Олимпиада по русскому языку
Для успешной подготовки к олимпиаде по русскому языку, рекомендую ознакомиться и попробовать ответить на реальные варианты олимпиадных заданий по русскому языку.
На моем сайте размещены наиболее реалистичные варианты заданий и ответы на большинство из этих заданий. Все варианты заданий взяты с реальных олимпиад по русскому.
Представленные примеры ответов на задания, позволят Вам хорошо подготовиться к олимпиадам и даже стать их призерами, а это очень серьезный шаг к поступлению в ВУЗ, ведь победителям олимпиад льготы при поступлении никто не отменял.
Правильность ответов на выполненные задания можно проверить на страницах с ответами. Удачи.
Олимпиада по русскому языку 1 класс
Олимпиада по русскому языку 2 класс
Олимпиада по русскому языку 3 класс
Олимпиада по русскому языку 4 класс
Олимпиада по русскому языку 5 класс
Олимпиада по русскому языку 6 класс
Олимпиада по русскому языку 7 класс
Олимпиада по русскому языку 8 класс
Олимпиада по русскому языку 9 класс
Олимпиада по русскому языку 10 класс
Олимпиада по русскому языку 11 класс
Русский язык
Русский язык
относится к восточной группе славянских языков, принадлежащих индоевропейской семье языков. Он является восьмым языком в мире по численности владеющих им как родным и пятым языком в мире по общей численности говорящих. Русский язык ЂЂЂ национальный язык русского народа, основной язык международного общения в центральной Евразии, в Восточной Европе, один из рабочих языков ООН. Он является наиболее распространённым славянским языком и самым распространённым языком в Европе ЂЂЂ географически и по числу носителей языка как родного. Занимает четвёртое место среди самых переводимых языков, а также ЂЂЂ седьмое место среди языков, на которые переводится большинство книг.
В 2013 году русский язык вышел на второе место среди самых популярных языков Интернета.
www.rus.fizolimpiada.ru
Олимпиада по русскому языку в 10
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку.
Школьный этап.
11 класс, 2017-2018 уч.г.
Максимальное количество 100 баллов.
Ответы к заданиям
Фонетика и графика. Соотношение букв и звуков.
1. Запишите указанные слова в транскрипции. (За каждый верный ответ учащийся получает по 1 баллу). Максимальное количество 6 баллов.
боится — [баиъ], ельник — [jэл᾽н᾽ик], родство — [рацтво], экзамен — [игзамин], лёгкий — [л᾽ох᾽к᾽иj], без жизни — [бе.
2. В нашем языке много «парных слов»: сторож-страж, млечный – молоко, дерево – древо. В корнях этих слов чередуются полногласные и неполногласные сочетания звуков. Напишите, что вы знаете об этом фонетическом явлении в русском языке.
Это фонетическое явление лежит в основе названия реки Смородины, знакомой вам по сказкам и былинам. Как вы думаете, существовала ли такая река на самом деле? Что могло означать её название? Свой ответ аргументируйте (5 баллов)
Максимальное количество за 2 задание 10 баллов.
Пример ответа Слова с неполногласием пришли к нам в русский язык из старославянского. Наличие неполногласия – примета старославянизмов. Они считались словами торжественного высокого стиля.
Река Смородина – эпическая, зловещая река. Смородина – смрадная, пахнущая смрадом.
Орфоэпия. Нормы ударения в словах
3. В каких словах ударение нужно ставить на первый слог?
(За каждый верный ответ учащийся получает по 1 баллу). Максимальное количество 4 балла.А) срЕдства, Г) тОрты, Е) бАрмен, Ж) кАшлянуть
Знание истории русского алфавита и его истории.
4. Какой буквы в настоящее время нет в русском алфавите? Объясните, кем и с какой целью была удалена из алфавита данная буква. (За верный ответ — 1 балл, за верное объяснение + 2 балла). Максимальное количество 3 балла.
Г. омега
Примерное разъяснение: буква омега была удалена из алфавита в период петровской реформы кириллического алфавита. Пётр I собственноручно изменил и утвердил новую азбуку и шрифт с целью упрощения состава русского алфавита за счет исключения из него некоторых букв, одна из которых омега.
5. В книгах и газетах часто букву Ё заменяют буквой Е. Укажите, в каких словах пишется и произносится только Е. (по 1 баллу за каждый верный ответ) Максимальное количество 2 балла.
В двух словах пишется Е: опека, афера.
Орфография
6. Выберите фразу, где нет орфографических ошибок: (за верный ответ 3 балла)
Б) Импресарио посчитал условия неприемлемыми и остался за рубежом.
Лексика
7. Попытайтесь перевести латинское выражение Repetitio est mater studiorum, опираясь на знание русского языка. Какие русские слова помогут вам это сделать? Прокомментируйте свой ответ (за верный ответ 4 балла и 2 балла за комментарий). Максимально 6 баллов.
Ответ: Повторенье – мать ученья.
1. Studiorum и ср. студент – обучающийся в студии, усердно занимающийся; студия – мастерская художника; учебное заведение для подготовки артистов, художников, скульпторов и др.
Repetitio и ср. репетировать — проводить репетицию; помогать учащемуся в подготовке домашнего задания. Репетитор – лицо, помогающее учащемуся в подготовке домашнего задания, домашний учитель.
8. Как слово «что» в предложениях 4. и 5. будет переведено на польский язык
(за верный ответ 5 баллов)
Ответ Г) 4 — że, 5 — co/że
9. Дайте толкование лингвистическому термину пароним. Приведите 3 примера.
(1 балл за толкование слова, за каждый правильный пример по 1 баллу) Максимально 4 балла.
Пароним – от греч. para – возле, мимо и onyma – имя. Слова, сходные по звучанию, но разные по значению и строению. Абонемент – абонент, костный – костлявый — косный, праздный – праздничный.
Фразеология
10. Объясните значение фразеологизмов. (По 1 баллу за каждый верный ответ) Максимально 4 балла.
1.Разводить антимонии – болтать, вести пустые разговоры, пускаться в отвлекающие от чего-либо разговоры.
2.Закусить удила – действовать, не зная удержу, идя напролом, не считаясь с обстоятельствами, со здравым смыслом, распалившись.
3.Седлать пегаса – писать стихи;
4.Чин чином – так, как нужно, как полагается, как следует.
Морфемика и словообразование
11. Какое слово образовано иначе, чем остальные? Свой ответ прокомментируйте.
(1 балл за верный ответ, за комментарий +3 балл).
В) подножка
Данное слово образовано приставочно-суффиксальным способом, остальные слова – суффиксальным способом.
12. Каких слов не хватает в этой словообразовательной цепочке? Восстановите словообразовательную цепочку (2 балла за верный ответ)
Вода — … водянистость
Не хватает двух звеньев: водяной — водянистый. Полная цепочка выглядит так: вода – водяной – водянистый – водянистость
Морфология
13. Укажите, какой частью речи является слово «тепло»? Подберите к предложениям из первой колонки соответствия из второй колонки. (за каждый верный ответ по 1 баллу) Максимальное количество 4 балла.
А. – 3 Б. – 4 В. – 2 Г. – 1
14. Какое существительное не может быть одушевлённым? Свой ответ прокомментируйте. (1 балл за верный ответ, за комментарий +2 балл).
Г) сорт
Примерный комментарий: это слово, в отличие от других перечисленных слов, нельзя употребить по отношению к человеку, при обращении к человеку.
Синтаксис.
15. Определи синтаксическую функцию инфинитива в предложениях.
Подберите к предложениям из первой колонки соответствия из второй колонки. (за каждый верный ответ по 1 баллу) Максимальное количество 5 баллов.
А. – 1 Б. – 4 В. – 2 Г. – 3 Д. – 5
16. Сколько частей (простых предложений) входит в состав данного сложного предложения? (За верный ответ 1 балл + 2 балла за комментарий).
5 частей.
Примерный комментарий: 5 простых предложений (на это указывают 5 грамматических основ) входит в состав данного сложного предложения.
Пунктуация.
17. Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом? (6 баллов за верный ответ)
Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его, скота, нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец.
Литературоведческие и лингвистические термины
18. Установите соответствие. (За каждый верный ответ учащийся получает по 1 баллу). Максимальное количество 5 баллов.
А. – 5 Б. – 1
В. – 4 Г. – 3 Д. – 2
19. Укажите фамилии учёных-лингвистов (за каждый верный ответ по 1 баллу). Максимальное количество 5 баллов.
Бархударов, Виноградов, Даль, Розенталь, Щерба.
20. Творческая работа
Напишите сочинение-миниатюру в художественном стиле в жанре эссе на тему «Роль книги в нашей жизни».
Оценивается
1. Качество связного текста: полнота и глубина содержания, логика изложения; оригинальность суждений;
2. Языковое и речевое оформление работы: ясность, точность, простота выражения мысли в речевых конструкциях, стилевое единство, эмоциональность стиля, грамотность;
3. Эстетический вкус: построение текста в единстве содержания и формы, отсутствие социологизации и вульгаризации в суждениях, бережное отношение к стилю автора при выборочном цитировании художественного текста.
Критерии оценивания сочинения
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
— в работе нет нарушений абзацного членения текста.
2
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
НО допущена 1 логическая ошибка,
И/ИЛИ в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.
1
В работе просматривается коммуникативный замысел, НО допущено более 1 логической ошибки,
И/ИЛИ имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.
0
К 2
Точность и выразительность речи
Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.
2
Работа характеризуется точностью выражения мысли, НО прослеживается однообразие грамматического строя речи,
ИЛИ
работа характеризуется разнообразием грамматического строя речи, НО есть нарушения точности выражения мысли.
1
Работа отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.
0
ГРАМОТНОСТЬ
К 3
Соблюдение орфографических норм
орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)
3
допущено 1-2 ошибки
2
допущено более 2-3 ошибки
1
допущено более 3 ошибок
0
К 4
Соблюдение пунктуационных норм
пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)
3
допущены 1-2 ошибки
2
допущено 2-3 ошибки
1
более 3 ошибок
0
К5
Соблюдение языковых норм
грамматических ошибок нет
2
допущены 1-2 ошибки
1
допущено более 2 ошибок
0
К6
Соблюдение речевых норм
допущено не более 1 речевой ошибки
2
допущены 2-3 ошибки
1
допущено более 3 ошибок
0
К7
Соблюдение этических норм
этические ошибки в работе отсутствуют
1
допущены этические ошибки (1 и более)
0
К8
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют
1
допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале
0
Максимальное количество баллов за сочинение
16
infourok.ru
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку с ответами 11 класс
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
в 2016-2017 учебном году
11 класс
Максимально возможный балл – 116
Время на выполнение заданий – 180 мин.
11 класс
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Всего |
баллы | 8 | 4 | 5 | 13 | 15 | 10 | 7 | 11 | 6 | 7 | 30 | 116 |
Владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.).
Задание 1
Запомнить правильную постановку ударения в словах, трудных с орфоэпической точки зрения, помогает подбор к ним рифм и составление из получившихся пар двустиший, например:
Не будем улыбаться,
Хватит баловАться.
Составьте подобные двустишия для слов:
давнишний, исстари, призыв, цепочка
Ответ
давнИшний, Исстари, призЫв, цепОчка
За каждое двустишие с правильно поставленным в слове ударением – 2 балла
Всего 8 баллов.
Знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии.
Задание 2
В 1809 г. журнал «Цветник» опубликовал подробную статью Д. Языкова «Замечания о некоторых русских буквах», где автор, излагая историю создания славянского алфавита, замечает: «Буква ___________, потеряв настоящий свой выговор, походит на древний камень, не у места лежащий, о который все спотыкаются и не относят его в сторону затем только, что он древний и некогда нужен был для здания».
Для меня непонятно, зачем предки наши сделали __________ сторожем всех согласных конечных букв. Звук, издаваемый им, то есть тупой, находится во всех языках; но кроме нашего ни в котором нет особенного для него знака…».
Вставьте пропущенные названия букв.
Для какого «здания» была нужна первая вставленная Вами буква?
Ответ
ѣ́ «ять», ъ«еръ» ( по 1 баллу за букву, всего – 2 балла).
«Ять» позволяла различать на письме ставшие давно омонимичными корни. С упразднением «яти» стали омонимами многие слова от разных корней с «е» и «ѣ»: ѣсть («принимать пищу») и есть (ед. ч. 3-е лицо глагола «быть»), лечу (по воздуху) и лѣчу (людей), синѣ́е и си́нее, вѣ́дѣніе и веде́ніе, и т. п.; частично эти совпадения компенсируются расстановкой (при необходимости) ударений и точек над «ё»: всѣ «все» — все «всё».
Греч о роли буквы: «Это знак отличия грамотных от неграмотных».
«Ять» была одной из немногих букв, графически разбивающих монотонность строки, поскольку вертикальная черта выходит за верхнюю границу строки.
За правильный ответ – 2 балла.
Всего 4 балла.
Знание семантической системы современного русского литературного языка, элементарная осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова.
Задание 3
В 1570 году Иван Грозный пишет письмо английской королеве Елизавете I, в котором упрекает ее за то, что англичане нарушают правила торговли между странами:
Ажно у тебя мимо тебя люди владѣютъ, и не токмо люди, но и мужики торговые, и о нашихъ о государскихъ головахъ и о честѣхъ и о земляхъ прибытка не смотрятъ, а ищутъ своихъ торговыхъ прибытковъ. А ты пребываешь въ своемъ девическомъ чину, как есть пошлая девица… И коли ужъ такъ, и мы тѣ дѣла отставимъ на сторону.
Действительно ли царь в своем Послании стремится оскорбить Елизавету, называя пошлой девицей?
Докажите свою точку зрения.
Ответ
Нет. Сочетание «пошлая девица» должно быть переведено на современный русский язык как «обыкновенная, простая девица». (2 балла)
См. перевод, подготовленный Я.С.Лурье и Д.С.Лихачевым:
Но, видно, у тебя, помимо тебя, другие люди владеют, и не только люди, а мужики торговые, и не заботятся о наших государских головах и о чести и о выгодах для страны, а ищут своей торговой прибыли. Ты же пребываешь в своем девическом звании, как всякая простая девица. А тому, кто хотя бы и участвовал в нашем деле, да нам изменил, верить не следовало.
Слово исторически содержит приставку по- и часть -шьл- (от гл.ходить) (2 балла), что и объясняет идею обыкновенности, обычности, несомую словом «пошлый» во времена Ивана Грозного. (1 балл)
Всего 5 баллов.
IV. Знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте
Задание 4
Закончите строки, взятые из статьи Ю.М.Лотмана «Культура и взрыв»:
Системой жестов животные информируют друг друга о своих «правах» на это пространство, силе, голоде, намерении вступить в решительное сражение и т.д. Достаточно часто этот диалог завершается тем, что один из участников, не вступая в бой, признает себя побежденным, сообщая об этом противнику, например, поджимая хвост. Конрад Лоренс отмечал, что когда в конце дуэли ворон подставляет другому ворону глаз или хищник подставляет другому горло – знаки признания себя побежденным, – бой кончается и победитель, как правило, не пользуется возможностью физически уничтожить побежденного. Выражающееся здесь различие между боевым поведением животных и человека породило первоначальный смысл русской поговорки: «_____________________________».
Вспомните еще 10 русских пословиц и поговорок, в которых фигурируют животные и птицы.
Ответ
1. Ворон ворону глаз не выклюет
2.
Сколько волка не корми – все в лес смотрит.
От волка бежал, да на медведя попал (напал)
Счастье, что волк: обманет да в лес уйдет.
Хочешь оленя за рога поймать – а он в лес.
Метил в ворону, а попал в корову.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Волка ноги кормят.
Волков бояться – в лес не ходить.
С волками жить – по волчьи выть.
Бодливой корове бог рог не дает.
Всяк кулик свое болото хвалит (славит)
Конь под нами – бог над нами
Собака лает, ветер носит.
За верное окончание — 3 балла.
За каждую приведенную пословицу (поговорку), в которой фигурируют животные или птицы выставляется балл, но не более 10 баллов.
Всего 13 баллов.
V. Знание речевых и грамматических норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.
Задание 5
Найдите, исправьте и прокомментируйте ошибки.
1. О том, что победу одержит «Единая Россия», у меня даже сомнения не было.
2. От фонда красных партизанов до наших дней.
3. Мы не требуем, чтобы эти средства поступали непосредственно к нам, пусть они будут в распоряжении сельских администраций, а те сумеют ими распорядиться на пользу жителей.
4. Служа закону – служим народу.
5. Дети постарше, особенно в летний период, страдают отсутствием спортивных площадок – футбольных, волейбольных, теннисных и т.д.
Ответ оформите в виде таблицы.
Предложение с ошибкой | Правильный вариант | Комментарий |
Ответ
Предложение с ошибкой | Правильный вариант | Комментарий |
О том, что победу одержит «Единая Россия», у меня даже сомнения не было | У меня даже сомнения не было в том, что победу одержит «Единая Россия» или В том, что победу одержит «Единая Россия», у меня даже сомнения не было. | нарушена грамматическая связь между словами (управление) о том сомнения не было. Сомнение (в чем?) в правдивости, правоте, успехе. |
От фонда красных партизанов до наших дней. | От фонда красных партизан до наших дней. | выбрана неправильная грамматическая форма слова партизаны. В родительном падеже множественного числа существительное партизаны имеет нулевое окончание: партизан. |
Мы не требуем, чтобы эти средства поступали непосредственно к нам, пусть они будут в распоряжении сельских администраций, а те сумеют ими распорядиться на пользу жителей. | …пусть они будут в распоряжении сельских администраций, а те сумеют распределить их (средства) на пользу жителей. | распорядиться на пользу жителей: нарушена грамматическая связь между словами (управление). В пользу (кого? чего?), в интересах кого-нибудь, в соответствии с чьими-нибудь выгодами. На пользу (кому? чему?) людям. Таким образом, надо писать: распорядиться в пользу жителей или на пользу жителям. 2) неоправданный повтор однокоренных слов в распоряжении – распорядиться. |
Служа закону – служим народу. | исполняя закон, служим народу. | служа – нежелателен повтор однокоренных слов: служа, служим. Не нужно авторское тире, обладающее только интонационным значением. |
Дети постарше, особенно в летний период, страдают отсутствием спортивных площадок – футбольных, волейбольных, теннисных и т.д. | Правильный вариант: дети страдают от (из-за) отсутствия площадок…. | Ошибка в управлении: страдают отсутствием площадок: Страдать. 1. Испытывать страдание. Страдать (от чего?) от боли. 2. чем? Иметь какую-нибудь болезнь. Страдать (чем?) головными болями. Страдать самомнением (перен.). 3. Подвергаться чему-нибудь неприятному, терпеть ущерб, урон от чего-нибудь. Посевы страдают (от чего?) от сорняков. |
По каждому примеру за правильный вариант по 1 баллу, за объяснения – 2 балла.
Всего 15 баллов.
Навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа.
Задание 6
Каково значение индоевропейского корня *kes-, если к нему восходят русские слова каша, коса, кость, скала, час, черта, щепка, щель?
Определите буквальное значение приведенных слов, принимая во внимание значение индоевропейского корня.
Ответ
Значение связано с идеей резания, ломания, рассечения, дробления.
Буквальное (первичное) значение выделенных слов:
Каша – то, что раздроблено;
Коса – то, чем рассекают, разрубают;
Кость – обрубки, обломки;
Скала – то, что срезано, сломлено
Час – отрезок времени, рассекающий сутки, «нарезка» времени;
Черта – то, что разрезает, нацарапано;
Щепка – то, что отрублено, отломано;
Щель – то, что рассечено.
2 балла за определение значения, по 1 баллу за определение каждого слова.
Всего 10 баллов.
Знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова.
Задание 7
Как просклонять неопределенные местоимения некто, нечто? В какую систему склонения входят формы некого и нечего и какие морфологические и синтаксические особенности они имеют? Как они соотносятся с формами некто, нечто?
Ответ
Неопределенные местоимения некто, нечто почти не имеют форм косвенных падежей. Местоимение некто употребляется только в именительном падеже, а местоимение нечто — в именительном и винительном падежах. (до 2 баллов)
Местоимения некого, нечего некому, нечему и т.д. являются отрицательными местоимениями и потому не могут служить формами склонения неопределенных местоимений (до 2 баллов) Они, в свою очередь, не имеют форм именительного падежа (1 балл) и употребляются только в безличных предложениях (некого бояться, нечему радоваться) (2 балла).
Всего 7 баллов.
Знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.
Задание 8
Составьте схему предложения, отразив в ней все синтаксические конструкции, определяющие постановку знаков препинания.
С предложением какого типа вы встретились?
Определите типы придаточных предложений.
В бывшем кабинете деда, где даже в самые жаркие дни была могильная сырость, сколько бы ни открывали окна, выходившие прямо в тяжелую, темную хвою, такую пышную и запутанную, что невозможно было сказать, где кончается одна ель, где начинается другая, — в этой нежилой комнате, где на голом письменном столе стоял бронзовый мальчик со скрипкой, — был незапертый книжный шкап, и в нем толстые тома вымершего иллюстрированного журнала. (В.Набоков)
Ответ
Схема …..(приемлема схема, в которой отражены грамматические основы). За верный ответ — 5 баллов.
Сложное предложение с сочинением и подчинением — 1 балл.
3)
В бывшем кабинете деда, где даже в самые жаркие дни была могильная сырость, … — придаточное определительное
была могильная сырость, сколько бы ни открывали окна, выходившие прямо в тяжелую, темную хвою, такую пышную и запутанную… — придаточное уступки
в тяжелую, темную хвою, такую пышную и запутанную, что невозможно было сказать… —
придаточное степени
невозможно было сказать, где кончается одна ель, где начинается другая, — придаточные изъяснительные
в этой нежилой комнате, где на голом письменном столе стоял бронзовый мальчик со скрипкой… — придаточное определительное
По 1 баллу за каждый верно определенный пункт; всего – 5 баллов.
Всего 11 баллов.
Элементарная осведомленность в области истории русского языкознания.
Задание 9
В букварях и орфографических пособиях XVII – XIX вв. этот орфографический знак называли единитный, единительный, знак единительства. Как называется этот знак сегодня? Каковы его функции?
Ответ
Этот орфографический знак сегодня называется дефис (1 балл), реже – черточка (1 балл). Он используется при написании сложных слов (1 балл), для переноса части слова с одной строки на другую (1 балл), при сокращенном написании слов, например, г-н – господин (1 балл), для передачи на письме эмоционально окрашенной речи, например, О-о-очень хорошо! (1 балл).
Всего 6 баллов.
Коммуникативные умения и навыки.
Задание 10
Существует анекдот:
Мальчик, почему ты плачешь? – Потерялся. – А как тебя зовут? – Не знаю. – А как зовут твоих родителей? – Не знаю. – А адрес знаешь? – Знаю: www. мальчик. ru.
Как известно, анекдоты указывают на «болевые точки» жизни общества. Почему стало возможно появление этого анекдота?
В чем отрицательные и положительные стороны отраженного в этом анекдоте общественного явления?
Укажите лингвистический прием, при помощи которого в анекдоте создается юмористический эффект.
Ответьте на каждый вопрос одним-двумя предложениями.
Ответ
Появление такого анекдота стало возможно в связи с повышением роли компьютера в обыденной жизни человека, особенно с внедрением Интернета (1 балл).
Отрицательные стороны компьютеризации и «интернетизации»: уход в «виртуальный» мир и неумение существовать в реальном пространстве, сокращение (до сведения на нет) общения с реальными собеседниками, ослабление коммуникативных потенций ребенка и др. ( 2 балла).
Положительные стороны: увеличение скорости обработки информации, компактный способ ее хранения, расширение возможностей работы с текстом и «картинкой», расширение коммуникативных возможностей человека (контакт со всем миром), сокращение времени на выполнение различных видов интеллектуальных работ, платежей, отправки информации, расширение игровых возможностей и др. (2 балла).
Юмористический эффект анекдота создается за счет лексического повтора выражения – не знаю – и полисемии (многозначности) слова адрес: «местожительство, местонахождение» и «адрес электронной почты, сайта» (2 балла: название лингвистического средства + иллюстрация-пример; два средства с двумя примерами).
Всего 7 баллов.
Творческие способности.
Задание 11
Прочитайте фрагмент из «Лаврентьевского летописного свода» (1377 г.) и переведите его на современный русский язык.
Ответы
Перевод.
Оценка
За правильный перевод – 10 баллов. Из баллов, набранных за перевод, вычитается по 1 баллу за каждую ошибку в переводе. За каждый правильный ответ на вопросы участник получает 2 балла.
Всего 30 баллов.
multiurok.ru
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поискуВсероссийская олимпиада школьников по русскому языку | ||||||||||||||||||
Эмблема XIII Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку на церемонии открытия Заключительного этапа олимпиады 7 апреля 2008 года (Кисловодск) | ||||||||||||||||||
Основные сведения | ||||||||||||||||||
|
ru.wikipedia.org
Внеклассная работа — олимпиады по русскому языку
1-я Всероссийская олимпиада для 9 класса
Задания Всероссийской олимпиады по русскому языку, 1996 год — 9 класс
Дата публикации: 2011-10-23 10:39
10-я Всероссийская олимпиада для 9 класса
Задания Всероссийской олимпиады по русскому языку, 2005 год — 9 класс
Дата публикации: 2011-10-23 10:44
13-я Всероссийская олимпиада для 10 класса
Задания Всероссийской олимпиады по русскому языку, 2008 год — 10 класс
Дата публикации: 2011-10-27 23:19
13-я Всероссийская олимпиада для 9 класса
Задания Всероссийской олимпиады по русскому языку, 2008 год — 9 класс
Дата публикации: 2011-10-27 23:16
15-я Всероссийская олимпиада для 10 класса
Задания Всероссийской олимпиады по русскому языку, 2010 год — 10 класс
Дата публикации: 2011-10-27 22:03
15-я Всероссийская олимпиада для 11 класса
Задания Всероссийской олимпиады по русскому языку, 2010 год — 11 класс
Дата публикации: 2011-10-27 22:49
15-я Всероссийская олимпиада для 9 класса
Задания Всероссийской олимпиады по русскому языку, 2010 год — 9 класс
Дата публикации: 2011-10-27 21:58
18-я Всероссийская олимпиада для 10 класса (формат pdf — 785 Кб)
Задания и ответы Всероссийской олимпиады по русскому языку, 2013 год — 10 класс
Дата публикации: 2014-01-01 20:14
18-я Всероссийская олимпиада для 11 класса (формат pdf — 797 Кб)
Задания и ответы Всероссийской олимпиады по русскому языку, 2013 год — 11 класс
Дата публикации: 2014-01-01 20:18
18-я Всероссийская олимпиада для 9 класса (формат pdf — 617 Кб)
Задания и ответы Всероссийской олимпиады по русскому языку, 2013 год — 9 класс
Дата публикации: 2014-01-01 20:14
1 2 3saharina.ru
Задания с ответами для проведения школьного этапа олимпиады по русскому языку для 7-8 классов
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Школьный этап
7-8 классы
Фамилия, имя участника ______________________________________
1. Даны пары слов: 1) код – кот, 2) нос – нёс, 3) был – бил, 4) пуд – путь. В каких парах произношение слов различается лишь одним звуком?
А в 1, 2
Б во 2, 3
В во 2, 4
Г во 2, 3, 4
Д во всех
2. Подчеркните глагол, ударение в котором стоит не на том же месте, что у остальных: блокировать, пломбировать, сканировать, бомбардировать, суммировать.
3. На уроке русского языка ученикам дали задание записать 10 слов с приставкой под-. Три одноклассника – Вася, Миша и Костя – записали по 10 слов. Кто из них справился с заданием?
неподвижнонеподкупный
подача
подвеска
подводный
подземелье
подмигнуть
подросток
подхватить
самоподготовка
исподлобья
неподвластно
подданный
подмастерье
подтвердить
подчинительный
подъём
подыграть
преподнести
подражать
поднос
бесподобный
подоить
подытожить
приподнятый
подчеркнуть
подтаять
подотчётный
подкармливать
подробности
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Как звали бы кота Базилио из сказки «Приключения Буратино», если бы он жил в России?
__________________
5. Укажите род имён существительных:
киви — _______________ авокадо — _____________
алоэ — ________________ брокколи — ____________
кольраби — ____________ салями — ______________
пенальти — ____________ жюри — _______________
сирота — ______________ ворота — ______________
6. Составьте все возможные фразеологизмы с использованием названий домашних животных из левой графы. Менять число и падеж существительных разрешается. Найдите «лишнее» животное. Известны ли вам фразеологизмы, в которых участвуют несколько «героев» левой графы?
баранкоза
козёл
конь
корова
кот
кошка
курица
лошадь
собака
в мешке
в огород
драная
зарыта
лапой
мокрая
на новые ворота
на сене
наплакал
не валялся
не клюют
не подъедешь
отпущения
сидорова
скребут на сердце
языком слизала
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________7. Как называется основная синтаксическая единица, содержащая сообщение, вопрос или побуждение:
А предложение
Б словосочетание
В текст
Г слово
8. Заполните таблицу недостающими названиями частей человеческого тела:
ОТВЕТЫ
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Школьный этап
7-8 классы
1. Даны пары слов: 1) код – кот, 2) нос – нёс, 3) был – бил, 4) пуд – путь. В каких парах произношение слов различается лишь одним звуком?
А в 1, 2
Б во 2, 3
В во 2, 4
Г во 2, 3, 4
Д во всех
1) [кот] — [кот] – не различаются,
2) [нос] — [н,ос] – различаются 1 звуком,
3) [был] — [б,ил] – различаются 2 звуками,
4) [пут] — [пут,] – различаются 1 звуком
(2 балла)
2. Подчеркните глагол, ударение в котором стоит не на том же месте, что у остальных: блокировать, пломбировАть, сканировать, бомбардировать, суммировать.
(2 балла)
3. На уроке русского языка ученикам дали задание записать 10 слов с приставкой под-. Три одноклассника – Вася, Миша и Костя – записали по 10 слов. Кто из них справился с заданием?
неподвижнонеподкупный
подача
подвеска
подводный
подземелье
подмигнуть
подросток
подхватить
самоподготовка
исподлобья
неподвластно
подданный
подмастерье
подтвердить
подчинительный
подъём
подыграть
преподнести
подражать
поднос
бесподобный
подоить
подытожить
приподнятый
подчеркнуть
подтаять
подотчётный
подкармливать
подробности
__Миша______________
Вася неверно выделил приставку в словах неподвижно и подача. Костя – в словах бесподобный, подоить и подробности.
(2 балла, если указан ответ «Миша»,
+ 1 балл за каждое пояснение=
максимум 7 баллов)
4. Как звали бы кота Базилио из сказки «Приключения Буратино», если бы он жил в России?
__Василий_______
(1 балл)
5. Укажите род имён существительных:
киви — средний
авокадо — средний
алоэ — средний
брокколи — женский
кольраби — женский
салями — женский
пенальти — мужской
жюри — средний
сирота — общий
ворота – не имеет, т.к. не имеет формы ед.ч.
(10 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ)
6. Составьте все возможные фразеологизмы с использованием названий домашних животных из левой графы. Менять число и падеж существительных разрешается. Найдите «лишнее» животное. Известны ли вам фразеологизмы, в которых участвуют несколько «героев» левой графы?
баранкоза
козёл
конь
корова
кот
кошка
курица
лошадь
собака
в мешке
в огород
драная
зарыта
лапой
мокрая
на новые ворота
на сене
наплакал
не валялся
не клюют
не подъедешь
отпущения
сидорова
скребут на сердце
языком слизала
Ни на какойДрать как
козе
козу
не подъедешь
сидорову
Пустить
козла
козёл
в огород
отпущения
конь
не валялся
Как
корова
языком слизала
Купить
кота
кот
в мешке
наплакал
кошка
кошки
драная
скребут на сердце
Писать как
Денег
курица
курица
куры
мокрая
лапой
не клюют
Вот где
как
собака
собака
зарыта
на сене
«Лишнее» животное – лошадь. Двое «героев» левой графы участвуют во фразеологизме «жить как кошка с собакой».
(по 1 баллу за каждый фразеологизм=16 баллов,
+ 1 балл за «лишнее» животное
+ 1 балл за совместный фразеологизм =
максимум 18 баллов)
7. Как называется основная синтаксическая единица, содержащая сообщение, вопрос или побуждение:
А предложение
Б словосочетание
В текст
Г слово
(1 балл)
8. Заполните таблицу недостающими названиями частей человеческого тела:
(12 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ)Максимальный балл – 53 балла.
infourok.ru
Всероссийская олимпиада по русскому языку 6 класс с ответами
Задания для школьного тура олимпиады по русскому языку
6 класс
Фамилия, имя уч-ся __________________________________________________________________
Школа_______________________________________________________________________________
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ
1. Расставьте ударения в словах:
Алфавит, красивее, случай, хозяева, звонишь, августовский, щавель, прибыл, положил, кружева, премировать, украинский. (по 1 баллу за каждый правильный ответ)
Итого баллов: _______
2. Какие слова образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов:
а) краб б) лён в) люк г) лоб д) шёл
Ответ: а)__________ б)________ в) ________ г) _______ д) ________
(по 1 баллу за каждый правильный ответ)
Итого баллов: _______
3. Выпишите слово, в котором количество звуков и букв совпадает:
Баян, рояль, солнце, косьба, роль, юла. (1 балл)
Ответ: _______________
Итого баллов: _______
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
1. Разберите данные слова по составу:
Зелень выносливость загорались огурчик наладчик завьюжило
(по 1 баллу за каждый правильный ответ)
Итого баллов: _______
2. Выпишите слово, в котором есть суффикс –ОЧК-:
Обточка, строчка, карточка, почка, дочка, примочка.
Ответ: __________________ (1 балл)
Итого баллов: _______
3. Разделите слова на две группы. Объясните, на каком основании вы это сделали?
Купать, купить, скупка, купальня, выкупить, выкупаться, откупаться, искупаться, накупить, прикупить.
(1 балл + 2 балла за грамотное объяснение)
Ответ: ___________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Итого баллов: _______
ОРФОГРАФИЯ
1. Вставьте пропущенные буквы. Укажите букву ряда, в котором во всех словах в корне пишется одна и та же буква.
а) соб…раем, выт…реть, сд…рает б) выр…щенный, заг…р, предл…жение
в) р…сток, прик…сновение, пол…жение г) отр…сль, уг…реть, к…сательная
(1 балл + 1 балл за все правильно вставленные буквы)
Ответ: _________
Итого баллов: _______
2. Вставьте пропущенные буквы. Укажите букву ряда, в котором во всех словах в приставке пишется одна и та же буква.
а) ра…писание, бе…шовный, во…гореться б) …бежать, не…говорчивый, бе…шовный
в) и…бежать, не…держанный, бе…вкусный г) ра…целовать, и…мазать, во…делать
(1 балл + 1 балл за все правильно вставленные буквы)
Ответ: _________
Итого баллов: _______
3. Вставьте пропущенные буквы: акац…я, во…зал, ч…лка, зап…вать (песню), отв…рить (дверь), ц…ганский, мыш…нок, ц…новка, выб…ру, предл…гать, забл…стели, деш…вый, з…ря, ш…рох, ш…в
(по 1 баллу за каждую правильную букву)
Итого баллов: _______
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ
1. Замените синонимами устаревшие слова:
Очи __________ лик __________ отрок ___________ изречь _____________ внимать ______________
(по 1 баллу за каждый правильный ответ)
Итого баллов: _______
2. Как называются выделенные слова (термин):
— Скорей, сестра, на рыб взгляни, попались на крючок они!
В ведерко руку окуни — Не бойся, это окуни!
Ответ: ____________________________ (1 балл)
Итого баллов: _______
3. Какое из этих слов лишнее по смыслу?
а) глазомер б) секундомер в) шагомер г) угломер д) силомер
Ответ: ____________________________ (1 балл)
Итого баллов: _______
4. Какие из данных фразеологизмов имеют значение «МАЛО», «МНОГО»? Подпишите эти значения у выбранных фразеологизмов.
Раз два и обчелся _______________ Сидеть сложа руки ________________
Пруд пруди _______________ След простыл ________________
Дать нагоняй ________________ Капля в море ________________
Кот наплакал ________________ Во все лопатки ________________
(по 1 баллу за каждый правильный ответ)
Итого баллов: _______
МОРФОЛОГИЯ И ГРАММАТИКА
1. Подберите к данным словам имена прилагательные – определения:
Тюль _________________ рояль ____________________ кенгуру ______________________
картофель __________________ фамилия __________________ шампунь ______________________
(по 1 баллу за каждый правильный ответ)
Итого баллов: _______
2. Выпишите глагол, от которого нельзя образовать парный ему глагол несовершенного вида? а) встретиться б) смутиться в) оказаться г) очутиться д) отказаться
Ответ: _______________________ (1 балл)
Итого баллов: _______
3. Выпишите слово, от которого неправильно образована форма множественного числа.
а) паруса б) якоря в) лекторы г) инспектора д) директора
(1 балл)
Итого баллов: _______
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
1. Определите, каким членом предложения являются выделенные слова, подчеркните их:
а) Орлята учатся летать. б) Мне слышался знакомый шум. в) Нас не нужно жалеть.
г) Он прочитал на память несколько строк. д) Цыплят по осени считают.
(по 1 баллу за каждый правильный ответ)
Итого баллов: _______
2. Расставьте предложения по порядку так, чтобы получился текст. Выберите правильный вариант ответа.
А) И песок в пустыне, как волны.
Б) Пустыня как море, только вместо воды песок.
В) В сильный ветер барханы продвигаются и засыпают всё на своём пути.
Г) Волны песка называются барханами.
а) БГАВ б) АБГВ в) БАГВ г) ГВБА
Ответ: ____________ (1 балл)
Итого баллов: _______
3. Продолжите каждый из начатых примеров, чтобы получить сложные предложения.
а) Взошло солнце, и _______________________________________________________________________
б) Звонко стучал по сухому дереву дятел, а ____________________________________________________
в) Деревья шумели, шуршали и слушали, как __________________________________________________
(по 1 баллу за каждый правильный ответ)
Итого баллов: _______
МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА РАБОТУ: 75 баллов
Всего баллов: __________
ОТВЕТЫ
на задания для школьного тура олимпиады по русскому языку
6 класс
Фонетика и орфоэпия.
1. АлфавИт, красИвее, слУчай, хозЯева, звонИшь, Августовский, щавЕль, прИбыл, положИл, кружевА, премировАть, украИнский.
2. а) парк б) ноль в) куль г) пол д) ложь
3. рояль
Словообразование
1.Зелень-, вы-нос-лив-ость-, за-гор-а-л-и-сь, огурч-ик-, налад-чик-, за-вьюж-и-л-о.
2. Карточка
3. а) купать, купальня, выкупаться, искупаться – значение корня: мыть, мыться
б) купить, скупка, выкупить, откупаться, накупить, прикупить – значение корня: приобрести что-либо
Орфография
1. В
а) собИраем, вытЕреть, сдИрает б) вырАщенный, загАр, предлОжение
в) рОсток, прикОсновение, полОжение г) отрАсль, угОреть, кАсательная
2. Б
а) раСписание, беСшовный, воЗгореться б) Сбежать, неСговорчивый, беСшовный
в) иЗбежать, неСдержанный, беЗвкусный г) раСцеловать, иЗмазать, воЗделать
3. АкацИя, воКзал, чЁлка, запЕвать (песню), отвОрить (дверь), цЫганский, мышОнок, цИновка, выбЕру, предлАгать, заблЕстели, дешЁвый, зАря, шОрох, шОв
Лексика и фразеология
1. Очи — глаза, лик – лицо, отрок – юноша, изречь – сказать, внимать — слушать
2. Омонимы (омоформы)
3. Глазомер
4.
Раз два и обчелся — мало Сидеть сложа руки
Пруд пруди — много След простыл
Дать нагоняй Капля в море — мало
Кот наплакал — мало Во все лопатки
Морфология и грамматика
1. Тюль красивый, рояль новый, кенгуру серый, картофель свежий, фамилия чужая, шампунь хвойный
2. Очутиться
3. Инспектора (инспекторы)
Синтаксис и пунктуация
1. а) Орлята учатся летать. (дополнение) б) Мне слышался знакомый шум. (подлежащее)
в) Нас не нужно жалеть. (сказуемое) г) Он прочитал на память несколько строк(обстоятельство) д) Цыплят по осени считают. (обстоятельство)
2. БАГВ
3. Сложное предложение – в состав которого входят два или несколько простых.
shkolnaya-olimpiada.ru