)

В) Животная клетка. Исключение составляет хлорофилл (4)

Литература: 1. Школьные олимпиады. Биология. 6-9 классы/ Г.А.Воронина. – М.: Айрис-пресс, 2007

2.Интернет-ресурсы:

http://do.sar.ru/docs/VOSH/zadania/scholl-10-11/biology_school_10-11.doc

http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/12/16/olimpiadnye-zadaniya-shkolnogo-etapa-vserossiyskoy-olimpiady

bio.na5bal.ru

Олимпиадные задания по биологии и экологии. 10-11 классы. на Сёзнайке.ру

 

Часть 1. Из предложенных вариантов выберите один верный.

 

1. Назовите ученого, который впервые описал ядро растительной клетки и сделал важное обобщение, что ядро является обязательной составной частью любой клетки.

1)  А. Левенгук                             3) Р. Броун

2)  Р. Вирхов                                 4) Т. Шванн

2. Одна из особенностей млекопитающих — тепло­кровность — способность поддерживать темпера­туру своего тела на постоянном и высоком уровне. Это — одно из проявлений важнейшего свойства, присущего всем живым системам (клеткам, орга­низмам, популяциям и т. п.). Назовите это свойст­во.

1)  обмен веществ и энергии          2) раздражимость

3) гомеостаз                                4) изменчивость

3. Назовите вид деления клетки, при которой из од­ной исходной эукариотической клетки образуются две дочерние клетки с такой же наследственной информацией, как и в материнской клетке

1) амитоз                           2) митоз                         3) мейоз       4) простое

4.   Назовите ученого, который внес существенный вклад в развитие клеточной теории, сформулиро­вав положение о том, что каждая новая клетка происходит от такой же исходной клетки путем ее деления.

1)  Р. Гук                                                     3) К. Бэр

2)   Р. Вирхов                                               4) Т. Шванн

5.   Определите признак, по которому все нижепере­численные соединения, кроме одного, объединены в одну группу. Укажите «лишнее» среди них хими­ческое соединение.

1)   пепсин                                                5) каталаза

2)   коллаген                                             6) мальтаза

3)   кератин                                               7) гемоглобин

4)   хитин

 

6.   Четыре химических элемента встречаются в клет­ке в наибольшем количестве. На их долю прихо­дится 98% всего содержимого клетки. Укажите химический элемент, НЕ относящийся к ним.

1)0    2)Р        3)N        4)Н        5) С

7. Назовите вещество, относящееся к липидам.

1) клетчатка                               3) холестерин

2)   АТФ                                         4) липаза

8. Все нижеперечисленные химические соединения, кроме одного, — углеводы. Укажите химическое соединение, которое углеводом НЕ является.

1)   хитин                                       3)галактоза

2)   кератин                                   4)лактоза

9. Какие химические связи принимают непосредственное участие в формировании вторичной структуры белка?

1)   ковалентные                    3) ионные

2)   водородные                      4) гидрофобные

10. Исследования одного из видов РНК показали, что в ее молекуле на долю гуанина приходится 34%, а на долю цитозина — 18% всех азотистых осно­ваний. Сколько (в %) гуанина содержится в той части молекулы ДНК, на участке которой в про­цессе транскрипции образовалась эта РНК?

1) 17        3)24                5)33              7)36              9)52

2)18        4)26                6)34              8)48              10)66

11. Почему при денатурации фермента исчезает его каталитическая активность?

1)   разрушается первичная структура белка

2)   изменяется третичная структура и взаимное расположение аминокислот активного центра

3)   изменяется строение радикалов аминокислот

4)   происходит образование фермент-субстратного комплекса

12. Как переводится термин «прокариоты»?

1)   доядерные

2)   ядерные

3)   безъядерные

4)   полностью ядерные (с хорошо выраженным яд­ром)

13. Назовите организмы, которые не имеют цитоплаз­мы и собственной клеточной мембраны и содержат наследственный материал, который представлен молекулами ДНК или РНК и окружен белковой оболочкой.

1) вирусы                   2) прокариоты       3) эукариоты

14. Назовите средний зародышевый листок, расположенный между наружным и внутренним зародышевыми листками.

1)   эктодерма                               3) мезодерма

2)   энтодерма                               4) бластодерма

15. Определите основной признак, по которому все ни­жеперечисленные организмы, кроме одного, объ­единены в одну группу. Укажите этот «лишний» среди них организм.

1) хлорелла                                           4) спирогира

2)   хламидомонада                                5) эвглена зеленая

3)   сине-зеленая водоросль носток

16.  Назовите зародышевый листок позвоночных животных, из которого формируются поперечнополосатая мышечная ткань, сердце, кровеносные сосуды, кости, хрящи, сухожилия.

1)   эктодерма                               3) мезодерма

2)   энтодерма                               4) бластодерма

17. Как у зародыша ланцетника расположена нервная трубка относительно хорды?

1)снизу                                                      3)сверху

2)сбоку                                                      4)внутри

18. Назовите зародышевый листок позвоночных жи­вотных, из которого формируется эпителий пище­варительной системы, эпителий легких и воздухо­носных путей.

1) эктодерма       2) энтодерма       3) мезодерма

19. Анализ показал, что аллель, отвечающий за формирование изучаемого признака, передается от отца только дочерям, а от матери — и сыновьям и дочерям. Назовите хромосому, в которой находится этот аллель.

1)аутосома      2) Х-хромосома     3) У-хромосома

20. Как называется совокупность генов всех организмов популяции или вида?

1)   генотип

2)   генофонд

3)   генокопия

4)   генетический полиморфизм

21. Назовите признак, за который отвечает доминантный аллель, расположенный в Х-хромосоме чело­века.

1)   праворукость

2)   рыжие волосы

3)   нормальная форма эритроцитов

4)   нормальное цветовосприятие

22. Одни признаки человека обусловлены доминант­ными, а другие — рецессивными аллелями. Ука­жите ту пару альтернативных (взаимоисключаю­щих) признаков, где первым указан доминантный, а вторым — рецессивный признак.

1)    леворукость — праворукость

2)   курчавые — гладкие волосы

3)   отсутствие резус-фактора — наличие резус-фак­тора

4)   рыжие — не рыжие волосы

23.  Назовите гамету, от хромосомного набора которой в основном зависит пол человека, который разовьется из зиготы.

1) яйцеклетка                               2) сперматозоид

24. Представьте, что у мужчины и женщины в геноти­пе имеется по одному аллелю, обусловливающему развитие гемофилии. Кто из членов их семьи обя­зательно будет страдать этим заболеванием?

1)   только мужчина                  5) мужчина и все сыновья

2)   только женщина                   6) мужчина и все дочери

3)   все их сыновья                    7) все члены семьи

4)   все их дочери

25. Укажите ответ, в котором перечислены ископаемые предки человека, которых относят к группе «новые (современные) люди».

1)   питекантропы, синантропы               4) австралопитеки

2)   кроманьонцы                                     5) дриопитеки

3)   неандертальцы                                  6) человек умелый

26. Назовите стадию формирования современного че­ловека, на которой произошло выделение челове­ческих рас.

1) австралопитеки

2)   древнейшие люди (питекантропы, синантропы)

3)   древние люди (неандертальцы)

4)   новые современные люди (кроманьонцы)

27. Укажите признак, свидетельствующий о том, что у неандертальцев была зачаточная речь.

1)    низкий скошенный лоб

2)    большой надглазничный валик

3)    небольшой подбородочный выступ

4)    затылочное отверстие черепа смещено к центру тяжести черепа

28. Назовите группу экологических факторов, к кото­рой относят такие компоненты внешней среды, как свет, температура, химический состав почвы, водной и воздушной сред обитания.

1) абиотические                          3) антропогенные

2)биотические

 

29. Представьте, что нижеперечисленные живые су­щества входят в состав одной  из пищевых цепей биогеоценоза. Кто из них является первым звеном этой цепи?

1)    Кузнечики          4) гнилостные бактерии

2)    Змеи                    5) орел

3)    Растения              6) лягушка

30. Назовите одну из основных причин, по которой большинство пищевых цепей содержит небольшое (не более 3—5) число звеньев.

1)ограниченное число видов организмов, входя­щих в состав биогеоценозов

2)    большие потери полезной энергии в цепях пита­ния

3)    небольшая продолжительность жизни предста­вителей отдельных звеньев пищевых цепей

4)    формирование пищевой сети из нескольких пи­щевых цепей

 

Часть 2.  Задания со свободным ответом.

 

  1. Объясните, почему существование жизни на Земле было бы невозможно без бактерий и грибов.

 

  1. Составьте пять цепей питания. Все они должны начаться с растений (их частей) или мертвых органических остатков (детрита). Промежуточным звеном в первом случае должен быть дождевой червь, во втором – личинка комара в пресном водоеме, в третьем – комнатная муха, в четвертом – личинка майского жука, в пятом- инфузория-туфелька. Все цепи питания должны заканчиваться человеком.  Почему количество звеньев не превышает 6-7?

 

  1. Океан – обширная саморегулирующаяся система, удаленная от населенных территорий. Почему б в таком случае не использовать его для захоронения основной массы радиоактивных и других опасных отходов? Объясните свою точку зрения: принимаете вы это предложение или отвергаете его?

 

  1. В каждой наземной экосистеме обязательно образуется детрит – запас мертвых органических веществ. Назовите организмы, которые питаются детритом. Какова роль этих организмов в экосистеме?

 

  1. Оказывается, что в прудах - охладителях при тепловых электростанциях, экономически выгодно содержать растительноядных рыб. Объясните почему.

 

  1. В некоторых хозяйствах в одних и тех же прудах разводят и карпов, и уток. При этом рыбная продукция не снижается, а повышается. Предложите объяснение.

 

Ответы:

Часть1

1– 3, 2. – 3, 3.- 2, 4.- 2, 5. – 4, 6. – 2, 7. – 3, 8. – 2, 9. – 2, 10. – 2,  11. – 2, 12. – 1, 13. – 1, 14. – 3, 15. – 4, 16. – 3, 17. – 3, 18. – 2, 19. – 2, 20. – 2, 21. – 4, 22. – 2, 23. – 2, 24. – 5, 25. – 2, 26. – 4, 27. – 3, 28. – 1, 29. – 3, 30. – 2,

Часть2

  1. Дано объяснение роли редуцентов в круговороте веществ, объяснена роль организмов паразитов по сдерживанию роста численности жертв, показана роль грибов в пищевых цепях.
  2. Листовой опад – дождевой червь – курица – человек

Ил – личинка комара – малек рыбы – окунь – человек

Детрит – комнатная муха – паук -  перепел – человек

Корни деревьев – личинки майского жука – слепыш – лиса – человек

Эвглена зеленая – инфузория туфелька – малек рыбы – окунь – утка - человек

  1. Рассмотрена морская вода как агрессивная среда, объяснена роль течений, в связи со всемирным круговоротом воды.
  2. Помимо бактерий и грибов, рассмотрена роль червей и личинок насекомых.
  3. В теплой воде хорошо растут водоросли, что способствует улучшению кормовой базы рыб. В свою очередь рыбы очищают пруды.
  4. Благодаря продуктам жизнедеятельности уток, увеличивается содержание органики в прудах и, соответственно биомасса водорослей и зоопланктона. Кормовая база для карпов возрастает.

 

 

Составил учитель биологии В.Н Захаров

    www.seznaika.ru

    Олимпиадные задания по биологии для 8-9 класса

    ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ОЛИМПИАДЫ ПО БИОЛОГИИ

    1 ТУР (2013-2014 гг.)

    9 класс

    Инструкция по выполнению работы

            На выполнение заданий школьного этапа олимпиады по биологии отводится 2 урока (90 мин.). Работа состоит из 4 частей и включает 52 задания.

             Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

              Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.

               За каждый правильный ответ в зависимости  от сложности задания дается от одного до трех баллов. Баллы, полученные вами за все задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.

    Желаем успеха!

    Часть I.

              Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

    1.     На процессы жизнедеятельности растения используют органические вещества, которые они
           а) поглощают из воздуха,   б) всасывают из почвы,    в) получают от других организмов,

            г) создают сами в процессе фотосинтеза.

    2.     В чем проявляется приспособленность большинства деревьев к опылению ветром?

             а) образуют крупную, липкую, шероховатую пыльцу,

             б) цветут весной, до распускания листьев,

             в) имеют яркую окраску лепестков и крупные одиночные цветки,

            г) содержат в цветках нектар и большое количество пыльцы.

    3.     Генеративный орган – цветок – имеется у:

             а) голосеменных,     б) папоротниковидных,    в) покрытосеменных,  г) плауновидных.

    4.      Космическая роль растений на Земле состоит в том, что они:

               а) аккумулируют солнечную энергию,  б) выделяют кислород,

              в) поглощают из окружающей среды минеральные вещества,

               г) поглощают из окружающей среды углекислый газ.

    5.       Непостоянную температуру тела имеет:

              а) прыткая ящерица,    б) заяц-беляк,   в) пестрый дятел,   г) синий кит.

    6.       Сигналом к осеннему отлету насекомоядных птиц служит уменьшение:

              а) количества пищи,   б) длины светового дня,    в) влажности воздуха,

              г) температуры воздуха.

    7.       Главное отличие млекопитающих от других позвоночных животных - :

             а) наличие шейного отдела позвоночника,     б) два круга кровообращения,

             в) выкармливание детенышей молоком,

            г) теплокровность и четырехкамерное сердце.

    8.      Функцию питания и роста кости в толщину выполняет:

              а) губчатое вещество,    б) желтый костный мозг,  

              г) надкостница,    г) красный костный мозг.

    9.      В скелете человека неподвижно соединены между собой кости:

              а) плечевая и локтевая,    б) грудного отдела позвоночника,

              в) мозгового отдела черепа,     г) ребер и грудины.

    10.     Сколько типов тканей выделяют у человека:

    а) два  б) четыре в) шесть

    11.      Какие кости черепа подвижны:

               а) теменная б) нижняя челюсть

               в) верхняя челюсть г) затылочная

    12.      Вакцина- это:

               а) культура микробов,    б) культура ослабленных микробов,

               в) плазма крови от переболевших людей.

    13.   Сколько групп крови выделяют у человека:

               а) две,     б) четыре, в) шесть.

    14.     В организме кислород транспортируется к тканям:

              а) плазмой крови,    б) лейкоцитами и тромбоцитами,     в) эритроцитами.

    15.    Поперечно-полосатая мышечная ткань образует:

              а) скелетные мышцы,         б) стенки полостей тела, в) стенки органов пищеварения.    

    16.     С кем можно обнаружить наибольшее сходство в строении человека:

               а) с пресмыкающими,    б) с приматами,    в) с земноводными.

    17.     Из чего состоит ткань:

               а) только из клеток,   б) только из межклеточного вещества,   в) из клеток и межклеточного вещества.

    18.     Соединительная ткань образует

    а) слизистую оболочку органов дыхания б) кровь в) стенки сердца.

    19.    Для эпителиальной ткани характерны:

    а) плотно прилегающие друг к другу клетки и малое количество межклеточного вещества

    б) длинные клетки с большим числом ядер

    в) рыхло расположенные клетки с большим количеством межклеточного вещества             

    20.    Какое заболевание приводит к потере человеком иммунитета?

                а) ангина,  б) корь,   в) СПИД,    г) коклюш.

    21.     Клетки, сходные по происхождению и выполняемым функциям, образуют:

                а) ткани,   б) органы,   в) системы органов,   г) единый организм.

    22.      Клетки прокариот, в отличие от эукариот,:

              а) не имеют плазматической мембраны,   б) не имеют оформленного ядра,

               в) состоят из более простых органических веществ,   г) содержат цитоплазму.

    23.     Внутренняя полужидкая среда клетки, в которой расположены органоиды и ядро,-:

               а) вакуоль,   б) цитоплазма,   в) аппарат Гольджи,   г) митохондрии.

    24.    К какому виду тканей относится костная ткань

    а)эпителиальной,   б) соединительной,    в) мышечной,     г) нервной.

    25.    Отличительным признаком живого от неживого является:

             а) изменение свойств объекта под воздействием окружающей среды,

             б) участие  в круговороте веществ,   в) воспроизведение себе подобных,

          г) изменение размеров объекта под воздействием среды.

    Часть II.

    Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

     1. Вегетативные органы цветкового растения:

                     I.  корень
                    II. стебель
                    III. листья 
                    IV. цветок
                    V. плод

                     а) I, II, III; б) I, IV, V;   в) I, II, III, V;  г) II, III, IV, V.

    2.  Функции цветка, важные для жизнедеятельности растений:

    I.  испарение воды
    II. привлечение опылителей
    III. образование нектара

    IV. образование семян

    V. запасание органических веществ
    а) II, IV; б) III, IV; в) II, III, V;  г) II, III, IV.

      3. Приспособлениями птиц к полету можно считать:

                    I.  видоизмененные конечности
                   II. хорошее обоняние
                   III. один круг кровообращения и легочное дыхание
                   IV. полые кости скелета
                   V. перьевой покров
                   а) I, II, V; б) I, III;       в) I, III, V;       г) I, IV, V.

     4. К пресмыкающимся относятся:

                I.  серый варан
               II. аллигатор
               III. среднеазиатская черепаха
               IV. серая жаба
               V. саламандра
               а) I, II, V; б) I, II, III; в) II, IV, V;    г) II, III, IV.

           5.    Какие признаки характерны для человека и других млекопитающих?

                   I.  теплокровность
                  II. трехкамерное сердце
                  III. диафрагма
                  IV. выкармливание детенышей молоком
                  V. один круг кровообращения
                  а) II, V;  б) II, IV;  в) I, II, III, IV;  г) I, III, IV.

    6.  Выберите признаки, характерные для соединительной ткани:

                   I.  межклеточное вещество хорошо выражено
                  II. способна сокращаться
                  III. бывает жидкой, хрящевой, костной
                  IV. межклеточное вещество слабо выражено
                  V. одна из функций - транспортная
                  а) II, V; б) II, IV; в) I, III, V;  г) II, III, IV.

    7.    К каким нарушениям в организме человека может привести неправильная осанка?

                  I.  искривлению позвоночника
                 II. нарушению строения суставов верхних конечностей
                 III. смещению внутренних органов
                 IV. нарушению функций костного мозга
                 V. нарушению кровоснабжения органов
                  а) I, II, V;             б) II, IV; в) I, III, V;  г) II, III, IV.

     8.   Внутренняя среда организма человека образована:

                   I.  цитоплазмой клетки
                  II. кровью
                  III. лимфой
                  IV. межклеточной жидкостью
                  V.  водой

                  а) II, V; б) I, II, IV; в) I, III, V;  г) II, III, IV.

          9.    Много белков содержится в продуктах питания:

                   I.  сахар
                  II. мясо
                  III. хлеб
                  IV. рыба

                   V. сыр

                  а) I, II, V; б) II, IV, V;              в) I, III, V;               г) II, III, IV.

          10.    Какие свойства живого характерны для всех живых организмов?

                   I.  обмен веществ
                  II. способность к фотосинтезу
                  III. наследственность
                  IV. раздражимость
                  V. теплокровность
                  а) I, II, V; б) II, IV;              в) I, III, IV;                   г) II, III, IV.

    Часть III.

    Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за правильный ответ).

    1. Дышат растения только днем, на свету.

    2. У голосеменных растений семена лежат на чешуях шишек открыто.

    3. В клетках бактерий нет ядра.

    4. Рыбы – раздельнополые животные.

    5. Все пресмыкающиеся откладывают яйца на суше.

    6. Птицы и млекопитающие – теплокровные животные.

    7. Вид Человек разумный относится к классу Млекопитающих.

    8. Сердце крокодила – это трехкамерный мышечный орган.

    9. Анатомия  - это наука о функциях организма и его органов.

    10. Центральная нервная система человека образована головным и спинным мозгом.

    11. Неподвижно соединены между собой теменная и височная кости.

    12. Для уменьшения отека и боли при вывихе сустава следует согреть поврежденный сустав.

    13. Эпителиальная ткань образует покровы тела.

    14. Цитоплазма – это внутренняя полужидкая среда клетки.

    15. Экология – это наука о клетке.

    Часть IV.

    Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия или последовательности. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 4 (по 2 балла за правильный ответ). Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

    Установите соответствие между способом приобретения человеком иммунитета и его видом:

    Вид иммунитета                               Способ приобретения иммунитета

    А. Естественный                                1. Передается по наследству

    Б. Искусственный                             2. Вырабатывается под действием вакцины

                                                                 3.  Возникает после введения в организм лечебной

                                                                        сыворотки

                                                                 4. Формируется после перенесенного заболевания

                             

    Установите, в какой последовательности располагаются отделы в позвоночнике млекопитающего, начиная от черепа:

    А) поясничный,   Б) грудной,    В) хвостовой,    Г) крестцовый,   Д) шейный

    Фамилия ________________________                        

    Имя         ________________________

    Класс      ________________________

    Школа   ________________________

    Матрица ответов 
    на задания Школьного этапа олимпиады по биологии. 2013-14 уч. год. 9 класс

    Часть 1. 25 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    Ответ

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    Ответ

    Часть 2. 20 баллов (по 2 балла за каждое задание).

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    Ответ

    Часть 3. 15 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

     "ДА" или «НЕТ»

     

     

     

     

    11

    12

    13

    14

    15

     "ДА" или «НЕТ»

     

     

     

     

    Часть 4. 4 балла (по 2 за каждое задание).

    Задание на установление соответствия.

    Способ приобретения

    1

    2

    3

    4

    Вид иммунитета

    Задание на установление последовательности.

    Последовательность

    1

    2

    3

    4

    5

    Отделы позвоночника

    kopilkaurokov.ru

    Задания для школьной олимпиады по биологии

    ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ

    На выполнение школьного тура олимпиады по биологии  отводится 40  минут. Работа состоит их трех частей, включающих 19 заданий.

    Часть 1 (А) включает 15 заданий (А115) к каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный.

    Часть II (В) содержит три задания (В13):

    В1 – с выбором трех верных ответов из шести предложенных;

    В2 – на соответствие;

    В3 – на последовательность биологических процессов, явлений, объектов.

    Часть III (С) содержит одно задание(С1):

    С1 –  задание со свободным ответом, содержащим 2 элемента ответа повышенного уровня;

    Внимательно прочитайте  каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если  они  имеются. Отвечайте только после того, как  вы  поняли вопрос и проанализировали  все варианты ответа.

    Выполняйте задания в том порядке, в  котором  они  даны. Если  какое-то задание  вызывает у вас  затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в  ответах на  которые вы  уверены. К пропущенным заданиям сможете  вернуться, если  у  вас  останется  время.

    За выполнение различных сложностей заданий дается  от одного до трех баллов. Баллы, полученные  вами  за  выполнение  заданий  суммируются. Постарайтесь выполнить как  можно больше  заданий  и набрать наибольшее  количество баллов.

    1Лупа – это:

    A. Часть микроскопа

    Б. Самый простой увеличительный прибор

    B. Главная часть предметного столика

    Г. Простой увеличительный прибор, при помощи которого можно рассмотреть внешний вид клетки

    2.  Клетка – это:

    A. Мельчайшая частица всего живого

    Б. Мельчайшая частица живого растения

    B. Часть растения

    Г. Искусственно созданная единица для удобства изучения человеком растительного мира

    3.  Образование органических веществ из неорганических с использованием энергии Солнца происходит у растений в процессе

    А) фотосинтеза    Б) дыхания    В) испарения    Г) транспорта веществ

    4. Зеленую окраску листьев определяют:

    А. Хлоропласты     Б. Хромопласты    В. Лейкопласты    Г. Клеточный сок

    5.  Морковь, свёкла,  капуста – это растения:

    а) однолетние     б) двулетние     в) споровые     г) вечнозелёные.

    6.  Плод образует:

     а) папоротник      б) яблоня     в) водоросль     г) сосна.

    7.  Наука, изучающая насекомых:

    а)  териология      б)  энтомология    в)  ихтиология         г) микология.

    8. К деревьям относят:

    A. малину и рябину

    Б. ель и березу

    B. бамбук и орешник

    Г. смородину и липу

    10 Наибольшее количество бактерий содержится в:

    A. Воде

    Б. Воздухе

    B. Почве

    Г. Горных породах

    11. Споры бактерий служат для:

    A. Размножения

    Б. Приспособления к выживанию в неблагоприятных условиях

    B. Передвижения

    14 . Какой гриб изображен на рисунке?

    а) Белый гриб;      б)  бледная поганка    в) масленок      г) шампиньон

    15. Органоиды клеток, отвечающие за дыхание.

    А –ядро       Б- вакуоль     В- митохондрии    Г- хлоропласты

    Часть II (В)

    1. Установите соответствие между признаками организма и царством, для которого он характерен. К  каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.

    Часть III (С)

    С1.  В 18 веке английский ученый Д. Пристли провел опыт. Он взял два одинаковых стеклянных колпака. Под первый он поместил мышь, а под второй – мышь и растение. Объясните, почему спустя некоторое время первая мышь под стеклянным колпаком погибла, а вторая – с растением , продолжала жить. 

    Ответы:

    Часть I (А)

    А1 – Б

    А2 – А

    А3 – А

    А4 – А

    А5 – Б

    А6 – Б

    А7 – Б

    А8 – Б

    А9 – В

    А10 –В

    А11 – Б

    А12 – Г

    А13 – А

    А14 – Г

    А15 – В

    Часть II (В)

    В1 – 122121

    В2 – 554243153

    Часть III (С)

    Первая мышь погибла из-за недостатка кислорода и избытка углекислого газа, выделяемого при дыхании.

    Комнатное растение в процессе фотосинтеза  поглощало углекислый газ и выделяло кислород, необходимый для дыхания  организмов, поэтому вторая мышь продолжала жить.

    Шкала перевода баллов  в  отметки

    0-9    баллов – отметка «2»

    10-14  баллов – отметка «3»

    15-20 баллов – отметка «4»

    21-22 баллов – отметка «5»

    По набранным баллам определяются  три первых места в олимпиаде

    Система  оценивания отдельных заданий и работы  в  целом

    задания  части I (А) Верное  выполнение  каждого задания оценивается 1 баллом.

    Задание  части II (В) В задании В1  выставляются 2 балла.

    Если  в  ответе  содержится одна  ошибка, то экзаменуемый получает 1 балл.

    За неверный ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов.

    В задании В2 выставляются 3 балла если ответ верный .

    Если  в  ответе  содержится одна  ошибка, то экзаменуемый получает 2 балла.

    Если  в  ответе  содержится 2-3  ошибки, то экзаменуемый получает 1 балл.

    За  ответ, содержащий 4 и более ошибок, выставляется 0 баллов

    Задания  части  III (С) .

    2 балла----Ответ включает все названые элементы в ответе, не содержит биологические ошибки.

    1 балл------Ответ включает 1 из названых элементов в ответе и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 2 вышеназванных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.

    0 балл-------Ответ неправильный.

    Весь материал - в архиве.

    videouroki.net

    Олимпиадные задания по биологии

    Олимпиада по биологии для учащихся 7 класса

    Задание 1. Выполните тесты. Из четырех ответов выберите один правильный и впишите его в таблицу

    1. Сезонные явления в жизни организмов изучает
      А. Биология
      Б. Фенология
      В. Ботаника
      Г. Экология

    2. Споры бактерий – это приспособление
      А. К питанию
      Б. Размножению
      В. Дыханию
      Г. Перенесению неблагоприятных условий

    3. Участки стебля, на которых развиваются листья, называются
      А. Пазухи
      Б. Узлы
      В. Междоузлия
      Г. Рубцы

    4. Главными частями цветка являются
      А. Лепестки и венчик
      Б. Тычинки и пестики
      В. Чашелистики и лепестки
      Г. Цветоножка и цветоложе

    5. Водоросль в составе лишайника обеспечивает его
      А. Только органическими веществами
      Б. Органическими веществами и солями
      В. Органическими веществами и водой
      Г. Минеральными солями и водой

    6. Передвижение веществ в растении обеспечивает:
      А . Покровная ткань
      Б. Образовательная ткань
      В. Проводящая ткань
      Г. Фотосинтезирующая ткань

    7. Хлоропласты есть в клетках:
      А. Листа земляники
      Б. Корня земляники
      В. Кожи лягушки
      Г. Бактерии, вызывающей чуму

    8. Число хромосом в половых клетках тигра:
      А. Такое же, что и в клетках тела тигра
      Б. В два раза больше, чем в клетках тела тигра
      В. В два раза меньше, чем в клетках тела тигра
      Г. В четыре раза больше, чем в клетках тела тигра

    9. Оформленных оболочкой ядер нет в клетках водорослей:
      А. зеленых;
      Б. красных;
      В. бурых;
      Г. сине-зеленых.

    10. В клетках грибов нельзя обнаружить:
      А. вакуоли;
      Б. митохондрии
      В. пластиды;
      Г. рибосомы

    Задание 2. Подберите термины соответствующим определениям и впишите их в таблицу ответов.

    1. Клеточная стенка растений состоит из…

    2. Испарение большей части воды растением происходит через специальные структуры листа …

    3. Процесс образования органических веществ в растениях с участием света…

    4. Половая клетка...

    5. Стебель, с расположенными на нем листьями и почками…

    Задание 3. Соотнесите тип дыхания и названия животных, у которых он встречается, вписав ответы (буквы) в таблицу

    Тип дыхания

    Животные

    1. Кожное

    А. Карась

    2. Легочное

    Б. Лягушка

    3. Трахейное

    В. Майский жук

    4. Клеточное

    Г. Крокодил

    5. Жаберное

    Д. Амеба

    Задание 4. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В бланке ответов против вариант ответа укажите «да» или «нет».

    1. Морковь и фасоль имеют стержневую корневую систему

    2. Кровь – это соединительная ткань

    3. Рыбы – теплокровные животные

    4. Все животные всеядны

    5. Зигота – оплодотворенная яйцеклетка

    Задание 5. Составьте правильно цепь питания, расположив объекты в необходимой последовательности. Ответы (буквы) впишите в таблицу.

    А. Щука
    Б. Фитопланктон
    В. Хищная птица
    Г. Карась

    Задание 6. Замечено, что ягоды, собранные в солнечный день, слаще. Почему?

    Задание 7. Ученые подсчитали, что потомство одной бактериальной клетки через 10 дней может заполонить все моря и океаны. Почему этого не происходит?

    Задание 8. Объясните, почему срезанный вами гриб – подберезовик или подосиновик – представляет собой только часть организма.

    Ответы на олимпиадные задания по биологии для учащихся 7 класса

    Задание 1. За каждый правильный ответ – один балл

      1  

      2  

      3  

      4  

      5  

      6  

      7  

      8  

      9  

     10 

    Б

    Г

    Б

    Б

    А

    В

    А

    В

    Г

    В

    Задание 2. За каждый правильный ответ – один балл

    вопроса

    Ответ

    1

    Клетчатка

    2

    Устьице

    3

    Фотосинтез

    4

    Гамета

    5

    Побег

    Задание 3. За каждый правильный ответ – один балл

      1  

      2  

      3  

      4  

      5  

    Б

    Г

    В

    Д

    А

    Задание 4. За каждый правильный ответ – один балл

       1   

       2   

       3   

       4   

       5   

    Да

    Да

    Нет

    Нет

    Да

    Задание 5. За каждый правильный ответ – один балл

      1  

      2  

      3  

      4  

    Б

    Г

    А

    В

    За полный ответ в заданиях 6-8 выставляется 5 баллов

    Задание 6. В солнечный день в растении интенсивнее происходит процесс фотосинтеза, в результате чего в плодах накапливается больше плодов.

    Задание 7. Этого не происходит потому, что бактерии гибнут под воздействием света, холода, химических веществ, других живых организмов

    Задание 8. Срезанный гриб представляет собой только часть организма(плодовое тело), так как в лесной подстилке осталась грибница в виде волокнистых переплетений тонких нитей (гифов).

    Олимпиада по биологии для учащихся 8 класса

    Задание 1. Выполните тесты. Из четырех ответов выберите один правильный и впишите его в таблицу

    1. Самые древние растения на Земле
      А. Мхи
      Б. Хвощи
      В. Водоросли
      Г. Плауны

    2. Для растений семейства крестоцветных характерен плод
      А. Стручок
      Б. Боб
      В. Ягода
      Г. Костянка

    3. В коробочке мха кукушкин лен развиваются
      А. Гаметы
      Б. Сперматозоиды
      В. Яйцеклетки
      Г. Споры

    4. Через сердце орла протекает
      А. Только артериальная кровь
      Б. Только венозная кровь
      В. И артериальная, и венозная кровь
      Г. Днем артериальная, а ночью венозная кровь

    5. Клетка растений в отличие от клеток животных содержит:
      А. Ядро и цитоплазму
      Б. Рибосомы и хромосомы
      В. Митохондрии и рибосомы
      Г. Пластиды и вакуоли с клеточным соком

    6. Транспирация – это… 
      А. Испарение воды 
      Б. Поглощение углекислого газа 
      В. Выделение углекислого газа 
      Г. Широко распространённый тип жилкования

    7. При партеногенезе не происходит:
      А. Размножения
      Б. Накопления питательных веществ в яйцеклетке
      В. Митоза
      Г. Оплодотворения

    8. Открытие двойного оплодотворения принадлежит… 
      А. Н.И. Пирогову
      Б. Н.А. Северцеву 
      В. Н.И. Скрябину
      Г. С.Г. Навашину

    9. Крылья у насекомых находятся на спинной стороне:
      А. груди и брюшка;
      Б. груди; 
      В. головогруди и брюшка;
      Г. головогруди.

    10. Из перечисленных организмов наиболее прогрессивными чертами строения обладает:
      А, амеба;
      Б. дождевой червь;
      В. гидра;
      Г. вольвокс.

    Задание 2. Подберите термины соответствующим определениям

    1. В результате слияния половых клеток образуется …

    2. Клеточная стенка грибов состоит из...

    3. Наука о грибах…

    4. Древняя амфибия...

    5. Образовательная ткань стебля...

    Задание 3. Соотнесите классы и названия животных, вписав буквы в бланк ответа

    Классы

    Названия животных

    1. Пресмыкающиеся

    А. Орел

    2. Птицы

    Б. Тритон

    3. Млекопитающие

    В. Акула

    4. Рыбы

    Г. Гадюка

    5. Земноводные

    Д. Ехидна

    Задание 4. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В бланке ответов против вариант ответа укажите «да» или «нет».

    1. Мхи произошли от псилофитов

    2. У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.

    3. Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.

    4. Основной признак двудольных – наличие двух семядолей в зародыше.

    5. Вирусы – это особые безъядерные клетки

    Задание 5. Расположите отделы растений в порядке появления их на Земле, согласно эволюционной теории. Ответы (буквы) впишите в таблицу.

    А. Папоротники
    Б. Голосеменные
    В. Псилофиты
    Г. Цветковые

    Задание 6. Человек употребляет соль в пищу каждый день, но если обильно посыпать солью траву, она засохнет, и в этом месте некоторое время растения не будут расти. Почему?

    Задание 7. Издавна известно, что при систематическом окучивании растений (картофеля, томатов, капусты, земляники) они лучше растут. Объясните это явление

    Задание 8. В пазухах листьев высокой пальмы скопилась дождевая вода. Через некоторое время в ней обнаружены были те же инфузории, что и в расположенном рядом озере. Каким образом инфузории могли «взобраться» на пальму?

    Ответы на олимпиадные задания по биологии для учащихся 8 класса

    Задание 1. За каждый правильный ответ – один балл

      1  

      2  

      3  

      4  

      5  

      6  

      7  

      8  

      9  

     10 

     В

    А

    Г

    В

    Г

    А

    Г

    В

    Б

    Б

    Задание 2. За каждый правильный ответ – один балл

    вопроса

    Ответ

    1

     Зигота

    2

    Хитин

    3

    Микология

    4

    Стегоцефал

    5

    Камбий

    Задание 3. За каждый правильный ответ – один балл

      1  

      2  

      3  

      4  

      5  

    Г

    А

    Д

    В

    Б

    Задание 4. За каждый правильный ответ – один балл

       1   

       2   

       3   

       4   

       5   

    Да

    Нет

    Нет

    Да

    Нет

    Задание 5. За каждый правильный ответ – один балл

      1  

      2  

      3  

      4  

    В

    А

    Б

    Г

    За полный ответ в заданиях 6-8 выставляется 5 баллов

    Задание 6. Соль проникает в почву, раствор соли в воде с концентрацией ионов выше, чем концентрация ионов цитоплазмы корня, будет вытягивать воду из корней; растение погибнет

    Задание 7. При окучивании растений увеличивается образование придаточных корней, что приводит к усилению минерального питания.

    Задание 8. Инфузории могли быть занесены мухами, птицами и другими животными, которые могут находиться у озера и обитают в лесу.

    infourok.ru

    Author: alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *