Задание 9 класс по русскому языку – Задания по русскому языку 9 класс

Содержание

Задания по русскому языку 9 класс

1. Прочтите слово проезд.

Задание. Определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе: Жили-были старик да старуха.

Ответ: В данном задании надо проанализировать именно произнесение приведенных слов.
Произнесение слова ПРОЕЗД можно разбить на элементы:
1) твёрдый глухой [п]
2) мягкий звук [р’]
3) гласный звук [а]
4) согласный звук [й]
5) гласный звук [э]
6) твёрдый глухой [с]
7) твёрдый глухой [т]
Запись произнесения предложенной фразы [ жыл’и-был’и стар’ик да старуха], где звук [п] не встречается ни разу, мягкий [р’] – 1 раз, гласный [а] – 3 раза, согласный [й] – 1 раз, гласный [э] – ни разу, твёрдый глухой [с] – 3 раза, твёрдый глухой [т] – 2 раза.

2. Какое из этих слов до 1918 года помещалось в словаре после остальных: миротворец, мирный, мириться, миропомазание, миротворческий? Прокомментируйте свой ответ.

Ответ: Миропомазание образовано от сущ. «муро» (благовонное масло), в котором первый гласный – ижица, последняя буква старого русского алфавита.

3. В каком случае лексическая ошибка заключается в смешении однокоренных синонимов?

1) У студентов были вакансии, и университетский городок опустел.
2) Подросткам нравятся увеселительные компании.
3) Трудно заслужить веру избирателей.
4) Ремонтной службой верховодит начальник ЖЭК.
5) Вершина преступного мира уже обезврежена.

Ответ: Смешение однокоренных синонимов «вершина» и «верхушка». В остальных случаях имеет место смешение парономазов (вакансии – вакации), паронимов (увеселительные – весёлые, вера – доверие), неоднокоренных синонимов (верховодит – руководит).

4. Антоним к какой из пословиц отсутствует в подборке: стреляного воробья на мякине не проведёшь; каков есть, такова и честь; легко очернить, нелегко обелить; от худого племени не жди доброго племени? Напишите недостающий эквивалент.

1) Всем сестрам по серьгам.
2) Что на уме, то и на языке.
3) И на старуху бывает проруха.
4) И от доброго отца родится бешеная овца.
5) Брань на вороту не виснет.

Ответ: Что на уме, то и на языке (антоним: на языке мёд, а в сердце лёд). :

5. Какое наречие исторически восходит не к имени существительному: дотла, почти, завтра, сегодня, сейчас? Укажите производящие основы других слов.

Ответ: Почти (от повелительной формы глагола «почесть»; производящие основы других слов: тло «дно», утро, сей день, сей час.

6. Одушевлённое или неодушевлённое имя существительное употреблено в функции прямого дополнения в следующем искусственно сконструированном предложении: Путени сафрали в миту крабенский тизат?

Ответ:«Тизат» в тексте – неодушевленное существительное, так как форма В.п. совпадает здесь с формой Им.п., что бывает только у неодушевлённых существительных. У одушевлённых она равна форме Р.п.

7. В каком слове есть лишняя приставка: времяпрепровождение, достопримечательность, достопочтенный, достопочтимый, перевозбуждённый?

Ответ:Достопочтимый – в русском языке существует прилагательное «досточтимый».

8. В христианской молитве часто встречаются слова «Господи Иисусе». Какая это грамматическая форма?

1) Им. падеж ед.числа.
2) Им. падеж мн.числа.
3) Звательный падеж.
4) Вин. падеж ед.числа.
5) Вин. падеж мн.числа.

Ответ: Это звательная форма имён существительных «Господь», «Иисус».

9. В каком предложении согласование подлежащего и сказуемого в числе соответствует литературной норме? Исправьте оставшиеся предложения.

1) Отечественная mass media напоминает сводки информбюро.
2) Сотня юных бойцов из будённовских войск на разведку в поля поскакала.
3) Были использованы понемногу каждый из этих путей.
4) Прибыли тысяча представителей этой страны.
5) Те, кто называют себя правыми, далеко не всегда таковыми являются.

Ответ: Сотня юных бойцов из будённовских войск на разведку в поля поскакала. Исправление ошибок: отечественные mass media напоминают; был использован понемногу каждый из этих путей; прибыла тысяча представителей; те, кто называет себя правыми.

10. Каким членом предложения является словоформа путём в следующих предложениях? Каково её значение?

1) Мы пойдём напрямик, а вы идите кружным путём.
2) Проблему беженцев следует решать путём переговоров.
3) Всё надо делать путём, а у тебя вечно какие-то фокусы.

Ответ: Мы пойдём напрямик, а вы идите кружным путём – путём является сущ. со значением «дорога, маршрут». Проблему беженцев следует решать путём переговоров – слово путём является предлогом со значением «способ, средство». Всё надо делать путём, а у тебя вечно какие-то фокусы – это наречие со значением «как следует, как положено». Для современного русского языка это уже три разные слова-омонима.

11. Ниже написаны несколько фраз на эстонском языке с их переводом на русский:

1) Sa kirjutad raamatut – ты пишешь книгу.
2) Ma valisin vihikut – я выбирал тетрадь.
3) Te ehitasite veskit – вы строили мельницу.
4) Me ehitame veski – мы построим мельницу.
5) Sa viisid raamatu – ты отнёс книгу.

Задание. Переведите на эстонский язык:
1) Мы строили мельницу.
2) Я писал книгу.
3) Мы строим мельницу.
4) Ты относил тетрадь.
5) Вы выберете книгу.

Ответ: Выявляем глагольные показатели: 1-е лицо ед.ч. – n, 2-е – d, 1-е лицо мн.числа – me, 2-е – te (во мн.числе показатели совпадают с соответствующими местоимениями). Показатель прошедшего времени – суффикс – si. В эстонских глаголах никак не передаётся то различие, которое в русском языке выражается противопоставлением видов. Указанное различие находит своё отражение в эстонской фразе, но не в форме глагола, а в форме дополнения: в соответствии с русским несовершенным видом мы находим дополнение с окончанием –t, в соответствии с совершенным – дополнением без окончания. Этих наблюдений достаточно для перевода:
1) Мы строили мельницу – me ehitasime veski.
2) Я писал книгу – ma kirjutasin raamatut.
3) Мы строим мельницу – me ehitame veskit.
4) Ты относил тетрадь – sa viisid vihikut.
5) Вы выберете книгу – te valite raamatu.

12. Найдите в тексте все речевые (орфографические и т.д.) ошибки и исправьте их:

Все знают, что в тролебусе полагается оплачивать за проезд. Иначе пасажиру не найти языка с кондуктором. Самое оптимальное решение – приготовить мелочные деньги за ранее, если нет транспортной карты. Не стоит дожидать, когда придут контролёры. Это ведь ещё более неприятнее, чем нелицеприятный разговор с кондуктором.

Ответ: Все знают, что в 1)тролебусе полагается 2)оплачивать за проезд. Иначе 3)пасажиру 4)не найти языка с кондуктором. 5)Самое оптимальное решение – приготовить 6)мелочные деньги 7)за ранее, если нет транспортной карты. Не стоит 8)дожидать, когда придут контролёры. Это ведь ещё 9)более неприятнее, чем 10)нелицеприятный разговор с кондуктором.

13. Напишите сочинение-миниатюру в любом жанре, представив себя или зеркалом, или ковром, или долларом.

Объём работы не более 1 страницы.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

olimpotvet.ru

Тренировочные задания по русскому языку (9 класс)

Карточка №1

Истина – одно из немногих слов которое (ни)с чем (не)рифмуется. У него нет пары в русском языке оно стоит одиноко особняком от других слов, (не)зыблемое как скала, и лишь смутное сходство с корнем слова «стоять» мерцает в густом блеск.. этой предвечной громады. Большинство русских писателей страшно занимали её точный адрес и оп..знавательные знаки. Пушкин мыслил её как благородный мрамор в лучах величавого со..нца. (…) Толстой ш…л к истине (на) пролом склонив голову и сжав кулаки и пр…ходил то к подножию креста то к собстве(н, нн)ому своему подножию.

(В.Набоков)

Задания:

1.Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте текст. 2.Определите основную мысль текста. Выпишите ключевые слова, которые помогают понять основную мысль текста. Согласны ли вы с тем, что говорил в своих лекциях по русской литературе Владимир Набоков? 3.Какие языковые средства эмоциональной оценки используются в тексте? Какова роль сравнений? 4.Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. 5.Пользуясь словарями, создайте «паспорт» слова

истина. 6.Подберите синонимы к прилагательным величавый, смутный, густой. 7.Подчеркнитеграмматические основы предложений. Укажите, чем выражены подлежащие и сказуемые в предложениях. 8.Составьте схему выделенного предложения.

Карточка №2

У Васильева свой метод создания пейзажа. По рассказам друзей художник делалс натуры только набросок а картину п…сал уже (у) себя в мастерской. Пр…хотливое творение живой природы под кистью Васильева рождается вторично. Пожалуй самой знаменитой в этом отношени… предстает «Лесная готика». Хру…кая ажурная ёлочка словно парит в лу(н,нн)ом свет… (не) к…саясь земли в окружени… могучих древесных стволов. Главная идея этой замечательной картины – это тема уединё(н, нн)ой души тонкой и ранимой которая парит в фантастических грёзах вынужде(н,нн) ая жить в чуждом косном окружени…

Действительность окружавшая художника была именно такова и «Лесную готику» можно ра(с,сс)матривать как романтический образ его внутреннего мира. Название картины происходит от самой сущности готического стиля в иску(с,сс) тве, где готика – это чистый порыв человека (в) высь, к небесам, вознесение к духовным вершинам (во) преки земному притяжению

(А.Суворов)

Задания:

1.Выразительнопрочитайте текст. 2.Докажите, что это текст. С помощью каких языковых средств обеспечивается смысловая связь между предложениями? Укажите ключевые слова. Озаглавьте отрывок. 3.Укажите значение слов готика, грёза, косный. 4.Подберите синонимы к словам парить, знаменательный, фантастический. 5.Составьте схему выделенного предложения, дайте его характеристику. 6.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, объясните орфограммы. 7.Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку. 8.Выполните морфологический разбор причастия (любого).

Карточка №3

Он смугл. Он тих. Он кареглаз. Он кроток. Он молчалив в среде дельцов, кокоток, Пройдох, воров, — он знает норов их. И знает нрав их не из умных книг, — Из жизни. Насмотрелся вволю. Молча. Ну, доложу вам, зрелище! Глаза Светились и поблёскивали чудно, Почти слезились. Мне казалось, он Куда(то) смотрит (в) глубь души, (не) зная, Как совладать со всем, что вне души.(…) Нас познакомил Михаил Сломинский. На Невском. В полдень. Я был приглаш…н На вечер в клуб. Мне это было лес…но. Я этот вечер помню до сих пор. Я слышал чтенье авторское. Это Он сочинил, и это он читает. Из(за) кулис смотрел я в этот зал, Что до отказа был заполнен. Голос отчетливо и без нажима, Как (будто) автор лично с каждым Беседовал. (…) И видел я задумчивые лица, Глубокие встревоже(н,нн)ые взгляды, Сияющие лица знатоков, Что любят слово, а не словеса…

(Отрывок из стихотворения Л.Озерова «Зощенко»)

Задания: 1.Укажите средства художественной выразительности, которые встречаются в стихотворении. 2.Какие части поэтического текста являются описаниями? Выпишите прилагательные и причастия. 3.Выпишите те строки стихотворения, которыми можно проиллюстрировать использование парцелляции. Какова роль этого приёма? 4.Подберите синонимы к словам светится, чудно, лестно. 5.Найдите сложноподчинённые предложения, укажите средства связи придаточных предложений с главными, определите виды придаточных предложений. Объясните постановку знаков препинания в сложных предложениях. 6.Произведите разбор словосочетаний: сияющие лица, беседовал с каждым, авторское чтение, любит слово, звучал отчётливо. 7. Выполните морфологический разбор прилагательного (любого). 8.Выпишите слова с пропущенными буквами и со скобками, объясните их написание.

Карточка №4

Долго стою на опушк… рядом с елью. Трогаю её бл…стящие ветки которые сл…гка влажные от ночного тумана. Смотрю как просыпается небо.

Солнце л…ниво ощупывает макушки берёз светится в сучьях листве(н,нн)иц что высоко стоят над лесом. П…утина серебри(ть, т)ся узорным п…тном.

(Не) желая разрушать волшебное тв…ренье обхожу его стороной но всё(таки) волшебные п…утинкисадятся на лицо пр…липают к одежде. Надо мне выбра(ть,т)ся к току на вырубке, возле опушки берёзовой рощи. Там ловлю я птиц смотрю как живет лес пишу свои заметки.

На (светло)голубом сентябр(ь)ском небе берёзы пл…няют светлой и солнечной окраской вершин.

(По Н.Никонову)

Задания: 1.Выразительно прочитайте текст. 2.Докажите, что это текст. Озаглавьте его. Определите тему текста и основную мысль. 3.Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. 4.Произведите фонетический разбор слова:

облетев. 5.Выпишите из текста примеры эпитетов, олицетворений. 6.Выпишите из первого абзаца сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Постройте схему этого предложения. 7.Разберите слова по составу: творение, ощупывает, блестящие, лениво, вырубка.Определите, к каким частям речи относятся данные слова. 8.Укажите слова с нулевым окончанием: вершин, не желая, творение, высоко, просыпается.

Карточка №5

В любом названи.. места скрывае(т,ть)ся тайна. И чем др…внее поселок улица или река, тем тайна глубже. Каждый из нас об…зательно с самого детства пытался найти пытался найти ключи к этим тайнам. Мы без труда решили задачи, если наши деревню называют Сосновка Дубровка Берёзовка. Тут всё ясно, даже если сегодня лесом и (не)пахнет возле деревн… Но вот уже сл…жнее задача. Село Орлово. Я родился в этом селе и конечно где(то) лет в десять задаваясь вопросами к миру решил что в наших местах в…дилось много орлов. Отец с которым под…лился своим открытием сказал что (н…)когда селом правил барин Орлов. С возр…стом инт..рес к такого рода и(с,сс)ледованиям (не)пропадает. Я с жадн…стью читал и ра…спрашивал обо всем что к…салось села.

Я обнаружил что (н…)какой барин Орлов нашим селом (не)правил что село всегда было вольным. Почему городок назывался Орловым так и (не)удалось док…паться.

(По В.Пескову)

Задания: 1.Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. 2.Определите, к какому стилю можно отнести данный текст. Докажите свое мнение. 3.Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. 4. Найдите в тексте 2-3 многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Подберите примеры словосочетаний, где эти слова выступают в других значениях. 5.Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор. 6.Выпишите из текста предложения, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила: а) запятая между однородными членами предложения; б) обособление обстоятельств. 7.Выпишите словосочетания с разными видами связи, укажите в них главные и зависимые слова. 8.Выполните фонетический разбор слова

: конечно.

Карточка №6

Учился я хорошо с француским же у меня (не)ладилось из(за) произн..шения. Я ле..ко запом..нал слова но произн..шение с головой выд..вало моё ангарское происх..ждение и Лидия Михайловна учительница францу..скогобе..сильно морщилась и закрывала глаза.

Нет придётся с тобой зан..ма(ть,т)ся отдельно сказала она.

Так нач..лись для меня мучительные дни. Я покрывался потом краснел и задыхался а Лидия Михайловна (без) передышки заст..вляламеням..золить бедный мой язык. Постепе(н,нн)о я стал довольно сносно выговаривать францу…ские слова и они уже (не) обрывались у моих ног тяж..лыми булыжниками а п..званивая пытались куда(то) лететь.

Наверное уже можно было пр..кратить эти занятия на дому но я (не) решался сказать об этом Лиди.. Михайловн…

(……………………………………………………….)

Задания: 1.Вспомните название и автора произведения, из которого взят отрывок. Прочитайте выразительно текст. 2.Определите тему и основную мысль данного текста. 3. Определите тип речи, докажите своё мнение. 4.Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. 5.Произведите морфологический разбор слова (в) удовольствие. 6. Найдите в тексте сложносочиненные предложения и подчеркните в них грамматические основы. 7.Составьте схему предложения с прямой речью. 8.Определите, к каким частям речи относятся следующие слова:из(за), эти (занятия), постепенно, позванивая, куда-то.

Карточка №7

Если всю жизнь читать и перечитывать великие и замечательные книги все равно врем..ни (не) хватит. (С)нов.. найти любимую главу в «Войне и мире»-это насл..ждение! Возьму томик с «Евгением Онегиным начну главу успокоюсь Да я (же) знаю!Письмо Татьяны, дуэль с Ленским… Но коварство в том что (не) успокаивая себя знанием романа я не мог (бы) ещё раз всё пережить.

Чтение – это (не) торопливое участие души в событиях и поворотах судеб героев. Ра..тянуть время чтения –значит замедлить ра..тавание с эпохой, которая только в книге и есть. Когда читаеш.. быстро и много, душа (не) успевает пропита(т,ть)ся. Вечная жажда новостей! Нет, лучше пр..лягу сейчас и почитаю у Толстого, как Николенька Ростов возвращается на побывку к отцу-матери, а Васька Денисов спит в санях.

Тридцать тысяч(?) раз читал и (не) скучно! (По В.Лихоносову «Записки перед сном»)

Задания: 1.Подготовьте выразительное чтение текста. 2.Докажите, что перед вами текст. Определите тему текста и авторскую позицию. К какому стилю речи можно отнести данный текст? 3. Какое утверждение не соответствует содержанию текста? А)Читать быстро и много – это не всегда полезно; Б)Перечитывать страницы любимых книг – это огромное наслаждение! В)Чтение – это прежде всего удовлетворение потребности узнавать новости. Г)Перечитывать любимые книги полезнее, чем стараться удовлетворить свою «вечную жажду новостей», обращаясь постоянно к новым книгам. 4.Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания в первом абзаце. 5.В выделенном (6) предложении укажите все части речи, выделите грамматическую основу. 6.Определите тип подчинительной связи в словосочетаниях:

не хватит времени, не успокаивая себя, возьму томик. 7.Укажите тип придаточного предложения, входящего в состав СПП(7предложение). 8.Выполните разбор слов по составу: перечитывать, наслаждение, успокаивая.

Карточка №8

И(с,сс)ку(с,сс)тво живописи пр..шло на Русь из Византии (в)месте с христианской р..лигией. Первые иконы пр..везеныготовыми. Это бе(с,сс)порно. В числе их икона Владимирская Божья матерь хр..нящаяся ныне Третьяковской галере.. . Писал ее, по пр..данию или по легенде, евангелист Лука. Надо пол..гать, не одну икону пр..везли из Византии на Русь. Но столько, чтобы хватило оснастить первые храмы. Пр..везе(н,нн)ые иконы можно было размножить для все новых и новых церквей развозя их из Киева в глубину Руси. Но одних обр..зцов мало. Нужны были живые учителя, тем более они нужны были для п..сания фресок.

Ж..сткая, суровая, аскетическая м..нера письма постепе(н,нн)о см..гчалась и, можно сказать, оч..ловечивалась русскими мастерами. (В)место сухого канона и догмы по..вилось живое чувство (не)посредственности, первородство во..приятия, радость открытия, торж..ство умения.

(В.Солоухин)

Задания:

1.Подготовьте выразительное чтение текста. Озаглавьте текст. 2.Определите стиль текста. Докажите свое мнение. 3.Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. 4. Определите лексическое значение слов: фреска, аскетический. 5.Найдите в тексте краткое причастие и произведите его морфологический разбор. 6.Найдите в тексте несогласованные определения и выпишите их. 7.Выпишите первое предложение, сделайте его синтаксический разбор.

Карточка №9

На дворе бушевала (не) погода.

Дождь стучал покрыш.. трепал листья в саду плескался на дворе в лужах. По временам он стихал и уносился (в) даль, в темную глубину ночи но после этого пр..летал к дому с новой силой бушевал еще сильнее обл..вал крышу хлестал по ставням, и порой казалось даже что он струится и плещет уже в самой комнате.

Но бурные порывы (не) погоды продолжались (не) долго. Казалось дождь решил (про) себя (ни) когда уже (не) прекращаться, и когда ветер оставлял его в поко.., он принимался гудеть широко и ровно — и на двор.. и в саду и в переулке и в пустыре по полям… Гул этот просачиваясь сквозь запертые ставни стоял в комнат.. то ровным жужжанием то тихими всплесками.

(В.Короленко)

Задания:

1.Подготовьте выразительное чтение текста. Озаглавьте текст. 2.Определите стиль текста. Докажите свое мнение. 3.Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. 4.Укажите сочинительные союзы, встретившиеся в тексте. Определите, что они соединяют. К каким группам по значению относятся? 5.Выпишите первое предложение, выполните его синтаксический разбор. 6. Выпишите из текста 5 слов, где количество букв и звуков не совпадает. 7.Определите, к каким частям речи можно отнести следующие слова: никогда, просачиваясь, (про) себя, принимался, когда. 8.Выпишите из текста существительное в Д.п., выполните морфологический разбор данного слова.

Карточка №10

В старом деревя(н,нн)ом доме пахло сухой сосной. И если у печ(?)ки падала кочерга били часы или разд..вался иной ре..кий звук брёвна в ст..не отзывались на него долгим зам..рающим звоном. Время останавливалось в этом дом… Когда под обаянием его звенящ..й тишины я вых..дил из повышенного темпа жизни большого города то начинал вид..ть словно через волшебные оч(?)ки множество окружавших меня подробностей и значительных м..лочей которые раньшетпропускал мимо внимания. Мир из гр..хоч..щей лавины врем.ни превращался в красочную вереницу дли(н,нн)ых минут.

Хозяйками таких домов обыч(?)но бывают старушки давно пережившие свое время: добрые чистоплотные и (не) много наивные. Именно такой и была хозяйка этого дома – Ирина Васильевна Ладыгина. Много зим подряд я приезжал к ней поскр..петь как она говорит по сне..ку валенками.

(С.Никитин)

Задания:

1.Подготовьте выразительное чтение текста. Озаглавьте текст. 2.Определите стиль текста. Докажите свое мнение. 3.Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. 4.Найдитеслова, которые являются формой одного и того же слова. 5.Выпишите последнее предложение, выполните синтаксический разбор. 6.Выпишите из текста прилагательное, причастие, глагол, наречие; выполните разбор слов по составу. 7.Укажите количество букв и звуков в следующих словах: деревянный, большой, переживший, подряд. 8.Выпишите подчинительный союз, выполните его морфологический разбор.

Карточка №11

Знаете ли вы эти дни апреля когда в ..ткрытых от со..нца уголках з..мли ещё л..жит снег,ещё пахнет им тревожно и шально воздух, а на припёках уже зел..неет трава и, хилый, сморщ..нный, вдруг сверкнет в глаза, как зол..той самородок, первый одува..чик? В такие дни впервые отворяют окна см..тая с подоко…иков дохлых мух; в такие дни блаженно улыбаясь часами с..дят у ворот на лавочках; в такие дни каж..тся что счастье – это просто со..нце, просто воздух, просто жизнь сама по себе.

О, как мы ждали этих дней! У каждого городского человека случаются минуты, когда его нач..нает раздражать всё, и ему хоть ненадолго хоч..тся см..нить небо над головой… Кто волновался, вдохнув буйный запах черемухи, видел, как ра..крывается на ра(с,сс)вете цветок лилии в завод.. реки, грустил, провожая взглядом осе(н,нн)ий караван журавлей, тот и в себе открывал что(то) прекрасное.

(С.Никитин)

Задания:

1.Выразительно прочитайте текст.

2.Определите тему, выделите основную мысль. Озаглавьте текст.

3.К какому стилю речи относится данный текст, докажите свое мнение.

4.Выпишите выделенные слова, подберите к ним синонимы. Составьте с этими словами слово

сочетания, укажите способы связи.

5.Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

6.Выполните фонетический разбор слова земля (первое предложение).

7.Выпишите из текста все причастия и деепричастия, составьте с ними словосочетания.

8.Разберите по составу слова: городского, раскрывается, ненадолго.

Карточка №12

С нежным как бы бурлящ..м им..нем этой реки связано у меня одно из самых высоких насл..ждений какое мне когда(либо) доводилось и..пытывать.

(Не)далеко от её слияния с Клязьмой возле села Боголюбово стоит древний храм Покрова – ч..дору(с,сс)кого архитектурного мастерства. Мне кажется что создан он (без)помощи рук одним лишь вдохновением равным чародейской силе сказоч(?)ных волшебников. Есть в нем что(то) (не)пост..жимое действующее не на глаз а на душу начинающей как(то) торжестве(н,нн)о возвыше(н,нн)о и грус..но томит..ся при виде этой белокаме(н,нн)ой поэмы древних времен.

Увид..вший этот храм хоть раз уже не может сказать что в жизни его не было счас..ливых минут.

(По С.Никитину)

Задания: 1.Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? 2.Определите стиль текста. Докажите свое мнение. 3.Подберите синоним к слову «счастливые» минуты. 4.Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. 5.Выпишите сложные слова, укажите способ их образования, выполните разбор слов по составу. 6.Выпишите из текста все причастия, укажите среди них действительные, страдательные.выберите одно причастие (любое), выполните его морфологический разбор. 7.Выпишите последнее предложение, выполните синтаксический разбор предложения, постройте его схему. 8.Подберите однокоренные словак слову ЧУДО. Укажите, к каким частям речи они относятся.

Карточка №13

Образование… Это слово имеет великое множество определений.

Существует мнение, что образование – погружение человека в прошлое, настоящее и будущее культуры. Прошлое – это те основы, нравственные ценности, уклад жизни, которые складывались в течение многих веков у народа, нации. Настоящее – эта та реальность, которая окружает человека и создается им на протяжении его собственной жизни. Будущее – это надежды, выраженные разными способами.

В основании надежд – образцы культуры. Каждый момент жизни человека – момент освоения им культуры. И этот момент должен быть красив; как метко говорят скульпторы, «он не может быть безобразным, но не может быть без образа». Может быть, в само слово «образование» и заложили это представление: способность осознать мир через образы, которые создает сам человек.

(По С.Кокориной)

Задания: 1.Выразительно прочитайте текст. 2.Определите стиль текста. Докажите свое мнение. 3.Определите способ связи между предложениями во втором абзаце. 4.Выпишите из текста выделенное предложение, выполните синтаксический разбор. 5.Объясните орфограммы и пунктограммы, которые встречаются в тексте. 6.Найдите в тексте вводное словосочетание, укажите его значение. 7.Подберите антонимы к словам прошлое, красив, безобразным. 8.Выполните морфологический разбор слова окружает.

Карточка №14

Правдиво отражая действительность, Горький не мог не отнестись к своим героям двойственно. Одни черты привлекали писателя, другие – отталкивали. Горький с таким вниманием присматривался к «бродячей Руси» потому, что эти бродяги выражали думы и чаяния тех русских людей, которые процессом капитализации были выбиты из обычной колеи и очень остро переживали свою социальную неустроенность. Босяки Горького – это сильные, смелые, независимые люди, сохранившие человеческое достоинство в унизительных условиях существования. Через много лет в статье «О том, как я учился писать» Горький вспоминал: «Странные люди были среди босяков, и многого я не понимал в них. Но меня очень подкупало в их пользу то, что они не жаловались на жизнь…» Горький отнюдь не идаеализировал босяков. Босяки в его изображении – это не только гордые мечтатели, но и хищники, которые презрительно относятся к труду. Босяки не жизнестроители, они, в конечном счёте, только потребители того, что сделано другими.

(По Г.Белоцкой)

Задания:

1.Подготовьте выразительное чтение текста. Озаглавьте текст. 2.Определите стиль текста. Докажите свое мнение. 3.Объясните орфограммы, которые встречаются в словах текста. 4.Найдите в тексте сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением, определите виды придаточных. 5.Найдите в тексте простое предложение с обособленным обстоятельством, предложение с обособленным определением. Укажите, чем выражены обособленные члены предложения. 6.В последнем предложении укажите грамматическую(ие) основу(ы), укажите, чем выражены в них главные члены. 7.Выпишите глагол прошедшего времени, выполните морфологический разбор этой части речи. 8.Укажите способ образования следующих слов: отражая, выбиты, сохранившие.

Карточка №15

1.В местах где движение регулируется пеш..ходы обязаны руководствоват..ся с.гналами светофора или регулировщика.

В местах где движение (не) регулируется пеш..ходы могут переходить проезжую часть только после того, как они оценят ра..стояние до пр..ближающихся транспортных средств и их скорость и убедятся что (не) создадут помех их движению. (Из правил дорожного движения)

2.Океанами называют крупные полуизолирова(н,нн)ые части Мирового океана обособле(н,нн)ыедруг от друга материками. Следовательно каждый океан огр..ничен берегами материков и какой(то) условной линией, предпочтительно по кратчайшему ра..стоянию между материками. В таких гр..ницах океан предст..вляет собой (не)которое единство – компактную массу воды и группу океанических впадин. Как и материки, три наиболее крупных океана обладают разнообразием физико-географических условий. (Д.Богданов)

Задания:

1.Выразительно прочитайте тексты. 2.К какому стилю относятся эти тексты? Аргументируйте свой ответ. 3.Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. 4.В первом тексте найдите сложное предложение, выполните его синтаксический разбор, составьте схему. 5.Найдите во втором тексте сложное прилагательное, объясните его правописание. Приведите свои примеры на данноеправило. 6.Выполните морфологический разбор слова пр..ближающихся (из первого текста). 7.Подберите синонимы к словам крупный, называют, обособленный. 8.Найдите во втором тексте вводное слово, укажите его значение. Дайте определение вводных слов.

Карточка №16

Среди жителей наших лесов есть растения-«комбинаты». Они многообразно используются человеком. К ним по праву можно отнести кипрей, или иван-чай. Да, да! Вас это удивило? Обыкновенный иван-чай!

Высушенные листья иван-чая заваривают и получают крепкий и вкусный напиток. От этого и название – иван-чай. Из молодых листьев и побегов делают салат или пюре. Семена его с пухом могут употребляться для набивки подушек и перин. Цветки иван-чая дают больше меда, чем цветки других растений. Из стеблей вьют веревки, из волокон делают ткани.

Это замечательное растение! Как жаль, что еще мало используют его свойства!

(По Н.М.Верзилину)

Задания:

1.Выразительно прочитайте текст. 2.Определите тему и главную мысль текста. Озаглавьте его. 3.Определите стиль и тип речи. Свой ответ аргументируйте. 4.Объясните значение слов комбинат, волокно. 5.Объясните орфограммы и пунктограммы, которые встречаются в тексте. 6.Из текста выпишите слова, в которых буквы Ё, Е, Ю, Я обозначают два звука. 7.Из выделенного предложения выпишите существительное с нулевым окончанием, выполните его морфологический разбор. 8.Выпишите выделенное предложение, выполните его синтаксический разбор.

Карточка №17

Книги Пушкин любил с детства. По словам его младшего брата Льва он еще будучи мальчиком проводил бессонные ночи тайком забираясь в кабинет отца, и без разбора «пожирал» все книги попадавшиеся ему под руки. Сергей Львович отец поэта рассказывал что Александр уже в самом младенчестве своем показал большое уважение к писателям.

Обладая памятью необыкновенной, Пушкин уже на одиннадцатом году был хорошо знаком с французской литературой. Пушкин всегда жил в окружении книг. Сосед по имению, навестивший его в Михайловском, рассказывал, что он застал Пушкина за рабочим столом, на котором лежат журналы, русские и французские альманахи и словари.

Личная библиотека Пушкина, насчитывающая три с половиной тысячи книг на русском и четырнадцати иностранных языках, ныне бережно хранится в Петербурге.

(По А.И.Гессену)

Задания:

1.Выразительно прочитайте текст. 2.Определите тему и главную мысль текста. Озаглавьте его. 3.Объясните значение слов журнал, альманах, словарь. 4.Расставьте недостающие знаки препинания в предложениях первого абзаца. Объясните орфограммы, которые встречаются в тексте. 5.Выпишите слова с чередованием гласных в корне слова. 6.Из предложения 6 выпишите глагол без приставки, выполните его морфологический разбор. 7.Из предложения 2 выпишите прилагательное, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания. Подберите своих 2-3 слова с таким же составом. 8.Определите способ связи в следующих словосочетаниях: личная библиотека, будучи мальчиком, показал уважение, всегда жил, любил с детства, хорошо знаком, забираясь в кабинет.

Карточка №18

«БОРЮТСЯ» ЛИ ДЕРЕВЬЯ МЕЖДУ СОБОЙ?

Очень часто среди густого елов… леса, на вырубках и старых пожарищах выр..стают березовые рощи или густые оси(н,нн)ики.

Откуда б..рутся листве(н,нн)ые деревья в глухом еловом лесу?

Ель – р..стение тен..выносливое и очень медле(н,нн)о р..стущее. Поэтому выр..стают на полянах не елочки, а свет..любивые и быстро р..стущие березки и осинки, семена которых пр..летели сюда (из)далека. Под густой листвой – в тени листве(н,нн)ых деревьев – могут р..сти и молодые ёлочки. Постепенно они подр..стают, пр..жавшись к стройным берёзкам. Молодые ели поднимаются одна за другой. Когда берёзы начинают ум..рать, на месте берёзовой рощи вновь ок..зывается еловый лес. Ели отвоевывают у берез и осин выру..ки и пожарища, которые те первые захватили.

Задания:

1.Выразительно прочитайте текст. Определите тему и главную мысль текста. 2.Объясните пунктограммы, которые встречаются в тексте. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание слов. 3.Выпишите из текста группу родственных слов с чередованием гласных в корне, определите, к каким частям речи относятся эти слова. 4.Выпишите прилагательные, в составе которых можно выделить два корня. 5.Из предложений 6-9 выпишите существительные с нулевым окончанием. 6.В выделенных предложениях определите вид придаточного, постройте схемы этих предложений. 7.Из предложения 7 выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв. 8.Выпишите из текста все союзы, определите их значение.

Карточка №19

Пр..рода любит разнообразие и многоцветье. Водопады дождей и света просеясь сквозь радугу, как через призму окрасили землю во все радужные цвета и оттенки. Мы живем на разн..цветной земл… Видел я красную землю.

Вдруг покраснели дали! Вчера еще все было (тускло)зеленым а сегодня у подножия д..леких гор красная полоска – (не)понятная и (не)ожида(н,нн)ая. Словно кто(то) красным карандаш..м подтушевал (с)низу синие горы. Что это – отблеск зари? Или ро(с,сс)ыпи красных камней? Или д..лекий степной пожар?

Топочут копыта коня, все ближе, все ярче, все шире загадочная красная полоса.Так вот это что – разливы маков! Маки, живые маки! Их видимо-(не)видимо!

(Н.Сладков)

Задания:

1.Выразительно прочитайте текст. Определите тему и главную мысль текста. 2.Какие средства художественной выразительности использовалавтор? Приведите примеры. Что придает текстуособую выразительность? 3.Объясните значение слов: многоцветье, разноцветная (земля). 4.Подберите синонимы к слову красный. 5.Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. 6.Из предложений 1-5 выпишите глаголы в настоящем времени. 7.Разберите слова по составу: загадочная, просеясь, разн..цветной. 8.К каким частям речи относятся следующие слова: степной, словно, снизу, это, их. Выполните морфологический разбор одного из этих слов.

Карточка №20

«Шёл в комнату, попал в другую».

Припомню фразу дорогую –

И сразу станет веселей.

И жаль нам Чацкого, но в ней

Такая прелесть: слав богу,

Что было «Горе от ума».

Как будто потерял дорогу

Молчалин: как же, снег и тьма!

И забываюсь понемногу,

И даже нравится зима. <…>

И стих похож на весть благую.

Умрем – и Богу скажем вдруг:

«Шел в комнату, попал в другую».

И где смятенье? Где испуг?

Наградой будет нам улыбка.

Какая радость, благодать!

Что это? Слышится то скрипка,

То фортепьяно, так сказать.

А мысли мрачные – ошибка.

Идти сквозь снег, любить опять.

(А.Кушнер)

Задания:

1.Выразительно прочитайте стихотворение А.Кушнера. 2. Какие имена, слова, употребленные в стихотворении, связаны с комедией «Горе от ума»? 3.Укажите односоставные предложения, которые употребляются в стихотворении. Определите их тип. 4.Произведите разбор словосочетаний: скажем вдруг, благая весть, припомню фразу, любить опять, какая благодать, забывать понемногу. 5.Объясните орфограммы и пунктограммы, которые встречаются в тексте. 6.Выполните фонетический разбор слова радость. 7.Подберите однокоренные слова: любить, дорогой, весть. Укажите, к каким частям речи можно их отнести. 8.Подберите антонимы к следующим словам: мрачные, потерял, припомню, награда.

infourok.ru

Русский язык 9 класс

Для успешной подготовки к олимпиаде по русскому языку, рекомендую ознакомиться и попробовать ответить на реальные варианты олимпиадных заданий по русскому языку.
На моем сайте размещены наиболее реалистичные варианты заданий и ответы на большинство из этих заданий. Все варианты заданий взяты с реальных олимпиад по русскому.
Представленные примеры ответов на задания, позволят Вам хорошо подготовиться к олимпиадам и даже стать их призерами, а это очень серьезный шаг к поступлению в ВУЗ, ведь победителям олимпиад льготы при поступлении никто не отменял. Правильность ответов на выполненные задания можно проверить на страницах с ответами. Удачи.

Русский язык 9 класс. Задания с ответами.


Задания по русскому языку для 9 класса. Ответы.

      Задание 1.

      Какие согласные произносил А.А.Фет на конце слов «друг» и «недуг» в стихотворении «Тополь»?

Сады молчат. Унылыми глазами
С унынием в душе гляжу вокруг;
Последний лист разметан под ногами.
Последний лучезарный луч потух.

Лишь один над мёртвыми степями
Таишь, мой тополь, смертный свой недуг
И, трепеща по-прежнему листами,
О вешних днях лепечешь мне как друг.

Пускай мрачней, мрачнее дни за днями
И осени тлетворный веет дух;
С подъятыми ты к небесам ветвями
Стоишь один и помнишь теплый юг.

Ответ.
В первой и третьей строфе рифмуются слова вокруг-потух и дух-юг – на основании этого можно сделать вывод о том, что А.А.Фет на произносил в конце слова на месте «г» звук [х].


      Задание 2.

      Найдите и исправьте орфографические и пункутационные ошибки в тексте.
Только совершенно не заинтересованому взгляду, русская природа кажеться бедной и не сколько не разнообразной.
Не бросская, но какая-то сосредоточеная, и сразу нерасскрывающаяся красота ее вызывает не повторимое, долго незабывающееся чувство щимящий грусти. Я не знаю нечего более трогательного, чем первый снег, который не смотря на свою хрупкость, страстно манет далью еше почти непротореных дорог.

Ответ.
Только совершенно незаинтересованному взгляду русская природа кажется бедной и нисколько не разнообразной. Неброская, но какая-то сосредоточеная и сразу не раскрывающаяся красота ее вызывает неповторимое, долго не забывающееся чувство щемящий грусти. Я не знаю ничего более трогательного, чем первый снег, который, несмотря на свою хрупкость, страстно манит далью еше почти не проторенных дорог.


      Задание 3.

      В известном стихотворении А. С. Пушкина «Пророк» имеются такие строки:
         И внял я неба содроганье,
         И горних ангелов полёт,
         И гад морских подводный ход,
         И (дольней) (лозы) (прозябанье)…

Что же означает выделенное словосочетание? Прокомментируйте каждое из трёх его слов. В чём стилистическая особенность этих слов?

Ответ.
Дольний (от дол, ‘низ’) вообще означает ‘нижний’, но здесь его надо понимать как ‘земной’. Прозябание — ‘произрастание’. Словом лоза здесь обозначается молодой (гибкий) побег всякого растения.
         Таким образом всё выражение буквально означает ‘произрастание земной поросли’: т. е. говорящий увидел и то, как содрогается небо, и как в его выси летают ангелы, равно как и то, как плавают в пучине морские обитатели и как растёт у самой земли трава.
         Эти слова — церковнославянизмы, придающие стихотворению возвышенный стиль с ярко выраженным библейским колоритом. Это особенно актуально по той причине, что герой стихотворения (поэт) явно сравнивается с библейскими пророками.


      Задание 4.

       В русском языке встречаются две формы множественного числа от существительного опёнок: опёнки и опята.
Какая из этих форм является исторически правильной? Чем можно объяснить возникновение иной, исторической неправильной, формы?

Ответ.
1) Опёнки. 2) Слово опёнок происходит от слова пень. Соответственно его морфемное членение таково: о-пён-ок.
Однако по своему «внешнему облику» это слово оказывается похоже на существительные, образованные суффиксом -онок- (которые обозначают детёнышей разных животных): котёнок, ягнёнок, мамонтёнок, поросёнок. Слово опёнок начинает мыслиться аналогично с этими формами (приобретая членение оп-ёнок), и поэтому носителям русского языка так и хочется образовать множественное число от него с чередованием суффикса -онок-/-ят-: котёнок : котята =  опёнок : опята. 3) Следует отметить, что аналогия с рядом слов -онок- возможна не только по формальной причине, но и по семантической: грибы опёнки, растущие семьями, вполне могут укладываться в идею детёнышей, что ещё более упрочняет эту аналогическую связь.


      Задание 5.

       В современном русском языке слово тучный встречается в значении «жирный, упитанный, богатый».
Однако в одном из церковнославянских текстов мы находим выражение тучные капли. Что оно означает?

Ответ.
Тучный – от туча; это слово означало также ‘дождь, ливень’. Таким образом, тучные капли – это дождевые капли, речь идёт о дожде.


      Задание 6.

       Внимательно прочитайте предложение из текста, размещенного в вагоне метро:
Эвакуация пассажиров из вагонов при возникновении загорания производится по команде машиниста, переданной по громкой связи через двери вагона.
Определите тип ошибки, запишите предложение в исправленном виде.

Ответ.
Нарушен порядок слов, что привело к искажению содержания.
Эвакуация пассажиров из вагонов при возникновении загорания производится через двери вагона по команде машиниста, переданной по громкой связи.


      Задание 7.

       Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения:
поодаль, бездарь, живость, зараза.

Ответ.
Современное
членение
Историческое членение
по-одаль
по-о-даль; приставка о- та же, что и в словах окрест, около, обок
без-дарь
без-да-рь; корень да тот же, что и в глаголе дать; -рь- суфф. со значение лица, ср.: звонарь, рыбарь, писарь
жив-ость
жи-в-ость: жи-ть > жи-в > жи-в-ой > жи-в-ость; ср.: рез-в-ый, трез-в-ый, черст-в-ый
зараз-а
за-раз-а; ср. заразить, поразить


      Задание 8.

       Какой эффект создает переосмысление фразеологизма в  стихотворении И. Бродского?
Восстановите фразеологизм.

Отскакивает мгла
     от окон школы,
     звонят из-за угла
     колокола Николы.
     И дом мой маскарадный
     (двуличья признак!)
     под козырек парадной
     берет мой призрак.

Ответ.
Стилистический эффект заключен в буквальном переосмыслении компонентов фразеологизма брать под козырек, и особенно ощутимым он становится на фоне контекста, не перегруженного иными стилистическими приемами.


      Задание 9.

       Какое значение (отрицательное или утвердительное) содержит в себе предложение «А почему бы и не так?»
Если в нём выражается не отрицание, то почему пишется не, а не ни ?
Приведите аналогичные примеры.

Ответ.
В вопросе содержится общий утвердительный смысл, однако это не препятствует употреблению в нём отрицательной частицы НЕ. Некоторые вопросительные и восклицательные предложения, несмотря на наличие в них отрицательной частицы, могут не иметь отрицательного смысла: значение этих предложений в большей степени зависит от тех местоимений, наречий, частиц, которыми сопровождается вопрос или восклицание. К таким словам в условиях определённого контекста принадлежат слова КТО, ЧТО, ЧЕМ, КАК, ПОЧЕМУ и т.п.
Например: Кто прежней Тани, бедной Тани теперь в княгине б не узнал (А.Пушкин).


      Задание 10.

       Из какого словаря мог быть взят следующий ряд пар слов?
Мутаситься-Накучить. Накучкать-Негоразд. Негораздый-Обвива. Обвивень-Одалбливать. Одале-Осеть. Осець-Отчураться. Отчурить-Первачок.
Каков принцип их расположения? Для чего, по Вашему мнению, предназначены такие словари? В чем их ценность?

Ответ.
Этот ряд слов взят из диалектного словаря русского языка.
Каков принцип их расположения?
1. Расположение этих слов соответствует алфавитному порядку.
2. Эти пары показывают разбивку по выпускам какого-то большого словаря
3. Это выпуски большого словаря русского языка, идущие подряд.
Для чего предназначены такие словари? В чем их ценность?
4. Такие словари описывают диалектную или региональную лексику, то есть специфические слова территориальных русских говоров. Эта лексика важна для реконструкции локальной культуры и истории, а также для истории русского языка в целом.
5. Большой сводный академический называется: «Словарь русских народных говоров».

www.rus.fizolimpiada.ru

Русский язык, 9 класс: уроки, тесты, задания

  • Сложное предложение

    1. Понятие о сложном предложении
  • Сложносочинённое предложение

    1. Понятие о сложносочинённом предложении
    2. Сложносочинённые предложения с соединительными отношениями
    3. Сложносочинённые предложения с разделительными отношениями
    4. Сложносочинённые предложения с противительными отношениями
  • Сложноподчинённое предложение

    1. Понятие о сложноподчинённом предложении
    2. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными
    3. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными
    4. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными (придаточные места и времени)
    5. СПП с придаточными обстоятельственными (придаточные причины, условия, уступки, цели, следствия)
    6. СПП с придаточными обстоятельственными (придаточные сравнения, образа действия, меры и степени)
    7. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными
  • Бессоюзные сложные предложения

    1. Запятая, точка с запятой, запятая и тире в бессоюзных сложных предложениях
    2. Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях
    3. Тире в бессоюзных сложных предложениях
  • Сложные предложения с различными видами связи

    1. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях
  • Стилистика

    1. Речевые жанры
  • www.yaklass.ru

    Решебник (ГДЗ) по русскому языку за 9 класс

    Решебники, ГДЗ

    • 1 Класс
      • Математика
      • Русский язык
      • Английский язык
      • Информатика
      • Немецкий язык
      • Литература
      • Человек и мир
      • Природоведение
      • Основы здоровья
      • Музыка
      • Окружающий мир
    • 2 Класс
      • Математика
      • Русский язык
      • Белорусский язык
      • Английский язык
      • Информатика
      • Украинский язык
      • Немецкий язык
      • Литература
      • Человек и мир
      • Природоведение
      • Основы здоровья
      • Музыка
      • Окружающий мир
      • Технология
    • 3 Класс
      • Математика
      • Русский язык
      • Белорусский язык
      • Английский язык
      • Информатика
      • Украинский язык
      • Немецкий язык
      • Литература
      • Музыка
      • Окружающий мир
      • Испанский язык
    • 4 Класс
      • Математика
      • Русский язык
      • Белорусский язык
      • Английский язык
      • Информатика
      • Украинский язык
      • Немецкий язык
      • Литература
      • Человек и мир
      • Основы здоровья

    megaresheba.ru

    тренировочные задания по русскому языку для 9 класс

    Готовимся к ГИА, обобщаем изученное: контрольно — тренировочные задания по русскому языку, 9 класс. Часть 4.

    Автор — разработчик Корнилов Алексей Вадимович, учитель русского языка и литературы ГБОУ г. Москвы СОШ №968

    1.Выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв: связать, молния, гуляш, пряжка, тюфяк, лгунья, наверх, приют, рояль, сирень, сияние, копьё, мелочь.

    ______________________________________________________________________________

    2.Выпишите слова с гласной Е на месте пропуска: м__теж, п__рсонал, пр__глашение, отт__рать, р__зерв, тр__буна, ш__нель, д__журный, пш__ница, см__тение.

    ______________________________________________________________________________

    3.Выпишите слова с Ь на месте пропуска: шалаш__, проч__, пустош__, трикотаж__, могуч__, щёлоч__, вираж__, об__ектив, ос__миног, двух__ярусный, паралич__.

    ______________________________________________________________________________

    4.Выпишите слова с удвоенной согласной на месте пропуска: ко(р,рр)ектор, кора(л,лл), класси(ф,фф)икация, гума(н,нн)изм, серебря(н,нн)ый, а(п,пп)арат, кожа(н,нн)ый.

    ______________________________________________________________________________

    5. В каждой группе слов найдите лишнее. Выпишите его.

    А) К__сательная, предл__жение, к__рамель, заг__релый, изл__гать.

    _________________________________________

    Б) Бл__стеть, м__ллиметр, прот__реть, выб__раешь, зап__реть.

    _________________________________________

    В) Бе__жалостный, ра__гибать, во__хвалять, ра__даваться, в__бунтовался.

    _________________________________________

    Г) (Кое)где, пол(лимона), (во)первых, (сверх)интересный, кто(нибудь).

    _________________________________________

    Д) Кожа(н,нн)ый, ветре(н,нн)ый, торжестве(н,нн)ый, серебря(н,нн)ый, глиня(н,нн)ый.

    _________________________________________

    Е) Наречие, деепричастие, причастие, местоимение, частица.

    _________________________________________

    6.Замените словосочетания со связью согласование синонимичными со связью управление.

    Мраморная лестница — ________________________________________

    Золотое кольцо — _____________________________________________

    Речная поверхность — _________________________________________

    Солнечные лучи — ____________________________________________

    Манная каша — _______________________________________________

    7.Укажите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

    А) Гуля смотрела на всё это великолепное сияние огней и думала, «За что нам такое счастье?»

    Б) Полупрозрачные тёплые тона легли на ветки деревьев, на желтоватую прошлогоднюю траву, на дымчато – розовые облака.

    В) Коля в свободные от занятий часы бегал на бульвар, и, положив на колени небольшой альбомчик, делал зарисовки.

    Г) «Вот это машина!» — почтительно сказал Костя, провожая взглядом комбайны.

    Д) Во время бомбёжек или артиллерийского огня Журочкин вёл себя с удивительным хладнокровием и осмотрительностью.

    ___________________________________________________________________

    8.Расставьте знаки препинания в предложениях.

    А) Белки винтом сбегали вниз по стволам сосен брали из рук печенье садились мальчишкам на плечи залезали в хозяйственные сумки.

    Б) Возле каждого города есть такое место о котором мы оказавшись вдали вспоминаем с волнением сердца.

    В) Родина начинается с твоего дома с твоего города и села с того самого места где ты впервые по – взрослому объяснился с природой.

    Г) Миновав мелколесье поднимаешься на холм и замираешь поражённый: внизу Днепр закованный льдом душистые ветлы на берегах а по всему противоположному склону сбегают молодые берёзки.

    Д) Лес неожиданно кончился засветилась опушка показалась деревня дворов в пятнадцать.

    Ответы

    1.Молния, приют, сияние.

    2.Персонал, резерв, дежурный, пшеница.

    3.Прочь, пустошь, щёлочь, осьминог.

    4.Корректор, коралл, аппарат.

    5.

    А) карамель

    Б) миллиметр

    В) восхвалять

    Г) сверхинтересный

    Д) торжественный

    Е) частица

    6.

    Мраморная лестница – лестница из мрамора

    Золотое кольцо – кольцо из золота

    Речная поверхность – поверхность реки

    Солнечные лучи – лучи солнца

    Манная каша – каша из манки

    7. А, В.

    8.

    А) Белки винтом сбегали вниз по стволам сосен, брали из рук печенье, садились мальчишкам на плечи, залезали в хозяйственные сумки.

    Б) Возле каждого города есть такое место, о котором мы, оказавшись вдали, вспоминаем с волнением сердца.

    В) Родина начинается с твоего дома, с твоего города и села, с того самого места, где ты впервые по – взрослому объяснился с природой.

    Г) Миновав мелколесье, поднимаешься на холм и замираешь поражённый: внизу Днепр, закованный льдом, душистые ветлы на берегах, а по всему противоположному склону сбегают молодые берёзки.

    Д) Лес неожиданно кончился, засветилась опушка, показалась деревня дворов в пятнадцать.

    globuss24.ru

    Олимпиада по русскому языку 9 класс, задания с ответами

    На уроках русского языка в 9 классе изучаются сложные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, сложные предложения с разными видами связями. Отдельное внимание в программе для девятиклассников уделяется развитию речи, повторению орфографии.

    Материалы этих тем используются при составлении заданий для проведения олимпиады по русскому языку. Сложность таких заданий может различаться от средней, до повышенной, а значит готовиться к олимпиаде нужно заранее.

    Ниже вы найдете примеры олимпиадных заданий для 9 класса с правильными ответами. Использовав приведенные задания можно провести пробную олимпиаду на уроке или потренироваться самостоятельно во внеурочное время.

    Скачайте задания, заполнив форму!

    После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

    Тестовые задания

    1. Если в предложении два и более придаточных разного типа присоединяется к одному главному, то это
    А) Сложноподчиненное предложение с однородным подчинением.
    Б) Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением.
    В) Сложноподчиненное предложение с неоднородным подчинением
    Г) Предложение с разными типами связи.
    Д) Бессоюзное предложение.

    2. Схема предложения.
    Когда она прошла мимо нас, от нее повеяло тем неизъяснимым ароматом, которым дышит иногда записка милой женщины.
    А) [ ], ( )
    Б) ( ), [ ], ( )
    В) [ ], ( ), ( )
    Г) [ ], ( ), ( ), ( ).
    Д) ( ), [ ].

    3. Количество пропущенных знаков препинания.
    Мне тогда в голову не приходило что человек не растение что процветать ему долго нельзя.
    А)2
    Б)5
    В)3
    Г)4
    Д)1

    4. Косвенная речь – это
    А) Чужая речь, переданная в измененной форме.
    Б) Речь двух или нескольких людей.
    В) Чужая речь, переданная дословно, без изменений.
    Г) Чужая речь, переданная в форме сложносочиненного предложения.
    Д) Чужая речь, переданная в форме бессоюзного сложного предложения.

    5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
    А) Чего она мне нервы мотает?
    Б) По дому плавали запахи и крики.
    В) Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый булыжник.
    Г) Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретруха».

    6. Укажите ошибочное суждение.
    А) В слове ЧУВСТВОВАЛ все согласные твёрдые.
    Б) В слове ШЕСТНАДЦАТЬ звуков меньше, чем букв.
    В) В слове ХЛЕБ последний звук [п].
    Г) В слове ДЕТСТВЕ есть звук [ц].

    7. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
    А) голодала
    Б) заплесневеет
    В) осложнения
    Г) положили

    8. Укажите слова, в которых пишется Ь:
    А) вскач…
    Б) настеж…
    В) горюч…
    Г) невтерпеж…

    9. Укажите слова, которые пишутся через дефис:
    А) (полу) ночник
    Б) (древне)русский
    В) (пол)арбуза
    Г) (общественно)политический

    10. В каком слове пишется Ъ?
    А) помещич.и
    Б) фел.етон
    В) ин.екция
    Г) в.юга

    Открытые вопросы

    Вопрос 1
    Выпишите слова и словоформы, в которых ударение ставится на последний слог.
    Черпать, асимметрия, краны, пломбировать, абонировать, библиограф, мещанин, отвар.

    Вопрос 2
    В латинском языке есть слово valeo — «становлюсь сильным, здоровым». Какие современные русские слова по происхождению связаны с ним?

    Вопрос 3
    Как вы понимаете фразу Столы в кабинете стояли покоем? Прокомментируйте свой ответ.

    Вопрос 4
    Какой прием используется в стихотворении? На каком языковом средстве он основывается?
    Так спросил у озорного
    Кота Васи я:
    – Что же значит это слово:
    Ка-та-ва-си-я?
    Кот весьма любезен был –
    Объяснил наглядно:
    Всю посуду перебил
    И спросил:
    – Понятно?

    Вопрос 5
    Определите по фонетической транскрипции, какой из вариантов является произношением старомосковским, а какой – современным:
    [шыгат’], [шагат’]; [падм’иг’иват’], [падм’иг’ават’], [мойус], [мойус’].

    Творческие задания

    Задание 1
    Объясните, что означает выражение отделять плевелы от пшеницы? Каково его происхождение? Когда оно употребляется в современном языке? Приведите примеры.

    Задание 2
    Замените предложенные слова фразеологическими синонимами.
    Много — ….
    Обмануть — …

    Задание 3
    Восстановите словообразовательное гнездо, определив начальное слово и дальнейшее образование новых слов.
    Ночник, ночка, заночевать, ночь, ночной, ночевать, ночёвка, переночевать.

    Задание 4
    Озаглавьте текст. Усложните предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Завершите описание деревенского утра.

    Пели вторые п…тухи. С неба в пр.тихш.. озеро Кочки кап…ли тёплые звёзды. В …соке со(н,нн)о крякали утки. В хл…вах чу…твуя пр…бл…жение утра мычали коровы. В мутном побл…дневш…м воздухе (не,ни)слышно н…сились л…туч.. мыши. Наквак…вшись (в)доволь крепким сном спали л…гушки.

    Задание 5
    Вспомните и составьте по двум данным словам пословицы и поговорки:
    Коса- камень, брод- вода, свет- тьма, перья- уменье, лес- щепка, шило- мешок, журавль – синица, слово- воробей, серо- бело, глаза- рука.

    Ответы на тесты

    Тестовое задание№ 1№ 2№ 3№ 4№ 5
    ОтветВБААБ
    Тестовое задание№ 6№ 7№ 8№ 9№ 10
    ОтветАГА, БВ, ГВ

    Ответы на открытие вопросы

    Ответ на вопрос 1: Асимметрия, пломбировать, мещанин, отвар.
    Ответ на вопрос 2: валидол, инвалид, Валерий, валериана, валидный
    Ответ на вопрос 3: Столы в кабинете стояли буквой П, которая раньше называлась покой.
    Ответ на вопрос 4: Речь идет о каламбуре, который основан на использовании омофонов.
    Ответ на вопрос 5:
    Старомосковские: [шыгат’],[падм’иг’ават’],[мойус].
    Современные: [шагат’]; [падм’иг’иват’]; [мойус’].

    Ответы на творческие задания

    Пример ответа на творческое задание №1:
    Выражение отделять плевелы от пшеницы пришло в русский язык из Евангелия. В притче о пшенице и плевелах есть такие слова: «Соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь, а пшеницу уберите в житницу мою». Эти слова и стали источником фразеологизма — отделять плевелы от пшеницы.
    Современное значение — отделить плохое от хорошего, вредное от полезного (плевелы – сорная трава, скорее всего «куколь», которой можно отравиться). Первоначальное значение по Евангелию: «отделять дьявольское от божеского».

    Пример ответа на творческое задание №2
    Много. Тьма тьмущая, счёту нет, потерять счёт, девать некуда, как сельдей в бочке, яблоку негде упасть, хоть отбавляй и т. д.

    Обмануть. Водить за нос, оставлять с носом, оставить ни с чем и т. д.

    Пример ответа на творческое задание №3
    Ночь- ночка
    -ночник
    -ночной
    -ночевать- ночёвка
    -заночевать
    -переночевать

    Пример ответа на творческое задание №4
    Утро на ферме
    Пели вторые петухи. С неба в притихшее озеро Кочки капали тёплые звёзды. В осоке сонно крякали утки. В хлевах, чувствуя приближение утра, мычали коровы. В мутном, побледневшем воздухе неслышно носились летучие мыши. Наквакавшись вдоволь, крепким сном спали лягушки.

    Пример ответа на творческое задание №5
    Нашла коса на камень. Не зная броду, не суйся в воду. Ученье – свет, неученье- тьма. Красна птица перьями, а человек уменьем. Лес рубят- щепки летят. Шила в мешке не утаишь. Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Мыло серо, да моет бело. Глаза боятся, руки делают.

    Скачайте задания, заполнив форму!

    После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

    Другие классы
    Обновлено: , автор: Валерия Токарева

    ruolimpiada.ru

    Author: alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *