Задания для 10 класса по русскому языку – Олимпиадные задания по русскому языку (10, 11 класс) на тему: Задания для школьной олимпиады по русскому языку для 10-11 классов. | скачать бесплатно

Содержание

Русский язык 10 класс

Для успешной подготовки к олимпиаде по русскому языку, рекомендую ознакомиться и попробовать ответить на реальные варианты олимпиадных заданий по русскому языку.
На моем сайте размещены наиболее реалистичные варианты заданий и ответы на большинство из этих заданий. Все варианты заданий взяты с реальных олимпиад по русскому.
Представленные примеры ответов на задания, позволят Вам хорошо подготовиться к олимпиадам и даже стать их призерами, а это очень серьезный шаг к поступлению в ВУЗ, ведь победителям олимпиад льготы при поступлении никто не отменял. Правильность ответов на выполненные задания можно проверить на страницах с ответами. Удачи.


Задания по русскому языку для 10 класса.

      Задание 1.

       Произнесите звуки, из которых состоят данные слова, в обратном порядке и запишите  получившиеся слова.

Мог, шрам, рай, ель, ложь, краб, лён, толь, ешь, раб, лоб, крот.


Ответ

Ком, марш, яр, лей, шёл, парк, ноль, лёд, шей, пар, пол, торг.


      Задание 2.

       Это можно сохранить и иметь, но этим нельзя обладать. Это можно отдать, но нельзя взять.

С эти можно выйти, но нельзя войти. Что это:

а) авторитет, б) вещь, в) любовь, г) честь, д) яблоко?


Ответ

Честь.


      Задание 3.

       Репортаж о спортивных соревнованиях в газете заканчивался так:

Особенно удачно выступали (указаны три фамилии). Все трое включены в состав сборной России.

Определите, в состав какой сборной – мужской или женской – включены соревновавшиеся.


Ответ

Они были включены в состав мужской сборной, на что указывает собирательное числительное трое, которое, как и все собирательные числительные, сочетается с существительными мужского и среднего рода и не сочетается с существительными женского рода. Грамматическая категория рода в данном случае соотносима с биологическим полом лиц (спортсменов).


      Задание 4.

       Определите, в роли каких членов предложения выступает слово который.

  1. 1. Ей было назначено жалованье, которое никогда не выплачивали вовремя.
  2. 2. Скажи, который час?
  3. 3. Комнаты домика, в котором жили наши старички, были маленькие и низенькие.
  4. 4. Александра Пахмутова была тронута аплодисментами, которыми её встретили на юбилейном концерте.


Ответ

1. Прямое дополнение.

2. Согласованное определение.

3. Обстоятельство места.

4. Дополнение.


      Задание 5.

       Греческая приставка пери- означает «вокруг», «около».
В каких словах встречается эта приставка?


Ответ

Периметр – граница плоской фигуры = то, что очерчивает фигуру вокруг

Периферия – внешняя (крайняя) часть чего-либо в отличие от центральной его части = то, что около/вокруг центра.

Перископ – оптический прибор, позволяющий вести наблюдение из укрытия в разных направлениях (вокруг).

Перифраза – оборот речи (троп), состоящий в употреблении вместо слова описательного сочетания : выражение, близкое к данному слову (около него)


      Задание 6.

       Найдите пару, в которой слова имеют одинаковое окончание.

Столовая – стая

Портной – герой

Рыбачий – рабочий

Лекторий - лисий


Ответ

Пара лекторий, лисий .


      Задание 7.

       В каждой группе слов найдите одно «лишнее» с точки зрения способа его образования.
Объясните, на каком основании оно является лишним.

1. Выспаться, выкупаться, посыпаться, покатиться.

2. Белоствольный, пароходный, пешеходный, пулеметчик.


Ответ

1. Выспаться. От спать приставочно-постфиксальным способом. Остальные три слова образованы постфиксальным способом.

2. Белоствольный. От бел(ый)+ствол+н сложением основ и суффиксацией. Остальные слова образованы суффиксальным способом.


      Задание 8.

       Как называются слова, на столкновении которых построено стихотворение Я.Козловского?

- Чем заняты таланты?

Возвести!

- Да продолжают славный воз везти!

- А бездари?

- Те мнят,

Что делают погоду.

- А критики?

- Темнят

Или молчат по году.


Ответ

1. Омофоны.

2. Возвести – воз вести; те мнят – темнят; погоду – по году.


      Задание 9.

       М.В.Ломоносов в трудах по филологии иногда употребляет ныне утраченное слово письмя в значении «буква». Однако одна из форм этого слова  в современном русском языке сохранилась. В том случае, если бы сохранилась вся парадигма форм этого слова, оно принадлежало бы определенному типу склонения существительных. Какому?  Что это за форма? Каково её значение?


Ответ

  1. Это разносклоняемые существительные типа имя – имена.
  2. Письмена.
  3. Письмена – древние буквы.

      Задание 10.

       В «Стихах к Блоку» М.Цветаева писала:

Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё - льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твоё – пять букв.

Почему М.Цветаева говорит о 5 буквах имени поэта?


Ответ

Фамилия поэта в 1916 году, которым датировано стихотворение, писалась с Ъ на конце: Блокъ.


      Задание 11.

       В каких словах ударение поставлено верно?

БАловать, изЫск, Оптовый, пулОвер, жалюзИ.


Ответ

ПулОвер, жалюзИ.


      Задание 12.

       Какие слова и выражения в приведённых ниже строках из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» не соответствуют современным грамматическим нормам?

а) В то время был еще жених

Её супруг, но поневоле

Она вздыхала по другом,

Который сердцем и умом

Ей нравился гораздо боле.

б) Хотел писать – но труд упорный

Ему был тошен; ничего

Не вышло из пера его,

И не попал он в цех задорный

Людей, о коих не сужу,

Затем, что к ним принадлежу.


Ответ

а). (Она) вздыхала по другом - форма  предложного падежа зависимого слова; современна норма – форма дательного падежа.

Гораздо боле – устаревшая форма сравнительной степени наречия; современная форма – больше, более

б) Не вышло из пера - употребление предлога из; современная норма - употребление в сочетании с главным словом

выйти падежно-предложной формы из-под пера.

Людей, о коих не сужу - устаревшее местоимение кои в функции союзного слова; современное относительное местоимение которые.

Затем, что – подчинительный  причинный союз? затем что ,
которому соответствует современный потому, что .

Допустима квалификация затем и как указательного местоименного наречия.


      Задание 13.

       О каком языковом явлении говорится в песне В.Высоцкого?

Мы говорим не «штормы», а «шторма» -

Слова выходят коротки и смачны.

Ветра не ветры сводят нас с ума

Из палуб выкорчевывая мачты.

Расставьте недостающие знаки препинания, объясните свой выбор.


Ответ

1. Речь идет о профессиональном жаргоне моряков (профессионализмах), рассматривающемся как ненормативное для литературного языка явление.

2. Ветра – не ветры сводят на с ума, Из палуб выкорчевывая мачты.

Тире между однородными членами предложения (подлежащими), связанными противительными отношениями при пропущенном противительном союзе.

Запятая в паре с точкой – знаки, обосабливающие обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.


      Задание 14.

       Определите лексическое значение выделенных слов.

«Этого только недоставало»,- перебила его княжна, сардонически улыбаясь и не изменяя выражения глаз. (Л.Н.Толстой. «Война и мир»)

Он вдруг начал вычислять достоинства барина, ум, ласковость, щедрость, доброту; и если у барина его недоставало качеств для панегирика, он занимал у других и придавал ему знатность, богатство и необычайное могущество. (И.А.Гончаров. «Обломов»)


Ответ

Сардонически – злобно-насмешливо, язвительно. Панегирик – ораторская речь хвалебного содержания;восторженная и неумелая похвала.


      Задание 15.

       Вставьте в слова пропущенные буквы. В соответствии с какими принципами русской орфографии вы выбирали орфограммы? В чем эти принципы заключаются? Какой принцип в современном русском языке является ведущим (основным)?

Стип…ндиальный, изморо…ь, о…дохнуть, р…з…грыш, к…рзина, п…л…садник, подж…г (сарай), син…(море), удосто…н.


Ответ

1- 2. Стипендиальный, изморось/зь , отдохнуть, синее (море), удостоен – в соответствии с морфологическим (фонематическим) принципом, который требует, чтобы фонемы одной морфемы, находящиеся в слабой позиции, обозначались теми же буквами(1), что и фонемы этой же морфемы в сильной позиции = сохраняется графическое единообразие морфем, независимо от позиционных чередований гласных и согласных фонем, находящихся в одной и той же морфеме в слабой и сильной позиции.

Розыгрыш – в соответствии с фонетическим принципом, при котором фонема в слабой позиции обозначается адекватной ей буквой. = написание соответствует произношению .

Корзина, палисадник – традиционный (исторический) принцип, при котором выбор букв осуществляется не на основе проверки сильной позицией, а на основе этимологии и сложившейся традиции написания слова.

Поджёг (сарай) – дифференцирующие написания, различающие написание слов-омофонов.

3. Большинство написаний в русском языке подчиняется морфологическому принципу, поэтому он является ведущим.

www.rus.fizolimpiada.ru

Интересные задания по русскому языку (10 класс)

Упражнения.

1.Сколько звуков [ц] в словах предложения: «Путешественницы скоро отправятся в Петропавловск-Камчатский»?

 (3 звука.)

2.Какие слова получатся, если звонкие согласные заменить глухими?

(Гол, док, бока, дом, злой – кол, ток, пока, том, слой.)

3.В каких словах под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове сыр?

Считать, жирный, щиколотка, панцирь, защита, широкий.

( Жирный, панцирь, широкий.)

4.По какому признаку данные слова можно разделить на две группы?

(Ветер, льёт, мера, вяжет, поем, июнь, яркий, песня,  люди, шьют.      В словах  льёт,  поем, июнь, яркий,  шьют буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука, в словах ветер, мера, вяжет,  песня,  люди  - гласный звук и мягкость предшествующего согласного.)

5.Выпишите слова, в которых:

а) количество букв совпадает с количеством звуков;

б) букв больше, чем звуков;

в) звуков больше, чем букв.

Сошью, модель, вестник, домовой, подъём, мель, ягнёнок, музейный, бульон, гость, вьётся, местный, юг.

(а) сошью, домовой, подъём, музейный, бульон, вьётся;

 б) модель, вестник, мель, гость, местный;

 в)  ягнёнок, юг.)

6.Назовите слова, в которых происходит:

а) оглушение согласных звуков;

б) озвончение согласных звуков.

Погрузка, сгибать, закуска, сторожка, зуд, сделать, заготовка, отбежать, сказка, покупка, косьба.

( а) оглушение согласных звуков: погрузка, сторожка, зуд, заготовка, сказка;

  б) озвончение согласных звуков: сгибать, сделать, отбежать, косьба.)

7.Вставьте пропущенные буквы и определите, как передаётся на письме звук [ш‘].

 Изво_ик, пере_итать, до_атый, разно_ик, весну_атый, му_ина. (Извозчик, пересчитать, дощатый, разносчик, веснушчатый, мужчина.)

8. Поставьте ударение в словах. Подчеркните слова с ударением на втором слоге.

Премировать, каталог, красивее, закупорить, средствами, добыча, баловать, километр, копировать, звонят, некролог, форзац, банты, столяр, торты, ходатайство, черпать, щавель, эксперт.

(Премирова́ть, катало́г, краси́веезаку́порить, сре́дствами,добы́ча, балова́ть, киломе́тр, копи́ровать, звоня́т, некроло́г, фо́рзац, ба́нты, столя́р, то́рты, хода́тайство, че́рпать, щаве́ль,экспе́рт.)

9. Образуйте формы кратких причастий женского, мужского, среднего рода и множественного числа. Поставьте ударение в словах.

 Изменённый, нанесённый, начатый, приведённый, принятый.

(Изменённый – изменена́, изменён, изменено́, изменены́.  Нанесённый - нанесена́, нанесён, нанесено́, нанесены́.  Начатый - начата́, на́чат, на́чато, на́чаты. Приведённый - приведена́, приведён, приведено́,  приведены́. Принятый – принята́, при́нят, при́нято, при́няты.)

10.Прочитайте вслух слова. В каких случаях чн произносится как [чн], [шн], возможно двоякое произношение?

Скучный, конечно, Кузьминична, прачечная, скворечник, точечный, подсвечник, двоечник, неудачный, булочная, беспорядочный, точно, девичник,  горчичник, горничная, тренировочный, копеечный.

(Произносится как [чн]: точечный, неудачный, точно, тренировочный.

Произносится как [шн]: скучный, конечно, Кузьминична, прачечная, скворечник, двоечник, девичник, горчичник.

Возможно двоякое произношение: подсвечник, булочная, беспорядочный, горничная,  копеечный.)

11Прочитайте вслух иностранные слова с гласной е и определите произношение предшествующего согласного.

Кафе, музей, тезис, патент, кашне, дезинфекция, пастеризация, кортеж, профессор, эссе, ремарка, патетика, дебют, претензия,депрессия, свитер, неологизм, принтер, компетентность, энергия.

(Произносится твёрдый согласный: кафе, тезис,  кашне, пастеризация, кортеж,  эссе,  патетика, претензия, свитер, принтер, энергия.

Произносится мягкий согласный: музей, патент,  дезинфекция,  профессор, ремарка, дебют,  депрессия,  неологизм, компетентность.)

 

12.Обозначьте ударение. Укажите лексические значения слов.

Языковая система – языковая колбаса, характерная черта – характерная женщина,  броня на квартиру – броня на танке, развитая промышленность – развитая коса, меткая острота – острота перца.

(Языкова́я система – принадлежащая  языку как системе звуковых, словарных  и грамматических средств; языко́вая колбаса – изготовленная с языком животного. Характе́рная черта – свойственная кому-чему-нибудь, специфическая; хара́ктерная женщина – с упрямым, тяжёлым, своенравным характером. Бро́ня на квартиру – закрепление кого-чего-нибудь за кем-чем-нибудь и  документ;  броня́ на танке – прочная защитная облицовка из специальных плит на военных судах, танках, машинах.  Развита́я промышленность – достигшая высокой степени развития; разви́тая коса – ставшая прямой. Меткая остро́та  - шутка, отличающаяся остроумием; острота́ перца – сильное воздействие  на вкус или обоняние.)

13.Составьте словосочетания или предложения с парами слов, обращая внимание на ударение.

Истекший – истёкший, сложенный – сложённый, совершенный - совершённый,  призывной – призывный, подвижной – подвижный, переносной – переносный.

(Истекший период, срок – истёкший кровью, водой; сложенный  груз – хорошо сложённый человек, совершенный вид – совершённый поступок,  призывной возраст – призывный взгляд, подвижной состав– подвижный ребёнок, переносной телевизор– переносный смысл слова.)

infourok.ru

Тестовые задания по русскому языку для 10 класса

Сложноподчиненное предложение с неоднородным подчинением: 
А) Никто не подозревал, что в скромном молодом французе таился грозный разбойник, коего имя наводило ужас на всех окрестных владельцев. 
В) В основе всех хороших манер лежит одна забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. 
С) Когда молодые уезжали, Сюзанна так заторопилась, что вскочила в фиакр, забыв попрощаться с Шаметом. 
D) Ему было некогда – жизнь заранее была рассчитана так, чтобы успеть написать не меньше пятидесяти романов 
E) Пушкин - это лучшее, что есть в каждом из нас. 

2. Вид подчинения: 
Когда занимаешься, помни о том, что нужно быть внимательным. 
А) Неоднородное. 
В) Последовательное. 
С) Согласование. 
D) Однородное. 
E) Управление. 

3. Если в предложении два и более придаточных разного типа присоединяется к одному главному, то это 
А) Сложноподчиненное предложение с однородным подчинением. 
В) Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением. 
С) Сложноподчиненное предложение с неоднородным подчинением 
D) Предложение с разными типами связи. 
E) Бессоюзное предложение.  

4. Схема предложения. 
Когда она прошла мимо нас, от нее повеяло тем неизъяснимым ароматом, которым дышит иногда записка милой женщины. 
А) [ ], ( ) 
В) ( ), [ ], ( ) 
С) [ ], ( ), ( ) 
D) [ ], ( ), ( ), ( ). 
E) ( ), [ ]. 

5. Предложение с неоднородным подчинением 
А) Сложноподчиненное предложение, где первое придаточное относится к главному, второе придаточное относится к первому и т.д. 
В) Сложноподчиненное предложение, где два и более придаточных разного типа относится к одному главному. 
С) Сложносочиненное предложение со значением одновременности. 
D) Предложение с разными типами связи. 
E) Бессоюзное сложное предложение со значением одновременности. 

6. Схема предложения. 
И когда он уже умирал, к нему прилетела белая лебедь, которая спасла его от смерти и принесла на берег озера. 
А) [ ], ( ). 
В) ( ), [ ]. 
С) [ ], ( ), ( ). 
D) [ ], ( ), ( ), ( ). 
E) ( ), [ ], ( ).  

7. Сложноподчиненное предложение с неоднородным подчинением. 
А) Когда шел этот разговор, мы не подозревали, что ночь эта была самая проклятая из всех ночей. 
В) Мир не отнять у тех, чьи руки держали оружие и воспаленные зубы ощущали слезы на щеках осиротевших детей, чьи глаза видели и навсегда запечатлели в памяти ужасы прошлой войны. 
С) Человека можно узнать по тем книгам, которые он читает. 
D) Ум - океан, черпаешь - не кончается, земля – казна, копаешь – не кончается. 
E) Тот не мужчина, кто голову прячет, если он видит беду над собой.  

8. Схема предложения :
Когда Калша батыр очнулся однажды на рассвете, рядом с ним стояла белоликая девушка, которая раньше была лебедем. 
А) [ ], ( ). 
В) ( ), [ ], ( ). 
С) [ ], ( ), ( ) 
D) [ ], ( ), ( ), ( ). 
E) ( ), [ ]. 

9. Вид подчинения. 
Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное. 
A)Однородное. 
B)Последовательное. 
C)Согласование. 
D)Управление. 
E)Неоднородное.  

10. Схема предложения. 
Когда она вновь их открыла, Григ заметил, что зрачки у нее зеленоватые. 
А) [ , ( ), ]. 
В) ( ), [ ], ( ). 
С) [ ], ( ). 
D) [ ], ( ), ( ), ( ). 
E) [ ], ( ), ( ).  

11. Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением: 
А) Никто не подозревал, что в скромном молодом французе таился грозный разбойник, коего имя наводило ужас на всех окрестных владельцев. 
В) В основе всех хороших манер лежит одна забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. 
С) Когда молодые уезжали, Сюзанна так заторопилась, что вскочила в фиакр, забыв попрощаться с Шаметом. 
D) Ему было некогда – жизнь заранее была рассчитана так, чтобы успеть написать не меньше пятидесяти романов 
E)Пушкин- это лучшее, что есть в каждом из нас. 
 
12. Вид подчинения: 
Она думала о том, что нет выше наслаждения, как всюду вносить с собою теплоту, свет и радость, прощать обиды и приветливо улыбаться врагам. 
А) Неоднородное. 
В) Последовательное. 
С) Параллельное. 
D) Однородное. 
E)Соподчинение.  

13. Если в предложении первое придаточное относится к главному, а второе придаточное к первому и т. д., то это 
А) Сложноподчиненное предложение с однородным подчинением. 
В) Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением. 
С) Сложноподчиненное предложение с неоднородным подчинением 
D) Предложение с разными типами связи. 
E) Бессоюзное предложение.  

14. Схема предложения. 
Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами о том, что для личного совершенствования необходимо прежде всего изменить условия, среди которых живут люди. 
А) [ ], ( ). 
В) ( ), [ ], ( ). 
С) [ ], ( ), ( ). 
D) [ ], ( ), ( ), ( ). 
E) ( ), [ ]. 

15. Предложение с последовательным подчинением. 
А) Сложноподчиненное предложение, где первое придаточное относится к главному, второе придаточное относится к первому и т.д. 
В) Сложноподчиненное предложение, где два и более придаточных одного типа относится к одному главному. 
С) Сложносочиненное предложение со значением одновременности. 
D) Предложение с разными типами связи. 
E) Бессоюзное сложное предложение со значением одновременности.  

16. Количество пропущенных знаков препинания. 
До этого счастья никто не мог добраться потому что не было такой силы которая смогла бы открыть его бутон. 
А) 3. 
В) 2. 
С) 4. 
D) 1. 
E) 5.  

17. Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением. 
А) Когда шел этот разговор, мы не подозревали, что ночь эта была самая проклятая из всех ночей. 
В) Мир не отнять у тех, чьи руки держали оружие и воспаленные зубы ощущали слезы на щеках осиротевших детей, чьи глаза видели и навсегда запечатлели в памяти ужасы прошлой войны. 
С) Человека можно узнать по тем книгам, которые он читает. 
D) Ум - океан, черпаешь - не кончается, земля – казна, копаешь – не кончается. 
E) Тот не мужчина, кто голову прячет, если он видит беду над собой. 

18. Схема предложения. 
Она поняла, что вряд ли скажет ему сейчас то, что хотела сказать минуту назад. 
А) [ ], ( ). 
В) ( ), [ ], ( ). 
С) [ ], ( ), ( ). 
D) [ ], ( ), ( ), ( ). 
E) ( ), [ ].  

19. Вид подчинения. 
Но я все-таки верю, что наступит момент, когда он устыдится страха и объявит ему войну. 
A)Однородное. 
B)Соподчинение. 
C)Параллельное. 
D)Последовательное. 
E)Неоднородное.  

20. Схема предложения. 
Печально, что он как-то свыкся с мыслью с тем, что боится. 
А) [ , ( ), ]. 
В) ( ), [ ], ( ). 
С) [ ], ( ). 
D) [ ], ( ), ( ), ( ). 
E) [ ], ( ), ( ). 

infourok.ru

Русский язык, 10 класс: уроки, тесты, задания

  • Лексика. Фразеология. Лексикография

    1. Омонимы и их употребление
    2. Паронимы и их употребление
    3. Синонимы и их употребление
    4. Антонимы и их употребление
    5. Пассивная лексика. Архаизмы и историзмы.
  • Фонетика. Графика. Орфоэпия

    1. Орфоэпия
  • Морфемика и словообразование

    1. Состав слова
    2. Словообразование и формообразование
  • Орфография

    1. Правописание гласных в корне
    2. Правописание гласных после шипящих и Ц
    3. Правописание согласных
    4. Правописание приставок
    5. Употребление Ъ и Ь
    6. Употребление прописных букв
  • Морфология. Самостоятельные части речи

    1. Имя существительное как часть речи
    2. Имя прилагательное как часть речи
    3. Имя числительное как часть речи
    4. Местоимение как часть речи
    5. Глагол как часть речи
    6. Причастие как глагольная форма
    7. Правописание причастий, причастный оборот
    8. Деепричастие как глагольная форма, деепричастный оборот
    9. Наречие как часть речи
    10. Слова категории состояния
  • Морфология. Служебные части речи

    1. Предлог как служебная часть речи
    2. Правописание предлогов
    3. Союз как служебная часть речи. Союзные слова
    4. Частицы
    5. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова
  • www.yaklass.ru

    Олимпиадные задания по русскому языку. 10 класс. Ответы.

    1. Выпишите слова, в которых подчеркнутая буква обозначает мягкий согласный. Укажите слова, в которых современной литературной нормой допускается двоякое произношение – с твердым и мягким согласным перед Е.

    Детектив, кабаре, фонема, декан, термин, рейтинг, артерия, тенденция, крем, академия, тенор, индекс, экспресс, бартер, коттедж, сессия, шинель, декольте, бизнес, компьютер, темп, кофе.

    Оценка – 11 баллов +1 балл за варианты

    1. 2. Распределите данные слова в 2 группы: 1 группа  - слова, в которых  -ом входит в основу; 2 группа – слова, где –ом - окончание.

    Ничком, метроном, парусом, (в) просвещенном, мимолетом, впятером, бурелом, профком, притом, котом.

    Оценка – 10 баллов

    3. Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.

    А. Полна коробочка.

    Б. Полно, хватит горевать – слезами горю не поможешь.

    В. Эта вещь устроена очень просто.

    Г. Я не пойду к директору – просто не хочу нарываться на неприятности.

    Д. Жарко, печка обогрела избу, и было как в бане.

    Е. Друзья жарко обнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречу после долгих лет разлуки.

    Оценка – 6 баллов

    4. Выберите правильную форму управления.

    Импичмент (президент), командующий (фронт), плата (услуги), оплата (проезд), отзыв (автореферат), рецензия (программа), компетентный (вопрос), иммунитет (болезнь).

    Оценка – 9 баллов

    5. Вставьте пропущенные буквы в словах, раскройте скобки.

    Агре(с,сс)ия, (во) время (нар.), м…тафора, гр…теск, в…личестве(н,нн)ый, им…ж…низм, к…нтингент, м…нуэт, с…рказм, р…псодия.

    Оценка – 10 баллов

    6. Выпишите из задания №5 литературоведческие термины, дайте их толкование.

    За каждый правильный ответ – 1 балл

    7. Подберите слова, обозначающие лицо противоположного пола: армянин, бразилец, индиец, балерина, барон, генерал, директор, клоун,   турок, черкес.

    Оценка – 10 баллов

    8. Измените контекст так, чтобы изменился разряд прилагательного. Укажите разряд.

    Волчье логово, лисья нора, легкий вес, каменный парапет.

    За каждый правильный ответ – 1 балл

    9. Раскройте скобки, поставьте слова из скобок в нужной форме.

    а) Мой друг поступил в (престижный) вуз. б) Мы купили (новый) тюль в магазине "Мир". в)Вес каменной глыбы около (полтораста) тонн. г) Ряд специалистов (окончивший) вузы (направляться) в село. д) Газета "Призыв" (опубликовать) статью о выборах.                                                                            Оценка – 5 баллов

    10 Переведите древнерусский текст.

    Полем же жившемъ  wсобЂ и володЂющемъ и роды своими иже и до сее братьЂ бяху поляне. И живяху кождо съ своимъ родомъ и на своихъ мЂстЂх ? быша ?г?? братья. Единому имя кии . а друглму щекъ ? а третьему хоривъ  сестра ихъ лыбедь ? сЂдяше кии на горЂ гдЂ же ныне оувозъ боричевъ а щекъ сЂдяше на горЂ гдЂ ныне зовет ся щековица ? а хоривъ на третьеи горЂ ? от него же прозва ся хоревица ? и створища градъ во имя брата своего старЂишаго. И нарекоша имя ему киевъ бяше wколо града лЂсъ и боръ великъ и бяху ловяща звЂрь.

    Оценка 10 баллов

    11.Напишите, какими языковыми средствами пользуется автор, чтобы точнее и выразительнее передать свои мысли и чувства.

     

    «Растаял мокрый снег. Осталось на стекле приклеившееся птичье перышко. Смятое. Тусклое и до боли сиротливое. Может, птаха малая стучалась ночью клювом по стеклу, просилась в тепло, а я,  тугой на ухо человек, не услышал ее, не пустил. И перышко это, как укор, белеет на стекле.

    Потом обсушило солнцем стекло. Унесло куда-то перышко. А тоска осталась. Должно быть, не перезимовала птичка, не дотянула до тепла и весны, вот сердцу–то и неловко, печально. Залетело, видать, в  меня перышко. Прилипло к моему сердцу».

    Ответы.

    1. Мягкий согласный произносится перед Е в словах: термин, крем, шинель, тенор, кофе, академия. Варианты произношения (твердый и мягкий) допустимы в словах: декан, экспресс, сессия.

    Оценка – 11 баллов +1 балл за варианты

    2. –ом входит в основу: ничком, метроном, мимолетом, впятером, бурелом, профком, притом, -ом является окончанием: парусом, (в) просвещенном, котом.

      Оценка – 10 баллов

      3.А. Краткое прилагательное    Б. Междометие     В. наречие     Г. частица     Д. слово  категории состояния     Е. Наречие.

        Оценка – 6 баллов

        4.Импичмент (кому?) президенту; командующий (чем?) фронтом; плата (за что?) за услуги; оплата (чего?) проезда; отзыв (о чем?) об автореферате; рецензия (на что?) на программу; компетентный (в чем?) в вопросе; иммунитет (к чему? против чего?) к болезни, против болезни.

          Оценка – 9 баллов

          5. Агрессия, вовремя (нар.), метафора, гротеск, величественный, имажинизм, контингент, менуэт, сарказм, рапсодия.

            Оценка – 10 баллов

            6. Метафора – троп, скрытое сравнение, употребление слова в переносном значении на основе сходства предметов или явлений; гротеск – преувеличение; имажинизм –литературное направление начала ХХ века; сарказм – язвительная, жестокая, ироническая насмешка, построенная на усиленном контрасте выражаемого и подразумеваемого.

              За каждый правильный ответ – 1 балл

              7. Армянка, бразильянка, индианка, артист балета (танцовщик), баронесса, генерал, директор, клоун,   турчанка, черкешенка.

                Оценка – 10 баллов

                8. Волчье логово – притяж., волчья шуба – относит., волчья жестокость – качеств.; лисья нора – притяж., лисий воротник – относит., лисья улыбка – качеств., легкий вес – качеств., легкая атлетика – относит., каменный парапет – относит., каменные плечи – качеств.

                  За каждый правильный ответ – 1 балл

                  9. а) Мой друг поступил в престижный вуз. б) Мы купили новый тюль в магазине "Мир". в) Вес каменной глыбы около полутораста тонн. г) Ряд специалистов, окончивших вузы, направляется в село. д) Газета "Призыв" опубликовала статью о выборах.

                    Оценка – 5 баллов

                    10. Перевод Д.С.Лихачева:

                      Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

                      Оценка – 10 баллов

                      lib.repetitors.eu

                      Задания олимпиады по русскому языку для 10 класса

                      Задания олимпиады по русскому языку для 10 класса

                      Составила преподаватель русского языка и литературы Арзамасского приборостроительного колледжа имени П.И.Пландина Либасова Т.А.

                      1. Выпишите слова, в которых подчеркнутая буква обозначает мягкий согласный. Укажите слова, в которых современной литературной нормой допускается двоякое произношение - с твердым и мягким согласным перед Е.

                      Детектив, кабаре, фонема, декан, термин, рейтинг, артерия, тенденция, крем, академия,тенор, индекс, экспресс, бартер, коттедж, сессия, шинель, декольте, бизнес, компьютер,темп, кофе.

                      2. Распределите данные слова в 2 группы: 1 группа  - слова, в которых  -ом входит в основу; 2 группа - слова, где -ом - окончание.

                      Ничком, метроном, парусом, (в) просвещенном, мимолетом, впятером, бурелом, профком, притом, котом.

                      3Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.

                      А. Полна коробочка.

                      Б. Полно, хватит горевать - слезами горю не поможешь.

                      В. Эта вещь устроена очень просто.

                      Г. Я не пойду к директору - просто не хочу нарываться на неприятности.

                      Д. Жарко, печка обогрела избу, и было как в бане.

                      Е. Друзья жарко обнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречу после долгих лет разлуки.

                      4. Выберите правильную форму управления.

                      Импичмент (президент), командующий (фронт), плата (услуги), оплата (проезд), отзыв (автореферат), рецензия (программа), компетентный (вопрос), иммунитет (болезнь).

                      5. Вставьте пропущенные буквы в словах, раскройте скобки.

                      Агре(с,сс)ия, (во) время (нар.), м...тафора, гр...теск, в...личестве(н,нн)ый, им...ж...низм, к...нтингент, м...нуэт, с...рказм, р...псодия.

                      6. Выпишите из задания №5 литературоведческие термины, дайте их толкование.

                      7. Подберите слова, обозначающие лицо противоположного пола: армянин, бразилец, индиец,

                      балерина ,барон, генерал, директор, клоун,   турок, черкес.

                      8Измените контекст так, чтобы изменился разряд прилагательного. Укажите разряд.

                      Волчье логово, лисья нора, легкий вес, каменный парапет.

                      9. Раскройте скобки, поставьте слова из скобок в нужной форме.

                      а) Мой друг поступил в (престижный) вуз. б) Мы купили (новый) тюль в магазине "Мир". в)Вес каменной глыбы около (полтораста) тонн. г) Ряд специалистов (окончивший) вузы (направляться) в село. д) Газета "Призыв" (опубликовать) статью о выборах.                                                                            Оценка - 5 баллов

                      10 Переведите древнерусский текст.

                      Полем же жившемъ  wсобЂ и володЂющемъ и роды своими иже и до сее братьЂ бяху поляне. И живяху кождо съ своимъ родомъ и на своихъ мЂстЂх ?быша ?г?? братья. Единому имя кии . а друглму щекъ ? а третьему хоривъ  сестра ихъ лыбедь ? сЂдяше кии на горЂ гдЂ же ныне оувозъ боричевъ а щекъ сЂдяше на горЂ гдЂ ныне зовет ся щековица ? а хоривъ на третьеи горЂ ? от него же прозва ся хоревица ? и створища градъ во имя брата своего старЂишаго. И нарекоша имя ему киевъ бяше wколо града лЂсъ и боръ великъ и бяху ловяща звЂрь.

                      11.Напишите, какими языковыми средствами пользуется автор, чтобы точнее и выразительнее передать свои мысли и чувства.

                      «Растаял мокрый снег. Осталось на стекле приклеившееся птичье перышко. Смятое. Тусклое и до боли сиротливое. Может, птаха малая стучалась ночью клювом по стеклу, просилась в тепло, а я,  тугой на ухо человек, не услышал ее, не пустил. И перышко это, как укор, белеет на стекле.

                      Потом обсушило солнцем стекло. Унесло куда-то перышко. А тоска осталась. Должно быть, не перезимовала птичка, не дотянула до тепла и весны, вот сердцу-то и неловко, печально. Залетело, видать, в  меня перышко. Прилипло к моему сердцу».

                      В.Астафьев

                      Ответы.

                      1.Мягкий согласный произносится перед Е в словах: термин, крем, шинель, тенор, кофе, академия. Варианты произношения (твердый и мягкий) допустимы в словах: декан, экспресс, сессия.

                      Оценка - 11 баллов +1 балл за варианты

                      2. -ом входит в основу: ничком, метроном, мимолетомвпятеромбуреломпрофком, притом-ом является окончанием: парусом, (в) просвещенном, котом.

                      Оценка - 10 баллов

                      3.А. Краткое прилагательное    Б. Междометие     В. наречие     Г. частица     Д. слово  категории состояния     Е. Наречие.

                      Оценка - 6 баллов

                      4.Импичмент (кому?) президенту; командующий (чем?) фронтом; плата (за что?) за услуги; оплата (чего?) проезда; отзыв (о чем?) об автореферате; рецензия (на что?) на программу; компетентный (в чем?) в вопросе; иммунитет (к чему? против чего?) к болезни, против болезни.

                      Оценка - 9 баллов

                      5. Агрессия, вовремя (нар.), метафора, гротеск, величественный, имажинизм, контингент, менуэт, сарказм, рапсодия.

                      Оценка - 10 баллов

                      6. Метафора - троп, скрытое сравнение, употребление слова в переносном значении на основе сходства предметов или явлений; гротеск - преувеличение; имажинизм -литературное направление начала ХХ века; сарказм - язвительная, жестокая, ироническая насмешка, построенная на усиленном контрасте выражаемого и подразумеваемого.

                      За каждый правильный ответ - 1 балл

                      7. Армянка, бразильянка, индианка, артист балета (танцовщик), баронесса, генерал, директор, клоун,   турчанка, черкешенка.

                      Оценка - 10 баллов

                      8. Волчье логово - притяж., волчья шуба - относит., волчья жестокость - качеств.; лисья нора - притяж., лисий воротник - относит., лисья улыбка - качеств., легкий вес - качеств., легкая атлетика - относит., каменный парапет - относит., каменные плечи - качеств.

                      За каждый правильный ответ - 1 балл

                      9. а) Мой друг поступил в престижный вуз. б) Мы купили новый тюль в магазине "Мир". в) Вес каменной глыбы около полутораста тонн. г) Ряд специалистов, окончивших вузы, направляется в село. д) Газета "Призыв" опубликовала статью о выборах.

                      Оценка - 5 баллов

                      10. Перевод Д.С.Лихачева:

                      Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

                      Оценка - 10 баллов

                      multiurok.ru

                      Задания олимпиады по русскому языку для 10 класса

                      Задания олимпиады по русскому языку для 10 класса

                      Составила преподаватель русского языка и литературы Арзамасского приборостроительного колледжа имени П.И.Пландина Либасова Т.А.

                      1. Выпишите слова, в которых подчеркнутая буква обозначает мягкий согласный. Укажите слова, в которых современной литературной нормой допускается двоякое произношение - с твердым и мягким согласным перед Е.

                      Детектив, кабаре, фонема, декан, термин, рейтинг, артерия, тенденция, крем, академия,тенор, индекс, экспресс, бартер, коттедж, сессия, шинель, декольте, бизнес, компьютер,темп, кофе.

                      2. Распределите данные слова в 2 группы: 1 группа  - слова, в которых  -ом входит в основу; 2 группа - слова, где -ом - окончание.

                      Ничком, метроном, парусом, (в) просвещенном, мимолетом, впятером, бурелом, профком, притом, котом.

                      3Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.

                      А. Полна коробочка.

                      Б. Полно, хватит горевать - слезами горю не поможешь.

                      В. Эта вещь устроена очень просто.

                      Г. Я не пойду к директору - просто не хочу нарываться на неприятности.

                      Д. Жарко, печка обогрела избу, и было как в бане.

                      Е. Друзья жарко обнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречу после долгих лет разлуки.

                      4. Выберите правильную форму управления.

                      Импичмент (президент), командующий (фронт), плата (услуги), оплата (проезд), отзыв (автореферат), рецензия (программа), компетентный (вопрос), иммунитет (болезнь).

                      5. Вставьте пропущенные буквы в словах, раскройте скобки.

                      Агре(с,сс)ия, (во) время (нар.), м...тафора, гр...теск, в...личестве(н,нн)ый, им...ж...низм, к...нтингент, м...нуэт, с...рказм, р...псодия.

                      6. Выпишите из задания №5 литературоведческие термины, дайте их толкование.

                      7. Подберите слова, обозначающие лицо противоположного пола: армянин, бразилец, индиец,

                      балерина ,барон, генерал, директор, клоун,   турок, черкес.

                      8Измените контекст так, чтобы изменился разряд прилагательного. Укажите разряд.

                      Волчье логово, лисья нора, легкий вес, каменный парапет.

                      9. Раскройте скобки, поставьте слова из скобок в нужной форме.

                      а) Мой друг поступил в (престижный) вуз. б) Мы купили (новый) тюль в магазине "Мир". в)Вес каменной глыбы около (полтораста) тонн. г) Ряд специалистов (окончивший) вузы (направляться) в село. д) Газета "Призыв" (опубликовать) статью о выборах.                                                                            Оценка - 5 баллов

                      10 Переведите древнерусский текст.

                      Полем же жившемъ  wсобЂ и володЂющемъ и роды своими иже и до сее братьЂ бяху поляне. И живяху кождо съ своимъ родомъ и на своихъ мЂстЂх ?быша ?г?? братья. Единому имя кии . а друглму щекъ ? а третьему хоривъ  сестра ихъ лыбедь ? сЂдяше кии на горЂ гдЂ же ныне оувозъ боричевъ а щекъ сЂдяше на горЂ гдЂ ныне зовет ся щековица ? а хоривъ на третьеи горЂ ? от него же прозва ся хоревица ? и створища градъ во имя брата своего старЂишаго. И нарекоша имя ему киевъ бяше wколо града лЂсъ и боръ великъ и бяху ловяща звЂрь.

                      11.Напишите, какими языковыми средствами пользуется автор, чтобы точнее и выразительнее передать свои мысли и чувства.

                      «Растаял мокрый снег. Осталось на стекле приклеившееся птичье перышко. Смятое. Тусклое и до боли сиротливое. Может, птаха малая стучалась ночью клювом по стеклу, просилась в тепло, а я,  тугой на ухо человек, не услышал ее, не пустил. И перышко это, как укор, белеет на стекле.

                      Потом обсушило солнцем стекло. Унесло куда-то перышко. А тоска осталась. Должно быть, не перезимовала птичка, не дотянула до тепла и весны, вот сердцу-то и неловко, печально. Залетело, видать, в  меня перышко. Прилипло к моему сердцу».

                      В.Астафьев

                      Ответы.

                      1.Мягкий согласный произносится перед Е в словах: термин, крем, шинель, тенор, кофе, академия. Варианты произношения (твердый и мягкий) допустимы в словах: декан, экспресс, сессия.

                      Оценка - 11 баллов +1 балл за варианты

                      2. -ом входит в основу: ничком, метроном, мимолетомвпятеромбуреломпрофком, притом-ом является окончанием: парусом, (в) просвещенном, котом.

                      Оценка - 10 баллов

                      3.А. Краткое прилагательное    Б. Междометие     В. наречие     Г. частица     Д. слово  категории состояния     Е. Наречие.

                      Оценка - 6 баллов

                      4.Импичмент (кому?) президенту; командующий (чем?) фронтом; плата (за что?) за услуги; оплата (чего?) проезда; отзыв (о чем?) об автореферате; рецензия (на что?) на программу; компетентный (в чем?) в вопросе; иммунитет (к чему? против чего?) к болезни, против болезни.

                      Оценка - 9 баллов

                      5. Агрессия, вовремя (нар.), метафора, гротеск, величественный, имажинизм, контингент, менуэт, сарказм, рапсодия.

                      Оценка - 10 баллов

                      6. Метафора - троп, скрытое сравнение, употребление слова в переносном значении на основе сходства предметов или явлений; гротеск - преувеличение; имажинизм -литературное направление начала ХХ века; сарказм - язвительная, жестокая, ироническая насмешка, построенная на усиленном контрасте выражаемого и подразумеваемого.

                      За каждый правильный ответ - 1 балл

                      7. Армянка, бразильянка, индианка, артист балета (танцовщик), баронесса, генерал, директор, клоун,   турчанка, черкешенка.

                      Оценка - 10 баллов

                      8. Волчье логово - притяж., волчья шуба - относит., волчья жестокость - качеств.; лисья нора - притяж., лисий воротник - относит., лисья улыбка - качеств., легкий вес - качеств., легкая атлетика - относит., каменный парапет - относит., каменные плечи - качеств.

                      За каждый правильный ответ - 1 балл

                      9. а) Мой друг поступил в престижный вуз. б) Мы купили новый тюль в магазине "Мир". в) Вес каменной глыбы около полутораста тонн. г) Ряд специалистов, окончивших вузы, направляется в село. д) Газета "Призыв" опубликовала статью о выборах.

                      Оценка - 5 баллов

                      10. Перевод Д.С.Лихачева:

                      Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

                      Оценка - 10 баллов

                      multiurok.ru

                      Author: alexxlab

                      Добавить комментарий

                      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *